Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Детский и подростковый негативизм. Методы коррекции

4 2 612 0

Понятие негативизма очень широкое. Чаще всего о нем говорят в рамках темы детей и подростков. Но этот симптом проявляется при всевозрастных проблемах: кризисах, депрессиях, психических расстройствах. Им часто страдают алкоголики и наркоманы. Что такое детский негативизм? Это когда даришь ребенку игрушку, улыбаешься, а он ее тут же ломает и сыплет градом проклятий. З. Фрейд еще определял негативизм как примитивную психологическую защиту. Поскольку симптом имеет взаимосвязь с возрастом, кажется, что невозможно с этим что-то поделать. Но детский негативизм преодолевается до того, как пошли первые его проявления.

Причины детского негативизма

Негативизм может сформироваться как черта характера из-за генетической предрасположенности и гормонального фона.

Автор трех научных работ по детской психологии Т.П. Клейникова считает главной причиной попустительство взрослых в вопросах воспитания. Тогда непонятно, почему даже в семьях верующих и военных встречается эта психологическая проблема. Ребенок протестует против двух вещей: жизненных обстоятельств и негативного отношения к нему разных людей.

Также подросток может испытывать чувство беспомощности и необходимость самоутверждения. Ему может казаться, что его недостаточно любят. Таким поведением пытается привлечь к себе больше внимания.

Признаки симптома

Подростковый негативизм может проявляться по-разному. У детей он более четкий. Для точного определения нужно, чтобы ребенок раскрылся и позволил «заглянуть внутрь себя». Но чаще приходится ориентироваться на внешний фактор:

  • Частые высказывания о несовершенстве мира.
  • Негативисту хочется очернить все вокруг и сравнять внешнее с внутренним мраком.
  • Чрезмерная чувствительность. Склонность к переживаниям, жалобам вместо поиска решения проблемы.
  • Неприятие позитивных людей. Счастливые люди становятся бельмом в глазу.
  • Негативист считает, что все должны быть несчастны.
  • Неблагодарность. Благодарность порождается от избытка любви. Скрытое осознание своей низменности и неприятие себя не помогут полюбить кого-то или что-то.
  • Концентрация на плохом. Все события видятся в темных тонах.

В каком возрасте ребенок перестает слушаться

Психологи говорят о первом проявлении в возрасте трех лет. Детский психолог и телеведущая Наталья Барложецкая считает, что первые признаки возможны и в два года. Первый возрастной кризис получил название «я сам». Ребенок отказывается от помощи, капризничает, а часто еще и мстит. Так проявляется стремление доказать свою взрослость.

Следующее обострение происходит в возрасте семи лет. Особых отличительных черт не имеет. Проявления речевого негативизма – отказа от общения – редкость. Подростковый негативизм начинается с 15 лет. Гормоны бурлят, мир съехал с катушек, жизнь – дрянь, все вокруг – подлецы – частая жизненная позиция подросткового негативиста.

В это время с подростком случаются две вещи: снижается уровень интеллектуальной и трудовой деятельности, часто меняется настроение.

Гуру советской психологии Л. С. Выготский отмечал, что девочки-подростки больше склонны к пассивному негативизму.

Максимум, что они сделают – нагрубят. Мальчики от природы более агрессивны. Следствие – постоянные драки. Специалисты отмечают смещение возрастных кризисов. Из-за этого негативизм может проявляться в 20-22 года. Также он возможен и в зрелом возрасте после личного провала. Но главными считаются трехгодовалый и подростковый периоды.

Когда негативизм опасен

Когда поведение переходит адекватные границы. Например, подросток не научился себя вести в обществе. Установка о вседозволенности закрепилась в сознании. Сначала его отвергнут сверстники. Во взрослом мире с ним не будут считаться. Это приведет к замкнутости и уходу в себя. Возможны нарушения закона, чтобы дать выход своей подсознательной агрессии.

Как помочь негативисту

Наталья Барложецкая дает такие советы родителям:

  • Четкие границы поведения. Нужно расставить все «можно» и все «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.
  • Последовательность. Требования должны быть обязательными для всех: детей и взрослых. Несправедливость обостряет негативизм ребенка.
  • Режим дня. Его важность состоит в воспитании чувства порядка и безопасности. Когда знаешь, что будет дальше, чувствуешь себя комфортнее.
  • Поощрение. За обилием обязанностей нельзя забывать о правах ребенка. Поощрять позитивное отношение и подавать личный пример – ключ к успеху.
  • Фишка. Маленьким трюком может стать ведение дневника. Психолог Луиза Сандарараджан из Рочестерского психиатрического центра экспериментально доказала, что ведение дневника успокаивает и лечит. А создатель метода экспрессивного письма Джеймс Паннебейкер утверждает, что такое времяпровождение даже укрепляет иммунитет, улучшает сон и нормализует кровяное давление.

Коррекция детского негативизма

Для детей лучше использовать метод игры. Наиболее часто в центрах психологической помощи детям используют три метода: сказкотерапию, арт-терапию и песочную терапию.

В подростковом возрасте советуют использовать когнитивно-поведенческую терапию. Это набор тренингов, который помогает устранить причину агрессии, страха и других негативных эмоций.

Правила для родителей

Чтобы легко пережить возрастной негативизм, родители должны правильно воспитывать ребенка:

  • Безусловная любовь. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за заслуги, а просто так.
  • Поступки. Осуждать нужно не самого ребенка, а его поступки. При этом – всегда доступно объяснять, почему так делать нельзя.
  • Пример. Дети лучше воспринимают «живую» информацию. Личный пример будет самым эффективным способом здорового поведения.
  • Добро побеждает зло. Это правило ребенок должен усвоить в детстве. Когда он злиться, нужно обнять его, успокоить, перевернуть ситуацию.
  • Нет давлению. Подавлять ребенка ни в коем случае нельзя. Подавленная агрессия уходит глубже и только крепнет со временем.

Негативизм является достаточно частым состоянием каждого человека. В данном случае больной отторгает, не принимает мир, постоянно имеет негативный настрой жизни. Негативизм может быть чертой характера или ситуативной реакцией. Психиатры часто связывают негативизм с , шизофренией. Некоторые считают, что человек меняет свое отношение к жизни, когда переживает возрастной кризис. Он может наблюдаться в подростковом возрасте, а также у деток 3 лет. Как портит жизнь негативизм? Чем он вызван? Насколько опасно такое состояние?

Описание

Зигмунд Фрейд считал, что негативизм – это своеобразная психологическая защита. Некоторые связывают понятие негативизма и нонконформизма, когда человек полностью противостоит миру, не принимает его таким, каким он есть, отказывается признать установленные порядки, традиции, ценности, законы. Противоположным и не очень приятным состоянием является конформизм, когда человек подстраивается под всех остальных.

Психологи два типа поведения связывают с детским возрастом. А вот зрелый человек уже становится независимым. Взрослым считается человек тогда, когда начинает использовать свою свободу в весьма полезных целях – любит и заботиться о ком-то, совершает достойные поступки.

Негативизм – это своеобразное восприятие жизни, она кажется серой, страшной, все события трагические, мрачные. С этим состоянием нужно своевременно бороться, иначе оно негативно отразиться на образе жизни.

Причины негативизма

У каждого человека эта черта характера формируется из-за разных внешних и внутренних факторов. Чаще всего – это сбои в гормональном фоне, наследственность. Также могут повлиять такие моменты:

  • Физическая беспомощность.
  • Нет умений, сил, чтобы преодолеть трудности.
  • Самоутверждение.
  • Месть и неприязнь.

Симптомы

Узнать о тяжелом состоянии человека не сложно, его сразу же видно:

  • Появление мыслей о том, что мир несовершенен.
  • Склонен к постоянным переживаниям.
  • Не любит людей с позитивным мышлением.
  • Вместо того, чтобы решить проблему, больной проживает ее.
  • Только негативная информация мотивирует больного.
  • Человек делает акцент только на негативе.

Психологам удалось установить факторы, из-за которых появилось негативное мышление:

  • Появление чувства вины.
  • , неприятностей.
  • Страх потерять все, что есть.
  • Нет личной жизни.

Когда общаешься с человеком, имеющим негативное мышление, нужно быть предельно осторожным, ни в коем случае не говорить прямо о его патологии. Все может закончиться непредсказуемой реакцией. Каждый человек должен сам понять, в каком он состоянии.

Виды негативного восприятия

Активная форма

Люди специально делают все назло. Больше всего негативизм беспокоит деток 3 лет. Чаще всего наблюдается речевой негативизм. Малыши отказываются выполнять любую просьбу. У взрослого патология возникает во время . Когда больного просят повернуться, он специально отворачивается в другую сторону. Здесь важно отличить негативное отношение к жизни от упрямства.

Пассивная форма

Больной полностью игнорирует просьбы и требования. Эта форма сопровождает кататоническую шизофрению. В данном случае, когда человек хочет повернуться, у него возникает сопротивление, повышается мышечный тонус.

Дополнительно выделяют глубинный, коммуникативный, поведенческий негативизм. В случае поведенческого негативизма человек делает все наперекор. Поверхностный, коммуникативный выражается в виде непринятия окружающего мира, а также конкретного дела. При глубинном негативизме человек внешне позитивен, улыбается, радуется жизни, а внутри у него «буря негативных эмоций», которые рано или поздно могут вырваться наружу.

Особенности детского негативизма

Впервые ребенок сталкивается с негативным мышлением в 3 года. В этот период он осознает, что независимым от мамы – все может сам. Именно в этом возрасте дети сильно капризничают, не принимают родительскую помощь. Если своевременно не принять меры, негативизм будет наблюдаться и у дошкольников.

У некоторых школьников негативизм сопровождается , при котором дети отказываются общаться. Что делать? Обращать внимание, как развивается ребенок, исключить серьезные проблемы с соматическим, психическим развитием. В трехлетний кризис речевой негативизм – это частое проявление. Иногда такое состояние характерно и для деток 7 лет.

Внимание! Детское негативное мышление может быть первым признаком психической патологии, личностной травмы. Если негативизм затягивается в дошкольном возрасте, необходимо срочно обращаться к специалисту. Именно в этом время могут возникать разные конфликтные ситуации дома, в школе.

Подростковый вид негативизма протекает более ярко в 16 лет. Когда ребенок взрослеет, симптоматика исчезает. Если подросток сильно взбунтовался, нужно проконсультироваться с психологом.

Современные психотерапевты говорят о смещении возраста у подростков. Встречаются случаи, когда молодые люди в возрасте 22 года начинают пессимистично относиться к жизни. Иногда негативизм дает впервые о себе знать в пожилом возрасте или в случае постоянных неудач. Некоторые обретают негативное мышление при параличе, .

Как избавиться от проблемы?

Чтобы научиться позитивно мыслить нужно устранить причину того, что мучает изнутри. Если не получается самостоятельно, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом. Он проведет чистку ваших мыслей, поможет научиться воспринимать ситуацию вовсе по-другому.

Запомните, негатив портит жизнь, он уничтожает все хорошее в человеке. Не стоит себя загонять в угол, решите свою проблему. Не можете справиться самостоятельно? Не стесняйтесь обратиться за помощью. Превратитесь в оптимиста, вот тогда жизнь наладиться, вам станет намного легче. Наконец-то вы начнете замечать яркие краски, а не серые будни. Научитесь быть счастливым!

Негативизм Противодействующее или оппозиционное поведение или отношение. Активный или командный негативизм, выражающийся в совершении действий, противоположных требуемым или ожидаемым; пассивный негативизм обозначает патологическую неспособность отвечать позитивно на просьбы или раздражители, включая активное мышечное сопротивление; внутренний негативизм, по Блейлеру (1857-1939), это поведение, при котором не подчиняются физиологические потребности, например принятие пищи и отправления. Негативизм может возникать при кататонических состояниях, при органических заболеваниях головного мозга и некоторых формах умственной отсталости.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Негативизм

(от лат. negatio - отрицание) - немотивированное субъекта , проявляющееся в действиях , намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп . Н. как ситуативная или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения (см. ) от нужд и интересов других людей. Психологической основой Н. является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов . Они находят свое выражение в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. как форму поведения.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Негативизм

Немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта.

Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, кои не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым.

Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или черта личностная обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Психологическая основа негативизма - установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной группы социальной, на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов. Они выражаются в поведении демонстративном, упрямстве и конфликтности. Психокоррекционная работа с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Негативизм Этимология.

Происходит от лат. negatio - отрицание.

Категория.

Реакция личности.

Специфика.

Нежелание подвергаться воздействиям других людей, связанное с отрицательным к ним отношением, а не с логикой реализации собственных задач. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

НЕГАТИВИЗМ

(англ. negativism ; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие Н. первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Н. усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см. ).

Существует 2 формы Н.: пассивный , который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный , при котором производятся действия, противоположные требуемым. Н. м. б. эпизодическим , ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера .

Добавление ред.: Существует также вполне разумный и мотивированный Н. философский - учения, которые основаны на негативных принципах (напр., агностицизм, скептицизм, атеизм).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "негативизм" в других словарях:

    НЕГАТИВИЗМ - в медицине симптом психического расстройства, при котором больные бессмысленно сопротивляются внешним воздействиям, отказываются выполнять любые просьбы (пассивный негативизм) или делают все наоборот (активный негативизм) … Большой Энциклопедический словарь

    Негативизм - (от лат. negatio отрицание) нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия,… … Психологический словарь

    НЕГАТИВИЗМ - [Словарь иностранных слов русского языка

    негативизм - расстройство Словарь русских синонимов. негативизм сущ., кол во синонимов: 3 отношение (30) … Словарь синонимов

    НЕГАТИВИЗМ - НЕГАТИВИЗМ, а, муж. (книжн.). Негативное, отрицательное отношение к действительности. | прил. негативистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НЕГАТИВИЗМ - (от лат. negativus отрицательный) англ. negativism; нем. Negativismus. 1. Стремление к противодействию всякому внешнему влиянию характерное для детского возраста и нонкомфор мизма. 2. Симптом нек рых псих, заболеваний, при к ром больные… … Энциклопедия социологии

    НЕГАТИВИЗМ - НЕГАТИВИЗМ, отрицательная установка по отношению к воздействиям окружающей среды, один из основных симптомов ката тонии (см.), часто встречающийся также при прочих формах схизофрении (см.), а иногда и в картине других психозов (прогрессивного… … Большая медицинская энциклопедия

    Негативизм - проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротивления, противодействия. * * * психологический механизм устойчивого усилия личности противостоять попыткам других людей направлять или управлять… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    негативизм - а; м. 1. Мед. Бессмысленное сопротивление со стороны больного всякому внешнему воздействию, являющееся симптомом некоторых психических заболеваний. 2. Психол. Стремление действовать наперекор другим, наблюдающееся у детей и подростков. Детский н … Энциклопедический словарь

Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам , возможно как проявление .

Негативизм в психологии это особенность поведения.

Что такое негативизм?

Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, .

Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

Негативизм возможен и в отношении жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные , кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из , аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Негативизм у детей

Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизм 11-15 лет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

Если связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

от лат. negatio - отрицание) - нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

НЕГАТИВИЗМ

от лат. negatio – отрицание) – немотивированное стремление к противодействию, а также поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям др. индивидов или социальных групп. Н. как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов др. людей. Психологической основой Н. является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов. Проявляются в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. как форму поведения.

НЕГАТИВИЗМ

negativism) Невнушаемость; упрямство; отвергание предложений помощи. Отношение, наблюдаемое у больных, которых неодолимо влечет противопоставить свою ВОЛЮ воле других, даже если это будет во вред себе; эти больные реагируют на перспективу терапевтических изменений так, будто это станет для них поражением. Негативизм не является синонимом НЕГАТИВНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

НЕГАТИВИЗМ (МКБ 295.2)

противодействующее или оппозиционное поведение или отношение. Активный или командный негативизм, выражающийся в совершении действий, противоположных требуемым или ожидаемым; пассивный негативизм обозначает патологическую неспособность отвечать позитивно на просьбы или раздражители, включая активное мышечное сопротивление; внутренний негативизм, по Блейлеру (1857-1939), это поведение, при котором не подчиняются физиологические потребности, например принятие пищи и отправления. Негативизм может возникать при кататонических состояниях, при органических заболеваниях головного мозга и некоторых формах умственной отсталости.

НЕГАТИВИЗМ

немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта.

Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, кои не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым.

Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или черта личностная обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Психологическая основа негативизма - установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной группы социальной, на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов. Они выражаются в поведении демонстративном, упрямстве и конфликтности. Психокоррекционная работа с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения.

НЕГАТИВИЗМ

лат. negativus - отрицательный). Отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям. Различают Н.: пассивный, характеризующийся сопротивлением попытке врача изменить положение тела больного, накормить его (при этом отмечается значительное повышение мышечного тонуса); активный - инструкции собеседника, какие-либо просьбы вызывают противодействие со стороны больного (при обращении к нему он сжимает губы, закрывает голову одеялом); парадоксальный - действия больного противоположны инструкции (в ответ на просьбу подойти поближе, он выходит из кабинета врача). Н. проявляется и в мутизме (речевой Н.), задержке мочи и кала, когда больного заводят в туалет. Пассивный Н. нередко встречается в одном ряду симптомов с пассивной подчиняемостью. Наблюдается чаще всего при кататонической шизофрении, иногда при прогрессивном параличе, старческом слабоумии.

E. Kretschmer объяснял Н. с позиций теории гипобулических механизмов, E. Bleuler видел в нем проявление аутизма.

НЕГАТИВИЗМ

англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие Н. первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Н. усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см. Негативизм детский).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Н. и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость).

Существует 2 формы Н.: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Н. м. б. эпизодическим, ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.

Добавление ред.: Существует также вполне разумный и мотивированный Н. философский - учения, которые основаны на негативных принципах (напр., агностицизм, скептицизм, атеизм).

НЕГАТИВИЗМ

бессмысленное противодействие, выражающееся в сопротивлении больного всем предложениям и заданиям. Различают негативизм активный, при котором больной производит действия, противоположные требуемым (отдергивает руку при попытке поздороваться с ним, отталкивает тарелку с пищей, когда ему ее подают, и набрасывается на нее, когда пищу уносят, и т. п.), и негативизм пассивный - пассивное противодействие всем предложениям и заданиям (попытка усадить больного, перевести его в другую комнату, изменить его позу). Чаще всего негативизм встречается как симптом при кататоническом ступоре и возбуждении у больных шизофренией (см. Кататонический синдром), может также отмечаться у больных олигофренией, при некоторых формах психопатии.

НЕГАТИВИЗМ

negativism) - поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию и противоречию другим людям. При активном негативизме (active negativism) человек делает прямо противоположное тому, о чем его просят (например, щурит глаза в то время, когда его просят открыть их). Такое поведение сравнительно редко встречается у взрослых людей и обычно сопровождается другими проявлениями кататонии. При пассивном негативизме (passive negativism) у человека значительно снижена общительность (например, он перестает есть). Такое состояние нередко возникает при шизофрении и депрессии.

Негативизм

Словообразование. Происходит от лат. negatio - отрицание.

Специфика. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, связанное с отрицательным к ним отношением, а не с логикой реализации собственных задач. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

НЕГАТИВИЗМ

1. Общая установка, характеризующаяся сопротивлением предложениям других (пассивный негативизм) и тенденцией действовать способами, противоположными указаниям или командам (активный негативизм). Отличительной чертой такого поведения, особенно когда оно проявляется у маленьких детей, является отсутствие любой возможной объективной причины для такой негативистской позиции. 2. Общий термин, используемый для обозначения любой философии, основанной на принципах отрицания, например, скептицизм, агностицизм.

негативизм

(от лат. negatio – отрицание) – качество личности, проявляющееся в намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирование н. связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов с начальниками, с окружающими, нарушения дисциплины.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога