Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Я простила отца, но не хочу общаться с ним. «Не имея ни сил, ни желания что-либо делать

Настоятель Тихвинского храма в селе Выпуково Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии, священник Максим Каскун.

Обида во спасение

– Сегодня мы поговорим о том, что такое обидчивость.

– Это состояние оскорбленности, униженности, чувство ущемленности, вызванное каким-то словом или поступком другого человека. Обида может быть не только на конкретную личность, но и на судьбу, на окружающие обстоятельства.

– Обидчивость – это грех?

– Безусловно, обида есть грех, происходящий от гордости. Нам иногда кажется, что мы достойны похвал, а вместо похвал люди дарят нам оскорбления, порой мы обижаемся и на незначительные слова. Это от того, что мы по своей гордости считаем, что достойны большего.

Если человек над этим не задумается, то обидчивость становится у него греховной привычкой и может достигнуть крайностей, так что с человеком даже разговаривать становится практически невозможно, какое слово ни скажи – человек начинает обижаться, и диалог, какое-то исправление жизни становится просто невозможным. Обидчивый человек очень часто склонен к апатичности, то есть когда его даже с любовью начинают критиковать, он оказывается глух ко всякому духовному совету и делу, потому что это якобы оскорбляет его, ведь он-то считает себя достойным только похвал и почестей.

– Только ли от гордости происходит обидчивость?

– Обидчивость может происходить и от каких-то психических болезней, но, как правило, развивается на фоне состояния духовного самовозвышения.

– Есть ли другие причины возникновения обиды помимо внутреннего состояния и главного греха – гордости?

– Причины могут быть вовне, когда человек, допустим, живет постоянно в стесненных обстоятельствах, все время находится в ущемленном состоянии. Он начинает искать справедливость на этой земле, того, чтобы к нему относились с уважением. Попробуй человеку сказать, что тот, кто тебя обидел, – благодетель. Скажут: «Ты что несешь?». А на самом-то деле это не я, а святые отцы говорят, что это так. Когда на человека находят скорби, он не должен предаться унынию, обиде, печали, а с благодушием, с радостью все переносить. Почему? Потому что мы достойны сего за наше греховное состояние – мы думаем о себе выше, чем есть на самом деле.

– Получается, независимо от того, по заслугам или не по заслугам меня обидели, все равно обидчик оказывается для меня благодетелем?

– Безусловно. Он для нас благодетель – как говорил святитель Иоанн Златоуст, через терпение обид человек получает величайшее благо: очищение от грехов. Через претерпевание мы очищаемся от наших закоренелых беззаконий, потому что душа наша проходит через горнило страданий. Но это не все, дальше святитель говорит: «Мы приобретаем в этом искушении терпение, приобретаем добродетель кротости, и самое главное – мы изживаем из своей души самый страшный порок – гнев и раздражение, ярость». Человек, который терпит и радуется, когда его оскорбляют и унижают, действительно для себя приобретает очень много духовных дарований. Как говорил Феофан Затворник: «Господь до тех пор будет на этот камень – гордость, обидчивость, всегда посылать скорби, пока не раскрошит его, не изничтожит его в пыль» – только скорбями, искушениями, оскорблениями, претерпеваниями, утеснениями, ущемлениями разными сегодняшний человек может действительно раскаяться и понять, что он живет не так и недостоин тех милостей Божиих, которыми Господь нас окружил.

Конечно, многие могут привести примеры того, как люди плохо живут, когда, казалось бы, чаша скорбей переполнена. Но не нам судить, у кого она переполнена и у кого нет. Мне кажется, что каждый человек несет скорбь именно ту, которая может очень быстро и эффективно очистить его от грехов и подготовить к Царствию Небесному.

Признак смиренного

– Тут уже запущенная стадия обидчивости, хроническая, когда человек имеет обиду как вторую натуру и не может даже среагировать нормально на какой-то адекватный момент, так он привык обижаться на все.

Когда приходят приступы обиды, следует, говорят святые отцы, воспоминать ту обиду, которую претерпел Господь наш Иисус Христос во время Его взятия под стражу, – оплевание, заушение, оскорбления разные, унижения и, в конце концов, позорнейшая смерть. Невинный принял такие оскорбления и унижения, потом еще молился за оскорблявших, да и воплотился в самом начале, чтобы спасти людей, которые издевались над ним.

Когда мы обижаемся по мелочам, очень трудно сразу вспомнить этот пример, но если мы начнем трудиться, то, безусловно, очень скоро преуспеем. Нам надо обязательно, прежде всего, смиряться, считать себя достойными тех вещей, которые с нами бывают, и воспоминать страдания нашего Господа и Спасителя, чтобы понять, что мы страдаем не так уж страшно, да и за грехи, а Он страдал много будучи безвинным.

– Следующий вопрос задает Александр из Невьянска: «Как не обижаться мне на моих родных и знакомых, если они постоянно мной недовольны, все, по их словам, я делаю не так. Я за всех просто молюсь, заказываю проскомидии. Прав ли я? Нужно ли в таком случае прекратить общение с данными людьми?».

– Прекращать общение иногда следует, но если люди нами часто бывают недовольны, надо обратить внимание. Если же мы в себе ничего не находим, а те люди, что нами недовольны, не могут вразумительно объяснить причину их недовольства, то есть духовно обосновать наше недостойное поведение, тогда, конечно, думаю, надо как-то ограничивать общение. Потому что часто бывают претензии друг к другу надуманными.

Но если вы все-таки не будете обижаться, а через великодушие, любовь, широту души, через смирение, терпение будете общаться со сродниками, с теми, кто вами недоволен, то приобретете больше. Как преподобный Исаак Сирин сказал: «Состояние смиренномудренного человека заключается в том, что он клевету, возводимую на него, принимает как истину». Мы обижаемся, потому что мы горды. А признак смиренного – принимать ложь и клевету как истину.

Подавать на проскомидию, конечно, нельзя, потому что это церковное таинство, хотя некоторые отцы и говорили, что можно, но Церковью так уже не принято, поэтому мы этого не делаем, а молиться за этих людей можно и должно, потому что они наши благодетели – очищают нас от множества грехов.

(Окончание в следующем номере)

Великий пост

Слово митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия по случаю Великого поста – Дорогие братья и сестры, я рад приветствовать вас в дни Великого поста. Это особое время для каждого христианина. Уже пора определиться, насколько мы вошли в пост, насколько уверенно можем сказать о себе: я пощусь.

Великий пост

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. – Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, мы вновь вступили в дни святого Великого поста, и я прошу прощения у всех, кого обидел словом, делом или помышлением, вольно или невольно. Простите, дорогие братья и сестры, простите друзья, – Господь вас простит и помилует.

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

Zefirka > Полезное >

Как общаться с теми, с кем не хочется общаться

Когда вы находитесь в присутствии по-настоящему хорошего человека, вы это чувствуете. Они кажутся легкими, позитивными и излучают теплый свет в любой ситуации. Но есть люди, которые создают напряжение, и хочется поскорее вырваться из их тяжелых невидимых объятий.

Представьте себе, что вы пошли на прием к незнакомому врачу, чтобы обсудить свою недавнюю аллергию. Вас сопроводили в смотровую, и вы начинаете ожидать врача, полные надежд, что сейчас он поможет вам и спасет от надоевшей аллергии. Дверь открылась, и зашла женщина в белом халате со слегка хмурым лицом. Она кинула на вас строгий взгляд, и вы сразу почувствовали себя каким-то «неправильным» человеком, который пришел отвлекать ее своей мизерной проблемой. Она записала симптомы и выписала простой рецепт, который должен решить вашу проблему. Короткое «до свидания», и она вышла за дверь.
Вы…

Здравствуйте, Ирина!

Спасибо за Ваше письмо. Давайте попробуем вместе ответить на поставленные Вами вопросы.

Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание это противоречия в вашем письме (почему это важно? - потому что они отражают противоречия в Вашей жизни). Вы пишете: «У меня всегда были друзья, да и сейчас есть…» и одновременно «Я хочу общаться, но с «родной душой», будь то подруга, или мужчина.. Но, увы, таких я уже много лет не встречала…» и «Любой личный разговор заканчивается негативными эмоциями для меня». Другой момент: Вы задаете в письме много вопросов, направленных на понимание себя, своего состояния, и одновременно пишете «Мне не нужны компромиссы. Если человек не понимает меня, значит это не мой человек, и нечего себя и его ломать, подстраиваться.. «.

Можете ли Вы сказать, что понимаете себя на 100%? Скорее всего, нет. Процесс самопознания бесконечен. Но если это так, то можно ли требовать полного понимания себя от другого человека. Вы не…

Для поиска введите слово:

Облако тэгов

Вопрос священнику

Количество записей: 16441

Здравствуйте!Я покрестилась в прошлом месяце, и на этих выходных у меня первая исповедь. Очень волнуюсь, потому что не знаю, что делать. Как проходит исповедь? Что надо делать перед иконой и батюшкой? Что говорить перед раскаянием?

Дорогая Мария! Загляните в свою совесть, она подскажет, какие грехи называть. Особых фраз искать не надо. Подойдя, перекреститесь, поздоровайтесь, и называйте грехи. Можно предварить свою исповедь словом: «Каюсь». После исповеди священник читает разрешительную молитву, возложив на на голову кающегося епитрахиль. Поэтому хорошо, когда все скажете, наклонить голову. Не волнуйтесь – пока Вы будете ждать своей очереди, Вы все увидите. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, хочу поблагодарить отца Сергия Осипова за ответ на мой вопрос…

В соответствии с традицией крестными могут быть православные люди, достигшие совершеннолетия. В исключительных случаях могут быть чуть младше, но только при условии, что они сами познают веру, развиваются в вере, знают азы Православия. Если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного.

О том, кто такие крестные родители, о их обязанностях почитайте, пожалуйста, в ссылках:
http://www.taday.ru/text/69465.html
http://www.pravmir.ru/article_2899.html

Источник: Сходите в церковь, посоветуйтесь со…

О бесноватых

Попускает ли Господь войти бесу в ребенка — чистое, безгрешное создание, но не крещеное?

Ребенок рождается уже с первородным грехом, потому, если он некрещен, в нем уже живет злой дух. И когда крестят, священник прочитывает особые молитвы на изгнание из некрещеного злого духа.

Может ли в одной семье быть несколько бесноватых?

Бывает и такое. В 1975 году меня послали на станцию, находящуюся близ Ульяновска. Там живет много бесноватых людей. Знаю я одну семью из 9 человек: муж, жена, дети — все бесноватые. Зашел я к ним в дом, дети под кровать спрятались, стали плакать, кричать… Решили несколько домов освятить. А дело было зимой, в 4 часа, уже стало темнеть. Освящаю я дома, что-то около 15, а жители все следом ходят. Пришли в один дом — деревянный, большой, услышал, что в нем колдун жил. Ну, он к тому времени уже помер. И когда этот дом освятили, сделали на стенах крестики, покропили святой водой, помазали маслом, зажгли свечи — все…

Здравствуйте,

Духовный блуд — это если Вы отрекаетесь от нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа и начинаете молиться различным божествам.

В Библии сказано: «Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа» (Суд.8:33).

Общение с христианами других церквей нельзя назвать духовным блудом по Писанию, т.к. верующий заключает завет с Господом, а не с поместной церковью. Руководство церкви не является владельцем своих прихожан (1Петра 5:3).

С другой стороны, любой пастор церкви всегда переживает за состояние верующих, за которых он несет ответственность перед Богом. И этим, порой, обусловлено особо трепетное отношение служителей к верности прихожан своей церкви.

Определенное зерно здравого смысла в этом есть. Человек, который не воцерковлен, становится похож на флюгер, направляемый «всяким ветром учения» (Еф.4:14).

Так что, хорошо быть стабильным в вопросе принадлежности к поместной…

Мужчины проматривают порно не по причине недостатков фигуры жены и не по причине нелюбвы к ней. Хотя многие женщины думают, что муж их не любит и они больше не желанны сексуально, именно когда видят, что он интересуется порно продукцией. Причина интереса — разжигание похоти, а мужчины сильно реагируют на визуальное.

Одни мужчины женятся по «большой» любви, и она куда-то испаряется после свадьбы. Другие женятся на тех, кто им нравится, привлекает, соответствуют достойнствам желаемой спутницы жизни, потом возникает любовь и уважение.
Я пытаюсь покороче объяснить, что «большая» любовь, как причина брака для мужчины совсем не обещает жизни в любви в браке. Любовь может возникнуть и позже при близких отношениях, но она не выглядит такой страстной и чувственной, но она настоящая, но не такая голливудская.

Какие критерии говорят о том, что муж любит или не любит?
Обычно это то, как он выражет свою любовь. У людей часто не совпадают способы выражения любви,…

Данный вопрос у меня возник после конфликта с моим племянником,коему недавно исполнилось 30 лет.
Так вот он получил в наследство квартиру которую начал сдавать,в скором времени уволился с работы и уже около года нигде не работает и живет на деньги с этой квартиры.При этом он православный христианин,воцерковлен,исповедуется,причащается.
Кто может посоветовать как вразумить племянника?
Спаси Господи!

«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,- не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас…

Юля Саклакова писал(а):

Подскажите советом, кто может.У отца любовница, но и мать он не бросает. Женщина очень негативная, мать из-за нее уже сошла с ума, лечим сейчас.Думаю,она хочет наше жилье. Некоторые люди говорят, что она навела порчу на нашу семью, потому что неудачи не отпускают. Как поступать в этом случае по-христиански? Может, молитвы какие особенные есть, что-то из библии? P.S. Я еще не опытный верующий, многому только учусь, не судите строго.

Сестра,самым важным действием в этой ситуации возникшей в твоей жизни из-за не правильного выбора твоего(обманутого сатаной)отца!
1.Перестань все время смотреть на проблему,переведи свой взляд на ИИСУСА(Слово Божье)!2. Прости своего отца(поступи по Слову)!3.Замкнись в СЛОВЕ БОЖЬЕМ и на- полняйся ИМ без меры(не смотря ни на что) и тогда во- первых к тебе придет МИР от ГОСПОДА и по мере ТВОЕГО пребывания в Слове и применения ЕГО на практике в послушании,а не в проблеме,ты увидишь ВЫХОД(результат твоего выбора…

Друзья, хочу обратиться ко всем Вам. Прошу только об одном: не забрасывайте шапками сразу же, дочитайте до конца и постарайтесь понять ту мысль, которую хочу до вас донести…

Россияне, Друзья, я вас очень прошу: кроме того, что не равняйте всех украинцев под одну гребенку, еще и не вините их во всех смертных грехах. Нет, я ни в коем случае не оправдываю всех «косяков», которые допустили украинцы, нет, здесь вы правы на все 100%, но я хочу донести до вас другое.

Многие из вас уже знают, что тема Донбасса для меня очень близка и болезненна, так как моя мать родом из Луганской области. Сейчас на Донбассе у меня много родни по материнской линии. Среди них есть те, кто воюет в ВСН, но есть и те, кто поддался этому безумию и…

О прощении сказано много христианских проповедей и написано немало книг. И все-таки вопросы у нас остаются, и каждому приходится искать на них ответы самому, пусть и прибегая порой к помощи духовно опытных людей. Всегда ли прощение означает полное восстановление прежних отношений? А если не всегда, как узнать, на пути ли мы к прощению? Совместимо ли прощение с отстаиванием своих личных границ? Как быть, если простить не можешь, не в силах? Об этом рассуждают клирик собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге, известный церковный публицист протоиерей Константин Пархоменко и его супруга, семейный психолог Елизавета Пархоменко.

— В Новом Завете тема прощения возникает сразу, а Ветхому она что же — чужда?

Когда в Ветхом Завете говорится око за око, зуб за зуб (Лев. 24, 20), речь не идет о прощении обидчика, но это тем не менее шаг вперед по сравнению с добиблейскими представлениями о кровной вражде — за однажды нанесенную обиду мстили долго, могли убить не только самого обидчика, но и всех членов его семьи. Так что введенный Господом в Ветхом Завете принцип равного воздаяния, конечно, ограничивал зло. Но ни о каком прощении речи не шло. О прощении первым заговорил Христос. Это одна из любимых тем Спасителя, очень много поучений Христа, в том числе притч, связаны с ней. И Христос не просто учит, Он Своим примером показывает идеал прощения. Он никогда ни на кого не держит злобы и, даже умирая на Кресте, прощает Своих мучителей и убийц: Отче, прости им, не ведают, что творят (ср.: Лк. 23, 34). А Своей крестной смертью Он всему человечеству прощает все злодеяния, совершенные ранее. Впрочем, надо пояснить, что Он не вообще всем дарует такое прощение, а тем, кто примет Его как Искупителя и Сына Божьего.

Итак, человеку дается возможность начать жизнь заново. И бесконечно прощенный христианин, начиная свою христианскую жизнь, также должен простить другим людям. Об этом говорится в молитве, которую оставил нам Сам Христос — «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». В более древней версии было: «…как и мы простили должникам нашим». Древние христиане отталкивались от того, что они прощены и сами уже всем простили, что теперь они по-новому строят человеческие отношения. Но постепенно Церковь стала понимать, что, к сожалению, мы не дотягиваем до этого уровня — мы хотели бы простить, но пока только учимся прощать. Поэтому слово изменили, чтобы там отражалась вот какая мысль: «Прости нам настолько, насколько мы учимся прощать».

Когда я был мальчиком, у меня был друг, которого я очень любил. И однажды он надо мной посмеялся в присутствии компании дворовых ребят. Для меня это было ударом... Потом он много раз приходил ко мне, но я так и не смог наладить с ним общение. Я был далек от веры, и, помню, меня эта история ранила очень сильно. Мне было очень грустно, что я потерял близкого друга. Хотя, по правде говоря, потерял не по вине того мальчика, а по своей узости и неспособности простить. Теперь я иначе отношусь к подобным человеческим поступкам — прощаю людям, понимаю, что каждый может оступиться, что и сам я совершал грехи по отношению к моим ближним. Вот как в браке супруги постоянно друг перед другом бывают виноваты и постоянно друг друга прощают — и это становится полем для совместного роста. А без прощения рост невозможен.

Елизавета Пархоменко: Христос задает высокие стандарты, и без этого христианство немыслимо. И слова Христа о прощении — одни из самых ярких. Но любому из нас когда-то бывает сложно простить обидчика. Одно дело — сказать: «Я прощаю», другое дело — действительно примириться, принять. И мне бы хотелось здесь разграничить наши поступки и наши чувства. Когда Христос говорил о прощении, Он говорил именно о делах, а не о чувствах.

Мне кажется, что понимание этого снимает с человека чувство вины за «неспособность простить». Потому что одно дело — высокая планка, которая нам задана, и наши чувства в связи с этим, другое дело — понимание того, что нужно сделать вот здесь и сейчас, когда высокий идеал еще не достигнут, а на достижение этого идеала может уйти вся жизнь. И если я в ответ на сделанное мне зло не отвечаю злом, то уже выполняю заповедь Христа. А дальше я уже могу размышлять о том, что мне делать, если я человека прощаю и злом за зло ему не воздаю, но у меня остается в душе очень сильное напряжение, с которым тяжело жить. Как раз с этим люди приходят к священнику и к психологу.

Протоиерей Константин Пархоменко: Да, да. Наше прощение — как понимал его Христос — это прежде всего не психологическая перемена в нас (эмоциональное состояние не изменяется так быстро, особенно если обида нанесена сильная), а наше доброжелательное отношение к тому, кто нас обидел. То есть сначала прощение, выражающееся в нашем добром отношении к обидчику, а потом, надеемся, придет и психологическое прощение. Это как в заповеди о любви к врагам: ведь речь идет не об эмоциях, а о делах любви, о том, что мы не должны воздавать злом за зло, что мы должны делать добро в ответ на зло.

Ко мне часто приходят люди, пережившие большие жизненные потрясения. Например, женщина, над которой в детстве издевался отец — вплоть до сексуального насилия. Она разговаривает со мной, плачет, трясется, говорит, что не может этого простить. И я не могу ее за это осудить. Но я говорю ей: «Даже если Вы не можете простить отца, начните делать ему добро, начните строить с ним общение, не мстите ему тем, что порвали с ним отношения, молитесь Богу, чтобы Он дал Вам силы простить отца в сердце». Если начинает выстраиваться такой диалог, то и внутренне человек как-то меняется.

— Да, прощать необходимо, но как быть с личными границами, их ведь надо как-то защищать…

Елизавета Пархоменко: Есть несколько способов сделать так, чтобы в душу пришел мир. И, как ни странно, некоторые из них ведут в сторону, обратную от прощения. Человек задается вопросом: «Всегда ли хорошо не давать сдачи?». Думаю, что есть разные ситуации, в некоторых из них единственный способ простить — это защитить свои границы, проявить свой гнев. А гнев, как и всякое чувство, создан Богом и дан нам зачем-то, следовательно, может быть полезным. Иногда он позволяет нам сохранять себя, добиваться своих целей. Недаром у нас и агрессивность часто ассоциируется просто с жизненной позицией. Есть также выражение «здоровая агрессия». И важно понять, где проходит грань между агрессией здоровой и нездоровой. Потому что если мои границы переходят раз за разом, то, вероятно, во мне будет расти злость. Она будет расти, накапливаться до тех пор, пока не прорвется наружу, так что всем вокруг будет плохо (мы часто такое видим: человек терпит, терпит, а потом «взрывается»). Либо — другой вариант: накопленная злость выйдет из человека спустя долгое время каким-то «кривым» способом — пассивной агрессией (подсознательное желание идти против требований любых авторитетов.— Ред.). Всё это, конечно, не является прощением, хотя при этом человек может даже декларировать, что он всех простил. Поэтому, мне кажется, важно сказать, что зачастую внутренне простить — это разобраться, где и как мы можем отстоять свои границы.

Мне вспоминается история одной моей клиентки — мы работали с ней год, и она постоянно говорила, как сильно обижена на своего мужа за то, что он не хочет ехать с ней в отпуск никуда, кроме как в дом своих родителей, где нужно было все делать так, как хотят они. Наконец она заявила, что тоже имеет право отдыхать так, как ей хочется, и, если супруг не поедет с ней туда, куда хочет она, отправится отдыхать без него. Это не универсальный совет для всех, но в той ситуации муж ее услышал, сказал: «Конечно, я поеду с тобой, если ты хочешь». Но для нашей темы важно то, что изменилось и ее эмоциональное состояние — обида на мужа исчезла. А ведь сначала муж рассердился, даже стал говорить ей какие-то колкости, но она как-то сразу смогла его простить. Получается, когда человек отстаивает себя как личность, ему бывает легче прощать. Конечно, с такими крайностями, как сексуальное насилие, все гораздо сложнее, а вот в быту порой человек говорит другому: «Стоп! Здесь начинаюсь я!» — то есть проявляет себя достаточно агрессивно, но в душе его злости нет, наоборот, он успокаивается.

То есть не нужно связывать прощение с безусловным разрешением другому поступать с нами так, как он хочет. Отстаивая свои границы, можно продолжать относиться к человеку вполне доброжелательно.

— А если я не обижаюсь на человека, но избегаю с ним общения, потому что не доверяю ему, так как он может представлять для меня какую-либо опасность, значит ли это, что я его не простил?

Протоиерей Константин Пархоменко: Думаю, что нет. Дистанция — это нормально. Но самый достойный, как мне кажется, вариант — открытый, честный, когда, например, я продолжаю с человеком доброжелательно общаться, но не начинаю с ним новых совместных дел. Если человек меня раз за разом обижает, я могу общение и не поддерживать, но сохранять доброжелательное к нему отношение. Можно сказать честно: «Извини, пожалуйста, мне тяжело с тобой общаться, я что-то в себе не могу преодолеть».

Вот пример: у нас в храме был брат, алтарник, который любил тайком запускать руку в церковную кружку. Это было замечено один раз, другой, третий, ему деликатно сделали замечание, он пытался как-то выкрутиться. Все поняли, что от этого брата можно ждать подобных поступков и впредь. Однако отношение к нему не изменилось. С ним продолжали доброжелательно общаться, просто его больше не ставили в ситуацию, которая могла бы его искусить, и, так или иначе, контролировали. То есть у нас не было негатива по отношению к нему, было понимание, что все люди немощные и что вот этот наш брат не может свою немощь победить. Знаете, на радиостанции «Град Петров», куда я хожу записывать передачи, раньше висело объявление, которое мне очень нравится: «Дорогие братья и сестры! Не оставляйте вещи без присмотра, не искушайте немощных доступностью денег».

Елизавета Пархоменко: Это зависит от того, о каких людях идет речь, чего они хотят добиться. Я думаю, что простить человека так, чтобы потом еще и строить с ним отношения, можно, если человек этого прощения просит. И иногда для того, чтобы человек попросил прощения, достаточно просто сказать ему о том, что он нас обидел. Это часто происходит в семьях — я вижу это в работе с моими клиентами: иногда человеку стоит только попросить прощения, как он тут же это прощение получает.

— Но не следует ли христианину отказаться от защиты личных границ, доверив их исключительно Богу? Преподобный Серафим Саровский не только простил напавших на него разбойников, но и запретил их преследовать по закону, то есть вторгся и в юридическую область.

Протоиерей Константин Пархоменко: Думаю, что это зависит от личного решения человека в конкретной ситуации. Бывает, что возможно не одно, а несколько правильных решений. Мы знаем, что разбойники, напавшие на Серафима Саровского, покаялись. Может быть, это Господь святому открыл, что их не нужно преследовать. А какие-то другие могли не покаяться — их бы отпустили, а они пошли бы и кого-то другого ограбили или зарезали. Так что история с Серафимом Саровским — это исключительный случай, возможный, в первую очередь, со святым человеком. Ее ни в коем случае нельзя возводить в общее правило. Нельзя не давать вершиться правосудию, которое ограничивает распространение зла.

— Даже и в церковной среде порой приходится слышать, что прощать мы должны только тех, кто прощения у нас просит, а если человек не просит, то какое же может быть ему от нас прощение…

Протоиерей Константин Пархоменко: Христос же не ставил никаких условий для нашего прощения. Он не говорил: «Прощайте после того, как у вас попросят прощения». Он заповедал нам любить наших врагов. Подразумевается, что враг у нас прощения не просит,— ведь если он попросит, то уже перестанет быть нам врагом.

Елизавета Пархоменко: Как ни странно, мы сами решаем, прощать или не прощать, злиться или не злиться. Часто можно услышать: «Я злюсь и ничего не могу с этим сделать». На самом деле может. И первый шаг здесь — принятие на себя ответственности за свое состояние: «На самом деле это я злюсь, это не тот другой человек отвечает за мою злость. Кнопочка включения и выключения моей злости находится не где-то там, а во мне».

— Если человек говорит: «Что мне делать? Как мне простить?» — значит он уже ищет решение. А если человек такого решения не ищет? Как подвести к мысли о необходимости прощения?

Елизавета Пархоменко: Если человек не хочет прощать и доволен этим, то, пока с ним не случится что-то, что подвигнет его именно к прощению, его невозможно заставить простить. Точно так же как алкоголика невозможно убедить в том, что ему пора бросить пить, пока у него самого не созреет такое решение. Возможно, для этого ему придется дойти до дна.

Протоиерей Константин Пархоменко: Одно дело — простить человека, который у тебя взял деньги и не отдал, другое — простить убийцу твоего ребенка. Возможно, во втором случае человек в этой жизни и не сможет простить. Но как христианин он может сделать все возможное для этого, молиться, чтобы Господь дал ему мир в душе.

Елизавета Пархоменко: Невозможность простить обидчика и отпустить ситуацию ведет к застреванию в ситуации. Именно это происходит с жертвами насилия. Они застревают и не развиваются, например не могут строить новые отношения. Поэтому у них путь к прощению лежит поначалу через какую-то злость, сильную и страшную, такую, с которой сложно соприкоснуться, но ее нельзя обойти или перепрыгнуть. Это путь от противного, и это особая проблема. Часто люди приходят на консультацию, и как только касаются определенной темы, то как будто теряют ощущение реальности. У человека есть и хорошая семья, и хорошая работа, и еще много чего, а он сидит как замороженный и злится вместо того, чтобы жить. Думаю, что, во-первых, нужно все-таки взять на себя ответственность за свою злость, а во-вторых, посмотреть за нее. За злостью всегда стоит боль. Нужно обратиться к этой боли. Потому что злость — защитная реакция, легче злиться, чем разбираться со своей болью, со своей потерей. А когда человек принимает реальность, злость уходит, в ней больше нет необходимости.

Протоиерей Константин Пархоменко: И в духовной жизни то же самое. Если человек считает себя христианином, но не прощает, то происходит остановка в духовном росте.

— А как самому себе ответить на вопрос, простил ты или нет?

Протоиерей Константин Пархоменко: Как духовник, я вижу следующее: приходят люди, что называется, «ультраправославные», соблюдающие все посты, читающие акафисты. Говорят, что всех простили и всех любят, но начинается исповедь, и из человека изливается просто поток осуждения. Вероятно, у них накопились неразрешенные проблемы, в которых они сами себе боятся признаться. Идеал прощения — это принять обидчика в его прежнем статусе. Помните, как в евангельской притче отец принимает блудного сына (см.: Лк. 15, 11-32)? Он возвращает ему все, вплоть до права опять считаться наследником своего состояния. А если так не получается, значит надо с этим работать.

Елизавета Пархоменко: Когда человек говорит, что всех простил, а на самом деле это не так, то его слова — тоже защитная реакция, которая позволяет ему не задумываться о том, что происходит в его душе. В этом смысле верующему человеку бывает сложнее, потому что ему страшно признаться себе в том, что он злится: он знает, что это грех, что он обязан простить. И если мы говорим не о первой стадии, когда нужно просто не делать обидчику зла, а о следующей — о том, чтобы внутренне отпустить ситуацию, вернуть себе душевный мир,— то мы возвращаемся к тем способам, о которых уже говорили: отстаивание своих границ, соприкосновение со своей болью или выстраивание диалога с обидчиком.

Протоиерей Константин Пархоменко: Хочу вспомнить еще формулу, выраженную святыми подвижниками: наши враги — наши друзья, потому что они помогают нам что-то понять, к чему-то прийти, стать лучше, чем мы были. Древний подвижник авва Дорофей сказал замечательную вещь: «Каждый молящийся Богу: “Господи, дай мне смирение!” — должен знать, что он просит Бога послать ему кого-нибудь оскорбить его». Живя в этом мире, мы не можем избежать встреч с людьми, которые нас так или иначе ранят. Но каждая такая встреча — возможность открыть себя, честно на себя взглянуть, увидеть свою слабость, увидеть в себе отсутствие настоящей любви, терпимости — и с этим работать.

Как избавиться от обиды?

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь - это школа, а все, что нам попускает Господь - скорби, искушения - это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили...

Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних - и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: "Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась". И душа наша успокоится. А если мы начнем: "А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!.. " И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.

Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках "компромат" на этого человека: "Вот, он такой и такой... "; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: "Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! " Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти "мысли" нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости - ни обиды, ни раздражения - не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: "Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет". А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: "Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю". А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: "Для чистых все чисто" (Тит. 1, 15), а грязному - все грязно.

Как вести себя, когда обидят?

Когда нас обидят, надо тут же вспомнить, что это не человек нас обидел, а злой дух, который действует через него. И поэтому нельзя в ответ обижаться, гневаться. А что же надо делать? Подойти к иконам, положить несколько земных поклонов, возрадоваться и сказать: "Господи, благодарю Тебя, что Ты предоставил мне такой урок для моего смирения, для очищения моей души от грехов". Как-то оптинский старец Никон полнил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: "А кто это мог написать? От кого письмо? " Но он тут же взял себя в руки: "Никон, это не твое дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил, значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть". Если человек так себя настроит, у него все в жизни встанет на свои места. А то есть такие "христиане", которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю, а то и месяц молчать - таить зло и обиду. Бывает, что и надо сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: "Обличи разумного - он тебя возлюбит, не обличай безумного - он тебя возненавидит".

Один старец-священнослужитель писал о себе: "Я - как пес. Бывает, псу скажут: "Вон отсюда! " - он и отойдет подальше; отойдет и сидит - ждет, как дальше себя хозяин поведет. А если хозяин снова позовет: "Ну-ка, иди сюда! " - он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла. Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения, я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь. Я только рад, что он пришел ко мне и покаялся".

Что делать с соседями, которые колдуют, желают зла, часто подбрасывают в огород наговоренные вещи? В мире с ними жить не удается. Как молиться, когда презирают, незаслуженно, безвинно обижают?

Когда человек для укрепления здоровья едет на курорт, в санаторий, то он принимает все назначенные ему процедуры, в том числе и грязевые ванны. Он даже платит за это деньги и благодарит врачей, когда они обмажут его всего черной грязью. Намажут - он черный и ходит. Но почему-то мы не благодарим тех людей, которые безплатно нас поливают грязью. Ведь клевета, сплетни, презрительные слова - это та грязь, которая лечит нашу душу. Ее надо с радостью принимать, зная, что идет очищение нашей души.

Господь сказал: "Терпением спасайте души ваши, претерпевший до конца спасется". А как приобрести терпение, если его нет? Такому человеку Господь дает уроки терпения и смирения. Например, соседи озлобляются, шумят, ругают, клевещут. Если мы не будем соседей ни в чем обвинять, будем Бога благодарить и считать, что соседи посланы нам для выработки терпения, то душа наша быстро станет здоровой, А в здоровой душе нет ни обид, ни раздражения. В ней сострадание к падшим во зле, в ней любовь и милосердие, в ней Сам Бог.

Или постигла человека серьезная болезнь - рак. Это прекрасная возможность все, что было неправильного в жизни, исправить, поисповедовать грехи, покаяться и причаститься. Человек может встать на правильный путь, пусть даже за один месяц, за неделю до своей кончины. Господь принимает и "в одиннадцатый час", а награду всем обратившимся к Нему дает одинаковую - спасение. Главное, какими мы перейдем в потусторонний мир. С добрыми делами, со смирением и чистой душой или с грехами нераскаянными. Это самое страшное состояние, когда душа отягощена грехами.

Да, злые духи нас донимают, но только по попущению Божию. Господь лучше нас самих знает, что полезно нашей душе и, желая ее очистить, как любящий Отец дает нам горькое лекарство, а когда надо пожалеть, то утешит, ободрит.

Без воли Господней никто не имеет власти над нами: никакая бабка, никакой дед, никакой колдун. Если Бог не попустит, никто не может нам причинить вред. Когда человек постоянно ходит в церковь, он находится под особым попечительством Бога, и Господь защищает его от всякого колдовства. Надо только быть верным Господу до самой смерти. Если же вдруг случится человеку забыть о своем Отце Небесном, изменить Ему, перестать Ему молиться, Отец все же не забудет его. Наоборот, будет стараться вернуть к Себе заблудшего сына. И для этого может напомнить о Себе бедами, болезнями и скорбями. А избавиться от обиды на вредящих и злословящих можно так. Заранее настроить себя, что те люди, которые причиняют нам зло, - орудия воли Божией. Молите Господа: "Господи, помоги мне все это перенести!" Мы ведь гордые, больные, испорченные. Почему человек обидчив? Почему, когда ему слово скажут, чтобы в чем-то его поправить, он взрывается: "Как это: мне подсказывают? Разве вы не знаете, кто я такой?" Это болезнь души. За какое место ее ни тронь, везде той душе больно. А в Царстве Небесном нужны здоровые люди, крепкие духом.

- Согласно международным стандартам, депрессия - это устойчивое снижение настроения в течение двух и более недель. Это болезнь, из которой при определенной глубине заболевания самостоятельно, усилием воли, без медикаментов выйти невозможно. Если человек перешагнул какую-то черту, то, как бы ни старался, уже не может справиться с депрессией. Он как разряженная батарейка, где нет энергии.

- Андрей Владимирович, опишите явные симптомы этого расстройства.
- Классическая депрессия проявляет себя в снижении настроения, психической (замедленность всех психических процессов, трудно концентрировать внимание, принимать решения, трудно даже думать) и физической заторможенности, когда все движения и мимика замедленны. Плохой сон во второй половине ночи, раннее, в 4-5 утра, пробуждение. При нарастании заторможенности человек большую часть времени лежит в постели, не имея ни сил, ни желания что-либо делать. Настоящее, прошедшее и будущее видится «в черном цвете». Нарастает чувство безысходности и вины, появляется желание покончить с собой.

Снижение настроения проявляется в уменьшении радости от жизни, удовольствия от простых, повседневных событий - от общения, от того, что утром проснулся, вкусно поел, посмотрел хороший фильм, от погоды, от запахов и другого.

- А что означит обозначение «классическая», есть и другие?
- Депрессия многолика. Бывает атипичная депрессия, когда настроение снижено, а человек может этого не осознавать, он чувствует только физическое недомогание - усталость, разнообразные боли. Осознавать свое внутреннее состояние - это тоже способность, которая может быть хорошо или плохо развита. Когда нет аппетита, отвращение к еде, болит живот, суставы, мышцы, голова, сердце, нарастает общая слабость, человек обращается к врачам с целью обследовать разные органы. Пациент, если и отмечает снижение настроения, то считает, что оно плохое из-за болей. Рано или поздно терапевты отправляют пациента к психиатру на консультацию, тогда выясняется что, да, вначале радость пропала, а потом все физические симптомы появились. Специалист назначает антидепрессанты - улучшается настроение и проходят все боли.

- Говорят, есть болезни от естества, а есть духовные, относится ли это и к депрессии?
- Да, депрессию можно разделить на два вида. Эндогенную, связанную с нарушением обмена веществ. И невротическую, возникающую вследствие стрессов и особенностей характера, низкой стрессоустойчивости.

К эндогенным можно отнести и сезонную депрессию. У страдающих ею людей за счет особенностей биохимии мозга настроение хорошее, когда световой день длинный. Когда более короткий - настроение снижается. Мы все этому подвержены, но у некоторых это снижение происходит до такой степени, что человек не справляется с повседневными бытовыми делами - по работе и дома. И это может длиться весь осенне-зимний период. Наступает весна, настроение улучшается, и он наводит порядок во всех своих делах.

- А почему освещенность так серьезно влияет на нас?
- Наш мозг биохимически устроен достаточно сложно, многое влияет на его работу. В частности, длительность светового дня влияет на выработку мелатонина. Это вещество участвует в регуляции активности и ритмов сон-бодрствование, согласовании их с окружающей средой. У кого-то эти механизмы дают сбой, и тогда настроение слишком сильно зависит от освещенности. Но на сегодняшний день есть антидепрессанты, которые действуют именно на мелатониновую систему.

- Значит, в зимний период попил таблеток - и никакого уныния?
- Для заболевших - именно так, плюс не медикаментозные способы. Например, кому-то от депрессии может помочь терапия ярким светом. Слабость, нестабильность обмена веществ в головном мозге, по сути, носит наследственный характер. Это - слабое звено, которое при обычных, повседневных перегрузках может дать сбой. Все, вроде бы, в жизни человека прекрасно, он здоров, жизнерадостен, как вдруг… будто ручку рубильника дернули - и начинается депрессия. Это заболевание не зависит от социальных обстоятельств - просто нужно рубильник переключить в положение «включено».

- А какова невротическая депрессия?
- Если использовать аналогию с компьютером, эндогенная депрессия - это поломка «железа», механическая поломка. Причина невротической депрессии - «программные нарушения». В этом случае при здоровом обмене веществ и физически крепком организме заболевание порождают мощные внешние стрессы или низкая стрессоустойчивость личности, часто их комбинация.

- Насколько хорошо депрессия поддается лечению?
- Очень хорошо лечится, главное ее распознать, а пациенту принять реальность болезни и соблюдать схему лечения.

Можно ли сказать, что это болезнь нашего времени, современного образа жизни? Ведь согласно статистике ожидается рост количества заболеваний, несмотря на то, что депрессия легко лечится…
- Это интересный вопрос, ведь заболеваемость эндогенной депрессией практически неизменна. Нацисты в Германии физически уничтожили психически больных людей, борясь за «чистоту нации», а сегодня среди немцев количество таких пациентов такое же, как и в других странах.
А вот на невротическую депрессию влияют стрессы. Количество запредельных стрессов в нашем мире увеличивается. Можно сказать, что мир стал более интенсивным. Но человек прекрасно приспосабливается. Сравните нынешних детей с прошлыми поколениями.

Но мы более наших предков оторваны от природы, появились компьютеры с их виртуальным миром, мы живем в бетонных мегаполисах, где много замкнутых пространств…
- Если брать в целом, можно сказать, что количество внешних стрессов увеличилось, и это мало зависит от нас.

Но одновременно происходит изменение самого человека, адаптация. Стрессоустойчивость, способность адаптироваться, очень сильно зависит от нас, от воспитания. Можно об этом спорить, ломать копья, но воспитание, если судить по росту количества депрессии, становится хуже.

Что формирует стрессоустойчивость личности? Атмосфера беременности, родов, раннего детства, семьи, юности, все в возрасте до 21 года.

- Что такое - стрессоустойчивость?
- Способность адаптироваться, внутренняя гибкость, пластичность. Идеальный вариант стрессоустойчивого человека - максимальная гибкость при максимальной силе. Это нельзя сформировать через образование.

- Значит, эти качества воспитываются на основе чьего-то примера?
- Если родители гибкие и стрессоустойчивые, то они воспитывают такого же ребенка. И наоборот - негибкие воспитывают таких же детей.

- Получается цепная реакция
- Абсолютно точно. Поколения внутренне негибких, больных людей.

- Кто-то из этой череды поколений имеет шанс все-таки улучшить свою устойчивость к стрессам?
- Конечно. Ребенок не всегда с родителями, он ходит в садик, а там может быть гибкая, гармоничная воспитательница. В школе могут быть такие же учителя. Плюс друзья, родственники. Если окружение здоровое, то за счет копирования поведения, гибкость, способность адаптироваться ребенка увеличивается.
Вопрос не в том, что мы имеем, а в том, что мы дальше делаем с тем, что имеем. В любом возрасте можно увеличить свою стрессоустройчивость, с помощью той же психотерапии. Просто возможности изменения разные. Человек с возрастом менее способен обучаться, соответственно, менее способен меняться.

- А какой возраст более подвержен депрессии?
- Как правило, это болезнь молодых - с 25 до 35 лет самый пик. Хотя она может возникнуть в любом возрасте.

Мне очень запомнилось, как один священник в ответ на чье-то горькое «я разочарован!» сказал: «Не надо очаровываться». И депрессия связана с чувством глубокого разочарования. Вы согласны?
- Взглянем шире. Можно сказать так: депрессия - это крах иллюзий. Вот человек склонен создавать и поддерживать иллюзии - его так воспитали. Но рано или поздно наступает момент, когда любые иллюзии рушатся.

Пример: жена убеждает себя, что муж у нее хороший. А он женщин меняет как перчатки, уже к себе домой приводит, все соседи знают. А жена все убеждает себя: мне показалось, он хороший, у него тяжелая работа. Но рано или поздно наступает такой момент, когда она застает его с другой. Тут уж сохранить иллюзию просто невозможно - она рассыпается. И наступает депрессия.

- А можно ли такому «иллюзионисту» открыть глаза на реальность? И каково ему тогда будет?
- Процесс психотерапии, как и процесс духовного роста, никогда не бывает легким. Эти процессы строятся на осознавании. Но одно дело, когда человек целенаправленно начинает работать над собой и предполагает, что в чем-то он не прав, тогда он готов к напряжению, готов к приятным и неприятным открытиям, к духовному поиску. И совсем другое дело, когда не готов. Ему будет во сто крат тяжелее, если иллюзия разрушится внезапно, в самый неподходящий момент. И никто не спросит - готов он к этому или нет.

Давайте затронем еще один аспект. Христос дал нам «рецепт» от всякого рода страстей: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Всегда ли депрессия - следствие наследственности или стресса извне? Ведь та же зависть, несбывшиеся мечты способны породить уныние, а там и депрессию.
- Что касается наследственности и воздействия внешнего стресса, то здесь все проще. Я же больше говорю о невротической депрессии, о стрессоустойчивости, как способности «держать удар». Пытаясь сопоставить душевную жизнь, психотерапию с духовной жизнью, с верой мы переходим к более сложной области.

То, что мы говорили до сих пор, - это азбука для специалистов (психологов, психиатров, психотерапевтов). А вот является ли гибкость духовным свойством? Как связаны гибкость и духовность? Не знаю, трудно сказать. А ведь чем гибче человек, тем более стрессоустойчив. На этот параметр будет влиять степень гармоничности личности. То, какие у человека ценности, насколько они согласованы друг с другом, как выстроена их иерархия.

Например, если денежное благополучие, обладание автомобилем занимают высокое место в списке ценностей, то потерять их - это сильный удар. А если нет, то и удар будет поменьше. Когда для человека высшая ценность - дети, тогда гибель ребенка - самая глубокая травма.

Но часто ценности отдельной личности бывают противоречивыми, взаимоисключающими друг друга. Например, для человека ценно быть христианином, стремиться к духовности. А с другой стороны, есть у него и гедонистические ценности (гедонизм - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. - Ред.).
Стрессоустойчивость человека, который имеет только христианские ценности, и человека с чисто материальными ценностями может быть выше, чем у того, у кого присутствует то и другое, у кого есть их несогласованность.

С точки зрения христианина человек-гедонист далек от духовности. Но если у него хорошая работа, зарплата, здоровье, он получает от жизни много удовольствия, то он вполне стабилен. Но вот он пришел к вере. Начинается конфликт ценностей, и этот человек менее стабилен до тех пор, пока он их противоречие не принял и не пережил, пока не выстроилась новая иерархия ценностей.

Если человек встал на путь христианства, это увеличит его стрессоустойчивость в перспективе, но на время перемен она может снизиться из-за того, что у него есть внутренний конфликт. В духовном плане он однозначно растет, а в плане стрессоустойчивости неоднозначно. Подверженность всем видам невротических расстройств, в том числе невротической депрессии на период переживания внутреннего конфликта может увеличиться.

Когда мы говорим, что человек более духовный менее подвержен депрессии, то это относится к тому, у кого духовность устоялась, закрепилась. Это о духовно зрелом человеке, ценности которого, старые и новые, переоценены и обрели свое место.

- А разве можно согласовать, сочетать противоположности?
- Всю нашу жизнь мы свою иерархию ценностей пересматриваем и согласовываем. Расставляем в другом порядке, переживаем противоречие ценностей, их конфликт. В переживании этого состояния и состоит последующая гармонизация.

Говоря языком православия, человек после грехопадения - существо противоречивое, на языке психологии - амбивалентное. И во многом личностный рост, развитие состоит в том, чтобы переживать в себе сочетание несочетаемого, учиться принимать себя и окружающих как существ противоречивых и совершать ответственный выбор.

Если родители умели переживать любовь и ненависть в «одном флаконе», то и ребенок умеет. А когда человек с детства не умеет этого делать, то подобное противоречие вызывает у него высокое внутреннее напряжение. Я думаю, не только курс психотерапии, но и любой личностный рост, в том числе духовный, связан с принятием своей собственной амбивалентности.

Но христианин призван возлюбить ближнего, как самого себя, и не сочетать любовь с ненавистью. Вообще, есть в жизни вещи, которые негативными однозначно называет только христианство, а наука и медицина не считает так.
- Думаю, что путь христианства и путь психотерапии - это пути, которые где-то идут параллельно, а где-то расходятся. Это не одинаковые пути. И есть места в душевно-духовном пространстве, где они работают вместе. Где-то психотерапия научилась строить шестиполосные автострады, а у христианства - узкая тропиночка по кочкам. Оно тоже проводит через это болото, но дорога менее изучена. А есть места, где, наоборот, святыми отцами широкая дорога проторена, а для психотерапевтов это малоизученный маршрут.

Может, разница в том, что психотерапия нацелена на то, чтобы человеку стало жить лучше, а христианство - чтобы сделать человека лучше?
- Затрудняюсь ответить, когда мы говорим оценочно это уже относительно чего-то. Психотерапевт в любом случае транслирует клиенту свои ценности. Психотерапевт христианин - христианские. Но клиент сам решает куда он хочет двигаться, в чем ему нужна помощь. Психотерапевт так же решает будет ли он помогать этому человеку на этом его пути.

Думаю, и священник, и психотерапевт могут работать в синергии, возможна взаимопомощь, взаимопонимание и продвижение человека в одном направлении. Духовный и душевный рост личности может идти с их помощью параллельно - в разных плоскостях. Но иногда эти дороги могут расходиться и тогда это надо признавать, и выбирать…

Стоит задуматься: Согласно статистике, депрессией болеет одновременно 5% населения Земного шара. Это приблизительно 340 млн человек.

В списке болезней с особо негативными социально-экономическими последствиями депрессия занимает 4-е место. К 2020 году прогнозируется, что она переместится на 2-е место и будет уступать только ишемической болезни сердца.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога