Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сообщение-доклад о христианстве: возникновение и суть религии. Что такое Священное Писание? Все ли Ангелы одинаковы

Среди всех религий, христианство – самое распространенное и влиятельное учение. Оно включает в себя три официальных направления: православие, католицизм и протестантизм, и множество непризнанных сект. Современная религия христианство – это учение о Богочеловеке Иисусе Христе. Христиане верят, что он – Божий сын, и был послан на Землю, чтобы искупить грехи всего человечества.

Основы христианства: в чем суть религии

Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха. Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.

На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения. Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к .

Сущность Бога в представлении христиан

Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:

  • Бог-Отец;
  • Бог-Сын;
  • Бог-Святой Дух.

Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.

Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.

Богочеловек: кем был Иисус

Учение о Богочеловеке – христология – повествует об Иисусе, одновременно как о воплощении Бога и как о сыне Божием. Он человек, поскольку его мать – человеческая женщина, но подобен Богу, поскольку его отец – Единый Бог. При этом христианство не считает Иисуса полубогом, и не относит к числу пророков. Он – единственное неповторимое воплощение Бога на Земле. Не может быть второго человека, подобного Иисусу, потому что Бог – бесконечен и воплотиться дважды не может. Появление Иисуса было предсказано пророками. В Ветхом Завете он представлен как Мессия – спаситель человечества.

После распятия и физической смерти, человеческая ипостась Иисуса воплотилась в божественную. Его душа соединилась с Отцом в Раю, а тело предали земле. Этот парадокс Иисуса-человека и Иисуса-Бога выражен во Вселенском соборе формулой 4-х отрицаний:

  1. неслиянно;
  2. непревращенно;
  3. нераздельно;
  4. неразлучимо.

Ортодоксальные ветви христианства почитает Иисуса как Богочеловека – сущность, воплотившую в себе божественные и человеческие черты. Арианство почитает его как творение Бога, несторианство – как две отдельные сущности: божественную и человеческую. Исповедующие монофизитство веруют в Иисуса-Бога, поглотившего свою человеческую природу.

Антропология: происхождение человека и его предназначение

Изначально, человек создан по его образу Божию, и обладает его силой. Перволюди Адам и Ева были подобны своему Создателю, но совершили первородный грех – поддались искушению и съели яблоко с дерева Познания. С этого момента человек стал грешен, а его тело бренно.

Но человеческая душа бессмертна и может попасть в Рай, где ее ждет Бог. Чтобы оказаться в Раю, человек должен искупить свой грех физическими и духовными страданиями. В христианском понимании зло – искушение, а добро – смирение. Страдание – способ борьбы со злом. Восхождение к Богу и возврат к своей первоначальной сути возможен только через смирение. Оно ведет к свободе духа и пониманию истинной сути жизни. Людей, поддавшихся соблазнам, ждет Ад – царство Сатаны, в котором грешники вечно страдают, расплачиваясь за свои грехи.

Что такое таинства

В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

Православие и католицизм признают еще пять таинств:

  1. миропомазание;
  2. рукоположение;
  3. покаяние;
  4. брак;
  5. соборование.

Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

Роль монархии в становлении религии

Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

Ключевые моменты древней религии: раскол Церкви

Причиной раскола христианства на три конфликтующих вероисповедания послужили споры о соединении божественной и человеческой сути Иисуса Христа в одну личность. Из-за культурных и исторических различий, среди последователей постоянно возникали споры о необходимости выбрать одну официальную версию. Нарастание конфликта привело к разделению на конфессии, каждая из которых придерживалась своей версии.

В 1054 году, христианство разделилось на православную и католическую ветви. Попытки снова объединить их в одну Церковь не увенчались успехом. Попыткой объединения, стал договор об объединении церквей на территории Речи Посполитой – Брестская уния, подписанная в 1596 году. Но в итоге конфликт между конфессиями только обострился.

Новое время: кризис христианства

В 16 веке мировое христианство переживает череду военных конфликтов. Церкви стремились вытеснить друг друга. Человечество вступило в эпоху Просвещения: религия подвергалась жесткой критике и отрицанию. Начался поиск новых моделей человеческого самосознания, не зависящий от Библейских доктрин.

Новаторы противопоставляли прогрессу христианства – постепенному развитию, переходу от простого к сложному. На основе идеи прогресса, позднее Ч. Дарвин разовьет теорию об эволюции, основанной на научных фактах. Согласно ей, человек – не творение Божье, а результат эволюционного процесса. С 17 века наука и религия вступают в непрерывный конфликт.

В 20 веке в послереволюционном Советском союзе христианство переживает период жестких запретов и категорического отрицания религиозного взгляда на мир. Служители церквей отказываются от сана, церкви разрушают, а религиозные книги сжигают. Только с распадом СССР религия постепенно вернула себе право на существование, и свобода вероисповедания стала неотъемлемым правом человека.

Современное христианство – не тоталитарное религиозное верование. Христиане могут свободно принять обряд крещения или отказаться следовать его традициям. С середины 20 века пропагандируется идея воссоединения трех конфессий в единое верование, как попытка избежать угасания религии. Но конкретных действий ни одна из Церквей не предпринимает и конфессии по-прежнему разобщены.

Инструкция

Христианство зародилось в первом веке нашей эры (современное летосчисление ведется именно от Рождества Христова, то есть дня рождения Иисуса Христа). Современные историки, религиоведы и представители иных религий не отрицают того факта, что в палестинском Назарете более двух тысяч лет назад был рожден , ставший великим проповедником. В Иисус - один из пророков Аллаха, - раввин-реформатор, решивший переосмыслить религию предков и сделать ее более простой и доступной для народа. Христиане, то есть последователи Христа, чтят Иисуса как помазанника Божьего на земле и придерживаются версии непорочного девы Марии, матери Иисуса, от Святого Духа, спустившегося на землю в виде . Эта лежит в основе религии.

Первоначально христианство распространялось Иисусом (а после его смерти - последователями, то есть апостолами) в среде . В основе новой религии лежали ветхозаветные истины, но более упрощенные. Так, 666 заповедей в превратились в основные десять. Был снят запрет на употребление свинины и разделение мясных и молочных блюд, провозглашен принцип «не человек для субботы, но суббота для человека». Но главное - в отличие от иудаизма христианство стало открытой религией. Благодаря деятельности миссионеров, первым из которых стал апостол Павел, христианское вероучение проникло далеко за пределы Римской империи, от иудеев к язычникам.

В основе христианства лежит Новый Завет, который вместе с Ветхим Заветом составляет Библию. В основе Нового завета лежат Евангелия - жизнеописания Христа, начиная от непорочного зачатия девы Марии и заканчивая Тайной вечерей, на которой один из апостолов Иуда Искариот предал Иисуса, после чего тот был объявлен и распят на кресте вместе с другими правонарушителями. Особое внимание уделяется чудесам, которые вершил при жизни Христос, и его чудесному воскрешению на третий день после смерти. Пасха, или Воскресение Христово, наряду с Рождеством - один из самых почитаемых христианских праздников.

Современное христианство считается самой популярной религией в мире, насчитывает около двух миллиардов последователей и разветвляется на множество течений. В основе всех христианских учений лежит идея триединства (Бог-отец, Бог-сын и Святой дух). Человеческая душа считается бессмертной, в зависимости от количества прижизненных грехов и добродетелей после смерти попадающая либо в ад, либо в рай. Важной частью христианства являются Таинства Божие, такие как крещение, причащение и другие. Расхождение в списке таинств, важности обрядов и способах молитв наблюдается у основных христианских ветвей - православия, и протестантства. Католики наравне с Христом почитают Матерь Божью, протестанты выступают против излишней обрядности, а православные (ортодоксальные) христиане верят в единство и святость церкви.

Христос родился около 5500-ого года от сотворения мира (отсутствие миллионов лет истории земли).

VII Вселенский Собор. Христос Бог наш в пять тысяч пятьсот первом году пришел к людям, и жил с нами тридцать три года и пять месяцев. .

Cвященномученик Ипполит Римский. Возможно кто-то скажет: «Как вы доказываете то, что Спаситель родился в 5500 – ом году?». О человек, выслушай простое объяснение. Поскольку давно при Моисее в пустыне были показаны символы и изображения духовных тайн, связанные со скинией, изображавшие это число, которое явилось с появлением полноты истины во Христе, то ты можешь постичь то, что было изображено. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец. (Исх.25, 10-11). Эти цифры сложенные вместе составляют пять с половиной локтей, и показывают пять с половиной тысяч лет - то время в которое явился от Девы Спаситель, когда он принес в жертву миру Ковчег - свое собственное тело, обложенное чистым золотом – изнутри Словом, а со вне – Св. Духом, и таким образом истина открывается и (тайна) Ковчега становится явной (08.11.12).

Святитель Феофил Антиохийский. Адам до времени, когда родил детей, жил 230 лет, сын его Сиф 205 лет, сын сего Эпос (Енос - мое прим.) 190 лет, сын его Каинан 170 лет, сын его Малелеил 165 лет, сын его Иареф 162 года, сын его Эпох (Енох - мое прим.) 165 лет, сын его Мафусал 167 лет, сын его Ламех 188 лет. У него родился сын, вышеназванный Ной, который родил Сима, будучи 500 лет. При Ное был потоп, когда ему было 600 лет. Итак, всего до потопа прошло 2242 года. Вскоре после потопа Сим, будучи 100 лет, родил Арфаксада, Арфаксад же родил Салу, будучи 135 лет, Сала же родил Эвера, будучи 130 лет, - от него и назван весь род евреями; Эвер же родил Фалега, будучи 134 лет, он родил сына Рагова, будучи 130 лет; Рагов же родил Серуха будучи 132 лет; Серух родил Нахора, будучи 130 лет; Нахор родил Фарру, будучи 75 лет; Фарра родил Авраама, будучи 70 лет; этот патриарх наш родил Исаака, будучи 100 лет. Итак, всех лет от создания человека до Авраама было 3278. Исаак жил до рождения детей 60 лет и родил Иакова; Иаков жил до переселения в Египет, о котором выше мы сказали, 130 лет; пребывание евреев в Египте продолжалось 130 лет, и по выходе из Египта они пробыли в так называемой пустыне 40 лет. Таким образом, всех прошло 3938; в это время по смерти Моисея принял начальство Иисус сын Навин, который управлял народом 27 лет. После Иисуса, когда евреи отступили от заповедей Божиих, находились в рабстве у царя Месопотамского именем Хусоратона восемь лет. Потом, когда раскаялся народ, у него были судьи: Гофониил судил сорок лет, Еклон 18 лет, Аот 8 лет. Потом, когда народ преступил заповеди Божий, иноплеменники властвовали над ними 20 лет. Затем Деввора судила их 40 лет. Потом мадианитяне владели ими 7 лет. После того Гедеон судил их 40 лет, Авимелех 3 года, Фола 23 года, Иаир 22. Потом филистимляне и аммонитяне держали их в 18 лет. Потом Исффай судил их 6 лет, Есвон 7 лет, Елон 10 лет, Авдон 8 лет. Затем иноплеменники владели ими 40 лет. Потом Сампсон судил их 20 лет. После сего продолжался у них мир 40 лет. Потом Самира судил их один год, Илий 20 лет, Самуил 12 лет. После судей были у евреев цари; из них первый, именем Саул, царствовал 20 лет, потом Давид праотец наш 40 лет. Итак, всех вообще лет от смерти Моисея до царствования Давида было 498. После них Соломон, первый по воле Божией построивший храм в Иерусалиме, царствовал 40 лет, после него Ровоам 17 лет, после него Авия 7 лет, после него Аса 41 год, после него Иосафат 25 лет, после него Иорам 8 лет, после него Охозия один год, после него Гофолия 6 лет, после него Иоас 40 лет, после него Амесия 39 лет, после него Озия 52 года, после него Иоафам 16 лет, после него Ахаз 17 лет, после него Езекия 29 лет, после него Манассия 55 лет, после него Амос 2 года, после него Иосия 31 год, после него Охаз 3 месяца, после него Иоаким 11 лет, потом другой Иоаким 3 месяца и 10 дней, после него Седекия 11 лет. После этих царей, когда народ пребывал во грехах и не раскаивался, по пророчеству Иеремии пришел на Иудею царь Вавилонский, именем Навуходоносор. Он переселил иудейский народ в Вавилон и разрушил храм построенный Соломоном. В Вавилонском переселении народ прожил 70 лет. Все же время от сотворения мира до переселения в землю Вавилонскую заключает 4954 года 6 месяцев и 10 дней. И как Бог чрез Иеремию пророка предсказал, что народ будет в пленении Вавилонском, так Он предуказал возвращение его в свою землю после 70 лет. Итак, по прошествии 30 лет, сделался Кир царем персидским, который, по пророчеству Иеремии во второй год своего царствования объявил письменные указы, чтобы все иудеи находящиеся в его царстве, возвратились в свою страну и вновь построили Богу храм, разрушенный вышеназванным царем Вавилонским. При этом Кир, по повелению Божию, приказал Савессару и Митридату, своим телохранителям, обратно доставить для употребления в храм сосуды, взятые Навуходоносором из храма иудейского. Во второй год царствования Дария исполнилось 70 лет, предсказанные Иеремиею. Отсюда можно видеть, как древнее и истиннее наши священные писания писаний греческих и египетских и всяких других историков. Геродот, Фукидид, Ксенофонт и другие историки начинали писать с царствования Кира и Дария, и не имели возможности сказать более достоверное о древних и первоначальных временах. Ибо что великого в том, что историки говорили о царях у варваров Дарие и Кире, у эллинов о Зопире и Иплие, или о войнах афинян и лакедемонян, или о делах Ксеркса и Павзания, подвергшегося опасности умереть голодом в храме Афины, или о Фемистокле и пелопонесской войне, или о Адкивиаде и Фразивуле? Я не намерен говорить подробно обо всем, но - показать число лет от сотворения мира и обличить суетный труд и пустословие писателей, потому что не двадцать тысяч мириад лет, как сказал Платон, от потопа до его времен, и не пятнадцать мириад три тысячи семьдесят пять лет, как свидетельствовал Аполлоний египтянин, и что не безначален мир и не существует все по случаю, как пустословили Пифагор и прочие, но он произошел и управляется Промыслом все сотворившего Бога, - и все времена и годы ясны для тех, которые желают убедиться в истине. Но чтобы не подумали, что я довел хронологию только до Кира и опустил последующие времена, как бы не имея возможности показать их, - я постараюсь при помощи Божией изложить по возможности и дальнейший порядок времен. Когда Кир после 38-летнего царствования был убит Томирою в Массагетии, в шестьдесят вторую олимпиаду, - в то время усилились с помощью Божией римляне, после того, как был построен Рим Ромулом, сыном, как повествуют, Арея и Илии, в 7 олимпиаду, в 16 день майских календ, так как и год показан в десять месяцев; - итак, когда умер Кир, как выше сказали, в шестьдесят вторую олимпиаду, прошло времени от основания Рима 220 лет, и в это время римлянами управлял Тарквиний по прозванию Супербус (гордый); он первый изгнал некоторых римлян, растлевал мальчиков и оскоплял граждан, даже растлевал дев и выдавал их замуж. Поэтому собственно он назван на римском языке - гордый. Ибо он первый постановил, чтобы те, которые приветствовали его, были в свою очередь приветствуемы кем-нибудь другим. Царствовал он 25 лет. После него в продолжение 453 лет начальствовали по году консулы, трибуны и эдилы, перечислять имена которых считаю делом продолжительным и излишним. Ибо, если кто пожелает узнать их, может найти их в записках, которые написал Номенклатор Хризер, отпущенник М. Аврелия Вера, который все описал - и имена и времена, начиная от основания Рима и до кончины своего покровителя самодержца Вера. Итак, управляли римлянами годичные правители, как сказали, в продолжение 453 лет. Потом управляли так называемые императоры: первый - Кай Юлий, который царствовал 3 года, 4 месяца и 6 дней; потом Август 56 лет, 4 месяца и один день; Тиверий 22 года. Затем другой Кай 3 года, 8 месяцев и 7 дней; Клавдий 13 дет, 8 месяцев и 24 дня; Нерон 13 лет, 6 месяцев и 28 дней; Гальба 7 месяцев и 6 дней; Отон 3 месяца и 5 дней; Вителлий 6 месяцев и 22 дня; Веспасиан, 9 лет, 11 месяцев и 22 дня; Тит 2 года и 22 дня; Домициан 15 лет, 5 месяцев и б дней; Нерва один год, 4 месяца и 10 дней; Траян 19 лет, 6 месяцев и 16 дней; Адриан 20 лет, 10 месяцев и 28 дней; Антонин 22 года, 7 месяцев и 6 дней; Вер 19 лет и 10 дней. Таким образом, период кесарей до смерти императора Вера содержит 225 лет. От смерти Кира и царствования Тарквиния Гордого до смерти вышеупомянутого императора Вера, всего времени прошло 741 год. От сотворения же мира все время слагается так: от сотворения мира до потопа прошло 2242 года, от потопа до рождения сына у Авраама, праотца нашего, 1036 лет, от Исаака, сына Авраама, до странствования народа, с Моисеем в пустыне - 660 лет. От смерти Моисея, от принятия начальства Иисусом Навином, до смерти Давида патриарха - 498 лет. От смерти Давида и царствования Соломона до переселения народа в землю вавилонскую - 518 лет, 6 месяцев и 10 дней. От царствования Аира до смерти императора Аврелия Вера 741 год. Всех же в совокупности лет от сотворения мира 5695, с несколькими месяцами и днями. Итак, из рассмотрения времен и всего нами сказанного, можно видеть древность пророческих писаний и божественность нашего учения, - что не ново это учение, и не баснословны и не ложны наши верования, как думают некоторые, но самые древние и истинные. […] И если есть у меня ошибка, например, лет 50 или 100 если даже 200, однако, не на тысячи или десятки тысяч лет как это случилось с ложными счислениями Платона, Аполлония и других. (Святителя Феофила Антиохийского послание к Автолику, книга 3, части 24 - 29)

Святитель Иоанн Златоуст. Хочешь знать и другое совершенное им (крестом) дело? Он отверз нам сегодня рай, остававшийся заключенным слишком пять тысяч лет, потому что в этот день, в этот час Бог ввел (туда) разбойника, означая (этим) два совершенные Им дела: одно – что отверз рай, другое – что ввел разбойника. (О Кресте и разбойнике, беседа 1, часть 2: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z02_1/Z02_1_41.htm)

Блаженный Аврелий Августин. Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения, представляющие, будто история обнимает собой многие тысячи лет (3) между тем как согласно Священным писаниям от сотворения человека мы еще не насчитываем и полных шести тысяч лет. […] Говорят, будто египтяне имели некогда столь короткие годы, что каждый из них ограничивался четырьмя месяцами (5); так что более полный и более правильный год, какой теперь имеем и мы, и они, равняются трем их древним годам. Но и при этом греческая история, как я сказал, не может быть согласована с египетской относительно летосчисления. А потому скорее следует верить греческой, так как она не превышает истинного числа лет, содержащихся в наших Священных писаниях. (О граде Божьем, книга 12, глава 10: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o_grade=12_10)

(3) Cicer. de divinit. lib. 1; Lact. lib. VII, c. 14.
(5) Plin. lib. VII.

Преподобный Исаак Сирин Ниневийский. Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молением к Богу: это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость, и его истинный разум освободил его от многих дел; обретением краткой стези, которой он достиг, он отклонил от себя продолжительное парение по долгому пути. Не во всякое время мы имеем силу воспрекословить всем помыслам, наветующим нас, и обуздывать их; напротив того часто приемлем от них язвы, неисцеляющиеся в течении продолжительного времени. Знай, что (желая препираться с помыслами), ты вступаешь в борьбу с теми, которых опытность исчисляется шестью тысячами лет. А это (т.е. с одной стороны твое покушение препираться с помыслами, а с другой их опытность) доставляет им возможность уготовиться и нанести тебе язву образом, превысшим твоих премудрости и разума. Если же ты и победишь их: то скверна помыслов оскверняет мысль твою и воня злосмрадия их долгое время пребывает в обонянии твоем. Употребив же первый способ, ты будешь свободен от всего этого и от страха: нет иной помощи кроме Бога. (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Авва Исаак Сирский. Изречение 45: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ignatii/otechnik/63.html#s6)

В первый день сотворено девять духовных природ в молчании, и одна природа - словом; и это - свет. Во второй день сотворена твердь. В третий день произвел Бог собрание вод и прозябение злаков; в четвертый - отделение света; в пятый - птиц, пресмыкающихся и рыб: в шестый - животных и человека. (Cлова подвижнические, слово 17)

Преподобный Иосиф Волоцкий. Когда же прошло пять тысяч пятьсот лет, Господь пришел спасти нас. (Просветитель. Слово 9: http://azbyka.ru/otechnik/?Iosif_Volotskij/prosvetitel=9)

Равноапостольный Косма Этолийский. И со времен сотворения мира минуло семь тысяч двести восемьдесят восемь лет. […] Адам и Ева умерли и попали в ад, где пять с половиной тысяч лет страдали за один свой грех, что же будет с нами (а в особенности со мной), соделавшими столько грехов? […] Я стар и слаб и не могу вам всего рассказать, потрудитесь узнать остальное сами. Постарайтесь узнать, как пять с половиной тысячелетий все, кто умирал, попадали в ад. Бог пожалел род человеческий, пришел на землю и соделался совершенным Человеком от Духа Святого и чистых кровей Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и избавил нас от рабства диавольского. .

Святитель Филарет Черниговский. Но […] человечество живет уже более 7000 лет и однако воспитание человеческое не возвратило невинности и чистоты человечеству .

Что такое христианство?


Существует несколько мировых религий: христианство, буддизм, ислам. Христианство — самая распространенная из них. Рассмотрим, что такое христианство, как возникло это вероучение и каковы его особенности.

Христианство — мировая религия, которая основана на жизни и учениии Иисуса Христа, описанных в Новом Завете Библии. Иисус выступает в роли Мессии, Божьего Сына и Спасителя людей. Христианство делят на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм. Приверженцев этой веры называют христианами — в мире их примерно 2, 3 млрд.

Христианство: появление и распространение

Эта религия появилась в Палестине в I в. н. э. у иудеев во времена господства Ветхого Завета. Тогда эта религия предстала как вероучение, обращенное ко всем униженным людям, желающим справедливости.

История Иисуса Христа

Основу религии составило мессианство — надежда на спасителя мира от всего плохого в мире. Считалось, что он должен был быть выбран и ниспослан на Землю Богом. Именно таким спасителем стал Иисус Христос. Появление Иисуса Христа связывают с преданиями из Ветхого Завета о приходе в Израиль мессии, освобождающего людей от всего плохого и устанавливающего новый праведный порядок жизни.

Имеются разные данные насчет родословной Иисуса Христа, ведутся разные споры о его существовании. Верующие христиане придерживаются следующей позиции: Иисуса родила непорочная Дева Мария от Святого Духа в городе Вифлеем. В день его рождения Иисусу поклонились три волхва как будущему царю иудеев. Затем родители увезли Иисуса в Египет, а после смерти Ирода семья переехала обратно в Назарет. В 12 лет во время Пасхи он жил в храме три дня, беседуя с книжниками. В 30 лет его крестили в Иордане. Перед тем как начать служение обществу, Иисус соблюдал пост в течение 40 дней.

Само служение началось с выбора Апостолов. Далее Иисус стал творить чудеса, первым из которых считается превращение воды в вино на свадебном пиршестве. Далее он долго занимался проповеднической деятельностью в Израиле, во время чего сотворил множество чудес, среди которых — исцеление множества больных людей. Иисус Христос занимался проповедничеством три года, пока Иуда Искариот — один из учеников — не предал его за тридцать серебряников, сдав иудейскому начальству.

Синедрион осудил Иисуса, в качестве наказания выбрав распятие. Иисус умер и был похоронен в Иерусалиме. Однако после смерти на третий день он воскрес, а когда прошло 40 дней, он вознесся в небеса. На Земле после себя Иисус оставил своих учеников, которые распространяли христианство по всему миру.

Развитие христианства

Изначально христианство распространялось в Палестине и Средиземноморье, но уже с первых десятилетий благодаря деятельности апостола Павла оно стало популяризироваться в провинциях у разных народов.

Как государственную религию христианство впервые приняла Великая Армения в 301 году, в Римской Империи это произошло в 313 году.

До V века христианство распространялось в следующих государствах: Римская империя, Армения, Эфиопия, Сирия. Во второй половине первого тысячелетия христианство стало распространяться у славянских и германских народов, в XIII-XIV вв. — у финских и балтийских. Позднее популяризацией христианства занимались миссионеры и колониальная экспансия.

Особенности христианства

Чтобы лучше понимать, что такое христианство, следует подробнее рассмотреть некоторые моменты, связанные с ним.

Понимание Бога

Христиане чтут единого Бога, который создал людей и Вселенную. Христианство — это монотеистическая религия, однако Бог сочетает в себе трех (святая Троица): это Отец, Сын и Святой Дух. Троица едина.

Христианский Бог — это совершенный Дух, разум, любовь и благость.

Понимание человека в христианстве

Душа человека бессмертна, сам он создан по образу и подобию Божьему. Цель человеческой жизни — духовное совершенствование, жизнь по Божьим заповедям.

Первые люди — Адам и Ева — были безгрешными, но Дьявол соблазнил Еву, и она съела яблоко с дерева познания Добра и Зла. Таким образом человек пал, и после этого мужчины трудились не покладая рук, а женщины рожали детей в мучениях. Люди стали умирать, и после смерти их души отправлялись в Ад. Потом Бог пожертвовал своим сыном — Иисусом Христом, чтобы спасти праведных людей. С тех пор их души после смерти отправляются не в Ад, а в Рай.

Для Бога все люди равны. В зависимости от того, как человек проживает свою жизнь, он попадает в Рай (для праведников), в Ад (для грешников) или в Чистилище, где грешные души очищаются.

Дух господствует над материей. Человек живет в материальном мире, достигая при этом идеального назначения. Важно стремиться к гармонии материального и духовного.

Библия и таинства

Главная книга для христиан — это Библия. Она состоит из Ветхого Завета, унаследованного от иудеев, и Нового Завета, созданного самими христианами. Верующие люди должны жить в соответствии с тем, чему учит Библия.

Также в христианстве используются таинства. К ним относится крещение — инициация, в результате которой человеческая душа соединяется с Богом. Еще одним таинством является причащение, когда человеку нужно вкусить хлеб и вино, которые олицетворяют тело и кровь Иисуса Христа. Это необходимо для того, чтобы Иисус «жил» в человеке. В православии и католицизме используются еще пять таинств: миропомазание, рукоположение, церковный брак и соборование.

Грехи в христианстве

Вся христианская вера основывается на 10 заповедях . Нарушая их, человек совершает смертные грехи, чем губит себя. Смертным грехом считается тот, который ожесточает человека, отдаляет от Бога, не вызывает желания покаяться. В православной традиции к первому типу смертных грехов относятся те, которые влекут за собой другие. Это известные 7 смертных грехов: блуд, корыстолюбие, чревоугодие, гордыня, гнев, уныние, зависть. Также к этой группе грехов можно отнести духовную леность.

Второй тип — грехи против Святого Духа. Это грехи, совершенные вопреки Богу. Например, надежда на доброту Бога при нежелании следовать праведной жизни, отсутствие покаяния, борьба с Богом, озлобленность, зависть к духовности других и т. д. Сюда же относится хула на Святого Духа.

Третья группа — грехи, «вопиющие к небу». Это «содомский грех», убийство, оскорбление родителей, притеснение нищих, вдов и сирот и т. д.

Считается, что спастись можно покаянием, поэтому верующие люди ходят в церкви, где признаются в своих грехах и обещают их не повторять. Способом очищения, например, является . Также используются молитвы. Что такое молитва в христианстве? Она представляет собой способ общения с Богом. Существует множество молитв на разные случаи жизни, каждая из которых подходит для той или иной конкретной ситуации. Можно произносить молитвы в произвольной форме, прося Бога о чем-либо сокровенном. Перед произнесением молитвы нужно покаяться в своих грехах.

Если вы заинтересовались христианством, а также другими религиями, вам могут быть интересны эти статьи.

Бог и законы природы.

Повсюду в устройстве мироздания человек обнаруживает разумность, т.е. закономерность. Иначе познание мира было бы невозможным. Но где же источник этих закономерностей, обнаруживаемых во Вселенной? Для религиозного мировосприятия ответ на этот вопрос таков. Бесконечный в Своем разуме Бог сотворил мир вместе с его законами. Если не признавать разумного Творца, значит, причину порядка во Вселенной следует приписывать случаю. Но разве мог случайно образоваться такой сложнейший миропорядок? Наблюдая, что во Вселенной действуют разнообразные силы, и что она развивается по определенным законам, человек может решить, что мирозданию присуще саморазвитие. Но это не так. Силы и законы, действующие в природе, не составляют планов, проектов, чертежей, не производят расчетов, не занимаются анализами и т.д. И хотя они действуют слепо, но тем не менее, нам известно колоссальнейшее множество примеров, где результат их действия в высшей степени разумен, осмыслен и целесообразен. Это может быть только в том случае, если Бог - Творец мира - сообщил силам природы определенные законы. Законы, по которым развивается природа, можно по аналогии сравнить с математической программой управления станком-автоматом. Не сама же программа себя задала и не сами же шестеренки пришли в движение. Видя работающий без участия человека какой-нибудь автомат, никто не думает, что этот сложнейший механизм появился без высокообразованных специалистов.

Говоря о законах природы, следует сказать, что поскольку существуют эти законы, должен быть и их Законодатель - Бог.

Если взять какой-нибудь текст, например, первый стих Св. Библии, состоящий из 28 букв: "Вначале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1), и дать эти буквы на разрезной азбуке ребенку, который еще не знает их названия, то можем ли мы допустить, что из этих букв он случайно сложит данный библейский текст? Здесь в качестве примера рассматривается ребенок, поскольку он поступает так же неосмысленно, как и силы, действующие в природе. А удалось бы такому ребенку случайно из множества букв сложить содержание целой книги? А если взять большую группу детей, также не знающих названий букв, и дать им сколь угодно продолжительное время, то можно ли допустить, что они смогут из громадной горы букв сложить содержание всех книг в мире? Но ведь устройство мироздания и протекающие в нем процессы и бесконечное число раз мудрее и сложнее, чем содержание всех книг на земле! Так могли ли неразумные силы природы (невесть откуда появившиеся) устроить осмысленно мироздание и установить законы природы? И где же и какой же такой "готовый стройматериал" они взяли?


Бог - Творец мироздания.

Человека с незапамятных времен интересует вопрос: как возникла Вселенная? Р азумное устройство мира говорит о том, что Вселенная не могла возникнуть сама по себе, без причины, но создана бесконечно высоким Р АЗУМОМ.

Любуясь каким-нибудь величественным дворцом, не будем же мы объяснять возникновение его таким образом, что, мол, на этом месте как-то сами собой появились стены, крыша, окна; двери и случайно они соединились в великолепную постройку. Что дворец имеет своих строителей, ни у кого нет сомнения. Изящная форма здания позволяет сделать вывод, что постройка возведена замечательными мастерами по проекту, составленному талантливым архитектором. Мы также знаем, что машина не может появиться без конструктора и других высококвалифицированных специалистов, часы - без мастера, книга - без писателя, картина - без художника. И Вселенная, которая в бесконечное число раз сложнее и изумительнее всех зданий, машин, книг, тоже не могла появиться без великого Создателя, имя Которого - БОГ.

При всем высоком уровне современных знаний о мироздании нет достоверных данных для утверждения, будто бы материальный мир не имеет начала. Безначальность - это бесконечность во времени, направленная в прошлое. Бесконечность же - это по сути дела такое измерение, которое никак не вмещается в тесные рамки конечного человеческого разума, и никакому ограниченному опыту она не подвластна. Исходя из определения "безначальности", нельзя опытным путем доказать, что мир всегда существует.

Каждое живое существо или любое неодушевленное тело имеет начало, и причина, вызвавшая его бытие, существует вне его самого и предшествует ему. Также и мироздание имеет начало. Оно создано Богом. Эту истину Священное Писание открывает уже на самых первых страницах.

Мир сотворен Богом из ничего. До создания мира не было никакого готового материала, которым Бог мог бы воспользоваться для сотворения мира. Сотворение мира из ничего - это чудо, которое совершилось всемогуществом Божиим.

Человеческому разуму трудно принять истину о сотворении мира из ничего, поскольку он руководствуется только тем, что ему доступно в повседневном опыте, в котором не наблюдается происхождение чего-либо из совершенного небытия. К тому же, широко распространена древняя аксиома: "из ничего не бывает ничего". Здесь следует сказать, что христианская мысль уточняет этот афоризм и перефразирует его так: "из ничего само собою (т.е. без причины) не бывает ничего". Если бы Св. Библия утверждала, что мир возник из ничего сам собою, тогда это был бы, конечно, абсурд. Но Священное Писание учит, что мироздание приведено из небытия в бытие Божиим Всемогуществом. А для всемогущего Бога нет ничего невозможного. Как из ничего Бог сотворил мир - это величайшая тайна для человеческого ума. И не следует пытаться проникать своею мыслью в то, что непостижимо для нее. Христианское откровение сообщает; что творение не было вызвано для Бога какой-нибудь внешней или внутренней необходимостью, но было предопределено Богом от вечности.

Бог сотворил мир Своими разумом, премудростью, волею, словом. В Священном Писании в подтверждение этого сказано следующее: "Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом" (Притч. 3, 19). "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле" (Псал. 134, 6). В первой главе книги Бытия содержится выражение: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" (Быт. 1, 3) и ему подобные. Под выражением "и сказал Бог, да будет..." не следует понимать, что Бог произносил какие-нибудь членораздельные звуки, подобные человеческим словам, но этим изречением выражается всемогущая творческая сила Создателя, Который привел все из небытия в бытие.

[Чтобы лучше усвоить творческую премудрость Божию, обратимся к примеру. Для запуска рукотворного космического аппарата требуется гигантская работа мысли тысяч и тысяч ученых, конструкторов, инженеров, которых называют гениальными: необходимы точнейшая вычислительная техника, сложнейшие электронные и другие приборы. А как же тогда назвать разум Бога, который привел в движение миллиарды миллиардов небесных светил? Движение искусственных космических тел рассчитывается людьми по законам небесной механики, которые человек сам не устанавливает, а только лишь открывает в природе. Бог же не только рассчитал движение неведомого нам множества небесных тел, но и Своим умом установил сами законы движения звездного мира.
Если учесть и движение микрочастиц, описываемое законами механики, насколько же тогда еще величественнее приоткрывается нам Божественный Р азум. Убедительно говорит о сложности устройства микромира такой простой пример. В одном грамме воды содержится количество молекул, выражаемое двадцатидвухзначным числом. Примерно таким же числом выражается количество молекул в одном грамме любого другого вещества (воздуха, железа, кирпича и т.д.). Каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В каждом атоме водорода вокруг ядра движется по одному электрону, в атоме кислорода - по восемь электронов, которые расположены на двух орбитах: на первой (ближайшей к ядру) - два электрона, на второй орбите - шесть электронов. У других видов атомов число электронов и орбит, по которым они располагаются, может быть и гораздо больше. Так, к примеру, в каждом атоме золота вокруг ядра вращается 79 электронов, расположенных на шести орбитах. Все тела в мире состоят из невообразимого количества молекул и атомов. В каждом атоме движутся вокруг ядра электроны. Не говоря уже о других частицах микромира и всех физических процессах, связанных с ними, нетрудно понять, что мироздание от микромира до мира галактик устроено бесконечным в Своем Р азуме Создателем.
]

Бог прежде сотворил мир бесплотных духов - Ангельский мир, а потом создал вещественный, или материальный мир. Завершением Божьего творения явился человек, который был сотворен из невещественной и разумной души и вещественного тела.

Св. Писание, повествуя о сотворении мира, неоднократно сообщает Божие определение о Своем творении: "И увидел Бог, что это хорошо".

Св. апостол Павел свидетельствует: "Всякое творение Божие хорошо" (1 Тим. 4, 4).


Идея творения и мироздание.

В разные времена человеческая мысль строила различные космологические и космогонические системы. К концу двадцатого века человек еще более убедился, что мироздание исключительно сложно по своему устройству и происхождению.

Среди всех космогонических систем особое внимание обращает на себя библейское повествование, в котором Моисей изображает происхождение мира. Чтобы понять, как возвышенны по духу и глубокомысленны по содержанию истины о миротворении, изложенные Моисеем, необходимо для сравнения вспомнить, насколько примитивны и грубы были в то время космогонические представления у всех народов земли. Откуда, как ни через Откровение от Бога, Моисей почерпнул сведения о происхождении жизни на Земле в такой последовательности: устройство первоначально суши и водоемов, затем появление растений, животных и, наконец, - человека? Ведь наука только в позапрошлом-прошлом столетиях открыла, что сначала на Земле появились растения, потом животные и, наконец, человек. Ученый-физик прошлого века Био сказал: "Или Моисей в науке был также сведущ, как наше столетие, или он был просвещен Богом, писал по вдохновению от Него".

Около трех тысяч лет назад св. пророк Моисей открыл тайну творения мира Богом. За эти минувшие тысячелетия идея творения получила основательное философское подтверждение. Авторитет ее весьма высок и в наше время среди многих величайших умов. Р азве мог сам по себе человек той далекой эпохи, когда философская мысль человечества была крайне скудной, возвыситься до понятия о Боге, как Высшем Духовном Существе и Творце.

Боговидец Моисей так описывает сотворение мира, чтобы это было понятным для всех людей и во все времена. Почему он не использовал в своем повествовании современные космологические представления? Космологическая картина мира постоянно усложняется. И те знания о мире, которыми располагает космология в наши дни, очень и очень упрощены (если даже не бесконечно упрощены) по сравнению с тем, каково, есть мироздание на самом деле. Поэтому, если бы Св. Библия изложила происхождение мира даже на уровне современных космологических понятий, такая информация тоже была бы далекой от абсолютной истины. Не следует забывать, что язык космологии, физики, математики и т.д. - это язык ограниченных человеческих понятий для описания с помощью чисел, формул, графиков, схем отдельных частей Вселенной. Бог же Своим всеведением знает все о Вселенной, и Он не нуждается ни в формулах, ни в графиках, ни в каких-либо других подобных средствах. Однако ум людей не способен вместить то, что принадлежит Божественному Р азуму. Поскольку ум человека ограничен, ограничены и знания его о Вселенной. Сколько бы нового о мироздании люди ни узнавали, всегда перед ними будет океан еще не открытого.

Весь материальный мир со всей его сложностью и многообразием есть нуль перед величием, красотой и святостью Божией. Поэтому Священное Писание и не стремится много сообщить нам о видимом мироздании. Самое главное о Вселенной: как она возникла и для чего существует - открыто в Св. Библии, ибо разрешить эти вопросы человеческий разум сам по себе не может. Другие же истины о мироздании человек способен узнавать с помощью своего разума. Зачем же тогда требовать, чтобы ответы на них содержались в Священном Писании? Если бы Св. Библия поставила целью удовлетворять любознательность человека в вопросе устройства Вселенной, то как бы ей это следовало сделать? Использовать математические формулы, выражать физические величины в метрах, секундах, килограммах и т. д.? Но ведь когда писалась Св. Библия, в человеческой практике не было этих единиц для измерения расстояния, времени, массы и т. д. Крайне скудные знания были в области математики. Только спустя тысячи лет после написания Св. Библии появились математический анализ, аналитическая геометрия, неэвклидова геометрия и другие направления в математике. Физика как наука только зарождалась в то время. Если бы, например, Моисей написал в Священном Писании, что расстояние от Земли до Солнца составляет 150 млн. километров, разве было бы это понятно людям той эпохи, да и в течение многих последующих столетий, поскольку такие понятия, как "миллион" и "километр", введены в человеческую практику спустя тысячелетия после написания Св. Библии?

Ну, а если бы богодухновенный Моисей изложил космологические вопросы с помощью уравнений общей теории относительности, многие ли из читателей даже двадцатого века поняли бы их? И как бы на такое повествование смотрели читатели Библии в девятнадцатом веке... тысячу лет назад... в дни ее написания? Знания о мире расширяются по мере развития умственных способностей человека, в частности, его абстрактного мышления. В исследовательском творчестве человек черпает для себя увлечение, ищет всегда чего-то нового, неожиданного. А если бы все знания о мироздании были открыты людям в готовом виде, разве была бы тогда интересной научная деятельность? И кто расшифровал бы тогда язык научных символов, примененных в библейском описании мироздания? Да и на каком таком математическом языке Всевышний должен был бы открывать святому Моисею космологию, если человек сам по своему усмотрению выбирает язык математических обозначений, условно устанавливает единицы для измерения всех физических величин и т. д.

Если бы в Св. Библии описывалось устройство мироздания, кто скажет, сколько миллионов или миллиардов книг тогда входило бы в ее состав? Но что лучше: стремиться познавать материальный мир (который и не познаешь до конца, и душу не напитаешь для вечности этими знаниями) или же познавать Того, Кто в совершенстве знает и этот мир, и нас самих, Кто все создал. Кто Один только может напитать бессмертную душу человеческую? Знать Бога, иметь общение с Ним, быть Его сынами - это бесконечно выше и ценнее, чем познать все глубинные тайны мироздания! И вот именно к такому богопознанию и богообщению и ведет нас Священное Писание.

Люди неспособны понять, как Бог творил мир, ведь это непостижимое чудо для человеческого ума. Священное Писание открывает, что процесс творения осуществился сверхъестественным путем. Знание законов природы не даст ответа на вопрос, как Бог творил мир. В процессе творения действовало всемогущество Божие, а оно не имеет никаких ограничений. Если, например, Св. Библия говорит, что свет появился прежде солнца, в это надо непоколебимо верить. Тем более, что с точки зрения современной физики свет - это особый вид материи, частный случай электромагнитных волн, и для его возникновения необязательно иметь такой источник, как Солнце. Свет имеет немало удивительных свойств. ["Свет" излучается, поглащается и распространяется в виде частиц-квантов, названных фотонами. В пустоте фотон движется со скоростью приблизительно 300 000 км/сек. Он не может быть в состоянии покоя и не может изменять свою скорость. Свет имеет двойственную природу - и волновую, и корпускулярную. ] Дивно его происхождение и при творении мира. Видимый свет в самой малой степени помогает людям представить тот неизреченный Свет, Который есть Бог.


Вся материалистическая философия построена на утверждении, что у Вселенной не было начала. Однако наука XX века пришла к выводу, что Вселенная имеет начало во времени.

В 1929 году американский астроном Хаббл сделал такое открытие. Свет далеких галактик несколько краснее ожидаемого, причем чем дальше от нас та или иная галактика, тем больше излучаемый ею свет смещается в красную сторону спектра. На основании эффекта Доплера [Изменение длины волны (или частоты), наблюдаемое при движении источника волн света или звука относительно их приемника. При удалении от приемника длина волны растет, при приближении уменьшается. ] это можно объяснить ничем иным, как удалением от нас галактик. Значит Вселенная расширяется. Р асчеты показали, что в прошлом Вселенная была сосредоточена в одной точке, значительно меньшей размеров атома. Наука не берется отвечать на вопрос, что представляла собою Вселенная, заключенная в одной точке. Почти все крупные космологи и астрофизики нашего столетия разделяют убеждение, что вначале Бог создал Вселенную в виде первоатома, а уже потом из него привел в движение весь космос.

Истинный христианин, конечно же, не нуждается в подобных доказательствах сотворения мира. Для него вполне достаточно знать о сотворении мира то, что сообщает об этом Св. Библия. Многие ученые не пытались даже вникать в эту тайну. Так, однажды Исаака Ньютона попросили, чтобы он объяснил, как возник мир. На это величайший естествоиспытатель ответил, что гипотез он не сочиняет и задача его как ученого - объяснять не то, как возник мир, а какой он есть с первой минуты своего существования.

Хотя такое объяснение сотворения Богом Вселенной, которое предлагает современная космология, исходя из представления о расширяющейся Вселенной, христианское мировоззрение не может взять на свое вооружение по причине бессилия науки разгадать тайну миротворения, тем не менее нельзя не воздавать должное тому факту, что наука XX века, владеющая такими мощнейшими средствами познания мироздания, как, например, общая теория относительности, спектральный анализ, радиоастрономия и т. д., пришла к непоколебимой уверенности в том самом, чему уже многие столетия учит христианская религия, а именно:
- мироздание имеет начало во времени;
- до появления Вселенной не было ни пространства, ни времени;
- свет, о котором сказал Бог "да будет свет. И стал свет" (Быт. 1, 3), действительно возник прежде Солнца: астрофизики говорят, что этот первозданный свет во Вселенной сохранился и до наших дней в форме открытого в 1965 году американскими учеными реликтового (т.е. остаточного) излучения, пронизывающего всю Вселенную.

Современная астрофизика изучает такие космические объекты, как нейтронные звезды, радиогалактики, квазары, пульсары, черные дыры и т.п. Как все это интересно! Какие великие дивные Свои дела показывает нам Господь!

Вот, например, черные дыры. Пожалуй, это один из самых загадочных объектов в космосе.

Черная дыра - очень сжатое небесное тело. Она поглощает внутрь себя все, но ничто никогда не может вылететь из нее наружу. Время внутри черной дыры останавливается. Черная дыра - как бы напоминание человеку об аде. Ведь ад - непроницаемая тьма, время там останавливается, всякий, кто окажется в аду, никогда не сможет выйти из него.

Идея эволюции проникла не только в биологию, но и в астрономию. Материализм объясняет появление планет. Солнца, звезд, галактик как результат эволюционных процессов во Вселенной. Они говорят, что звездное небо, каким его мы видим сегодня, стало таковым в течение миллиардов лет. Им кажется, что если растянуть во времени на многие миллиарды лет процесс образования Вселенной - это будет выглядеть убедительно. Что можно сказать в этой связи?

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что современная космология, объясняя сам процесс возникновения или сотворения мира, говорит не о миллиардах, не о миллионах, не о тысячах и даже не о годах, месяцах, днях, часах, минутах, а о таких невообразимо малых долях секунды, как, например, 10 -34 сек. (так называемый возраст Вселенной, когда началось фридмановское расширение - открытое Хабблом разбегание галактик) или в миллиард раз меньшая величина: 10 -43 сек. (планковское время, возраст Вселенной, с которого начали работать классические представления о гравитационном поле).

Современные ученые говорят, что уже в таком непостижимо малом в сравнении с одной секундой времени, прошедшем с того момента, как начала свое бытие Вселенная, все физические законы мироздания действуют в таком направлении, чтобы могли быть благоприятные условия для жизни человеческого рода. Так, крупный американский физик Стивен Вайнберг в своей книге "Первые три минуты" обосновывает утверждение, что уже с самого начала мира во Вселенной была предопределена жизнь человечества на Земле.

Попытка научного исследования происхождения Вселенной как единого целого и составных ее частей - это примерно то же, что рассмотрение в зеркале действительности за спиной наблюдателя, который никогда в жизни не только не перемещался в пространстве, но и не видел воочию ничего вокруг себя, а поэтому не имеет никаких представлений о реальной величине предметов и расстояний между ними. Может ли такой человек, видя зеркальное отражение мира позади себя, установить размеры отражаемых тел и расстояние между ними? Нет, конечно. Именно такого человека напоминают ученые по отношению к прошлому Вселенной. Они не перемещались во времени назад ни на тысячи, ни на миллионы, ни на миллиарды лет. Перед их научным взором не может "прокрутиться", как на киноэкране, панорама эволюционного формирования космоса, даже если бы эволюция в действительности имела место в образовании космических тел. Упомянутый ранее нами наблюдатель видит с помощью зеркала позади себя действительную картину мироздания, а вот ученые-материалисты, пытающиеся объяснить происхождение небесных светил естественным путем, имеют перед собою не действительность, отражающую процесс формирования космических тел, а свои теоретические гипотезы и модели на этот счет и ими оперируют.

В зеркальном отражении окружающей нас действительности одни предметы выступают на переднем плане, другие - на заднем, хотя поверхность зеркала - одна плоскость. Отражение прошлого Вселенной ученые наблюдают в одной временной плоскости - в настоящем времени. Однако, наблюдая в космосе в одних областях звездные скопления, в других - межзвездную пыль и газ, наука приходит к заключению, что звезды формируются постепенно и во Вселенной происходит круговорот материи: одни звезды разрушаются, другие созидаются. Появление таких, явно эволюционно-материалистических, взглядов смутило в свое время некоторых естествоиспытателей и подтолкнуло их к материализму. Ну даже если бы и так: одни звездные миры разрушаются, а другие возникают, почему через это надо отрицать Бога? В нашем организме ведь тоже одни клетки умирают, другие вновь создаются, но это же никак не говорит против Бога. Наоборот, на этом примере мы убеждаемся, насколько премудр Господь, создавший такой дивный человеческий организм.

Ученые пытаются постигнуть мироздание, но при этом не берут в расчет то, что в результате грехопадения человечества, во-первых, сам человек изменился в худшую сторону: оказался на весьма значительном удалении от Бога - источника мудрости и ведения - и уже в силу этой причины не способен знать многие великие Божий замыслы о Вселенной, во-вторых, последствия грехопадения проникли и в окружающий нас материальный мир, и он сделался причастным тлению и разрушению.

В день Второго Пришествия Господня произойдет обновление неба и земли. "Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Петр. 3, 10). "Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петр, 3, 13).

Безмерное блаженство ожидает каждого, кто во все дни своей земной жизни подготавливает себе жилище на новом небе и новой земле.


Почему же и с какой целью Всевышний сотворил мир? Ответ на этот вопрос содержится в Священном Писании, открывающем человеку, что единственною причиною, побудившей Бога сотворить мир, была Его бесконечная благость и любовь, желание иметь причастников Своей славы вне Своей внутренней жизни, а целью создания Вселенной явились слава Творца и блаженство разумнонравственных созданий. Будучи Сам преблаг, Бог желает, чтобы и другие нравственные существа блаженствовали, чего они могут достигать только через прославление своего Создателя. "Бог ни в чём не нуждается; но Он, будучи бездна благости, благоволил не сущим (не имевшим бытия) даровать бытие",- пишет блаженный Феодорит. А по словам преподобного Иоанна Дамаскина, "благой и всеблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по (преизбытку) благости Своей благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости".

Вселенная есть как бы величественный храм, в котором все неодушевленные, одушевленные, разумно-нравственные создания непрестанно хвалят и славословят своего Творца.

Слава Божия не имеет подобия с человеческим славолюбием. Бог не нуждается в такой славе, которую ищут себе люди. Прославление Бога человеком - это наше уподобление Творцу через возрастание в духовном совершенствовании, Посредством чего мы, люди, приобщаемся к источнику истинного блаженства и по мере нашего духовного роста уже блаженствуем на земле.

Бог не имел необходимости в творении мира и нисколько не зависит от материи. Он действует в материи, но эти Его действия никаким образом не отражаются на Его собственном состоянии.

Подобно тому, как художник пребывает вне холста, а горшечник- вне глины, так и Бог не связан с материей. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: "Сотворив мир, Господь не переменил места и не соединился с созданиями. Если же Он неограничен, то где, скажешь ты, находится Он. Отвечаю тебе: ищи Его не телесно, обрети Ею мысленно. Ища духовно, ты найдешь Его неограниченным, а потому опять - нигде, ни внутри, ни вне, хотя и везде, во всем, бесстрастно, неслиянно, а потому вне всего, так как Он - прежде всего".

Творец на всем Своем творении положил печать Своего всемогущества, величия, премудрости. Святитель Григорий Богослов сказал: "Небо, земля, море, словом - весь мир есть великая и преславная книга Божия, красноречиво свидетельствующая о бытии Божием".

Если человек будет смотреть на Вселенную очами духа, то обязательно увидит в творении сокровенного Бога. "Однажды, - говорит величайший христианский подвижник и всемирно известный философ Блаженный Августин, - я пожелал узнать, где и в каком месте находится мой Бог. Спросил я землю, где мой Бог? Или ты мой Бог? - Она ответила и сказана: "Не я твой Бог". И все, что находится на ней, то же самое сказало мне. Тогда спросил я море и все глубины, и животных его: "Где мой Бог?" И они ответили мне: "Не мы твой Бог: ищи его выше нас". Спросил я ветер веющий: "Где мой Бог?" И воздушное пространство со всеми обитателями своими сказало: "Не мы твой Бог". Небо спросил я, солнце, луну и звезды, но и их речь была: "Не мы твой Бог, которого ищешь". Тогда обратился ко всем предметам, которые я созерцал, и сказал им: "Вы ответили мне, что не вы мой Бог. Что же вы можете сказать мне о Нем?" И все они громко закричали: "Он сотворил нас!"

По стилю художественного произведения легко можно определить, кто его автор. Несколько книг, написанных в одном стиле, свидетельствуют об их общем авторе. Книга Вселенной написана также Единым автором. Изучая, например, песчинку, лежащую на морском берегу, и метеорит, прилетевший на Землю из глубин Вселенной, мы будем находить в их составе общие химические элементы. Но еще более поразительное сходство обнаруживается в их внутреннем строении. Они состоят из одинаковых электронов, протонов, нейтронов и т. д. Космическое излучение, которое приходит к нам на Землю от далеких звезд, состоит из таких же элементарных частиц, которые можно наблюдать и на Земле. Как же, как не творением Бога, объяснить, что Вселенная во всех своих частях устроена по единому плану и из одних и тех же "кирпичиков"?

Святитель Афанасий Великий пишет: "Несомненным доказательством того, что причина всего существующего - одна, служит то, что мир один, а не многие... Самый порядок мира и совершенное соответствие всех его частей ясно показывают, что правитель и распорядитель во Вселенной один, а не многие. Ибо если бы правителей было много, этот порядок не мог сохраниться, напротив, все смешалось бы и извратилось, потому что каждый стал бы распоряжаться по своему произволу и противодействовать другому. И как мы сказали, что многобожие есть безбожие, так и многоначалие необходимо назвать безначалием: если бы один ниспровергал власть другого, без сомнения, не осталось бы ни одного начальника, а было бы одно всеобщее безначалие. Где нет начальника, там не бывает никакого порядка, напротив, один беспорядок. Если бы один мир был создан многими, это обличало бы бессилие творцов, так как для одного дела потребовалось участие многих; и одновременно это показывало бы недостаточность знаний каждого из них для творения. Ведь если бы для этого был достаточен один, не нужно было бы тогда многим восполнять недостаточность друг друга. Но говорить, что в Боге чего-нибудь недостает, - не только нечестиво, но и превышает всякое нечестие: потому что и между людьми не назвали бы совершенным художником (напротив, назвали бы слабым) того, кто не один, а при содействии многих сотворил бы какое-нибудь произведение".


Существование всех видимых и невидимых творений, законы Вселенной и их премудрая согласованность свидетельствуют, что Бог сохраняет бытие и силы Своих созданий, направляет их к благим целям. Божие попечение о мире называется Промыслом Божиим. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие как всей Вселенной в целом, так и в отдельности всех существ и тел в мире, с присущими им силами и законами; нравственным существам оказывает помощь (когда они свободно избирают и творят добро), не нарушая при этом их свободы воли; направляет их жизнь и деятельность к предназначенным им целям, исправляя и обращая, по возможности, совершаемое ими зло в добрые последствия.

Бог, как всесовершеннейшее духовное Существо, не может быть безучастным к судьбе созданного Им мира. Бесконечная любовь Божия непрерывно проявляется в живой и деятельной связи Творца со Своими творениями. В свою очередь, мир нуждается в Божьем промышлении над ним, поскольку он приведен к бытию из ничего, не имеет в себе самосущего бытия.

Священное Писание ясно изображает промыслительную деятельность Божию. Ветхозаветный праведник Иов пишет о Боге: "Он презирает до концов земли и видит под всем небом" (Иов. 28, 24). "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12, 10). В книге пророка Исаии Господь говорит: "И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас" (Ис. 46, 4). В Нагорной проповеди Христос Спаситель говорит о многопопечительной любви Божией к каждому человеку и ко всем созданиям такими, словами: "Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь. Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!" (Лук. 12, 27-28).

Господь Исус Христос в Нагорной проповеди еще так изображает промышление Божие о людях, говоря: "Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Матф. 5, 45). Псалмопевец Давид в псалме 103-м весьма выразительно изображает Бога как Промыслителя жизни: "Все они (животные на Земле) от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом; скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли" (Псал. 103, 27-30).


Промысл Божий непрестанно творит чудеса. Противоречит ли чудо законам природы? Никаких противоречий здесь быть не может. Законы природы установил всемогущий Бог. Он же может изменить и изменяет эти законы по Своей воле. Если человек имеет возможность воздействовать на природу своими ограниченными силами, то тем более обладает этой способностью всемогущий Бог. Сотворив мир и установив в нем собственные законы, Бог не связал Себя этими законами. Своим всемогуществом Он может производить действия в природе помимо ее законов.

Чудо - это такое явление или действие, которое не имеет себе причины в силах и законах природы. Оно происходит в природе, но производится не через природу. Чудо не противоестественно, а сверхъестественно и есть доказательство Божьего владычества над природою. Удивительное действие Божье видно в каждой травинке, в каждом цветочке, в каждом семени, в каждом насекомом, словом, - везде и всюду. Предивные дела Господни настолько широко распространены вокруг, что человек, привыкая к ним, может не замечать в них Божьего дива. Поэтому Бог и творит чудеса, чтобы люди, видя необычное, познавали Того, Кто это производит.

Каждое чудо есть несомненный факт. Р азумом человек не может объяснить ни одно чудо. Но вся христианская вера зиждется на возможности чуда. Молясь, христианин верит и надеется, что по его молитве и вере всемогущий Бог может совершить такие действия, которые выходят за рамки обычного течения жизни. И хотя все в мире происходит по неизменным законам, верующий человек на каждом шагу видит множество чудес. Р азве не чудеса - жизнь человека и всей Вселенной? А не чудо ли, что на земле существует Церковь Христова, которая не от мира сего? Каждый верующий во Христа, кто чистосердечно исповедует свои грехи в таинстве Покаяния, знаком с величайшим чудом внутреннего духовного обновления. После искренней и глубокой исповеди душа чувствует, как снимается с нее тяжесть греховного бремени; океан добра, радости, духовной чистоты вливается в нее, все сердце озаряется необычным светом, наполняется миром и любовью. Это чудо может быть доступно каждому человеку, кто пожелает его пережить. За всю историю Церкви Божией такое внутреннее чудо созерцали миллиарды людей. Есть и в гениальных произведениях поэзии и прозы яркие изображения этого духовного опыта - свидетельство о том, что и многие великие мастера слова имели этот религиозный опыт в своей личной жизни.

Человеку не дано знать, как Бог творит чудеса, как Он управляет Вселенной. Но людям доступно созерцать в делах Божиих дивный порядок. Он обнаруживается повсюду: в мире чисел и геометрических фигур, в законах физики, химии, биологии.., в великом и малом, в далеком и близком... Человек изучает законы мироздания. Но чем больше люди их открывают, тем более загадочной и таинственной воспринимается Вселенная, если объяснять ее происхождение без разумного Творца. Ведь как тогда иначе объяснить разумную закономерность в природе? Законы математики мы выводим из своего мышления, разума. Следовательно, математика - это продукт разума. Но почему же планеты, которые разума не имеют, движутся по точнейшим математическим законам? Почему же в строении кристаллов и минералов, растений и животных, человеческих тел наблюдаются симметрия и правильные геометрические формы, строгие математические закономерности? Ответ на эти вопросы можно найти только один: мироздание устроено бесконечным Р азумом Божиим.

Чтобы открывать законы природы, требуются большие умы. Так неужели же эти разумные законы установились во Вселенной без разума, точнее, без Высшего Р азума - Бога? Если в древней заброшенной пещере обнаруживаются высеченные на стене какие-нибудь изображения или при археологических раскопках находятся те или иные орудия труда, ни у кого нет сомнения, что над этим потрудился разумный человек, хотя его самого мы никогда не видели. А можно ли сосчитать все то, что достоверно свидетельствует о Высшем Р азуме, создавшем мир?

На этом завершим на страницах данной брошюры рассмотрение звездного неба, рассуждения о необъятных просторах Вселенной и неисчислимых тайнах мироздания. После всего этого сделаем такой главный вывод: Вселенная не могла появиться и существовать без Высшего Р азума. Значит, своим происхождением она обязана Богу. Итак. повсюду обнаруживающийся во Вселенной порядок приводит нас к признанию Всевышнего.

Научимся же по-детски с простой верой и со смирением ума взирать в небесную высь, чтобы каждый раз при этом нашему духовному взору, исходящему из чистого сердца, открывался Бог.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога