Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое диктатура? Понятие, значение, формы. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа

Под диктатурой подразумевается значительное уменьшение или полное отсутствие политических и гражданских свобод в стране в связи с концентрацией власти в руках одного человека или группы лиц. А само слово «диктатор» стало синонимом грубых нарушений прав человека и жестокости.

Представляем вам самые диктаторские страны мира . Рейтинг составлен на основе данных развлекательного сайта Hubpages.

5. Зимбабве

Открывает рейтинг современных государств с наиболее жестоким диктаторским режимом. После успешного начала антиколониальной освободительной войны Роберт Мугабе был избран первым президентом независимой республики Зимбабве, но на протяжении многих лет он все больше подчеркивал свои диктаторские тенденции. Правительство Мугабе критикуется как внутри страны, так и на международной арене за пытки и убийства 70 000 человек, 70% уровень безработицы и 500% уровень инфляции. Его режим проникнут насилием и нетерпимостью. В Зимбабве приняты законы против гомосексуалистов, и был осуществлен «черный передел» — насильственное изъятие земли у белых граждан с передачей их ферм безземельным крестьянам и ветеранам войны.

4. Экваториальная Гвинея

В число самых диктаторских стран в мире входит крошечное государство в Западной Африке, которым управляет Теодоро Обианг Нгема Мбасого. Экваториальная Гвинея с ее 500 000 жителями, не представляла интереса для мира, пока в 1991 году на шельфе в ее территориальных водах не были обнаружены огромные запасы нефти. Впрочем, от этого 60% жителям Гвинеи ни холодно ни жарко, они живут на 1 доллар в день. А большую часть нефтяной прибыли Теодоро Обианг кладет на свой банковский счет. Диктатор заявил, что в его стране нет бедности, просто население привыкло жить по-другому. В Гвинее нет общественного транспорта или газет, и только 1% государственных расходов тратится на здравоохранение.

3. Саудовская Аравия

Саудовская Аравия является одной из немногих стран мира, где в течение многих десятилетий никогда не проводились хотя бы формальные выборы правителя. Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз с 2015 года. Незамужние взрослые женщины не могут путешествовать, работать или получать медицинские процедуры без разрешения мужчины-опекуна из числа близких родственников. Им не разрешено даже водить машину.

В королевстве применяется смертная казнь, пытки и внесудебные аресты. Полиция нравов даже запрещает продажу Барби, так как эта кукла является символом упадка и развращенности Запада.

2. Северная Корея

На втором месте в списке самых жестоких диктаторов мира находится Ким Чен Ын, сын Ким Чен Ира. Он стал диктатором Северной Кореи в 2011 году, на следующий день после смерти своего отца. Блистательный товарищ (один из официальных титулов северокорейского руководителя) изначально должен был править страной вместе с дядей Чан Сон Тхэком. Однако в декабре 2013 года дядя был обвинен в государственной измене и казнен.

Считается, что в стране 150 000 человек занимаются принудительным трудом в лагерях, созданных, чтобы наказать предполагаемых политических диссидентов и их семьи, а также граждан, бежавших из страны в Китай, но выданных китайским правительством.

1. Судан

На первом месте в топ-5 самых диктаторских стран мира 2015 находится крупнейшее африканское государство. Его возглавляет президент Омар Хасан Ахмад аль-Башир. Он пришел к власти после военного переворота, и сразу приостановил действие конституции, отменил Законодательное собрание и запретил политические партии и профсоюзы. Диктатор всегда настаивал, что жизнь народа должна регулироваться шариатом, даже в Южном Судане, с его преимущественно христианским населением.

Омар Хасан Ахмад аль-Башир печально известен за организацию массовых убийств чернокожих граждан во время конфликта в Дарфуре. Из-за гражданской войны в Южном Судане между черным и арабским населением более 2.7 млн человек стали беженцами. В 2009 году Международный уголовный суд впервые за всю историю своего существования выписал ордер на арест действующего руководителя государства. На это аль-Башир, обвиненный в преступлениях против человечности и военных злодеяниях, ответил, что те, кто выдали этот ордер, могут его съесть.

(лат. dictatura) - форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу - диктатору, группе лиц или одной социальной прослойке («диктатура пролетариата»).

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц, не ограниченный нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму. Как правило, функционирование диктаторского режима сопровождается репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением прав и свобод граждан.

Диктатура в Древнем Риме

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики - консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя - начальника конницы. Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями - символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Однако в 82 году до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально - «для проведения законов и для приведения республики в порядок» (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). В 79 году Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. В 44 году, за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избиравшийся диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в 44 году до н. э., вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами по формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически обладали диктаторской властью. Формально Римское государство ещё долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже Август добился того, что его преемником стал его приёмный сын - Тиберий. В дальнейшем подобные случаи происходили всё чаще. Это стало одной из предпосылок к последующему преобразованию Древнего Рима в монархию.

Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура - «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, будто бы полученный Кипселом, захватившим власть в Коринфе: «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII-VI вв. известна как эпоха «старшей тирании»; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции - из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э., отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива - всеобщему равенству перед законом. О Диогене, например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних - льстец, из диких - тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона» (тираноубийц).

В IV в. до н. э., в условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая «младшая тирания») - как правило, из удачливых военачальников и командиров наёмных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранах вовсе отсутствуют: тираны были окружены всеобщей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или других знатных родов, причём они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев - кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опирясь на наёмное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращясь в монархии. Одним из самых известных диктаторов, основавших монархию, являлся Франческо Сфорца.

Диктатура в Новейшее время

Диктаторские режимы правого толка

В Европе

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е - 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установление становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. В частности, в 1922 году установлена фашистская диктатура в Италии, а в 1933 - нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств. Большинство таких диктаторских режимов прекратили свое существование в результате Второй мировой войны.

Высказываются мнения, что в Российской Федерации, Республике Беларусь в настоящее время имеет место одна из форм диктатуры

В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке установлением диктатур сопровождался процесс деколонизации. Широко практиковался в указанных регионах захват государственной власти выходцами из военной среды, приводивший к установлению военных диктатур.

Диктаторские режимы левого толка

В марксизме имеется также понятие диктатуры пролетариата.

Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт принятый В США, фактически дал старт развитию новой формы диктатуры. Патриотический акт наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства, приводимыми в действие по их усмотрению, и что такие полномочия могут быть пущены в ход против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США. Данный документ, позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, разрешающий применение различных методов получения информации, вплоть до применения пыток.

Преимущества и недостатки

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как формы правления:
Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
Диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;
При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;
Диктатор гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества:
К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и иными способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.

Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:
Диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;
После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;
Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:
При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;
Диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует либо ослаблен;
Нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика оказалась противоречащей интересам народа.

По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:
Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства.
В отличие от диктатора, монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему гармонично развивать качества, необходимые для такой должности.

Если таковы необходимые предпосылки творческой демократии (см. «Н.З.» с. 5, 8), то ясно, что при отсутствии их демократия перестает быть творческой государственной формой, а становится разлагающей. Желать ли нам для России такого разлагающего бесформия? Конечно, нет. Вся задача наша будет состоять на первых порах в том, чтобы сократить возможно более период неизбежного хаоса, который разольется в России после падения тоталитарного коммунизма. Нелепый и жизненно зловредный зажим был слишком длителен; террор, применявшийся им, был слишком жесток и беспощаден; несправедливость была безмерна; насилие было вызывающе; ставка все время делалась на бессовестных садистов, которые покупали подлецов, заговаривали глупцов и искореняли драгоценных русских людей. Негодование «загонялось внутрь», протесты заливались кровью. Как только люди почуют, что «режиму конец», так все закипит.

В чем выразится это «кипение»? Стоит ли это описывать? Одно можно сказать: искоренение лучших русских людей – оставляло жизнь и свободу худшим; система страха, пресмыкательства, лжи, лести и насилия снижала систематически нравственный уровень и вызывала на поверхность душ древние осадки жестокости, наследие татар. Надо предвидеть страшное, чего не остановят никакие уговариватели, что окажется непосильным для всех непротивленцев, как таковых. Сократить период самочинной мести, бесчинной расправы и соответствующего нового разрушения – сможет только национальная диктатура, опирающаяся на верные войсковые части и быстро выделяющая из народа наверх кадры трезвых и честных патриотов. Попытка же немедленно ввести «демократию» затянет это хаотическое кипение на непредвиденное время и будет стоить жизни огромному количеству людей, как виновных, так и невинных.

Кто этого не желает, тот должен требовать немедленной национальной диктатуры. Да, ответят мне, но – это диктатура должна быть «демократическая»! Это понятие может иметь три различных значения.

1. «Демократическая диктатура» может означать, во-первых, что диктатором должен быть партийный демократ.

Ждать добра от такого диктатора в России нет никаких оснований. Видели мы «всю полноту власти» в руках таких демократов: дивились на их красноречие, слышали их категорические отказы от усмирения погромов, видели, как они «защищали» свое учредительное собрание и как они бесследно скрылись за границу. Эти люди рождены для рассуждений, дискуссий, резолюций, интриг, газетных статей и бегства. Это люди позы, а не воли; люди пера, а не власти; люди сантимента, импонирующие только самим себе. А диктатору, спасающему страну от хаоса, необходимы: воля, сдерживаемая чувством ответственности, грозное импонирование и всяческое мужество, военное и гражданское. Русские формальные демократы совсем не созданы для России, им место в Дании, в Голландии, в Румынии; их умственный горизонт совсем неподходящ для великой державы; их трепет за «чистоту» своих сентиментально-свободолюбивых одежд – противогосударствен; их склонность ко всяческой амнистии и к международной солидарности, их приверженность к традиционным лозунгам и отжившим схемам, их наивная уверенность в том, что народная масса состоит везде и всегда из прирожденных и благонамеренных демократов, – все это делает их водительство в послебольшевистской России чрезвычайно опасным и безнадежным. Среди них нет ни одного Носке, который справился в Германии с переворотом Каппа; ни одного Мока, как во Франции, ни одного Шельбы, как в Италии, ни одного Салазара, как в Португалии. И если в Соединенных Штатах этого не видят, то люди там просто слепы.

2. «Демократическая диктатура» может означать, во-первых, что дело будет передано в руки немногочисленного коллегиального органа (директории), который будет поставлен в подчинение многочисленному коллегиальному органу (парламент по кооптации, набранный из всех февральских зубров с присоединением распропагандированной эмигрантской молодежи и перебежавших коммунистов).

От такой «диктатуры» можно ждать только одного: самого скорого провала. Коллегиальная диктатура есть вообще внутреннее противоречие. Ибо сущность диктатуры в кратчайшем решении и в полновластии решающего. Для этого необходима одна, личная и сильная воля. Диктатура есть по существу своему учреждение военно-образное: это есть своего рода политическое полководчество, требующее глазомера, быстроты, приказа и повиновения. У семи нянек дитя бывает без глаза. Медицина не поручает операцию коллективному органу. Гофкригсрат есть заведение просто провальное. Дискуссия как бы создана для растраты времени и упущения всех возможностей. Коллегиальность органа означает – многоволие, несогласие и безволие; и всегда – бегство от ответственности.

Никакой коллегиальный орган не овладеет хаосом, ибо он сам по себе уже заключает начало распада. В нормальной государственной жизни, при здоровом политическом строе и при наличности неограниченного времени – это начало распада может быть преодолено с успехом в заседаниях, прениях, голосованиях, уговорах и переговорах. Но в час опасности, беды, смятения и необходимости мгновенных решений-приказов – коллегиальная диктатура есть последняя из нелепостей. Требовать коллегиальной диктатуры может только тот, кто боится диктатуры вообще и потому старается утопить ее в коллегиальности.

Римляне знали спасительность единовластия и не боялись диктатуры, давая ей полные, но срочные и целевые правомочия. Диктатура имеет прямое историческое призвание – остановить разложение, загородить дорогу хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. И вот есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры значит тянуть к хаосу и содействовать разложению.

3. Но «демократическая диктатура» может иметь еще одно значение, а именно: во главе становится единоличный диктатор, делающий ставку на духовную силу и на качество спасаемого им народа.

Не подлежит никакому сомнению, что Россия сможет возродиться и расцвести только тогда, когда в это дело вольется русская народная сила в ее лучших персональных представителях, – вся, сколько ее есть. Народы России, отрезвившиеся в унижениях, одумавшиеся в многолетней каторге коммунизма, постигнувшие, какой великий обман скрывается за лозунгом «государственного самоопределения национальностей» (обман, ведущий к дроблению, ослаблению и порабощению с тыла!), должны встать от одра, стряхнуть с себя паралич большевизма, братски объединить свои силы и воссоздать единую Россию. И притом так, чтобы все чувствовали себя не заморышами и рабами, застращиваемыми из бюрократически тоталитарного центра, а верными и самодеятельными гражданами Российской Империи. Верными – но не рабами или холопами, а верными сынами и субъектами публичных прав. Самодеятельными – но не сепаратистами, или революционерами, или разбойниками, или предателями (ведь они тоже «самодеятельны»…), но свободными строителями, трудниками, слугами, гражданами и воинами.

Эту ставку на свободную и благую силу русского народа должен сделать будущий диктатор. При этом качеству и таланту должна быть открыта дорога вверх с самого низа. Необходимый отбор людей должен определяться не классом, не сословием, не богатством, не пронырливостью, не закулисными нашептами или интригами и не навязыванием со стороны иностранцев, – а качеством человека: умом, честностью, верностью, творческой способностью и волею. России нужны люди совестливые и храбрые, а не партийные выдвиженцы и не наймиты иноземцев…

И если демократию понимать в этом смысле, в смысле всенародного самовложения, всенародного служения, творческой самодеятельности во имя России и качественного отбора вверх, – то поистине трудно будет найти порядочного человека, христианина, государственно мыслящего патриота, который не сказал бы вместе со всеми: «да, в этом смысле и я тоже демократ». И будущая Россия – или осуществит это и явит подлинную творческую народную силу, или расползется, распадется и ее не будет. Мы веруем в первое; господа расчленители явно добиваются второго.

Итак, национальный диктатор должен будет:

1. сократить и остановить хаос;

2. немедленно начать качественный отбор людей;

3. наладить трудовой и производственный порядок;

4. если нужно будет, оборонить Россию от врагов и расхитителей;

5. поставить Россию на ту дорогу, которая ведет к свободе, к росту правосознания, к государственному самоуправлению, величию и расцвету национальной культуры.

Можно ли думать, что такой национальный диктатор выйдет из нашей эмиграции? Нет, на это нет никаких шансов. Здесь не должно быть иллюзий. И если, не приведи Бог, Россия оказалась бы завоеванной иностранцами, то эти последние посадили бы или своего иностранного тирана, или эмигрантскую коллегиальную диктатуру – для вящего позорного провала.

Вероятно, никто из диктаторов советского лагеря не был таким презираемым как Чаушеску. В его правление в стране год от года рос голод, а полиция убивала до 15 тысяч человек в год. Когда в 1989 году его власть была свергнута, военным пришлось удерживать народ от стихийной расправы над ним. И все-таки современным румынам его не хватает.

В 2010 году Румынский институт оценок и стратегии провел опрос общественного мнения, в котором задавались вопросы о жизни страны при коммунизме.

Трудно поверить, но 63% заявили, что тогда жизнь была лучше, не согласились с этим всего 29 процентов. На вопрос «Проголосовали бы вы сегодня за Чаушеску?» положительно ответили более 40% опрошенных.

Это кажется абсурдным, но сегодня Румыния является одной из самых беднейших стран ЕС (на втором месте по уровню бедности) и самой коррумпированной. Народ видит в коммунистической диктатуре хоть какие-то гарантии занятости и безопасности — пускай и в обмен на свободу.

Пак Чон Хи

Между 1961 и 1979 годами Южной Кореей железной рукой правил Пак Чон Хи. В его правление стали обыденностью внезапные обыски тайной полиции и пытки. Его противники бесследно исчезали; говорят, что он лично убивал самых высокопоставленных из них в своем доме. Как же видят его фигуру корейцы сегодня?

Они считают его величайшим президентом в истории. По информации Korean Times, ссылающегося на данные социологических опросов, Пак Чон Хи далеко опережает по популярности любого другого руководителя Кореи.

Действительно, в его правление произошел экономический бум. В 1970-х годах темпы экономического роста в Южной Корее опережали американские. Это тем более впечатляет, если вспомнить, что в 1950-х Южная Корея была беднее Северной. Сегодня жестокость режима позабыта, в памяти остались только экономические успехи.

Антонио Салазар

Анотонио Салазар был одним из самых долгоживущих диктаторов — и одним из самых незаметных. Почти 40 лет он правил Португалией, ставшей полуфашистским государством. За это время тайная полиция проникла в каждую школу, на каждое предприятие и во все другие организации страны. Сеть государственного террора работала ка к часы. Многие недовольные отправлялись в концлагеря, расположенные в Африке.

Режим Салазара рухнул в 1974, но сегодня его популярность растет. Примерно одна пятая португальцев считает, что Салазар сделал больше хорошего, чем плохого. В его день рождения его могила покрывается цветами, а портрет диктатора висит во многих барах и ресторанах.

Возможно, это связано с экономическим кризисом, разразившимся в стране в 2010 году.

Франсиско Франко

Генерал Франко теряется на фоне его знаменитых современников — Гитлера и Муссолини, но и он был человеком не менее жестоким. Во время «белого террора» были убиты 114 тысяч испанцев, многие подверглись пыткам и изнасилованиям. В концентрационных лагерях погибло до 500 тысяч человек. Несмотря на это, он остается популярной фигурой в Испании.

Опрос 2006 года, проведенный газетой El Mundo, показал, что треть испанцев считает правильными действия Франко по свержению предыдущего правительства. Изданная в 2013 году Королевской академией истории книга о Франко назвала его «пацифистом», а его политических противников - «террористами».

Значительная часть испанцев видит в Франко спасителя страны от коммунистов, которые во время гражданской войны в Испании также убили около 40 тысяч человек. Принято считать, что коммунисты бы повергли страну в еще более кровавый ужас, чем Франко.

«Черные полковники»

В 1967 году греческое демократическое правительство пало, на смену ему пришла группа офицеров, управлявшая страной путем репрессий в течение почти 10 лет. Хунта особенно отличилась использованием изнасилований и оскорбительных сексуальных действий в качестве пыток. Когда хунта потеряла власть, новому правительству пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы провести официальные суды, не допустив народного самосуда.

В 2013 году опрос Metron Analysis показал, что треть греков считает, что диктатура лучше демократии. Более 50% считают, что хунта обеспечивала более высокий уровень безопасности, а 46% думают, что экономическое положение было лучше.

В последние годы Греция испытывает серьезные проблемы в экономике, очень много людей, преимущественно государственных служащих, потеряли работу.

Фердинанд Маркос

С 1965 и до 1986 Фердинанд Маркос единолично владел Филиппинами. Во время своего пребывания у власти он убил 3257 человек из числа политических противников, 35 тысяч подверг пыткам, 70 тысяч бросил в тюрьмы. Он также считается одним из самых коррумпированных чиновников, когда-либо живших на планете, в списке Transparency International он занял второе место среди них.

Казалось бы, это не должно внушать особых симпатий, но в 2011 большинство филиппинцев выступали за перезахоронение Маркоса на государственном кладбище для героев.

В 2014 году к 28-й годовщине его отстранения от власти в Twitter прокатилась волна сообщений, в которых Маркоса называли «величайшим президентом всех времен».

Его тоже считают спасителем от коммунизма. Но, в отличие от Испании, на Филиппинах эта опасность не была реальной. Она всего лишь служила поводом для того, что бы Маркос мог украсть из казны более 10 миллиардов долларов.

Эрих Хонеккер

Возможно, вы не помните его имени, но вы знаете название его страны: Германская демократическая республика, царство политической полиции «Штази». Запугивание жителей страны было нормой, но, в ГДР к этому добавилось еще и экономическое фиаско. Восточные немцы туго затягивали пояса, пока их западные родственники могли себе ни в чем не отказывать. Когда Германия объединилась, никто не предполагал, что по ГДР можно будет скучать.

Но в 2009 году были обнародованы результаты опроса, проведенного журналом Der Spiegel. Большая часть жителей восточных земель Германии защищала жизнь, которую они вели в ГДР. 49% сообщили, что жить там было «хорошо». Некоторые даже заявляли, что там было «меньше диктатуры», чем в современной Германии. Большинство считало «Штази» нормальной разведкой.

В немецком языке есть специальный термин для этого: Ostalgie (от Ost - восток и nostalgie - ностальгия). Одной из причин этого явления является то, что уровень жизни в западных и восточных землях не сравнялся до сих пор.

Хаджи Мухаммед Сухарто

Если вам не впечатлила история Маркоса, познакомьтесь с Сухарто. С 1967 по 1998 год он похитил из государственного бюджета 35 миллиардов долларов, оккупировал Восточный Тимор и провел целых два геноцида. И сейчас он вновь испытывает народную любовь.

Во многих частях Индонезии годовщина резни соотечественников, устроенной Сухарто, празднуется до сих пор. Четыре года назад он стал «национальным героем», согласно результатам социологического опроса.

Это еще один «герой, спасший страну от коммунизма». И, как в случае с Маркосом, это был лишь предлог. Под прикрытием борьбы с коммунизмом Сухарто уничтожил не менее 500 тысяч (по другим оценкам — до двух миллионов) этнических китайцев, устраивая казни по этническом принципу.

Бенито Муссолини

Бенито Муссолини правил Италией и был союзником Гитлера. Войска США и Великобритании не успели добраться до него — его повесили сами итальянцы. Но в XXI веке он снова оказался востребован.

Его изображение можно встретить на сувенирах для туристов, в ресторанах и магазинах. И это не просто ирония — такие политики как Сильвио Берлускони позволяют себе публично хвалить Муссолини.

Иосиф Сталин

Соберите всех предыдущих персонажей — и они все вместе уступят Сталину. Приблизительная оценка числа репресированных (казненных или отправленных в тюрьмы) в его правление — 20 миллионов . Он использовал труд политических заключенных в качестве дарового. И он очень популярен в России.

Опрос, проведенный в 2011 году Фондом Карнеги за международный мир, показал, что 45% россиян оценивают личность Сталина «в целом положительно». В его родной стране, Грузии, эта цифра составляла 68%. Несколько лет назад по результатам опроса для популярного телешоу Сталин занял третье место в ряду национальных героев России.

В целом, россияне осведомлены о преступлениях Сталина. Но он рассматривается как победитель Гитлера и это как бы искупает его вину. Иными словами, он монстр, но он победил более ужасного монстра.

(1893-1976) -китайский политический деятель и идеолог, один из основателей Коммунистической партии Китая, с середины 30-х годов до своей кончины ее руководитель. В теоретических построениях придерживался идеи “китаизации марксизма”, что позднее было названо “соединением всеобщих истин марксизма с конкретной практикой китайской революции”. Создатель концепции “новой демократии”, согласно которой в отсталых странах возможно установление демократической диктатуры народа как формы диктатуры пролетариата. Демократическая диктатура народа предполагала союз нескольких классов, в том числе национальной буржуазии, под руководством рабочего класса. В вопросе о демократии придерживался ортодоксальных марксистских позиций. Являлся создателем учения о двух типах противоречий - “противоречий между нами и нашими врагами и противоречий внутри народа”, что расходилось с тогдашними марксистскими догмами. Инициатор “большого скачка” (1957-1959) и “культурной революции” (1966- 1976), нанесших громадный ущерб развитию китайского общества. В первый период “культурной революции” выступал сторонником “безбрежной демократии масс”. Позднее подобные взгляды Мао Цзэдуна были охарактеризованы китайской пропагандой как “левацкие заблуждения и ошибки”. Отрицательно относился к достижениям мировой политической мысли, его идеалом были политические идеи Сталина. В китайской политической мысли положительную роль признавал лишь за школой легистов (законников), которая известна не только требованием уважения к закону, но и апологией насилия, был критически настроен по отношению к конфуцианству, отвергая в сущности проповедуемые последним общечеловеческие нравственные принципы. (Текст подобран В. Г. Буровым.)

О НОВОЙ ДЕМОКРАТИИ

(Январь 1940 г.)

[...] Итак, если мы классифицируем многообразные формы государственного строя, существующие в мире, по классовому характеру власти, то они в основном сведутся к трем следующим типам: 1) республики буржуазной диктатуры; 2) республики пролетарской диктатуры; 3) республики диктатуры союза нескольких революционных классов.

Первый тип - это государства старой демократии. Сегодня, после того как вспыхнула вторая империалистическая война, во многих капиталистических странах демократией уже и не пахнет; они превратились или превращаются в государства кровавой военной диктатуры буржуазии. Некоторые государства объединенной диктатуры буржуазии и помещиков можно отнести к этой же категории.

Второй тип существует в СССР, его рождение назревает теперь во всех капиталистических странах, и в будущем он станет всемирной господствующей формой для определенного периода.

Третий тип - переходная форма государства, создаваемая революциями в колониальных и полуколониальных странах. Разумеется, революции в различных колониальных и полуколониальных странах будут иметь свои особенности, но это будут лишь небольшие различия при большом сходстве. Раз речь" идет о революциях в колониях и полуколониях, то государственная организация и организация власти там в основном непременно будут одинаковы. Это будут государства новой демократии, в которых несколько антиимпериалистических классов объединяется для совместной диктатуры.

[...] Что касается вопроса о так называемой форме власти, то здесь речь идет о форме построения политической власти, о том, какую форму избирает определенный общественный класс, создавая органы власти для борьбы с врагами и для защиты самого себя. Без органов власти соответствующей формы нет и государства. В Китае можно сейчас применить следующую систему: Всекитайское собрание народных депутатов, провинциальные, уездные, районные - вплоть до сельских - собрания народных депутатов, причем органы государственной власти должны избираться собраниями народных депутатов всех ступеней. Но при этом необходимо провести в жизнь избирательную систему, основанную на подлинно всеобщих и равных выборах, без различия пола и религии, без имущественного и образовательного цензов и т. д. Только такая система будет соответствовать положению различных революционных классов в государстве, даст возможность выражать волю народа и руководить революционной борьбой, будет отвечать духу новой демократии. Эта система-демократический централизм. Только органы власти, построенные по принципу демократического централизма, могут в полной мере способствовать выражению воли всего революционного народа, способны с наибольшей мощью обрушиваться на врагов революции. [...]

Государственный строй - диктатура союза всех революционных классов, форма организации власти - демократический централизм. Таков политический строй новой демократии, такова республика новой демократии. [...]

Печатается по: Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. III. М., 1953. С. 220-223.

О ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ДИКТАТУРЕ НАРОДА

Нам говорят: “Вы устанавливаете диктатуру”. Да, дорогие господа, вы правы. Мы действительно устанавливаем диктатуру. Опыт нескольких десятилетий, накопленный китайским народом, говорит нам о необходимости установления демократической диктатуры народа. Это означает, что реакционеры должны быть лишены права выражать свое мнение и только народ может иметь право голоса, право выражать свое мнение. Кто такой “народ”? На нынешнем этапе народом в Китае является рабочий класс, класс крестьянства, мелкая буржуазия и национальная буржуазия. Под руководством рабочего класса и коммунистической партии эти классы объединились, с тем чтобы образовать свое собственное государство и избрать свое собственное правительство для установления диктатуры над лакеями империализма - классом помещиков, бюрократическим капиталом, для того, чтобы подавить их и разрешить им действовать только в пределах допустимого, не допускать, чтобы они в своих разговорах и действиях переходили границы. Если они в своих разговорах и действиях попытаются перейти границы, то это им будет запрещено, и они немедленно будут наказаны. Демократическая система должна осуществляться среди народа, предоставив ему свободу слова, собраний и организаций. Право голоса предоставляется только народу, но не реакционерам. Эти два аспекта, а именно демократия среди народа и диктатура над реакционерами, представляют собой демократическую диктатуру народа. [...]

Основой демократической диктатуры народа является союз рабочего класса, крестьянства, городской мелкой буржуазии, а в основном союз рабочего класса и крестьянства, ибо они составляют от 80 до 90 процентов населения Китая. Империализм и гоминьдановская реакционная клика были свергнуты главным образом силой рабочего класса и крестьянства. Переход от новой демократии к социализму главным образом зависит от союза этих двух классов. Демократтической диктатурой народа должен руководить рабочий класс, ибо только рабочий класс является наиболее дальновидным, справедливым, последовательным. [...]

Печатается по: Мао Цзэдун. О демократической диктатуре народа. М., 1957. С. 10-14.

К ВОПРОСУ О ПРАВИЛЬНОМ РАЗРЕШЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВНУТРИ НАРОДА

Речь, произнесенная 27 февраля 1957 г. на II расширенном заседании Верховного государственного совещания*1*.

[...] В нашем обществе существуют противоречия двух типов - это противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа. Эти два типа противоречий совершенно различны по своему характеру. [...]

Противоречия между нами и нашими врагами являются антагонистическими противоречиями. Противоречия внутри народа, если говорить о противоречиях между трудящимися, являются неантагонистическими, а если говорить о противоречиях между эксплуатируемыми классами и эксплуататорскими классами, то кроме антагонистической стороны они имеют также неантагонистическую сторону.

[...] Противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа - эти два типа противоречий неодинаковы по своему характеру и способы их разрешения также неодинаковы. Короче говоря, первый тип противоречий относится к вопросу проведения четкой грани между нами и нашими врагами, а второй тип противоречий относится к вопросу проведения четкой грани между правдой и неправдой. [...]

Наше государство является государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян. Каковы функции этой диктатуры? Первой функцией диктатуры является подавление внутри страны реакционных классов, реакционеров и эксплуататоров, сопротивляющихся социалистической революции, подавление тех, кто подрывает социалистическое строительство; это имеет своей целью разрешение противоречий между нами и нашими врагами внутри страны. В функции диктатуры входят, например, арест и осуждение некоторых контрреволюционных элементов, лишение в течение определенного периода избирательных прав помещиков и представителей бюрократической буржуазии, лишение их свободы слова. В интересах обеспечения общественного порядка и интересов широких народных масс диктатуру необходимо осуществлять также в отношении воров, мошенников, убийц и поджигателей, хулиганских шаек и различных вредных элементов, в серьезной степени подрывающих общественный порядок. Диктатура имеет и вторую функцию, а именно защиту государства от подрывной деятельности и возможной агрессии со стороны внешних врагов. Когда возникает подобное положение, перед диктатурой встает задача разрешать противоречия между нами и нашими внешними врагами. Цель диктатуры состоит в том, чтобы охранять мирный труд всего народа, превратить Китай в социалистическое государство, обладающее современной промышленностью, современным сельским хозяйством и современной наукой и культурой. Кто осуществляет диктатуру? Конечно, рабочий класс и руководимый им народ. Диктатура не осуществляется внутри народа. Народ не может осуществлять диктатуру в отношении самого себя, нельзя, чтобы одна часть народа угнетала другую. [...] Внутри народа осуществляется демократический централизм. В нашей конституции установлено, что граждане Китайской Народной Республики имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий, демонстраций, вероисповедания и другие свободы. В нашей конституции также установлено, что государственные органы осуществляют демократический централизм, что государственные органы должны опираться на народные массы, что работники государственных учреждений должны служить народу. Наша социалистическая демократия является самой широкой демократией, какой не может быть ни в одном буржуазном государстве. Наша диктатура - это демократическая диктатура народа, руководимая рабочим классом и основанная на союзе рабочих и крестьян. Это означает, что внутри народа осуществляется демократия, а все обладающие гражданскими правами люди, сплоченные рабочим классом, в первую очередь крестьяне, осуществляют диктатуру по отношению к реакционным классам, реакционерам и элементам, которые сопротивляются социалистическим преобразованиям и выступают против социалистического строительства. В политическом отношении обладание гражданскими правами означает обладание правом на свободу и демократию.

Но эта свобода является свободой, осуществляемой при наличии руководства, а эта демократия является демократией, направляемой централизмом; это - не анархия. Анархия не отвечает интересам и чаяниям народа.

Возникновение венгерских событий*2* обрадовало некоторых людей в нашей стране. [...]

Они считают, что при нашей народно-демократической системе свободы, дескать, слишком мало, тогда как при западной парламентской демократической системе ее много. Они требуют установления по западному образцу двухпартийной системы, при которой одна партия находится у власти, а другая - в оппозиции. Однако подобная так называемая двухпартийная система является лишь своего рода средством поддержания буржуазной диктатуры и ни в коем случае не может обеспечить свободу и права трудящихся. В действительности же в мире есть лишь конкретная свобода и конкретная демократия и нет абстрактной свободы и абстрактной демократии. В обществе, которому присуща классовая борьба, у трудящихся нет свободы не подвергаться эксплуатации, поскольку эксплуататорские классы располагают свободой эксплуатации трудящихся. Раз в нем существует демократия для буржуазии, то в нем отсутствует демократия для пролетариата и трудящихся. Некоторые капиталистические государства тоже допускают легальное существование коммунистических партий, но лишь постольку, поскольку это не ущемляет коренных интересов буржуазии, переход же через эту грань не допускается. Люди, требующие абстрактной демократии, считают, что демократия является целью, и не признают, что демократия - средство. Демократия временами кажется целью, но в действительности же она является лишь своего рода средством. Марксизм указывает нам, что демократия относится к надстройке, что она относится к категории политики. Это означает, что в конечном итоге демократия обслуживает экономический базис. Так же обстоит дело и со свободой. Демократия и свобода являются относительными, а не абсолютными, они возникли и развились в ходе истории. Внутри народа нашей страны демократия предполагает централизм, а свобода - дисциплину. Все это составляет две противоположные стороны единого целого; они противоположны, но вместе с тем - едины, и поэтому мы не должны, однобоко подчеркивая одну из сторон, отрицать другую. Внутри народа нельзя обходиться без свободы, но также нельзя обходиться без дисциплины, нельзя обходиться без демократии, но также нельзя обходиться без централизма. Такого рода единство демократии и централизма, единство свободы и дисциплины и есть наш демократический централизм. При такой системе народ пользуется широкой демократией и свободой; в то же время он должен ограничивать себя социалистической дисциплиной. Эту истину понимают широкие народные массы.

Мы стоим за свободу, осуществляемую при наличии руководства, за демократию, направляемую централизмом, но это никоим образом не означает, что идеологические вопросы и вопросы распознавания правды и неправды внутри народа могут решаться методами принуждения. Попытки решать идеологические вопросы и вопрос о правде и неправде методами администрирования и методами принуждения не только бесполезны, но даже вредны. Мы не можем применять администрирование для ликвидации религии, не можем принудить людей не веровать. Нельзя принудить людей отказаться от идеализма, а также нельзя принудить людей воспринимать марксизм. Все вопросы идеологического характера, все спорные вопросы внутри народа могут разрешаться лишь путем демократических методов - методами обсуждения, методами критики, методами убеждения и воспитания; их нельзя решать методами принуждения и подавления. [...]

ПРИМЕЧАНИЯ

*1* Текст дается на основе отредактированной автором стенографической записи и с внесенными им некоторыми дополнениями.

*2* Имеется в виду народное демократическое движение в Венгрии в октябре 1956 г., направленное против тоталитарного режима. Китайское руководство поддержало в тот период действия Советского Союза.

ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Мао Цзэдун. О новой демократии//Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. III. М„ 1953;

Он же. О демократической диктатуре народа. М., 1957;

Он же. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. М. 1957.

Печатается по: Мао Цзэдун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. М., 1957. С. 4-9.
Обратно в раздел

Включайся в дискуссию
Читайте также
Свет в конце туннеля. К чему снится туннель
К чему снится Бог во сне, сонник видеть Бога что означает
Значение старших арканов таро и их сочетание