Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Размышления о Литургии: Христос посреди нас. Христос посреди нас (из цикла бесед о Евхаристии)


Христианские приветствия


Так как же принято здороваться в православной церкви ?


Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?.. Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)


Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»



Какие же приветствия приняты в современной православной церкви?

Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами:«Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем:«Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас!» – следует ответить:

«И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» ; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»


Во-вторых:


благословение уместно, а в некоторых случаях и необходимо для пользы просящего, испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.


В-третъих:

согласно церковному этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благовение к Божьему служителю, которому дано «пользоваться такой честию, какой не дал Господь и Ангелам». (Св. прав. Иоанн Кронштадтский). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».(Мал.2.7). Если прихожанин встречает священника на улице, то также при необходимости можно испросить благословения, или наклонением головы поприветствовать церковным приветствием. У диакона благословения не испрашивают, а при необходимости обращаются «отец диакон».


В-четвёртых:

Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.


Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»…

Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.


В монастырях не входят в чужие келий, но сначала стучат в дверь и творят в слух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас.» женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших....) . И не входят к находящемуся в келии, покуда не услышат из-за двери: «Аминь.»


В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество».


Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, т.к. точно не знают как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник духовный пастырь, и для него тоже очень важно помочь своим прихожанам.

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сынa и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную» — так говорит диакон перед всенародным пением Символа веры. И после этого священнослужители в алтаре приветствуют друг друга словами «Христос посреди нас!», на что следует ответ: «И есть, и будет!». Это радостное, братское свидетельство единства в Христовой любви и вере, всего в нескольких, но таких важных, словах можно услышать за Литургией теперь только в алтаре. А когда-то, в древности с таким целованием мира (ведь приветствие сопровождалось именно братским целованием) подходили друг к другу в этот момент и все верующие, находившиеся в храме — мужчины к мужчинам, женщины к женщинам. Поистине Пасхальная радость — Христос среди нас! Обратившись с этой вестью к брату или сестре, христианин слышал в ответ (если вдуматься): «Да, это так — и есть Христос, и будет! Нет ничего выше этого! Мы вместе, мы христиане, мы самые счастливые люди, потому, что среди нас Господь». И слова Символа веры после этого звучали, как победная песнь.

Древний обычай такого приветствия во время Литургии между мирянами в древности же и исчез, поскольку после прекращения гонений приходы увеличились многократно и перестали быть со временем теми небольшими общинами, где все друг друга знали, и к каждому можно было вот так в простоте сердца обратиться с таким сакральным приветствием... Так об этом пишут историки, так исчезла эта радостная практика лобызания мира. А, впрочем, исчезла ли?

Нет, конечно, не стоит что-то там менять в нашем устоявшемся богослужении. Это не нужно, ведь призыв диакона возлюбить друг друга и быть единомысленными в устремлении к Богу остался. И пение Символа веры всем храмом тоже осталось. А, значит, Церковь, как и прежде, призывает нас к единению в вере и любви Христовой. И вовсе не обязательно это подкреплять словами. Дела наши, отношение друг ко другу, братство не на словах, а на деле, единство, взаимопомощь, стремление к глубокому пониманию веры, к живой духовной жизни — это наше целование мира, которому не нужны слова. Если будет так, то даже без взгляда на человека поймёшь, что это твой брат или сестра — что он тут в храме не только ради себя и своих нужд.

Так появляется настоящая община — сообщество верующих, для которых храм это второй дом, а все присутствующие в нём — не чужие люди.

В этот год столетнего юбилея начала советских гонений на Церковь вспоминаются многие мученики-священники, вокруг которых в те страшные времена собирались верующие, и становились подлинной духовной семьёй (вспомним, хотя бы отца Арсения из одноимённой книги). И дело было не только в батюшках, но ещё и в мирянах, которые стремились к этому христианскому единству, и потом сами часто становились исповедниками веры и мучениками за Христа. Такой пример из времён гонений. Но и сейчас идеалы христианства гонимы.

Современный мир учит увлекаться собственной индивидуальностью, заниматься собой, своими проблемами, переживаниями. Какое уж тут христианство, какое братство? Да, мы приходим в храм лечить свои индивидуальные духовные раны. Но и братьями мы должны называться не номинально, ведь недаром пишет апостол Иаков: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин, 4, 20, 21). Скажешь себе: «Вроде я же не ненавижу брата своего!» Но огромная, многометровая духовная стена между современными людьми — не есть ли равнодушие, которое, возможно, даже хуже ненависти?

И, может быть, это и есть одна из задач христианина (особенно — современного): жить так, чтобы разрушались стены между нами, чтобы по одному взгляду нашему человек мог услышать тёплое и спасительное: «Христос посреди нас! И есть, и будет!»


Вопрос читателя:
Ко мне пришли священнослужители с иорданским освящением, и поздоровались: «Христос крестился!..» А я не знала, как ответить. Расскажите пожалуйста, как принято приветствовать в Православии, и как правильно обращаться к священнослужителям?..

Ответ:

Действительно, проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия.

Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?..

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)

«Радуйся!» , «Радуйтесь!» – еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами: «Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем: «Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас! » – следует ответить: «И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»

А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»… Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея. Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия» десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета. Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени. Таково обращение «отец» (в украинской традиции – «пан-отче» , в русской часто – «батюшка» ) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. – Авт. ) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. – Авт. )» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего. И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы. Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов ; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

Когда пастырь Церкви, обретя дар Духа Святого, пасет стадо Божие, – нам следует понимать, что истинный Пастырь – Господь. Когда проповедник Евангелия Правды по заповеди Божией «идет и учит все народы» всему тому, что заповедал нам Иисус, – мы помним, что один нам Учитель – Господь. И когда священнослужитель духовно рождает новообращенных в Божие Царство – мы знаем, что один у нас Отец, сущий на Небесах…

В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество». Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…»

Такими словами однажды на архиерейской Литургии, где было много разных сослужащих священников, известный отец Х. ответил отцу Y. в положенный момент Литургии, когда возглашается «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Отец Y. в свое время строил немало козней отцу Х. и вел себя по отношению к нему явно не по-братски, не по-христиански, а может даже и вовсе не по-человечески. По крайней мере с точки зрения отца Х. Естественно, что просто так, формально, ответить на слова «Христос посреди нас», обращенные лично к нему, словами «и есть, и будет», отец Х. был не в состоянии с искренностью, и не хотел кривить душой. Чем вызвал после возмущение отца Y., который потом шумел по этому поводу что-то вроде такого: «отец Х. нарушил чин , да как он посмел!».

А мне самому неоднократно приходили в голову те же мысли. Бердяев бы в очередной раз назвал это все условной символизацией. Действительно, любовь, братство, Сам Христос и многие другие реальности в нашей литургической и бытовой церковной жизни чаще всего символизируются, изображаются, но не являются. Каждый из нас, бесспорно, может быть в этом ответствен. Конечно, и в данном случае словами «и есть, и будет» мы выражаем больше пожелание, чтоб так и было, если этого пока еще нет, и отчасти символизируем это присутствие. Допустим, если я впервые вижу какого-нибудь священнослужителя на Литургии в большом соборе, где много других иереев-протоиереев-архимандритов, и неизвестно, когда увижу его еще раз в жизни, то эти слова означают не больше, чем простое приветствие, чем сказать «здравствуйте» или «Бог вам в помощь», ну и почему бы их не сказать тогда, в конце концов. Но когда есть реальная община, где люди друг друга знают и друг за друга молятся, эти слова приобретают уже гораздо более весомый смысл. Они и призваны реализовываться прежде всего в общине. Ну а если кто-то поступает с тобой явно не по-христиански? Я думаю, что сказать такому служителю «надеюсь, что будет» есть хорошая форма обличения его наедине, в точности по слову Евангелия: «Если согрешит (против тебя) брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18, 15). Да, чин, безусловно, нарушится в этом случае. Но вот характерная черта нашего широко распространенного благочестия: можно запросто поступить с ближним по-хамски, обидеть его как ни в чем не бывало, но вот ЧИН чтобы был неприкосновенен! Я вовсе не против того, чтобы осуществлялись слова апостола Павла «все должно быть благопристойно и чинно». Но только не за счет исполнения основных заповедей…

По жизни у меня, слава Богу, мало личных врагов, в том числе и среди священнослужителей. Но они все же остаются… И если вдруг когда-нибудь мне доведется с кем-нибудь из них пересечься на Литургии в качестве одного из сослужащих, я, пожалуй, отвечу им теми же словами, какими ответил в свое время отец Х отцу Y.

Бывали случаи, правда не на Литургии, когда один другому отвечал: «И нет, и не будет», что уже неприличная для христианина крайность. Или, как приходилось самому слышать шутку, «и нет, и не было». В этом плане опять-таки вариант отца Х. представляет собой самое настоящее и искреннее выражение христианской надежды! :)) Разумеется, зависит еще, с каким внутренним состоянием эти слова произносить…

Как мудрый Учитель, «прикреплял» Господь ко мне, «двоечнице», своих лучших, ревностных учеников, и каждый из них помогал мне усвоить необходимый урок.

Воцерковление мое началось лишь после 28 лет. У моей подруги внезапно умерла маленькая дочь, и это было так страшно, что я побежала в церковь в поисках ответа на вопрос – что нужно делать, чтобы уберечь своего двухлетнего сына. На беседу со мной вышел отец Виктор, первый священник на моем жизненном пути, и в его глазах я увидела то, что Антоний Сурожский называл «сиянием вечной жизни»…Он долго беседовал со мной, и уходила я уже с успокоенной душой, но со жгучим вопросом, пытаясь понять, отчего он ТАКОЙ, что знает, во что верит, как живет?! И я, как те галилейские рыбаки, пошла за Христом, привлеченная силой Его Любви, явленной мне через преданного Ему ученика…

Выяснив у отца Виктора, «что надо делать», я начала посещать службы, словно живую воду, впитывая в себя еще непонятные, но такие прекрасные слова молитв. Читала утром и вечером молитвослов, буквально с головой погрузилась в изучение Библии, перенося все нападки своих домашних, восставших против такого «фанатизма». В общем, переживала классический период неофитства.

Мне, коммуникабельной и непосредственной, казалось, что и на приходе все так же рады общению, как и я. Мудрые и степенные батюшки подробно отвечали на мои бесконечные вопросы, а отец Виктор по отношению ко мне проявлял, как поняла после, поистине ангельское терпение!

При каждой возможности я старалась переговорить с ним, на мои длинные тирады, терпеливо выслушав, он отвечал обычно буквально несколькими словами, но это были именно те слова, которых ждала душа моя.

Вскоре я начала исповедоваться – без страха, даже с чувством тайной гордости за свою «искренность», и уже причастилась несколько раз, радуясь неизменно хорошему настроению после Причастия. По-видимому, я начала считать себя «достаточно православной», и тогда Господь послал мне такого же “неофита”, ревностно приступившего к служению Богу – недавно рукоположенного отца Валериана, который решительно и быстро вернул меня «с небес на землю».

– Ну что, Марина, конечно, я не могу допустить Вас к Причастию сегодня! Готовьтесь, придете в следующий раз! – огорошил он меня, выслушав исповедь.

Я опешила – такое в моей «церковной» жизни случилось впервые. Но противоречить не осмелилась, отошла от аналоя и, обескураженная, уныло поплелась по лестнице в верхний храм, где шла служба. По моему самомнению был нанесен сокрушительный удар, и радостное чувство собственной «праведности» вдруг покинуло меня.


Людей было мало, вскоре последний причастник пошел к столику с «запивкой», и священник с Чашей вернулся в алтарь. Тут из нижнего храма, перепрыгивая через ступени, взлетел отец Валериан, и быстро кинув на меня взгляд, тоже пробежал в алтарь. Царские Врата были открыты, и я видела, что он что-то сказал отцу Виктору, все еще держащему в руках Чашу. Тот повернулся и направился обратно, на амвон, а отец Валериан, стремительно выйдя из боковых дверей, почти подбежал ко мне.

– Марина, идите, причащайтесь скорее! – громко прошептал он.

Позже мне сказали, что отец Валериан вдруг остановил исповедь и быстро побежал наверх, чтоб отослать меня к Причастию…

Я растерялась, но отец Виктор смотрел на меня выжидательно, и я подошла к Чаше одна, с чувством робости и смирения, подобного которому у меня не было никогда прежде. Только сейчас, впервые, я действительно ощутила себя недостойной приступить к Таинству.

Причастившись и приняв «теплоту», я встала в дальнем уголке. Мой покаянный и присмиревший облик был, наверное, очень непривычен для других, и когда закончилась служба, ко мне тихонько подошла Аллочка, работница храма.

– Не огорчайся, Мариночка, – ласково сказала она, желая меня утешить. – Все нормально!

Подошел и отец Валериан.

– Ну что, Марина, простите, Христа ради! Ошибся, вразумил меня Господь, – он выглядел смущенным и говорил серьезно.

– Вы все сделали правильно! – я сказала это совершенно искренне.

Дело в том, что я совершенно не огорчалась, напротив, душа наполнилась каким-то дивным, необъяснимым покоем. Уже не единожды причащаясь, я сегодня впервые приступила к Чаше в смирении и сокрушении сердца, и неожиданно абсолютно реально ощутила, что такое Благодать…

Казалось, что после произошедшего я должна избегать отца Валериана – по – крайней мере, раньше я бы так и отреагировала на критическое отношение ко мне, ведь смирением совершенно не обладала, была достаточно обидчива. Однако я не ощущала никакой обиды на этого батюшку, что очень удивляло и меня саму.

И верую, не сомневаюсь, что именно Господь, бывший «посреди нас», и расположил мое сердце к этому строгому пастырю, зная, какое «лекарство» на тот момент было потребно моей больной душе…

Конечно, первое время я все же старалась не подходить к отцу Валериану - опасалась услышать нелицеприятный выговор, и вставала в очередь на исповедь к более «корректному» батюшке. Но как-то так устроил Господь, что с того момента чаще всего мне приходилось исповедоваться именно у него.

С другими прихожанами этот священник мог быть деликатным, но мое тщеславие не щадил, желание «покрасоваться» на словах жестко пресекал и не давал мне «растекаться мыслью по древу» ни в беседе, ни на исповеди, всегда требуя называть вещи своими именами.

– Марина, Вы же христианка! – возмущенно восклицал он, останавливая мои самооправдания или попытки объяснить свои грехи «смягчающими обстоятельствами».

Мое самолюбие, как огнем, обжигали его обличительные речи, но жар этого огня высвечивал передо мной и мои грехи, а кого-кого, но себя обмануть я не могла - совесть заставляла признать правоту его слов. И так, потихоньку, с помощью отца Валериана, Господь открывал мне меня саму и научал смирению…

Всем известные слова Библии: «Чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение.» (Сир. 2:1 и 2) сбылись и на мне.

Через год после воцерковления у меня случилась житейская драма – мы с мужем оказались на грани развода. Мой привычный мир рушился, а слова псалма «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей…» стали моим дыханием.


В какой-то момент ужас от осознания неизбежности семейного краха невыносимой тяготой навалился на мою душу. В крайнем отчаянии, на грани душевного срыва, я написала сумбурное письмо отцу Виктору, и поехала в храм, всю дорогу утирая слезы. Не застав батюшку на месте, я оставила письмо у бабушки за прилавком, прося передать его по назначению, и вернулась домой. И вдруг, внезапно, я буквально физически ощутила, что такое, когда говорят «камень скатился с души»! Ощущение мгновенно ушедшей тяжести, сменившейся полным спокойствием, было так неожиданно и реалистично, что во мне сверкнула мысль: «Это отец Виктор прочитал мое письмо!».

Поздно вечером отец Виктор позвонил мне.
– Марина, не надо так отчаиваться, – начал было он меня успокаивать.

Перебив, я в восторженных словах стала благодарить его за молитву, но он быстро свернул разговор. Я же рвалась сказать, что готова встать перед ним на колени, потому как сердцем почувствовала, что он, мой духовный отец, взял мою боль на себя…

Почти уверившись, что семейная жизнь моя разрушена, я смирилась и принимала скорбь ситуации, как «достойное по делам моим». Но по Милости Божией и, несомненно, по молитвам отца Валериана и отца Виктора, наши отношения с мужем наладились буквально чудом, более того, Господь послал нам великую милость – невозможную, по прогнозам врачей, вторую беременность!

Своего второго ребенка, доченьку, я носила уже в смирении сердца, просила молитв у священников и молилась сама, как умела. Сложилось так, что храм, по причине недомогания, я не посещала несколько месяцев. Уже наступила осень, когда, наконец, я туда смогла поехать. Было холодно, и не успела я выйти из автобуса, как начался сильный ливень. Раскрыв зонт и наклонив его, чтоб защититься от дождя с ветром, я осторожно шла по направлению к храму. Внезапно я услышала звуки хлюпающей воды и выглянула из-под зонта. Навстречу мне, без каких-либо атрибутов защиты от непогоды, в одной только рясе, уже насквозь промокший, стремительно бежал отец Валериан.

Я остановилась.

Отец Валериан устремился ко мне.

– Марина, ну что там у Вас, говорите быстрее, а то я на требы уезжаю!

Я попыталась протянуть ему зонт, но он нетерпеливо отмахнулся, и требовательно уставился на меня.

– Вы же замерзнете …– смутилась я.

– Ничего. Это Вы зонтом прикройтесь, ребенка застудите! – строго промолвил он.

– Да я просто так в храм иду, отец Валериан. – попыталась я его успокоить. – У меня все в порядке!

– Да? – пытливо глянул он на меня, будто не доверяя. И вдруг неожиданно широко улыбнулся. – Ну и хорошо, наконец-то все в порядке!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога