Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Симаргл оберег значение. Рарог и Огонь Небесный – символы Бога Огня, Семаргла

Символы Рарог и Огонь Небесный – знаки огненного Бога Семаргла, потому и в их изображении видны яркие искры и языки пламени. Семаргл – один из самых близких к людям славянских Богов. Огонь почитали, прежде всего, как оберегающую и очищающую силу.

Изображение знака Рарог

Рарог – огненный сокол, воплощение Бога Семаргла. Изображают Рарога в виде птицы. Иногда крылья Рарога состоят из языков пламени. Такую птицу изображали на своих стягах славянские воины.

Изображение знака Огонь Небесный

Огонь Небесный – ещё один знак Семаргла. Встречается он в северной домовой резьбе, в росписи утвари. Есть несколько вариантов изображения Небесного Огня. Один из них встречаем на славянских Резах Рода. Этот же символ изображают на славянских оберегах, посвященных Богу Семарглу.

Сила знаков Рарог и Огонь Небесный

Чем помогут обереги Семаргла, какое действо совершают?

Огонь издревле почитали очищающей силой. В праздник Купало и в иные славянские праздники прыгают через костры, чтобы очиститься от худа, проводят меж горящими кострами домашний скот, одежду хворого человека сжигают в огне, чтобы он скорее выздоровел, чтобы худо более не возвращалось в семью. Отсюда и значение оберегов Рарог и Огонь Небесный:

  • Очищение от худа, от наведенного зла;
  • Защита от неудач и бедствий.

Кому подходят знаки Семаргла?

Сила огня помогает людям, но стихия это непредсказуемая. Потому обереги Семаргла носить советуют взрослым людям, способным справиться с их огненной силой. Знаки Рарог и Огонь Небесный очищают от худа, они же придают смелость, уверенность в себе. Важно, чтобы смелость не превратилась в безрассудство.

Связь славянских символов с Богами

Сила славянских символов традиционно связана с Родными Богами. Каждый знак обращается к одному из славянских Богов, отсюда и значение каждого символа. Хотите узнать сразу про все знаки Богов? Читайте большую статью: «Славянские символы. Традиционная символика славян». В ней коротко описываем значение каждого символа, о котором можно узнать больше в статье, посвященной этому знаку.

В наше время, когда православная церковь вновь заняла важное место в жизни общества, святой князь Владимир упоминается главным образом как креститель Руси. Между тем, в предшествовавший этому важному событию период он, используя свои властные полномочия, утвердил для всеобщего поклонения многочисленный языческий пантеон. Одним из тех, кого должны были почитать все, кто не хотел нажить себе лишних проблем, был бог Семаргл. О том, как он появился на берегах Днепра и что входило в «сферу его полномочий», будет рассказано в этой статье.

Гипотеза о славянском боге персидского происхождения

Прежде всего отметим, что ряд наиболее авторитетных исследователей, среди которых такие видные учёные, как Б. А. Рыбаков (1908-2001) и К. В. Тревер (1892-1974), полагали, что славянский бог Семаргл, как это ни странно, имеет иранское происхождение. В подтверждение своей гипотезы они указывают на древнеперсидское божество Симурга, представлявшего собой некое фантастическое существо ─ гибрид птицы и собаки. Изображалось оно в виде свирепого пса с крыльями.

Нечто подобное наблюдается и в пантеоне наших предков. Славянского Семаргла также представляли в виде полусобаки-полуптицы, о чём свидетельствует ряд артефактов, обнаруженных при археологических раскопках. Кроме того, созвучны имена этих двух мифических персонажей. Проникновение же на Русь бога Семаргла учёные объясняют тем, что он был заимствован славянами, проживавшими в древности на окраинах иранского мира. Следует сразу оговориться, что это является лишь гипотезой, хоть и выдвинутой весьма уважаемыми представителями научного мира, но имеющей в то же время немало противников.

Престол, обагрённый кровью

Вхождение Семаргла в пантеон первостатейных божеств, созданный князем Владимиром ещё до крещения Руси, исследователи объясняют сугубо объективными причинами. Они стали следствием сложившейся вначале 80-х годов X века политической обстановки на берегах Днепра. Дело в том, что княжеский престол будущий креститель Руси захватил силой, обагрив руки кровью законного наследника ─ старшего брата Ярополка.

Чтобы упрочить свою власть и придать ей вид легитимности, узурпатору необходимо было заручиться поддержкой как можно большего числа жителей государства, среди которых немалый процент составляло население хазарского, иранского (сармато-аланского) и еврейского происхождения.

Расчётливый политический ход

Известно, что в X веке правители Хазарского каганата, контролировавшие огромную территорию, простиравшуюся от Предкавказья до Днепра и лесостепей Восточной Европы, рассматривали Киев как один из форпостов на своих западных рубежах.

С учётом этих условий дополнение традиционного круга языческих богов Семарглом и Хорсом (также заимствованным с Востока), являлось со стороны князя продуманным политическим ходом. Объявив покровителя своей дружины Перуна верховным божеством, князь Владимир в то же время учредил всеобщее поклонение тем богам, из созданного им пантеона, которые почитались южно-русским населением Киевской Руси, что обеспечило ему дополнительную политическую поддержку.

Боги-близнецы

Пытаясь очертить сферу власти, приписываемой этому славянскому божеству, академик Б. А. Рыбаков опирался в основном на сведения, касающиеся его древнеиранского аналога Симурга. Это объяснялось отсутствием достаточно полной и достоверной информации, касающейся самого Семаргла, скупые упоминания о котором содержатся лишь в двух-трёх, дошедших до нас письменных памятниках.

Так, согласно гипотезе Рыбакова, у славян бог Семаргл ─ покровитель ростков зелени, семян, побегов и корней растений, а также посредник между верховным небесным божеством Перуном и людьми. Он как бы олицетворяет собой «вооружённое добро», носитель которого всегда готов вступить в бой с силами зла. Эти характеристики почти идентичны тем, что принято давать иранскому богу Симургу, которого жители Древнего мира наделяли способностью хранить Древо жизни, на ветвях которого соседствовали одновременно семена всех произраставших на земле растений.

Крылатые псы из древних захоронений

Характерно, что не только современные российские археологи, но и те, что производили раскопки в предыдущие столетия, неоднократно извлекали из земли артефакты с изображением крылатых псов, но затруднялись идентифицировать этих мифических существ. Ясность в данный вопрос внёс академик Б. А. Яковлев, доказав, что именно таким обликом фантазия наших предков наделяла бога славянской мифологии Семаргла, имевшего внешнее сходство с античными грифонами.

Покровитель растительного мира

В музеях России и за рубежом экспонируется немало артефактов, извлечённых из древних захоронений славян. Среди них встречаются подвески, браслеты и серьги, выполненные мастерами IX-XII вв. в виде крылатых собак, символизирующих бога Семаргла. Фото некоторых из них приводятся в статье. Глядя на них, нетрудно заметить, что мифический зверь представлен в окружении орнамента, состоящего из трав и ветвей деревьев.

Это косвенным образом подтверждает его связь с растительным миром, на которую указывал в своих работах академик Б. А. Рыбаков. Любопытно отметить также, что образ Семаргла долго сохранялся в сознании наших предков даже после принятия ими христианства, о чём свидетельствует его изображение, вырезанное на воротах одного из древнейших суздальских храмов.

В 1906 году в Твери был обнаружен скрытый в земле клад. Среди прочих драгоценностей в руки археологов попал серебряный браслет, на котором изображалась сцена жертвоприношения языческому богу. Женщина с длинными распущенными волосами подносила ритуальный кубок некой фигуре, как бы высеченной из камня, и напоминавшей очертаниями крылатую собаку. Кроме неё, на браслете была представлена целая вереница людей пляшущих с венками на головах возле костра. По мнению учёных, это был не кто иной, как бог Семаргл, в честь которого устраивались массовые празднества.

Божество, сменившее имя

Любопытно отметить такую деталь: в письменных памятниках более позднего периода встречаются упоминания о том, что со временем в народном сознании это божество приобрело новое имя и стало называться Переплутом. Одним из таких документов является «Слово святого Георгия», датируемое концом XIV века. Повествуя о том, как до принятия христианства славяне поклонялись идолам, автор рассказывает о плясках с венками на головах и о непомерных возлияниях, устраивавшихся в честь Переплута- Семаргла.

Что же касается этимологии (происхождения) нового имени языческого бога, то учёные полагают, что оно произошло от глагола «плутать», то есть сбиться с пути истинного, поскольку придумано было христианами, крайне негативно относившимся к прежним верованиям и считавших поклонение идолам одним из тягчайших грехов. Невольно это имя ассоциируется и с глаголом «плутовать», что также выражает презрительное отношение новообращённых христиан к прежним кумирам.

Среди русалок и женщин-птиц

Под именем Переплута в народном фольклоре Семаргл бывает тесно связан с широко известными представительницами славянской мифологии ─ русалками, или, как их ещё называли в старину, «вилами». Вопреки установившемуся представлению, наши предки часто изображали их не только как морских дев с рыбьими хвостами, но и придавали им облик прекрасных женщин-птиц, насылавших дожди на поля, и окутывавших землю утренним туманом. Поскольку в представлении славян бог Семаргл ─ покровитель растений, то, соответственно, он не мог обойтись без тех, кто давал им живительную влагу.

Обычай изображать Семаргла в виде собаки с крыльями наводит на мысль о том, что он являлся в представлении наших предков неким посредником между землёй и небом. В связи с этим среди исследователей получила широкое распространение гипотеза, связывающая Смарагла с древнеиндийским на которого также возлагалась обязанность осуществлять связь между людьми и небожителями. Неизвестно, правда, являлся ли Семаргл богом огня, как его «коллега» с полуострова Индостан, но определённое сходство между ними, безусловно, прослеживается.

Современный последователь языческих культов

В наши дни образ бога Семаргла широко используется представителями целого ряда религиозных течений, пытающихся в современных исторических реалиях возродить верования наших языческих предков. Одна из таких организаций, именуемая Древнерусской церковью православных староверов-инглигов, была основана видным пропагандистом оккультизма и уфологии Александром Хиневичем.

В своих публикациях, посвящённых широкому кругу вопросов, связанных с персонажами древнерусского языческого пантеона, он немало места уделяет богу славян Семарглу ─ покровителю чертога, хранителю огня семейных очагов, и защитнику людей. Именно так характеризует его основатель нового религиозного течения. На основании материалов, явившихся плодом, не столько изучения исторических памятников, сколько почерпнутых из народного фольклора, в своей книге «Славяно-арийские веды» автор воссоздаёт картину рождения Семаргла.

Огонь, давший жизнь божеству

По его версии, однажды бог Сварог - прародитель и покровитель кузнецов - ударил небесным молотом о священный камень Алатырь. Рассыпавшиеся во все стороны искры породили пламя, из которого явился миру витязь на серебряном коне с огненной гривой. Этим всадником и был, как повествует легенда, Семаргл, прилагавший затем силы во многих областях жизни. Как говорилось выше, он покровительствовал всходам растений, оберегал жилища и, кроме того, следил, чтобы в них никогда не гасли очаги.

Такая трактовка его образа хоть и дополнена многочисленными домыслами, но в целом соответствует официальной научной версии. В противовес ей, последователи иных современных языческих течений нередко представляют Семаргла богом смерти и разрушения. Эта точка зрения не имеет под собой никакого серьёзного обоснования, и является плодом досужих вымыслов. Достаточно сказать, что среди памятников древней культуры едва ли можно найти примеры того, чтобы божества, связанные со смертью и разрушением (а таких было немало), изображались в окружении трав и ветвей деревьев, символизирующих собой жизнь.

Священное имя

А. Хиневич приводит также весьма любопытные данные: по свидетельству ряда источников, у древних славян имелось некое табу на произношение вслух имени этого божества. Считалось, что оно настолько священно, что поминать его устами простых смертных непозволительно, и если всё же возникала такая необходимость, то старались обойти запрет, используя иносказательные обороты речи. Кстати, подобная традиция бытует и в ряде современных религий. Например, в иудаизме не принято произносить имя Бога, да и у христиан, как известно, одна из заповедей запрещает упоминать Его всуе.


Поговори со мною рядом, у нашего костра. Иль просто помолчим. Уже ноябрь, уже предзимье на исходе, а мне тепло с тобой. Костер горит, какая ночь.. Смотри, как пляшут огоньки, и слышно, как потрескивает хворост, и искры мотыльками улетают в небо. И кажется, что словно время здесь течет другое… Так веет здесь теплом, таким родным, что греет сердце, как колыбельная и руки мамы. Скажи, а почему пламя так притягивает взгляд? что хочется смотреть…смотреть бесконечно…и такой покой в душе, тепло и радость… Возьму с собою огонек, и в сердце сберегу…Расскажи... а откуда появился огонь на земле? Расскажи мене сказку о живом огне….

От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.В начале времен, когда Сварог ударил магическим молотом по 6ел-горюч камню Алатырю. Разлетелись божественной искры, высеченные из камня, которые разгорелись, и из пламени родился Огненный Бог Семаргл. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конем. Там, где Он проезжал на Своем коне, оставался выжженный след.
Великий Черный Змей, рожденный Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные силы, демоны-дасуни. И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Черным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Черный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу.
Черный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Черный Змей.
Сварог и Сварожич - это Отец и Сын....


Симаргл покровитель Чертога Небесного Змея во Сварожьем Круге.
Так Чертог был назван потому, что именно там было сражение со змеем темных сил, который был побеждён.
Симаргл, сын Сварога - бог огня, тепла, кузнечного дела, домашнего очага, бог Луны, страж огненной лунной дорожки к Ирию.
Он хранитель священного живого Огня возрождения.
Покровитель всех огненных обрядов и огненных очищений.
Хранитель духовных истоков, защитник, и неутомимый охотник за тёмными духами и демонами.
Он - бог, не позволяющий тьме окутать всё. Это Симаргл, вместе со Сварогом, участвовал в битве света и тьмы, которая навсегда очертила границы славянского мира, отделив Правь, Явь и Навь.
Симаргл охранитель посевов, ростков жизни земной. Он вестник и посредник между миром людей и миром богов.
С огнем славяне связывают возникновение людей. В древних сказаниях говорится о том, что боги сначала сотворили Мужчину и Женщину, между которыми разгорелось первое пламя любви, с тех пор из пламени любви и пошел род людской.
Симаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Симаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов его супруги Купальницы, которая зовет его на свидание в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, у Симаргла и Купальницы родились их дети - Кострома и Купало.
Таков он, всесильный Симаргл - он щит и меч мира людей - он может охранять, согревать, оберегать, лечить, а может и сжигать все на своем пути.


В древне-славянских сказаниях Симаргл является в разных обликах. Иногда он представал перед людьми в виде молодого воина, окаймлённого языками чистого Ирийского пламени. Также он может воплотиться в образе огнекрылого Змея с головой сокола. А еще он в сказках являлся огненным соколом, сказочной птицей Рарох, с искрящимися крыльями, и сиянием, вырывающимся из клюва. Но чаще Симаргла видели в облике священного огненного волка Симуран, с крыльями сокола, за которым оставался пламенный шлейф.


Крылатый огненный Волк Симуран, охраняет ростки жизни, и сражается с хворями в человеке, способный сжигать все болезни своим огненным дыханием. В древних сказаниях говорится, что это он, Симаргл, вместе с огненным волком, принёс с Неба на Землю побег Древа Жизни. Он хранитель первозданного огня, который питает жизнью весь мир.
Но не стоит искать огненного волка во внешнем мире, он прежде всего живет в душе каждого человека, защищает его. Если человек заболевает, то поднимается температура, а это значит, что волк Симуран верно пришёл на помощь, и сражается с хворью, поэтому и говорят, что не всегда надо спешить сбивать температуру, а дать возможность внутренним силам человека победить в битве за здоровье.

Огонёк лучины в светёлке, лампадка, свеча, огонь в теплой печи родного дома, костры, пылающие факелы, жаркое пламя в кузне, пламя пожаров и маленькие искорки - всё это стихия Симаргла.
Из языков пламени Симаргла рождаются саламандры, сказочные ящерицы, которые по воле богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху.
Огонь славяне считали младшим братом Солнца, и от того его величали Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
Огонь Симаргла очищает от страхов и тревог, болезней и врагов.
Самым чистым и живым славяне считали огонь, зажжённый энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий.
На живом огне куются праведные мечи, а так же очищали жилища и старые предмеры быта славян. Прыганье через костёр и хождение по углям так же очищает тела и души людей от всех огорчений.
Посредством огня волхвы передавали заклинания и освещали обереги, на огне приготавливали снадобья и зелья, в огне рождаются Ангелы-Хранители и Духи-Проводники в потусторонние миры.
А с помощью огня, высеченного огнивом, или добытого от Солнца, согревали жилища и приготовляли пищу.
А ещё огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считался одновременно страшным, и чудотворным. Такой огонь славяне зажигали в святилищах с неугасимым алтарным огнём.
Но это не всё.


Главное, что наши предки свято берегли, - это чтобы Огонь загорался в пламенный сердцах. Потому что Сварожич Симаргл - это не только огонь очага, это духовный огонь в сердце, это сила, способная пробудить скрытые силы в человеке…
Принять Симаргла - это почувствовать божественный огонь в сердце, расправить крылья души, пробудить святую силу духа. И главное, это Огонь неугасимой Любви и Веры, который так важно сберечь, верно пронести по жизни, не растерять, не погасить, что придаст новые силы и согреет, и осветит в любую погоду.
Когда сидим у открытого огня, то на душе легко, спокойно, улетают тревоги, и вспоминается всё самое родное и близкое. Возможно, у огня мы встречаемся душой с нашими предками и богами, и душа наполняется новыми силами.


Древние славяне славили Симарга в день Бога Купала, и в день Перуна, и чтили во все дни, когда народный календарь говорил об огне и кострах. В день 14 апреля, когда на Руси расставались с зимой, ритуальное пламя сжигало Марену, а Симаргл своей силой растапливал последний снег. А так же отмечали праздник, посвященный богу Огня в день Осеннего Равноденствия, и в Летнего солнцестояния, в ту пору, когда Симаргл встречался с супругой Купальницей, и родились Кострома и Купала. В эти дни славяне приносили дары, зажигая большие костры. У костров собирались юноши и девушки, пели песни, играли, прыгали через пламя костров. Молили бога огня, о здоровье, счастье, защите, любви. В каждом доме помещали подвески, напоминающие гребни петуха. В старинных заговорах обращались к Семарглу с просьбой о помощи: «Спалить с раба Божьего хвори и печали, как жгешь и палишь ты в поле травы-муравы, чащи и трущебы, у сырого дуба подземельные коренья!»

" Семаргл Сварожнч! Велик Огневожич!
Спали боль-хворобу, очисти утробу,
у чада людины, у всякой тварины,
у стара и млада, Ты, Божья Услада.
Огнем очищая, мощь Душ отворяя,
спаси чадо Бога, да сгинет хвороба.
Тебя прославляем, к себе призываем,
ныне и присно и от Круга до Круга!
Тако бысть, тако еси, тако буди!"

Имя бога Огня было так свято в народе, что его избегали произносить вслух, а заменяли иносказаниями.

Символом Симаргла славяне считали руну Волка, а также изображение крылатого Волка или изображение огненного сокола Рарога, что означало мужество, веру и преданность.
А также Символы Огня - любое плетение, в том числе и сплетение волос, горящая свеча, лучина и крылья.

И поехал Симаргл сын Сварожич по той дорожке, где ему «женату быть». И наехал на широкий двор. Теремом назвать - мал будет, городом назвать - велик будет.
Его крыша - само небо синее,
вокруг маковки - лунный путь лежит,
хоровод плетут звезды частые.
И тут к Симарглу вышли из терема двенадцать дев. Среди них была сама королевична - Девана Перуновна.
- Ай, удалый ты, сын Сварожич! - сказала Девана. - Ты, пожалуй ко мне во высок чертог!
И зашел Симаргл в терем Деванушки, сел за стол белодубовый, стал есть и пить и так прохлаждался до вечера. А ближе к вечеру он сказал Деване:
- Ой Деванушка, дева лунная! Где, скажи, твоя, дева, спаленка? Где твоя кроватка тесовая? На земле скажи, иль на небе ли - где Луна в облаках-тучах прячется?
Повела Девана Сварожича в свою спальню. И увидел тут Семаргл кроваточку - хорошо кроватка украшена - с одного бока её - по-звериному, а е другого - по-змеиному. И подумал он, что кроватка подложная.
Схватил он Девану за белые руки и бросил на ту кроватку. Обернулась кроватка, и Девана с кроваточки упала прямо в тёмный погреб. И тот провал вёл не просто в погреб - то был путь из Яви в Навь.
Тогда Симаргл вышел из терема и пошел по звёздной дорожке, и нашел он дверь, ведущую в Навь. Он сорвал пудовые замки и раскрыл железные ворота. И выпустил из Нави царей и царевичей, могучих витязей, волхвов и кудесников.
- Выходите из царства смерти! Выходите из нор Деваны! И идите дорогой лунной по домам своим!
Поехал Симаргл по третьей дорожке, на которой ему «богату быть». И наехал в поле на крест. А под тем крестом оказались несметные богатства, да не злато-серебро, а сама Звездная, книга Ясная - Злата Книга Вед.

Четырнадцатого дня месяца цветеня (14 апреля), в России отмечали день Семаргла. Это, пожалуй, один из самых малоизвестных персонажей мифологии наших предков. А.А. Бычков, авторитетный исследователь русской культуры, договорился даже до того, что вообще объявил Семаргла ошибкой переводчиков старорусских текстов. Ну да… День Семаргла в календаре есть, а его самого нет.

Анализируя разрозненные сведения об этом Боге, можно, всё-таки, осуществить вполне достоверную реконструкцию. Достаточно только понять, что предки наши были не примитивными дикарями, бившими поклоны деревянным истуканам, а передавали исконные знания об устройстве мира с помощью доступных образов. Например: - Мы не представляем сегодня, как выглядит радиация. Так? Что мы делаем? Мы договариваемся о том, что радиация будет выглядеть графически так:


Это называется пиктограмма.

Так вот и предки наши, договорились, изображать Семаргла именно так, как его изображали:


Это тоже пиктограмма. Но не конкретного персонажа. Не Бога, и не идола. А явление, существование представления о котором, у наших «неграмотных предков», не могут даже допустить, современные учёные. Но давайте по порядку. Что нам известно о Семаргле: -

Семаргл Сварожич (то есть сын Сварога) исконно почитался славянами наряду с Перуном и Велесом. Нередки в средневековых хрониках (например, в «Славянских хрониках» Гельмольда) упоминания о том, что кумир Семаргла всегда ставится по правую руку от кумира Перуна. В связи с этим фактом и при учете множества боевых фольклорных сцен, в которых участвует Семаргл, логично предположить, что этого бога также считали покровителем битв и воинов.

Это Огнебог, который хранит семена и посевы и может оборачиваться священным крылатым псом. Семаргла почитают в те дни, когда в народном календаре упоминаются обряды и приметы, связанные с огнем и кострами. 14 апреля Семаргл топит последние снега.

Сын небесного Кузнеца Сварога, который дал людям знания о металлургии, и сбросил на Землю из Сварги, где его жилище, первые в мире молот, клещи и наковальню. Как он создал Семаргла? Так же, как и многих других Богов, Хорса, Даждьбога, Стрибога, и многих других. Каждый раз, когда Сварог ударял молотом по раскалённому железу, из снопа искр, вылетавших из под молота, рождались новые сущности.

Но если Хорс и Даждьбог имели кроме духа ещё и плоть, то Семаргл, это образ во вспышке огня, похожий на химеру: - Крылатый полудракон полусобака.

Почему то все исследователи решили, что он как возник из огня, так и остался крылатой собакой. Но достаточно изучить множество изображений, чтобы убедиться в том, что это не существо, в привычном понимании. Изображение Семаргла - пиктограмма. Символ того, что зримо не присутствует, но имеет свойство, и выполняет некоторые функции.


"Черниговский зверь" из Борисоглебского собора.

Подобные изображения встречаются на территории современных Греции, Турции и Северной Африки.

Но исследования же публиковать нужно, за них деньги платят. И пошло – поехало. Родились чудные измышления про златогривого коня серебряной масти, про то, что Семаргл оставлял выжженный след везде, где бы ни ступала нога его коня, и т.д. Непонятна логика учёных, утверждающих о том, что Семаргл был хранителем семян и посевов. Это с такими-то свойствами? Всё испепелять после себя?

«Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято. Святость объясняют тем, что этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей»;

«Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями. Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей. Согласно некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви»;

«Семаргл также не пускает в мир зло. Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купала».

Потом начали всем миром искать соответствия в иноземных верованиях и мифах. Сюда притянули и индийского Агни, и восточно-европейского Рарога. И всё потому, что никому в голову не приходит мысль о том, что Семаргл это вовсе не существо и не Бог. Это процесс! Это энергия! Ближе всех на одной ступеньке с Семарглом – арианский Симург, по моему мнению.

Симург (авест. «mərəγō saēnō», откуда позднее пехл. «Sēnmurw» и перс. «سیمرغ»‎, тадж. «Симурғ» - дословно «вершинник», «птица с вершины дерева») – зороастрийское существо, огненная птица, хранящая Древо жизни. Также известно в мифологии тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья.


А вот тут можно провести прямые аналогии с Семарглом. Его так же всегда изображали в окружении растительного орнамента. Ему приписывали роль охранника Древа жизни, на котором хранятся все существующие растения на Земле, в одном месте, на одном стволе.

Таким образом, мы можем без труда заметить здесь отголосок культа карго, в котором потомкам передали знания о некоем «ковчеге» флоры, где хранятся семена всех растений мира, на случай, если какое-либо вдруг исчезнет. Что бы был генетический материал для реконструкции утраченного вида. Разве сегодня не существует таких «ковчегов»? Существуют. По всему Миру. В нашей стране такой ковчег устроен в Якутске, в вечной мерзлоте, на большой глубине, где образцы всех растений сохранятся неограниченное время без электричества, и вообще без вмешательства человека.



Почему бы не предположить, что Древо жизни это и есть подобный ковчег, оставленный для нас предками? Тогда Семаргл, стерегущий этот ковчег, вовсе не какая-то собака с крыльями, а некий вид энергии, способной дать жизнь законсервированным образцам растений! И конечно, эта энергия имеет отношение к Солнцу. Это, некий «спусковой крючок» для возрождения жизни на Земле после её гибели во время очередного глобального катаклизма.

Я ничего не утверждаю. Лишь предлагаю задуматься. Так ли уж фантастична эта версия? Ведь она объясняет то, чего не хватает для понимания современным культурологам! И при этом не противоречит ничему тому, что известно из мифов.

Как бы то ни было, с Днём Семаргла вас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

- Огнебог. Огонь, Симаргл, Огонь-Сварожичь, Агни, Огнивед, Семиглавый, Огнекрылый Волк (Пёс), Воплощение Силы Сварога (Небесного Огня) на Земле, Природная Сила Мироздания. Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Мог оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя Бога Огня, скорее всего его имя было настолько свято, что его старались пореже произносить вслух, заменяя иносказаниями. В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный Бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Согласно чешским поверьям Семаргл может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Семаргл представлялся в образе птицы (обычно хищной — чеш raroh «сокол») или дракона с искрящим телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря. Образ Семаргла генетически связан со Сварогом и Рахом (Страх — Рах славянских заговоров, воплощение огненного ветра — суховея).
Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев у Семаргла и Купальницы рождаются дети Кострома и . Примерно в это время и происходит чествование Бога Семаргла. Жертвуют ему предпочтительно огнем, зажигая большие костры.
Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 22 марта в ритуальном пламени сгорает и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага.
Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птице-дев, являлись божествами орошения полей, дождями или влажными утренними туманами. Роса - не только капли охлаждённого тумана на земле и растениях, но и сам туман. Известна поговорка: «Пока солнце взойдет - роса очи выест». Вот с этой утренней влагой, очень важной для созревающих посевов, и связаны представления о русалках. Русалии праздновались в начале и в конце зимних святок, обрамляя годичные заклинания природы и судьбы о воде, обязательном условии будущего урожая.
Бог Семаргл – Бог-Покровитель Чертога Змия во Сварожьем Круге.

Оберег Чертога Змия во Сварожьем Круге

Прославление Семаргла

Славим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава Ему - Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером. И Ему мы даём за то, что Он творит - еду и питьё. И Его одного мы храним в пепле. И Он же восходит и горит над землёй нашей с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока Оно быками ведомо по лугам .
Приплод мы получаем по воле . И мы Его прославляем.

Символы Бога Семаргла.

Огнекрылый змей с головой сокола.Олицетворение Огня Возрождения. Старший брат Сварожича. Хранитель Радужного Моста.

Огонь как стихия

Огонь – первичная из всех Стихий. Главное же проявление огненной стихии – в солнечной энергии. Поэтому Огонь нередко считают младшим братом Солнца и от того величают Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
В переносном смысле Огонь – это та пламенная Сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою и зажигает сердца храбрых витязей.
Символы Огня – любая форма плетения, в том числе и сплетение волос, горящая свеча (лучина) и крылья.
Огонь – всесильная и загадочная субстанция. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах независимо от их религиозной принадлежности.
Чтобы быть в полной гармонии с Природой необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную лёгкость и спокойствие. Огонь является семиглавым, отсюда собственно и его имя – Семаргл. Каждая голова Семаргла – это Ангирас (современное – ангел), огненная сила-посредник между людьми и Богами.
Из языков пламени Семаргла рождаются саламандры, легендарные ящерицы, которые по воле Богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху и наказывать пожарами неугодных.
Во время прощальной огненной кроды Семаргл возносит с дымом до Междумирия, а во время жертвоприношений доносит до Богов подношения и человеческий глас.
Славяне различают три вида Огня-Сварожича:
Самым чистым считается огонь, зажжённый энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают в торжественных или чрезвычайных случаях, например, для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий и предотвращения массового падежа скота. Этот обряд исполняется только пожилыми мужчинами.
Второй вид – огонь, высеченный огнивом, зажжённый от спичек или добытый от Солнца с использованием линзы. Такой огонь используется для розжига обычного жертвенного алтарного огня, для розжига кроды и в повседневных делах (для приготовления пищи, для обогрева и т.д.).
Третий вид – это огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считается одновременно страшным, потому как часто является причиной пожаров, и чудотворным, потому как изгоняет с земли бесов и навью нечисть. Такой огонь используется в святилищах с неугасимым алтарным огнём.
Огонь на основе дерева или угля считается Живым; на основе газа или нефтепродуктов – Мёртвым.
Живой огонь является очистительным. На живом огне куются праведные мечи, путём лёгкого обжига им очищаются от накопленного негатива старые предметы быта и находки. Прыганье через костёр и хождение по углям очищает тела и души людей от энергетического негатива и болезней. А проведённые между двух костров с Живым огнём стада домашней скотины, очищаются от сглаза, наговоров и порчи.
Являясь первородной стихией, огонь в волховании по праву занимает особое положение. Посредством огня передаются заклинания и освещаются обереги, на огне приготовляются снадобья и зелья, в огне рождаются Ангелы-Хранители и Духи-Проводники в потусторонние миры.
В те времена, когда поля для сева выжигались огнём, а золою удобряли поля и огороды, Семаргл почитался ещё и как дух плодородия, в жертву которому приносили зерно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой