Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пост евхаристический - Католическая энциклопедия - Bibliotheca.

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
- Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
- канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу (см. значение термина Канон),
– канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю.
(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.
Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.
Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

***
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. Что же включает в себя евхаристический пост?

Телесный пост

В настоящее время та часть евхаристического поста, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста.

Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения.

Духовный пост

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед Литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) - прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров.

Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: "Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога - на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь, прежде всего, надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)".

Древность литургии Преждеосвященных Даров

В большинстве научно-богословских статей и трудов, посвященных истории появления Литургии Преждеосвященных Даров констатируется факт несомненной древности появления этой литургии. Некоторые видят ее происхождение с апостольских времен, некоторые в практике Древней Церкви ежедневного личного (самопричащение) причащения христиан, а некоторые в практике причащения Таин Христовых монахов-пустынников. Такое причащение совершалось, скорее всего, после 9 часа (то есть после 3-х часов по полудни или ближе в заходу солнца) и ему предшествовало суточное воздержание от пищи. Ибо если естественное воздержание от пищи в период Великого поста длилось до 9-часа, то, несомненно, оно длилось и при совершении Литургии Преждеосвященных Даров. Именно о полном воздержании от пищи, полноценном посте в течение всего прошедшего дня перед вечерней, на которой совершается Литургия Преждеосвященных Даров, как об исконной и непрерывной традиции свидетельствует и профессор И. Фундулис: «Верующий народ приходил "к вечерне" после полного пощения в течение всего истекающего дня, а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни» .

О традиционном времени совершения Литургии Преждеосвященных Даров и сроке евхаристического поста перед причащением тайн Христовых

Теперь мы коснемся главного - времени совершения Преждеосвященной литургии и подготовки к ней особым евхаристическим постом. Мы сравним исконную практику Православной Церкви с тем, что сегодня нам пока только предлагает, а фактически навязывает всей Русской Православной Церкви документ «Об участии верных в Евхаристии» , подписанный на Архиерейском совещании 2015 г. некоторыми епископами и высшим священноначалием РПЦ.

В упомянутом документе, который предполагается стать главным руководством для духовенства и мирян всей полноты РПЦ, дается следующая рекомендация: «Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром).В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, "при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость"» (Требования подготовки ко святому Причащению., п. 1. Практика приготовительного поста).

Рекомендация полного воздержания от пищи в течение 6 часов до причащения Святых Таин Христовых на Литургии Преждеосвященных Даров на самом деле грубейшим образом нарушает практику Православной Церкви о времени и характере так называемого евхаристического поста (ἡ εὐχαριστιακή νηστεία), восходящую к эпохе Вселенских Соборов.

а) евхаристический пост в истории Церкви, основные правила

Священными канонами Православной Церкви не определяется срок подготовительного поста перед Божественной Евхаристией, то есть не определяется количество дней для воздержания и поста перед днем принятия Святых Таин Христовых. Однако, что касается того, как священник должен совершать Божественную литургию, а соответственно и мирянин приступать в святой Чаше, священные каноны дают вполне ясные разъяснения и указания. 41 правило Карфагенского Собора (419 г. н.э.), выносит следующее определение: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими...» , То же подтверждает и 47 правило этого же Собора. При этом отцы Карфагенского Собора, утверждая особым правилом необходимость совершать священнодействие Божественной Евхаристии даже в вечернее время натощак, ссылаются на соответствующее постановление Отцов I Вселенского Собора: «мы слышали о никейском исследовании веры; о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие». То есть обычай Древней Церкви всегда совершать Божественную Литургию священнослужителями натощак является обязательным, не зависимо от времени совершения Евхаристии (утром или вечером). И этот обычай, имеющий свое древнее происхождение, нашел свое закрепление и в решении Трулльского Собора (VI Вселенского Собора) в 29 правиле: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие олтаря совершаемо было не иначе, разве людьми не ядшими (εἰ μὴ ὑπὸ νηστικῶν ἀνθρώπων, μὴ ἐπιτελεῖσθαι)».

При этом следует обратить внимание на то, что Отцы VI Вселенского Собора отменяют своим определением дозволение отцов Карфагенской церкви разрешать пост в Великий четверг, то есть вкушать пищу до совершения вечерни и соединенной с ней Божественной литургии. И такая строгость отцов Вселенскими Соборами объяснялась тем, чтобы «последуя апостольским и отеческим преданиям, ... не подобает в четверток последния седмицы, разрешати пощение, и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

б) евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

Относительно срока полного воздержания от пищи до причащения Святых Таин на Литургии Преждеосвященных Даров мы говорили ранее, ссылаясь на авторитетное свидетельство профессора И. Фундулиса о том, что верующий народ «приходил "к вечерне" после полного пощения в течение всего истекающего дня (μετὰ πλήρη νηστείαν καθ᾿ ὁλόκληρον τὴν διαρρεύσασαν ἡμέραν), а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни». Тот же профессор Фессалоникского университета, высказывая мнение о желательности восстановления служения Преждеосвященной литургии в вечернее время, что явилось бы восстановлением издревле принятого в Церкви порядка чина богослужения, относительно необходимости сохранения полного поста пишет следующее: «Если люди желают, или им надо приступить в божественному Причащению во время вечерней Преждеосвященной литургии, им необходимо войти в область подвигов святого поста. Евхаристический пост, который предшествует божественному Причащению, как известно, это полный отказ о пищи и пития с вечера или с полуночи вплоть до божественного Причащения, т.е. абсолютное воздержание. Если же кто-то по причине здоровья не может этого сделать, то пусть к ним проявят человеколюбие духовники. Однако я уже говорил, что им прежде всего следовало бы причащаться на литургии в субботу или в воскресенье. Да пребудет Преждеосвященная ненарушимой, а также ее цель и ее условия».

Именно такое усиленное пощение вполне соответствовало и уставу о посте не только внешне, но и внутренне. Такое пощение, то есть полное воздержание (ἡ πληρὴ ἐγκράτεια) от всякой пищи и питья до совершения Преждеосвященной литургии соответствует и «апостольской и отеческой традиции» (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι) совершать священнодействие натощак, а тем более в период Великого поста. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров являлась естественным продолжением дней поста «дней плача и сокрушения» (Зонара). По мысли всех толкователей литургии Преждеосвященных Даров, она не является праздничным богослужением, поскольку не является приношением жертвы, а «предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействием исполненного», последованием сообразным духу великопостного «сокрушения и умилостивления Бога о грехах» (Вальсамон).

Относительно же дней поста перед Евхаристией некоторые литургисты и богословы утверждают, что таких предписаний нет в церковных канонах. Эти предписания и рекомендации появляются в период поствизантийский, начиная с XV столетия, и их можно увидеть не только в рукописях молитвословов, но в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, Канонарии о Посте (последний считается записью Канонария свт. Иоанна Постника) и др. Вероятно в это же время происходит так называемая богослужебная икономия: когда вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров переносятся (преимущественно в приходской практике) на более раннее время.

В документе «Об участии верных в Евхаристии», в той части где даются рекомендации относительно подготовки ко Святому Причащению, тем не менее введена важная терминология - «пренебрежение к Таинству Тела и Крови»:

«Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия» (Требования подготовки ко святому Причащению., п.3 молитвенное правило).

Однако под словом пренебрежение , синонимом которого могут являться и дерзость, бесстыдство и т.д. необходимо прежде всего понимать неверное отношение к величайшей святыне Церкви Христовой, Божественной Евхаристии, нарушение апостольской и древней практики благоговейного отношения к Евхаристии, которой, без всякого сомнения, служит срок полного воздержания от пищи, или так называемый литургический пост.

Итак, история Литургии Преждеосвященных Даров однозначно свидетельствует о том, что она совершалась преимущественного после 9 часа дня , то есть после 3 часов дня по нашему времяисчислению. Поскольку она соединялась с вечерней, как совершаемая в дни Великого поста, когда полное воздержание от пищи предполагается до 9 часа, то перед Причащением Таин Христовых на этой литургии, согласно древней церковной традиции, всегда полагалось более строгое, а именно полное воздержание от всякой пищи и пития. Поэтому вполне естественно возникает вопрос: на каком основании Архиерейское совещание вынесло определение о полном воздержании от пищи в течении «не менее 6 часов» ?

Мы не находим ни в исторически ни в литургических памятниках никаких подтверждений для такого подхода. Более того, любое вкушение пищи даже за 6 часов до причащения во время Преждеосвященной литургии является грубейшим нарушением и правила поста как внешнего, так и внутреннего . Ибо такое вкушение пищи разрушает «дух сокрушения и покаяния » (τὸ πένθου καὶ μετανεῖας πνέυμα), а также, если не, прежде всего, противоречит «Апостольским и отеческим преданиям » (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι), о которых говорится в 29 правиле Трулльского Собора. Еще Апостольские правила вполне ясно указывали на то, что период Великого поста является временем «самого строгого воздержания, в самых усиленных подвигах покаяния и сокрушения, в самой напряженной борьбе со всеми врагами нашего спасения.

При этом мы должны учитывать тот факт, что упоминаемое в документе «Об участии верных в Евхаристии» определение Священного Синода от 1968 года было принято в период активного вовлечения РПЦ в экуменическое движение, которое в то время, несомненно под влиянием разрушительных для Католической Церкви реформ II Ватиканского собора, шло на такого рода откровенные нововведения. При этом введение этих новшеств было лишено должной евангельской и святоотеческой рассудительности, которая во главу угла ставила бы возрождение подлинного спасительного благочестия, выстраиваемого на страхе Божием (См. прп. Исаак Сирин 1-е слово). Так называемый «Диалог любви», в который была вовлечена Православная Церковь в то время, был направлен на безостановочное сближение с Римо-Католической Церковью, то есть без границ и фундаментальных принципов. Предлагаемое священноначалием РПЦ это литургическое нововведение отнюдь не является безобидным. Являясь одним из шагов в плане коварного сближения с Римо-Католической Церковью, оно, на самом деле подрывает дух, смысл и содержание поста, разлагает дух покаяния.

Аргументы, часто предлагаемые в оправдание данного нововведения, не выдерживают элементарной критики, поскольку в основе аргументации лежит не спасение личности, а приспособление к человеческим немощам . На самом деле эти приспособления носят разрушительный характер и для человека и для Церкви. И в основе идеи разрушения положена казалось бы привлекательная и правильная идея «необходимости частого причащения Тайн Христовых». Но возникает сразу же вопрос - зачем? Известное из практики Древней Церкви частое причащение было вызвано теми условиями, в которых жила Церковь и в период гонений, и в период первых Вселенских Соборов - страх умереть без соединения со Христом. И этот страх, благоговение и трепет накладывались на весь строй жизни христиан, который оценивался крайней степенью трезвения и бодрствования. Мы этого не видим в жизни нашей Церкви в современных условиях. Трезвение и бодрствование заменены формальным и потребительским отношением к Святым Тайнам Христовым. Мысль «лишь бы часто причащаться» стала навязчиво и опасно доминировать в умах как у современного либерального духовенства нового поколения, так и у прихожан. При этом забывается о первостепенной важности подлинного покаяния и необходимости глубокой исповеди для достойного причащения Святых Таин Христовых. Тексты Божественной литургии и свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого нам напоминают о необходимости трезвения, то есть крайне внимательного и в подвиге препровождения нашей земной жизни: «якоже бытии причащающимся во трезвение души...» (εἰς νῆψιν ψυχῆς). Об этом нам говорят и все молитвы перед святым Причащением.

Предлагаемый же документ «Об участии верных в Евхаристии» пошел еще далее, на грубейшее разрушение исконной традиции полного поста , предполагающего полное воздержание от принятия пищи и пития в течение всего дня до вечера совершения Литургии Преждеосвященных Даров, о чем было сказано выше.

Мы считаем, что перенесение вечерни и Литургии Преждеосвященных даров на утреннее время и ближе к полудню как раз и является той мерой допустимой икономии , которая не разрушает обязательный принцип «телесного воздержания, поста ». Тем более, что предписываемое церковными правилами допустимость совершения полной Божественной Литургии не ранее 3 часа, т.е. 9 утра, предполагает полное воздержание от пищи никак не 6 часов, а от 10 до 12 часов. И если «Пасхальное таинство » требует такого длительного невкушения пищи и пития, то, тем более, длительное воздержание становится и очевидным и оправданным в случае с Литургий Преждеосвященных Даров.

Мы выражаем надежду на то, что наше священноначалие прислушается к изложенным нами доводам о необходимости точного следования древнему, апостольскому и святоотеческому обычаю и преданию причащаться только натощак как мирянам, так и священнослужителям во время Литургии Преждеосвященных Даров и пересмотрит текст «Об участии верных в Евхаристии», внеся необходимые исправления в принятый документ . Кроме того такая обязанность возлагается на священноначалие священными канонами Православной Церкви, строго воспрещая менять то, что веками установлено и передано, и с великим благоговением и тщанием предшествующих иерархов сохранено.

Редакция интернет-содружества «Православный Апологет», 2015 год. 5-я Неделя Великого Поста.

Пост евхаристический

Пост евхаристический (греч. ή ευχαριστιακή νηστεία, лат. ieiunium eucharisticum ) - воздержание от приема пищи и питья перед причащением.

П.е. не практиковался ранними христианами, которые соединяли совершение Евхаристии с братскими вечерями, во многом следовавшими иуд. порядку праздничной трапезы. Он распространился в Церкви постепенно между III и VIII вв., зародившись в Сев. Африке. В кон. IV в. 28-е правило Гиппонского собора (393) и 29-е правило III Карфагенского собора (397) ввели требование того, чтобы причастие принималось только натощак (кроме Великого четверга, когда, вероятно, отсутствие П.е. служило более живому воспоминанию Тайной вечери); спустя неск. лет об этом же писал и Августин (Послание 54), утверждая, что П.е. восходит к апост. временам. Уже в VII в. ряд канонов, принятых на разных местных соборах Запада и Востока, свидетельствует о том, что причащение натощак стало повсеместной нормой. На визант. Востоке она была установлена как обязательная 29-м правилом Трулльского собора (691), при этом не было сделано исключение и для Вел. четверга: хотя в визант. литург. традиции наряду с Вел. четвергом был ряд дней, в которые Божественная литургия или Литургия преждеосвященных Даров совершалась в вечернее время, все они были днями строгого поста, продолжавшегося до вечера и исключавшего всякий прием пищи (в нач. II тыс., как на Востоке, так и на Западе, евхарист. богослужения, совершение которых было предписано на вечер, окончательно переместились на 1-ю половину дня). П.е. предполагал полный отказ от любой пищи и питья со времени подъема от ночного сна, но в эпоху развитого Средневековья стал обозначаться и на Западе, и на Востоке как «от полуночи». На Западе, однако, существовали некоторые послабления для священников, совершающих мессу, при болезнях и в др. особых случаях (подтверждены на 13-й сессии Констанцского собора). Традиция П.е. была воспринята и в церк. общинах, возникших в результате Реформации, однако во многих из них была прервана в XVIII-XIX вв.

Развитие в Католической Церкви литургического движения, одним из результатов которого было возросшее желание мн. католиков часто причащаться, стало с нач. XX в. приводить к некоторым незначительным послаблениям в П.е. Первое офиц. разрешение смягчить требования П.е. и сократить его в особых ситуациях было дано Папой Пием XII в апост. конст.Christus Dominus (6.01.1953) и разъяснено в прилагавшемся к ней наставлении Свящ. Канцелярии. В частности, в связи с обнародованным незадолго до этого разрешением служить мессу в вечернее время совершающим такие мессы и причащающимся на них предписано было воздерживаться в течение 3 ч перед причащением от π ищи и алкогольных напитков, а в течение 1ч - от любых напитков. Тем же документом вводились также послабления сходного характера для больных и для священников, вынужденных совершать мессу в поздний час либо после обременительного труда или длительного пути. Вскоре нормы, прежде предписанные для вечерних месс, стали универсальными в Католической Церкви для причащающихся в любое время суток (motu proprio Папы Пия XII Sacram соттип i опет от 25.03.1957). Наконец, 21.11.1964 (в день закрытия 3-й сессии II Ватиканского собора) Папа Павел VI объявил о сокращении минимальной продолжительности П.е. до 1 часа перед причащением. Эта норма закреплена в ККП 1983: намеревающемуся причащаться «следует хотя бы в течение часа перед священным причастием воздерживаться от какой бы то ни было пищи и питья за исключением лишь воды и лекарств» (CIC 919 § 1). «Священник, совершающий святейшую Евхаристию дважды или трижды в один и тот же день, может принять какую-либо пищу перед вторым или третьим служением, даже если между ними не прошло одного часа» (ibid. § 2). «Лица пожилого возраста и страдающие какой-либо болезнью, равно как и те, кто за ними ухаживает, могут приступать ко святейшей Евхаристии даже в том случае, если они принимали какую-либо пищу в течение предыдущего часа» (ibid. § 3). Верующие, принадлежащие к Вост. Католическим Церквям, должны руководствоваться в отношении П.е. частными нормами своей Церкви sui iuris (ССЕО 707 § 1), которые в наст, время в осн. приближены к гл. нормам Католической Церкви.

Хотя в Правосл. Церкви П.е. повсеместно остается в силе, в XX в. некоторые архипастыри и пастыри начали вводить совершение Литургии преждеосвященных Даров, а также Божественной литургии Вел. четверга в вечернее время, чтобы большее число верующих имело возможность на них причащаться. В этих случаях определенная продолжительность П.е. (напр., 6 ч) устанавливалась в порядке частной пастырской инициативы.

П. Сахаров

Источник : Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1684-1686.

Архиерейское совещание, проходившее в Москве 2 и 3 февраля, одобрило документ Межсоборного присутствия « ». Инокиня Евгения Сеньчукова по просьбе «Правмира» комментирует новое положение о причащении.

Прорыв – кажется, с появлением этого документа в Русской Православной Церкви покончено с обязательным трехдневным постом перед причастием, который создавал массу проблем для желающих причаститься.

Я знаю немало людей, которые не были готовы причащаться каждое воскресенье или даже через воскресенье, потому что четыре постных дня в неделю (да еще и подряд) – явно требование не для мирян, которые о постническом житии никогда не мечтали.

В документе эта норма остается для тех, кто приступает к таинству несколько раз в год – для причащающихся еженедельно или несколько раз в месяц пост сокращается или вовсе упраздняется:

«Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения».

В конечном итоге, этот вопрос оставляется на усмотрение духовника, но, по крайней мере, никто не сможет назвать еженедельное причащение ревностью не по разуму, прелестью и так далее.

Мне кажется, трехдневный пост перед редким причастием обусловлен еще и покаянной практикой. Отказ от участия в Евхаристии без удовлетворительных причин – а какие в наше время в крупных городах с десятками приходов могут быть удовлетворительные причины? – серьезное, как минимум, каноническое нарушение.

Пост, в данном случае, мог бы выступать своеобразной «компенсацией» неблагочестивого отношения к святыне.

О частоте Причащения

Еще более революционным стало признание права верующих причащаться, да еще и без поста, в течение Светлой седмицы и Святок.

«…Миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением».

Случаи, когда людям отказывали в причастии в сплошные седмицы по причине того, что «поститься сейчас нельзя, а без поста нельзя причащаться», к сожалению, нередки. Между тем, в документе даже процитировано известное 66 правило Трулльского собора, согласно которому на Светлой седмице верные должны причащаться.

Здесь мы плавно подходим к теме «частое причастие».

Несколько лет назад из среды, по недоразумению именующейся «консервативной», звучали обвинения в «ереси сверхчастого причащения». Под «сверхчастоту» подходили самые разные режимы: от ежедневного участия в Евхаристии (что, на самом деле, редкость – очень немногим людям удается посещать литургию каждый день) до совсем уж расслабленного причащения раз в две недели.

Теперь, по крайней мере, верующим напомнили, что практический ответ на вопрос о частоте причащения для мирян менялся многократно, и как раз на последнем этапе истории Церкви (1931 год) ежевоскресное причащение было объявлено нормой.

«В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них и ежевоскресного признать приемлемым».

Некоторые миряне считают естественным и более частое участие в Таинстве. Думается, это актуально только для церковных работников – прочие просто не успевают посещать храм ежедневно – да еще для людей, чья жизнь сконцентрирована вокруг храма (монашествующие или глубоко благочестивые миряне).

В любом случае, это слишком индивидуальный вопрос, чтобы подробно разбирать его в документе. Он уж точно должен решаться лично духовником и чадом.

Мне уже не единожды встречались люди, искренне считающие, что вопрос о частоте причащения – абсолютно индивидуальный, до такой степени, что и духовник здесь нисколько не нужен: «А священник спрашивает у своего духовника, сколько раз он может причаститься?»

Я не соглашусь. Иерархия и послушание в Церкви все-таки есть – и это нормально. Священник служит литургию с благословения своего епископа. Мирянин участвует в литургии с благословения священника. Тем более, мирянин в выборе духовника (по крайней мере, в больших городах) более свободен.

Выбор духовника – это во многом, ответственность самого пасомого. Так что позиция документа представляется сдержанной и корректной.

О Евхаристическом посте

Лично мне не вполне понятна концепция Евхаристического поста, представленная авторами . Вроде бы, исторически Евхаристический пост сформировался как время воздержания от пищи и пития в день причастия:

«евхаристический пост в строгом смысле слова полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения» .

Тогда откуда возникают шесть часов воздержания? Требование минимум шестичасового поста (в идеале – с полуночи) появляется, как верно замечено в тексте, в решении Священного Синода 1968 года и касается вечернего причащения:

«При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».

«На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова)».

Но ведь праздничные Божественные литургии совершаются ночью как раз после того дня, когда по уставу литургия совершается вечером! Мне знакомы приходы, где в Рождественский сочельник постятся до вечера, затем совершают вечерню с литургией Василия Великого, затем – постная трапеза, и очень скоро начинается новое богослужение, уже в воспоминание Рождества Христова (не говоря уже о хлебе, раздаваемом на литии во время всенощного бдения).

Сама логика Великой субботы – единственной постной субботы в году, согласно 64 Апостольскому правилу – предполагает вечернюю трапезу. Ведь запрет поститься в субботы касается не столько режима питания (едим ли мы пищу животного происхождения), сколько воздержания от пищи в течение целого дня – именно так понимался пост в древности.

Как комментирует епископ Никодим (Милаш): «Здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы».

Разумеется, сейчас мало кто постится по строгому уставу. Обычно в Великую субботу предлагается легкая трапеза после литургии Василия Великого, которую никто (почти: я знаю только об одном храме, где литургию Великой субботы служат с четырех часов дня) не совершает по вечерам.

Но есть достаточное количество верующих, которые стараются провести в посте как можно более долгое время – как правило, они подкрепляются вечером незадолго до ночного Пасхального богослужения, в согласии с древним Уставом.

Я могу ошибаться, но, кажется, совершение литургий наиболее значительных праздников – Рождества и Пасхи – ночью и фактическое отсутствие Евхаристического поста (только само время богослужения) между собой связаны. В течение многодневного поста люди очищали себя покаянием и воздержанием, а в сам день праздника пост отменяется вообще: день начинается с празднования – с Евхаристии.

О молитве

Несколько неожиданно смотрится в документе четко обозначенное молитвенное правило:

«Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия».

Спору нет, «Последование ко Святому Причащению» – часть неизменная и обязательная. А вот по «Следованной Псалтири» сейчас готовится мало кто. Практика разнообразна: одному человеку благословляется чтение трех канонов с двумя акафистами, другому – трех канонов без акафистов, третьему – каноны дня, четвертому – вообще не каноны, а Священное Писание, а пятому предлагают ограничиться тщательным и вдумчивым чтением Последования.

Я не знаю, каким образом родилась именно такая формулировка, но мне кажется, вопрос личного молитвенного правила – в еще большей степени индивидуальный. В крайнем случае, можно было бы использовать более мягкую формулировку: «Наиболее распространено молитвенное правило, включающее в себя…».

Позволю себе высказать предложение, что чтение канонов было бы уместно как раз для тех, кто по тем или иным причинам не был на вечернем богослужении. Это было бы большим подспорьем для прихожан тех храмов, где нет постоянно пребывающего священника – хорошо, если в большие праздники батюшка приедет…

О нечистоте

Вопрос о женской нечистоте – только частный случай темы нечистоты вообще, но всплывает постоянно именно он. Несколько лет назад «Правмир» предлагал вниманию читателей полемику и .

Сестра Васса отстаивает точку зрения, что сама постановка вопроса о нечистоте – рецидив дохристианского сознания и, по большому счету, противоречит христианскому богословию в принципе. Отец Сергий считает подобный подход поверхностным.

Проблема, на самом деле, непростая, и в документе предложен взгляд только с одной стороны – канонической.

“Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.

Действительно, указанные правила категорически требуют очищения женщины, если она желает приступить к таинству. Но есть и другие тексты, в том числе и канонические.

Святитель Афанасий Великий в послании к Аммуну пишет:

«Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно.

Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого».

«В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том».

Не менее известны слова святителя Григория Двоеслова:

«Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать».

Почему в Предании возникает такое противоречие? Хотелось бы выяснить для начала то, что называется «намерением законодателя». Почему вообще возникают каноны о нечистоте? Это связано с юриспруденцией? С гигиеной? С религиозной практикой?

Возможно, на эту тему есть специальные исследования. И, разумеется, хотелось бы, чтобы в следующих редакциях были указаны различные точки зрения на данную деликатную проблему.

Об исповеди

« Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния » .

Много раз говорилось, что таинства покаяния и причастия одно к другому не сводится. Тем не менее, даже апологет непрестанного причащения преподобный Никодим Святогорец настаивает на необходимости исповедоваться перед причастием:

«Прежде чем причастится кто-либо, ему необходимо совершить должную подготовку, то есть он исповедуется духовному отцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретает внимание к своей духовной жизни, предохраняется от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла» (Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин), «…Таинство Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, т. е. сокрушением, исповедью, очищением чрез епитимию и потребным пощением; во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце».

Тут, правда, стоит оговориться: эти тексты написаны монахом. Для монаха непрестанное сокрушение о грехе и работа над его устранением с помощью исповеди духовному отцу нормальны и естественны. Для мирянина все это тоже желательно, но в реальности слабо осуществимо.

В идеальной ситуации монах находится в постоянном общении со своим духовным отцом. Выслушивая исповедь и назначая епитимью, духовник знает, что и кому он рекомендует. Вы знаете много мирян, которые находятся в такой связи со своими духовниками? Я – нет. А игры в «откровение помыслов» никакого отношения к благочестию не имеют.

Мне кажется оправданным для мирян :

«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться… Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза».

С другой стороны, очень важно и правильно, что в обсуждаемом документе необходимость обязательной исповеди для мирян объясняется чисто практическими соображениями:

«многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин».

Рассуждения о том, что священник становится «стражем при Таинстве», мне кажутся надуманными. Он на то и поставлен как пастырь – оценивать духовное состояние верующего.

Далеко не каждый священник будет использовать свою власть для того, чтобы отогнать мирянина от Чаши. Смею предположить, что даже не половина. А вот обозначить границы допустимого для христианина – необходимо.

Если глубоко воцерковленным людям это кажется неверным, просто присмотритесь и прислушайтесь вокруг. Вы даже среди прихожан своих родных храмов легко встретите людей, которые считают, что пьянство – это христианская если и не добродетель, то невинная забава, ссылаясь на хрестоматийное «Руси есть веселие пити».

Огромное количество вполне верующих людей считают, что не блудить совершенно невозможно, потому что воздержание вредно для здоровья. Еще большее количество людей, регулярно посещающих храм, с огромным удивлением узнают о грехе гадания.

Это совсем не значит, что всех этих людей надо отлучать от Евхаристии. Напротив, возможно, Святые Дары их просветят и укрепят в борьбе с грехом. Но исповедь перед причастием позволит им понять, что между ними и Христом стоит грех. Не короткий пост. Не недочитанное молитвенное правило. А грех. Который, возможно, они и не поняли как грех.

Напоследок хотелось бы сказать, чего, на мой взгляд, в документе не хватает. Не хватает напоминания очевидной истины (видимо, из-за очевидности она и не внесена в документ), что литургия – дело общее. Цель и кульминация этого богослужения – соединение верных в единое Тело Христово. Остальное – частности, которые постепенно и по необходимости будут проясняться и уточняться.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога