Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему разнятся даты католического и православного рождества.

Сегодня, 25 декабря 2014, западный христианский мир празднует Рождество Христово. В России этот праздник официально закреплен за 7 января и является выходным днем. Почему такой большой разрыв?

Думаю тебе доводилось слышать, что это из за отказа Православной Церкви переходить на «общемировой» календарь. Для некоторых это повод повысмеивать, в очередной раз задрать нос и гордо распустить свой петушиный хвостик.

Календарь, вещь настолько привычная и само-собой разумеющаяся, что почти никто даже не думает, как может быть иначе. В году 365 дней, а в каждом четвертом 366. Это все знают.

А знаешь ли ты, что всё вовсе не так?

Расхождение в 11 минут

В школах учат, что полный оборот земли вокруг солнца составляет 365 дней и 6 часов. Путем элементарных математических действий получаем, что если бы год длился 365 дней, каждые 4 года календарь отставал бы на целые сутки. Вот потому, мол, и понадобились високосные года. Те самые сутки как раз добавляют к февралю (ибо самый короткий), и все довольны.

На самом деле, астрономический год (тот самый полный оборот) длится 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Таким образом, каждый год часики убегают на 11 минут вперед. Длительность года не делится на длительность суток без целого остатка. Там такая дробь… Потому все календари имеют недостатки. Вопрос лишь в степени выраженности.

Юлианский календарь

Вообще систему, при которой год равен 365 дням и 6 часам ввел Юлий Цезарь в 46 году до н.э. Это и есть привычные нам 3 года по 365 и один (високосный) 366 дней. И хотя сам принцип, двенадцать месяцев и измерение года по обороту вокруг солнца, взят у египтян, подобный календарь оказался настолько удобным, что римляне назвали его юлианским. Более того, даже переименовали месяц Квинтилис (когда родился император) в Юлиус (Июль).

А удобным он оказался потому, что до этого, римляне и греки, считали годы по лунным циклам.

Через год Цезаря зарезали другие благодарные римляне. Жрецы, непонятно с чего, стали объявлять високосным каждый третий год, и так до самого 9 года до н.р. В итоге, часики убежали вперед на несколько суток, что как бы не разу не здорово.

Разрулил начавшийся бардак император Октивиан Август. Он отменил високосные годы на следующие 16 лет. За это, и не только, римляне переименовали месяц Секстилис в Август. И это здорово, я считаю. А то название какое-то, скажем так, 18+. Особенно, если учитывать общую заголённость населения в этот летний месяц.

Григорианский календарь

Юлианский календарь был хорош, но эти 11 минут, о которых писал выше, он не учитывал. Ясное дело, что рано или поздно нашелся тот, кто их таки-учёл. Этим человеком стал Григорий Тринадцатый, глава Католической Церкви, в 1582 году.

По его календарю, годы кратные четырем объявляются високосными, кроме лет кратных числу 100. Годы кратные ста могут быть високосными лишь тогда, когда кратны цифре 400.

Тоже просто, понятно и гораздо точнее.

Однако, григорианский календарь не принял Собор Восточных Патриархов в 1583 году. А всё потому, что в некоторые годы Пасха иудейская получалась позже Пасхи христианской (Светлое Христово Воскресение), что противоречит не только хронологии, но и канонам Вселенских Соборов. Вообще, дата вычисления дня пасхи это отдельная история, достойная как минимум хорошего поста.

Русь

На Руси юлианский календарь приняли в 988 году вместе с христианством. До этого год вычисляли по сезонам и лунно-солнечному календарю.

Правда, год тогда начинался 1 марта, а не 1 сентября, как в Византии. Ну традиция у нас такая, начинать год по весне. Была.

20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о новом летоисчислении, которое велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова (1 января).

Если взять летоисчисление того времени, получится, что указ издан в 7208 году. Представляю сколько недовольных было, но устаканилось.

Шли годы, цари сменяли один другого, революция грянула, и вот, новые власти, добрались до календаря. Оказалось, что юлианский отстал от григорианского на 13 дней. Да и очень хотелось подгадить церкви. В общем, григорианский календарь ввели в приказном порядке, а даты пересчитали на так называемый «новый стиль».

С тех пор, расхождение между датами закрепилось. Получается, что Рождество празднуют 25 декабря все христиане. Просто календари разные. Весь мир сейчас живет по григорианскому, а Православная Церковь празднует главные праздники по юлианскому. В 2101 году «Православное Рождество» передвинется на 8 января.

Стоп! Не понял! Что не так с датами!?

Возможно, тебе покажется странным, что Рождество празднуют 25 декабря, хотя начало года считают от дня рождения Христа. Вроде выходит, что либо нужно праздновать 1 января, либо год начинать с 25 декабря.

На самом деле все просто. В Иудее ребенка считали официально рожденным только после того, как принесут в храм (для обрезания).

Потому, год празднуем с момента официального рождения (1 января), а Рождество, с фактического 25 декабря.

Наше время

Если думаешь, что на этом «приключения календаря» закончились, то это вовсе не так. На данный момент есть множество предложений по реформированию календаря. Из них, как минимум два, потрясают своей новизной, а одно просто хочет вернуть юлианский календарь обратно.

Последнее понятно, особенно православным, ведь благодаря расхождению в датах, на 1 января приходится пост, когда рекомендуется воздержание от алкоголя и прочих излишеств. Не потому-ли большевики так быстро перешли на григорианский календарь?

Два других предлагают очередное усовершенствование. Что ни говори, но и у современного календаря есть свои недостатки. Например: месяцы разной длины, или первые пол-года длиннее последних на несколько дней, что мешает плохим экономистам.

Первый вариант предложил философ О. Конт. Там предлагается ввести год из 13 месяцев и т.д. Учитывая трепетное отношение запада к числу 13, дальше можно не читать.

Второй, предложил астроном Г.Армелин (тоже из франции). Тут в году остается 12 месяцев. Год и каждый квартал начинаются с воскресения, а заканчиваются субботой. Первый месяц каждого квартала имеет 31 день, остальные 30. После 30 декабря добавляется дополнительный день недели — «никакой». В високосный год, подобный день добавляется еще и после 30 июня. Хм…, а не из фильма «31 июня» взял идею?

Не смотря на то, что этот вариант одобрили Франция, Индия и СССР, я — против. Думаю, христиане — тоже. Ведь сказано 6 дней делать свои дела, а седьмой посвятить Богу. На данный момент, это происходит хотя-бы номинально, за счет названия дней недели и соблюдения семидневного цикла. Если ввести армелинский календарь, церковь его точно не примет, и воскресные богослужения начнут проходить по будням, что сделает только хуже. И кто от этого выиграет?

Христианам это принципиально. Остальным — пофигу, а раз так, то путь остается как есть. Пользы больше.

Рождество Христово

За окном легкий морозец, солнце и пушистый снег. С Рождеством вас.

Все христиане (да и люди в целом) — братья и сестры, а значит буду праздновать и с тем, кто это делает сегодня, и с теми, кто будет отмечать 7 января.

Такой важный праздник не грех и повторить. Хотя бы для того, чтобы помнить.

На самом деле, именно этот аргумент и показывает полное отсутствие каких-либо знаний истории вопроса. Единственное, чем могут они «блеснуть», сводится только к обвинениям в сторону большевиков, которые в 1918 году перешли на григорианский календарь, и Рождество «оказалось» 7-го января по новому стилю.

В полной несостоятельности этих «ответственных» лиц наш народ уже убедился, но неясности остаются. И мы сейчас решим эту «непосильную» загадку.

Итак, формулируем вопрос: почему, фактически, вся Европа отмечает Рождество Христово 25 декабря, а мы – 7-го января?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в отличиях между юлианским, григорианским и новоюлианским календарями. Для этого, рассмотрим некоторые эпизоды церковной истории:

Дата Рождества Христова

Каждая мать, помнит и день, и час рождения каждого своего ребенка. Об этом дне Матерь Божия, естественно, рассказала апостолам - это 25 декабря. Господь Иисус Христос родился, когда на земле был Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова.

Если говорить о письменных источниках, то 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году.

Первый Вселенский собор и дата Пасхи

Самый главный праздник в христианстве - это Пасха и на первом Вселенском Соборе в 325 году, проходившем в г. Никее, был предложен расчет даты Пасхи. Все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха Христова не совершается в один и тот же день или раньше пасхи иудейской.

Спустя какое-то время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. Ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней.

Получалось, что нарушается правило «Первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между природным (астрономическим) весенним равноденствием и календарным, приходящимся на 21 марта.

Введение Григорианского календаря

Итак, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, «григорианский» календарь, получивший определение «новый стиль», а старый, юлианский календарь, стали называть «старым стилем».

С одной стороны, проблема была решена, но с другой - ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определение даты, собственно, Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному (григорианскому) календарю.

Различие между новым и старым стилем, каждые сто с лишним лет, увеличивается на 1 день и в XXI веке составляет 13 суток, а в 2100 году разница будет 14 дней, то есть 25 декабря (юлианского календаря) будет соответствовать 8 января (григорианского).

Православные традиции

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в Российской империи продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть большевиков ввела григорианский календарь, Церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря: таким образом, появился «новоюлианский» календарь.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не «католическим» григорианским календарем, а так называемым «новоюлианским», который, пока, совпадает с Григорианским.

Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в 1 день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 000 лет.

Итак, Господь Иисус Христос родился, когда на земле был юлианский календарь, 25 декабря «старого стиля». Православные никакого 7 января не празднуют. Когда светский календарь (григорианский) по «новому стилю» показывает дату 7 января в богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, мы празднуем его по юлианскому календарю.

С Праздником Рождества Христова!

Прим. ред. - А что касается постоянных мантр «сделаем, как в Европе», мне хотелось бы напомнить фразу из очень хорошего фильма конца 70-х годов прошлого века: - «Мама, он пишет диссертацию!». - «Лучше бы мусор выносил!»

Рождество – особый праздник. И даже люди, ни разу не перешагнувшие порог церкви, с упоением готовятся к его празднованию. А для истинных христиан это один из самых значимых церковных праздников. Согласно традиций праздник отмечается с размахом. Но мало кто знает, почему православные празднуют Рождество 7 января. Так как существуют и другие даты праздника, и Рождество у католиков и православных припадает на разные числа.

История чудесного рождения Божьего младенца хорошо известна каждому верующему.

Родила его Святая Дева Мария, не испытывая мучений и страха. Событие произошло в Вифлееме. Этот город в царстве Октавия, где в те времена проходила перепись всего населения, относился к роду Давида.

Поэтому все, кто относился к этому старейшему роду, были вынуждены явиться для переписи. Не стали исключением и Дева Мария, и ее супруг праведник Иосиф.

Несмотря на беременность супруги, непорочно зачавшей, семья явилась к вечеру в Вифлеем.

Но, к сожалению, мест в гостинице для пары не нашлось. И пришлось им искать убежища в холодную ночь в пещерах. В месте, которое было предназначено для стойла скота, уже нашли пристанище многие люди.

Но Мария и Иосифом к ним не присоединились, а нашли для себя укромный уголок. Здесь же у Марии и начались роды. Дева Мария родила прекрасного младенца, которому было суждено изменить судьбы миллионов людей. Чтобы согреть малыша, заботливая женщина положила его в ясли к овцам.

О том, что на свет появился Спаситель, первыми узнали пастухи. Им об этом сообщил Ангел, спустившийся на землю. Пастухи сразу же отправились на поклон к младенцу.

А вот восточным мудрецам о благой вести сообщила взошедшая Вифлеемская звезда.

Она и указала путь волхвам к пещере, куда они принесли для Спасителя в дар золото и благовония: ладан и смирну.

Не для всех новость о Рождении Спасителя стала радостной. Царю Ироду было предсказано, что родившийся мальчик принесет ему погибель. Поэтому он и решил найти и убить младенца. Так как он не знал точного местонахождения мальчика, царь приказал убивать всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.

Сыну Божьему удалось спастись, но по приказу Ирода было убито 14 000 младенцев.

Они приняли мученическую смерть, еще не зная, что жертва была принесена будущему Спасителю.

Православный праздник Рождество Христово стал для верующих напоминанием о чудесном появлении Спасителя, о начале новой эры веры и надежды.

Спросите у своих знакомых, друзей, когда православные отмечают рождество, и услышите утверждение, что 7 января, и ответ будет, как ни странно, не совсем верным.

Ведь существуют православные церкви, отмечающие Рождество 25 декабря. И их не мало, а 10 из существующих сегодня 15.

Кроме этого, существуют и католические церкви, которые отмечают Рождество совместно с православными христианами 7 января. Почему же произошла такая путаница с днем католического и православного Рождества.

Чтобы разобраться, придется заглянуть в историю.

И здесь, как ни странно, однозначного ответа нет, так как не установлена настоящая дата рождения Христа.

Привычное для многих 6 января долго отмечали, как День Крещения, так как это событие считалось более важным в жизни христиан.

Когда же встал вопрос о рождении Христа, то его высчитывали исходя из даты вести о богозачатии, которое припадает на 25 марта по старому стилю.

К тому же на 25 декабря во многих западных странах праздновался языческий праздник, посвященный богу Сатурну.

Римской церкви было удобно провозгласить Рождество на эту дату. Такая подмена помогала искоренять языческие праздники, более привычные по тем временам людям.

Константинопольская церковь присоединилась к празднованию Рождества в веке.

Поэтому длительное время православное Рождество отмечалось именно 25 декабря. И такое положение вещей сохранялось буквально до начала 20 века.

В России в это время принимается решение о переходе на Григорианский календарь, по которому европейские страны живут уже не один год. Но церковь такого решения не поддерживает.

Поэтому церковный календарь русской церкви исчисляется по Юлианскому календарю.

И даты праздников сохранились именно в соответствии со старым стилем.

По григорианскому летосчислению даты праздников сдвинулись на 13 дней.

Поэтому и получается, что Рождество по православному календарю и сегодня отмечается 25 декабря, но по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по более привычному для обывателей календарю.

Это прихожане Русской, Сербской, Грузинской, Белоруской и Иерусалимской Церкви.

С 2014 года к ним присоединилась еще и Польская православная церковь.

Вместе с ними Рождество празднуют и украинские греко-католики, но на фоне последних событий начал подниматься вопрос о переносе даты празднования Рождества.

Дата празднования православного Рождества также совпадает с днем праздника у некоторых протестантов, придерживающихся Юлианскому календарю. На этот же день отмечают Рождество афонские старцы. Так что дать однозначный ответ, какого числа православное рождество, сложно.

Рождество Христово православное: празднование и традиции православного рождества

Рождество – православный праздник, и верующие особенно остро и глубоко в этот день переживают встречу с Христом. Это момент, когда осознание корней и традиций празднования происходит радостно и красочно. Праздник дарит тепло и веру, разжигает в душах людей свет.

До рождения Христова люди были далеки от Бога и возможность встречи с Творцом просто отсутствовала.

Поэтому Бог вынужден был преодолеть грань, отделяющую людей смертных и грешных от жизни вечной и радостной, что проявилось явлением Божьим в образе человеческом. Он послал к людям своего сына, который и должен был рассказать людям о Царствие Божием, и привести их к вере. Именно эту встречу и празднуют православные на Рождество.

Предшествует празднику православный пост – перед Рождеством христиане придерживаются Филиппова или . Начинается пост 28 ноября и длится вплоть до Рождества. Заканчивается сорокадневный пост в рождественское утро.

Празднование же начинается со Сочельника. Вечерять семьи садятся только после появления первой звезды.

До этого 6 января не положено трапезничать. На столах должно быть , каждое из которых имеет собственное значение и важность. Основным блюдом считается сочиво, от чего и пошло название Сочельник.

С рождественского Сочельника начинаются Святки, которые длятся еще две недели. Заканчиваются Святки еще одним немаловажным праздником – Водокрещением, которое празднуют православные 19 января или 13 января по старому стилю.

Всю ночь перед Рождеством идут праздничные служения в церквях. А сутра 7 января положено разговеться, так как заканчивается пост.

Традиционно накрываются богатые столы на Рождество с , и , .

Люди поздравляют близких, родных и просто знакомых с праздником. Православное поздравление с Новым Годом и Рождеством несет добрые помыслы и пожелания веры.

Церкви и дома обязательно украшаются хвойными ветками и другой рождественской атрибутикой. Обязательно ставится и рождественская елка, которую положено украшать яркими игрушками, мишурой, огнями. Эта традиция связана с происхождением райского дерева и «райскими» яблочками на нем.

Особенно интересны рождественские колядки. Дети и молодежь еще с вечера начинают ходить по домам с пожеланиями добра.

В некоторых селениях, когда православные празднуют Рождество, сохранились традиции устраивать вертепы. На деревянном ящичке крепятся фигурки. Участники вертепа показывают при помощи этих фигурок библейский сюжет, связанный с рождением Христа. Они поют песни, читают колядки.

В благодарность хозяева благодарят их конфетами, сладостями, колбасой, деньгами.

Обязательно дарят православные подарки на Рождество. Эта традиция связана с пожеланием добра, богатства, счастья родным, близким, дорогим людям.

Подарки кладут под рождественскую ель или раскладывают в специальные сапожки, носочки.

Праздник проходит всегда весело и радостно. С застольями, песнями, плясками, поздравлениями и подарками. Поэтому праздник Рождество очень любим и детьми, и взрослыми, и даже теми, кто к православным традициям относится равнодушно или скептически.

Видео: православные истории для детей

Смотрите в видео мультфильм о Рождестве Христовом

Приближается православное Рождество, которое все мы отмечаем 7 января, несмотря на то, что закон о двойном праздновании Рождества - 25 декабря и 7 января уже вступил в силу на Украине.

Православные и католики отмечают этот святой праздник по-своему, согласно традициям, сформировавшимся веками.

Но мы предлагаем нашим читателям совершить небольшое путешествие и посмотреть, как отмечают Рождество Христово в разных уголках мира.

Откуда разница в датах?

Православное и католическое Рождество не имеют отличий по существу. Различаются лишь даты проведения и внешняя форма.

Католическая церковь и протестантские направления христианства празднуют Рождество 25 декабря по современному Григорианскому календарю. А вот православная церковь празднует Рождество по Юлианскому календарю (по старому стилю) 7 января.

В обеих религиях отмечают Сочельник – вечер накануне рождественской ночи (Иисус родился именно ночью – отсюда другая легенда про Вифлеемскую звезду). Название в русском языке происходит от слова сочиво – пшеничные зерна, смоченного соком ягод или медом — блюдо, которое готовится на этот светлый праздник.

Вам будет интересно:

Православное Рождество

Рождество на Руси празднуют с Х века. Вечер с 6 на 7 января назывался Сочельник. Ему предшествовал строгий пост, начинавшийся 28 ноября. В эти дни нельзя есть мясного до тех пор, пока 6 января на небе не появится первая звезда, которая символизирует рождение Иисуса Христа.

В этот день наши предки ставили 12 постных блюд, основной едой этого праздника была кутья. В дом приглашали родных и близких, пели рождественские колядки. Также люди переодевались в различные костюмы (сказочных персонажей), ходили по домам, пели «щедривки» и получали за это вознаграждение в виде сладостей.

Также в православной церкви проходит ночное Рождественское богослужение (с 6 на 7 января), в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия.

Католическое Рождество

По традиции никто не должен остаться без подарка – ни родственник, ни добрый знакомый. Вот что поистине интересно так это то, что у католиков главный фигурант праздника не Иисус Христос, а Святой Николай или Санта Клаус. В их обязанности входит одаривать всех подарками.

Однако есть одно но… Зарубежные «дарители» не приходят к детям с мешком подарков, как наш Дед Мороз. Подарки он прячет в носки, которые по традиции висят над камином. При этом доброго дедушку никто не видит, так как делает он это в ночное время суток, когда все спят.

Главное рождественское блюдо католиков — гусь с яблоками или запеченная индейка. Варианты в зависимости от стран самые разные: гусь, индейка, утка, кролик, оленина, молочный поросенок и даже колбаса или треска, как в Португалии.

В Православии Рождество входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, и Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и старостильные церкви празднуют 25 декабря (7 января) по юлианскому календарю. Константинопольская, Элладская, Болгарская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю. После введения григорианского календаря в Советской России в 1918 году юлианский календарь остался только в Румынии, Югославии и Греции, в которых господствующая православная церковь продолжала сопротивляться введению нового календаря. Однако католическая часть населения этих стран уже давно отмечала все праздники по новому стилю, а православная - по старому. Такой разнобой приводил к недоразумениям, вынудивших церковь и правительственные органы заняться календарной реформой. В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, «исходящий от католического папы», было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879-1956). Его статья, появившаяся в 1924 году в астрономическом вестнике «Astronomische Nachrichten», называлась: «Конец юлианского календаря и новый календарь Восточной Церкви». В отличие от григорианского календаря в нём выбрасываетя не 3 суток в 400 лет, а 7 суток в 900 лет. Но решение Константинопольского собора осталось невыполненным. Ранее, в 1919 году, Румыния и Югославия, а позже и Греция ввели у себя григорианский календарь. Церкви Русская, Сербская и Иерусалимская использовали прежний, юлианский календарь. Лишь Константинопольский Патриархат и некоторые этногреческие Православные Церкви в настоящее время практикуют новоюлианский календарь.Католическая церковь - 25 декабря по григорианскому календарю. Армянская апостольская церковь - 6 января.

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.

Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII). Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 года до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков.

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, так как, по иудейскому вероучению, рождение человека - «начало скорбей и болей». Однако царь «Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» (). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха).

25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник N(atalis) Invicti. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на dies natalis solis invicti (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом.

Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена. Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (7 апреля), так как к моменту установления Юлианского календаря на 25 марта чаще всего приходилось весеннее равноденствие - некий образ уравновешенности двух природ в Иисусе Христе: Божественной и человеческой. Прибавление к этой дате девяти месяцев - периода беременности человека - соответственно даёт 25 декабря (7 января). Как раз на 25 декабря тогда же приходился день зимнего солнцестояния, после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом для языческих народов считать 25 декабря днём рождения бога Солнца. Для христиан Солнцем Правды является Иисус Христос, и 25 декабря является очень символичным. Поэтому Рождество Христово стало восприниматься ещё и как праздник света, а в христианских храмах начали ставить ветвистое дерево со множеством светильников - прообраз Рождественской ёлки.

В IV веке Восток (кроме Армянской церкви) и Запад заимствовали даты друг друга, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня. Впрочем, дата празднования Благовещения жёстко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском - 18 декабря.

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю Рождество отмечают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. 4 Поместных Патриархата - Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю. Также Рождество по юлианскому календарю (7 января по григорианскому календарю) празднуют в Афонских монастырях. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога