Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Контрольный тест по биологии.7 класс тест по биологии (7 класс) на тему. Учёные предрекли исчезновение крупных млекопитающих к концу XXI века  Выберите три наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих

Тестирование по теме «Развитие жизни на Земле»

1. Археоптерикс, а в настоящее время протоавис считаются предками:

1)птиц 3) летающих рыб 2)млекопитающих 4) рептилий

2. Наиболее древними земноводными считаются:

1)ихтиозавры 3) тритоны 2)стегоцефалы 4) жабы

3. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:

1)водорослей3) псилофитов 2)папоротников 4) хвощей

4. Важнейшим приобретением млекопитающих в процессе эволюции оказалось возникновение:

1)полового размножения 2)двух кругов кровообращения

3)теплокровности 4)пятипалых конечностей

5 . В процессе эволюции от кистеперых рыб произошли:

1) амфибии 2) рептилии

3)трилобиты 4) хрящевые рыбы

6. В процессе эволюции растений семенное размножение впервые появилось у:

3)папоротников4) мхов

7. В процессе эволюции позвоночных переход к исключительно наземному размножению произошел у:

1) амфибий 2)рептилий 3)кистеперых рыб 4)хрящевых рыб

8 . В процессе эволюции органического мира:

1)рыбы произошли от земноводных

2)земноводные произошли от рыб

3)пресмыкающиеся произошли от рыб

4)млекопитающие произошли от птиц

9. В процессе эволюции растений возникновение дифференцированных тканей связано с:

1)возникновением фотосинтеза

2)возникновением многоклеточности

3)выходом растений на сушу

4)переходом к семенному размножению

10 . Расцвет пресмыкающихся в ходе эволюции совпал с расцветом

1)водорослей 2)папоротникообразных

11. Наиболее древними автотрофными организмами являются:

1)бурые водоросли 2)многоклеточные водоросли

3)одноклеточные водоросли 4)сине-зеленые водоросли

12. Какие организмы были первыми на Земле?

1)аэробные автотрофы 2)аэробные гетеротрофы

3)анаэробные автотрофы 4)анаэробные гетеротрофы

13 . В какой эре на Земле господствовали пресмыкающиеся:

1)мезозойская 2)архейская 3)кайнозойская 4)палеозойская

14. Первыми живыми существами на Земле были:

1) хемотрофы 2) анаэробные фототрофы

3) коацерваты 4) анаэробные гетеротрофы

15. Жизнь организмов на суше стала принципиально возможна при:

1) появлении фотосинтеза

2) возникновении многоклеточности

3) формировании в стратосфере озонового экрана

4) увеличении в атмосфере содержания углекислого газа

В 1 . Установите предположительную последовательность возникновения следующих групп животных:

A) Летающие насекомые Б) Пресмыкающиеся

B) Приматы Г) Кольчатые черви

Д) Плоские черви Е) Кишечнополостные

В 2 . Выберите наиболее существенные этапы эволюции растений.

A) Прикрепленность к месту обитания

Б) Способность к биосинтезу белков

B) Возникновение проводящих тканей

Г) Появление многоклеточности

Д) Связь с водой Е) Появление семенного размножения

В 3 . Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.

A) Плацента

Б) Возникновение реакций матричного синтеза

B) Теплокровность

Г) Прикрепленность к месту обитания

Д) Связь с водой

Е) Дифференциация зубов

В 4. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление стегоцефалов

Б) господство морских беспозвоночных

B) господство рептилий

Г) появление хрящевых рыб

Д) появление костных рыб

В 5 . Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление костистых рыб

Б) господство гигантских пресмыкающихся

B) появление хрящевых рыб

Г) появление стегоцефала

Д) появление современных птиц

В 6 . Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление бактерий-фотосинтетиков

Б) появление многоклеточных эукариот

B) появление бактерий, способных осуществлять дыхание

Г) возникновение бактерий-бродиликов

Д) появление одноклеточных эукариот

В 7 . Установите последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление псилофитов

Б) обилие древовидных папоротников, хвощей и плаунов

B) появление зеленых водорослей

Г) появление и расселение покрытосеменных растений

Д) появление первых фотосинтезирующих бактерий

В 8 . Установите последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление псилофитов

B) широкое распространение сине-зеленых водорослей

Г) появление покрытосеменных

Д) каменноугольные леса

В 9 . Установите соответствие между геологическими эрами и важными событиями, характеризующими эволюцию живой природы.

События:

1)возникновение покрытосеменных растений

2)возникновение хордовых животных

3)выход растений на сушу

4)расцвет пресмыкающихся

Геологические эры: А)палеозой Б) мезозой

В 10 . Установите последовательность возникновения ароморфозовв животном мире в процессе эволюции:

A) Специализация тканей и органов;

Б) Появление многоклеточности;

B) Внутриутробное развитие зародыша;

Г) Двусторонняя симметрия тела;

Д) Внутреннее оплодотворение;

Е) Теплокровность.

С 1 . Найдите ошибки в тексте, назовите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.

2. Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

3. Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов питания.

4. Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.

5. В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.

С 2. Найдите ошибки, допущенные в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение покровительственной окраски.

2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.

3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности, трехкамерного сердца и внутреннего скелета.

С 3. В чем преимущество развития первых живых организмов Земли в гидросфере?

С 4 . Отсутствие какого компонента внешней среды препятствовало развитию жизни на суше на ранних этапах эволюции?


Своё Спасибо, еще не выражали..

Млекопитающие произошли от появившихся еще в верхнем карбоне тероморфных (звероподобных) рептилий, которые обладали рядом примитивных признаков: амфицельными позвонками, подвижными шейными и поясничными ребрами, малыми размерами головного мозга. В то же время их зубы сидели в альвеолах и начали дифференцироваться на резцы, клыки и коренные. У многих звероподобных рептилий имелось вторичное костное небо, а затылочный мыщелок был двух-трехраздельным; у них образовывалось двойное сочленение нижней челюсти с черепом: через сочленовную и квадратную и через зубную и чешуйчатую кости. В связи с этим зубная кость в нижней челюсти увеличивалась, а квадратная и сочленовная, наоборот, уменьшались; при этом последняя не прирастала к нижней челюсти. Тероморфные рептилии мало отличались от своих предков - обитавших во влажных биотопах котилозавров - и сохраняли многие черты организации амфибий. Этим можно объяснить наличие у млекопитающих кожи с многочисленными железами и других особенностей.

Длительное время в течение пермского и большей части триасового периодов тероморфные рептилии, образовав ряд групп растительноядных, хищных и всеядных видов, процветали в биоценозах суши и вымерли лишь в юрском периоде, не выдержав конкуренции с появившимися к тому времени прогрессивными архозаврами. Относительно мелкие тероморфы, видимо, были оттеснены конкурентами и врагами в менее благоприятные биотопы (болота, заросли и т. п.). Жизнь в таких условиях требовала развития органов чувств и усложнения поведения, усиления общения особей. В этих группах некрупных и менее специализированных зверозубых (териодонтных) рептилий началась новая линия развития.Важно заметить, что в разных группах тероморфных рептилий независимо друг от друга (конвергентно) развивались признаки и структуры, позднее ставшие характерными для класса млекопитающих: образование в носовой полости верхней обонятельной раковины, обеспечивавшей обогрев и увлажнение вдыхаемого воздуха; появление трехбугорчатых зубов; увеличение больших полушарий переднего мозга, образование мягких губ, открывавшее возможность сосания молока детенышами; возникновение дополнительного сочленения нижней челюсти с черепом, сопровождавшееся редукцией квадратной и сочленовной костей, и т. д. Однако предположения Г. Симпсона (1945, 1969) о полифилетическом (от разных групп тероморфных рептилий) происхождении отдельных подклассов млекопитающих не оправдались. Можно считать доказанным, что оба подкласса млекопитающих возникли в триасовом периоде от одной исходной группы звероподобных рептилий с примитивными трехбугорчатыми зубами - хищных цинодонтов (Татаринов, 1975). К этому времени они приобрели вторичное небо, укрепившее челюстной аппарат, дифференцированную зубную систему и телосложение, напоминавшее млекопитающих (в частности, постановку парных конечностей под туловищем). Видимо, они обладали диафрагмой, разделяющей полость тела, и другими признаками млекопитающих. Известное древнейшее млекопитающее - эритротерий - было небольшим, меньше крысы. Остаются неясными пути и время дальнейшего становления и эволюции двух подклассов млекопитающих.

Верхнетриасовые млекопитающие уже делятся на две ветви (подкласса), в каждой из которых возникло двойное сочленение челюстей и неодинаково шло формирование зубной системы и становление "окклюзии" - тесного смыкания зубов верхней челюсти с нижней, увеличивающее возможность механической обработки пищи. Первая ветвь - подкласспервозвери - Prototheria известна из отложений триасового периода остатками мелких зверьков с трехвершинными коренными зубами - Triconodontia. От них произошли многобугорчатые - Multituberculata (вымерли в конце мелового периода) и однопроходные - Monotremata, представленные в настоящее время утконосом и ехиднами. Вторая ветвь - настоящие звери - Theria - дала начало подавляющему большинству современных млекопитающих (инфраклассы - сумчатые - Metatheria и плацентарные - Eutheria).

Для становления нового класса - млекопитающие - потребовалось много времени. Медленно шло и развитие головного мозга.

У тероморфных рептилий наиболее развитым отделом головного мозга был мозжечок. По этому признаку цинодонтов (как и всех звероподобных рептилий) следует называть "метэнцефалическими животными". На пути к млекопитающим шло последовательное увеличение переднего мозга. Этим млекопитающие резко отличаются от тероморфных рептилий, заслужив название телэнцефалической группы.

На протяжении двух третей своей геологической истории млекопитающие оставались мелкими, внешне напоминавшими крыс существами и не играли заметной роли в природе. Их быстрый прогресс в кайнозое, очевидно, был связан не только с последовательным накоплением многих приспособлений, приведших к становлению теплокровности и повышению энергетического уровня (энергии жизнедеятельности, по А. Н. Северцову), живорождению и выкармливанию детенышей молоком, но особенно - с развитием органов чувств, центральной нервной системы (коры больших полушарий) и гормональной системы. В совокупности это привело не только к совершенствованию организма как целостной системы, но и обеспечило усложнение поведения. Следствием было развитие связей индивидов и образование сложных динамических группировок. Подобная "социализация" отношений в популяциях млекопитающих (как и у птиц) создала новые возможности в борьбе за существование и положение в биоценозах. Альпийский цикл горообразования в конце мезозойской и в начале кайнозойской эры изменил лик Земли; поднялись высокие хребты, климат стал континентальнее, возросли его сезонные контрасты, на значительной части поверхности Земли похолодало. В этих условиях складывалась современная флора с господством покрытосеменных, особенно двудольных растений, а флора саговников и голосеменных беднела. Все это поставило крупных и малоплодовитых растительноядных и хищных рептилий в трудное положение, тогда как более мелкие теплокровные птицы и млекопитающие легче приспосабливались к переменам. Перейдя на питание мелкими животными и высококалорийными плодами, семенами и вегетативными частями покрытосеменных растений, они интенсивно размножались, успешно конкурируя с рептилиями. Результатом было вымирание рептилий, о котором говорилось выше; оно завершило мезозойскую эру, а широкая адаптивная радиация млекопитающих и птиц открыла кайнозойскую эру.

В юрском периоде сформировалось 6 отрядов млекопитающих, а в палеоцене (60 млн. лет назад) существовало уже не менее 16 отрядов, 9 из которых - Monotremata, Marsupialia, Insectivora, Dermoptera, Primates, Edentata, Lagomorpha, Rodentia, Carnivora - сохранились до настоящего времени. Первые сумчатые найдены в верхнемеловых отложениях Северной Америки и нижнетретичных слоях Америки и Евразии; отдельные виды живут в Америке и в наше время. Сохранение разнообразных сумчатых в Австралии объясняется тем, что она отделилась от других материков еще до расселения плацентарных.

Разнообразные адаптации млекопитающих способствовали освоению не только суши, но также пресных и морских водоемов, грунта, воздуха. Они обеспечили необычайно широкое по сравнению с другими позвоночными использование пищевых ресурсов - спектр питания млекопитающих разнообразнее состава кормов других наземных и водных позвоночных, что увеличивает значение млекопитающих в биосфере и их роль в жизни различных биоценозов.

В основу зоологической классификации положены родственные связи и отношения между отдельными группами животных, возникшие в процессе их исторического развития, сходство животных по морфологическим, физиологическим, экологическими и другими признаками.

Отдельные категории систематики - царство, тип, класс, ряд, семья, род, вид - называют таксонами. Основной единицей естественной системы организмов является вид. Вид - совокупность близко-родственных организмов, характеризующихся определенными, только им присущими морфофизиологических свойствами. Для всех особей данного вида характерна также единство филогенетического происхождения, одинаковый тип обмена веществ, плодовитость потомства и распространения в пределах определенной области (территории или акватории), которую называют ареалом вида.

Согласно современной систематики подобные по признакам и близкие по происхождению виды объединяются в один род (Genus), близкие роды - в семьи (Familia), семьи - в ряды (Ordo), ряды в классы (Classis), классы - в типы (Phylum).

Все основные категории распределяют на единицы второго порядка: подтипы, подклассы, подсемейства, подвиды. Кроме упомянутых таксонов в систематике применяют еще многочисленные промежуточные, в частности, надотряда, надсемейство, Надкласс и др..

Общепринятой системы животного мира еще не существует, хотя ученые постоянно работают над ее совершенствованием.

животный таксон кишечнополостный млекопитающий

Контрольный тест №3

Вариант-1

1.Раздел биологии, изучающий животных, называют:

а) ботаника; б) зоология; в) генетика; г) вирусология.

2.По способу питания животные являются: а) автотрофами; б) гетеротрофами в) миксотрофами

3. Органоидом движения у эвгленыслужат: а) жгутики; б) ложноножки; в) реснички.

4. Днем питается как растение, в темноте питается как животное:

А) амеба; б) инфузория-туфелька; в) эвглена зеленая.

5. Тело гидры образовано:

а) из одного слоя клеток; б) из двух слоев клеток; в) одной клеткой.

6. Белая планария относится:

А) Классу Кольчатые черви; б) Классу Плоские черви;

В) Классу Круглые черви.

А) снабжены ресничками; б) состоит из хитина; в) не растворяются пищеварительными соками.

8.Снаружи тело Членистоногих покрыто: а) плотной кутикулой, состоящей из хитина;

б) тонкой кожей;

в) кожей, покрытой роговыми чешуйками.

9. Внекишечное пищеварение характерно:

а) для речного рака; б) для паука; в) для майского жука.

10. Для насекомых характерно:

а) 4пары ног; б) 3 пары ног; в) 5 пар ног.

11. Для Хрящевых рыб характерно:

а) наличие плавательного пузыря, костный скелет;

б) отсутствие плавательного пузыря, скелет хрящевой.

12. Органы дыхания у земноводных: а) жабры; б)легкие; в) кожа, легкие.

13. Для пресмыкающихся характерно:

А) внутреннее оплодотворение; б) наружное оплодотворение.

14. К типу хордовых относятся следующие классы:

а) Земноводные и Пресмыкающиеся; б) Головоногие и Двустворчатые;

В) Насекомые и Паукообразные.

15. Для млекопитающих характерно:

а) 3-х камерное сердце; б) наличие киля в скелете;

в) вскармливание детенышей молоком.

16. Позвоночник у млекопитающих состоит из отделов:

а) шейный, грудной, хвостовой;

б) шейный, поясничный, хвостовой;

в) шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

17. Выберите признаки, характерные для класса Млекопитающие.

а) Развиваются из трех зародышевых листков

б) Размножаются только половым путем

в) Есть стрекательные клетки

г) Органы дыхания - жабры, трахеи, легкие

д) Теплокровные, в основном плацентарные животные

е) Нервная система представлена брюшной нервной цепочкой

18.Донашивают детеныша в сумке:

а) ехидна;

б) кенгуру;

в) опоссум;

г) песец;

д) горностай;

е) ондатра.

19.К жвачным животным относятся:

а) олень;

б) кабан;

В) бегемот;

г) носорог;

д) корова;

е) коза.

20.Выберите три наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.

а) Плацента

б) Возникновение реакций матричного синтеза

в) Теплокровность

г) Прикрепленность к месту обитания

д) Связь с водой

е) Дифференциация зубов

21. Установите последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей

а) Парнокопытные

б) Свинья

в) Млекопитающие

г) Нежвачные

д) Свинья кистеухая

22.Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.

Особенности строения Группы животных

А) слепая кишка короткая или 1) хищники

Редуцирована 2)растительноядные

Б) хорошо развиты клыки

В) кишечник во много раз длиннее тела

Г) желудок имеет несколько отделов

Д) кишечник короткий

23.Приведите примеры доказательства высокой организации птиц в отличие от рыб на примере кровеносной и нервной систем.

2 вариант

1. Укажите признак, характерный только для царства животных:

1) дышат, питаются, размножаются; 2) состоят из разнообразных тканей;

3) обладают раздражимостью; 4) имеют нервную ткань.

2. В какие подцарства объединяют животных?

1) беспозвоночные и позвоночные; 2) членистоногие и хордовые;

3) одноклеточные и многоклеточные; 4) птицы и млекопитающие.

1) лейкоцитах; 2) эритроцитах; 3) тромбоцитах; 4) лимфоцитах.

4. Какое животное не имеет лучевую симметрию тела?

1) медуза-корнерот; 2) белая планария; 3) пресноводная гидра; 4) красный коралл.

5.Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?

1) собака; 2) человек; 3) корова; 4) малый прудовик.

6. Животные какого типа имеют наиболее высокий уровень организации?

1) Кишечнополостные; 2) Плоские черви; 3) Кольчатые черви;

4) Круглые черви.

7. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у:

1) пауков; 2) насекомых; 3) ракообразных; 4) моллюсков.

8. Переносчик возбудителя энцефалита:

1) вошь; 2) блоха; 3) чесоточный клещ; 4) таёжный клещ.

9. Внутренний скелет – главный признак:

1) позвоночных; 2) насекомых; 3) ракообразных; 4) паукообразных.

10.Один круг кровообращения и двухкамерное сердце имеют:

1) нильский крокодил; 2) голубая акула; 3) дельфин белобочка;

4) болотная черепаха.

11. Признаки, отличающие земноводных от других наземных позвоночных:

1) расчленённые конечности и дифференцированный позвоночник;

2) сердце с неполной перегородкой в желудочке;

3) голая слизистая кожа и наружное оплодотворение;

4) замкнутая система кровообращения и двухкамерное сердце.

12. Непостоянную температуру тела имеет:

1) прыткая ящерица; 2) заяц-беляк; 3) пёстрый дятел; 4) синий кит.

13.Признак приспособленности птиц к полёту:

1) появление четырёхкамерного сердца; 2) роговые щитки на ногах;

3) наличие полых костей; 4) наличие копчиковой железы.

14.Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных:

1) наличие шейного отдела позвоночника; 2) два круга кровообращения;

3)выкармливание детёнышей молоком 4)теплокровность и четырёхкамерное сердце.

15. Зрячие и способные к передвижению детёныши рождаются у:

1) белки 2) сайгака 2) мыши

16. Признаки пресмыкающихся и млекопитающих одновременно имеют:

1) утконос и кенгуру; 2) сумчатый крот и ехидна; 3) утконос и ехидна.

17. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы земноводных и млекопитающих.

ОСОБЕННОСТИ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ

1) В сердце смешанная кровь А) ЗЕМНОВОДНЫЕ

2) Сердце четырехкамерное Б) МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

3) Сердце трехкамерное

4) Кровь полностью окисляется в легких

5) Кровь недостаточно насыщена кислородом

6) Между желудочками сердца есть перегородка

18. Установите соответствие между видом животными и степенью развития их новорожденных детенышей.

ЖИВОТНЫЕ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕНЫШЕЙ

а) Морской котик 1) беспомощные

б) Дельфин афалина 2) способны к активным действиям

в) Синий кит

г) Тигр

д) Птенец голубя

е) Кольчатая нерпа

19.Проклассифицируйте тигра амурского, расставив термины в правильной последовательности в соответствии с таблицей систематических групп.

1) Царство 2) вид 3) семейство 4) класс 5) отряд 6) род 7)тип

20.Установите последовательность эволюции животных.

а) членистоногие;

б) млекопитающие;

в) простейшие;

г) кишечнополостные;

д) пресмыкающиеся;

е) рыбы.

21.Установитесоответствиемеждувидомживотногоиособенностьюстроенияегосердца.

ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

А) прыткая ящерица 1) трёхкамерное без перегородки в желудочке

Б) синий кит 2) 3-хкамерное с неполной перегородкой в желудочке

В) озёрная лягушка 3) четырёхкамерное

Г) обыкновенный тритон

Д) серая крыса

Е) сокол сапсан

22.Установите последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей.

А) Хордовые

Б) Окуневые

В) Костные рыбы

Г) Окунь обыкновенный

Д) Окунеобразные

Е) Окунь

23.В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

Ответы

Критерии оценок:

«2»: 0-14 баллов
«3»: 15-20 баллов
«4»: 21-26 баллов
«5»: 27-30 баллов

№ задания

Вариант -1

Вариант -2

АБД

АБАБАБ

АБВ

122121

АДЕ

2635471

АВЕ

вгаедб

ДБГАВ

231133

11221

гдбева

Вариант-1

23. 1) Замкнутая кровеносная система.

2) Головной мозг больших размеров, очень крупные полушария, хорошо развитый мозжечок.

Вариант-2

23. 1) У папоротников появляются корни (придаточные), у мхов корней нет.
2) Лист папоротника имеет более крупные размеры и сложное строение листовой пластинки.
3) Взрослое листостебельное растение папоротника (спорофит) диплоидное, мхи - гаплоидные.


Тренировочные тесты по теме «Млекопитающие»

1. Среди названных ниже млекопитающих наибольшее число извилин в коре головного мозга имеют

1)хищные 2)грызуны

3)насекомоядные 4)зайцеобразные

2. Высокая интенсивность обмена веществ у птиц и млекопитающих — следствие возникновения у них в процессе эволюции

1)четырехкамерного сердца и теплокровности

2)разнообразных тканей

3)легочного дыхания

4)развитой пищеварительной системы

3. Признаки усложнения в строении дыхательной системы млекопитающих (по сравнению с пресмыкающимися)

1)появление правого и левого легких

2)наличие трахеи и бронхов

3)увеличение дыхательной поверхности благодаря многочисленным легочным пузырькам

4) формирование ноздрей и носовой полости

4. Млекопитающие заселили области, недоступные для пресмыкающихся, так как у них

1)трехкамерное сердце и смешанная кровь

2)пищеварительная, кровеносная и другие системы органов

3)высокий уровень обмена веществ, высокоразвитая нервная система

4)внутренний скелет, центральная нервная система в виде трубки

5. У каких животных зубы растут в течение всей жизни?

1) мыши 2) волки 3) ежи 4) бегемоты

6. Каких древних животных считают предками млекопитающих?

1)зверозубых ящеров 2)археоптериксов

3)стегоцефалов 4)кистепёрых рыб

7. Наиболее важным приспособлением млекопитающих непостоянных условиях среды можно считать способностью к:

1)линьке 2)саморегуляции

3)охране потомства 4)высокой плодовитости


8. Человекообразная обезьяна в отличие от человека не cпocoбна к:

1)обучению 2)поиску выхода из трудной ситуации

3)общению 4)анализу текста

9. Отдел мозга, наиболее развитый у млекопитающих, — это:

1)мозжечок 2)кора мозга

3)продолговатый мозг 4)средний мозг

10. Сколько видов приматов живет в Австралии (ввезенных животных не учитывать):

1)один 2)ни одного

3)2—3 вида 4)множество видов

11. У млекопитающих по сравнению с птицами усовершенствовалась:

1)кровеносная система 2)дыхательная система

3)пищеварительная система 4)нервная система

12. Какие классы животных относят к типу хордовых?

1)Головоногие и Гидроидные 2)Брюхоногие и Ракообразные

3)Птицы и Млекопитающие 4)Насекомые и Двустворчатые

13. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных

животных -

1)наличие шейного отдела позвоночника

2)два круга кровообращения

3)выкармливание детенышей молоком

4)теплокровность и четырехкамерное сердце

14. Наиболее сложное строение головного мозга среди позвоночных животных имеют

1) рыбы 2) млекопитающие 3) земноводные 4) пресмыкающиеся

15. Постоянную температуру тела имеют

1)птицы и млекопитающие 2)земноводные и пресмыкающиеся

3)хрящевые и костные рыбы 4)ракообразные и паукообразные

16. Млекопитающих относят к типу

1) позвоночных 2) беспозвоночных

3) хордовых 4) бесчерепных

17. У млекопитающих оплодотворение происходит в процессе

1)слияния сперматозоида и яйцеклетки

2)проникновения сперматозоидов во влагалище

3)деления яйцеклетки

4)передвижения сперматозоидов в половых путях

18. В какие подцарства объединяют животных?

1)Беспозвоночные и позвоночные 2)Членистоногие и хордовые

3)Одноклеточные и многоклеточные 4)Птицы и млекопитающие

19. Какую функцию выполняет в организме млекопитающих выделительная система?

1)Удаляет из клеток тела кислород и питательные вещества

2)Удаляет из организма жидкие продукты обмена

3)Выводит из организма непереваренные остатки пищи

4)Удаляет пот из организма

20. Ежей, кротов и землероек относят к одному отряду, так как у них

1)переваривание пищи происходит в ротовой полости, в желудке и кишечнике

2)сердце четырехкамерное, клетки тела снабжаются артериальной кровью

3)окисление органических веществ происходит в клетках тела

4)полушария головного мозга без извилин, зубы однородные, кончик морды вытянут в хоботок

21. Какая группа не является подклассом класса млекопитающие?

1)яйцекладущие; 2)сумчатые;

3)плацентарные; 4)звери.

22. Артериальная кровь не смешивается с венозной в сердце

1)большинства пресмыкающихся 2)птиц и млекопитающих

3)хвостатых земноводных 4)бесхвостых земноводных

23. Теплокровными являются:

1)скат и акула 2) кит и афалина

3)крокодил и игуана 4)шмель и пчела

24. К неплацентарным животным относится:

1) морская корова 3) муравьед

2)гиппопотам 4) варан

25. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:

1)продолговатого мозга 3) среднего мозга

2)мозжечка 4) коры мозга

26. У кенгуру кровеносная система:

1)замкнутая, сердце трехкамерное

2)замкнутая, сердце четырехкамерное

3)незамкнутая, сердце четырехкамерное

4) незамкнутая, сердце трехкамерное

27. К высшим зверям относится:

1)утконос 3)волк

2)ехидна 4) сумчатый волк

28. Чем отличаются высшие млекопитающие от сумчатых?

1)хорошо развитой плацентой (детским местом)

2)коротким периодом внутриутробного развития

3)выкармливанием потомства молоком

4)внутренним оплодотворением

29. Детеныши развиваются в матке у:

1)всех млекопитающих; 2)плацентарных млекопитающих;

3)сумчатых; 4)всех плацентарных и всех сумчатых млекопитающих

30. Млекопитающие отличаются от остальных позвоночных наличием:

1)терморегуляции; 2)костных ячеек в челюстях для зубов;

3)четырехкамерного сердца; 4)диафрагмы.

31. К отряду непарнокопытных относится:

1)лось; 2)кабан; 3)осел; 4)жираф.

32. Среди позвоночных животных наружное ухо имеется у:

1)млекопитающих; 2)птиц и пресмыкающихся;

3)млекопитающих и пресмыкающихся; 4)всех перечисленных

33. Выхухоль является типичным представителем отряда:

1) грызунов; 2) зайцеобразных; 3) насекомоядных; 4) рукокрылых.

34. Горностай относится к семейству:

1)енотовых; 2)куньих; 3)виверовых; 4)ни одному из перечисленных.

35. К отряду насекомоядных не относится:

1)еж; 2)крот; 3) ехидна; 4) землеройка.

36. Однокамерный желудок у:

1)козы; 2)коровы; 3)зебры; 4)овцы.

37. Диафрагма впервые появляется у:

1)амфибий; 2)рептилий; 3)птиц; 4)млекопитающих.

38. К человекообразным обезьянам относят:

В 1. Выберите признаки, характерные для класса «Млекопитающие».

A)Развиваются из трех зародышевых листков

Б) Размножаются только половым путем

B)Есть стрекательные клетки

Г) Органы дыхания — жабры, трахеи, легкие

Д) Теплокровные, в основном плацентарные животные

Е) Нервная система представлена брюшной нервной цепочкой

В 2. Донашивают детеныша в сумке:

A)ехидна; Б) кенгуру; B)опоссум; Г) песец; Д) горностай; Е) ондатра.

В 3. К жвачным животным относятся:

А)олень; Б) кабан; В) бегемот; Г) носорог; Д) корова; Е) коза.

В 4. Выберите три наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.

A)Плацента

Б) Возникновение реакций матричного синтеза

B)Теплокровность

Г) Прикрепленность к месту обитания

Д) Связь с водой

Е) Дифференциация зубов


В 5. Выберите характерные особенности органов кровообращения и дыхания млекопитающих.

A)Сердце четырехкамерное, дыхание легочное

Б) Сердце трехкамерное, с полной перегородкой в желудочке

B)Один круг кровообращения

Г) Два круга кровообращения

Д) В легкие поступает артериальная кровь

Е) В легкие поступает венозная кровь

В6. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы земноводных и млекопитающих.

Признаки

А) В сердце смешанная кровь

Б) Сердце четырехкамерное

В) Сердце трехкамерное

Г) Кровь полностью окисляется в легких

Д) Кровь недостаточно насыщена кислородом

Е) Между желудочками сердца есть перегородка

В 7. Установите соответствие между видом животного и отрядом, к которому его относят.

Виды животных

А) Морской котик

Б) Дельфин афалина

В) Синий кит

Г) Гренландский тюлень

Д) Карликовый кашалот

Е) Кольчатая нерпа

В 8. Найдите соответствия между отрядами млекопитающих и их представителями:


В 9. Найдите соответствия между отрядами млекопитающих и их представителями:

4)Антилопа;

5)Ондатра;

В10. Проклассифицируйте тигра амурского, расставив термины в правильной последовательности в соответствии с таблицей систематических групп.

Царство___

Семейство___

В 11. Определите последовательность прохождения порции кров кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца:

A)правое предсердие

B)левый желудочек

Г) легкие

Д) левое предсердие

Е) правый желудочек

Ж) вены большого круга

В 12. Установите последовательность эволюции животных.

A)членистоногие;

Б) млекопитающие;

B)простейшие;

Г) кишечнополостные;

Д) пресмыкающиеся;


С 1. Как доказать, что киты относятся к классу Млекопитающие?

С 2. У одного из позвоночных животных в шерсти растут мхи. Какие особенности образа жизни этого животного делает это возможным?

С 3. Каковы основные отличительные особенности класса Млекопитающие?

С 4. Какие функции выполняет плацента у млекопитающих животных?

С 5. В Красную книгу России включены 65 видов млекопитающих и 122 вида птиц. Объясните, какие антропогенные факторы привели к резкому сокращению их численности в настоящее время.

С 6. Какие среды обитания освоили млекопитающие?

Млекопитающие

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных:

1) наличие шейного отдела позвоночника,

2) два круга кровообращения,

4) теплокровность и четырёхкамерное сердце.

А2. Усложнение строения дыхательной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися состоит в:

1) появлении правого и левого лёгких,

2) наличии трахеи и бронхов,

3) увеличении дыхательной поверхности лёгких,

4) наличии ноздрей и носовой полости.

А3. Млекопитающие – наиболее высокоорганизованные и широко распространённые позвоночные животные, так как они:

1) тесно связаны с окружающей средой обитания,

2) населяют разные среды обитания и разные территории,

3) имеют постоянную температуру тела, интенсивный обмен веществ,

4) относятся к типу хордовых.

А4. К ароморфным изменениям у млекопитающих относят появление:

1) лёгочного дыхания и условных рефлексов,

2) четырёхкамерного сердца и теплокровности,

3) покровительственной окраски,

4) пятипалой конечности и свода в стопе.

А5. У млекопитающих газообмен происходит в:

1) трахеях,

2) бронхах,

3) бронхиолах,

4) лёгочных пузырьках.

А6. Китов относят к классу млекопитающих, потому что они:

1) имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру тела, выкармливают детёнышей молоком,

2) имеют обтекаемую форму тела, лёгкие больших размеров,

3) передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей, превратившихся в ласты,

4) размножаются в воде, рождают крупных детёнышей.

А7. Издавать различные звуки млекопитающим позволяет наличие:

1) разветвлённых лёгких,

2) гортани,

4) воздушных мешков.

А8. Плацента есть у:

1) ехидны,

2) утконоса,

4) варана.

А9. Какие особенности строения и жизнедеятельности утконоса служат доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся?

1) волосяной покров,

2) четырёхкамерное сердце,

3) выкармливание детёнышей молоком,

4) откладывание яиц.

А10. Потовые железы, играющие большую роль в теплорегуляции, впервые появились у:

1) пресмыкающихся,

3) млекопитающих,

4) земноводных.

А11. Способность млекопитающих выкармливать детёнышей молоком облегчается:

1) наличием разных типов зубов,

2) усложнением желудка и кишечника,

3) живорождением,

4) наличием мягких губ.

А12. Четырёхкамерное сердце характерно для:

1) млекопитающих,

3) птиц и млекопитающих,

4) птиц, млекопитающих и пресмыкающихся.

А13. Млекопитающие – это:

4) семейство.

А14. Дальними предками приматов считают представителей:

1) насекомоядных,

2) грызунов,

3) яйцекладущих,

4) рукокрылых.

А15. Теплокровными являются:

1) скат и акула,

2) кит и афалина,

3) крокодил и игуана,

4) шмель и пчела.

А16. К неплацентарным животным относится:

1) морская корова,

2) гиппопотам,

3) муравьед,

А17. Крупным ароморфозом млекопитающих можно считать возникновение:

1) полового размножения,

2) двух кругов кровообращения,

3) шерсти,

4) пятипалых конечностей.

А18. Утконос и ехидна – это:

1) рептилии,

2) настоящие звери,

3) сумчатые,

4) яйцекладущие млекопитающие.

А19. Среди позвоночных наружное ухо имеется у:

1) млекопитающих,

2) птиц и пресмыкающихся,

3) млекопитающих и пресмыкающихся,

4) всех перечисленных.

А20. У млекопитающих обогащение крови кислородом происходит в:

1) артериях малого круга кровообращения,

2) капиллярах большого круга,

3) артериях большого круга,

4) капиллярах малого круга.

А21. К человекообразным обезьянам относят:

2) шимпанзе,

4) павианов.

А22. Детёныши развиваются в матке у:

1) всех млекопитающих,

2) плацентарных млекопитающих,

3) сумчатых,

4) всех плацентарных и всех сумчатых млекопитающих

А23. Диафрагма впервые появляется у:

1) амфибий,

2) рептилий,

4) млекопитающих.

А24. Млекопитающие отличаются от остальных позвоночных наличием:

1) терморегуляции,

2) костных ячеек в челюстях для зубов,

3) четырёхкамерного сердца,

4) диафрагмы.

А25. Какая особенность строения дельфинов служит приспособлением к обитанию в водной среде?

1) жаберное дыхание,

2) обтекаемая форма тела,

3) плавательный пузырь,

4) лёгочное дыхание.

Задания с выбором нескольких верных ответов .

В1. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

А) превращение передних конечностей в ласты,

Б) дыхание кислородом, растворённым в воде,

В) дыхание кислородом воздуха,

Г) обтекаемая форма тела,

Д) развитый подкожный слой жира,

Е) постоянная температура тела.

В2. Киты, как и другие млекопитающие:

А) дышат кислородом воздуха,

Б) дышат кислородом, растворённым в воде,

В) имеют обтекаемую форму тела,

Г) имеют четырёхкамерное сердце,

Д) передвигаются с помощью ласт и хвостового плавника,

Е) обладают постоянной температурой тела и интенсивным обменом веществ.

В3. Выберите характерные особенности органов кровообращения и дыхания млекопитающих.

А) сердце четырёхкамерное, дыхание лёгочное,

Б) сердце трёхкамерное, с полной перегородкой в желудочке,

В) один круг кровообращения,

Г) два круга кровообращения,

Д) в лёгкие поступает артериальная кровь,

Е) в лёгкие поступает венозная кровь.

В4. Выберите признаки, характерные для класса Млекопитающие.

А) развиваются из трёх зародышевых листков,

Б) размножаются только половым путём,

В) есть стрекательные клетки,

Г) органы дыхания – жабры, трахеи, лёгкие,

Д) теплокровные, в основном плацентарные животные,

Е) нервная система представлена брюшной нервной цепочкой.

В5. Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.

А) плацента,

Б) возникновение реакций матричного синтеза,

В) теплокровность,

Г) прикреплённость к месту обитания,

Задание на установление соответствия.

В6. Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

1. хорошо развиты клыки, А) растительноядные,

2. клыки отсутствуют, Б) хищники.

3. слепая кишка короткая или редуцирована,

4. желудок имеет несколько отделов,

5. кишечник во много раз длиннее тела,

6. однокамерный железистый желудок.

Задания на определение последовательности биологических процессов и явлений.

В7. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

А) семейство Волчьи (Псовые)

Б) класс Млекопитающие,

В) вид Обыкновенная лисица,

Г) отряд Хищные,

Д) тип Хордовые,

Е) род Лисица.

В8. Установите последовательность органов в выделительной системе млекопитающих, начиная с органа, в котором образуется моча.

А) мочеточники,

Б) мочевой пузырь,

В) мочеиспускательный канал,

В9. Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца.

В) левый желудочек,

Г) лёгкие,

Д) левое предсердие,

Е) правый желудочек.

Задания со свободным ответом.

С1. Какие сходные ароморфозы произошли независимо у птиц и млекопитающих?

С2. Какие общие черты строения имеются у рептилий и первозверей?

С3. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

Ответы к заданиям части А

Ответы к заданиям части В

Ответы к заданиям части С

С3. Элементы ответа:

1) впадают в спячку;

2) мигрируют на другие территории;

3) запасают корма и накапливают жир;

4) линяют и обрастают густым мехом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога