Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возвращение: покаяние и исповедь (1). Разрешительная молитва в Греческой Церкви конца XVIII века на примере книги преп

"Руководство к исповеди" преподобного Никодима Святогорца, вышедшее впервые в Венеции в 1794 году, в последующие два века стало настоящим повседневным руководством для пастырей Греческой Церкви при совершении исповеди. Данная публикация посвящена одному из важнейших моментов исповеди, упоминающихся в этом труде, – разрешительной молитве.

"Руководство к исповеди" (Ἑξομολογητάριον) преподобного Никодима Святогорца (1749–1809), вышедшее впервые в Венеции в 1794 году, в последующие два века стало настоящим повседневным руководством для пастырей Греческой Церкви при совершении исповеди. Популярность этой книгой показывает количество изданий: только на протяжении XIX века 9 переизданий в Венеции и 1 издание в Афинах . Книга не теряет популярности и в наши дни. Известное издательство Нектария Панагопулоса в Афинах сделало 8 изданий на временном отрезке в 20 лет с 1988 до 2008 года. Один из известнейших афинских духовников покойный иеросхимонах Порфирий (Баирактарис) (1906–1991) говорил о том, что в начале своей духовнической деятельности широко применял рекомендации "Руководства" преподобного Никодима: "У меня лежала книга "Руководство к исповеди" преподобного Никодима Святогорца. Например, человек мне открывал какой-нибудь тяжкий грех. Я смотрел в книгу. Там было написано: "Восемнадцать лет не причащаться". Тогда у меня еще не было опыта. Я назначал епитимьи согласно правилам, и что было написано в книге, являлось для меня законом".

Как мы видим, эта книга последние два столетия во многом определяла практику совершения исповеди в Греции. Что же говорит этот труд об одном из важнейших моментов исповеди – разрешительной молитве?

Собственно разрешительных молитв преподобный Никодим указывает две. Первая: "Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Пастырю и Агнче, вземляй грех мира...". Она входит в привычный для нас чин исповеди из современного русского Требника и стоит второй по порядку среди молитв, предваряющих саму исповедь. Для русского восприятия странно видеть ее здесь в качестве именно разрешительной молитвы. Далее святогорец приводит другую, более краткую молитву, которую духовник может прочитать вместо первой: "Господи [Иисусе Христе], Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый...". Эта молитва в качестве разрешительной входит в присутствующий в нашем Требнике "Чин егда случится вскоре вельми больному дати Причастие". Слова, данные в квадратных скобках, отсутствуют в нашем Требнике.

По указанию преподобного, при чтении разрешительной молитвы духовник должен возложить на кающегося свою руку, то есть совершить "хиротесию", что дословно – "руковозложение". О возложении вместе с рукой и епитрахили на главу исповедающегося человека, как это принято в России, Никодим не говорит ничего.

Далее в "Руководстве" говорится: "И тогда творишь прошение о милости и оставлении грехов кающегося". Очевидно, что речь идет о краткой сугубой ектении, которой часто завершаются чины Требника. В этой ектении содержится прошение "О милости, жизни, здравии и оставлении грехов".

"Тогда, поворачиваясь к кающемуся, ты возлагаешь свою руку на его главу и произносишь сие утвердительное слово, которое, по мнению большинства, особенно же Гавриила Филадельфийского в его [книге] "О таинствах" и Хрисанфа Иерусалимского в "Руководстве к исповеди", является видом [εῖδος] Таинства Покаяния:

"Благодать Всесвятаго Духа чрез мое ничтожество разрешает тебя и прощает".

Интересно, что эту формулу преподобный заимствует у митрополита Филадельфийского Гавриила Севира (+1616), из его труда "О таинствах" (Συνταγμάτιον περὶ τῶν ἁγίων καὶ ἱερῶν μυστηρίων , Венеция 1600). Эту же формулу, только в немного измененном виде, приводит в своем "Новом руководстве к исповеди" (Νέον Ἑξομολογητάριον) и Патриарх Каллиник III:

"Благодать Всесвятаго Духа чрез меня недостойного разрешает тебя и прощает тебе то, что ты исповедал предо мною".

Святогорец утверждает, что возложение руки на главу кающегося вместе с "утвердительным словом", приведенным выше и завершающим разрешительные молитвы, является составной частью Таинства Исповеди. При этом преподобный употребляет слова "εῖδος" (вид) и "συστατικό" (здесь: элемент, составная часть). Схоластический взгляд на Таинства святогорец наследует от Гавриила Севира. Последний усматривает в них материю (Ûλη) и вид (εῖδος), находясь под влиянием посттридентской сакраментологии католицизма.

Необходимо отметить, что Никодим беспощадно критикует Патриарха Каллиника III за то, что он очень неосмотрительно перепечатал книгу "Об исповеди" (Περί ἐξομολογήσεως) кипрского униата Неофита Кипрского (+1659), прозванного Родиным, внеся туда небольшие изменения и надписав на ней свое имя. Преподобный считает эту книгу зловредной, содержащей в себе заразу католических лжемудрований. Мы позволим себе привести здесь довольно обширную цитату:

"...существует одно давно изданное "Руководство к исповеди" некоего Неофита Кипрского, прозванного Родиным, творение некоего злославного... совсем недавно, найдя это "Руководство к исповеди" [Неофита] Родина, один человек большого церковного имени (то есть Константинопольский Патриарх Каллиник III – прим. автора) надписал на нем свое имя, не очистив от этого злославного измышления, и издал его в Вене в 1787 году. Поистине я удивляюсь и недоумеваю, как сей благословенный совершил это без всякого исследования, за что не получил похвалу от образованных людей, просмотревших книгу. Что это книга [Неофита] Родина, за исключением изменения некоторых слов, пусть, кому нравится, сравнит, как сравнили и мы, и найдет, что слово наше истинно. Выбирать у врагов хорошее и правильное не осуждается. Но не так, чтобы заимствовать гнилое и злославное ".

Заметим, что Никодим не называет Патриарха по имени. Но греческие духовники, пользовавшиеся этими книгами, о чем свидетельствует и сам святогорец, прекрасно понимали, о ком идет речь. Кстати, к моменту написания этих строк Каллиник, смещенный с патриаршего престола из-за споров о перекрещивании католиков, уже не был Патриархом.

Довольно примечателен тот факт, что, критикуя православного Патриарха, пусть и в отставке, за использование книги униата, сам св. Никодим без всякого колебания цитирует, ссылается и рекомендует для постоянного чтения книгу "Поучение духовнику" (Il confessore istruito) – труд проповедника-иезуита Paolo Segneri. Но использовал он не итальянский оригинал, а греческий перевод Эммануила Романитиса "Ὁ μετανοῶν διδασκόμενος". Из трех частей "Руководства" св. Никодима первая и третья, обращенные соответственно к духовнику и кающемуся, базируются на трудах Paolo Segneri "Il confessore istruito" и "Il penitente istruito".

Преподобный Никодим подвергает разрушительной критике указание Неофита Родина о чтении разрешительной молитвы от первого лица. Никодим цитирует его следующим образом: "Я отпускаю тебе исповеданные грехи". Святогорец приводит слова Златоуста, что даже пророк Нафан не дерзал сказать Давиду: "Я прощаю тебе", но "Господь снял с тебя грех твой".

На этом фоне возникает вопрос: какой была бы реакция преподобного подвижника, если бы он узнал, что похожими словами Русская Церковь уже много лет завершает исповедь: "И аз, недостойный иерей (имя рек) прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих". Надо признать правоту суждений афонского подвижника. Ни в одной традиционной разрешительной молитве нет отпущения грехов от первого лица. Духовник лишь просит Господа простить грехи кающегося.

Известно, что разрешительная молитва в приведенном выше виде пришла к нам как раз через требник святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского (1596–1646). Восточные же чины исповеди сохранили более традиционный текст.

Литература:

Amato Angelo S.D.B. Il sacramento della Penitenza nella theologia greco-ortodossa. Studi storico-dogmatici (sec. XVI-XX) // ΑΝΑΛΕΚΤΑ ΒΛΑΤΑΔΩΝ 38, ΠΑΤΡΙΑΡΧΙΚΟΝ ΙΔΡΥΜΑ ΠΑΤΕΡΙΚΩΝ ΜΕΛΕΤΩΝ, ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ 1982.

Citterio Elia NICODEMO AGIORITA // CORPUS CRISTIANORUM, LA THEOLOGIE BYZANTINE ET SA TRADITION, II, (XIII-XIX), TURNHOUT, BREPOLS PUBLISHERS, 2002, p. 905-978.

Podskalsky Gerhard Η ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΘΕΟΛΟΓΙΑ ΕΠΙ ΤΟΥΡΚΟΚΡΑΤΙΑΣ 1453-1821 Μετάφραση πρωτοπρεσβύτερος Γ.Δ. Μεταλληνός ΄Β Έκδοση ΜΟΡΦΩΤΙΚΟ ΙΔΡΥΜΑ ΕΘΝΙΚΗΣ ΤΡΑΠΕΖΗΣ, ΑΘΗΝΑ 2008.

ΕΞ – ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ ΗΤΟΙ ΒΙΒΛΙΟΝ ΨΥΧΩΦΕΛΕΣΤΑΤΟΝ ΠΕΡΙΕΧΟΝ διδασκαλίαν σύντομον πρός τόν Πνευματικόν πῶς νά ἐξομολογῆ μέ βοηθόν τούς Κανονάς τοῦ Ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Νηστευτοῦ ἀκριβῶς ἐξηγημένους, συμβολήν γλαφυράν πρός τόν μετανοοῦντα πῶς νά ἐξομολογῆται καθώς πρέπει, καί λόγον ψυχωφελῆ περί μετανοίας. Συνερρανισθέν μέν ἐκ διαφόρων Διδασκάλων καί εἰς ἀρίστην τάξιν ταχθέν. ΠΑΡΑ ΤΟΥ ΕΝ ΤΩ ΑΓΙΩ ΟΡΕΙ ΑΣΚΗΣΑΝΤΟς ΑΟΙΔΙΜΟΥ ΔΙΔΑΣΚΑΛΟΥ ΝΙΚΟΔΗΜΟΥ. Ή ΕΚΔΟΣΙΣ, ΒΙΒΙΟΠΩΛΕΙΟΝ ΝΕΚΤΑΡΙΟΣ ΠΑΝΑΓΟΠΟΥΛΟΣ. ΑΘΗΝΑΙ, 2008.

Τσακίρης Βασίλειος Οἱ μεταφράσεις τῶν ἔργων Πνευματικὸς Διδασκόμενος καὶ Μετανοῶν Διδασκόμενος τοῦ Paolo Segneri ἀπὸ τὸν Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτη καὶ ἡ ἐπίδρασή τους στὸ Ἐξομολογητάριον τοῦ Νικοδήμου τοῦ Ἁγιορείτου. Εἰσαγωγικὴ μελέτη // PAOLO SEGNERI Ὁ Μετανοῶν Διδασκόμενος Μία μετάφραση τοῦ Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτου. Ἔκδοσις Θεσβίτης, Θήρα, 2005.

Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006.

Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006, с. 76.

Podskalsky G. 170

Podskalsky G. 170, 171.

Первое издание Рим, 1630, второе – там же в 1671 году (Podskalsky G. 266).

Каллиник III был смещен с патриаршего престола в 1757 году, а "Руководство" увидело свет в Венеции лишь в 1794. Podskalsky G.

Τσακίρης 48, ΕΞ 109

Τσακίρης 29, 47

Евхологион албо молитвослов, или требник. Имеяй в себе церковная различная последования, иереом подобающая. Киев, 1646.

AgionOros.ru продолжает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году Издательским Домом «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.

О том, что грехи должны открыться или здесь, или там

Одно из двух: или здесь одному духовнику тебе нужно открыть грехи свои, брат, или там страшному Судии. Если ты скроешь их здесь, знай, что там их несомненно выставит на позор перед всеми ангелами и людьми страшный Судия к твоему великому обличению: Обличу тя , - скажет Он тебе, - и представлю пред лицем твоим грехи твоя 1 . И что я говорю: Судья? Сами неисповеданные грехи твои обличат тебя тогда и выставят тебя на позор на оном всемирном судилище: Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя (Иер. 2, 19.) 2 .

Поэтому и божественный Златоуст советует тебе, говоря: «Ты грешен? Приди в церковь, припади, восплачь. Ты согрешил? Исповедай Богу грехи твои. Скажи здесь, чтобы там пред тысячами ангелов или людей, стыдясь, не подвергнуться обличению. Скажи мне: что лучше - здесь в церкви исповедаться одному Богу и духовному твоему отцу или там при стольких тысячах быть выставленным на позор?» 3

О том, что, если останется неисповеданным один единственный грех, останутся непрощенными и прочие

Но если ты исповедаешь все свои грехи и скроешь из-за стыда только один, знай, что не только все исповеданные тобою грехи останутся непрощенными 4 , но ты прибавишь себе и еще один грех - святотатство, из-за этого сокрытия, как говорит в чине исповеди иерусалимский Хрисанф. Поэтому один учитель благоразумно советует тебе, если ты хочешь победить диавола, возбуждающего в тебе стыд, называть прежде всех остальных тот грех, которого наиболее стыдишься.

О том, что исповедь должна быть решительной

Ты должен исповедоваться решительно, то есть ты должен перед духовником принять твердое и непоколебимое решение, что предпочитаешь тысячи раз умереть, нежели еще раз согрешить по своей воле, при содействии божественной благодати, потому что, если ты не примешь такого решения в сердце своем, тебе принесет мало пользы сокрушение, мало пользы твоя исповедь и покаяние, как говорят все вообще учители 5 .

Поэтому не принимающие такого решения одной рукой держатся за духовника, а другой за грех, исповедаются устами, а сердцем помышляют о том, чтобы снова совершить грех, уподобляясь этим псу, который, изблевав, возвращается к своей блевотине и свинье, которая омывшись, снова валяется в старой грязи, как говорит святой Петр: Случися бо им истинная притча: пес, возвращься на свою блевотину, и: свиния, омывшися, в кал тинный 6 .

