Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оружие Апокалипсиса: Атомный танк. "ядерный танк" ссср даст фору современным Ядерный танк

Мы уже писали о самых больших танках, пушках и кораблях. Но нам все мало. Оказывается, были танки, пушки и корабли еще больше самых больших, но они не пошли в производство. Что не помешает нам о них узнать.

Николай Поликарпов

Самый, самый, самый

Жил да был в XVII веке король Швеции Густав II Адольф. И повелел он построить военный корабль, да не простой, а самый большой и мощный на Балтике - на страх врагам. Кораблестроители взялись за дело, но король сам пожелал указать размеры будущего флагмана: «Выше корму, роскошнее резное убранство! Корпус сделать уже, мачты выше и парусов больше. Королевский корабль должен быть самым быстрым!»

С королями спорить опасно. «Да, ваше величество», - сказали строители. «И пушек, больше пушек!» «Да», - сказали строители.

Окончание этой истории все знают: роскошный огромный корабль по имени «Ваза» перевернулся и утонул 10 августа 1628 года на глазах у всего города. Утонул в своем первом плавании, сразу по выходе в гавань Стокгольма от пирса у королевского дворца. «Ваза» был прекрасен по всем статьям, а недостаток имел только один: неустойчивость.

Стальная крыса

Примерно так получается всегда, когда хочется сделать «самую-самую» боевую машину, а инженер идет на поводу у военного. Вот, к примеру, немцы. Ну, те самые, которые «вундерваффе» все строили, да так и не построили. После нападения Германии на СССР неприятным сюрпризом для гитлеровских генералов стали советские тяжелые танки КВ.

Проблема была в том, что орудия германских танков не пробивали их броню, противотанковые пушки - тоже. Единственным действенным средством против КВ оказались тяжелые зенитные пушки калибра 8,8 см, в то время как наши танки своей 76-мм пушкой могли легко расправиться с любым бронированным противником, какой только окажется в прицеле.

По результатам изучения трофейных КВ генералы Третьего рейха немедленно заявили: «Хотим такой же, только чтоб броня толще, а пушка - больше». Так в 1941 году началась история сверхтяжелого танка, названного Ratte, то есть «Крыса». Название перекликается с именем другого германского танка, тоже созданного под впечатлением от могучих советских машин, - всем известного Sd.Kfz. 205 Maus - «Мышь». «Мышка» весила почти 189 т, а «Крыса», как ей и положено, должна была быть несколько крупнее. Полное название этого гиганта - Landkreuzer P. 1000 (сухопутный крейсер массой 1000 т).

Забавно, что одним из создателей проекта «Крысы» в недрах концерна Krupp был инженер Эдвард Гротте, который с начала 1930-х годов работал в СССР над созданием проектов опытных танков, а потом вернулся домой и послужил фюреру. Правда, послужил специфически. Дело в том, что руководству нашей страны он тоже предлагал строить бронированных монстров, но отечественные технические специалисты здраво оценили их перспективы и от реализации таких сладких грез отказались.

Ну а вот Гитлер попался на удочку прожектера. Эскизные проработки гиганта были представлены Гитлеру 23 июня 1942 года и поразили его воображение настолько, что он разрешил готовить проект для воплощения в металле. Еще бы, танк длиной 35 м, шириной 14 м и высотой 11 м нес бы броню толщиной от 150 до 400 мм! Защита, достойная океанского линкора!

Вооружить танк тоже предполагалось по флотским стандартам: корабельная башня с парой 283-мм морских орудий Shiffs Rfnobe SK C/34 массой по 48 тонн и длиной стволов порядка 15 м. Такие пушки стояли на «карманных линкорах» типа «Шарнхорст». Бронебойный снаряд орудия весил 336 кг, а фугасный - 315 кг.

Попадание такого подарка в любой танк или даже полевое бетонное укрепление приводило бы к однозначному уничтожению цели. При максимальном угле возвышения ствола орудия и полном заряде снаряд летел на 40 км, так что танк мог бы обстреливать противника не то что не входя в зону ответного огня, а вообще из-за горизонта! Пушки SK C/34 давали возможность использовать «Крысу» даже в береговой обороне для стрельбы по тяжелым кораблям противника - с крейсерами и линкорами танк разговаривал бы почти на равных.

Но это еще не все. Если бы некий юркий вражеский танк подкрался близко к гиганту, то для отражения его немощных атак имелась в запасе еще и тяжелая противотанковая пушка KwK 44 L/55 калибром 12,8 см (рассматривался вариант вооружения и парой таких орудий). Ее более слабой 88-мм предшественницей вооружались известные немецкие истребители танков «Ягдпантера» и «Фердинанд».

От налетов авиации предполагалось отбиваться восемью 20-мм зенитными орудиями Flak 38, а от всякой механической мелюзги, бронетранспортеров разных и пехоты, если она каким-то чудом добежит до бронированной крепости, - двумя автоматическими авиационными 15-мм пушками Mauser MG151/15.

Не забыли конструкторы и о расплате за все упомянутые чудеса «сумрачного германского гения»: масса-то выходила в 1000 т! Поэтому, чтобы машина не проваливалась в землю, гусеницы должны были иметь ширину по 3,5 м каждая (сегодня такие можно видеть на огромных карьерных экскаваторах). Двигать танк предполагалось с помощью либо двух 24-цилиндровых морских дизелей MAN V12Z32/44 для подводных лодок мощностью 8400 л.с. каждый, либо аж восьми тоже морских 20-цилиндровых дизелей Daimler-Benz MB501 мощностью по 2000 л.с., которые использовались на торпедных катерах.

В любом случае суммарная мощность энергетической установки составила бы порядка 16 000 л.с., что позволило бы «Крысе» двигаться со скоростью до 40 км/ч. Представляете массу в 1000 тонн, прущую на такой скорости? Тут даже пушка не нужна - просто снесет по инерции любое препятствие и не заметит. Топлива в баках… Хотя в каких баках? В бортовых цистернах! Так вот, топлива должно было хватить на 190 км пути.

Ни один мост через реку не выдержал бы веса «Крысы». По этой причине водные преграды танк должен был преодолевать своим ходом по дну, ради чего конструкторы сделали его корпус герметизируемым, снабдили шноркелем для подачи воздуха с поверхности и средствами откачивания воды. Управлять махиной должен был экипаж из 21-36 человек, в распоряжении которых были бы санузел, помещения для отдыха и хранения припасов, да еще и «гараж» для пары связных и разведывательных мотоциклов BMW R12.

В конце декабря 1942 года проект был в целом готов и представлен на рассмотрение рейхсминистру Имперского министерства вооружений и боеприпасов Альберту Шпееру для принятия решения о постройке прототипа. Но в начале 1943 года он решил «Крысу» не строить. Причины понятны: во-первых, слишком дорого в условиях войны. Во-вторых, боевая эффективность крайне сомнительна.

Конечно, ни одна противотанковая пушка и даже ни одно тяжелое орудие танку, вероятно, не причинили бы вреда, но вот пара удачно сброшенных бронебойных бомб (а по малоподвижной цели таких размеров трудно промазать) уничтожила бы его гарантированно. Кроме того, ни одна дорога не уцелела бы после движения по ней «Крысы», а перемещение махины по пересеченной местности требовало бы предварительной инженерной подготовки его пути.

Задавить массой

Но вы думаете, фантазия конструкторов концерна «Крупп» остановилась на танке в 1000 т? Ничуть не бывало. В том же декабре 1942 года появился еще более амбициозный проект самоходной артиллерийской установки весом в 1500 т! Машина называлась Landkreuzer P. 1500 Monster и предназначалась для установки орудия калибром 807 мм от того же «Круппа».

Пушка эта сама по себе заслуживает внимания. Изначально ее разрабатывали с 1936 года по приказу Гитлера для разрушения французских укреплений линии Мажино, однако с Францией вермахт разобрался и так, а первое гигантское орудие «Дора» было построено в 1941 году. Тогда же собрали и второе, получившее название в честь хозяина фирмы и президента Фонда Адольфа Гитлера Густава фон Болена унд Гальбаха Круппа - «Толстый Густав» (Schwerer Gustav). Гиганты монтировались на огромных железнодорожных лафетах, которые передвигались локомотивами сразу по двум параллельным рельсовым путям, протяженность которых на позиции должна была составлять порядка пяти километров. В обслуживании гиганта участвовали 250 человек расчета и 2500 человек дополнительного персонала.

На подготовку выбранной позиции и сборку пушки после прибытия отдельными поездами его частей требовалось 54 часа. Для доставки разобранной пушки, персонала, боеприпасов и монтажных приспособлений на позицию нужны были пять поездов со 106 вагонами. Зенитное прикрытие осуществляли два батальона ПВО.

Стреляло орудие на дальность до 48 км, каждый его огромный снаряд весил более семи тонн и содержал до 700 кг взрывчатого вещества. Чтобы зарядить новый снаряд и заряд, а затем заново навести орудие на цель, уходило порядка 40 минут. В грунт снаряд проникал на глубину до 12 м, оставляя на поверхности трехметровую воронку, пробивал метровую стальную броню или семь метров железобетона.

Железнодорожное орудие в действии. 1943 год

Из «Доры» в 1942 году немцы стреляли по Севастополю, выпустив 48 снарядов. Огромные нагрузки на металл 32-метрового ствола приводили к увеличению его калибра по мере износа - с изначальных 807 мм до допустимых 813 мм. Ствол должен был выдержать 300 выстрелов.

Именно такое орудие и планировали теперь разместить не на железнодорожном, а на самоходном гусеничном шасси. «Монстр» - самое подходящее название для такой установки: длина 52 м, ширина 18 м и высота 8 м! Весила бы установка 1500 тонн, из которых около трети приходилось бы на само орудие. Снаряды и заряды к ним должны были подвозить следом караваном грузовиков.

От обстрела противника более сотни человек расчета должна была защищать 250-мм броня, а для самообороны предназначались две 150-мм гаубицы sFH18 и 15-мм автоматические пушки MG 151/15. Двигать «Монстра» должны были четыре морских дизеля MAN для подводных лодок, 6500 л.с. каждый, но даже мощь 26 тысяч «механических лошадей» не могла бы разогнать это чудовище быстрее 10-15 км/ч.

В итоге Альберт Шпеер в 1943 году похоронил и этот прожект. Причины те же: только одно орудие обходилось рейху в 7 млн марок, так что даже на железнодорожном лафете их построили лишь два. Городить под «золотую» пушку еще и «платиновый» танк было бы самоубийством экономики, а для уничтожения «Монстра», появись он во фронтовой зоне, хватило бы одного удачного вылета бомбардировщика или штурмовика. Но, если допустить, что один сумасшедший согласился выделить средства на постройку чудовища, а другой - послал его в бой, то до огневой позиции машина не доехала бы.

По железной дороге танк не мог бы транспортироваться - не прошел бы ни в тоннелях, ни по мостам. А даже чисто теоретическое предположение о движении своим ходом со скоростью 15 км/ч, неизбежным разрушением дороги и непрерывным потоком едущих сзади топливозаправщиков приводило генералов в ужас.

Ледяной авианосец

В прочем, перспективные на первый взгляд идеи посещали не только немцев. В годы Второй мировой войны Великобритания пребывала в некоторой изоляции и столкнулась с нехваткой стали для строительства кораблей. В 1942 году премьер-министр Уинстон Черчилль и его друг, командир 5-й флотилии эсминцев Королевского флота лорд Луис Маунтбеттен, по совместительству занимавшийся разработкой специальных операций, даже обсуждали использование айсбергов для обустройства на них аэродромов.

Предполагалось спиливать верхушку ледяной горы и сажать туда самолеты для прикрытия идущих в высоких широтах конвоев, а заодно приделать к айсбергу двигатель, поставить средства связи, обустроить помещения для команды и питание от дизельных электростанций. Получился бы практически непотопляемый авианосец. Ведь, чтобы расколоть такую массу льда, противнику пришлось бы истратить невероятное количество бомб или торпед.

Сам по себе айсберг живет в северных водах до двух лет. Однако по мере подтаивания нижней части он может перевернуться с катастрофическими последствиями для людей, да и мощность двигателей должна быть огромной для управления движением такой махины.

И тут очень кстати вспомнили о предложении английского инженера Джеффри Пайка, служившего разведчиком в ведомстве лорда Маунтбеттена. Пайк еще в 1940 году придумал удивительный композиционный материал - пайкерит. По сути, это смесь примерно из 20% деревянных опилок и 80% самого обычного водяного льда.

Замороженный «грязный лед» оказался в четыре раза прочнее обычного, благодаря низкой теплопровод­ности он медленно таял, не был хрупким (его даже можно было в известных пределах обрабатывать ковкой), а взрывную стойкость имел сопоставимую с бетоном.

Идею сначала высмеяли, но лорд Маунтбеттен в 1943 году притащил кубик пайкерита на конференцию союзников в канадском Квебеке. Демонстрация получилась впечатляющей: офицер поставил рядом пайкерит и такой же по размерам блок обычного льда, отошел подальше и расстрелял оба образца из револьвера. От первого же попадания водяной лед разлетелся вдребезги, а от пайкерита пуля рикошетировала без всякого вреда для образца, ранив одного из участников совещания. Так и американцы с канадцами согласились участвовать в проекте.

Заказ на разработку эскизного проекта ледяного авианосца был выдан британским адмиралтейством в конце 1942 года. Джеффри Пайк предполагал построить из своего фирменного материала корабль длиной 610 м и шириной 92 м. Его водоизмещение составило бы 1,8 млн т, и он был бы способен принять на борт до двух сотен самолетов. Стабильность корпуса обеспечивали бы холодильные установки с проложенной в бортах и днище сетью трубок для хладагента.

А в остальном это был бы вполне традиционный корабль с двигателем, винтами, зенитным вооружением и кубриками для экипажа. Проект получил кодовое название «Аввакум». Потом предполагалось построить целый флот таких кораблей, только уже намного крупнее: длина 1220 м, ширина 183 м, водоизмещение - несколько миллионов тонн. Это были бы настоящие гиганты, непотопляемые исполины океана.

Для начала в Канаде на озере Патриция-Лейк была построена модель судна: 18 м в длину, 9 м в ширину, а вес - жалких 1100 т. Модель строили летом, чтобы проверить поведение пайкерита в теплое время года. Маленький «Аввакум» тоже имел деревянный каркас, сеть трубок для охлаждения пайкеритовых блоков корпуса и двигатель. 15 человек сумели построить его за два месяца.

Эксперимент завершился успешно, доказав принципиальную реализуемость проекта. Но потом стали считать деньги. И вот тут оказалось, что пайкеритовые корабли получаются намного дороже стальных, к тому же для постройки даже одного авианосного соединения пришлось бы извести на опилки чуть ли не все леса Канады!

Кроме того, в конце 1943 года дефицит металла удалось преодолеть. Так что в декабре 1943-го проект «Аввакум» был закрыт, и сегодня о нем напоминают только деревянные и железные обломки модели на дне озера Патриция-Лейк, которые в 1970-х годах нашли аквалангисты.

Подземный корабль

«Змей Мидгарда»

Однако были в Германии проекты еще более экзотические, чем просто колоссальный танк. В 1934 году инженер Риттер разработал проект подземного корабля! Называлось устройство «Змей Мидгарда» - в честь мифологического огромного змея, окружающего населенный людьми мир Мидгард. Предполагалось, что «Змей» сможет передвигаться по земле, под землей и под водой, а нужен он был для доставки подрывных зарядов под вражеские долговременные укрепления, линии обороны и портовые сооружения. «Корабль» собирался из шарнирно соединенных отсеков длиной 6 м, шириной и высотой 6,8 и 3,5 м соответственно. В зависимости от задачи длина его могла изменяться от 399 до 524 м путем замены или добавления секций. Весить конструкция должна была около 60 000 т.

Представили подземного «червя» высотой с двухэтажный дом и длиной в полкилометра? Под землей «Змей Мидгарда» прокладывал бы себе дорогу с помощью четырех мощных буров диаметром полтора метра каждый, а вращали бы их девять электродвигателей по 1000 л.с. Буры на буровой головке можно менять в зависимости от типа грунта, ради чего «корабль» нес бы запасные комплекты для скальной породы, песка и грунта средней плотности. Движение вперед обеспечивали бы гусеницы с 14 электродвигателями общей мощностью 19 800 л.с.

Электродвигатели получали бы питание от четырех дизельных генераторов мощностью 10 000 л.с., для которых предполагалось везти с собой 960 000 л солярки. Под водой бы «корабль» управлялся 12 парами рулей и двигался со скоростью до 3 км/ч усилием еще 12 дополнительных двигателей мощностью в 3000 «лошадей». По проекту, «Змей» мог бы ехать по земле со скоростью 30 км/ч (еще раз вообразим: железнодорожный состав на гусеницах, весело несущийся по полю), под землей в каменистом грунте - 2 км/ч, а в мягком - до 10 км/ч.

Управлять «Змеем» должны были 30 человек, в распоряжении которых имелись бы бортовая электрическая кухня, отсек для отдыха с 20 кроватями и ремонтные мастерские. Для дыхания и питания дизелей предполагалось взять в путь 580 баллонов со сжатым воздухом, а связываться с миром можно было бы при помощи радиопередатчика.

Корабль, по мысли Риттера, нес бы тысячу 250-килограммовых мин и столько же 10-килограммовых. Для самообороны на земле экипаж имел бы 12 спаренных пулеметов калибра 7,92 мм. Но всего этого конструктору показалось мало, поэтому воображение военных он планировал поразить еще и специальным подземным оружием, которое должно было действовать на неких секретных принципах.

Дракон Фафнир дал свое имя подземной шестиметровой торпеде, «Молот Тора» предназначался для подрыва особо твердых скальных пород, хранящий золото нибелунгов гном Альберих стал одноименной разведывательной торпедой с микрофонами и перископом, а король цвергов Лаурин, любивший больше всего на свете свой розовый сад, пожертвовал свое имя спасательной капсуле для выхода экипажа «Змея» на поверхность земли в случае какой-либо аварийной ситуации.

Стоить каждый «Змей» должен был скромно: 30 м лн рейхсмарок. Этот прожект всерьез рассматривался, и по итогам обсуждения 28 февраля 1935 года был возвращен Риттеру для доработки. А уже по окончании Второй мировой в районе Кенигсберга даже были найдены штольни и остатки некой конструкции, которая напоминала этот подземный корабль. Видимо, немцы даже пытались вести опытные работы.

Тогда он казался источником дармовой энергии и зарей светлого завтра человечества, а все опасности предполагалось парировать по рецептам писателей-фантастов - парой обычных таблеток от радиации. Тогда в американских фантастических романах можно было прочесть о заслуженных механиках ракет в потертых комбинезонах, ворочающих кочергой в атомном котле двигателя бруски горящего синем пламенем ядерного топлива. Тогда же в СССР и США придумывали портативные атомные реакторы для транспортной и боевой техники. Сегодня кто-нибудь сядет в автомобиль с миниатюрным «чернобылем» под капотом? А тогда - запросто.

В июне 1954 года в американском Детройте прошла конференция Question Mark III, посвященная перспективам развития бронетехники. Там впервые была предложена концепция танка с ядерной энергетической установкой, который был бы способен действовать 500 часов на полной мощности турбодвигателя без замены топлива. Идею подхватила компания «Крайслер», в мае 1955 года предложившая Автобронетанковому управлению сухопутных сил США (ТАСОМ) свое видение перспективного танка для замены стоявшего на вооружении М48.

Сначала конструкторы собирались оснастить танк 300-сильным двигателем с электрогенератором, который питал бы пару электромоторов для перемотки гусениц, но в итоге решили, что электромоторы в условиях радиации могут работать ненадежно, да и автономность танка при движении по стеклянной пустыне будет играть важную роль. Из этих соображений танкисты получили в своей обитаемой башне… небольшой атомный реактор, который должен был вырабатывать тепловую энергию для питания паровой машины, создававшей вращающий момент уже непосредственно для гусеничного движителя танка. Внешние видеокамеры передавали танкистам на мониторы все происходящее снаружи, так что люди не рисковали ослепнуть от вспышек ядерных взрывов.

Масса машины должна была получиться порядка 23 т, бронирование предполагалось выполнить из катаной броневой стали и снабдить противокумулятивным экраном. Вооружение - 90-мм орудие Т208 и два 7,62-мм пулемета. TV-8 умел бы плавать: два водомета обеспечивали ему приемлемую скорость движения по воде.

Модель танка TV-1 , представленная на конференции Question Mark III

Ко времени следующей конференции, Question Mark IV , проводившейся в августе 1955 года , развитие атомных реакторов позволило значительно уменьшить их размер, а следовательно и массу танка. Представленный на конференции проект под обозначением R32 предполагал создание уже 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и защищённого в лобовой проекции 120-мм бронёй, расположенной под наклоном в 60° к вертикали. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 000 миль . R32 был сочтён более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48 , несмотря на очевидные недостатки, такие как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей , чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения . Однако и R32 не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 года . Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца, как остался на бумаге и проект переоборудования тяжёлого танка M103 в опытную машину для испытаний ядерного реактора на танковом шасси .

СССР [ | ]

Общие проблемы концепции [ | ]

Главной проблемой концепции танка с атомным двигателем было то, что большой запас хода не означал высокой автономности машины. Лимитирующим фактором становился запас боеприпасов, смазочных материалов для механических частей, ресурс гусеничных лент. В результате, как таковая элиминация из состава танковых частей машин-заправщиков и упрощение снабжения атомных танков горючими материалами на практике не приводила к сколь-нибудь существенному повышению автономности. В то же время, стоимость танков с атомным двигателем была бы значительно выше обычных. Для их обслуживания и ремонта требовался бы специально обученный персонал и особые ремонтные машины и оборудование. Кроме того, повреждение танка со значительной вероятностью привело бы к

В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.

И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.

Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические данные этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.

Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину - от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря - стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.

* * *


Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным - он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб - такие попадания выдерживал и борт.

Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе - 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления - их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.

Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы - их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять - даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.


И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке - в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.

* * *

Еще одной экзотической разработкой наших военных инженеров стал А-40 или, как его еще называли, «КТ» («Крылья танка»). В соответствии с альтернативным названием, он мог даже… летать. Проектировать «КТ» (а именно речь идет о планере для отечественного Т-60) начали еще 75 лет назад - в 1941 году. Для того, чтобы танк поднять в воздух, к нему крепился планер, который затем брался на буксир тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Додумался до такого нестандартного решения не кто иной, как Олег Константинович Антонов, трудившийся тогда в Планерном управлении главным инженером при Наркомате авиационной промышленности.

Понятно, что при весе почти в восемь тонн (вместе с планером) танк, оснащенный крыльями, мог лететь за бомбардировщиком со скоростью всего 130 км/час. Тем не менее, главное, чему его хотели научить, - приземляться в нужном месте, заранее отцепившись от БТ-3. Планировалось, что после приземления два члена экипажа снимут с Т-60 все ставшее ненужным летное «обмундирование» и будут готовы к боевым действиям, имея в своем распоряжении орудие калибра 20 мм и пулемет. Доставлять Т-60 должны были окруженным частям РККА или партизанам, а также такой способ транспортировки хотели использовать для экстренной переброски машин на нужные участки фронта.

Испытания летающего танка прошли в августе-сентябре 1942 года. Увы, но, в силу малой скорости, планер только-только держался на высоте сорока метров над землей из-за плохой обтекаемости и своей довольно солидной массы. Шла война, и в то время подобные прожекты были не ко двору. Приветствовались лишь те разработки, которые могли стать боевыми машинами в самое ближайшее время.

По этой причине проект свернули. Это произошло феврале 1943 года, когда Олег Антонов работал уже в КБ Александра Сергеевича Яковлева - его заместителем. Другим немаловажным моментом, из-за которого прекратили работы по А-40, стало условие транспортировки вместе с танком его боекомплекта - этот вопрос так и остался открытым. Летающий танк также был изготовлен всего в одном экземпляре. Но и он не был единственным проектом наших конструкторов. Таких разработок были десятки, если не сотни. Благо талантливых инженеров в нашей стране всегда хватало.

Виталий Карюков

Идея создания атомного танка, приводимого в движения ядерной силовой установкой, появилась в середине XX века, когда человечество наивно полагало, что найден идеальный источник энергии, безопасный, практически вечный и применимый даже в быту.

Кроме того, некоторые считают, что Объект 279 – это атомный танк СССР, хотя он обладал традиционным дизельным двигателем.

Американские разработки

Итак, концепция атомных танков начала развиваться в США на конференции Question Mark III в Детройте в июне 1954 года. Предполагалось, что ядерный реактор сделает запас хода практически неограниченным и позволит технике быть боеспособной даже после длительных маршей. Разрабатывалось два варианта, в первом предлагалась специальная машина, подающая питание другим во время длительной езды. Второй вариант предполагал создание танка с атомным реактором внутри, защищённым со всех сторон мощной бронёй.

TV-1 и TV-8

В результате проработки второго результата, появился проект TV-1 массой 70 тонн и лобовой бронёй 350 мм. Силовая установка состояла из реактора и турбины, и была способна работать более 500 часов без заправки. Вооружался танк 105-мм пушкой T140 и несколькими пулемётами.

В августе 1955 года провели конференцию под номером Question Mark IV, на которой появился усовершенствованный и облегчённый проект R32, отличающийся уменьшенной на 20 тонн массой, расположенной под большим углом 120 мм бронёй и 90 мм пушкой Т208. Танк был защищён на уровне современных ему средних танков, зато обладал запасом хода более 4000 без дозаправки. Как и в случае с предшественником, дело ограничилось проектом.

Планировалось переоборудовать М103 в ядерный танк для различных испытаний, но машину так и не построили.

Также в США создали интересный атомный танк Chrysler TV-8, предусматривающий размещение экипажа и большинства механизмов вместе с ядерным реактором внутри огромной башни, установленной на максимально уменьшенный корпус с приводящими в движение электродвигателями внутри. Справедливости ради стоит заметить, что первая версия танка оснащалась 300 сильным восьмицилиндровым дизельным двигателем, вращающим генератор. Помимо необычного внешнего вида, TV-8 должен был плавать благодаря водоизмещению башни. Вооружался он 90 мм пушкой Т208 и 2 7,62 пулемётами. Очень прогрессивным для своего времени решением стала установка камер внешнего вида, призванных спасти глаза экипажа от вспышек взрывов снаружи.

В СССР также велись работы, хоть и менее активно. Иногда считается, что на базе Т-10 был создан советский атомный танк, построенный в металле и прошедший испытания, но это неверно. В 1961 года построили и сдали в эксплуатацию ТЭС-3, являющуюся транспортабельной атомной электростанцией, передвигавшейся на удлинённом шасси тяжёлого танка и обеспечивающей питание самой себя вместе с питанием военных и гражданских объектов в районах Крайнего Севера и Сибири.

Стоит упомянуть ещё раз так называемый танк для атомной войны Объект 279, на деле вряд ли способный выдержать взрыв и защитить свой экипаж.

Также иногда вспоминаются некий танк с ядерными снарядами. Наверное, им можно назвать Т-64А, с установленной в башне пусковой установкой, способной стрелять как обычными ТУРС, так и тактическими ракетами с ядерным зарядом. Эта боевая машина получила название Таран, обладала массой 37 тонн, экипажем из 3 человек и предназначалась для выведения из строя вражеских сил с недосягаемой для них дистанции.

Несмотря на обилие проектов, атомный танк так и не был создан. Почему? Хотя бы потому, что малейшее повреждение в бою превращало его в небольшую ядерную бомбу, с гарантией уничтожавшую свой экипаж и союзников вокруг. Даже без повреждений приходилось постоянно менять экипаж, чтобы избежать чрезмерного облучения. Такие недостатки оказались критичными и даже в наше время нет возможности их преодолеть.

После окончания Второй мировой войны мировые сверхдержавы были всерьез обеспокоены, как бы понаделать побольше ракет, чтобы в случае чего уж точно разбомбить военные заводы, базы, аэродромы и даже дровяные сараи противника. А только что изобретенные ядерные бомбы казались идеальным решением этой задачки. Вот только ракеты с ядерной начинкой нужно было как-то доставить до адресата. Баллистические ракеты были тогда еще в зачаточном состоянии, а вот бомбардировщики идеально подходили. Но даже самые мощные из них имели свой диапазон действия. И для того, чтобы увеличить дальность полетов, США прибегли к экзотическому способу. Они разрабатывали атомный бомбардировщик, достаточно мощный, чтобы нести на борту атомный реактор и при этом еще подняться в воздух.

В это время был создан самый большой бомбардировщик Convair B-36, получивший название «Миротворец». Он стал основой стратегических ядерных сил США во время холодной войны, так как мог доставлять ракеты к целям на территории СССР. Но, к счастью, в качестве бомбардировщика он ни разу не использовался, зато служил разведывательным самолетом. Его огромные размеры позволяли размещать на нем фотокамеры большого разрешения, а большая высота полета делала его недосягаемым для зенитной артиллерии.

22 июня 1957 года один такой бомбардировщик перевозил ядерную бомбу с авиабазы Биггс на базу Киртленд в Нью-Мексико. При подлете к конечной цели бомба выпала в 500 метрах от склада ядерного оружия, и только чудом не произошел мощный взрыв. Вскоре после этого «Миротворцы» были сняты с вооружения.

Атомный танк

Во время холодной войны руководство НАТО получило информацию, что СССР планирует использовать ядерное оружие для ведения наземной войны. Не желая ударить в грязь лицом, американцы приступили к разработкам. Концепция танка, способного отразить ядерный удар, была представлена компанией Chrysler в 1954 году на военной конференции в Детройте.

Первый проект, получивший обозначение TV-1, представлял собой 70-тонную боевую машину, вооруженную 105-мм пушкой T140 и защищенную 350-мм лобовой броней. Следующий прототип весил уже на 20 тонн меньше (всего 50!). Реактор обеспечивал танку расчетный запас хода почти 6500 км.

Несмотря на то что это направление считалось перспективным, ни один из проектов атомных танков не дошел даже до стадии постройки опытного образца, так как такие танки стоили очень дорого, к тому же в них нужно было очень часто менять экипажи, чтобы солдаты не получали чрезмерную дозу облучения от реактора.

Ядерная базука Davy Crockett

Один из самых наименьших по мощности серийных ядерных боеприпасов, разработанный во время холодной войны, получил название в честь героя американского фольклора Дэви Крокетта. Орудие было создано в 1949 году с целью защитить европейские страны (в частности, Западную Германию) от советского вторжения. Орудие можно было установить на треноге или джипе. А для его обслуживания требовалось всего три человека: один нес само орудие, второй - лафет, а третий, обливаясь ядерным потом, - ракету.

К сожалению для Америки и к счастью для всего мира, «Дэви Крокетт» был не очень эффективным оружием. Как и у любого другого безоткатного орудия, точность у него была очень маленькая, и, выстрелив в сторону врага, можно было только догадываться, какую цель поразила ракета. К тому же эти самые ракеты очень сильно фонили еще на складах, заражая солдат. Поэтому в 1970-е годы ядерную базуку сняли с вооружения.

Ядерный космический зонд

Исследователей очень интересуют спутники Юпитера Галилей и из-за содержащегося на них льда. Считается, что в подземных океанах под толщей льда может быть жизнь. Для исследования спутников НАСА и Лаборатория реактивного движения предложили использовать атомный космический зонд JIMO (Jupiter Icy Moons Orbiter).

Это был не первый подобный случай, атомные реакторы на космических кораблях уже устанавливались - например, на зондах Voyager, Galileo и Cassini. Но это были совсем небольшие радиоизотопные термоэлектрические генераторы. В случае с JIMO планировалось создать настоящего монстра, способного обеспечивать энергией разнообразную научную аппаратуру и, самое главное, систему связи. Но, когда дело дошло до практики, в НАСА осознали, что это слишком амбициозный проект и на его финансирование в настоящее время нет возможностей. Поэтому нашим братьям по разуму на Европе придется подождать еще какое-то время.

Ядерный автомобиль

Автомобиль, работающий от маленького ядерного реактора, был представлен компанией Ford в 1958 году и получил название Nucleon. Реактор и капсула с горючим располагались в задней части автомобиля, а для защиты пассажиров и водителя предполагалось использовать двойные стенки автомобиля. На одной капсуле с горючим автомобиль мог проехать около 8000 км.

Концепт-кар так и не был поставлен на производство, поскольку выяснилось, что конструкция машины не смогла бы выдержать столько свинца, сколько необходимо для защиты пассажиров и окружающей среды от радиации. К тому же малейшее ДТП с участием автомобиля с ядерным двигателем могло привести к непредсказуемым последствиям.

Ядерный реактивный двигатель (проект «Плутон»)

В конце 1950-х США начали разрабатывать межконтинентальные ракеты. Одним из первых проектов был «Плутон»: ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволявший запуcкать ракеты класса SLAM . Первый ядерный ПВРД, Тory-IIA, прошел два испытания на ядерном полигоне в Неваде в 1961 и 1964 годах. Но создатели быстро поняли, что он небезопасен даже для них самих. Поэтому «Плутон» не получил распространения.

Атомный ледокол

Ледокол с ядерной силовой установкой «Ленин», первый в своем роде в мире, был спущен на воду 5 декабря 1957 года. Своим существованием он показывал, что мирный атом не миф. Ледокол имел прекрасные показатели: за первые шесть лет эксплуатации он прошел больше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации пройдено 654 тысяч миль, из них во льдах - 563,6 тысячи миль.

В 1989 году, проработав больше 30 лет, ледокол ушел на заслуженный отдых и сейчас находится на вечной стоянке в Мурманске.

Атомный рюкзак

В СССР и США были разработаны компактные ядерные заряды, получившие названия «специальный ядерный фугас» (MADM) и «ядерная мина» (SADM). Они могли быть использованы для создания зон разрушения, завалов, пожаров, наводнений и радиационного поражения местности. Заряды представляли собой рюкзаки, которые могли переносить два солдата или даже один. Фугасы весили около 170 кг (хотя самый первый обладал весом 770 кг!), а мины - 68 кг.

В 1960-е годы американцами была выдвинута идея создания по границе ГДР и ФРГ так называемого ядерно-минного пояса. Для этого США перевезли в Европу около сотни ядерных мин. Зная, насколько хрупки их механизмы, понимаешь, как сильно повезло тогда Европе.

Атомная пушка

Ее называли «Атомная Энни», и на тот момент она была самым тяжелым образцом мобильной артиллерии, использовавшейся армией США. 280-мм пушка M65 весила в походном положении почти 78,5 тонны. Под стать великанше были и боеприпасы: 272- и 364-килограммовые снаряды с возможностью установки ядерной боеголовки.

Всего с 1951 по 1953 год были изготовлены 20 пушек этого типа. При этом M65 была и остается единственным артиллерийским орудием, из которого стреляли снарядом с настоящей боеголовкой. Выстрел произвели 25 мая 1953 года во время операции Upshot-Knothole Grable. Снаряд мощностью 15 килотонн успешно улетел в горизонт и довольно красиво там сдетонировал.

Исполинскую пушку, образно говоря, уничтожили гаубицы и ракетные комплексы. Они были более мобильны и многочисленны. Поэтому уже в 1960 году Энни начали снимать с вооружения, а последний из вооруженных M65 артиллерийских батальонов был расформирован в декабре 1963 года.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Главное занятие казанского ханства