Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

 Военный Обозреватель. Военная история, оружие, старые и военные карты Где можно увидеть

122-миллиметровая гаубица М-30, которая на Западе известна под обозначением М1938, – является стойким ветераном. Гаубицу разработали еще в 1938 г., и уже через год началось ее серийное промышленное производство. Выпускавшаяся в больших количествах и широко использовавшаяся во время Великой Отечественной войны, гаубица М-30, практически без изменений, по сей день широко распространена в СНГ и других странах, хотя сегодня во многих армиях ее используют лишь в учебных целях или перевели в резерв. Хотя в странах СНГ производство М-30 прекратили несколько лет назад, гаубицу до сих пор выпускают в Китае под обозначением 122-миллиметровая гаубица Тип 54 и Тип 54-1. Модификация Тип 54-1 имеет ряд конструктивных отличий, которые обусловлены особенностями местных технологий.

122-миллиметровая М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надежный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жестко закреплен, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра. Пушку была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1 (М1943). Колеса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина, однако болгарская модификация М-30, имеет колеса отличной конструкции. У каждого орудия имеются сошники двух типов - для твердой и мягкой почвы.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт

122-мм гаубица М-30 старшего сержанта Г.Е. Макеева на Гутенберг штрассе (Gutenberg) в городе Бреслау, Силезия. 1-й Украинский фронт

Советский артиллерист-гвардеец отдыхает у своей 122-мм гаубицы М-30 после боя с немецкими танками под Каунасом. 3-й Белорусский фронт. Авторское название работы - «После жестокого боя»

Советские САУ СУ-122 идут по Ленинграду на фронт, возвращаясь из ремонта

Гаубица М-30 в свое время была основным вооружением САУ СУ-122, которая была создана на базе шасси Т-34, однако в настоящее время этих установок ни в одной армии больше не осталось. В Китае в настоящее время выпускается такая САУ: гаубица Тип 54-1 смонтирована на шасси БТР Тип 531.

Основной вид боеприпасов М-30 – высокоэффективный осколочный снаряд, массой 21,76 килограмм, имеющий дальность до 11,8 тыс. м. Для борьбы с бронецелями теоретически может использоваться кумулятивный бронебойный снаряд БП-463, который на максимальной дистанции прямого выстрела (630 м) пробить 200-миллиметровую броню, однако такие боеприпасы в настоящее время практически не используют.

До сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Тактико-технические данные122-миллиметровой гаубицы М-30:
Первый опытный образец – 1938 г.;
Начало серийного выпуска – 1939 г.;
Страны, в которых в настоящее время состоит на вооружении – бывшие сраны-члены Варшавского пакта, страны, которым Советский Союз оказывал военную помощь, Китай;
Расчет – 8 человек;
Длина в походном положении – 5900 мм;
Ширина в походном положении – 1975 мм;
Калибр - 121,92 мм;
Начальная скорость снаряда – 515 метров в секунду;
Масса снаряда – 21,76 кг;
Масса полного заряда – 2,1 кг;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/см;
Максимальная дальность стрельбы – 11800 м;
Длина ствола (без учета затвора) – 2800 мм (22,7 калибра);
Число нарезов – 36;
Длина нарезной части ствола – 2278 мм (18,3 калибров);
Ширина нарезов – 7,6 мм;
Глубина нареза – 1,01 мм;
Ширина полей нарезов – 3,04 мм;
Объем каморы при использовании дальнобойного снаряда – 3,77 дм3;
Длина каморы – 392 мм (3,2 калибра);
Угол склонения - -3°;
Максимальный угол возвышения - 63°;
Угол горизонтального обстрела - 49°;
Скорость вертикального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1,1°;
Скорость горизонтального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1.5°;
Высота линии огня - 1200 мм;
Предельная длина отката – 1100 мм;
Длина отката при ведении огня полным зарядом – от 960 до 1005 мм;
Нормальное давление в накатнике - З8 кгс/см2;
Объем жидкости в накатнике – от 7,1 до 7,2 л;
Объем жидкости в тормозе отката – 10 л;
Высота орудия (угол возвышения 0°) – 1820 мм;
Ширина хода - 1600 мм;
Клиренс – 330-357 мм;
Диаметр колес – 1205 мм;
Вес ствола с затвором – 725 кг;
Вес трубы – 322 кг;
Вес кожуха – 203 кг;
Вес казенника – 161 кг;
Вес затвора – 33 кг;
Вес откатных частей – 800 кг;
Вес люльки – 135 кг;
Вес качающейся части – 1000 кг;
Вес лафета – 1675 кг;
Вес верхнего станка – 132 кг;
Вес колеса со ступицей – 179 кг;
Вес нижнего станка – 147 кг;
Вес станин (двух) – 395 кг;
Вес в боевом положении – 2450 кг;
Вес без передка в походном положении – 2500 кг;
Вес лыжной установки ЛО-4 – 237 кг;
Время перевода между походным и боевым положениями – 1-1,5 мин;
Скорострельность – до 6 выстрелов в минуту;
Максимальная скорость возки по хорошим дорогам – 50 км/ч;
Давление хобота на сцепной крюк – 240 кгс.

Батарея советских 122-мм гаубиц образца 1938 года (М-30) ведет огонь по Берлину


В конце 20-х - начале 30-х гг. советскими военными теоретиками была разработана и обоснована теория т.н. "глубокой операции". Положения этой теории предусматривали прорыв обороны противника на двух и более участках фронта на всю ее оперативную глубину с последующим вводом в полосу прорыва крупных соединений подвижных войск с целью развития успеха и нанесения окончательного поражения обороняющейся группировке войск противника. В условиях глубокой операции особое значение приобретали огневые поддержка и сопровождение действий наступающих войск силами и средствами полевой артиллерии. Основу материальной части дивизионной артиллерии РККА рассматриваемого периода составляли системы разработанные в начале века еще до начала 1 мировой войны - 76 мм пушки обр. 1902 г. и 122 мм гаубицы обр. 1909 и 1910 гг., достаточно современные для своего времени, они никак не соответствовали концепции маневренной войны в условиях насыщения войск бронетанковой техникой и средствами механизации. Проще говоря, эти орудия в силу их конструктивных особенностей невозможно было буксировать на скорости более 10 км/ч, дальность стрельбы так же не соответствовала потребностям механизированных войск и кавалерии в наступлении. Кроме того наличие в конструкции этих орудий однобрусного лафета значительно затрудняло наведение орудия в цель по направлению, если установки требовалось изменить на угол более 0-50, т.е. быстрый маневр огнем превращался в трудноразрешимую проблему. Одним словом, советское военное руководство пришло к выводу о необходимости замены систем дивизионной артиллерии на более современные. Модернизация имеющихся пушек и гаубиц проведенная в 1930 г. в какой-то мере повысила их тактико-технические характеристики, однако полностью проблему не решила, орудия по-прежнему не были приспособлены к буксировке средствами механизированной тяги, конструкция лафета оставалась прежней. Попытка разработать проект 122 мм гаубицы в конце 20-х своими силами в соответствии с тактико-техническими требованиями Артиллерийского управления РККА (АУ РККА) не увенчалась успехом. Вторая попытка была предпринята в 1931-1932 гг. и была связана с развитием сотрудничества Наркомата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром, НКТП СССР) и немецкой компании "Рейнметалл" в области проектирования и производства артиллерийских систем. В рамках такого сотрудничества в 1930 г. в г. Москве было организованно совместное КБ № 2
Всесоюзного орудийно-арсенального треста (ВОАТ) Наркомтяжпрома, где к 1932 г. под руководством начальника КБ Л.А. Штимана и немецкого конструктора Фохта была разработана 122 мм гаубица "Лубок" (по названию темы проекта), впоследствии принятой на вооружение РККА под названием "122 мм гаубица обр. 1934 г." Однако, лафет "Лубка" был сконструирован по однобрусной схеме,
отсутствовало подрессоривание боевого хода, что исключало буксирование орудия с помощью мехтяги. Ввиду этих конструктивных недостатков, технологических проблем при организации производства, была выпущена только предсерийная партия этих орудий в количестве 11 экземпляров, после чего от серийного производства гаубицы и ее дальнейшей доработки пришлось отказаться. В следствии ряда неудач в вопросе создания приемлемого проекта 122 мм полевой гаубицы ряд специалистов АУ РККА и конструкторов артиллерийских систем в 1935 - 1937 гг. предложили создать в качестве дивизионной гаубицы проект 107 мм орудия. Такое предложения обосновывалось фактом наличия 105 мм гаубиц на вооружении дивизионной артиллерии в армиях почти всех европейских государств. Кроме того, уменьшение калибра значительно упрощало процесс проектирования и позволяло создать более легкое и маневренное орудие. В качестве боеприпасов планировалось использовать 107 мм выстрелы разработанные под 107 мм корпусную пушку. Однако, в начале 1937 г. руководство Генерального Штаба РККА (ГШ РККА) , основываясь на опыте мировой и гражданской войн, утвердило в качестве основного для дивизионных гаубиц калибр 122 мм, в связи с чем изыскательские работы по проекту 107 мм гаубицы были прекращены во всех конструкторских коллективах. К сентябрю 1937 г. в АУ РККА были разработаны тактико-технические требования (ТТТ) к проекту 122 мм гаубицы, которые в том же месяце были переданы для реализации в КБ завода № 172 (ныне ОАО "Мотовилихинские заводы" г. Пермь), где отдельная конструкторская группа в составе С.Н. Дернова, А.Е. Дроздова, А.А. Ильина, М.Ю. Цирульникова, Л.А. Черных и некоторых других под руководством известного создателя артиллерийских систем Ф.Ф. Петрова сразу же приступила к работе. Требования АУ предполагали создание 122 мм системы раздельно-гильзового заряжания с баллистикой гаубицы обр. 1934 г., с клиновым затвором, раздвижными станинами и подрессоренным боевым ходом. В качестве боеприпасов к новому орудию должны были подходить 122 мм выстрелы, производящиеся промышленностью. В октябре 1937 г. в инициативном порядке к разработке проекта 122 мм гаубицы (заводское обозначение Ф-25) приступили и в КБ завода № 92 (ныне ОАО "Нижегородский машиностроительный завод") под руководством В.Г. Грабина. Кроме того, годом позже работы по этой теме (заводское обозначение У-2) были начаты в артиллерийском КБ завода № 9 (УЗТМ, ныне ОАО "Уралмаш" г. Екатеринбург) под руководством конструктора В.Н. Сидоренко. Проекты В.Г. Грабина и В.Н. Сидоренко были доведены до стадии заводских испытаний опытных образцов, после завершения которых были прекращены. Проект отдельной конструкторской группы КБ завода № 172 поступил для рассмотрения и утверждения в АУ РККА в середине декабря 1937 г. и после его рассмотрения, было решено полагать его приоритетным по отношению к проектам других КБ. Принятию такого решения способствовало использование в проекте узлов и механизмов орудий освоенных в производстве промышленностью. Так, конструкция ствола и элементов противооткатных устройств (ПОУ) М-30 (заводской индекс проекта орудия КБ завода № 172) были заимствованы из проекта гаубицы "Лубок". На орудие, вопреки требованиям АУ РККА, устанавливался поршневой затвор системы Шнейдера, использовавшийся в комплектации 122 мм гаубицы обр. 1910/30 гг. производившейся промышленностью крупными сериями. Конструкция боевого хода была заимствована от дивизионной пушки Ф-22. Первый опытный образец гаубицы был представлен на заводские испытания 31 марта 1938 г. , в процессе которых были выявлены серьезные конструкторские недочеты, особенно в вопросе расчета прочности элементов лафета. Доработанный образец М-30 был допущен к государственным испытаниям лишь в начале сентября того же года. Они начались 11 сентября и продолжались до 1 ноября 1938 г. Комиссия признала их неудовлетворительными по причине многочисленных поломок в ходе стрельб элементов лафета, в частности станин, однако, не смотря на негативный вывод комиссии, руководство АУ распорядилось изготовить опытные доработанные образцы орудия для войсковых испытаний. 22 декабря 1938 г. опытные экземпляры М-30 были представлены для войсковых испытаний, по итогам которых коллективу КБ было рекомендовано устранить выявленные в процессе эксплуатации гаубиц в войсках недостатки и вновь провести полигонные испытания по программе государственных, в ходе которых в проект М-30 были внесены окончательные изменения, устраняющие выявленные недостатки. В августе 1939 г. орудия были представлены для повторных войсковых испытаний, которые были признаны успешными. 29 сентября того же года Постановлением Комитета обороны орудие было принято на вооружение РККА под обозначением "122 мм гаубица обр. 1938 г.". В АУ гаубице был присвоен индекс 53-Г-463. По конструкции М-30 представляет собой классическую артиллерийскую систему раздельно-гильзового заряжания, состоящую из ствола и лафета. В состав ствола, в свою очередь, входили труба-моноблок с прогрессивной нарезкой, кожух, предназначенный для соединения трубы с казенником и навинтной казенник. В казеннике устанавливался поршневой затвор с механизмом экстракции стрелянной гильзы и инерционным предохранителем. Лафет состоял из ПОУ, в свою очередь состоящих из гидравлического тормоза откатных частей веретенного типа, накатника гидропневматического типа и компенсатора тормоза откатных частей, люльки служащей для соединения ствола с верхним станком и направления его движения при откате и накате (ствол, люлька и ПОУ составляют качающуюся часть гаубицы), верхнего станка, являющимся опорой качающейся части орудия, подъемного механизма секторного типа, расположенного справа от ствола, поворотного механизма винтового типа, пружинного уравновешивающего механизма толкающего типа, располагающегося в виде двух цилиндров справа и слева от люльки, нижнего станка, представляющего полую отливку с проушинами для шарнирного крепления двух раздвижных станин, прицельных приспособлений, состоящих из независимого или полунезависимого механического прицела с нормализованной шкалой и панорамы системы Герца, ходовой части, состоящей из двух металлических колес сшинами заполненных ГК, боевой оси, рессор и тормозов колес автомобильного типа, щитового прикрытия, состоящего из неподвижного и подвижного щитов. В комплект орудия входят металлический каток, передок, зарядный ящик и комплект ЗИП. В боекомплект М-30 включались артиллерийские выстрелы со следующими снарядами: осколочно-фугасной гранатой ОФ-462, осколочными гранатами О-462, О-460А, фугасными гранатами Ф-460, Ф-460Н, Ф-460У, Ф-460К, шрапнелью Ш-460 и Ш-460Т, осветительным снарядом С-462, агитационным снарядом А-462, дымовыми снарядами Д-462 и Д-462А, осколочно-химическим снарядом ОХ-462, химическими снарядами Х-460 и Х-462, кумулятивным снарядом БП-460А. Выстрелы комплектовались полными зарядами Ж-11 и переменными Ж-463М в латунных или цельнотянутых гильзах. Серийное производство 122 мм гаубицы обр. 1938 г. было организованно в 1940 г. на заводах № 92 и № 9 и продолжалось вплоть по 1955 г. Всего было собрано 19 250 гаубиц, из них около 1850 - в послевоенное время. По сей день орудие производится в Китае под названием "Тип 54". Поставлялась на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Анголу, Алжир, Албанию, Афганистан, Бангладеш, Боливию, Вьетнам, Гвинею-Бисау, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Камбоджу, Конго, КНР, КНДР, Лаос, Ливан, Ливию, Монголию, Танзанию, Югославию, Эфиопию. В армиях многих из них оно состоит на вооружении и в наши дни. Состояла на вооружении артиллерийских дивизионов некоторых мотострелковых и танковых полков в СССР до конца 80-х гг. Некоторое количество орудий хранится на базах хранения вооружения и техники (БХВТ) до сих пор. В период Великой Отечественной войны большое количество М-30 в качестве трофеев достались вермахту и союзникам Германии. В Финляндии трофейные гаубицы состояли на вооружения до начала 90-х гг. В 1942 г. в Германии было организованно производство 122 мм выстрелов для М-30, что свидетельствует о высокой оценке боевых качеств гаубицы со стороны противника. В конце 70-х годов М-30 прошла модернизацию, в ходе которой были установлены пневматические колеса от автомобиля ЗИЛ-131 и на щитовое прикрытие, справа от ствола помещен плафон с лампой стоп-сигнала. Несколько модернизированная качающаяся часть гаубицы устанавливалась на 122 мм самоходной артиллерийской установке СУ-122. На основе узлов и механизмов лафета орудия в 1943 г. была создана 152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1. В послевоенные годы прицельные приспособления М-30 стали комплектоваться панорамой ПГ-1 и ПГ-1М, а также прибором подсветки "Луч-1". Несмотря на достаточно сложную историю создания, гаубица оставила заметный след в истории становления советского артиллерийского вооружения. При его проектировании конструкторам удалось найти ту грань, в которой сочетались, с одной стороны высокие тактико-технические характеристики, а с другой - простота устройства, технологичность и относительная дешевизна производства. Маршал артиллерии Одинцов оценивая систему, произнес: "Лучше ее уже ничего не может быть".

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 8
2 Боекомплект количество выстрелов 60
3 Тип тягача конная запряжка "шестерка"

автомобиль 6х6

АТ-С, МТ-ЛБ

4 Максимальная скорость транспортировки км/ час 50
5 Длина по корпусу мм 5900
6 Ширина мм 1980
7 Высота мм 1820
8 Боевая масса т 2900
9 Клиренс мм 357
10 Высота линии огня мм 1200
11 Время перевода в боевое положение мин. 1,5-2
12 Скорострельность выстр./ мин. 5-6
13 Масса снаряда ОФ-462 кг 21,76
14 Начальная скорость полета снаряда (на полном) м/ сек 515
15 Прицельные приспособления: механический

панорама

системы Герца, ПГ-1М

16 Угол горизонтального обстрела градус 49
17 Угол возвышения градус 63,3
18 Угол склонения градус -3
19 Длина ствола калибр 22,7
20 Калибр мм 121,92
21 Максимальная дальность стрельбы ОФ-462 м 11 720

Сложнее всего рассказывать об орудиях, которые долгое время были на слуху. В предвоенный период по этому показателю первое место надо отдать, не задумываясь, 122-мм дивизионной гаубице образца 1910/30 годов.

Наверное, нет военного конфликта того времени, где бы не засветились эти гаубицы. Да и на кадрах хроники Великой Отечественной эти орудия - постоянные герои сражений. Причем увидеть их можно с обеих сторон фронта. Команда "огонь" звучит на русском, немецком, финском, румынском языках. Не брезговали противники пользоваться трофеями. Согласитесь, это достаточно важный показатель надежности, качества и хороших боевых характеристик орудия.

Прежде всего следует пояснить историческую необходимость появления именно этого орудия. Мы уже рассказывали о проблемах РККА того времени. Как и о проблемах всего СССР. Изношенность орудий, отсутствие возможностей производства качественных запасных частей, моральное и техническое устаревание вооружения.

Добавьте к этому отсутствие инженерных и конструкторских кадров в промышленности, устаревание технологий производства, отсутствие многого из того, что уже использовалось в оборонной промышленности западных стран.

И все это на фоне откровенно враждебного окружения страны. На фоне откровенной подготовки Запада к войне с Советским Союзом.

Естественно, в руководстве РККА и СССР прекрасно понимали, что без принятия срочных мер по перевооружению Красной Армии страна в достаточно скором будущем окажется не только в аутсайдерах мировых артиллерийских держав, но и вынуждена будет тратить огромные средства на закупку заведомо устаревших западных артиллерийских систем. Современная артиллерия нужно была здесь и сейчас.

На вооружении РККА в 20-е годы находилось сразу две 48-линейные (1 линия = 0,1 дюйма = 2,54 мм) полевые гаубицы: образца 1909 и 1910 годов. Разработки фирм «Крупп» (Германия) и «Шнейдер» (Франция). В середине 20-х годов, после окончательного перехода к метрической системе именно эти орудия и стали 122-мм гаубицами.

Сравнение этих гаубиц не входит в задачу авторов этой статьи. Поэтому ответом на вопрос о том, почему для модернизации была выбрана именно гаубица образца 1910 года, озвучим лишь с одним комментарием. Эта гаубица была более перспективна и имела больший потенциал для дальнейшей модернизации в части дальнобойности.

При равных, а иногда лучших (например, по массе тяжелой фугасной гранаты - 23 кг против 15-17 у западных образцов) показателях гаубица прилично проигрывала в дальности стрельбы западным образцам (немецкой системе 10,5 cm Feldhaubitze 98/09 или британской Royal Ordnance Quick Firing 4.5 inch howitzer): 7,7 км против 9,7 км.

В середине 20-х годов понимание скорого возможного отставания советской гаубичной артиллерии трансформировалось в прямое указание развернуть работу в этом направлении. В 1928 году КБ Пермского орудийного завода (Мотовилихинского) было дано задание модернизировать гаубицу и увеличить её дальнобойность до уровня лучших образцов. При этом преимущество в весе гранат необходимо сохранить.

Руководителем конструкторской группы стал Владимир Николаевич Сидоренко.

Чем же отличается гаубица образца 1930 года от гаубицы 1910 года?

Прежде всего новая гаубица отличается каморой, которую удлинили путем расточки нарезной части ствола на один калибр. Сделано это для того, чтобы обеспечить безопасность стрельбы новыми гранатами. Необходимую начальную скорость тяжелой гранаты можно было получить только путем увеличения заряда. А это, в свою очередь, увеличило длину боеприпаса на 0,64 калибра.

А дальше простая физика. В штатной гильзе либо не оставалось места для всех пучков, либо не было достаточно объема для расширения образующихся при сгорании пороха газов, если использовался увеличенный заряд. В последнем случае попытка выстрела приводила к разрыву орудия, поскольку из-за отсутствия объёма для расширения газов в каморе сильно возрастали их давление и температура, а это приводило к резкому увеличению скорости химической реакции сгорания пороха.

Следующее изменение в конструкции вызвано приличным усилением отдачи при выстреле новой гранатой. Усилили противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Старые механизмы не выдерживали стрельбы дальнобойными боеприпасами.

Отсюда появилась и следующая модернизация. Увеличение дальности потребовало создания новых прицельных приспособлений. Тут конструкторы изобретать велосипед не стали. На модернизированную гаубицу установили так называемый нормализированный прицел.

Такие же прицелы устанавливались в то время на все модернизированные орудия. Отличия заключались лишь в нарезке дистанционной шкалы и креплениях. В современном варианте прицел бы назывался единым или унифицированным.

В результате всех модернизаций несколько увеличилась общая масса орудия в боевом положении - 1466 килограммов.

Модернизированные гаубицы, которые сегодня находятся в различных музеях мира, можно узнать по маркировке. На стволах обязательны выбитые надписи: "Удлиненная камора". На лафете - "упроченный" и "обр. 1910/30 г." на веретене, регулирующем кольце и задней крышке отката.

Именно в таком виде гаубица и была принята в 1930 году на вооружение РККА. Производилась на том же заводе в Перми.

Конструктивно 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг. (основной серии по чертежам «литер Б») состояла из:
- ствола из трубы, скрепленной кожухом и надульником или ствола-моноблока без надульника;
- поршневого затвора, открывавшегося вправо. Закрывание и открывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём;
- однобрусного лафета, включавшего люльку, противооткатные устройства, собранные в салазках, станок, механизмы наведения, ходовую часть, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

Буксировка орудия осуществлялась конной (шестерка лошадей) или механической тягой. Обязательно использовался передок и зарядный ящик. Скорость транспортировки была всего 6 км/ч на деревянных колесах. Рессоры и металлические колеса появились уже после принятия на вооружение, соответственно, скорость буксировки возросла.

Есть ещё одна заслуга модернизированной 122-мм гаубицы. Она стала "мамой" советской самоходной гаубицы СУ-5-2. Машина была создана в рамках конструирования триплекса дивизионной артиллерии. На базе шасси танка Т-26 были созданы установки СУ-5.

СУ-5-1 - самоходная установка с 76-мм пушкой.
СУ-5-2 - самоходная установка с 122-мм гаубицей.
СУ-5-3 - самоходная установка со 152-мм мортирой.

Машина была создана на заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова (завод №185). Прошла заводские и государственные испытания. Была рекомендована для принятия на вооружение. Было построено 30 самоходок. Однако использовались они для решения совершенно несвойственных им задач.

Легкие танки предназначались для наступательных действий. Значит, танковым частям необходимы не гаубицы, а штурмовые орудия. СУ-5-2 использовалась как орудие артиллерийской поддержки. А в этом случае исчезала необходимость быстрых перемещений. Возимые гаубицы были предпочтительнее.

Тем не менее, эти машины, даже при такой малочисленности, боевые. В 1938 году пять самоходных гаубиц дрались с японцами у озера Хасан в составе 2-й механизированной бригады, отзывы командования бригады были положительные.

В походе на Польшу 1939 года СУ-5-2 также приняли участие. Но сведений о боевых действиях не сохранилось. Скорее всего (учитывая, что машины входили в состав 32-й танковой бригады), до боев дело не дошло.

А вот в первый период Отечественной войны СУ-5-2 воевали, но особой погоды не делали. Всего в западных округах было 17 машин, 9 в Киевском округе и 8 в Западном особом. Понятно, что к осени 1941 года большинство из них были уничтожены, либо взяты в качестве трофеев вермахтом.

А как воевали "классические" гаубицы? Понятно, что любое вооружение лучше всего проверяется в бою.

В 1939 году модернизированные 122-мм гаубицы применялись во время событий на Халхин-Голе. Причем количество орудий постоянно увеличивалось. Вызвано это во многом прекрасными результатами работы советских артиллеристов. По оценкам японских офицеров, советские гаубицы превосходили всё, с чем они встречались раньше.

Естественно, новые советские системы стали предметом "охоты" японцев. Заградительный огонь советских гаубиц напрочь отбивал у японских солдат желание наступать. Итогом такой "охоты" стали достаточно ощутимые потери РККА. Было повреждено или потеряно безвозвратно 31 орудие. Более того, японцам удалось захватить и достаточно большое количество трофеев.

Так, в ходе ночной атаки позиций 149 стрелкового полка, в ночь с 7 на 8 июля японцы захватили батарею лейтенанта Алешкина (6-я батарея 175 артиллерийского полка). При попытке отбить батарею командир батареи погиб, а личный состав понес значительные потери. В дальнейшем японцы использовали эту батарею в собственной армии.

Звездным часом 122-мм гаубиц образца 1910/30 года стала советско-финская война. По различным причинам именно этими орудиями была представлена гаубичная артиллерия РККА. По некоторым данным, количество гаубиц только в составе 7-й армии (первый эшелон) тогда доходило почти до 700 (по другим 624) единиц.

Точно так же, как это случилось на Халхин-Голе, гаубицы стали "лакомым куском" для финской армии. Потери РККА в Карелии по разным оценкам составили от 44 до 56 орудий. Часть этих гаубиц так же вошла в состав финской армии и в дальнейшем использовалась финнами достаточно эффективно.

К началу Великой Отечественной войны описываемые нами орудия были самыми распространенными гаубицами в РККА. По разным оценкам, общая численность таких систем доходила до 5900 (5578) орудий. А укомплектованность частей и соединений была от 90 до 100%!

На начало войны только в западных округах находилось 2752 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов. А вот на начало 1942 года их осталось менее 2000 штук (по некоторым оценкам, 1900; точных данных нет).

Такие чудовищные потери сыграли негативную роль в судьбе этих заслуженных ветеранов. Естественно, что новое производство создавали под более совершенные орудия. Такими системами были М-30. Они и стали основными гаубицами уже в 1942 году.

Но все равно на начало 1943 года гаубицы образца 1910/30 годов составляли более 20% (1400 шт.) общей численности такого вооружения и продолжали свой боевой путь. И дошли-таки до Берлина! Устаревшие, посеченные осколками, многократно ремонтируемые, но дошли! Хотя увидеть их на победной хронике сложно. А потом ещё засветились на советско-японском фронте.

Множество авторов утверждает, что 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов устарели уже к 1941 году. И использовались РККА "по бедности". Но возникает простой, но логичный, вопрос: а какие критерии используются для определения старости?

Да, эти гаубицы не могли соперничать с той же М-30, о которой будет наш следующий рассказ. Но орудие достаточно качественно выполняло поставленные задачи. Есть такой термин - необходимая достаточность.

Так вот, эти гаубицы имели именно необходимую эффективность. И во многом возможности увеличения парка М-30 в РККА способствовала героическая работа этих стареньких, но мощных гаубиц.

ТТХ 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов:

Калибр, мм: 122 (121,92)

Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м: 8 875

Масса орудия
в походном положении, кг: 2510 (с передком)
в боевом положении, кг: 1466

Время перевода в боевое положение, сек: 30-40

Углы обстрела, град.
- возвышения (макс): 45
- снижения (мин): -3
- горизонтальный: 4,74

Расчет, чел: 8

Скорострельность, выстр/мин: 5-6

Выражаем свою благодарность Музею отечественной военной в Падиково за предоставленную информацию.

Знаменитая 122-мм гаубица Д-30 снята с вооружения Сухопутных войск российской армии по распоряжению министра обороны Сергея Шойгу. Разговоры о снятия этой пушки с вооружения велись с начала 2000-х, но решение принято только сейчас, когда в войсках практически не осталось этих исправных орудий.

Гаубица Д-30 с 1960-х годов стоит на вооружении многих стран мира и принимала участие в большинстве современных конфликтов. Это орудие используется для церемониального полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.

В Главном ракетно-артиллерийском управлении (ГРАУ) Минобороны сообщили, что глава военного ведомства распорядился передать все имеющиеся в бригадах Сухопутных войск гаубицы Д-30 на базы хранения до конца 2013 года. Взамен войска получат буксируемый вариант самоходной гаубицы «Мста» или самоходные артустановки «Акация» калибра 152-мм. Гаубицы Д-30 останутся только в частях ВДВ и в одной из десантно-штурмовых бригад Южного военного округа, сообщает газета «Известия» .

Производство Д-30 прекращено в начале 1990-х годов. Находящиеся в войсках орудия сильно изношены, требуют капитального ремонта и восстановления. Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 мм, - заявил представитель ГРАУ.

Он пояснил, что 122-мм снаряд слабее, чем 152-мм, и этот фактор не может компенсировать более высокая кучность огня Д-30 чем у «Мста» и 2С3 «Акация». В современных условиях на поле боя много бронированных и хорошо защищенных целей, против которых требуется большой калибр.

Большинство иностранных армий перешло на калибр 155 мм. США недавно приняли на вооружение буксируемую, а также транспортируемую вертолетом гаубицу М-777. Новые пушки данного калибра есть у Израиля, Франции, Великобритании и других.

Однако в войсках считают, что Д-30 рано списывать, так как у нее есть ряд неоспоримых преимущество - высокая транспортабельность, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-8. Гаубицу легко десантировать с парашютом, а вот «Мсту» невозможно. Д-30 весит 3,2 т, «Мста-Б» - более семи. Грузоподъемность Ми-8 на внешней подвеске до 3,5 т. Подцепил гаубицу, и вперед, - пояснил «Известиям» офицер ВДВ. Этим в первую очередь и объясняется сохранение Д-30 в десантных частях.

Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко пояснил изданию, что кучность боя у Д-30 одна из самых высоких в истории Вооруженных сил. «Снаряды 122 мм, конечно, слабее 152 мм, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре 152-мм. Лучше, конечно, выбрать первое», - пояснил Цулуйко.

По мнению эксперта, Д-30 это пушка легких сил - ВДВ и отдельных десантно-штурмовых бригад, а мотострелковым бригадам они не нужны.

Д-30 – это советская гаубица калибра 122-мм, разработанная в начале 60-х годов. Она была одной из самых массовых артиллерийских систем в советской армии и активно поставлялась на экспорт. В настоящее время Д-30 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира. В 1978 году гаубица Д-30 была модернизирована.

Кроме СССР, 122-мм гаубицу Д-30 выпускали в Египте, Ираке, Китае и Югославии. В России производство этого орудия прекратилось в 1994 году.

Д-30 участвовала (и участвует) в десятках военных конфликтов, демонстрируя при этом высокую надежность и эффективность. Эту гаубицу без преувеличения можно назвать самым известным советским артиллерийским орудием . Д-30 отличается отличной кучностью стрельбы, а также превосходной скоростью заряжания и маневренностью. Сегодня на вооружении разных стран мира (без учета СНГ) находится около 3600 единиц этого артиллерийского орудия.

На базе Д-30 было создано несколько самоходных орудий, как отечественных, так и зарубежных. Самой известной из них является самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» .

Именно гаубица Д-30 используется в Санкт-Петербурге для ежедневного выстрела в полдень.

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война . Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Д-30 планируют оставить только в ВДВ и десантно-штурмовых подразделениях. Военные объясняют такое решение тем, что имеющиеся в войсках гаубицы сильно изношены и нуждаются в серьезном ремонте. Гораздо проще отправить их на базы хранения и перейти на единый калибр 152 мм, который к тому же отличается большей мощностью.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия - раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Type-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Применение гаубицы Д-30

Д-30 – один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.

Гаубица отлично подходит для высокомобильных соединений. Для советского десанта была разработана методика выброски Д-30 парашютным способом, подготовка орудия для десантирования занимает всего несколько минут. Д-30 можно транспортировать на внешней подвеске вертолета Ми-8 .

Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании , сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.

Характеристики гаубицы Д-30

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога