Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Привлечение внимания и эффективность. Технологии привлечения внимания аудитории

Галина Волкова

Цель исследования :

Выявить .

Задачи :

Изучить литературу по данной теме;

Основываясь на обобщении и систематизации опыта коллег, а также на собственном практическом опыте выделить методы и приемы привлечения внимания детей ;

Внедрить в педагогическую деятельность изученный материал по данной теме;

Составить фотоотчет о проделанной работе.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия . Как молодой педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на занятии .

Будучи мамой двоих детей , интуитивно я понимала, что без «ярких красок» , сюрпризных моментов, интонационного и тембрального изменения голоса заинтересовать детей сложно . И это только азы для привлечения внимания . Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, я выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду .

К проведению любого занятия подходите творчески , используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги : например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила) . Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей . Отработайте ритуал приветствия и прощания , что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.


Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей . Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру : вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции : изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.


Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников .

Игру недаром называют "ведущей : именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей , входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей . Простая фраза вроде : “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.


Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом , чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.


Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей , особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства . И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок С . Михалкова :

"Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар"!

Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.


Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро - маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей , заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания .


Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке , возможно, повысить качество любого занятия , сделать его более привлекательным для ребенка . Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей . Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада : пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.


Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием , который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания . У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.


Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения : рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.


Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания , а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.


Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Приемы управления вниманием в деловом общении

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека - начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично; ясно, что воздействие на слушателя при этом будет различным.

Средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до партнера, - ваш голос. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сразу узнает его. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

1. Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека - явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

6. Еще один прием поддержания внимания - это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи - наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.

Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.

8. Прием «переформулировки» - действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.

10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.

12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:

проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;

проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»;

после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Похожие рефераты:

Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних обстоятельств и сцепленных продуманной стратегией.

Многие неосознанно вырабатывают свою психологическую модель общения и воздействия на людей. Однако основные правила построения успешных межличностных отношений можно выделить в 16 принципов.

Профессионализм в создании доверительных взаимоотношений главным образом основывается на знаниях практической психологии. Она становится все более значимой в повседневной жизни современного человека.

Проанализировав структуру и механизмы общения, рассмотрим основные причины ошибок и затруднений, с которыми чаще всего сталкиваются люди в повседневном общении, а также основные способы преодоления создаваемых нами же коммуникативных барьеров.

Труднее всего наладить контакт с совершенно незнакомым человеком, который может стать потенциальным партнером или клиентом. Такой разговор психологи называют "холодным звонком". Его инициатором может быть и руководитель компании, и рядовой менеджер.

В большинстве случаев мы не утруждаем себя сознательными размышлениями о том, каким образом приветствовать других людей, как дать понять собеседнику, что теперь настала наша очередь говорить, как показать партнеру, что мы верим его словам.

Общение является результативным при том условии, что оно подчинено достижению ряда целей, например, таких, как: изучение психологии собеседника; установление более тесных контактов; обеспечение сотрудничества; обсуждение конкретной проблемы.

Ваш мозг может отключать и подключать слуховое восприятие. Многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, но способны проснуться от шепота любимого человека. Чем больше вы будете тренировать этот навык, тем больше пользы он вам принесет.

Хорошо поставленный вопрос - тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве. Умение ставить вопросы есть необходимый признак ума.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более более 10% людей умеют выслушать собеседника. Узнайте наиболее важные приемы эмпатического слушания и такта.

Характеристики каналов связи общения. Компоненты коммуникативного акта. Правила культурного общения. Как склонить человека к своей точке зрения. Умение слушать в акте общения. Телефон как средство коммуникации.

Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себя наиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.

Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него одноклассников, быстро устают и из-за этого часто отвлекаются и в целом у них преобладает игровая мотивация к деятельности. Психологи объясняют это незрелостью мозговых структур, низкой мотивацией учебной деятельности и социальной незрелостью ученика. Конечно, каждый учитель выбирает для себя наиболее оптимальные приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке. Сегодня мне хотелось бы остановиться на тех приемах, которые использую я в своей практике.

  1. Голосовая и эмоциональная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса. Наш тон окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т.д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной.
  2. Модуляция темпа речи. Это выдерживание пауз; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. Высокий темп речи создает трудности для достижения хорошей дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального (наиболее подходящего) темпа.
  3. Прерывание речи, использование догадок . Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить их вслух тем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность обучающихся поощряется словесно или даже отметками.
  4. «Провалы памяти». Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., - с просьбой помочь вспомнить, обязательное поощрение активных.
  5. Жестикуляция. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношения к ним. Жест обладает свойством делать тайное явным, о чем учитель всегда должен помнить. Движения учителя - своеобразная “увертюра” к уроку. Своей жестикуляцией он с первых минут создает определенный настрой в классе. Если движения нервные, порывистые, “срывается злость” на предметах, то дети готовятся к тому, что “достанется” и им. Вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
  6. Эхо. Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». Если ученик справился, следует поощрение.

Для привлечения и удержания внимания также использую следующие виды упражнений.

  1. Учитель предлагает следующие задания: считать вслух, но ученик не должен называть числа, включающие двойку, или любое другое число. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…». Упражнение направлено на развитие распределения внимания.
  2. Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
  3. Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.

Задание можно использовать на любом уроке. Лучше в начале урока.

  1. Детям показывают иллюстрации с объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть, чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.
  2. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.
  3. Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Как бы ты объяснил это?».
  4. Детям дается задание: перечислить как можно больше жизненных ситуаций и способов использования тех или иных объектов, предметов.
  5. Перечислить различные последствия какого-нибудь явления.
  6. Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
  7. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Дорогие друзья, сегодня я Вас познакомлю с приемами привлечения внимания собеседника .

Привлечение внимания – это важный аспект в любом переговорном процессе, в видении бизнеса через интернет, создание различного рода продающих страниц, использование различных штучек воздействия на психику человека, с целью привлечения внимания, и т.д.

Мы с вами знаем, что способов привлечения внимания в написании текста множество. Но мы сегодня поговорим о смысловой нагрузке привлечения внимания .

Это будет полезно как в интернет бизнесе, в бизнесе в реале, в деловом общении.

Чешский социолог Иржи Томан, выделил следующие способы привлечения внимания:

1. Сообщение нового . Всем людям свойственно любопытство, желание узнать что-то новое. При этом все стремятся получить новую информацию как можно скорее и с наименьшей затратой труда. Сообщение новой информации, касающейся профессии или увлечения слушателя также вызывает интерес. Внимание слушателя можно привлечь, предложив ему новые аспекты дела или новые аргументы, которых он до того не знал.

2. Рассказ или упоминание о чем-то необычном, что вызывает удивление . Люди любят слушать о необычных приключениях, новых достижениях науки и техники, об интересных случаях из жизни людей, и вообще обо всем, что отличается от повседневной жизни.

3. Привлечение внимания путем организации дискуссии или спора с третьим лицом . Такой способ содержит в себе определенную долю риска. Если полемика приобретет слишком острый характер, присутствующие могут проявлять осторожность в интересе и внимании к вам. Нельзя превращать дискуссию в конфликт. «…Всегда необходимо помнить, о том, что нельзя поддаваться искушению триумфовать над побежденным».

4. Использование оригинального и своеобразного стиля высказывания, усиление его образности . При этом необходимо помнить, что краткие и простые предложения намного понятнее, чем длинные и сложные.

5. Сообщение ярких и интересных сравнений и примеров в начале рассказа . Не нужно утруждать слушателя длинными вступлениями.

6. Выразительное интонирование речи: изменение в нужных местах темпа речи, тона и силы голоса, выделение определенных слов, использование пауз.

7. Сопровождение речи иллюстрациями и наглядностью, демонстрация фотографий, картин, приборов и т.п.

Мы должны с вами помнить о том, что начало вашего выступления- является значимым моментом в привлечении вашего внимания

С целью привлечения внимания партнера можно использовать:

Цитаты знаменитых людей;

Предложения, поражающие своей необычностью;

Истории, немедленно вызывающие сочувствие слуша¬телей;

Риторические вопросы;

Исторические эпизоды, занимательные приключения из прошлого или настоящего.

Следующим моментом, который является безотказным средством привлечения внимания - это юмор .

Эффект юмора считается общепризнанным, так как остроумная шутка действует мгновенно и безотказно.

Опытный оратор или лектор в выступлении периодически использует шутки, анекдоты с целью возбуждения интереса и поддержания контакта

И еще один момент, очень важный.

Есть компании, лидеры, наставники, которые постоянно стараются мотивировать людей, и не учитывают тот факт, что излишняя мотивация не способствует успеху, а наоборот, после супер мотивирующего мероприятия-человек просто исчезает или перестают работать, или у него снижается уровень работоспособности.

В психологии известен эффект Йеркса- Додсона, который состоит в том, что чрезмерно сильная- мотивация препятствует успеху деятельности , особенно сильно это проявляется в общении, в том числе и деловом. Одним из средств выхода из этой тупиковой ситуации можно предложить юмор. В данном случае он становится мостиком между мотивацией и успехом . Нужно самому уметь шутить над собой и позволять делать это другим.

Таким образом, юмор является незаменимым средством преодоления коммуникативных барьеров , в частности, связанных с отсутствием у партнера интереса к сообщению. Однако использование шутки, юмора в деловом общении должно соответствовать ряду требований :

Юмор должен быть нейтрален по смыслу, или хотя бы не направлен на партнера;

Шутка должна быть понятна и доступна собеседнику;

Юмор не должен затрагивать моральные и другие ценности партнера;

Юмор должен быть уместным.

Несоответствие юмора этим требованиям может привести к противоположному результату.

С целью привлечения внимания может использоваться комплимент . Он затрагивает чувство гордости собеседника, располагает его к теме общения. Завуалированной разновидностью комплимента является ссылка на компетентность партнера в данном вопросе, его профессионализм, авторитет.

Продолжение следует…

Понимание речи на слух - довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Выработан целый ряд эффективных практических приемов захвата внимания аудитории. Практически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.

1. Обращение к событию, времени, месту . Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой... Вот висит портрет Толстого... Сегодня годовщина... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что... Сегодня утром сообщили...» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации . Например: Вчера в «Ведомостях» была небольшая заметка о...; Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение...; Вчера вечером по радио передали, что...» и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать. Это сразу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я тоже видел(а) (читал(а), слушал(а))...» - и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.

3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев может приковать к себе внимание аудитории. Например: «Нужна ли нам частная собственность?» При этом тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна быть немедленно развита, конкретизирована другими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно.

4. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: «Эйнштейн сказал, что образование- это то, что остается, когда все выученное забыто». Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?»

5. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды...» Или: «Посмотрите, как красиво сделана эта реклама. Какой хороший лозунг ее украшает. Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть».

6. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...»; «Недавно я прочитал, что...»; «Однажды со мной произошел такой случай...» и т.д.

7. Цитирование знакомого. Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: «У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек. Так вот, один раз он сказал...» Это высказывание может быть предварительно обработано вами так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

8. Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал...»; «Петр I говорил своим сподвижникам...»; «Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза...» и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

9. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить повседневную проблему. Как писал Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересуемся беседой «Как составить свое завещание».

Посткоммуникативный этап

При оценивании эффективности своего выступления обратите внимание на следующие моменты:

1) удалось ли завоевать внимание;

2) удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления;

3) уложились ли в регламент;

4) все ли сказали, что хотели;

5) подчеркнули ли в заключении главное;

6) не уклонялись ли от темы;

7) уверенно ли себя чувствовали, не давали ли повода усомниться в своей компетентности.

Условия, необходимые для обеспечения убедительности, доходчивости и яркости выступления :

Ÿ Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям.

Ÿ Заинтересованность личная в том, чтобы избранная тема была правильно осмыслена и доказательно раскрыта для слушателей и ради них. Неравнодушие к своей теме, ее освещению, к людям, с которыми говоришь.

Ÿ Волевая психологическая установка на воздействие. Если ты выступаешь, выступай затем, чтобы слушатели тебе поверили, чтобы они в чем-то тебе подчинились, чтобы пошли за тобой в твоих поисках, нужных решениях, в твоем обдумывании вслух тех или иных вопросов и тем, событий и явлений.

Ÿ Продуманная композиция предстоящего выступления: с чего начать, в какой последовательности излагать главные подтемы и вопросы, как их между собой связывать, чем выступление завершить?

Ÿ Фиксирование, закрепление на бумаге предстоящего выступления в форме плана, плана-конспекта, тезисов, свободных записей и полного текста.

Ÿ Правильное, обеспечивающее действенность поведение в процессе выступления – психологическое, нравственное, речевое.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам предстоит выступить с небольшим

сообщением. С чего начать подготовку? Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине.

Если необходимо посоветоваться, то только по целому выступлению.

Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1 - 2 вопроса, не более. Так вам будет легче, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям. Всегда важно, выступая, иметь резервные знания - материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления.

Вы должны быть готовы все это рассказать, но в выступлении сознательно ограничить себя, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать - вы будете заряжены позитивно».

С избытком подбирайте материал: это придаст вам уверенности.

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: сначала скажу о..., потом о..., за тем о... и, наконец, расскажу о...

Д. Карнеги советует также заранее высказывать самому себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, т. е. свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям:

Очень важно иметь в виду...", Самое главное в том, что я хочу сказать...", Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что... и т.д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога