Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Зенитная самоходная установка шилка м4. «шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка

ЗСУ-23-4 «Шилка»

Основные характеристики

Кратко

Подробно

8.0 / 8.0 / 8.0 БР

4 человек Экипаж

341 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

9 / 9 / 9 корпуса

0 / 8 / 8 башни

Подвижность

21,0 тонн Масса

534 л/с 280 л/с Мощность двигателя

25 л.с/т 13 л.с/т удельная

54 км/ч вперёд
8 км/ч назад 49 км/ч вперёд
7 км/ч назад
Скорость

Вооружение

2 000 снарядов боезапас

1,0 / 1,3 сек перезарядка

500 снарядов размер обоймы

850 выстрелов/мин скорострельность

4° / 85° УВН

двухплоскостной стабилизатор

Экономика

Описание

ЗСУ-23-4 «Шилка»


В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику: пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В этот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 году. Это была ЗСУ-23-4 «Шилка».

Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальности до 2500 м и высотах до 1500 м, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Шилка в парке Победы

Практически по всей проекции «Шилка» защищена бронелистами толщиной 15 мм. Три из четырёх членов экипажа находится в башне, прямо за боекомплектом, занимающий всю переднюю часть башни. Также рядом с механиком-водителем находится значительный по размерам топливный бак. Всё это не позволяет продержаться хоть сколько-то долго против любых противников: каморные снаряды будут взводится, уничтожая модули и нанося критические повреждения членам экипажа; кумулятивные снаряды будут детонировать топливные баки и боеукладку; крупнокалиберные пулемёты пробивают слабую броню и повреждают членов экипажа, а самолёты (если, конечно, смогут достать «Шилку» в силу определённых обстоятельств) способны своим курсовым вооружением достаточно быстро уничтожить машину.

Встреча вражеского танка на поле боя скорее всего окажется фатальной для «Шилки». Единственное, что можно попытаться сделать против столь бронированных целей - попытаться сбить им гусеницы и повредить ствол. И если гусеницы повреждаются достаточно быстро, то для многих стволов у «Шилки» не хватает мощности снарядов для их повреждения.

Из-за всего перечисленного выше следует сделать вывод, что «Шилка» - техника не второй и даже не третьей линии - ей следует оставаться в укрытии домов, холмов, других препятствий от вражеской наземной техники и сконцентрироваться на уничтожении вражеской авиации, не отвлекаясь на наземную.

Подвижность

Шилка имеет достаточно посредственную подвижность и мобильность - удельная мощность составляет 14.7 лошадиных сил на тонну. Для некоторых танков такой относительно низкий показатель был бы недостатком, но для ЗСУ подвижность является наименее важной характеристикой, поэтому его можно опустить и не рассматривать как недостаток. Большинство безопасных позиций, с которых можно эффективно контролировать небо над полем боя зачастую находится неподалёку от точек возрождения, поэтому нужды в лучшей подвижности нету.

Вооружение

На выбор доступны три ленты для пушек:

  • Стандартная : БЗТ - ОФЗТ;
  • ОФЗТ : ОФЗТ - ОФЗТ - ОФЗТ - БЗТ;
  • БЗТ : БЗТ - БЗТ - БЗТ - ОФЗТ.

Расшифровка:

  • БЗТ - Бронебойный зажигательный трассирующий снаряд;
  • ОФЗТ - Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд.

Максимальный показатель пробития снаряда БЗТ составляет всего 46 мм, чего зачастую исключительно не достаточно для хоть сколько-то эффективной борьбы с наземной техникой противника, а урон по воздушным целям незначителен (по сравнению с фугасным снарядом), хотя и высок шанс поджога. Приоритетными являются первые две ленты - стандартная, в случае менее точной стрельбы, дабы иметь больше шанса поджечь противника, чтобы тот не ушёл и ОФЗТ для более высокого навыка стрельбы из-за лучшей эффективности снарядов ОФЗТ по воздушным целям. Последняя лента (БЗТ) не имеет какой-либо полезной особенности чтобы её использовать.

Применение в бою

Из-за возможности вылета на самолёте противником в любой момент, в аркадном режиме имеет смысл с самого начала боя брать «Шилку», занимать прикрытую от вражеской наземной техники позицию и прикрывать союзников от штурмовиков и бомбардировщиков противника. Позицию следует подобрать такую, чтобы противнику не был виден аркадный маркер над вашей техникой. Обычно такие позиции есть на точке возрождения либо где-то неподалёку неё. Маркер упреждения хорошо поможет в наведении по самолётам противника, хотя из-за повышенной манёвренности, попасть по вёрткой цели становится на порядок сложнее (чем в РБ или СБ). Для собственной защиты следует опасаться не только штурмовиков и бомбардировщиков, а также и истребителей без подвесного вооружения - на столь высоком уровне боёв истребители имеют мощное курсовое вооружение, способное без особого труда поразить лёгкую броню «Шилки».

Из-за ограничения реалистичного режима на вылет самолётов, некоторое время после начала боя небо будет чистым (а в совсем редких случаях у противника вообще не будет самолётов) и потребность в «Шилке» отпадает. Гораздо более рациональным будет использовать первой техникой танк, принося таким образом несоизмеримо большую пользу своей команде из-за невозможности «Шилки» хоть сколько-то эффективно бороться основной массой наземной техники из-за малого показателя пробития её снарядов. Если же к моменту потери первой техники у противника были замечены воздушные цели - можно смело брать «Шилку» и занимать позицию, с которой будет возможность эффективно наблюдать за небом около поля боя, оставаясь недосягаемым для наземной техники противника - это либо двор, окружённый низкими домами, либо впадина в холмистой местности, а на крайний случай подойдёт и просто точка возрождения. Идеальным будет позиция, с которой открывается отличный обзор на направление к вражескому аэродрому - в таком случае самолёт противника будет замечен заранее и наблюдать за ним до дистанции открытия огня будет значительно проще.

Большинство противников на данном ранге уже имеют самолёты высокого уровня, многие - реактивные, с высокой скоростью полёта, которые особенно затруднительно сбить если те не будут атаковать саму Шилку, технику рядом с ней либо просто пролетать мимо на низкой высоте. Не стоит лишний раз тратить боеприпасы на вражеских истребителей, которые летают на большом расстоянии от поля боя - лучше приберечь боекомплект для вражеской штурмовой авиации.

Штурмовая авиация представляет серьёзную угрозу наземной союзной силе и именно она является основной, заложенной при создании ЗСУ, целью. Например, хороший пилот на бомбардировщике Do.217 (который способен точечно сбрасывать бомбы с пикирования), может уничтожить 3-5 танка с одной бомбовой нагрузки, а довольно футуристически выглядящий истребитель Ho.229 V3 , используя ленту для наземных целей, может нанести ущерб нескольким танкам, поджигая их попаданиями в моторно-трансмиссионное отделение, отвлекая их от сражения с союзниками. Данные самолёты более опасны для наземной техники, чем многие реактивные варианты бомбардировщиков типа Ил-28 из-за более низкой скорости полёта и лучшей управляемости, но это не значит, что реактивные бомбардировщики полностью бесполезны в бою - они тоже способны нанести значительный ущерб союзным танкам.

Самолёт противника необходимо подпустить достаточно близко перед открытием огня по двум причинам: первая - несмотря на высокую скорострельность есть шанс не попасть по самолёту, летящем вдалеке; вторая - увидев трассы пушек «Шилки» противник может отвернуть и начать искать цели подальше от места, от куда по нему вели огонь. В таком случае «Шилка» не получит очередную пометку о сбитом самолёте, а противник будет безнаказанно атаковать наземную технику союзников. Из-за столь большой плотности огня на Шилке можно применить следующую тактику стрельбы - когда противник подойдёт достаточно 1.0 - 1.3 км. необходимо выбрать упреждение по направлению его полёта, после чего требуется взять достаточное упреждение по скорости и меняя упреждение оси скорости противника (будто представляя, что он летит сначала с меньшей скоростью - меньшее упреждение, а потом с большой - большее упреждение) поливать его градом снарядов. Такая стрельба позволяет эффективней поражать цели, летящие на средних и выше средних дистанциях.

Если же противник улетает от Шилки на уже приличной дистанции (более 700-800 метров), то не стоит тратить боекомплект - скорее всего снаряды пролетят мимо, а возможность сбить самолёт будет когда он вернётся - чаще всего они возвращаются.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Очень высокая скорострельность и плотность огня.
  • Достаточно мощные осколочно-фугасные снаряды.
  • Высокая скорость наведения башни и орудий.
  • Вместительный боезапас.
  • Нет перезарядок (непрерывное ленточное питание).

Недостатки:

  • Большой размер машины.
  • Боекомплект «окружает» башню.
  • Малая подвижность.
  • Низкий показатель пробития бронебойных снарядов.
  • Нет подкалиберных снарядов.

Историческая справка

Шилка на параде на Красной площади в Москве

Сразу после начала серийного производства

Предназначена для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от ударов авиации, вертолетов, крылатых ракет на высотах до 1500 м при наклонной дальности от 200 до 2500 м и скорости полета до 450 м/с. ЗСУ может использоваться также для поражения подвижных и неподвижных наземных целей на дальностях до 2000 м.

В состав ЗСУ "Шилка" входят:

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23-4;

Электрогидравлические силовые следящие приводы;

Радиоприборный комплекс РПК-2М;

Система электропитании;

Гусеничный самоход;

Навигационная аппаратура;

Дневные и ночные приборы наблюдения;

Аппаратура внешней и внутренней связи;

Аппаратура противоатомной защиты.

В состав РПК входят РЛС орудийной наводки, счетно-решающий прибор и визирное устройство.

В любых условиях погоды и видимости с помощью РЛС в ЗСУ автоматически определяются координаты цели, по которым счетно-решающий прибор вырабатывает упрежденные данные для наводки артустановки АЗП-23-4. Автоматическая наводка пушек обеспечивается с помощью силовых гидроприводов. Отличительными особенностями пушечного автомата АЗП-23-4 являются наличие электрической схемы обеспечения стрельбы и принудительного межслойного охлаждения стволов автомата.
Автомат A3П - 23 -4 обеспечивает темп стрельбы около 4000 выстр./мин.

Эффективность стрельбы по самолету, находящемуся в пределах зоны обстрела, составляет от 0,05 до 0,25.

ЗСУ-23-4 имеет боекомплект в количестве 2000 выстрелов (снарядов).

Время перевода ЗСУ из походного положения в боевое - около 5 мин., боевой расчет - 4 чел.

ЗСУ допускает несколько способов наведения пушки на цель и ведения огня. Эти способы и определяют пять режимов боевой работы ЭСУ При работе ЗСУ в первых трех режимах пушка наводится силовыми приводами наведения, включенными в автоматический режим наведения, по данным, поступающим из РПК.

При работе в четвертом и пятом режимах пушка наводится по правой головке (прицел-дублер) визирного устройства с помощью силовых приводов наведения, включенных в полуавтоматический режим наведения или (в пятом режиме) вручную с помощыо маховичков. Управление силовыми приводами наведения в этих режимах производится оператором поиска с помощью блока рукояток Т-55М1 РЛС. В ЗСУ имеется ряд блокировок, срабатывание которых исключает возможность включения силовых приводов наведения и ведения огня. Эти блокировки предусмотрены для обеспечения безопасности экипажа и своих войск при боевой работе ЗСУ. Блокировки установлены так, что включение силовых приводов наведения возможно только при отстопоренных башне и качающейся части АЗП, закрытом люке механика-водителя и закрытой крышке люка звеньесборника.

В зависимости от режимов работы открытие огня производит или командир с рукоятки огня, или оператор поиска с рукоятки блока Т-55М1, либо с помощью спусковой педали.
После принятия в 1962 году ЗСУ-23-4 на вооружение, она прошла несколько модернизаций.

Первая модернизация проходила в течение 1968 -1969 гг., в результате которой повысилась надежностъ эксплуатации установки, улучшились условия обитания для расчета, увеличен ресурс газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введен командирский прибор наве-дения (КПН). Модернизированная установка получила название ЗСУ-23-4В.

В 1970-1971 гг. проведена модернизация счетно-решающего прибора. Это позволило повысить точность и эффективность стрельбы, надежность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличить ресурс ГТА с 450 до 600 ч. Установка получила название ЗСУ-23-4В1. В 1971 - 1972 гг. в результате ОКР была повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов, улучшена надежность РЛС и вновь увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч. Установка стала называться ЗСУ-23-4М1.

В течение 1977 - 1978 гг в установку был вмонтирован радиозапросчик системы опознавания самолетов "свой - чужой". После этого ЗСУ "Шилка" получила название ЗСУ-23-4МЗ.

В 1978 - 1979 гг проведена следующая модернизация ЗСУ "Шилка" с целью лучшего использования ее в горных условиях, в частности, в боевых порядках в Афганистане, Из установки был исключен РПК, за счет чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям. Модернизированная установка под названием ЗСУ-23-4М2 оказалась эффективной при ведении боевых действий в горных условиях Афганистана.

В ходе дальнейшей модернизации в установку внедряются радиолокационная и оптиколокационная системы управления огнем, телекодовая аппаратура обмена информацией с командирским пунктом управления. Радиолокатор и основная аппаратура установки переведены на современную элементную базу и цифровую обработку сигналов, усовершенствованы узлы и механизмы базового самохода.

ЗСУ превращается в зенитный ракетно-пушечный комплекс.

Вероятность поражения цели ЗСУ увеличивается (с 1 0,12 до 0,55 - 0,6, а каждая установка получила возможность принимать целеуказание по телекодовому каналу связи с командирского пункта управления.

Основные характеристики:

ЗСУ-23-4

ЗСУ-23-4М1

ЗСУ-23-4М2

Дальность обнаружения цели типа МиГ-17, км

Дальность автоматического сопровождения цели типа МиГ, км

Основной способ наведения пушек на цель

с использованием РПК

с использованием РПК

с использованием оптического прицела и ПНВ

Зона обстрела воздушных целей, м:

по дальности

Дальность поражения наземных целей, м

Вероятность поражения самолета

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

Время реакции ЗСУ, с

Время развертывания (свертывания), мин.

Возможность стрельбы в движении пушечным вооружением

Максимальная скорость движения ЗСУ, км/ч

Масса. ЗСУ, т

Расчет, чел.

Год принятия на вооружение


Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.

История

Одной из основных причин разработки «Шилки» и ее зарубежных аналогов стало появление в 50-х гг. зенитных ракетных комплексов, способных с высокой вероятностью поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Это вынуждало авиацию при атаке наземных объектов использовать малые (до 300 м) и предельно малые (до 100 м) высоты. Обнаружить и сбить скоростную цель, находящуюся в зоне огня в течение 15-30 с, расчеты применявшихся тогда средств ПВО просто не успевали. Нужна была новая техника - мобильная и быстродействующая, способная вести огонь с места и в движении.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. №426-211 началось параллельное создание скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Следует отметить, что этот конкурс стал основой великолепного результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не устаревшего и в наше время.

В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки. В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы.

В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса: антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.

Основными авторами и идеологами проекта были В.Э. Пиккель, В.Б. Перепеловский, В.А. Кузьмичев, А.Д. Забежинский, А. Венцов, Л.К. Ростовикова, В. Поволочко, Н.И. Кулешов, Б. Соколов и др.

Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена "Разработка и создание всепогодного комплекса "Тобол" для ЗСУ-23-4 "Шилка".

В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз». В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС.

Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой.

В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский.

В феврале 1961 г. туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии. Летом 1961 г. они были успешно проведены.

Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было.

В 1962 г. "Шилка" была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР.


Двигатель

В качестве ходового двигателя используется дизель типа 8Д6 модель В-6Р (с 1969 г., после небольших конструктивных изменений, - В-6Р-1). Шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель с жидкостной системой охлаждения размещен в кормовой части ЗСУ. Рабочий объем цилиндров 19,1 ли степень сжатия 15 создают максимальную мощность 280 л.с. при частоте 2000 об/мин. Питание дизеля - от двух сварных топливных баков (из алюминиевого сплава) емкостью 405 ли 110 л. Первый установлен в носовой части корпуса. Общий запас топлива гарантирует 330 км пробега и 2 ч работы газотурбинного двигателя. На ходовых испытаниях по грунтовой дороге дизель обеспечил движение со скоростью 50,2 км/ч.

В кормовой части боевой машины установлена силовая механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел. Для передачи усилий на движитель использован многодисковый главный фрикцион сухого трения с механическим приводом управления от педали механика-водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями. Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих и двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, а также двух гусеничных цепей и 12 опорных катков.

Подвеска машины независимая, торсионная и асимметричная. Плавность хода обеспечивается гидравлическими амортизаторами {на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках) и пружинными упорами (на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках). Правильность такого решения подтвердила эксплуатация в войсках и в ходе боевых действий.


Конструкция

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения: управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни.

Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан угол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка: один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателя системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.


Оборудование

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически; б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весогабаритными характеристиками, РЛС диапазона волн 1- 1,5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стеле». По сведениям иностранной печати, в ходе операции «Буря в пустыне» иракской «Шилкой» был сбит американский самолет F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС «Шилки» используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е., постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся целей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

По текущим координатам цели СРП вырабатывает команды управления для гидравлических приводов, которые наводят пушки в упрежденную точку. Затем прибор решает задачу встречи снарядов с целью и при входе ее в зону поражения выдает сигнал на открытие огня. В ходе государственных испытаний при своевременном целеуказании радиоприборный комплекс «Тобол» обнаруживал самолет МиГ-17, летящий со скоростью 450 м/с, на дальности около 13 км и сопровождал его в автоматическом режиме с 9 км на встречном курсе.


Вооружение

Счетверенная пушка «Амур» (четыре зенитных автомата 2А7) создана на базе автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23. Оснащение системой жидкостного охлаждения, пневматическим механизмом перезарядки, приводами наведения и электроспуском обеспечило ведение стрельбы с высоким темпом короткими и длинными (до 50 выстрелов) очередями с перерывом 10-15 с после каждых 120-150 выстрелов (на каждый ствол). Пушка отличается высокой эксплуатационной надежностью, на государственных испытаниях после 14000 выстрелов отказы и поломки не превысили 0,05% против 0,2-0,3%, определенных в тактико-техническом задании на ее разработку.

В основе действия автоматики пушки лежит принцип использования пороховых газов и частично энергии отдачи. Подача снарядов - боковая, ленточная, осуществляется из двух специальных коробов емкостью в 1000 патронов каждый. Они установлены слева и справа от пушки, причем 480 патронов предназначаются для верхнего и 520 для нижнего автомата.

Взведение подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке осуществляется пневматической системой перезарядки.
Автоматы установлены на двух качающихся люльках (верхняя и нижняя, по два на каждой), укрепленных вертикально на станине одна над другой. При горизонтальном расположении (нулевом угле возвышения) расстояние между верхними и нижними автоматами составляет 320 мм. Наведение и стабилизация пушки по азимуту и углу места осуществляется силовыми приводами с общим электродвигателем мощностью 6 кВт.

В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-за-жигательные трассирующие (БЗТ) и осколочные фу-гасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды массой 190 г и 188,5 г, соответственно, имеющие головной взрыватель МГ-25. Их начальная скорость достигает 980 м/с, табличный потолок - 1500 м, табличная дальность - 2000 м. На снарядах ОФЗТ установлен самоликвидатор, срабатывающий в течение 5- 11 с. В ленте патрон БЗТ устанавливается через каждые четыре патрона ОФЗТ.


В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах.

Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упрежденных координат. Открытие огня производится по сигналу «Есть данные» на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - полуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает так же, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по «запомненным» значениям текущих координат X, Y, Н и составляющим скорости цели Vx, Vy и Vh, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в любой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.


1-смотровой прибор; 2-щиток; 3 - люк посадки операторов; 4-антенна радиолокационной станции; 5-антенна радиостанции; 6-командирская башенка; 7-двигатель; 8-отсек башни; 9-кресло механика-водителя Вверху слева: схема ведения огня двумя установками

Система электропитания (СЭП) обеспечивает все системы ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц. В ее состав входят: газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 70 л.с; генератор постоянного тока для выработки стабилизированного напряжения 55 В и 27,5 В; блок преобразователя постоянного тока в переменный трехфазный ток; четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М для компенсации пиковых перегрузок, питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.

Для внешней связи установка оснащена коротковолновой приемопередающей радиостанцией Р-123 с частотной модуляцией. На среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех она обеспечивает связь на дальность до 23 км, при включенном - до 13 км. Внутренняя связь осуществляется по танковому переговорному устройству Р-124, рассчитанному на четыре абонента.

Для определения местоположения на местности и внесения необходимых поправок в РПК ЗСУ-23-4 имеет навигационную аппаратуру ТНА-2. Среднеарифметическая ошибка координат, вырабатываемых этой аппаратурой, не превышает 1 % от пройден-
ного пути. В движении навигационная аппаратура может работать без уточнения исходных данных в течение 3 - 3,5 ч.

Для действия в условиях заражения местности оружием массового поражения в установке предусмотрена защита экипажа от радиоактивной пыли и вредного воздействия окружающей среды. Она осуществляется при помощи принудительной очистки воздуха и создания избыточного давления внутри башни центральным нагнетателем с инерционной сепарацией воздуха.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4: 1 - зенитные автоматы калибра 23 мм (4 шт.), 2 - поворотная башня, 3 - инфракрасный прибор, 4 - антенна радиолокационной станции (РЛС), 5 - штыревая антенна радиостанции, 6 - буксирный трос, 7 - броневой корпус, 8 - чехол, 9 - гусеница, 10 - люк экипажа, 11 - командирский люк, 12 - люк механика-водителя, 13 - опорный каток, 14 - звездочка. На виде А гусеница условно не показана.

В заключение попробуем смоделировать эпизод боя в современных условиях. Представьте, что ЗСУ-23-4 прикрывает колонну войск на марше. Но вот РЛС, непрерывно ведущая круговой поиск, обнаруживает воздушную цель. Кто это? Свой или чужой? Тотчас следует запрос о принадлежности самолета, и, если ответа на него нет, решение командира будет единственным - огонь!

Но противник хитрит, маневрирует, атакует зенитчиков. И вот в самый разгар боя осколком срезает антенну радиолокационной станции. Казалось бы, "ослепленная" зенитка полностью выведена из строя, однако конструкторами предусмотрена и эта, и даже еще более сложные ситуации. Может отказать радиолокационная станция, счетно-решающий прибор и даже система стабилизации - установка все равно будет боеспособной. Оператор поиска (наводчик) будет вести огонь, используя зенитный прицел-дублер, а упреждения вводить по ракурсным кольцам.

За рубежом всегда проявляли повышенный интерес к «Шилке». Иностранными государствами были закуплены около трех тыс. экземпляров «Шилки», в настоящее время они стоят на вооружении армий почти 30 стран Ближнего Востока, Азии и Африки. ЗСУ-23-4 широко применялась в боевых действиях и показала свою высокую эффективность при уничтожении воздушных и наземных целей.

Наиболее активно ЗСУ-23-4 использовались в арабо-израильских войнах 60-х гг., октября 1973-го и апреля-мая 1974 г. Как правило, в армиях Сирии и Египта «Шилки» применялись для непосредственного прикрытия танковых подразделений, а также зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Куб» («Квадрат»), С-75 и С-125. ЗСУ входили в состав зенитных дивизионов (здн) танковых дивизий, бригад и отдельных смешанных здн. Для своевременного открытия огня в обороне, подразделения «Шилок» развертывались на удалении 600-1000 м от прикрываемых объектов. В наступлении они располагались позади передовых подразделений на удалении 400-600 м. На марше ЗСУ распределялись по колонне войск.


Однако «Шилка» показала себя надежным средством ПВО, способным прикрывать войска от ударов внезапно появляющихся низколетящих воздушных целей. Только в течение октября 1973 г. из 98 самолетов, сбитых войсковыми средствами ПВО Сирии, на долю ЗСУ-23-4 пришлось 11 пораженных целей. В апреле и мае 1974 г. из 19 сбитых самолетов пять были уничтожены «Шилками».

Как отмечают иностранные военные специалисты, анализировавшие итоги ближневосточной войны 1973 г., за первые три дня боев сирийскими ракетчиками было уничтожено около 100 самолетов противника. По их мнению, этот показатель обусловлен успешным применением ЗСУ-23-4, плотный огонь которых заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где с большой эффективностью действовали ЗРК.

ХАРАКТЕРИСТИКИ - ЗСУ-23-4 «Шилка»

Боевая масса, т 19
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина 6535
ширина 3125
высота в походном положении 2576
высота в боевом положении 3572
клиренс 400
Бронирование, мм до 15
Вооружение 4х23-мм пушки 2А7 (артсистема АЗП-23 «Амур»)
Боекомплект 4964 выстрела
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 2500
Двигатель В-бР, 6-цилиндровый, 4-тактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, мощность 206 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1,1
ширина рва, м 2,8
глубина брода, м 1,07


ГП « Завод «Арсенал» провело глубокую модернизацию ЗСУ-23-4 «Шилка», внеся определенные конструкционные изменения и значительно улучшив возможности советской разработки прошлого века.

Украинская модернизация «Шилки» получила название ЗСУ-23-4М-А. В новой установке проведена замена РЛС 1РЛ33М на многофункциональную РЛС с цифровой антенной решеткой (ЦАР) «Рокач-АС», установлены новые оптико-локационная система и ракетный канал, проведена замена расчетно-вычислительного устройства на цифровую вычислительную систему, интегрированы новые боевые алгоритмы управления оружием, проведена замена других узлов и блоков, планируется замена газотурбинного агрегата на более экономичный агрегат питания.

Ключевым обновлением из всего перечня является разработанная ГП « Завод «Арсенал» РЛС с ЦАР «Рокач-АС». Она способна работать в режимах кругового обзора, поиска и автосопровождения. РЛС уверенно обнаруживает и сопровождает даже БЛА с эффективной поверхностью рассеяния около 0,01 кв.м на расстояниях до 7 км. Новый радар значительно превосходит возможности своего предшественника. Так, если сектор сканирования старой РЛС был 15 градусов, а при сопровождении ширина диаграммы направленности была 1 градус, то в новом радаре обзор пространства осуществляется уже одновременно в секторе 18 градусов как по азимуту, так и по углу места. Эта особенность позволила решить важную проблему, которая была связана с функционированием предыдущей штатной РЛС - длительное время поиска и обнаружения целей как по целеуказанию, так и в автономном режиме.

Новая РЛС с ЦАР способна быстро обнаруживать цели как самостоятельно, так и по данным внешнего целеуказания. Кроме того, она позволяет одновременно сопровождать несколько целей, которые находятся в пределах диаграммы направленности, а в случае обстрела одной цели, практически мгновенно переходить на подготовку стрельбы по следующей.

Если раньше радар 1РЛ33М занимал весь периметр башни внутри «Шилка», то сейчас это небольшое устройство размещено сверху в контейнере. Появившийся свободный объем в середине машины не только создает комфортные условия для пребывания экипажа, но и позволяет устанавливать дополнительное оборудование, например, систему жизнеобеспечения экипажа.

Опытные испытания, которые проводились предприятием на Черниговском полигоне, показали, что возможности радара по сопровождению целей (в том числе малоразмерных) очень высоки.

Из истории вопроса:

«Шилка» представляет собой зенитную самоходную установку, которая предназначена для прикрытия войск и объектов Сухопутных войск от ударов с воздуха, уничтожение воздушных и наземных (надводных) целей с короткой остановки и в движении. В советское время она повысила эффективность частей противовоздушной обороны Сухопутных войск, где входила в состав подразделений полкового звена. Ее способность эффективно поражать цели счетверенной автоматической 23-мм пушкой, двигаясь вместе с подразделениями в боевых порядках, а также надежность и простота эксплуатации стали главными преимуществами установки при выполнении боевых задач. За период более чем полувековой эксплуатации в зонах конфликтов и на территориях 39 стран по всему миру, где установка была принята на вооружение, она достаточно успешно себя зарекомендовала. Несмотря на свой преклонный возраст, «Шилка» до сих пор остается в боевом строю, в том числе и на Украине.

Разработанные советскими специалистами образцы вооружения не раз становились лучшими в мире. Касается это и систем ПВО, хотя достаточно долго вооруженные силы СССР не имели эффективной самоходной зенитной системы, не связанной с ракетами.

Опыт Великой Отечественной войны и развитие электроники и техники привели к рождению «Шилки», ЗСУ – ставшей легендой сразу же после принятия на вооружение.

Рождение легенды

Вторая мировая война показала всю опасность действий штурмовой авиации. Ни одна армия мира не могла обеспечить надежное прикрытие техники и пехоты от налетов штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков, особенно на маршах. Больше всего страдала немецкая армия. Эрликоны и ФЛАКи не справлялись с массовыми налетами американской штурмовой авиации и советскими «летающими танками» Ил-2, особенно в конце войны.

Для защиты пехоты и танков были созданы Wirbelwind, («Смерч»), Kugelblitz, («Шаровая молния») и несколько других моделей. Два 30-мм орудия, выпускавшие 850 выстрелов за минуту, и радиолокационная система были пионерами в области развития ЗСУ, опередившими время на несколько лет. Конечно, внести коренной перелом в ход войны они уже не могли, но опыт их использования лег в основу послевоенных разработок в области самоходных зениток.

В 1947 году конструкторы страны Советов начали активные разработки опытного образца ЗСУ-57-2, но эта машина устарела еще до рождения. 2 орудия 57-мм, перезаряжавшиеся обоймами, имели низкую скорострельность, а отсутствие систем РЛС делали конструкцию фактически слепой.

Открытая башня не внушала доверия с точки зрения защиты экипажа, поэтому вопрос о модернизации стоял очень остро. Масла в огонь подлили американцы, глубоко изучившие немецкий опыт с моделями «Молния» и создавшие свою ЗСАУ М42 по последнему слову техники.

1957 год ознаменовался началом работ по созданию новых систем самоходных зениток.

Первоначально их должно было быть две. Четырехствольная «Шилка» предназначалась для поддержки пехоты в бою и на марше, двуствольный «Енисей» должен был прикрывать танковые подразделения. С 1960 года начались полигонные испытания, в ходе которых явного лидера выявлено не было. «Енисей» имел большую дальность стрельбы, сбивая цели на высоте 3000 метров.

«Шилка» в два раза превосходила конкурента в стрельбе по целям на небольшой высоте, но не выше 1500 метров. Армейское начальство приняло решение, что второй вариант приоритетнее и в 1962 году вышел указ о принятии ее на вооружение.

Конструкция установки

Опытные образцы еще во время создания модели делались на шасси самоходных установок АСУ-85 и экспериментальных СУ-100П. Корпус сварной, хорошо защищал от пуль и осколков. Конструкция разделена на три части.

В корме расположен дизельный силовой агрегат, в середине боевая часть, а в головной отсек управления.

Справа на борту расположены в ряд 3 прямоугольных люка. Благодаря им возможен доступ к техническим узлам в машине их ремонт и замена. Обслуживание осуществляет экипаж из 4х человек. Кроме привычных – механика-водителя и командира сюда входят оператор дальности и старший радиоприемного корпуса.

Башня машины плоская и широкая, в центре которой расположены 4 ствола орудия АЗП-23 калибра 23 мм, названные по традиции всей линейки оружия – «Амур». Автоматика основана на принципе отвода пороховых газов. Стволы оснащены системой охлаждения и пламенегасителем.


Патроны подаются сбоку, ленточным способом, пневматика обеспечивает взведение зенитных автоматов. Башня имеет приборный отсек, с радиолокационным оборудованием, обеспечивающим поиск и захват целей в радиусе 18 километров. Наведение обеспечивается гидравликой или механическим способом.За минуту машина может сделать 3400 выстрелов.

  • радиолокация осуществляется благодаря нескольким приборам;
  • ламповой РЛС;
  • визира;
  • счетно-решающего прибора аналогового типа;
  • системы стабилизации.

Связь обеспечивается радиостанцией Р-123М, внутри машины действует переговорное устройство ТПУ-4. Силовая установка является недостатком всей конструкции. Мотор обладает недостаточной мощностью для 19-ти тонной махины. Из-за этого «Шилка» обладает низкой маневренностью и скоростью.

Недоработки в размещении мотора привели к проблемам с ремонтом.

Для смены некоторых узлов механикам приходилось разбирать половину силовой установки и сливать все технические жидкости.Ход обеспечивается как на большей части гусеничной техники, парой ведущих и парой направляющих колес.


Движение производится с помощью 12 обрезиненных катков. Подвеска независимая, торсионного типа. Топливные баки вмещают 515 литров дизельного топлива, которого хватает на 400 км.

Сравнительные характеристики «Шилки»

Рассматриваемая машина была не первой в мире и далеко не единственной. Американские аналоги были готовы быстрее советских образцов, но скорость повлияла на качество и боевые характеристики.

Последующие образцы, имея примерно такие же характеристики, как и «Шилка», в процессе эксплуатации оказывался не на высоте.

Возьмем советскую «Шилку» и ее прямого конкурента ЗСУ/М163, стоявшего на вооружении американской армии.

Согласно характеристикам обе машины имели схожие параметры, однако советский образец обладал более высоким темпом стрельбы и плотностью огня, создавая за счет 4-х расставленных стволов огневой шквал, больший по площади, нежели у американского аналога.


Сам за себя говорит факт небольшой серии американского аппарата, а также снятие его с вооружения и сравнительная непопулярность у покупателей из других стран.

Советская модель до сих пор несет службу в 39 странах мира, хотя на ее место встали более продвинутые образцы.

Захваченные у союзников СССР образцы «Шилок» послужили основой для западногерманского аналога «Леопард», а так же многих идей для модернизации.

Особо стоит отметить надежность узлов боевых машин. Согласно анализу воспоминаний об эксплуатации, особенно на полигонных сравнительных испытаниях, западные образцы были надежными в эксплуатации, но «Шилка» ломалась все равно меньше.

Модификации машины

Новые технологии, долгая эксплуатация и несколько случаев захвата странами НАТО и их союзниками образцов подготовили почву для модернизации машины. Самые известные и массовые машины, ведущие родословную от «Шилки»:

  • ЗСУ-23-4В, модернизация, повысившая надежность установки и увеличившая на 150 часов ресурс газотурбинного аппарата;
  • ЗСУ-23-4В1, модернизация предыдущей машины, увеличившая точность стрельбы и надежность сопровождения цели на ходу;
  • ЗСУ-23-4М1, улучшена надежность стволов, РЛС и общая стабильность работы машины;
  • ЗСУ-23-4М2, модернизация для боев в горах Афганистана, снято оборудование для борьбы с авиацией, добавлено бронирование и боекомплект;
  • ЗСУ-23-4М3 «Бирюза», получившая систему распознавания «свой-чужой» под названием «Луч»;
  • ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4», глубокая модернизация, в результате которой была заменена почти вся электронная начинка на новые разработки, были добавлены новые системы для более эффективного применения;
  • ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5», получившая новую электронную систему управления огнем.

Имелись и модернизации машины для пуска управляемых ракет. Поскольку «Шилка» может сбивать летательные аппараты на небольшой высоте, ракетные модели исправляли эту особенность.


Используемые ракеты на таких моделях – «Куб» и его модификации.

«Шилка» в боевых действиях

Впервые зенитная установка приняла участие в боях на территории Вьетнама. Новая система стала неприятным сюрпризом для американских летчиков. Высокая плотность огня и разрывающиеся в воздухе боеприпасы делали практически невозможным уйти от обстрела «Шилок».

Активное участие приняли новые системы в череде арабо-израильских войн. Только во время конфликта 1973 года египетские и сирийские машины сбили 27 «Скайхоков» ВВС Цахала. В поисках тактического решения проблемы обстрела «Шилками», израильские пилоты уходили на большую высоту, но там они попадали в зону поражения ракет.

Огромную роль сыграли «Шилки» во время войны в Афганистане.

По уставу, машины должны сопровождать колонны на расстоянии примерно 400 метров от других машин. Война в горах внесла свои коррективы в тактику. Авиации у мождхедов не было, поэтому за небо экипажи не переживали. При нападении на колонны же «Шилки» играли роль одного из главных сдерживающих факторов.

Благодаря 4-м 23-мм стволам «Шилка» стала лучшим помощником пехоты при неожиданных нападениях. Плотность и эффективность огня тут же перечеркнули все недостатки ходовой части. Пехота молилась на ЗСУ. Угол стволов позволял стрелять почти вертикально, а мощный патрон не считался с укреплениями типа глиняных стен в кишлаках. Очередь «Шилки» превращала моджахеда вместе с укрытием в однородную массу. За эти качества «духи» прозвали советскую ЗСУ «шайтан-арбой», в переводе чертова телега.


Но главной задачей все же было прикрытие с воздуха. Добытые американцами образцы «Шилок» были всесторонне изучены, в результате появились самолеты с бронезащитой посолиднее. Для борьбы с ними советские конструкторы в 1980-х проводят глубокую модернизацию рассматриваемой ЗСУ. Просто сменить орудия на более мощные было недостаточно, пришлось заменять многие важные составляющие конструкции. Так родилась «Тунгуска», верой и правдой служащая в армии по сей день.

После появления новых машин «Шилку» не забыли. 39 стран поставили ее на вооружение.

Практически ни один конфликт второй половины ХХ века не обходился без применения этой машины.

Бывало, что «Шилки» оказывались по разные стороны баррикад, воюя друг с другом.

Для советских военных появление «Шилок» стало настоящей революцией. Развертывание традиционных батарей часто наводило тоску и ужас на офицеров и солдат из-за многочисленных действий, необходимых для грамотной защиты неба. Новая ЗСУ позволила защищать воздушное пространство на ходу, с минимальной предварительной подготовкой. Высокие характеристики, актуальные даже по современным меркам, сделали машину легендой, едва ли не сразу после рождения.

Видео

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: