Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Является ли рапира клинковым оружием. Рапира: что представляет собой колющее оружие прирожденных фехтовальщиков

Давайте продолжим наше увлекательное путешествие в мир соборизма, и будем надеяться - вдруг произойдёт чудо! Вдруг вместо ставшей уже привычной некомпетентности граждан, которые изображают из себя наставников т.н. "русского воинского искусства Собор", мы увидим что-то дельное!

Сегодня речь пойдёт о разнице таких видов оружия, как рапиры, шпаги и эстоки, а также о легендах, которые циркулируют вот уже более двух десятков лет внутри секты Собор, про некие "боевые рапиры".

Читатели, конечно, помнят мой пост , в котором я выразил свои искренние сердечные соболезнования Андрею Комарову, коего занятия соборизмом довели до того, что он заставил Костю и Женю "фехтовать" без защитного снаряжения. =(

Граждане, пристально изучающие мой уютный бложик, (такие есть), сразу обратили внимание на то, что в оригинальном ролике, размещённом на сайте Мастерской Андрея Комарова , это безобразие называют "Фехтование на рапирах". В то время как я, скопировав сие на свой канал, назвал это действо "Фехтование на эстоках".

И, конечно, тут же нашелся персонаж (с ником Gvayrin), который побежал в комментарии и стал высказывать своё очень ценное мнение, указывая на мою "ошибку".
Комментарии .

С Ромой я занимался год в одной группе у Андрея Комарова.
Нормальный перень, как и подавляющее большинство простых сектантов.
Поэтому и сидит на белом поясе, и никаких шансов не имеет на рост внутри секты.
Со своими тараканами, как и все мы, попавшие, каждый в своё время, по разным причинам в секту.

Поскольку Рома не занимается имитацией обучения воинскому искусству, то может писать мне что угодно, к нему претензий нет.
(Кроме того, что реплика вакидзаси, которую он мне продал как изготовленную с соблюдением всех технологий оригинала, развалилась у меня в руках, а "кожа ската", которой якобы была обтянута рукоять, после снятия обмотки оказалась состоящий из нескольких небольших кусочков, приляпанных к рукоятке на двусторонний скотч... Впрочем, к Собору это отношения не имеет).

А вот второй персонаж, зашедший в комментарии под ником TheDobrovolets , это как раз он - Валеев, стукач и власовский прихвостень. Как говорил Ермолаев про людей, которые нарушили пятый воинский закон: "Лучше бы ему было вообще не родиться на свет".
Впрочем, всё то же самое ещё в большей степени относится к самому Ермолаеву.

Однако, давайте вернемся к теме.

Как я уже говорил ранее, основатели соборизма немного разбираются в боксе, хорошо знают каратэ стиля сито-рю, но при этом фантастически безграмотны во всём, что касается именно воинского искусства. А воинское искусство это всегда работа оружием. Какие бы фантазии не появлялись в головах Учителей соборизма, но воин без оружия на войну не ходит.
Более того, воин вообще НИКУДА БЕЗ ОРУЖИЯ НЕ ХОДИТ.

Из века в век (с развитием доспеха) воин надевал на себя всё больше и больше железа, что в итоге превратило его вот в такую "консервную банку":

вскрыть которую можно было только специально для этого предназначенным инструментом.
На фото представлен вариант т.н. Максимилиановского доспеха - вершина защитного снаряжения доогнестрельной эпохи.

От Готического доспеха его можно отличить по большому количеству ребер жесткости.
Классический готический доспех выглядит так:

Его отличительной особенностью является, как правило, только одно ребро жесткости (и острые углы деталей).

Обратите внимание на предметы в руках рыцарей : в обоих случаях они вооружены эстоком .
Очень характерное, легкоузнаваемое и распространенное оружие, специально предназначенное для протыкания доспеха.
Спутать его с чем-то другим невозможно.

В Германии эсток (фр. Estoc) называли Панцербрехер (нем. Panzerbrecher — «пробиватель доспеха»).

До нас дошло очень большое количество самых разных "пробивателей доспехов",

и двуручные:

,

и одноручные:

,

и даже парадные.
Вот, например, двуручный меч и эсток императора Священной Римской империи Максимилиана I (22 марта 1459 г. — 12 января 1519 г.):

Фактически, эсток - это длинный тонкий лом, предназначенный для пробивания доспехов, но понятие "доспех" очень широкое. Шансов пробить полный латный доспех у эстока не много (пули-то не всегда брали!). Поэтому их использовали либо против людей, одетых во что попроще, либо как эрзац-копьё, добавляя к весу самого оружия вес боевого коня.
Желающие узнать про эстоки подробнее - добро пожаловать в интернет, там море информации по теме.
А я продолжу.

Как нетрудно догадаться, ходить в полном латном доспехе постоянно было не удобно.
Повседневный средневековый костюм выглядел примерно так:

Времена были беспокойные, поэтому ходить безоружным разумному человеку в средние века было неуютно.
Однако в мирное время оружие поля боя - избыточно. Ну, не носить же с собой постоянно эсток или полэкс, в самом деле!
Поэтому специально для мирной жизни появилось облегчённое оружие, которое, не мудрствуя лукаво, так и назвали: espadas roperas — буквально, «меч для одежды», то есть, носимый с гражданским платьем, а не с доспехом.

В итальянском языке espadаs roperas сократилось до слова spada, т.е. "шпага" .
Во французском языке espadаs roperas сократилось до слова rapière, в немецком - до слова rapier, т.е. "рапира" .

Иными словами, шпага и рапира исторически суть одно и то же, никаких отличий, кроме происхождения названия, между ними нет.
Различия между шпагой и рапирой на данный момент существуют только в спортивном фехтовании, где у рапиры четыре грани, а у шпаги - три.
Это наследие двух параллельных школ фехтования - французской и итальянской.

Спортивная рапира произошла от итальянского тренировочного оружия fioretto .

Итальянская fioretto.


Клинки спортивной рапиры.

Спортивная шпага произошла от французской трехгранной шпаги (кликабельно).


Боевая трёхгранная шпага .


Клинок боевой шпаги.


Клинки спортивной шпаги.

Важно!

Обратите внимание, что ни у спортивной шпаги, ни у спортивной рапиры в данном случае нет лезвия.
То есть, наличие лезвия не является классифицирующим признаком, позволяющим отличить шпагу от рапиры
.

Вот, например, как выглядит рапира, изготовленная Петером Вирсбергом (Peter Wirsberg, Золинген, Германия, около 1600-1620 годов).

А вот рапира Императора Священной Римской империи Максимилиана II (31 июля 1527 г. — 12 октября 1576 г.).

Чем рапира (шпага) отличается от эстока?

При внешней конструктивной схожести перепутать эти два вида оружия невозможно.

Давайте поставим рапиру и эсток вместе и посмотрим на них:

Эсток длинный и тяжелый, фехтовать им неудобно.
Работа эстоком выглядит так - либо, взяв его двумя руками, ткнуть в ближнего своего, либо, уперев в пузо, наехать на ближнего лошадью.

А теперь давайте вернёмся к Косте и Жене и посмотрим, что за предметы у них в руках:

Качество записи плохое, темно, ничего не видно, что, правда, не помешало нашему зоркому соколу Роме Новоторцеву даже профиль сечения клинка разглядеть. =)
Но мы не будем тренировать зрение, а пойдём другим путём, и посмотрим на это чудо-юдо поближе.

Как видно, у них в руках нечто "в полтора метра длинной и в палец толщиной" и рукояткой на три хвата - почти классический эсток, только они на него чашку примастырили.
Кстати, обратите внимание: ребята продолжают "фехтовать" без защитного снаряжения.
И заодно обратите внимание на то, насколько неудобно работать такой длинной и бестолковой железякой.

Почему же собористы называют эсток рапирой?
Ответ прост, и я его ранее уже озвучил - нет и не было никогда никакого "русского воинского искусства Собор".
Люди, изображающие наставников, ничего не понимают в оружии и не знают даже базовых определений воинского искусства.

Попробуйте сами представить, что мог подумать впервые увидевший эсток человек существо с манией величия, которое напялило на себя чёрный пояс и назвалось Учителем, но не понимающее даже, чем позиция отличается от стойки?

Только одно - это рапира.

А почему такая большая?
Так, значит, это "боевая рапира", а остальные рапиры - не боевые.

Ну, не пойдёт же, в самом деле, ажнак цельный Учитель Академии русского воинского искусства Собор в библиотеку читать какие-то справочники по оружию. Ему же лучше знать, как оно было, он, может, в прошлой жизни третьим справа от Димитрия Московского в Куликовской битве стоял, а тут какие-то условности непонятные.

В первый раз про мифические "боевые рапиры" мне поведал Степанов (красный пояс).
С видом человека, общавшегося с Богом и познавшего истину, он принялся рассказывать о том, как историки врут. Что, оказывается, настоящие "боевые рапиры двуручные, полтора метра длинной, в палец толщиной и ими можно поставить защиту от меча".
Примерно то же самое примерно с таким же видом в разное время мне впоследствии рассказывали все остальные граждане, изображающие наставников.

В данном случае Рома Новоторцев (Gvayrin ) просто бездумно транслирует то, что ему много лет лили в уши граждане типа Валеева.
Прекрасно Рому понимаю, сам был таким же маленьким и глупым, и тоже верил проходимцам.

Вся разница между мной и Ромой только в том, что я думал своей головой, а он, вместо того, чтобы самому разобраться в теме, сразу побежал жаловаться своему типо наставнику Валееву.

А Валеев, в отличии от Ромы Новоторцева, смотреть без разрешения в мою сторону права не имеет, не то что со мной общаться.
Я терпел и не пресекал это нарушение мирового порядка только ради того, чтобы этот гражданин натрепал побольше, дабы дурь видна была.
И моё терпение было вознаграждено:

Вот та самая 51-я страница книги Джералда Уиланда "Мечи, шпаги и сабли":

Подпись под фотографией того предмета, который Рома Новоторцев и власовский прихвостень Велеев называют "длинной рапирой с клинком без рукояти", гласит:
"По диагонали:
Двуручная рапира.
Германия, начало XVI века. Легкое
оружие с клинком
длиной 104 см".

Найти по этому описанию в сети фото, использованное Джералдом Уиландом в своей книге, не составило большого труда, вот оно (при просмотре, возможно, потребуется регистрация):

Для не владеющих языком вероятного противника перевожу подпись под фотографией:
"Германский ЭСТОК , первая половина XVI века, с довольно необычной двуручной рукоятью."

Итак, "длинная рапира" оказалась Эстоком.
А знаете, почему?

Задумайтесь на секунду над очень простым вопросом:

а зачем рапире без лезвия такая длинная ручка?

Можно понять наличие длинной рукояти на рапире при наличии хоть какого-то лезвия, для усиления рубящих свойств.
Но в тех случаях, когда лезвия нет в принципе, для чего делать двуручный хват?
Чего вы двумя руками пробивать-то собираетесь?
Что должно быть надето на человеке, если для прокола одной руки не достаточно?
Или вы "мечом для одежды" собрались латный доспех крошить?
Но если оно так, то это уже не рапира.

Увы, но чуда, на которое мы все надеялись, опять не случилось.
Наставники Собора в очередной раз показали своё полное невежество.
Так всегда было и так всегда будет.

А на сегодня - всё, до новых встреч.

В старину от мастерства фехтовальщика зависела его честь и жизнь. Сегодня оружие применяют только для спортивных поединков и даже иногда для фитнеса. Чтобы правильно применять его, следует ознакомиться с отличительными особенностями каждого из них. Укол является единственным способом атаки для таких видов, как шпага и рапира. Отличие сабли заключается в возможности наносить еще и удар. Это предполагает значительную разницу в технике фехтования. Каждому человеку подходит свой Поэтому перед началом посещения занятий, следует ознакомиться с принципами использования в поединке каждого вида.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.

Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании - «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

Шпага историческая

Шпага (от итал. spada) - производное от меча холодное Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Спортивная шпага

Современные шпага, рапира, сабля, отличия которых имеют значения для стиля фехтования, рассматриваются только как спортивное оружие.

Шпага имеет длину 110 см. Ее вес составляет 770 г и выше. Стальной клинок довольно гибок и имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главной особенностью спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

В спорте применение шпаги, рапиры или сабли предполагает отличные турниры для мужчин и женщин. Наконечник шпаги снабжается датчиком, который реагирует на давление в 550 г. Это регистрирует укол, который может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует его, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 с. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

Рапира историческая

Рапира и шпага, отличия которых были определены еще в 16 веке, значительно отличались от современного спортивного оружия.

Рапира (от исп. ropera) означает буквально «меч для одежды». Ее чаще применяли для ношения с гражданской одеждой, так как это был облегченный вариант оружия. Для рубки рапира подходит меньше, чем шпага. Однако в классическом варианте неспортивная разновидность имела лезвия.

Рапиры были популярны в 16 веке. В 17 столетии их вытеснили короткие шпаги, которые из-за этого стали весить меньше.

Длина исторической рапиры была до 130 см. Меньше чем метр был клинок, которым характеризовалась разновидность оружейная. Шпаги и рапиры весили больше, чем спортивные.

Спортивная рапира

Спортивные рапиры от шпаги отличаются своими параметрами. Так, сечение рапиры четырехгранное. Длина клинка составляет 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 500 г. Кисть защищает металлическая гарда диаметром 12 см.

Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, которая оснащена наконечником диаметром 6 мм.

У оружия, применяемого на соревнованиях, наконечник представляет собой подвижное электроконтактное устройство. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. При замыкании цепи сигнал подается по проводу, который идет по углублению грани от наконечника до гарды. Под гардой находится разъем, к которому вклеен провод.

Помимо основных параметров, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Спорт позволяет применять разные тактики и техники ведения боя. Именно рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Эта форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки.

Бой на рапирах

Фехтование на рапирах, саблях и шпагах предполагает организацию отдельных соревнований для мужчин и женщин. Давление рапиры для реагирования наконечника должна составлять 500 г. Уколы засчитываются, только если они были нанесены в металлизированную куртку.

II - рапира;

III - шпага.

Такое оружие, как рапира, шпага, сабля, отличия в спорте которых достаточно значительное, требует отдельного рассмотрения. Современное правило фехтования на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена перед началом ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда аппарат зарегистрировал нанесенный укол.

Также запрещается столкновение бойцов телами. Также бой останавливается, если один из участников окажется за спиной другого бойца. С применением в современном фехтовании видеоповторов стало возможным избежать ошибки арбитра при вынесении решения.

Историческая сабля

Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

Сабля является рубящим оружием, которое обладает Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

Спортивная сабля

Фехтование на шпагах, рапирах, саблях учитывает и сегодня те особенности ведения боя, для которых в старину применялся каждый вид. Поэтому спортивная сабля представляет собой рубяще-колющее оружие, клинком с трапециевидным сечением.

Длина стального лезвия достигает 105 см. Масса сабли равна 500 г. Гарда имеет специальную форму, которая защищает кисть бойца спереди и сверху, если тот направляет клинок вверх.

Удары позволяется наносить только в верхнюю часть туловища фехтовальщика, включая руки (до запястья) и маску. Удар и укол фиксируются аппаратом. Поражаемая поверхность защитной одежды имеет серебряную стружку, а маска контактирует с курткой.

Бой на саблях похож на фехтование на рапирах с правом приоритета при атаке. Отличие заключается только в типе удара. Они не колющие, а режущие. Бой при этом становится более динамичным.

Разновидности фехтования

Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.

Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.

Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.

Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

Шпага и рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

Настоящую рапиру можно назвать одноручным колющим оружием. Оно имеет длинный, узкий, жесткий, почти без лезвия клинок, объемный в сечении и сужающийся к острию. Острие очень тонкое и острое. Рапиры отличаются одна от другой по длине и ширине клинков и, особенно, по внешнему виду эфесов. Рапиры являются тонким, легким, сбалансированным колющим оружием, предназначенным для поединков с соперниками, не защищенными с помощью брони.

Рапира: терминология

В самой разнообразной исторической литературе об оружии можно найти различные описания рапир. В терминологии, рапиры определялись как мечи, обладающие узкими рубяще-колющими клинками, плохо приспособленными для рубяще-режущих ударов. Ими пользовались представители военных и горожане. В итоге, рапирами стало называться оружие, обладающее длинными колющими клинками без лезвий.

Рапиры обладают самыми разнообразными формами и размерами, а также и общими чертами: тонкими и жесткими, негнущимися клинками, предназначенными только для колющих ударов.

Рапиры в XVI столетии

Рапиры изменялись и адаптировались к новой обстановке. Их можно условно назвать «ранними» ― с широкими и плоскими по сечению клинками, и «поздними» или «настоящими» ― с более узкими и объемных по сечению. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (характерные для XV столетия), сегодня также будут считаться разновидностями рапир, преимущественно из-за эфесов, напоминающих эфесы рапир конца XVI столетия.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Происхождение названия рапира

Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы - Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки.

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись рапиры

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

Фехтование на рапирах в бою

Рапирами пользовались вовсе не таким образом, как в наши дни это показывается в кинофильмах типа «Трех мушкетеров» или «Маски Зорро». В попкультуре фехтовальные бои нередко изображаются не совсем верно. В действительности рапирами не пользовались для частого нанесения уколов или их отражения, как делают современные спортсмены-фехтовальщики, и тем более не для перерезания веревок, кожаных ремней или вырезаний символов. Это все киновыдумки и спецэффекты.

Удар рапирой мог быть как грубым и жестким, так и весьма осторожным и точным. От уколов чаще уворачивались, чем отражали их. Однако, когда защиту приходилось блокировать, тогда клинок неприятеля отводился в бок, а после этого следовал переход в контратаку.

Эффективность рапир в бою

Рапиры обладают уникальной способностью проводить невероятные, непредсказуемые и стремительные атаки. Кроме того, рапирами могли наносить точные, стремительные хлесткие уколы в район лица, горла, глаз и зубов. А главным образом по рукам для отвлечения, провоцирования и изматывания неприятеля.

Стремительные выпады рапирами с учетом их проникающей силы были смертельными. Простые колотые раны на глубину в несколько сантиметров могли незамедлительно привести к кончине. Следует знать, что с колотыми ранами невозможно было долго прожить, ведь они не затягивались. Однако это не всегда приводило к немедленной кончине. Когда не было проколото сердце или черепная коробка, воин мог еще жить какое-то время и даже победить в бою. Все же позднее он погибал от потери крови и болевого шока.

Летописцы прошедших времен нередко жаловались, что рапирами практически невозможно было нанести один единственный решающий и летальный удар. Они утверждали, что люди вполне могли устоять после получения нескольких уколов рапирой. Судя по историческим записям поединков с применением рапир, так оно и было. Тем не менее, в первоисточниках имеется немалое число примеров, в которых описывается моментальная кончина людей от быстрых и точных уколов.

Невзирая на исключительность, технические приемы фехтования на рапирах все еще опирались на проверенные принципы. Это были тщательность в контроле дистанции, расчетливость, и, естественно неплохое владение самим оружием. Опытные бойцы, действующие с этих позиций, будут успешны в противоборстве широким мечам. Главное отличие не в оружии, а в том, кто, как и где его использовал.

Удерживание рапир фехтовальщиками

Рапиры всегда балансировались и держались в руке так, чтобы контролировалось острие для нанесения точного укола. Ррукоятки к рапирам изготавливались так, чтобы уколы путем выпрямлением плеча делались намного удобнее. Первоначальные варианты хвата позволяли с легкостью извлекать рапиру из ножен, вынув руку вверх.

В эти моменты большие пальцы лежали посредине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват указательным пальцем крестовины. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Вследствие этого клинки оставались жесткими и прочными, и одновременно легкими и тонкими. И их закаливали особым образом, для придания им дополнительной прочности, с сохранностью необходимой степени гибкости. Тогда как у современных рапир наблюдается излишняя гибкость.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

Испанию обычно считают страной, в которой появилась рапира , или espada ropera (буквально - "меч для ношения с одеждой"). Этот термин вошёл в употребление в конце XV в., а в XVI и XVII в.в. во многих европейских языках плотно укоренилось слово рапира, обозначая узкое, преимущественно колющее оружие, снабжённое развитой гардой, для которого была разработана особая система фехтования .

Максимальное распространенние рапира получила во второй половине XVI - первой половине XVII в.в. В течении всего этого периода она активно совершенствовалась и изменялась в следствии моды, а также новых требований искусства фехтования. Изменялась форма клинка рапиры - от уплощённого и широкого, приспособленного как для колющих так и для рубящих ударов, до имеющего сечение ромба, у кторого полностью отсутствовало лезвие. Менялась и длина клинка рапиры - некоторые отдельные экземпляры порой привосходили по размерам длинный меч , эпохи средневековья. Особенно длинные рапиры были распространены в конце XVI начале XVII в.в., после этого периода система фехтования претерпела изменения, клинки стали укорачиваться, и на смену рапире прешло более элегантное и смертоносное оружие - шпага XVIII в.

Строение рапиры

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием - "Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств", где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

" data-img="/images/rapier/10001113.jpg" href="/images/rapier/10001113.jpg" style="border-bottom-color: rgb(23, 23, 23);">

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе.

В истории рапиры, как и многих других видов , XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага , которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Рапира в вопросах и ответах

Рапира в вопросах и ответах " data-img="/images/rapier/APzqWfMrpQY.jpg" href="/images/rapier/APzqWfMrpQY.jpg" style="border-bottom-color: rgb(23, 23, 23);">

Джон Клемент о рапире

Рапира в вопросах и ответах, это очень содержательная статья американского фехтовальщика, директора ассоциации "Возрождение боевых искусств" Джона Клементса, посвящённая этому типу оружия. Хотелось бы заметить, что текст статьи полон различных суждений и выводов, которые весьма расходятся с другими авторами, поэтому я бы рекомендовал с осторожностью отнестись ко многим её пунктам.

Самым красивым видом спорта, наряду с состязаниями в легкой атлетике, по праву считается турнир по фехтованию. Поединки на рапирах или на саблях являются украшением любой олимпиады. История этого вида спорта уходит корнями в Средневековье, когда этим двум видам холодного оружия отводилась едва ли не решающая роль на поле боя. Боевая рапира или шпага в отличие от мечей и топоров, не утратила своего значения. Грозное холодное оружие, которое в былые времена носили только офицеры и знатные особы, со временем трансформировалось в спортивный снаряд.

Рапира пришла к нам из средних веков, когда вместо длинных мечей знатные и богатые воины стали предпочитать узкие, длинные и легкие. В отличие от мечей, вес которых нередко доходил до 3 кг, новое оружие было рассчитано для постоянного ношения. Использовать тяжелый меч в качестве оружия самообороны было крайне неудобно, поэтому европейское дворянство и знать того времени предпочла использовать легкое оружие, с длинным и узким лезвием. Первые шпаги и рапиры, появившиеся на вооружении, имели вес не более 1,5 кг. Вместе с появлением нового вида холодного оружия появились и новые технические приемы ведения боя. Фехтование на рапирах стало настоящим искусством, овладеть которым мог далеко не каждый. Со временем рапира становится обязательным атрибутом армейского и флотского офицера, важным элементом экипировки гражданского платья и мужского костюма.

Рапира стала не только оружием, используемым в военных целях, но прочно вошла в гражданский обиход. На внешнем виде клинков отражалось не только совершенство технологий оружейного дела, но и модные тенденции в развитии мужского костюма. Клинки стали украшаться различными художественными элементами ковки, золотой и серебряной вязью. Гарда у рапиры стала приобретать самые замысловатые формы, перейдя в разряд украшений. По размерам и форме гарды можно было узнать руку мастера.

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

Только в наше время за обоими видами оружия, за шпагами и за рапирами закрепился принцип действий, который отразился на спортивной квалификации снарядов.

Рапира и ее место в истории

Рапиру можно смело назвать самой последней и удачной модификацией меча, в качестве оружия для контактного боя. Клинок рапиры изготавливался из лучших сортов стали, поэтому отличался достаточно высокой прочностью и упругостью. При умелом владении этим оружием можно было успешно обороняться или наоборот, успешно атаковать противника, нанося ему уколы. Рапира или шпага со временем полностью вытеснили с поля боя мечи, став основным видом личного оружия для офицеров пехоты, кавалерии и флота. Оружие стояло на вооружении европейских армий вплоть до середины XVIII века. Параллельно с развитием техники боя шло разделение рапиры на боевую и гражданскую модификацию. Возникают школы фехтования, разделяемые по национальному признаку. Появляются испанская, английская, французская и немецкая школы. На передовые позиции выходит итальянская школа фехтования, основные элементы которой дошли до наших дней.

Гражданская шпага отличается от боевого оружия формой клинка и способом заточки. В отличие от боевой рапиры оружие, распространившееся в гражданском обществе, было легче и изящнее. Искусство владения оружием и манера фехтования накладывали свой отпечаток на принцип действия. У рапиры клинок имел узкое заточенное острие, которое являлось основным поражающим элементом. Несмотря на легкость и изящный внешний вид, рапира продолжала оставаться оружием, хотя и стала часто использоваться в качестве обязательного атрибута мужского костюма. В обществе на фоне зарождавшихся новых моделей поведения, возникает целая субкультура, где рапире отводится важное место. Личное оружие используется в качестве весомого аргумента защиты чести и достоинства. Потеря шпаги была приравнена к потере чести. Излюбленным приемом выяснения отношений становится дуэль, поединок на шпагах, где ключевым аспектом является искусство владения шпагой. Фехтование на рапирах становится обязательным элементом обучения для молодежи того времени.

Оружие принято носить не только в военное время. Офицеры теперь всегда остаются при шпаге. Вторят им знатные вельможи и чиновники, которые стараются носить гражданский вариант рапиры в качестве элемента парадного и церемониального облачения. Если в гражданском обществе рапира прочно заняла свои позиции, то в военной сфере на смену этому оружию постепенно приходя тяжелый палаш и сабля — более практичное и эффективное в бою оружие. В качестве парадного элемента военного костюма рапира продолжала использоваться вплоть до Первой Мировой войны. Кирасиры, гвардейские и флотские офицеры носили шпаги во время парадных церемоний.

Менялись времена, совершенствовалось военное искусство, однако рапира долгое время оставалась единственным видом холодного оружия, разрешенного для публичного ношения. С середины XIX века рапира переходит в разряд церемониального, наградного и спортивного оружия. Вместо дуэлей , которые повсеместно были запрещены, появляются первые соревнования, во время которых участники меряются искусством владение шпагой. Главным результатом поединка является точный удар рапирой противника в область груди. Проигравший противник отдавал свою шпагу победителю в качестве символа утраты чести и признания своей вины.

Спортивное фехтование – вторая жизнь рапиры

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей. Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными. Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

В заключение

На первый взгляд, неискушенному наблюдателю кажется, что искусство фехтования на саблях, шпагах и на рапирах практически одинаково. Это заблуждение легко развенчивается, когда наблюдаешь за ходом поединка. В отличие от шпаги и сабли, где удары можно наносить, как рубящие, так и колющие, фехтовальщики на рапирах действуют совершенно иначе. Удар считается правильным, если он нанесен острием клинка и строго определенную зону. Легко найти различия и по внешнему виду оружия. Для рапиры характерна выпуклая, шарообразная форма гарды, тогда как сабля имеет гарду овальной формы с дополнительной скобой, защищающей пальцы фехтовальщика от скользящих и рубящих ударов. В поединках рапиристов прослеживается стремление к классическому ведению боя. Соревнования саблистов выглядят более динамичными и соответственно более зрелищными.

Нетрудно заметить и то место, куда метят противники. Зона поражения у каждого оружия строго определена в зависимости от принципа действия и сферы применения. Для рапиры, последовательницы боевого и личного контактного оружия, основная зона поражения туловище противника. Уколы в голову и в руки не засчитываются. Это ограничение соответственно накладывает отпечаток и на манеру фехтования. Приемы рапиристов более утонченные и выверенные. Один грамотно нанесенный укол может принести победу спортсмену. Благодаря современной электронике, техника фехтования сегодня достигла пика своего совершенства. Стало возможно фиксировать практически одновременные удары, между которыми разница по времени составляет сотые доли секунды. Значительно усовершенствовалась техника ведения боя, где каждому спортсмену предоставляется право на атаку.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Включайся в дискуссию
Читайте также
Понятие демографического поведения
Реформы Александра II – кратко
Аттестация процессов Срок аттестации технологического процесса в машиностроении