Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Народы Африки: культура и традиции. Средневековые государства Африки

Развитие стран Африки отличалось большим раз-нообразием. Её север входил в состав Арабского халифата, к югу от Сахары под влиянием ислама и торговли с арабами возникли большие государства. Иной исторический путь прошла Эфиопия.

Сама природа разделила Африку на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средизем-ному и Красному морям, с глубокой древ-ности возникали очаги цивилизации. Здесь сменяли друг друга Древний Египет, фини-кийские и греческие колонии, Древний Рим, королевство вандалов, Византия. В VII в. арабы захватили всё побережье Северной Африки до Атлантики. Земли к западу от Египта они называли Магрибом, т. е. запад-ными землями. Там процветали огромные города, такие, как Фес и Танжер, создава-лись выдающиеся памятники мусульман-ского зодчества. От Магриба на юг, через пустыню Сахару, караванные пути вели в Тропическую Африку. Арабы называли её Билад ас-Судан (Страна чёрных) или просто Судан. Там жили многочисленные негритян-ские народности.

Большую часть Африки занимают пус-тыни, саванны, тропические леса. Нахо-дясь в разных природных условиях, наро-ды Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи , занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и ското-воды.

На рубеже нашей эры многие народы Тро-пической Африки научились производить железо. Железные орудия труда позволили получать более высокие урожаи и способство-вали развитию ремесла.

Западный Судан

Арабы из Магриба вели торговлю с Западным Суданом — землями между Сахарой и Гвинейским заливом, бога-тыми золотом. Помимо золота, торговали также солью, скотом, слоновой костью. Вдоль торговых путей выросли города Томбукту, Дженне и др.

Самым древним государством Западного Судана была Гана, столь богатая золотом, что даже титул её правителя означал «хозяин золота». Это позволяло правителям содер-жать пышный двор и войско. Расцвет Ганы относится к X-XI вв., затем она ослабла и в XIII в. была захвачена соседним государством Мали. Могущество Мали в XIII — первой половине XIV в. тоже было основано на тор-говле золотом. Золотые монеты, бывшие в это время в ходу в Средиземноморье, чеканились прежде всего из золота Мали.

Пошлины с купцов обогащали мест-ных правителей; их власть усилива-лась. Они жили во дворцах, окру-жённые придворными, чиновниками и воинами. Их власть считалась свя-щенной, а сами они — посредника-ми между своим народом и богами. Когда в Западный Судан стал про-никать ислам, первым его прини-мали правители, их приближённые, жители крупных городов. С исла-мом сюда проникала и арабская культура, строились мечети и ме-дресе. А простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли языческие верования. Религиозные различия усугубляли имуществен-ное неравенство.

Особенно прославился своими богатствами правитель Мали Муса (1312-1337), бывший рев-ностным мусульманином. Его хадж в Мек-ку, возможно, самое дорогостоящее путеше-ствие в истории. На дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюков с золотом, весившим 12 тонн. Восток надолго запом-нил богатство правителей Мали, и связи Мали со странами ислама укрепились. Материал с сайта

Христианская Эфиопия

Эфиопия расположена на северо-востоке Африки. Существовавшее здесь Аксумское царство уже в IV в. приняло христианство и сумело отстоять его в борьбе с исламом. Позже оно распалось на отдельные княжества, но в XIII в. в Эфиопии возроди-лось сильное государство. Его правители воз-водили свой род к библейскому Соломону. В Европе их называли императорами.

С распространением христианства в Эфио-пии строились церкви и монастыри. В монас-тырях составлялись летописи, переводились произведения древних и средневековых авто-ров. В XII-XIII вв. начался расцвет эфиоп-ского искусства. В столице Эфиопии Лалибэ-ле церкви обычно не строились, а высекались из камня и украшались снаружи резьбой, а внутри фресками и иконами.

В поисках союзников против мусульман Эфиопия в XV-XVI вв. вела переговоры со странами Запада, хотя эфиопское христиан-ство было ближе к православию, чем к като-лицизму. Её делегация участвовала в работе Ферраро-Флорентийского собора. В Европе в ней тоже видели союзника против мусульман.

Вопросы по этому материалу:

  • 1. Развитие народов Африки

    На нашем уроке мы поговорим о государствах Средневековой Африки, путях их развития, истории и культуре. Ранее (еще до конца XIX века) ученые считали, что история Африканского континента началась с появлением там переселенцев с европейских территорий. Но последующие археологические раскопки и дальнейшие исследования опровергли эту теорию, она оказалась антинаучной.

