Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Микулин Александр Александрович. Биографическая справка

    Энциклопедия «Авиация»

    Микулин Александр Александрович - А. А. Микулин Микулин Александр Александрович (1895—1985) — советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Учился в МВТУ, ученик… … Энциклопедия «Авиация»

    МИКУЛИН Александр Александрович - (1895 1985) Cоветский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Соц. Труда (1940). Учился в МВТУ, ученик Н.Е.Жуковского. С 1923 работал в Научном автомоторном институте (с 1925 главный… … Военная энциклопедия

    - (1895 1985) российский конструктор, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Микулина созданы двигатели (поршневые, турбовинтовые и турбореактивные) для многих самолетов.… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженерно технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954. В 1923 начал работать конструктором в… … Большая советская энциклопедия

    - (1895 1985) советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Учился в Московское высшее техническое училище, ученик Н. Е. Жуковского. С 1923 работал в… … Энциклопедия техники

    Микулин, Александр Александрович - МИКУЛИН Александр Александрович (1895 1985), конструктор. Создатель первого в СССР авиадвигателя жидкостного охлаждения М 34 большой мощности (около 600 кВт), применявшегося на самолетах АНТ 25, ТБ 3 и др. В годы Великой Отечественной войны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Александр Александрович Микулин (1895 1985) советский конструктор авиационных двигателей и ведущий конструктор ОКБ Микулина. Создал первый советский самолётный поршневой двигатель с водяным охлаждением Микулин АМ 34 и Микулин АМ 3 … … Википедия

    - [р. 2 (14) февр. 1895] сов. ученый, конструктор авиационных двигателей, акад. (с 1943), генерал майор инженерно технич. службы. Герой Социалистического Труда (1940). Чл. КПСС с 1952. С 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном ин… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1895 1985), конструктор, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Микулина созданы двигатели (поршневые, турбовинтовые и турбореактивные) для многих самолётов. Государственная… … Энциклопедический словарь

Александр Александрович Микулин родился 2 (14) февраля 1895 года. Его отец был инженером-механиком и работал во Владимире фабричным инспектором. В 1898 году семья переехала в Одессу, а в 1901 г. в Киев, где отец Микулина служил окружным фабричным инспектором, отстаивал права рабочих и писал на эту тему публицистические статьи (на которые, в частности, ссылался в своих работах В. И. Ленин) . Мать Микулина, Вера Егоровна, была родной сестрой Николая Егоровича Жуковского. Детство Александр Микулин-младший провел в усадьбе Жуковского, воспитывался под его влиянием. Страсть к конструированию у Александра проявилась в раннем детстве. Так, он задумал поднимать ведра с водой из колодца с помощью сконструированной и построенной им паровой турбины. При испытаниях под небольшой нагрузкой турбина работала нормально. Однако при попытке форсировать турбину, "поддать пару", конструктора постигла неудача: взорвался котел. Сам изобретатель немного пострадал. Так произошло первое в его жизни знакомство с турбинным двигателем.

В 1902 году Александр поступил в Екатерининское реальное училище, где преподавание велось в основном на немецком языке, и учился в общем, неплохо, но без особого рвения. Исключение составляла физика. Молодой Микулин любил мастерить, давая выход своей страсти к конструированию, в том числе автомобильных моторов с помощью знакомого водителя и механика частного автомобиля "Даймлер-Бенц". Важной вехой в жизни Микулина стал приезд М.Е. Жуковского в Киев в конце октября 1908 г. "Отец русской авиации" прочитал в Киевском политехническом институте лекцию о воздухоплавании, о перспективах летательных аппаратов тяжелее воздуха. Вся семья Микулиных встречала Жуковского и присутствовала на лекции, которая прошла с большим успехом. После доклада Жуковский запустил привезенную им из Парижа модель самолета с резиновым моторчиком. В конце зала самолетик, ударившись о колонну, упал, и так случилось, что он оказался в руках гимназиста Игоря Сикорского, будущего знаменитого авиационного конструктора. Александр Микулин отправился выручать модель: так он познакомился с Сикорским. Но пока это было мимолетное знакомство. Вернувшись домой, Микулин задумал изготовить подобную модель, построил ее, но она не пожелала нормально летать. Жуковский подсказал Микулину, что причина заключалась в недостаточной площади крыла. Модель Александр переделал, и следующий "летный эксперимент" прошел удачно. Так впервые для него интерес к моторостроению стал переплетаться с интересом к аэродинамике. Желая продемонстрировать свой успех, Микулин принес самолетик в училище. Естественной реакцией стало повальное увлечение построением летающих моделей, которое разрослось до городских масштабов. Весной 1909 г. в Киеве состоялись соревнования авиамоделистов, на которых Микулин с изготовленной им моделью, которую он назвал "Воробей", занял... второе место: первое место завоевала модель Сикорского. На соревнованиях Микулиин и Сикорский встретились второй раз и подружились.

Весной 1910 г. в Киев приехал знаменитый тогда авиатор Сергей Уточкин, что осуществлял демонстрационные полеты. Микулин и Сикорский с компанией гимназистов и реалистов присутствовали на первом выступлении Уточкина, а затем Микулин ходил на все полеты авиатора. Однажды в полете из-за отказа магнето на самолете Уточкина заглох мотор. К счастью, все закончилось хорошо. Для повышения надежности работы мотора Микулин предложил Уточкину дублировать магнето. Тот немедленно реализовал эту простую, но достаточно эффективную идею, выразив благодарность Александру. С тех пор магнето дублировались практически на всех авиационных двигателях.

В 1912 г. Микулин окончил реальное училище и поступил в Киевский политехнический институт. Институт ему понравился в первую очередь потому, что имел прекрасные мастерские: литейную, кузницу с небольшим паровым молотом, механический цех с токарными, сверлильными, строгальными и фрезерными станками. Микулин в считанные месяцы освоил и литье, и ковку, и работу на всех станках. Он с энтузиазмом осваивал основы технологии производства. Вскоре после начала учебы Александр задумал спроектировать и построить мотор для собственной лодки. Сначала он внимательно изучил всю литературу по лодочным моторам, которая была в институтской библиотеке, затем разработал чертежи. В мастерских Микулин самостоятельно отлил картер мотора и винт. Затем выточил поршень и выковал коленчатый вал. Проектируя мотор, Александр рассчитывал использовать готовый карбюратор, но заполучить его не удалось. Возникла новая идея: сделать мотор бескарбюраторным, с непосредственной подачей топлива в цилиндр. Когда сошел лед, Микулин начал "с ветерком" носиться на моторной лодке по Днепру. Правда, конструкция моторной установки оказалась небезупречной за отсутствия топливного насоса: приходилось обычной кружкой непрерывно переливать бензин из нижнего бачка в верхний.

В 1913 г. в Киеве состоялась международная ярмарка сельскохозяйственной техники, одним из организаторов которой был отец Микулина. Председателем жюри на соревнования тракторов был приглашен известный специалист по ГИС профессор Николай Романович Бриллинг. Микулин-старший предложил сыну принять участие в качестве судьи на соревнованиях тракторов. Александр фиксировал результаты испытаний гусеничничного трактора фирмы "Катерпиллер", единственного успешно прошедшего все этапы. В ходе соревнований Микулин-младший познакомился с профессором Бриллингом и рассказал ему о своем бескарбюраторном моторе. Бриллинг поинтересовался: "Мотор с форсункой?" Микулин ответил отрицательно, чем сильно заинтриговал профессора. После выяснения особенностей конструкции двигателя Бриллинг предложил Микулину стать студентом ИВС (позже - МВТУ), но родители не захотели отпускать молодого человека одного в Москву.

Жуковский, который знал, что племянник увлекся моторостроением, также настойчиво приглашал его к себе. После смерти матери Жуковского, когда возникла необходимость кому-то прагматическому из родственников перебраться в Москву, чтобы жить рядом с Николаем Егоровичем, семья решила отправить Микулина-младшего. Весной 1914 г. Александр успешно сдал экзамены за второй курс и получил разрешение на перевод в ИВС. Вскоре он переехал в Москву, поселившись на квартире Жуковского. По просьбе Бриллинга в Москву он привез лодочный мотор собственной разработки, который был внимательно изучен в моторной лаборатории ИВС.

1914 - август. Первая мировая война. Делает лучшие зажигательные бомбы
1915 - Вместе с Стечкиным Б.С. проектируют и строят двухтактный двигатель АМБС-1 (Александр Микулин Борис Стечкин - первый) мощностью 300 л.с.
1916 - Неудача. Двигатель АМБС-1 проработал всего три минуты. Погнулись шатуны.
1917 - Февральская революция. Хозяин - бизнесмен Лебеденко со всеми деньгами, полученными от военного ведомства, бежал за границу
1918 - декабрь. По инициативе М.Е. Жуковского был создан ЦАГИ, где возглавляет группу КОМПАС Строительство аэросаней
1921 - Окончил МВТУ имени Баумана
1921 - Николай Романович Бриллинг превращает лабораторию при ВСНХ в полноценный Научный автомоторный институт (НАМИ). Микулин - чертежник
1923 - НАМИ, конструктор
1924 - НАМИ. Разрабатывает маломощный мотор для танкетки Т-19
1926 - НАМИ, главный конструктор
1930 - ЦИАМ, создает двигатель АМ-34, для АНТ-25, ТБ-3. Двигатель АМ-35А для МиГ-1, МиГ-3, бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8)

1935 - Начал преподавать в МВТУ им. Баумана и ВВИА (Высшая военная инженерная академия)
1936 - 05 октября. Пермь. Председатель госкомиссии. Принял завод «М», названный позже заводом Свердлова, ныне ОАО «Пермские моторы». Завод был принят с оценкой "отлично"
1936 - авиамоторный завод им. М. В. Фрунзе
1940 - Герой Социалистического труда

1941 - Руководил созданием форсированных двигателей АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10
1941 - Первая Сталинская премия
1942 - Вторая Сталинская премия
1943 - Вступил в должность главного конструктора опытного авиадвигателестроительного завода № 30 в Москве
1943 - Присвоено звание академика АН СССР
1943 - Получил третью Сталинскую премию
1943 - Уговорил И. Сталина отпустить Стечкина для работы в своем КБ
1944 - Получил звание генерал-майор-инженер

1946 - Получил четвертую Сталинскую премию
1955 - Окончил преподавать в МВТУ им. Баумана и ВВИА (Высшая военная инженерная академия)
1955 - Потерял своего покровителя Маленкова
1955 - Снят с должности с авиадвигателестроительного завода № 30. За годы работы создал ряд ТРД различной тяги, в том числе АМ-3 для ТУ-104
1955 - Лаборатория двигателей АН СССР, возглавляемая двоюродным племянником Стечкина Б.С.

1959 - Ушел из лаборатории двигателей АН СССР

1970 - В звязи с проблемой со здоровьем сел на вегетерианскую диету и стал последователем д-ра Замхау, автора книги «Институт раздельного питания». На собственном опыте начинает писать книгу, которую не хотят выдавать, потому что у автора нет медицинского образования
1971 - Вступил в медицинский ВУЗ
1975 - Получил диплом врача

1976 - Получил степень кандидата медицинских наук
1977 - Издает знаменитую книгу "Активное долголетие"

Источники информации: Лев Берне, Владимир Перов "Александр Микулин, человек-легенда", http://www.aviation.ru/engine/AM/story0/index.html
Александр Александрович Микулин,

Микулин Александр Александрович - главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М.В.Фрунзе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Родился 2 (14) февраля 1895 года в городе Владимир в семье инженера-механика. Окончил реальное училище в Киеве. Увидев показательные полеты одного из первых русских авиаторов С.И.Уточкина, Микулин заинтересовался авиацией. Учился в Киевском политехническом институте, где тогда курс лекций читал выдающийся ученый, «отец русской авиации» Н.Е.Жуковский, которому Микулин приходился племянником по материнской линии. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение.

Тогда он переехал в Ригу и поступил там на Русско-Балтийский завод, где в то время осваивали производство первых авиационных моторов. Там Микулин работал слесарем, формировщиком, помощником начальника сборочного отделения. В 1914 году Микулин переехал в Москву, где поступил в Московское высшее техническое училище, которое окончил в 1922 году. Во время учебы Микулин участвовал в создании первой в стране аэродинамической лаборатории, его коллегами по работе и по учебы были А.Н.Туполев, В.П.Ветчинкин, Б.С.Стечкин, Б.Н.Юрьев, А.А.Архангельский. Во время учебы Микулин и Стечкин создали мотор двухтактного действия мощностью 300 лошадиных сил, в котором топливо должно было подаваться непосредственно в цилиндры. Этот принцип подачи топлива впоследствии применялся во всех поршневых двигателях.

С 1923 года - чертежник-конструктор в Научном автомоторном институте, с 1925 года - главный конструктор этого института. Первой конструкторской работой стал автомобильный двигатель НАМИ-100. А затем Микулин приступил к созданию первых отечественных авиадвигателей, один из которых - 12-цилиндровый V-образный двигатель, созданный в 1928 году, в 1933 получил наименование АМ-34 и запущен в серийное производство.

Создание АМ-34 стало прорывом для советского авиационного двигателестроения. Этот двигатель был выполнен на мировом уровне. АМ-34 были установлены на самолете АНТ-25 А.Н.Туполева, совершившим перелет через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки, на самолете-гиганте «Максим Горький», а также на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7. Удачная конструкция АМ-34 позводила сделать его базовым двигателем для модификаций, устанавливаемых в различных типах самолетов.

В 1930-1936 годах А.А.Микулин работал в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И.Баранова, в то время единственной организации, где были сосредоточены научные и конструкторские силы авиационного моторостроения. C 1936 года - главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М.В.Фрунзе.

В 1939 году А.А.Микулин создал двигатель АМ-35А, который на высоте 6000 м развивал мощность около 880 кВт (1200 лошадиных сил). Его устанавливали на истребителях конструкции А.И.Микояна и бомбардировщиках Пе-8.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Микулину Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Во время Великой Отечественной войны А.А.Микулин руководил созданием мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров.

С 1943 года А.А.Микулин назначается генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода №300 в Москве. Ему принадлежит ряд новых идей в двигателестроении: он ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый советский турбокомпрессор и винт переменного шага.

В 1943 году А.А.Микулин избран академиком Академии наук СССР, минуя ступень члена-корреспондента. Парадокс - при этом Микулин имел только среднее техническое образование. Диплом об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского был ему вручен только в 1950 году в знак признания научных достижений.

В послевоенный период под руководством А.А.Микулина создан двигатель ТКРД-1 (турбокомпрессорный реактивный двигатель первый) с тягой 3780 кгс (1947), затем по его схеме разрабатывались двигатели, которые долгое время оставались самыми мощными в тяжелой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР. Вслед за ним созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3 (последний много лет успешно работал на самолёте Ту-104), а также турбореактивные двигатели для истребителей Микояна и разведчиков А.С.Яковлева. Всего в 1943-1955 годах под руководством А.А.Микулина созданы десятки типов авиадвигателей, из которых 8 были запущены в массовое серийное производство. В 1935-1955 годах одновременно с огромной занятостью на конструкторской и производственной работе преподавал в Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана и в Военно-воздушной инженерной академии РККА.

Выдающаяся деятельность крупнейшего советского конструктора авиадвигателей завершилась внезапно в 1955 году. После снятия с должности Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова, который высоко ценил деятельность А.А.Микулина, министр авиационной промышленности П.В.Дементьев решил избавиться от него. Микулин был не только снят с должности главного конструктора, он был вообще отстранен от работы в авиационной промышленности.

Старый товарищ и соратник Микулина академик Б.С.Стечкин принял Микулина на работу научным сотрудником в лабораторию двигателей АН СССР, где он работал до 1959 года.

На пенсии Микулин остался таким же неугомонным и творческим человеком, которым был всегда. Он занялся проблемами сохранения здоровья, предложил ряд новых идей, часть которых применялась в санаторном лечении больных. Когда Министерство здравоохранения отказалось издавать книгу Микулина, посвященную медицинской тематике, академик в 76 лет поступил в медицинский институт и в 1975 году сдал "на отлично" государственные экзамены. В следующем году он защитил кандидатскую диссертацию по медицине по подготовленной им книге. Тогда она была опубликована под названием "Активное долголетие". Все свои медицинские идеи испытывал на себе, и имея в середине жизни большие проблемы со здоровьем, сумел укрепить свой организм и достигнуть 90-летнего рубежа.

Лауреат Сталинских премий СССР (1941, 1942, 1943, 1946).

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён тремя орденами Ленина (28.10.1940, 2.07.1945, 24.01.1947), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, тремя орденами Трудового Красного Знамени (10.07.1943, 10.06.1945, 14.02.1975), орденами Дружбы народов (14.02.1985), Красной Звезды (21.02.1933), «Знак Почёта» (13.08.1936), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (05.11.1954).

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

Шрифт:

100% +

А. А. Микулин
Активное долголетие

ИНЖЕНЕРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Рассказ об академике А. А. Микулине и его книге «Активное долголетие»

И в крупных лекционных залах иногда случаются конфузы. Речь оратора внезапно прервал грохот сорвавшейся с крюка доски, на которой он только что изобразил очередной график. Двое студентов бросились ставить её на место. Сочувственный шумок пробежал по аудитории: ребята взмокли от натуги, но тяжеленное сооружение не поддавалось их совместным усилиям. Лектор поначалу с некоторой иронией наблюдал за действиями молодых людей, потом нетерпеливо взглянул на часы и сказал:

– Друзья, оставьте на минуту доску в покое. Нам нужно по-иному организовать труд. Вы, – обратился он к одному из студентов, – придерживайте доску, чтобы она не сорвалась с другой петли и не отбила вам ноги, а вы станьте сбоку и смотрите, чтобы петля точно попала на крюк. А я…

И маститый профессор легко поднял край доски.

Ошарашенный таким поворотом дела студент, видимо вспомнив летнюю практику в строительном отряде, командовал:

– Стоп! Теперь майнай помалу, ещё чуть-чуть… готово, села!

Профессор вытер платочком руки, спокойно вернулся на кафедру:

– Благодарю вас, молодые люди, за помощь. Но прежде чем продолжить нашу беседу, позволю себе сделать одно замечание. Вам обоим в сумме, видимо, лет сорок, не больше. Мне же восемьдесят. Отсюда следует вывод: настоятельно рекомендую заняться физкультурой. А теперь вернёмся к реактивным двигателям, используемым в отечественной авиации.

Лекцию читал академик Александр Александрович Микулин Завидные здоровье и сила! Но – трудно сегодня поверить в это – около тридцати лет назад медицина с большим трудом возвращала его к жизни. Не то что поднимать тяжести – двигаться было категорически запрещено. Жизнь, рассчитанная по минутам, жизнь, в которой некогда было заняться собой, прислушаться к стуку собственного сердца, вдруг резко затормозила свой стремительный бег.

«До пятидесятилетнего возраста я, как и большинство людей, не придавал особого значения физической культуре, – пишет А. А. Микулин. – Однако, когда я тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. Изучив много книг на эту тему, я и разработал свою систему, исправленную и дополненную критикой и опытной проверкой моих друзей. Эта система позволила мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время».

Нужно оглянуться в прошлое, чтобы понять не только почему, но и, главное, как этот человек стал драться за своё здоровье, за свой ум, потому что слишком однозначным, банальным и неправильным в корне был бы ответ: просто потому, что хотел, как все люди, пожить подольше.

Как это принято у конструкторов, он дал себе «техническое задание», сформулировав его с самого начала предельно коротко и ясно. Вот оно:

1. Разобраться самому и помочь разобраться в работе организма всем.

2. Помочь себе и помочь всем.

3. Долголетие должно быть активным.

По последним статистическим данным девяностолетний возрастной рубеж в нашей стране перешагнуло более трехсот тысяч человек. Тех, кому за семьдесят, – многие миллионы. Это результат роста благосостояния советских людей, следствие успехов медицины. Помочь такой огромной армии людей, знающих, умудрённых опытом, найти в себе силы и возможность как можно дольше отдавать обществу свои знания, труд, опыт – важная задача.

…Обратимся к началу XX века. Обширный кабинет, стены словно бы сложены из книг. Зелёный диван, а возле дивана на корточках двое: мальчик Саша Микулин и пожилой человек с огромным скульптурным лбом, пышной седеющей бородой. Мужчина возвращает к жизни какой-то игрушечный механизм.

– Машинки надо любить, – с ласковой назидательностью говорит он племяннику.

Мы в кабинете Николая Егоровича Жуковского, отца русской авиации. Впоследствии этот кабинет станет для Александра Микулина на много лет домом, а зелёный диван – постелью. Он проведёт рядом с Николаем Егоровичем самые трудные последние годы его жизни, до предела насыщенные научной деятельностью, организаторской работой на благо юного Советского государства.

Мы вспоминаем об этом совсем не для того, чтобы озарить Александра Александровича Микулина блеском славы близкого ему человека. Ведь главное – не великий родственник, а то, что взято у него лучшее для строительства собственной жизни, что стал юноша другом, помощником и продолжателем его дела…

В Московском Высшем техническом училище Н. Е. Жуковский читает свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию. Допоздна горит прикрытая газетой настольная лампа в кабинете. Но когда слабеет рука учёного, в роли прилежного переписчика его лекций и статей выступает племянник. И когда заболевает учёный, курс лекций не прерывается. На кафедру выходит юный студент, пока лишь в роли чтеца. И ни у кого в аудитории не появляется иронической улыбки. Все знают: Александр Микулин на это чтение имеет моральное право, потому что сам является членом организованного по инициативе Жуковского при училище воздухоплавательного кружка, в составе которого, между прочим, такие блестящие молодые люди, как А– Туполев, А. Архангельский, К. Ушаков, В. Ветчинкин, Б. Стечкин.

В 1918 году Жуковский направляет руководству Красного Военно-воздушного флота докладную записку, в. которой доказывает необходимость создания Авиационного расчётно-испытательного бюро:

«Правда, расчётно-испытательное бюро представляет для Управления Воздушного флота некоторый расход, – пишет он, – но содержание расчётного бюро в течение года стоит столько же, сколько стоят три разбитых боевых аэроплана. На самом же деле на Московском аэродроме за последние пять недель было разбито… восемь аппаратов».

Идея Жуковского немедленно принята. Можно комплектовать штат сотрудников. Они уже были – воспитанники Жуковского и его единомышленники. Курс МВТУ заканчивали первые инженеры-аэромеханики А. Архангельский, А. Туполев, Б. Стечкин, В. Петляков, А. Микулин.

Первой работой коллектива стал глиссер. Глиссер и авиация? Не нужно удивляться. Это основа завтрашних гидросамолётов. Над двигателем работают Борис Стечкин и Александр Микулин.

В 1919 году, опять же по инициативе Жуковского, создастся КОМПАС – Комиссия по постройке аэросаней. И снова среди зачинателей этого дела мы видим молодого инженера А. Микулина, Несколько конструкций аэросаней использовались Красной Армией и борьбе с белыми, а потом, в двадцатых-тридцатых годах, аэросани стали успешно служить полярникам.

– Когда в нашем небе ещё летали тихоходы-«этажерки», Николай Егорович говорил мне: «Авиация будет развиваться за счёт двигателей», – вспоминает академик А. А. Микулин. – Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день.

Сегодня задавать вопрос, кто конструктор самолётов с эмблемой ТУ или АНТ, неловко даже школьнику. Все знают – это туполевские машины. Знаменитый штурмовик, «летающий танк», вышел из КБ Ильюшина – это тоже всем известно. Семейство стремительных МиГов – это Микоян и Гуревич…

Но помните ещё довоенную песню?

Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца – пламенный мотор!

Кто же конструктор моторов этих самолётов, надёжных, мощных, обогнавших инженерную мысль своего времени на несколько лет и позволивших выдвинуть, осуществить смелый лозунг; «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!»?

Вот этот вопрос можно смело задавать не только школьнику. Имена создателей «пламенных сердец» известны куда меньше.

…Легендарный полет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку на туполевской машине АНТ-25. Повторение этого полёта М. Громовым на однотипной машине. Добавим: с двигателями высшей для своего времени надёжности и мощности. Их конструктор А. А. Микулин. Он создатель первых авиационных двигателей оригинальной отечественной конструкции, как поршневых, так и турбореактивных, вошедших в широкую эксплуатацию в воздушном флоте.

Двигатели А. А Микулина и до войны и в послевоенные годы (конечно, уже не поршневые-реактивные) работали на многих типах МиГов. Самый первый ещё в 1937 году на высоте 6000 метров развил мощность 1200 лошадиных сил.

В годы войны КБ, возглавляемое А. А. Микулиным, создало мощный двигатель АМ-38 для штурмовиков ИЛ-2, которых как огня боялись фашисты.

За два десятка лет конструкторской работы – немало двигателей, вошедших в серийное производство. Огромного напряжения работа. Она высоко оценена страной. Александр Александрович Микулин – Герой Социалистического Труда (Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении этого почётного звания за № 3). Он лауреат четырех Государственных премий, кавалер многих орденов.

Создатель совершенных авиамоторов, принёсших славу, победы нашей авиации, десятилетиями сам работал па износ.

В молодости он увлекался выездкой орловских рысаков и имел призы на скачках. Потом стал заядлым мотогонщиком и тоже выступал в соревнованиях. Но работа заставила забыть обо всех этих спортивных увлечениях.

А. А. Микулин прекрасно знал моторесурс каждого двигателя, в инструкциях точно указывал правила ухода за ним, сроки капитального и текущего ремонта, время списания. Выполнять эти правила в авиации положено неукоснительно. А свой единственный и незаменимый «мотор» – сердце запустил безнадёжно.

Списать? Он был решительно не согласен. Примеры долгожителей наглядно доказывают, что ресурсы организма значительно больше, мы просто не следим за собой, организм работает на износ и раньше времени выходит из строя.

Аналитический ум учёного, инженера-конструктора и здесь, в совершенно новой проблематике, выделил главные звенья в цепи поиска – влияние на жизнь человека биотоков, изучение кровообращения, дыхания, потовыделения, работы мышечного аппарата во время движений, физических упражнений.

Микулин засел за совершенно новую для него литературу. Кое-кто из друзей советовал не тратить времени зря, заниматься лечебной физкультурой по указанию врача. И все. И он прилежно выполнял все предписания. Но в то же время сам хотел разобраться, зачем и как нужно заниматься физической культурой, как следует ходить и бегать, чтобы извлечь из движений максимум пользы для организма. Он стремился проанализировать основные причины старения и действовал расчётливо, осторожно. На этот раз экспериментальной базой был не полигон, не лаборатория, а он сам.

Постепенно оформилась гипотеза об одной из главных причин старения – оседании продуктов обмена, или, как их называет А. А. Микулин, «шлаков», в межклеточных пространствах. Значит, здесь, на этом уровне должна начинаться помощь человека собственному организму. И помощь эта – в постоянном движении, правильном дыхании, рациональном питании.

Но может возникнуть вопрос: не слишком ли смелую задачу взял на себя А. А. Микулин, принявшись за разработку своей системы борьбы со старостью, предлагая своё объяснение ряду физиологических процессов, происходящих в организме?

В наше время фронт исследований человеческого организма значительно расширился. Химик и физик изучают жизнедеятельность на молекулярном уровне. Вместе работают врач, физиолог, математик, инженер-электрик, акустик, кибернетик и даже специалист по атомной энергии. Эта согласованная работа помогает быстрее подниматься по ступеням познания самого сложного произведения природы – человека, помогает находить новые способы борьбы с недугами, которые совсем недавно казались неизлечимыми, до преклонных лет сохранять свежесть ума, бодрость духа, физическую силу. И это давало право академику А. А. Микулину включиться в поиск с позиций своих обширных познаний, рождающих неожиданные и невозможные для неинженера аналогии, выводы, размышлять о человеческом организме, раскрывать секреты гармонического взаимодействия его элементов и причины рассогласования его работы; искать пути повышения коэффициента полезного действия, долговечности и надёжности, предлагать свои физические упражнения, правила поведения и питания; изобретать приборы и механизмы. Справедливость своих размышлений, выводов и рекомендаций он подтверждает личной практикой, собственным здоровьем и активным трудом в 82 года.

Но всё же каково мнение о системе борьбы за творческое долголетие инженера – специалиста по авиационным двигателям у физиологов, биологов, когда они ознакомились с рукописью, в которой излагалась эта система? Предоставим им слово.


Академик, секретарь Отделения физиологии АН СССР Е.М. Крепе:

«После большой редакционной работы, проделанной мною совместно с автором в части затронутых физиологических представлений и фактов, считаю, что в целом рукопись представляет большой интерес и полезна к опубликованию а разделе научно-популярной литературы».


Доктор медицинских наук, профессор В, Н. Гурьев:

«Монография представляет большой интерес. Со всеми основными положениями можно согласиться. Книга очень полезная…»


«Я не нашёл никаких огрехов», – говорит руководитель лаборатории физиологической кибернетики Ленинградского государственного университета профессор П. И. Гуляев.


Академик А. Л. Курсанов:

«Должен признаться, что, как биолог, я нахожу некоторые паши формулировки слишком смелыми, но это не должно помешать увидеть в вашем труде главное – его оригинальность, состоящую в том, что вы стремитесь понять организацию человеческого организма, оценивая его взглядом инженера-конструктора и механика. При этом вам удаётся увидеть многие знакомые нам явления в новом свете, что или убеждает в вашей правоте, или побуждает к поиску подходов к их проверке, а следовательно, рождает творческую мысль».


Академик А. А. Имшенецкий:


И, наконец, мнение Учёного медицинского совета Министерства здравоохранения СССР, направленное в редакционно-издательский совет АН СССР:

«Учёный медицинский совет Министерства здравоохранения СССР не возражает против опубликования книги академика А. А. Микулина „Моя система борьбы со старостью“ („Активное долголетие“).

Заместитель председателя Учёного медицинского совета Минздрава СССР профессор Г. К. Ушаков».


Ряд авторитетных высказываний можно было бы продолжить. По и приведённых выше достаточно, чтобы с интересом обратиться к страницам этой книги, цель которой убедить: нужно научиться бороться за себя, за своё здоровье, чтобы быть как можно дольше полезным обществу.

С. Чумаков

Глава I
КАК РОЖДАЛАСЬ ЭТА КНИГА

Каждому человеку хочется жить, быть здоровым и трудиться как можно дольше, не ощущая бремени старости. Но, говорят, старость подкрадывается незаметно, и с этим ничего не поделаешь. Сколько фатализма и покорности судьбе в таком общепризнанном мнении! Человек чаще всего в борьбе со старостью уходит в глухую оборону. Система борьбы, в общем, одинакова: воздвигаются «оборонительные рубежи» из лекарств, но победы над старческими недугами оказываются мнимыми. Человек налагает на себя с каждым годом все больше и больше запретов; не бегать, не ходить быстро, не поднимать тяжестей, не работать, но все эти запреты не отодвигают, а приближают старость. Организм дряхлеет.

Как-то незаметно наступает время, когда давние знакомые при встрече вместо обычного «Как живёте?» задают вопрос: «Как себя чувствуете?». «Скрипим помаленьку», – отвечаете вы, и главной темой разговора становятся не дела, а здоровье. Ничего не поделаешь – возраст. Но, может быть, не возраст всему виной, а мы сами, и старость совсем не подкрадывается к нам, а мы сами волоком тянем её в дом, хотя она сопротивляется и твердит: «Да рано мне ещё брать тебя в свои руки».

Тридцать лет назад я чувствовал себя значительно хуже и старше, чем сегодня. До пятидесятилетнего возраста, как и большинство людей, я не очень-то заботился о своём здоровье, не придавал особого значения физической культуре. Однако когда тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось, наконец, время и желание разобраться – как инженеру, электронику, механику и конструктору – в причинах старения человеческого организма, разработать активную систему борьбы со старостью. Мне это хотелось сделать не ради того, чтобы «скрипеть» как можно дольше и, выйдя на заслуженный отдых, наблюдать со стороны, как бурлит жизнь, а чтобы как можно дольше быть её активным участником и полноценно работать.

Более трехсот лет назад возникла наука геронтология, задача которой – решение проблемы долголетия и борьба со старостью. Тысячи медиков, биологов, физиологов и других учёных трудятся сегодня над решением этих вопросов. В СССР и других странах созданы научно-исследовательские институты геронтологии. Учёные разных направлений обмениваются мнениями на геронтологических конгрессах. Ведь существует более двухсот гипотез о причинах наступления старости, возрастных болезнях.

В литературе есть сведения о многих долгожителях. Например, 185 лет прожил Кентингерн, Петер Зортай тоже 185. Естественное долголетие не редкость и в СССР. У нас в стране свыше 30000 трудящихся и пенсионеров имеют возраст свыше 100 лет и 300 000 -старше 90 лет. Я лично изучал быт абхазца товарища Киута, которому от роду 153 года. Он ежедневно работал в саду и вскакивал на коня без посторонней помощи. Можно представить себе, каким он был джигитом в 100 лет! Все это говорит о том, что люди и их биологические клетки могут жить очень долго. Нужно только создать для клеток, именно для клеток, такие условия внешней среды, при которых нарождающиеся в результате деления новые клетки не теряли бы молодых, полноценных качеств своих сородичей.

Теме живой клетки посвящено много трудов по биофизике, биохимии, физиологии. Но в этих работах может разобраться лишь специалист. В то же время я убеждён, каждый человек должен как можно раньше усвоить хотя бы самые основные сведения о физиологических, конструктивных особенностях своего организма, непосредственно и в первую очередь влияющих на здоровье, бодрость духа и долголетие трудовой жизни.

Пока мы здоровы или чувствуем себя здоровыми, мы эксплуатируем самих себя, свои органы, свои возможности без оглядки, не задумываясь о последствиях. К машинам мы относимся куда бережливее.

Например, вы купили себе мотоцикл. Но вы не поедете на нём, пока не изучите конструкцию и назначение его деталей, правила езды. Не сможете им длительное время пользоваться, если станете эксплуатировать па износ. Своими органами вы тоже не сможете рационально пользоваться до тех пор, пока не узнаете, как они устроены, каковы их возможности и как им надо помогать во имя сохранения трудового долголетия. Поэтому я затрагиваю в этой книге важнейшие, основные особенности физиологии человека. К ним отношу следующее: влияние на жизнь человека биотоков, кровообращения, дыхания, потовыделения, роль физической культуры, движения для мышечного аппарата.

В последнее время в печати все чаще стали появляться статьи о том, как быть здоровым. Интересны, например, статьи известного советского хирурга академика медицинских наук Н. М. Амосова. Переведена на русский язык и вышла большим тиражом брошюра Г. Гилмора «Бег ради жизни». Кое-кто пытается испытать на себе гимнастику йогов.

Однако многие люди, к сожалению, недооценивают решающую роль физической культуры в нашей современной жизни и не пользуются ею. Мне думается, это происходит потому, что ни в одном из опубликованных трудов не имеется глубокого объяснения, зачем нужно заниматься физическими упражнениями, зачем нужно ходить и бегать, не указано, как нужно ходить и бегать.

Можно с абсолютной уверенностью сказать, что подавляющее большинство людей, в особенности старше 35 лет, только потому не бегают и не занимаются необходимой для здоровья гимнастикой, что им никто вовремя не объяснил, почему наш организм нуждается в определённых движениях, никто не доказал, что покой ведёт к лени, вялости и слабости, что неподвижность ускоряет наступление старости.

Существует немало рецептов, рекомендаций. Например, один известный врач основным путём к долголетию считает скипидарные ванны. При проверке оказалось, что мне, например, они противопоказаны. Отсюда вывод: не каждому человеку всякое средство полезно, ибо двух одинаковых людей на свете нет. Поэтому я не берусь писать о пользе или вреде медицинских препаратов. Этим должны заниматься врачи.

Те же средства и приёмы поведения, которые я разработал и много раз проверил в течение трех десятков лет, могут быть использованы любым человеком, так как они касаются только основных жизненных свойств и фундаментальных основ физиологической природы человека.

Я предвижу законный вопрос о праве инженера вторгаться в область физиологии, давать рекомендации, разрабатывать и предлагать свою систему. Постараюсь на него ответить. Для этого необходимо сделать небольшой экскурс в историю.

Изучением конструкции человеческого организма занимались не только медики, но и великие мыслители, учёные первых веков нашей эры. Об этом говорят труды Платона, Аристотеля, Гиппократа (о человеческой природе), Гелена, Эвдема и многих других александрийских учёных из школы Герофила.

Особенно большой вклад в изучение органов человека и животных сделал величайший гений эпохи Возрождения, живописец, скульптор, архитектор, инженер и анатом Леонардо да Винчи, оставивший после себя капитальный труд: «Анатомия записи и рисунки». Эта книга, между прочим, в 1965 году вышла в издательстве «Наука». В ней даётся описание всех костей, внутренних органов, нервной и сосудистой систем, а также мышечного аппарата, сухожилий, хрящей и так далее. Для того времени выполнение такой универсальной и трудоёмкой работы было под силу только совершенно исключительному, разностороннему мыслителю и учёному.

Вот как Леонардо да Винчи описывает причину старения людей:

«Старики, живущие в полном здравии, умирают от недостатка питания; и это происходит оттого, что у них беспрерывно сужается путь к венам брыжейки, вследствие утолщения оболочки этих вен вплоть до капиллярных вен, которые первыми закрываются совершенно. Отсюда следует, что старики боятся холода больше, чем молодые, и что те, которые очень стары, имеют кожу цвета дерева или сухого каштана, потому что эта кожа почти лишена питания. И с этой оболочкой вен у человека происходит то же, что в апельсинах, у которых кожа утолщается, а мякоть уменьшается, по мере того, как они дряхлеют».

Хотя со времён Леонардо прошло свыше 450 лет, его лаконичное суждение и сегодня может считаться очень верным доказательством одной из причин преждевременного старения людей, не разобравшихся в своём организме и не принимавших элементарных физиологических мер к поддержанию здорового состояния своих артерий и вен.

Этому вопросу, кстати, я уделяю особое внимание в книге, ибо как ни различны между собою люди по возрасту, состоянию здоровья, физическому развитию, функции артерий и вен у всех одинаковы, законы обмена веществ для всех людей общие.

Кроме работ Леонардо, мне хотелось бы остановиться на трактате Андрея Везалия «О строении человеческого тела», изданном в 1543 году. Его мысли злободневны и сегодня, при современном развитии науки и техники.

«Для изучения наук и искусств встречается много препятствий, – писал он. – Далеко немаловажный ущерб приносит чрезмерно дробное деление тех учений, которые завершают каждую из этих наук. И ещё большим препятствием является узкое распределение отдельных областей работы среди различных специалистов… (Они) настолько отдаются лишь одной его отрасли, что остальные, теснейшим образом к нему относящиеся и неразрывно с ним связанные, оставляют в стороне. Поэтому они никогда не создают чего-либо выдающегося…»

Эту глубоко правильную мысль можно отнести к прежнему преподаванию медицинских наук, не учитывавшему влияния электроники и электромагнитных полей на здоровое развитие клеток человека, на его работоспособность и трудовое долголетие. И этому вопросу я уделяю внимание в книге. Ведь влияние электромагнитных полей на всех людей одинаково, Они не действуют избирательно.

Последние годы характеризуются комплексным изучением человеческого организма учёными самых различных специальностей. В их рядах вы встретите не только врача и физиолога, но и специалистов в области общей биологии, генетики, биохимии, биофизики. На службу медицине приходят последние достижения современного прогресса: лазер, изотопы, кибернетика… Этот перечень можно продолжить.

Сегодня врача-травматолога можно встретить в лаборатории сопротивления материалов политехнического института. Без знания прочностных характеристик кости, её сопротивления на сжатие, на скручивание нельзя представить себе эффективное лечение переломов.

Замечательный хирург Николай Михайлович Амосов, о статьях которого я упоминал выше, кроме медицинского окончил заочный индустриальный институт. Современному врачу нужны инженерные знания, чтобы иметь возможность шире взглянуть на функции я конструкцию человеческого организма, авторитетно участвовать во внедрении достижений научно-технического прогресса в медицинскую практику.

По основной специальности я инженер-конструктор. Это помогло мне во время проведённых мною под руководством специалистов анатомии вскрытий и препарирования анатомических объектов разобраться, как конструировала природа «механизм» человека. Кроме того, мне пришлось глубоко изучить курс физиологии и проделать очень много опытов для выяснения некоторых физиологических процессов и фактов, провести серию опытов для выявления законов мышечных сокращений, сведений о которых я не нашёл в учебниках, Именно на базе всех моих работ по физиологии, после длительной проверки каждого элемента своей системы на себе, а затем и на своих друзьях отобрал я нужные упражнения для себя и рекомендую их людям любого возраста.

Сейчас физической культуре и спорту уделяется у нас все большее внимание. Многие крупные учёные, работники медицины, физкультуры пишут труды о здоровом поведении и полезных упражнениях. Их советы я очень одобряю и стараюсь выполнять. Но материал, содержащийся в данной книге, не повторяет сведении, имеющихся в современных изданиях на эту тему. Я бы сказал, только дополняет их.

Хочу подчеркнуть, что мой труд не учебник. Тема работы – анализ некоторых основных проверенных мною причин старения, теоретический и практический анализ, роли биотоков, дыхания, потовыделения, сопоставление условий жизни первобытного и современного человека и оценка роли физической культуры.

Кроме того, я предлагаю некоторые изобретённые мною приборы для борьбы со старостью. В книге я показываю, что позволило мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить молодость, работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время.

И мне очень хочется, чтобы возможно большее число людей воспользовалось этими сведениями.

Природа не стремилась к обеспечению долголетия животных и человека, что подтверждают многие факты. Например, непрочность зубов, приводящая представителей животного мира к преждевременной смерти от голода. Ослабление зрения и слуха, что ведёт к гибели от беззащитности. Наконец, преждевременная смерть наступает от накопления ядов и шлаков в межклеточных пространствах и от нарушения деятельности нервной системы.

По-видимому, природа стремилась ускорить на Земле смену поколений для быстрейшего прохождения процесса самоусовершенствования (эволюции). Свежие почки на деревьях не зазеленеют, пока ветер не сорвёт старые листья. Но человек не подчиняется слепо природе. Он борется, и пути этой борьбы различны. Взамен зубов он изобрёл протезы. В помощь слабеющему зрению изготовил очки. Болезням противопоставил достижения медицины. Старению организма – физкультуру и спорт.

Читатель может подумать, что этими короткими строками исчерпываются первые сведения о борьбе человека за долголетие. Увы, не исчерпываются! Оказывается, есть ещё один враг – коварный и незримый. Имя его – лень и слабая сила воли.

Тысячи людей нашли безвременную кончину от «зашлаковывания» организма и нарушения нервной деятельности только потому, что им лень было каждое утро повторять цикл физических упражнений. Чтобы завоевать здоровье, счастливое трудовое долголетие, мало купить много книг о пользе физической культуры, мало повесить на стене плакаты с описанием утренних физических упражнений. Главное, нужно найти в себе силу воли или постепенно воспитать её, чтобы победить лень. Только в этом случае успех будет обеспечен.

Многократные и продолжительные эксперименты показали, что всеми приёмами и способами моей системы для приобретения здоровья и повышения трудоспособности могут пользоваться как мужчины, так и женщины, как подростки, так и люди весьма преклонного возраста. Однако для каждого человека решающим условием полезности применения рекомендаций является обязательное соблюдение крайней постепенности и осторожности при овладении новыми упражнениями, к которым ранее организм не имел привычки.



Живые клетки не могут за один-два дня изменить свою структуру и жизнедеятельность. Для этого требуется время. Человек пожилого возраста или не занимавшийся ранее физкультурой должен втягиваться в занятия на протяжении месяца.

День за днём в каждом упражнении следует постепенно прибавлять одно-два движения (например, поднимание гантелей). При беге каждый день прибавлять по 5-10 шагов и т. д. до определённого предела, индивидуального для каждого человека.

Внезапное перенапряжение сил чрезвычайно опасно для организма. Напротив – постепенность в овладении упражнениями приводит к укреплению всего организма, делает человека здоровее, выносливее, ведёт к долголетию.

Ещё считаю необходимым сказать несколько слов о моём отношении к медицине и биологии.

Трудно найти слова, достаточно яркие для выражения восхищения деятельностью нашей партии и Советского государства, направленной на дальнейшее совершенствование медицинской помощи населению и на организацию отдыха людей. Медицина, медицинские работники делают огромное, полезное дело. Мне, правда, кажется, что в некоторых случаях медики, активно пользуясь медикаментами, недооценивают роль такого фактора, как самостоятельность живых клеток, когда для их оздоровления, развития и перестройки человек сумеет создать соответствующие условия внешней среды. Здесь появляется широкое поле для интереснейших исследований.

Если, например, без тренировки заняться греблей, то после часа работы на вёслах ладони покроются кровавыми пузырями, так как клетки ещё не приспособились к новым условиям внешней среды – постоянному трению о дерево весла. Однако если к подобным занятиям подойти постепенно и разумно, как и следует поступать в начале занятий любым видом спорта, то через несколько дней на руках появятся жёсткие мозоли. Я рассматривал под микроскопом структуру прежних и новых клеток. У них нет ничего общего!

Микулин Александр Александрович

Микулин Александр Александрович (1895 - 1985) - русский и советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей. Академик АН СССР. Главный конструктор ОКБ ЦИАМ, ОКБ завода № 24, ОКБ завода № 300. Герой Социалистического Труда. Лауреат четырёх Сталинских премий.
Создал первый советский самолётный поршневой двигатель с водяным охлаждением Микулин АМ-34 и Микулин АМ-3 - турбореактивный двигатель для первого советского реактивного авиалайнера Ту-104.

В самом конце улицы Володарского гор. Владимира стоял ничем особенно не примечательный одноэтажный деревянный дом с семью окнами по фасаду. В 90-е годы XIX века здесь жил инженер-механик, фабричный инспектор Микулин. 2 февраля 1895 г. у него родился сын Александр. Окончил реальное училище в Киеве. Увидев показательные полеты одного из первых русских авиаторов С.И. Уточкина, Микулин заинтересовался авиацией. В 1912 г. он поступил в Киевский политехнический институт, где слушает лекции выдающегося ученого "отца русской авиации" , которому Микулин приходился племянником по материнской линии. Там же он самостоятельно строит свой первый одноцилиндровый поршневой двигатель. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение. Тогда он переехал в Ригу и поступает на Русско-Балтийский завод в Риге, где в то время пытались делать первые отечественные авиационные моторы, и работает сначала слесарем, формировщиком, а затем помощником начальника сборочного отделения.
В 1914 году Микулин переехал в Москву, где поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое окончил в 1921 году, но при этом в целом ряде публикаций указывается, что первый и единственный диплом об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского был вручен на его 55-летие только в 1950 году в знак признания научных достижений.
В 1915 году вместе с Жуковским принимал участие в разработке Царь-танка.
Во время учебы Микулин участвовал в создании первой в стране аэродинамической лаборатории, его коллегами по работе и по учебы были А.Н. Туполев, В.П. Ветчинкин, Б.С. Стечкин, Б.Н. Юрьев, А.А. Архангельский. Во время учебы Микулин и Стечкин создали мотор двухтактного действия мощностью 300 лошадиных сил, в котором топливо должно было подаваться непосредственно в цилиндры. Этот принцип подачи топлива впоследствии применялся во всех поршневых двигателях.
С 1923 года - чертежник-конструктор в Научном автомоторном институте, с 1925 года - главный конструктор этого института. Первой конструкторской работой стал автомобильный двигатель НАМИ-100. А затем Микулин приступил к созданию первых отечественных авиадвигателей, один из которых - 12-цилиндровый Ѵ-образный двигатель, созданный в 1928 году, в 1933 получил наименование АМ-34 и запущен в серийное производство.
Создание АМ-34 стало прорывом для советского авиационного двигателестроения. Этот двигатель был выполнен на мировом уровне. АМ-34 были установлены на самолете АНТ-25 А.Н. Туполева, совершившим перелет через Северный полюс 8 Соединенные Штаты Америки, на самолете-гиганте «Максим Горький», а также на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7. Удачная конструкция АМ-34 позволила сделать его базовым двигателем для модификаций, устанавливаемых в различных типах самолетов.
В 1930-1936 годах А.А. Микулин работал в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, в то время единственной организации, где были сосредоточены научные и конструкторские силы авиационного моторостроения. С 1936 года - главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М.В. Фрунзе.
В 1935-1955 годах одновременно с огромной занятостью на конструкторской и производственной работе преподавал в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана и в Военно-воздушной инженерной академии РККА.
В 1939 году А.А. Микулин создал двигатель АМ-35А, который на высоте 6000 м развивал мощность около 880 кВт (1200 лошадиных сил). Его устанавливали на истребителях конструкции А.И. Микояна и бомбардировщиках Пе-8.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Микулину Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Микулин Александр Александрович

Во время Великой Отечественной войны А.А. Микулин руководил созданием мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров.
С 1943 года А.А. Микулин назначается генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода № 300 в Москве. Ему принадлежит ряд новых идей в двигателестроении: он ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый советский турбокомпрессор и винт переменного шага.

Газета «Призыв» 28 сентября 1945 г. опубликовала фотографию дома № 12 по ул. Володарского и под ней подпись: «На снимке: дом на ул. Володарского (г. Владимир), в котором жил Герой Социалистического Труда А. Микулин. В этот дом часто приезжал отец русской авиации Н. Жуковский».

В 1943 году А.А. Микулин избран академиком Академии наук СССР, минуя ступень члена-корреспондента. Парадокс - при этом Микулин имел только среднее техническое образование. Диплом об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского был ему вручен только в 1950 году в знак признания научных достижений.

В послевоенный период под руководством А.А. Микулина создан двигатель ТКРД-1 (турбокомпрессорный реактивный двигатель первый) с тягой 3780 кгс (1947), затем по его схеме разрабатывались двигатели, которые долгое время оставались самыми мощными в тяжелой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР.
Вслед за ним созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3 (последний много лет успешно работал на самолёте Ту-104), а также турбореактивные двигатели для истребителей Микояна и разведчиков А.С. Яковлева. Всего в 1943-1955 годах под руководством А.А. Микулина созданы десятки типов авиадвигателей, из которых 8 были запущены в массовое серийное производство.
Выдающаяся деятельность крупнейшего советского конструктора авиадвигателей завершилась внезапно в 1955 году. После снятия с должности Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова, который высоко ценил деятельность А.А. Микулина, министр авиационной промышленности П.В. Дементьев решил избавиться от него. Микулин был не только снят с должности главного конструктора, он был вообще отстранен от работы в авиационной промышленности. Старый товарищ и соратник Микулина академик Б.С. Стечкин принял Микулина на работу научным сотрудником в лабораторию двигателей АН СССР, где он работал до 1959 года.
На пенсии Микулин остался таким же неугомонным и творческим человеком, которым был всегда. Он занялся проблемами сохранения здоровья, предложил ряд новых идей, часть которых применялась в санаторном лечении больных. Когда Министерство здравоохранения отказалось издавать книгу Микулина, посвященную медицинской тематике, академик в 76 лет поступил в медицинский институт и в 1975 году сдал "на отлично" государственные экзамены. В следующем году он защитил кандидатскую диссертацию по медицине по подготовленной им книге. Тогда она была опубликована под названием "Активное долголетие". Все свои медицинские идеи испытывал на себе, и имея в середине жизни большие проблемы со здоровьем, сумел укрепить свой организм и достигнуть 90-летнего рубежа.
Скончался 13 мая 1985 года, на 91-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Награды и премии :
- Герой Социалистического Труда (28.10.1940)
- Сталинская премия первой степени (1941) - за разработку новой конструкции авиационного мотора
- Сталинская премия первой степени (1942)- за разработку новой конструкции авиационного двигателя
- Сталинская премия второй степени (1943) - за усовершенствование авиационного мотора
- Сталинская премия второй степени (1946) - за создание нового образца авиационного мотора и за коренное усовершенствование существующего авиамотора.
- три орденами Ленина (28.10.1940; 02.07.1945; 24.01.1947)
- орден Суворова I степени (16.09.1945)
- орден Суворова II степени (19.08.1944)
- три ордена Трудового Красного Знамени (10.07.1943; 10.06.1945; 14.02.1975)
- орден Дружбы народов (14.02.1985)
- орден Красной Звезды (21.02.1933)
- орден «Знак Почёта» (13.08.1936)
- медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
- другие медали.

Память :
На территории Открытого акционерного общества Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз», на фасаде бывшего заводоуправления установлена мемориальная доска.

В литературе :
Микулин (под именем «Алексей Николаевич Бережков») стал главным героем романа Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)» (1956), по мотивам которого в 1977 году вышел четырехсерийный художественный фильм «Талант».
Его жизни посвящена художественно-документальная повесть Л. Л. Лазарева «Взлёт» (М.: Профиздат, 1978).

Деятельность в альтернативной медицине : После перенесённого инфаркта А. А. Микулин разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге Активное долголетие (моя система борьбы со старостью). В этой системе проводятся инженерные аналогии между строением человеческого тела и технических устройств. Предложены остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики. Система Микулина подвергалась критике представителями классической медицины.
- 9 января 1959 года он сделал доклад «О роли ионов в жизни и долголетии людей» в Доме учёных АН СССР.

Труды :
- Микулин А. А. Активное долголетие (моя система борьбы со старостью) - М.:Физкультура и спорт. 1977, (переиздана в 2006).

Книга А. А. Микулина «Активное долголетие» крупным планом предстаёт перед зрителями советской комедии 1982 года «Чародеи» на 121-й минуте фильма. В этой сцене отрицательный персонаж, научный сотрудник Научного универсального института необыкновенных услуг (НУИНУ) Сатанеев всерьёз озабочен проблемой омоложения, используя для этого все имеющиеся подручные средства, включая эту книгу.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Понятие демографического поведения
Реформы Александра II – кратко
Аттестация процессов Срок аттестации технологического процесса в машиностроении