Они, как говорит священный Августин, не отсекают грех, но откладывают его на другое время, и исповедаются только по привычке, потому что наступает, предположим, Пасха или Рождество или потому, что им угрожает смерть, а не истинно.

Читаем в Патерике, что один авва видел души, которые сходили в ад, как спускается снег на землю зимой. И почему? Не потому, что христиане не исповедаются (ибо редко кто умирает, не исповедавшись), но потому, что не исповедаются хорошо, с решимостью больше не грешить, потому, что не раздирают сердце свое истинной болью решительного исправления, но раздирают лишь свою одежду, согласно пророку, ложной и лицемерной болью: Расторгните сердца ваша, а не ризы ваша 7 .

И какую пользу ты получишь, брат мой, если скажешь только: я согрешил, каюсь? Точно так же «я согрешил» сказали и Саул 8 и Иуда 9 , но это не принесло им пользы.

Поэтому и великий Василий говорит, что не получает пользы от исповеди и вообще не исповедается говорящий только, что согрешил, однако пребывающий опять во грехе и не имеющий к нему ненависти, и что не получает никакой пользы от того, что духовник простил его неправды, если опять творит неправду: «Потому что и не тот, кто сказал: ”Я согрешил”, - исповедается, но, по псалму, нашедший свой грех и возненавидевший; ибо какая польза больному от усердия врача, когда он предается пагубным житейским удовольствиям? Так нет никакой пользы от прощенных неправд еще творящему неправду» 10 .

Вся суть твоего покаяния заключается в том, чтобы решиться изменить жизнь 11 .

Не говори: «Если смогу, исправлюсь» или: «Я хотел бы не грешить», не так, но скажи: «Я решил исправиться, хочу больше не грешить, с такой твердой, непоколебимой и решительной волей, как не желаю выпить чашу, наполненную ядом, как не желаю броситься в пропасть и как не желаю убить себя самого.

1 Пс. 49, 21.

2 Смотри также и у божественного Златоуста, говорящего: «Там же увидим их [наши прегрешения] перед глазами, нагие и явные и восплачем там, но всуе» (Слово о том, что опасно слушающим и говорящим.). Смотри и свидетельство великого Василия о том, что мы увидим тогда каждый наш грех в таком виде, как он был совершен, в 8 главе «Поучения духовнику».

3 Том 7, слово 77.

4Смотри страницу 208 «Грешников спасения» Агапия Ландоса, где упоминается одна женщина, которая хотя и исповедала некоему благоговейному духовнику все другие свои грехи, но не исповедала один большой грех. Поэтому послушник этого духовника видел, что каждый раз, когда она исповедовала один из своих грехов, у нее выползала изо рта змея, а в самом конце увидел большую змею, которая три раза высовывала голову изо рта этой женщины, но потом снова заползла обратно и не вышла. Поэтому и все остальные змеи, которые выползли перед этим, вернулись обратно и заползли в ее рот. И после своей смерти оная окаянная явилась своему духовнику и его послушнику сидящей на страшном драконе и сказала им, что попала в ад, потому что не исповедала тот грех. Говорит также и Иоанн Лествичник, что, не исповедав свои грехи, человек не может получить за них прощение: «Без исповеди никто не получит прощения»(Слово 4, о послушании) .11 Мы видим, что так поступили ниневитяне, потому что сии не только постились и носили рубище все, от малого до великого, вплоть до самого царя, и плакали, и взывали к Богу со слезами и воздыханиями, но в первую очередь и прежде всего изменили свою жизнь и совершенно удалились от зла. Поэтому и Бог принял такое их покаяние, как подлинное и истинное, и не ниспроверг их, как предупреждал через Иону: И виде Бог дела их, яко обратишася от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10.). Но, поскольку впоследствии те же самые ниневитяне возвратились к своим первым злу и грехам, то и Бог ниспроверг и уничтожил их и их город, так что в нем поселились ехидны, и хамелеоны, и вороны, и всякие змеи, о чем упоминают пророк Наум во второй главе и особенно пророк Софония (См.: Соф. 2, 13.).

продолжает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.

О том, что грехи должны открыться или здесь, или там

Одно из двух: или здесь одному духовнику тебе нужно открыть грехи свои, брат, или там страшному Судии. Если ты скроешь их здесь, знай, что там их несомненно выставит на позор перед всеми ангелами и людьми страшный Судия к твоему великому обличению: Обличу тя , — скажет Он тебе, — и представлю пред лицем твоим грехи твоя . И что я говорю: Судья? Сами неисповеданные грехи твои обличат тебя тогда и выставят тебя на позор на оном всемирном судилище: Накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя (Иер. 2, 19.) .

Поэтому и божественный Златоуст советует тебе, говоря: «Ты грешен? Приди в церковь, припади, восплачь. Ты согрешил? Исповедай Богу грехи твои. Скажи здесь, чтобы там пред тысячами ангелов или людей, стыдясь, не подвергнуться обличению. Скажи мне: что лучше — здесь в церкви исповедаться одному Богу и духовному твоему отцу или там при стольких тысячах быть выставленным на позор?»

О том, что, если останется неисповеданным один единственный грех,

останутся непрощенными и прочие

Но если ты исповедаешь все свои грехи и скроешь из-за стыда только один, знай, что не только все исповеданные тобою грехи останутся непрощенными , но ты прибавишь себе и еще один грех — святотатство, из-за этого сокрытия, как говорит в чине исповеди иерусалимский Хрисанф. Поэтому один учитель благоразумно советует тебе, если ты хочешь победить диавола, возбуждающего в тебе стыд, называть прежде всех остальных тот грех, которого наиболее стыдишься.

О том, что исповедь должна быть решительной

Ты должен исповедоваться решительно, то есть ты должен перед духовником принять твердое и непоколебимое решение, что предпочитаешь тысячи раз умереть, нежели еще раз согрешить по своей воле, при содействии божественной благодати, потому что, если ты не примешь такого решения в сердце своем, тебе принесет мало пользы сокрушение, мало пользы твоя исповедь и покаяние, как говорят все вообще учители .

Поэтому не принимающие такого решения одной рукой держатся за духовника, а другой за грех, исповедаются устами, а сердцем помышляют о том, чтобы снова совершить грех, уподобляясь этим псу, который, изблевав, возвращается к своей блевотине и свинье, которая омывшись, снова валяется в старой грязи, как говорит святой Петр: Случися бо им истинная притча: пес, возвращься на свою блевотину, и: свиния, омывшися, в кал тинный .

Они, как говорит священный Августин, не отсекают грех, но откладывают его на другое время, и исповедаются только по привычке, потому что наступает, предположим, Пасха или Рождество или потому, что им угрожает смерть, а не истинно.

Читаем в Патерике, что один авва видел души, которые сходили в ад, как спускается снег на землю зимой. И почему? Не потому, что христиане не исповедаются (ибо редко кто умирает, не исповедавшись), но потому, что не исповедаются хорошо, с решимостью больше не грешить, потому, что не раздирают сердце свое истинной болью решительного исправления, но раздирают лишь свою одежду, согласно пророку, ложной и лицемерной болью: Расторгните сердца ваша, а не ризы ваша .

И какую пользу ты получишь, брат мой, если скажешь только: я согрешил, каюсь? Точно так же «я согрешил» сказали и Саул и Иуда , но это не принесло им пользы.

Поэтому и великий Василий говорит, что не получает пользы от исповеди и вообще не исповедается говорящий только, что согрешил, однако пребывающий опять во грехе и не имеющий к нему ненависти, и что не получает никакой пользы от того, что духовник простил его неправды, если опять творит неправду: «Потому что и не тот, кто сказал: ”Я согрешил”, — исповедается, но, по псалму, нашедший свой грех и возненавидевший; ибо какая польза больному от усердия врача, когда он предается пагубным житейским удовольствиям? Так нет никакой пользы от прощенных неправд еще творящему неправду» .

Вся суть твоего покаяния заключается в том, чтобы решиться изменить жизнь .

Не говори: «Если смогу, исправлюсь» или: «Я хотел бы не грешить», не так, но скажи: «Я решил исправиться, хочу больше не грешить, с такой твердой, непоколебимой и решительной волей, как не желаю выпить чашу, наполненную ядом, как не желаю броситься в пропасть и как не желаю убить себя самого.

Смотри также и у божественного Златоуста, говорящего: «Там же увидим их [наши прегрешения] перед глазами, нагие и явные и восплачем там, но всуе» (Слово о том, что опасно слушающим и говорящим.). Смотри и свидетельство великого Василия о том, что мы увидим тогда каждый наш грех в таком виде, как он был совершен, в 8 главе «Поучения духовнику».

Том 7, слово 77.

Смотри страницу 208 «Грешников спасения» Агапия Ландоса, где упоминается одна женщина, которая хотя и исповедала некоему благоговейному духовнику все другие свои грехи, но не исповедала один большой грех. Поэтому послушник этого духовника видел, что каждый раз, когда она исповедовала один из своих грехов, у нее выползала изо рта змея, а в самом конце увидел большую змею, которая три раза высовывала голову изо рта этой женщины, но потом снова заползла обратно и не вышла. Поэтому и все остальные змеи, которые выползли перед этим, вернулись обратно и заползли в ее рот. И после своей смерти оная окаянная явилась своему духовнику и его послушнику сидящей на страшном драконе и сказала им, что попала в ад, потому что не исповедала тот грех. Говорит также и Иоанн Лествичник, что, не исповедав свои грехи, человек не может получить за них прощение: «Без исповеди никто не получит прощения»(Слово 4, о послушании) .

Поэтому на странице 307 «Грешников спасения» читаем, что один священник церкви Богородицы, хотя и исповедал перед своей смертью с умилением и слезами все свои грехи, однако, не принял твердого решения больше не грешить, но его воля склонилась к желанию, если он останется жив, вернуться к прежним грехам. И потому этот несчастный попал в ад, как сам сказал об этом священнику той же церкви, явившись ему после своей смерти.

2 Пет. 2, 22.

Иоил. 2, 13.

См.: 1 Цар. 15, 24.

См.: Мф. 27, 4.

В неизданной Цепи толкований на Псалтирь Никиты. Псалом 35.

Мы видим, что так поступили ниневитяне, потому что сии не только постились и носили рубище все, от малого до великого, вплоть до самого царя, и плакали, и взывали к Богу со слезами и воздыханиями, но в первую очередь и прежде всего изменили свою жизнь и совершенно удалились от зла. Поэтому и Бог принял такое их покаяние, как подлинное и истинное, и не ниспроверг их, как предупреждал через Иону: И виде Бог дела их, яко обратишася от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10.). Но, поскольку впоследствии те же самые ниневитяне возвратились к своим первым злу и грехам, то и Бог ниспроверг и уничтожил их и их город, так что в нем поселились ехидны, и хамелеоны, и вороны, и всякие змеи, о чем упоминают пророк Наум во второй главе и особенно пророк Софония (См.: Соф. 2, 13.).

Петров В. А.

Протоиерей, преподаватель Калужской Духовной Семинарии

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА В ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ КОНЦА XVIII ВЕКА НА ПРИМЕРЕ КНИГИ ПРЕП. НИКОДИМА СВЯТОГОРЦА «РУКОВОДСТВО К ИСПОВЕДИ»

Аннотация

В настоящем исследовании на примере исповедных книг, использовавшихся в Греческой Церкви в XVII и XVIII веках, а также на примере «Руководства к исповеди» св. Никодима Святогорца (1749-1809), показывается эволюция текста разрешительной молитвы. Вниманию читателя предлагается чин исповеди, возложения рук и разрешительной молитвы согласно традиции Православной Церкви. Также указывается на католическое влияние, которое было оказано на текст разрешительной молитвы, закрепившейся в требнике Русской Православной Церкви.

Ключевые слова : Православие, исповедь, отпущение, разрешительная молитва, католическое влияние, требник.

Petrov V. A.

Archpriest, Teacher of the Kaluga Theological Seminary

THE PRAYER OF ABSOLUTION IN THE GREEK CHURCH OF THE XVIII CENTURY END ON THE EXAMPLE OF THE BOOK OF SAINT NICODEMUS THE HAGIORITE «GUIDE TO CONFESSION»

Annotation

In the present study by the example of confessional books used in the Greek Church in the XVII and XVIII centuries, as well as the example of the “Guide to confession” of saint Nicodemus the Hagiorite (1749-1809), show the evolution of the text of the absolution prayer. Readers are invited rite of confession, laying on of hands and the absolution prayer according to the tradition of the Orthodox Church. Also points to the Catholic influence, which was put on the text of the absolution prayer, the Book of Needs foothold in the Russian Orthodox Church.

Keywords : Orthodox, confession, absolution, absolution prayer, Catholis influence, Book of Needs.

«Руководство к исповеди» (Ἑξομολογητάριον) преподобного Никодима Святогорца (1749-1809), вышедшее впервые в Венеции в 1794 году, в последующие два века стало настоящим повседневным руководством для пастырей Греческой Церкви при совершении исповеди. Популярность этой книгой показывает количество изданий: только на протяжении XIX века 9 переизданий в Венеции и 1 издание в Афинах . Книга не теряет популярности и в наши дни. Известное издательство Нектария Панагопулоса в Афинах сделало 8 изданий на временном отрезке в 20 лет с 1988 до 2008 года. Один из известнейших афинских духовников покойный иеросхимонах Порфирий (Баирактарис) (1906-1991) говорил о том, что в начале своей духовнической деятельности широко применял рекомендации «Руководства» преподобного Никодима: «У меня лежала книга “Руководство к исповеди” преподобного Никодима Святогорца. Например, человек мне открывал какой-нибудь тяжкий грех. Я смотрел в книгу. Там было написано: “Восемнадцать лет не причащаться”. Тогда у меня еще не было опыта. Я назначал епитимьи согласно правилам, и что было написано в книге, являлось для меня законом » .

Как мы видим, эта книга последние два столетия во многом определяла практику совершения исповеди в Греции. Что же говорит этот труд об одном из важнейших моментов исповеди – разрешительной молитве?

Собственно, разрешительных молитв преподобный Никодим указывает две. Первая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Пастырю и Агнче, вземляй грех мира…» . Она входит в привычный для нас чин исповеди из современного русского Требника и стоит второй по порядку среди молитв, предваряющих саму исповедь. Для русского восприятия странно видеть ее здесь в качестве именно разрешительной молитвы. Далее святогорец приводит другую, более краткую молитву, которую духовник может прочитать вместо первой: «Господи [Иисусе Христе], Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый…» . Эта молитва в качестве разрешительной входит в присутствующий в нашем Требнике «Чин егда случится вскоре вельми больному дати Причастие» . Слова, данные в квадратных скобках, отсутствуют в нашем Требнике.

По указанию преподобного, при чтении разрешительной молитвы духовник должен возложить на кающегося свою руку, то есть совершить «хиротесию», что дословно – «руковозложение». О возложении вместе с рукой и епитрахили на главу исповедающегося человека, как это принято в России, Никодим не говорит ничего.

Далее в «Руководстве» говорится: «И тогда творишь прошение о милости и оставлении грехов кающегося» . Очевидно, что речь идет о краткой сугубой ектении, которой часто завершаются чины Требника. В этой ектении содержится прошение «О милости, жизни, здравии и оставлении грехов».

«Тогда, поворачиваясь к кающемуся, ты возлагаешь свою руку на его главу и произносишь сие утвердительное слово, которое, по мнению большинства, особенно же Гавриила Филадельфийского в его [книге] «О таинствах» и Хрисанфа Иерусалимского в «Руководстве к исповеди», является видом [ εῖδος ] Таинства Покаяния:

«Благодать Всесвятаго Духа чрез мое ничтожество разрешает тебя и прощает» .

Интересно, что эту формулу преподобный заимствует у митрополита Филадельфийского Гавриила Севира (+1616), из его труда «О таинствах» (Συνταγμάτιον περὶ τῶν ἁγίων καὶ ἱερῶν μυστηρίων , Венеция 1600 ). Эту же формулу, только в немного измененном виде, приводит в своем «Новом руководстве к исповеди» (Νέον Ἑξομολογητάριον ) и патриарх Каллиник III:

«Благодать Всесвятаго Духа чрез меня недостойного разрешает тебя и прощает тебе то, что ты исповедал предо мною» .

Святогорец утверждает, что возложение руки на главу кающегося вместе с «утвердительным словом», приведенным выше и завершающим разрешительные молитвы, является составной частью таинства исповеди . При этом преподобный употребляет слова «εῖδος» (вид) и «συστατικό» (здесь: элемент, составная часть). Схоластический взгляд на таинства святогорец наследует от Гавриила Севира. Последний усматривает в них материю (ὕλη) и вид (εῖδος), находясь под влиянием посттриденсткой сакраментологии католицизма .

Необходимо отметить, что Никодим беспощадно критикует патриарха Каллиника III за то, что он очень неосмотрительно перепечатал книгу «Об исповеди» (Περί ἐξομολογήσεως , первое издание Рим, 1630, второе – там же в 1671 году ) кипрского униата Неофита Кипрского (+1659), прозванного Родиным, внеся туда небольшие изменения и надписав на ней свое имя. Преподобный считает эту книгу зловредной, содержащей в себе заразу католических лжемудрований. Мы позволим себе привести здесь довольно обширную цитату:

«…существует одно давно изданное «Руководство к исповеди» некоего Неофита Кипрского, прозванного Родиным, творение некоего злославного… совсем недавно, найдя это «Руководство к исповеди» [Неофита] Родина, один человек большого церковного имени (то есть Константинопольский патриарх Каллиник III – прим. автора) надписал на нем свое имя, не очистив от этого злославного измышления, и издал его в Вене в 1787 году. Поистине, я удивляюсь и недоумеваю, как сей благословенный совершил это без всякого исследования, за что не получил похвалу от образованных людей, просмотревших книгу. Что это книга [Неофита] Родина, за исключением изменения некоторых слов, пусть, кому нравится, сравнит, как сравнили и мы, и найдет, что слово наше истинно. Выбирать у врагов хорошее и правильное не осуждается. Но не так, чтобы заимствовать гнилое и злославное » .

Заметим, что Никодим не называет патриарха по имени. Но греческие духовники, пользовавшиеся этими книгами, о чем свидетельствует и сам святогорец, прекрасно понимали, о ком идет речь. Кстати, к моменту написания этих строк Каллиник, смещенный с патриаршего престола из-за споров о перекрещивании католиков, уже не был патриархом.

Довольно примечателен тот факт, что, критикуя православного патриарха, пусть и в отставке, за использование книги униата, сам св. Никодим без всякого колебания цитирует, ссылается и рекомендует для постоянного чтения книгу «Поучение духовнику» (Il confessore istruito) – труд проповедника-иезуита Paolo Segneri . Но использовал он не итальянский оригинал, а греческий перевод Эммануила Романитиса «Ὁ μετανοῶν διδασκόμενος». Из трех частей «Руководства» св. Никодима первая и третья, обращенные соответственно к духовнику и кающемуся, базируются на трудах Paolo Segneri «Il confessore istruito» и «Il penitente istruito» .

Преподобный Никодим подвергает разрушительной критике указание Неофита Родина о чтении разрешительной молитвы от первого лица. Никодим цитирует его следующим образом: «Я отпускаю тебе исповеданные грехи» . Святогорец приводит слова Златоуста, что даже пророк Нафан не дерзал сказать Давиду: «Я прощаю тебе», но «Господь снял с тебя грех твой».

На этом фоне возникает вопрос: какой была бы реакция преподобного подвижника, если бы он узнал, что похожими словами Русская Церковь уже много лет завершает исповедь: «И аз, недостойный иерей (имя рек) прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». Надо признать правоту суждений афонского подвижника. Ни в одной традиционной разрешительной молитве нет отпущения грехов от первого лица. Духовник лишь просит Господа простить грехи кающегося.

Известно, что разрешительная молитва в приведенном выше виде пришла к нам как раз через требник святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского (1596-1646). Восточные же чины исповеди сохранили более традиционный текст.

Каллиник III был смещен с патриаршего престола в 1757 году, а «Руководство» увидело свет в Венеции лишь в 1794.

Евхологион албо молитвослов, или требник. Имеяй в себе церковная различная последования, иереом подобающая. Киев, 1646.

Литература

  1. Amato Angelo S.D.B. Il sacramento della Penitenza nella theologia greco-ortodossa. Studi storico-dogmatici (sec. XVI-XX) // ΑΝΑΛΕΚΤΑ ΒΛΑΤΑΔΩΝ 38, ΠΑΤΡΙΑΡΧΙΚΟΝ ΙΔΡΥΜΑ ΠΑΤΕΡΙΚΩΝ ΜΕΛΕΤΩΝ, ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ
  2. Citterio Elia NICODEMO AGIORITA // CORPUS CRISTIANORUM, LA THEOLOGIE BYZANTINE ET SA TRADITION, II, (XIII-XIX), TURNHOUT, BREPOLS PUBLISHERS, 2002, p. 905-978.
  3. Podskalsky Gerhard Η ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΘΕΟΛΟΓΙΑ ΕΠΙ ΤΟΥΡΚΟΚΡΑΤΙΑΣ 1453-1821 Μετάφραση πρωτοπρεσβύτερος Γ.Δ. Μεταλληνός ΄Β Έκδοση ΜΟΡΦΩΤΙΚΟ ΙΔΡΥΜΑ ΕΘΝΙΚΗΣ ΤΡΑΠΕΖΗΣ, ΑΘΗΝΑ 2008.
  4. ΕΞ – ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ ΗΤΟΙ ΒΙΒΛΙΟΝ ΨΥΧΩΦΕΛΕΣΤΑΤΟΝ ΠΕΡΙΕΧΟΝ διδασκαλίαν σύντομον πρός τόν Πνευματικόν πῶς νά ἐξομολογῆ μέ βοηθόν τούς Κανονάς τοῦ Ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Νηστευτοῦ ἀκριβῶς ἐξηγημένους, συμβολήν γλαφυράν πρός τόν μετανοοῦντα πῶς νά ἐξομολογῆται καθώς πρέπει, καί λόγον ψυχωφελῆ περί μετανοίας. Συνερρανισθέν μέν ἐκ διαφόρων Διδασκάλων καί εἰς ἀρίστην τάξιν ταχθέν. ΠΑΡΑ ΤΟΥ ΕΝ ΤΩ ΑΓΙΩ ΟΡΕΙ ΑΣΚΗΣΑΝΤΟς ΑΟΙΔΙΜΟΥ ΔΙΔΑΣΚΑΛΟΥ ΝΙΚΟΔΗΜΟΥ. Ή ΕΚΔΟΣΙΣ, ΒΙΒΙΟΠΩΛΕΙΟΝ ΝΕΚΤΑΡΙΟΣ ΠΑΝΑΓΟΠΟΥΛΟΣ. ΑΘΗΝΑΙ, 2008.
  5. Τσακίρης Βασίλειος Οἱ μεταφράσεις τῶν ἔργων Πνευματικὸς Διδασκόμενος καὶ Μετανοῶν Διδασκόμενος τοῦ Paolo Segneri ἀπὸ τὸν Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτη καὶ ἡ ἐπίδρασή τους στὸ Ἐξομολογητάριον τοῦ Νικοδήμου τοῦ Ἁγιορείτου. Εἰσαγωγικὴ μελέτη // PAOLO SEGNERI Ὁ Μετανοῶν Διδασκόμενος Μία μετάφραση τοῦ Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτου. Ἔκδοσις Θεσβίτης, Θήρα, 2005.
  6. Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006. / Starec Porfirij Kavsokalivit. Zhitie i slova. Izdanie Svjato-Nikol’skogo Chernoostrovskogo zhenskogo monastyrja. Malojaroslavec, 2006.

Публикуемый текст представляет собой четвертую главу первой части «Руководства к исповеди» преподобного Никодима Святогорца. Здесь дается Декалог пророка Моисея (Исх. 20:2-17) в плане подготовки человека к исповеди. Текст переведен в рамках исследования, посвященного истории написания «Руководства к исповеди» и влияния западного богословия на его содержание.

Предисловие переводчика

«Руководство к исповеди» (Ἑξομολογητάριον) преподобного Никодима Святогорца (1749-1809), вышедшее впервые в Венеции в 1794 году, в последующие два века стало настоящим повседневным руководством для пастырей Греческой Церкви при совершении исповеди. Оно состоит из трех частей. Первая часть содержит наставления для духовника, вторая - номоканон святого Иоанна Постника с толкованиями преподобного Никодима, третья - поучения для кающегося. Начиная со второго издания, вышедшего тоже в Венеции в 1804 году, в книге появляется «Слово душеполезное» (ΛΟΓΟΣ ΨΥΧΩΦΕΛΗΣ) и становится его заключительной частью.

В настоящем материале мы решили представить небольшой отрывок из «Руководства к исповеди», а именно - четвертую главу первой части этого произведения, в которой святой Никодим повествует о Декалоге Моисеева закона. Он не только перечисляет заповеди, но и дает краткое объяснение того, кто и как именно может погрешать против той или иной заповеди.

Как следует из объяснения самого Святогорца, эта глава была написана по двум причинам: «Для духовника и для кающегося. Для духовника, чтобы, научившись отсюда, он на исповеди с легкостью вопрошал кающихся, погрешили ли они против них. Для кающегося же, чтобы он прежде исповеди испытывал свою совесть, погрешил ли он против какой-либо заповеди. Таким образом он с легкостью обнаружит свои грехи, вспомнит о них, чтобы исповедовать их как должно».

В этой главе преподобный Никодим следует традиционному подходу к исповеди, которая начинается с анализа своей жизни. Анализ подразумевает знание заповедей Божиих и их применение к себе. В числе произведений, на которые ссылался при написании своего «Руководства к исповеди» святой Никодим, была книга Патриарха Иерусалимского Хрисанфа (Нотары) (1663-1731) под названием «Διδασκαλία ὠφέλιμος περὶ μετανοίας καὶ ἐξομολογήσεως» (Поучение полезное о покаянии и исповеди), вышедшая в Венеции в 1724 году. В состав этой книги также входит разбор Декалога (страницы с 31 по 55), причем занимает в ней очень заметное место .

«Руководство к исповеди» было написано в атмосфере духовной жизни греческого народа XVIII века. Следует помнить, что Греция в это время находилась под турецким гнетом. Для этой эпохи характерно засилье западной схоластики, что проявляется в публикуемом тексте святого Никодима, когда он, к примеру, делает неоднократные ссылки на «Православное исповедание», принадлежащее перу митрополита Киевского Петра (Могилы).

Обширные подстрочные примечания, занимающие иногда даже больше места, нежели основной текст - обычный метод работы преподобного Никодима. Современные исследования его произведений показывают, что Святогорец скорее был не самостоятельным автором, а лишь автором-составителем или даже издателем тех книг, которые выходили под его именем. Зачастую именно подстрочные примечания в наибольшей степени являются собственным текстом самого Преподобного. Поэтому они дают ценный материал для понимания образа мыслей святого Никодима Святогорца.

протоиерей Василий Петров
преподаватель КДС

ГЛАВА 4

О десяти заповедях

К тому же тебе, отче, будущему духовнику, необходимо знать десять заповедей, и кто согрешает против каждой из них, согласно Православному Исповеданию .

О первой заповеди

«Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2-3).

Против этой заповеди согрешают безбожники, многобожники, те, кто отвергает промысл Божий, веря в судьбу и рок; все волшебники, гадатели, суеверы и все, кто ходит к ним ; еретики, кто не по православному верует в Троичного Бога. И, просто сказать, все те, кто более уповает на человека или на самих себя, а также на природные и приобретенные блага, чем на Бога .

О второй заповеди

«Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх. 20, 4-5).

Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно - в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5), - и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог - чрево» (Фил. 3, 19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе - суде, милости и вере (Мф. 23, 23) .

О третьей заповеди

«Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе» (Исх. 20, 7).

Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы . Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», - и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний ; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле .

О четвертой заповеди

«Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8-10).

Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он - Господь субботы (Мф. 12, 8), и не починяется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира . Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других . Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ . Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники. О чем пишет божественный Павел (1 Кор. 16).

О пятой заповеди

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12).

Против нее погрешают те дети, которые не почитают своих родителей в следующих четырех предметах: почитании, любви, послушании и благодарности. Как и дети должны получать от них следующее: питание, добрый словесный совет, добрый жизненный пример на деле, охрану от злого общения, обучение грамоте или какому-нибудь искусству у добрых учителей и мастеров, а также телесное наказание для вразумления. Кто не почитает своих духовных отцов, архиереев, иереев, учителей и своих старцев в ангельском образе . Рабы, не почитающие своих хозяев . Подчиненные, не почитающие царей и своих владык . И просто те, кто не почитает своих благодетелей .

О шестой заповеди

«Не убий» (Исх. 20, 13).

Против нее погрешают те, кто совершает телесное убийство либо рукой, либо посредством другого предмета, или советом, или своей помощью и побуждением . Те, кто убивает душевно, как еретики, лжеучители и все те христиане, которые соблазняют других плохим примером своей жизни. Те, кто во время чумы, зная, что они заражены, общаются с другими и заражают их. Те, кто убивают самих себя. И просто все те, кто подвергает риску себя или других. Сюда относятся также гнев, зависть и другие страсти, которые становятся причиной убийства .

О седьмой заповеди

«Не прелюбы сотвори» (Исх. 20, 14).

Против этой заповеди погрешают не только прелюбодействовавшие с замужней женщиной ближнего, но и блудящие с незамужней. Потому что, согласно 4 правилу святого Григория Нисского, блуд вменяется как прелюбодейство. Те монахи, которые блудят или женятся. Те, кто падает в духовное прелюбодейство, то есть в ересь и злославие. Сюда относится чревобесие, песни, распутные и эротические зрелища, и все то, что относится к прелюбодейству .

О восьмой заповеди

«Не укради» (Исх. 20, 15).

Против этой заповеди погрешают явные воры, а также разбойники, насильники и грабители. Воры тайные, кто ворует тайно . Воры-лжецы, как те торговцы и все те, кто обманывает других, продавая с помощью обманных весов и мер, а также используют тысячи других средств, кто использует ложь. Потому и Господь назвал торговцев разбойниками и ворами, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Также и те, кто берет проценты . Преступлением этой заповеди является и сребролюбие, к которому относятся страсти и грехи, рождающиеся от сребролюбия, о которых мы сказали .

О девятой заповеди

«Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна» (Исх. 20, 16).

Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату . Те, кто питают подозрения на своего брата . Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд .

О десятой заповеди

«Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20, 17).

Предшествующие пять заповедей, учащие обязанностям по отношению к ближнему , препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Настоящая же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел . Против этой заповеди погрешают все те, кто хотя на деле и не берут чужой вещи, но желают душой и сердцем иметь ее, чем бы оно ни было: женой, животным, имением и другим чем .

Подробнее см.: Протоиерей Василий Петров. Руководства к исповеди на православном Востоке в XVI-XVIII веках // Богословско-исторический сборник. Юбилейный выпуск. Калуга, 2016, с. 82-100.

По двум причинам мы приводим здесь тех, которые погрешают против десяти заповедей: для духовника и для кающегося. Для духовника, чтобы, научившись отсюда, он на исповеди с легкостью вопрошал кающихся, погрешили ли они против них. Для кающегося же, чтобы он прежде исповеди испытывал свою совесть, погрешил ли он против какой-либо заповеди. Таким образом он с легкостью обнаружит свои грехи, вспомнит о них, чтобы исповедовать их как должно (прим. преп. Никодима).

Смотри 32 правило святого Иоанна Постника и примечание к нему (прим. преп. Никодима).

Против этой заповеди погрешает еще тот, кто по собственной воле питает помыслы неверия в какой-либо предмет веры, или высказал эти помыслы устами. Тот, кто возненавидел Бога или отрекся от Него. Кто искушал Бога, прося у Него чудес, когда в том не было нужды. Кто украл какую-нибудь священную или церковную вещь. Кто продал или купил за деньги благодать Божию. Кто проявил нерадение и не изучил таинства веры и христианское учение. Кто читал книги, противные вере и добродетели. Кто не имел надлежащее благоговение перед божественными предметами. Кто не исповедовался с надлежащим испытанием совести, с болью и решимостью впредь не грешить. Кто причащался Пречистых Таин, пребывая в смертном грехе. Кто наложил руку на церковное имущество. Кто отчаялся в милосердии Божием или решил грешить, пока есть возможность, а потом каяться. Кто, наконец, посоветовал сделать какой-либо из этих грехов, или содействовал ему, или, имея возможность воспрепятствовать ему, не воспрепятствовал ему словом или делом (прим. преп. Никодима).

Против нее погрешают также и те, кто верит в сонные мечтания. И просто те страстные и любосластные люди, которые любят и устремляются к изображениям и идолам своих страстей, которые запечатляются в их умах (прим. преп. Никодима).

Смотри 31 правило святого Иоанна Постника (прим. преп. Никодима).

Смотри 9 главу о том, как должно поступать духовнику с теми, кто дал обеты (прим. преп. Никодима).

Против нее погрешают также и те, кто использует слова Священного Писания для шуток. Кто не приносит несчастья и болезни тела с терпением и благодарностью, но ропщет и несправедливо осуждает Бога. Кто не только хулит Бога или Его святых, но принуждает и других говорить хулу. Кто говорит, что Божественное Писание содержит мифы и противоречия самому себе, и больше хвалит сочинения язычников (прим. преп. Никодима).

Смотри 92 правило Великого Василия и 1-ое правило Феофила (прим. преп. Никодима).

Смотри 29 правило Лаодикийского собора. И божественный Амвросий говорит, что нерабочие дни не должно делать праздниками сладострастия. И Апостолы говорят в своих Постановлениях (книга 3, глава 9): «И в воскресные дни не позволяем вам творить или говорить что-либо неподобное. Ибо Писание в некотором месте говорит: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом». И радость ваша должна быть со страхом и трепетом». И Иоанн Лествичник говорит: «Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник» (Слово 14, 7 // На русском языке: Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908, с. 106). И иной некий Отец говорит: «Не помышляй в праздники совершать винопитие, но обновляйся чистотою ума и души. Если же будешь ублажать чрево и пьянствовать, то скорее прогневаешь Председательствующего на празднике» (схолия к тому же слову) (прим. преп. Никодима).

Смотри 58 Апостольское правило и 19 правило Шестого собора (прим. преп. Никодима).

Смотри 55 и 56 правила святых Апостолов (прим. преп. Никодима).

Смотри 82 апостольское правило (прим. преп. Никодима).

Смотри 84 апостольское правило (прим. преп. Никодима).

Против этой заповеди погрешает и тот, кто насильно женил своих детей, или принудил их к вступлению в монашество, или поставил их на иную ступень против их воли. Кто не посылал их в церковь, или не позаботился о том, чтобы привить им благие нравы, или не наказывал их, когда они поступали неправильно, или не научил их грамоте или какому-либо ремеслу. Также погрешают и те дети, которые не позаботились о своих родителях в их нужде, или не помогали им в болезни, или без их согласия пообещали жениться, или не терпят их, когда они состарятся и поступают странным образом. Погрешает и тот муж, который не заботился о своей жене душевным и телесным образом, или ругал ее сверх должного, или наказывал несправедливо. Также и жена, которая не слушала своего мужа. Против этой заповеди погрешают также те хозяева и начальники, которые душевно и телесно не заботится о своих рабах и подчиненных (прим. преп. Никодима).

Смотри 20 правило святого Иоанна Постника (прим. преп. Никодима).

Против этой заповеди погрешает и тот, кто желает зла ближнему или радуется его беде. Кто завидует или огорчается его благоденствием. Кто враждует с другим человеком и желает отомстить ему. Кто не простил своего врага или не попросил у него прощения. Кто изгонял нищих, ругая их. Кто использовал травы для того, чтобы женщина извергла ребенка. Кто покровительствовал злым людям. Кто затевал скандалы и становился виновником драк. Кто бил кого-либо или ранил. Кто несправедливо обличал кого-либо по причине гнева, а не любви. Кто использовал защиту учителя, или судии, или врача, или священника, или духовника, или архиерея, или начальника, не будучи достойным ее, или понудил других людей использовать ее. Кто нанес себе вред многоядением и пьянством, или плотскими наслаждениями и другими неуместными действиями (прим. преп. Никодима).

Против нее погрешает тот муж или жена, которые делали себе прически, или одевались, или использовали краски и благоухания со злой целью и соблазняли другого человека. Кто побудил какого-либо человека к плотскому греху или стал посредником для этого посредством писем, сообщений, подарков или другого подобного (прим. преп. Никодима).

Смотри 27 правило Постника (прим. преп. Никодима).

Смотри 7 раздел после правил святого Иоанна Постника (прим. преп. Никодима).

Против нее погрешают также и те, кто покупает ворованную вещь, зная это, чтобы заплатить меньше, чем она стоит. Кто выдавал поддельные деньги за подлинные, или негодные и неполноценные вещи за хорошие. Рабочий, который работал не так, как должно, или работал худо, и взял свою плату. Кто не заплатил работавшим на него. Кто нашел что-либо и удержал у себя, не узнав, кто это потерял. Кто не сдержал договора. Кто нерадел о том, над чем был поставлен: о сиротах, или вдовах, или церквях, или школах, или товариществе. Кто давал подарки судье, чтобы он творил несправедливый суд, или кто брал подарки. Кто просит милостыню, не имея в том нужды. Те торговцы, которые продают непригодную вещь как хорошую, или перемешивают ее с хорошей. Кто продает вещь за большую, чем она стоит, цену, или покупают за меньшую. Кто заключает сговор с другими торговцами, чтобы продавать по несправедливой цене. Кто продает дороже неопытному покупателю, или покупают дешевле у неопытного продавца. Кто продает не так, как повелевают власти. Кто дает властям подарки, чтобы продавать так, как хочет. Кто не дает полного отчета своим компаньонам. Кто ради того, чтобы воспользоваться чужими деньгами, лжет, что обанкротился. Тот раб, который продает дороже, чем повелел ему хозяин. Кто имеет чужую вещь или залог, и позволяет ему портиться или продает его. Кто играл в карты или другие азартные игры с детьми, или другими неизвестными людьми, чтобы обмануть их. Против этой заповеди погрешает тот, кто наносит ущерб вещи или имуществу брата. Кто переносит границы полей или домов, чтобы взять место у поля или дома своего ближнего. Кто рубил деревья брата. Такого гражданские законы наказывают как вора. Кто воровал скот. Такого законы наказывают ссылкой или отсечением руки. Кто развратится и переманит работавшего у другого человека, обещая платить больше. Кто откроет грамоту и прочитает ее, или подделает подпись, или перепишет, или сотрет, или разорвет ее. Таковой человек согласно гражданским законам наказывается ссылкой и конфискацией имущества. Все это – воровство, взятое нужно вернуть обратно, если они желают получить прощение (прим. преп. Никодима).

Смотри 75 апостольское правило. Соломон же говорит: «Свидетель лживый не без муки будет» (Притчи 19, 5).

Ложь, согласно Авве Дорофею, бывает тройной (слово о лжи): в уме, когда человек питает на своего брата ложные подозрения; в слове, когда кто-либо осуждает ложно; и в жизни, и на деле, когда кто-либо, будучи на самом деле иным, притворяется другим и ложно является людям. Таковой человек называется лицемером. О том, что такие люди подобны диаволу, говорит Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). То есть он – отец лжи, согласно Феофилакту. Потому и священный Августин (книга о назначении и цели) говорит, что говорить ложь никогда не позволительно, какие бы благие цели ни преследовал произносящий ее (прим. преп. Никодима).

Против нее погрешает также тот, кто дает совет или побуждает другого человека давать ложное свидетельство. Кто несправедливыми осуждениями препятствовал другому человеку получить какое-либо звание. Кто мог воспрепятствовать осуждениям и лжесвидетельствам, но не захотел. Кто говорит слова и сообщает что-либо, чтобы причинить ущерб ближнему. Кто осудил, или оклеветал, или наслаждался клеветой других, или хвалил клеветника. Лишь тогда разрешается рассказывать о зле другого человека, когда советуешься с другим человеком об исправлении согрешившего. И когда желаешь предостеречь другого, чтобы он не пал в этот грех по неведению, согласно Великому Василию: «Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком» (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 25 // На русском языке: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. ТСЛ, 1901, с. 192). Кто льстил и ложно хвалил кого-либо (прим. преп. Никодима).

Первые четыре заповеди учат обязанностям по отношению к Богу, и согласно Православному Исповеданию были написаны на первой скрижали (с. 231). Шесть же последующих заповедей учат обязанностям по отношению к ближнему, и были написаны на второй скрижали. Потому и Господь в Евангелии десять заповедей свел к двум – к заповедям о любви к Богу и ближнему, о которых сказал так: «Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (то есть десяти заповедей) (Мф. 5, 18), - согласно Православному Исповеданию (там же) (прим. преп. Никодима).

Поэтому и Господь некогда говорил о похоти: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Иногда же: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). И Златоуст говорит, что «как пламя зажигает тростник, так и похоть воспаляет душу. И как дым ослепляет и повреждает глаз, так и похоть – ум». И снова: «Корень прелюбодейства – похоть распутства». И снова: «Поэтому не только прелюбодейство осудил (Христос), но и похоть наказал» (Слово второе о посте) (прим. преп. Никодима).

Мы замечаем здесь две вещи. Первое, что кающийся не должен заучивать все прегрешения, которые мы написали к каждой заповеди, но лишь те, которые соделал, и исповедоваться в них. И второе: несмотря на то, что все это – не смертные грехи, все-таки духовнику их нужно открывать так, как они сделаны (прим. преп. Никодима).

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе