Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принцип территориальной неприкосновенности и целостности государств. Б.14 Принцип территориальной целостности Принцип уважения прав человека

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятия территориальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

14. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ

Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятия территориальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.

Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.

В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела 1. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:1) по ходатайству стороны – в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 10. Территории муниципальных образований 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

8. ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЛА, ВХОДЯЩИЕ ВО ВНУТРЕННЮЮ КОМПЕТЕНЦИЮ ГОСУДАРСТВ Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Современное понимание принципа

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

9. ПРИНЦИП ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ СОТРУДНИЧАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

11. ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела 1. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:1) по ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

3.4 Типология государств Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее

Из книги Экзамен на адвоката автора

87. Принципы территориальной организации местного самоуправления Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

ГЛАВА VII. Укрепление конституционных институтов государственно-территориальной организации - главная гарантия от очередного «обустройства» и разделения России «В СССР имеются люди, которые готовы с большой охотой и без устали перекраивать края и области, внося этим

Из книги Кримінальне право України. Загальна частина. автора Вереша Роман Вікторович

Вопрос 177. Виды территориальной подсудности в гражданском процессе. В науке гражданского процессуального права выделяют следующие виды подсудности:1) общая (обычная) подсудность – подсудность, определяемая по месту жительства ответчика-гражданина либо по месту

Из книги автора

§ 1. Типология государств В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику

Из книги автора

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

Принцип территориальной целостности государств закреплен в н. 4 ст. 2 Устава ООП. Согласно этому принципу государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН.

Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение МП. Никакая оккупация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

Строя свои отношения как дружественные, государства должны воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ. Все государства должны также воздерживаться от того, чтобы организовывать, помогать, создавать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также от вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве. Строгое соблюдение этих обязательств является существенно важным условием для обеспечения мирного сосуществования наций, поскольку практика вмешательства в какой бы то ни было форме не только представляет нарушение духа и буквы Устава ООП, но также ведет к созданию ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности.

Как подчеркивается в Заключительном акте СБСЕ, государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Они должны воздерживаться от любой попытки нарушить эти границы. Государства-члены будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или другого прямого или косвенного применения силы в нарушение МП или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной.

В настоящее время имеется противоречие между принципом территориальной целостности государств и правом пародов па самоопределение.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного пародом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава.

Каждое государство обязано содействовать осуществлению самоопределения пародов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь ООП в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

  • а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и
  • б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранном}" игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН.

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, по Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею, такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны. В то же время мы наблюдаем применение "двойных стандартов" в отношении права на самоопределение. Как замечает Н. Б. Пастухова, "распад СССР и превращение бывших союзных республик в новых субъектов международного нрава были проведены так, что пароды, тяготеющие к России, были намеренно лишены права выбора. То же испытала на себе Югославия. Для поспешного признания расчленения Югославии, впрочем, как и распада Советского Союза (государств - основателей ООН и участников Хельсинкского Акта), были применены положения "о праве наций на самоопределение" и "о мирном изменении границ". Но территории Украины, Грузии, Молдавии, Боснии и Герцеговины, Хорватии объявлены не подлежащими изменению. Их границы, до этого внутренние административные, были провозглашены международными и неприкосновенными на основе того же Акта (был использован принцип нерушимости границ)". Яркой иллюстрацией этого принципа служит позиция западных государств в отношении Абхазии и Южной Осетии.

ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ - общепризнанный принцип современного международного права. Иногда именуется принципом целостности государственной территории или принципом неприкосновенности государственной территории, но их суть одна - запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства. Поворотным пунктом в становлении П.т.ц.г. явилось международно-правовое запрещение войны в качестве средства решения международных споров после Первой Мировой войны. Принятый в 1945 г. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной неприкосновенности и тем самым окончательно установил П.т.ц.г, хотя и в сжатой формулировке. В последующем ООН приняла ряд решений, которые развили это Устава ООН, дополняя его новым содержанием. Положения о территориальной целостности и неприкосновенности были закреплены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН и 1970 г. Важным этапом в становлении и развитии этого принципа явился Заключительный Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в котором содержится государств-участников уважать территориальную целостность друг друга, воздерживаться от любых действий, несовместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника совещания, в особенности путем применения силы или угрозы силой, а т.ж. воздерживаться оттого, чтобы превращать территорию друг друга в военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Данный принцип запрещает захваты в любой форме, и это определяет его значение в современных международных отношениях. Он нашел т.ж. свое отражение во многих международных договорах применительно к конкретным регионам и странам.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ" в других словарях:

    ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ - общепризнанный принцип современного международного права. Иногда именуется принципом целостности государственной территории или принципом неприкосновенности государственной территории, но их суть одна запрещение насильственного захвата,… … Юридическая энциклопедия

    ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ ПРИНЦИП - ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ) …

    Юридический словарь

    территориальной целостности государств принцип - один из основополагающих принципов международного права, призванный обеспечить стабильность в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от… … Большой юридический словарь

    территориальной целостности - государств принцип один из основополагающих принципов международного права, призванный обеспечить стабильность в межгосударственных отношениях. сущность этого принципа, утвердившегося с принятием устава оон в 1945 г., составляет защита территории … Большой юридический словарь

    ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а тж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная… … Юридическая энциклопедия

    Общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а т.ж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА - общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориального верховенства и территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно… … Юридическая энциклопедия

Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН закрепляет обязанность членов ООН воздерживаться от угрозы силой или ее применения, кроме прочего, против «территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства».

Строго говоря, в данном случае территориальная неприкосновенность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа международного права. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силой или ее применения. Однако именно с принятием Устава ООН считается общепризнанным наличие в международном праве принципа территориальной неприкосновенности.

Концепция территориальной целостности государств была выдвинута в период после Второй мировой войны развивающимися странами в ответ на стремление колониальных держав препятствовать национально-освободительному движению колоний и попыткам дробления их территорий. Выражением этого противодействия явилась Бандунгская декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству 1955 года, в которой среди принципов сотрудничества государств указывалось на необходимость «воздержания от актов агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любой страны».

Данная формула не совпадает с текстом п. 4 ст. 2 Устава ООН. Это, однако, означает не отказ развивающихся стран от принципа территориальной неприкосновенности в пользу принципа территориальной целостности, а дальнейшее развитие последнего. В последующем «бандунгская формула» быстро получила широкое хождение в двусторонних соглашениях. Примерами могут служить Советско-индийское заявление от 22 июня 1955 г., Польско-индийское коммюнике от 25 июня 1955 г., Советско-вьетнамское коммюнике от 18 июля 1955 г., Совместное заявление Индии и Саудовской Аравии от 11 декабря 1955 г., Советско-афганское заявление от 10 Декабря 1955 г., Советско-бельгийское коммюнике от 2 ноября 1956 г. и ряд других документов подобного рода.

В Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

14 декабря 1960 г., особо отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на... целостность их национальной территории», а всякая попытка, направленная на полное или частичное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

В Декларации принципов международного права, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 ноября 1970 г., говорится, что/каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

Значительным шагом в прогрессивном развитии данного принципа явились документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года) В частности, в ст. IV Декларации принципов, включенной в Заключительный акт Совещания, говорится об уважении «территориальной целостности», «политической независимости», «единства любого государства-участника».

Принцип территориальной целостности закреплен в Совместной декларации об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г., в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г. (ст. 1), в Преамбуле и ст. 2 Хартии Организации африканского единства, в ст. V Пакта Лиги арабских государств и т.д.

В последнее время чаще используется комплексная формула - принцип целостности и неприкосновенности государственной территории.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Главное занятие казанского ханства