Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История крестного знамения. Крестное знамение - троеперстие и двоеперстие - святые - история - каталог статей - любовь безусловная

Елена Терехова

Крестное знамение – защита от бесов

Крестное знамение выражает суть христианских догматов, исповедания веры в Троицу и Иисуса Христа, который принял человеческий облик для того, чтобы спасти мир от ада. Знамение также защищает нас от падших духов. Для того, чтобы наложить на себя крестное знамение, нужно сложить первый, указательный и третий пальцы вместе, а безымянный и мизинец прижать к ладони. Первые сложенные три пальца означают веру в Бога Отца, Сына и в Святого Духа, которые являются нераздельной Троицей. Два последних, прижатых к ладони, пальца означают двойственную сущность Бога — человеческую и божественную.

Крестное знамение надо накладывать на себя, не торопясь. Сначала на лоб, потом на живот, затем — на правое плечо, на левое, и делать поясной поклон. Ко лбу мы прикладываем пальцы для того, чтобы освятить свой ум, к животу - чтобы освятить свои внутренние чувства и сердце, к правому и левому плечу мы подносим сложенные пальцы для освящения телесных сил.

Бывает, некоторые верующие осеняют себя пятерней, кланяются не низко в пояс, прикладывают пальцы не к животу, а выше. Святые отцы о таких действиях отзываются, как о махании, которому радуются бесы. В то время, когда мы крестимся внимательно, благоговейно, получаем от Бога милость.

Крестное знамение не означает только лишь часть обряда, прежде всего, оно является оружием от нечистой силы. Силою крестного знамения апостолы совершали чудеса. Преподобный Антоний Великий предупреждал нас о том, чтобы мы не обольщались, когда ночью к нам приходят ангелы. В такой ситуации нужно осенить себя крестом и посмотреть на реакцию виденья.

Если это действительно посланники Бога, вам станет понятно, а если лукавые преобразившиеся демоны, то они испугаются знамения и исчезнут. Однажды святой Дорофей выпил воды из колодца, в котором обитал змей. Ученик Дорофея расстроился и сказал, что теперь их постигнет смерть. В ответ авва лишь скромно улыбнулся и сказал, что осененное крестным знамением не может представлять опасности для жизни христианина.

Первые христиане накладывали крестное знамение одним пальцем, показывая этим свою веру в единого Бога. В 325 году, после Никейского собора, было решено креститься двумя перстами, подчеркивая этим двойственную природу Иисуса Христа. В XI веке, в противовес возникшим ересям, отрицавшим Святую Троицу, было принято креститься тремя пальцами, что означало веру в Отца, Сына и Святого Духа.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Часто можно услышать: молитва творит чудеса. На самом деле, это Господь Бог видит наши благие намерения и слышит наши просьбы. Сам по себе фрагмент текста не может исцелять людей или решать проблемы. Чудотворной молитва становится только в том случае, когда человек обращается с верой.

Наряду с церковной молитвой православному христианину в помощь дано крестное знамение. Выполняемое с искренней верой и сердечной молитвой, оно поистине может творить чудеса, чему есть немало задокументированных подтверждений. К сожалению, многие люди, особенно в начале своего воцерковления , совершают крестное знамение неправильно и совсем не понимают его смысла. Так как же нужно правильно креститься православным верующим?

Символика крестного знамени

В православии все действия наполнены глубоким смыслом и всегда имеют символическое значение . И, конечно же, крестное знамение в особенности. Православные христиане вместе с представителями некоторых других христианских конфессий верят, что осеняя себя крестом, они отгоняют всех нечистых духов, защищают себя от зла.

Как правильно креститься

Для того чтобы перекреститься, необходимо сложить три пальца правой руки в щепотку, а оставшиеся два пальца прижать к внутренней стороне ладони. Такое положение пальцев не случайно - оно говорит нам о природе Господа нашего Иисуса Христа, который по своей свободной воле пострадал ради спасения каждого человека. Три сложенных пальца вместе - это триединство Бога во Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Троица едина, но при этом имеет три отельных ипостаси. Два пальца, прижатых к руке, свидетельствуют о двойном происхождении Христа - он одновременно и Бог, и человек.

Для того, чтобы правильно перекреститься, человек сначала подносит руку ко лбу и произносит «Во имя Отца», далее рука опускается на живот со словами «И Сына», далее идет правое плечо «И Святого» и левое плечо «Духа». В конце совершается поклон и произносится слово «Аминь».

Такая формулировка, опять же, раскрывает природу Бога. Упоминаются все три ипостаси Святой Троицы, а слово «Аминь» в конце утверждает истинность Божественного триединства.

Само по себе наложение на человека крестного знамения символизирует Крест Господень, на котором он был распят. Своим распятием, смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос сделал орудие позорной казни орудием спасения душ человеческих. Именно поэтому православные христиане издавна используют данный жест как символ сопричастности к смерти Господа, а потом и Его воскрешения.

О Господе Иисусе Христе:

Историческая справка

Крестное знамя использовалось христианами с самого начала зарождения веры. После Воскресения Христа, первые исповедники веры налагали на себя символ орудия его казни одним пальцем, как бы желая показать свою готовность быть также распятыми за Господа.

Позже, в различные периоды времени, существовали обычаи креститься несколькими пальцами, а также всей ладонью. Прикасались при этом к глазам, губам, лбу - основным органам чувств человека, чтобы освятить их.

Важно! С распространением именно православной веры среди христиан стало принято креститься двумя пальцами правой руки, осеняя лоб, живот и плечи.

Примерно в XVI веке распространилась практика осенять грудь вместо живота, поскольку именно в груди находится сердце. Столетие спустя сформировалось и закрепилось правило креститься тремя пальцами правой руки, накладывая их снова на живот, вместо груди. Именно такой способ используется православными и доныне.

Интересно! Приверженцы старого обряда церковного богослужения (старообрядцы) по сей день практикуют двуперстное прикладывание.

Где и как правильно использовать крестное знамение

Каждый, кто считает себя верующим христианином, должен с большим благоговением относиться к крестному знамени. Помимо большой помощи, оно несет собой еще и глубокий духовный смысл. Осеняя себя крестом, человек показывает свою волю быть сопричастным Господу нашему Иисусу Христу в его смерти, а затем и в Воскресении.

Крестное знамение

Исходя из этого, креститься всегда надо внимательно и с молитвой. Если это происходит на богослужении в храме, крестным знамением начинаются и заканчиваются все молитвы и значимые части службы. Также принято креститься при упоминании имен Господа Бога, Пресвятой Богородицы, святых.

«…Крестным знамением, достойной и святой верой творятся чудеса…»
(Св. Григор Татеваци).

Наши предки, произнося молитвы, по утрам выходя из дома, посещая церковь, припадая к иконам, сея и собирая урожай, когда трудно, когда болезни и опасности, приступая к какой-либо работе, перед трапезой и после, отправляясь в дальний путь – осеняли себя крестным знамением.
Обычай креститься идёт из глубокой древности. Это старый эллинский (древнегреческий) обычай – во время проповеди поднимать вверх правую руку с «двуперстным перстосложением» (ритуальное сложение двух пальцев), что на языке жестов у греков как бы означало «внимание, я говорю».
А в древнем мире и в Римской Империи крест был знаком неизбежной смерти, упрёка, страданий, и человек, приговорённый к такой смерти, считался проклятым. Христос распятый принял смерть за нас. Взяв на себя проклятие адамова греха, Он своей Божественной силой превратил орудие смерти в символ вечной жизни.

Сила Креста – Христос

Апостол Павел (Погос) говорит: «Ибо слово о кресте, для нас спасаемых – сила Божия». Осеняя себя крестным знамением, мы помним, что Господь Иисус Христос был распят за наши грехи и спас нас от власти смерти. Мы просим распятого Спасителя, чтобы Он всегда хранил и оберегал нас от всякого зла. Крестимся мы следующим образом: соединяем первые пальцы правой руки (большой, указательный, средний), касаемся лба, говоря; «Во имя Отца», опускаем к груди, говоря «И Сына», ведём в левую сторону, говоря «И Духа», затем в правую сторону, говоря «Святого» и опускаем на грудь, говоря “Аминь”.

Советы по крестному знамению, согласно учению отцов Церкви

Когда мы крестимся, соединяя большой, указательный и средний пальцы мы, таким образом, символизируем Святую Троицу. Остальные два пальца (мизинец и безымянный) вместе прижатые к ладони символизируют Христа, как совершенного Бога и совершенного человека, и вместе они – единая сущность (пальцы сжаты друг другу). Поднесённые пальцы ко лбу символизируют жизнь, рука, опущенная на грудь – смерть. Левая сторона груди – земная жизнь, а правая – загробная жизнь. Поднося руки ко лбу, мы помним, что были на небесах, опуская руку к сердцу, помним, что попали на Землю. Когда руку подносим к левой стороне, указываем на то, что были в числе грешников, поднося вправо, утверждаем, что хотим быть в ряду праведных. Осеняя себя крестом, мы поднимаем руку сначала вверх, говоря тем самым, что наш разум распят на кресте, и пусть отныне нас ведёт разум Христа. Когда руку опускаем вниз, мы говорим, что впредь не телу мы подвластны, а Христу.
Крестясь слева на право, хотим сказать, что наши руки распялись на кресте и теперь не годны для злодеяний и греха и должны совершать только добро. Прижимая открытую ладонь к сердцу, говорим «Аминь», то есть «Истинно».
Перекрестившись, мы хотим сказать, что Христос находился на небе, был на Земле, спустился в ад, воскрес и вновь воссел одесную Отца. Осеняя крестным знамением наш лоб, мы всегда думаем о Христе, распятом на кресте, как сказано у пророка Иезекииля: «Ставь знак на челах этих людей». Осеняя крестным знамением четыре стороны нашего тело, мы защищаем себя от четырёх напастей, то есть Земных искушений, от сатаны, безбожников и грехов.
Осеняем себя крестным знамением, потому что служим Господу Иисусу, чей знак – крест. Крестившись, указываем на четыре стороны света и просим для них защиты Божьей. Крестное Знамение – защита от сатанинского воздействия. Перекрестившись, распинаем греховную сущность и воскресаем с Христом. Когда мы крестимся, вспоминаем спасительную жертву нашего Господа Иисуса Христа на кресте во имя спасения человечества. Просим помощи и милости Божьей. Христиане крестятся, когда во время Св. Литургии, службы, обрядов и других духовных церемоний, духовное лицо крестит, благословляя крестным знамением во имя Святой Троицы. Во время молитвы, осеняя свое лицо крестным знамением, мы попросим Святую Богородицы, ангелов хранителей, Святых о заступничестве за нас перед Отцом Небесным. Перекрестившись, возносим Творцу тихую молитву нашей души.

Надо также отметить, что в России старообрядческое двуперстие, никогда не практиковавшееся в ААЦ, самым неожиданным образом было объявлено официальной «арменской ересью».

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься - слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и - психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа - с первого до последнего Его дня - и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой - оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест - это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им - делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а - с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула - как например, индийская мантра, или ритуалы магов, - которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение - это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот - преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой - вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб - живот - правое - затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно - например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное - не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино - это символизирует собой Святую Троицу, - а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет - в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так - без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

Иерей Владимир Кашлюк

Включайся в дискуссию
Читайте также
Нежные сырники: все тонкости приготовления
Оладьи на молоке с разрыхлителем
Как приготовить беляши с мясом на сковороде