Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Путь Дуни Выриной ошибка или удача?» в произведении А.Пушкина «Станционный смотритель» (Школьные сочинения). Нравственные проблемы в повести А.С

/ / / Нравственная проблематика повести Пушкина «Станционный смотритель»

В повести автором затронута очень обширная тема. Пушкин показывает на примере героев, как может измениться моральный облик человека. Какие порой безумные поступки совершают люди, не думая о последствиях и своих родителях.

В основу сюжета заложена история жизни станционного смотрителя Самсона Вырина и его единственной дочери Дуни. Овдовевший мужчина не мог нарадоваться на своего ребенка, настолько она была доброй и послушной девочкой, к тому же во всем помогала отцу.

Однажды, когда на станцию заехал молодой гусар и «гостил» у них несколько дней, девушка решилась на очень несвойственный ей поступок. Она бросила отца и уехала вместе с гусаром в неизвестном направлении. Уже по дороге девушка поняла, какую ошибку, возможно, она совершает, но возвращаться домой не захотела. Девушка, продолжила путешествие с Минским, не понимая всю циничность и эгоистичность своего поступка. Не понимая, что бедный и уже пожилой отец, может просто не выдержать такого горя.

Вырину лишь вечером стало известно, что Дуня уехала по своей воле с гусаром. Это известие очень ранило мужчину, так как такого поведения от дочери, они не ожидал.

Смотритель станции пытался отыскать «оступившуюся» Дуню, но когда ему это удалось, его просто выставили за дверь.

На примере данного произведения можно четко увидеть как практически разрушается моральный образ девушки в глазах отца. Однако мужчина все еще ждет возвращения Дуни и надеется на то, что с ней до этого момента ничего плохого не случится. А если уже случилось, то от нее все равно не откажется.

И у Дуни на самом деле дела обстоят лучше некуда. Однако у девушки и мысли не возникает навестить или хотя бы послать весточку страдающему от горя отцу.

Постепенно мужчина начинает искать утешения в употреблении алкоголя. Он заливает свою боль и обиды, свои страшные думы. Через некоторое время ему становится абсолютно, безразлична ее прошлое, настоящие и будущее. Мужчина очерствел к девушке душой, лишь изредка в воспоминаниях возвращался к ее «невинному» образу.

Через несколько лет после смерти смотрителя , преодолев страхи перед отцом и прочие предрассудки, решает навестить его. Судя потому, что у женщины трое детей, опасения покойного Самсона оказались напрасными. Женщина была счастлива в браке, жила в достатке и даже имела няню и собачку. Однако то обстоятельство, что она без благословения отца покинула родной дом, терзало ей душу.

Когда-то девушка смогла «перешагнуть» через нравственные и моральные рамки. Она отвечала на поцелую малознакомых мужчин, которые останавливались на станции, а потом, с одним из них просто сбежала в неизвестность. В погоне за богатой и вольной жизнью, Дуня чуть не «растеряла» свою индивидуальность.

Дуня не успела попросить прощение у родителя. Теперь в ее силах было только заказать ему в церкви молебен и отнести цветы на кладбище. На могиле, она, наконец-то раскаялась в своем непослушании, многолетнем молчании, и предательстве. Ведь именно ее поведение практически сразу лишило отца жизни. Жизни, которую он посвятил своей дочери - ангелу душевной красоты и скромности…

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Тема: Нравственный проблемы повести «Станционный смотритель».
ХОД УРОКА

1.Стадия Вызова

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прозаическими произведениями А.С. Пушкина. Прослушайте внимательно отрывок и вспомните, откуда взяты эти строки, отметьте особенности, о которых упоминается в данном отрывке.(Слайд 2)

«Кроме повестей, а которых в письме вашем упомянуть изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом, прошлою зимой все окна ее флигеля заклеены были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ, однако ж имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка, отчего и моя деревня где-то упомянута, Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения».

Мы отметили, что этот цикл состоит из 5 повестей, перечислите их?

Отметьте особенности данного произведения.
Коллективное составление кластера.(Слайд3)


Вымышленный рассказчик – Иван Петрович Белкин

А.С.Пушкин


Слышаны от разных особ


«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»


Вымышленные имена

«Гробовщик»


«Выстрел»

Названия заимствованы

«Метель»


«Станционный смотритель»


«Барышня-крестьянка»

-Сегодня мы с вами будем изучать подробно еще одну повесть.

-Послушайте отрывок и скажите, что это за произведение?

(Звучит музыка Мусоргского «Слеза») (Слайд 4)

В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: "До Пскова 239 верст. До Петербурга 69 верст". Эти столбы ставились в XVIII - начале XIX вв. на почтовых трактах.
Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную.
По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.

«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра - первый в нашей стране музей литературного героя.

В Выре, может быть, А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Не случайно главный герой повести «Станционный смотритель» - Самсон Вырин.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. В красном углу - стол смотрителя. На нем - бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для регистрации проезжающих.

В комнате Дуняши (за «перегородкой») воссоздана девичья светелка: диван, комод, столик для рукоделия с пяльцами, платье, портреты Минского, Дуни, смотрителя.

Изо всех повестей Белкина наиболее сильное душевное волнение всегда вызывает повесть «Станционный смотритель» Всякий раз охватывает чувство жалости к Самсону Вырину, боль за него, за его отвергнутую отцовскую любовь. Отцовское чувство возвышает эту повесть над временем.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «любовь»?

счастье
уважение


понимание
радость
нежность
забота

-Попробуйте образовать со словом любовь словосочетания.(Верная, нежная, всепоглощающая и др.)

Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких. Почему родительская любовь драгоценна? Подобно маяку, она указывает путь детям, поскольку родители беспокоятся, чтобы их дети не сбились с дороги. Тысячу лет назад родители любили своих детей так же, как и сейчас. Не смотря на все препитии истории, родительская любовь остается неизменной.

А что же лежало в основе всех поступков станционного смотрителя, главного героя повести? (В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери.)

2.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

- Прочитайте эпиграф к повести. Что он помогает разъяснить, узнать?(Слайд 5)

К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России.

- Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему? (Диктатор-правитель, пользующийся неограниченной властью.Вырин же слабый, робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие).

-Ирония и в имени героя:«маленький», бессильный человек назван

именем библейского богатыря!

Самсон - доблестный герой античного мира.

Наш же Самсон Вырин - воплощение бессилия.

Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.(Слайды 6-11)

Робкий -«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»

Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»

Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».

Ранимый -«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Любящий - «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

-На протяжении повести образ смотрителя меняется. (Слайд 12)

-Каким мы увидели его впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).

- Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

-Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

-Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

одной деталью.
Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную... продолжал пошептом читать...» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

произносит вслух слова - старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

– Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.

- Составьте портрет Дуни . (Путешественника поразила красота этой четыр-

надцатилетней девочки, рассказчик замечает в поведении Дуни само-

любование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «малень-

кой кокеткой». Дуня ведет себя с гостем «безо всякой робости» и даже

позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание. Рассказчик обращает

внимание на ее большие голубые глаза.)

- Как смотритель относится к дочке?

Он относится к Дуне с огромной любовью, гордится своей дочерью.

- В каких словах выражается это отношение?

«Это твоя дочка – спросил я. Дочка – с, отвечал он с видом довольного

самолюбия , - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать ».

- Почему гостю так понравились смотритель и его дочка?

Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к

ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как

будто век были знакомы».

- Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний,

внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где

живут эти добрые люди. Найдите это описание в тексте.

Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына.

-В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и

второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все

тот же почтовый домик. Смотритель переписывает подорожную приезжего в свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?
-Проведем сравнительную характеристику жизни смотрителя, его быта

до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу (слайд13):

На чем рассказчик заострил свое внимание при описании комнаты? (На картинках, изображающих историю блудного сына).

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

-С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”)

-О чем, по-вашему, плакала Дуня?

- Самсон Вырин - добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядоч-

ности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, «Чего же

ты боишься?, ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест».

(слайд14)

-Посмотрите видеофрагмент из фильма. Передайте состояние бедного

смотрителя после отъезда Дуни с гусаром(слайд15).

- С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

«Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени

иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель,

сочувствие.

- Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится

возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

В повести есть эпизод, в котором «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского? Какой это эпизод?

(Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

- Как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).

- Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

Найдите отрывок, характеризующий состояние Вырина после встречи с Минским. Найдите ключевые слова в тексте, что они подчеркивают ?

(«…Долго стоял он неподвижно, наконец у видел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования ! Он сжал бумажки в комок , бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился … но ассигнаций уже не было») (слайд16) .

Что мы видим из этого эпизода? (негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминают, что Самсон Вырин, так и остался «маленьким человеком», еще не созревшим для большого бунта).

Автор показывает не только бесправное положение «маленького человека», но и позволяет наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал»бумажки в комок (слайд17). Лингвистический анализ:


  • смятых - сжал;

  • ассигнации -бумажки.
- Как мог измениться финал повести, поступи Минский по-другому по отношению к отцу Дуни?

- Самсон Вырин решает во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”?

«Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как

наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на

Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный

смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле

ею любовался».

Возможно, Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки, но и её положением, её жизнью в роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться ». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья?

Как ведет себя Минский в этой ситуации? Посмотрите видеофрагмент этой сцены.(Просмотр уч-ся видеофрагмента из фильма) Почему он так поступает? (слайд18-19):

-Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Рассказчик вновь подтверждает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»: бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. Любое, самое сказочное превращение Дуни в «прекрасную барыню» никак не изменит жизни Самсона Вырина (слайд20).

- Но так ли бесчувственна Дуня? Обратите внимание, она упала в

обморок при виде отца. Почему?

Причина обморока и в затаенном чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым, одиноким отцом.

- Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик

в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. Какое

впечатление производит на него кладбище?

Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты - видно, что там покоились бедняки. Рассказчик замечает, что на могилах не было ни кустика, ни деревца, не говоря уже о цветах. Все это произвело на него удручающее впечатление.

богатой «прекрасной барыне», приехавшей однажды в карете «в шесть

лошадей», с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной

моською...

Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).

Посмотрите видеофрагмент фильма. Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца? (слайд21)

-Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?

К Дуне пришло позднее раскаяние.

- Вернемся к притче о блудном сыне. Послушаем пересказ этой притчи

(во время пересказа, подготовленного отдельным учеником, на экране

появляются иллюстрации к притче) и обратим внимание на сходства и

различия притчи и проанализированной нами повести. (слайд22-23):


Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,
зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми).

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

2. Критики.

Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Творцы.

Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

-Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром? (слайд24)

- Как вы считаете, зародилось ли в душе Дуни зерно нравственного прозрения?

Дуня раскаялась, она приехала к отцу с детьми, внуками Самсона Вырина. Узнав о смерти родного человека, не смогла сдержать слез на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Нет, есть в Дуне и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.

-Счастлива ли Дуня? Почему?

Невозможно быть счастливым ценой благополучия дорогих, близких людей.

Вывод: (слайд25)

Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

4. Итог урока.

Синквейн

Любовь
Светлая, всепрощающая
Радует, прощает, улыбается
Чувство, сопровождающее всю жизнь
Счастье

-Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты” (Р.Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из “Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

5. Задание на дом:

Написание сочинения- миниатюры по одной из тем:

1. Находите ли вы что-либо общее в судьбе Дуни (“Станционный смотритель”) и Марьи Гавриловны (“Метель”); 2. Всегда ли я поступаю по совести?


Повесть А.С.Пушкина «Станционной смотритель» о двух судьбах, отца и дочери. После смерти жены, Самсон Вырин ушел отставку, получив чин четырнадцатого класса и должность станционного смотрителя. Вырин служит на маленькой почтовой станции, чтобы прокормить себя и дочь. Однажды проезжий гусар Минский тайно увозит в Петербург совсем еще молодую дочку, которой пошел пятнадцатый год. Для воплощения своего плана богатый ротмистр три дня притворялся больным, а отзывчивая Дуня ухаживала за ним. Самсон Вырин, не заподозрив ничего дурного, разрешил молодому гусару проводить дочку в церковь. Дуня не вернулась домой к несчастью для бедного старика. Вечером на станцию приехал пьяный ямщик, рассказав, что Дуня плакала всю дорогу, но уехала добровольно.

Смотритель, виня себя в беспечности и недальновидности, рисует себе страшные картину будущей жизни Дуни в незнакомом городе. Он уверен, что гусар натешится девушкой, а потом ее бросит.

Дуня не только обладает красотой, но и природным обаянием. Несмотря на свой юный возраст она очень умна, может поддержать любой разговор с проезжающими. Она держится уверенно, не робеет. Белкин характеризует Вырину, как маленькую кокетку, видевшую свет. Дуня давно заметила, какое сильное впечатление она производит на постояльцев. Мужчины делают ей комплименты, а барыни дарили подарки. Девушка очень открытая, добрая, временами наивная и доверчивая.

В повести «Станционный смотритель» среди главных героев нет однозначно положительных персонажей. До самого конца произведения трудно поверить, что такая чистая, добрая и милая девушка могла так жестоко обойтись с родным отцом. В течение нескольких лет после побега она не только не приехала повидаться с Вырином, но даже не соизволила написать ему короткое письмо, что жива и здорова. Ведь самым страшным для смотрителя была неизвестность: не зная реального положения дочери, в его воображении представлялась несчастная брошенная Дуня, которая вынуждена мести улицы Петербурга, что заработать кусок хлеба.

Князь Минский очень противоречивый персонаж. Ему с первого взгляда понравилась Дуня. Ради того, что остаться в доме смотрителя на несколько дней, он пошел на хитрость, разыграв болезнь. За это время открытая и доверчивая девушка привязалась к веселому и красивому гусару. Молодой человек увез Дуня против воли отца, оставив ее без родительского благословения. Он дважды прогнал нечастного Вырина из своего шикарного дома, не разрешив ему даже увидеться с дочерью, откупившись от него деньгами. Только в самом конце повести из подлеца Минский превращается в благородного и любящего человека, который все-таки женился на бедной и незнатной Дуне. Такой вывод можно сделать по запоздалому приезду Дуни с детьми к умершему отцу. Молодая женщина приехала в родной дом не униженная и несчастная, а с гордо поднятой головой, как победительница, которая выиграла битву с судьбой.

Дуня девушка без приданного и не дворянка, а Минский богатый князь. Разница в социальном положении между ними огромная, поэтому Самсон Вырин не надеется, что хитрый и легкомысленный ротмистр женится на ней. Он уже считает ее обманутой и опозоренной.

Скромный Самсон Вырин привык к унижениям и оскорблениям от значительных лиц, поэтому не пытается найти управу на бессовестного возлюбленного Дуни, не верит в справедливость, потому в жизни сталкивался с несправедливыми упреками господ, так и не нажив себе покровителей, способных заступиться за него.

Для того чтобы выручить дочь, смотритель приезжает в Петербург. Он униженно молит Минского вернуть Дуню. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы тот вернул ее обратно.

Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить открыто своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю. В душе Вырина бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает. Борьба происходит внутри. Причем история с деньгами на этом не заканчивается: Вырин возвращается за ними, но видит как, поймав извозчика, быстро скрывается хорошо одетый господин, предположительно нашедший ассигнации. Даже здесь смотритель теряется и не пускается в погоню. Бесправный и униженный Самсон Вырин может только угождать и молча сносить побои и оскорбления.

Только в самом конце повести мы узнаем, что судьба Дуни решилась удачно. Она стала барыней с тремя детьми и кормилицей, приехав на шестерке лошадей в родные места. За это время смотритель умер, а станцию закрыли. Дуня навещает кладбище и долго лежит на могиле. Этот эпизод показывает, что новоиспеченная барыня любит отца и чувствует себя виноватой. Дуня прожила много лет в роскоши и богатстве, но это не значит, что ее судьба была решена. Скорее всего, Минский не мог сразу же жениться на девушки. По-видимому, мешали обстоятельства: - во-первых, Дуня не дворянка и бесприданница, противостоять этого браку могли родные гусара. - Во-вторых, князь служил в армии, чтобы устроить свадьбу - нужно было выйти в отставку. В-третьих, Минский плохо знал девушку. Он ей увлекся, но для развития такого серьезного чувства как любовь необходимо время. Я думаю, что сам ротмистр, подвозя молодую девушку в церковь, еще не знал чем закончиться это легкомысленное приключение. А Дуня хотела вырваться из захолустья в красивый город Петербург. Она мечтала о любви. Она надеялась на счастье, пусть и недолгое. Девушка стыдилась своего поступка настолько, что боялась даже написать отцу о причинах, которые ее подтолкнули к этому.

Я уверена, что в смерти и пьянстве Самсона Вырина виноват не только жестокий князь, не позволивший забрать дочку, но и Дуня, которая любимого отца оставила умирать в одиночестве. Одно письмо, даже одна строчка раскаянья стала бы надеждой для смотрителя. Она вселила бы уверенность, что он когда-нибудь обнимет свою дочь, прижмет к себе внуков. Но Авдотья Вырина будто бы стеснялась своего происхождения и хотела забыть свою прежнюю жизнь на маленькой почтовой станции. Родители всегда поймут своих детей и найдут оправдание их поступкам, поэтому лучше прийти с повинной к живым родителям, чем приходить на кладбище, принося свое раскаянье мертвым. Этим их не воскресить. Самсон Вырин делал все для своей дочери: служил смотрителем и выносил упреки и унижения, чтобы одеть и накормить свою дочь. Он не проклял ее, как было принято в русских семьях позапрошлого века за позорное бегство из дома. Он ждал и надеялся, что Дуня вернется. Он простил ее давно, в тот самый момент, когда узнал, что она убежала. Самсон Вырин умер от горе и одиночества, потому что страдал от неизвестности. Его сердце разрывалась от боли за единственную любимую дочь.

Пушкин «Станционный смотритель» - сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса - Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь - он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием - решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Скачать презентацию про италию
Презентация на тему
Расширение ареала цивилизации