    Во времена Средневековья развитие народов Африки в разных частях континента происходило неравномерно. На территории Центральной Африки существовали племена бушменов и пигмеев, которые жили еще в условиях первобытнообщинного строя. Они занимались охотой, собирательством, не знали о железе, селились в примитивных жилищах из листьев и веток. В Южной Сахаре проживали более развитые кочевые племена, основным занятием которых было разведение скота. Прочие поселенцы континента жили оседло и занимались обрабатыванием земли. Чаще всего они выращивали такие культуры, как рис, просо, бобы, сахарный тростник, хлопчатник и кокосовые пальмы, излишками обменивались с соседними племенами.

    2. Западный Судан в Средние века

    Одной из самых развитых и богатых территорий Африки считался Западный Судан, расположенный на равнине в междуречье, на территории нынешних государств Нигерии и Сенегала. На этих землях добывали много драгоценных металлов и камней, и, кроме того, через Западный Судан шли важнейшие многочисленные торговые пути от Гвинейского залива к Средиземному морю. Поэтому правители Судана имели право (что и делали) взимать крупные торговые пошлины с караванов, которые были вынуждены везти товар по их землям. Таким образом, в казну государств, входящих в Западный Судан, поступали немалые средства.

    Самым древним и могущественным государством Западного Судана была Гана, расцвет которой приходится на X век. Правитель и знатные люди этой страны были крайне богаты, наживаясь на торговле золотом и солью - в те времена соль была не намного дешевле золота. В столице Ганы были построены роскошный царский квартал с дворцом и святилищем, мечети и красивые дома арабских купцов; многие достопримечательности сохранились и до наших дней.

    Но султану арабского государства Марокко из Северной Африки удалось захватить и разрушить Гану в конце XI века. Султан потребовал, чтобы царь вместе со знатью платил лично ему особую дань золотом и к тому же принял ислам. Население Ганы восстало против захватчиков, и, в конце концов, им удалось избавиться от марокканцев, но территория страны сильно сократилась, а впоследствии Гана и вовсе попала в подчинение государству Мали. Властитель Мали и его подданные, также как и марокканцы, исповедовали исламскую религию. К XIII веку Мали достигла своего расцвета, благодаря завоеванию близлежащих земель, где добывали золото, соль и драгоценные камни, что значительно укрепило его финансовое положение.

    3. Конго и Аксумское царство в Средневековье

    В XII веке на побережье Гвинейского залива сформировался ряд сильных государств, из которых особенно выделялся Бенин. А к началу XIII века на юге Африки образовалось государство Конго.

    Приблизительно в конце I в. до н. э на севере нынешнего государства Эфиопии (Абиссинии) возникло Аксумское царство. Расцвет государства приходится на начало IV-V вв. и ознаменован, прежде всего, принятием христианской веры и появлением письменности. Аксум поддерживал постоянные торговые и культурные связи с Римской империей, а позднее и с Византийской. В VII веке арабским племенам удалось напасть на Аксум и отнять у него владения в Южной Аравии, вследствие чего держава распалась на удельные княжества. С тех пор началась постоянная борьба за престол между многочисленными мелкими князьями, и к X веку, после бесчисленных междоусобных войн, государство Аксум прекратило свое существование.

    Между тем на восточном побережье Африки поселилось много арабов, индийцев и иранцев, где они и создали своеобразные города-государства. Купцы этих стран часто отправлялись в плавание по Индийскому океану, здесь строилось множество кораблей для торговли с Индией, странами Азии и Европы.

    4. Развитие культуры Африки

    О культуре и верованиях народов Африки в Средние века можно судить по легендам, преданиям, народным песням и сказкам, которые представляют собой большой интерес для исследователей. Высоким уровнем культуры отличался Западный Судан, где особенно была развита архитектура, так как по приказу правителей-мусульман возводилось множество мечетей, общественных зданий и царских дворцов. Строились мусульманские школы, в городе Томбукту было даже высшее училище для юношей знатного рода, в котором они подробно изучали право, историю, богословие, астрономию и математику, чтобы после окончания учебного заведения занять какие-либо видные государственные должности. Создавались библиотеки, где хранились рукописные книги. Книги пользовались большим спросом, и приобрести их можно было в специальных лавках.

    О значительном развитии культуры говорят произведения искусства африканцев. В Средние века с помощью особых приемов литейного дела были созданы бронзовые скульптуры, среди которых часто встречаются изображения царей и знатных людей, сцены придворной жизни и войны. Также при раскопках были обнаружены многочисленные деревянные и бронзовые маски африканских правителей.

    5. Краткие итоги урока

    Таким образом, можно сделать вывод, что общественная жизнь и культура во многих африканских государствах вовсе не была первобытно-примитивной. Напротив, особенно с принятием монотеистической религии государства Африки стали интенсивно развиваться, значительно возрос уровень средневековой африканской культуры. Торговля со странами Африканского континента привлекала множество купцов со всего мира, начиная с античного времени и заканчивая новейшим.

    К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

    Использованные источники:
    http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/

    Глава «Искусство средневековой Африки». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Д.А. Ольдерогге; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)

    Один из центров средневековой культуры Африки возник в 12-14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования.

    Еще в 19 в. европейские путешественники с удивлением «открывали» в этой области большие цветущие города с населением, насчитывающим несколько десятков тысяч человек (Ибадан, Илорин и др.)- Архитектура этих городов - дома с внутренними дворами и бассейнами - напоминала, по словам некоторых путешественников, дома Древнего Рима и характерный для них имплувиум.

    Йоруба достигли больших успехов в деле выплавки металлов, развития ремесел, создали сложный пантеон, характерный для народов, вступивших в классовую стадию своего развития. Расцвет художественной культуры государства йоруба Ифе относится к 12-14 вв. Достаточное представление об уровне, достигнутом в это время искусством, дали наряду с некоторыми более ранними находками раскопки, начатые в 1938 г. в священном городе йоруба - Ифе. К этим находкам, в частности, относится серия тарракотовых голов, украшавших алтари для жертвоприношений и изображавших, возможно, правителей-предков. Головы эти поражают великолепным мастерством реалистической пластики, близкой по своему типу античному реализму. Прекрасное выявление пластических объемов, обобщенная и вместе с тем сочная реалистическая трактовка формы отличают мастерство неведомых для нас скульпторов. В некоторых из этих голов явственно воплощены поиски гармонического по своим пропорциональным соотношениям образа - типа совершенной и вместе с тем жизненно-конкретной человеческой красоты. Терракотовые головы Ифе представляют собой одно из ярких достижений мирового искусства. Не менее значительны несколько отличные по стилю от терракотовых голов бронзовые монументальные головы богов и правителей Ифе.

    Бронзовую голову, по-видимому изображающую бога моря Олокуна, найденную еще до первой мировой войны известным немецким этнографом-исследователем культуры Африки Фробениусом, или великолепную бронзовую голову царя Обалуфона отличают подчеркнутая монументальность обобщенных скульптурных объемов, своеобразное сочетание точной и крепкой пластической моделировки с ритмизированно-орнаментальной графической проработкой поверхности формы с целью передачи прически, нанесенных на лицо полос, татуировки и т. п..

    На некоторых из бронзовых голов вокруг рта или лба проделаны круглые дырочки, предназначенные для прикрепления усов, завитков прически, украшений. В некоторых головах Ифе можно усмотреть и черты передачи портретного сходства, не разрушающей, однако, гармоничности созданного типического образа человека.

    Одними из наиболее художественно значительных памятников этого круга являются бронзовые полуфигуры одного из Они - обожествленного царя - предка царствующей династии. Фронтальная торжественность позы, свободной, однако, от иератической неподвижности, богатство орнаментальных украшений, надетых на пропорционально-стройную фигуру царя, сдержанная динамика упруго-плавного контура всей композиции создают поражающий своим эстетическим совершенством образ.

    Среди находок, сделанных за пределами Ифе, следует упомянуть бронзовую фигурку сидящего писца из Тада, несколько напоминающую древнеегипетскую скульптуру, а также ряд реалистических изображений-животных.

    Ответвлением культуры Ифе явилась культура средневекового Бенина. К 15 в. государство Бенина достигло господствующего положения, оттеснив на второй план утративших свою былую власть царей йоруба. В конце 15 и первой половине 16 в. португальцы вели довольно оживленную торговлю с Бенином, затем, с переносом центра торговых и колонизаторских интересов португальцев в Индию, связи Бенина с Европой почти полностью прервались. Однако путешественникам 17-18 вв. мы обязаны наиболее яркими описаниями Бенина в годы его наивысшего могущества.

    Так, голландский врач Ольферт Даппер издал в Амстердаме «Описание африканских стран», где приводится сообщение голландского купца Самуэля Бломерта, посетившего Бенин: «Дворец царя четырехугольный и находится на правой стороне города, когда входишь через Готтонские ворота (ворота по дороге в Гвато). Он так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной, кроме той, что окружает город. Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных длинных четырехугольных галлерей почти такой же величины, как амстердамская биржа. Галлерей эти покоятся на высоких столбах, снизу доверху покрытых медью с изображением военных подвигов и битв... Каждая крыша украшена башенкой, на которой поставлена птица, литая из меди, с распростертыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная. Город имеет очень прямые и широкие улицы, каждая около ста двадцати футов шириной» (О.Dapper, Naukeurige Beschrijvinge der Afrikaenische Gewesten van Egypten, Afrikan, Negrosland etc., Amsterdam, 1676, стр. 502.).

    Французский путешественник Ландольф, посетивший Бенин в 1786 г., сравнивает его с наиболее крупными городами Франции того времени. По его словам, в Бенине жило около восьмидесяти тысяч человек.

    Таким был Бенин в 16-18 вв. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

    Большие бронзовые головы изображают царей Бенина и связаны с культом предков. До сих пор еще в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим. Изображение предка называется ухув-элао, что в переводе означает череп предка. Прежде у алтаря собирались члены большой патриархальной семьи - глава дома, его домочадцы, слуги и рабы. В известной степени большая патриархальная семья Бенина была сходна с древнеримской, глава которой также приносил от лица всей семьи жертвы на алтарь своих предков. В Бенине, так же как и в императорском Риме, цари были обожествлены, царский алтарь считался алтарем предков населения всей страны и культ предков царя имел общегосударственное значение.

    Ухув-элао предков царя и верховного военачальника - эзомо, владевшего огромными поместьями и сотнями рабов, делались из бронзы. В верхней части бронзовых голов имеются отверстия, в которые вставлялись резные слоновые бивни. На них, по-видимому, изображались процессии, связанные с большим ежегодным праздником предков.

    По местным преданиям, в правление царя Огуола, то есть в середине 13 в., из города Ифе в Бенин был прислан мастер-литейщик Игве-Ига. С этого времени в Бенине при царском дворе появились свои мастера-литейщики. Они жили в особом квартале в непосредственном соседстве с дворцом. Искусство литья из бронзы держалось в секрете.

    Бронзовые головы и фигуры бенинских царей 15-18 вв. имеют ярко выраженный негроидный характер, но все черты лица переданы упрощенно и схематично. Ухув-элао изображает царя в традиционном головном уборе - плетеной шапочке с двумя крыльями по бокам. В месте прикрепления крыльев помешены крупные розетки, от которых отходят выступы, состоящие из бус, нанизанных на прочную основу. (Бусы некоторых сортов ценились в Бенине дороже золота.) Нижняя часть головы до самого рта закрыта подобием высокого стоячего воротника. Это нитки бус, одевавшиеся при торжественных церемониях. Внизу, у основания ухув-элао, на ободке изображены разные животные, фигуры которых, вероятно, являются своеобразным перечнем титулов царя и, по-видимому, должны были «читаться» примерно так: смелый как пантера, могучий как бык, сильный как слон и т. п. Некоторые головы без ободка внизу, возможно, изображают мать царя, которая пользовалась почетом при дворе царя Бенина. Впрочем, все бронзовые головы царей и цариц однородны - перед нами те же безжизненные величественные маски. Большой жизненностью изображения отличается бронзовая статуэтка «флейтиста», голова женщины и др.

    Бронзовые рельефы были предназначены для украшения дворцовых залов и галерей. На них мы видим царей, придворных, военачальников, европейских купцов, сцены охот и жертвоприношений. Военачальники изображены в панцирях с подвешенными к ним колокольчиками, имеющими, по мнению бенинцев, волшебную силу. Ношение таких колокольчиков было признаком власти.

    В целом по сравнению с искусством культуры Ифе искусство Бенина отличается большей условностью и меньшим мастерством пластики. Объемы становятся более схематичными, теряют то чувство пластики живого тела, которое было свойственно мастерам Ифе, зато гораздо большее значение приобретает собственно орнаментальный элемент в скульптуре, достигающий высокого и своеобразного развития. Очень высок и сам ремесленный уровень обработки металла, литья, резьбы и т. д. В какой-то мере искусство Бенина схематичностью объемов, условностью пропорций, обилием орнамента напоминает по своему типу памятники раннего средневековья Западной Европы, в то время как произведения мастеров Ифе вызывают скорее ассоциации с памятниками ранней античности или Древней Индии.

    Было бы, однако, неверно видеть в искусстве Бенина лишь проявление художественного упадка, расценивать его лишь как ремесленное придворное искусство. Тесно связанное со складывающейся феодальной идеологией искусство Бенина оказывалось связанным и с зарождающейся культово-дворцовой архитектурой.

    В Бенине сложился связанный с архитектурой рельеф, сложились определенные ранние формы монументальной композиции средневекового типа. Таков бронзовый рельеф, изображающий парадную стражу, симметрично расположенную вокруг царского трона. Рельеф этот интересен также и тем, что он дает представление и об архитектуре и архитектурном декоре дворца Бенина. Интересна своей иератически симметричной композицией скульптурная группа, изображающая вождя и его свиту. Любопытно, что принцип примитивной социальной иерархии находит свое выражение в масштабных соотношениях фигур. Царь-полководец намного больше по размерам, чем его спутник, совсем маленькими изображены раб или рядовой воин, стоящий в ногах у царя, и два льва, символизирующие силу и мужество владыки. На постаменте группы изображены в рельефе символические фигуры, в частности поверженные и обезглавленные враги. По типу своей наивной символики эта композиция напоминает некоторые произведения Двуречья или раннего романского искусства.

    Однако при всей своей примитивности произведения такого рода означали переход от орнаментального понимания художественного целого или от изображения хотя и реалистически ярких отдельных фигур к более сложному и монументальному объединению группы людей, связанных общностью действия или выражающих некую общую идею.

    По сравнению с этими изображениями бронзовая фигура петуха, сделанная в натуральную величину, поражает своей реалистичностью. Тщательно выгравировано оперение, и если в чем можно упрекнуть художника, то только в излишней толщине ног птицы, что, по всей вероятности, вызвано технической необходимостью: фигура петуха слишком массивна и тяжела, чтобы удержаться на более тонких ногах.

    Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуру почти всех народов Гвинейского побережья, от реки Нигер вплоть до реки Вольта и даже к западу от нее. Литье из бронзы до сих пор распространено у многих народов Верхней Гвинеи.

    Очень интересно творчество мастеров-литейщиков Ганы, именно бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Еще арабские путешественники 10-15 вв. сообщали о лежащих далеко на юге странах, где добывается золото. Области добычи золота находились в пределах ныне независимых государств Ганы и Берега Слоновой Кости. У народа бауле, в частности, литье из золота было очень распространено. Сохранилось большое число золотых масочек, которые отличаются большим изяществом и тонкой работой. Они представляют большую редкость. Их носили на шее или у пояса, и, возможно, они изображают головы убитых врагов. Но своему характеру они напоминают небольшие маски, которые мы встречаем на поясах вельмож, изображенных на бронзовых рельефах древнего Бенина. Маски бауле очень разнообразны, но имеют и определенные общие черты: яйцевидное или овальное лицо, надбровные дуги в виде шнура, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, условно переданные волосы в виде стилизованных скрученных пучков.

    К югу от государств, расположенных вдоль Гвинейского побережья и нижнего течения Нигера, в зоне Экваториальной Африки, также возникло несколько крупных государственных образований. Наиболее значительным среди них являлось царство Конго, где в период его расцвета, в 15-17 вв., торговля и ремесла достигли высокой степени развития. Однако богатые и самобытные художественные традиции сохранились не столько в центрах этого царства, сколько на территории процветавшего в 16-18 вв. далеко от моря, в глубине экваториальных лесов, государства Бушонго (в верховьях реки Кассай - притока Конго). Среди памятников Бушонго заслуживают особого внимания деревянные мемориальные статуи царей, традиция создания которых восходит к началу 17 в. Эти скульптуры, как, например, статуя царя Шамбо Болонгонго, отличают острая экспрессивность формы, лаконически точная и резкая моделировка объемов. Цари изображались сидящими со скрещенными ногами, чуть наклоненными вперед. Непременным атрибутом этих статуй являлись различные предметы, символизирующие достойные увековечения дела правителей. Например, изображение наковальни служило символом того, что при данном царе высокого уровня достигло кузнечное ремесло. Сам Шамбо Болонгонго изображен с игральной доской на коленях в знак того, что игра «лела» появилась в стране в его царствование.

    В целом художественное наследие рабовладельческих и раннефеодальных государств Тропической и Южной Африки обладает значительной эстетической ценностью. Оно опровергает версию ряда буржуазных ученых о внеисторическом этнографически застывшем характере культуры негров, подтверждает, что народы Африки в своем историческом и художественном развитии вышли из стадии первобытного доклассового общества, двигаясь по пути прогресса, достигли высокого уровня общественного разделения труда и производства и создали свою государственность и свою самобытную высокоразвитую художественную культуру. Работорговля, организованная европейцами для снабжения рабочей силой американских плантаций, и последующая колонизация грубо прервали процесс самостоятельного исторического прогресса народов Тропической и Южной Африки и отбросили их назад, на несколько веков затормозив их материальное и духовное развитие.

    Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2424

    Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

    Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
    Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
    Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

    О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

    Ландшафт Тассилин-Адджер
    Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

    Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

    Сцена охоты
    Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

    Буйволы
    Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
    Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

    Верблюды
    Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
    Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
    Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
    В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

    Петроглифы Феццана

    Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

    В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
    Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
    Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

    Культура Нок

    Область жизнедеятельности Нок

    Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

    Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

    Терракотовая скульптура Нок
    Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
    Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

    Народ сао

    До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

    Скульптура сао
    Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
    Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
    Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

    Наскальная живопись (Южная Родезия)
    Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

    Рельеф (Южная Родезия)

    Деревянная скульптура

    Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

    Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

    У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

    Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
    Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

    Искусство средневековой Африки

    Культура Ифе

    И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
    Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
    Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

    Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
    Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
    Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

    Бронзовые рельефы Ифе
    Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
    В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

    Бронзовая фигура царя
    К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

    Бенинская бронза
    Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
    По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

    Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
    Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
    Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

    Маска бауле
    Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

    Египет - не единственное государство в Африке, где с древних времен существовала и развивалась высокая культура. Многие народы Африки издавна умели выплавлять и обрабатывать железо и другие металлы. Может быть, этому они научились раньше европейцев. Современные египтяне говорят на арабском языке, и значительная часть их действительно происходит от арабов, но древнее население Египта пришло в долину Нила из пустыни Сахары, в которой в древнейшие времена были многоводные реки и богатая растительность. В центре Сахары на плоскогорьях сохранились рисунки на скалах, выбитые острым камнем или нарисованные краской. По этим рисункам видно, что в те времена население Сахары занималось охотой на диких зверей, разводило домашний скот: коров, лошадей.

    На северном африканском побережье и прилегающих к нему островах жили племена, которые умели делать большие лодки и успешно занимались рыбной ловлей и другими морскими промыслами.

    В тысячелетии до н. э. в древних поселениях на берегах Северной Африки появились финикийцы, а позднее - и греки. Финикийские города-колонии - У тика, Карфаген и др.- со временем усилились и под властью Карфагена объединились в могучее государство.

    Соседи Карфагена, ливийцы, создали свои государства - Нумидию и Мавританию. С 264 по 146 г. до н. э. Рим воевал с Карфагенским государством. После разрушения города Карфагена на принадлежавшей ему территории была создана римская провинция Африка. Здесь трудом рабов-ливийцев полоса прибрежной пустыни была превращена в цветущий край. Рабы вырыли колодцы, сложили каменные цистерны для воды, построили большие города с каменными домами, водопроводами и т. п. В дальнейшем города Римской Африки пострадали от нашествий германских вандалов, а позднее эти области стали колонией Византийской империи, и, наконец, в VIII-X вв. эта часть Северной Африки была завоевана арабами-мусульманами и стала называться Магрибом.

    В долине Нила, южнее территории древнего Египта, еще до нашей эры существовали нубийские царства Напата и Мероэ. До настоящего времени там сохранились развалины древних городов, небольшие пирамиды, похожие на древнеегипетские, а также памятники древней мероитской письменности. В дальнейшем нубийские царства были завоеваны царями могущественного государства Аксум, которое сложилось в первые века нашей эры на территории нынешней Южной Аравии и Северной Эфиопии.

    От берегов Атлантического океана до самого Нила простирается Судан.

    Из Северной Африки в страну Судан можно было проникнуть только по старинным караванным дорогам, которые проходили по высохшим руслам древних рек пустыни Сахары. Во время скудных дождей в старых руслах иногда собиралось немного воды, а в некоторых местах древними жителями Сахары были вырыты колодцы.

    Жители Судана выращивали просо, хлопок и другие растения; разводили скот - коров и овец. На быках иногда ездили верхом, но пахать землю с их помощью не умели. Почву под посевы обрабатывали деревянными мотыгами с железными наконечниками. Железо в Судане выплавляли в маленьких глиняных домнах. Из железа ковали оружие, ножи, наконечники для мотыг, топоры и другие орудия. Первоначально кузнецы, ткачи, красильщики и другие ремесленники одновременно занимались земледелием и скотоводством. Излишки изделий своего ремесла они нередко обменивали на другие товары. Базары в Судане были расположены в деревнях на границах территорий различных племен. Население таких деревень росло быстро. Часть его богатела, захватывала власть и постепенно подчиняла себе бедноту. Военные походы на соседей в случае удачи сопровождались захватом пленных и другой военной добычи. Военнопленных не убивали, а заставляли работать. Таким образом, в некоторых поселениях, выросших в небольшие города, появились рабы. Их стали продавать на базарах, подобно другим товарам.

    Древние суданские города часто вели войны между собой. Правители и знать одного города нередко подчиняли своей власти несколько окружающих городов.

    Например, около IX в. н. э. на самом западе Судана, в местности Аукер (территория северной части современного государства Мали), сложилось сильное по тому времени государство Гана.

    Древняя Гана была центром торговли Западного Судана с Северной Африкой, что имело очень большое значение для процветания и могущества этого государства.

    В XI в. берберы-мусульмане из магрибского государства аль-Моравидов, на севере Африки, привлеченные богатством Ганы, напали на нее и уничтожили государство. От разгрома меньше всего пострадала отдаленная южная область - Мали. Один из правителей Мали, по имени Сундиата, живший в середине XII в., постепенно захватил всю бывшую территорию Ганы и даже присоединил к ней другие земли. После этого государство Мали стало занимать значительно большую территорию, чем Гана. Однако непрерывная борьба с соседями привела постепенно к ослаблению государства и распаду его.

    В XIV в. разрозненные и слабые города государства Мали были захвачены правителями города Гао-центра небольшого государства народа сонгаи. Сонгайские цари постепенно объединили под своей властью огромную территорию, на которой было много больших городов. Один из таких городов, существовавший еще во времена государства Мали,- Тимбукту сделался культурным центром всего Западного Судана. Жители государства Сонгаи были мусульманами.

    Средневековые мусульманские ученые из Тимбукту стали известны далеко за пределами Западного Судана. Они впервые создали письменность на языках Судана, использовав для этого знаки арабского алфавита. Эти ученые написали много книг, и в том числе хроники - книги по истории государств Судана. Суданские архитекторы строили в Тимбукту и других городах большие и красивые дома, дворцы, мечети с минаретами в шесть этажей. Города окружали высокими стенами.

    В XVв. султаны Марокко неоднократно пытались завоевать государство Сонгаи. В конце концов они завоевали его, разрушив при этом Тимбукту и другие города. В горящем Тимбукту погибли замечательные библиотеки с ценными древними рукописями. Были разрушены многие архитектурные памятники. Суданские ученые - архитекторы, врачи, астрономы,- уведенные в рабство марокканцами, почти все погибли в пути через пустыню. Остатки богатств городов разграбили соседи-кочевники - туареги и фульбе. Огромное государство Сонгаи распалось на множество маленьких и слабых государств.

    С этого времени основное значение имели торговые караванные пути, идущие от озера Чад через внутреннюю область Сахары - Фез-зан - к Тунису. В северной части территории современной Нигерии вплоть до XIX в. существовали самостоятельные небольшие государства (султанаты) народа хауса. Султанат включал город с прилегающей сельской местностью. Самым богатым и знаменитым был город Кано.

    Западная часть тропической Африки, расположенная у берегов Атлантического океана, у португальских, голландских и английских мореплавателей XV-XVIIвв. получила название Гвинея. Мореплаватели долго не подозревали, что за стеной тропической растительности Гвинейского берега скрываются густо | населенные области с большими многолюдными городами. Европейские корабли приставали к берегу и вели торговлю с береговым населением. Сюда доставляли из внутренних областей слоновую кость, ценные породы дерева, а иногда и золото. Европейские купцы покупали также и военнопленных, которых увозили из Африки сначала в Португалию, а позднее в ис панские колонии в Центральной и Южной Америке. Рабов сотнями грузили на парусные корабли и почти без пищи и воды везли через Атлантический океан. В пути очень многие из них гибли. Европейцы всячески разжигали войны между племенами и народами Гвинеи, чтобы получить побольше рабов. Европейским купцам XV-XVвв. очень хотелось самим проникнуть в богатые внутренние области Гвинеи. Однако тропические леса и болота, а также сопротивление сильных, хорошо организованных государств в течение нескольких столетий препятствовали этому. Только отдельным людям удавалось проникнуть туда. Вернувшись, они рассказывали о больших, хорошо спланированных городах с широкими улицами, о богатых дворцах царей, хорошо вооруженных отрядах, охраняющих порядок, замечательных бронзовых и каменных произведениях искусства местных мастеров и о множестве других удивительных вещей.

    Культурные ценности и исторические памятники этих древних государств были уничтожены европейцами в XIX в. во время колониального раздела Западной Африки. В нашем веке в лесах Гвинеи исследователи обнаружили остатки древней культуры африканцев: разбитые каменные статуи, головы из камня и бронзы, развалины дворцов. Некоторые из этих археологических памятников относятся к тысячелетию до н. э., когда большую часть Европы населяли еще дикие племена.

    В 1485 г. португальский мореплаватель Диего Кано открыл устье многоводной африканской реки Конго. Во время следующих плаваний корабли португальцев поднялись по реке и достигли государства Конго. Они привезли с собой послов от португальского короля, а также монахов-проповедников, которым было поручено обратить в христианство население Конго. Португальские монахи оставили записи, в которых рассказывается о средневековом государстве Конго и соседних государствах - Лунда, Луба, Касонго, Бушонго, Лоанго и др. Население этих стран, так же как и Гвинеи, занималось земледелием: выращивало ямс, таро, бататы г и другие растения.

    Местные мастера славились искусством изготовления различных изделий из дерева. Большое значение имело кузнечное ремесло.

    Все эти государства пришли в упадок и распались в результате продолжительных войн с португальцами, пытавшимися их покорить.

    Восточный берег Африки омывается Индийским океаном. Зимой здесь дует ветер (муссон) от берегов Азии к берегам Африки, а летом в противоположном направлении. С древнейших времен народы Азии и Африки использовали муссонные ветры для торгового мореплавания. Уже в в. на восточном берегу Африки были постоянные торговые пункты, где местное население меняло слоновую кость, черепаховые щиты и другие товары на металлические орудия, оружие и ткани у азиатских купцов. Иногда сюда приплывали по Красному морю и купцы из Греции и Египта.

    Позднее, когда некоторые торговые поселения выросли в большие города, их жители - африканцы (арабы их называли «суахили», т. е. «береговые») - стали сами плавать в азиатские страны. Они торговали слоновой костью, медью и золотом, шкурами редких зверей и деревом ценных пород. Эти товары суахили покупали у народов, которые жили вдали от океанских берегов, в глубине Африки. Слоновые бивни и рога носорогов купцы-суахили покупали у вождей различных племен, а золото выменивали в стране Макаранга на изделия из стекла, фарфора и другие товары, привезенные из-за океана.

    Когда купцы в Африке собирали столько груза, что его не могли снести их носильщики, тогда они покупали рабов или силой уводили с собой людей из какого-нибудь слабого племени. Едва караван достигал берега, как купцы продавали носильщиков в рабство или везли их на продажу за океан.

    С течением времени наиболее сильные города восточноафриканского побережья подчинили себе более слабые и образовали несколько государств: Пате, Момбаса, Кильва и др. В них переселилось много арабов, персов и индийцев. Ученые восточноафриканских городов создали письменность на языке суахили, воспользовавшись, как и в Судане, знаками арабского письма. На языке суахили существовали литературные произведения, а также летописи истории городов.

    Во время плаваний Васко да Гамы в Индию европейцы впервые посетили древние суахилийские города. Португальцы неоднократно завоевывали и вновь теряли восточноафриканские города, при этом многие из них были захватчиками разрушены, а развалины со временем заросли колючими тропическими кустарниками. И теперь только в народных легендах сохранились названия древних африканских городов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в