Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ъ-огонек - чувство вины — самое опасное. именно его и навязывает христианство

Количество записей: 16441

Здравствуйте, можно перед установкой памятника на могилу, убрать крест с могилы, и больше его не ставить?

Олег

+
Да, так обычно и делают. Единственное, на самом памятнике нужно сделать изображение Святого Креста.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в снах, в которых я вижу Бога, Иисуса и Деву Марию, сны мои начались с самого детства, и длятся до сих пор, при этом чувствую покойников в реальном мире! Пишу стихи и песни. Сама молюсь, стараюсь соблюдать все заповеди, ходить в церковь. Но почему я так чувствую мир и всё, что с ним связано?

Наталья

+
Вероятно, есть люди более тонкой душевной организации, чем у других, они сильнее открыты к восприятию духовного мира - это и дар, и источник опасности. Будьте осторожны, не зазнавайтесь и крепко держитесь Православия, и тогда, с Божьей помощью, Ваши способности Вам не навредят.

диакон Илия Кокин

Скажите, чем грозит второе венчание без благословения правящего архиерея? Спасибо

Богдан

+
Я вообще сомневаюсь в том, что Вас будут венчать повторно без благословения Правящего архиерея, по крайней мере, так не должно быть. Но, если Вы скрыли эту информацию, и Вас повенчали, в этом нужно каяться на Исповеди. Если же Вы уведомили об этом священника, тут уже скорее вина священника, который совершал Венчание. Но, в любом случае, единственное, что сможет оправдать случившееся - создание крепкой христианской семьи, в которой царит мир и любовь.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, сайт и телепроект "Закон Божий". Я хотел рисовать всяких кумиров, но не стал, мое сердце просит, чтобы я рисовал Пресвятую Деву Марию, рисовал Господа, Сына Божия и Небесных Ангелов, это правильно? Меня мучает часто нечистая сила, когда я был в храме, у меня кружилась голова, с чем это связано, с сатаной? И почему у меня было так, что, когда прикладывался к разным иконам, у меня леденели руки, и почему, когда я в храме прикладывался к распятию Христа и целовал ноги, у меня дух захватывало, может, в моем подсознании живет сатана? Я знаю, что мне поможет Архангел Михаил, я люблю Архангела Михаила, какие молитвы петь, чтобы Архангел Михаил поборол во мне сатану? Храни Вас Господь.

Алеша

Дорогой Алексей, мне кажется, что Вы гораздо больше думаете о сатане, чем о Боге, но Бог намного ближе к Вам, чем Вы думаете, Его не надо бояться и не надо думать, что сатана способен отобрать Вас у Бога без Вашей воли - это не так. Молитесь, кайтесь, причащайтесь, и главное - не бойтесь. Господь благ и премудр, Он обязательно защитит всех любящих Его.

диакон Илия Кокин

Добрый день! Можно исповедоваться и причащаться, живя в гражданском браке 13 лет? Спасибо.

Елена

+
Если под "гражданским браком" Вы подразумеваете брак, оформленный в ЗАГСе, то причащаться можно, а если нет, то каноны запрещают это делать. Возможно, правда, что Вас допустят до причастия, если причина того, что вы еще не вступили в законный брак, заключается в нежелании Вашего избранника. Но это уже повод к тому, чтобы задуматься, стоит ли связывать свою жизнь с безответственным человеком.

диакон Илия Кокин

Меня мучает вопрос: почему Бог позволил людям размножаться после грехопадения, зная, что ничего хорошего для людей в этом не будет. Рождаются уроды, мучаются, страдают и уходят в муки вечные без покаяния. Возможно, было бы милосерднее сделать праотцов бесплодными, до их покаяния. Тем более, что Адам с Евой покаялись к концу жизни. Почему бы Богу не подождать, Он же знал, что они раскаются? Тогда не было бы нужды в спасении, через мучения и страдания.

Алла

+
Конечно, Адам и Ева раскаялись в своем грехе, но их природа была уже повреждена. Требовалось рождение в мир Спасителя, чтобы семя Жены сокрушило главу змия. Но для этого необходимо было деторождение праотцев. Господь, придя в мир, разрушил прародительский грех, и теперь мы свободны выбирать между добром и злом.
Лучше всего переживать не о проблемах мироустройства, об этом попечется Сам Бог, а больше внимания уделять своей душе и исправлению себя от грехов и страстей, в чем да поможет нам всем милосердый Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте батюшка. Очень нужен Ваш совет. Я замужем, очень люблю мужа, но в трудный момент изменила ему, нужно ли говорить ему об этом, или достаточно исповедаться?

Анна

+
Все зависит от того, как Ваш муж отнесется к этому и каков у него шанс узнать про Вашу измену от других, и какие у вас внутрисемейные отношения. Раньше в Церкви исповедь была публичной, перед всеми прихожанами, но потом христиане обмирщились и исповедь стала тайной. И в Вашей ситуации может так случиться, что супруг бросит Вас или же станет изменять, не в силах простить Ваш грех. Но, лучше всего, обсудить, как правильно следует поступить, со священником на исповеди. На исповедь же надо идти безотлагательно, чем скорее Вы покаетесь в своем грехе, тем меньше вреда будет от него.

протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли наносить татуировку коптского Креста, так, как делает Коптская православная церковь, нанося ее на внутреннюю поверхность запястья?

Маруся

+
Копты, нанося такую татуировку, совершают подвиг исповедничества, в нашей же жизни это будет выглядеть нелепым фарсом. Я не советую Вам так поступать.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какими молитвами можно отмолить грех? Дело в том, что несколько лет назад я встретила мужчину. Он мне понравился. Но был со мной несколько холоден и равнодушен, как мне казалось. На глаза попалась книга заговоров. И я, под воздействием эмоций, решила прочитать заговор на тоску. Теперь очень жалею об этом. Понимаю, что это страшный грех. Раскаиваюсь. Мучает чувство вины, страх. Заранее, спасибо за ответ!

Анастасия

+
Не отмаливать надо свои грехи, это распространенное заблуждение, а каяться в них. Начните свою духовную жизнь с покаяния и исповеди, ходите регулярно в храм, молитесь ежедневно дома, читайте Евангелие и духовную литературу, старайтесь соблюдать заповеди Христа, и тогда Ваша жизнь изменится, страхи пройдут, а чувство вины сменит благодарность Богу за то, что Он изменил Вас, соделал христианкой, живущей всецело тем, что есть самое важное в человеческой жизни.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Мне 22 года, я крещёная в детстве, и я совсем запуталась в том, что я делаю в жизни. От первого брака у меня девочка, брак был не венчанный. Разошлись. Затем было моё покаяние, но хватило меня ненадолго, связалась с другим, жила в гражданском браке несколько лет, в ссорах, но больше не могла - то ли мучиться самой, то ли мучить его - разошлись. Недавно поймала себя на мысли, что думаю почти постоянно уже о другом человеке. Мне даже кажется, что между нами какая-то связь, в голове постоянно боль оттого, что -вроде бы вот он, это точно он, но я ему уже столько причинила боли - и ребенка завела, и замужем была, потом ещё с одним жила почти на его глазах, что он меня даже близко к себе не подпускает. Что это, я уже сошла с ума? Потому что раньше я никогда не чувствовала такой связи. Или это опять я иду по ложному пути? Спасибо большое.

Анастасия

+
Уважаемая Анастасия, первое, что Вам надо сделать, это остыть. Принимать решения на горячую голову очень опасно. Может быть, объект Вашей новой привязанности совсем и не испытывает боли от вашей прежней жизни. Может, он любит вас такой, какая Вы есть, а может, и совсем не думает о Вас.
Задуматься Вам надо о самой себе, о том образе жизни, который вряд ли приведет Вас к Богу, о вечности, на пороге которой мы все стоим и не знаем, когда нас ждет последний земной миг. Если Вы обратите свой взор к Богу, начнете ходить в храм, молиться дома, читать Евангелие и духовную литературу, в общем, вести жизнь христианскую, тогда и прочие проблемы решатся. Господь, несомненно, поможет Вам в их решении.

протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли исповедоваться и причащаться при женской болезни с кровотечением?

Елена

+
Исповедоваться можно всегда, а вот причащаться - только в случае, если болезнь затяжная. В любом случае, надо сказать священнику о заболевании.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, грех ли просить бога простить сатану, ведь он тоже его ребёнок по Писанию, и грех ли сатану просить, чтоб он Бога признал, чтоб не было вражды на земле? Ведь нельзя так больше, нельзя. Ведь сейчас сын убивает отца. Я уже больше не могу смотреть на то, что здесь происходит. И есть ли у меня шанс ко спасению после таких просьб? Поймите, мне жалко всех людей. Не понимаю, куда доброта делась? Да, вот ещё - считается ли страшным грехом то, что я подумала, чтоб лучше бы тогда умер один Христос вместо многих невинных детей, которых убили по приказу Ирода. Так как цифра страшная, а я детей люблю... И это еще не всё, когда я прочитала, что Бог послал Ангела своего, чтоб спасти своего сына, я случайно обозвала его и обвинила в том, что сына своего уберёг, а 14 000 детей не сберёг. Вот, теперь не могу покой в душе найти и себя всё время корю. Простит ли мне эти грехи Господь Бог, ведь я просто детишек люблю. А Бог смотрит в сердце. Есть ли у меня шанс на спасение после этого? Я хочу Богу служить верой и правдой. И по Иисусу Христу я плачу, что казнили его так страшно.

Анна

+
Анна, я был знаком с одним священником, который, стяжав дар духовного созерцания, плакал, воспоминая о страданиях Христовых, искренно жалел сатану и молился о его прощении, переживал о гибели Вифлеемских младенцев, искренно сочувствовал Иуде и очень сострадал слабости Петра. Имел он множество других добродетелей. Спал несколько часов в сутки, еженедельно прочитывал Псалтирь и Евангелие , ежедневно прочитывал по 4-5 канонов и один-два акафиста. Его духовная жизнь удивляла и вызывала стремление последовать его подвигу. Но, когда я спросил его, как мне стяжать такое же сочувствие и такой дар молитвы, то он ответил мне, что, если я поспешу, то впаду в духовное обольщение и это послужит мне в погибель.
У Вас есть не просто шанс спастись, с Вашим складом характера это проще, чем другим. Другое дело, что без молитвенного подвига и без духовного руководства опытным священником все это легко может обратиться во вред. Займитесь поиском духовника, для Вас это очень важно!

протоиерей Андрей Ефанов

Подскажите, я в первый раз в жизни решила поститься, исповедаться и причаститься, особо об этом ничего не знала, постилась 4 дня, пришла в храм, получилось так, что перед Пасхой, отстояла праздничную службу, а потом как-то все само самой получилось, и я так поняла, что это было причастие, получается, я не исповедалась! Очень расстроилась этому поводу, что мне делать?

Мария

+
Здравствуйте! Надо обязательно, не откладывая, подготовить исповедь за всю жизнь, и не забыть рассказать, что так получилось с Причастием. Нужно покаяться в неразумии, чтобы Господь помиловал. Подготовьте полную исповедь от крещения по пособиям к исповеди. Могу посоветовать «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Выпишите свои грехи по книге, память не совершенна у нас, чтобы все упомнить, и идите на исповедь, лучше в будний день или в день дежурства священника, чтобы вам спокойно поисповедоваться, без спешки. Почитайте о Таинстве Причащения. . И, не смущаясь, в следующий раз все делайте, как подобает. Причащаться нужно регулярно, не реже раза в месяц. С Богом!

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте, батюшка. Недавно мы убирались в храме. И когда закончили уборку, одна прихожанка попросила взять домой тряпки, которыми мыли пол, окна, протирали иконы и пр. и выстирать их. При этом она сказала, что воду, в которой полоскали (стирали) тряпки нельзя выливать в канализацию, а вылить ее нужно под дерево. И особенно из-под тех тряпок, которыми мыли солею и амвон. Я, конечно, понимаю, что тряпками, которыми мыли пол, не вытирают с обеденного стола, и, тем более, не протирают иконы. Но чтобы воду не выливать в канализацию - этого я не понимаю. Или я не права? Пожалуйста, объясните. Спасибо.

Татьяна Ч.

+
Здравствуйте!
Обычно не в канализацию сливается вода, в которой стирали, например, богослужебное облачение, напрестольное облачение или платы, которыми вытираются уста после причастия. Воду из-под тряпок, которыми мыли солею и амвон, думаю, все же можно сливать в канализацию.

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли венчаться кольцами, которые достались от родителей? У них был венчанный брак и они в разводе.

Оксана

Можно, кольца перед венчанием освящаются на Престоле и снова благословляются священником перед тем, как их надевают в самом Таинстве.

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что делать, если дедушка пьет? Бабушка живет вместе с ним. И вот уже 40 лет это продолжается. Страшно за бабушку, за ее здоровье, страшно за то, что вдруг не вытерпит, и сядет в тюрьму из-за него! Подскажите, пожалуйста, что делать, или уже ничего?

Анастасия

+
Здравствуйте!
Дедушке надо с любовью объяснять, что Церковь и сам Бог учит, что пьянство есть смертный грех. Употребление вина, водки и т. п. без меры и доведение человеком самого себя до беспамятного состояния и отсутствие покаяния (т. е. прекращения этого греха) может стать препятствием ко спасению души. И не только не спасется, но и будет вечно страдать в аду от своей страсти, с которой душа не боролась. Ведь до революции не отпевали не только самоубийц, но и умерших от пьянства, как по сути тоже самоубийц, расскажите ему об этом.
Вспомним некоторые слова:
"Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лук.21:34) , говорит Господь.
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:9-10) , пишет Апостол Павел.
Надо всем родственникам молиться о нем и ему самому объяснять, что это тяжкий грех, пусть молится сам, чтобы от этого греха отстать, уговорите его сходить исповедоваться в нем.
Если есть физическая возможность, съездите вместе с ним или сами к чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, закажите молебны перед образом, сами помолитесь и ждите помощи Пресвятой Богородицы и Господа с терпением. Если же такой возможности нет, вы можете заказать молебен перед этим образом в любом храме, где он имеется.

иерей Александр Стародубцев

Коллеги-католики в Великий Понедельник угощали на работе куличом и яйцами. У них уже праздник, но ведь у нас Пост. Я есть не стала, потом скормила голубям. А если они освященные были? Вечером дома прочитала, как одному такому, который не ел, когда все на трапезе, а ему подали отдельно, старший сказал, что для него было бы лучше, если бы он ел мясо. С одной стороны, есть я не могла, с другой стороны, почему-то беспокойно на душе. Как правильно надо было поступить, чтобы не допустить кощунства, не нарушить волю Божью, не обидеть человека?

Ольга

+
Обижать человека отказом разделить с ним скоромную трапезу, даже если в данный момент постишься, не нужно. С другой стороны, мне сложно поверить, что верующий католик обидится, если ему сказать: «Ты знаешь, а у нас сейчас еще Страстная седмица и строгий пост». Какие тут могут быть обиды? Мне кажется, правильнее было бы вежливо отказаться, чем брать продукты, которые ты не собираешься есть. Одно дело монастырь, где ты вопреки общему уставу взваливаешь на себя собственный пост, а совсем другое дело, когда ты, пусть и в кругу иноверцев, но держишь пост, установленный Церковью.

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Подскажите, как избавиться от чувства страха? Всегда всего боюсь, чтобы я ни делал. Каждый день прошу Господа помочь, но почему-то все равно всего боюсь. Помогите, пожалуйста, и помолитесь за меня, если сможете. Спасибо

Александр

+
Дорогой Александр! Чувство страха — это очень серьезная проблема. Чтобы побороть его, недостаточно просто напоминать себе, что Бог хранит человека, и под этим покровом Божием ему нечего боятся. Чтобы ощутить себя по-настоящему защищенным, человек должен это присутствие Божие почувствовать и научиться Богу доверять. Как это сделать? Мне кажется, что лучше всего человек может воспитать в себе доверие к Богу через благодарность. Бог действительно заботится о нас непрестанно, но мы Его заботу о нас или не замечаем, или воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся. Если мы постараемся внимательнее относится к этим дарам Божиим, то мы почувствуем, что мы действительно в Его руках. Если в Вашей жизни произошло что-то доброе и хорошее, поспешите обратиться к Господу с краткой благодарной молитвой. Вечером, когда Вы молитесь перед сном, мне кажется, тоже уместно задуматься и постараться вспомнить те милости Божии, которые Он Вам сегодня посылал.
Тогда Вы не только будете чувствовать Его постоянное присутствие рядом с Вами, но и научитесь ценить Его заботу о Вас. А если Он всегда рядом и заботится о Вас, то чего Вам бояться?!

иерей Александр Гумеров

Здравствуйте! Скажите, как можно замолить грех попытки суицида? И еще вопрос, возможно ли полностью замолить канонами и молитвами, исповедовать на исповеди грех аборта? Или этот грех невозможно полностью замолить? Спасибо.

Наталья

+
Дорогая Наталья! Христос Воскресе! Грех самоубийства считается страшным грехом в первую очередь потому, что человек уходит в вечность, на суд Божий, в состоянии отчаяния и тяжелейшего греха. Если, по милости Господней, человек после попытки самоубийства остается жить, то у него есть возможность раскаяться в грехе и примириться с Богом. Только один грех навеки отлучает нас от Бога — грех, в котором мы сознательно не раскаиваемся. Все прочие грехи Божественное милосердие способно исцелить. О том, как строить свое покаяние, необходимо поговорить лично со священником, которому Вы будете исповедоваться. Общие рекомендации и универсальные рецепты тут совершенно неуместны.
Единственное, что всё же стоит посоветовать — не отчаиваться в милосердии Божием. Его любовь к нам гораздо больше, чем мы можем себе представить. Ну, а второе — замаливая тяжкий грех, совершенный ранее, человек не должен оставлять без внимания свою нынешнюю духовную жизнь. Человек, осознав, что ужасно покушаться на данную Богом собственную жизнь (как при грехе попытки суицида) или жизнь нерождённого младенца (как при грехе аборта) и раскаявшись перед Богом, никогда эти грехи не повторит. Между тем, в нашей жизни присутствуют грехи мелкие — раздражительность, ложь, осуждение, самовлюбленность и многое другое — с которыми мы смирились и, даже если называем их на исповеди, то почти не боремся с ними. Общий груз этих мелких нераскаянных и непобежденных грехов может оказаться более серьезным препятствием к нашему спасению, чем ранее совершенный, но искренне раскаянный тяжкий грех.

иерей Александр Гумеров

Как придти к вере правильно?

Роман

Здравствуйте, Роман! Очень хорошо, что вы поставили вопрос именно в такой форме. Потому как к вере надо приходить правильно, а не как получится. Если вы еще не крещены, но прочитали Евангелие (хотя бы одно из четырех) и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и Его учение, или склонны именно к принятию Христианства и просто верите в Бога, то для начала надо подготовиться к Таинству Крещения и вообще с помощью книги «Закон Божий» (она продается в любом храме, и на ее основе создан наш сайт) правильно сформировать для себя учение о Боге и Церкви. Итак, если вы не крещены, вам надо пойти в ближайший храм, или в тот, который вам нравится. Это должен быть храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата, если вы живете в России. Если же нет, то это в любом случае должна быть именно Православная церковь, как сохранившая веру Апостольскую, веру святых отцов Церкви, древнее правильное славление Бога. Там встретиться со священником и рассказать, что вы хотели бы креститься, для осознанного крещения нужно обязательно собеседование перед Крещением. Скорее всего, вам скажут, что надо прочитать Евангелие, часто для начала советует читать одно Евангелие, например, от Марка. Ознакомиться с молитвой Символ Веры (в ней изложено то, как мы верим) в соответствующем разделе книги «Закон Божий». И если в этом храме исповедуют перед Крещением (так делается подобно тому, как крестились люди у Пророка Иоанна Предтечи в Евангелии, когда люди сначала каялись, а потом принимали крещение), то следует подготовить по книге «Опыт построения исповеди» или подобной ей, свою исповедь. Если же вы крещены, то и подобно новокрещеному, в дальнейшем нужно регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Если крещены были давно, то по пособию к исповеди надо подготовить свою исповедь с момента крещения, т. е. за всю жизнь. Выписать грехи, которые у вас были в жизни, и придти к Исповеди в храм с этим списком. Правильно развивать свою духовную жизнь и укреплять веру мы можем через изучение Священного Писания и Предания (что это, вы можете узнать в «Законе Божием»), изучение житий святых и подражание им, регулярное посещение храма (не раз в год, а раз в неделю), через общение и исповедь у духовника, регулярные приступание к Таинствам. В общем, придти к вере правильно - это жить по заповедям Божиим, будучи реально церковным человеком. Ведь Церковь - это не то, что пишут скептики и неверующие, мирской институт не обязательный для человека, а это то, что создал Бог для человека и его спасения. И главное - не бойтесь что-то сделать не так, всегда спрашивайте у священников и опытных церковных людей, как правильно воцерковляться.

иерей Александр Стародубцев

«Когда я прихожу в храм, мне хочется плакать. Если я помолилась у иконы, но не поплакала, то мне кажется, что я зря пришла в церковь. Меня удивляют те, кто улыбается в храме, разговаривает друг с другом время от времени. Когда я стою на службе, то чувствую сильнейшее внутреннее напряжение. И мне кажется, что я не имею права ни на что другое».

Эта фраза одной из участниц конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви», которая проходила в Москве в январе, в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, буквально врезалась в память нам, их делегатам. И сегодня, продолжая разбирать и публиковать материалы этого глобального форума, мы решили обратить внимание именно на эту тему. Нужно признать, что подобные мысли и переживания так или иначе посещают многих христиан: убежденность в том, что пребывание в храме — это сосредоточение на своей виновности перед Богом, на своей негодности, на бездарно растраченной жизни, — не такое уж редкое мнение. Но также нередки бывают и нервные срывы, после которых человек, подменивший сокрушение сердечное растаптыванием себя, порой вообще перестает ходить в храм.

Как отличить истинное чувство вины от невротического расстройства? Чем отличается страх Божий от страха человеческого? Обо всем этом — в нашем материале.

Ругать себя, чтобы смириться?

— И здоровое, и невротическое чувство вины весьма мучительны и очень похожи, — рассказал один из участников конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» Дмитрий Сергеевич Дроздов — магистр психологии, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Но есть, по его словам, и существенная разница: здоровое чувство вины направлено на поступок, а невротическое человек направляет на самого себя.

Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию. Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что. Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.

Но, может быть, постоянно ругая себя, мы приблизимся к духовной высоте апостола Павла, который совершенно искренне считал, что он есть самый грешный человек на земле? Увы, это не так. Чувство собственной беспросветной «плохости», как ни странно, не делает нас смиреннее. Наоборот, человек, терзаемый чувством невротической вины, очень часто не способен адекватно реагировать даже на мягкую критику. Он так измучен внутренней ненавистью к себе, что жаждет похвалы и поддержки извне. Такие люди панически боятся оценки окружающих, им всегда кажется, что их оценили недостаточно — а это, в свою очередь, приводит к росту тревоги, напряжения и в итоге к клинической депрессии.

Невротическая вина иллюзорна, и она — как любая иллюзия — закрывает человеку путь к подлинному покаянию. Она изматывает, и личность, которую терзают ее проявления, тратит на борьбу с призраками те силы, которые могла бы направить на преодоление себя, своих реальных грехов и их последствий. Исповедь в таких случаях если и дает облегчение, то только на короткое время. Страдающий невротик может прекрасно понимать, что его мучительные самообвинения не имеют ничего общего с реальностью, но одного понимания недостаточно. Это чувство нельзя победить уговорами и другими способами рационализации.

Что же делать? Дмитрий Сергеевич Дроздов продемонстрировал собравшимся несколько приемов работы с навязчивым чувством вины, которые позволяют пациенту если не освободиться от него сразу, то по крайней мере взглянуть на свои мучения со стороны.

— Для этого нужно принять позу вины, как бы надеть на лицо маску вины, — пояснил он. — Что мы чувствуем? Наверное боль, может быть, усталость, отчаяние… А теперь мысленно нарисуйте картину вашей вины. Что вы видите? Что с вами происходит?

На сеансах психотерапии пациент при поддержке терапевта пытается мысленно перейти из состояния вины к состоянию свободы. Существуют различные методики, помогающие это сделать. Такого рода упражнения помогают дистанцироваться от навязчивых мыслей и сделать первый шаг по направлению к душевному здоровью.

Страх Божий и страх человеческий

— Страх Божий, — отметил Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий , — это состояние души высокодуховного человека. Это духовный дар, который дается Господом так же, как дар покаяния и другие подобные дары. От страха Божия следует отличать чисто человеческий страх наказания.

Владыка предложил собравшимся в форме свободной дискуссии порассуждать о том, правда ли, что для большинства современных православных христиан вера связана со страхом перед адскими муками. И если это так, то хорошо ли это?

Слушатели высказали разные точки зрения. Для кого-то апелляция к страху наказания оказалась неприемлемой даже в воспитательных целях, кто-то, напротив, высказал убеждение, что страх наказания за грех — естественная составляющая духовной жизни падшего человека.

— Если у человека есть какие-нибудь психологические проблемы, неврозы, — подвел итог обсуждения Митрополит Игнатий, — то он легко может принять сопутствующий им страх за непременное условие духовной жизни. Чтобы побороть свою тревожность, такие люди стараются исполнить все церковные предписания вплоть до мельчайших. Они становятся заложниками своей боязни.

Однако страх как таковой — далеко не всегда отрицательное явление. Это заложенный в нас Богом сигнал об опасности, который, в том числе, помогает нам избежать греха. Вместе с тем нужно помнить, что страх наказания — это страх раба, страх не получить свою награду — это страх наемника, а подлинный страх Божий выше всего этого. Он сочетает в себе благоговение перед величием Бога и понимание, как же мал и немощен человек по сравнению с Его могуществом. Это страх оскорбить Бога, потерять Его любовь, на которую человек уже откликнулся всем сердцем.

Куда уходят желания?

— Часто бывает так, — поделилась опытом своих наблюдений психолог, психотерапевт, член Российского общества «Person Centered Approach» Марина Сергеевна Филоник , — что человек сам не знает, чего хочет — ни в духовной жизни, ни вообще. Он ни к чему не стремится, ничего не делает, но при этом чувствует катастрофический упадок сил. Причина такого болезненного состояния чаще всего заключается в том, что человек неправильно строит отношения со своими желаниями.

Все мы знаем, что наши желания могут не исполниться. Не получая чего-то вожделенного, мы испытываем душевную боль, расстройство, разочарование, смущение. Такого рода переживания в нашей жизни неизбежны. Они помогают человеку взрослеть, обогащают наш душевный опыт. Однако невротизированная личность может решить проблему неисполнения желаний по-другому: просто избавиться от них. Нет желания — нет разочарования. Однако парадокс в том, что наши желания являются в то же самое время источником энергии, которая помогает добиваться цели. Посмотрите, например, с какой неохотой и слабостью нерадивый студент просыпается утром, чтобы пойти на первую пару, — и с каким рвением тот же самый студент, который еле-еле досиживал лекции, бежит на свидание к любимой девушке… Откуда только силы взялись! Конечно, желание желанию — рознь, и греховные стремления нужно уничтожать в зародыше. Но видеть свои желания и осознавать, что они есть и каковы они, обязательно нужно. Тогда мы сможем построить с ними правильные отношения.

Эти отношения начинаются с понимания того, что наши желания вытекают из наших потребностей. Потребности бывают разные, но в целом это то, что нам необходимо, чтобы жить полноценной жизнью. Если их игнорировать, могут возникнуть проблемы со здоровьем и различные психологические нарушения. Однако уделяя должное внимание своим желаниям, нужно научиться от них дистанцироваться. То есть у нас должна быть установка не «я — это мое желание», а «у меня есть желание». Тогда мы сможем лишить вредные желания влияния на нас, а полезные — максимально использовать для достижения благих целей.

Газета «Православная вера» № 05 (601)

Одно из фундаментальных понятий христианства, и мы постоянно слышим, читаем, произносим это слово. Но есть другое слово - «вина». В церковном обиходе, в религиозной своей жизни мы слышим его гораздо реже, чем слово «грех»; создается впечатление, что слово «вина» не из церковного словаря. Что есть вина? По сути, это внешний результат, следствие нашего греха, и еще - наш долг, зачастую неоплатный. Мы принесли ущерб другим людям, мы стали причиной их страданий, через нас в мир вошло некое «количество» зла. Даже если у нас есть возможность как-то пострадавшим от нас людям воздать, хотя бы извиниться перед ними - кто вернет им то время, те жизненные силы, которые отняты принесенной нами болью? Даже если эти люди нас простили - а некоторые из них склонны прощать в силу родственной любви, - должно ли нам самим от этого стать легче? А как часто бывает, что возможности загладить вину у нас нет, содеянное непоправимо, долг неоплатен - совсем.

Что делать с грехом - мы знаем: каяться. А вот с виной что делать? Станет ли она меньше от нашего раскаяния?

Одна женщина - тонкая, чуткая, глубоко верующая - убеждала меня в том, что по раскаянии нашем и вина изглаживается, раны, нанесенные нами, заживают, а если пострадавший от нас человек уже на том свете - тогда и вовсе не надо переживать: ему хорошо, а если плохо, то не по нашей уже вине. После первой своей исповеди я спросила священника, так ли это. Священник ответил: надеяться на это позволительно, но вот уверенности, успокоенности не может быть.

У кого точно не может быть успокоенности, так это у тех, кто хотя бы невольно (если вольно, то это другой разговор) стал причиной смерти. Как журналист, я знаю несколько случаев, когда виновники трагедий, вызванных неосторожностью, непредусмотрительностью, неумением обращаться с оружием и т.п., сами кончали с собой. Вряд ли стоит эти случаи здесь рассказывать. Скажу лишь, что забыть этих людей я не в силах и что в каждом из них я вижу себя: со мной такого не было, но ведь могло быть! Минутами кажется: чтобы жить самой, мне нужно найти какие-то убедительные доводы для убившего себя человека, какие-то основания для того, чтобы сказать ему: «Живи».

Церковь в этих случаях говорит именно «живи»: самоубийство христианину запрещено. Но, призывая человека к жизни, она ведь не может не отвечать на вопрос: «Как теперь жить?» И она отвечает на этот вопрос, о какой бы вине, смертельной или несмертельной, мы ее ни спрашивали. Не надо думать, что ответа на вопрос о жизни с виной у христианства нет.

Прежде всего - чего мы ищем, чего хотим, спрашивая, как нам жить? Мы хотим, чтоб нам стало легче; мы ищем покоя, может быть даже комфорта. Иными словами - возможности спокойно спать. Но святые отцы Церкви не искали себе покоя, не рассчитывали на него. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно открыть обычный молитвослов: «Кое убо не содеях зло, кий грех не сотворих в души моей…» (преподобный Симеон Метафраст). Это отношение к содеянному злу совершенно противоположно распространенным психотерапевтическим советам «оставить прошлое прошлому»; забыть о том, чего уже не исправишь; не изводить себя «попусту». Святой не может и не хочет забыть о содеянном им зле. Он предпочитает видеть свою земную жизнь такой, как она есть. Для чего? Для того, чтобы очищать себя покаянием. Это возможно только представляя себя реально. Мы, сегодняшние, просто не можем обойтись без чувства собственной положительности; не можем, кажется, существовать, не причисляя себя мысленно к светлой части человечества: «У меня, конечно, есть недостатки, и я кое-что в жизни сделал не так, но в целом-то ведь я хороший человек. Ну не такой же я, как всякие там мерзавцы!» А ясное видение содеянного, память о нем выводит нас из этого фарисейского состояния.


Память о том, что мы сделали, нас изменяет - я знаю это по себе. В свое время я была очень резка, раздражительна и суха с близкими. Но очень хорошо почувствовала, что не могу, не вправе так себя с ними вести, - когда осознала свою вину перед людьми другими, не близкими, связанными со мной лишь по работе. Когда пребывала в шоке: «Как же я так могла?! Я - и так могла?» Где уж мне было после этого рычать и щелкать зубами, демонстрировать свое превосходство и т.д. - мне бы хоть немножко себя каким-то добрым делом утешить. А в идеале-то мы всю жизнь должны пребывать в таком состоянии: не чувствовать себя сколько-нибудь способными к качанию прав по причине содеянного нами. Память о собственной вине должна посещать нас именно тогда, когда мы возмущаемся чужими действиями, когда начинаем обрастать претензиями к окружающим. Живое воспоминание о том, что мы натворили с ближними, способно разом вывести из состояния обиды, жалости к себе, нескончаемого оплакивания собственной раны. И это я тоже знаю по себе.

Никому, конечно, такого креста не пожелаешь, но мне кажется, что человек, сбивший кого-то машиной и по-настоящему это переживающий (переживают не все, многие и здесь себя оправдывают), никогда уже не сотворит зла сознательно. Никогда не будет жесток, черств, высокомерен. Конечно, близким жертвы от этого ничуть не легче, но я и не пытаюсь смягчить ситуацию - она действительно страшна. Однако тот, кто стал ее причиной, - погибнет, если отвернется от нее, найдя способ себя оправдать или просто сумев забыть; и спасется, если примет весь ее ужас до конца.

Церковь призывает нас учиться видеть в себе грех и предупреждает, что это совсем не просто. «Видеть свои грехи в их множестве и во всей их гнусности действительно есть дар Божий», - писал . Начало здравия душевного - ви дение своих грехов бесчисленными, как песок морской, - это слова священномученика Петра Дамаскина. Но многие ли достигают этого начала (только начала, заметьте)? У нас не получается, или мы не хотим видеть свои грехи. А вина - она приходит нам на помощь. Она дает своего рода проекцию вовне, показывая нам то, что гнездится у нас внутри. Человек сел за руль после стакана водки, да просто решил проскочить на красный свет - что за этим стоит? Не одна только неосторожность - неумение помнить об окружающих, эгоизм, эгоцентризм, высокомерие, непослушание: «Мне закон не писан, мне море по колено». Всё это до поры не осознанно, скрыто во мраке непросвещенной души - и не приведи Бог, чтобы вот так именно вышло наружу…

Да, это не на стенку проекция, не на экран какой-то - на души человеческие, на судьбы; это помощь горькая, страшная, но кто ж виноват, что иной помощи мы не принимаем, голоса Божиего, в тайне звучащего, не слышим?

Чем больше вина, тем меньше оставляет она человеку ложных выходов, боковых дорожек; раздавленный огромной виной человек с неизбежностью должен понять, что путь у него теперь один - вверх, к Тому, Кто сказал разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43).

Мне известны (тоже как журналисту, как судебному репортеру) люди, неспособные принять этот евангельский эпизод. Как же так: резал-резал людей, грабил-грабил на дорогах, а потом сказал несколько слов - и в рай! Где справедливость?

А она - в словах разбойника Благоразумного, разобравшегося наконец в происходящем: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23: 41). Вот как говорил об этом разбойнике святитель Иоанн Шанхайский в одной из своих проповедей:

«Глядя на Него, разбойник словно очнулся от глубокого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и им самим. Тот - несомненный Праведник, прощающий даже Своим мучителям и молящийся за них Богу, Которого называет Своим Отцом. Он же - убийца многих жертв, проливавший кровь людей, не сделавших ему никакого зла.

Взирая на Висевшего на кресте, он словно в зеркале увидел свое нравственное падение. Все лучшее, что таилось в нем, пробудилось и искало выхода. Он осознал свои грехи, понял, что к печальному концу привела его лишь собственная вина и винить ему некого. Посему злобное настроение против исполнителей казни, каковым был охвачен разбойник, распятый по другую сторону от Христа, а вначале и он сам (см.: Мф. 27: 44), сменилось в нем чувством смирения и сокрушения. Он почувствовал страх грядущего над ним суда Божия.

Отвратителен и ужасен стал для него грех. В душе он уже не был разбойником. В нем проснулись человеколюбие и милосердие. Со страхом за участь своей души в нем сочеталось отвращение к происходившему надругательству над невинным Страдальцем».

Разбойник не вошел бы в райскую обитель, если бы забыл о том, что творил. Он вошел именно потому, что помнил.

Церковь, кстати, чтит не одного Благоразумного разбойника - многих; один из них - святой мученик Моисей Мурин. Его житие поражает - именно мученическим концом. Смерть от руки напавших на монашескую обитель разбойников он принял как желанную для себя расплату, как закономерное и необходимое следствие тех убийств, которые совершил сам. Как подтверждение Христовых слов: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Вот что делает с человеком память о вине.

«Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар… карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…» - это из дневника , профессора-химика, духовного писателя, подвижника, тайного просветителя обездоленной советской России. В молодости он был большевиком, комиссаром, служил в ЧК. А затем всю жизнь был движим великим раскаянием.

Но может ли обычный, далекий от аскетических подвигов человек чисто психологически выдержать эту тяжесть - постоянную память о вине? Способен ли он пребывать в таком напряжении изо дня в день? Ему ведь нужен отдых, нужно какое-то приемлемое самочувствие, и сон, в конце концов, нужен спокойный - чтобы не сгореть…

О сне в молитвах вечернего правила говорится не раз: «И неосужденна ныне сном уснути сотвори», «мирен сон и безмятежен даруй мне», «…да с миром лягу, усну и почию…» В какой-то момент меня, что называется, осенило: не о том здесь речь, чтоб нам хорошо выспаться, но о том, чтобы мы, не имеющие на самом деле права на необходимый нам покой, получили его по милости Божией - именно потому, что не можем без него обойтись. И это касается не только сна - всей нашей повседневной жизни. Наша вина не отнимает от нас права на осенний лес, на весенний воздух, на морской прибой, на дружбу и любовь, на творчество и познание. Потому что это все дает нам - Он. И мы плохо поступим, если не примем Его дара.

За каждой литургией мы слышим - покаянный вопль, вырвавшийся из груди царя-псалмопевца после того, как пророк Нафан указал ему на его страшную вину. По-настоящему вслушавшись в этот текст, человек удивляется. Чего просит Давид, погубивший честного и доблестного Урию из-за похоти своей? Он просит того, что после такого поступка представляется невозможным: радости . «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50: 14). Но разве смог бы Давид просить себе радости, если бы не увидел без всяких прикрас и самооправданий - и глубину своего падения, и ужас его последствий для других людей?

Президент Санкт-Петербургского центра социальной реабилитации и адаптации психолог Кирилл Титов убежден: причина наших неврозов коренится в чувстве вины, навязанном нам с раннего детства

ЧУВСТВО ВИНЫ - САМОЕ ОПАСНОЕ

Говорят, что психические проблемы современного общества скрыты в падении морали и нравственности, в обилии стрессов, во все ускоряющейся жизни… Что касается морали - все дело как раз не в ее упадке, а в том, что она ЕЩЕ НЕ В УПАДКЕ, патриархальная мораль жива, хотя стала уже совершенно непригодной для современности. И основа традиционной морали - чувство вины. В нем-то все и дело.

- А что такое чувство вины, по-вашему?

В этом понятии нет ничего расплывчатого. Вину мы чувствуем всякий раз, когда кто-то, в психологии его называют «индуктором», говорит нам, что мы плохие, и пытается нам это доказать. В том случае, если этот человек, индуктор, для нас значим, - мы ему верим, и чувство вины начинает свою разрушительную работу в нашей психике.

- Обязательно разрушительную?

Обязательно! Вам, наверное, интересно будет узнать, что все другие отрицательные чувства, которые человек испытывает, - зависть, ненависть, обида, сожаление - в основе своей имеют то же самое чувство вины. Но любой другой негатив легко выходит на поверхность, потому что находит объект для приложения, выливается в какое-то действие. Даже страх! Если страху пойти навстречу - есть такие вполне доступные каждому техники, - страх исчезнет. А неизжитое чувство вины не имеет объекта приложения, поэтому не может разрядиться и ест вас изнутри .

- И как же оно нас ест?

Очень просто - угнетает неврозами, не дает быть счастливыми. Видите ли, мы, люди, так устроены, что ощущаем себя счастливыми только тогда, когда исполняются наши желания. Если в нашу жизнь приходит хорошее, которого мы не звали специально, то мы его просто не замечаем. Правильно?

- Вроде да. А чувство вины здесь при чем?

Чтобы стать удовлетворенным, нужно, чтобы ваши желания осуществлялись. Как этого добиться? Желание осуществить легко и просто - просто нужно всем существом стремиться к цели. Что значит всем существом? Всем существом - это значит и сознательно и подсознательно. Между сознанием и подсознанием не должно быть дисбаланса желаний. Подсознательные желания, которых мы не осознаем, всегда истинны в отличие от сознательных, которые могут быть на самом деле не нашими, а навязанными извне. Вот здесь и кроется опасность.

- Опасность чего?

Опасность того, что сознательно хотеть мы будем одного, а подсознательно стремиться к другому. Все наше воспитание построено на чувстве вины, и это ужасно. Дети у нас воспитываются так: поддерживается некий идеал ребенка, которому мальчик или девочка должны соответствовать. Но любой ребенок хоть в чем-то недотягивает до идеала - он может быть, например, послушным, но пугливым, хорошо учиться, но плохо играть в футбол, быть веселым и добрым, но не разбираться в математике. Получается, что любой ребенок всегда остается хоть в чем-то плохим. Родители же, искренне желая ребенку добра, время от времени указывают ему на то, что он «плохой», то есть не идеальный.

Они при этом не виноваты, их самих так воспитывали, управлять ребенком как-то иначе они просто не умеют. В ребенке накапливается напряжение. И вот происходит какое-то реальное негативное событие. Допустим, ребенок опрокидывает аквариум, рыбки плавают по всей квартире, паркет вздулся. Бедный ребенок мается до прихода родителей, вспоминая в этот момент все двойки, разбитые тарелки, рваные куртки своей жизни…

- О господи, как это вы точно подметили… Прямо даже сейчас мороз по коже пробежал.

Потому что это было у всех. Кто-то сахарницу разбил, кто-то сырую сосиску съел, кто-то занавеску сжег. Ощущение «я плохой» для ребенка, воспитанного на идеале, невыносимо. И этот наш ребенок так страдает, что начинает думать: скорей бы уж пришли и все кончилось. То есть он начинает желать наказания.

Подождите, что же получается - ребенок будет все опрокидывать, рвать, есть сырые сосиски, курить - а родителям молчать, что ли?

Конечно, не молчать. Но и не внушать ребенку в случае проступка, что он «идиот, недотепа, руки не оттуда растут» и так далее. Нужно объяснить, что поступок плохой, а не ребенок. И аргументированно доказать, почему поступок плохой. Это все не секрет, любой детский психолог об этом скажет. Но слушать психолога легко, а поступить правильно намного труднее. Потому что мы все, за редкими счастливыми исключениями, воспитаны в чувстве вины. Поэтому обычно бывает так: приходят родители, устраивают, естественно, разборку в стиле «что ты наделал, идиот», в конце концов ребенок говорит: «Я больше не буду» - и получает прощение. Получая прощение, ребенок испытывает очень сильную радость, вплоть до счастья. «Ну и пусть идиот, пусть не оттуда руки, зато любят». Такие эмоции обязательно врезаются в подсознание. Формируется мощная условно-рефлекторная цепочка: плохое настроение - чувство вины - наказание - прощение - хорошее настроение.

- Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься. Что-то мне это очень напоминает.

Это хорошо всем знакомый механизм христианского покаяния. Человеку навязывается недостижимый идеал никогда не грешащего существа. Естественно, никто без греха всю жизнь прожить не может. Вместе с грехами накапливается напряжение. И когда у человека в реальности происходит действительно что-то негативное, вместо взрослого анализа происшедшего он ищет кого-то, кто простит его, чтобы вновь почувствовать себя хорошим.

Так все-таки христианство не виновато?

Ну да. Но сегодня детей воспитывать надо как-то иначе. Плохое настроение - чувство вины - наказание - прощение - хорошее настроение - такая цепочка свойственна психике очень маленького ребенка, и это имеет смысл только на определенном этапе жизни. Когда ребенок мал, некоторые вещи он, естественно, должен принимать на веру. Но проблема в том, что незрелое человечество этот детский механизм распространило на все остальные сферы жизни.

Например?

Да что ни возьмите. Например, деньги. Хочет человек зарабатывать больше денег, а внутри сидит мина: «Хорошие люди больших денег не зарабатывают». Человек не знает лично ни одного богатого, но мама и папа в детстве ему внушили: богатый - плохой, наворовал. И подсознательно человек будет стремиться туда, где денег нет. Сознательно денег хочется, но их нет и не будет, пока не исчезнет предубеждение.

На этих ниточках-привязках люди и болтаются всю жизнь, пока наконец не поймут, что ни перед кем, оказывается, не виноваты. Только, к сожалению, зачастую бывает очень поздно - здоровье разрушено, желания не исполнены, цели не достигнуты. Кроме того, двойственностью наших желаний постоянно пользуются индукторы - порчу снимают, от проклятий освобождают. Посмотрите газетные объявления.

И много нас, таких несчастных?

Внутреннее чувство вины сегодня реально разрушает жизнь миллионов людей. Цифры ужасающие. По данным нашего центра, до двадцати процентов людей строят свою жизнь на чувстве вины, как на фундаменте! Это социально опасно, поскольку такие люди сами становятся индукторами, сеющими среди людей неудачи, разочарованность, конфликты.

Остальные восемьдесят процентов тоже затронуты чувством вины в той или иной области своей жизни. Можно уверенно сказать, что чувство вины - это болезнь всего современного мира. Она поразила все страны без исключения, но сильнее всего пострадали европейские страны, Америка и пространства бывшего Союза. Здесь каждый третий имеет эту болезнь в серьезной, я подчеркиваю - в серьезной форме. Я знаю, о чем говорю, не раз бывал с тренингами в Канаде, Израиле, Цюрихе…

- И как избавиться от этого чувства вины?

Избавление от чувства вины - такой же индивидуальный процесс, как освобождение кишечника от переваренной пищи. Никто этого за вас не сделает. В том-то и сложность.

- Хорошо, но как же нам теперь быть?

Прежде всего учиться защищать себя от любых индукций. Помните, как Милославский поступал в «Иване Васильевиче…»? Он говорил: «Тьфу на вас». И вы говорите так же человеку, который пытается вас индуцировать. Мысленно хотя бы.

- А как узнать индуктора?

Очень просто. Всякий раз, как вас начинают оценивать не с точки зрения реальности, вашей реальности, то есть фактов, которые вы лично пережили, а вместо этого навешивают отвлеченные ярлыки вроде «хорошо», «плохо», «высшие силы», «моральные ценности», «наказание свыше», «добро», «зло», «достойно», «недостойно» - знайте, вас индуцируют. Что для вас хорошо, а что плохо - знаете только вы.

Отрицательный опыт - это всего лишь сигнал, что нужно изменить деятельность. И все! Никаких угрызений, никакого раскаяния, никаких «простите, я больше не буду». Детство кончилось, начинается становление взрослости. Только начинается, у нашей психики еще мно-о-ого веков впереди.

Когда чувство вины умрет, человечество станет взрослым и сможет уже решать свои проблемы, включая самые сложные, без убийств и обмана . Отсутствие вины - это не безнравственность. Это как раз начало настоящей, зрелой нравственности. Сегодня наша психика закрыта, потому что мы защищаемся. Мы боимся, что нас индуцируют - внедрят в нас вину. Я даже не исключаю, что такому открытому человеку понадобится и религия. Только она будет основана на каком-то другом принципе, не на покаянии.

- А на чем?

Тут можно фантазировать. На принципе удовольствия. Или целесообразности, разумности. Но в любом случае взрослым быть интереснее: возможностей больше.

Майя КУЛИКОВА

Как правило, случаи самоубийства совпадают с возрастными кризисами, в первую очередь с кризисом переходного возраста (13 - 18 лет) и кризисом середины жизни, диапазон которого определяется менее жестко и охватывает период от

33 до 36 лет. В это время резко меняется структура сознания, иначе оцениваются поступки и достижения, социальный статус и личные качества.

На этом фоне любые экстраординарные события (гибель близких, переезд из родного дома в общежитие или интернат, измена супруга и проч.) способны спровоцировать суицид. Конечно, далеко не у всех. Ведь все люди переживают возрастные кризисы, теряют близких людей и меняют место жительства, и только единицы накладывают на себя руки.

Вот что должны делать родители, чтобы воспитать потенциального самоубийцу.

Вольно или нет провоцировать в ребенке чувство вины. «Ты меня огорчаешь своим поведением и оценками», «мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки» - и так далее, и тому подобное. Капайте на мозги почаще, не упускайте случая, чтобы объяснить своему чаду, как сильно он виноват в вашем плохом настроении, сколько страданий доставил. Если бы не он, все было бы прекрасно, и только его вмешательство расстроило планы. Таким образом вы воспитаете человека, который в зрелом возрасте станет заниматься самоедством. При отсутствии объекта для трансляции вины он взвалит всю вину на себя или протранслирует ее обобщенно: «Я умру, а вы все останетесь навек виноватыми!»

Жестко контролировать поведение, распорядок дня, учебу и даже настроение ребенка. Нередко родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего чада. «Он плачет или устал - значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. Психологи называют это саморегуляцией. Чувство беспомощности при этом типе воспитания нередко становится причиной суицида.

Относиться к ребенку как к своей последней игрушке. Это свойственно родителям, которые недоиграли в собственном детстве. «Зачем ему учиться - он еще маленький, зачем заниматься спортом - он такой слабый?! Зато он такой славный!» Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним. С одной стороны, чтобы наслаждаться жизнью, надо уметь быть «здесь и теперь». Но и умение заглядывать в будущее является не менее ценным, особенно в кризисных ситуациях. Очень важно научить ребенка отвечать за свои поступки и понимать их причинно-следственную связь. Грубо говоря, если всю четверть лениться, можно получить двойку. Двойка будет следствием лени, а не фатальной неудачи.

Старайтесь объяснять любые события в жизни ребенка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своих судьбы и чувств. У психологов это называется «внешний локус контроля». Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.

Постоянно оберегайте ребенка от ошибок. В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотивацией достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие - боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.

Случайных самоубийц не бывает. Над каждым в течение десяти-пятнадцати лет упорно работают родители и родственники. Стоит, однако, заметить, что издержки воспитания не смертельный диагноз. Человек может выйти из борьбы за собственную жизнь победителем, проделав самостоятельно или с помощью психотерапевтов работу по изменению своего жизненного сценария, своей психологической карты в сторону более продуктивных решений.

Мария КОЛОСОВА

От себя:

Я всегда задавала вопрос христианам, как могли Адам и Ева согрешить, если они не понимали, что такое “хорошо” и что такое “плохо” (не различали добра и зла) - т. е., были несознательными - им было равнозначно послушаться своего создателя или не послушаться.

Я считаю, что этот миф о “первородном грехе”, был придуман для внедрения постоянного ложного чувства вины у людей, разрушающую их психику.

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой