Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Танк т 90 ссср. Сколько весит танк

-16

в Избранное в Избранном из Избранного 0

The whole truth about the Russian main battle tank T-90

Под закат СССР ГАБТУ было решено, что единым основным боевым танком сухопутных войск Советского Союза обязательно станет танк Т-80УД Береза — один из самых совершенных советских танков.

После упразднения СССР в России появилась уникальная возможность сделать танк Т-80УД единым ОБТ российской армии. Тем более, что харьковские танки Т-80УД были постоянно на виду, состоя в штате придворных Кантемировской и Таманской дивизий.

Но Уралвагонзавод со складывающейся ситуацией мириться ни как не собирался, сделав всё возможное чтобы этого не случилось, в следствии проторив дорожку своему инициативному танку Т-90.

Изрядно устаревший нижнетагильский танк Т-72 является экспортной глубоко переделанной копией секретного советского танка Т-64 из серьёзно урезанным СУО, бронированием и ходовыми возможностями. Т-90 продолжает дальнейшею линию до развития боевых возможностей танка Т-72.

Танк Т-90 из себя представляет переименованный Уралвагонзаводом в маркетинговых целях на скорую руку танк Т-72БУ (Т-72Б улучшенный образца 1991 г.). Т-90 незначительно превосходит своего родоначальника — нижнетагильский танк Т-72 и обладает сходными боевыми возможностями сравнимыми из характеристиками советских основных боевых танков — Т-64 и Т-80.

Принятие Т-90 на вооружение стало самым большим преступлением против обороноспособности Российского государства. На вооружении российской армии поступил ещё один танк с характеристиками сопоставимыми с танкам Т-64, Т-72 и Т-80.

Вот таким образом с распадом Советского Союза осуществилась сокровенная и до этого самая не сбыточная мечта Уралвагонзавода — после устранения конкурентов, нижнетагильский танк Т-90 наконец то стал основным боевым танком Российского государства, а самое слабое советское танковое КБ УКБТМ стало ведущим в России разработчиком бронетехники. Всё перевернулось с ног да на голову…

Согласно нижнетагильской философии присвоения новым танкам персональных индексов УКБТМ всегда старалось присвоить своим разработкам индексы обязательно заканчивающиеся на цифры 2 или 5 , например: Т-55 , Т-62 , Т-72 , Т-95 (объект 195 ).

Для танка, Т-72Б улучшенного образца 1991 года выпуска, УКБТМ при присвоении нового индекса не придержалось своей исконной традиции, тем самым косвенно лишь подтвердив, что модернизированный танк Т-72БУ обр.1991 не имеет легитимного права носить настоящий нижнетагильский индекс «Т-92 ». И в конечном итоге вместо индекса «Т-92», УКБТМ остановилось на переходном индексе «Т-90», ранее не свойственному нижнетагильским машинам.

Т-90 мог так и остаться чисто российским танком. Только благодаря тому, что украинский танк Т-80УД Береза выиграл пакистанский тендер, Индия вынуждена была в быстром порядке предпринимать ответные шаги и обратилась к России, чтобы закупить российские танки. Но так как Россия к концу 90-х полностью утратила возможность производить самый продвинутый российский танк Т-80У, Индии не оставалось другого выбора как остановить свой взор на нижнетагильском танке со скудными боевыми возможностями. По этому Индия выбрала именно уральский Т-90 чтоб хоть каким то образом нивелировать подавляющее превосходство украинских танков Т-80УД пакистанской армии над самыми современными на то время индийскими танками Т-72М1.

An Indian soldier atop T-72 Ajeya tank waits during the rehearsal for the Republic Day parade in New Delhi on January 17, 2012. India will celebrate its 63rd Republic Day on January 26 with a large military parade. AFP PHOTO / Prakash SINGH (Photo credit should read PRAKASH SINGH/AFP/Getty Images)

Как показала жизнь принятие индийской армией российского танка Т-90 на вооружение, для Индии стал наибольшим индийским оборонным просчетом современности.

Российский танк Т-90 принятый на вооружение Индии не смог качественно усилить боевые возможности индийской армии, став её главным разочарованием.

Самыми низкими боевыми возможностями в индийской армии обладают танковые и механизированные соединения вооруженные именно российскими танками Т-90. Так как российские танки Т-90 подвержены частым поломкам и отказам — СУО, оружия и других ключевых систем танка.

Во время проведения индийской армией учений из строя из-за неисправности танковой системы управления огня выходило от 80 до 90 танков Т-90. И это только на время одних учений! А что тогда говорить, если вдруг возникнуть боевые действия? Если на время только одних учений, индийская армия, не смогла наскрести танков Т-90 на один полноценный танковый батальон!

Проведенные индийской армией недельные сравнительные испытания в разных климатических зонах Индии танков Т-90 и Arjun показали, что индийский танк Arjun превосходит российский танк по всем ключевым боевым параметрам.

Танки Т-90C за его низкие боевые и эксплуатационные возможности не даром в Индии прозвали «ночными бабочками» и «ржавыми ведрами». Прозвище «ночной бабочки» российские танки Т-90 от индийских военных получили за то, что эти танки просто не возможно применять в дневное время, так как аппаратура танковой СУО на жаре выходит часто из строя. И этот дефект танков Т-90 индийцы как ни пытались так и не смогли в конечном итоге устранить.

Прозвище «ржавые ведра» танки Т-90 получили за то, что их уже давно нужно было списать на металлом для последующего разделки. Индийские военные эксперты таким образом обращают внимания, что отправив танки Т-90 на металлом, от них в конечном итоге можно было бы выручить хоть какую то пользу для экономики и народного хозяйства Индии.

Сделав в прошлом такую серьёзную ошибку, теперь военное руководство Индии вынуждено ломать голову над сложной непростой дилеммой: как дальше поступить с танками Т-90 уже в достаточном количестве принятыми на вооружение индийской армии?

Рассмотрим возможные варианты. Первый. Взять индийской армии и организовать модернизацию танков Т-90? Это значит, что индийская армия на неопределенное время вынуждена будет перевести боевые части в резерв вооруженные танками Т-90, а значит серьёзно ослабить спорные приграничные танкоопасные районы на границе с Пакистаном. Такой вариант даже для такой большой и экономически мощной страны как Индия — очень затруднителен и неблагоприятен.

Следующий рассматриваемый вариант. Танки Т-90 полностью снять с вооружения и потом отправить на переплавку? Но даже всех индийских производственных возможностей не хватит, чтобы вовремя и в полном объеме все соединения вооруженные российскими танками Т-90 взамен переоснастить на отечественные индийские танки Arjun Mk.1.

Следующий возможный вариант. Закупить за границей совсем другие новые танки? Начинать проводить тендер? Для этого нужно потратить уйму времени. А открыто и честно признаться, что экстренная покупка под конец 90-х годов, российских танков Т-90 оказалась глупой ошибкой — это значит нанести непоправимый удар по всем тем политическим властным кругам которые тогда одобрили этот опрометчивый пагубный шаг. Никто в сегодняшнем, действующем правительстве Индии даже не захочет брать на себя, во-первых, смелость за такое решение, а во-вторых нести ответственность. Ведь, как ни как, постоянно под пристальным прицелом находятся политические рейтинги.

Следующий вариант. Закрыть глаза на недостатки закупаемого российского танка и дальше в таком же темпе продолжать ослаблять индийские танковые войска, выкидывая много миллиардные финансовые средства индийского государства на ветер? То есть и дальше продолжать в таком же духе делать России в лице Уралвагонзавода медвежью услугу? В то время когда в Индии каждый день от голода и недоедания умирает по 3000 индийский детей и ежедневно голодает до 2-х миллионов индийских граждан?

Вот таким образом индийское военное руководство со дня на день постоянно мучается в своих сомнениях, над проблемным танком Т-90, ища верный путь к единоправильному приемлемому знаменателю.

На сегодняшний день завод HVF в Авади, Индия, прекратил производство по лицензии танков Т-90С Bhisma. Новый заказ от армии Индии на эти танки не поступал.

Кроме Индии в танках Т-90 очень разочарована и сама Россия. Сегодня современной российской армии танки Т-90А попросту не нужны. Российская армия не хочет закупать устаревшие и никому не нужные танки Т-90. Министерство обороны Российской федерации не горит желанием отдавать бешеные деньги за танк, не так уж и сильно отличающийся по боевым возможностям от имеющихся в наличии танков Т-72 ещё советского выпуска. Российская армия заинтересована в том, чтобы проводить модернизацию дешевых строевых Т-72, чем покупать новые но сверх дорогие танки Т-90А. Уралвагонзавод для министерства обороны России никак не может окончательно сложить цену на неоправданно дорогой танк Т-90. Стоимость Т-90А оценивается в 71 миллион 915 тысяч деревянных российских рублей.

Главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Александр Постников заявил, что за те деньги, которые требует Уралвагонзавод за новый танк Т-90А, проще было бы купить три немецких Леопарда.

Адекватную оценку танкам Т-90А дал генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко назвав выпускаемую своим же предприятиям продукцию не иначе как «телегами УВЗ» и при этом очень точно и лаконично подметил: «Уже все это надоело: эти безумные комплекты, шланги… Уже в танк не зайдешь. Зайдешь на выставке в зарубежный танк, сидишь, как если не в Mercedes, то в Volkswagen. В наш залезешь — ну просто артерии какие-то везде торчат…»

Российский основной боевой танк T-90А явно уступает самым передовым западным танкам — американскому М1А2 SEP V2 Абрамс и немецкому Леопард 2А6, отставая от них на целое поколение.

Российские танкисты мягко говоря не уважают танк Т-90 за то, что он обладает худшими характеристиками чем летающий газотурбинный танк Т-80У.

Подвеска российского основного боевого танка Т-90А обладает недостаточной плавностью хода из-за больших ускорений тряски при езде по мелким неровностям при большом сопротивлении гидроамортизаторов, пробоев подвески (жестких ударов балансира в упор на корпусе), при малом сопротивлении гидроамортизаторов.

Следствием этого являются, кроме недостаточного уровня комфортности экипажа, ограничения на ведение стрельбы с ходу при движении по большим неровностям из-за больших колебаний корпуса.



Основными недостатками российских танков Т-90 являются: низкая живучесть из-за плохого перекрытия элементами динамической защиты; устаревшая система управления огнем; расположение баков с горючим и боекомплекта в одном объеме с экипажем; устаревшая неавтоматизированная трансмиссия, разработанная ещё для танка Т-72, работающая на пределе своих возможностей; наличие рычагов вместо штурвала, делающие управление танком неудобным; низкая скорость движения задним ходом, всего 4,8 км/ч.

Применяемое на нижнетагильских танках Т-72 и Т-90 моторно — трансмиссионное отделение — архаичное и своими корнями походит от старого советского танка Т-54.

В танка Т-90 отсутствует автоматизированная коробка передач в то время когда для его зарубежных аналогов это давно уже стало обыденной нормой.

Установленные на танках Т-90 уральские дизельные двигатели серии В при температуре выше + 34 градусов за Цельсием стремительно теряют на жаре до 30% своей мощности. Большая часть мощности двигателя танка Т-90 тратится на систему охлаждения, редуктор и на энергоемкую подвеску.

Российский самый современный танк Т-90 не обладают возможностью быстрой смены двигателя. Для смены двигателя на танке Т-90 требуется от одной до двух суток времени. Смена двигателя в танков — немецкого Leoparda 2А6 и украинского Т-84 БМ Оплот занимает по времени не больше 2-х часов. Разница конечно на лицо.

Танк Т-90 с двигателем В-84МС по ходовым возможностям хуже танка Т-72Б обр. 89 г. В Т-90 первых серий установлен двигатель В-84МС мощностью 840 л.с. и на Т-72Б образца 1989 года стоит двигатель суммарной мощностью также 840 л.с. Но в чем же кроется главный секрет? За того, что в танка Т-72БУ он же Т-90 возросла при его модернизации (переименовании) масса, в следствии на коробку передач подается только 600 л.с., а в того ж Т-72Б обр. 89 г. доходит до коробки передач 640-645 л.с. По этому ходовые качества Т-72Б обр. 89 г. немного лучше чем в более позднего танка Т-90 обр. 1992 года.

Т-90А образца 2004 года с двигателем В-92 мощностью 1000 л.с. по ходовым качествам пребывает на уровне танка Т-72Б обр. 89 г., так как на коробку передач танка Т-90А попадает 720-730 л.с. Таким образом Уралвагонзаводу по ходовым возможностям удалось только за следующие 14 лет догнать танк Т-72Б обр. 89г. То о каком новом танке с названием Т-90, может идти речь? Мы только на одном этом приведенном примере убедились, что хваленный танк Т-90 не является новым танком. Утверждение « Т-90 — новый танк» — это всего лишь сущая рекламная профанация…и пустое замыливание мозгов от разработчика танка Т-90.

Реальная мощность двигателя В-84МС танка Т-90 при температуре выше + 50 градусов за Цельсием в тени падает из 840 л.с. до 420 — 450 л.с. При этом выше пятой передачи выжать невозможно из-за нехватки мощности двигателя.

На плохую подвижность танка Т-90 влияет то, что в него как и у его старшего собрата танка Т-72 вентиляторная система охлаждения идет с приводом от гитары. Алжирцы закупив российские танки Т-90СА из двигателями В-92С2 при эксплуатации этих танков столкнулись из серьёзными проблемами. В Алжире двигатели В-92С2 от силы еле нарабатывали гарантированный производителем моторесурс в 300 моточасов. По этому алжирцы вынуждены были приостановить приёмку танков Т-90СА до устранения российской стороной недостатков по системе охлаждения.

Не все просто и с электроникой в танке Т-90. На основном боевом танке Т-90А также отсутствует бортовая система (БИУС), сообщающая об обстановке на поле боя и показывающая местоположение других бронемашин своего подразделения. А прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С Т-90 и вовсе не отвечает никаким современным требованиям.

Изготавливаемые Россией для Индии Т-90С снабжаются относительно современными французскими тепловизорами и целым рядом импортных электронных компонентов. Россия вообще не имеет возможности производить современной танковой электроники и вынуждена её закупать в основном во Франции, или Беларуси.

По сравнению из самыми современными западными танками российский танк Т-90 имеет относительно небольшой угол склонения и возвышения орудия.
Российская танковая промышленность за последние годы частично утратила технологии изготовления качественных пушечных стволов. Ресурс самых современных российских танковых пушек 2А46М5 не превышает 450 выстрелов, что более чем в два раза ниже чем в немецких, французских и американских танковых пушек. А если стрелять управляемой ракетой то ресурс российского танкового орудия 2А46М5 устанавливаемого на танк Т-90А падает всего до 50 выстрелов! Танковое орудие 2А46М5 танка Т-90А обладает низкой баллистикой и плохой износоустойчивостью канала ствола.

Применение в арсенале Т-90А древних советских снарядов значительно снижает его огневую мощь. В автомате заряжания танка Т-90А невозможно применение относительно новых российских бронебойных оперенных подкалиберных снарядов ЗБМ60 Свинец-2 из увеличенной длиной сердечника. Из-за того что они просто не влезают по размеру в нижнетагильский автомат заряжания использованный на Т-90А, который на него по наследству полностью без изменений перекочевал из уральского танка Т-72.

В самом «современном» российском танке Т-90А по-прежнему отсутствует защита экипажа от взрыва боезапасов. Если снаряд пробивает башню или борт корпуса Т-90, то от детонации боеприпасов расположенных в автомате заряжания танка, гибнет весь экипаж. Экипаж в боевом отделении танка Т-90, размещается сразу над бронеперегородкой под которой в горизонтальном положении находится боеукладка автомата заряжания со снарядами и их пороховыми зарядами.

Танк Т-90А поставляемый российской армии имеет ослабленную зону «дыру» в ВЛД башни не перекрытую встроенной динамической защитой Контакт-V.



Проблему недостаточного перекрытия элементами динамической защиты лобовой брони башни нижнетагильским конструкторам удалось решить на экспортных Т-90С, где отсутствуют прожекторы системы постановки оптико-электронных помех. В российские сухопутные войска поступает танк со снятыми элементами динамической защиты, место которых заняли электронные компоненты Штора.

Несколько лет назад в Германии был протестирован современный немецкий РПГ Panzerfaust-3 на динамических защитах — российской Контакт-5 и польской ERAWA-2 (которая уступает ERAWA-3). В конечном итоге польская динамическая защита ERAWA-2 выиграла сравнительные испытания.

Через некоторое время, только уже в Польше, дополнительно были проведены такие же сравнительные испытания с двумя динамическими защитами. И полученные результаты снова показали, что польская динамическая защита ERAWA-2 лучше держит выстрелы немецкого РПГ Panzerfaust-3 чем её российский собрат.

По оценкам НИИ Стали, башня танка Т-90А с динамической защитой «Контакт-V», легко пробивается современным американским бронебойным оперенным подкалиберным снарядом М829А3 на дистанции до 1 километра.

Современной динамической защиты в России до сих пор не разработано.

Относительно новая разработка НИИ Стали динамическая защита Реликт с трудом справляется с современными бронебойными оперенными подкалиберными снарядами.

Зарубежные БОПС DМ43, DМ53 (ФРГ), М829А3 (США) способны как по маслу преодолевать самую современную российскую динамическую защиту «Реликт» (установленную на танк-демонстратор Т-90МС Тагил) без возбуждения её детонации.


Высокая бронепробиваемость зарубежных 120-мм БОПС позволит передовым западным и китайским танкам легко уничтожать российские танки Т-90А. При этом вероятность поражения танка Т-90А, американским снарядом М829А3 при обстреле лобовых зон на дальности 2 км будет составлять 0,8–0,9.

Сегодня классическая компоновка самого современного российского танка Т-90А не только практически исчерпала возможности радикального повышения параметров его неуязвимости, но и привела к кризису конструкторской мысли Уралвагозавода в плане совершенствования защиты бронированния этих танков со стороны верхней полусферы.

Толщина брони крыши танка Т-90А не превышает 40 мм и на ней размещается навесная динамическая защита (ДЗ). Благодаря чему танки Т-90А могут без проблем поражаться натовскими противотанковыми снарядами, ПТУР и минами, которые при подлете к танку атакуют его с верхней полусферы.

Для днища российского основного боевого танка Т-90А характерная толщина брони составляет всего 20–30 мм. Что дает противнику легкую возможность поражать танк Т-90 с помощью бортовых магнитных мин.

Места экипажа танка Т-90 не эргономичные и очень не удобны. В следствие такое ограниченное пространство приводит к скованности, быстрой утомляемости экипажа, что в негативную сторону сказывается на его боевых и эмоциональных возможностях.

В дальнейшем на танке Т-90 не возможно провести серьёзную модернизацию, из-за его стесненной и очень плотной компоновки.

Танк Т-90 как и танк Т-72 давно исчерпал все свои возможности для дальнейшей модернизации. Например самый секретный советский танк Т-64 на данный момент времени на много куда более проще модернизировать чем нижнетагильские танки линейки Т-72 и Т-90 (Т-72БУ).

Время всем ещё раз прекрасно доказало и показало, что гусеницы впервые использованные на советском танке Т-64 в последствии из конструктивными улучшениями были применены на танке Т-80. На начало 2000-х годов нижнетагильские конструкторы осознав свое заблуждение, также начали на них плавно переобувать свои танки Т-72 и Т-90 (Т-72БУ).

На российских танках серии Т-90 и Т-72 не возможно преодолевать водные преграды шириной больше 1 километра, так как в этих танков при длительном преодолении водной преграды останавливается двигатель и в результате танки остаются неподвижными, то есть тонут вместе с экипажами.

Вентиляторная система охлаждения танков серий Т-72 и Т-90 имеет ограничения по времени работы под водой. Чтоб снять это ограничение, нужно радиаторы размещать в отдельном от двигателя отсеке, который при движении под водой должен затапливаться забортной водой и привод вентилятора должен быть отключаемым, чего на танках серии Т-72/90 нет.

На украинских танках Т-64 БМ Булат и Т-80УД Береза такой проблемы не существует. Танки Т-64 БМ Булат и Т-80УД могут преодолевать по дну водные преграды (реки) с неограниченной шириной, потому что их радиаторы при подводном вождении без проблем омываются забортной водой. При омывании забортной водой с радиаторов украинских танков БМ Булат и Т-80УД осуществляется очень интенсивный теплосъём, за счёт этого двигатели и не перегреваются. По этому для двигателей танков Т-64 и Т-80УД нет ограничений по продолжительности работы при подводном форсировании рек с шириной более одного километра.

Очень красноречивым является факт конкурентной привлекательности танка Т-90, когда Иран не один раз с 2004 по 2008 год обращался к Российской федерации, чтобы закупить самый современный российский танк Т-80У. Но Россия просто не могла заключить выгодную для обоих сторон сделку, потому что утратила к этому времени полный цикл производства газотурбинных танков. Взамен танков Т-80У Россия не один раз предлагала Ирану закупить нижнетагильские танки Т-90, но Иран прекрасно будучи осведомлен о их реальных боевых характеристиках, каждый раз отказывался от такого счастья. И это в то время когда перед Ираном, остро на повестке дня стоял вопрос обновления изрядно устаревшего танкового парка иранской армии!

Ни в одной уважающей себя стране мира танк Т-90 не принят на вооружение.

За все свое время, кроме Индии и России, танк Т-90 на экспорт поставлялся только в авторитарные страны из плохим демократическим климатом — Алжир, Казахстан и Туркменистан.

Эти страны покупая, танк Т-90, обращают внимание на его слабые боевые характеристики, только в самую последнюю очередь. Для таких стран боевые возможности танка не самое главное. Главное чтоб танк был новым, можно его было выкатывать раз в год на парад в честь юбилея по прославлению достижений лидера страны.

Российские танки Т-90 также покупают для того, чтобы иметь очень эффективный инструмент для разгона мирных демонстраций несогласных, требующих как воздух, демократических перемен. Чтобы самим видом танков запугивать население, держа его в покорном страхе.

Танк Т-90 стал своего рода инструментом гарантии и кристаллизации власти антинародных режимов на долгие годы вперед. Для авторитарных режимов Т-90 на ровне из золотом и бриллиантами стал выгодным вложением капитала, награбленного десятилетиями в простого народа.

Например такие страны из высоким уровнем соблюдения демократии и демократических свобод, как: США, Германия, Франция и Великая Британия никогда не допускают поставок такого тяжелого дестабилизирующего вооружения, как танки в страны которые попирают принципы демократии и людских свобод. Как уже видно только на этом примере, Российской федерации из танком Т-90 в этом списке — нету. Ведь деньги не пахнут…

Так Уралвагонзаводу удалось поставить танки Т-90СА в Алжир, только благодаря тому, что Россия списала Алжиру половину государственных долгов. В случае не списания долгов, Алжир в сторону танка Т-90СА даже и не посмотрел бы.

За набор скудных характеристик Т-90 не был приглашен на самые великие в мировом масштабе танковые тендеры современности, проводимые в Швеции, Греции и Турции.

В Малайзии Т-90 уступил польскому танку РТ-91 Twardy. Во время испытаний Т-90 умудрился застрять в джунглях Малайзии.

В Перу и Марокко Т-90 проиграл не отвечающему современным требованиям китайскому экспортному танку MBT-2000 с ещё более скудными характеристиками чем в российского танка!

Стагнация технического уровня Т-90 при одновременном увеличении его стоимости привела до того, что китайский MBT-2000 сумел обойти Т-90С в марокканском тендере на поставку основных боевых танков. По итогам тендера, министерство обороны Марокко закупило у Китая 150 танков MBT-2000/ VT1A.

В Саудовской Аравии российский основной боевой танк Т-90 уступил современному немецкому танку Leopard 2A6.

В Таиланде Т-90 по всем характеристикам проиграл новейшему украинскому танку БМ Оплот.

Поэтому не удивительно, что нижнетагильский танк Т-90 из-за своей дороговизны и устаревшей конструкции, плохо подающейся модернизации не пользуется большим спросом на мировом рынке вооружений.

В ближайшем будущем большие свои маркетинговые надежды НПО Уралвагонзавод связывает из следующим вариантом модернизации танка Т-90А, танком Т-90МС Тагил, впервые представленным осенью на оборонной выставке REA 2011 проходившей в Нижнем Тагиле, Россия.

Танк-демонстратор Т-90МС Тагил — является ходовым демонстратором последних наработок и передовых достижений в бронетанковой сфере НПО Уралвагонзавода и белорусского предприятия Пеленг, собран кустарным путем, выполнен в единичном экземпляре, не прошел государственных испытаний и не может быть принят на вооружение российской армии.

Несмотря на то, что суммарный боевой потенциал танка-демонстратора Т-90МС Тагил в сравнении из серийным танком Т-90А хоть и незначительно вырос, но даже такой рост его боевых возможностей не может в полной мере удовлетворять требованиям предъявленным министерством обороны Российской федерации.

Если только взять во внимание, что в последние годы была прекращена программа разработки перспективного танка-долгостроя Т-95 (объект 195) из-за не возможности НПО Уралвагонзавода довести опытный танк до ума, а также непрекращающиеся бесконечные доводки сырого танка-демонстратора Т-90МС Тагил до оптимального состояния, — свидетельствуют только о том, что Россия утратила былой статус великой танкостроительной державы и на сегодняшний день не имеет возможности самостоятельно разрабатывать и серийно производить конкурентные, востребованные как на внутреннем так и на внешнем рынке вооружений, современные танки.

Для того чтобы Россия смогла в будущем хоть на половину возродить свой утраченный бронетанковый потенциал, — путь остается только один — нужно по скорее за рубежом закупать самую современную бронетехнику и параллельно на своих оборонных предприятиях пытаться и учиться по лицензии её воспроизводить. Чем скорее это произойдет тем лучше будет для российской армии и России в целом.

За годы производства Т-90 постоянно развивался и совершенствовался, удерживаясь на уровне современных требований. Было разработано множество его модификаций и подмодификаций. Крайняя и — впервые представлена широкой публике на VIII международной выставке вооружений REA-2011.

В начале пути

История Т-90 началась в середине 80-х годов — еще при «великом и нерушимом» Советском Союзе. Тогда в Министерстве обороны (МО) и в Министерстве оборонной промышленности (МОП) СССР возобладала вполне здравая мысль о необходимости разработки единого для всей Советской Армии перспективного основного танка. С принятием его на вооружение должен был завершиться чрезвычайно самобытный период советского танкостроения, когда заводы вели параллельный выпуск двух-трех типов основных танков — Т-64, Т-72 и Т-80. Они были близки по боевым характеристикам, но существенно различались по конструкции, что крайне осложняло процесс их эксплуатации в войсках из-за разунификации танкового парка.

В соответствии с вышедшим 7 февраля 1986 года Правительственным постановлением «О мерах по созданию нового танка», базой для него должен был послужить харьковский Т-80УД. Это была усовершенствованная «восьмидесятка» с компактным двухтактным дизельным двигателем 6ТД вместо дорогого и прожорливого газотурбинного ГТД-1000. Постепенно Т-80УД вытеснил бы в войсках танки других типов. Предполагалось, что «изюминкой» перспективной машины будет только входившая тогда в моду компьютеризированная система управления частями и подразделениями, доведенная вплоть до отдельного танка.

Однако, пока перспективный танк являлся всего лишь «журавлем в небе», встал вопрос о том, что же делать с «синицами в руках» — многочисленными имеющимися в войсках основными танками, боевые характеристики которых уже не соответствовали требованиям времени. В первую очередь это относилось к Т-72 ранних модификаций. Не секрет, что данный танк представлял собой вариант боевой машины на мобилизационный период, и его конструкция была максимально упрощена для массового производства и эксплуатации слабо подготовленным личным составом. Отчасти поэтому «семьдесятдвойки» широко поставлялись за рубеж в ближневосточные и африканские страны, а лицензии на их производство были проданы союзникам по Варшавскому Договору — Польше и Чехословакии.

Основным недостатком Т-72 считался его примитивный, хотя и надежный прицельный комплекс 1А40, который уже не обеспечивал ведение эффективного огня, требовавшегося от современных танков. Дело в том, что комплекс 1А40 хотя и измерял дальность до цели и определял углы бокового упреждения (для движущейся цели), однако введение поправок в угол прицеливания на: отклонение температуры окружающего воздуха, температуры заряда, атмосферного давления от нормальных, а также на падение начальной скорости снаряда в результате износа канала ствола пушки нужно было вводить только вручную перед началом ведения огня. В инструкции ввод поправок описывался так: «Командир танка при наличии информации (!) определяет поправки по номограммам, расположенным справа на щитке пушки, и передает результирующее значение наводчику». Т.е. практически «от руки на глаз».

Требовалось «подтянуть» характеристики «семьдесятдвоек» до уровня не ниже Т-80У и, в первую очередь, повысить огневую мощь. Надо сказать, что подобные мероприятия советской оборонной промышленностью уже проводились. В начале 80-х годов похожая программа по повышению эффективности ведения огня и защищенности была реализована для средних танков Т-55. В результате появилась модификация Т-55АМ, боевая эффективность которой соответствовала уровню ранних Т-64 и Т-72. Для этого на Т-55АМ устанавливали новый прицел, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, часть машин получала комплекс управляемого вооружения «Бастион».

19 июля 1986 года вышло Постановление Совета Министров СССР, которым Уральское КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) поручались работы по теме «Совершенствование Т-72Б», а проще говоря — доведение его до уровня более совершенных советских танков Т-80У и Т-80УД. Начало работ по этому постановлению совпало со сменой руководства УКБТМ — главный конструктор В.Н. Венедиктов, почти два десятка лет возглавлявший КБ после Л.Н. Карцева, ушел на пенсию, а на его место был назначен В.И. Поткин.

Для увеличения огневой мощи Т-72Б необходимо было оснастить его современной, эффективной системой управления огнем (СУО). Для ускорения работ, сокращения стоимости модернизации и повышения степени унификации отечественных танков конструкторы УКБТМ решили использовать для модернизированной «семьдесятдвойки» комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш», уже отработанный на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72 (механизм заряжания Т-80 существенно отличался от автомата заряжания Т-72, в первом снаряды располагались горизонтально, а заряды вертикально, во втором — и тот и другой — горизонтально). Доработанный комплекс управления огнем получил обозначение 1А45Т.

В январе 1989 года опытный вариант модернизированного Т-72, получивший внутренний индекс «Объект 188», вышел на этап государственных испытаний. В различных же официальных документах и внешней переписке машина упоминалась сначала как Т-72БМ (модернизированный), а позже как Т-72БУ (усовершенствованный) — по всей вероятности, слово «модернизированный» звучало для руководства УВЗ слишком просто.

В СССР к испытаниям новой боевой техники подходили очень серьезно. Так, в 70-х годах для испытаний различных типов танков устраивались пробеги протяженностью до 10 тыс. км по различным регионам СССР. Танкисты и конструкторы шутливо называли их «звездные пробеги». Подобного широкомасштабного мероприятия во времена горбачевской перестройки устроить было уже невозможно, но тем не менее четыре опытных образца «Объект 188» испытывались около года в различных климатических условиях, в том числе на полигонах Уралвагонзавода в Сибири, а также в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях.

Доработанные по результатам испытаний машины еще раз прогнали по полигонам, а в конце, для определения уровня защищенности, одна машина была расстреляна. По воспоминаниям участника этих испытаний А.Бахметова, сначала под одну из гусениц был заложен фугас, соответствующий наиболее мощным противотанковым минам иностранных государств, но после взрыва машину удалось привести в работоспособное состояние силами экипажа за нормативное время, затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем били по «слабым» местам.

После завершения всей программы испытаний, 27 марта 1991 года, совместным решением МО и МОП СССР «Объект 188» был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии. Однако спустя всего полгода не стало ни Советской Армии, ни самого Советского Союза, и перспективы серийного производства усовершенствованного Т-72Б стали весьма туманными. Тем не менее, несмотря на тяжелейшее положение в экономике, руководству Уралвагонзавода и УКБТМ удалось пробить решение о принятии усовершенствованного Т-72 на вооружение уже Российской Армии. В ходе этой борьбы за производство, чтобы подчеркнуть «российскость» танка и отмежеваться от эпохи «застойного» СССР, возникла мысль изменить наименование танка с тривиального улучшенно-модернизационного Т-72БУ на что-то более звучное и оригинальное. Первоначально было предложено наименование Т-88 (очевидно, по аналогии с объектовым индексом 188). Но судьба распорядилась иначе.

А теперь Т-90!

Посетивший в 1992 году Уралвагонзавод первый Президент России Б. Ельцин твердо пообещал утвердить постановление о принятии танка на вооружение — и обещание свое сдержал. 5 октября 1992 года Постановлением Правительства РФ № 759-58 «Объект 188» был принят на вооружение Российской Армии, но уже под наименованием — Т-90. По одной из версий, присвоить танку такое наименование распорядился лично Президент России. Этим же постановлением разрешалась и продажа за рубеж экспортной модификации Т-90С.

Серийное производство Т-90 началось на Уралвагонзаводе в ноябре того же года, но, в отличие от советских времен, когда танки производились сотнями, годовые объемы выпуска Т-90 исчислялись всего десятками. Т-90 стал первым российским танком в технологическом плане. На нем пришлось восстанавливать производственную кооперацию, разрушенную после распада СССР, уже в рамках только российского ОПК. Всего с 1992 по 1998 годы (когда выпуск Т-90 был приостановлен) построили около 120 машин. И дело здесь не в том, что Уралвагонзавод был не в состоянии развернуть крупносерийное производство, а в том, что российские военные не имели достаточно средств для закупки вооружения в эти смутные времена.

Первые Т-90 отправили в соединение, дислоцированное поближе к заводу-изготовителю, — в 21-ю Таганрогскую Краснознаменную ордена Суворова мотострелковую дивизию Сибирского ВО, где из них сформировали танковый полк. Позже Т-90 попали и в 5-ю Гвардейскую Донскую танковую дивизию в Бурятии (до батальона). Что же представлял собой Т-90 образца 1992 года? Танк сохранил классическую компоновку Т-72Б с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. По сравнению с Т-72Б была усилена защита и установлен автоматизированный комплекс управления огнем, корпус и башня были приспособлены для установки новой встроенной динамической защиты (ВДЗ). Благодаря использованию автомата заряжания орудия (АЗ), экипаж Т-90 состоял из трех человек — механика-водителя, наводчика и командира.

Корпуса Т-90 и Т-72Б были практически идентичны. Но верхняя лобовая деталь Т-90 получила встроенную динамическую защиту. Башня осталась литой с комбинированной броней в лобовой части (на курсовых углах до 350). Она также имела динамическую защиту (ДЗ) — в лобовой части установлено семь блоков и один контейнер, кроме того, 20 блоков — на крыше башни.

Точные данные об эффективности бронирования Т-90 остаются засекреченными. Тем не менее существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными оперенными подкалиберными снарядами (БОПС) оценивается в целом, с учетом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 900-950 мм катаной броневой стали (без учета встроенной ДЗ: башня 700 мм; корпус — 650 мм). Бронестойкость корпуса и башни против обстрела кумулятивными снарядами (КС) с учетом динамической защиты оценивается в 1350-1450 мм (без учета встроенной ДЗ: башня — 850 мм; корпус — 750 мм).

Дополнительную защиту от поражения противотанковыми управляемыми ракетами Т-90 обеспечивает комплекс оптикоэлектронного подавления «Штора-1». Т-90 стал первым серийным танком, на котором он устанавливался. Комплекс «Штора-1» включает станцию оптико-электронного подавления (СОЭП) и систему постановки завес (СПЗ).

Основная идея работы комплекса состоит в выработке СОЭП сигнала, аналогичного сигналу трассеров западных ПТУР, что влечет за собой срыв их наведения, а также снижается и вероятность попадания в цель оружия, использующего лазерную подсветку цели.

Система постановки завес добивается того же результата путем постановки дымовой завесы. При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, чем нарушается работа систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы. Надо отметить, что некоторые специалисты считают, что схема установки прожекторов-постановщиков помех комплекса «Штора-1» на Т-90 реализована крайне неудачно — из-за них большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела остался без блоков динамической защиты.

Основное вооружение Т-90 — это 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-2, являющаяся модификацией пушки 2А46М-1 (устанавливалась на Т-80У) под автомат заряжания Т-72. В боекомплект пушки, кроме бронебойно-подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов (ОФС), входят и управляемые ракеты 9М119. Благодаря электромеханическому автомату заряжания, боевая скорострельность Т-90 составляет 6-8 выстр./ мин. В механизированную укладку кругового вращения входят 22 выстрела раздельного заряжания: снаряды размещены горизонтально на днище боевого отделения, под пороховыми зарядами. Минимальный цикл заряжания — 6,5-7 секунд, максимальный — 15 секунд. Автомат заряжания пополняется силами экипажа за 15-20 минут.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Танк Т-90АМ «Прорыв» и его экспортный вариант Т-90СМ является новейшей модификацией Т-90А. Работы по его усовершенствованию стартовали в 2004 году. Впервые опытный образец танка Т-90АМ был представлен в начале сентября 2011 года в Нижнем Тагиле на военном полигоне «Старатель». Показ новой боевой техники проводился в рамках XIII международной выставки REA-2011.

Сведения об улучшениях

Т-90АМ, характеристики которого доступны сейчас лишь в общих чертах, создавался на базе танка Т-90. Разработчиком новинки стал «Уралвагонзавод». Главным объектом модернизации машины оказалась старая башня, которую заменили на новейший боевой модуль с усовершенствованной СУО «Калина», имеющей боевую интегрированную информационно-управляющую систему тактического звена. Кроме того, Т-90АМ (фото представлены в статье) снабжен модернизированной пушкой 2А46М-5, новым автоматом заряжания и УДП Т05БВ-1 с дистанционным управлением. Также заменили «Контакт-V» на ДЗ «Реликт».

Особое внимание разработчики уделили повышению возможностей командира относительно управления огнем и поиска целей одинаково эффективно вне зависимости от времени суток. Впервые российский танк Т-90АМ снабдили управлением на основе штурвала и автоматической системой переключения передач. Она дает возможность перейти на ручной режим, как только в этом возникнет необходимость.

Машина Т-90АМ имеет боекомплект с двумя группами укладки - одна снаружи, а другая - внутри. При этом 22 выстрела расположены в нижней части корпуса, в АЗ, а остальные, как и заряды к ним - в специальном бронированном коробе, который находится на корме башни. Специалисты позаботились об улучшении маневренности и подвижности танка Т-90АМ (СМ). Для этого были установлены новейшие комбинированные приборы ночного видения, а также телекамера для заднего обзора местности.

Новый танк Т-90АМ «Прорыв» весит 48 т, что на полторы тонны больше, чем базовая модель, но в то же время значительно меньше, чем его немецкие или американские аналоги. Эта машина оснащена силовой моноблочной установкой В-93, обладающей мощностью в 1130 л. с., разработанной на основе В-92С2Ф2. Было решено также заменить антинейтронный надбой на более надежный противоосколочный огнестойкий материал вроде кивлара и усовершенствовать систему пожаротушения.

Подводя итоги модернизации, можно сказать, что подвижность и защищенность танка Т-90АМ заметно улучшились, а габариты остались практически неизменными, поэтому он все еще остается в классе боевых машин до 50 тонн.

Сопоставление боевой техники

Не секрет, что многих волнует вопрос о том, какова эффективность российских новейших танков по сравнению с иностранными аналогами. Для примера возьмем американский М1 «Абрамс». Но чтобы сравнивать две боевые машины, следует знать, что ситуаций, когда они сходятся один на один на поле боя, в наше время практически не существует.

В современных условиях ведения боевых действий, чтобы выжить, экипажу танка придется воевать с различным противником, начиная от пехоты, снабженной противотанковыми ракетами, и заканчивая самолетами и вертолетами. Но, несмотря на это, эксперты постоянно пытаются сравнивать одного класса друг с другом. В то же время некоторые из них считают, что теоретическое сопоставление танков невозможно в принципе, так как даже настоящие боевые действия не дадут окончательного ответа на вопрос о том, кто же лучше. Здесь необходимо будет учесть массу других критериев, таких, как тактика применения, техническое обслуживание машины, уровень подготовки экипажей, взаимодействие различных воинских подразделений и т. д. Все это может иметь намного большее значение, чем технические характеристики самих танков.

Сравнение Т-90 и «Абрамса»

Прежде чем начать сопоставлять технические характеристики этих боевых машин, необходимо учесть, что танк Т-90 был разработан еще 20 лет назад, и с тех пор несколько раз модернизировался. Естественно, что каждый новый образец существенно отличался от предыдущего как конструктивно, так и в плане боевой эффективности. То же самое происходило и с танком «Абрамс», поступившим на вооружение американской армии в 1980 г. Поэтому слишком придирчиво сравнивать все их параметры имеет смысл лишь у конкретных модификаций, которые были выпущены в один и тот же период времени.

Технические характеристики и иные параметры российского танка Т-90АМ против «Абрамса» М1А2 пока сопоставить практически невозможно из-за высочайшего уровня секретности вокруг данной боевой техники. Известно только, что бронирование башен в их передней части выполнены аналогично - в карманах, имеющихся на лобовой броне, установлены пакеты так называемых отражающих листов.

Применение техники в боевых условиях

Американский танк «Абрамс» уже использовался в иракской военной операции «Буря в пустыне». А что касается российской машины, то ее участие в боевых действиях пока документально не подтверждено. Хотя некоторые эксперты предполагают, что танк Т-90 уже успели опробовать во время Первой и Второй Чеченских компаний как в Чечне, так и в Дагестане. Другие же утверждают, что эти машины засветились в августе 2008 г. на территории Южной Осетии во время грузино-осетинского конфликта.

К примеру, некоторые средства массовой информации тогда сообщали, что Т-90 видели во время вывода российских войск из Гори (Грузия). Но пока прямых доказательств этого факта не существует. К тому же танк Т-90, характеристики которого будут приведены в сопоставлении с американским «Абрамсом» ниже, внешне похож на Т-72Б, имеющий динамическую защиту «Контакт», что и могло послужить причиной ошибки его идентификации.

Пока точно определиться с тем, как себя зарекомендует танк Т-90АМ в условиях реального боя, невозможно, так как он еще нигде не использовался.

Сравнение дизайна

Следует отметить, что Соединенные Штаты и Советский Союз, а впоследствии и Россия, всегда имели совершенно разный подход к дизайну боевой техники. Явственно видно, что американский танк М1 намного превосходит размером Т-90. Добиться уменьшения габаритов машины удалось за счет отказа от заряжающего, которому для выполнения своих обязанностей необходимо примерно 1,7 м от высоты боевого отделения. Результатом этого стало снятие ограничения на снижение уровня танка. Кроме того, более плотная компоновка позволила сделать надежно защищенную машину со сравнительно небольшим весом и низким силуэтом, а также с малой площадью поперечного и продольного сечения.

Результатом таких преобразований является тот факт, что забронированный объем «Абрамса» составляет 19, а Т-90 - 11 кубометров. Но у более плотной компоновки есть и свои минусы. Ими являются некоторая стесненность танкового расчета и затрудненность взаимозаменяемости друг друга при необходимости.

Сравнение защиты

Многие могут подумать, что если «Абрамс» намного тяжелее, то и броня на нем толще, а значит, надежнее. Это не совсем так. Уменьшить вес брони на танке Т-90 помогло снижение забронированного внутреннего объема, что обеспечило нужный уровень внешней защиты. За счет того, что габариты лобовой проекции у российской машины составляют всего 5 м², а у «Абрамса» - 6, она становится менее уязвимой, так как вероятность подобного попадания именно в эту часть техники очень высока.

Российский танк снабжен «отражающими листами», сделанными из стали, а «Абрамс», начиная с определенной модификации, - из Этот материал имеет высокую плотность (19,03 г/см³), поэтому при сравнительно небольшой толщине пластины он обеспечивал буквально взрывной характер разрушения кумулятивной струи.

Танк Т-90, кроме традиционной, имеет еще и комплекс динамической защиты. Такого нет на большинстве модификаций «Абрамса». «Контакт-5» - это динамическая защита российских танков, работающая как против бронебойных подкалиберных зарядов, так и кумулятивных средств. Данный комплекс подает сильнейший боковой импульс, который позволяет разрушить или, по крайней мере, дестабилизировать сердечник БПОС до того как начнется воздействие на основную броню.

Как утверждают российские производители, лобовая броня танка Т-90А свободно выдерживает попадание наиболее применяемых на Западе БОПС. Для этого был проведен специальный экспериментальный показ. Танк Т-90, характеристики которого протестированы еще в 1995 г. на полигоне в Кубинке, обстреляли другой машиной. По нему выпустили 6 российских кумулятивных снарядов с расстояния около 200 м. В результате обстрела выяснилось, что лобовая броня успешно выдержала испытания, а танк смог самостоятельно доехать до смотровой площадки.

В свою очередь, американские официальные лица заявляли, что лобовая броня их машины М1А1 тоже с успехом выдерживала обстрел, который вели по ним иракские военные из танков Т-72. Правда, это были устаревшие БОПС, снятые с вооружения еще в начале 70-х гг. прошлого века.

Сравнение вооружения и боекомплекта

Как известно, основным вооружением данной боевой техники является пушка. Российская машина имеет 125-мм гладкоствольное танковое орудие 2А46М/2А46М5. «Абрамс» же вооружен стандартной для НАТО 120-мм пушкой М256. Как видим, существует некоторая разница в калибре, но, несмотря на это, оба орудия имеют сходные характеристики. Однако стоит отметить, что эффективность танкового огня напрямую зависит именно от используемых боеприпасов.

Российский танк Т-90, «Прорыв», вероятно, тоже может вести огонь, используя при этом боеприпасы четырех типов: осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные, кумулятивные снаряды и управляемые ракеты. «Абрамс» же имеет стандартный комплект, состоящий только из двух типов боеприпасов: кумулятивных и бронебойно-подкалиберных.

Для борьбы с вражеской техникой применяются в основном несколько устаревшие БОПС ЗБМ-44 и ЗБМ-32, имеющие сердечники из вольфрамового и уранового сплавов. Не так давно были разработаны уже более усовершенствованные снаряды, способные противостоять лобовой броне лучших западных танков. В их числе - и ЗБМ-48 «Свинец».

Основным же боеприпасом «Абрамса» считается выстрел М829А3 с бронебойным подкалиберным снарядом, который был принят на вооружение в 2003 г.

Сравнение силовых установок

Сразу необходимо сказать, что у обеих машин они принципиально разные. На танках Т-90А и Т-90СА установлен 1000-сильный дизель, а у «Абрамса» - 1500-сильная сделанная в одном блоке с гидромеханической автоматической трансмиссией. Удельная мощность двигателей у Т-90 и «Абрамса» составляет соответственно 21 и 24 л. с./т. Российская машина обладает в значительной степени большим запасом хода (550 км), нежели американская (350 км). Это получилось за счет повышенной экономичности дизеля по сравнению с более ненасытной газовой турбиной.

Силовая установка Т-90 имеет еще одно очень важное преимущество - это высокая надежность и неприхотливость. Взять хотя бы испытание машин в условиях индийской пустыни Тар, где не было зафиксировано ни единой поломки двигателя. Что касается американских танков М1А1, участвовавших в операции «Буря в пустыне», то за три дня, что они двигались по пескам, из 58 единиц 16 вышли из строя. И все это случилось из-за повреждения двигателей. Если же сравнивать трудоемкость технического обслуживания моторов этих машин, то, чтобы заменить его, бригадам квалифицированных техников понадобится: российской - 6, а американской - всего лишь 2 часа.

Недостаток трансмиссии российских машин заключается в довольно низкой скорости заднего хода - лишь 4,8 км/ч, а у американской техники она достигает 30 км/ч за счет установки на них гидрообъемной трансмиссии. Дело в том, что серийно выпущенные танки Т-90 укомплектованы механической трансмиссией на основе уже устаревшей схемы механизма поворота, где его обязанности возложены на ступенчатые бортовые коробки передач. «Абрамс» же оснащен гидрообъемной трансмиссией, а также механизмами поворота, имеющими цифровую систему автоматического управления.

Общая оценка

На основе доступных данных о технических и иных характеристиках танков Т-90 и «Абрамс» можно сделать заключение, что главными преимуществами российской машины по сравнению с американской являются:

  • хорошая защита, включающая в себя динамическую систему «Контакт», а также КОЭП «Штора-1»;
  • доступность стрельбы по мишени управляемыми ракетами на расстояние до 5 тыс. м;
  • большее количество типов боеприпасов, к которым относятся и ОФ-снаряды (в т. ч. с уже готовыми поражающими частями и дистанционным подрывом);
  • отличная скорострельность, которая сохраняется на протяжении боя, обеспеченная использованием А3;
  • приличная глубина преодоления водных препятствий, хороший запас хода и отличная подвижность;
  • неприхотливость и высокая надежность во время эксплуатации.

«Абрамс» также имеет свои достоинства. Это:

  • прочная защита;
  • автоматизация средств управления боем, которое обеспечивает приток различных данных в режиме реального времени;
  • надежная изоляция экипажа от места нахождения боекомплекта;
  • хорошая маневренность;
  • высокий уровень удельной мощности.

Мнение специалиста

В 2012 г. в прессе была опубликована статья В. Степанова, который является доктором технических наук и гендиректором ОАО «ВНИИтрансмаш». В ней говорилось об анализе методов сравнительного оценивания технических характеристик танков. И, прежде всего, здесь были приведены оценки показателя военно-технического уровня (ВТУ) лучших боевых машин, в том числе российских Т-90А и Т-90МС, а также М1А2 и М1А2 SEP.

ВТУ рассчитывался по нескольким показателям: защищенность, эксплуатационная возможность, огневая мощь и подвижность. Затем всех вышеперечисленных машин с неким эталонным танком. Им был выбран Т-90А, а это значит, что его ВТУ = 1,0. Данные американских машин M1А2 и М1А2 SEP были оценены соответственно в 1,0 и 1,32. Показатель ВТУ нового танка Т-90МС «Тагил» определили как 1,42. Проведенные расчеты могут иметь незначительную погрешность, составляющую не более 10%. Из этого можно сделать вывод, что существует реальная близость между уровнями самых лучших зарубежных аналогов с российскими Т-90А и его модернизированным образцом - танком Т-90АМ.

Вес танка колеблется от 26 до 188 тонн, в зависимости от толщины брони и характера боевого снаряжения.

Танк – бронированная гусеничная машина с пушечным вооружением. Различают две группы танков:

Вес танка колеблется от 26 до 188 тонн.

  • Боевые (основные) . Главными характеристиками таких моделей является внушительная огневая мощь, высокая устойчивость к поломкам и отличная скорость перемещения.
  • Легкие . Используются в качестве оружия быстрого реагирования, а также в целях разведки. Как правило, такие машины обладают меньшей мощностью и толщиной защитной брони. Легкие модели танков можно транспортировать в места назначения с помощью водного, воздушного или железнодорожного транспорта.

Давайте сравним массу нескольких моделей боевых машин.

Сколько весит танк Т-90

Модель является усовершенствованным вариантом танка Т-72. Обладает высокими боевыми и техническими характеристиками, позволяющими выдерживать бои в любых климатических условиях.

Вес танка Т-90 - 46,5 тонн.

Вес танка Т-90 - 46,5 тонн. Боевая машина оснащена пусковой установкой 125-мм, предназначенной для поражения целей всех видов, а также прицельным комплексом и тепловизором. Танк обладает высокой скорострельностью, отличной скоростью (60 км), а в состав экипажа входит три человека.

Сколько весит танк Т-34

Т-34 – настоящая военная легенда. Производство первых «тридцатичетверок» началось в 1940 году, а к началу 1941 года на вооружении СССР было около 1225 единиц техники. Танк модели Т-34 на протяжении военных лет несколько раз изменял и совершенствовал свои технические характеристики. Поэтому масса в разные годы выпуска также была неодинаковой:

  • Выпуск 1940 г – 26,3 т
  • Выпуск 1941 г – 28 т
  • Выпуск 1942 г – 28,5 т
  • Выпуск 1943 г – 30,9 т

При этом в общей массе боевой машины вес гусениц занимает около 1150 кг. При сравнении веса боевой башни танка 1940 и 1942 годов, то заметна тенденция к увеличению – с 3200 до 3900 кг. Экипаж Т-34 включает стрелка-радиста, механика-водителя, заряжающего и командира.

Танк «Maus» был создан в 1943 году и его вес составлял около 188 тонн. Это настоящий «тяжеловес» немецкого танкостроения, длина пушки которого достигала 2,5м. А общая длина боевого «Мышонка» составляла около 11,5 м! В боекомплект машины входило две спаренные пушки (128-мм и 75-мм). Вместительность топливного бака «Мауса» - 2650 л. Количество членов экипажа – пять человек.

Это интересно!

На этих страницах вы можете узнать:
Сколько весит медведь
Сколько весит золото
Сколько весит борец сумо
Сколько весит облако
Сколько весит пианино

Несмотря на впечатляющие размеры и вес танка «Maus», почти все свободное место внутри занимали многочисленные приборы и детали. Так что экипажу боевой машины приходилось размещаться «по остаточному принципу».

По результатам полигонных испытаний «Маус» достиг хороших показателей: скорость 20 км/ч, преодоление подъема, вертикального препятствия высотой 76 см под углом 30 градусов, пересечение водной траншеи шириной 2 м.

Правда, все потраченные усилия по созданию и усовершенствованию типов этой модели пропали даром. В конце 1944 года по приказу Гитлера были прекращены работы над тяжелыми танками, а весной 1945 года опытные образцы типа 205 были подготовлены для обороны полигона в случае захвата Красной Армией. Два сохранившихся танка типа 205 после войны были перевезены в Ленинград, а оттуда – на танковый полигон в Кубинку.

Сколько весит танк АТ-2

Игра World of Tanks – прекрасная возможность хотя бы «виртуально» поуправлять танками и другой военной техникой. Танк АТ 2 является боевой единицей пятого уровня британской ветки развития (класс ПТ-САУ).

Общие характеристики «боевого монстра»: вес 44 тонны, орудие 57 мм, 26 выстрелов в минуту, скорость 20 км/ч. В состав экипажа входит четыре человека. Танк можно использовать для продавления флангов с вражескими боевыми единицам. Однако при этом следует позаботиться о своем прикрытии со стороны союзников. Точность орудия у АТ 2 небольшая, поэтому использование танка при дальних атаках не рекомендуется.

Вес танка АТ-2 44 тонны.

Теперь вы знаете, сколько весит танк, и как видите, его масса зависит от модификации. Кроме того, для определения веса танка не нужно его взвешивать, а достаточно рассчитать массу, учитывая плотность металла и вес боевого оснащения.

История развития Советского танкостроения началась еще в 20-е годы прошлого века и имела ряд своих ключевых особенностей, выделяющих ее на фоне остальных держав. Вначале это были машины, полностью изготовленные на основе разработок зарубежных конструкторов, но уже ближе к началу Великой Отечественной Войны (ВОВ) стали появляться самобытные и интересные машины.

Такие, как Т-35, Т-28, легкие Т-26. Следующим витком развития стал представленный Кошкиным танк - А-32. В последствии эта бронированная машина получила индекс - Т-34. О боевой славе этого танка можно не упоминать, она и так всем хорошо известна.

Но советской армии требовались не только средние и маневренные машины, но средства для прорыва эшелонированной обороны противника. В 1939 году на вооружение приняли не менее легендарный танк - КВ-1.


Легендарный советский танк Т-34

На момент начала ВОВ танковые войска СССР уже имели немалое количество современных боевых машин такого класса, но стремительность немецкого удара не позволила в полной мере раскрыть весь потенциал. Однако советские танки хорошо показали себя на полях сражений.

Бронирование даже средних Т-34 позволяло выдерживать попадание снарядов из пушек, применяемых противником. Для уничтожения КВ зачастую приходилось подтягивать части оснащенные 88-мм зенитными пушками. Другие просто не брали.

КВ в дальнейшем не получил своего развития, на его место пришел танк прорыва ИС. Первые модели этого аппарата имели 85-мм орудие, которое устанавливалось также и на Т-34-85, и не имело достаточного фугасного воздействия снаряда. В спешном порядке эти танки стали снаряжать орудиями Д-25т, обладавшими калибром 122-мм.


Танк во время войны (фото)

Т-34/85 и ИС-2 стали основными танками на завершающем этапе этой страшной войны. Их можно увидеть на постаментах в каждом городе России и ближнего зарубежья.

Когда война еще шла, на полигонные испытания передали следующее поколения средних танков. Они имели название - Т-44.

Главным отличием Т-44 от Т-34 стало улучшенное бронирование

Главным отличием от Т-34 стало улучшенное бронирование, уменьшение габаритов, другое расположение двигателя, использование торсионной подвески, были учтен колоссальный опыт боевых действий, накопленный за долгие годы конфликта. Впоследствии эти наработки применили уже в других, более поздних машина Т-54 и Т-62.

Получила свое развитие и линейка ИС. Последняя разработанная модель носила наименование ИС-8 (Впоследствии, после смерти Сталина, переименованная в Т-10). Танк имел отличное бронирование, высокую подвижность, орудие 122-мм калибра. В башне располагалось самые современные средства управления огнем.


Конец эре средних и тяжелых танков положили разработанные в ходе войны кумулятивные боеприпасы и общее развитие в области средств борьбы с бронированный техникой.

Наращивать броню используя только металл было нецелесообразно. Увеличивалась масса и габариты, снижалась маневренность и возможности по транспортировке.

В ФРГ даже отказались от противоснарядного бронирования на танках линейки «Леопард», поставив все на высокие динамические характеристики и СУО. Для дальнейшего развития требовался прорыв, новая идея и концепция защиты.

В Советском Союзе таким чудом стал танк Т-64, разработанный и воплощенный в металле на территории Харьковского завода.

Между двумя слоями танковой стали размещалась прослойка, которая гасила кумулятивную струю. Это не только повышало защищенность, но и уменьшало вес танка Т 90.

На Т-64 был применен многослойный принцип бронирования.

Комбинированные бронирование стало не единственной прорывной особенностью данной машины. В ходе конструкторских работы было принято решение отказаться от заражающего и использовать для боепитания пушки автомат заряжания «карусельного» типа, способного производить перезарядку в полигонных условиях за 8 с.

Были и еще интересные нововведения, но статья про Т-90, а не про Т-64. Стоит лишь отметить, что это был уже не средний танк, а ОБТ (Общий боевой танк).


Танк Т-64, предшественник Т-90

Позже на вооружение Советского союза, кроме Т-64, стали такие машины, как Т-72 и Т-80. Все они имели свои особенности и цели применения. К началу 90-х годов СССР пришел, имея три ОБТ, которые производились на разных заводах и почти не имели унифицированных узлов.

История создания танка Т-90

В середине 80-х годов на Тагильском заводе началось серийное производство танка Т-72Б. Боевая машина получилась не особо современной. Одним из главных недостатков являлась СУО, которая была хуже, чем на танках стран НАТО и более продвинутых Советских танках, вроде Т-80.

Т-72 являлись «рабочими лошадками» танковых сил.

Стоит однако отметить, что Т-72 являлись «рабочими лошадками» танковых сил и в первую очередь они планировались, как дешевый способ задавить противника, не считаясь с потерями в технике.


Танк Т-80, еще один пример отечественного танкостроения

После старта производства Т-72Б руководство немедленно издало распоряжении о проведении глубокой модернизации машин, этой линейки. Для повышения огневой мощи установили комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш». До этого он использовался только на танках Т-80.

В качестве средства противодействия вражеским ПТУРам, установили КОЭП (Комплекс оптико-электронного подавления) «Штора» , придававший оснащенным им танкам инфернальный вид.

Владимир Поткин. Главный конструктор Т-90

В 1989 году начались многочисленные полигонные тесты. Они проводились на территории всего СССР. Самым жестким испытанием подвергся танк в Средней Азии. Песок, грязь и жара - одни из самых опасных противников для техники.

Все испытания завершились в 1992 году. Почти сразу началось производство машины, которой присвоили название - Т-90. Есть у этого танка и другое имя - «Владимир». В честь главного конструктора Владимира Поткина, трагически погибшего от сердечного приступа в 1989 г.

Начиная с 2011 года танки этой серии перестали закупаться вооруженными силами РФ.

Описание ТТХ Т-90

Танк не отличается уникальностью в своей конструкции и расположению внутренних узлов. Внутренне пространство условно разделено на три отсека.

В задней части корпуса располагается МТО (Моторно-трансмиссионный отсек). В середине - боевое отделение с расположенными в нем местами для командира танка и наводчика. Первый - слева, второй - справа от орудия.

В передней части машины - отсек управления. Там находятся органы управления бронемашиной и место механика-водителя.


Защищенность

Весь танк выполнен из брони на основе композитных материалов. Бронелисты соединяются путем сварки. Передняя лобовая деталь выполнена по принципу бутерброда и состоит из нескольких слоев.

Для дополнительной защиты на внешней стороне корпуса закреплена динамическая защита. В последних модификациях - это «Реликт». Предусматривается установка «Шторы-1». Имеется система для постановки дымовой завесы.


Вооружение и СУО

В передней части башни установлено 125-мм гладкоствольное орудие, способное поражать цели на расстоянии до 5 км. Для повышения эффективности ведения огня предусмотрены установка современной СУО «Калина».

Имеется двухплоскостной стабилизатор, позволяющий, не снижая скорости движения танка, поражать цели. В ночное время суток или в условиях низкой видимости применяются тепловизоры.


Боеукладка расположена в центральной части танка. Часть снарядов храниться в автомате заряжания и готова к немедленному использованию, остальные находятся в нишах. Общее количество выстрелов - 43.

В состав БК входят: подкалиберные, осколочно фугасные, калиберные снаряды. Отдельно стоят управляемые аналоги. По праву их можно назвать особенностью Советского и Российского танкостроения. На западе подобные системы появились только в 90-х.


В спарке с пушкой находится7,62-мм пулемет ПКТ. Его боекомплект рассчитан на 2 тысячи выстрелов. Для ведения зенитного огня, на башне установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет «Утес» или «Корд» . Ими можно удаленно управлять, не покидая боевого отделения.

Подвижность

На первых вариантах Т-90 устанавливался четырехтактный дизельный двигатель, обладающий 12-ю цилиндрами. Его мощность не превышала показатель в 840 л.с. В последствии на более поздних модификациях установили новую силовую установку, имеющую турбокомпрессор и форсированную до 1000 л.с.

За свои характеристики Т-90 получил прозвище «Летающий танк».

Динамика танка находится на приемлемом уровне, а его вес и скорость разгона стали поводом для присвоения ему прозвища - «Летающий танк». Максимальный расход топлива танка Т-90 составил 450 л на каждые 100 км пробега по бездорожью. Подвеска Т-90 почти полностью аналогична танку Т-72, но обладает меньшим весом.

Перспективы модернизации

По своей сути танк Т-90 и так является модернизацией Т-72. Да, на нем сменили СУО, поставили другой двигатель, поменяли орудие и навесили современной динамической защиты. Но база осталась прежней и те же Т-72Б3 не сильно хуже последних вариантов Т 90, расход топлива у которых был значительно выше. Модернизация достигла апогея и уперлась в потолок. Это не позволяет рассчитывать на дальнейшие работы в этом направлении.


Именно из-за такого тупика сейчас ведутся активные испытания Т-14 «Армата». Его можно назвать новым витком отечественного танкостроения. Экипаж в бронекапсуле, приличное СУО, высокосильный двигатель - все это позволяет назвать данную платформу танком будущего. Картину портит только один факт: все эти наработки были уже частично использованы в СССР.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) танка Т-90

В Википедии про Т-90 указаны следующие характеристики.

Габариты и масса:

Танк Т-90 — технические характеристики подвижности:

Вооружение:

Т-90 — характеристики защищенности:

Положительные и отрицательные качества

  • высокая подвижность;
  • надежный двигатель и ходовая;
  • небольшие габариты (спорный плюс, современные средства наведения нивелирую его.);
  • возможность вести огонь ПТУРами из орудия;
  • приемлемый уровень защищенности.
  • низкая скорость заднего хода;
  • экипаж танка Т 90 состоит из трех человек, близко расположенных к боеукладке и емкостям с топливом;
  • первые Т-90 оснащались устаревшей СУО.

Модификации


Т-90С Экспортный вариант
Т-90СК Командирский вариант Т-90с
Т-90К Командирский вариант линейного Т-90

Т 90 А Модернизированный вариант стандартного танка. Отличается сварной башней, новым АЗ и силовой установкой
Т-90АК Командирский вариант Т-90А
Т-90АС Экспортный вариант Т-90А
Т-90АКС Командирский вириант предыдущей машины
Т-90АМ Самая последняя модификация Т-90 (экспортный вариант t 90). Ее отличительные особенности расписаны в статье.

Видео про Т-90

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога