Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Средства пассивной защиты. Защитная окраска у животных Делает их незаметными

МБОУ «Сосново –Озёрская средняя общеобразовательная школа №2»

Экологическая конференция в рамках

Республиканской стажировочной площадки

Исследовательский проект

Маскировка

животных

Выполнила: Грузинцева Лиза,

ученица 4 «А» класса,

Руководитель: Черноярова Н.С.,

Учитель начальных классов

2013 г.

Маскировка

Цель: выяснить, какие способы маскировки используют животные и растения в природе.

Задачи:

  1. Что такое маскировка животных и растений,
  2. Изучить способы маскировки животных,
  3. Изучить способы маскировки растений,
  4. Выяснить значение маскировки для животных и растений.

Окраска животных

Слово маскировка произошло от слова маскировать – т. е. делать незаметным, невидимым глазу . Значит маскировка животных связана с окраской их наружных покровов (шерсти, кожи, перьев и др.) Одни животные имеют очень яркую окраску, а другие окрашены в скромные тона. Почему? Очевидно, х арактер окраски имеет определенное биологическое значение в жизни того или иного вида.

Защитная окраска -это умение животных или растений маскироваться в окружающей среде, чтобы стать почти незаметными. Окраска у животных появилась в ходе естественного отбора формы и окраски. На фоне окружающей среды окраска животных делает их
- либо незаметными (покровительственная окраска);
- либо заметными (предупреждающая окраска).

1.Покровительственная окраска

Маскировочную или покровительственную окраску животных мы видим на каждом шагу. Большинство животных имеют зеленую, желтовато-зеленую или буро-зеленую окраску – гармонирующую с местом их обитания. Гусеницы бабочек, как правило, имеют такую же окраску, как листья, на которых они развиваются. Зеленые кузнечики применяют маскировку зеленым, под цвет травы, дающей им приют. Птицы, живущие в траве или среди ветвей, тоже имеют зеленую окраску (зеленушки, пеночки, зеленые дятлы .). В лесах жарких стран с вечнозелеными деревьями преобладают животные зеленых цветов или разноцветные, окрашенные под цвет окружающей растительности. Там в изобилии можно найти зеленых попугаев, зеленых ящериц, змей, лягушек и других животных.

Другой пример широко распространённой охранительной или гармонической окраски наблюдается в пустынях земного шара. Животные пустынь , как правило, окрашены в песочно-серые и бурые цвета. Достаточно вспомнить окраску верблюдов - «кораблей пустыни». В цвета пустыни окрашены многие грызуны, птицы, змеи и ящерицы. Такую окраску называют покровительственной или, правильнее, скрывающей. Благодаря ей животные не заметны для хищников. Но скрывающая окраска свойственна также и многим сильным хищникам. Вряд ли льву защитная окраска нужна для спасения от врагов. Скрывающая окраска облегчает ему охоту, позволяет незаметно подкрасться и внезапно овладеть добычей.

Немало животных, имеющих скрывающую окраску, меняют ее посезонно . Это животные северной зоны и северной части умеренной зоны. У песца в тундре зимний белый наряд сменяется летом на темный, буроватый. Подобная смена окраски происходит и у грызунов, например леммингов. Зимний белый мех зайца-беляка сменяется на лето буровато-серым мехом. Обыкновенная белка летом покрыта рыжей шерстью, а на зиму одевается в светло-серую шубку, помогающую ей слиться с красками зимнего пейзажа. Сезонная смена скрывающей окраски - еще одно подтверждение ее приспособительного значения.

Водные животные сальпы и медузы не имеют никакой покровительственной окраски, но маскируются тем, что тело их прозрачно, как вода, поэтому они буквально являются невидимками.

В других случаях маскирующее сходство служит, напротив, хищникам средством для подкарауливания и даже привлечения добычи, например, пауки, змеи, бородатая акула.

Расчленяющая окраска

Военные сооружения, машины, орудия и другие предметы, которые надо скрыть,часто окрашивают беспорядочным сочетанием темных и светлых полос и пятен. Подобная окраска выгодна тем, что она скрадывает форму и очертания танка или сооружения, как бы расчленяет его на части и потому прекрасно маскирует.

Этот принцип расчленяющей окраски человек заимствовал из природы. Подобную окраску имеют многие животные, например, тигры. Тигров очень трудно заметить среди зарослей как раз благодаря темным и желтым полосам на теле. Такая окраска дает возможность тигру близко подкрадываться к своей жертве. У некоторых других хищников из семейства кошачьих не полосатая, а пятнистая расцветка. Так, у южноамериканского ягуара по желтой шерсти разбросаны черные пятна. Это тоже расчленяющая окраска.

У некоторых рыб расцветка чрезвычайно причудлива: по светлому фону темные вертикальные полосы. Одну из таких рыб - птерофиллум скаляре - часто разводят в аквариумах. Ее родина - Южная Америка. В нормально освещенном аквариуме среди водных растений заметить рыбку сверху трудно - ее плоское тело как бы разделено на части темными полосами.

Расчленяющая окраска лучше скрывает животное при передвижении в различно окрашенной среде. Еще интереснее животные, которые при изменении окраски среды могут менять окраску своего тела. Окраска среды меняется при передвижении животного и при различных стихийных явлениях.

Одни животные способны в таких случаях быстро изменять окраску, другие - медленно. Очень быстро изменяет окраску промысловая морская рыба камбала. Она много времени проводит на дне, лежа на боку. С боков ее тело сильно сплющено. Сторона,на которой камбала лежит, имеет светлую окраску; другая, обращенная кверху, чаще всего зеленовато-серая с коричневыми пятнами. Камбала с темной окраской, перемещенная на светлый песок, за несколько минут приобретает почти неотличимую от цвета песчаного грунта светлую однотонную окраску.

Сравнительно быстро способны изменять окраску также некоторые ящерицы. Классическим примером животных с изменяющейся окраской служит хамелеон, который, в зависимости от возникающей ситуации, мгновенно становится то голубым, то зеленым, то красным.

Изменение окраски таких животных объясняется тем, что в их коже есть особые клетки, в которых находятся зернышки различных пигментов (веществ, окрашенных в различные цвета). Такие клетки могут быть с черным, желтым, бурым пигментом. Пигментные клетки способны изменять форму: они то становятся плоскими и поверхность их увеличивается, то образуют отростки, то, наоборот, сжимаются в комочек. При быстром изменении окраски внешней среды, воспринятом зрением животного, одни клетки в его коже прикрывают другие и в разных сочетаниях дают различную окраску кожи. Если животное ослепнет, то оно перестает изменять свою окраску.

У млекопитающих и птиц окраска зависит от пигментов, находящихся в волосе и пере, также имеет значение и структура пера. Изменение окраски у них возможно только при линьке.

Иногда животные (в основном насекомые) бывают похожи на листья, сучки и палочки. Такое уподобление различным предметам или другим животным называют мимикрией (подражанием).

МИМИКРИЯ (от греч. mimikos - подражательный)у животных - один из видов покровительственной окраски и формы, при котором животное похоже на предметы окружающей среды, растения, на несъедобных или хищных животных. Способствует сохранению животного в борьбе за существование.

Когда тропическая бабочка калимма садится на ветку дерева и складывает крылья, ее не отличишь от листа. Среди прямокрылых есть и такие насекомые, которых и в подвижном состоянии можно легко принять за лист. Такому насекомому и название дали “странствующий лист”.

Отлично маскируются и палочники, которых ни одна птица не найдет среди сучков и веток дерева. К таким же хитростям прибегают и гусеницы наших бабочек из семейства пядениц, которые тоже уподобляются сучку дерева. В довершение сходства они прикрепляются задними ногами к ветвям, вытягиваются и, так застыв в оцепенении, бывают неотличимы от сучка. В таком состоянии гусеницы могут находиться часами.

Мимикрия наблюдается и среди позвоночных животных. Морская рыба игла, встречающаяся в Черном море, превосходно имитирует растение зостеру, в зарослях которой она прячется. Австралийская рыба тряпичник имеет настолько причудливую (не рыбью) форму тела, что ее очень трудно обнаружить среди морских водорослей.

2.Предуреждающая окраска

Многим животным, особенно насекомым, имеющим надежные средства защиты (острое жало, сильнодействующие яды, дурно пахнущие вещества), маскировка не нужна. Такие животные не маскируются, а, наоборот, выставляют себя напоказ, имеют яркую окраску. Им выгодно быть заметными, чтобы по ошибке не оказаться в пасти хищника. В этом случае пострадали бы оба: хищник и жертва. Природа и тут нашла выход. В процессе естественного отбора у ядовитых насекомых появилась предупреждающая окраска , которая показывает, что обладатели ее небезопасны и их трогать нельзя. (Например божьи коровки, осы, шмели). Более того, некоторые совершенно безобидные и вполне съедобные насекомые одеваются в наряды отпугивающей окраски и таким образом спасаются от врагов.

Мы уже знаем, что часто животным служит защитой подражание разным предметам в форме и окраске. Еще более интересно, когда один вид животных подражает другому многими внешними признаками.

Например, в тропиках Южной Америки живут два вида бабочек, принадлежащих к различным семействам, поразительно похожих друг на друга размером, формой и окраской. Исследование показало, что бабочки- геликоиды неприятны на вкус, т. е. несъедобны. Значит, их яркая, хорошо заметная окраска может быть отнесена к предостерегающей. У бабочек - белянок такая же окраска, но эти бабочки вполне съедобны. Съедобный вид подражает несъедобному. Сходство с бабочками несъедобного вида служит ему защитой.

Привлекающая окраска характерна для некоторых животных (птицы, бойцовые рыбки и др.) в период брачных отношений. Служит для привлечения особей противоположного пола, нередко сочетаясь с запахами, звуками, ритуальным поведением.

Окраска растений определяется присутствием в их органах разных пигментов. Наиболее распространена зелёная окраска, связанная с хлорофиллом, при участии которого растения осуществляют фотосинтез. Жёлтая, красная, синяя и др. окраски цветков и плодов, способствуют привлечению насекомых, опыляющих цветки, а также птиц, распространяющих плоды и семена.

Мимикрия наблюдается и у растений, только она обычно касается отдельных органов, а не всего организма в целом, как у животных. Например, цветки некоторых орхидей похожи на самок шмелей и одиночных пчел не только окраской, но и запахом. Привлеченные им самцы садятся на орхидеи и в результате переносят пыльцу с цветка на цветок. Самый крупный цветок на Земле - раффлезия пахнет падалью, и его опыляют мухи, пытающиеся отложить на цветок яички. Ловчие органы некоторых насекомоядных растений напоминают яркие цветки, привлекающие насекомых.

Мимикрия у растений - сходство (формы, запаха, окраски и пр.) с какими-либо др. растениями или животными.

Выводы.

Значение маскировки для живых существ.

В животном мире нет и не может быть жизни без борьбы: травоядные животные поедают растения, а хищники – более слабых животных. Но ни одно животное не хочет добровольно попадать в пасть хищника. Если у него нет сил защититься или убежать, оно должно применять маскировку. А способы маскировки у животных весьма разнообразны и причудливы.

Самый распространенный тип маскировки - покровительственная окраска , делающая животного незаметным на окружающем фоне. Хищникам она помогает подкрадываться к добыче, а их потенциальным жертвам - надежнее укрываться от нападения. Особенно важна эта окраска на ранних стадиях развития, когда животные наиболее уязвимы: в первую очередь она характерна для яиц открытогнездящихся птиц, птенцов, детенышей млекопитающих, в то время как взрослые особи тех же видов часто имеют более яркую окраску.

Помимо покровительственной, бывают также окраски расчленяющие, предупреждающие и привлекающие.

Расчленяющая окраска делает животного незаметным на пёстром фоне. Различные пятна или полосы как бы «разрывают» его тело на отдельные «независимые» участки. Такая окраска одним животным позволяет укрыться от многочисленных врагов (напр., окраска рыб – жителей коралловых рифов), а другим (хищникам) незаметно подобраться к жертве (окраска щуки, анаконды, леопарда и др.).

Предупреждающая окраска (вызывающе яркая) присуща ядовитым животным (лягушки-древолазы, змеи и др.), с её помощью они демонстрируют отсутствие страха перед потенциальным врагом и как бы делают вызов незащищённым животным.

Привлекающая окраска характерна для некоторых животных (птицы, бойцовые рыбки и др.) в период брачных отношений. Служит для привлечения особей противоположного пола, нередко сочетаясь с запахами, звуками, ритуальным поведением.

Растениям свойственны 2 вида приспособительной окраски – предупреждающая (ядовитые ягоды вороньего глаза, волчника) и привлекающая (яркие венчики насекомоопыляемых цветков).

Мимикрия - полезный для животных способ маскировки, когда они становятся очень похожими на каких-либо других существ или на предметы окружающей природы. У животных мимикрия способствует сохранению в борьбе за существование. Мимикрия может быть не только направлена на пассивную защиту, но и служить орудием нападения, подманивания добычи.

Красный цвет крови и желтый цвет желчи безразличны для организма. Они могли бы быть и других цветов, и ничего бы не изменилось. Но внешняя окраска животных играет важную биологическую роль в приспособлении к окружающей среде.

Разнообразная окраска и форма животных - это результат естественного отбора, борьбы за жизнь. Благодаря им, вид сохраняет свое существование.

Маскировка

Приложение.

Мимикрия цвета:

Оперение куропатки сливается с окружающим фоном.

Лягушка и кузнечик незаметны на фоне окружающей их среды.

У этих рыб, обитающих в коралловых рифах, расчленяющая окраска.

Выпь трудно заметить в камышах. Яркая окраска божьей коровки предупреждает:

Не тронь меня!

Покровительственная окраска верблюдов делает их незаметными на фоне песка.

Паук поджидает свою жертву на цветке


Летучая мышь притаилась на стволе дерева

Мимикрия формы:

Эти насекомые похожи на сухие листья.



Обманчивое сходство:

1 - тропическая бабочка каллима с развернутыми крыльями;

2 - она же со сложенными крыльями;

3 - гусеницы бабочки пяденицы ивовой.

Подражательное сходство:

4 - бабочка стеклянница шершневидная;

5 - шершень; в - муха-осовидка;

7 - муха-журчалка;

8 - шмель кустарниковый;

9 - съедобная для птиц бабочка из семейства белянок;

10 - несъедобная для птиц бабочка-геликоида.


Борясь с расширенными порами, нужно понимать, что они - это не дефект кожи, а ее особенность. Сузить поры физически невозможно, зато можно сделать их практически незаметными с помощью правильного ухода, процедур и макияжа.

Домашний уход

Чтобы поры были незаметными, они должны быть чистыми. В очищении помогут мягкие средства, которые удаляют загрязнения, но при этом не сушат кожу. Они предотвратят появление черных точек, которые самые незаметные поры превращают в темные кратеры. Помочь могут также средства с кислотами: они отшелушивают ороговевшие клетки, улучшая текстуру кожи и сокращая видимость пор. Самой полезной будет салициловая, которая проникает в поры и уменьшает количество кожного сала. Только, пользуясь кислотами в теплое время года, не забывайте тщательно защищать кожу от солнечных лучей.

Процедуры у косметолога

Сделать поры менее заметными помогут процедуры, которые очищают кожу, и те, которые повышают ее тонус: когда лицо слегка подтягивается, то и поры визуально уменьшаются. Для тех, кому нужно серьезное решение, существует лазерная шлифовка - она повышает регенерацию кожи, делая лицо гладким и ровным. Но если у вас не очень расширенные поры, достаточно будет регулярно ходить на чистку и делать альгинатные маски.

Макияж

Если от расширенных пор избавиться не получается, то их можно скрыть с помощью косметики. Ничего плохого в этом нет: вы ведь не воспаление замазываете, а только подстраиваете макияж под особенности кожи. Самый простой выход - праймер, который «заполняет» углубления и неровности, создавая гладкую поверхность: тональная основа на него ляжет идеально и не будет проваливаться в поры. Лучше всего с этим справляются средства с силиконами.

О невидимости, как о средстве ускользать от взора врага, мечтали еще слагатели народных сказок. Пушкин в «Руслане и Людмиле» воспел сказочную шапку-невидимку, оказавшую такую услугу юной пленнице Черномора:

Людмила шапкой завертела,

На брови, прямо, набекрень

И задом наперед надела.

И что ж? О чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала.

Перевернула, – перед ней

Людмила прежняя предстала.

Этот сказочный сюжет разработан и современным английским писателем – фантастом Гербертом Уэллсом, попытавшимся в «Человеке-невидимке» подвести научную основу под древнюю мечту. Ход его рассуждений очень поучителен. Романист повествует о замечательном ученом, открывшем способ сделать свое тело невидимым. Вот что сообщил изобретатель своему знакомому врачу о сущности открытия:

«Вы знаете, что тела или поглощают свет, или отражают его, или преломляют. Если тело не поглощает, не отражает и не преломляет света, оно не может быть видимо само по себе. Видишь, например, непрозрачный красный ящик потому, что краска поглощает некоторую долю света и отражает (рассеивает) остальные лучи. Если бы ящик не поглощал никакой доли света, а отражал его весь, он казался бы блестящим, белым ящиком, серебряным. Бриллиантовый ящик поглощал бы мало света, общая его поверхность отражала бы его тоже немного; только местами, на ребрах, свет преломлялся бы и отражался, давая блестящую видимость сверкающих отражений – нечто вроде светового скелета. Стеклянный ящик блестел бы меньше, был бы не так отчетливо виден, как бриллиантовый, потому что в нем было бы меньше отражений и меньше преломлений. Если же положить кусок обыкновенного белого стекла в воду, а особенно, если положить его в жидкость плотнее воды, – он исчезнет почти совершенно, потому что свет при переходе из воды в стекло преломляется и отражается очень слабо.

– Да, – сказал врач, – все это очень просто и в наше время известно каждому школьнику.

– А вот еще факт, также известный каждому школьнику. Если кусок стекла растолочь, превратить в порошок, он становится гораздо более заметным в воздухе, становится непрозрачным белым порошком. Происходит это потому, что толчение умножает грани стекла, производящие отражение и преломление. У пластинки стекла только две грани, а в порошке свет отражается и преломляется каждой пылинкой, через которую проходит, – и сквозь порошок его проникает очень мало. Но если белое толченое стекло положить в воду, оно сразу исчезает. Толченое стекло и вода имеют приблизительно одинаковые показатели преломления, так что, переходя из одного в другую, свет преломляется и отражается очень мало.

Положив стекло в жидкость с одинаковым показателем преломления, вы делаете его невидимым: всякая прозрачная вещь становится невидимой, если ее поместить в среду с одинаковым показателем преломлений. Стекло можно было сделать невидимым и в воздухе: надо устроить так, чтобы его показатель преломления равнялся показателю преломления воздуха, потому что тогда, переходя от стекла к воздуху, свет не будет ни отражаться, ни преломляться вовсе.

– Да, да, – сказал врач. – Но ведь человек не то, что стекло.

– Нет, он прозрачнее.

– И это говорит естественник! Неужели за десять лет вы успели совсем забыть физику? Бумага, например, состоит из прозрачных волоконец: она бела и непроницаема только потому, почему бел и непроницаем стеклянный порошок. Намаслите белую бумагу, наполните маслом промежутки между волоконцами, чтобы преломление и отражение происходили только на наружных поверхностях, – и бумага станет прозрачна, как стекло. И не только бумага, но и волокна ваты, волокна полотна, шерсти, дерева, наши кости, мускулы, ногти и нервы! Словом, весь состав человека, кроме красного вещества в его крови и темного пигмента волос, – все состоит из прозрачной, бесцветной ткани: вот как немногое делает нас видимыми друг другу».

Соображения эти совершенно правильны. Опыты, доказывающие их, проделывает иногда сама природа; попадаются животные, лишенные красящих веществ, так называемые альбиносы. У альбиноса – лягушки – через прозрачную кожу и мускулы просвечивают внутренности и скелет; сквозь брюшную стенку видно, как бьется сердце, сокращаются кишки.

Безусловно верно, что прозрачный предмет, погруженный в среду с тою же преломляющей способностью, делается невидимым. Практически Достаточно, чтобы разница в показателях преломления не превышала 0,05. Через десять лет после того, как были написаны приведенные строки Уэллса, германский ученый Шпальтегольц, профессор анатомии, почти осуществил те же мысли на практике, – правда не на живых организмах, а на мертвых препаратах, Можно видеть эти прозрачные препараты частей тела, даже целых животных, во многих музеях.

Способ приготовления прозрачных препаратов, предложенный (в 1911 г.) проф. Шпальтегольцем, состоит в том, что после известной обработки – беления и промывания – препарат пропитывается метиловым эфиром салициловой кислоты. Это – бесцветная жидкость, обладающая сильным лучепреломлением. Приготовленный таким образом препарат крысы, рыбы, разных частей человеческого тела и т. п. погружают в сосуд, наполненный той же жидкостью. При этом, разумеется, не стремятся достичь полной прозрачности препаратов (они стали бы тогда совершенно невидимыми, а потому и бесполезными для анатома). Но при желании возможно было бы достичь и этого.

Конечно, отсюда далеко еще до осуществления уэллсовской утопии о живом человеке, прозрачном до полной невидимости. Далеко потому, что надо еще, во-первых, найти способ пропитывать просветляющей жидкостью ткани живого организма, не нарушая его отправлений. Во-вторых, ткани этих препаратов могут быть невидимы лишь до тех пор, пока погружены в сосуд с жидкостью соответствующей преломляемости. Они могут быть невидимы в воздухе лишь при условии, если показатель их преломления равен показателю преломления воздуха, – а как этого достигнуть, мы еще не знаем.

Герой романа Уэллса знал, как этого добиться и, – если верить романисту, сумел сделать свое тело совершенно невидимым для окружающих. Кто читал этот роман, или видел соответствующий фильм, тому известно, какого могущества достиг благодаря своей невидимости герой Уэллса. Он незаметно проникает в любое помещение и безнаказанно похищает вещи. Неуловимый, благодаря своей невидимости, он успешно борется с толпой вооруженных людей. Угрожая людям неизбежной тяжкой карой, невидимый человек держит в полном подчинении обитателей целого города. Никто не ускользает от его мести: он может вредить всем, сам оставаясь неуловимым и неуязвимым. «Город отныне уже не под властью королевы! – объявляет невидимый в своем приказе. – Он под моей властью. Нынешний день – первое число первого года новой эры, эры Невидимого. Я – Невидимый Первый!»

Могущество невидимого человека показано в романе с такой убедительностью, что не оставляет в сознании читателя и следов сомнения. Однако, роман обязан этим не научной безупречности рассуждений, а своим художественным достоинствам. Большой мастер повествовательного стиля, Уэллс искусно затушевывает один чрезвычайно важный физический вопрос, от правильного разрешения которого зависит все построение романа.

Действительно, судьба невидимого человека предстанет перед нами в совершенно ином свете, если зададим себе следующий вопрос: будучи для других невидимым благодаря своей совершенной прозрачности, мог ли герой романа сам видеть окружающий мир? Ответ гласит, что согласно законам физики прозрачный человек должен быть лишен способности видеть. Невидимый должен быть слеп.

Поучительно разобраться подробнее в этой любопытной физической задаче. Вспомним, отчего герой романа невидим. Оттого, что все части его тела – в том числе и глаза – сделались прозрачными, и притом показатель их преломления равен показателю преломления воздуха. В чем состоит роль глаза? Его хрусталик, стекловидная влага и другие части преломляют лучи света так, что на сетчатой оболочке получается изображение внешних предметов. Но если преломляемость глаза и воздуха одинакова, то тем самым устраняется единственная причина, порождающая преломление: переходя из одной среды в другую, равной преломляемости, лучи не имеют своего направления, а потому и не могут собираться в одну точку. Лучи должны проходить через глаза невидимого человека совершенно беспрепятственно, не преломляясь и даже не задерживаясь в них ввиду полного отсутствия красящего вещества. Энергия этих лучей не производит в организме такого человека никаких материальных изменений и, следовательно, неспособна вызвать в его сознании никакого образа. Невидимый обречен на слепоту! Все преимущества его оказываются бесполезными. Мечты о безграничной власти рассеиваются без остатка. Невидимый был бы совершенно беспомощен: ощупью бродил бы он по улицам, прося милостыню, которой никто не мог бы подать невидимому просителю.

Уэллс не решил проблемы невидимости, как источника могущества, не указал пути к овладению шапкой–невидимкой. Прозрачный человек приобрел бы свою невидимость слишком дорогой ценой – ценою полной слепоты, крайней беспомощности.

Английский романист допустил этот промах, по всей вероятности, вполне сознательно. Известен поэтический прием, обычно используемый Уэллсом в его фантастических произведениях: заслонять для читателя основной дефект построения обилием реальных подробностей. В предисловии к американскому изданию своих фантастических романов Уэллс пишет: «Как только магический фокус проделан, нужно все прочее показать правдоподобным и обыденным. Надеяться следует не на силу доводов, а на иллюзию, создаваемую искусством».

Но есть другой путь к разрешению той же задачи – путь, на которой стало военное искусство и который предсказан самой природой. Он состоит в окраске предметов таким цветом, который делает их незаметными для глаз. Животный мир широко пользуется им в борьбе за существование.

То, что военные называют защитным цветом, зоологи со времени Дарвина именуют охранительной или покровительственной окраской. Примеров такой защиты в мире животных можно привести тысячи. Животные, обитающие в пустыне, имеют большей частью характерный желтоватый цвет пустыни; вы находите этот цвет и у льва, и у птицы, и у ящерицы, у паука, у червя, у всех представителей пустынной фауны. Напротив, животное население снежных равнин севера – будь то опасный полярный медведь или безобидная гагара – наделены от природы белой окраской, делающей их незаметными на фоне снега. Бабочки и гусеницы, живущие на коре деревьев, имеют соответствующую окраску, с поразительной точностью воспроизводящую цвет древесной коры. Собиратели насекомых знают, как трудно найти их, благодаря идеальному защитному цвету, которым наделила их природа. Попробуйте поймать зеленого кузнечика на лугу у ваших ног, – вы не различите его на зеленом фоне, словно поглощающем его бесследно.

Морские животные, водящиеся среди бурых водорослей, имеют защитный бурый цвет, делающий их неуловимыми для глаза. В зоне красных водорослей преобладающим защитным цветом является красный. Серебристый цвет рыбьей чешуи – тоже защитный. Он оберегает рыб и от хищных птиц, высматривающих их сверху, и от хищников водяной стихии, угрожающих им снизу. Водная поверхность имеет зеркальный вид не только при рассматривании сверху, но еще больше при взгляде снизу, из самой толщи воды (полное внутреннее отражение); с этим-то блестящим металлическим фоном сливается серебристая рыбья чешуя. А медузы и другие прозрачные обитатели вод избрали защитным цветом бесцветность и прозрачность, делающие их невидимыми в окружающей стихии.

Маскировка животных обеспечивает их удивительную способность оставаться незаметными в дикой природе. Мир животных небезопасен, защитная окраска нужна не только самому хищнику, чтобы незаметно подобраться к жертве.

1. Найди животных на картинке

Увлекательная игра «найди животных по картинке» познакомит с самыми лучшими мастерами маскировки в мире животных. Это не так легко, как кажется. Ведь звери и птицы делают всё, чтобы их не нашли.

2. Хамелеон

Маскировка животных под окружающую среду удивительна. Непревзойдённый мастер в этом искусстве – это хамелеон. Он способен менять окраску тела при разном освещении, влажности и даже температуры воздуха вокруг! Название ящериц происходит от имени мифического существа, умевшего менять окраску.

3. Рыба-камень

Защитная окраска животных подходит под их условия обитания. Рыба-камень – это один из необычных обитателей морского дна. Её шершавая кожа покрыта острыми шипами. Рыба-камень зарывается в грунт, оставляя на поверхности верх головы и спину. Прилипающие к ней травинки и кусочки водорослей делают неотличимой от морского дна.

4. Паук

Искусство маскировки животных доступно не только зверям. Пауки отлично умеют скрываться, поджидая жертву. Их почти невозможно увидеть на поверхности земли. В зависимости от места обитания, их природный окрас может напоминать камень, песок, древесную кору или сухие листья.

5. Мотылек

Естественная маскировка животных свойственна и бабочкам. Мотылёк, или же бабочка-пяденица способна воспроизводить цвет природной поверхности. Когда она лежит неподвижно, её сложно отличить от сухого листка или кусочка мха.

6. Палочник

Примеры маскировки животных можно найти и среди тропических насекомых. Палочник – это большое насекомое, но заметить его в дикой природе непросто. Его внешний вид и окрас напоминают мелкую веточку.

7. Морской конек

Рассматривая картинки маскировки животных, стоит обратить внимание на такого обитателя коралловых рифов, как морской конёк, больше известный как морской конёк-тряпичник. Его расцветка повторяет оттенки кораллов и водорослей, среди которых он прячется.

8. Осьминог

Осьминог – это настоящий мастер подражания другим животным. Этот головоногий моллюск имеет невероятно гибкое тело, способное принимать почти любую форму и окраску. Спрятав шесть из своих восьми ног, он может походить на морскую змею.

9. Лягушка

Маленькие древесные лягушки – скрытные животные. Чтобы не быть съеденной, эта лягушка практически сливается с древесной корой или сухими листьями. Её естественный оттенок – светло-зелёный. Но забравшись на кору дерева она сразу же меняет окраску на бурый.

Или скрывается под мхом, но вероятность быть съеденной повышается из-за числа хищников, которые не прочь полакомится ими.

10. Гепард

Маскировка животных иногда имеет самые необычные цели. Гепард – это не только самый быстрый бегун, но и прекрасный маскировщик. Его песочно-золотистая окраска с мелкими чёрными пятнами делает его почти незаметным в густой траве или кустах.

11. Жираф

Маскировка в мире животных нужна не только маленьким и слабым, но и самым большим. «Фирменная» пятнистая окраска жирафа помогает быть незаметным в тени тропических деревьев. Издалека это длинношеее животное несложно спутать с высоким деревом.

12. Лягушкорот

Рассматривая фото маскировки животных, стоит обратить внимание на такого обитателя лесов, как дымчатый лягушкорот. Это ночная птица с покровительственной окраской. Днём она неподвижно сидит на ветках деревьев или брёвнах. Коричневато-бурая окраска даёт ему «слиться» с окружающим пространством.

13. Ирбис

Ирбис, или снежный барс — это частый житель горных склонов. Серая с дымчатым окрасом расцветка его меха позволяет сливаться с покрытыми лишайником камнями. Маскировка животных бывает и сезонной. У ирбиса летняя окраска всегда светлее, чем зимняя.

14. Крокодил

Крокодилы – это животные мастера маскировки. Почти самый грозный хищник на Земле способен долгое время лежать неподвижно, поджидая добычу. Уникальная окраска бугристой шкуры помогает ему быть незаметным в воде.

15. Камбала

Плоская, как блин камбала умеет быть совершенно неразличимой на морском дне. Отличный пример того, как цвет защищает животных – это расцветка шкуры. Камбала плавает, плотно прижимаясь к дну.

16. Козодой

Гигантский козодой – это птица, на первый взгляд, ничем не примечательная. Серовато-бурая окраска перьев делает довольно крупную птицу практически незаметной на фоне древесной коры.

17. Сова

Маскировка животных нужна не только дневным, но и ночным хищникам. Среди них сова – это один из самых умелых маскировщиков. Днём сидящую на дереве сову сложно заметить даже с расстояния в несколько шагов.

Если встретить сову днем и разбудить её, то она начнет метаться из стороны в сторону. Так как она ночной хищник, а днем ее зрение полностью бессильно.

18. Кузнечик

Зелёный кузнечик часто отлично слышен, но увидеть его невнимательному человеку непросто. Его окраска идеально приспособлена для жизни в траве. Интересно, что маскировочный окрас кузнечиков — это подражание другим, более опасным насекомым.

19. Каракатица

Каракатица – это, пожалуй, единственное животное дальтоник, подражающее цветам окружающей среды. Как обитатель морского дна, это головоногое способно имитировать любые цвет и фактуру поверхности.

20. Куропатка

Дикие куропатки живут и выводят птенцов на земле, среди густой травы. Окраска их оперения меняется в зависимости от времени года. Зимой их перья становятся ярко-белыми. Летняя окраска серо-желтых оттенков к осени сменяется рыжевато-коричневой.

21. Змея

Змеи быстро и практически бесшумно передвигаются по земле, прячась от возможной опасности. Во время весенней линьки они меняют кожу, и чешуя приобретает нужную окраску.

22. Бабочка

Среди бабочек тоже найдётся множество мастеров маскировки. Естественная окраска крыльев у многих видов точно повторяет цвет и рисунок листьев.

23. Гусеница

Гусеницы всегда питаются листьями, поэтому их естественный цвет – это зелёный. Это делает их совершенно незаметными на молодых листочках, которыми они питаются.

24. Геккон

Листохвостый геккон часто прячется среди листьев. Его окраска напоминает засохший листок, оставшийся на ветке.

Они безобидные существа, поэтому их поджидает много всяких опасностей. Им жизненно необходимо научиться маскироваться, иначе их ждет страшная учесть.

25. Кот (Домашний)

Хотя домашнему коту и не нужно охотиться, мастерство маскировки животных пригодится и ему. Найти пушистого любимца в доме бывает довольно сложно. Домашние коты имеют такой маскировочный окрас, как и львы, тигры и другие «большие кошки».

Поклейка обоев требует аккуратности и хорошей выдержки, если подобным ремонтом стен приходится заниматься в первый раз. Сделать полотно обоев на стене ровным и гладким, да еще так, чтобы стыки краев были незаметными, - это под силу только опытному работнику. Зачастую именно швы и стыки между полотнищами становятся причиной страха и отказа от использования приглянувшихся виниловых обоев в пользу флизелиновых.

Почему образуются стыки между полотнищами обоев

Причинами появления тонких вертикальных линий, выделяющих полотнища рулонов на плоскость стены, могут быть несколько разных непредвиденных обстоятельств:

  • Откровенный брак в краевой зоне полотнища, при котором крохотная зона в 0,5-1 мм осталась неокрашенной или стертой от краски роликом обойной машины. Иногда подобный дефект проявляется у виниловых обоев, и практически всегда присутствует на бумажных недорогих текстурах;
  • Если сделать неправильное сведение стыков и швов из-за нарушения параллельности положения верхнего края полотнища;
  • Неправильно распределен клей на обоях и стене, что привело к вздутию стыка, наслоению края одного полотнища на другой или обнажению основы стены, на которую клеятся обои.

Важно ! В последнем случае, при выдавливании «пузырей» воздуха и излишков клея из-под наклеенной полосы обоев, края могут вылезать «внахлест» на соседнее полотно, образуя при этом шов двойной толщины, как на фото.

Чаще всего причиной подобного дефекта становится потеря упругости и жесткости переувлажненной клеем целлюлозной основы обоев. Обычно способность удлиняться разных текстурных обоев из бумаги или винила проверяют на отдельных пробных отрезках. Длину тонкой полоски, отрезанной от края рулона, измеряют линейкой до нанесения клея, после увлажнения и по окончании полного высыхания. Соответственно, можно сделать вывод о качестве используемого материала.

Как устранить стыки, задекорировать или сделать их незаметными

Как и в любой другой ситуации, беду легче предупредить, чем бороться с последствиями проблемы. Поэтому любители клеить обои своими руками стараются сделать поклейку, придерживаясь нескольких простых и доступных правил:


Совет ! При поклейке важно сделать точное совмещение рисунка, и если не удается одновременно выровнять край и свести рисунок обоев, лучше сделать с небольшим нахлестом швов, чем потерять целостность композиции.

Как скрыть образовавшийся нахлест края обоев своими руками

При нормальном качестве клея и обоев особой проблемы в образовавшемся стыке, как правило, не бывает. В этом случае необходимо своевременно сделать очистку от излишков клея из-под стыка, чтобы потом было легче скрыть шов между полотнищами. Нельзя допустить высыхания клея на таком стыке. Следы от клея и от приклеившегося нахлестнувшего сверху края соседнего полотнища будет очень сложно скрыть, придется сделать тщательную и длительную чистку обоев от остатков клеевой массы.

Процедуру устранения нахлеста проводят примерно через 10 часов, когда материал основательно подсох и уже приобрел необходимую жесткость, а клей еще не высох окончательно. По образовавшемуся стыку с помощью отвеса и длинной металлической линейки, лучше метровой длины, нужно сделать тонкую вертикальную линию стыка.

По разметке прикладываем стальную линейку, и шов просто разрезаем строительным ножом с тонким лезвием. Образовавшийся едва заметный светлый рез будем тонировать соответствующим красителем после окончательного высыхания обоев.

Обработка краев поможет предупредить и скрыть стыки

Во время поклейки обоев края полотнищ могут неожиданно «подниматься» из-за разных свойств клея или плохого прилипания края. Если не обратить внимание на проблему сразу, скрыть образовавшиеся стыки после высыхания значительно сложнее. Поэтому, кроме основной прокатки наклеенного полотнища широким валиком, следует обязательно сделать прокатывание узким, в 3-4 см шириной, валиком с резиновой основой. Если стены ровные без дефектов, стыки дополнительно проходим обойным шпателем из пластика или твердой резины. С его помощью неровные стыки можно даже слегка подровнять.

Если после подобной процедуры швы и стыки не прилегают к стене, значит, клей очень слабый. Необходимо срочно сделать коррекцию клея, поднимать края обоев для дополнительного проклеивания поверхности стен, иначе обои свалятся со стены. В этом случае флизелиновые обои с предварительно нанесенной клеевой основой имеют определенные преимущества перед виниловыми.

Кроме того, перед тем как приступить к работе, стоит обратить внимание на разное качество края, возможно, что придется отрезать тонкую бесцветную полоску по всей длине размотанного рулона, чтобы на приклеенном полотнище не появилась светлая разделительная черта.

Скрыть проблему стыков с помощью краски

Из практики известно, что люди склонны доверять производителям дорогих фактурных обоев, и зачастую появление светлых или даже белых полосок на стыках обоев становится для них полной неожиданностью.

Такие стыки тоже можно скрыть относительно простым способом. В этом случае стык скрыть тем проще, чем меньше цветных рисунков на обоях. Стык просто закрашиваем специальной краской. Проблем с тем чтобы скрыть дефект не возникает, бывают затруднения с правильным подбором цвета и оттенка красителя. В этом случае приходится доверять числовым обозначениям тонера больше, чем своим глазам, так как в бутылке краска находится в концентрированном виде и будет выглядеть значительно темнее цветной основы обоев.

Пред нанесением краски на стык обязательно проверим ее качество и совпадение цветов с обойными расцветками на небольшом отрезке обоев. Краситель наносим на поверхность, и после впитывания тщательно протираем чистой и влажной салфеткой. Проверять соответствие красителя цветовой гамме обоев нужно только при дневном освещении, в условиях искусственного света сделать это правильно очень сложно.

Как правило, тонер продается и используется уже в готовом виде и не нуждается в каких-то дополнительных манипуляциях. Чтобы скрыть стык и оформить его под цвет основы, достаточно аккуратно нанести колер чистой кисточкой для художественных работ на поверхность шва. Краску наносят короткими мазками в поперечном к линии стыка направлении. Затирку стыка производим вдоль вертикальной линии. После каждых 30-40 см тонированного стыка обоев тщательно стираем салфетку от краски.

Чем больше красок и цветов на обоях, тем сложнее скрыть дефект, и больше внимания приходится уделять выполнению перехода от одного цвета рисунка к другому. Работа сводится к прорисовке шва обоев последовательно несколькими определенными цветами. Иногда мастера пробуют скрыть линию, используя вместо кисти тонкое лезвие шпателя, но подобный способ требует определенного навыка, в противном случае можно пропустить отдельные светлые участки на шве. Кроме того, неаккуратная работа с красителем может привести к незамеченным пятнам на рисунке и сделать весь труд напрасным.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в