Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сообщение о рыцарях средневековья. Рыцарская культура Средневековья

В современном представлении рыцарь представляет собой независимого воина. Эти члены общества были достаточно привилегированными, составляя к тому же еще и основу средневековой армии. Рыцари легко могли пускать в авантюрные приключения и путешествия, у них образовался романтический ореол. Теоретически такого статуса могли добиться и самые низшие классы, если будут послушно и долго служить. Для них рыцарство становилось самой настоящей наградой за их смелость и доблесть. Рыцарство стало неотъемлемой частью средневековой европейской истории.

Это явление зародилось еще в Западной Римской империи в V веке и просуществовало до XVI столетия, когда произошла революция в военном деле. Национальные армии стали расти, а количество самостоятельных воинов стало снижаться, как и их значение нравственного и физического стержня военных объединений. В нашем списке присутствуют не только подлинные исторические фигуры.

Ведь даже вымышленные рыцари сыграли важную роль на теорию и практику этого явления. Оценить представителей такого средневекового течения можно по следующим параметрам: известности, следу в истории, отражению добродетелей. Вообще же традиционно известны следующие рыцарские основные черты: справедливость, мужество, великодушие, милосердие, вера, благородство и надежда.

Рыцарство начиналось, как военная структура. Человек с оружием брал на себя обязательство служить своим мечом своему владыке. А тот в свою очередь взамен предоставлял защиту, земли и льготы. Элемент служения имеет первостепенное значение. Ведь в те времена не было централизованной власти и верховенства закона. А сообщество воинов, связанных клятвами верности, являлись наиболее эффективным средством социальной сплоченности.

Считалось, что рыцарь должен был обладать определенным мастерством, чтобы быть готовым идти на подвиги. Он должен был также доказать свою верность господину. Великий рыцарь должен был создать репутацию своей неуязвимости, а также оставить после себя мифы о величии и славных делах. Рыцарями считали и правителями. Но их основной функцией все же было управление государством, а не сражения. Расскажем ниже о самых великих рыцарях, вошедших в историю Средневековья.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278). Наиболее известная черта этого немецкого рыцаря - его нарциссизм. Имя Ульриха использовалось в исторической романтической комедии, его сыграл Хит Леджер. На самом деле это был образцовый рыцарь в классической западной традиции. Он начинал, как бедный дворянин в одном из многочисленных феодальных княжеств в раздробленной Германии. Но временем у него появился свой оруженосец, а в итоге и собственное поместье. Благодаря своей настойчивости и умелому владению мечом фон Лихтештейн заработал много денег на турнирах. Это и позволило ему совершить социальный прогресс и повысить свой статус. Ульрих стал знаменитым и великим рыцарем, его за честь считали принять многие турниры. Благодаря громкому имени и призовым средствам он разбогател. Удивительно, но в реальных сражениях он никак себя не прославил, как и в браке. Другая сторона славы Ульриха - его мастерство в качестве поэта позднего миннезанга. Он исполнял лирические песни. Подобные поэты были схожи с бардами или трубадурами во Франции и Англии. Они пели о своих великих любовных подвигах и доблестных победах. Ульрих на основе своих путешествий создал довольно известный цикл «Служение дамам». Это дает возможность предположить, что рыцарь был очень начитан и творчески одарен. Но как это обычно бывает для рыцарей, он достаточно высокомерно утверждал, что все те великие истории, рассказанные о нем, являются правдой. В том числе романы с многочисленными женщинами и 307 побед на турнирах. В свое время Ульрих являлся настоящей живой легендой, но в конечном счете он тихо скончался в своем имении, так и не оказав заметного влияния на политической арене. Фон Лихтенштейн является показательным образцом благородного и романтического рыцаря.

Дон Кихот (около 1600 года). Этот испанский рыцарь прославился такими своими чертами, как упорство и самообман. На самом деле Дон Кихот и рыцарем то считаться не может в полном значении этого слова. Тем не менее список наш без него будет явно неполным. Ведь он оказал заметное литературное влияние путем жестокого сарказма на весь институт рыцарства. Дон Кихот был рыцарем больше в своих мечтах или фантазиях, таковым его сделала литература. Герой романа стал настолько одержим идеей рыцарства, что стал повсюду искать приключения. Опостылевший дом был обменян на будущие подвиги и любовные романы. История Дон Кихота во многом напоминает историю Эль-Сида, великого настоящего испанского рыцаря. Сюжет похож - лошадь, любимая женщина в беде, разрешение конфликтов и безбашенные приключения. Шутки следуют одна за другой. Дон Кихот называет рыцарем трактирщика, спасает крестьянского сына, а доярку принимает по ошибке за знатную даму. Его оруженосец крайне двуличен. В результате поиски приносят рыцарю только лишь страдания. Подобно другим рыцарям деньги вовсе не главное для Дон Кихота, он грезит о сражениях, а на его пути встречаются самые разные люди. В конце концов Дон Кихот вновь становится благоразумным. Он отказывается от прежней жизни, как только становится ясно, что рыцарство мертво, а мир больше не уважает таких вот романтиков. В финале Дон Кихот умирает, так и не отказавшись от своих ставших несовременными идеалов. Сама форма романа отходит от средневековых романтических традиций, они, наоборот, высмеиваются тут.

Эдуард Черный Принц (1330-1376). Лучшее, что было у этого английского героя - череда его великих побед. Эдвард по статусу своего рождения уже оказался на высоте рыцарской культуры, так что его статус великого дался ему относительно несложно. Этот человек являлся старшим сыном короля Эдуарда III. Именно он основал орден Подвязки, благородный рыцарский орден. Черный Принц носил титула принца Уэльского, записи говорят о нем, как о сильном воине. Он был решительным и храбрым, отлично проявил себя в сражениях с французами. А ведь те были богаче, лучше обученными и вооруженными, чем англичане. Невзирая на это, Эдуард повел против них войска своего отца. Он смог выиграть ставшими классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье. За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Да и личная жизнь рыцаря была довольно известной. Он по любви женился на своей кузине, Джоанне Кентский. Эта пара стала одной из самых ярких в Европе. Эффектная супруга еще больше прославила рыцаря, сделав его образ богаче и разностороннее. Эдвард отмечен многими рыцарскими добродетелями, в том числе щедростью и благочестием. Это проявилось в отношении к захваченному при Пуатье королю Франции и к рядовым пленным. А вот по отношению к простому народу Эдуард был более высокомерным, проявляя тревогу за свое положение и за ситуацию в родной Англии. Эдуард постоянно учился на войне. Это проявилось в его прагматизме и инновационной тактике. Таким было основное отличие Черного Рыцаря от французов, которые придерживались традиционной стратегии. Новаторский подход и сделал рыцаря великим военным лидером. И как истинный рыцарь Эдуард вскоре почувствовал, что Франция и Англия слишком малы для него. Он решил поискать славу в другом месте, в частности, в Испании, хотя в конечном счете ему это и не удалось. Негативной стороной рыцаря являлось то, что в отличии от других образцовым своих коллег, он не боролся с неверными, не писал стихов и не проводил много времени в любовных романах. А слово «черный» в его имени может означать цвет его доспехов, тяжелый характер или же происхождение его матери.

Жак де Моле (1244-1314). Этот известный французский рыцарь прославился тем, что возглавил самый большой Крестовый поход. Де Моле был последним великим Магистром ордена тамплиеров. Этого не достаточно чтобы причислять его к великим рыцарям. Но недавний роман «Код да Винчи» привлек к нему внимание, а образ самого магистра стал гораздо более интересным в глазах современников. Что же он на самом деле сделал? Его избрали главой самого мощного в христианском мире крестового похода. Именно поэтому в нем должны отображаться многие рыцарские черты, ведь они были довольно важной основой жизни в его родном ордене тамплиеров. Рыцарем Жак встал в 21 год после участия в битве. Чтобы закрепить свой статус, молодой человек принял участие в Крестовом походе на Святую землю. Вскоре Крестовые походы угасли, все, что мог сделать на тот момент де Моле - перенести штаб-квартиру тамплиеров на Кипр после падения Акры в 1291 году. В итоге Орден ушел с земли, для защиты которой от мусульман он собственно и создавался. Но эти события стали счастливым случаем для самого Жака. Уважаемый и благочестивый рыцарь стал Великим магистром Ордена тамплиеров. Де Моле проявил себя не как военачальник или сердцеед, а как умелый администратор и европейский политик. Он создал по всей Европе целую сеть филиалов своей организации. Они стали меньше заниматься рыцарскими делами, а больше торговлей и ростовщичеством. Магистр стал созывать монархов Европы на новый крестовый поход. Кульминацией усилий стало даже нападение на мамлюков в Египте в 1300 году, однако вскоре завоеванный плацдарм был снова потерян без поддержки союзников. Устав от военных потерь, Моле с тамплиерами стал одерживать победы в банковском деле. Такое его влияние на экономику восстановившейся Франции стал пугать короля Филиппа IV. В ходе борьбы за власть Моле к тому же поддержал претендента на престол, что и послужило причиной его ареста в Париже в 1307 году. Формальным поводом стала измена тамплиеров, а на самом деле таким образом король покрыл свои долги, забрав себе все средства Ордена. Жак до конца защищал свою независимость, как истинный рыцарь, оставаясь верным клятве Церкви до самого конца. В 1308 году Моле был фактически освобожден Папой Климентом V. Ведь вина Магистра основывалась больше на слухах и домыслах, нежели на фактах. Но долгие слушания привели к тому, что Моле был заживо сожжен, как впавший повторно в ересь. Он заявил, что все его предыдущие показания против Ордена были неправдой.

Рыцарь Чосера (около 1400 года). Основные черты этого английского рыцаря довольно стереотипны, однако они построены на основе реальных людей. В позднем средневековье сложился образ рыцаря, как несовременного человека. Тому виной в том числе и творения Джеффри Чосера. Этот английский писатель конца XIV века написал несколько сказочных творений о рыцарях своего времени. Эти люди показывались храбрыми, обладающими традиционными добродетелями, хорошим поведением, изысканной любовью и благочестием. Такой ходячий стереотип включил в себя сразу все возможные добродетели. Основой же для персонажа стал наемник Джон Хоквуд из Эссекса, которого автор лично знал и в своих творениях просто облагородил. Наиболее известной историей является «История рыцаря» из «Кентерберийских рассказов». Там смешивается классическое повествование с уроками галантности, ведения разговоров об опасности братского разногласия или несчастной любви. Сам персонаж рыцаря хотя и приятный, но довольно безликий. Считается, что его роль в английском обществе становится все менее значимой, а сам он больше идеальный персонаж, нежели реальный. Рыцарь из рассказов Чосера много путешествовал и стал известным благодаря своему применению оружия. Но в конце своей карьеры этот воин стал благочестивым, вот зачем он едет со своими попутчиками в Кентербери, дабы там поклониться мощам одного из святых. Хотя этот рыцарь и не был реальным персонажем, все-таки он дал немало представлений об этом классе людей.

Готфрид Бульонский (1060-1100). Этот французский рыцарь прославился тем, что именно он возглавил самый первый и самый лучший крестовый поход. Происхождение Готфрида не предполагало его будущей славы. Он был всего лишь вторым сыном незначительного французского графа. Но именно такой невысокий социальный статус и подтолкнул его к карьере великого и прославленного рыцаря, а крестовый поход только приумножил его славу. Его семья смогла наделить Готфрида титулом герцога Нижней Лотарингии, но вместо того, чтобы защищать этот богатый и стратегический важный край, он отказался от своих земель. В обмен на это преклонился перед императором Священной Римской империи и согласился поменять свои владения на меньшую территорию. Смирение и преданность являются истинно рыцарскими добродетелями, но Готфрид, как и многие другие свои коллеги, выбрал независимый курс. В 1095 году рыцарь вместе со многими другими откликнулся на призыв Папы Урбана II освободить Палестину от мусульман. Таким образом, несмотря на всех своих родственников и того, что император сделал для него, Готфрид продал все свои земли, чтобы обеспечить вооружением готовящуюся в поход армию. Рыцарь был настолько харизматичным, что вместе с ним в поход выступили и два его брата. Это никак не обрадовал мать. Согласно древним хроникам Готфрид смог собрать армию в 40 тысяч человек. Все они крестовым походом прошли из Лотарингии через Венгрию в Константинополь. Славу Готфриду принесло то, что он был одним из первых франкских рыцарей, достигших Святой земли. Именно образ герцога показал, каким самоотверженным должен быть настоящий крестоносец. Сила его, как рыцаря, заключалась также в том, что он обладал не только храбростью и благочестием, но еще и настойчивостью. В то время как другие участники похода жаловались на голод, жажду или тоску по дому, сам Готфрид был непреклонен в своем желании достичь цели. Венцом карьеры рыцаря стал штурм Иерусалима под его руководством в 1099 году. Готфрида избрали первым правителем царства крестоносцем на этой земле. Однако сам он отказался от звания короля, приняв титул барона и Защитника Гроба Господня. Хотя действия рыцаря основывались на массовых убийствах тех же защитников города, это никак не повлияло на его репутацию славного воина того времени. К 1100 году Готфрид вместе с другими воинами завоевал большую часть Палестины. Он даже распорядился короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае своей смерти. Таким образом была основана целая династия. Так что отказ от Лотарингии сослужил хорошую службу. Внешне же Готфрид обладал классическими рыцарскими атрибутами и идеальной формой. Он был высоким, сильным, стройным и бородатым. Погиб же славный рыцарь при осаде Акры.

Сэр Галахад (V век). Этот валлийский рыцарь, принадлежавший к легендарному Круглому столу короля Артура, называется святым рыцарем и помазанником божьим. Галахад был буквально рожден для величия, ведь его отцом считается сам Ланселот. Говорят, что его судьба сложилась удачно во многом благодаря Мерлину. Хотя мы говорим о вымышленных людях, но героический цикл о короле Артуре стал настолько богатым культурным явлением, что доминирует над всеми другими рыцарскими балладами не только в Англии, но и во Франции. Сами легендарные рыцари вместе со своим королем стали основой для ранних архетипов идеального рыцаря или даже нескольких различных рыцарей. Сам же Галахад появился в самом конце цикла, но все равно являлся одним из великих рыцарей круглого стола и искателей Святого Грааля. Сэр Галахад обладал некоторыми из наиболее ценных рыцарских достоинств. Он вырос очень религиозным, галантным и с чистыми помыслами. Молодой воин прославился тем, что сел в Гибельное Сиденье, а ведь это место предназначалось лишь для самого достойного, кому покровительствует Господь. В итоге король Артур провозгласил его, как величайшего рыцаря. Стать лучшим Галахаду мешает то, что он все же был мифологической фигурой. Однако его культурная значимость была очень высока, он воплотил в себя многие достоинства классического средневекового рыцаря. Галахад выполнял в основном задания не вполне рыцарского свойства, такие как спасение попавших в беду дам или своих товарищей. Этот рыцарь хотя и назывался благочестивым и милосердным, но в отсутствии характера упрекнуть его нельзя было. Он оказывался в нужных местах в нужное время, что сделало его самым значительным персонажем всего Круглого стола. Казалось, что в руках именно Галахада находится судьба Англии. Вместе с другими рыцаря ему было видения Святого Грааля, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь Христа. Поиски этой реликвии и стали целью той группы рыцарей. В конечном счете Галахад смог защитить и спасти самого Артура при битве у замка Тинтагель, что явилось важным событием. Ведь сам Артур являлся самым великим из всех английских королей. По легенде именно Галахад смог найти и взять в руки Святой Грааль, после чего вознесся на небо.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421). Этот французский и бретонский рыцарь смог сделать головокружительную карьеру, прославившись своими военными способностями. Уже с самого раннего возраста этот дворянин начал принимать участие в разнообразных военных кампаниях. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании, а в итоге стал одним из видных участников Столетней войны с Англией. Во время перемирия в 1390 году Бусико выбрал самый эффективный и впечатляющий путь для того, чтобы стать прославленным рыцарем. Он выступил на турнире и победил там всех. Ле Менгр не только заработал крупные призовые, но и сделал себе имя, которое стало хорошей ступенью для дальнейшей карьеры. Затем в истинно рыцарском стиле Бусико оставил все, что у него было и начал путешествовать. Он даже стал писать стихи о своих подвигах, что и являлось естественным для благородного воина тех времен. Слава благочестивого рыцаря была настолько велика, что когда он вернулся на Родину, король Филипп VI сделал его маршалом Франции. Это было максимальной вершиной в карьере для рыцаря, не считая прямого захвата трона. Ле Менгр прославился своим мастерством, опытом и мужеством в бою. Он считался великим лидером. На свой пост Бусико был помазан в главном кафедральном соборе страны, что подразумевало особую священную ауру этого воителя. Этот рыцарь всегда находился в самом центре сражений. В битве при Никополе в 1396 году он попал в плен к туркам, но избежал казни и был выкуплен. После этого Бусико основал специальный рыцарский орден, вдохновленными идеалами куртуазной любви. В знаменитой битве при Азенкуре ле Менгр снова попал в плен и умер в Англии через шесть лет. Этот рыцарь оставил весомый след в истории. Он находился на самой вершине власти, помазанник короля боролся с неверными, внес вклад в придворную культуру и прославился своими благими делами.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199). Английский король-рыцарь прослыл рьяным защитником веры. Хотя в списке и недолжно было изначально быть королей, если из всех них выбрать настоящего рыцаря, то именно Ричард I Английский как нельзя лучше подходит на эту роль. Он наилучшим образом показал все достоинства средневекового рыцаря. К тому же Ричард больше времени провел в этом амплуа, нежели управляя государством. Короля уважали друзья и враги, он боролся за свои идеалы, а не просто за обычные завоевания денег и земель. С самой ранней юности Ричард уже был в седле, побеждая воинов различных стран и наций, вселяя любовь и преданность в своих подданных. Этот король один их немногих, кто получил громкое прозвище - Львиное сердце. Оно отражает его мастерство и страсть, как рыцаря, а не справедливость или величие, как короля. Но против Ричарда в некоторой степени говорит его происхождение. В отличие от некоторых других рыцарей свой высокий и великий статус он получил просто по праву своего рождения. Ведь Ричард являлся отпрыском знаменитой пары - Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Тем не менее юный принц восстал против своего отца, выступив к тому же в форме странствующего рыцаря. А ведь это было довольно дурным поступком с точки зрения морали. Впоследствии Ричард сознательно принял и практиковал большинство ценностей рыцарства. Он писал стихи и галантно себя вел. К тому же принц был привлекательным и физически хорошо сложен. Говорят, что рост Ричарда составлял 193 сантиметра, он был голубоглазым и светловолосым. Большую часть своей жизни будущий король провел во Франции, в самом центре средневекового рыцарства. Именно оттуда он и восстал против своего отца, просил прощения и принял рыцарство французского короля Людовика VII, что только раздражало его английских родственников. Славу умелого военачальника Ричард приобрел при разгоне мятежа французских баронов. Но такая деятельность и постоянный страх перед отцом были не по вкусу принцу. Он оставил все свои титулы и привилегии и решил принять участие в Третьем Крестовом походе. Ричард потратил кучу денег, собрав армию крестоносцев. Это было явным выражением рыцарской защиты веры. Вместе с рыцарями Ричард оккупировал королевство Сицилию, чтобы восстановить права своей сестры на местный престол. Хроники того времени дают понять, что Ричард гонялся за победами, нежели за завоевания и в целом был плохим королем. Он завоевал Кипр в 1191 году, чтобы защитить с этой стороны собственную армию, но затем отдал остров рыцарям-тамплиерам. Это доказало его рыцарский, а вовсе не королевский дух, зато сделало знаменитым. Ричард победил мусульман в Аккре, но затем поссорился со своими союзниками - королем Франции Филиппом и герцогом Австрии Леопольдом. Затем рыцарь победил самого лучшего мусульманского лидера Саладина, а вот на штурм Иерусалима в 1192 году так и не решился. Но из-за своего высокомерия и безрассудства Ричард на обратном пути домой попал в плен к Леопольду, которого он ранее оскорбил. Только богатый выкуп позволил королю-рыцарю наконец-то вернуться домой. Но беспокойный воитель не знал покоя и в ходе очередного сражения был смертельно ранен. Военные подвиги Ричарда сделали его одним из самых известных персонажей средневековой истории. О нем сложено множество легенд, остались его стихотворения.

Эль Сид, Родриго Диас де Бивар (1043-1099). Этот испанский рыцарь прославился сражениями за независимость своей страны. Само прозвище «Эль Сид» в дословном переводе означает «мой господин». Этот человек прослыл настоящим рыцарем и для мусульман, и для христиан. Что и неудивительно, учитывая, что боролся и против христианских, и против мавританских тиранов. Хотя Эль Сид и не был добродетельным рыцарем, зато с лихвой окупил это превосходными боевыми навыками. В результате даже его собственный король простил ему постоянную смену сторон. Одним из прозвищ было «Чемпион», он был основным полевым командиром самого мощного из многочисленных христианских испанских королевств. Современная история превозносит Эль Сида, как воплощение испанского рыцарства. Менестрели складывали о нем баллады, рассказывая о его подвигах в боях в защиту Церкви. Эль Сид стал самым настоящим народным героем, что было довольно необычно для дворянина. Ведь в те времена знатные люди нещадно эксплуатировали крестьян, заставляя их выполнять все работы в поместье. Молодость Родриго встретил, будучи скромного происхождения. Его семья имела отношение к суду в Кастилии, но в основном речь шла о работе с документами. Но сам юноша смог произвести хорошее впечатление - он победил арагонского рыцаря в поединке один на один на глазах у своих ровесников. Начав служить, Эль Сид поучаствовал в нескольких сражениях с маврами, правившими на юге Испании. Там он показал отличное военное мастерство, которое к тому же постоянно совершенствовал. В лучших традициях рыцарства Эль Сид стал проявлять высокомерие, воюя с кем попало и по своей лишь воле. За этот король Альфонсо лишил его всего титулов и отправил в ссылку. Но разве «господин» должен просить прощения и молить о пощаде? Родриго стал рыцарем по найму! Хотя его имя и являлось синонимом победы над маврами, именно им Эль Сид и предложил свои услуги, возглавив армию в Сарагосе. После нескольких лет успешной борьбы с христианами, берберами и другими маврами, Родриго понадобился кастильскому королю. Ведь он оказался отличным военачальником. Казалось бы, сама просьба короля вернуться изгнаннику должна стать для того величайшей милостью. Но Эль Сид фактически ответил, что не нуждается в этом, так как может создать свое королевство. А уважение и милости в обмен на верность ему не нужны. В 1094 году Эль Сид вместе с другими наемными рыцарями захватил Валенсию, стал ее фактическим правителем. Мавры попросили вернуть город и осадили его. По легенде Родриго был ранен отравленной стрелой, а его умная жена поняла, что даже после смерти легендарный Эль Сид способен воодушевлять свою армию и командовать ею. Она облачила тело мужа в доспехи и усадила на коня, расположив на крепостных стенах. У Эль Сида были и другие необходимые атрибуты рыцаря: конь и меч. Боевая лошадь по прозвищу Бабьека сама овеяна легендами, а стальной кордовский меч Тизона прославился своей прочностью. Сам рыцарь был далеко не глупым. Он довольно много читал о войне, в том числе произведения римских и греческих авторов. Его женой стала красивая и изящная женщина, а дочери стали членами испанского королевского семейства.

Уильям Маршал (1146-1219). Славу этому английскому рыцарю принесли его победы на многочисленных турнирах. Многие современники считают его величайшим рыцарем средневековья. Несмотря на сложную обстановку вокруг, Уильям смог сохранить в себе все добродетели рыцарства. Он умело владел всеми видами оружия, был верным своему господину, защищал свою веру, заслужил расположение великой женщины. Маршала уважали за его дипломатичность и милосердие. Тогда турниры представляли собой вовсе не поединки один на один, а войны в миниатюры между объединениями рыцарей. Целых шестнадцать лет Маршал провел на турнирах, иногда участвуя и в реальных войнах. Уильям разработал собственную тактику на этих состязаниях. Он хватал коня противника за уздечку и тащил за собой к своим друзьям. Там он вынуждал врага сдаться и заплатить выкуп. Если жертва спрыгивала и убегала, то в награду оставался конь, что тоже было ценной наградой. Маршал смог за долгие годы улучшить свое мастерство, а на завоеванные деньги приобрести себе земли и лучшее оружие. По обычаям того времени молодой Маршал был отправлен на обучение во Францию. Там он быстро освоил те военные навыки, которые были необходимы рыцарю средневековья. Его репутация все улучшалась, в конце концов он обрел милость у Элеоноры Аквитанской. После этого Маршал стал служить английскому королю Генриху II в качестве компаньона его сына, Генри младшего. После чего были многочисленные турниры, войны с восставшими вассалами короля, крестовый поход… В итоге Маршал был за свою службу вознагражден большими поместьями в Англии. Все это возбудило рыцарскую гордыню, он создал собственную армию, на зависть самому королю. Но даже несмотря на этот смелый и безрассудный шаг, Уильям смог сохранить свое положение. Маршал даже смог удачно жениться, в возрасте 43 лет на 17-летней дочке графа Пембрука. Маршал славно послужил королю Ричарду Львиное Сердце в качестве маршала и регента во время его долгого отсутствия в стране. Он не только увеличил свои владения, но еще и улучшил их. Единственный недостаток в биографии Маршала связан с королем Джоном, которому он служил и противостоял знаменитому Робин Гуду. Однако монарх ненавидел популярного слугу, в итоге Уильям был вынужден бежать в Ирландию. Но потом, как истинный рыцарь, Маршал вернулся в Англию и при восстании баронов остался верен королю, только упрочив его власть и богатство. Архиепископ Кентерберийский назвал Маршала величайшим рыцарем всех времен, что имело под собой основу. После смерти короля Джона Маршал стал регентом малолетнего короля Генриха III. Даже в возрасте 70 лет этот благородный рыцарь имел в себе моральные и физические силы, чтобы возглавить королевскую армию в войне против Франции, а затем диктовать условия мира. Подпись рыцаря стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения. После подавления баронства Маршал смог организовать успешное регентство и передать свои поместья сыновьям. Рыцарь поддержал престиж короля и его право на престол. Это был одним из немногих рыцарей, чья биография была издана сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

В средние века в европейских странах существовало особое сословие, главным занятием которого было военное дело. Привилегированный слой общества назывался рыцарством, и имел большой вес в средневековом социуме. Посвящение в рыцари считалось наивысшей королевской наградой за верную службу своему господину.

История появления рыцарства

Высшие военные сословия были сформированы во многих регионах. Например, клан самураев в Японии или сипахи в Османской Империи. Однако такое понятие как рыцарство связывают только с Европой периода VIII-XV веков. Зародившись в Испании и Франции, оно быстро распространилось на остальные европейские государства, и достигло своего расцвета в XII-XIII веках, во времена крестовых походов.

Рис. 1. Средневековый рыцарь.

Рыцарство возникло в результате развития системы феодального землевладения. Передавая собственные земли во временное или постоянное пользование, их владелец становился сеньором, а их получатель - вассалом. В обязанности вассала входила не только защита земельных угодий своего сеньора, но также активное участие в его совете, суде, спасение его из плена и прочее. Рыцарь мог быть предан только одному сеньору, и не мог одновременно состоять на службе даже у выше стоящего феодала.

Классификация

В средневековье рыцарское братство было представлено двумя классами:

  • Религиозное рыцарство. Состояло из воинов, принявших религиозный обет. К примеру, рыцари ордена тамплиеров воевали против арабов и представителей других религиозных групп.
  • Светское рыцарство. Данное сословие состояло из воинов, состоявших на службе у высокой знати или самого короля.

Чтобы стать рыцарем, нужно было быть не только физически сильным и отважным, но и весьма богатым человеком. Так, крепкий боевой конь и полное рыцарское обмундирование (шлем, панцирь, копье, щит и меч) стоило как стадо коров одной деревни.

Рыцарское ремесло требовало весьма серьезной физической подготовки. Снаряжение, полностью изготовленное из металла, было очень тяжелым, и весило до 50 кг. Чтобы не только выдержать этот вес, но и сражаться вместе с ним, нужно было иметь большую силу и выносливость.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Рыцарское снаряжение.

Подготовка будущих рыцарей начиналась очень рано. Поначалу у мальчиков развивали их физические данные и воинский дух в домашних условиях. Затем подростков отправляли во дворец сеньора, где они получали звание пажей и приступали к новому этапу обучения.

По сути, пажи были слугами рыцаря: повсюду сопровождали его, выполняли все поручения, прислуживали за столом. Но вместе с тем они обучались военному ремеслу, религии, литературе, в них воспитывали идеал благородного рыцарства, обучали кодексу поведения и чести.

В 14 лет юношей посвящали в оруженосцы. В этом статусе они должны были следить за оружием и доспехами своего рыцаря, сопровождать его в поездках и боевых походах.

Достигнув 21-летнего возраста, юноши, достойно прошедшие все испытания, становились рыцарями. Посвящение было важнейшим событием, ведь будущий рыцарь давал торжественную клятву, согласно которой он должен был стоять на защите веры, помогать слабым и нуждающимся, верно служить своему сеньору, избегать гордыни, тщеславия, жадности.

Рис. 3. Посвящение в рыцари.

В праздничные дни в средневековье устраивали рыцарские турниры, на которых отважные воины состязались в своем мастерстве. В схватках использовалось тупое оружие, и победителем считался тот, кто первым смог сбить противника с седла. В награду еду доставалось оружие, лошадь или доспехи.

Со средневековыми рыцарями связано много легенд, они стали олицетворением воинской доблести, благородства, преданности даме сердца. Из-за нее герои в исторических фильмах и романах бесстрашно вступали в поединки и готовы были отдать жизнь, чтобы отстоять честь женщины. Где – правда, а где – вымысел? Каким был быт рыцарей Средневековья в действительности?

Лучшие

Они считали себя такими во всем: положении в обществе, поведении, манерах, воинском искусстве и даже в любовных романах. Воины в доспехах зачастую воспринимали обычных горожан как мужланов, относились к ним снисходительно, даже с презрением.

Что говорить о горожанах, если такое отношение проскальзывало даже к священникам. Красивым и нужным представители сословия считали только то, что непосредственно касалось их жизни.

Происхождение

Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.

Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин. Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.

Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.

Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.

Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.

Посвящение

Рассказ о жизни рыцарей в Средние века будет неполным без обряда посвящения. К 15 годам мальчишки, мечтавшие о славе и богатстве, становились оруженосцами. Оруженосцы следовали за хозяином безмолвной тенью, поили, кормили, меняли лошадей, чистили оружие, носили щит, а в боях подавали господину запасное оружие.

Через 4-5 лет службы паж уже досконально знал обычаи, образ жизни, принципы рыцарского братства и сам претендовал на членство в нем. Перед посвящением он усердно молился всю ночь, а утром исповедовался и совершал ритуал омовения.

Затем неофит в праздничных белых одеждах давал клятву братству. Как только он ее произносил, отец или один из посвященных трижды касался его плеча мечом. Посвящение состоялось. В подарок новообращенный получал собственный меч, с которым он никогда не расставался.

Войны и турниры

Война – дело всей жизни, которому члены королевской дружины отдавали все свободное время. Она кормила воинов и их семьи – некоторые делали на мародерстве целые состояния, которых хватило бы на безбедное существование до старости. Другие вели себя скромнее, но старались получить куш, компенсирующий годы пребывания на войне.

Зарабатывали герои в доспехах и на турнирах. Выступая друг против друга, они стремились выбить из седла соперника. Сделать это нужно было тупым концом копья так, чтобы он упал на землю.

Проигравший по условиям турнира должен был отдать победителю коня и доспехи. Но по рыцарскому уставу потеря доспехов и коня считалась позором, поэтому проигравший выкупал их у победителя за серьезные деньги. Возврат личного имущества обходился ему в такую же сумму, как стадо из 50 коров.

Жилье

В книгах сказано, что их домами были настоящие неприступные замки, а где на самом деле жили рыцари Средневековья? Далеко не всегда в замках, потому что на их строительство воину нужны были немалые деньги.

Большинство довольствовалось скромными поместьями в деревнях и не мечтали о большем. Дома обычно состояли из двух комнат: спальни и столовой. Из мебели – самое необходимое: столы, кровати, лавки, сундуки.

Охота

Охота – один из видов развлечения рыцарей Средневековья. Они устраивали из нее представления, вступая в единоборство с дичью. Хищники, загнанные собаками, свирепели – любое неверное движение, любая оплошность человека могли привести к его смерти.

Люди, достаточно богатые для того, чтобы не иметь надобности работать, составляют привилегированный класс, строго отделенный от остальной части общества. В этом высшем классе все, исключая духовных лиц, – воины по профессии, по терминологии Средних веков «рыцари ».

Еще Карл Великий обязал всех свободных людей своей империи носить оружие. Необходимость защищать себя, склонность к праздности и приключениям, предрасположение к воинской жизни привели во всей средневековой Европе к образованию военной аристократии. Чтобы привлекать людей на военную службу, не было надобности в высшем авторитете государства. Так как светские люди считали военную жизнь единственным почетным образом жизни, то каждый и стремился к ней; военный, рыцарский класс заключал в себе всех, кто имел достаточно средств, чтобы вступить в него.

Первым условием для того чтобы стать рыцарем, была возможность приобрести вооружение за свой счет. Между тем, начиная с IX в., сражались исключительно на лошадях. Поэтому средневековый воин назывался во Франции chevalier, на юге – caver, в Испании – caballero, в Германии – Ritter, в латинских текстах древнее название солдата, miles, сделалось синонимом рыцаря.

Во всей феодальной Европе война ведется одним и тем же способом, и воины вооружены почти одинаково.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

У человека, вполне вооруженного для битвы, у рыцаря, тело защищено доспехами. До конца IX столетия это – броня, туника из кожи или материи, покрытая металлическими бляхами или кольцами; позже броню повсюду вытесняет кольчуга , рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном и с прорезью сверху, чтобы ее можно было надевать, как рубаху. Вначале кольчуга доходила до ступней; когда ее укоротили до колен, то ноги для защиты стали закрывать чулками из колец; к этим чулкам приделывали шпоры, имевшие форму наконечника копья. Капюшон закрывал затылок и голову и доходил до подбородка, оставляя открытыми только глаза, нос и рот.

Во время битвы средневековый рыцарь надевал на голову шлем – стальную шапку конической формы, окруженную ободком и кончавшуюся металлическим или стеклянным шариком (cimier); шлем был снабжен железной пластинкой, защищавшей нос (nasal – наносник, он исчез к концу XII столетия) и привязывался к кольчуге кожаными ремнями. Только в XIV в. появляются доспехи из металлических пластин и шлем с забралом, удержавшиеся до XVII в., – вооружение Баярда и Генриха IV , которое, однако, часто принимают за обычное вооружение средневекового рыцаря.

Чтобы отражать удары, средневековый рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный в середине бляхой (boucle) из позолоченного железа (отсюда название щита – bouclier). Вначале круглый, щит становится потом продолговатым и удлиняется до того, что закрывает всадника от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне; во время сражения его надевали на левую руку посредством ручек, находившихся на внутренней стороне. Именно на щитах и стали, начиная с XII в., рисовать герб, признанный той или другой фамилией за свою эмблему.

Наступательным оружием рыцаря были меч (branc), обычно широкий и короткий, с плоской рукояткой, и копье с длинным и тонким древком из ясеня или граба, кончавшееся железным наконечником в форме ромба. Пониже наконечника прибивали гвоздями прямоугольную полосу материи (gonfanon – знамя), которая развевалась по ветру. Копье можно было воткнуть в землю рукояткой, кончавшейся железным острием.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Одетый и вооруженный таким образом, средневековый рыцарь был почти неуязвим, и с течением времени вооружение все более совершенствовалось, делая воина похожим на живую крепость. Но вместе с тем он становится настолько тяжелым, что для битвы ему нужна особого рода лошадь. Рыцарь имеет при себе двух коней: обыкновенного (palefroi) для езды, и боевого (dextrier), которого ведет под уздцы слуга. Перед началом сражения рыцарь надевает свои доспехи, садится на боевого коня и устремляется в битву, направив копье вперед.

Только рыцари считались настоящими воинами; рассказы о средневековых сражениях говорят нам только о них, и только из них состояли боевые колонны. Но их сопровождали в походах еще другие всадники на менее выносливых лошадях, одетые в тунику и шапку, снабженные более легкими и менее дорогими доспехами, вооруженные небольшим щитом, узким мечом, пикой, топором или луком. Без этих спутников имевший тяжёлое вооружение рыцарь не мог обойтись: они вели его боевого коня (с правой стороны, отсюда название dextrier), несли его щит, помогали ему одевать доспехи в минуту сражения и садиться в седло. Поэтому их обычно называли valets (слуги) или ècuyers (щитоносцы), а по-латыни – scutifer (щитоносец) или armiger (оруженосец). В начале Средних веков рыцари держали этих оруженосцев в положении подчиненных. В сочиненной в конце XI в. «Песне о Роланде » о них говорится как о низшем классе. Они стригли голову, как слуги, и получали за столом более грубый хлеб. Но мало-помалу братство по оружию сблизило оруженосцев с рыцарями; в XIII в. обе группы составляли уже один класс – высший класс светского общества, и как к тем, так и к другим применяли древнее латинское название благородных (nobilis), составлявшее принадлежность к высшему классу (по-немецки edel).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога