Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Расследование РБК: на что живет церковь.

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом на конференции «Между верой и разумом: социальная доктрина Церкви и ее вселенское значение», которая проходит в эти дни в Милане (Италия).

В Евангелии Господь Иисус Христос говорит о двух основных заповедях (Мф. 22:37-40). Первая заповедь связана со служением Богу, вторая, подобная ей, предполагает служение ближнему. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», — говорит Господь (Мф. 22:40). Любовь к ближнему, о которой говорит Господь, объясняется для нас в притче о милосердном самарянине (Лк. 10:29-37).

Мы знаем, что многие христиане следуют этому примеру в своей жизни время от времени, проявляя деятельное сострадание к родным, знакомым или даже случайно встреченным людям, а другие организуют профессиональное служение бедным, больным и угнетенным, делают это своей профессией и порой достигают в этом служении большой эффективности и высот профессионализма.

Сегодня в Русской Православной Церкви только на территории России действует больше 2900 социальных проектов и инициатив, среди них более 40 богаделен (приютов для стариков), 62 реабилитационных центра для наркозависимых, 18 приютов для беременных и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации, 90 детских приютов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 61 церковный приют для бездомных. Свое служение несут около 2600 сестер милосердия — женщин, которые, как правило, ухаживают за больными, одинокими людьми в больницах и на дому. На территории СНГ действует более 300 православных сестричеств милосердия (Все эти проекты возникли за последние 20 лет, когда прекратились гонения на Церковь со стороны властей, и надо сказать, что до сих пор государство в России фактически не оказывает системной помощи церковным социальным проектам).

При этом в нашем утратившем целостность мире личное милосердие и профессиональная деятельность в этой области бывают также разделены. Возможно, если бы все мы, христиане, были в нашей частной, личной жизни хорошими учениками Христа, то в мире не понадобились бы благотворительные организации, которые пытаются восполнить дефицит нашей любви, жертвенности и заботы друг ко другу некими специальными усилиями.

И тут возникает проблема: проблема соотношения личного подвига человека и его участия в организованных формах милосердного служения. Все ли работники каритативной сферы милосердны? С другой стороны — все ли обычные христиане обязаны участвовать в организованных формах благотворительности? Где границы личной обязанности каждого в этих вопросах?

Хочу немного остановиться на каждой из этих проблем.

Понятно, что профессионализм в любом деле — это хорошо. Чтобы обработать пролежни или правильно перевернуть лежачего больного, нужно сначала этому научиться, иначе своим рвением можно только навредить. Социальные работники, сестры милосердия, координаторы добровольцев, руководители проектов должны получить соответствующее образование, пройти практику, приобрести определенный опыт.

Но я много раз видел, как человек, который пришел работать в церковный социальный проект, чтобы послужить ближнему, и был полон энтузиазма, становясь профессионалом, вместе с навыками приобретает цинизм, жесткость, холодность сердца.

У нас в Москве есть такой церковный проект — автобус «Милосердие», который в морозы спасает бездомных на улицах города. Этот проект действует уже много лет. Я как-то спросил у его сотрудников — ну как, за эти годы вы стали милосерднее? «Мы стали профессиональнее», — уклончиво ответили они.

Как сказала другая наша сотрудница, «мне казалось, приходит опыт. На самом деле, уходила любовь».

Эффективность — это очень важно. Но всегда ли надо делать выбор в пользу эффективности? Когда в состоянии нехватки ресурсов и перегруженности благотворительная организация (церковная в том числе) пытается добиться каких-то эффектных результатов — например, организовать масштабное мероприятие, большой благотворительный праздник, бывает, что на фасаде улыбки и цветы - а внутри взаимные обиды, срывы, нежелание помогать друг другу в мелочах. Получается, что в погоне за эффективностью легко забыть, что наши коллеги — это тоже наши ближние, и мы призваны точно так же терпеть их и помогать им, по заповеди апостола: «Друг друга тяготы носите и так исполните Закон Христов».

Бывает и так, что ради работы в благотворительной организации, особенно церковной, люди оставляли свои высокие посты в светских фирмах, в банках и шли на маленькую зарплату ухаживать за нуждающимися. Но проходит пять, десять, двадцать лет труда, и человек выгорает, утрачивает смысл служения. Уйти же из социальной сферы обратно, на светскую работу такие люди часто не могут из-за гордости. «Как я сойду со своего креста?» — говорят они. Они не могут признаться в том, что этот путь был им не по силам. А внутреннее недовольство растет и начинает проявляться в повседневной деятельности.

Наверняка многие из вас сталкивались с такими ситуациями. Как же сделать, чтобы любовь, которая привела человека к выбору именно такой профессии, не уходила, а умножалась в профессионалах социальной работы?

Нужно, я думаю, все время помнить об этой опасности, нужно осознавать, что наша цель — не в суперэффективности, не в том, чтобы обогнать государство в его социальных заботах и переустроить всю жизнь на Земле, а именно в том, чтобы в сердцах — и у нас самих, и у наших подопечных — умножалась любовь. Нужно все время выпалывать эти сорняки формализма, холодности, ожесточения, властолюбия, которые неизбежны для нашей падшей природы. Мы в наших проектах в Москве снова и снова напоминаем всем нашим сотрудникам об этих главных вещах. А особенно об этом должны думать и заботиться руководители социальных проектов.

Нужно жить не для того, чтобы сделать много дел, создать богадельню, службу помощи бездомным, больницу, накормить всех голодных, а для того, чтобы спасти свою душу. А душа спасается исполнением двух главных заповедей: любви к Богу и любви к ближнему. Причем любовь к Богу проверяется как раз любовью к ближнему, состраданием ему, которое начинается с простого внимания. И начальник, если он христианин, должен быть отцом больше, чем начальником, понимать, что состояние души подчиненного важнее, чем состояние дела.

А дела надо делать спокойно, с рассуждением и упованием на Бога. В любом христианском делании важнее дела — душа.

Поэтому всякому профессионалу во всех его делах следует всегда помнить о первой заповеди — о любви к Богу. В том случае, если эта заповедь будет забыта, наши добрые порывы будут обречены на «выгорание» — потерю желания, интереса, радости от той деятельности, которая еще недавно вызывала восторг и приносила удовлетворение.

Гармонично соединить профессионализм и христианский подвиг позволяет только одно средство — подлинная включенность человека в таинственную жизнь Церкви. Участие в церковных таинствах, молитва и жизнь по Евангелию — залог того, что мы сможем подняться на высоту профессионального служения ближним как образа жизни христианина.

Каждый христианин призван совершать подвиги любви и милосердия. Для этого не обязательно участвовать в социальных церковных проектах, записываться в добровольцы, регулярно ходить в больницу или детский дом. Из церковной истории мы знаем святых, которые совершали дела милосердия в одиночку, тайно. Тайно благотворил святитель Николай Чудотворец, известны святые, которые тайно брали к себе домой больных и прокаженных. В тайне от своей семьи благотворила русская святая Иулиания Муромская, прозванная Милостивой. В этой тайной благотворительности у каждого есть своя мера подвига, о которой знает только сам человек и его духовник.

Очень важная и для очень многих современных людей посильная форма участия в добрых делах — это волонтерство, которое предоставляет человеку большую свободу в реализации стремления к добрым делам, и к тому же дает ему круг единомышленников и соратников. Именно сочетание добровольцев и профессионалов, работающих за деньги, — наилучший путь для благотворительных социальных проектов. Крепкий костяк из профессионалов дает основательность и высокие стандарты помощи, а участие добровольцев-волонтеров привносит особую атмосферу любви и сердечности. (Хотя многие сестры милосердия и приходские соцработники у нас в России сегодня могут быть приравнены к категории добровольцев, которые на Западе не получают оплаты за свой труд, а получают денежное пособие на проезд и на еду. У нас, к сожалению, зарплаты сестер милосердия часто такие маленькие, что как раз и хватает на еду и дорогу к месту работы, так что эти профессионалы настоящие подвижники).

Помогать в церковной богадельне или церковном детском доме, где рядом с тобою трудятся люди одного духа, легче и спокойней, но кроме целиком церковных проектов в России существует огромное поле деятельности — помощь подопечным и пациентам государственных учреждений здравоохранения и соцзащиты, где потребность в участии волонтеров, в том числе церковных, очень велика.

Я в этом докладе не говорю о денежной помощи, хотя этот очень простой вид участия в добрых делах — хотя бы малой жертвой — тоже, мне кажется, естественная часть жизни христианина. У нас в России понимание того, что небольшие, но регулярные пожертвования на благотворительность — это совершенно естественно и доступно всем, только начинает складываться.

Церковь, приходские общины призывают своих членов принять участие в различных формах социального служения. В каких именно из них участвовать и в какой форме — каждый решает сам. Выбор конкретного пути доброделания — это тайна человеческого сердца. Но то, что на этот путь нужно встать каждому — очевидно.

Конечно, очень важно напоминать людям, что даже малая помощь нужна. Нужна, прежде всего, им самим. А для Церкви служение милосердия является самой действенной формой проповеди — потому что являет в нашем мире христианскую любовь.

«Не наставляй иначе, как житьем своим,

Иль, привлекая, будешь лишь отталкивать.

Слов нужно меньше, если делать должное,

Художник объясняется твореньями»

(святитель Григорий Богослов)

Начало церковной благотворительности было положено еще во времена земной жизни Спасителя, когда Апостолы собирали пожертвования и раздавали их бедным и неимущим, устраивали братские трапезы. После Пятидесятницы Апостолы продолжили совместное служение Богу и людям, которое предусматривало не только литургическую жизнь, но и диаконию, включающую в себя заботу о нищих, неимущих и нуждающихся. В Деяниях Апостолов благотворительности посвящается отдельная глава, в которой рассказано о делегировании полномочий по осуществлению благотворительной деятельности общины первохристиан семи избранным на это служение мужам - диаконам.

Во всех раннехристианских писаниях уделяется особое внимание благотворительности. Призывы к тому, чтобы творить добро нуждающимся в нем можно встретить в Посланиях Апостолов, в «Пастыре» Ермы, в сочинениях Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, Тертуллиана Карфагенского и других древних авторов. Даже во времена гонений на христианство Церковь не распространяла свое служение только на своих членов, но также выходила и за рамки христианских общин. Благотворительность христиан заключалась как и в реализации буквального призыва Христа «накормить голодных», так и в других видах служения: помощь в больницах, посещение заключенных, пожертвования, попечение о вдовах, сиротах, престарелых. Однако все это время благотворительность христианской Церкви имела стихийный характер в связи с невозможностью централизации данного служения.

После IV в., когда гонения прекратились, и Римская империя официально стала христианской, церковная благотворительность начала приобретать организованный характер. Церковь стала заниматься строительством больниц, сиротских домов, домов для престарелых, богаделен, а также контролем за их деятельностью. С этого времени благотворительность не ограничивалась частной милостыней, но стала служением, которое осуществлялось через особые учреждения. Фактически весь византийский период Церковь непрерывно осуществляла свою благотворительную деятельность. Об этом свидетельствуют и писания Отцов Церкви, в которых они призывают к благотворительности, исторические сочинения и императорские законы. Известно, что во время правления императоров Аркадия и Гонория монахам и клирикам было позволено ходатайствовать за осужденных. О наличии большого количества богоугодных заведений в Церкви говорит и восьмое Правило Халкидонского собора, которое определяет подчиненность клириков при богадельнях епископу соответствующего города. В византийский период (33-1453 гг.) мы можем наблюдать в крупных городах империи около сотни различных благотворительных институтов, попечителями которых были церковные деятели. Большую роль в благотворительности играли и монастыри, которые также собирали пожертвования на помощь страждущим и имели при себе богадельни. Даже в довольно сложные периоды жизни Церкви христианская благотворительность не прекращалась. Однако со времени падения Византийской империи Восточная Церковь фактически оказалась в парализованном состоянии, что, естественно, ограничило ее социальное служение.

Благотворительную роль Церкви взяла на себя и Русь вместе с принятием христианства в конце X века. Князь Владимир после своего крещения сразу организовал множество богоугодных заведений на территории своего княжества. По его приказу кормили нищих и убогих прямо на княжеском дворе и на улицах. Общественное призрение князь поручил духовенству, а также определил десятину на содержание храмов, монастырей, богаделен и больниц. Все последующие князья также уделяли благотворительности большое значение и поручали это служение Церкви. Положительно отношение к диаконии выражено и в сборнике XVI века - «Домострое», в котором имеются предписания относительно бытовой жизни русского народа.

С XI по XVII вв. прерогативой Церкви было призрение бедных, в связи с чем строилось большое количество богаделен, скудельниц при кладбищах. В конце XVII века по всем епархиям был установлен сбор на содержание нищих. Активно содействовали благотворительности и монастыри. Это служение началось еще с Киево-Печерского монастыря, когда Феодосий Печерский постановил отчислять десятую часть доходов монастыря на бедных. В голодные годы монастырями обеспечивались окрестные жители. Около обителей всегда были богадельни, больницы, гостиницы.

В XVII стало возрастать значение частной благотворительности, начало которой положил Московский Патриарх Филарет, который основал на собственные средства больничный монастырь. Эта традиция, вместе с церковным служением, продолжалась и в синодальный период, когда императоры повсеместно устраивали госпитали при монастырях (многие из которых были преобразованы в лечебницы и другие заведения). Свою благотворительную деятельность Церковь продолжала и во время революционных действий, когда св. Патриархом Тихоном было благословлено учредить Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако позже благотворительная жизнь Церкви была запрещена особым указом советской власти. Подобное состояние Православных Церквей было и в других странах, где к власти пришли коммунисты.

В 90-х гг. XX века социальное служение Церкви стало возрождаться. Русская Церковь сейчас осуществляет свою благотворительную деятельность через специально созданный Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, который взаимодействует с различными благотворительными учреждениями. Также на территории России создано множество братств и сестричеств, некоммерческих организаций, которые осуществляют свое социальное служение.

Элладская Церковь также имеет несколько благотворительных учреждений - больниц, приютов, общежитий для нуждающихся студентов, психиатрических больниц. Оказывается помощь и другим странам на нужды жертв голода, землетрясений, наводнений и гражданских войн.
Расширяет свою благотворительную деятельность и Болгарская Православная Церковь, в том числе направляя священников в больницы и тюрьмы.
В Сербской Церкви гуманитарная организация «Филантропия» занимается распределением помощи, окормлением и другими видами благотворительности.

В нынешнее время происходит консолидация усилий Церквей, которая нацелена на совместную диаконию и на следование древним традициям благотворительности, которые зародились еще в Древней Церкви.

Церковная благотворительность

Церковь [какая? ] занималась благотворительностью с самого своего зарождения. Спаситель несколько раз призывает к благотворительности в тексте Евангелий: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19, 21) Послания апостола Павла свидетельствуют об организации церковной благотворительности в первых общинах христиан: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2, 44-45; 6, 34); Апостол Иаков, брат Господень, призывает в своем Послании к оказанию помощи сиротам и вдовам: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1, 27). Уже с середины III в. в писаниях отцов встречаются вместе с настойчивыми предостережениями против обольщения богатством и горячие призывы к милостыне с ярким изображением ее значения в жизни христианина. Важную роль в развитии благотворительности играли монастыри. Больницы основывались Восточной и Западной Церквами.

В России древнейшими формами благотворительности были милостыня и призрение нищих. Одним из ярчайших примеров христианской благотворительности на Руси является деятельность святого равноапостольного князя Владимира Святославича, по приказу которого нищих и убогих кормили на княжеском дворе и на городских улицах. В ХI-ХVII вв. призрение бедных было прерогативой Церкви, благотворительная деятельность которой состояла в создании и содержании при храмах богаделен, «убогих домов». Весьма активной была благотворительная деятельность монастырей, начиная с Киево-Печерского. Преподобный Феодосий Печерский благословил отчислять на бедных 10-ю долю доходов монастыря, устроил отдельный двор, где жили нищие, калеки и больные. Каждую субботу из обители воз хлеба посылался в тюрьмы. В голодные годы монастыри кормили окрестных жителей. В царствование Феодора Алексеевича (1676-1682 гг.) в монастырские обязанности вменялась повинность собирать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от т. н. «профессиональных нищих».

После революций 1917 года, Церковь пыталась продолжать дело благотворительности. Во время голода в Поволжье в нач. 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако, в 1928 г. церковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967).

С начала 90-х годов XX века церковная благотворительность начала возрождаться. Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви . Кроме того, многие дела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий , монастырей , приходов , братств и сестричеств.

Текущее положение

На сегодняшний день в Москве сегодня насчитывается :

  • 63 группы милосердия
  • 53 пункта приёма и распределения пожертвований
  • 25 групп помощи заключённым
  • 22 благотворительные столовые
  • Помощь алкоголикам и наркоманам оказывают 20 московских приходов и монастырей. Также имеются: 2 амбулаторных центра, 3 трезвеннические общины и 20 групп самопомощи
  • 12 патронажных служб
  • 8 медицинских служб при храмах
  • 2 богадельни для женщин
  • 4 церковных детских дома
  • 4 благотворительные юридические службы

Примечания

Ссылки

  • Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (www.diaconia.ru)
  • База данных по церковному социальному служению в Москве
  • База данных по социальному служению Русской Православной Церкви (по России)
  • Социальная часть доклада Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковищенская волость
  • Церковная геральдика

Смотреть что такое "Церковная благотворительность" в других словарях:

    Благотворительность - «Рождественское ведёрко» контейнеры для сбора пожертвований, собираемых в канун Рождества. Благотворительность оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой… … Википедия

    БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. «...Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели… … Православная энциклопедия

    Благотворительность - вид деятельности, направленный на оказание помощи нуждающимся. В России Б. имела ведомственный и сословный характер и существовала в гос., церковной и частной формах. Первичной являлась церковная Б., к рая доминировала в XVI XVII вв. С XVIII в … Уральская историческая энциклопедия

    БАРНАУЛЬСКАЯ И АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ - РПЦ, территория включает Алтайский край и Республику Алтай. Кафедральный город Барнаул. Епархия разделена на 20 благочиннических округов (17 в Алтайском крае, 3 в Республике Алтай). Правящий архиерей еп. Максим (Дмитриев). На 1 янв. 2002 г. в… … Православная энциклопедия

    Духовенство - О духовенстве в Зап. Европе см. Клир. Духовенство русское православное. История. Еще до принятия христианства велик. кн. Владимиром в Киеве существовала уже церковь св. Илии следов., было и духовенство; один из священников, Григорий, сопровождал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - (Антиохийский Патриархат [араб. , англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Antioch, франц. Patriarchat Grec Orthodoxe d Antioche, греч. Πατριαρχεῖον ̓Αντιοχείας]). В наст. время юрисдикция правосл. Антиохийского Патриархата распространяется на… … Православная энциклопедия

Цифры, факты и основные итоги социального служения Церкви за последние 25 лет представил глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон в рамках III Международного форума «Религия и мир»

29 октября в Москве прошел третий международный форум «Религия и мир». На секции, посвященной теме «Религиозные благотворительные организации в России и в мире», выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он подвел промежуточные итоги социальной деятельности Русской Православной Церкви за последнюю четверть века.

« в Православной Церкви совершается людьми не из страха наказания, а с пониманием того, что человек создан по подобию Божию. Как Бог в Своем существе есть любовь, так и человек в своем существе есть любовь, - свидетельствовал викарий Святейшего Патриарха. - Человек должен жить по любви, в этом главная радость жизни, в этом человек обретает полноту своего бытия».

По словам епископа Пантелеимона, благотворительность всегда была неотъемлемой частью церковной жизни. В XX веке c приходом советской власти церковная благотворительная деятельность была запрещена, но эта попытка прервать традицию не удалась: Церковь продолжала заниматься благотворительностью тайно.

«В 1991 году, когда Церковь наконец обрела свободу, мы получили возможность вновь беспрепятственно заниматься социальным служением», - сказал владыка Пантелеимон. По его словам, вначале в основном это были частные инициативы отдельных приходов и общин, возникавшие в разных городах и в разных формах: помощь бездомным, детям-сиротам, добровольческая помощь в больницах.

Социальная система государства в 90-е годы находилась в очень тяжелом состоянии: в больницах не хватало медикаментов, средств гигиены, персонала для ухода за больными. Добровольцы, сестры милосердия, которые приходили в больницы, являли ту любовь, которой так не хватало нуждающимся, напомнил архипастырь.

«Ключевым этапом в развитии социального служения Церкви стал 2011 год, когда при каждом крупном приходе по благословению Святейшего Патриарха Кирилла появились должности социальных работников», - отметил епископ Пантелеимон. Это решение священноначалия позволило вывести церковную социальную помощь на принципиально новый, системный уровень.

Благотворительностью стала заниматься вся Церковь: начиная от Святейшего Патриарха, который принимает личное участие в делах милосердия, и заканчивая прихожанами храмов, подчеркнул епископ Пантелеимон.

«Каждое Рождество и Пасху, а также в другие дни, во время своих визитов в епархии Святейший Патриарх Кирилл посещает социальные и медицинские учреждения, приходит к тем, кто нуждается в помощи, переживает лишения и страдания», - сказал духовник православной службы «Милосердие», подчеркнув, что личный пример Святейшего Патриарха очень важен для всей Русской Церкви.

«Еще несколько лет назад в России работал только один церковный приют для женщин в трудной жизненной ситуации. За 5 последних лет создано 26 новых приютов от Калининграда до Южно-Сахалинска. Сегодня их 27 на территории России», - отметил глава Синодального отдела.

Причем в ближайшее время их может стать еще больше. В этом году в рамках направления «Социальное служение» грантового конкурса «Православная инициатива» введена специальная номинация «Приюты для беременных», отметил епископ Пантелеимон . Номинанты смогут получить до миллиона рублей на открытие нового центра помощи и поддержку первого года его функционирования. По конкурсу поступили 43 новые заявки на создание приютов для будущих мам.

Еще одно важное направление церковной социальной работы - помощь инвалидам. «В 1991 году появилась первая община глухих в Москве, которая впервые начала проводить богослужения на жестовом языке, - отметил владыка Пантелеимон. - Сейчас в 50 храмах на территории России ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, в 9 приходах окормляют слепоглухих людей». Кроме того, Синодальным отделом совместно с Всероссийским обществом глухих организованы региональные курсы по обучению священнослужителей жестовому языку.

«Мы помогаем семьям с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами, - отметил также в своем докладе владыка Пантелеимон. - В России открыто более 50 таких проектов, а недавно в Москве открылся первый в стране негосударственный детский дом для детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития - Свято-Софийский детский дом ». Сегодня благодаря индивидуальной заботе и вниманию эти дети, которые считались самыми тяжелыми, научились регулярно гулять, самостоятельно кушать, ходить. Кроме того, все дети в этом году пошли в школу.

«За 25 лет принципиально изменилась наша помощь бездомным, - отметил глава Синодального отдела. - Десять лет по Москве курсировал автобус «Милосердие», который в мороз подбирал бездомных - зимой умирали сотни людей на улицах Москвы - и буквально спасал им жизни. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Департамент соцзащиты города Москвы организовал «Социальный патруль», и смертность среди бездомных уменьшилась в разы. Это позволило нам переключиться на профилактику бездомности».

Сегодня растет число реабилитационных центров и приютов для бездомных, отметил также епископ Пантелеимон. За 25 лет создано 72 приюта для бездомных, 56 пунктов выдачи и 11 автобусов милосердия.

Также растет количество сестричеств милосердия. Еще в середине 90-х годов насчитывалось 10 - 15 сестричеств, то сегодня сестричества есть в большинстве епархий. Они объединены в Ассоциацию. В настоящее время в базе данных Ассоциации около 400 сестричеств.

Страшной бедами для современной России являются алкоголизм и наркомания. За последние 25 лет Церковью было открыто 70 реабилитационных центров для наркозависимых, появились новые компоненты системы помощи: кабинеты первичного приема, православные группы поддержки, амбулаторные мотивационные программы и адаптационные квартиры. Сегодня действуют 232 церковных проекта, в которых помощь получают алкоголезависимые и их родственники, напомнил председатель Синодального отдела.

«Выстроена целая система сопровождения человека, который решил отказаться от алкоголя или наркотиков», - сказал епископ Пантелеимон, отметив, что Церковь активно занимается профилактикой алкоголизма и утверждением трезвости. По инициативе Церкви во многих регионах в этом году проводился День трезвости 11 сентября.

Кроме того, Синодальный отдел проводит бесплатное социальному служению через Интернет. Ведущие специалисты в области социальной работы передают свой опыт в режиме онлайн. Ежегодно более 1000 человек участвуют в обучающих интернет-семинарах и дистанционных курсах обучения. Благодаря этому в год появляется в среднем 150-200 новых социальных проектов в разных регионах России и других странах ближнего зарубежья. В обучении участвуют как церковные, так и светские социальные работники.

В Синодальном отделе по благотворительности отлажена четкая система реагирования на крупные чрезвычайные происшествия. «Во время Церковь стала одним из самых главных в стране координаторов помощи пострадавшим: в работе участвовало около 8 тысяч добровольцев, - сказал епископ Пантелеимон. - Многие священники и сестры милосердия прошли обучение при МЧС и готовы в кратчайшие сроки выехать на место происшествия, чтобы оказать людям помощь». Глава Синодального отдела особенно отметил кампании церковной помощи пострадавшим от наводнений в Крымске, на Дальнем Востоке, на Алтае, в Хакасии и Забайкалье, а также в других странах, например, в Сербии и на Филиппинах.

«Важным направлением нашей работы стала помощь мирным жителям, пострадавшим от военного конфликта на юго-востоке Украины, - рассказал владыка Пантелеимон. - По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с лета 2014 года работал церковный штаб помощи беженцам, горячая линия, пункты гуманитарной помощи и церковные приюты. Было собрано свыше 130 миллионов рублей, около 120 миллионов уже израсходованы. об этой помощи размещаются на нашем сайте, ни одна копейка ни потрачена зря. Только в Москве в церковный штаб обратилось свыше 20 тысяч беженцев, которые нуждались в помощи».

Регулярно направляется гуманитарная помощь нуждающимся мирным жителям на юго-восток Украины. С конца декабря 2014 года Синодальный отдел по благотворительности отправил на юго-восток Украины , что позволило обеспечить питанием более 80 тысяч человек.Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности

Церковная благотворительность: главные итоги за 25 лет | Русская Православная Церковь, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Цифры, факты и основные итоги социального служения Церкви за последние 25 лет представил глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон в рамках III … ДИАКОНИЯ.RU

Руководитель пресс-службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви Василий Рулинский отвечает обозревателю «Эхо Москвы» Юлии Латыниной.

В последней передаче «Код доступа» Юлия Латынина заявила: «Мне не хватает новостей о чем-либо, что эти самые верующие сделали в том, что касается благотворительности, помощи и любви… Как-то я не вижу новостей, чтобы они (верующие) устроили хоспис для бомжей. Бомжами у нас, как известно, занималась Доктор Лиза».

Новости - штука странная. Ведь они есть, но вот не все их видят. Пафос Латыниной понятен: ничего, мол, эти верующие не делают доброго, светлого, вечного, а только и норовят что-нибудь эдакое запретить. И пафос этот был бы оправдан, если бы верующие действительно ничего не делали. Но они делают, даже если кто-то этого не видит!

За последние 6 лет число церковных приютов для женщин в трудной жизненной ситуации увеличилось с одного до 46 . По стране открыто около 150 церковных центров помощи наркозависимым, это и пункты первичного приема, и центры ресоцилизации, и дневные стационары, и «дома на полпути», и конечно, сами реабилитационные центры. На днях, кстати, открыли еще один в Челябинске. Для справки: в стране каждый год открывается от 5 до 10 новых церковных реабилитационных центров .

Материал по теме


Православная служба помощи «Милосердие» организовала для бездомных Москвы праздник Масленицы, который прошел во вторник 21 февраля в «Ангаре спасения».

И бездомными ведь «эти самые верующие» тоже занимаются! Многие слышали, что с 2004 года каждую зиму по вокзалам ночной Москвы курсировал автобус «Милосердие» - это история про спасение жизней тех бродяг, которым негде ночевать. Без такой помощи они просто замерзли бы насмерть на улице. Наверняка проект можно было сделать лучше, но на тот момент ничего другого в Москве в принципе не было. Не так давно этот опыт взяли на вооружение московские власти и запустили аналогичную службу с автобусами «Социального патруля». После чего те самые верующие смогли переключиться на другую помощь бездомным: открыли для них специальную палатку недалеко от Курского вокзала, начали усиленно заниматься профилактикой бездомности: связываться с родными, приобретать для бездомных билеты на родину, восстанавливать документы. Вот недавно открыли центр по трудоустройству бездомных, о чем написали многие СМИ. И эта помощь развивается не только в Москве: по стране у Церкви 95 приютов для бездомных , плюс 10 мобильных служб помощи (подобных московскому автобусу «Милосердие»).

Что же касается хосписов, то позволю себе напомнить Юлии Латыниной, что первый в стране детский хоспис (тот, который в Петербурге) открыл верующий, священник - протоиерей Александр Ткаченко. В конце года, кстати, ему государственную премию вручали в области благотворительности. Об этом сообщали главные СМИ страны, включая - внимание! - «Эхо Москвы».

Ну да что там один протоиерей!.. Мало? Но ведь он не один. В церковной больнице святителя Алексия в Москве несколько месяцев назад открылось паллиативное отделение для жителей всех регионов (естественно, туда поступают вне зависимости от конфессиональной принадлежности ). На Рождество Патриарх Кирилл посещал именно это новое отделение, и тоже не тайным образом - многие СМИ написали и сделали телерепортажи про визит Предстоятеля. Помимо больницы, уже не первый год в Москве работает детская выездная паллиативная служба, респис для тяжелобольных детей православной службы «Милосердие»: это и врачи, и соцработники, и психологи, на попечении которых около 100 детей . В Твери еще один протоиерей - Александр Шабанов старается преобразовать выездную паллиативную службу в полноценный хоспис - именно этим путем в свое время шел и отец Александр Ткаченко.

Есть еще больше 40 богаделен (это такие приюты для стариков), свыше 60 центров гуманитарной помощи - это такие склады, куда все нуждающиеся могут прийти и получить бесплатно одежду, кроватки, коляски, средства гигиены. По инициативе Патриарха Кирилла таких складов в ближайшее время станет больше: средства на их создание уже направлены в 48 епархий (замечу в скобках, что и об этой программе развития центров гуманитарной помощи писали российские СМИ).

Еще в Церкви около 400 сестричеств милосердия : это сообщества «этих верующих» женщин, которые посвятили свою жизнь служению любви и милосердия. И число таких сообществ с каждым годом увеличивается. Сестры милосердия ухаживают за лежачими больными в больницах и на дому, обрабатывают пролежни, выносят судна, ухаживают за инвалидами в психоневрологических и детских интернатах - как правило, в самых тяжелых отделениях, где находятся те, на ком наше общество поставило крест.

Материал по теме


Родители отказались от нее сразу после рождения, как и от остальных обитательниц Елизаветинского детского дома для девочек при Марфо-Мариинской обители в Москве. Половина девочек здесь - с синдромом Дауна. Здесь не хотят спрятать их от жизни. Здесь хотят дать им возможность жить, как обычные люди.

Наверное, Юлия Латынина сильно удивится, если узнает, что в Церкви активно развивается и добровольческое служение, причем добровольцами часто становятся молодые люди. В Москве только в одной православной службе добровольцев «Милосердие» свыше 1500 человек - это и менеджеры среднего и высшего звена, и инженеры, и врачи, и бизнесмены, и студенты. Эти люди, как правило, не делают заявлений, ничего не стремятся запретить, а просто помогают людям - одиноким старикам, инвалидам, многодетным семьям, детям-сиротам.

Скажу еще одну вещь, для многих, наверное, совсем удивительную: Церковь по некоторым направлениям социального служения опережает государство. Я буду рад, если кто-то назовет хотя бы один проект в стране, подобный питерскому церковному Центру социальной адаптации подростков святителя Василия Великого. Сотрудники этого центра возвращают к нормальной жизни подростков, которые совершили правонарушения и получили условные сроки. Будет здорово, если где-нибудь появятся аналоги церковного «Дома слепоглухих» в Пучково, или Свято-Софийского социального дома для детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями развития, или пензенского проекта сопровождаемого проживания инвалидов «Квартал Луи», или московской службы помощи больным боковым амиотрофическим склерозом, или детского сада для детей со средней и тяжелой степенью ДЦП. Но пока аналогов таким церковным проектам или нет совсем, или их очень мало.

Понятно, что церковная благотворительность находится еще в стадии становления. И то, что при каждом крупном приходе по инициативе Патриарха Кирилла введена должность социального работника, и то, что каждый год появляется больше 100 новых церковных социальных проектов - это, конечно, только начало. Но не говорите мне, пожалуйста, что церковной благотворительности нет, и в новостях о ней ничего не сообщают.

Другой вопрос - почему об этом не знают некоторые обозреватели «Эха Москвы»?

Ведь как получилось? Чтобы поговорить о церковной благотворительности, Юлия Латынина, как она сама признается, «специально посмотрела на соответствующий раздел по благотворительности на сайте patriarchia.ru». Не найдя там конкретики о сегодняшнем состоянии благотворительности, она и сделала ряд, скажем так, поспешных выводов.

Но вот в чем дело. Статья, которую она цитировала и которая действительно опубликована на Патриархии.ру - это статья, во-первых, 2010 года, во-вторых, на тему «правовых аспектов благотворительной и социальной деятельности религиозных организаций», в-третьих, написанная (внимание!) адвокатом Адвокатской палаты Санкт-Петербурга К.Б. Ерофеевым, и в-четвертых, это не материал самого сайта «Патриархия.ру», а перепечатка статьи из журнала «Приход». И эту статью, конечно, никак нельзя назвать «соответствующим разделом по благотворительности на сайте patriarchia.ru». Это просто неверно.

На самом деле с сегодняшним состоянием церковной благотворительности познакомиться очень просто: в Церкви есть целый специальный Синодальный отдел - по благотворительности. И у него есть сайт www.diaconia.ru - можно на него зайти и просто посмотреть, чем занимаются «эти самые верующие».

Такой у нас код доступа.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога