Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О несении креста и следовании за христом. «Возьми крест свой и следуй за Мною

Евангелие от Марка. Глава 8, с 34 по 38 стих; глава 9, 1 стих.

8:34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

8:35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

8:36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

8:37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

8:38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

9:1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

(Мк, 8, 34-38, 9, 1)

Здесь мы слышим великий призыв Христа. Он призывает Своих учеников и народ и говорит им: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Итак, чтобы идти за Христом, нужно отвергнуться своей собственной гордыни, то есть самого себя. Только тогда для нас открывается начало пути за Христом. Мы должны понять, что идти за Христом — значит преодолеть самого себя, бороться с самим собой. С грехопадением человеческая природа очень сильно изменилась, все внутренние чувства человека перевернулись с ног на голову. И эта борьба является упорядочиванием своих собственных душевных и духовных сил.

Может показаться, что в целом мы живем нормальной жизнью и не совершаем никаких страшных грехов, но наша жизнь складывается из мелочей. Не обязательно совершать какой-то страшный грех: убийство, блуд или что-то другое. Можно постоянно вредить своей душе какими-то мелкими привычками, и они станут для нас погибельным путем. Поэтому Господь и говорит: «Отвергнись самого себя, пойми свою духовную нищету, смирись. Имей трезвенный ум, думай о жизни вечной, по-настоящему жажди правды и все откроется тебе». И только когда отвергнешься самого себя, «возьми крест свой, и следуй за Мною», — говорит Господь. Подумай не о себе в первую очередь, а о той цели, ради которой ты живешь в этом мире и прими крест, который дает тебе Бог. Не отвращайся от него и не ищи другого, лёгкого пути. Иди за Христом — и тогда этот путь будет путем в Царство Небесное.

Дальше очень интересный стих: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее». То есть кто всячески старается ограничить себя от негативного влияния и пытается бороться с тем, что препятствует достижению своих целей, тот потеряет свою душу. Не случайно Господь говорит дальше: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». По слову апостола Павла, такой человек будет никем и ничем для этого мира, потеряет всякие ориентиры в этой жизни. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» — то, что вы считаете сокровищем, к тому и прилепляется наше сердце. Если наше сокровище — комфорт и удобства в этой жизни, тогда и наше сердце находится в этом мире, который готов поглотить и потопить человека.

Дальше Господь говорит: «А кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее», то есть кто употребит всю свою жизнь ради достижения настоящей цели, тот приобретет для себя настоящую жизнь. И эта жизнь есть то, к чему все мы стремимся. Наша с вами жизнь и время — это самые бесценные сокровища, которые мы имеем здесь. И это не значит, что мы должны получить от этой жизни максимальное удовольствие. «Живи для себя, бери от жизни все» — эти лозунги сегодня разносятся со всех сторон. Если мы будем их реализовывать в своей жизни, то мы погубим свою душу. «Или какой выкуп даст человек за душу свою?» — нет большего сокровища, чем наша душа, над которой нужно работать и приводить в порядок.

Дальше Господь говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами». Обстоятельства этого мира не должны быть препятствием для того, чтобы быть настоящим христианином. Давайте заботиться по-настоящему о своей душе и о своем спасении, невзирая на то, что скажут нам окружающие люди, даже если они решат, что мы сумасшедшие. Это все проходящие вещи, искушение, которое для нас приготовил этот мир. Никто не должен думать, что быть христианином в этом мире очень легко. И мы не должны этого стыдиться и бояться — мы должны быть готовы к трудностям и нести этот крест.

В конечном счете даже не мы несем этот крест — Господь возлагает его на Свои плечи и идет этой дорогой. Наша задача — кротко и смиренно следовать за Ним: Господь указывает нам как это делать. Наши силы ничтожны, и нести наш крест помогает нам Бог. Мы должны понять очень простую и важную истину: в этом мире Господь беседует с нами посредством совершенно различных проявлений и ситуаций. Он говорит с нами на том языке, который может быть нам понятен. Поэтому, чтобы понять этот язык, мы должны отвергнуться самих себя и, более того, взять свой крест и идти за Ним. Тогда двери Царства Небесного будут открыты нам, и в конце пути нас встретит воскресший Господь, Который с радостью всех нас обнимет и призовет быть наследниками вечного блаженного Царства.

Расшифровка: Михаил Белов

Что значит "отречься" или "отвергнуть себя", "взять свой крест" и как это сделать?..

О кресте многие понимают это так, как на этой картинке: ты - живой, всю жизнь несущий непонятный крест...(кто болезни называет крестом, а кто проблемы, кто - даже мужа-пяницу или детей-разгильдяев...) Кто-то даже придумал притчу о пропасти и коротком кресте, который кто-то себе взял и укоротил и не смог преодолеть какую-то (?...) пропасть и перейти на другую сторону... Вот только не понимаю, как это можно сделать - "укоротить", если это то, что под этим подразумевают?.. Может, заболев - тут же с готовностью руки складывают и не укорачивают своих страданий при помощи чего-только ни попало?.. Или рады, чтоб муж (жена) или дети - всю жизнь были пьяницами и т.п..?.. Или другую проблему не решают, считая её своим крестом?..

Лучше всего понять что значит отвергнуть себя или отречься , а так же - что такое крест - можно, спросив Учителя - Господа. Мне Он ответил очень по-простому:

"Всё, чему ты научилась (беря информацию из мирских источников обо всём), знала, умела, понимала, желала - нужно забыть и учиться у Меня по-новому, как заново рождённая и ничего не знающая... учиться смотреть на всё - Моими глазами, и понимать - как Я это понимаю. А на кресте - умирают, как и Я умер." Мне сразу это стало ясно. И поняла слова Павла, почитающего всё за сор - ради познания Господа. Поняла, как это мир для него распят, и он - для мира....

Еще можно рассматривать многие примеры из самих Писаний. Там есть много примеров, как отречения, так и неотречения, смерти и даже погребения со Христом. А так же описывается в подробностях как одно, так и другое действие и его последствия. То есть там даются нам наглядные примеры. Приведу некоторые из них.

«Кто хочет идти за Мною (быть Моим учеником, последователем) , отвергнись (отрекись, отбрось, решительно исторгни и не принимай назад) себя , и возьми крест свой (казни, смерти, как Христос на нём умер для всего) каждый день, и следуй за Мною» (Марк 8:34), " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня , и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. " (Матф.10:38)

Отвергнуть свое "я", свою самость - "то, кто я есть" на данный момент. И взяв охотно стойку казни (смерть со Христом) - учиться всему заново у Учителя - Господа.

"Кто же себя не отбросит и крест своей казни и смерти не возьмёт с собой - тот не достоин быть Моим учеником " - сказал Господь.
Крестом Господа мы умерли (распяты) для мира, а мир умер и мертв для нас.

Отречься от себя значит по отношению к себе поступить так же, как поступил Петр по отношению к Иисусу , когда три раза отрекся от Него: Он говорил и клялся, что НЕ ЗНАЕТ Христа!..

Отречься , отвернуться от себя - это в любой момент своей жизни сказать "нет" своему "я" и сказать "да" - Богу, Его воле, Его водительству, наставлениям в вере по благовествованию (Учению Нового Завета)...

Умереть на кресте! И при чем - для себя?! Да! "Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем." … Апостол Павел говорит коринфянам в своем письме, что с ним это происходит каждый день . Теперь понимаете,ЧТО это значит?

Как дикая (с негодными плодами) ветвь становится с правдивой Лозой, к которой привита - одним целым и перестает быть сама собой, но становится одной жизнью с Лозой, чтоб приносить Плод Лозы - так и мы, отвергнув прежний образ жизни, мыслей и желаний - становимся Едины с Господом и Богом . И за нами следом уже идут дела-плоды - в БОГЕ СОДЕЛАННЫЕ. Какие это дела - думаю каждый понимает. Задав ЧЕСТНО себе вопрос: "КАК поступил бы Христос сейчас?" - вы получите ответ. Вы всё прекрасно знаете САМИ - КАК Он поступил бы и КАК НЕ поступил бы..

Иисус показал нам на Своем примере ВСЕЙ Своей Жизнью - пример отвержения Себя! Он ни-че-го НЕ делал и даже НЕ говорил Сам от Себя, искал воли Отца - как Отец говорит, делает, желает. Иисус не был привязан ни к чему земному, не имел и не желал иметь ничего на земле, будучи отрешенным от этого мира...И это - так же пример отвержения от себя.. Как Он учил - так и жил (благовествуя и с благовестия). Но не имея ни голову, где преклонить, ни даже ослика своего. (А что нынешние "проповедники" и "евангелисты" требуют ДЛЯ СЕБЯ?...Чьё "евангелие" они проповедуют? Какой пример своей жизнью показывают, вопреки учению Христа и перекручивая Его слова под свои лжеучения для своей же корысти??.. ДА, Иисус имел пожертвования, но на них - кормил других. Он - не богател, и колесницы Себе не покупал.. дома не строил - ни для себя, ни для проповеди.. концертов - не устраивал - так называемых - "евангелизационных"... Эх..

Член тела - делает что-либо сам по себе?.. Разве при болезнях. Трясучка, называется в народе. Или вообще расстройство психики - одержимость. Человек, например, бил-ся (бил себя), об скалы. А вообще - голова командует что делать или НЕ делать тому или другому члену. А член - повинуется. Если бы голова давала команду достать с глаза нечто, а палец взял - вместе с глазом достал?.. Нет же такого, правда?..Или в носу начал колупаться, вместо глаз спасать..? Всё должно быть точно сделано, как поступает команда от головы. Так и Христос - Глава в Теле Своем (Истинной Церкви). Мы - Церковь - только в том случае, если мы Его члены и Ему во всём послушны. Если... А иначе - блудница.

"Кто не печется о своих, а тем более о домашних своих - тот отрекся от веры и хуже неверного." Это место так же показывает, что действия отречения от веры - в непослушании Христу, тому образу учения, которое дал Господь. А Он учит любовью служить. НЕ себе, а ДРУГИМ! Человек в приведенном примере не произносил определенных слов - отрекаюсь и т.п.. А просто - НЕ делал то, чему учит Господь. Этим он отрекся от веры - от Христа, от Бога.

Еще Бог говорит: "даром приближаются ко мне устами своими, чтут языком...". Павел к Титу пишет и так же подчеркивает это: "они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются Бога". Если Христос в нас - то и мы должны поступать, КАК ОН поступал. А еще - верующих - в ком Христос - будут сопровождать знамения. Христос в них - будет ДЕЙСТВОВАТЬ! Без абракадабры заклинаний из Слова Божьего и набора слов - так называемых, "воинственных молитв"!

Всё должно быть - искренне, благоговейно к Богу и благопристойно, из чистого сердца, в водительстве - Духа Святого.

Еще расскажу вам одну историю, как наглядный пример отвержения себя.

Одна царица попала в руки злобного человека. Он безжалостно пытался сорвать с неё одежду. Она же - горячо молилась Господу, чтоб Он её спас! Но в то же время она крепко руками держала свою одежду. Её отречение от себя - полным НЕ было! Молитва её оставалась не отвеченной! С несчастной царицы злой человек ещё сильнее пытался сорвать одежду. Но наступил момент, когда царица отпустила свою одежду и подняла руки в молитве к Господу! Она молилась: "О Господь моего сердца! Кормчий моей жизни! Да исполнится ТВОЯ воля!" Сила абсолютного отречения - произвела действие веры, полного доверия и верности Богу, отдав себя - на ЕГО волю. А Бог - всегда отвечает на такую веру - тут же! Царица была защищена Господом! Её одежды (по преданию) сделались бесконечными и злодей и его гордыня - были повержены в прах.

Милость Бога, дающая всему осуществление, только тогда нисходит как ответ и помощь, когда происходит безусловное отречение человека от себя.

Другой пример - креста .

Мертвый человек одинаково безразличен к похвалам или оскорблениям, благовониям, вылитым на него или испражнениям на него... Смотрите - в таком ли вы состоянии на кресте каждый день?.. Готовы ли вы почитать себя мертвым для всего, что так волнует вас в этом мире?..

E-Mail для контакта: vera@сайт

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Filename: common/page.php

Line Number: 1900

A PHP Error was encountered

Severity: Warning

Message: date(): It is not safe to rely on the system"s timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone "UTC" for now, but please set date.timezone to select your timezone.

Расскажите, пожалуйста, как на практике можно взять свой крест и следовать за Христом. Я, как выходец из мусульманства этого не наблюдал в церквях. Так что моя вера начинает ослабевать. Где найти братьев и сестёр, которые бы бодрствовали постоянно и тем самым являли бы собой пример для других ищущих Господа людей. Слово Божье - это мой ответ. И, тем не менее, вопрос остаётся не отвеченным.

Фраза "взять свой крест" пришла в обиход христиан из слов Иисуса Христа сказанных при очень интересных обстоятельствах. Однажды Иисус Христос спросил своих учеников о том, за кого они Его почитают, Пётр тут же, проявив своё рвение, признался, что он считает своего учителя за Христа - Сына живого Бога, (Мф. 16:15-17). К сожалению, эта, казалось бы, твёрдая вера Петра, оказалась не очень надёжной в действительности. Буквально сразу же после этих слов, когда Иисус Христос стал говорить своим ученикам о том, что Ему надлежит пострадать и быть преданному на смерть, Пётр, стал прекословить Ему, отговаривая избежать страданий, "Будь милостив к себе Господи, да не будет этого с Тобою" (Мф 16:22). На это Христос сказал Петру: "Отойди от Меня Сатана! ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божье, а что человеческое" (Мф 16:23). Происшедшее заставило Христа обратиться ко всем окружающим и уточнить, что же действительно представляет собой истинная вера в Него, "Если кто хочет идти за Мною отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф 16:24). Контекст, в котором были сказаны эти слова, помогает понять их значение. Дело в том, что для того, чтобы действительно быть верующим или учеником Христа необходимо не только теоретическое признание, что Иисус Христос является Сыном Божьим или даже Спасителем. Настоящая вера во Христа это признание Его права на управление нашей жизнью. "Отвергнуть себя и взять свой крест" в следовании за Христом означает отказ от права самому распоряжаться жизнью и "думать о том, что Божье", а не о том, что человеческое. Это значит, готовность следовать Христу везде, куда Он ведёт.

Сегодня Иисус Христос не ходит и не водит за собой учеников по земле физически. Эту роль выполняет Его слово - Библия. Являясь Божьим словом, Библия несёт в себе полный авторитет Иисуса Христа. "Отвергнуть себя и взять свой крест" в наши дни означает быть верным Библейскому учению во всех аспектах жизни, перед каким бы выбором оно нас не поставило. Это, значит решать практические вопросы жизни не по человеческим стандартам удобным для данной ситуации, а по абсолютным критериям Божьего слова. Это, значит быть готовым отказаться от своих мнений и желаний, даже тогда когда решения предлагаемые словом Божьим нам неудобны или когда они требуют значительной жертвы с нашей стороны.

К сожалению, такое христианство очень не популярно в наше время. Именно это было предсказано Писанием, которое говорит, что в последнее время люди будут иметь только вид благочестия, не имея при этом его силы (2 Тим 3:5). Верность Писанию сегодня зачастую подменяется искусными попытками найти оправдания тому, почему то или иное его требование не может быть исполнено. Так же как и во времена Христа, сегодня много людей провозглашают свою веру во Христа устами, тогда когда они в реальности верят в свою собственную, человеческую программу жизни.

Значит ли это, что ситуация совсем безнадёжна? Конечно, нет! Апостол Павел в своём втором послании к Тимофею, говоря о проблемах последнего времени, предлагает их решение. Это решение он видит в двух необходимых действиях:

  • Первое - это ученичество, т. е. личное взаимодействие с верными Богу христианами, "А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен" (2 Тим 3:14). В истории церкви всегда были верные Господу люди. Я уверен, они есть и в вашем окружении. Эти люди отличаются Богобоязненностью, смирением перед Творцом, любовью к Его слову и любовью к людям. Найдите таких людей и ищите общения с ними.
  • Второе действие необходимое, чтобы духовно выжить в последнее время - это активное и практическое применение Писания в личной жизни, "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен". Здесь ясно сказано, что Писание способно сделать нас "совершенными", "приготовленными ко всякому доброму делу". То как ведут себя люди, окружающие нас не может быть оправданием нашей духовной слабости. Священное Писание вполне достаточно для того, чтобы правильно вести нас по жизненному пути в любых обстоятельствах.
  • Social sharing:
Над строками Нового Завета Чистяков Георгий Петрович

«Возьми крест свой и следуй за Мною»

Тема следования за Христом, возникающая в Евангелиях неоднократно, неразрывно связана с темой Креста. Когда книжник говорит Учителю, что готов следовать за Ним, куда бы Он ни пошёл, Иисус отвечает: «… лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову » (Мф 8: 20). Такое место вскоре будет найдено – Крест. Евангелист Иоанн, повествуя о смерти Спасителя, употребляет то же выражение: «… Иисус… сказал: совершилось! И, преклонив главу , предал дух» (Ин 19:30). Таким образом, следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за Ним вплоть до Креста. Фома Кемпийский в своей книге «О подражании Христу» очень хорошо говорит, что много есть любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной Вечери и очень мало – вплоть до Креста. Мысль, лишь обозначенная в 20-м стихе 8-й главы Евангелия от Матфея, далее звучит уже в полную силу: «… и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:39); «… если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16: 24).

Так что же такое Крест ? В Евангелии пять раз говорится о несении креста, на которое надо решиться каждому, кто хочет стать Его учеником (Мф 10: 38, 16: 24; Мк 8: 34; Лк 9: 23, 14: 27). Мы не можем быть христианами и не нести креста, причём Спаситель подчёркивает – своего . Как понять это выражение? Есть пословица «Христос терпел и нам велел». Мы иногда о ней вспоминаем, когда пытаемся сами себя или друг друга утешить в беде, переживая несчастья и горя. В духе этой пословицы размышляет о своей жизни и Н. Гумилёв в одном из посмертно опубликованных стихотворений: «Ничего я в жизни не пойму, / Лишь твержу, пусть плохо мне приходится, / Хуже было Богу моему / И больнее было Богородице».

Конечно же, переносить беды надо твёрдо и не поддаваясь отчаянию – этому учили ещё в древности, прежде всего философы-стоики, однако наша собственная боль – ещё не крест. Мы тогда лишь берёмся за крест, как любил говорить о. Алексий Мечёв, когда «разгружаем боль других». В том, наверное, и состоит суть Креста, что Безгрешный умер за грешников, взял на Себя то, к чему Сам не имел отношения. Поэтому-то наш собственный крест – прежде всего в том, чтобы разделить боль другого, а не в наших личных бедах. «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов», – говорит апостол Павел (Гал 6: 2).

Иисус зовёт нас не просто взять свой крест, но брать его и нести ежедневно. Об этом прямо говорится в Евангелии (Лк 9: 23), хотя в славянском тексте в этом стихе слово «ежедневно» (греч. к аф эмеран или лат. cotidie ) отсутствует; не попало оно и в русский перевод, а поэтому русский читатель, если он не знаком с греческим текстом, ничего не знает о его существовании. О. Александр Ельчанинов рассказывает в своих «Записях», как уже во Франции он начал читать Евангелие по-латыни и там обнаружил это слово. Обнаружил и поразился, ибо прежде чувствовал, что в этом стихе по-русски чего-то не хватает, но только не знал, чего именно.

Более того, Иисус говорит о том, что следование за Ним нельзя отсрочить, отложить на потом. Когда ученик просит разрешить ему прежде пойти и похоронить отца, Иисус отвечает ему очень странно: «Иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов» (Мф 8: 22). Это одно из трудных для понимания мест Евангелия. Из книги Бытие мы знаем, что когда умирает Иаков, то Иосиф хоронит отца. Он просит передать фараону: «Отец мой заклял меня, сказав: «вот, я умираю; во гробе моём, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня» (Быт 50: 5). И фараон отпускает Иосифа, чтобы он выполнил последнюю волю отца. Так же и Товия выполняет волю своего отца и достойно погребает его. Для иудейской традиции похороны отца – очень важный момент. Поэтому ответ Иисуса звучит парадоксально. Но мы знаем, что если в Евангелии встречается парадокс, то это место требует к себе особого внимания. Христос пришёл не нарушить закон, а исполнить, а здесь Он почему-то идет вразрез с Традицией. Почему?

Первый заключённый здесь смысл таков: когда тебя зовёт Господь, не откладывай следование за Ним. В те времена мёртвых хоронили в день смерти, и тем не менее Иисус призывает не медлить, даже если речь идёт о нескольких часах. Французский библеист Мануэль Жимбасьян обнаружил в арабских диалектах такой оборот: «Сначала я похороню отца». Это выражение вовсе не означает, что у кого-то умер отец; его употребляют, когда хотят сказать, что какое-то дело сделают потом, в отдалённом будущем. Однажды, возвращаясь из подмосковного храма в день престольного праздника, в переполненном автобусе я слышал, как старушки спрашивают женщину лет сорока: «Что ж ты, Полина, не была в храме?» А она отвечает: «Так я ещё не старая! Вот состарюсь – тогда пойду». Именно таков смысл фразеологизма «Сначала я похороню отца», которому в русском языке отчасти соответствует выражение «откладывать в долгий ящик», т. е., по сути, похоронить, положить дело в гроб.

Второй смысл ответа Иисуса – не оглядывайся назад. Очень часто мы думаем, что следование за Христом для нас непосильно, потому что для этого нужно отказаться от старого уклада жизни и от всего, что нам дорого. Наши прежние ценности и привычки оказываются мёртвым грузом, который не позволяет нам сделать Христа средоточием всей нашей жизни.

И здесь встаёт безмерно важный вопрос: что должен делать христианин в мире, каким он должен быть?

Христианин не может не делать чего-то ради другого, то есть не может жить только для себя. Великое искушение, наверное, состоит в том, что каждому хочется каким-то образом «устроить» свою жизнь – купить маленький домик с палисадником или просто двухкомнатную квартиру и т. п. А Иисус прямо говорит богатому юноше, что в жизни наступает день, когда дом надо оставить (Мк 10: 29): дом, работу, деньги, карьеру, что-то другое, но главное – оставить. Не быть привязанным, чтобы, когда Бог позовёт, встать и пойти дальше, как сделал это Альберт Швейцер, хотя он мог бы давать концерты, на которые собиралась чуть ли не вся Европа, писать книги о Бахе и выступать с лекциями в самых престижных университетах мира. По этому же пути пошёл кардинал Леже , бывший архиепископом Монреаля, когда снял свою красную сутану, чтобы уехать в Африку и поселиться среди прокажённых.

Свой крест нести нелегко, но это оказывается нам по силам, когда человеку есть от чего отказаться, что оставить позади себя, чем пожертвовать. Когда же жертвовать нечем – христианство не получается. Христос, о Котором апостол Павел говорит, что «полнота Божества пребывает в Нём телесно» (Кол 2: 9), отказывается от того сияния, которое Ему принадлежит по праву, и спускается во ад, в объятия той беспросветности, где живёт человек. Так осуществляется Его кеносис – Его снисхождение к миру, отказ от успеха, или уничижение. Иисус сознательно выбирает неуспех и так реализует Свой путь. Через полный Свой провал, через неудачу, через поражение и позор приходит Он к победе.

Поражёнными и опозоренными умирают св. апостолы, Златоуст больше времени проводит в ссылке, нежели на той Константинопольской кафедре, где он считался архиепископом, Максим Грек в течение двадцати лет сидит в сырой и тёмной яме, а св. Тихон Задонский, живя на покое в провинциальном монастыре, не раз получал пощёчины то от игумена, то от помещика, которого он упрекнул за жестокое обращение с крестьянами. Crux , тот крест, на котором распинали рабов в древнем Риме, был орудием для позорной казни – на самом деле уже этим сказано всё о кресте каждого христианина.

В современной богословской литературе довольно много говорится – и отчасти это навеяно словами апостола Павла (Гал 6: 14) – о Кресте, которым распят мир, что Крест Христов, вознесённый над всем миром, стал своего рода осью, на которой вращается Земля. Образ этот, без сомнения, очень красив, но он уводит на задний план ту простую человеческую боль, о которой так безыскусно и так откровенно рассказывает нам Евангелие. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин 19: 25). Вот Его смерть – простая, но добровольная. Простая, но сознательно избранная. На Кресте сознательно умирает Человек, сознательно, ибо Он знает, что это смерть – за , что это смерть – ради , что через Его смерть люди обретут свободу и откроют дорогу, которая ведёт в жизнь. Бог одерживает победу, которая становится нашей общей, осуществимой для каждого победой, но через человеческий кеносис , через то уничижение, которое бесстрашно и просто выбирает как Свою дорогу Иисус.

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Крест свой и Крест Христов Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет .Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и Крестом Христовым?Крест

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

СВОЙ КРЕСТ У КАЖДОГО ИЗ НАС Господь Бог обложил нас каждого своим крестом для того, чтобы мы, борясь с похотьми и страстями посредством подвигов внутренних и внешних и благодушно перенося тесноту житейскую, терпеливо пребывали в исполнении долга своего, каждый в своем

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Уметь нести свой крест Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее (Мк. 8, 35). Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, во многих могут вызвать недоумение. Ведь мы желаем спасти свою душу, а Господь

Из книги Счастье потерянной жизни т. 2 автора Храпов Николай Петрович

Свой крест Изнывая от боли пылающих ран,Часто я под крестом воздыхаю:То пугает пророческий путь христиан,То на нем устаю, унываю.И тогда ободряющий голосХриста Веет свежестью Тивериады,Вновь зовет за Собою и тяжесть крестаОблегчает словами отрады:"Кто за Мною идет и свой

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

9. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною, - Геродот отрицает существование и культуру виноградной лозы в Египте (II кн., 77) и говорит, что египтяне вместо вина пьют пиво, приготовляемое из ячменя. Это

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

23. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное. Во свидетельство высшей непреложности всего сказанного идет обычная в таких

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. 7. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. (Мк. 2:12; Лк. 5:25). В некоторых кодексах нет слов "взял постель свою;" в

Из книги Карма. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

9. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. (Мк. 2:13, 14; Лк. 5:27, 28). В Евангелиях Марка и Луки тот же рассказ передается с некоторыми подробностями и в одинаковой связи. По Марку

Из книги Человеческий лик Бога. Проповеди автора Алфеев Иларион

24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, (Мк. 8:34; Лк. 9:23). Матфей говорит, что эта речь была сказана только ученикам; Марк - ученикам и народу; Лука - всем. Очень трудно объяснить, откуда взялся

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

20. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. (Мк. 10:21; Лк. 18:22). При перечислении

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Прарабдха-карма. Просто неси свой крест Проявленная карма навязана мне законами моей прошлой жизни. На том, кто выполняет свою работу, не привязываясь к плодам своего труда, а отдавая их Всевышнему Господу, не сказываются последствия ошибок и греховных поступков. Он

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

«Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною». Неделя 3–я Великого поста, Крестопоклонная Сегодня Неделя Крестопоклонная, когда Святая Церковь выносит нам для поклонения и для напоминания Святой Крест для того, чтобы напомнить нам о заповеди Христовой, которая

Из книги автора

Иисус, несущий крест свой (Лук. гл. 23)Воины, на которых возложено было испол­нить смертный приговор, произнесённый на Иисуса, взяли Его, сняли с Него багряницу, оставив на Нём терновый венец, облекли Его в Его одежды и повели на казнь. «И неся крест свой, Он вышел на место,

Из книги автора

5. О несении Креста. О благодати Божией, по молитве даруемой несущим свой крест 16/28 Июня 1884. Суббота<…> Да разве Христос обещал нам что-то другое кроме креста в сей жизни? Итак – что же смущаться и робеть? <…>22 Июня / 4 Июля 1884.(Из речи катехизаторам.) Все вы, когда

Из книги автора

Поучение 1-е. Воздвижение Креста Господня (Что значит взять крест свой?) I. Св. Церковь торжественно вспоминает ныне обретение честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по воскресении Господа, и совершено св. Еленою, материю

Из книги автора

Свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт (Каждый христианин должен нести крест свой) I. Свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт, память коих совершается ныне, пострадали в III веке. Однажды, когда с особенным торжеством язычники отправляли свой праздник в Антиохии

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ТРЕТЬЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
(КРЕСТОПОКЛОННУЮ) В УСПЕНСКОМ

КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешний день обращает наши взоры к изображению Креста Господня и побуждает к размышлениям о смысле страданий Спасителя. Эти размышления помогают нам понять причины, по которым мы постимся и стремимся к духовному совершенствованию. Сегодня хотелось бы поговорить о том, как крест помогает нам стать лучше.

На изображении православного креста мы видим три перекладины. Одна — самая большая, вдоль которой были простерты руки Господа; верхняя, меньшего размера, — воспоминание о табличке, на которой было написано имя Спасителя: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19); к третьей, нижней перекладине были прибиты ноги Спасителя. В символическом, духовном толковании того, что есть Крест Христов, эта нижняя, скошенная перекладина имеет особое значение. Ее поднятый конец символизирует благоразумного разбойника, который из глубины своего страдания, ибо он был также пригвожден ко кресту, узрел в Спасителе Бога и Сына Божия, Мессию. А опущенный вниз конец перекладины напоминает о другом разбойнике — том, который, несмотря на такие же крестные страдания, так ничего и не увидел, но, одержимый злобой, вместе с распинателями хулил Иисуса Христа.

Эта нижняя перекладина напоминает собой весы, одна чаша которых устремлена вверх, а другая — вниз; таким образом, Крест Господень представляет собой некое мерило истины, мерило праведности. Но ведь крест — это страдания. Каким же образом скорби человека могут стать мерилом истины? Как из пропасти страданий может открываться человеку глубина правды или бездна беззакония? Совершенно очевидно, что в страдании обнаруживает себя правда, поскольку Сам Господь явил людям спасение через Свои страдания. Будучи Всемогущим, Он мог бы принести спасение, например, через политическую силу или организацию жизни — именно этого и ждали иудеи от Мессии. Они ожидали, что Он придет, явит силу, освободит еврейский народ от римской оккупации, от хлопот жизни, несправедливости, бедности, болезней и организует жизнь, которая будет благополучной, процветающей, безопасной и радостной. А пришел другой Мессия, Который

не использовал никакой человеческой силы для спасения, но Который принял на Себя страдания.

Если Всемогущий Бог избирает для спасения рода человеческого страдания, то это означает, что в них заключен какой-то особый смысл, понимание которого содержит в себе некий ключ от человеческого счастья, к которому мы стремимся, ибо ничто так не разрушает, как горе. Болезни, неудачи, скорби, конфликты — мы бежим от этих страданий. Но бывает так, что убежать от них нельзя. Такое страдание, которого нельзя избежать, которое нельзя преодолеть силой своего разума или воли, называется крестом. Крест — это то, что нельзя сбросить со своих плеч. Не в каждом страдании открывается нам смысл бытия, но только в том, которое онтологически, существенно присуще нам в данный момент и от которого мы не можем освободиться. Не каждый крест является мерилом праведности, но только тот, который Бог нам попускает взять на себя.

Какая же сила заключена в страданиях человека? — Дело в том, что в страданиях, скорбях сбрасываются всякие маски и стираются всякие условности, человек становится самим собой, он ясно видит свои возможности, точно знает, что он может, а что нет. Имея возможность опираться только на собственные силы, человек становится абсолютно «обнаженным» пред лицом Божественной правды. Вот здесь и определяется, выявляется сущность человека: и добро, и зло, и правда, и ложь — все проявляется в моменты страданий.

Благоразумный разбойник увидел в страдающем, избитом, окровавленном, униженном, распятом человеке Сына Божия. Но как это возможно? Как можно в несчастном, Которого все называли преступником и Которого пригвоздили ко кресту для того, чтобы казнить страшной смертной казнью, увидеть святость, чистоту и Божественную силу? — Это стало возможным потому, что разбойник сам страдал и из глубины своего личного страдания увидел и свою ложь, и Божию правду. Другой же разбойник озлобился еще больше, он не увидел правды и лжи, он только хотел избавиться от этого креста, хотел остановить свои страдания, а в висящем рядом с ним человеке увидел виновного в них. Присоединившись к хулителям, которые требовали, чтобы Спаситель явил Свою силу и сошел с креста, он говорил: «Сойди со креста! Спаси и Себя, и нас!» (Мк. 15, 30).

То же происходит и с нами. В повседневной жизни наше истинное лицо нередко сокрыто под различными масками, многообразные обстоятельства зачастую искажают наш облик. Но когда мы предстаем пред Богом в своих страданиях, когда нам не на что опереться, тогда и является наша подлинная сущность и мы из глубины своего страдания либо вопием к Богу, либо

ропщем на Него. Господь призывает нас нести свой крест: кто хочет идти за Мною... возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Он спас человеческий род через Свои страдания, поэтому если и нам они попускаются, если на нас возлагается крест, то совершается это для нашего спасения, чтобы мы смогли из бездны своего страдания увидеть Бога, как увидел Его добрый разбойник. Крест служит нашему спасению, именно поэтому Господь так строго и прямо говорит: возьми крест свой! — Не отложи в сторону, не подумай, стоит ли его брать, но бери смело, ибо без этого креста не спасешься.

Нельзя обрести спасение без креста, без страдания души — в этом сила христианского понимания жизни. Для христианина страдание обретает великий смысл: оно не безумие, не нелепое стечение обстоятельств, не то, от чего следует немедленно бежать, а средство, которое может обернуться великой пользой для души, — только важно, чтобы в момент прохождения через скорби в сердце нашем были вера и доверие к Богу, Который их нам попустил. Только такими мыслями мы можем справиться со скорбями, не предаваясь безутешным эмоциям, не терзаясь, а вверяя себя воле Божией. Именно такое понимание страданий дает христианину великую силу, и человеческая история знает множество тому примеров. Быть христианином означает прежде всего уметь нести свой крест, дабы через него обретать особое духовное зрение, умение отличать добро от зла, способность видеть Бога и Его руку в своей жизни, а значит, чувствовать Его присутствие, укрепляться в вере и становиться лучше. Вот таким образом крест и помогает человеку стать лучше, открывая перед ним двери спасения.

Не будем сбрасывать с себя наши кресты, не будем роптать на Бога за то, что Он возложил на нас именно эти, а не другие бремена. Но с любовью и доверием ко Господу поднимем на плечи возложенные Им на нас кресты и понесем их по жизни с глубокой убежденностью в том, что все это совершается для нашего спасения.

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!
Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога