Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оккультный «аятолла»: посмертный портрет Гейдара Джемаля. Для чего гейдар джемаль прикинулся шизофреником и получил инвалидность Когда умер джемаль

Российский общественный деятель, занимал пост председателя Исламского комитета, принадлежал к оппозиционному общественному объединению «Другая Россия». Принимал участие в уличных акциях российской оппозиции, так называемых «маршах несогласных». Придерживался экстремистских взглядов, в частности, призывал к «упразднению» Израиля и Армении как государственных образований.

Детство и юность

Гейдар Джемаль родился в Москве осенью 1947 года в семье знаменитого азербайджанского художника Джахида Джемаля. Отец будущего общественного деятеля был родом из азербайджанского селения. Джахид сначала поступил в художественное училище в Баку, а затем перебрался в Москву, где продолжил образование в художественном институте имени .

Со временем Джахид Джемаль стал членом Союза художников, потом начал преподавать в Московском архитектурном институте, затем в академии имени Строганова и, в конце концов, в МГУ, где он стал профессором кафедры рисунка и живописи.

Дед Гейдара Джемаля со стороны отца был членом НКВД и боролся с бандитами, а в годы Второй мировой войны стал военным комиссаром.

Мать Джемаля была русской по национальности и работала в Театре зверей имени Дурова. Женщина занималась дрессировкой крупных хищников и была профессиональной наездницей. Дед со стороны матери был профессором и интересовался классической немецкой философией. От деда Гейдару Джемалю досталась большая библиотека, и от него же юноша перенял интерес к философии.


Родители Гейдара и остальные члены семьи придерживались атеистических взглядов, сам же Джемаль сформировал свое мировоззрение под влиянием ислама. Окончив школу, юноша поступил в МГУ, где изучал восточные языки. Уже в молодости Гейдар проявлял выраженные буржуазно-националистические взгляды, за что был отчислен через год после поступления. Джемаль зарабатывал на жизнь как токарь, а также время от времени занимался репетиторством.

Через некоторое время юноша по знакомству устроился работать в издательство корректором. Учреждение занималось медицинской литературой, там Гейдар познакомился и сдружился с редактором, который специализировался на психиатрии. Этот молодой человек не только поспособствовал тому, что Гейдар увлекся отраслью клинической медицины, но и ввел того в кружок писателя Юрия Мамлеева, который собирался у него на квартире. Члены этого кружка, помимо литературы, интересовались еще и оккультизмом.


В конце 1970-х Гейдар Джемаль познакомился с философом и вместе с ним вступил в очередной эзотерический кружок, в то же время продолжая устанавливать и укреплять связи с мусульманскими кругами. В конце 80-х Джемаль и Дугин также вдвоем вступили в ультраправую антисемитскую монархическую организацию «Память». Однако не прошло и года, как Джемаля оттуда выдворили за контакты с оккультистскими и сатанистскими диссидентскими кругами.

По утверждению журналиста “Независимой газеты” Григория Нехорошева, Джемаль состоял на учете в психоневрологическом диспансере как больной шизофренией. В материале сообщалось, что Гейдар «нарочно» изобразил душевную болезнь в годы юности, чтобы милиция перестала преследовать его и пытаться привлечь к ответственности за «тунеядство» - отсутствие официальной работы.

Карьера

В 1990-е годы Гейдар Джемаль активно занялся вопросом продвижения ислама в обществе. Он состоял в Исламской партии возрождения, основал религиозный информационный центр и два года издавал газету исламского толка, а с 1993 года принялся за издание профильного журнала.

Джемаль ездил в Судан, где участвовал в конференции, во время которой был создан Исламский комитет. В том же 1993 году он начал вести на Первом канале российского телевидения рубрику в программе «Ныне», посвященную вопросам ислама. Затем стал вести «мусульманские» телепередачи на каналах РТР и «Культура». Там он открыто пропагандировал собственные экстремистские взгляды, что поспособствовало закрытию этих передач в будущем.


В 1999 году Гейдар Джемаль пытался стать депутатом Государственной думы, а за год до этого читал лекции на филфаке МГУ.

Гейдар Джемаль выпустил ряд книг. Одна из них - сборник стихов, изданный в Екатеринбурге. Остальные его книги посвящены социально-политическим и религиозным вопросам. В 2004 году он выпустил сборник статей «Освобождение ислама», где продвигает идеи революции под знаменами теологии. За год до этого вышел другой сборник - «Революция пророков».

Личная жизнь

Жена Гейдара Джемаля - Галина Норская - была радикальной православной христианкой. У пары было двое детей. В 1966 году родился сын, которого назвали Орханом.


Впоследствии также стал общественным деятелем и военным журналистом. Второй ребенок - дочь по имени Каусар.

Смерть

В конце 2016 года у Гейдара Джемаля обнаружился рак, который и стал причиной смерти, вскоре его настигшей. Два месяца он боролся с болезнью в одной из больниц Алматы и умер в начале декабря.


Гейдар Джемаль скончался в 2016 году

Общественный деятель сам выбрал место своего будущего захоронения. Он не желал, чтобы его тело перевозили в Москву, и потребовал, чтобы похороны состоялись в Алматы, на «тюркской земле», по обычаю мусульман. Могилу Джемаля можно увидеть на кладбище Баганашил.

Цитаты

«Чеченцы и к моменту прихода русских имели длительный опыт обороны... Чечня была камнем преткновения для очень многих».
«Ислам - это протестное мировоззрение улицы, а не порядок, установленный мерзавцами у власти. Но это не толпа. Это высокая политическая самоорганизация».

В возрасте 69 лет после тяжелой болезни скончался философ и богослов Гейдар Джемаль.

В Москве на 70-м году жизни умер известный философ и богослов Гейдар Джемаль.

О смерти известного философа, писателя и общественного деятеля в соцсетях сообщил журналист Максим Шевченко. По его словам, причиной смерти Джемаля стала продолжительная болезнь.

"Сегодня ночью милостью Всевышнего Гейдар Джемаль закончил свой земной путь. Пусть Аллах Всемогущий примет его деяния и введёт в райские сады. К Нему Одному мы все будем возвращены. Аллаху акбар", - сказано на официальной странице Гейдара Джемаля в соцсети.

Джемаль известен как сопредседатель и член президиума «Российского исламского наследия», член координационного совета Левого фронта России и автор шести книг по теологии и философии.

Гейдар Джахидович Джемаль (азерб. Heydər Cahid oğlu Camal) родился 6 ноября 1947 года в Москве.

Отец - художник Джахид Джемаль, азербайджанец.

Мать - профессиональная наездница Ирина Игоревна Шаповалова.

Джемаль родился в семье известного художника, потомка древнего азербайджанского рода правителей Карабаха. Его отец родился в селении Гюлаблы в Азербайджане. Учился в Азербайджанском государственном художественном училище им. Азима Азимзаде. Окончил Московский художественный институт им. Сурикова по специальности художник-живописец, член Союза художников СССР (с 1957 года), преподавал сначала в МАРХИ, а затем в Строгановке. Начиная с 1977 года Джахид Джемаль работал в МГТУ им. А. Косыгина, где занимал должности доцента, а позже профессора кафедры рисунка и живописи. На протяжении двадцати четырёх лет, с 1982 по 2006 гг., являлся заместителем декана факультета прикладного искусства. Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР.

Мать Джемаля была дрессировщицей крупных хищников, держала в театре Дурова рысь по кличке Мерси. Её отец был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль - прямой потомок генерала Шепелева.

Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию. Там она стала работать на ипподроме наездницей. В третий раз она вышла замуж за начальника производственного отдела тбилисского ипподрома Амилахвари. Уехала в Тбилиси, затем с мужем вернулась в Москву, работала в Уголке Дурова.

Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой.

В 1965 году, после окончания школы, дедушка помог поступить в один из самых престижных вузов Москвы - Институт восточных языков при МГУ. Во всех биографических справках Гейдар Джемаль пишет, что в 1967 году он вышел из ВЛКСМ и был отчислен из института "в связи с обвинениями в буржуазном национализме".

Работал токарем, а также подрабатывал репетиторством, преподавая иностранные языки.

Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильёй Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968 года с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском).

К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.

В "южинском кружке" наиболее популярной фигурой был Евгений Головин, талантливый поэт, переводчик французской поэзии, знаток оккультизма, масонства, алхимии и беспробудный в то время пьяница. Впрочем, к алкоголю и наркотикам в Южинском было особое отношение. "Учитесь плавать, учитесь плавать. Учитесь водку пить из горла... перед вами, как злая прихоть, взорвется знаний трухлявый гриб, учитесь плавать, учитесь прыгать, на перламутре летучих рыб". Эти стихи Головина Александр Дугин цитирует в своей статье "Алкоголь и душа", где пишет: "Вино является табуированным веществом во многих сакральных цивилизациях. С его употреблением традиционно связывают многочисленные ритуалы и обряды. Показательно, что само слово "спирт" происходит от латинского "spiritus", т.е. дух. Каббалисты также связывают вино с внутренними, эзотерическими аспектами. На иврите слова "вино" и "мистерия", "тайна" имеют одинаковое числовое значение, а следовательно, являются синонимами в мистическом смысле. Еще полнее эта тема развита в исламской традиции. Шариат, закон экзотерических, внешних религиозных правил строжайшим образом запрещает мусульманам употребление спиртных напитков, что считается страшным грехом. В полной противоположности к этой строгой позиции находится суфийская традиция, внутренний ислам, где, напротив, всячески славословится винопитие и на разные лады восхваляются достоинства алкоголя. Алкоголем - кстати, само это слово арабского происхождения - суфии, исламские эзотерики, называют свое "тайное учение", "внутреннюю инициатическую доктрину".

Все эти теории люди с Южинского проговаривали в часы похмелья. Запои же длились месяцами и вносили в жизнь странные хитросплетения: жена Джемаля забеременела от Головина, родила дочь и оставила ее в Доме ребенка.

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А. Г. Дугиным вступает в эзотерический кружок «Чёрный орден SS», группировавшийся вокруг Евгения Головина.

В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», став членом координационного совета, но менее чем через год с ним же был исключён за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».

С 1989 года принимает участие в исламской политической деятельности в СССР.

До июня 1989 года состоял на учёте в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы.

В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр «Таухид» и с 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»).

С 1993 года начал издавать журнал «Ат-Тавхид» («Единобожие»).

В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана международная мусульманская организация «Исламский комитет».

Летом 1995 года создал и возглавил «Межрегиональное общественное движение Исламский комитет» (официально зарегистрированное в декабре).

С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль вёл исламский раздел в передачах «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР.

Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что «на закрытие этих программ не в последнюю очередь повлиял маргинальный философ Гейдар Джемаль, не стеснявшийся использовать их для пропаганды своих экстремистских взглядов».

В 1998 году прочитал на философском факультете МГУ лекции на тему «Традиция и реальность».

На выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году пытался пройти по списку политического блока «Движение в поддержку армии». 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

Согласно некоторым исследователям, являлся оккультистом, а по вероисповеданию - шиит-джафарит.

Философские и политические взгляды Джемаля оценивались в обществе неоднозначно, поскольку для одних он «фигура антисистемного интернационала лево-исламских сил», а для других (С. Б. Переслегин) «левый исламский радикал, человек очень умный, но он все же смотрит на дело со своей колокольни».

Религиовед Р. А. Силантьев считает, что Джемаль являлся радикальным и маргинальным философом-оккультистом. Силантьев отмечает, что «Джемаль также публиковал весьма неординарные для исламского деятеля рассуждения о метафизическом смысле фаллоса и вагины. "Истинный фаллицизм - это отказ идти в ловушку неизбывной вагинальной вопросительности", "Метафизическая автоэротика фаллоса лежит в основе героического вызова, обращенного к силам судьбы", "Участие фаллоса в андрогинате предполагает принятие жертвенной обреченности и перспективы кастрационной гибели" и другие глубокие мысли немало смущали простых мусульман, которые стали называть Джемаль философом-фаллистом».

Также Силантьев указывает на то, что «Гейдар Джемаль вместе с идеологами "русских мусульман" - Вячеславом-Али Полосиным и Валерией Пороховой обвинялся в незнании арабского языка и базовых основ исламского вероучения. Действительно, из них троих арабским владела только Порохова, однако свой перевод Корана она всё-таки сделала с английского».

Гейдар Джемаль. «Освобождение ислама»

«Освобождение ислама» - книга собранных статей, опубликованных в начале 2000-х годов.

Социолог Б.Ю. Кагарлицкий исследует взгляды Джемаля в контексте сопротивления мировой системе угнетения и несправедливости: «Идеи Джемаля могут рассматриваться как исламский аналог "теологии освобождения", распространенной среди радикальных католиков Латинской Америки». Джемаль чётко обозначает свои левые политические взгляды. Пытается «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения».

Основой для теологии Гейдара Джемаля является понятие «авраамической религии». Объединяющая иудеев, христиан и мусульман, авраамическая религия несёт в себе дух свободы. Моисей бросил вызов фараону, и борьба продолжается до сих пор. Теология методично антиклерикальная.

«Именно в развитии клерикализма Джемаль видит "проигрыш исторического христианства": "Попы украли слово Христа"».

«Никейский Собор - это своего рода термидорианский переворот в христианском движении. Возникла новая "каста" священнослужителей, которые навязали пастве Символ веры и закрепили своё господство. Именно поэтому потребовалось возрождение революционной традиции - в исламе». Политический ислам - это «теология революции».

Джемаль сравнивал противостояние двух систем Старого и Нового Света. Старый Свет - это место рождения всех трёх «авраамических религий», которому противостоит Америка. Идея книги «Освобождение ислама» опирается не на геополитическое соперничество, а на революционное восстание. Создание хаоса дает возможность для создания государства иного уровня. Поэтому революция нужна.

Гейдар Джемаль как апологет ваххабизма и терроризма

В своей публицистической деятельности Гейдар Джемаль нередко выступал с апологией исламизма, ваххабизма и других "измов", хотя в то же время боролся против дискриминации по религиозному признаку, либерализма, глобализма и сионизма.

Российский религиовед, историк религии и исследователь ислама Р. А. Силантьев отмечает, что «специалисты по исламу нередко отмечали то обстоятельство, что, называя себя шиитом, Гейдар Джемаль очень положительно отзывается о салафизме и нередко озвучивает его идеологические установки».

Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура» на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды, которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?», Джемаль ответил: «Шахиды - это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат всё, что им обещано...».

По словам Джемаля, «ваххабизм - это прежде всего борьба против традиционной кланово-племенной структуры», и «сегодняшние исламские силы, которые ведут против него ("архаичного кавказского общества") борьбу, представляют собой антиархаическую, новую модель исламского эгалитарного сознания. Это единственный шанс Кавказа на спасение в следующей эпохе».

В эфире экстренного выпуска программы «Сегодня» телеканала НТВ Джемаль заявил, что Террористический акт в «Норд-Ост» был проведён «людьми, которые верят в то, что творят» и им удалось нанести серьёзный «удар по авторитету высшей власти в России», а инициаторами выступили международные радикальные исламские организации, которые намеревались «вбить клин между Россией и исламским миром».

По поводу захвата террористами Шамилем Басаевым, Асланбеком Абдулхаджиевым и Асланбеком Исмаиловым больницы в Будённовске, Гейдар Джемаль сказал, что «Месть - это законное действие, единственное, что гарантирует нам сохранение достоинства, жизни и имущества. Басаев действовал адекватно, захватывая заложников в Будённовске». 14 октября 2013 г. в эфире телепередачи Познер Джемаль заявил Владимиру Познеру, что не говорил этих слов.

В интервью «Российской газете» про случай во время террористического акта в Беслане, когда мать одного из боевиков благословляла его на захват школы, Джемаль заявил: «Верующая мусульманка не может не знать, что убийство невинных, да ещё детей, величайший грех по Корану. Значит, перед нами двойное отступничество от веры, не только сына, но и матери, которая благословила его на такое зверство. Единственное, что допускаю: эта мать просто не понимает, в какую идеологическую провокацию против ислама замешан её сын, который, конечно, участвует в ней лишь в качестве манипулируемой пешки».

Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление Доку Умарова, что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан. По мнению Гейдара Джахидовича, здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны.

Позже после терактов его мнение изменилось: «Исламское сообщество было потрясено и поставлено в совершенно ложное и тупиковое положение заявлением, которое распространил Доку Умаров. Во-первых, его заявление противоречит принципам исламского сообщества. Оно противоречит принципам ненападения на женщин и детей. Кроме того, заявление указывает на то, что Доку Умаров - манипулируемая фигура, если не марионетка в чистом виде».

8 марта 2005 года назвал уничтоженного в ходе специальной операции бойцами российского спецназа формального лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова истинным шахидом. По мнению Джемаля, Масхадов «был ключевой фигурой, последовательно выступавшей за установление мирного процесса».

Гейдар Джемаль о войне на Кавказе

В 1999 году Гейдар Джемаль заявил, что война на Кавказе выгодна «прежде всего официальному Кремлю, президентской свите, а также - правящей группировке в Махачкале, так называемому "даргинскому клану"». Отметив, что «боевые действия в Дагестане призваны переключить внимание российского общества с подлинных врагов России - антинародного ельцинского режима, и сионистских олигархов - на кавказцев, которые должны занять место "врага номер один", отодвинув в тень США, Израиль и их пособников - гайдаров, чубайсов и т. д.».

Гейдар Джемаль о нагорно-карабахском конфликте

Он говорил: «Если бы не Москва, нагорно-карабахский конфликт давно был бы разрешён. Россия выступает антигарантом, благодаря которой тлеют конфликты вокруг Грузии, Армении и Азербайджана. Армения не способна существовать с сегодняшней численностью населения сниженной до одного миллиона, с политическим кризисом во власти и с экономикой, находящейся на грани выживания».

«Если бы не российская поддержка Армении, вопрос существования армянского государства был бы закрыт. Но Москве очень выгодно сохранять и поддерживать эту армянскую язву с тем, чтобы оказывать давление на Азербайджан. Для Грузии такой язвой служит Южная Осетия и Абхазия». «Азербайджан избрал союз с американо-израильским тандемом в ущерб взаимоотношениям с исламским миром. В то время как американо-израильский тандем абсолютно не заинтересован в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, точно так же, как и Россия». Однако мировой кризис должен разрушить возможности России поддерживать Армению, и проблема Нагорного Карабаха будет закрыта. Согласно Джемалю, это должно было произойти в марте 2009 года.

Решение карабахского конфликта, согласно Джемалю, кроется в упразднении Армении как государства, и передаче земель Азербайджану. Аналогичное упразднение с передачей территорий Джемаль предлагает и для Израиля. Для проживающих на этих территориях армян и евреев Джемаль предлагает следующий сценарий: "По сути, армяне могут прекрасно ужиться на территории Иреванского ханства, то есть на территории Азербайджана. Ради Бога, они могут там жить себе спокойно, чинить ботинки, играть на дудках. Просто Армении как суверенного государства не должно быть, вот и всё. Точно так же не должно быть и Израиля - это фундаментальное требование всех правоверных мусульман. Евреи могут жить там исключительно на правах граждан единого Палестинского государства".

В другом интервью Г. Джемаль отметил по поводу убийства армянским снайпером азербайджанского мальчика, что армяне являются маргинальной этнической группой и они в состоянии вражды с человечеством. Он также считает, что армяне являются врагами Бога и, возможно, получат воздаяние уже очень скоро. Джемаль также заявил, что «Армения однозначно должна быть уничтожена как государственное образование».

Гейдар Джемаль об Израиле

Гейдар Джемаль считал давно назревшей идею бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада о создании международного уголовного трибунала по Израилю. Так как «Израиль представляет собой фашистское государство, которое превратило тему Холокоста евреев в религиозный постулат, которое, опираясь на своё лобби, прежде всего в европейских странах, преследует тех, кто пытается разобраться в истории этого вопроса. На самом деле, таким образом полностью фальсифицируется положение о свободе слова и демократии Европейского союза и под прикрытием этого квазирелигиозного постулата осуществляются преступления, систематически осуществляется геноцид палестинцев».

«Саудовский монарх исполнял обязанности главного религиозного авторитета, в то время как Израиль задавал своим провоцирующим присутствием дискурс военно-политической обстановки на Ближнем Востоке и давал антиисламским правителям арабского мира предлог для диктата над своими народами». «Сегодня Запад в лице США глубоко разочарован в возможностях двух своих инструментов: Израиля и Саудовской Аравии - влиять на ход событий в регионе и считает их ресурс исчерпанным», - указывал он.

Гейдар Джемаль и российские муфтии

Конфликт разгорелся на фоне заявления Джемаля об изменении российского герба. Джемаль потребовал «сбить кресты с корон российского орла». Вследствие этого последовала реакция председателя президиума Духовного управления мусульман европейской части России Равиля Гайнутдина, заявившего: «Мы живём в светском государстве и уважаем государственную символику Российской Федерации, принятую Государственной думой и утверждённую Президентом России». Гайнутдин сообщил, что в гербе России он не видит ничего оскорбительного для ислама. Всё это ещё раз подтвердило наличие глубоких противоречий в среде исламской иерархии, впрочем, нельзя исключать вариант своеобразной проверки общественной реакции на подобные идеи, которая незамедлительно и последовала.

Джемаль, отвечая на вопросы участников интернет-конференции «Исламская стратегия на Кавказе», заявил, что «Современные российские официальные муллы - прямые выходцы "из шинели Сталина". Кроме того, они гораздо забитее и трусливее своих православных „коллег“, не осмеливаются настаивать даже на том, что им положено по закону, не говоря уже о том, чтобы озвучивать позицию мусульман». При этом он сделал оговорку применительно к главе ДУМАЧР Нафигулле Аширову, который, по мнению Джемаля, стоит особняком «в силу того, что и его биография, и его карьера имеют нестандартный характер, и по своему происхождению он не принадлежит к клану клерикалов, образовавшемуся в результате сталинского решения». Также Джемаль выступил с критикой нижегородского муфтия Умара Идрисова за издание книги известного исламоведа Тауфика Ибрагима, которого он считает «муртадом» («вероотступником»).

Обвинения Гейдара Джемаля в экстремизме

В июне 2009 года депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях сайта Гейдара Джемаля islamcom.ru, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвящённый террористическом акту в Нальчике, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур: «В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами. ...13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих. Последние фотографии этих героев, сделанные их врагами уже в морге, мы публикуем здесь». После этого запроса сайт Гейдара Джемаля (islamkom.ru) переместился с домена «ru» на домен «org».

27 марта 2012 года сотрудники ФСБ провели обыск в нескольких квартирах Гейдара Джемаля на предмет хранения экстремистской литературы. В ходе обыска не было обнаружено запрещённых материалов. Пресс-служба ФСБ пояснила, что Джемаль подозревается в «публичном оправдании терроризма, а также публичных призывах к осуществлению экстремистской и террористической деятельности». Дело на Джемаля было заведено по статьям 205.2 («содействие террористической деятельности») и 280 («публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации») УК РФ.

Признаки указанных преступлений сотрудники ФСБ обнаружили в статье «Роль женщины в Джихаде» Юсуфа аль-Ийери - главы аравийского филиала международной террористической организации «Аль-Каида», которую разместила на сайте Исламского комитета, зарегистрированного на имя Джемаля Орхана Гейдараоглы, помощник председателя «Исламского комитета» Татьяна Тарасова (признанной впоследствии виновной по ст. 205.2 УК РФ).

В указанной статье содержались примеры из истории, когда женщины участвовали в боевых действиях, в том числе содержалась информация о террористическом акте, когда смертница Хава Бараева 6 июня 2000 года взорвалась в Чечне на базе ВС РФ. Институт криминалистики центра специальной техники ФСБ в своём заключении отметил, что «в указанной статье содержатся призывы к убийству большого количества людей путём совершения взрывов в рамках идеологической (политической) борьбы, а также заявления о признании практики терроризма, нуждающейся в подражании».

Гейдар Джемаль о событиях на Украине

Библиография Гейдара Джемаля:

1979 - Ориентация - Север
2003 - Революция пророков
2004 - Освобождение ислама
2004 - Окно в ночь. Стихотворения
2005 - Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке
2010 - Стена Зулькарнайна
2010 - Фузеи и Карамультуки
2011 - Дауд vs Джалут (Давид против Голиафа).

В данной статье описана биография Гейдара Джемаля. Он прожил долгую и интересную жизнь, полную интеллектуальной напряженности. Джемаль был общественным деятелем, мыслителем, эзотериком, председателем Исламского комитета, а также участником общества «Другая Россия». Кроме того, Гейдар Джахидович являлся бессменным участником исламо-арабских конференций и участвовал в создании совета Левого фронта России. Вся биография Гейдара Джахидовича Джемаля прошла под эгидой поиска смысла жизни и непреодолимого желания добраться до истины. Джемаль был знаком с большим количеством интересных и неординарных людей, которые оставили о нем немало воспоминаний.

Гейдар Джемаль. Биография. Национальность. Родители

Предки Джемаля по отцу являлись представителями древнейшего азербайджанского рода. Дед Джемаля служил в рядах НКВД, а во время Великой Отечественной войны был назначен военным комиссаром. Его сын, Джахид Джемаль, имевший с детства склонность к живописи, смог переехать из небольшого азербайджанского села в Баку и поступить там в художественное училище. После его окончания он решил отправиться в Москву и продолжить художественное образование в институте имени В. И. Сурикова. Уже через несколько лет он преподавал в высших учебных заведениях и даже в МГУ, где был профессором на кафедре рисунка.

Мать Гейдара звали Ирина Игоревна Шаповалова. Она являлась профессиональной наездницей и дрессировщицей. Играла в спектаклях театра Дурова, где жила ее собственная рысь Мерси.

Влияние деда

В интеллектуальной биографии Гейдара Джемаля семья по матери сыграла более важную роль. Его дед, Игорь Шаповалов, был влиятельным партийным функционером и тонким знатоком философии, в особенности - немецкой. Благодаря этому деду, Гейдар Джемаль полюбил философию, хорошо разбирался в немецких философах и получил в наследство огромную библиотеку. Биография и национальность Гейдара Джемаля пропитаны духом Азербайджана. Он называл себя русским человеком с крепкими азербайджанскими корнями и ощущал себя глубоко верующим, в отличие от своих родителей, которые были атеистами или осторожными агностиками. Сам же Джемаль формировал свое мировосприятие под влиянием идей ислама.

Так как он был очень закрытым человеком, для всех, кто изучает биографию Гейдара Джемаля, фото семьи найти не представляется возможным.

Детство

Биография журналиста Гейдара Джемаля начинается с того, что он появился на свет в российской столице 6 ноября 1947 года. Отучившись десять классов в средней общеобразовательной школе, Гейдар, благодаря хорошим отметкам, смог поступить в МГУ, где начал изучать несколько восточных языков, но буквально при поступлении он начал разделять и ярко выражать буржуазно-националистические взгляды, из-за которых его отчислили уже по окончании первого курса. Чтобы иметь средства к существованию, Джемаль работал на производстве и подрабатывал репетиторством.

Начало пути

Проработав так какое-то время, Джемалю через знакомого удалось устроиться корректором в одно издательство, которое специализировалось на медицинской литературе. Примерно в тот же период он женился на Елене Джемаль, которая была глубоко верующей христианкой, и вместе с ней поселился в большой трехкомнатной квартире на Арбате.

Южинское подполье

Во время работы в издательстве у Джемаля завязались дружеские отношения с его редактором, Ильей Москвиным, который являлся выпускником биологического факультета и подробно изучал психиатрию. Эта встреча кардинально изменила всю биографию Гейдара Джемаля, о чем он позже говорил, что Москвин помог ему «открыть новый мир». Благодаря этому общению он встретился с писателем Юрием Витальевичем Мамлеевым и влился в шизоидное подполье Южинского переулка. Так назывались неформальные встречи узкого круга лиц, собиравшихся на квартире Мамлеева.

Среди членов этого кружка были Е. Головин, И. Дудинский, А. Дугин и В.П. Провоторов. Последнего все остальные, особенно Мамлеев, считали наиболее таинственным и гениальным. Все они интересовались литературой, философией и оккультизмом. Многие факты из биографии Гейдара Джемаля можно почерпнуть из книги воспоминаний Юрия Мамлеева.

12 ноября 1966 года у Джемаля родился сын Орхан, который в будущем станет незаурядным человеком и военным журналистом.

Становление

В начале восьмидесятых сблизившиеся Гейдар Джемаль и Александр Дугин стали участниками организации русского национального возрождения «Память», но Джемаль не смог продержаться там долго: уже меньше чем через год он был выгнан оттуда по обвинению в общении с кругами оккультистского толка. В это же время Джемаль начал активно связываться с исламскими кругами, получив у них поддержку.

Поскольку Гейдар Джемаль нигде не работал, журналист Григорий Нехорошев написал в газете статью, где рассказывал, что Джемаль специально притворялся душевнобольным, чтобы его посадили в психоневрологический диспансер и, тем самым, милиция прекратила бы разыскивать его за тунеядство.

В девяностых годах его жена Елена сдружилась с женой Юрия Мамлеева. Вскоре она стала тесно общаться с Евгением Головиным и через несколько месяцев, разведясь с Джемалем, вышла замуж за Головина. Мамлеев описывает Елену как очень необычную и интересную женщину, которая стала прототипом для многих героинь его произведений, в частности - в «Шатунах».

Карьера

В начале девяностых годов Джемаль и Дугин отдалились друг от друга. В это время Дугин вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым создавали национал-большевистскую партию. В биографии Гейдара Джемаля национальность и взгляды определили его сближение с исламскими кругами. И поэтому он решил заняться распространением идей ислама в обществе, пользуясь помощью исламской партии возрождения, в которой состоял на тот момент. Для этого он стал издавать происламскую газету, которая выпускалась два года.

В 1993 году Джемаль побывал на конференции Исламского комитета в Судане. В это же время он вел аналитическую программу «Ныне» на телевидении, а потом стал ведущим нескольких «мусульманских» передач на разных каналах, в которых открыто выражал свои ортодоксальные взгляды, близкие к экстремизму, за что вскоре все его передачи были закрыты.

В начале 1998 года Гейдар Джемаль читал лекции по традиционализму в университете, а в 1999 решил баллотироваться в Госдуму в политическом союзе «Движение в помощь армии».

Книги

К этому времени Джемалю удалось издать целый ряд книг на темы политики, религии и философии, а также сборник авторских стихотворений. В 2003 году он издал еще один стихотворный сборник, а еще через год - сборник политических статей «Освобождение ислама», в котором Джемаль четко описывал и объяснял свои левые взгляды на политику и теологию. Основной почвой для размышления о теологии для Гейдара Джахидовича был термин «авраамическая религия», которая, как считал он сам, таила в себе дух освобождения. Также в этой книге Джемаль сопоставлял борьбу Старого и Нового Света, двух закрепившихся систем. Старый Свет — это то место, где родились все три основные религии, то место, которому пытаются противостоять США.

Взгляды

Практически никто не смог однозначно сказать о политической позиции и философских предпочтениях Гейдара Джахидовича. Некоторые говорили, что он был оккультистом-эзотериком, а по вероисповеданию — мусульманином шиитского толка.

Многие люди, лично знавшие Джемаля и его философские убеждения, называли его фигурой, которая относится к левым исламским силам и проповедует антисистемный интернационал, и при этом - очень образованным человеком. Интересно замечание известного социолога Бориса Кагарлицкого о том, что Джемаль был не просто теологом, философом или политическим деятелем, а человеком, который стоял отдельно от всех и имел собственные убеждения, которые в общем понимании противоречили убеждениям даже мусульманского духовенства. Одновременно с этим Джемаль имел антиамериканскую позицию, и данное его сопротивление политике Соединенных Штатов рассматривалось всеми как восстание против капиталистического общества.

В 1999 году Джемаль публично сказал, что в войне на территории Кавказа заинтересован в первую очередь официальный Кремль и президентское окружение.

Уголовные преследования

В начале лета 2009 года Максим Мищенко, один из депутатов Госдумы, написал письмо для Генерального прокурора РФ. В этом письме он утверждал, что внимательно изучил публикации сайта Г.Д. Джемаля, и увидел в них экстремизм. По этой причине он потребовал, чтобы Исламский комитет был признан экстремистской организацией и попросил привлечь Гейдара Джемаля к уголовной ответственности. Особенно депутата поразил текст, в котором были изложены мысли о теракте в городе Нальчике, произошедшем в октябре 2005 года, в результате которого было убито более сорока человек. В тексте говорилось, что в нашей стране тех мучеников, которые пали в боях за веру, называют террористами. Письмо Максима Мищенко было изучено, но все, что последовало после его требований - перемещение сайта Гейдара Джахидовича с домена ru на домен org. Этот случай наглядно иллюстрирует позицию Джемаля и отношение к нему окружающих. Сам Джемаль никогда никого не боялся и смело высказывал все, что думал, публикуя это в общедоступных местах, даже осознавая, что его могли привлечь к ответственности. А Генеральный Прокурор РФ, фигурировавший в этой истории, относился к таким людям с уважением, и потому принял лишь самые мягкие меры.

Подобный случай произошел в марте 2012 года, когда на Джемаля были заведены два уголовных дела и был произведен обыск его квартиры, но никаких экстремистских материалов найдено не было, поэтому для Джемаля все снова закончилось благополучно.

В марте 2010 года Гейдар Джахидович поучаствовал в деятельности российской оппозиции, подписав интернет-обращение «Путин должен уйти».

Последние годы жизни и смерть

6 декабря 2016 года было объявлено, что скончался философ и известный общественный деятель Гейдар Джемаль. Причина смерти - рак.

В последние дни октября 2016 года врачи обнаружили у Гейдара Джемаля рак. Он поехал в одну из больниц в Алматы и полтора месяца лежал там на лечении. Все дни, которые он провел в больнице, его мучили сильные боли. Но, к сожалению, врачи не смогли его спасти, и Гейдар Джахидович скончался, не дожив год до своего семидесятилетия.

Он заранее определил место своего будущего захоронения. Это была тюркская земля в Алматы, общепринятое у мусульман место для похорон. Джемаль просил, чтобы его тело не перевозили в Москву, а похоронили здесь же, в Алматы, на тюркской земле, как это принято у мусульман. В наши дни его могилу можно найти на городском кладбище Баганашил.

Биография Гейдара Джемаля являет собой интереснейшую историю, насыщенную событиями, интригами и загадками. В сердцах людей Гейдар Джемаль остался одним из умнейших философов последних лет, а также человеком, который всегда был честен перед собой и перед другими.

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве в семье художника и профессональной наездницы, заслуженного мастера спорта. Его отец Джахид Джемаль - азербайджанец по национальности, а мать - Ирина Шаповалова - татарка. По отцу Джемаль происходит из бекской семьи Нагорного Карабаха, которая по линии ханов Сарыджалинских восходит к карабахскому хану Панах Али-хану[неавторитетный источник? 75 дней], а дед по матери Игорь Шаповалов был директором Малого театра и потом заместителем министра культуры СССР. Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию. Спустя несколько лет, уже с третьим мужем вернулась в Москву, где работала в Уголке Дурова. Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой.

В 1965 году, после окончания школы, при содействии деда, Гейдар поступил в один из самых престижных вузов Москвы - Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой «за буржуазный национализм». Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильей Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968-го с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском).

К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.

С 1979 года был активистом подпольного всесоюзного исламского движения. В то же время наряду с А. Г. Дугиным вступает в неофашистско-эзотерический кружок, группировавшийся вокруг Евгения Головина. Кружок впоследствии наименовал себя «Чёрный орден SS», причём Головин считался его рейхсфюрером.,

В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», но менее чем через год с ним же был изгнан за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».. В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал информационный центр «Таухид». С 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»). С 1993 по 1996 годах Гейдар Джемаль вёл несколько телепрограмм, посвященных исламской проблематике («Ныне», «Минарет» и т. д.). В 1998 году Гейдар Джемаль посетил с циклом лекций ЮАР. В 1999 году на православно-исламской конференции в Санкт-Петербурге он выдвинул тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта.

В 2001 году Джемаль возглавил проект взаимодействия политического ислама и западных антиглобалистов.

Позиционирует себя как выразителя интересов и мнений всей мусульманской общины России, несмотря на то, что большинство российских мусульман, а также наиболее видные мусульманские лидеры России, такие как Талгат Тадзетдинов и Равиль Гайнутдинов, не считают его таковым.

Философия и взгляды

Философские взгляды Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм. Марксизм и ислам совпадают в моменте эсхатологии, причем мессианскую роль пролетариата играет умма (исламское сообщество). Современный мир, пришедший на смену империализму, Джемаль именует мондиализмом, где основным противоречием является конфликт транснациональных корпораций против администрации США. Транснациональные корпорации образуют сверхэлиту, корни которой уходят в европейские (прежде всего, британские) аристократические семьи. События 11 сентября он трактует как грандиозную провокацию сверхэлиты против США и исламского мира, напоминая, что Усама бин Ладен и талибы - это «креатуры ЦРУ». Сионизм и КГБ считает инструментами, в равной мере приводящими сверхэлиту к господству над планетой.

В философии религии он, опираясь на традицию немецкого романтизма, различает религию пророков (религию пассионарного взрыва и энтропии) и религию жрецов. Пророки авраамической традиции начинали с критики традиции, тогда как жрецы всегда являются яростными апологетами традиции. Истинная религия - это религия веры (проекта) и смерти. Однако не все течения ислама Джемаль принимает. Он отвергает суфизм, хашимитский ислам арабского истэблишмента и «господство тюркской стихии», приведшей к застою.

Антропология Джемаля базируется на дихотомии божественной искры и «глины» в человеке.

Апология ваххабизма и терроризма

Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура», на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды, которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?», он ответил: «Шахиды - это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат всё, что им обещано…».

Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление Доку Умарова, что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан, утверждая:

В ваххабизме, Гейдара Джемаль видит движение, ведущее к модернизации кавказского общества, а в перспективе и всей России. По его словам, ваххабизм - это прежде всего борьба против традиционной кланово-племенной структуры, и «сегодняшние исламские силы, которые ведут против него („архаичного кавказского общества“) борьбу, представляют собой антиархаическую, новую модель исламского эгалитарного сознания. Это единственный шанс Кавказа на спасение в следующей эпохе». Его высокие отзывы о «исламски мыслящих» чеченских боевиках и « подлинных носителях салафитского чистого ислама» в интервью газете «Новые Известия» вызвали вопрос интервьюера: «В вашем изложении представители исламского сопротивления, в отличие от „криминал-националов“, просто рыцари без страха и упрека. А что вы скажете об Арби Бараеве, который называл себя ваххабитом и в то же время прославился как один из крупнейших торговцев людьми?» На это последовал ответ, что Бараев был агентом российских спецслужб, и именно этим объясняется его низкий моральный уровень. На вопрос же о связи ваххабизма с терроризмом Джемаль ответил критикой «антитеррористической истерии, нагнетаемой властью»

Гейдар Джемаль активно приветствовал появление в среде исламских террористов Саида Бурятского (Александра Тихомирова), что по его мнению свидетельствовало об интернационализации борьбы кавказских муджахедов и появление некоего Интернационала исламской революции в России. После того, как в сентябре 2009 года появилось ложное сообщение об убийстве Саида (прославившегося к тому времени рядом крупных терактов), Гейдар Джемаль опубликовал воззвание под заглавием «Провокация против братьев»:

Кавказ Гейдар Джемаль рассматривает как колыбель исламской революции в России, целью же этой революции считает модернизацию России: «Без Кавказа и без его развития в этом ключе никогда не поднимется и не преобразится Россия, которая нуждается во втором модернизационном шансе. Без этого она развалится и сойдет на нет как субъект мирового процесса». На вопрос интервьюера о «человеческом измерении» борьбы - войне, крови, убийствах - Гейдар Джемаль отвечает:

Гейдар Джемаль об Армении и Израиле

Согласно Гейдару Джемалю, армянское государство представляет для Азербайджана «язву» на территории Закавказья и без поддержки России армянское государство прекратит своё существование. Россия не заинтересована в разрешении конфликта в Нагорном Карабахе, находя в этом поддержку у «американо-израильского тандема». Однако мировой кризис должен разрушить возможности России поддерживать Армению и проблема Нагорного Карабаха будет закрыта. Согласно Джемалю это должно было произойти в марте 2009 года. Решение карабахского конфликта, согласно Джемалю, кроется в упразднении Армении как государства, и передаче земель Азербайджану. Аналогичное упразднение с передачей территорий Джемаль предлагает и для Израиля. Для проживающих на этих территориях армян и евреев Джемаль предлагает следующий сценарий:

В другом своем интервью Гейдар Джемаль сделал следующее заявление:

Согласно Джемалю «Израиль представляет собой фашистское государство, которое превратило тему Холокоста евреев в религиозный постулат, которое, опираясь на своё лобби, прежде всего, в европейских странах, преследует тех, кто пытается разобраться в истории этого вопроса.» . Израильскую операцию «Литой свинец» Джемаль квалифицировал как «неприкрытый геноцид», которым «продемонстрирована расистская зловещая сущность израильского государства - сионизма». Согласно его точке зрения, конец Израиля произойдёт в недалёком будущем, поскольку «мировой истеблишмент», который использует евреев в качестве «марионетки», принесёт их в жертву.

Обвинение в экстремизме

В июне 2009 года депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях сайта Гейдара Джемаля islamcom.ru, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвящённый террористическом акту в Нальчике, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур: «В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами. (…) 13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих. Последние фотографии этих героев, сделанные их врагами уже в морге, мы публикуем здесь».

После этого запроса, сайт Гейдара Джемаля переместился с домена ru на домен org.

Библиография

  • Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке. - UMMAH, 2005. - ISBN 5-98587-017-0 (под общей редакцией Г. Джемаля)

Биография Гейдара Джемаля. Джемаль прожил долгую и интересную жизнь, полную интеллектуальной напряженности. Он был общественным деятелем, мыслителем, эзоте...

От Masterweb

03.09.2018 15:03

В данной статье описана биография Гейдара Джемаля. Он прожил долгую и интересную жизнь, полную интеллектуальной напряженности. Джемаль был общественным деятелем, мыслителем, эзотериком, председателем Исламского комитета, а также участником общества «Другая Россия». Кроме того, Гейдар Джахидович являлся бессменным участником исламо-арабских конференций и участвовал в создании совета Левого фронта России. Вся биография Гейдара Джахидовича Джемаля прошла под эгидой поиска смысла жизни и непреодолимого желания добраться до истины. Джемаль был знаком с большим количеством интересных и неординарных людей, которые оставили о нем немало воспоминаний.

Гейдар Джемаль. Биография. Национальность. Родители

Предки Джемаля по отцу являлись представителями древнейшего азербайджанского рода. Дед Джемаля служил в рядах НКВД, а во время Великой Отечественной войны был назначен военным комиссаром. Его сын, Джахид Джемаль, имевший с детства склонность к живописи, смог переехать из небольшого азербайджанского села в Баку и поступить там в художественное училище. После его окончания он решил отправиться в Москву и продолжить художественное образование в институте имени В. И. Сурикова. Уже через несколько лет он преподавал в высших учебных заведениях и даже в МГУ, где был профессором на кафедре рисунка.

Мать Гейдара звали Ирина Игоревна Шаповалова. Она являлась профессиональной наездницей и дрессировщицей. Играла в спектаклях театра Дурова, где жила ее собственная рысь Мерси.

Влияние деда

В интеллектуальной биографии Гейдара Джемаля семья по матери сыграла более важную роль. Его дед, Игорь Шаповалов, был влиятельным партийным функционером и тонким знатоком философии, в особенности – немецкой. Благодаря этому деду, Гейдар Джемаль полюбил философию, хорошо разбирался в немецких философах и получил в наследство огромную библиотеку. Биография и национальность Гейдара Джемаля пропитаны духом Азербайджана. Он называл себя русским человеком с крепкими азербайджанскими корнями и ощущал себя глубоко верующим, в отличие от своих родителей, которые были атеистами или осторожными агностиками. Сам же Джемаль формировал свое мировосприятие под влиянием идей ислама.

Так как он был очень закрытым человеком, для всех, кто изучает биографию Гейдара Джемаля, фото семьи найти не представляется возможным.

Детство

Биография журналиста Гейдара Джемаля начинается с того, что он появился на свет в российской столице 6 ноября 1947 года. Отучившись десять классов в средней общеобразовательной школе, Гейдар, благодаря хорошим отметкам, смог поступить в МГУ, где начал изучать несколько восточных языков, но буквально при поступлении он начал разделять и ярко выражать буржуазно-националистические взгляды, из-за которых его отчислили уже по окончании первого курса. Чтобы иметь средства к существованию, Джемаль работал на производстве и подрабатывал репетиторством.

Начало пути

Проработав так какое-то время, Джемалю через знакомого удалось устроиться корректором в одно издательство, которое специализировалось на медицинской литературе. Примерно в тот же период он женился на Елене Джемаль, которая была глубоко верующей христианкой, и вместе с ней поселился в большой трехкомнатной квартире на Арбате.


Южинское подполье

Во время работы в издательстве у Джемаля завязались дружеские отношения с его редактором, Ильей Москвиным, который являлся выпускником биологического факультета и подробно изучал психиатрию. Эта встреча кардинально изменила всю биографию Гейдара Джемаля, о чем он позже говорил, что Москвин помог ему «открыть новый мир». Благодаря этому общению он встретился с писателем Юрием Витальевичем Мамлеевым и влился в шизоидное подполье Южинского переулка. Так назывались неформальные встречи узкого круга лиц, собиравшихся на квартире Мамлеева.


Среди членов этого кружка были Е. Головин, И. Дудинский, А. Дугин и В.П. Провоторов. Последнего все остальные, особенно Мамлеев, считали наиболее таинственным и гениальным. Все они интересовались литературой, философией и оккультизмом. Многие факты из биографии Гейдара Джемаля можно почерпнуть из книги воспоминаний Юрия Мамлеева.


12 ноября 1966 года у Джемаля родился сын Орхан, который в будущем станет незаурядным человеком и военным журналистом.

Становление

В начале восьмидесятых сблизившиеся Гейдар Джемаль и Александр Дугин стали участниками организации русского национального возрождения «Память», но Джемаль не смог продержаться там долго: уже меньше чем через год он был выгнан оттуда по обвинению в общении с кругами оккультистского толка. В это же время Джемаль начал активно связываться с исламскими кругами, получив у них поддержку.

Поскольку Гейдар Джемаль нигде не работал, журналист Григорий Нехорошев написал в газете статью, где рассказывал, что Джемаль специально притворялся душевнобольным, чтобы его посадили в психоневрологический диспансер и, тем самым, милиция прекратила бы разыскивать его за тунеядство.


В девяностых годах его жена Елена сдружилась с женой Юрия Мамлеева. Вскоре она стала тесно общаться с Евгением Головиным и через несколько месяцев, разведясь с Джемалем, вышла замуж за Головина. Мамлеев описывает Елену как очень необычную и интересную женщину, которая стала прототипом для многих героинь его произведений, в частности – в «Шатунах».

Карьера

В начале девяностых годов Джемаль и Дугин отдалились друг от друга. В это время Дугин вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым создавали национал-большевистскую партию. В биографии Гейдара Джемаля национальность и взгляды определили его сближение с исламскими кругами. И поэтому он решил заняться распространением идей ислама в обществе, пользуясь помощью исламской партии возрождения, в которой состоял на тот момент. Для этого он стал издавать происламскую газету, которая выпускалась два года.

В 1993 году Джемаль побывал на конференции Исламского комитета в Судане. В это же время он вел аналитическую программу «Ныне» на телевидении, а потом стал ведущим нескольких «мусульманских» передач на разных каналах, в которых открыто выражал свои ортодоксальные взгляды, близкие к экстремизму, за что вскоре все его передачи были закрыты.

В начале 1998 года Гейдар Джемаль читал лекции по традиционализму в университете, а в 1999 решил баллотироваться в Госдуму в политическом союзе «Движение в помощь армии».

Книги

К этому времени Джемалю удалось издать целый ряд книг на темы политики, религии и философии, а также сборник авторских стихотворений. В 2003 году он издал еще один стихотворный сборник, а еще через год – сборник политических статей «Освобождение ислама», в котором Джемаль четко описывал и объяснял свои левые взгляды на политику и теологию. Основной почвой для размышления о теологии для Гейдара Джахидовича был термин «авраамическая религия», которая, как считал он сам, таила в себе дух освобождения. Также в этой книге Джемаль сопоставлял борьбу Старого и Нового Света, двух закрепившихся систем. Старый Свет - это то место, где родились все три основные религии, то место, которому пытаются противостоять США.

Взгляды

Практически никто не смог однозначно сказать о политической позиции и философских предпочтениях Гейдара Джахидовича. Некоторые говорили, что он был оккультистом-эзотериком, а по вероисповеданию - мусульманином шиитского толка.

Многие люди, лично знавшие Джемаля и его философские убеждения, называли его фигурой, которая относится к левым исламским силам и проповедует антисистемный интернационал, и при этом – очень образованным человеком. Интересно замечание известного социолога Бориса Кагарлицкого о том, что Джемаль был не просто теологом, философом или политическим деятелем, а человеком, который стоял отдельно от всех и имел собственные убеждения, которые в общем понимании противоречили убеждениям даже мусульманского духовенства. Одновременно с этим Джемаль имел антиамериканскую позицию, и данное его сопротивление политике Соединенных Штатов рассматривалось всеми как восстание против капиталистического общества.


В 1999 году Джемаль публично сказал, что в войне на территории Кавказа заинтересован в первую очередь официальный Кремль и президентское окружение.

Уголовные преследования

В начале лета 2009 года Максим Мищенко, один из депутатов Госдумы, написал письмо для Генерального прокурора РФ. В этом письме он утверждал, что внимательно изучил публикации сайта Г.Д. Джемаля, и увидел в них экстремизм. По этой причине он потребовал, чтобы Исламский комитет был признан экстремистской организацией и попросил привлечь Гейдара Джемаля к уголовной ответственности. Особенно депутата поразил текст, в котором были изложены мысли о теракте в городе Нальчике, произошедшем в октябре 2005 года, в результате которого было убито более сорока человек. В тексте говорилось, что в нашей стране тех мучеников, которые пали в боях за веру, называют террористами. Письмо Максима Мищенко было изучено, но все, что последовало после его требований – перемещение сайта Гейдара Джахидовича с домена ru на домен org. Этот случай наглядно иллюстрирует позицию Джемаля и отношение к нему окружающих. Сам Джемаль никогда никого не боялся и смело высказывал все, что думал, публикуя это в общедоступных местах, даже осознавая, что его могли привлечь к ответственности. А Генеральный Прокурор РФ, фигурировавший в этой истории, относился к таким людям с уважением, и потому принял лишь самые мягкие меры.

Подобный случай произошел в марте 2012 года, когда на Джемаля были заведены два уголовных дела и был произведен обыск его квартиры, но никаких экстремистских материалов найдено не было, поэтому для Джемаля все снова закончилось благополучно.


В марте 2010 года Гейдар Джахидович поучаствовал в деятельности российской оппозиции, подписав интернет-обращение «Путин должен уйти».

Последние годы жизни и смерть

6 декабря 2016 года было объявлено, что скончался философ и известный общественный деятель Гейдар Джемаль. Причина смерти – рак.

В последние дни октября 2016 года врачи обнаружили у Гейдара Джемаля рак. Он поехал в одну из больниц в Алматы и полтора месяца лежал там на лечении. Все дни, которые он провел в больнице, его мучили сильные боли. Но, к сожалению, врачи не смогли его спасти, и Гейдар Джахидович скончался, не дожив год до своего семидесятилетия.

Он заранее определил место своего будущего захоронения. Это была тюркская земля в Алматы, общепринятое у мусульман место для похорон. Джемаль просил, чтобы его тело не перевозили в Москву, а похоронили здесь же, в Алматы, на тюркской земле, как это принято у мусульман. В наши дни его могилу можно найти на городском кладбище Баганашил.

Биография Гейдара Джемаля являет собой интереснейшую историю, насыщенную событиями, интригами и загадками. В сердцах людей Гейдар Джемаль остался одним из умнейших философов последних лет, а также человеком, который всегда был честен перед собой и перед другими.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Включайся в дискуссию
Читайте также
Развитие туризма в алтайском крае к презентации
Инвестиции в туризме Сергей бачин, инвестор
Международное исследование UHY: доля туризма в ВВП разных стран Доля туризма в мировом ввп