Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Космический гений. Циолковский – ученый и философ Вселенной

17 сентября 1857 года в Рязанской губернии на свет появился человек, без которого невозможно представить космонавтику. Это Константин Эдуардович Циолковский – ученый-самоучка, который обосновал идею, что именно ракеты нужно использовать для полетов в космос.
Он искренне верил в то, что человечество достигнет такого уровня развития, что будет способно заселять просторы Вселенной.

Циолковский - дворянин

Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был, как вспоминал сын, из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков. Она же обучила его грамматике и чтению.
«Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная».
«Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

Циолковский с детства страдал глухотой

Маленький Константин в детстве переболел скарлатиной, отчего ему было трудно учиться в мужской гимназии в Вятке (современный Киров), куда переехал в 1868 году. Вообще, Циолковского часто наказывали за всякие шалости в классе.
«Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы».
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

Ученый не получил образования

Циолковский был отчислен из гимназии. А когда юноше было 16 лет, ему не удалось поступить в московское техническое училище. После этого Константин занимался только самообразованием и репетиторством. В Москве он грыз гранит науки в библиотеке Румянцевского музея. По воспоминаниям Циолковского, ему так не хватало денег в столице, что он в буквальном смысле питался только черным хлебом и водой.
«Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
«Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана».


Здание, где чаще всего занимался Циолковский

Циолковский по профессии был учителем

Вернувшись домой в Рязань, Константин с успехом сдал экзамены на звание уездного учителя математики. Он получил направление в Боровское училище (территория современной Калужской области), где обосновался в 1880 году. Там же педагог писал научные исследования и работы. Не имея связей в научном мире, Циолковский самостоятельно разработал кинетическую теорию газов. Хотя это было доказано четверть века назад. Говорят, сам Дмитрий Менделеев сообщил ему, что он открыл Америку.
«Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую ценность, но это очень драгоценное свойство людей».
«Время, возможно, существует, однако мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».

Коллеги сначала не понимали Циолковского

В 1885 году ученый всерьез увлекся идеей создать аэростат. Он отправлял доклады и письма в научные организации касательно этого вопроса. Однако получил отказ: «Г-ну Циолковскому оказать нравственную поддержку, сообщив ему мнение Отдела о его проекте. Просьбу же о пособии на проведение опытов отклонить», - писали ему из Русского технического общества. Тем не менее, педагогу удалось добиться того, чтобы его статьи и труды регулярно издавались.
«Теперь, наоборот, меня мучает мысль: окупил ли я своими трудами тот хлеб, который я ел в течение 77-ми лет? Поэтому я всю жизнь стремился к крестьянскому земледелию, чтобы буквально есть свой хлеб».
«Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь - счастливую, так как иной нет».

Иллюстрация из книги «На Луне»

Циолковский раньше всех узнал, каково быть на Луне

В своей научно-фантастической повести «На Луне» Циолковский писал: «Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась - так слаба была тяжесть». По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

Русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября (5 сентября по старому стилю) 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего.

С 1868 года вместе с родителями Константин Циолковский жил в Вятке (ныне Киров), где учился в гимназии .

После перенесенной в детстве скарлатины он почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжить учебу в гимназии, и с 14 лет Циолковский занимался самостоятельно.

С 1873 по 1876 год он жил в Москве и занимался в библиотеке Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), изучал химию и физико-математические науки.

В 1876 году он вернулся в Вятку и .

Осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамены в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ.

В 1880 году он был назначен преподавателем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске. В 1892 году он был переведен на службу в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище.

Циолковский практически с самого начала трудовой деятельности совмещал преподавание с научной работой. В 1880-1881 годах, не зная об уже сделанных открытиях, он написал свою первую научную работу "Теорию газов". Вторая его работа, вышедшая в те же годы, "Механика животного организма", получила положительные отзывы крупнейших ученых и была издана. После ее публикации Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

В 1883 году он написал работу "Свободное пространство", где впервые сформулировал принцип работы реактивного двигателя.

С 1884 года Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и "обтекаемого" аэроплана, с 1886 года — над научным обоснованием ракет для межпланетных полетов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем.

В 1892 году вышел в свет его труд "Аэростат металлический управляемый" (о дирижабле). В 1897 году Циолковский сконструировал первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью .

Он разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел.

В 1903 году в журнале "Научное обозрение" появилась первая статья Циолковского по ракетной технике "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой была обоснована реальная возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений.

Она прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть статьи, опубликованная в журнале "Вестник воздухоплавания" в 1911-1912 годах, вызвала большой резонанс. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой "Дополнение к "Исследованию мировых пространств реактивными приборами".

После 1917 года его научная деятельность получила поддержку государства . В 1918 году Константин Циолковский был избран членом Социалистической академии общественных наук (с 1924 года — Коммунистическая академия).

В 1921 году ученый оставил педагогическую работу. В эти годы он работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя.

В 1926-1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций.

В 1932 году он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов с гиперзвуковыми скоростями.
Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, осуществимость межпланетных полетов и освоения человеком космического пространства. Он первым рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, возникающих при длительных космических полетах. Кроме того, ученый выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули для управления полетом ракеты, использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля и многое другое.

А.В. Костин

Доклад на Седьмых научных Чтениях, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э, Циолковского (Калуга, 14 – 18 сентября 1972 г.).

Публикация: А.В. Костин. Новое о семье К.Э. Циолковского // Труды Седьмых Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э, Циолковского (Калуга, 14 – 18 сентября 1972 г.). Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. – М.: ИИЕТ, 1973. – С. 59 – 68.

Взаимоотношения К. Э. Циолковского с семьей имели определенное значение в жизни и творческом процессе ученого, и этим отношениям он придавал большое значение.

Автор данной статьи в последние годы много внимания уделял изучению материалов о жизни двух дочерей К. Э. Циолковского: Марии Константиновны Циолковской-Костиной и Анны Константиновны Циолковской-Киселевой. Исследовался жизненный путь трех сыновей ученого: Игнатия Константиновича, Александра Константиновича и Ивана Константиновича. Кроме того, автор интересовался жизнью и деятельностью зятя ученого – Ефима Александровича Киселева, одного из старейших членов Коммунистической партии Советского Союза.

Вполне естественно, что роль перечисленных выше родных К. Э. Циолковского трудно даже сравнивать со значением в его жизни и работе жены Варвары Евграфовны и дочери Любови Константиновны. Они были его первые и верные помощники. Не случайно старшей дочери ученого был посвящен специальный доклад на Четверных Чтениях, посвященных разработке научного наследия К. Э. Циолковского (1).

Однако ряд новых документов, воспоминаний и эпистолярных материалов, изученных автором, дает право говорить об этих членах семьи с заслуженным уважением, т. к. они сыграли определенную роль в жизни ученого, оказывали ему поддержку и помощь.

Старшая дочь ученого, Л. К. Циолковская, писала: «критика отцом всего окружающего толкала и нашу мысль; особенно нас занимали «проклятые вопросы» — о начале и причине всего, о цели жизни человечества и человека и т. п.» (2, с. 181).

В своих воспоминаниях Любовь Константиновна продолжает мысль: «Подрастали и начали рассуждать и мои братья; особенно непримирим был ко всему окружающему брат Игнатий. Он без конца высмеивал и порядки, и носителей этих порядков» (3, с. 50).

Многих интересует судьба Игнатия Константиновича Циолковского, т. к. часто в литературно-биографических работах он, в связи с ранней гибелью, окружается завесой таинственности.

Игнатий родился 2 августа 1883 г. в г. Боровске. Он был вторым ребенком у Циолковских. Исключительно умный и способный мальчик отлично учился в Боровском уездном училище и в Калужской гимназии, за что товарищи по школе прозвали его Архимедом. Константин Эдуардович, по словам его старшей дочери, предполагал, что по окончании университета сын будет глубоко заниматься проблемами физики и математики.

В черновых набросках своих воспоминаний Л. К. Циолковская трогательно рассказывает об этом незаурядном человеке, о том, как он еще гимназистом старался облегчить тяжелое материальное положение семьи. «Игнатий начал зарабатывать с 16 лет, -читаем в воспоминаниях его старшей сестры, — и познал всю горечь наемника… Так одна из военных дам хотела его превратить чуть не в лакея для своего великовозрастного сынка. Игнатий, обычно сдержанный, придя домой разрыдался. Чтобы облегчить жизнь отца, он поступил в пансионат на казенное содержание. Но муштра там, жизнь по звонку среди чуждых детей богатых родителей прибавила душевных тягот» (3, с. 80-81).

Работая почти каждое лето репетитором, Игнатий копил деньги на учебу в высшем учебном заведении. С отличием окончив Калужскую мужскую гимназию, летом 1902 г. 19-летний юноша уехал в Москву, чтобы поступить в университет. Сначала студенческая жизнь ему нравилась. Сестре Любови, работавшей в то время сельской учительницей, он писал, что ходит в театры, с восторгом слушал Шаляпина. Потом сообщал, что собирается перевестись с физико-математического факультета на медицинский.

3 декабря 1902 г. Циолковским пришла телеграмма о трагической гибели Игнатия. Выехавший на похороны в Москву Константин Эдуардович узнал от товарищей сына, что последние дни Игнатий не посещал университет, был грустным и задумчивым. К. Э. Циолковскому была передана записка сына и почти вся сумма денег, привезенная из Калуги. Деньги эти Константин Эдуардович передал дочери Любови, чтобы она продолжила учебу на высших женских курсах.

Несколько лет назад ленинградским исследователем жизни и творчества К. Э. Циолковского Г. Т. Черненко были обнаружены интересные документы о последнем периоде жизни И. К. Циолковского, в их числе донесение полицейского чиновника о гибели студента, его фотография с автографом и заявление о приеме в университет, датированное 2 июля 1902 г. (4). Отравился Игнатий Константинович цианистым калием. Смерть наступила мгновенно.

Велико было горе К. Э. Циолковского, потерявшего своего сына. Со свойственной ему самокритичностью он обвинял себя в том, что не уберег сына, из-за занятости научной и педагогической работой не придал достаточного значения увлечению сына упаднической философией, не направил его на увлечение наукой на благо человечества.

Может быть, Циолковский был и прав, обвиняя себя, но не придал он значения другому факту. В то время, в связи с революционными брожениями студентов, на них обрушилась жестокая кара царского насилия и произвола, что можно считать одной из причин ухода из жизни старшего сына Циолковского Игнатия.

Второй сын ученого – Александр Константинович Циолковский был на два года моложе Игнатия. Биографические данные о нем еще более скупы. Родился он в г. Боровске 21 ноября 1885 г. Л. К. Циолковская дает ему такую характеристику: «Брат Саша был очень нервный, все страдания людей он сильно переживал» (3, с. 82). По ее словам, окончив гимназию, ту же, что и брат, «…Саша тоже пробовал поступить в университет на юридический факультет, но за отсутствием средств… ушел в учителя» (3, с. 48).

Из письма К. Э. Циолковского к дочери Марии узнаем, что в 1910 — 14 гг. Александр работал учителем в селе Климов Завод Юхновского уезда Калужской губернии: «Непременно напиши Саше, объясни, почему не смогла приехать раньше в Климов…» (5, оф. 314).

В 1913 г., уже работая сельским учителем, Александр Константинович женился на калужской учительнице Юлии Андреевне Жабиной. Вместе они работали в Юхновском уезде, а потом перебрались в с. Смелое Ромненского уезда Полтавской губернии.

Воспоминания сестры жены А. К. Циолковского Анны Андреевны Соловьевой, несколько почтовых открыток, переданных в Государственный музей истории космонавтики, дают нам возможность установить, в какие годы и где работал учителем средний сын Константина Эдуардовича. По воспоминаниям А. А. Соловьевой, Александр Константинович перебрался на Украину в 1918 г., а осенью 1923 г. он покончил жизнь самоубийством (5, 6).

Иван Константинович Циолковский также родился в г. Боровске 1 августа 1888 г. Он с детства был болезненным ребенком. В черновых набросках своих воспоминаний Л. К. Циолковская пишет: «У третьего брата Вани были способности к изобретательству, но они были заглушены отсутствием возможности работать при тесном помещении, при нервозном состоянии отца» (3, с. 11).

Из-за слабого здоровья Иван Константинович смог окончить только городское училище и позже курсы бухгалтеров. Но работать на счетной работе не мог: был невнимательным, путал цифры. Зато он много помогал Варваре Евграфовне в домашних делах, проявляя при случае рационализаторскую жилку. Так, он механизировал доставку воды, использовав отцовский велосипед. Охотно и добросовестно выполнял разовые поручения отца: набело переписывал его рукописи, ходил на почту и в типографию, вместе с Константином Эдуардовичем выправлял корректуру, помогал ученому проводить опыты по аэродинамике и испытывать модели дирижаблей.

В тяжелом и голодном 1919 году И. К. Циолковский умер от заворота кишок, отравившись испорченной квашеной капустой. Константин Эдуардович долго переживал трагическую смерть сына. Он поставил фотографию Ивана на свой письменный стол. Перед глазами ученого она простояла до самой его смерти.

Через год после смерти Ивана в 1920 г. заботами кооператива учащихся г. Калуги вышла брошюра К. Э. Циолковского «Богатство Вселенной» (Глава из сочинения: «Мысли о лучшем общественном устройстве») (7). Основному тексту предшествовал эпиграф Константина Эдуардовича: «Выпуская в свет эту статью, считаю долгом вспомнить моего сына Ивана, сознательного и дорогого моего помощника, который переписывал все мои работы с 1918 года и вообще всю короткую жизнь свою был деятельным и кротким сотрудником моей семьи. Умер 5 октября 1919 года, в тяжких мучениях, в связи с недоеданием и усиленным трудом, — 32 лет отроду» (7, с. 4).

Мария Константиновна Циолковская-Костина. В газете «Правда» 17 декабря 1964 г. было опубликовано следующее сообщение: «Калуга, 16. (По телефону). Здесь после продолжительной тяжелой болезни скончалась дочь и верная помощница великого русского ученого К. Э. Циолковского – Мария Константиновна Циолковская-Костина.

Два месяца назад общественность с большой теплотой и сердечностью отметила 70-летие со дня ее рождения. Десятки поздравлений доставили тогда Марии Константиновне почта и телеграф.

Мария Константиновна много способствовала пропаганде трудов своего отца. Как член ученого совета Дома-музея К. Э. Циолковского она помогла воссоздавать в музее мемориальную комнату-кабинет ученого» (8).

Эти теплые слова на страницах центрального печатного органа нашей партии относятся к последним годам жизни М. К. Циолковской-Костиной, средней дочери ученого. Она же была незаметным, но скромным помощником отца в течение многих лет.

Родилась Мария Константиновна в октябре 1894 г. в Калуге в доме на улице Георгиевской. В этом доме Циолковский жил около десяти лет и написал многие свои основополагающие работы по космонавтике и ракетодинамике, авиации и воздухоплаванию; рассчитал и построил аэродинамическую трубу для исследований в искусственном воздушном потоке моделей летательных аппаратов и геометрических тел различной конфигурации.

Мария Константиновна, как и ее старшая сестра, училась в казенной женской гимназии. О первых ее детских годах мы узнаем из ее воспоминаний об отце, опубликованных в газете «Коммуна» в первую годовщину со дня смерти К. Э. Циолковского (10) и в сборнике «Циолковский в воспоминаниях современников» (9, с. 227-235).

Осенью 1913 г., окончив 8-й учительский класс гимназии, Мария Константиновна уехала в глухую смоленскую деревню учить ребят грамоте.

Очень характерно, что Циолковский, являясь прекрасным преподавателем, поощрял в своих детях желание нести просвещение в народные массы. Любовь, Александр и Мария свою трудовую деятельность начали сельскими учителями. Отец нередко давал им дельные советы, опираясь на свой богатый педагогический опыт. В свою очередь он очень интересовался условиями работы учителей в деревне, экономикой и бытом крестьянских хозяйств.

Между Марией Константиновной и ее родными регулярно велась переписка. Сохранилось несколько писем Константина Эдуардовича, Варвары Евграфовны и Анны Константиновны к молодой сельской учительнице (5, 11).

Письма младшей сестры Анны к Марии Константиновне по содержанию то веселые, то грустные, но все остроумные и нежные. В этих письмах проскальзывают новые факты об отце, об укладе жизни семьи.

В 1915 г. Мария Константиновна выходит замуж за студента Московского университета Вениамина Яковлевича Костина. Между тестем и зятем сразу устанавливаются хорошие отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Сохранившееся письмо Константина Эдуардовича к В. Я. Костину проникнуто любовью. Циолковский доверительно пишет зятю о своих научных делах, о жизни семьи (5, оф. 315). В воспоминаниях М. В. Самбуровой (16) и др., хранящихся в фондах Государственного музея истории космонавтики, этой дружбе уделено определенное внимание.

Ряд материалов, обнаруженных в последнее время, говорит том, что и в тяжелые годы гражданской войны, во время которой Мария Константиновна жила в деревне, она старалась поддержать продуктами живших в Калуге отца, мать и сестру. Не раз приглашала Константина Эдуардовича «подкормиться» в деревню, на что он отвечал, что не может оставить научной работы. В переписке родителей с дочерью Марией, в письмах Анны Циолковской к сестре очень ярко прослеживается эта незаметная, но очень нужная в то время материальная помощь ученому со стороны дочери и зятя (5, 11).

В 1929 г. семья Марии Константиновны переезжает из деревни в Калугу в дом отца. Незаметно, тактично, не обижая мать, М. К. Циолковская-Костина берется за хозяйственные дела. Ходит за пайками для отца, на рынок, стирает, убирает, воспитывает шестерых детей. В 1932 г., в дни 75-летнего юбилея ученого, помогает ему в приеме многочисленных посетителей.

В 1933 г. Константин Эдуардович перебирается с семьей в новый дом, подаренный ему калужским горсоветом. Мария Константиновна занимается многочисленными хозяйственными делами, заботится о содержании дома в образцовом порядке, создает отцу наиболее благоприятные условия для работы и отдыха.

Отзывчивая и добрая по натуре, М. К. Циолковская-Костина принимает посетителей отца: ракетчиков, дирижаблистов, писателей, работников печати и кино, представителей местных партийных и советских организаций. Тепло отзывались о Марии Константиновне секретарь Калужского райкома партии Б. Е. Трейвас, инженеры Л. К. Корнеев и Я. А. Рапопорт. Она была знакома с И. Т. Клейменовым, М. К. Тихонравовым, А. Е. Ферсманом, В. М. Молоковым, писателями Л. Кассилем и Н. Бобровым.

18 сентября 1936 г., выступая в городском театре на траурном заседании, посвященном первой годовщине со дня кончины К. Э. Циолковского, Мария Константиновна говорила:

«Наша семья приносит глубокую благодарность партии большевиков… за то, что она, и только она, оценила мечты и труды нашего отца, мужа и деда. Он умер с твердой уверенностью, что его дело находится в крепких руках Советской власти и коммунистической партии… Нас особенно трогает, что партия и правительство не забывают его семью» (15).

После окончания Великой Отечественной войны с ростом интереса трудящихся к работам К. Э. Циолковского, к его жизни и деятельности возрос поток писем в Калугу, и Мария Константиновна вместе со старшей сестрой отвечает на многочисленные письма и запросы, встречается с представителями научных учреждений, писателями, журналистами, художниками, киноработниками. Особенно расширилась переписка, участились встречи после запуска первого советского искусственного спутника Земли и полета Ю. А. Гагарина. Самыми многочисленными корреспондентами М. К. Циолковской-Костиной были дети – создатели уголков и музеев К.Э. Циолковского.

В последние годы жизни М.К. Циолковская, уже будучи тяжело больной полиартритом, охотно откликнулась на просьбу Дома-музея ученого составить план бытовых интерьеров дома Циолковских. Проконсультировала и дала положительную оценку тематико-экспозиционному плану реэкспозиции Дома-музея К. Э. Циолковского. Существенно доработала свои воспоминания об отце. Мы можем с полным правом говорить, что на протяжении всей своей сознательной жизни М. К. Циолковская-Костина была преданным помощником своего великого отца.

Анна Константиновна Циолковская-Киселева. Ефим Александрович Киселев. Нельзя не сказать о младшей дочери ученого Анне Константиновне и о ее муже Ефиме Александровиче Киселеве, которых очень любил К.Э. Циолковский.

Анна родилась в 1897 г. в Калуге. С детства она была слабым и болезненным ребенком и прожила всего 24 года. Училась она не в казенной гимназии, как ее сестры Любовь и Мария, а в частной гимназии М. Шалаевой. Эта гимназия давала очень прочные знания, отношение к учащимся в ней было гуманным.

Младшая дочь ученого любила рисовать и петь, была остроумна и общительна. С первых и до последних дней своей жизни была очень дружна с сестрой Марией. Подтверждение тому – несколько сохранившихся писем младшей сестры к средней.

Вот строки из одного письма, написанного Анной весной 1914 г.: «Дорогая Марусечка! С утра без конца идет дождь… Все тает. Вода стучит по крыше. У нас в доме, как всегда после обеда, тишина. Папа спит в столовой. Мама в средней комнате у окна вышивает на пяльцах… Река поднялась, по ней идет грязный мелкий лед. Должно быть из Яченки…» (11, л. 1).

Еще отрывок из писем в деревню, датированный 1915 г.: «Папа читает, мама стоит у лежанки в средней (комнате) и разговаривает со мной, вокруг меня на столе раскрытые учебники, мы только что поужинали…» (11, л. 3).

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Анну Константиновну уже окончившей гимназию со званием «домашняя учительница». У родственников Циолковского хранится два интересных документа: свидетельство о рождении и свидетельство об образовании младшей дочери ученого.

Восторженная девушка, окрыленная революцией, начинает служить Советской власти. Работает сначала в продотделе, потом в отделе социального обеспечения. Затем ее переводят сотрудником губернской газеты «Коммуна». Вместе с вернувшейся из Петрограда старшей сестрой, Любовью Константиновной, Анна работает в детских домах учительницей начальных классов.

С 1918 г. А. К. Циолковская – член Коммунистической партии (12).

Знакомство с Е. А. Киселевым, членом партии с 1904 г., участником Декабрьского вооруженного восстания в Москве в 1905 г., депутатом Московского Совета депутатов трудящихся, делегатом 5-го Лондонского съезда РСДРП от московских рабочих, участником становления Советской власти в Калужской губернии, положительно сказалось на формировании марксистского мировоззрения Анны Константиновны.

В трудные годы Гражданской войны Киселев и его жена Анна (они поженились в январе 1920 г.) старались помогать отцу продуктами, дровами, керосином, бумагой для работы, хотя и самим им жилось нелегко. Анна часто болела.

После рождения ребенка у Анны Константиновны начался туберкулез. Е. А. Киселев писал в своих воспоминаниях: «В 1921 году после родов Аня заболела туберкулезом легких, отправить ее на юг лечиться в санаторий в те тяжелые годы было невозможно». Ефим Александрович пытался добиться перевода на юг, но безуспешно (9, с. 238).

В письме к сестре Марии Анна писала: «А отчасти хорошо, что Ефима не отпустят на юг. А то когда уже мы увидимся… А все-таки весна будет, может быть недолго ее ждать. Ты тоже ведь ее ждешь с таким же нетерпением» (11, л. 7).

Не отпустив Киселева на юг, губком партии разрешил перебраться ему на работу в село и поручил организацию небольшого производственного хозяйства. Ефим Александрович надеялся, что жене станет лучше, благоприятнее будут условия для только что родившегося ребенка.

Хозяйство это располагалось недалеко от Калуги в Перемышльском уезде, в бывшем Лютиковом монастыре. Циолковский приезжал туда на велосипеде, радовался, что здоровье дочери как будто идет на поправку. На самом деле ей было все хуже и хуже.

Вот отрывок из последнего, предсмертного письма Анны к Марии: «На воздух я не выхожу совершенно. Даже в хорошую погоду я пробовала выходить (было совсем тепло) и свалилась недели на полторы. Я морально чувствую себя хорошо. Взяла себя вполне в руки. Не думаю совершенно о плохом…» (11, л. 12).

Из письма колхозницы колхоза «1 Мая» А. Г. Кузнецовой в музей К. Э. Циолковского следует, что «дочь Циолковского, она же Киселева, коммунистка, захоронена в Корекозеве, причем не на кладбище, а за огородами, близко у домов, где росли четыре сосны» (14).

Ефим Александрович Киселев умер в Москве несколько лет назад. Он был персональным пенсионером, одним из старейших членов КПСС.
Смерть взрослых детей всегда тяжело отражалась на Константине Эдуардовиче Циолковском, но он мужественно переносил удары судьбы, черпая силы в напряженной работе во имя светлого будущего человечества.

Розыск и некоторая систематизация новых данных о семье Константина Эдуардовича дополняет образ великого ученого и дает определенный фон, на котором протекала жизнь основоположника космонавтики.

Источники и литература

1. А. В. Костин. Любовь Константиновна Циолковская – верный помощник отца. Труды Четвертых чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К. Э. Циолковского». М., 1970, стр. 56-66.
2. Любовь Циолковская. Его жизнь. В сб.: К. Э. Циолковский. М., 1939, стр. 179-186.
3. Л. К. Циолковская. Продолжение «Моих воспоминаний», часть 1-я. Архив автора статьи.
4. Г. Черненко. Все для высокого. Газ. «Советская молодежь» (Рига), 8 июня 1969, № 3, стр. 6.
5. Письма К. Э. Циолковского к М. К. Циолковской-Костиной и В. Я. Костину. Архив Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, оф. №№ 165, 313, 314, 315.
6. А. А. Соловьева. Воспоминания. Архив Государственного музея истории космонавтики (ГМИК) имени К. Э. Циолковского, оф. № 153.
7. К. Э. Циолковский. Богатство Вселенной. Калуга, 1920
8. Памяти М. К. Циолковской-Костиной. «Правда», 17 дек. 1964, № 352, стр. 4
9. Циолковский в воспоминаниях современников. Сборник. Тула. 1971. Исключительная энергия, доброта и отзывчивость. (Из воспоминаний дочери К. Э. Циолковского – Марии Константиновны Циолковской). Газета «Коммуна» (Калуга), 19 сентября 1936, № 215, стр. 3.
10. Письма А. К. Циолковской к М. К. Циолковской. Архив автора статьи
11. Партархив Калужского обкома КПСС, ф. 1093, оп. 1, д. 78-а, л. 19.
12. Л. К. Циолковская. Мои воспоминания об отце. Архив автора статьи.
13. Письмо А. Г. Кузнецовой (копия) от 6 февраля 1969 г. в музей К. Э. Циолковского. Архив автора статьи.
14. Памяти К. Э. Циолковского. Траурное заседание в театре. Газ. «Коммуна» (Калуга), 1936, 21 сентября 1936, № 216.
15. М. В. Самбурова. Воспоминания. Архив ГМИК, опись воспоминаний, № 44а, л. 5.

Люди годами пытались найти ответы о строении Вселенной, смотрели на загадочные звезды и мечтали о покорении космоса. Константин Эдуардович Циолковский приблизил человечество к покорению воздушного пространства.

Его труды послужили стимулом к созданию мощнейших ракет, самолетов и орбитальных станций. Прогрессивные и новаторские идеи мыслителя часто не совпадали с общественным мнением, но ученый не сдавался. Гениальные исследования Циолковского прославили российскую науку в мировом сообществе.

Детство и юность

Осенью 1857 года в семье Циолковских родился мальчик. Родители ребенка жили в селе Ижевское Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Эдуард Игнатьевич (отец) считался отпрыском обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мария Юмашева (мать) – татарка по происхождению, получила образование в гимназии, поэтому могла сама обучать детей грамоте.


Мама научила сына письму и чтению. Букварем Константина становятся "Сказки" Афанасьева. По этой книге смышлёный мальчик складывает буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, любознательный ребенок познакомился с многочисленными книгами, которые присутствовали в доме. Старшие братья и сестры Циолковского считали малыша выдумщиком и фантазером и не любили слушать детские «бредни». Поэтому Костя вдохновенно рассказывал младшему братишке собственные размышления.

В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной. Мучительная болезнь дала осложнение на слух. Тугоухость лишила Константина большей части детских впечатлений, но он не сдался и увлекся мастерством. Вырезает и клеит поделки из картона и дерева. Из-под рук одаренного малыша выходят саночки, часы, домики и крошечные замки. Изобрел и коляску, которая ездила против ветра, за счет пружины и мельницы.


В 1868 году семья вынуждена переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с работой, пристроив лесничим. Циолковским достался купеческий дом – бывшее владение Шуравина. Через год подросток вместе с братом поступает в мужскую «Вятскую гимназию». Педагоги оказались строгими, а предметы сложными. Учеба дается Константину тяжело.

В 1869 погибает старший брат, который учился в Морском училище. Мама, не пережив утрату ребенка, через год скончалась. Костя, горячо любивший матушку, погружается в траур. Трагические моменты биографии отрицательно сказались на учебе мальчика, который и до этого не блистал отметками. Ученика 2 класса из-за неуспеваемости оставляют на второй год, а сверстники жестоко издеваются над глухотой.


Из 3 класса отстающего школьника отчислили. После этого Циолковский вынужденно занялся самообразованием. Находясь в домашней обстановке, подросток успокоился и вновь принялся много читать. Книги давали необходимые знания и не упрекали юношу, в отличии от педагогов. В родительской библиотеке Константин обнаружил труды именитых ученых и с упоением взялся за изучение.

К 14 годам одаренный мальчик развивает собственные инженерные способности. Самостоятельно создает домашний токарный станок, с помощью которого мастерит нестандартные вещицы: движущиеся коляски, ветряную мельницу, деревянный локомотив и даже астролябию. Увлечение фокусами побудило Константина к созданию «волшебных» комодов и ящиков, в которых таинственным образом «исчезали» предметы.

Учеба

Отец, осмотрев изобретения, поверил в талантливость сына. Эдуард Игнатьевич отправляет юное дарование в Москву, где ему надлежало поступить в Высшее техническое училище. Планировалось, что жить будет у папиного друга, которому написали письмо. По рассеянности Константин обронил листок с адресом, запомнив только название улицы. Прибыв на Немецкий (Бауманский) проезд, снял комнату и продолжил самообразование.

Из-за природной стеснительности юноша не решился на поступление, но остался в городе. Отец присылал ребенку 15 рублей в месяц, но этих денег катастрофически не хватало.


Молодой человек экономил на еде, так как тратил финансы на книги и реактивы. Из дневников известно, что умудрялся прожить на 90 копеек в месяц, питаясь только хлебом и водой.

Ежедневно с 10:00 до 16:00 сидит в Чертковской библиотеке, где изучает математику, физику, литературу, химию. Здесь Константин знакомится с основоположником русского космизма - Федоровым. Благодаря разговорам с мыслителем юноша получил информации больше, чем смог бы узнать у профессоров и педагогов. Три года понадобилось юному дарованию, чтобы полноценно освоить программу гимназии.

В 1876 тяжело заболел отец Циолковского и вызвал сына домой. Вернувшись в Киров, молодой человек набрал класс учеников. Изобрел собственную методику преподавания, которая помогала детям полноценно усваивать материал. Каждый урок демонстрировал наглядно, что облегчало закрепление изученного.


В конце года умер Игнат – младший брат Константина. Мужчина тяжело перенес это известие, так как с детства любил Игната и доверял сокровенные тайны. Спустя 2 года семейство вернулось в Рязань, планируя купить доходный дом. В этот момент между отцом и сыном происходит ссора, и молодой учитель покидает семью. На деньги, заработанные репетиторством еще на Вятке, снимает комнатку и подыскивает новых учеников.

Для подтверждения квалификации мужчина экстерном сдает экзамены в Первой гимназии. Получив свидетельство, по распределению отправляется в Боровск, к месту государственной службы.

Научные достижения

Молодой теоретик ежедневно чертит графики и планомерно составляет рукописи. Дома постоянно экспериментирует, в результате чего в комнатах гремит миниатюрный гром, блистают крошечные молнии, самостоятельно танцуют бумажные человечки.

Научный совет «РФХО» постановил включить Циолковского в ряды ученых. Сотрудники комитета поняли, что гений-самоучка внесет весомый вклад в науку.


В Калуге мужчина написал труды по космонавтике, медицине, космической биологии. Константин Циолковский известен не только изобретениями, но и удивительными размышлениями о космосе. Его «космическая философия» расширила границы жизненного пространства и открыла перед человеком дорогу в небо. Гениальный труд «Воля вселенной» доказал человечеству, что звезды гораздо ближе, чем кажется.

Список научных открытий

  • В 1886 году разработал аэростат, ориентируясь на собственные чертежи.
  • На протяжении 3 лет ученый муж прорабатывает идеи, связанные с ракетостроением. Пытается ввести в эксплуатацию металлический дирижабль.
  • Математическими чертежами и выкладками подтверждает теорию о допустимости запуска ракеты в космос.
  • Разработал первые модели ракет, стартующих с наклонной плоскости. Чертежи профессора использовались при создании артиллерийской установки «Катюша».
  • Построил аэродинамическую трубу.

  • Спроектировал двигатель с газотурбинной тягой.
  • Создал чертеж моноплана и обосновал идею двукрылого самолета.
  • Придумал схему поезда, движущегося на воздушной подушке.
  • Изобрел шасси, которое выдвигается из нижней полости летательного аппарата.
  • Исследовал виды топлива для ракет, рекомендовав смесь водорода и кислорода.
  • Написал научно-фэнтезийную книгу «Вне Земли», в которой рассказал об удивительном путешествии человека на Луну.

Личная жизнь

Свадьба Циолковского состоялась летом 1880 года. Женившись без любви, рассчитывал, что подобный брак не будет мешать работе. Супругой стала дочка вдовствующего священника. Варвара и Константин прожили в браке 30 лет и произвели на свет 7 детей. Пятеро малышей умерли еще во младенчестве, а оставшиеся двое погибли взрослыми. Оба сына совершили суицид.


Биография Константина Эдуардовича пестрит трагическими событиями. Ученого преследуют смерти родных, пожары и наводнения. В 1887 до тла выгорел дом Циолковских. В огне погибли рукописи, чертежи и модели. 1908 год не менее печален. Вышедшая из берегов Ока затопила жилище профессора, уничтожив уникальные схемы и машины.

Научные достижения гения не оценили работники Социалистической академии. От голодной смерти Циолковского спасло Общество любителей мироведения, назначив ему пенсию. Власть вспомнила о существовании талантливого мыслителя только в 1923, когда в прессе опубликовали доклад немецкого физика о космических полетах. Государство назначило русскому гению пожизненную дотацию.

Смерть

Весной 1935 года врачи диагностировали у профессора рак желудка. Узнав диагноз, мужчина составил завещание, но отказался лечь на госпитализацию. Измученный постоянными болями осенью согласился на операцию.


Медики экстренно удалили опухоль, но остановить деление раковых клеток не смогли. На следующий день в больницу доставили телеграмму от , который пожелал скорейшего выздоровления.

Великий ученый умер осенью этого же года.

  • Оглох после скарлатины,
  • Самостоятельно за 3 года изучил университетскую программу,
  • Известен, как феноменальный педагог и любимец детворы,
  • Считался атеистом,
  • В Калуге построен музей, где размещены фотографии и предметы быта ученого,
  • Мечтал о идеальном мире, где отсутствуют преступления,
  • Предлагал расчленять убийц на атомы,
  • Рассчитал протяженность полета многоступенчатой ракеты.

Цитаты

  • «Мы должны оставить все внушённые нам правила морали и закона, если они вредят высшим целям. Всё нам можно и всё полезно - вот основной закон новой морали».
  • «Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».
  • «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель … Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его. Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса».
  • «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
  • «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть Вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей».
  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Библиография

  • 1886 - Теория аэростата
  • 1890 - К вопросу о летании посредством крыльев
  • 1903 - Естественные основы нравственности
  • 1913 - Выделение человека из царства животных
  • 1916 - Условия жизни в других мирах
  • 1920 - Влияние разной тяжести на жизнь
  • 1921 - Мировые катастрофы
  • 1923 - Значение науки о веществе
  • 1926 - Простой солнечный нагреватель
  • 1927 - Условия биологической жизни во вселенной
  • 1928 - Совершенство вселенной
  • 1930 - Эпоха дирижаблестроения
  • 1931 - Обратимость химических явлений
  • 1932 - Возможен ли вечный двигатель?

Константин Эдуардович Циолковский – выдающийся русский ученый, изобретатель, естествоиспытатель, философ. В 1883 году он написал книгу «Свободное пространство», в которой описал процессы, происходящие в космосе, его свойства. Именно в этой книге Константин Эдуардович впервые предложил ракетный принцип движения в безвоздушном пространстве. А было ли пространство, окружающее самого Константина Эдуардовича свободным для творчества и научных изысканий? Увы, нет. Константин Циолковский родился в 1857 году, а в возрасте 9 лет практически полностью потерял слух после перенесенной скарлатины. Когда он поступил в Вятскую гимназию, возникли проблемы с обучением – гимназист Циолковский не мог соответствовать требованиям учебного заведения, полноценно усваивать материал, сдавать экзамены. Дети всячески третировали талантливого соученика, подвергали изощренным издевательствам, насмешкам. Этот период Константин Эдуардович назвал впоследствии «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни».

Константин был отчислен из гимназии на третьем году обучения. С того времени в его душе поселились недоверие и ожесточенность. Но природная любознательность и тяга к естественным наукам не позволили ему опустить руки. Константин занялся самообразованием, изучал учебники и монографии, проводил физические и химические опыты в домашних условиях. У него были золотые руки, и еще в раннем детстве он сам мастерил игрушки, часы, коньки. Когда возникла необходимость в экспериментальных исследованиях, он сумел изготовить токарный станок, астролябию. Проявляя недюжинный конструкторский талант, Константин сооружал разнообразные самодвижущиеся механизмы, пружины для которых извлекал из старых дамских кринолинов.

За три года, сначала в Вятке, потом в Чертковской публичной библиотеке Москвы он освоил не только программу гимназии, но значительную часть университетской. Обстоятельства вынуждали его искать средства к существованию, и Константин Эдуардович занялся репетиторством, а позже и преподаванием. Этот факт вызывает закономерное удивление: как человек, практически лишенный слуха, сумел преуспеть в преподавательской деятельности? Дело в том, что Циолковский широко использовал наглядные методы – проводил с учениками опыты, изготавливал модели геометрических фигур и различных летательных аппаратов.

Тем не менее, свободное пространство вокруг ученого продолжало сокращаться. Пожар и два наводнения уничтожили созданные им приборы, аппараты, научные заметки, расчеты. Константин Эдуардович, не имея возможности общаться с другими исследователями и не будучи в курсе научных работ ведущихся в мире, был обречен «изобретать велосипед». Многие его открытия уже были сделаны другими учеными.

Статьи, посылаемые Циолковским в научные издания, не публиковались, работы не издавались. Константин Эдуардович перестал надеяться на признание, но, тем не менее, продолжил научную деятельность. Он занимался биомеханикой, теорией воздухоплаванья, и даже евгеникой. Его игнорировали как ученого, но ценили как педагога. В 1892 году Циолковского перевели в Калугу, преподавателем уездного училища.

Начало 20-го века было для ученого особенно трудным: смерть сыновей, отсутствие поддержки научной общественности, нищета, арест. Тем не менее Константин Эдуардович не оставил исследовательской деятельности, писал книги, совершенствовал модель аэростата с металлической оболочкой. Он тратил все свои деньги на приобретение материалов. Но самые главные его труды были посвящены космонавтике и теории ракетного движения.

Только после 1923 года пространство, окружающее великого ученого стало более или менее свободным. Советские власти заинтересовались его работами, появились публикации и последователи. Многие идеи Циолковского легли в основу современных теорий космических полетов.

Известный советский писатель А.Беляев написал фантастический роман о космической станции под названием «Звезда КЭЦ». Вы уже догадались, что означает эта аббревиатура? Совершенно верно. Это начальные буквы имени Константин Эдуардович Циолковский!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога