Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рыцарский замок — безопасное жилище в Средневековье. Рыцарские замки Средневековья: схема, устройство и оборона



Пост родился под впечатлением посещенных уже немало средневековых замков. После посещения таких замков лично у меня, однозначно, не возникает никакого желания там жить…

Существует мнение, что в средние века роскошно жилось европейским маркизам и графиням. Рыцари, замки, балы, лакеи, кареты, шикарные платья… Подождите закатывать глаза от восторга. Так ли уж роскошно им жилось на самом деле? Не случайно ведь дамы в обморок падали регулярно!

Рай тот средневековый изрядно попахивал… Вы хоть в одном средневековом замке видели ванную комнату или туалет? Вот, вот… Под роскошными кроватями с балдахинами стояли ночные вазы, которые выливались из окон прямо на улицу или в лучшем случае в окружающий замок ров с водой. Туда вообще все подряд выливалось. Наверно, окна в замке лучше было не открывать…

И мылись прекрасные дамы и рыцари порой пару раз в жизни, не принято было. Могли ведь и ведьмой назвать за частое мытье…

Представляю себя, любимую, затянутую в корсет в средневековой Испании так, что дышать невозможно. Было принято, чтобы приличная дама ела маленькими кусочками, как птичка. Ясное дело, большой кусок ей при всем желании было не проглотить! Модный тогда бледный цвет лица при таком питании и постоянном сидении внутри замка заполучить было совсем не трудно!

А как внутри таких замков, окруженных рвами с водой, жилось? Сыро, тухло и с плесенью! И никаких серенад под окном от рыцаря не захочется! Кстати, вполне понятно, почему так долго они уговаривали дам к ним на улицу выйти… Латы не снимались месяцами…

Целоваться с таким красавцем? Бррррр… Даже если он и убрал во время поклона подальше от дамского носа облитую кем-то из окна шляпу…. Широкополые шляпы потому и появились, что надо было как-то спасаться… Духи, впрочем, появились по той же причине.

Впервые задумалась о жизни в средневековом замке, когда оказалась посреди тех замков на . В современной мальтийской жизни средиземноморский климат и каменные дома без отопления вполне имитируют средневековые условия, особенно зимой.

Сегодня, к счастью, традиция регулярно принимать душ в Европе прижилась. Да вот принимать тот душ в современной квартире, где зимой температура около +15 — удовольствие не из самых приятных. Популярные на Мальте газовые обогреватели недалеко ушли от средневековых жаровень. Там на телегах по улицам дрова и угли развозили, а по современной Мальте — машины с газовыми баллонами разъезжают.

В Средние века к прелестям комфортной жизни в домах добавлялись каноны Священной инквизиции. В таких условиях никакие культурные достижения того времени радовать не будут. Честно, говоря, с трудом представляю себе завшивевшую даму, играющую на клавесине.

Чтобы уж совсем отбить у всех желание возвращаться в Средневековье, авторитетно, на основании диплома Академии легкой промышленности заявляю, что технология пошива тех роскошных платьев при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики. Да и всеми любимые джинсы и трикотажные свитера 21 века гораздо лучше подчеркивают дамские прелести! Наш цивилизованный век куда лучше!

Как уже было сказано выше, средневековые замки и каждая их составляющая строились по определенным правилам. Можно выделить следующие основные структурные элементы замка:

Внутренний двор

Крепостная стена

Рассмотрим их более подробно.

Большинство башен возводились на природных возвышенностях. Если в районе подобные возвышенности отсутствовали, то строители прибегали к обустройству холма. Как правило, высота холма составляла 5 метров, но встречались высотой более 10 метров, хотя были и исключения - например, высота холма, на котором был поставлен один из замков Норфолка близ Тетфорда, достигала сотни футов (около 30 метров).

Форма территории замка бывала различной - некоторые имели продолговатую форму, некоторые - квадратную, встречались дворы в виде восьмерки. Вариации были самыми разнообразными в зависимости от величины состояния хозяина и конфигурации участка.

После того как участок под строительство был выбран, его первым делом окапывали рвом. Вынутую землю набрасывали на внутренний берег рва, в результате чего получался вал, насыпь, называвшаяся скарпом. Противоположный берег рва назывался, соответственно, контрэскарпом. Если это было возможно, то ров выкапывали вокруг естественного холма или иного возвышения. Но, как правило, холм приходилось насыпать, что требовало огромного объема земляных работ.

В состав холма входила земля, смешанная с известняком, торфом, гравием, хворостом, а поверхность была покрыта глиной, либо деревянным настилом.

Первую ограду замка защищали всякие оборонительные сооружения, предназначенные для того, чтобы остановить слишком стремительное нападение врага: живые изгороди, рогатки (расставленные между столбов, вбитых в землю), земляные насыпи, изгороди, различные выступающие сооружения, например, традиционный барбакан, защищавший доступ к подъемному мосту. У подножия стены находился ров, его старались сделать как можно глубже (иногда более 10 м глубиной, как в Трематоне и Лассе) и шире (10 м -- в Лоше, 12 -- в Дурдане, 15 -- в Тремворсе, 22 м -- в Куси). Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Иногда ров даже наполняли водой. По форме он чаще напоминал букву V, чем U. Если ров вырывали прямо под стеной, над ним возводили ограду, нижний вал, для защиты дозорной дорожки снаружи крепости. Этот участок земли назывался палисадом.

Важное свойство заполненного водой рва -- предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов

В зависимости от ширины рва его поддерживает одна или несколько опор. В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост. Он устроен так, что его пластина может поворачиваться вокруг оси, закрепленной у основания ворот, разрывая мост и закрывая ворота. Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается вручную, на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены. Для облегчения работы могут применяться противовесы. Цепь может через блоки идти на ворот, находящийся в помещении над воротами. Этот ворот может быть горизонтальным и вращаться рукоятью, или вертикальным, и приводиться в движение с помощью горизонтально продетых сквозь него балок. Другой способ подъема моста - это рычаг. Через шлицы в стене продеты качающиеся балки, внешний конец которых цепями соединяется с передним концом пластины моста, а на заднем внутри ворот крепятся противовесы. Эта конструкция облегчает быстрый подъем моста. И, наконец, пластина моста может быть устроена по принципу коромысла.

Внешняя часть пластины, поворачиваясь вокруг оси у основания ворот, закрывает проход, а внутренняя, на которой уже возможно находятся нападающие, уходит вниз в т.н. волчью яму, невидимую, пока мост опущен. Такой мост называют опрокидывающимся или качающимся.

На рис.1. представлена схема входа в замок.

Саму ограду составляли толстые сплошные стены - куртины - часть крепостной стены между двумя бастионами и разные боковые сооружения, обобщенно называемые

Рис.1.

башнями. Крепостная стена возвышалась прямо надо рвом, ее основания уходили глубоко в землю, а низ делался максимально пологим для предотвращения возможных подкопов со стороны нападавших, а также для того, чтобы от него рикошетом отлетали сбрасываемые с высоты снаряды. Форма ограды зависела от ее местоположения, но ее периметр всегда значителен.

Укрепленный замок ничуть не напоминал индивидуальное жилище. Высота куртин колебалась от 6 до 10 м, толщина - от 1,5 до 3 м. Впрочем, в некоторых крепостях, например, в Шато-Гайяр, толщина стен местами превышает 4,5 м. Башни, обычно круглые, реже квадратные или многоугольные, строились, как правило, на этаж выше куртин. Их диаметр (от 6 до 20 м) зависел от местонахождения: самые мощные - по углам и около въездных ворот. Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку, через которое проходил канат, используемый для того, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты крепости. Лестницы скрывались перегородками в стене. Таким образом, каждый этаж представлял собой комнату, где располагались воины; в камине, устроенном в толщине стены, можно было развести огонь. Единственные отверстия в башне - это бойницы для стрельбы из лука, длинные и узкие проемы, расширявшиеся вовнутрь помещения (рис.2).

Рис.2.

Во Франции, например, высота таких бойниц обычно 1 м, а ширина - 30 см снаружи и 1,3 м внутри. Подобное строение затрудняло проникновение вражеских стрел, но защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена -- высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

На верху крепостной стены находился так называемый дозорный путь, с внешней стороны защищенный зубчатым парапетом. Он служил для наблюдения, сообщения между башнями и защиты крепости. К зубцам между двумя амбразурами иногда прикреплялась большая деревянная доска, державшаяся на горизонтальной оси, за ней укрывались арбалетчики, чтобы зарядить свое оружие. Во время войн дозорный путь дополняли чем-то вроде откидной деревянной галереи нужной формы, монтировавшейся перед парапетом. В полу проделывались отверстия для того, чтобы защитники могли стрелять сверху, если нападавшие укрывались у подножия стены. Начиная с конца XII века, особенно в южных районах Франции, эти деревянные галереи, не очень прочные и легко воспламенявшиеся, стали заменять настоящими каменными выступами, строившимися вместе с парапетом. Это так называемые машикули, галереи с навесными бойницами (рис.3). Они выполняли ту же функцию, что и раньше, но их преимущество заключалось в большей прочности и в том, что они позволяли бросать вниз ядра, рикошетившие затем от пологого склона стены.

Рис.3.

Иногда в крепостной стене делали несколько потайных дверей для прохода пехотинцев, но всегда строили только одни большие ворота, неизменно укреплявшиеся с особой тщательностью, поскольку именно на них приходился основной удар нападавших.

Самым ранним способом защиты ворот было их расположение между двумя прямоугольными башнями. Хорошим образцом данного типа защиты является устройство ворот в сохранившемся до наших дней Эксетерском замке XI века. В XIII веке квадратные надвратные башни уступают место главной надвратной башне, которая представляет собой слияние двух прежних с надстроенными над ними дополнительными этажами. Таковы надвратные башни в замках Ричмонд и Ладлоу. В XII веке более распространенным способом защиты ворот было строительство двух башен с обеих сторон от въезда в замок, и только в XIII веке появляются надвратные башни в их законченном виде. Две фланкирующие башни теперь соединяются в одну над створом ворот, становясь массивным и мощным фортификационным сооружением и одной из самых главных частей замка. Ворота и въезд превращаются отныне в длинный и узкий проход, блокированный с каждого конца портикулами. Это были вертикально скользившие вдоль вырубленных в камне желобов створки, выполненные в виде больших решеток из толстого бруса, нижние концы вертикальных брусьев были заострены и окованы железом, таким образом, нижняя кромка портикулы представляла собой ряд заостренных железных кольев. Такие решетчатые ворота открывали и закрывали с помощью толстых канатов и лебедки, расположенной в специальной камере в стене над проходом. Позднее вход стали защищать с помощью «мертьер», смертоносных отверстий, просверленных в сводчатом потолке прохода. Через эти отверстия на всякого, кто пытался силой прорваться к воротам, сыпались и лились обычные в такой ситуации предметы и вещества - стрелы, камни, кипяток и горячее масло. Однако более правдоподобным представляется другое объяснение - через отверстия лили воду в случае, если противник пытался поджечь деревянные ворота, так как самым лучшим способом проникнуть в замок было набить проход соломой, поленьями, хорошенько пропитать смесь горючим маслом и поджечь; убивали сразу двух зайцев - сжигали решетчатые ворота и поджаривали защитников замка в надвратных помещениях. В стенах прохода находились маленькие помещения, оборудованные стрелковыми щелями, сквозь которые защитники замка могли из луков поражать с близкого расстояния плотную массу нападавших, стремившихся ворваться в замок. На рис.4. представлены различные типы стрелковых щелей.

В верхних этажах надвратной башни находились помещения для солдат и часто даже жилые помещения. В особых камерах находились ворота, с помощью которых на цепях опускали и поднимали разводной мост. Поскольку ворота были местом, которое чаще всего подвергалось нападению осаждающего замок противника, их снабжали подчас еще одним средством дополнительной защиты - так называемыми барбаканами, которые начинались на некотором расстоянии от ворот. Обычно барбакан представлял собой две высоких толстых стены, идущих параллельно наружу от ворот, заставляя противника, таким образом, втискиваться в узкий проход между стенами, подставляясь под стрелы лучников надвратной башни и спрятанной за зубцами верхней площадки барбакана. Иногда, чтобы сделать доступ к воротам еще более опасным, барбакан устанавливали под углом к ним, что заставляло нападавших идти к воротам справа, и не прикрытые щитами части тела оказывались мишенью для лучников. Вход и выход барбакана обычно весьма причудливо украшали.


Рис.4.

Каждый более или менее серьезный замок имел еще хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой - 140 м, второй - 70 м, третьей - 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. Донжон (фр. donjon) - главная башня средневекового замка, один из символов европейского Средневековья.

Это было самое массивное сооружение, входившее в состав строений замка. Стены отличались исполинской толщиной и устанавливались на мощном основании, способном выдержать удары кирок, сверл и стенобитных орудий осаждавших.

По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м - в Этампе, 28 м - в Жизоре, 30 м - в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м - в Шатодене, 35 м - в Тонкедеке, 40 - в Лоше, 45 м - в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Плоские контрфорсы, называвшиеся пилястрами, поддерживали стены на всем их протяжении и по углам, на каждом углу такая пилястра венчалась сверху башенкой. Вход всегда располагали во втором этаже, высоко над землей. Ко входу вела внешняя лестница, расположенная под прямым углом к двери и прикрытая предмостной башней, установленной снаружи непосредственно у стены. По понятным причинам окна были очень малы. На первом этаже их не было вообще, на втором они были крошечными и только на следующих этажах становились немного больше. Эти отличительные признаки - предмостную башню, наружную лестницу и маленькие окна - можно отчетливо видеть в замке Рочестера и в замке Хедингем в Эссексе.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Данный тип башни возник в XI в. в Европе, точнее в Нормандии (Франция). Первоначально это была прямоугольная башня, приспособленная к обороне, но являющаяся одновременно и резиденцией феодала.

В XII-XIII вв. феодал переселился в замок, а донжон превратился в отдельное сооружение, значительно уменьшился в размерах, но вытянулся по вертикали. Башня отныне располагалась обособленно за периметром крепостных стен, в самом недоступном неприятелю месте, иногда даже отделялась рвом от остальных укреплений. Выполняла оборонительную и дозорную функции (на самом верху обязательно была боевая и дозорная площадка, прикрытая зубцами). Рассматривалась как последнее убежище при обороне от неприятеля (для этой цели внутри имелись оружейные и пищевые склады), и только после захвата донжона замок считался покорённым.

К XVI в. активное использование пушек превратило возвышающиеся над остальными постройками донжоны в слишком удобные мишени.

Донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий (рис.5).

Рис.5.

В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, - центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах - общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие.

В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/.

Особый интерес в рамках работы представляет также интерьер донжона.

ИНТЕРЬЕР ДОНЖОНА

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели.

Каким бы главный зал ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука.

Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло - дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме.

К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале.

Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость - настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой -- или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом -- камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.

Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».

Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.

Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

средневековый замок жилой интерьер

Чаще всего знакомство со средневековой историей Европы мы начинаем не с учебников, а с романов и Александра Дюма. В нашем представление Европа в средние века была немыслима без величественных и неприступных замков, доблестных в великолепных доспехах, сражающихся на турнирах за честь своей дамы. Верность к избраннице собственного сердца они могли хранить вечно, несмотря на ее безответную любовь. Верные пажи и оруженосцы, готовые бескорыстно отдать жизнь за своего господина. Прекрасные менестрели, распевающие любовные песни и прославляющие честь и доблесть благородных рыцарей. Именно такой виделась нам сквозь туман веков Европа со страниц рыцарских романов, и мне кажется, немало было желающих оказаться в одном из таких замков, чтобы почувствовать всю прелесть и романтику средневекового колорита. И какой, однако, удар по романтическим мечтаниям оказала бы прозаическая реальность жизни в средневековом замке, если бы современный человек мог туда перенестись!

Проблема безопасности стояла в средневековье очень остро и место для замка выбирали на естественном возвышении. При постройке, прежде всего, думали не о комфорте, а о прочности и неприступности. Средневековье, особенно в начале эпохи, буквально кишело бандами вооруженных разбойников и чтобы защитить себя, свою семью и своих поданных не достаточно было только железных доспехов и мужества. Средневековый замок это внушительное сооружение из камня, окруженное мощными крепостными стенами с бойницами и сторожевыми башнями. Непременно широкий крепостной ров, заполненный водой, окружал все сооружение. Попасть в замок можно было только через подъемный мост, который для дополнительной страховки был снабжен еще и железной решеткой. Внутри замок представлял собой целое поселение. Помимо основного жилища владельца замка имелись все службы: конюшни, погреба, кухня, жилища простолюдинов, а иногда даже кузница и мельница. Обязательно имелся либо источник воды – родник, колодец, либо резервуары с ее запасами на случай осады.

Любой замок имел собственного священника и специальное место для проведения богослужения, а замковый капеллан частенько выполнял еще и обязанности писаря или учителя. Жилые строения возводили из камня, полы частенько были земляными, устланными соломой. В более позднее время полы выкладывали каменными плитами и так же застилали соломой, чтобы было теплее и впитывалась излишняя влага, которой всегда было в избытке в каменных сооружениях. Шли года, каменные стены и полы стали украшать, одновременно утепляя, коврами, привезенными из крестовых походов. Свет едва проникал в узкие окна со свинцовыми переплетами, в которые вставляли вначале пергамент, потом мутное слюдяное стекло и уже с 14 – 15 веков разноцветные витражи. Они были, конечно, красивые, но света пропускали мало. Внутри помещения освещались факелами, свечами, которые добавляли смрад и копоть. Мебель была тяжелой и прочной, хотя и неказистой. Вещи хранили в объемных сундуках и ларях, которые служили и скамьями. Кстати, по высоте спинки стула определялась знатность владельца. Кровати имели балдахины, но не для красоты, а как средство от холода и сквозняков.

Частые рыцарские турниры, оканчивавшиеся застольями, собирали большое количество пирующих. На них присутствовали музыканты, шуты, а дамы и господа могли не вставать из-за стола больше суток. Сохранилось много свидетельств того, что за столом не только ели, но частенько засыпали и справляли нужду. Поэтому и запахи средневекового замка были не для слабонервных, но люди средневековья не были слишком брезгливыми. Рядом с пирующими вечно находились собаки, которым люди бросали объедки. Присутствовали они и в постели хозяина. довольно редко, тем более что в замке никогда не было излишков воды, чтобы тратить их на ежедневные омовения. В первую очередь воду использовали, чтобы напоить животных – лошадей и прочую живность, и для приготовления пищи. Нравственность в современном понятии, была не слишком высока в средневековье, не смотря на все кодексы рыцарской чести. Мужчины не слишком ограничивали свои сексуальные аппетиты, хотя на измену жен смотрели очень строго, особенно из-за законности потомства. Но после того как ввели в моду куртуазную любовь, дама из высшего общества могла иметь официального любовника.

Не любой замок на самом деле замок. Сегодня словом «замок» мы называем практически любое значительное строение эпохи Средневековья, будь то дворец, крупное поместье или крепость — в общем, жилище феодала средневековой Европы. Такое бытовое употребление слова «замок» расходится с его исходным значением, ведь замок — это в первую очередь фортификационное укрепление. Внутри замковой территории могли быть строения разного назначения: и жилые, и религиозные, и культурные. Но все же в первую очередь основная замковая функция — оборонительная. С этой точки зрения, например, не является замком знаменитый романтический дворец Людвига II —Нойшванштайн.

Месторасположение, а не особенности строения замка — залог его оборонительной мощи. Конечно, планировка укрепления важна для обороны замка, но действительно неприступным делает его не толщина стен и расположение бойниц, а правильно выбранное место строительства. Крутой и высокий холм, к которому почти невозможно подобраться, отвесная скала, извилистая дорога к замку, которая прекрасно простреливается из крепости, определяют исход битвы в гораздо большей степени, чем все остальное оснащение.

Ворота — самое уязвимое место в замке. Конечно, в крепости должен был быть центральный вход (в мирные моменты, бывает, хочется красиво и торжественно войти, не все же время замок обороняется). При захвате всегда проще прорваться в тот вход, который уже есть, чем создавать новый, разрушая массивные стены. Поэтому особым образом проектировали ворота — они должны были быть достаточно широкими для телег и достаточно узкими для армии противника. Кинематограф часто грешит, изображая замковый вход с запирающимися большими деревянными воротами: такие были бы крайне непрактичными в обороне.

Внутренние стены замка были цветными. Интерьеры средневековых замков нередко изображают в серо-коричневых тонах, без какой-либо облицовки, просто как внутреннюю сторону голых холодных каменных стен. Но жители средневековых дворцов любили яркие краски и щедро украшали внутреннее убранство своих жилых помещений. Обитатели замков были богаты и, конечно, желали жить в роскоши. Наши же представления связаны с тем, что в большинстве случаев краска не выдержала испытание временем.

Большие окна — большая редкость для средневекового замка. Как правило, они отсутствовали вовсе, уступая место множественным небольшим оконным «прорезям» в замковых стенах. Помимо оборонительной цели, узкие оконные проемы защищали приватность обитателей замка. Если вам встретиться замковое сооружение с роскошными панорамными окнами, скорее всего, они появились в более позднее время, как, например, в замке Роктайад на юге Франции.

Тайные ходы, секретные двери и подземелья. Прогуливаясь по замку, знайте — где-то под вами пролегают скрытые от глаз обывателя коридоры (возможно, кто-то бродит по ним и сегодня?). Потерны — подземные коридоры между строениями крепости — позволяли незаметно перемещаться по крепости или покидать ее. Но беда, если предатель открывал тайную дверь противнику, как это произошло во время осады замка Корф в 1645 году.

Штурм замка не был таким скоротечным и легким процессом, как это изображают в кино. Массированная атака была довольно экстремальными решением в попытке захватить замок, подвергающим необоснованному риску основную военную силу. Замковые осады тщательно продумывались и долго реализовывались. Самым главным было соотношение требушета, метательной машины, с толщиной стен. Чтобы пробить брешь в замковой стене, требушету требовалось от нескольких дней до нескольких недель, тем более, что просто дыра в стене не гарантировала взятия крепости. Например, осада замка Харлех будущим королем Генрихом V длилась около года, и замок пал только потому, что в городе кончились запасы провизии. Так что стремительные атаки средневековых замков — это элемент кинофантазий, а не исторических реалий.

Голод — самое мощное оружие при взятии замка. В большинстве замков были резервуары, собиравшие дождевую воду, или колодцы. От запасов воды и продовольствия зависели шансы замковых жителей на то, чтобы выжить во время осады: вариант «пересидеть» был наименее рискованным для обеих сторон.

Для обороны замка не требовалось так много людей, как кажется. Замки сооружались таким образом, чтобы позволить находящимся внутри спокойно отбиваться от противника, обходясь малыми силами. Сравните: гарнизон замка Харлех, который держался практически целый год, состоял из 36 человек, тогда как замок был окружен армией, насчитывающей сотни, а то и тысячи воинов. Кроме того, лишний человек на территории замка во время осады — это лишний рот, а как мы помним, вопрос провизии мог оказаться решающим.

Стиль жизни

Не новости

Ленка, расскажи сначала, как вышло, что ты стала смотрительницей замка? Я знаю, что это очень интересная и непростая история.

Вообще-то, это еще и очень долгая история. К моменту, когда это все происходило, то есть к 2007 году, я уже много профессий попробовала в жизни: работала учителем английского, несколько лет водила экскурсии в Праге, Париже и Лондоне, даже продавала женское белье в бутике моего друга.


Замок Хотовины, 2008 г.

Случилось все совершенно внезапно. Я около 10 лет руководила группой по историческим танцам. И однажды, отправляясь на один из фестивалей в Румынию, познакомилась с водителем, который часто колесил из Румынии в Чехию и обратно. Это был разговорчивый парень. Мы болтали, и вдруг он сказал: «А знаешь, у тебя такой отличный английский, у меня есть клиентка, я всегда забираю ее из аэропорта. Она — настоящая баронесса из замка в посёлке Хотовины. Живет в США, а когда сюда приезжает, все время одна. Никого не знает из поселка. Она прилетит через месяц, я должен вас познакомить!»

Популярное

Так в августе 2007 года я встретила Джейми Надгерны(Jamie Nadherny). Она была без преувеличения самой красивой женщиной, которую я когда-либо видела. Ей было 28, мне — 32. Мы очень быстро подружились.

Что это был за замок и как он оказался в руках Джейми?

Замок Хотовины(Zámek Chotoviny) был возведен в 1770—1780 годах кардиналом Каспаром Мигацци(Kašpar Migazzi). Он перестроил старую крепость XIV века. Замок несколько раз менял владельцев, пока его не купил далекий предок Джейми Ян Надгерны, который позже получил титул барона.


Замок Хотовины, фото 1900 г.

Печальная история замка началась с прапрадеда Джейми Эрвина и его прекрасной жены Леопольдины(Динки). Она была потрясающей женщиной: стреляла лучше любого мужчины, курила сигары и много жертвовала церкви.

В 1938 году обе дочери Эрвина приняли немецкое гражданство, за что Динка и Эрвин лишили их наследства. Так замок перешел к их младшему сыну Вацлаву Эрвину. Он и его жена София никогда не причиняли никому вреда, но после войны Хотовины стало« гнездом коммунистов» и замок у семьи отобрали. Супругам пришлось отправиться в Зальцбург, а позже — в США, где и родилась Джейми, пятый ребенок барона.

Когда ее отец вернулся в Чехию в 1992 году, ему удалось вернуть собственность семьи и даже немного восстановить замок, который был в совершенно ужасном состоянии. Джейми была единственной его дочерью, кто захотел оставить себе замок. Остальные ее братья и сестры предпочли наследовать что-то более рентабельное и практичное: леса, пруды и поля…

Расскажи немного о Джейми, ты очень тепло о ней всегда отзывалась. Какой была баронесса?

Может быть, из-за того что Джейми была очень добрым и сердечным человеком, всякий хотел ее обдурить.


Слева направо: Петр, баронесса Джейми, Ленка

Первой она наняла женщину из США, назовем ее С. Она должна была присматривать за замком, пока Джейми была в Штатах. Несмотря на титул, жизнь Джейми местами не не отличалась от нашей. Ее сыну было семь лет, она была матерью-одиночкой, постоянно конфликтовала со своим кошмарным бывшим и заканчивала университет. Из-за этого Джейми и не могла переехать в Чехию.

Я стала помогать С. заботиться о замке, но закончилось тем, что С. совсем умыла руки. Так, когда Джейми вернулась из США, она вышвырнула ее с работы…

После этого Джейми предложила мне ее место. Я, честно говоря, не чувствовала, что готова была взвалить на себя такую ответственность: у меня не было экономического образования. С другой стороны, у меня был огромный организаторский опыт: я могла проводить экскурсии в замке, помогать с организацией свадеб и торжеств… Я так и сказала Джейми: что с радостью возьму на себя культурную часть, но финансовыми вопросами должен заниматься кто-то другой.

Джейми сказала, что у нее есть такой человек — приятный образованный парень из США К., назовем его так. Забегая немного вперед, скажу, что К. ни пальцем не пошевелил ради Джейми или замка. Через год он покинул замок, разорив его окончательно и оставив нам« на память» неподъемный долг в размере $85 тысяч.

Какое у тебя было первое впечатление от замка Хотовины?

О, я влюбилась! Нет, мы совершенно не были готовы ни к объему работы, который нас ждал, ни к образу жизни, но мы готовы были пойти на все ради Джейми.

Каково жить в замке? Много ли работы? Что было самым тяжелым?

То, чего не понимают большинство людей о замке — как бы великолепно он ни выглядел, это, так или иначе, просто огромный дом. У нас даже пословица есть: «Маленький дом — мало проблем, большой дом — много проблем».




Петр, мой бойфренд, переехал со мной в замок, чтобы помочь справиться с хозяйством. Мы проводили экскурсии, организовывали свадьбы, корпоративные мероприятия, цветочные выставки — все, что нужно было, чтобы можно было заработать хоть немного денег для Джейми. Сами мы не получали за нашу работу ни копейки.

Кроме работы, связанной с культурной жизнью замка, приходилось выполнять и банальную бытовую работу. Каждую весну и осень мы мыли все 86 окон замка, каждую зиму чистили снег. Каждый понедельник нам приходилось мыть полы и пылесосить в каждой из 69 комнат замка… Я уж молчу о саде и 26 га парка. Работы было просто море: 12−16 часов в сутки. И так в течение трех лет.

А призраки в замке были?

Нашим призраком была баронесса Динка — та самая Леопольдина. Временами по ночам она прогуливалась по спальне, которая когда-то была ее салоном. Нам часто приходилось слышать ее, не только нам.


В той комнате лежал красивый ковер овальной формы. Он лежал на другом ковре, и сдвинуть его было очень тяжело, мне не удавалось — приходилось звать Петра. Но каждый раз, когда туристы покидали замок, а мы запирали комнаты до утра, утром обнаруживали этот ковер закатанным — Динка бродила.

А когда мы мыли замок в последний раз перед его продажей, вдруг почувствовали, что она ушла. Ковер больше не закатывался, а здание казалось пустым и незнакомым. Нам стало не по себе и очень грустно. Но когда приехал Сергей М. с женой, мы показывали им все, и, когда вошли в эту комнату, обнаружили, что ковер снова сложен! Она вернулась — я уверена, что Динка ни за что бы не вернулась, если бы думала, что замок в плохих руках.

Она была добрым духом замка.

А злые духи были? Или то, что напугало вас?

Как-то в 2010 году Петр рассказывал, он был один в замке и уже паковал вещи в своей комнате на первом этаже. Было уже очень поздно, он как раз готовился переезжать в мою квартиру на зиму — зимой мы ночевали в другом месте, электричества в замке не было, освещать себе дорогу приходилось масляными лампами по ночам.

И вдруг он услышал, как звонит замковый колокол — в замке была башня с часами и колоколом. Только через несколько мгновений Петр осознал, что электричества нет, а колокол звонит именно от электричества. Так что-то, что происходит, просто невозможно! К тому же время было« неровное» — не половина, не четверть и не час, два или три, то есть не то время, когда звонит колокол.

Он выбежал в холл и увидел, что все пять люстр раскачивались, как будто под порывами ветра, а в конце холла Петр заметил темный силуэт. Петр, вообще-то, очень логичный мужчина, но тот случай по‑настоящему его потряс.

Ну, а смешные истории с вами происходили?

Как-то раз мы принимали туристов, и вот одна пожилая леди выглянула из окна и сказала: «У вас там какая-то цыганка сидит возле фонтана, надо бы прогнать ее!» «Нет-нет, — быстро сказал Петр, — это наша баронесса». А это просто Джейми переоделась, чтобы почистить фонтан.

Удавалось заработать сколько-нибудь денег?

Тут я должна пояснить. Нам всем было очевидно, что единственная возможность для Джейми была продать его. Это просто была гонка наперегонки со временем: нам нужно было заработать денег для Джейми, чтобы расплатиться с должниками. В противном случае замок пришлось бы продать с молотка, выручив за него сущие гроши.

Хотовины был продан в 2011 году русскому по имени Сергей М. На вырученные деньги Джейми купила ферму, о которой всегда мечтала. Она обожала лошадей, преподавала рисование в школе и писала картины в собственной студии.

Повторила бы этот опыт, если бы предложили?

Безусловно, если бы нужно было помочь другу. У нас с Джейми была удивительная связь: мы безусловно доверяли друг другу, никогда у нас не вставал вопрос денег, и почти 4 года мы помогали Джейми безвозмездно. Фактически мы жили на средства, которые получал Петр за свои представления. Не очень много, но нам хватало.

Мы действительно очень хотели помочь Джейми всем, чем можем. Мы чувствовали, что ее бросили, обманули и некому было ей помочь. А если есть кто-то, кому никто не может помочь, ты просто обязан это сделать, чего бы это ни стоило. Хотя не скажу, что это было легко.

Это был чудовищный стресс, мы потеряли кучу нервов, и нам до сих пор приходится очень много работать, чтобы заткнуть дыру в бюджете…

Но, знаете, это был действительно удивительный опыт. И если бы нужно было повторить все, что мы сделали, я бы не сомневалась.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Главное занятие казанского ханства