Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

 Афон женщины. Почему на Афон не пускают женщин

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Устав горы Афон был утвержден в 972 году византийским императором Иоанном Цимисхия

Президент России Владимир Путин отправляется на святую гору Афон в Греции для того, чтобы отметить тысячелетие пребывания русских монахов на этой горе. Гора, или, вернее, полуостров площадью в 335 квадратных километров - крупнейшее в мире место, куда запрещен въезд женщинам и даже животным женского пола.

Если вы хотите посетить гору Афон, то первым делом необходимо представить копию паспорта Бюро паломников на горе Афон. Каждый день 100 православных и 10 неправославных паломников мужского пола приезжают на полуостров, чтобы провести трое суток в одном из 20 монастырей.

Женщинам въезд запрещен. Мужчины прибывают на гору Афон на пароме из одного из двух ближайших греческих портов.

Въезд женщинам был запрещен более тысячи лет тому назад. Они также не могут приближаться ближе, чем на полкилометра, к побережью полуострова.

Как говорит доктор Грэм Спик, автор книги "Гора Афон: Возрождение в раю" (Mount Athos: Renewal in Paradise), в уставе горы Афон, утвержденном в 972 году византийским императором Иоанном Цимисхия, говорится, что присутствие животных женского пола на полуострове запрещено, но женщины не упоминаются, так как в те времена "все знали, что женщинам запрещено входить в мужской монастырь".

По его словам, это было самым простым способом соблюдать целибат. Единственное, что отличает Афон от остальных монастырей, это то, что в данном случае весь полуостров считается одним большим монастырем.

Но есть и другие причины для запрета на въезд женщин - причины, связанные с православной традицией.

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Свято-Пантелеимонов монастырь может принять до 500 паломников

"Согласно одному из преданий, корабль, на котором плыла богородица на Кипр, попал в бурю, и его прибило к берегу Афона. Это место богородице так понравилось, что она попросила своего сына дать его ей в удел, и он на это согласился", - говорит Спик.

"Афон до сих пор называют "садом богородицы", и лишь она представляет свой пол на горе Афон", - добавляет он.

У всех правил есть исключения, и на горе Афон живут кошки.

"Там довольно много кошек, и, наверное, это к лучшему, так как они хорошо ловят мышей. Монахи как бы не обращают внимания, что на полуострове живут кошки", - говорит Спик.

Где еще в мире запрещено пребывание женщин

  • Храм Сабаримала на юго-западе Индии в Штате Керала. Женщинам от 10 до 50 лет, то есть тем, у кого может быть менструация, вход в храм запрещен. Противники этого запрета обратились в Верховный суд Индии с прошением отменить его
  • Гора Оминэ в Японии. Гора считается священной последователями сюгендо – японского синкретического учения, совмещающего буддизм, синтоизм и даосизм. На этой горе верующие мужского пола проходят сложные физические испытания
  • Герберштрассе в Гамбургском районе красных фонарей Санкт-Паули. Перед входом в район висит вывеска: "Несовершеннолетним и женщинам вход воспрещен"

___________________________________________________________________

Запрет означает, что молочные продукты и яйца на гору Афон приходится завозить.

"Они [монахи] почти не едят молочных продуктов. Немного сыра… Они любят сыр в салате", - говорит Спик.

"На Пасху они едят яйца – куриные яйца, которые они раскрашивают в красный цвет. Но их тоже надо завозить – куриц на горе нет".

Исключение также делается для диких животных, так как контролировать их перемещения на практике невозможно.

В том, что касается мальчиков, практика менялась.

"Согласно правилам, мужчина должен быть в состоянии отрастить себе бороду для того, чтобы получить разрешение посетить гору Афон. В Византийский период Афон также запрещалось посещать мальчикам и евнухам", - говорит Спик. Власти опасались, что какая-то женщина могла бы переодеться в мальчика или евнуха, и проникнуть на полуостров.

"Теперь мальчики часто приезжают на Афон, но лишь в сопровождении взрослого, обычно отца. Я там видел даже десятилетних мальчиков. Монахи к ним очень хорошо относятся".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Президент Путин впервые посетил Афон в 2005 году

Тем не менее, в прошлом женщины посещали гору Афон.

Во время гражданской войны в Греции 1946-49 годов монахи на горе Афон дали убежище стадам овец и другого скота из соседних деревень, и когда деревенские жители совершали набеги в поисках скота, то среди них были и женщины, и девушки.

В 1953 году некая Мария Поимениду провела на горе Афон трое суток, переодевшись в мужчину. После этого правительство Греции приняло закон, запрещающий женщинам посещать Афон. Нарушителям грозит до года заключения.

В 2008 году украинские нелегальные перевозчики людей высадили на полуострове Афон четырех женщин из Молдавии. Они были ненадолго задержаны полицией, но, по словам одного из полицейских, монахи их простили.

Это уже второй визит президента Путина в Свято-Пантелеимонов монастырь на горе Афон.

Первый раз он там побывал в 2005 году. Тогда большинство паломников были греками. Сейчас, говорит Спик, почти половина из 40 тысяч паломников, посещающих Афон каждый год, – выходцы из России. Свято-Пантелеимонов монастырь может приютить 500 паломников.

Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил гору Афон, чтобы отметить тысячелетие присутствия там русских православных монахов. Эта гора - фактически полуостров площадью 335 квадратных метров - является самым большим участком в мире, куда запрещен вход женщинам (причем не только людям, но и самкам животных). Но почему существует подобный запрет?

Мужской монастырь - не место для женщин

Если вы хотите посетит гору Афон, первое, что вам нужно сделать - это отправить копию паспорта в паломническое бюро горы Афон. Ежедневно 100 православных и 10 неправославных паломников отправляются на трехдневный постой в одном из двадцати монастырей, расположенных на полуострове. При этом женщинам придется забыть о подобной идее, в то время как мужчины будут садиться на корабль в одном из двух ближайших портов. Женщины не допускаются на гору Афон уже в течение тысячи лет - более того, им нельзя приближаться более чем на 500 метров даже к побережью полуострова.

Почему существует запрет?

Устав, принятый еще в десятом веке, гласит, что самки животных не могут вступать на территорию горы Афон. При этом про женщин в уставе не сказано ни слова, так как в те времена все знали, что женщины не допускаются в мужские монастыри. Оказывается, это был простейший способ обеспечить соблюдение мужчинами-монахами целибата. Однако гора Афон отличается от других подобных случаев тем, что весь полуостров рассматривается как один большой монастырь.

Легенда

Однако существует другая причина запрета допуска женщин на гору Афон, и она связана с православными традициями. Одна из религиозных историй православия гласит, что Дева Мария сбилась с курса, когда плыла на Кипр. В результате она оказалась на горе Афон, которая ей понравилась так сильно, что она просила своего сына, чтобы он предоставил ей эту гору как ее собственную - и он согласился. До сих пор эту территорию называют «садом Божьей Матери», и она полностью посвящена Деве Марии. Считается, что она - единственная, кто представляет свой пол на горе Афон.

Недоступные продукты питания

Это относится как к людям, так и к животным - но за исключением кошек. На территории горы Афон живет большое количество кошек, и это очень хорошо, так как они прекрасно ловят мышей. Именно поэтому монахи стараются не обращать внимания на то, что в действительности это также самки. Таким образом, получается, что молочные продукты и яйца не могут быть получены на полуострове - их привозят из других мест. Но сами монахи практически не едят молочные продукты - в основном это сыр. Монахи любят сыр в салатах. На Пасху им привозят яйца, которые они окрашивают в красный цвет. Это общепринятый стандарт. Естественно, сами они не могут получить эти яйца, так как курицы не могут находиться на территории полуострова. Исключение делается не только для кошек, но и для диких животных, которых просто невозможно было бы контролировать.

Мальчики и евнухи

Что касается мальчиков, в последние годы политика стала гораздо более гибкой и мягкой. Одним из главных правил всегда было то, по которому на гору Афон разрешалось отправляться только тем мужчинам, которые способны отрастить бороду. Также в Византийский период существовал запрет на нахождение там евнухов и мальчиков. Причина подобного запрета заключалась в том, что существовала вероятность того, что женщина сможет проникнуть в монастырь под видом евнуха или мальчика. Сегодня же мальчики довольно часто появляются на горе, однако только в том случае, если их сопровождают взрослые мужчины, обычно их отцы. На гору приезжают даже совсем маленькие дети в возрасте всего лишь десяти лет. И монахи крайне снисходительны по отношению к ним - им очень нравится, когда рядом с ними есть дети. Так что на сегодняшний день мальчикам разрешено посещать гору Афон, но только в сопровождении взрослого мужчины.

Женские визиты

Но, несмотря на запрет, женщины все же посещали этот полуостров. Во время греческой гражданской войны, где-то между 1946 и 1949 годами на горе Афон предоставлялось убежище местным крестьянам, среди которых были девочки и женщины. В 1953 году Мария Поимениду посетила гору, замаскировавшись под мужчину, что вынудило греческое правительство на законодательном уровне запретить визиты на полуостров - нарушителям этого закона грозит до 12 месяцев лишения свободы. А совсем недавно, в 2008 году, четыре молдавские женщины были оставлены на полуострове украинскими контрабандистами. Они были задержаны полицией, но вскоре отпущены - офицеры сообщили, что эти женщины были прощены монахами.

Даже в ХХI веке можно встретить православные обители, куда женщине вход запрещен. Женщинам нельзя на Афон и еще как минимум в два монастыря. Существует ли в Церкви дискриминация по половому признаку? Почему только мужчины становятся священниками и входят в алтарь? Подробнее об этом читайте в статье.

В наше время православные монастыри все реже воспринимаются как места глубоко уединенной жизни братии или сестер. Толпы паломников с разных уголков планеты регулярно посещают христианские обители. Но все же существуют места, где иноки полностью уединяются от мирских соблазнов.

Раньше все было совсем не так: обители были более закрытыми, попасть в них мог далеко не каждый. Более того: в византийские мужские монастыри не пускали представительниц слабого пола. Даже в наше время существуют православные места, куда женщинам вход запрещен. Самый известный пример — женщинам нельзя на Афон. Но мы расскажем еще как минимум о двух обителях, где не бывала женская нога. Но сначала рассмотрим некоторые важные аспекты «православной дискриминации».

Женщинам нельзя на Афон и другие ограничения

Женщинам в православном храме часто приходится «смиряться», начиная с детского возраста. Во время крещения мальчиков заносят в алтарь, а девочек — нет. Мужчины становятся священниками, а женщинам запрещается. В православии женщинам не принято проповедовать, а апостол Павел даже призывает представительниц слабого пола вообще молчать («Жены ваши в церквах да молчат»).

Более того, женщинам нельзя на Афон — один из молитвенных центров православия. Если посмотреть на историю Церкви, то можно найти объяснение всем этим фактам.

Почему священники — только мужчины?

Действительно, священниками становятся только мужчины. Почему? Потому что священнослужитель — это образ Христа. Как пишет диакон Андрей Кураев, священник представляет собой литургическую икону Христа. Спаситель же воплотился в мужском поле.

Почему женщинам нельзя входить в алтарь?

Если возникает сам вопрос «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?», значит, для него есть какое-то основание. Таким основанием стало 44 правило Лаодикийского собора (около 360 года):

Не подобает женщине в алтарь входить.

Но это не единственный запрет. 69-е Правило Труллського, или Шестого Вселенского собора (692 год) гласит:

Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу.

Что это значит? Входить в алтарь могут только служители храма, а также те, кто собирается принести Богу дары (в то время это позволить могли цари).

Если до постановлений этих соборов заходить в алтарь мирянам не возбранялось, то после принятия правил разрешалось только для служителей клира.

А если это женский монастырь, где служит один священник и дьякон, а все остальные — инокини? Сегодня в женских обителях разрешается входить в алтарь монахиням после 40 лет, а также вдовам и девам (например, они могут стать алтарницами, то есть исполнять определенное служение по уборке).

Исключение из правил. Каждый паломник на Святую Землю, когда заходит в Кувуклию и прикладывается ко Гробу Господню, вряд ли задается вопросом «Почему женщинам нельзя входить в алтарь?». Лишь единицы задумываются над тем, что Кувуклия — это алтарь храма, где служат, а мраморная плита гроба Господня — престол.

Крещение и воцерковление. Не все так просто и с традицией вносить мальчика во время крещения в алтарь (девочек не вносят). Раньше все было иначе: младенцев независимо от пола в сороковой день приносили в храм — воцерковляли — вносили в алтарь и даже прикладывали к престолу. Крестили детей намного позже. В наше время все поменялось местами: обычно сначала крестят, а потом воцерковляют. Девочек уже не вносят в алтарь, а мальчиков только вносят, но не прикладывают ко престолу.

Строгие нравы византийских монастырей

В древних монастырях действовали очень строгие правила. Дабы не искушать насельников, желающих полностью посвятить себя Богу и дающих обет безбрачия, вход в обитель представителю противоположного пола был закрыт. Если это мужской монастырь — женщинам, если женский — мужчинам.

Надо сказать, что в то время монашество было преимущественно мужским. Соответственно чаще использовался запрет для женщин. Эта традиция широко укрепилась в Византии, где представительниц слабого пола ни под каким предлогом не пускали в мужскую обитель. В некоторых монастырях Греции она сохранилась до сих пор (женщинам нельзя на Афон — и это еще не предел). Об этом далее.

Три главных святыни, куда женщинам вход запрещен

До нашего времени сохранились такие монастыри, где не бывала женская нога:

  1. Православные обители на Афоне;
  2. Лавра Саввы Освященного в Израиле;

Святая Гора Афон

О том, что женщинам на Афон нельзя, знает почти каждый. Но как же возник этот запрет и насколько строго его соблюдают?

Святую гору еще называют земным уделом Богородицы. Считается, что единственная Женщина, нога Которой ступала на эту землю, — это Пресвятая Дева.

По преданию, в 49 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в шторм попала на Афон — их корабль прибило к берегу. Пречистой так понравилась эта местность, что она даже попросила Господа сделать Святую Гору Ее уделом. Бог сказал, что Афон станет не только Богородичным земным уделом, но и пристанищем для желающих спастись.

Длительное время только некоторые пустынники находили на Святой Горе уединение. Но в начале VIII века их количество значительно возросло. В 963 году был основан первый монастырь — Великая Лавра. Со временем Афон превращается в своего рода монашеское государство.

В наше время на Святой Горе находится 20 действующих монастырей, в которых проживает около 1500 иноков и насельников. Чтобы паломнику попасть на Афон, нужно получить специальную визу — даимонитирион. Она доступна только для мужчин и детей мужского пола. Женщинам на Афон нельзя. Не только в монастыри, но и вообще на территорию Святой Горы.

С Афоном связано много сказаний о конце света. Согласно одному из них, если женщинам разрешат вход на Святую Гору, скоро наступит конец света.

Это один из самых древних монастырей. Он расположен среди Иудейской пустыни. Считается, что еще в 484 году Савва Освященный основал эту обитель. Кроме святого Саввы, в монастыре подвязались многие прославленные подвижники. Среди самых известных — Иоанн Дамаскин , с которым связана история образа Богородицы «Троеручица», и Иоанн Молчальник.

За более чем 15 веков здесь никогда не угасала монашеская жизнь: даже в самые тяжелые моменты лавра не закрывалась. Время идет, но жизнь в монастыре не меняется, градус строгости не понижается. Мало того, что в лавру, как и на Афон, женщинам нельзя, здесь еще не пользуются электрическим светом и мобильной связью, богослужения служат ночью, а исповедует братию и всех желающих только сам игумен.

Интересно, что основательницей обители считается женщина. Это была равноапостольная царица Елена, которая в 327 году во время шторма остановилась у острова. Идею об основании здесь обители ей подсказал Ангел. Царица, высадившись на берег, заметила пропажу креста благоразумного разбойника. Но затем увидела святыню на вершине находившейся рядом горы. Здесь она основала обитель, на которую пожертвовала крест раскаявшегося разбойника и частицу Животворящего Древа Господнего с одним гвоздем, которым прибывали Спасителя.

Со временем крест благоразумного разбойника украли, но часть Животворящего Древа осталась в обители. Сегодня эта частица считается самой большой святыней Ставровуни.

Монастырь неоднократно поддавался грабежам и разрушениям, на определенный период переходил в руки католиков. Сегодня он принадлежит Кипрской Православной Церкви и открыт для посещения. Правда, только мужчинам. Женщинам вход запрещен. Они могут только входить в храм всех кипрских святых, находящийся недалеко от монастыря Ставровуни.

Предлагаем вам посмотреть фильм о жизни на Святой Горе, откуда вы узнаете, почему женщинам на Афон нельзя и как выглядит жизнь монашеской республики изнутри:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

РПЦ призвало россиян не ездить на гору Афон в качестве паломников. А ездить только в качестве туристов – то есть не исповедоваться там и не причащаться. Это результат конфликта патриарха Кирилла с константинопольским патриархом Варфоломеем из-за Украины. Мы решили разобраться – как устроен Афон для туристов.

Афон — это автономная монашеская республика в Греции, в ней 20 монастырей, представители которых и управляют автономией.

Женщин вообще на Афон не пускают.

По легенде в 422 году Плакидия, дочка византийского императора Феодосия, приехала на Афон, стала вокруг Святой горы ходить, но тут ей явился голос, и это был голос Богородицы. Голос этот приказал дочке императора немедленно уезжать. И сообщил, что с этого момента ни одна женщина не должна ступать на эту землю. Но официальный запрет появился только через шестьсот лет — в 1045 году.

Территорию Святой горы запрещено пересекать не только женщинам, но и домашним животным женского пола.

В 15 веке этот запрет пыталась нарушить сербская царевна Маро, дочь сербского деспота Вулку, но тут ее остановил ангел — и отправил обратно на корабль.

Женщин и животных женского пола не пускают на Афон, чтобы уберечь монахов от соблазна.

Женщины и животные могут смотреть на Святую гору только с воды, с расстояния 500 метров от берега – есть специальные благославленные афонскими старцами круизы. На борт круизного судна по очереди приезжают монахи из четырех афонских обителей: Ватопеда, Ксенофонта, Дионисиата и скита святой Анны. Видимо, они не подвержены соблазнам.

Сейчас на Афоне 20 православных монастырей, в которых живет около двух тысяч монахов. А в период расцвета было 180 монастырей. В 1910 году на Афоне жило около 5 тысяч русских монахов – больше, чем монахов всех других национальностей вместе взятых. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10%.

На Афоне строгая иерархия монастырей. На первом месте — Великая Лавра, на двадцатом — монастырь Констамонит.

Афон живет по византийскому времени. Сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого – от 3 до 7 часов.

Мужчин на Афон пускают – но только по специальному документу, диамонитириону. Его надо заказывать заранее и забирать и оплачивать по прибытию в Грецию. На самом Афоне этот документ не дают.

Число паломников ограничено, за один раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Приехавшие на Афон обычно стараются взойти на вершину Святой Горы (2033 метра). Это можно сделать с гидом, который поможет подняться на гору (от 500 евро).

На Афоне водятся ядовитые змеи, пауки и скорпионы. Монахи не благословляют их убийство.

У подножия горы можно арендовать мулов — они довезут до кельи Панагия на высоте 1500 метров (100 евро).

Тропы между монастырями на картах не отмечены. Но есть указатели. Уверяют, что паломника примут в любом монастыре, даже если диамонитирион только на 1 монастырь, так как его не проверяют. Паломника просто спрашивают, есть диамонитирион или нет?

На Афоне есть один продуктовый супермаркет (в Карье) и один магазин с иконами, сувенирами и сушеными финиками (в Дафни).

Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? "Нескучный сад" предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Почему женщин не пускают на Афон
Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Женщины на Поместных соборах
Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.
Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником
Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.
Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. ...Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. ...Поэтому священнический архетип (первообраз) - мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев , «Церковь в мире людей»).
Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.
Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия Алексей Осипов . — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.
Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.
Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.
Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие — тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907-1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе.

«Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает иеромонах Иов (Гумеров) , преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство — состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника — не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства — общее всем верным, и служение управления — пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом — как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего». Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?
Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев — только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.

Куда исчезли диакониссы
Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?
По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?
По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены
Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Никто не обижен?
Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!
Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!
А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.
Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Юлия Данилова, главный редактор «НС»

Редакция благодарит диакона Михаила ЖЕЛТОВА за помощь в подготовке справочного материала.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога