Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гайд по американскому среднему танку M3 Lee. Другой ленд-лиз

Про М-3-С. Так как моя тема, некоторые уточнения к ней.

Ещё более интересным соотношение иностранных танков выглядит по состоянию на 1 июня 1944 года. «Матильд» в действующей армии оставалось 48 штук, «Черчиллей» — 31 штука, М3л — 191 штука, а М3Ср — 143 штуки (включая 12 танков, поднятых с затонувшего транспорта в 1943 году). При этом, появление «Матильд» на фронте было эпизодическим, а «Черчилли» воевали севернее Ленинграда. «Неудачные» американские средние танки к этому времени всё ещё встречались в танковых бригадах.

Например, в июле 1944 года 19 М3Ср находилось в составе 41-й танковой бригады, в которой к 16 июля имелось также 32 Т-34-85 и Т-34. Действия 5-го танкового корпуса, в который входила бригада, во время Режицко-Двинской наступательной операции в июле 1944 года очень напоминали «подвиги» 1942 года. Первые несколько дней наступления были успешными, но к 22 числу начались упорные бои за Малиново. Из-за того, что пехота не поддержала действия танкистов, бригада понесла тяжёлые потери. Потери нёс и действовавший совместно с бригадой 48-й гвардейский тяжёлый танковый полк - сгорело 5 танков ИС-2, а 23 июля погиб командир полка. От 41-й танковой бригады к 26 числу осталось 6 танков, а 29 июля в бригаде числился всего один Т-34. Из 19 М3Ср 13 сгорело, 6 было подбито.


Строго говоря их в танковых бригадах к тому времени добивали. Из 143 упомянутых yuripasholok М-3-Ср 60 находились в составе с марта 1944 стоявшего в фронтовом резерве 5 танкового корпуса. Их собственно в марте-апреле насчитывавший менее чем 60 Т-34 корпус и получил. Танки (по памяти) получили по одному батальону 24, 41 и 70 танковых бригад.

В июле, для эксплуатации успеха операции Багратион, 2 Прибалтийскому Фронту Ставка выделила лимиты Т-34/85. Новейшими советскими танками генерал армии А.И. Еременко решил вооружить свой пока не участвовавший в боях ударный кулак - 5 танковый корпус генерал-майора М.Г. Сахно, передав "лишние" для 5 ТК М-3-С в состав армейских танковых частей.

Решение для фронтового штаба было вполне логичным, но в нем присутствовало два НО:
1. "Старый" личный состав корпуса в течении 3-4 месяцев занимавшийся боевой подготовкой под руководством кровно заинтересованного в этом командования, был просто не сравним с традиционно на отъебись подготовленным в учебных и запасных частях личным составом маршевых рот Т-34/85. По данным отчета командира 41 тбр полковника Корчагина наезд механиков-водителей полученных бригадой тридцатьчетверок составлял всего лишь 3(три) часа. Что еще цветочки на фоне оценки подготовки офицерского состава - " офицерский состав не имел понятия о маневре танка". Как из этого можно догадаться, никакого боевого слаживания танковых взводов и рот в запасных танковых полках реально не производилось, а подготовка наводчиков вряд ли превосходила подготовку мехводов. Что же касается стрелков- радистов, если быть точным радиотелеграфистов-пулеметчиков старших, то три полученные первыми маршевые роты, которыми укомплектовали 1 танковый батальон 41 ТБР капитана К.И.Орловского, имели их только в экипажах командиров взводов и рот, роты принятые позднее - не имели вовсе.

2. Небоеготовые маршевые роты корпус получал, сводил в танковые батальоны бригад и отправлял в бой прямо с колес, в процессе боевых действий. 24 и 70 танковые бригады провоевали всю операцию формально в двухбатальонном составе (батальон Т-34 и батальон Т-34/85), а 41 тбр в трех: 1 тб на полученных перед началом операции Т-34/85, 2 тб на М-3-С и 3 тб тоже на Т-34/85. К слову именно 3 танковый батальон бригады капитана Н.И.Мороза, прибывший в распоряжение комбрига вечером 21 июля и 22 пошедший в свой первый бой, обер-лейтенант Кариус и фельдфебель Кершер в Малиново и разделали - сгорело 6 ведуших перестрелку с немецкими самоходками и не наблюдавших за тылом Т-34/85. Попутно досталось попытавшимся выручить Мороза танкистам 48 гв.ттп (сгорело 5 ИС-2) и двум последним танкам 1 тб, к югу от Малиново исправлявшим полученные после авиаудара повреждения. Оба комбата в бою погибли - капитан Орловский сгорел в танке, а капитан Мороз видимо и был тем самым "майором - Героем Советского Союза" из мемуаров Отто Кариуса, застрелившимся не желая сдаваться в плен. Место расположения сгоревшего Т-34/85 №450 соответствует указанному Кариусом, показан погибшим только с 28 июля, когда нашли тело.

Однако вернемся к "Генералам Ли" корпуса. 40 М-3-С (матчасть танковых батальонов 24 и 70 тбр) были переданы армейской 118 отдельной танковой бригаде с экипажами до командиров рот включительно. 20 "американцев" в корпусе остались видимо только для того чтобы не оставить 41 тбр совсем без матчасти - на апрель в ней числилось всего лишь два Т-34. Оба из них "дожили" до Режицко-Двинской операции или один тот что сгорел в ней по документам неясно, Т-34/85 от Т-34 там от друг друга не отделяются. Один из этих 20 американских танков, видимо машина учебно-боевой группы, на 16 июля находился в среднем ремонте. Цитируемое Юрием донесение было несколько коряво составлено.

Безнадежно устаревшие для 1944 года "Генералы Ли", благодаря хорошей подготовке экипажей и офицеров ротного звена в боях операции показали себя великолепно. Если исходить из расхода боеприпасов американцы выдали совершенно несравнимую эффективность и интенсивность участия в боевых действиях сравнительно с практически небоеготовыми подразделениями Т-34/85 корпуса. Как видимо и экипажи Т-34 (76), хотя их настрел при трех противотанковых 76 мм артбатареях в тбр и артдивизионе 5 мсбр, а также СУ-76 1515 САП заметно сложнее отследить.

41 танковая бригада как открыла список потерь в операции тремя М-3-С, сгоревшими от огня ПТО и самоходок при форсировании р.Сарьянка 17 июля (б/н 461 корпус №3010458 и б/н 485 корпус № 4240 в д.Синица, б/н 462 корпус №3010453 в д. Новые Морозы) так и закончила ими же, когда 28 июля в боях за станцию Дауремская в бригаде сгорел последний исправный танк 2 тб и бригады в частности - М-3-С б/н 451 корпус №3010377. Судя по динамике наличия боеготовых танков, выходили из строя по боевым повреждениям американцы далеко не шесть раз.

118 отбр в Режицко-Двинской операции потеряла сгоревшими 18 "Генералов Ли" из 40.

Действительно, остается только позавидовать, с какой скоростью американцы разработали проект и запустили в массовое производство танк М3. Судя по всему, в истории бронетанковых войск такого еще не было. Но тут еще на руку американцам сыграло строительство в Мичигане (Центр Лайн) Детройтского танкового арсенала. Его производство было оптимизировано для массового производства легких танков. Американская артиллерийско-техническая служба осенью 1939 года планировала выдать контракт фирме Amеrican Car and foundry (которая была крупнейшей в области тяжелого машиностроения) на массовое производство легких танков М2А4. Но внезапное нападение немцев весной-летом 1940 года в Европе заставило пересмотреть свои планы относительно массового производства танков. Боевые действия в Европе показали, что британские танки имели слабую броню и не могли эффективно противостоять немцам из-за своего слабого пушечного вооружения. К тому же, американцы осознали, что средние танки им будут нужнее, чем легкие. В соответствии со старой программой, американцы хотели сделать всего 400 легких танков. С новыми требованиями, армии США требовалось создать 2 тыс.средних танков в течении 1,4 года. В таком количестве, которое требовала обстановка сложившаяся в мире к лету 1940 года, американская промышленность была не в состоянии. Это отмечал Уильям С.Надсен, который являлся президентом General Motors Company, в то же время, он являлся членом комиссии по национальной обороне США. Между прочим, Надсен считал, что американская танковая промышленность была полностью аналогична автомобильной, разница состояла лишь в бронировании. Но комитет АТС так не считал. По их мнению, нужно было развивать танковое производство, с использованием опыта конструкторов автомобильной промышленности. Заручившись согласием правительства Америки, Надсен начал расширять танковое производство. Так появился Детройтский танковый арсенал, еще в сентябре 1939 года на окраине Детройта зданию завода отвели 40 гектар земли, после строительства завода, это здание имело 152 метра в ширину и 420 метров в длину. Правительство США заключило 15 августа 1940 года с Chrysler контракт на создание 1000 средних танков M2A1. Примерно через месяц условия контракта были изменены, и вместо легких танков М2А1, стали делать средние танки М3. А между тем, события в Европе и во всем мире принимали крутой оборот. Правительство торопило танковых конструкторов к ускорению начала производства танков, так как парковый танк в Америке был достаточно малочисленным, необходимо было срочно вооружаться.

Параллельно с развитием танкового производства в Детройте, в специалисты Род-айлендского арсенала, вместе с конструкторами из Крайслера работали над созданием М3. И по ходу проектных работ, оборудовали серийное производство танков. В марте 1941 года, проект танка М3 был полностью готов. Также к этому времени, Детройтский танковый арсенал был полностью готов, и через полгода его производство вышло на полную проектную мощность. Гонка за вооружением подтолкнуло американскую АТС заключить контракт на производства танка М3 еще на двух американских предприятиях: «Болдуин Локомотив» (533 танка) и «Америкэн Локомотив» (875 танков). Кстати говоря, англичане внимательно следили за разработками танков в Америке, (опытные британские танкисты, которые участвовали в боевых действиях в Европе давали советы по конструкции танков) и в июне 1940 года разместили заказ на производство партии средних танков для своей армии.

В апреле 1941 года все фирмы (Крайслер, Америкэн Локомотив и Болдуин Локомотив), которые должны были массово производить танки М3, предоставили американской комиссии свои предсерийное танки, которые были одобрены на производство. В августе 1941 года все три фирмы-подрядчика начали массовое производство, которое продолжалось до конца 1942 года. К декабрю 1942 года было создано 6258 ед.танков серии М3. Для британцев танки М3 создавали американские фирмы «Пульман» (500 шт.) и «Прессд Стил» (500 шт.), контракт на постройку этих танков был заключен в августе 1941 года.


Средний танк М3 "Ли/Грант". Американские танки времен Великой Отечественной войны.

В октябре 1941 года танк М3 признали «морально устаревшим», он всегда был временным решением и американцы этого не скрывали. Тем более, американские танковые конструкторы создали средний танк М4, который отвечал всем требованиям ведения современных боевых действий, самое главное, он имел башню с круговым обстрелом. В апреле 1943 года танки М3 были переведены в «замещающий стандарт», а потом в «ограниченный стандарт». Весной 1944 года танк М3 признали окончательно устаревшим.

Танк М3 был аналогичен по размерам с М2А1, у него стоял такой же двигатель «Райт» с воздушным охлаждением и ходовую часть со спиральными вертикальными пружинами. На танках последней серии в правом спонсоне была установлена 75-мм пушка М2, которая имела очень ограниченный угол вертикальной наводки. Сверху была установлена башня с 37-мм пушкой, которая имела круговой обстрел. Эта башня была смещена к левому борту танка. Максимальной толщиной брони танка была 56 мм. Спонсон и башня были литыми, корпус имел клепанную конструкцию (но были и изменения, о них можно прочесть в статье «Модификации танка М3»). Изначально танк М3 имел командирскую башенку и бортовой люк, в процессе производства эти элементы подвергались многочисленным изменениям.


Средний танк М3 "Ли/Грант". Американские танки времен Великой Отечественной войны.

Важным отличием американского среднего танка М3 от советских и немецких танков (да и танков всего мира) было то, что на их пушки устанавливали гироскопический стабилизатор. Это устройство позволяло стрелять танку прямо с ходу. Введение гироскопического стабилизатора для орудия пушки являлось стандартным для всех танков М3. Причем, гироскопы ставили на 75 –мм и 37-мм пушки. Обе пушки имели перископические прицелы. Башня с 37-мм пушкой имела механический и ручной привода. Вес танка М3 составлял 30 коротких американских тонн.

По конструкции танк представлял машину образца Первой мировой войны, оружие которого устанавливалось в спонсоне. Моторный отсек танка находился сзади, а трансмиссия спереди, под поворотным полом башни находилась коробка передач. Между трансмиссией и двигательным отделением находилось боевое отделение. Вся конструкция танка собиралась из плоских бронированных листов. Лобовая броня танка составляла 51 мм, бортовые и кормовые листы 38 мм, крыша корпуса имела 12,7 мм. Стенки башни были толщиной 57 мм, крыша башни – 22 мм. Танки М3, М3А4 и М3А5 имели корпуса собранные на заклепках, а модификации М3А2 и М3А3 собирались методом сварки к внутреннему каркасу. Был вариант и полностью литого корпуса, это М3А1. Но метод изготовления литого корпуса был слишком сложный, поэтому, сделали всего 300 танков М3А1. Все вооружение танка образовало как-бы пирамиду, снизу в спонсоне 75-мм пушка, над ней в башне 37-мм, и над ней башенка с пулеметом. Вся эта конструкция образовывала очень высокий силуэт танка, выше 3 метров, что делало его достаточно уязвимым для вражеских танков. Но были и плюсы в такой компоновке танка – просторное боевое отделение. До сих пор боевое отделение танка М3 считается самым удобным для танкистов. Для предотвращения попадания в экипаж мелких осколков брони, внутри корпус танка проклеивался губчатой резиной. Для быстрой посадки в танк, в пулеметной башне, сверху в корпусе и по бортам располагались двери. Минусом в этом решении было то, что прочность корпуса существенно снижалась. У всего экипажа танка было по индивидуальной смотровой щели и амбразуры, для ведения огня из личного оружия.


Средний танк М3 "Ли/Грант". Американские танки времен Великой Отечественной войны.

В качестве двигательной установке в танках M3, («Генерал Грант» и «Генерал Ли», и модификациях М3А и М3А2) выступал авиационный двигатель «Райт Континентал» Р975 ЕС2. Двигатель (340 л.с.) позволял разгонять танк до 26 миль/час. Дальность хода танка составляла 192 км. Существенным минусом этого двигателя являлась его высокая пожароопасноть, дизельное топливо в этом случае было лучше, так как имеет более высокую температуру возгорания. К тому же, мотор было сложно ремонтировать, так как цилиндры располагались снизу, но более удачных двигателей в Америке тогда не было. Весной 1941 года одна из фирм-подрядчиков «Болдуин» начала уставить на серийные танки М3 дизельные автомобильные моторы «Дженерал Моторз 6-71 6046» сразу по две штуки, мощностью 375 л.с. Максимальная скорость, дальность хода, мощность и экономичность танка сразу возрастали, хотя масса танка увеличивалась почти на 1,5 тонны (эти танки обозначались М3А3 и М3А5). В свою очередь фирма Крайслер стала ставить на свои серийные танки двигатели «Крайслер А57». Что повлекло за собой увеличение массы танка, увеличение задней части корпуса и увеличение длины траков танка. Хотя дальность хода и максимальная скорость сохранились. Англичане на поставленные им танки М3 ставили свои дизельные движки Guiberson, без изменения конструкции танка. Ходовая часть танка состояла из трех опорных тележек, которые состояли из коромысла, спиральных вертикальных пружин и двух обрезиненных катков, металлически-резиновой гусеницы (158 траков) и поддерживающих роликов.

Для того времени, танк М3 имел очень сильное вооружение в виде 75-мм пушки М2 (длина ствола2, 3 метра, УВН 14 град.). Помимо этой пушки, сверху в башне была установлена 37-мм пушка образца 1938 года. Обе пушки танка имели перископический оптический прицел. На танке предусматривались установка 4 пулеметов Браунинг 7,62-мм калибра (один в башенке, второй в Спарке с 37-мм пушкой, еще два стояли в лобовом листе перед водителем). Каждый из членов экипажа танка М3 имел на вооружении автомат «Томсон». Боезапас танка М3 был следующий: 65 выстрелов (75-мм пушка), 126 выстрелов (37-мм пушка) и 4000 7,62-мм патронов для пулеметов.

Как известно, танк М3 «Генерал Ли/Грант» был создан для того, чтобы эффективно противостоять любому немецкому танку и танкам союзникам (Италия/Япония). По боевым и тактическим свойствам этот танк мог на равных сражаться с любыми вражескими танками того времени. Кроме того, 37-мм пушка могла вести огонь по низколетящим целям, что делало его, как хорошее средство ПВО. В странах Юго-Восточной Азии большие размеры танка М3 оказывали сильное психологическое воздействие на пехоту противника.


Средний танк М3 "Ли/Грант". Американские танки времен Великой Отечественной войны.

Первое боевое применение танки М3 «Генерал Ли/Грант» должны были получить на побережье Ла-Манша, где англичане ожидали высадку немцев. Танки М3 были в качестве стратегического резерва и их присутствие на острове было строго засекреченным. Но как мы знаем, немецкого морского десанта так и не последовало. Настоящее боевое крещение эти танки в количестве 167 единиц, получили в Северной Африке в 8 британской армии в боях с немецкими соединениями Эрвина Роммеля. В этих боях танки М3 «Генерал Ли/Грант» превосходно показали себя, так как 50-мм и 37-мм снаряды не могли пробить их броню. А танки М3 могли уничтожать все немецкие танки с дальних дистанций. Для борьбы с новыми американскими танками Роммель использовал САУ Мардер-3 и 88-мм зенитные орудия. Благодаря тактике и численному превосходству немецко-итальянские войска все же разгромили 8 Британскую армию. В начале лета американцы принимают решение о переправке в Египет 100 САУ «Прист», 300 танков М4 Генерал Шерман, артиллерии, авиации и живой силы. Кстати говоря, британцы называли танки М3 «Генерал Грант» - «последней египетской надеждой».

Следующим боевым применением танков М3 стала высадка союзников в Нормандии и на юге Франции. Эти танки были в польских и французских дивизиях (которые воевали в составе американской армии), тогда как американцы были вооружены более современными танками. Для обороны Индии было сведено несколько бронетанковых частей, в состав которых входили танки М3 «Генерал Ли/Грант». В 1943 году эти танки участвовали при боях в джунглях Бирмы, где показал себя с хорошей стороны, так как японские танки были слишком слабо вооружены, да и японская артиллерия не могла остановить их. Для борьбы против этих танков японцы переделывали истребители Ки-44 в штурмовики, вооруженные двумя 40-мм пушками (62-й авиаполк ВВС Японии). В Россию по программе Ленд-лиза танки М3 «Генерал Ли/Грант» тоже поставлялись, но русские танкисты были недовольны ими. Тем более, немцы начали выпускать танки Т-III и САУ Стуг-II с более мощными пушками, которые с легкостью расправлялись с М3. Именно по причине плохих ходовых качеств, слабого двигателя, малой маневренности, высокого силуэта, который не скрывал танк и высокой чувствительности двигателя к плохой смазке и топливу, русские танкисты никогда хорошо не отзывались о нем. У наших танкистов танк М3 «Генерал Ли/Грант» получил прозвище «братская могила для шестерых». Всего в Россию американцами было поставлено 300 единиц танков М3 с бензиновыми и дизельными двигателями. Танки М3 воевали в СССР на Северном Кавказе, рядом со Сталинградом и в районе Харькова. В военно-морских баталиях как ни странно, танки М3 «Генерал Ли/Грант» участвовали, при отражении атак с воздуха на конвои PQ, ведя огонь из своих 37-мм пушек.

На базе танка М3 создавали большое количество модификаций и инженерных машин.

Производство танков М3

Те читатели, которые внимательно следят за нашим сериалом, привыкли к тому, что техника и вооружение, которое нам поставлялось, были достаточно эффективны на период времени поставок. Это были достаточно передовые образцы. Да, с недостатками, но передовые и часто превосходящие или не имеющие аналогов у нас.

Герой нашего сегодняшнего рассказа настолько противоречив, что вызывает громкие споры даже сегодня. Почти все специалисты и любители боевых машин прошлого говорят о его неудачной конструкции изначально.

Не зря же этот танк сняли с производства так же быстро, как и приняли. Кстати, немногие это знают, но именно этот танк является рекордсменом по скорости создания. Ни одна боевая машина в мире не была разработана и принята на вооружение в такие короткие сроки.

Итак, герой нашего повествования американский средний танк М3 Lee, более известный у нас как М3с «Ли».

Тут просто необходимо сделать маленькую историческую справку, касательно именно советского обозначения танка. Американский М3 и советский ленд-лизовский танк М3с на самом деле одна и та же машина. Просто буква «с» - не более чем обозначение «средний».

Есть и ещё один аспект, который просто необходимо осветить в начале материала. В среде тех, кто изучает танки времен Второй мировой бытует мнение, что другой танк, известный как М3 «Грант», американского производства, но по заказу Великобритании, не более чем точная копия М3 «Ли».

Да, «Грант» действительно копировал «Ли», но имел достаточно много отличий, чтобы быть самостоятельной машиной. Не зря же он получил имя генерала Улисса С. Гранта, командующего войсками северян в годы гражданской войны.

Напомним, генерал Роберт Эдвард Ли командовал южанами в это же самое время. И американская версия М3 «Ли» названа в честь этого генерала. Этакий специфический англо-американский юмор, суть которого нам не совсем ясна.

Особенно учитывая то, что Грант победил Ли.

Кстати, обе машины получили название именно от британцев в подарок. В Британии машины шли под другими индексами.

Точно так же неверно мнение некоторых читателей о различиях в двигателях. Часто приходится слышать о дизелях «Гранта» и бензиновых моторах «Ли». Увы, но «Гранты» имели и бензиновые, и дизельные двигатели. Почему и как это происходило - не тема сегодняшнего материала.

Начнем рассказ. Февраль 1942 года. Город Слободской Кировской области. Здесь происходит формирование 114 танковой бригады. Солдаты и офицеры бригады удивляются ежедневно. Разведчики и связисты получают мотоциклы "Харлей". Водители диковинные автомобили "Форд-6", "Шевроле", "Додж".

Но больше всего удивляются танкисты. В бригаду приходят совершенно "не наши" по внешности танки М3с и легкие М3л. 69 новых, не известных в РККА средних танков.

Именно так произошло знакомство советских солдат с новым американским танком. Поставки М3с в СССР начались именно в феврале 1942 года.

Первый бой М3 «Ли» приняли уже в мае 1942 года. Наша армия предприняла попытку наступления на Барвенковском плацдарме во время второй битвы за Харьков. Увы, мы помним, как закончилась эта попытка. Наши войска потерпели жестокое поражение.

Напомним, тогда мы потеряли 171 тысячу убитыми, 100 тысяч ранеными, 240 тысяч пленными. Потеряно (уничтожено, брошено, взято в плен) 1 240 танков. Немцы и румыны тогда потеряли 8 тысяч убитыми, 22 тысячи ранеными, 3 тысячи пропавшими без вести.

Что же увидели солдаты и офицеры 114 танковой бригады? Почему внешний вид машин так ошеломляюще подействовал на танкистов?

Дело в том, что новая машина была «трехэтажная». В буквальном смысле этого слова. На первом этаже, в спонсоне, было установлено 75-мм орудие с горизонтальным углом наведения 32 градуса.

Второй этаж, башня с круговым вращением, оснащён 37-мм пушкой со спаренным пулеметом. Башня приводилась в движение гидравлическим приводом, но при необходимости можно поворачивать и механическим.

Но был и третий этаж. Правда, к счастью, похвастаться пушкой этот этаж не мог. В командирской башенке был установлен пулемет, который можно было использовать и по наземным и по воздушным целям.

Сразу возникает вопрос о самой мощной пушке. Почему она расположена в спонсоне, а не в башне?

Кстати, опять отходим на секунду от повествования. Необходимо пояснить для сухопутных читателей слово «спонсон». Слово-то флотское. Итак, спонсон - это выступ над бортом (на флоте) или «нарост» на борту бронированной машины (для тех, кто привык опираться на землю).

Так почему в спонсоне? Ответ прост. Пушка калибром 37-мм перестала устраивать танкистов. Функции противотанковой она уже не выполняла. И по американской традиции, конструкторы не стали особо задумываться над проблемой.

Если 37-мм мало, то надо взять такую, чтобы удовлетворяла и всё. И куда-то как-то впихнуть. Так было выбрано 75-мм орудие М2. А дальше, по логике вещей, необходимо дорабатывать или разрабатывать по новой корпус машины и башню. Фактически, необходимо менять саму машину.

Но шла, напомним, война, и армии США очень нужен был хорошо вооруженный средний танк…

Так появился спонсон с правой стороны корпуса. Пушка потеряла огромную часть сектора обстрела. Однако сроки принятия на вооружение не изменились.

Почему так произошло с этой машиной? Тут необходимо рассмотреть создания танковых частей в США. Мы уже писали о том, что к началу Второй мировой войны у американцев не было танковых войск.

Единственный танк, который был у американцев, это крайне неудачный М2 (выпускался 1939-41 гг.) Танк выпускался в двух модификациях и всего было собрано 146 машины (52 М2 и 94 М2А1).

Именно копируя многие узлы данной машины конструкторы и создали М3. Трансмиссия, силовая установка, ходовая часть. Многие говорят об архаичной компоновке танка М3. Действительно, к 40-м годам 20 века такая компоновка выглядит нелепо.

В целом – именно ситуация «я его слепила из того, что было». А в распоряжении американских конструкторов было очень немного.

Корпус танка M3 имеет сборную конструкцию. На сборный каркас клёпкой (или болтами) крепились броневые листы из катаной брони. Нижняя лобовая деталь состоит из трёх отдельных литых частей, скреплённых между собой болтами. Это видно на фото.

Для доступа в танк по бортам корпуса были предусмотрены прямоугольные двери, водитель на своё место попадал через люк, расположенный в правой части верхнего лобового листа, там же располагались его смотровые приборы.

Левее люка водителя в нижнем лобовом листе имелась амбразура для установки спаренного пулемёта.

Литой спонсон для 75-мм пушки устанавливался в правой передней части корпуса и крепился к нему клёпкой.

Для доступа в моторный отсек в корме и днище имелись люки, а его крыша выполнялась съёмной. Воздух к двигателю подавался через броневые короба, смонтированные над гусеницами. В них же помещались топливные баки.

Литая башня цилиндрической формы устанавливалась со смещением влево на шариковой опоре и оснащалась гидроприводом. Пушка монтировалась в маске, в ней же размещался пулемёт и перископический прицел.

Для наблюдения в бортах башни имелись смотровые щели, закрытые стеклоблоками и откидными бронированными крышками.

Командирская башенка цилиндрической формы с пулемётом располагалась поверх башни со смещением влево, вращение башенки осуществлялось вручную. Доступ в башню осуществлялся через двухстворчатый люк в крыше командирской башенки.

Посмотрим на потенциальных противников американцев - немцев. Какая немецкая машина противопоставлялась американке? Противником М3 должен был стать Pz.IV. Немецкий танк тоже вооружался 75-мм пушкой.

Если говорить о конструкции в целом, то машина имела целый ряд критических недостатков. Это и слабое бронирование. Это и высота. Это и совершенно безобразное размещение вооружения, которое просто "съедало" тот потенциал, который можно было бы добиться от машины с таким вооружением.

Американцы быстро поняли, что танк не просто сырой, но и бесперспективный. Именно поэтому в американской армии встретить М3 было проблематично уже в 1944-45 годах. Да и по количеству этих бронемашин американцы не первые.

Всего было выпущено 6258 единиц данного танка всех модификаций. Отличались модификации в основном двигателями и технологиями изготовления. Из них 2/3 были переданы по ленд-лизу британцам и СССР. Небольшая часть (около сотни машин) переданы другим странам.

Поздравляем, сбагрили этот кошмар тем, кто в нем больше нуждался.

Англичане по праву могут назвать М3 «Ли» своей машиной. Именно в британской армии находилось самое большое количество этих танков. Больше 2 тысяч единиц.


Уинстон Черчилль. Не боялся по фронтам шататься.

Первыми эту жуть получили британцы и применили в боях за Северную Африку. Внезапно (за неимением лучшего), «Ли» понравился. Он был достаточно быстр, броня немецких танков, пробивалась им без особых проблем, если правильно расположить машину по отношению к противнику.


Еще один исторический персонаж, сам Монтгомери возле своего личного танка.

Правда и сам «Ли» мог держать неприятельские снаряды с трудом, броня среднего танка была 37 мм. Несмотря на все недостатки, этот танк был единственным у британцев который мог в Африке противостоять немецким танкам, его даже в 1942 году во время боев за Эль-Аламейн (июль-август) называли «последняя египетская надежда».

В СССР было отгружено 1 386 танков. Это по американским данным. По советским данным СССР получили всего 976 машин. Потери почти 30% поставок до сих пор вызывают интерес у историков и специалистов. Машины либо утонули в северных морях, либо потерялись в иранских пустынях.

Но как бы то ни было, эта несовершенная, архаичная, несуразная машина в первый период войны все-таки сыграла свою роль. Когда танковые клинья немцев рвались на просторы России, когда наша промышленность не успевала давать фронту новые Т-34 и другие машины, М3 шла в бой. Часто в первый и последний.

Малоизвестный факт. Эти танки принимали участие в великом танковом сражении Второй мировой войны - Курской битве. Мы нашли фото М3 «Ли», который погиб как раз в этом сражении в июле 1943 года. Танк «Александр Невский».

Даже в 1944 году «Ли» ещё воевал в нашей армии. А один, наверное, самый упорный, принял участие даже в разгроме японцев на Дальнем Востоке. Как-то вспоминаются партизаны с Георгиевскими крестами за Первую мировую...

Танк получил уничижительные прозвища рядовых советских танкистов, его называли «одороблом», «каланча», употребляли применительно к нему прилагательные «двухэтажный» и «трёхэтажный», присваивали ироничные индексы: ВГ-7 («верная гибель семерых»), БМ-7 («братская могила на семерых») и все в таком духе.

Ну и традиционные тактико-технические данные героя:

Масса, т: 27,9
Длина, мм: 5639
Ширина, мм: 2718
Высота, мм: 3124
Клиренс, мм: 432

Вооружение:
- 75-мм пушка М2
- 37-мм пушка М5
- 3 (4) 7,62-мм пулемета М1919А4

Бронирование: броня стальная гомогенная
- корпус: 51 мм
- борт: 38 мм
- корма: 38 мм
- днище: 13 мм
- башня: 51 мм (лоб), 38 мм (борт)
- крыша корпуса-13 мм

Типы двигателей: R-975EC2, GM 6046, Guiberson T-1400 Series 3, Chrysler A-57 Multi-Bank

Скорость по шоссе, км/ч: 39
Запас хода, км: 193

Итак, конструкция первого серийного американского танка по всем показателям получилась довольно архаичной. Ведь подобный танк, у которого пушка ставилась в корпусе, в СССР создали еще 1931 году. Правда, разрабатывал его приглашенный немецкий конструктор Гротте, но сути дела это не меняет. Известны и другие «многопушечные» машины с раздельной установкой двух орудий. Английский "Churchill" Мк I, например, также имел 75-мм пушку в лобовом бронелисте корпуса и 40-мм орудие в верхней башне. У французского В-1 75-мм короткоствольное орудие установили в корпусе справа от водителя и 47-мм пушку также в верхней башне. Так что ничего особо оригинального американцы на первых порах придумать не сумели.

М3 в музее в Кубинке.

Что касается работ по постройке нового танкового завода фирмы "Chrysler", то они были начаты 9 сентября 1940 года в пригороде Детройта - называвшемся Варен Тауншир на территории примерно в 77 тыс. акров. К январю 1941 года были закончены подготовительные работы, а инженеры "Chrysler" вместе со специалистами предприятий "American Locomotive company" и "Baldvin" закончили тем временем отработку всех технологических процессов. Ну, а первые опытные машины начали тестировать уже 11 апреля 1941 года. 3 мая первый танк М3 уехал на Абердинский полигон, а второй был сохранен для показа приемной комиссии в качества стандартного образца. Серийное производство танков "General Lee” начали 8 июля 1941 года, то есть в разгар боев на Восточном фронте. А так как 8 марта этого же года в США приняли закон о ленд-лизе, то этим были сняты все ограничения на поставку этих танков в Великобританию, а затем и в СССР, все новые выпущенные танки тут же отправились за океан. Разумеется, все фирмы, имевшие отношение к производству бронетанковой техники, тут же принялись наращивать ее выпуск. Активно включились в этот бизнес фирмы «Pullman-Standart Car Company", "Pressed Stell" и "Lima Lokomotive". Причем нужно отметить, что пока выпускался М3, а он выпускался всего лишь немногим больше года, а если точно, то с 8 июля 1941 года и по 3 августа 1942 года. Концерн "Chrysler" за этот период произвел 3352 танка М3 различных модификаций, "American Locomotive company" - выпустил 685 штук., "Baldvin" больше - 1220 штук., "Pressed Stell" - всего 501 танк., "Pullman - Standart Car Company” - уже 500, а все вместе это дало в итоге 6258 машин различных модификаций. Да еще помогли канадцы: их фирма "Monreal Lokomotive company" также освоила выпуск этих машин и изготовила 1157 танков М3 уже для канадской армии. Однако уже в августе 1942 года эти предприятия быстро переключились на производство танка М4 "Sherman”. Хотя… было и исключение. Фирма "Baldvin" продолжила выпуск М3А3 и М3А5 до самого декабря 1942 года.


Британский М3 «Генерал Грант» в музее в Бовингтоне. Обратите внимание на его прихотливую раскраску.

Отметим, что танки М3 абсолютно всех модификаций выглядели настолько оригинально, что их практически невозможно спутать ни с какими другим танком мира.


Танк М3 фельдмаршала Бернарда Монтгомери из Имперского музея войны в Лондоне.


«Монти» возле своего танка. Северная Африка 1942 год.

Как уже отмечалось расположение орудия в бортовом спонсоне, приблизило этот танк к машинам Первой мировой войны, хотя и на другом техническом уровне. Двигатель находился сзади, а вот трансмиссия трансмиссия была впереди, из-за чего пришлось двигатель соединять с трансмиссией длинным карданным валом. Здесь, где проходил этот вал проходили и тяги управления работой двигателя и все это была закрыто легким съемным кожухом. Все детали трансмиссии монтировались в литой части броневого корпуса, которая состояла из трех частей, соединявшихся между собой при помощи болтового соединения через фланцы. В результате у танка была очень своеобразная носовая оконечность. Также болтами все это крепилось к корпусу танка, и это технологическое решение применялось на всех модификациях, а затем и на самых ранних танках М4 "Sherman". Корпус собирался из плоских бронелистов. При этом их толщина была также неизменной на всех модификациях и равнялась 51 мм в лобовых проекциях, толщина бортовых и кормовых листов составляла 38 мм, и 12,7 мм это была толщина брони крыши корпуса. На днище танка толщина брони была переменной: от 12,7 мм в районе двигателя до 25,4 мм под боевым отделением. Толщина стенок 57 мм, а крыши 22 мм. Угол наклона передней броневой плиты равнялся 60 градусам к горизонту, но боковые и также задние плиты располагались вертикально. Крепление плиты различалось на разных модификациях. На модификациях М3, МЗА4, МЗА5 крепление осуществлялось на заклепках. На модификациях МЗА2 и МЗАЗ использовалась сварка. к внутреннему каркасу. На танк МЗА1 верхняя часть корпуса была литой. Корпус этой машины имел очень выгодные очертания и буквально «обтекал» экипаж и механизмы, но сделали их всего три сотни из-за сложностей с технологией литья и закалки таких больших «ванн». «Клепать» корпуса из плоских листов, также, как и сваривать их оказалось проще и дешевле. Однако технология была отработана и в будущем весьма пригодилась.


«Экипаж машины боевой»

Справа стороны корпуса устанавливался цельнолитой спонсон с 75-мм орудием, установленным так, что за габариты корпуса он не выступал. Именно высота спонсона, также, как и габариты двигателя, вместе определили высоту корпуса танка. Литая башня с 37-мм орудием, была сдвинута влево, а над ней находилась еще маленькая башенка, в которой находился пулемет. Получилась своеобразная пирамида высотой 3214 мм. Длина танка равнялась 5639 мм, ширина - 2718 мм, клиренс составлял 435мм. Очевидно, что высота машины вышла чрезмерной. Зато боевое отделение вышло весьма просторным, и, кстати, до сих пор, признается одним из наиболее комфортабельных. Причем корпус танка внутри еще и оклеивался слоем губчатой резиной, что предохраняло экипаж от мелких, отслаивающихся от брони осколков. Для входа в танк по бортам служили две двери, люк на корпусе сверху и еще на крыше пулеметной башни. Это позволяло экипажу быстро забираться в танк, и с удобством эвакуировать раненых через эти боковые двери, хотя они и снижали некоторым образом прочность корпуса.


Английские М3 у Эль-Аламейна, Египет, 7 июля 1942 г.

Каждый член экипажа имел смотровые щели и еще амбразуры для ведения огня из личного (чему в армии США уделялось большое внимание!), защищенных бронекозырьками. На заднем бронелисте корпуса для доступа к двигателю имелась большая двухстворчатая дверь, причем стык ее створок был закрыт узкой полосой закрепленной на болтах. По обе стороны от нее находились два фильтра - воздухоочистителя, как круглой, так и коробчатой формы. Воздухозаборники традиционно находились на верхнем надмоторном бронелисте и закрывались сетками. И здесь же был опять-таки двухстворчатый большой люк для демонтажа двигателя (на моделях М3А3 и М3А5). Подобное расположение люков облегчало обслуживание двигателя. На модификациях М3, М3А2 и М3А4 вместо люка были съемные листы брони: по два у первых двух танков и целых пять у последнего. Здесь же (на боковых скосах кормовой части корпуса) мог крепиться и шанцевый инструмент, и пехотные каски, и коробки с рационами. Одним словом, эта часть танка использовалась в качестве «грузового отделения».


Тренировка экипажей М3 в форте Нокс, штат Кентукки.


Там же. Полный ход на песчаном грунте.

Следует отметить, что на танках М3, М3А1, М3А2 не было принудительной вентиляции, ради которой экипаж должен был открывать верхние люки. Недостаток быстро учли и на моделях М3А3, М3А4, М3А5 было установлено сразу три вытяжных вентилятора под бронированными колпаками: один слева от водителя, прямо над спаркой пулеметов, второй за люком корпуса, за казенником 75-мм орудия и последний над казенной частью 37-мм пушки на крыше маленькой башне. Поэтому пороховые газы из танка быстро отсасывались и не беспокоили экипаж.


Пехота 19-ой Индийской дивизии на улице Мандалая в Бирме, 9-10 марта 1945 г. Обратите внимание на пушку с длинным стволом. Не все их успели обрезать. Часть так и попала на войну "необрезанными" и показали себя эти орудия очень хорошо!

В движение танки М3, как "General Lee”, так и "General Grant" обычно приводились звездообразным авиационным девятицилиндровым карбюраторным двигателем "Wright Continental" R 975 ЕС2 или модификации Cl мощность которого составляла 340 л.с. Он давал возможность этому 27-тонному танку развивать скорость до 42 км/час, и при запасе горючего в 796 литров, иметь дальность действия в 192 км. Традиционным недостатком таких моторов считается их пожароопасность, поскольку для работы им требуется высокооктановый бензин. Кроме того, их сложно обслуживать, в особенности те цилиндры, что оказались снизу. Но в 1941 году выбирать было практически не из чего, вот и пришлось со всеми этими недостатками смириться. Начиная с марта 1942 года такая фирма, как "Baldvin" стала монтировать на М3А2 и М3А3 автомобильные дизели "General Motors 6-71 6046" с водяным охлаждением и суммарной мощностью в 375 л.с. От этого вес танка увеличился на 1,3 тонны, но зато увеличились мощность, экономичность, скорость и запас хода. Эти танки получили индексы МЗАЗ и МЗА5. Затем в июне 1942 года "Chrysler" поставил на танк М3А4 новый 30-цилиндровый двигатель "Chrysler А 57" также с водяным охлаждением. Увеличилась длина корпуса, длина гусениц, а также вес на две тонны. Скорость при этом и запас хода не изменились. Англичане на своих машинах нередко заменяли американские моторы на свои радиальные дизели "Guiberson". Но корпус при этом переделкам не подвергался.


Пушка в спонсоне. Музей Пуккапунуал в Австралии.

Хотя танки и поставлялись в Англию, место водителя не менялось. Перед ним располагались следующие приборы: тахометр, спидометр, вольтметр, амперметр, разумеется, указатель расхода топлива, термометр и. конечно, часы. Управлять танком можно было рычагом переключения скоростей, ручным тормозом, педалями тормоза и акселератора.


М3 замаскированный под гусеничный транспортер.


Применялись такие машины в Северной Африке.

Танки всех модификаций имели резинометаллические гусеницы, и тремя колесные тележки с каждого борта. Сверху, на раме тележки находился поддерживающий гусеницу ролик. Ходовая часть, таким образом, была полностью взята с танка М2 и позднее использовалась и на ранних М4. Опорные катки могли иметь сплошные диски, так и диски со спицами. Подвеска отличалась надежностью и не занимала внутренних объемов танка. Ведущие колеса находились спереди, направляющие катки - сзади.

Гусеницы состояли из 158 траков, шириной 421 мм и длиной 152 мм каждой. На танках МЗА4 - их было по 166 штук, из-за более длинного корпуса. Устройство трака отличалась от траков того же Т-34. Каждый трак представлял собой резиновую пластину с металлическим каркасом внутри, и двумя металлическими трубчатыми осями, проходившими через нее. На них надевали соединительные скобы с профилированным клыком, соединявшими траки в гусеницу. На каждом траке было два клыка, которые огибали катки опорных тележек. Ну, а ведущая звездочка своими зубцами зацеплялась за соединительные скобы гусеницы. Сама же поверхность резиновой пластины трака была гладкой. Но на последних танках появились пластины с шевронными выступами, и позднее их также ставили и на гусеницы танки М4 "General Sherman".


«Тяжела и неказиста жизнь британского танкиста». Замена гусеницы.

Танк М3 для своего времени был… самым сильно вооруженным средним танком в мире. Его главной огневой силой являлось 75-мм пушка, которая была спроектировав Вестерфлейтском арсенале на основе знаменитого французского полевого орудия 1897 года калибра 75-мм, которое состояло также на вооружении армии США. Танковая пушка, получившая индекс М2, имела ствол в З м длиной, оборудовалась стабилизатором наводки, полуавтоматическим затвором и системой продувки ствола, что уменьшало загазованность боевого отделения. Причем система стабилизации на танке М3 применили впервые в мире и уже потом именно она послужила образцом для всех аналогичных систем на танках во многих армиях мира. Углы вертикального наведения составляли порядка 14 градусов, а по горизонту плоскости орудие можно было навести в секторе 15 градусов в обе стороны. Для наводки пушки по вертикали применялась как электрогидравлическая система, так ручной привод. Боезапас находился в самом спонсоне и также на полу танка.


М3 подбитый в Северной Африке. Танк поразили три снаряда разного калибра и только после этого он потерял боеспособность.

Однако с этой пушкой возникли проблемы. Выяснилось, что ствол ее выходит далеко за габариты корпуса. Это прямо-таки переполошило американских военных, почему-то очень боявшихся, что танк такой длинной пушкой во что-то упрется или зацепится ей при движении. Поэтому они потребовали ствол укоротить до 2,33 м, что заметно снизило все боевые характеристики пушки. «Усеченное» орудие получило индекс М3, и военным это было маслом по сердцу, но выяснилось, что система стабилизации с коротким стволом «сбоит», она не под него создавалась. Тогда на ствол решили надеть противовес, внешне походивший на… дульный тормоз. Кстати, очень похожая вышла и с нашим советским танком Т-34. Именно требованию тогдашних военных, конструкторам пришлось обрезать ствол пушки Ф34 на 762 мм, что снизило ее мощность на целых 35%. Зато теперь она за габариты танка не выступала! Очень похоже, что на консерватизм характерный для военных, не влияет ни национальная принадлежность, ни социальный строй.


М3 с литым корпусом и в «американской раскраске».

37-мм пушку создали в этом же арсенале в 1938 году. На танках М3 ставили ее модификацию М5 или М6. Углы ее вертикальной наводки давали возможность стрелять, хотя бы и теоретически, по низко летящим самолетам. С пушкой спаривался пулемет, еще один был в верхней башенке, при этом башня имела вращающийся полик со стенками, выделяющими ее от боевого отделения. Боекомплект этой пушки находился в башне и на дне вращающегося полика.


Фримантл. Западная Австралия. Музей войны и у входа хорошо сохранившийся и «ухоженый» М3.

На дистанции в 500 ярдов, то есть 457 м, снаряд этой пушки мог пробить броню толщиной до 48 мм, а 75-мм орудие - 60 мм броню, имеющую наклон в 30 градусов к вертикали.

Естественно, что обе пушки имели перископические оптические прицелы. У 75-мм орудия прицел был на крыше орудийного спонсона. С его помощью можно было стрелять прямой наводкой на расстояние в 1000 ярдов (300 м).


Не успел М3 попасть на вооружение армии, как он тут же оказался на обложке американского журнала «Фантастические приключения»! (№10 за 1942 год) Как видите «леопардовая девушка» сжигает эти танки лучом лазера!

Что касается англичан, то им вооружение, расположенное в три яруса, не понравилось. Поэтому на машинах "General Grant" верхнюю башенку не устанавливали, а на танках "General Lee", что применялись английской армией, ее также снимали, заменяя на люк. Прочее вооружение состояло из 11,43-мм пистолетов-пулеметов «Tompson", пистолетов и гранат. Также на башне английских танков монтировались 4-х дюймовые (102 мм) гранатометы для отстрела дымовых гранат.

Танки М3, выпущенные в США, обычно были окрашены краской зеленого цвета разных оттенков - начиная с темно-зеленого и до хаки. На борту там, где располагался двигатель с обеих сторон был нанесен регистрационный номер, который присваивался танку Департаментом вооружения. Голубым цветом писали название "USA" и буква "W" - обозначавшая, что танк уже передан в армию, и шестизначный номер - либо желтого либо белого цвета. На башне и на лобовой броне корпуса в качестве средства опознавания наносилась звезда белого цвета в синем круге, который вдобавок был наложен на белую полосу. Именно в такой раскраске танки М3 поставлялись американцами по ленд-лизу.


Не менее фантастический М3 СDL - «танк защиты Канала». Тоже своего рода «лазерное оружие».

Американские танки имели белые тактические номера и на башне, и корпусе: порядковый номер машины в танковой роте, потом буквенное обозначение самой роты. Например, так: 9Е или 4В. Рядом с дверью на спонсоне рисовались геометрические фигуры, также обозначавшие номера роты, батальона и полка в составе дивизии. Опознавательный знак дивизии размещался на среднем броневом листе трансмиссии. На тех танках, что сражались в Северной Африке, на лобовом бронелисте вместо белой звезды рисовали звездно-полосатый флаг США.


Кинофильм «Сахара» (1943 г.): «жара»!

Танки М3, отправлявшиеся в Англию имели окраску темно-оливкового цвета, как полагалось по американским стандартам. Но уже сами англичане перекрашивали их в традиционный британский камуфляж из полос желтого, зеленого и коричневого, имеющих черную окантовку. Первые танки, попавшие в Северную Африку, чуть ли не сразу же вступали бой, поэтому перекрашивать их просто не успевали. Но если было время, то их окрашивали в песочный цвет.


Еще один вариант камуфляжной раскраски М3.

Регистрационный номер при этом сохраняли, но букву "W" заменяли буквой "Т”. Номер восстанавливался белой краской. В специфических полевых условиях его могли и не закрашивать, а просто защищали трафаретом, отчего он получался словно в рамке оливкового цвета. Большинство британских танков М3, сражавшихся в Бирме, имело окраску зеленого цвета и большие белые звезды на корпусе и на башне. Регистрационные номера на них сохранялись. На некоторых на лобовой броне стояли еще и индивидуальные номера.

В отношении этой машины очень уместно прозвучит пословица «Первый блин комом». Дело в том, что на момент принятия в июне 1940 года Американской национальной программы вооружений у США просто не было среднего танка, который можно было бы пустить в серийное производство. По требованиям документа предполагалось, что Америка должна выпускать к концу 1940-го года 14,5 танка в день, а реально было не очень понятно, какой танк вообще строить. Существовавший на тот момент средний М2, готовый к производству, уже успел стать совершенно неподходящей кандидатурой из-за крайне слабой 37-мм пушки. 92 экземпляра его модификации М2А1 было выпущено с января по август 1940 года исключительно как временная мера, пока новый танк не будет спроектирован и стандартизирован.

Итак, 37-мм пушка М2 армию не устраивала категорически. Командующий пехотными войсками США потребовал, чтобы новый танк был оснащён орудием калибра минимум 75 мм. Задачу эту следовало решить быстро, но у американских конструкторов просто-напросто не было башни, способной вместить в себя орудие такого калибра. Исключительно ради экономии времени конструкторы прибегли к заведомо проигрышному решению и предъявили представителям Танкового комитета деревянный макет танка с орудием калибра 75 мм, установленном в спонсоне, расположенном в правой части корпуса. Это «гениальное» конструктивное решение здорово усложняло жизнь танкистам, потому что не позволяло вести круговую стрельбу. Танку предстояло изображать из себя волчок.

К чести конструкторов, они заведомо не считали новый танк удачным и позиционировали его как временную меру до момента появления танка с 75-мм пушкой в полноценной поворотной башне. Военные решили, что будет выпущено около трёх с половиной сотен машин М3, а после этого производство будет переориентировано на танки с нормальными вращающимися башнями.

Вопрос строительства танков на тот момент вообще был крайне больным для Америки. У неё просто не было необходимых производственных мощностей. Имелся всего один небольшой государственный завод «Рок-Айленд Арсенал», который не мог удовлетворять растущие запросы вооружённых сил. Надо было привлекать частных подрядчиков. Выбор стоял между предприятиями тяжёлого машиностроения и автомобильными концернами. Решение приняли в пользу второго варианта, так как тяжёлое машиностроение больше предназначено для выпуска относительно штучной продукции. Автомобильным же фирмам было не привыкать «гнать поток». Фирме «Крайслер» предложили пополам с государством построить специализированный танковый завод в Мичигане. Государство при этом становилось владельцем предприятия, а управлять им должен был сам Крайслер. Кроме того, предполагалось тесное сотрудничество нового завода с «Рок-Айленд Арсенал», которое должно было обеспечить соответствие оборудования и технологии будущего танка.

Разработку М3 начали конструкторы из Абердина. Новый танк получал двигатель, аналогичный М2, и такую же подвеску. Гомогенная катаная броня была усилена и поставлена на заклёпки, как у М2. Башня и спонсон были литыми. Чтобы уменьшить опасность поражения экипажа мелкими осколками и брызгами окалины, боевое отделение было покрыто изнутри пористой резиной.

Экипаж поначалу насчитывал семь человек. Забираться внутрь машины и покидать её они должны были через боковые двери и люки в спонсоне и в командирской башенке. Танк имел очень неплохой обзор. Вес машины составил 31 тонну.

К февралю 1941 года был готов проект нового танка и почти достроен танковый завод в Мичигане. Оставалось воплотить идею в металле и провести полигонные испытания. Опытный экземпляр прибыл на полигон в Абердине 13 марта 1941 года. Испытания выявили целый ряд недостатков: чрезмерную загазованность боевого отделения, уязвимость дверей в бортах, высокую вероятность заклинивания орудия в спонсоне от попадания вражеского снаряда, слабость подвески. Всё это предстояло устранять. Зато прекрасно проявили себя приводы башни и стабилизатор орудия. Даже при движении зигзагами по неровной местности наводчику было достаточно просто целиться.

В результате доработок вместо дверей появился эвакуационный люк в днище, исключён из состава один член экипажа, установлен телескопический прицел вместо перископического и сделано ещё немало изменений. И в августе 1941 года танк М3 был наконец-то запущен в серию. Всего с августа 1941 по декабрь 1942 было выпущено более 3,5 тысячи танков этого типа.

Помимо того что танк поставили на вооружения американской армии, его закупали и англичане. Они дали своему танку имя «Грант», а американцы — «Ли», по именам генералов — участников Гражданской войны в США.

Как уже говорилось, М3 выпускали исключительно «за неимением лучшего». И потому большая часть машин отправилась по ленд-лизу в Британию и СССР. Советский Союз получил 976 машин, распределённых по отдельным танковым батальонам, полкам и бригадам. Американский танк участвовал в боевых действиях на всех фронтах, принимал участие в Курском сражении, а одна машина даже доехала до Дальнего Востока. Но в Красной Армии М3 не пользовался большой любовью. У него была недостаточная проходимость, слишком высокий силуэт и резино-металлические гусеницы, выгоравшие, стоило только машине наехать на огонь. Неподвижный танк становился лёгкой мишенью для вражеских орудий. Часто гусеницы просто сваливались. Огромные претензии вызывала компоновка орудия в спонсоне, из-за которой танку было значительно труднее вести огонь по противнику. Все эти недостатки привели к тому, что в советских войсках М3 получил невесёлое прозвище БМ-6 — «братская могила на шестерых».

В войсках союзников М3 был уже к 1944 году полностью заменён «Шерманом», в советских от него тоже по мере сил избавлялись. Но даже после войны в Юго-Восточной Азии эти танки продолжали применять в бою. На их базе также было разработано немало другой техники — начиная от самоходных орудий и заканчивая инженерными машинами.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога