Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Древняя Месопотамия: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография. Особенности цивилизации месопотамии Древняя месопотамия краткое описание

Статьи:

Культура Древней Месопотамии (кратко)

Месопотамия – Двуречье или Междуречье — это историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата. Эта равнина по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата почти целиком расположена в пределах Ирака, на юго-востоке заходит в Иран, на северо-западе - в Сирию и Турцию. Древняя Месопотамия - одна из великих цивилизаций Древнего мира. Условные хронологические рамки - c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. (падение Вавилона). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Письменность

Одним из важнейших достижений шумерского периода было изобретение письменности. Клинописью писали на глине, имевшейся в изобилии в Междуречья. Обожженные таблички из глины лучше сохраняются, чем папирус или другой писчий материал растительного или животного происхождения. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек. Мировую известность получило собрание ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии VII века до н.э. В 19 веке была найдена часть этой библиотеки — более 25 тысяч табличек. Тексты были классифицированы по отраслям знаний. Сложно переоценить значение этой находки для мировой истории.

Выдающимся памятником правовой мысли были законы царя Хаммурапи, запись которых сохранилась на двухметровом каменном столбе. Законы насчитывали 282 статьи, которые отражали все стороны жизни общества. Правовые нормы защищали интересы господствующего класса рабовладельцев.

Астрономия

Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Нужды земледельческого хозяйства заставили жителей Двуречья обратиться к изучению небесных светил. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом. Вавилонские астрономы. из числа неподвижных звезд, или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд, имеющих самостоятельное движение (планет), и довольно точно определили их сложный путь. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.

Развитие астрономических знаний позволило создать календарь. Год делился на двенадцать лунных месяцев, каждый из которых состоял или из 29, или из 30 дней, так что в году было 354 дня. Ошибка по сравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года, состоявшего из 13 месяцев.

Медицина Месопотамии

Значительного развития достигла в Месопотамии медицина. Хирурги умели делать сложные операции. Болезни лечились при помощи лекарств. Лекарства изготовлялись главным образом из растений. Непонимание причин болезней вызвало применение врачами всевозможного рода заговоров и заклинаний для изгнания «злого духа», будто бы вселившегося в человека.

Математика в Месопотамии

Развиваются знания в области математики. Для практических нужд были составлены многочисленные таблицы на четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Система чисел у вавилонян основывалась на числах 12 и 60. Остатки этой системы в нашем делении дня и ночи на 12 часов, часа на 60 минут, года на 12 месяцев. В Месопотамии были выработаны единицы мер веса, длины, площади, объема, денежного счета, заимствованные впоследствии другими народами.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Двуречье умели изготовлять стекло. Сохранились клинописные таблички, описывающие устройство стеклоплавильной печи, а также украшения из стекла. Были созданы прочные краски (эмали) для покрытия кирпичей. Изразцы, изготовленные при их помощи, пролежав тысячелетия в земле, выглядят так, словно сделаны совсем недавно.

Архитектура в Междуречье

Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Они впервые научились складывать своды, широко применяемые в архитектуре более позднего времени. Из сырцового, реже обожженного, кирпича сооружались величественные царские дворцы с множеством залов, внутренних дворов, коридоров. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Стены дворцов художники часто покрывали изображениями придворной жизни, битв и охоты. Они искусно передавали напряжение боя, ярость хищников, преследуемых охотниками и раненных стрелами, а нередко и вереницы пленных, безжалостно подгоняемых воинами.

Классической формой храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами. Самым известным в истории зиккуратом можно считать храм бога Мардука в Вавилоне – знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии (высота 90 метров). Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света — «висячие сады Семирамиды».

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. И именно боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами.

Миф о всемирном потопе

В некоторых легендах отразились стихийные бедствия, с которыми сталкивались люди в древности. На глиняных табличках записано сказание о потопе. Оно рассказывает, что боги, разгневавшись на людей, послали на землю потоп, чтобы истребить человечество. Лишь один человек был предупрежден о предстоящем бедствии. Он построил большой корабль с мачтой и парусом, забрал свою семью, домашних и диких животных, семена растений. Шесть дней продолжался потоп. Вода залила всю землю. Погибло все живое. Только один корабль носился по безбрежному морю. На седьмой день море утихло, и над водной пустыней человек увидел остров, оказавшийся вершиной высокой горы. К ней пристал корабль. Спасшиеся люди и животные выбрались на сушу.

Древняя Месопотамия - одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат . Условные хронологические рамки - c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. в Междуречье находились крупнейшие [ ] города с наибольшим числом прилегающих населенных пунктов. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье относят к одному из древнейших очагов цивилизации в 4-м - 3-м тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства , среди которых шумерские города Киш , Урук (библейский Эрех), Ур , Лагаш , Умма , семитский город Акшак , аморейский/шумерский город Ларса , а также государства Аккад , Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. - Вавилония . В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).

    Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что её начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам . Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

    Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

    Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны. Греческим по происхождению словом «Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек - Тигра и Евфрата - следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы , с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни. От болот, огромных луж стоячей воды исходила опасность эпидемий. Лев Мечников , которому принадлежит авторство книги «Цивилизация и великие исторические реки», вышедшей в свет в Париже в 1889 г., считал необходимым подчеркнуть, «что и здесь история отвернулась от плодородных стран…, а избрала местом зарождения цивилизации обнаженную местность, обитатели которой под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий». В отличие от регулярных нильских разливов половодья Евфрата и Тигра не отличались периодичностью, что детерминировало более значительный и постоянный характер человеческого труда в создании ирригации.

    Вообще, с точки зрения Л. Мечникова, исторические реки являлись великими воспитателями человечества. «Все эти реки обладают одной замечательной характерной чертой, способной объяснить секрет их выдающейся исторической роли. Все они обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, то в заразные болота….Специфическая географическая среда этих рек могла быть обращена на пользу человека лишь коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс…». Л. Мечников считал значимой ту мысль, что причину возникновения, характера первобытных учреждений, их последующей эволюции должно усматривать не в самой среде, а в соотношениях между средой и способностью населявших данную среду людей к кооперации и солидарности.

    Массовые археологические исследования следов древнейших поселений Нижней Месопотамии свидетельствуют о том, что в процессе совершенствования местных ирригационных систем происходило перемещение жителей из более чем мелких посёлков большесемейных общин к центру номов, где располагались основные храмы. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. городские стены становятся атрибутом плотно заселённых пространств вокруг главных храмов.

    В соответствии с ещё одной точкой зрения подъём цивилизации обуславливался взаимодействием оседлого населения деревень и кочевников месопотамского региона. Несмотря на взаимную подозрительность, а то и враждебность, свойственные отношениям между оседлыми общинами и кочевниками, последние ввиду своей мобильности, пастушеского образа жизни занимали важное место в жизни жителей земледельческих поселений, будучи необходимы для общения, торговли, разведения домашнего скота, располагая ценной информацией. Постоянные миграции позволяли кочевникам быть в курсе политических событий в разных местах, располагать сведениями о наличии тех или иных ресурсов, выступать посредниками в обмене товарами и идеями между оседлыми жителями горных районов и Месопотамской равнины.

    Хронология событий

    • Середина IV тыс. до н. э. - Урукская эпоха в Южной Месопотамии, начало эпохи бронзы. Складывание основ шумерской цивилизации, формирование номов, первые архивы хозяйственных документов, написанных пиктографическими знаками (напр. Табличка из Киша), углубление социального неравенства, развитие храмовых хозяйств, протогорода, урбанистическая революция, шумерские колонии в Верхней Месопотамии (Хабуба Кабира, Джебель Аруда), монументальные храмовые постройки, цилиндрические печати и др. В Верхней Месопотами - начало эпохи бронзы, формирование на местной основе протогородов (Телль Брак), шумерские колонии.
    • Конец IV - начало III тыс. до н. э. - период Джемдет Наср в Южной Месопотамии. Завершение формирования номовой системы, углубление социальной дифференциации, изображения лидеров; к концу периода - возникновение ранних государств и династий Шумера.
    • XXVIII - XXIV вв. до н. э. - Раннединастический период (сокращённо: РД) в Месопотамии. Расцвет шумерской цивилизации - города, государства, письменность, монументальные сооружения, ирригационные системы, ремесло, торговля, наука, литература и т. д. Подразделяется на три этапа: РД I, РДII и РД III.
    • XXVIII - XXVII вв. до н. э. - первый этап Раннединастического периода (сокращённо: РД I). Расцвет архаического Ура. Гегемония Киша в Шумере. Выдающиеся цари (лугали) I династии Киша - Этана , Эн-Мебарагеси . Легендарные правители I династии Урука - Мескианггашер (сын бога Уту), Лугальбанда , Думузи .
    • XXVII-XXVI вв. до н. э. - второй этап Раннединастического периода (сокращённо: РД II). Поражение войск кишского царя Агги под стенами Урука (правитель - Гильгамеш), падение гегемонии Киша. Вторжение эламитов в Ки-Ури и разорение ими Киша и воцарение там новой (II) династии. Урук - сильнейшее государство Шумера.
    • XXVI-XXIV вв. до н. э. - третий этап Раннединастического периода (сокращённо: РД III). Усугубление политической нестабильности в Шумере. Возвышение и расцвет Ура; гробницы I династии. Цари Ура - сильнейшие правители Шумера. Обособление Лагаша от кишской зависимости, укрепление этого государства при Ур-Нанше . Возвышение Лагаша при Эаннатуме . Череда пограничных войн между Лагашем и Уммой из-за плодородной равнины Гуэдинну. Объединение Ура и Урука в единое государство. Реформы лагашского правителя Уруинимгины и создание им древнейших законов. Лугальзагеси - единый правитель шумерских городов-государств. Война Лугальзагеси с Уруинимгиной. Восстание восточных семитов в Ки-Ури.
    • XXIV - XXII вв. до н. э. - Аккадская держава в Месопотамии. Восстание восточных семитов в Ки-Ури увенчалось успехом; руководитель восстания под именем «Истинный царь» (Саргон) нанёс поражение коалиции шумерских городов-государств и впервые в истории полностью объединил Шумер. Столица Саргона из Киша перенесена в Аккад, по названию которого новое государство и сама область Ки-Ури стали называться Аккадом. Укрепление государственности, борьба с сепаратизмом при преемниках Саргона - Римуше и Маништушу ; расцвет завоевательной политики при Нарам-Суэне . Засуха, сепаратизм, экономический спад и передвижения горных племен кутиев приводят к ослаблению Аккада. В XXII в. - междоусобица, потеря самостоятельности и уничтожение Аккадского царства кутиями.
    • XXII в. до н. э. - владычество кутиев в Месопотамии. Возвышение II династии Лагаша; правление Гудеа и его потомков. Восстание Утухенгаля в Уруке; свержение власти кутиев.
    • XXII - XXI вв. до н. э. - Шумеро-Аккадское царство (Держава III династии Ура) - крупнейшее государство Западной Азии. После смерти Утухенгаля власть переходит к Ур-Намму , столицей становится Ур. «Шумерское Возрождение». Правление Шульги - расцвет Шумеро-Аккадского царства. Расцвет шумерской литературы, архитектуры, искусства на фоне вытеснения шумерского языка аккадским в разговорной речи. В конце периода - экономический кризис, борьба с кочевниками-амореями . Набег эламитов в правление Ибби-Суэна и крушение державы.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Старовавилонский период в Нижней Месопотамии. На осколках державы III династии Ура возникает несколько государств, правители которых сохраняют титул «Царь Шумера и Аккада» : это Иссин и Ларса (оба в Шумере). Захват амореями месопотамских городов-государств, установление там аморейских династий. Сильнейшие аморейские царства - Ларса (в Шумере), Вавилон (в Аккаде), Мари (в Северной Месопотамии). Возвышение Вавилона, подчинение им Аккада. Борьба вавилонских царей с Ларсой за влияние в Шумере. Разгром Ларсы и объединение Месопотамских государств при Хаммурапи . Начало формирования народности вавилонян (из шумеров, аккадцев и амореев). Бурное развитие Вавилона, превращение его в крупнейший город Месопотамии. Расцвет экономики и культуры. Законы Хаммурапи . Ослабление Вавилонского царства при последующих царях. Возникновение Приморского царства на юге. Разгром Вавилонского царства хеттами и касситами в XVI в.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Староассирийский период в Верхней Месопотамии. После падения Шумеро-Аккадского царства независимость получили древние номы - Ниневия , Ашшур , Арбелы и др. Международная торговля через степи верховьев Хабура и будущей Ассирии. Попытки ранних правителей из Ашшура закрепиться на торговых путях - формирование ассирийского государства. Возвышение Мари, влияние Хеттского царства, расселение хурритов и амореев - кризис верхнемесопотамской торговли. Создание аморейским вождём Шамши-Ададом I обширной державы со столицей в Шубат-Энлиле (так называемая «Староассирийская держава»); подчинение им значительной части Верхней Месопотамии. Ослабление державы при преемниках Шамши-Адада и подчинение этих земель Вавилоном. Формирование народности древних ассирийцев на основе аккадоязычного населения и других семитов Верхней Месопотамии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Средневавилонский или касситский период в истории Нижней Месопотамии. Захват Вавилонии касситами и возрождение ими царства Хаммурапи в пределах Нижней Месопотамии. Разгром Приморья. Расцвет при Бурна-Буриаше II . Дипломатические отношения с Египтом и Хеттским царством. Ослабление централизации Вавилонии. Переселение новой волны семитоязычных кочевников - арамеев . Упадок Вавилонии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Среднеассирийский период в истории Верхней Месопотамии. Консолидация хурритского мира, возвышение государства Митанни . Противоборство Митанни, Хеттского царства, Вавилонии и Египта на Ближнем востоке. Ослабление Митанни. Первое возвышение Ассирии; превращение её в крупную региональную державу (при Тиглатпаласаре I). Внезапный упадок Ассирии в результате вторжения арамеев .
    • Рубеж II-I тыс. до н. э. - Катастрофа бронзового века на Ближнем Востоке. Упадок всех значимых государств, передвижения многочисленных племен - арамеев, халдеев, «народов моря» и т. д. Окончание эпохи бронзы и начало железного века. Начало арамеизации Месопотамии; арамейский язык и его диалекты начинают вытеснять аккадский из разговорной речи.
    • X - VII вв. до н. э. - Новоассирийский период в Верхней Месопотамии. Экономический и военно-политический подъём Ассирии на фоне упадка её соседей (второе возвышение Ассирии). Завоевательная политика Ашшурнацирапала II и Салманасара III . Временный упадок Ассирии (конец IX - первая половина VIII). Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии; разгром северосирийских государств, объединение Месопотамии, присоединение части Мидии. Саргон II , Синаххериб , Асархаддон : Ассирия - первая «мировая империя»; присоединение Египта. Ашшурбанапал : подавление восстаний, гражданская война и распад Ассирийского государства. После смерти Ашшурбанапала: война с Вавилоном, Мидией и скифскими племенами; уничтожение Ассирийского государства. Коренная территория Ассирии входит в состав Мидийской державы .
    • X - VI вв. до н. э. - Нововавилонский период в Нижней Месопотамии. Проникновение арамеев и халдеев в страну; кризис вавилонской государственности. Уния с Ассирией (Тиглатпаласар III - первый единый царь Ассирии и Вавилона). Укрепление халдеев в Нижней Месопотамии, халдейские правители в Вавилоне. Синаххериб и ужесточение политики по отношению к Вавилонии. Восстания против Ассирии и разрушение Вавилона. Восстановление Вавилона Асархаддоном. Мятеж Шамаш-шум-укина . Возобновление борьбы Вавилонии за независимость. Распад и гибель Ассирийского государства. Набопаласар - первый царь нового независимого Вавилона. Создание Нововавилонской державы. Навуходоносор II . Экономический, политический и культурный расцвет державы. Вавилон - крупнейший город мира; первый мегаполис. Внутриполитическая борьба после смерти Навуходоносора II. Набонид и борьба со жречеством. Война с Персидским государством и переход оппозиции Набонида на сторону врага. Битва при Описе. Войска Кира II без боя вступают в Вавилон.
    • 12 октября 539 г. до н. э. - персидские войска занимают Вавилон. Конец истории Древней Месопотамии как политически самостоятельного региона.

    Создание ирригации

    Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы , притока Тигра . Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата .

    Бассейн нижнего Евфрата - обширная плоская равнина, ограниченная с востока рекой Тигр, за которой тянутся отроги Иранских гор , а с запада - обрывами Сирийско-Аравийской полупустыни. Без надлежащих ирригационных и мелиорационных работ эта равнина местами представляет собой пустыню, местами - болотистые мелководные озера, окаймленные зарослями огромных тростников, кишащих насекомыми. В настоящее время пустынная часть равнины пересечена валами выбросов от копки каналов, и если канал - действующий, то вдоль этих валов растут финиковые пальмы. Кое-где над плоской поверхностью возвышаются глинистые холмы - телли и зольные - ишаны. Это развалины городов, точнее, сотен сосуществовавших последовательно на одном и том же месте сырцовых кирпичных домов и храмовых башен, тростниковых хижин и глинобитных стен. Однако в древности здесь ещё не было ни холмов, ни валов. Болотистые лагуны занимали гораздо больше пространства, чем ныне, протянувшись поперек всего нынешнего Южного Ирака, и лишь на крайнем юге попадались низменные безлюдные острова. Постепенно ил Евфрата, Тигра и бегущих с северо-востока эламских рек (Керхе , Карун и Диз ; в древности они тоже впадали в Персидский залив , как и Тигр с Евфратом, но под углом в 90 градусов к последним) создал наносный барьер, расширивший к югу территорию равнины километров на 120. Там, где раньше болотистые лиманы свободно сообщались с Персидским заливом (это место называлось в древности «Горьким морем»), теперь протекает река Шатт-эль-Араб , в которой ныне сливаются Евфрат и Тигр, имевшие ранее каждый своё устье и свои лагуны.

    Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько русел. Из них важнейшими были западное, или собственно Евфрат, и более восточное - Итурунгаль; от последнего к лагуне на юго-востоке отходил канал И-Нина-гена. Ещё восточнее протекала река Тигр, но берега её были пустынны, кроме того места, где в неё впадал приток Дияла .

    От каждого из главных русел в IV тысячелетии до н. э. было отведено несколько меньших каналов, причём с помощью системы плотин и водохранилищ удавалось на каждом задерживать воду для регулярного орошения полей в течение всего вегетационного периода. Благодаря этому сразу возросли урожаи и стало возможно накопление продуктов. Это, в свою очередь, привело ко второму великому разделению труда, то есть к выделению специализированных ремёсел, а затем и к возможности классового расслоения, а именно к выделению класса рабовладельцев, с одной стороны, и к широкой эксплуатации подневольных людей рабского типа и рабов - с другой.

    При этом надо заметить, что чрезвычайно тяжёлый труд по строительству и расчистке каналов (как и другие земляные работы) выполнялся в основном не рабами, а общинниками в порядке повинности; каждый свободный взрослый тратил на это в среднем месяц-два в год, и так было в течение всей истории древней Месопотамии. Основные земледельческие работы - пахоту и сев - также вели свободные общинники. Лишь знатные люди, облечённые властью и исполнявшие должности, считавшиеся общественно важными, лично в повинностях не участвовали, землю не пахали.

    Массовое обследование археологами следов древнейших поселений Нижней Месопотамии показывает, что процесс улучшения местных мелиоративно-ирригационных систем сопровождался сселением жителей из разрозненных мельчайших поселков большесемейных общин к центру номов (единицы административного деления), где находились главные храмы с их богатыми зернохранилищами и мастерскими. Храмы являлись центрами сбора номовых запасных фондов; отсюда же по поручению управления храмов в далекие страны отправлялись торговые агенты - тамкары - обменивать хлеб и ткани Нижней Месопотамии на лес, металлы, рабынь и рабов. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. плотно заселённые пространства вокруг главных храмов обносят городскими стенами. Около 3000 - 2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учёт их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

    Возникновение письменности

    Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись . История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображённый предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «чёрный», «тёмный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д. Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т. п. Но скоро стали прибегать к ребусу: если на означало «камень», «гиря», то знак гири рядом со знаком ноги подсказывал чтение гена - «идущий», а знак кучи - ба - рядом с тем же знаком подсказывал чтение губа - «стоящий» и т. п. Иногда ребусным способом писали и целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком; так, га («возвращать, добавлять») обозначалось знаком «тростника» ги. Процесс создания письменности происходил примерно с 4000 до 3200 гг. до н. э. Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до н. э.

    К этому времени из-за невозможности быстро проводить по глине криволинейные фигуры без заусенцев и т. п. знаки превратились уже просто в комбинации прямых черточек, в которых трудно было узнать первоначальный рисунок. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер; вследствие этого такое письмо называется клинописью. Каждый знак в клинописи может иметь несколько словесных значений и несколько чисто звуковых (обычно говорят о слоговых значениях знаков, но это неверно: звуковые значения могут обозначать и полслога, например, слог боб можно написать двумя «слоговыми» знаками: бааб; значение будет то же, что и при одном знаке баб, разница - в удобстве заучивания и в экономии места при написании знаков, но не в чтении). Некоторые знаки могли быть также и «детерминативами», то есть нечитаемыми знаками, которые только указывают, к какой категории понятий относится соседний знак (деревянные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и т. д.); таким образом облегчался правильный выбор чтения из нескольких возможных.

    Изучение языка некоторых более поздних клинописных надписей (примерно с 2500 г. до н. э.) и упоминающихся в надписях (примерно с 2700 г. до н. э.) собственных имен показало ученым, что уже в то время в Нижней Месопотамии жило население, говорившее (а позже и писавшее) на двух совершенно разных языках - шумерском и восточносемитском. Шумерский язык с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Восточносемитский язык, который позже назывался аккадским или вавилоно-ассирийским , относится к семитской ветке афразийской семьи языков . Как и ряд других семитских языков , он вымер до начала нашей эры. К афразийской семье (но не к семитской её ветви) принадлежал также древнеегипетский язык , в неё и поныне входит ряд языков Северной Африки , вплоть до Танганьики , Нигерии и Атлантического океана .

    Ранее IV тысячелетия до н. э., в долине Тигра и Евфрата ещё жило население, говорившее на сино-кавказских языках. После опустынивания саванн Сахары и Аравийского полуострова в IV тысячелетии до н. э. кочевые народы, говорившие на афроазиатских языках, заселяют дельту Нила, а позднее - Левант и Междуречье. До среднего течения Тигра осваивают одновременно семиты и шумеры. Верхнее течение неоднократно заселяли среднеазиатские кочевники. Большинство современных жителей Месопотамии генетически происходят с Армянского нагорья. Хурриты и хетты оставили многочисленные письменные памятники на севере Месопотамии. Хурриты, предположительно, являлись носителями сино-кавказских наречий, хеттский - древнейший письменный индоарийский язык, позаимствовал шумерскую клинопись.

    Что касается наиболее древних месопотамских письменных текстов (примерно с 2900 до 2500 г. до н. э.), то они, несомненно, написаны исключительно на шумерском языке. Это видно из характера ребусного употребления знаков: очевидно, что если слово «тростник» - ги совпадает со словом «возвращать, добавлять» - ги, то перед нами именно тот язык, в котором существует такое звуковое совпадение, то есть шумерский. Все же, по-видимому, население южной части Месопотамии примерно до 2350 г. говорило в основном по-шумерски, в то время как в центральной и северной части Нижней Месопотамии наряду с шумерским звучал также и восточносемитский язык, в Верхней Месопотамии преобладал хурритский.

    Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было. Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы - племена, номы, территориальные общины. Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково - «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил. Поскольку исторические события столь древнего времени нам неизвестны, историки пользуются для подразделения древнейшей истории Нижней Месопотамии археологической периодизацией. Археологи различают Протописьменный период (2900-2750 гг. до н. э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750-2310 гг. до н. э., с тремя подпериодами).

    От Протописьменного периода, если не считать отдельных случайных документов, до нас дошли три архива: два (один старше, другой моложе) - из г. Урук (ныне Варка) на юге Нижней Месопотамии и один, современный более позднему из урукских, - с городища Джемдет-Наср на севере (древнее название города неизвестно).

    Заметим, что письменная система, применявшаяся в Протописьменный период, была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Это говорит в пользу того, что она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни. Этим центром, по-видимому, был город Ниппур , расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля , которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза ещё в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

    Храмовое хозяйство

    Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанна , принадлежавшего богине Инанне , вокруг которого консолидировался город Урук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище Джемдет-Наср. Из документов видно, что в храмовом хозяйстве было множество специализированных ремесленников и немало пленных рабов и рабынь, однако рабы-мужчины, вероятно, сливались с общей массой зависимых от храма людей - во всяком случае, так, бесспорно, обстояло дело двумя столетиями позже. Выясняется также, что община выделяла большие участки земли своим главным должностным лицам - жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн .

    Эн был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богиня; он представлял общину перед внешним миром и возглавлял её совет; он же участвовал в обряде «священного брака», например с богиней Инанной Урукской - обряде, по-видимому считавшемся необходимым для плодородия всей урукской земли. В общинах, где верховным божеством был бог, существовала жрица-эн (иногда известная и под другими титулами), также участвовавшая в обряде священного брака с соответствующим божеством.

    Земля, выделенная эну, - ашаг-эн, или ниг-эн, - постепенно стала специально храмовой землей; урожай с неё шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма - его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой). Кто обрабатывал землю ниг-эна в Протописьменный период, нам пока не совсем ясно; позже её возделывали илоты разного рода. Об этом нам рассказывает архив из соседнего с Уруком города - архаического

    На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетия до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки для формирования основ ци­вилизации.

    1)В начале III тысячелетия до н. э. обра­зовались первые небольшие гос-ва в южной части страны, в исторической обла­сти Шумер.

    2)Период, охватывающий XXVIII-XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. 3)Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий.

    4)В XXIV-XXIII вв. политический центр пере­мещается в центральную часть Месопота­мии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии.

    5)От Аккадского царства, рухнувшего под на­тиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

    6)В начале II тысячелетия до н. э. в меж­дуречье Тигра и Евфрата существовало не­сколько государств, среди которых возоб­ладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: а)старовавилонский, или аморейский (XIX- XVI вв. до н. э.), б)средневавилонский, или касситский (XVI-XII вв.), в)период полити­ческого ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII-VII вв.) и, наконец, г)нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII-VI вв.), завер­шившийся завоеванием страны Персией.

    7)С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни.

    8)В восточной ее части еще в конце III тысячелетия до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: а)староассирийский (XX-XVI вв. до н. э.), б)среднеассирийский (XV-XI вв. до н. э.) и в)новоассирийский (X-VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия пу­тем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

    25. Месопотамия в VI – IV тыс. д. н.э..

    В середине и второй половине VI тысячелетия до н. э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап по имени наиболее характерного поселения - Хассуна - носит название хассунской культуры.

    Хассунские племена продвигаются на юг до района современного Багдада (Телль-ас-Савван, Самарра). В это время уже сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство, ибо хассунцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, возделывали три вида пшеницы, четыре вида ячменя, а также лен. Орудия труда остаются каменными, но есть единичные находки медных бусин и ножа, свинцового браслета. Развивается ткацкое и гончарное производство. Для обжига сосудов применяют специальные печи, а сама посуда покрывается нарядными цветными узорами.

    В V тысячелетии до н. э. в жизни обитателей Месопотамии появляются изменения, связанные с новой культурой, называемой халафской по имени поселения Телль-Халаф. Более всего новое проявляется в развитии различных производств. Халафская керамика покрывается двухцветной росписью с геометрическими и зооморфными мотивами, применяется техника глазури, изготавливаются лепные и фигурные сосуды. Камень применяется при строительстве зданий и для мощения улочек. Из меди уже изготавливаются кинжалы и долота. Однако мастера-ремесленники работают в рамках общины и обеспечивают ее своими изделиями.

    В период неолита формируются религиозные верования древних обитателей Северной Месопотамии. При раскопках встречаются статуэтки животных, н-р, быка.

    Самым древним из этих поселений было поселение Эреду (совр. Абу-Шахрейн) на берегу Персидского залива (6 тыс. до н.э.). Археологи обнаружили здесь остатки 12 храмов, примерно 1000 могил из сырцового кирпича, где люди были захоронены с личными вещами, посудой, пищей, домашними животными (например, собаками). Ученые предположили вначале, что это особая археологическая культура, но анализ керамики показал, что Эреду принадлежит к истокам этапа Эль-Убейд. Сам этот этап (последняя треть V - начало IV тысячелетия до н. э.) характеризуется наличием системы оросительных каналов, расцветом ремесел: керамического, металлургического, ткачества. Растет население. Наряду с мелкими поселениями возникают и крупные центры площадью до 10 га. Воздвигаются монументальные сооружения: храмы на платформах и строения с мощными стенами.

    Убейдская культура приобрела колоссальный размах и широко распространила в тогдашнем мире свои связи и влияние. Раскопки в Чога-Мами и Телль-Авайли показали сочетание в этих поселениях элементов Самаррской и Убейдской культур. Раскопки российской экспедиции в Сирии обнаружили убейдскую расписную керамику в поселении Телль-Хазна I.

    Возникновение раннеклассового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой (середина - вторая половина IV тысячелетия до н. э.).

    Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быстрыми темпами идет процесс отделения ремесла от земледелия. Выделяется гончарное ремесло. Особой отраслью становится ювелирное производство, славящееся изделиями из драгоценных металлов и камней. Развивается внешний и внутренний обмен. Из соседних областей в страну ввозятся медь, золото, строительный материал, драгоценные и полудрагоценные камни, вывозятся зерно и продукты ремесла. Поселения увеличиваются в размерах, центром такого раннего города выступает храм, а иногда целый храмовый комплекс. Монументальные храмы, богато украшенные колоннами, фресками, мозаикой, ярко подчеркивают рост экономического потенциала страны. Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков - протописьменный период.

    Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества.

    По мере усложнения социальной структуры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Значительную роль в жизни общины играли также такие должностные лица, как главный судья, старейшина торговых агентов.

    Достигнутые в общественно-экономическом развитии результаты закрепляются в конце IV тысячелетия до н. э., в период культуры Джемдет-Наср - появляется бронза, в строительстве все более широко применяется обожженный кирпич. На земле Урука возносится к небу на высокой платформе так называемый «Белый храм» бога неба Ана. В Телль-Браке был возведен храм «священного ока». В изобилии встречаются в Телль-Браке печати, служившие знаками собственности. С целью захвата рабов и другой добычи совершаются военные походы. Развивается фортификация: храмы и дворцы укрепляются толстыми и высокими стенами. Поселения Протописьменного периода были разобщены и экономически, и политически, но были связаны религиозными узами. Культовым центром в это время был и надолго сохранил это значение город Ниппур, где почитался общешумерский верховный бог Энлиль и находился его храм Экур.


    Похожая информация.


    Культура Двуречья 4 - 3-го тыс. до н. э.

    Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях 2 . Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина 3 . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления 4 .

    Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

    Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне. Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихий.

    Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту. Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля - создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

    В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

    В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй 5 . В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.

    Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы (символы финиковых пальм), обитые медью и украшенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повседневных сх занятиях, которые приобрели значение ритуала, - дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что все изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижний фриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителей. Они были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями, что дополняло их живость и яркость. Над входной дверью помещена медная прямоугольная пластинка на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей - своеобразный символ власти божества над всеми обитателями лесистых гор и долин.

    Видимо, подобием гор с которых людям явились боги, были и древнейшие ступенчатые башни - зиккураты, возникшие в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких площадок. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем - “жилищем бога”. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, где жрецы наблюдали за небесными светилами и жизнью Вселенной 6 . От древнейших времен до нас дошли в руинах лишь несколько древних башен. Лучше всего сохранились зиккураты Элама (в Чога-Замбиле, 2 тыс. до н. э.) и Борсины (близ Вавилона, середина 1-го тыс. до н. э.). Ныне частично отреставрировали один из самых древнейших зиккуратов царя Ур-Намму в Уре конца 3-го тыс. до н. э. Теперь видна лишь одна его нижняя терраса. Но и она производит ошеломляющее впечатление грандиозностью своих размеров. Площадь огромной усеченной трапеции занимает 65 х 43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется современному семиэтажному дому.

    Столь же величественными как и культовые постройки были и дворцы правителей, начавшие строиться с середины 3 тыс. до н. э. Примером их может служить дворец в городе Кише, один из самых древних в Передней Азии. Подобно другим дворцам он воспроизводил в своем плане тип светского жилого дома с рядом глухих, лишенных окон, помещений. Стены его колонного зала были инкрустированы композициями из перламутра, воспроизводившими сцены битв.

    На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции.

    Повествовательный рельеф зародился очень рано в культуре Двуречья. Темы рельефов во втор. пол. 3-го тыс. до н. э. воскрешают перед нами круг основных забот древних обитателей долины Тигра и Евфрата, связанных с урожаем. Это, по большей части, обряды поклонения богине плодородия Инанне, показ тучных стад домашних животных, налитых соками созревших колосьев. Подобная процессия жертвователей, идущих с дарами к богине Инанне, запечатлена в рельефах, заполняющих поверхность монументального алебастрового сосуда из Урука начала 3 тыс. до н. э. (ныне хранится в музее в Багдаде). Форма кубка расчленена на ряд поясов, что позволило мастерам развернуть свое повествование по этапам. На внешнем фризе обозначены мотивы речного сельского пейзажа, деревья, растущие у воды. Следующий показывает вереницу мерно двигающихся по берегу реки баранов. Выше расположено столь же мерное шествие людей, несущих блюда с яствами и фруктами. Верхний посвящен церемонии поклонения богине и приношения ей даров. Фризообразное распределение фигур на плоскости, развернутое поясом, расположение нескольких поясов друг над другом, подобно строчкам текста стали принципом построения рельефных композиций, утвердившимся в искусстве Передней Азии на многие века. Этот же принцип был использован и резчиками цилиндрических печатей-амулетов, знаков личной собственности. Самые ранние печати воспроизводили то, что более всего занимало воображение людей того времени - сцены охоты, стада животных, лесных зверей. Миф, эпос, басня, сказка находят многообразное отражение в печатях. Фантастика в изображении людей и животных сочеталась с точным знанием облика, умением передать естественную красоту движений.

    Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий искусство стало служить и задачам аллегорического прославления власти правителя, божества. Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. до н. э., помещенный над входом храма в Убайде, центральная фигура которого - львиноголовый орел, держащий лапами двух оленей, приобрел характер своеобразного герба-эмблемы силы и могущества. Строго симметричный по своей композиции, выделяющий центральную фигуру. как важнейшую, рельеф храма в Убайде открыл собой целый ряд скульптурных геральдических композиций, повторяющихся в печатях, посвятительных рельефах, подобных палетке жреца Дуду из Лагаша, и во многих других памятниках Передней Азии 7 .

    Повествовательное изображение проявилось и на стеле, названной исследователями “Стелой Коршунов” (ок. 2500 г. до н. э., хранится в Лувре). Небольшая по размерам (75 см) каменная плита, посвященная победе правителя города Лагаша Эанатума над соседним городом, как-бы заложила основы нового вида повествования - исторического рельефа. На одной из сторон изображена огромная фигура верховного бога города Лагаша - Нингирсу, который заносит палицу над сетью с барахтающимися в ней врагами. На другой стороне, в четырех размещенных друг над другом регистров, показаны Эанатум и его войско, сцена оплакивания погибших, сцена терзания коршунами трупов поверженных врагов. В самом рассказе нет ни пафоса, ни страсти, ни упоения победой. Собственно, изображаются не лица, а лишь одно лицо, воспроизведенное множество раз. Это нерасчлененность людской массы, выявленная в нем грубая сила и производят на зрителя устрашающее впечатление готовностью снести все живое на своем пути, абсолютностью своего повиновения власти вождя 8 .

    Говоря об искусстве древнего Шумера, необходимо отметить, что уже в п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные художественные направления, следовательно, и задачи. Фигуры Северного Двуречья обладали вытянутыми пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми и приземистыми. В то же время и те и другие, как бы родственны между собою. Все в них: поза, возведенные к небу глаза, сложенные на груди ладони, - направлены на выявление внутреннего состояния просветленности. Таковы базальтовая фигура начальника житниц города Урука Курлиля, алебастровая статуя сановника Эбих - Иля (из г. Мари) и каменная статуя бога Аб-У из г. Эшнуна. Наивные и несложные образы, воплощенные в этих небольших раскрашенных статуях, отмечены единой печатью духовного подъема, незамутненной веры, светлого чистого порыва,

    Еще в большей мере полны духовной значительности выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших божеств. Хотя сохранилась лишь единственная, восходящая к началу 3 тыс. до н.э., скульптурная голова богини Инанны, высокое мастерство обработки ее мраморной поверхности, красота и совершенство образа, свидетельствует о том, что это явление не было случайным в художественной жизни. Плоско срезанная сзади, это выполненная почти в натуральную величину голова, прикреплялась к стене и, видимо, являлась частью рельефной и живописной композиции Лицо богини с огромными, ранее инкрустированными глазами, поражает мягкостью своих объемов, значительностью строгого и спокойного выражения.

    Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во в.п. 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. Его правитель Саргон 1 (Шаррукин - “ Истинный царь”), названный учеными Древним, объединил почти весь север и юг, слив их в единое Аккадское государство. Его преемник Наран - Суэн продолжил борьбу за объединение Двуречья. Будучи не царского рода, Саргон, волевой и энергичный деятель, после подавления шумерийской аристократии окружил себя столь же активными людьми неаристократического происхождения. Это дало свои результаты. В литературу и искусство Аккада проникли новые веяния, новые образы и темы. Именно в это время сложился облик мужественного героя - полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше” является первым литературным заимствованием. Согласно утверждениям древних писцов этот цикл состоял из 12 сказаний или песен, около 300 строк каждая. В библиотеке Ашшурбанипала каждое сказание было начертано на отдельной табличке. Проблемы и устремления, о которых идет речь в эпосе, близки народам всех времен. Это потребность в дружбе, восхваление верности, жажда личной славы, страсть к подвигам и приключениям, неистребимый страх перед неизбежной смертью и всепоглащающее стремление к бессмертию. При сравнении вавилонского эпоса и шумерских текстов можно выделить шесть эпизодов:

    • 1. “Гильгамеш и страна живых”
    • 2. “Гильгамеш и небесный бык”
    • 3. “Потоп”
    • 4. “Смерть Гильгамеша”
    • 5. “Гильгамеш и Агга из Киша”
    • 6. “Гильгамеш, Энкиду и подземное царство” 9 .

    Многие эпизоды вавилонского эпоса бесспорно восходят к шумерским поэмам о Гильгамеше. Даже в тех случаях, когда у нас нет прямых аналогий, можно отыскать примерные темы и мотивы, заимствованные из шумерских мифологических и эпических источников. Но вавилонские поэты никогда не копируют шумерский текст. Что же касается линии сюжета - неудержимого рокового хода событий, которые приводят мятущегося, дерзающего героя к неизбежному горестному прозрению, - то здесь вся заслуга, несомненно, принадлежит не шумерам,а вавилонянам.

    Гильгамеш не был единственным героем Шумера. Его предшественники, Эннеркар и Лугальбанда, пользовались у шумерских поэтов не меньшей популярностью. Можно сказать, что у шумеров была целая эпоха героев. На этом стоит остановиться подробнее. Все историки вынуждены считаться, главным образам благодаря трудам английского ученого М. Чадвина, с тем, что “ героические эпохи”, относящиеся у разных народов к разным периодам, вовсе не являются литературным вымыслом, а представляют для истории цивилизации этап общественного развития.

    Есть все основания полагать, что древние эпические сказания Шумера были впервые записаны на глиняных табличках только через 5 -6 столетий после окончания “героического века” и, разумеется, после значительной переработки, проделанной жильцами и писцами. И поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, можно предположить, что родиной эпической поэмы было Двуречье. Разумеется, между эпосом шумеров, греков, индийцев и германцев существует ряд немаловажных различий. Например, шумерские героические сказания, независимо от их величины, повествуют о каком-нибудь одном подвиге, одном эпизоде и совсем не связаны друг с другом. Впервые объединили сравнительно короткие и отрывочные поэмы в довольно сложный, длинный, но единый эпос вавилонские поэты. Однако, в этих поэмах не найдешь пластичности и динамизма, которыми славятся, например, гомеровские “Илиада” и “Одиссея”. В отличие от индоевропейского героического эпоса в шумерских эпических поэмах женщины, во всяком случае смертные, не играют почти никакой роли. И, наконец, чисто формальное отличие: шумерские поэты добивались ритмического рисунка прежде всего путем повторов с небольшими вариациями. Они не пользовались строками определенного размера.

    Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-1.jpg" alt="> МЕСОПОТАМИЯ периодизация и основные этапы развития ">

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-2.jpg" alt=">Месопотамия Слово «Месопотамия» буквально означает «Земля между двумя реками» , "> Месопотамия Слово «Месопотамия» буквально означает «Земля между двумя реками» , «Междуречье» . Это плодородная долина между берегами Тигра и Евфрата.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-3.jpg" alt="> Возникла около IV тысячелетия до н. э. Долина"> Возникла около IV тысячелетия до н. э. Долина рек Тигра и Евфрата: запад – Средиземноморье восток – Иранское плоскогорье. юг – Персидский залив, пустыни Аравии север – Кавказ

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-4.jpg" alt=">Достижения цивилизации: Ввели позиционную систему счисления Ввели точную систему измерения времени (они первыми разделили"> Достижения цивилизации: Ввели позиционную систему счисления Ввели точную систему измерения времени (они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд) Научились измерять площадь геометрических фигур Отличать звезды от планет Посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству Оставили потомкам астрологию

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-5.jpg" alt="> БОГИ МЕСОПОТАМИИ ЭНЛИЛЬ ЭНКИ ИНАННА ">

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-6.jpg" alt="> Правители месопотамии Урукагина (2500 до н. э.) Лугальзагеси (2500"> Правители месопотамии Урукагина (2500 до н. э.) Лугальзагеси (2500 до н. э.) Саргон I (2400 до н. э.), Нарам-Суэн (2320 до н. э.) Гудеа (2200 до н. э.) Рим-Син (правил ок. 1878– 1817 до н. э.) Шамши-Адад I (правил ок. 1868– 1836 до н. э.) Хаммурапи (правил в 1848– 1806 до н. э.) Тукульти-Нинурта I (правил в 1243– 1207 до н. э.) Тиглатпаласар I (правил в 1112– 1074 до н. э.), Ашшурнасирпал II (правил в 883– 859 до н. э.) Салманасар III (правил в 858– 824 до н. э.) Тиглатпаласар III (правил ок. 745– 727 до н. э.), Саргон II (правил в 721– 705 до н. э.) Синахериб (правил в 704– 681 до н. э.) Асархаддон (правил в 680– 669 до н. э.) Ашшурбанипал (правил в 668– 626 до н. э.) Набопаласар (правил в 625– 605 до н. э.) Навуходоносор II (правил в 604– 562 до н. э.) Набонид (правил в 555– 538 до н. э.)

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-7.jpg" alt=">Этапы развития цивилизации Древнего Междуречья ">

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-8.jpg" alt=">Культура Джармо (VII тыс-е. до н. э.) скотоводство, "> Культура Джармо (VII тыс-е. до н. э.) скотоводство, земледелие, лепная керамика, дома из глины с примесью тростника.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-9.jpg" alt="> Культура Хассуна (сер. VI тыс-я до н. э.) освоение всей Сев."> Культура Хассуна (сер. VI тыс-я до н. э.) освоение всей Сев. Месопотамии, начальные форм орошения, развитие ткацкого и гончарного мастерства, посуда с цветными узорами.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-10.jpg" alt=">Халафская культура (V тыс-е до н. э.) бурное развитие "> Халафская культура (V тыс-е до н. э.) бурное развитие гончарного производств, камнерезное производство, медные орудия.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-11.jpg" alt=">Убейдская культура Оросительная система, расцвет ремёсел. Протописьменный период. ">

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-12.jpg" alt=">Культура Урук (IV тыс-е до н. э. , шумерская) появление храмовых хозяйств, быстрое развитие"> Культура Урук (IV тыс-е до н. э. , шумерская) появление храмовых хозяйств, быстрое развитие производства, зарождение пиктографии, шумерский язык - доминирующий, Ниппур- главный культурный центр шумеров. На сев. и в центре Ниж. Месопотамии наряду с шумерами проживают восточные семиты, говорящие на восточно- семитском (аккадском) языке.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-13.jpg" alt=">Культура Джемдет-Наср (кон. IV тыс-я) Охватывает только"> Культура Джемдет-Наср (кон. IV тыс-я) Охватывает только Ниж. Месопотамию: переход к пись- ти от пиктографии, преобладание медных орудий, появление бронзовых, строит-во из обожжённого кирпича.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-14.jpg" alt=">Раннединастический период (28 -24 вв до н. э.) Правителями являются эн - верховный"> Раннединастический период (28 -24 вв до н. э.) Правителями являются эн - верховный жрец, лугаль - военачальник и энси - жрец-строитель. I династия Киша. Предпоследний правитель династии Эн- Менбарагеси воевал с Эламом. Его сын Агги пытался подчинить Урук, но безуспешно, наоборот, сам Киш подчинился Гильгамешу принадлежавшего к I династии Урука.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-15.jpg" alt=">Раннединастический период II (27 -26 вв до н. э.) "> Раннединастический период II (27 -26 вв до н. э.) слияние аккадцев и шумеров в один народ - черноголовые, аккадцы переняли письменность шумеров. Архив Шаррупака. Храмовая земля дольно чётко отделена от общинной, храм и дворец делят между собой жреческую и военно-админитративную функции. Киш, Урук наиболее богатые и значимые центры.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-16.jpg" alt=">Раннединастический период III (25 -24 вв до н. э.) постоянные войны, т. к."> Раннединастический период III (25 -24 вв до н. э.) постоянные войны, т. к. никто не мог удержать гегемонию. Каждая война обогащала и усиливала правителя, лугали поднимаются над общиной. Киш, Лагаш, Ур, Умма. Архив Лагаша. Правитель Эанатум из Лагаша разбил Умму, подчинил почти весь Шумер, победил Элам.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-17.jpg" alt=">Создание централизованного государства, держава Саргонидов. Лугальзагеси, покорив столь большую территорию не пытался"> Создание централизованного государства, держава Саргонидов. Лугальзагеси, покорив столь большую территорию не пытался создать единого гос-ва: принимал от местных номовых властей титулы правителя, не уничтожил местных лугалей. После убийства правителя Киша и присоединения этого нома Лугальзагеси, местный чиновник Шаррум-кен (Саргон Древний) (2316 -2261), укрывшийся в маленьком городке, поднял восстание, собрав народное ополчение. Военная реформа лук как боевое оружие. Покорил всю Месопотамию, дойдя, возможно, до Средиземного моря. Столица - Аккаде. Храмовые хоз-ва подчинены царю, энси ответственные перед царём чиновнии. Единообразные меры веса, площади, введён новый календарь. Огромная верхушка на царском содержании. Шаррум-Кен покорил Элам до границы Инда, Сирию, в Малой Азии побывал. Создана огромнейшую империю.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-18.jpg" alt=">Падение Аккадской державы Создание унифицированного гос-ва. Илоты - гуруши ("> Падение Аккадской державы Создание унифицированного гос-ва. Илоты - гуруши (молодцы), работницы- нгеме (рабыни) были сведены в отряды, трудились целый день, получали нормированный паёк. Квалифицированные ремесленники, административные служащие, воины также на пайке, но большем, чем гуруши. Вся страна разделена на округа во главе с чиновниками энси. Торговля не процветала, армия плохая, комплектовалась из слуг. Судебник написан при Шульги.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-19.jpg" alt="> Нашествие амореев (пастушьи племена зап. семитов) из Сирийской пустыни. "> Нашествие амореев (пастушьи племена зап. семитов) из Сирийской пустыни. Ибби-Суэн (2027 -2003) был в это время в Эламе, неодоценил амореев, округа стали отлагаться от Ура. Он послала Ишби-Эрра за хлебом в зап. часть, не затронутую набегом, но он отделился сам, укрепившись с хлебом в Иссине. Некоторые его признали. Стал единственным царём Ниж. Месопотамии. I дин. Иссина старалась подражать III дин. Ура.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-20.jpg" alt=">Старовавилонский период истории Месопотамии (XX-XVII вв до н. э.) "> Старовавилонский период истории Месопотамии (XX-XVII вв до н. э.) Горожанин имел дом и участок, принадлежавший ему как члену сельской общины, либо данный в пользование за службу. Существовали территориальные сельские общины, избиравшие совет старейшин, староста назначался царём. Налог платили гос-ву либо натурой, либо часть земли отводилась под гос. хоз- во. Сословная структура: авилум полноправные свободные граждане, владевшие недвижимостью на правах членства в какой-либо общине; мушкенум лица, с ограниченными юридическими и политическими правами, получавших землю за службу или в условное владение; вардум рабы, являвшиеся собственностью хозяев.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-21.jpg" alt="> Образование городов Крупнейшие города- Иссин, Ларса, Урук, Мари, Эшнунна, Вавилон."> Образование городов Крупнейшие города- Иссин, Ларса, Урук, Мари, Эшнунна, Вавилон. Самая характ-ная черта развития того времени борьба между племенами и племенными объединениями. Характерное политическое образование того времени- племя или племенное объединение с городом в качестве его центра. В таких городах повалялись свои династии, выходившие на политическую арену Мемопотамсой истории. В 1900 -1800 появился ряд городов аморейских племён, идеалом которых было гос-во III дин. Ура, пытались показать себя их приемниками, заимствовали их титулатуру. Города вели между собой постоянную борьбу.

    Src="https://present5.com/presentation/1/1756709_272803463.pdf-img/1756709_272803463.pdf-22.jpg" alt=">Заключительный этап развития Месопотамии В Сев. Месопотамии Шамши-Адад I (1813 -"> Заключительный этап развития Месопотамии В Сев. Месопотамии Шамши-Адад I (1813 - 1781), сын аморейского вождя, подчинил огромную территорию включ. Ашшур на сев. и Мари на юге. Он питался создать центрелизованное гос-во, ликидировав номовую сис-му, заменяя её на сис-му военных округов. Но Шамши-Адад имеприя распалась. После этого крупнейшие города находились в постоянной борьбе друг с другом. Хаммурапи (1792 -17500) из династии Вавилона сумел объединить почти всю Нижнюю Месопотамию. Законы Хаммурапи. Но в 1595 г. до н. э. когда хетты низложили последнего вавилонского царя, Самсудитану, касситы, вторгшиеся на территорию Месопотамии, захватили царскую власть в Вавилоне. Их правление продолжалось более 400 лет.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Снится зайти в чужой дом