Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анаксимандр первоосновой считал. Философия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Биография

2. Учение Анаксимандра

Заключение

Введение

Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры.

Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

I. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.

II. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

III. - конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.

IV. - I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период.

Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельныепредставители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе.

Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он былсформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе».

Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры).

Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным»

Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временном отношении. Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности т.е. у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию. У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

1. Биография

Анаксимандр, сын Праксиада, родился в Милете ок. 610 г. до н.э, был другом и учеником Фалеса, жил при дворе Поликрата в Самосе, умер в 546 г. до н.э.

Представитель милетской школы натурфилософии и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой (« О природе - 547 г. до н.э «). Ввёл термин закон, применив понятие общественной практики к природе и к науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

2. Учение Анаксимандра

античный философия анаксимандр бытие

Небесные светила считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны -- цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия -- звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие -- Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце, имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь -- Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь. Таким образом, Анаксимандр полагал, что все небесные светила находятся на разном расстоянии от Земли. Видимо, порядок следования соответствует следующему физическому принципу: чем ближе оно к небесному огню и, следовательно, чем дальше от Земли, тем оно ярче. Согласно современной реконструкции, внутренний и внешний диаметры кольца Солнца составляют, по Анаксимандру, соответственно, 27 и 28 диаметров земного цилиндра, для Луны эти величины составляют 18 и 19 диаметров, для звёзд 9 и 10 диаметров. В основе Вселенной Анаксимандра лежит математический принцип: все расстояния кратны трём.

В системе мира Анаксимандра пути небесных тел являются целыми кругами. Эта точка зрения, в настоящее время вполне очевидная, была новаторской во времена Анаксимандра (мы не можем непосредственно наблюдать ту часть траектории, которая лежит «под землёй», и для подобного вывода требовалась неортодоксальность выводов). Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с орбитами светил вокруг Земли позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.

Вселенная мыслится центрально-симметричной; отсюда у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Тем самым Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры.Некоторые античные авторы приписывали Анаксимандру представление о существовании бесконечного множества миров; современные историки не пришли к согласию относительно достоверности этих свидетельств. Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало -- апейрон (???????) -- которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово «апейрон» у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного.)

Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» -- Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи -- огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (???, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.

Заключительный этап возникновения мира -- появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.

Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».

Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое -- увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии -- понятию «единства и борьбы противоположностей».

Заключение

Философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями.

Во-первых, они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.

Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период.

В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ионийская философия и первые натурфилософские школы Древней Греции: милетская школа и философ-одиночка Гераклит. Философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы. Развитие милетской философии в учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Общая характеристика античной философии. Рассмотрение основных учений Гераклита и милетской школы. Ознакомление с постулатами пифагорейцей и элейской школы. Поиски синтеза, идеи Анаксагора и Эмпедокла. Учения об Демокрита об движении атомов в пустоте.

    презентация , добавлен 12.10.2014

    Изучение общепринятого подхода периодизации истории философии, предложенного Г.В. Гегелем. Исследование взглядов представителя ионической натурфилософии Фалеса. Анализ научных сочинений древнегреческого философа Анаксимандра. Генезис мира у Анаксимена.

    презентация , добавлен 21.01.2014

    Фалес - современник Креза и Солона, первый греческий ученый, математик и астроном. Вода - первооснова всего сущего. Первая попытка философского монизма. Версии гибели Фалеса. Сведения о философии Анаксимандра, преемника Фалеса. Философия Анаксимена.

    реферат , добавлен 20.03.2012

    Космоцентризм, онтологизм и стихийная диалектика мышления как основные черты античной философии. Периодизация античной философии, основные школы натурфилософии, их представители. Учение Демокрита об атоме, как неделимом материальном объекте, основе бытия.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Основа и проблематика древнегреческой философии. Главные постулаты философии софистов. Космоцентризм как общая черта античной философии. Понимание первоосновы мира философами милетской и эфесской школы. Числа и атомистическое учение в пифагорействе.

    реферат , добавлен 29.10.2011

    Периоды и характерные черты античной философии. Мыслители милетской школы, школа Пифагора. Особенности элейской школы древнегреческой философии. Сократические школы как древнегреческие философские школы, созданные учениками и последователями Сократа.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2012

    Характеристика и яркие представители классического этапа развития античной философии. Творчество Платона и сущность его утопии, учение об идеях. Критика теории идеи и метафизика Аристотеля. Философские школы эллино-римского периода античной философии.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

    Первые философские школы, их натурфилософский, космологический характер. Милетская школа, ее представители. Учение Гераклита Эфесского и Парменида о бытие. Характерные черты гераклитовского философствования, его противоположность размышлениям элеатов.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2011

    Этапы развития античной философии. Особенности гомеровской, гесиодовской и орфической мифологии. Основные представители античной философии. Этическое учение античности. Учения милетской и элейской школ. Вклад Сократа, Платона и Аристотеля в философию.

Истоки европейской науки и философии нужно искать в Древней Греции. Именно там зародились основные подходы к осмыслению действительности. Одной из самых древних школ является направление натурфилософии Фалеса Милетского и его учеников. Видным представителем этого досократического периода был и Анаксимандр, философия которого относится к так называемому стихийному материализму. Расскажем о том, чем отличаются воззрения этого философа. А также рассмотрим краткую биографию Анаксимандра и основные положения его философских и научных воззрений.

Древнегреческая философия

Небольшая область на малоазийском побережье Древней Греции, Иония, является родиной античной, а значит, и европейской философии. Это место было уникальным потому, что находилось на стыке Востока и Запада. Здесь размещались 12 знаменитых греческих городов, в которых и зародилась культура Древней Греции. В портах Ионии разгружались многочисленные корабли с Востока. Они привозили в города не только товары, но и сведения о жизни в других странах, знания, которые добыли восточные ученые, а также иноземные представления об устройстве и возникновении мира. Любознательные греки и сами много бывали на Востоке и могли ознакомиться с индийскими, персидскими, египетскими религиозными и философскими мировоззрениями.

Под влиянием восточных культур, а также благодаря особым социально-экономическим условиям в Греции складывается новый тип характера. Греки уважительно относились к чужим мнениям и знаниям, интересовались устройством мира и причинами всех вещей, а также им был свойственен здравый смысл, склонность к логическим рассуждениям, внимательность к окружающему миру. В те времена на Востоке уже существовали стройные системы представлений о том, как устроен мир, о божественных началах жизни, о смысле человеческого существования. Там были сформулированы идеи об абсолютном начале, о божественном происхождении людей и мира вокруг, о необходимости самосовершенствования и самопознания, о моральных основах человеческого общества. Все эти знания восприняли представители милетской школы, которые тоже начали задумываться о том, как устроен мир, каковы его законы. Так в 6 веке до н. э. начала складываться древнегреческая философия. Это было не заимствование восточных идей, а оригинальное мышление, в которое включалось и восточное знание.

Основные вопросы античной философии

Экономический расцвет Древней Греции, появление у свободных граждан греческих полисов большого количества свободного времени способствовало развитию древнегреческого искусства и философии. Необремененные необходимостью все время и силы тратить на выживание, греки стали на досуге размышлять обо всем, что их окружает. В Древней Греции появилась самостоятельная социальная прослойка - философы, которые вели дискуссии, раскрывали гражданам смысл всего сущего. Именно в таких условиях и жил Анаксимандр, основные идеи которого выросли из размышлений над основными вопросами бытия, которые ставили перед собой и миром древнегреческие философы. К главным вопросам, которые интересовали людей в античные времена, относятся:

  • Откуда взялся мир?
  • Что лежит в основе мира?
  • Каков главный закон мира, логос?
  • Как можно объяснить явления природы;
  • Что такое истина и как ее можно познать?
  • Что такое человек и какое место он занимает в мире?
  • Каково назначение человека, что есть благо?
  • Каков смысл жизни человека?
  • Как устроена душа и откуда она взялась?

Все эти вопросы волновали греков, и они старательно искали ответы на них. В результате чего сложилось два основных подхода к объяснению мира и его происхождения: идеалистический и материалистический. Философы открыли основные способы познания: эмпирический, логический, чувственный, рациональный. Самый ранний период античной философии называют натурфилософией, так как в эту эпоху мыслителей более всего интересовали Космос и окружающий мир. Значительный вклад в осмысление этих проблем внес и Анаксимандр Милетский. В связи с этим главным объектом изучения в античной философии становятся истоки космологии и космогонии.

Милетская школа

Самая первая научно-философская школа появилась в Греции в начале 6 века до н. э. Ее называют милетской и относят к ионическому направлению в античной философии. Главные представители милетской школы - это Фалес и его ученики Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор и Архелай. Милет в те времена был крупным, развитым городом, сюда приезжали образованные люди не только с побережья Малой Азии, но и из стран Востока. Милетские философы интересовались тем, как устроен мир, из чего все произошло. Милетские мыслители были основоположниками многих европейских наук: физики, астрономии, биологии, географии и, конечно, философии. В основе их воззрений лежал тезис о том, что ничто не возникает из ничего, и представление о том, что только космос вечен и бесконечен. Все, что видит вокруг себя человек, имеет божественное происхождение, но в основе всего лежат первоисточники. Проблеме поиска исходного первовещества и были посвящены главные размышления Фалеса и его учеников, в том числе и философия Анаксимандра.

Фалес и его ученики

Основоположником европейской науки и древнегреческой философии по праву считается Фалес Милетский. Годы его жизни определяются примерно: 640/624 - 548/545 до н. э. Греки почитали Фалеса отцом философии, его включают в число семи знаменитых древнегреческих мудрецов. О его биографии можно судить из разных источников, в достоверности которых нет абсолютной уверенности. Считается, что Фалес имел финикийское происхождение, он был из знатного рода и получил хорошее образование. Он занимался торговлей и науками, много путешествовал, бывал в Египте, Мемфисе, Фивах. Он изучал причины наводнений, математику, опыт жрецов. Нашел способ измерить высоту египетских пирамид. Его считают основоположником греческой геометрии. О роде занятий Фалеса в Греции нет единой версии. Одни источники говорят, что он был близок местному правителю и занимался политикой, по другой версии, он жил обычной жизнью, далекой от государственных дел. Также разнятся и предположения о его семейном положении. По одним источникам, он был женат и имел нескольких детей, по другим - был одиноким и жил уединенно. Знаменитостью Фалес стал после того, как предсказал солнечное затмение 585 года до н. э. Это единственная точная дата, которая известна из жизни Фалеса.

Сочинения ученого не сохранились, в греческой традиции ему приписывают два основных труда: «О солнцеворотах» и «О равноденствиях». Считается, что он первый открыл для греков созвездие Большой Медведицы, а также сделал ряд астрономических открытий. Отвечая на вопрос о первичном мировом веществе, он утверждал, что начало всего - вода. Она, по его мнению, является живым, активным началом. При ее затвердении появляется суша, при испарении - воздух. Причина всех преобразований воды - дух. На счету Фалеса также целый ряд точных физических наблюдений, а также множество фантастических предположений. Например, он считал, что звезды состоят из земли, а она, в свою очередь, плавает в воде. Земля, по его мнению, является центром мира, если она исчезнет, то рухнет весь мир.

Но заслуга Фалеса была в том, что он пытался разобраться в устройстве вселенной, задал множество важнейших вопросов, которые и заложили основы науки. Деятельность ученого привлекла к нему нескольких учеников, которые и составили основу милетской школы натурфилософии. О взаимодействии Фалеса со своими последователями не осталось никаких сведений, так же как не сохранилось никаких его трудов. О его мыслях и деятельности мы сегодня узнаем только из воспоминаний следующих поколений ученых и мыслителей, а уверенности в их точности нет. Ближайшими учениками были Анаксимен и Анаксимандр. Философия для них стала делом жизни. Последователями этого направления являлись Анаксагор, Архелай, которые создали собственные школы философии. Архелай считается учителем Сократа. Таким образом, милетская школа стала фундаментом, на котором выросла вся философия Древней Греции.

Анаксимандр: биография и интересные факты

К сожалению, сведений об учениках Фалеса осталось еще меньше, чем о нем самом. Даже то, был ли в действительности Анаксимандр учеником Фалеса, не доказано. Также известны только приблизительно годы жизни Анаксимандра. Родился он ориентировочно в 610 году до н. э., предположительно, в состоятельной семье торговца. Современники вспоминают, что он занимался самыми разными видами деятельности: торговал, путешествовал, занимался науками и размышлениями.

Некоторое время он жил в Спарте. Анаксимандр Милетский занимался и государственным устройством, известно, что он принимал участие в организации одной из милетских колоний. Как и его учитель Фалес, занимался изучением природных явлений и даже предсказал землетрясение в Спарте и спас многих жителей. Также он считается основателем научной географии. Прожил философ 55 лет и умер в один год со своим учителем Фалесом. О выдающихся людях ранней греческой истории складывалось множество мифов и легенд, и даже анекдотов. Анаксимандр, интересные факты из жизни которого также превратились в байки, навсегда связан с тем, что впервые нарисовал на листе карту Греции: «дерзнул начертить ойкумену», так писали о нем ученые гораздо более поздних лет. Еще он известен как первый создатель глобуса.

Трактат «О природе»

Подлинные тесты Анаксимандра не сохранились, о его работах и мыслях мы узнаем из позднейших пересказов греческих ученых, а также из трактовок ранних христианских ученых, которые очень вольно обращались с первоисточниками. Христианские авторы вообще использовали цитаты из произведений Анаксимандра исключительно для осмеяния языческих представлений древних греков. Единственная работа философа, дошедшая до нас - это трактат «О природе». Он знаком современным читателям по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту оригинального текста. В этом сочинении ученый изложил свои размышления о структуре мира и его происхождении. Его анализ показывает, что Анаксимандр далеко ушел от своего учителя во взглядах на Космос и его устройство и смог сделать немало серьезных открытий.

Космология Анаксимандра

Главная область размышлений философа была связана с космосом. Он считал, что звезды - это окошки в небесной тверди. Внутри звезды горит огонь, закованный в оболочки.

Очень своеобразно, судя по всему, понимал Анаксимандр, труды которого недоступны нам для непосредственного изучения, строение Земли. Он представлял ее в виде цилиндра; по одной стороне мы ходим, но есть и другая плоскость, ей противоположная. Земля является центром мира, она ни на что не опирается, а парит в космосе. Причину парения философ объяснял тем, что она равноудалена от всех остальных объектов в космосе. Земля окружена гигантскими кольцами с отверстиями, внутри которых горит огонь. Маленькие трубочки заканчиваются звездами, в них огня меньше, поэтому свет звезд такой тусклый. Второе кольцо больше, и огонь в нем ярче, в его отверстие видна Луна. Оно порой перекрывается - так объясняются лунные фазы. Самое дальнее кольцо - самое яркое, и через его отверстие мы видим Солнце. Таким образом, вселенная, по Анаксимандру, заканчивается небесным огнем.

Космологическая теория Анаксимандра была невероятно новаторской для своего времени. Он поставил Землю в центр мира, создав, таким образом, первую геоцентрическую концепцию. Она стоит на месте, у нее нет никаких причин для движения. А вокруг Земли по своим орбитам движутся небесные светила - таким образом ученый смог объяснить движение космических объектов, для чего потребовалась мощное, неортодоксальное мышление.

Космогония Анаксимандра

Размышления о происхождении вселенной также были большой частью занятий ученого. Философия Анаксимандра строилась на отрицании участия богов-олимпийцев в создании вселенной. Он считал, что она развивается сам по себе, по собственным законам, а момента возникновения у нее нет, так как Космос вечен. По его мнению, все сущее начинает появляться из некоего нематериального начала. На первом этапе происходит деление всего на физические сущности: сухое, влажное, твердое, мягкое и т. д. Взаимодействие этих субстанций образует космос в виде шара, а уже внутри этой оболочки начинают происходить различные физические процессы. В результате охлаждения появляется земля и воздух вокруг нее, а снаружи сохраняется горячее - огонь. В результате влияния огня субстанция затвердевает настолько, что создает оболочку, в которой и существует вселенная. На завершающем этапе формирования вселенной появляются живые существа. Анаксимандр считал, что жизнь зародилась в остатках высохшего морского дна. Происходит испарение влаги, и из тепла и ила рождается все живое. То есть он считал, что существует естественное зарождение жизни, без божественного вмешательства. Также он полагал, что вселенная, как и все в мире, имеет свой срок жизни, она рождается, умирает, а затем вновь появляется.

Новые идеи Анаксимандра

В области космологии ученый сделал много открытий. Его версия о том, что земля неподвижно стоит в центре мира безо всякой опоры, была революционной для своего времени. Тогда все мыслители еще верили в наличие земной оси, которая и удерживает планету на месте. Источником всего сущего является нечто бесконечное, нематериальное и вечное. Философ назвал эту сущность апейроном. Это некая субстанция, которая неуловима, так как находится в постоянном движении. Апейрон постоянно из чего-то возникает и во что-то преобразуется, он непостижим человеческим умом. Философское учение Анаксимандра построено на представлении апейрона как атрибута чего-либо. В те времена это слово было прилагательным, только позже Аристотель преобразует его в существительное. Из апейрона как из субстрата появляются четыре стихии, которые и организуют все сущее. Понятия апейрона и субстрата являются важнейшими достижениями Анаксимандра. Его представления о происхождении всего живого без участия богов стали еще одним новаторским вкладом в багаж человеческой мысли. Эти взгляды будут развиваться значительно позже, уже в Новое время. Также философ стал прародителем диалектического подхода к осмыслению мира. Он говорил о том, что сущности могут перетекать одна в другую, мокрое может высохнуть, и наоборот. Он доказывал, что у противоположного есть единое начало, это стало предвосхищением будущей диалектики.

Научные воззрения

Следует вспомнить вклад Анаксимандра в географию. По сути, он стал основоположником этой науки в европейской традиции. Размышляя о структуре вселенной, он также размышляет о том, как устроена земля и пытается изобразить это графически. Карта земли Анаксимандра отличается большой наивностью: три континента- Европу, Азию и Ливию - омывает океан. А разделяют их Средиземное и Черное море. Он первый из европейцев нарисовал карту своего мира (она не сохранилась, мы можем судить о ней только по фрагментам). Конечно, пока на ней очень мало географических объектов, но это уже было прорывом, так как следующие поколения ученых и путешественников смогли расширить и дополнить эту карту.

Еще одним важным научным достижением Анаксимандра является установка первого в Греции гномона - солнечных часов и усовершенствование скафиса, вавилонских часов. Среди астрономических достижений Анаксимандра, открытия которого стали прорывом для своего времени, можно назвать попытку сравнить величины известных небесных тел с Землей.

Ученики Анаксимандра: Анаксимен

Анаксимандр стал одной из важных ступеней в эволюции древнегреческой философии. Его главный ученик Анаксимен продолжил и развил взгляды своего учителя, он также относится к милетской школе. Главная заслуга философа в продолжении размышлений о движении вселенной. В качестве первоосновы всего сущего он выдвигал воздух. Он безграничен и не имеет никаких качеств. Его частицы вступают во взаимодействия друг с другом, и отсюда рождается все сущее, появляются характеристики материального мира. Анаксимен стал замыкающим звеном в течении стихийного материализма.

Анаксимандр (ок. 610 - после 547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).


Анаксимандр (греч.) - математик и философ, сын Праксиада, род. в Милете 611, умер 546 до P. X. Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и начало всего сущего. Но между

тем, как другие ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (toapeiron, бесконечное), вечным движением которого выделились первичные противоположности тепла и холода, сухости и влага и к к

оторому все опять возвращается. Творение есть разложение бесконечного. По его представлению, это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным. Этим переходом от определеннос

ти материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов. См. Сейдел, "Der Fortschritt der Metaphysik unter den altestenjon. Philosophen", (Лейпциг, 1861). Как собственно он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей,

об этом имеются лишь отрывочные сведения. Холод, в соединении с влагою и сухостью, образовал землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. Солнце находится в высшей небесной сфере, больше земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из к

оторого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходить затмение. Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. А. первый в Греции указал на наклонение эклиптики и изобрел с

олнечные часы, при помощи которых определял линии равноденствия и солнечные повороты. Ему приписывают также составление первой географической карты Греции и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной. См. Шлейермахер, "Uber А.", (Берл., 1815). О бли

Цитаты : 1. Айперон есть единое и абсолютное, бессмертное и неразрушимое, которое все объемлет и всем правит. 2. Апейрон не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Он – всеобщий принцип динамического равновесия противоположных начал природы. 3. Из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. 4. Части изменяются, целое же неизменно. 8. Первые животные родились во влаге и были покрыты колючей чешуей; по достижении известного возраста они стали выходить на сушу и там, когда начала лопаться чешуя, они в скором времени изменили свой образ жизни.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Анаксимандр был древнегреческий философ досократик, первый метафизик
Основной вклад (чем известен): Основатель космологии, один из основателей гилозоизма, один из пионеров развития точных наук, автор первого философского текста, написанного прозой. Он считается первым метафизиком. Он также впервые применил научные и математические принципы в изучении астрономии и географии.
Вклады:

Анаксимандр был греческий философ, досократик, ученик Фалеса, первый метафизик, который жил в Милете, городе в Ионии.
Он первым предложил новый трансцендентальный и диалектический подход к природе.
Первопринцип. Ни вода, ни любые другие элементы, не являются первопринципами. В основе всего лежит "апейрон" ("неограниченный" или " неопределяемый"), бесконечное, не воспринимаемое вещество, из которого возникают все небеса и многочисленные миры внутри них.
"Апейрон" существовал всегда, заполнял все пространство, все охватывал и состоял в постоянном движении, разделяясь изнутри на противоположности, например на горячее и холодное, влажное и сухое. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются.
Диалектика. Анаксимандр заложил основу диалектических понятий последующей философии - предложил закон «единства и борьбы противоположностей». Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячее и холодное, влажное и сухое. Из айперона выделяются противоположности, а из них образуются четыре стихии. Он утверждал, что физические силы, а не сверхъестественные сущности, создают порядок во Вселенной.
Первый вариант закона сохранения энергии. "Апейрон" вызывает движение вещей, из него производится множество форм и различий. Эти многочисленные формы возвращаются в бесконечность, в рассеянную безмерность, из которой они возникли. Этот бесконечный процесс возникновения и распада неумолимо осуществляется на протяжении веков.
Космология. Построил первую абстрактную, а не чувственную картина мира. Он утверждал, что Земля осталась неподдерживаемой и по-этому парит в центре Вселенной. Он открыл наклон эклиптики, а также изобрел солнечные часы "гномон" и прибор для определения солнцестояния. Он считал, что земля имеет цилиндрическую форму, а глубина цилиндра равна третьей части ее ширины.
Космогония. Первая космогония, в отличие от предшествующих теогоний. Он предположил, что миры возникли из неизменного и вечного резервуара, которым они в конечном счете поглощаются. Кроме того, он предвосхитил теорию эволюции. Он сказал, что человек сам человек и животные возникли в процессе трансмутаций и адаптации к окружающей среде.
Наука. Первым построил модель небесной сферы – глобус и начертил географическую карту Земли. Первым ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. В математике дал общий очерк геометрии. Первым написал научный и философский текст прозой.
Его новые идеи:
Апейрон «все объемлет и всем управляет», он является первым элементом и принципом, субстанциальным и генетическим началом космоса.
Теория Множественных миров, которые населены различными богами.
Теория эволюции - человек достиг своего современного состояния путем адаптации к окружающей среде, жизнь развивалась из влаги, а человек произошел из рыбы.

Основные труды: "О природе" (547 до н. э.) - первый письменный документ, в западной философии. "Вращение Земли", "Сфера", "Геометрические измерения", "Карта Греции", "Карта Мира".

Жизнь:

Происхождение: Анаксимандр, сын Праксиада, родился в Милете в течение третьего года 42-й Олимпиады (610 г. до н.э.).
Образование: Он был учеником Фалеса. Он находился под влиянием теории Фалеса о едином первоначале, утверждающей, что все происходит из воды.

Основные этапы профессиональной деятельности:

Он был учеником, спутником и, возможно, племянником Фалеса. Он считается вторым мастером Милетской школы, где Анаксимен и Пифагор были его учениками.
Анаксимандр принимал участие в создании Аполлонии на Черном море и совершил путешествие в Спарту.
Он также принимал участие в политической жизни Милета и был послан в качестве законодателя в Милетскую колонию Аполлонию, расположенную на побережье Черного моря (ныне Созопол, Болгария).


Основные этапы личной жизни:

На протяжении своей жизни Анаксимандр постоянно и много путешествовал. Он демонстрировал величественные манеры и носил помпезные одежды.


МИЛЕ́ТСКАЯ ШКО́ЛА

первая наивно-материалистич. и стихийно-диалектич. школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Название получила по имени г. Милета в Ионии (зап. побережье М. Азии), цветущего в 6 в. до н.э. экономич. центра. В Милете, бурное развитие ремесла и торговли вызвало возвышение торг.-пром. класса, к-рый, окрепнув экономически, завоевал осн. позиции в политич. жизни полиса. Вместе с падением власти родовой аристократии стали играть все меньшую роль и ее традиц. представления. Обычные религ.-мифологич. представления о богах как внешних причинах всего происходящего в мире не отвечали запросам человека, стремящегося к естеств. объяснению явлений действительности. Возникает сомнение в достоверности мифов. Развитие математич., астрономич., географич. и др. знаний объясняется общим подъемом всех сторон обществ. жизни, в т.ч. развитием торговли, мореплавания, ремесла и строит. дела, а также использованием достижений восточной науки.

Все милетские философы – стихийные материалисты; для них единая сущность ("первоначало") многообразных явлений природы заключается "в чем то определенно-телесном", для Фалеса эта сущность – вода, для Анаксимандра – неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена – воздух. В представлениях философов М. ш. о первоначале и закономерностях сущего сказываются эстетич. восприятие мира, связанная с этим деятельность художеств. воображения и образного мышления, пережитки мифологич., антропоморфич. и гилозоистич. представлений.

Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх-низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270a5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihil nihil), илиотрицание абсолютного “возникновения” и “уничтожения” (“рождения” и “гибели”) как антропоморфных категорий (Anaximander, fi; В l; Arist. Met. 983b6).

Анаксима́ндр Миле́тский (др.-греч. Ἀναξίμανδρος, 610 - 547/540 до н. э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

Космология

Небесные светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны - цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия - звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие - Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце, имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь - Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь.

Система мира Анаксимандра (одна из современных реконструкций)

Таким образом, Анаксимандр полагал, что все небесные светила находятся на разном расстоянии от Земли. Видимо, порядок следования соответствует следующему физическому принципу: чем ближе оно к небесному огню и, следовательно, чем дальше от Земли, тем оно ярче. Согласно современной реконструкции, внутренний и внешний диаметры кольца Солнца составляют, по Анаксимандру, соответственно, 27 и 28 диаметров земного цилиндра, для Луны эти величины составляют 18 и 19 диаметров, для звёзд 9 и 10 диаметров. В основе Вселенной Анаксимандра лежит математический принцип: все расстояния кратны трём.

В системе мира Анаксимандра пути небесных тел являются целыми кругами. Эта точка зрения, в настоящее время вполне очевидная, была новаторской во времена Анаксимандра. Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с орбитами светил вокруг Земли позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.

Вселенная мыслится центрально-симметричной; отсюда у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Тем самым Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры.

Космогония

Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало - апейрон (ἄπειρον) - которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени.

Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» - Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи - огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.

Заключительный этап возникновения мира - появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.

Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».

Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое - увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии - понятию «единства и борьбы противоположностей».

Астрономия и география

Анаксимандр пытался сравнить величину Земли с другими известными в то время планетами. Как считается, составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов). Впервые в Греции установил гномон - простейшие солнечные часы. Ввёл в употребление небесный глобус.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: