Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что делать есть в самолете стало плохо. Что будет, если ты почувствуешь себя плохо в самолете? Кому нельзя летать

В ночь на 11 ноября в екатеринбургском аэропорту Кольцово в очередной раз незапланированно приземлился самолет из-за нездоровья пассажира. По данным воздушной гавани, недомогание из-за резкого скачка давления почувствовал 45-летний мужчина с рейса Москва-Иркутск. Его доставили в больницу, жизни пассажира ничего не угрожает. Это уже четвертый известный случай на Урале, причем в двух пассажиров спасти, увы, не удалось. Кроме того, у всех на слуху трагедия с 24-летним Артемом Чечиковым, который в августе умер в Шереметьево. Молодому человеку стало плохо во время полета, лайнер совершил вынужденную посадку, но реанимобиль ехал слишком долго.

Медики отмечают, что авиапутешествие может действительно негативно влиять на организм человека. На что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать серьезных проблем со здоровьем, "РГ" рассказал врач-кардиолог Центральной клинической больницы гражданской авиации Артем Юровский.

От чего умирают люди во время полета?

Артем Юровский: Авиакомпании неохотно делятся информацией, касающейся смерти пилотов, чаще всего это сердечный приступ или аритмии. Летчики испытывают постоянный стресс, в организме выделяется большое количество адреналина. В такой ситуации природой заложено убегать либо догонять, а они не могут покинуть рабочее место. Статистики по пассажирам нет, поскольку зачастую они умирают далеко от самолета и трудно доказать связь между кончиной и влиянием негативных факторов полета. Но все же можно утверждать, что главной угрозой во время авиапутешествия является обычная гиподинамия.

То есть смертельно опасно просто сидеть, как в офисе?

Артем Юровский: Да, в положении сидя увеличивается венозное давление в нижних конечностях. Вены растягиваются, и ноги начинают отекать из-за общего застоя крови, при котором ее жидкая часть выходит из сосудов в межклеточное пространство. Если человек здоров и отрицательное воздействие на организм не систематическое, например, пассажир совершает перелеты длительностью до четырех часов не чаще двух раз в месяц, то ничего страшного нет.

Что будет, если приходится летать чаще?

Артем Юровский: Тогда диаметр сосудов стойко расширяется и замедляется кровоток, эритроциты слипаются, и образуется тромб. Человек встает с кресла, кровоток резко ускоряется, и тромб устремляется к легким. Происходит закупорка - тромбоэмболия - легочной артерии, что может привести к летальному исходу. Проще говоря, смертельно опасно вставать после долгого пребывания в положении сидя.

Кроме проблем с венами фактором риска являются все состояния, увеличивающие вязкость крови, поскольку они способствуют образованию тромбов. Это, например, воспаление легких, острые и хронические инфекционные и аутоиммунные воспалительные заболевания, послеоперационный период до трех недель, а также восстановительный период после инфаркта миокарда и инсульта.

Опасны легочные патологии. При хроническом бронхите, астме, после перенесенного туберкулеза из-за увеличения плотности ткани легких нарастает давление в правых отделах сердца, в венах печени, брюшной полости, ног. Это тоже способствует тромбообразованию.

Что может сделать пассажир во время полета, чтобы избежать этих неприятностей?

Страдает ли организм из-за того, что наше тело отрывается от земли?

Артем Юровский: Перегрузки при взлете и посадке, изменение атмосферного давления и сниженная влажность воздуха в салоне самолета оказывают негативное влияние. Но последствия не столь фатальные. В полете человек может ощущать головокружение, вздутие живота.

А нужно ли есть перед посадкой в самолет?

Артем Юровский: Лучше есть не позже чем за три часа до взлета, а затем уже когда завершится набор высоты. Тогда при изменении атмосферного давления и перегрузках пищи в желудке не окажется, и пассажира не будет тошнить.

Чем чревата низкая влажность?

Артем Юровский: Сухость кондиционированного воздуха связана с косметическими неудобствами - сохнет кожа. Проблема легко решается с помощью увлажняющего крема. Женщинам советую избегать агрессивной косметики, поскольку при сухой коже химия активнее проникает в поры. Тем, кто носит контактные линзы, лучше сменить их на очки. При пониженной влажности вероятно ощущение песка в глазах, дискомфорт при движении глазных яблок.

Ясно, что в самолете с человеком может случиться много всего неприятного, а ведь некоторые и так боятся летать…

Артем Юровский: Вообще-то авиатранспорт на данный момент является самым безопасным. Психологический дискомфорт связан с тем, что сам человек не умеет летать, с пассивной ролью пассажира: у него нет возможности влиять на процесс. Здоровый человек довольно быстро адаптируется к этой ситуации. У людей с психическими заболеваниями адаптация замедлена или вовсе отсутствует. Они могут довести себя до истеричного состояния, ступора или паралича, а также членовредительства. Таким больным абсолютно противопоказаны перелеты.

Артем Юровский: К счастью, расстройства проявляются уже при заходе в самолет, и бортпроводники более пристально приглядываются к неспокойным пассажирам. А уравновешенным людям справиться с дискомфортом поможет книжка, леденец или сосед-собеседник.

Некоторые для успокоения пьют алкоголь. Зря?

Артем Юровский: Главное - не чувствовать себя пьяным. Я вообще не рекомендую пить больше 50 граммов в сутки в пересчете на чистый спирт. Помните: во время полета возникает кислородное голодание - появляются головокружение, сонливость, общее недомогание. У выпившего человека больше шансов, что его стошнит.

Конечно, это не смертельно. Но если мы говорим о нездоровом человеке, то все его проблемы в самолете будут усугубляться. Ему станет плохо просто потому, что он и так болен, а еще и выпил.

Как быть с курением? Стоит ли запастись никотином?

Артем Юровский: Курение - это наркомания. И человек становится неадекватным при ломке, в том числе табачной. Если вы настолько зависите от сигареты, лучше покурить. Чтобы более-менее комфортно пережить никотиновое голодание во время полета, можно пососать леденец или опять же пригубить рюмочку - не больше. Главное - сохранять адекватное состояние.

Стоит ли брать в авиапутешествие лекарства?

Артем Юровский: Если человек летит первый раз, помогут препараты от укачивания. Плюс те, что он принимает регулярно. Пассажирам, имеющим проблемы со здоровьем, перед полетом рекомендую пообщаться с доктором. Может быть, врач скорректирует терапию или посоветует, например, лететь в компрессионном трикотаже.

Между тем

По данным перевозчиков, одна вынужденная посадка обходится им в сумму от 100 до 300 тысяч рублей. К счастью, больным пассажирам такие счета не выставляют - эти суммы относят к издержкам авиакомпаний. Однако пассажира ожидают дополнительные траты: чтобы добраться до пункта назначения, придется покупать новый билет.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим с вами о довольно распространенной и важной проблеме. Всем нам периодически приходится летать на самолетах. Не важно делаете вы это впервые или уже сталкивались с полетами, но страх перед тем, что в небе может стать плохо переживают очень много людей. Как с ним справиться?

Нередко я слышу фразу: «Боюсь, что станет плохо в самолете, что делать». Как правильно вести себя, чтобы страх не повлиял на желание и возможность путешествовать по воздуху? Об этом мы сегодня и поговорим. В данном случае психология поможет лучше всего остального справиться с проблемой.

Не накручивайте себя

Мысли, особенно о физическом состоянии человека, напрямую влияют на его самочувствие. Думаю, что многим знакомо слово «психосоматика». Это направление в психологии, которое изучает как нервная система воздействует на физическое состояние людей и течение их болезней.

Каждый из нас может почувствовать головную боль, если будет постоянно о ней думать. Что уж говорить о ситуации, когда человек подсознательно готовит себя к ?

Если вы задаетесь вопросом может ли человеку в принципе стать плохо в самолете, то скорее всего вы столкнетесь с проблемами, как только окажетесь на борту авиалайнера.

Не буду расписывать на какие моменты вы начнете обращать внимание и что именно будете испытывать. Вам и самому не следует задумываться о таких вещах, чтобы не программировать себя и не накручивать.

Чего вы боитесь на самом деле

Если вы хотите избежать проблем, лучше всего на минутку задуматься: «А почему, собственно, мне должно стать плохо? Чего конкретно я боюсь?». Все дело в замкнутом пространстве? Но вы же вряд ли испытываете дискомфорт в комнате или автомобиле, почему в самолете все должно быть по-другому?

Сейчас многие читатели могут схватиться за эту мысль и начать искать себе оправдания, например, что в воздухе вы не можете контролировать происходящее. Автомобиль можно в любой момент покинуть, остановить, но что делать если захочется выйти из самолета?

Многие люди испытывают сильный страх, когда не могут контролировать ситуацию. По факту, такое происходит каждый день, но в случае с самолетом, ощущение беззащитности становится слишком очевидным. Ты просто садишься и отдаешь себя в руки пилота и команды.

Человек придумал множество способов создать иллюзию контроля. Мы доверяемся судьбе и зачем-то носим кроличьи лапки на удачу, хоть разумом и понимаем, что часть тела мертвого животного никак не может у нас в кошельке или .

Тем не менее – это хороший способ, который поможет вам справиться со страхом. Если вы суеверны, в этом может заключаться ваше спасение. Найдите первый попавшийся камень и начните думать, что он защитит вас в том случае, если в самолете действительно станет плохо. Сейчас хороши любые методы. Грех ими не воспользоваться.

Почему важно побороть свой страх и как это сделать

Миру и психологии известны тысячи примеров, когда даже удавалось перебороть свой страх самостоятельно. Они находили в себе силы, так как понимали необходимость.

Страх замкнутого пространства, полета, темноты или даже настолько мешал им жить, что те были готовы идти на все, лишь бы не испытывать вновь этот дискомфорт, избавиться от надоевшей проблемы. Это крайне сложно, но в такие моменты на весах оказываются слишком важные вещи.

Если сейчас вы убедите себя в том, что вам действительно есть чего бояться, а затем в самолете вы почувствуете нехорошие симптомы, просто задумайтесь, сможете ли вы продолжать спокойно путешествовать? Нет. Вы будете знать про опасность и у вас останется лишь два выхода – смириться со страхом или встречаться с ним из раза в раз лицом к лицу.

Как вы думаете, что делают герои, о которых я говорила чуть раньше, с фобиями? Некоторые идут к психологу и начинают работать постепенно путем убеждений, рассуждений, встреч со стрессовой ситуацией. Другие действуют через шок – запирают себя в темных комнатах, если боятся замкнутого пространства, держат в руках пауков, если испытывают страх перед ними. Сложно представить, что они при этом испытывают, но иного выхода они не видят.

Попасть в ловушку страха довольно легко. Нужно всего лишь начать чего-то бояться и затем удостовериться, что опасения были не напрасны. После этого каждая новая встреча будет лишь подтверждать актуальность фобии. Попытайтесь предупредить это заранее. Разубедите себя в том, что ваши опасения имеют под собой основания.

Сейчас мы с вами говорим не о фобиях. Мы готовы подняться на борт самолета, а значит и в состоянии сами справиться со своей проблемой, попытавшись доказать необоснованность страха уже сейчас. Для начала перестаньте об этом думать, а затем попытайтесь и сделайте то, что в ваших силах, чтобы минимизировать последствия, если в самолете вам действительно станет плохо.

Как этого добиться?

Подкладываем соломку

Помните старую поговорку про то, что если бы знал где упадешь – обязательно подложил бы соломку? Давайте попытаемся это сделать.

Первое, с чем вы можете столкнуться в самолете – это приступ паники. Страх имеет эмоциональные и физические проявления. Дыхательные техники позволяют не только отвлечься, но и справиться с влияем страха на тело человека.

Для релаксации применяются техники, в которых вдохи менее продолжительны, нежели выдохи. То есть вы спокойно вбираете воздух на счет два и выдыхаете его на 4. Ваш пульс при этом замедляется, сердце бьется не так учащенно. Можете взять с собой в полет книгу Тит Нат Хана «На одном дыхании» , и заниматься практиками непосредственно в небе.

Могу посоветовать также Андрея Голощапова «Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи» , если вы захотите узнать чуть больше о других методах, которые помогают избавиться от страхов.

Обязательно скажите о своих опасениях стюарду. Это еще один способ взять под контроль ситуацию. Если пассажиру или ребенку станет плохо, команда обязательно придет на помощь быстрее, если будет знать о его недомоганиях.

Вы также можете заблаговременно обратиться ко врачу, чтобы узнать какие лекарства лучше всего взять с собой, чтобы избежать проблем в небе. Вы же наверняка предполагаете, что конкретно с вами может случиться. Если это паническая атака – обратитесь к психологу, головная боль или другие физиологические проявления – сходите на прием к терапевту.

Вот в принципе и все. До новых встреч и не забывайте подписываться на рассылку.

Лицом к лицу

В неудобном самолетном кресле корчилась от боли молодая беременная женщина. Приступ начался неожиданно, сопровождался кровотечением, но больше всего её испугало то, что она перестала ощущать движения шестимесячного плода. Экипаж авиалайнера, направляющегося в Лос-Анджелес, немедленно обратился к пассажирам с просьбой прийти на помощь. В салоне нашелся педиатр, который осмотрел женщину и установил, что ребенок мертв и сделать уже ничего нельзя. Поэтому врач предложил продолжить полет до аэропорта назначения.[!]
Однако летчики не взяли на себя ответственность и связались по радио с наземной группой медицинской поддержки в Фениксе. «Наш доктор ответил однозначно, - вспоминает Дэвид Стрейтвизер, директор Глобального центра MedLink , который обеспечивает медицинское обслуживание на сорока авиалиниях по всему миру. – Он предложил командиру экипажа срочно изменить маршрут».
С помощью обширной базы данных тут же был определен ближайший подходящий аэропорт, и за считанные минуты MedLink связался с находящимся недалеко от него акушером, который имел большой опыт помощи в экстренных случаях.
К моменту вынужденной посадки прямо на взлетном поле самолет ждала соответствующим образом оборудованная машина «скорой помощи» и готовая к действию команда врачей. «Мы были готовы сделать все, чтобы спасти жизнь ребенка», - рассказывает Стрейтвизер.
Никто не считал, скольким пассажирам за год становится плохо во время полетов. Однако работники авиакомпаний уверены, что по мере увеличения размеров авиалайнеров и старения населения это количество возрастает. Раньше забота о заболевших пассажирах возлагалась только на обученных приемам первой помощи членов летных экипажей, однако сейчас такая практика считается недостаточной.
Хотя это и не требует закон, сегодня большинство, если не все, авиакомпаний имеет какой-нибудь вид медицинской подстраховки. Одна из организаций этой системы - действующая с 1986 года MedLink, которая обслуживает не только авиа-, но и морские линии. Дежурящие в отделении «скорой помощи» регионального центра Добрых самаритян в Фениксе 18 врачей этой компании отвечают в среднем на 60 радиотелефонных звонков в день. В прошлом году к ним обращались с неба более 12 тысяч раз.
По результатам наземных консультаций более пяти процентов авиарейсов изменили маршруты и приземлились досрочно. В 1999 году таких случаев было несколько больше - свыше семи процентов. Вынужденно свернувшие со своего пути самолеты повышают стоимость рейсов и увеличивают потери времени у пассажиров и экипажей, но этого можно избежать, обеспечив соответствующую наземную медицинскую поддержку и имея на борту правильно скомпонованные бортовые аптечки и минимальный набор необходимого медицинского оборудования.
Медицинский директор компании American Airlines Дэвид МакКенас рассказывает о случае, когда во время перелета через Атлантику одну из пассажирок настиг тяжелейший приступ астмы. Как правило, в более чем половине летящих самолетов среди пассажиров находится врач, медсестра или фельдшер. Однако на этот раз никого из них на борту не было. МакКенас посоветовал стюардессе использовать имеющийся в аптечке ингалятор. «Два впрыскивания тут же остановили приступ, - вспоминает Дэвид. – Это не только избавило экипаж от необходимости совершить экстренную посадку, но и очень возможно, что спасти жизнь этой женщины. Как выяснилось потом, ее при подобных приступах обязательно отправляли в госпиталь».
В отличие от других авиакомпаний, American и United Airlines имеют собственный штат медицинских работников. Причем первая из них была инициатором комплектования всех своих машин автоматическими дефибрилляторами. По этой причине МакКенаса даже называют «отцом» движения за широкое использование этих приборов. «С 1997 года, когда дефибрилляторы стали стандартным оборудованием для наших машин, они спасли 34 жизни, - говорит он. – Как ни странно это прозвучит, но мы спасаем в воздухе больше людей после неожиданного инфаркта миокарда, чем во многих местах на земле».
...Одним из таких возвращенных к жизни клиентов American Airlines четыре года назад стал Майкл Тай. «Я был практически уже мертвым, - вспоминает он тот трагический полет из Бостона в Лос-Анджелес. – Мы находились в небе уже три часа, на подвешенных к потолку экранах подошел к концу какой-то фильм, моя жена, дремавшая во время его демонстрации, открыла глаза, потянулась и положила ногу на мое колено. Я столкнул ее и тут же потерял сознание. Она подумала, что я шучу, но, встряхнув меня и похлопав по лицу, поняла, что дело плохо. И тут же громко позвала кого-нибудь на помощь».
Это был тяжелейший инфаркт. Первым на зов прибежал бортпроводник Кевин Данн. Вместе с женой Майкла они положили его в проход между креслами и начали делать ему искусственное дыхание. Но, несмотря на все их усилия, он не подавал признаков жизни. Тут же появился второй бортпроводник, державший в руках прибор, напоминавший по виду переносной компьютер. Это и был портативный дефибриллятор, всего несколько дней назад доставленный на борт самолета.
Первые три высоковольтных разряда не дали никакого результата, и жена обратилась к пассажирам с мольбой спасти ее мужа. А члены экипажа продолжали бороться. Еще один разряд, и Майкл вздохнул и открыл глаза. Самолет посадили в Денвере, где больной провел неделю в госпитале.
После этого происшествия Тай, который раньше никогда не страдал никакими сердечно-сосудистыми заболеваниями, стал активным пропагандистом прибора, вернувшего его с того света. Он даже выступил по этому поводу в Конгрессе, ратуя за обязательное наличие дефибрилляторов во всех общественных местах. Живущий сейчас в Вермонте, Тай остается близким другом Кевина Данна. «У меня нет никаких сомнений в том, что он спас мне жизнь», - говорит Майкл.
Когда речь идет об инфаркте, все определяет время. «Каждая минута задержки помощи, - говорит МакКенас, - уменьшает шансы на выживание на 10 процентов. Поэтому наши экипажи учатся действовать быстро и применять дефибриллятор тогда, когда пациент теряет сознание, перестает дышать и у него пропадает пульс».
В распоряжении компании American имеется восемь врачей, трое из которых размещаются в Далласе, а остальные - в других аэропортах страны. Они могут оказывать консультационную помощь в очень широком диапазоне – от сильных головных болей, тошноты и повышенной тревожности до передозировки наркотиков и других угрожающих жизни состояний. «Обычно нас вызывают по радиотелефону от пяти до семи раз в неделю», - говорит МакКенас.
United Airlines, как правило, получает то же количество вызовов ежедневно. «Понятно, что это объясняется большим объемом пассажирских перевозок нашей компании – до 200 тысяч человек в день, - говорит ее медицинский директор доктор Гэри Кон. - Это же население среднего города». Соответственно United располагает и вдвое большим числом врачей-консультантов, работающих в семи городах и в основном являющихся специалистами по авиационной медицине. Впрочем, если у них возникает нужда в других специалистах, они всегда ждут в отделении «скорой помощи» Медицинского центра Пресвиторианского госпиталя Питсбургского университета.
Поставить диагноз без непосредственного контакта с пациентом, особенно при нечетко выраженных симптомах, как это чаще всего и бывает в подобных ситуациях, - весьма трудно даже для очень опытного профессионала. Решающим здесь является правильная постановка вопросов. «Наша главная задача – стабилизировать состояние пациента, - говорит Кон. – Мы не пытаемся создать в воздухе настоящий госпиталь. Если возникает срочная необходимость в серьезной помощи, идеальным решением является посадка самолета как можно быстрее. К сожалению, это не всегда возможно, поскольку тяжелые машины не могут приземляться в каждом аэропорту». Поэтому компания имеет специальную регулярно пересматриваемую и дополняемую базу данных, включающую все аэропорты, куда можно отправить самолет с тяжелым больным, а также все госпитали вблизи них и их лечебные возможности в экстренных случаях.
В Соединенных Штатах почти каждый крупный аэропорт соответствует необходимым медицинским требованиям. Гораздо труднее найти нужное место посадки вне страны.
Отвечая более чем на 2000 звонков в год, United только в ста случаях решает изменить маршрут самолета. При этом лишь 10-15 рейсов отклоняются от намеченного пути «по медицинским показаниям». Объясняется это тем, что по большей части возникающие в небе вопросы удается решать с помощью средств, имеющихся на борту. Однако так бывает не всегда.
Недели три назад на рейсе United случилась беда. Когда самолет, следовавший из Европы в Чикаго, подлетал к берегам Канады, пожилой человек пожаловался на сильную боль в груди. Врача на борту не оказалось, но по словам самого больного можно было прийти к заключению, что у него развивается инфаркт миокарда.
Наземный консультант предложил экипажу немедленно садиться в канадском аэропорту. Решение в таких случаях всегда остается за командиром воздушного корабля. Самолет приземлился в Канаде, и пациента срочно отправили в местный госпиталь, где диагноз инфаркта полностью подтвердился.
Несмотря на трудности диагностирования на расстоянии, по данным Федеральной авиационной администрации, в 70 процентах случаев заключения, сделанные врачами-консультантами, подтверждаются потом на земле. Это же правительственное агентство сообщает, что в результате медицинских усилий авиакомпаний у 60 процентов заболевших в воздухе состояние улучшается, хотя всех пострадавших уберечь все же не удается. 15 авиапассажиров погибло во время полета, на пути к госпиталю или уже после того, как было начато лечение в стационаре.
В настоящее время даже такая небольшая и молодая компания, как JetBlue, оценила достоинства медицинских консультантов. В прошлом году она 78 раз использовала связи с MedLink, и шесть ее рейсов были приостановлены. «Наличие постоянного доступа к медицинским профессионалам повышает уверенность летного состава, - говорит представитель JetBlue Брайен Мэнабей. – Мы не имеем возможности обучить всех его членов навыкам медсестер. Поэтому мы полагаемся на MedLink».
Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем «воздушная» медицина будет действовать с гораздо большим успехом. American Airlines, в частности, уже делает следующий шаг вперед в этом направлении. Она разрабатывает программу SkyCAAre, которая предусматривает медицинское сопровождение воздушных путешественников, нуждающихся во врачебном присмотре во время полета. «Это очень удобно для пассажиров, страдающих болезнью Альцхаймера или перебирающихся поближе к семье пациентов домов престарелых, - говорит медицинский директор компании. – В соответствии с условиями этой программы такой пассажир покупает с 30-процентной скидкой соседнее с ним кресло и платит сбор в 90 долларов в час за сопровождение его «личной» медицинской сестрой».

История из Facebook. Девушка летела из Анталии в Минск, когда на борту стало плохо дочке одной из пассажирок. Маленькой девочке начали искать градусник, лекарства и врача. Ситуация как-то разрешилась. Нашелся ртутный градусник, ибупрофен, доктор. Но остались вопросы: а что делать, если вы, а не кто-то другой, оказались в такой ситуации? В «Белавиа» прокомментировали случай с рейсом Анталия - Минск и дали разъяснения на случай форс-мажора.

Сперва про Анталию. Вот история.

Вот комментарий перевозчика:

- Электронный градусник находился на калибровке. Измерительные приборы периодически проверяются, это рабочая ситуация. Градусник был найден у одного из пассажиров. Девочке измерили температуру и предложили маме лекарства для ребенка. Мама от таблеток отказалась, объяснив, что у ребенка плохая реакция на них. Бортпроводники среди пассажиров также нашли врача, который осмотрел ребенка. По прибытии в Минск около трапа уже дежурила бригада скорой помощи. Ребенка осмотрели и приняли все необходимые меры. Ситуация получилась вообще не конфликтной. Мама после благодарила бортпроводников за внимание и оказанную помощь.

А теперь вопросы на случай, если вам случилось болеть в небе. Отвечает начальник службы проводников «Белавиа» Сергей Латушкин.

1. Какие препараты есть в аптечке бортпроводников?

Есть три вида аптечек, которые используются на борту. Одна - для оказания первой помощи. Ее бортпроводники используют на постоянной основе. Там хранится все для экстренных случаев: бинты, анальгин и прочие вещи частых запросов.

Вторая аптечка - универсально-профилактическая. Противорвотные средства, болеутоляющие, капли для носа, антацидные, антигистаминные.

Третья - аварийная. Ее могут использовать только врачи. Если на борту случилось что-то экстренное (роды, допустим), по громкой связи ищется доктор. Ему предоставляется родовой комплект из аптечки. Специалист знает, что с этим со всем делать, огораживает женщину - и рожаем прямо в самолете.

Бортпроводники тянут с собой в самолет четыре аптечки. Две - первой медицинской помощи. И по одной - универсальной и аварийной. Сейчас в «Белавиа» обсуждают возможные перемены. Хотят, чтобы аварийная и универсальная аптечки оставались на борту и тонкие стюардессы не напрягались, каждый раз перенося их.

Информация для коллекции ненужных знаний: комплектация бортовых аптечек лекарственными средствами осуществляется в соответствии с приложением 6 Чикагской конвенции о гражданской авиации и нормами ICAO (международная организация гражданской авиации). На основании внутренних руководящих документов могут появляться дополнительные препараты.

2. Есть ли в этой аптечке тонометр, глюкометр и градусник?

Есть. Градусники электронные. Каждая аптечка комплектуется измерительными приборами и батарейками. Случается, тонометры/глюкометры/градусники отправляются на калибровку.

3. Правда ли, что врача всегда ищут среди пассажиров?

Правда. Среди бортпроводников единицы имеют медицинское образование. Если происходит что-то экстренное, по громкой связи бросается клич: «Уважаемые пассажиры, есть ли среди вас медицинский работник, фельдшер или врач?» В случае когда человек отозвался, его просят помочь решить возникший вопрос.

4. Владеют ли бортпроводники какими-то навыками медицинской помощи (на случай если не окажется в салоне врача)?

Если жизнь повернулась к летному составу не тем боком и оставила без врача среди пассажиров, придется справляться своими силами. Каждый бортпроводник проходит соответствующее обучение. В курсе аварийно-спасательной подготовки есть медицинская часть. Все происходит в университете гражданской защиты в Светлой Роще.

Цикл занятий состоит из трех дней. Первый - противопожарная подготовка. Второй - действия на борту и приводнение. Третий - медицинская подготовка. Раньше было четыре часа, теперь восемь. Занятия проводит медик МЧС.

В итоге бортпроводников учат, как оказывать первую помощь: делать искусственное дыхание, определять шок, осуществлять непрямой массаж сердца. Обучение проходит раз в два года.

5. Как ведет себя команда, если у человека резко ухудшилось здоровье?

Начальник службы бортпроводников рассказывает три истории.

- Буквально недавно (месяца полтора назад) семья возвращалась на самолете с отдыха. Мужчине стало плохо примерно над территорией Украины. Причем человек нормально провел отпуск, не в духе туристов, которых показывают в передаче «Наша Russia», никаких передозов по алкоголю. Проверили: врачей нет, первую помощь оказали, легче не стало. У человека зашкалено давление, сердце прихватило - упал в обморок. Доложили командиру. Ближайший аэропорт - Одесса. Запросили экстренную посадку. К моменту приземления все необходимые службы присутствуют возле трапа. В итоге быстро зашли в салон с носилками, унесли и увезли пациента. Самолет закрылся и отправился в Минск. Все хорошо закончилось.

В таких случаях пациент остается лечиться в больнице города, в котором случилась экстренная посадка, приходит в себя и летит в изначальный пункт назначения за счет компании-перевозчика.

- Второй случай. Муж с женой катались в Альпах. Мужчина упал и получил травмы. Январь нынешнего года, Женева. В аэропорт его привезли в не самом транспортабельном состоянии. Человек находился в горизонтальном положении, будучи чуть ли не полностью закованным в гипс. Однако в Boeing есть места для установки носилок. Человека туда загрузили и привезли в Минск.

Третий случай. Вахтовики летели на работу в Ханты-Мансийск. Человеку стало плохо за 40 минут до посадки. Эпилептический припадок. Повезло, что в бригаде бортпроводников был медбрат. Раскрыл человеку рот, достал язык, поставил заглушку, привел в более-менее адекватное состояние. Пилот принял решение долететь до пункта назначения, где уже ждали медики.

6. Какие препараты можно проносить в ручной клади?

На борт можно брать все необходимые препараты, если с собой у вас имеется соответствующее разрешение врача. Печать, подпись. Так летают диабетики, которым нужно делать укол инсулина через определенный промежуток времени. И не важно, где находится человек - на земле или в воздухе. Речь ведется о ручной клади. Что касается багажа, там можно все.

- Все из-за террористической угрозы. Если анализировать последние теракты, использовались порошки и жидкая взрывчатка.

7. Что будет, если ты получил травму в самолете? Билет дает страховку?

Если случилось так, что на борту самолета вы поскользнулись и сломали руку/ногу, на ваш палец наехала тележка с едой, вы разозлили стюардессу (в «Белавиа» есть чемпионка мира по рукопашному бою) и она сломала вам нос, купленный билет является автоматической страховкой. Трап - история более сложная. Но недавно одна пассажирка оступилась, ей возмещали ущерб.

Итого: если человек получил травму в полете, то изначально идет в страховую службу перевозчика, а потом, в зависимости от принятого коллективного решения (зачастую в пользу пассажира), - к страховщикам. Если все случилось в самолете - это однозначно ответственность компании. Если на трапе - это аэропорт.

Вывод

В самолете лучше не болеть. Там изначально много микробов из-за рециркуляции воздуха, пониженное давление, обезвоживание организма (за три часа полета уходит полтора литра жидкости), возможно вздутие живота из-за давления, нехватка кислорода (оттого что давление на 25% ниже обычного). В общем, болеть лучше на земле. А лучше вообще не болеть.

P.S. Сегодня «Белавиа» и бразильская авиастроительная компания Embraer объявили о заказе двух современных авиалайнеров: один E175 и один E195. Стоимость заказа составила 99,1 млн долларов США согласно прейскуранту Embraer на текущий момент. Новые E175 и E195 с завода-изготовителя присоединятся к четырем Embraer, которые уже эксплуатируются в «Белавиа», в мае 2018 года.

Работники служб авиаперелетов нередко сталкиваются с резким ухудшением состояния физического здоровья пассажиров самолета. Многие жалуются на , ощущение сдавленности, приступы паники и многие другие неприятные симптомы, существенно отягчающие процесс полета.

Почему может стать плохо в самолете?

Основной причиной многих проблем, связанных с ухудшением физического состояния пассажиров во время перелета, является существенная перегрузка вестибулярной системы, по сравнению с привычным повседневным состоянием . Совершение пилотом маневров при посадке и взлете, длительность путешествия, преодоление зон турбулентности заставляют нервную систему испытывать непрерывный стресс, результат которого отражается как на работе сердца и сосудов, так и на желудочно-кишечном тракте.

Постепенно организм будет привыкать к усилившимся нагрузкам и симптомы будут пропадать, но не каждому хочется провести длительное время, пытаясь сражаться с подступающими симптомами. Кроме того долгая и неожиданная перегрузка такого плана может негативно отразиться на человеке и привести к крайне опасным для жизни и здоровья состояниям. Для того чтобы полет не обернулся срочным посещением больницы, стоит внимательно отнестись к подготовке к авиапутешествиям.

Кому может стать плохо в самолете

Тем, кто собирается выбирать авиаперелет в качестве способа добраться куда-либо, стоит помнить о том, что многие хронические патологии во время полета могут существенно обостриться из-за резкой смены обстановки, которую неподготовленный, ослабленный организм может счесть критичной. В группе риска находятся пассажиры, страдающие следующими типами заболеваний:

Тем, кто недавно перенес различные операции, восстанавливается после или , а также беременным на поздних сроках стоит вовсе воздержаться от полетов в самолетах и выбрать другой способ перемещения.

Как помочь человеку во время перелета

Существует несколько правил, соблюдая которые можно свести шансы ухудшения состояния здоровья в самолете к минимуму:

Обратите внимание

  • Страдающим от хронических патологий почек и сердечно-сосудистой системы не стоит пить мочегонные средства перед полетом. Не стоит направлять прямо себе в лицо струю воздуха из вентилятора, чтобы не спровоцировать дальнейшую потерю организмом влаги. Большое количество жидкости в организме поможет также избежать головокружения и перепадов давления во время полета.
  • Одежда для перелета должна быть максимально комфортной, не сковывающей движения и не затрудняющей дыхание. Стоит отдать предпочтение натуральным, впитывающим тканям, чтобы кожа могла свободно дышать.
  • Пассажиру нужно избегать переедания до и во время перелета. Стоит уделить внимания легким, сбалансированным блюдам, которые легко переварить. В самолете белое мясо нужно предпочесть красному, а также полностью отказаться от продуктов, провоцирующих повышенное газообразование.
  • Долгое сидение в прямом положении ухудшает циркуляцию крови и провоцирует резкое сокращение сосудов, что приводит к обострениям сердечно-сосудистых состояний, головной боли, шуму в ушах, отеканию конечностей. Для перелета лучше взять с собой теплые носки и по возможности разуться в салоне. Чтобы избежать затекания мышц, можно делать легкие, расслабляющие упражнения, так, чтобы не мешать другим пассажирам. Иногда будет нелишним встать и медленно пройтись по салону.
  • Иногда пассажиры испытывают дискомфорт из-за перепадов давления воздуха. В самолете такое явление может вызвать заложенность ушей, а также спровоцировать обострение респираторных заболеваний. Чтобы этого не произошло, стоит обезопасить себя:
    1. для того чтобы «снять» заложенность с ушей нужно пососать конфету или пожевать резинку. Иногда стабилизировать давление в ушных проходах помогает зевание;
    2. некоторые врачи рекомендуют при заложенности ушей закрыть рот и нос и попытаться с силой «выдохнуть»;
    3. за 30-40 минут до посадки в самолет можно воспользоваться сосудосуживающим спреем для носа. Это не дает в последующем сжиматься воздушным ходам.
  • Если сидящий чувствует головокружение или тошноту, переключение внимания может помочь.иногда для избавления от дискомфорта достаточно посмотреть в окно или сосредоточиться на любом предмете в салоне. Ликвидировать тошноту помогут заранее приготовленные медикаменты, направленные на снижение тяжести путешествий – Драмина, Коккулин. Они убирают ощущение комка в глотке и стабилизируют вестибулярный аппарат при непривычных условиях перелета.
Рекомендуем прочитать:
  • Перед посадкой, если беспокоят сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, нужно приготовить набор лекарств на случай, если станет плохо в салоне самолета. Чаще всего на борт берут успокоительные средства, а также средства для понижения давления. пригодятся также в тех случаях, если во время перелета случился приступ паники или аэрофобии.
  • Важно помнить о том, что при любых недомоганиях можно обратиться к бортпроводнице, в обязанности которой входит обеспечение комфортного состояния жизни и здоровья пассажиров во время перелета. Работники самолета проинструктированы на случай возникновения любой патологии у пассажиров и обязаны оказывать посильную помощь.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога