Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шахматная школа ботвинника дворец пионеров. Шахматная школа для детей М.М

«Долгие годы мы занимались по разработанной Никитиным системе дебютной подготовки. А тогда, в августе 1973-го, он организовал мне приглашение на сессию школы Ботвинника .

В числе других ребят я был вызван в Москву на собеседование с Михаилом Моисеевичем. В течение двух часов каждый из нас находился один на один со знаменитым чемпионом: показывал ему свои партии, отвечал на вопросы, анализировал предложенные позиции.

Я выдержал строгий экзамен и был зачислен в школу. Попасть под начало Ботвинника было несомненной удачей. Школа открылась при спортивном обществе «Труд» ещё в 1963 году, но просуществовала тогда недолго - всего полтора года (среди её первых учеников был и ). Занятия возобновились в 1969 году, и где-то с середины 70-х питомцы Ботвинника начали добиваться заметных успехов.

Три раза в год - в феврале, мае и августе - сентябре - двадцать юношей и девушек из разных городов страны съезжались на сессии. Зимняя и весенняя сессии проводились под Москвой, осенняя - в пионерском лагере «Орлёнок» на берегу Чёрного моря. «Занятия я провожу по системе, проверенной ещё до войны в Ленинградском дворце пионеров, - рассказывал Ботвинник в своей книге «К достижению цели» (Москва, 1978). - Занимаемся мы вместе, но рассматриваем при этом игру одного слушателя... Именно таким образом можно познать душу юного шахматиста, изучить как его достоинства, так и недостатки». Более подробно о том, как проходили занятия, Ботвинник поведал в книге «От шахматиста - к машине» (Москва, 1979): «Стандартный отчёт слушателя о своей работе между сессиями состоял из сообщения об успехах в учёбе, занятиях спортом, участии в соревнованиях и выполнении собственно задания. Наконец, слушатель демонстрирует четыре партии из числа сыгранных между сессиями. Тогда сообща ставится предварительный диагноз о шахматном здоровье юного шахматиста... Но курс лечения ещё не назначается - надо ждать окончания тренировочных партий, которые проводятся в период занятий, - они имеют большое значение: тут уже партии не подберешь... и цейтноты не скроешь! И эти партии анализируются всем миром. Теперь диагноз оформляется и лечение назначается - выдается задание.

Приезжали слушатели со своими местными тренерами, которые действовали в контакте с руководителем школы, а кто из учеников поменьше - то с мамами или папами...» Не менее важным, чем сами шахматные занятия, было то, что Ботвинник обучал нас различным премудростям подготовки к соревнованиям. В этой области он достиг высочайшего профессионализма, и значение его уроков трудно переоценить. Мудрость Ботвинника заключалась в том, что он никогда не подавлял нас своим авторитетом, не навязывал ученикам свой стиль - наоборот, всячески помогал развивать нам собственные способности.

Он не давил, а с присущим ему педагогическим тактом подсказывал верное направление. С самого начала он почувствовал моё стремление к динамичному, атакующему стилю. И не случайно, думаю, в мои первые домашние задания включил анализ партий Алехина . Ботвинник снимал с шахмат покров тайны, постоянно сравнивая их с житейскими ситуациями.

Он называл шахматы типичной неточной задачей, подобной тем, которые людям приходится решать в повседневной жизни, и говорил: «Для решения неточных задач очень важно ограничить масштабы проблемы, чтобы в ней не увязнуть, - и только тогда появляется шанс более точно ее решить. Таким образом, было бы неверно думать, что шахматы не отражают объективную реальность. Они отражают то, как человек думает».

Это типично ботвинниковский подход к шахматам, да и к жизни тоже: сужение проблемы до управляемых размеров. Был период, когда я начал восхищаться безграничностью вариантов, которые могут получиться в шахматной игре. Кто-то подсчитал, что если на решение каждого возможного варианта давать всего минуту, то даже в этом случае понадобится 40 тысяч дней и ночей, чтобы исчерпать все 208 089 907 200 способов расположения фигур на доске. Уже после трёх начальных ходов можно получить более 9 миллионов различных позиций! Меня до сих пор поражает неисчерпаемость шахмат, и я всё больше убеждаюсь в их непредсказуемости. Сыграны уже миллионы партий, написаны тысячи книг, - но философский камень в шахматах так и не найден. На сегодня нет даже математически выведенных, точных критериев для оценки хотя бы одного-единственного хода, не говоря уже о позиции. Каисса в этом отношении похожа на Клеопатру : «Возраст не может состарить её, а привычки - лишить природного многообразия».

Ботвинник предостерегал меня от увлечения сложностью ради сложности и однажды сказал: «Ты никогда не станешь Алёхиным, если варианты будут управлять тобой, а не наоборот». Меня это огорчило. Но, конечно, Ботвинник был прав. Позднее он написал об этом эпизоде: «С самого начала было ясно, что Каспаров выделялся среди других учеников способностью очень искусно рассчитывать варианты на много ходов вперёд. Но Гарри был легковозбудимым мальчиком, и я вынужден был настаивать, чтобы он продумывал ход, прежде чем сделать его на доске. И частенько говорил ему, что есть опасность, что он станет новым Ларсеном или Таймановым».

Даже в зрелом возрасте эти выдающиеся шахматисты порой сначала делали ход, а только потом думали... Должно быть, я прислушался к советам Ботвинника, ибо уже через четыре месяца после первой сессии мне удалось выполнить норму кандидата в мастера в одном из бакинских турниров. Кстати, в нём играл и Александр Шакаров - большой знаток дебютной теории и мой будущий помощник».

Каспаров Г.К., Безлимитный поединок, М., СП «Интербук», 1990 г., с. 15-17.

«У Ботвинника я научился по-настоящему изучать шахматы, находить новые идеи, постоянно работать над их совершенствованием. Это - научный подход, основанный на глубоком анализе наследия прошлого, на поиске новых дебютных вариантов и методов игры в миттельшпиле, на выработке принципиально новых стратегических планов. Все шахматисты изучают старые партии подобно тому, как заучивают слова иностранного языка. Но, набрав какой-то словарный запас, надо научиться им пользоваться, чтобы суметь реализовать заложенное в тебе творческое начало. Особенно, если мечтаешь стать чемпионом мира».

Каспаров Г.К. , Шахматы как модель жизни, М., «Эксмо», 2007 г., с.17-18.

Заслуженные гроссмейстеры и юные 9-летние чемпионы мира, чемпионы Москвы и Европы, спортсмены, музыканты, чиновники, взрослые и дети – такого калейдоскопа любителей шахмат не принимала у себя даже видавшая виды Госуарственная Третьяковская галерея, в которой отмечала свое 80-летие шахматная школа им. М.М. Ботвинника Московского Дворца Пионеров. Юбиляров – учеников и преподавателей — пришли поздравить представители Министерства культуры и Министерства образования РФ, Департамента образования города Москвы, маститые гроссмейстеры, знаменитые эксперты и просто поклонники шахмат.

Президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов в своей приветственной речи отметил, что за прошедшие 8 десятилетий школа Ботвинника воспитала более 50-ти международных гроссмейстеров. Юрий Авербах, Александра Костенюк, Артур Юсупов, Марк Дворецкий, Александр Никитин, Евгений Васюков — имена этих выдающихся воспитанников школы вписаны в мировую историю шахмат.

Организаторы праздника предоставили гостям возможность пообщаться с сильнейшим тренерским составом школы – с чемпионами мира Александрой Оболенцевой и Ильей Маковеевым, с вице–чемпионкой Европы Маргаритой Зверевой, с чемпионом России Арамом Ерицяном, с 5-кратной чемпионкой Москвы Еленой Бадзгарадзе и юными чемпионами Москвы Расулом Ражбадиновым и Александрой Шведовой.

В рамках сеанса одновременной игры — 2 гроссмейстера против 30 учащихся школы – блиц-турнир провели ведущие игроки сборной России по шахматам. А перед турниром прошел праздничный концерт, на котором выступили детские коллективы Московского Дворца Пионеров (МДП): хор Ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева, Театр Юного Москвича, Театр Моды, Студия спортивного танца и другие.

На юбилей школы приехали заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов, президент Российской шахматной федерации Андрей Филатов, супруга выдающегося международного шахматного эксперта и арбитра Владимира Яковлевича Дворковича Галина Дворкович, дочь Михаила Ботвинника Ольга Михайловна.

Александр Журавский отметил: «Я вижу в Школе Ботвинника и государственную, и личную составляющие. Блестящая шахматная школа Советского Союза не пропала с развалом, а восстановилась и продолжает массово готовить чемпионов и просто умных, талантливых граждан. Школа Ботвинника Московского Дворца Пионеров – яркий тому пример. И как отец, я горд, что мой сын занимается именно в ней».

Огромной популярностью у журналистов заслуженно пользовался воспитанник школы, 9-летний Чемпион Мира Илья Маковеев. Слегка смущаясь, юный чемпион раздавал интервью и расказывал, что в шахматы его привел папа, а школа Ботвиннка «дала мне все».

Генеральный директор МДП Андрей Шашков отметил, что уникальный, крупнейший в Европе детский образовательный комплекс – Московский Дворец Пионеров – в этом году также отмечает 80-летний юбилей. «Москвичам от 6 до 18 лет Дворец дает возможность творческого развития и учебно-исследовательской деятельности в области науки и культуры, технического, художественного и социального творчества, информационных технологий, экологии, этнографии, физической культуры и спорта» — подчеркнул Андрей Шашков.

СПРАВКА:

Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества основан в 1936 году и располагается в современном комплексе на Воробьёвых горах.

Это крупнейшее многопрофильное государственное учреждение в системе национального дополнительного образования. В его исследовательских лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях, творческих коллективах, группах развития, кружках для детей и родителей занимается около 30 тысяч человек. Во Дворце работают почти 1,5 тыс. учебных групп и коллективов по 10 образовательным направленностям, обучение в более 93 % из них -бесплатное. Общение детей и педагогов происходит не только в учебных аудиториях, но и на научно-практических конференциях, в поисковых и фольклорных экспедициях, в профильных лагерях, в туристских походах, экскурсиях и слетах по всей территории России и за рубежом.

Служба информации «Новые ведомости»

Создано: 13 октября 2011 Просмотров: 12835

Неподалеку от Туапсе, там, где каменистое побережье Черного моря неожиданно изгибается небольшой песча­ной бухтой, на живописных темно-зеленых холмах рас­кинулся Всероссийский пио­нерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок». Тысячи мальчи­ков и девочек проводят не­забываемые дни в его воз­душных дворцах, тенистых аллеях, на солнечных пля­жах. И те двадцать ребят, которые приезжают сюда в самом конце лета, ничем от своих сверстников не отли­чаются.

Только собираются они для серьезных занятий в шахматной школе, которой руководит экс-чемпион мира, международный гроссмей­стер Михаил Моисеевич Ботвинник.

Занятия с детьми ведет человек, чье имя стало сим­волом шахматной муд­рости. Долговременный ли­дер советских шахмати­стов М. Ботвинник трина­дцать лет владел титулом чемпиона мира и оставил глубочайший след в исто­рии шахматного искусства. Ботвинник - один из не­многих гроссмейстеров, ус­пешно совмещавших вы­ступления в турнирах с пло­дотворной научной деятель­ностью. Доктор технических наук М. Ботвинник руково­дит лабораторией во Всесо­юзном научно-исследова­тельском институте электро­энергетики, он автор ряда изобретений в области элек­тротехники. В последние го­ды М. Ботвинник интенсив­но трудится над шахматной программой для ЭВМ. Ра­боты этого направления рассматриваются в киберне­тике как важная ступень на пути к созданию искусст­венного интеллекта.

Но Ботвинник не порыва­ет и с шахматами. Его лите­ратурно-шахматные и ана­литические труды пользуют­ся огромной популярно­стью во всем мире. А еще он находит время для нелегкой педагогической деятельно­сти, кропотливых занятий с подрастающим поколением, будущей сменой прославлен­ным советским гроссмейсте­рам. Школа Ботвинника - это новая интересная форма работы с юными шахматны­ми талантами.

Три раза в год двадцать юношей и девушек из раз­ных городов нашей страны съезжаются на очередные сессии. Место учебных сбо­ров выбирается с таким рас­четом, чтобы ребята могли активно отдохнуть, зани­маться не только шахмата­ми, но и спортом. Зимой - это благоустроенные спор­тивные базы Подмосковья с традиционными лыжными прогулками, летом - пио­нерский лагерь «Орленок».

Зимние сессии длятся по десять дней, летняя - три­дцать. Все это время Бот­винник живет вместе с ребя­тами, постоянно с ними об­щается, внимательно их изу­чает. Беседы, занятия помо­гают ему понять сильные и слабые стороны шахматного творчества и характера сво­их питомцев, дать каждому полезный совет, наметить пути роста и совершенство­вания. Получив индивиду­альные задания, ребята разъезжаются по домам, чтобы через несколько меся­цев вновь встретиться на очередной сессии. Таков учебный распорядок школы, которая с некоторыми пере­рывами существует уже 15 лет.

Мне довелось побывать на нескольких сессиях школы. Я присутствовал на заняти­ях, наблюдал за ребятами и их родителями (самые ма­ленькие приезжают с мама­ми или папами), беседовал с Ботвинником, его асси­стентами мастерами Марком Дворецким и Владимиром Козловым. И понял, что со­прикоснулся с чем-то более значительным, чем просто «шахматное обучение». Это были вдохновенные уро­ки мудрости, жизненного опыта, целеустремленности, подлинного шахматного ма­стерства.

М. Ботвинник обладает особым педагогическим так­том и притягательной силой. Он не подавляет ребят сво­им высоким авторитетом. Его благожелательная стро­гость в сочетании с тонким чувством юмора придает за­нятиям характер дружеской беседы со старшим товари­щем. Ребята ведут себя на уроках активно, непринуж­денно, охотно рассказывают о своих делах.

Перед демонстрацион­ной доской 15-летний Рафик Габдрахманов из Казани, кандидат в мастера, чемпи­он Татарии среди взрослых. Рафик показывает партию, которую он проиграл. Бот­винник все время подчерки­вает, что анализ поражений приносит шахматисту боль­ше пользы, чем демонстра­ция побед.

Ты проводил интерес­ный план,- говорит Ботвин­ник юноше,- но игнориро­вал замыслы партнера. Зна­ешь, в старые времена суще­ствовали так называемые лихачи. Они ставили лоша­дям на глаза шоры, чтобы те ничего вокруг не замеча­ли, не пугались и мчались во весь опор. В шахматы так играть нельзя. Шахма­ты- это борьба, а не игра в одни ворота. Необходимо считаться с планами против­ника. Ты партии Болеславского изучал?

Да.

А Кереса?

Нет.

Ни тот, ни другой ни­когда не шли напролом, они готовили наступление ис­подволь, учитывая контр­игру противника. В этом на­правлении и нужно разви­вать свой стиль. Поэтому те­бе следует изучать партии Кереса.

А вот малыши - 12-летние Витя Леви из Волгогра­да и Вадик Островский из Днепропетровска. Оба име­ют первый разряд по шах­матам.

Что ж вы,- с напуск­ной суровостью говорит Бот­винник,- солидные люди, а так играете!

Мальчики лукаво пере­глядываются.

Тебе, Вадик,- продол­жает Ботвинник,- нужно избавляться от цейтнотов. Не можешь рассчитать сложные варианты - изби­рай продолжения попроще. А вообще почаще играй, у тебя мало шахматной прак­тики. А ты, Витя, собери все свои окончания с разноцвет­ными слонами и пришли мне свои анализы.

У доски 15-летний канди­дат в мастера из Казахста­на Булат Асанов.

Ну, что, Булат, зевнул пешку? - строго спрашива­ет Ботвинник.

Зевнул,- смущенно от­вечает юноша.

А времени на обдумы­вание было достаточно?

Достаточно, -вздыхает Булат и отводит глаза.

Что-то ты становишься легковесным... Читать лю­бишь?

Смотря что...

Знаю, знаю, про шпио­нов, конечно... А блиц игра­ешь?

Молчание.

Владимир Николае­вич,- обращается Ботвин­ник к ассистенту, мастеру Козлову, - запишите, пожа­луйста: запретить Булату играть блиц.

Так он же играет со своим тренером! - воскли­цает кто-то.

Прекрасно, - резюмиру­ет Ботвинник,- вот и пору­чим тренеру проследить за нашим запретом.

Гарик Каспаров, 13-лет­ний кандидат в мастера из Баку, показывает свою пар­тию и скороговоркой сыплет вариантами. Поражают уди­вительные для его лет эру­диция и обширные знания. Но когда утверждает, что все это учитывал во время игры, видимо, хитрит.

Не суетись, Гарик, дай подумать,- останавли­вает его Ботвинник.- Ты можешь так быстро рассчи­тывать варианты, а я не мо­гу.

Гарик замолкает и испы­тующе смотрит на Ботвин­ника. Начинается анализ. Ботвинник находит ошибку в игре мальчика.

Почему ты так сыграл?

Да ведь этот ход уже встречался, и черные полу­чали хорошую позицию!

Гарик мгновенно называет имена соперников, год и ме­сто их встречи. Память у него великолепная.

Никогда, ничего не при­нимай на веру,- говорит Ботвинник,- всегда сомне­вайся, ищи истину. Вот ви­дишь, известный ход, а ока­зался плохим. Проанализи­руй эту позицию самостоя­тельно, не ссылаясь на авто­ритеты. Анализ пришлешь в письменном виде.

А мама Гарика тем вре­менем записывает задание в блокнот. Кроме родитель­ских обязанностей, она вы­полняет роль «второго тре­нера»...

Как учишься? - неожи­данно спрашивает гроссмей­стер 14-летнего Сашу Нена­шева из Ташкента.

Ничего,- с опаской от­вечает тот.

Что значит «ничего»? Тройки есть?

По математике...

По математике?!

Не мог решить уравне­ние...

Ай-яй-яй,- качает го­ловой Ботвинник,- это не годится. Шахматисты с ма­тематикой всегда в ладах.

Саша показывает партию из недавних соревнований клуба «Белая ладья», в ко­торых он участвовал. Бот­винник замечает, что маль­чик неуверенно ориентирует­ся в сложных ситуациях.

Было время, и я нечет­ко разыгрывал сложные по­зиции, но потом научился. Научишься и ты. Попробуй поработать с партиями Гел­лера, он прекрасно ведет борьбу в самых острых по­ложениях... А тройку по ма­тематике ты все-таки ис­правь,- напоминает напо­следок экс-чемпион мира.

Мастеру спорта москвичке Анне Ахшарумовой 19 лет. Через три месяца она станет чемпионкой СССР среди женщин.

Видишь ли, Аня,- го­ворит Михаил Моисеевич, выслушав девушку,- ты слишком категорична в оценке худших позиций. Я расскажу тебе о своих встречах с Ласкером. Когда мы совместно анализирова­ли сыгранные партии, то я нередко поражался его обра­зу мышления и шахматным оценкам. Я, например, оце­нивал позицию как безна­дежную, а Ласкер брался ее защищать и находил фанта­стические ресурсы обороны. Возможно, моя оценка была объективно правильной, но Ласкер справедливо считал, - что в условиях напряжен­ной борьбы действуют такие факторы, как ограничен­ность во времени и утомляе­мость. Вот почему ему не­редко удавалось спасаться в, казалось бы, безвыход­ных ситуациях. Я настоя­тельно советую тебе разо­брать партии Ласкера, осо­бенно те, в которых ему при­ходилось вести оборону.

И вообще,- продолжает М. Ботвинник, и это отно­сится уже ко всем,- очень полезно изучать партии крупных шахматистов. У каждого из них были свои типичные планы, излюблен­ные позиции, технические и тактические приемы. Зна­комство с ними пополняет библиотеку знаний шахма­тиста. Во время игры воз­никают сходные по конфигу­рации положения, и тогда на память приходят накоп­ленные сведения, они-то и помогают выбрать правиль­ное решение. Вот, например, одно из самых ответствен­ных решений в шахматной партии - переход из сере­дины игры в эндшпиль. Как выбрать подходящий мо­мент? Посмотрите партии Смыслова и Рубинштейна, они это делали мастерски. Приемы и планы атаки в изобилии рассыпаны в пар­тиях Таля. А чемпион мира по ограничению возможно­стей соперника - Петросян. Проанализируйте партии на­шего матча, и вы увидите, как ловко у него это полу­чается...

Чемпиону Новгородской области среди взрослых, чемпиону РСФСР среди юношей кандидату в масте­ра Сергею Попову 15 лет. Но за последний год его спортивные результаты не­сколько снизились. Это бес­покоит юношу.

Не огорчайся,- гово­рит М. Ботвинник,- после больших успехов у молодых шахматистов нередко начи­нается спад. Он порождает­ся двумя причинами: чув­ством собственной неуязви­мости и недостатком нерв­ных сил. Но еще Капабланка отмечал, что нет ничего лучше хорошего поражения в неответственный момент. Закаляйся. Тщательнее го­товься к турниру, чтобы во время партии оставались си­лы на решение неожиданно возникающих проблем.

С тактикой у тебя все в порядке, а вот эндшпиль ты трактуешь как середину иг­ры, хотя эта стадия партии подчиняется другим зако­нам. Проштудируй книгу Р. Файна «Эндшпиль» (если не достанешь дома, мы тебе ее пришлем), с методической точки зрения она написана отлично...

Домашним заданиям и ре­комендациям М. Ботвинник придает большое значение, распределяя их строго инди­видуально. Шахматист пло­хо рассчитывает варианты - решай этюды, по возможно­сти не расставляя шахмат на доске. Играет на цейтнот противника - читай статью Ильина-Женевского («50 лет назад написал, специально для тебя»). Для лечения «цейтнотной болезни» - свой рецепт: играть тренировоч­ные партии, обращая осо­бое внимание на планомер­ный расход времени. А глав­ная цель - воспитать у молодого шахматиста навы­ки и привычки к самостоя­тельной работе. «Занятия с Ботвинником,- вспомина­ет чемпион мира А. Кар­пов,- принесли мне боль­шую пользу, особенно зада­ния, которые он давал на дом. Эти задания приучили меня к самостоятельной ра­боте, заставили засесть за шахматные книги...»

Метод занятий, кото­рый я использую ныне,- рассказывает М. Ботвин­ник,- зародился еще в 1939 году в шахматном клубе Ле­нинградского Дворца пионе­ров. Там были очень способ­ные ребята, такие, напри­мер, как Марк Тайманов. Я сразу увидел, что теорию они знают ничуть не хуже меня, и решил заниматься с каждым индивидуально, но чтобы при этом присутство­вали все ученики. Ребята получали домашние зада­ния, потом совместно их анализировали. Такой метод себя оправдал и дал непло­хие результаты.

Я не вмешиваюсь в рабо­ту тренеров на местах. Тре­неры передают ребятам не­обходимую для каждого шахматиста сумму техниче­ских знаний. Я же уделяю внимание не только шахмат­ной стороне вопроса, но и стараюсь направить молодо­го шахматиста на верный путь, воспитать в нем спор­тивные качества, ответствен­ность за свою игру, психо­логическую устойчивость. Короче, передаю тот опыт, который мне удалось нако­пить за долгую жизнь в шахматах.

В школе занимаются ре­бята разных возрастов и разной практической силы. Не все порой понимают мои советы. Но это не беда. Не поймут сегодня, так запом­нят и поймут позднее, ведь здесь собраны наиболее пер­спективные мальчики и де­вочки. Впрочем, шахматные способности оценить очень трудно. Никогда нельзя дать гарантии, что способ­ный ребенок вырастет в большого шахматиста. По­этому при наборе новых уче­ников мы испытываем опре­деленные сомнения.

Положение о школе пре­дусматривает особый поря­док зачисления. В школу принимаются мальчики и де­вочки, проявившие способ­ности в шахматах, достиг­шие успехов в соревновани­ях, имеющие хорошую успе­ваемость и отличную дис­циплину. Зачисление произ­водится по рекомендациям центральных и республикан­ских советов ДСО, комсо­мольских и физкультурных организаций. Заявки на­правляются во Всесоюзный совет ДСО профсоюзов по адресу: 113093, Москва, Большая Серпуховская ул., 44. Окончательное решение выносит совет школы под председательством М. Бот­винника. На совете внима­тельно обсуждаются все кандидатуры. Абитуриент может быть сразу принят в школу или зачислен канди­датом, чтобы попасть в ос­новной состав по мере появ­ления свободных мест. Не­редко кандидаты вызывают­ся на очередные сессии и проходят, так сказать, «ис­пытание огнем», а также строгое собеседование.

Вадим Безман, 14-лет­ний кандидат в мастера, чемпион Куйбышевской об­ласти среди юношей (7 из 7!), чемпион РСФСР 1976 года среди мальчиков.

Традиционное представ­ление новичка. Вадим стоит у демонстрационной доски, чуть ссутулившись. Это не ускользает от внимательно­го взгляда М. Ботвинника.

Спортом занимаешься?

Занимался...

Когда?

Когда был молодым.

Все смеются.

Каким видом спорта?

Борьбой.

Это не для шахмати­стов. Лыжи, коньки, легкая атлетика - вот что для нас. Шахматисту необходим све­жий воздух, тогда голова становится ясной, а нервы крепче. Зарядку делаешь?

Здесь делаю...

Здесь-то понятно, ина­че на завтрак не пустят. До­ма нужно делать. Я вот за пятьдесят с лишним лет ни одного дня не пропустил... В шахматы давно играешь?

С четырех лет.

Значит, с десятилет­ним стажем,- констатиру­ет М. Ботвинник.- А кто научил?

Дедушка.

А сейчас дедушку по­биваешь?

Побиваю.

Ну и воспитаньице...

Вадим показывает свои партии. Он быстро рассчиты­вает варианты, уверенно ве­дет борьбу.

Очень способный па­рень,- делится со мной М. Ботвинник,- фантазия у него богатая.

Учебные сессии проходят в напряженной работе. Не­посредственное общение с М. Ботвинником облагора­живает ребят, расширяет их кругозор, придает уверен­ность в своих силах. И ко­гда они разъезжаются по домам, каждый увозит с со­бой то необъяснимое и по­рой неосознанное, что позво­ляет взглянуть на шахматы глазами «уже не мальчика, но мужа».

И все же работу педагога оценивают, в конечном счете, по результатам. Кого воспи­тал М. Ботвинник, кто вы­шел из его школы? Из числа воспитанников Бот­винника, кроме А. Карпова, можно назвать гроссмейсте­ров Ю. Балашова, Ю. Разуваева, Е. Ахмыловскую, чемпиона мира среди юно­шей А. Юсупова, чемпионку СССР А. Ахшарумову и добрый десяток мастеров спорта. Многие появились на всесоюзной и междуна­родной арене в последние годы и уже добились замет­ных успехов.

Очень высоко оценивает М. Ботвинник шахматный потенциал Г. Каспарова. Гарик развился необычайно рано. Мальчику не было де­сяти лет, но он уже серьез­но увлекался историей, от корки до корки изучил, на­пример, книгу академика Е. Тарле «Наполеон», кото­рую-то и не каждый взрос­лый брал в руки. Очень ско­ро пришли к нему и шахматные успехи. В десять лет он выиграл Кубок Баку среди взрослых, в одинна­дцать стал кандидатом в мастера, дважды - в 1976 и 1977 годах - завоевывал зва­ние чемпиона СССР среди юношей. Это рекорд. 12-лет­них чемпионов в истории на­шей страны до него не было.

Вот окончание партии КАСПАРОВ - ПИГУСОВ (чемпионат СССР среди юношей 1977 года), с лучшей стороны характеризующее тактическую зоркость ба­кинца.

В предыдущей борьбе бе­лые пожертвовали пешку и теперь всеми силами обру­шиваются на неприятельско­го короля - 30. Л f 6!

Угрожает 31. Л:h6+. На 30... Фf8 белые продол­жают не 31. Лh4 из-за 31... Лс3! (теперь не проходит 32. Лf:h6+ gh 33. Л:h6+ Kpg8 34. Ch7+ Kpg7), a 31. Фf3!, возобновляя угрозу 32. Л:h6 gh 33. Фf6+, и после 31... Фе7 32. Фf5 быстро по­беждают.

30... Kg 5 31. Л: g 5! hg 32. Ф: g 5 Kpg 8 33. Ф h 4 Фа3 (33...g6 34. е6!) 34. g 6. 35. C : g 6 Ф: f 3 36. Ф h 7+ Kpf 8 37. gf . Черные сдались.

На прошлогодней летней сессии школы в «Орленке» ребята участвовали в трени­ровочном турнире. Первым на финише был 15-летний кандидат в мастера, чемпи­он Таллина среди взрослых Яан Эльвест. Он набрал 11 очков из 13.

Я. ЭЛЬВЕСТ - А. НЕНАШЕВ

Сицилианская защита

1. е 4 с 5 2. Kf3 de 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6 5. Кс3 a6 6. С c4 е 6 7. С b3 b5 8. 0-0 Ce7 9. f4 b4 10. Ka4 Cb7.

Черные слишком «резво» разыграла дебют. Возмож­но, помня о совете Ботвин­ника, Саша Ненашев стре­мится испытать свои силы в сложной борьбе. Но делает он это на грани «фола». Впрочем, уже не только на грани...

11. е5 de 12. fe Ке4.

В случае 12...Kfd7 у бе­лых был выбор между жертвой ладьи на f 7 или слона на е6, а после 12... Kd5 годится и простое 13. Фg4 (13... 0-0 14. Ch6).

13. С: е6! Fe 14. К:е6 Ф: d 1 15. K : g 7+ Kpd 7 16. Л: d1 + Крс 6 17. Kf 5.

У белых три пешки за фигуру при непрекращающей­ся атаке. Даже отсутствие ферзей не облегчает положе­ния черных.

17...Cd8 18. е 6! Кр b5 19. b З Cf6 20. Kd4+ C:d4+ 21. Ле 8 22. c4+ be

23. Са3 a 5 (23...Л:е6 24. Лb4+ Крс6 25. Лb6+). 24. е7 с2 25. Лс1 Ка6 26. Л: е4 С:е4 27. Кс 3 + Кр b6 28. К:е4 Кс7 (28... Кb4 29. С:b4 ab 30. Kf6!) 29. Л: с2 Л b 8 30. Сс5+ Кр b 7 31. Cd 4 Лg8 32. Kd 6+ Kpb 8 33. Се5 34. е8 (Ф ) +! (в заключение - изящная матовая комбина­ция) 34... К:е8 35. Лс8+ Кра7 36. Cd4+. Черные сда­лись.

Единственное поражение победитель турнира потер­пел от 14-летнего москвича кандидата в мастера Андрея Соколова.

А. СОКОЛОВ - Я. ЭЛЬВЕСТ

Сицилианская защита

1. е4 с5 2. Kf 3 е 6 3. d 4 cd 4. K : d 4 К c 6 5. Кс 3 d 6 6. Се2 Се7 7. 0-0 Kf 6 8. Се 3 0-0 9. f 4 а6 10. Фе1 К: d 4 11. C : d 4 b 5 12. Л d1 Фс 7. 13. е 5 de 14. fe Kd7 15. Ке 4. С b7 16. Kf6+ Kph8.

Плохо 16...gf. 17. Фg3+ Kph8 18. ef Ф:g3 19. fe+.

17. Ф h 4 h 6 18. Ф h 5 Cc 5 19. K : d 7 Ф: d 7.

Черные сохраняют равно­весие благодаря тактической возможности - 20. С:с5 Фе6 (с угрозой мата на g2).

20. с3 Л ad 8?

А вот это уже ошибка. Правильно было 20...Фс7, чтобы в случае 21. Лf6 хо­дом 21...Се4 подключить слона к защите королевско­го фланга.

21. Лf6!

Забавно, что аналогичный ход решил борьбу и в пар­тии Каспаров - Пигусов, приведенной выше. Угрожа­ет 22. Л:h6+ gh 23. Ф:h6+ Kpg8 24. Фg5+ Kph8 25. Фf6+ Kpg8 26. Лd3 С:d4+ (26... Ce4 27. Лg3+ Cg6 28. Лh3 С:d4+ 29. Kph1 Ch7 30. Л:h7+ Kp:h7 31. Cd3+) 27. Л:d4 Ф:d4+ 28. cd Л:d4 29. Фg5+ Kph8 30. Фе7 и т. д.

21...Ф c 6 22. Cf 3 Ф b 6 23. С: b 7 С: d 4+ 24. cd Kpg 8.

Проигрывает и 24...Л:d4 25. Л:d4 gf (после 25... Ф:d4+ 26. Лf2 у белых лишняя фигура) 26. Ф:h6+ Kpg8 27. Фе3.

25. Фg4 Ф: b 7.

Здесь 25...Kph8 опровер­галось посредством 26. Фh4! Kpg8 (26...Ф:b7 27. Л:h6+) 27. Cf3 gf 28. ef, и угроза 29. Фg4+ решает.

26. Л: h 6 Лd5 27. Лd 3 Л c 8 (27... Фb6 28. Лdh3 f5 29. Лh8+ Kpf7 30. Л:f8+ Kp:f8 31. Лh8+ Kpf7 32. Фh5+ Кре7 33. Фе8Х) 28. f 5 29. Ф h 4 Лс1+ 30. Kpf 2 Лс2+ 31. Kpe 1 Лс1+ 32. Kpd 2. Черные сдались.

Школа Ботвинника - об­разец плодотворной и иск­лючительно перспективной работы с юными шахмати­стами. Ее опыт начинают перенимать некоторые спор­тивные общества. Соз­даны еще две юношеские «шахматные академии» - школа Т. Петросяна при «Спартаке» и школа В. Смы­слова при «Буревестнике». Слово за другими грос­смейстерами. Каждый из них может многое сделать для детских и юношеских шахмат хотя бы в масшта­бе своей республики, свое­го города.

Мастер спорта В. ХЕНКИН.

БОТВИННИК И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШАХМАТНАЯ ШКОЛА

I. ШАХМАТИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Михаил Ботвинник - человек-эпоха! Он родился при последнем российском императоре Николае II, а умер при первом президенте России Борисе Ельцине, пережив две революции, две войны, культ личности Сталина, "оттепель" Хрущева, "застой" Брежнева, "перестройку" Горбачева... При этом сумел стать при жизни одним из символов могущества Отечества.

Ботвинник - один из тех, о ком можно смело сказать, что он воплотил в шахматах все лучшее из предшествовавшей эпохи, был истинным новатором и мудрым наставником современников и будущих поколений.

Шахматный алмаз, получивший огранку в лучших "шахматных мастерских" Северной Пальмиры, где свято чтили и чтут традиции российских шахматных первопроходцев - Александра Петрова и Михаила Чигорина, где вызрел гений Александра Алехина...

Познав азы шахматной игры в 12 лет, Ботвинник за два года прошел путь до перворазрядника. 1925-й год - год "шахматной горячки" в стране, - ознаменовался для него победной партией в сеансе против чемпиона мира Хосе Рауля Касабланки и первой известностью. Уже тогда серьезный подход юноши к шахматному творчеству обратил на себя внимание ярких продолжателей чигоринских традиций Петра Романовского, Григория Левенфиша, Александра Ильина-Женевского, Николая Григорьева, Ильи Рабиновича. Оценивая анализы Ботвинника, участвовавшего в работе над книгой о матче Алехин - Капабланка, которую писали Левенфиш и Романовский, переводчик и литератор Самуил Вайнштейн воскликнул: "Сам Боголюбов так не анализирует!" Сравнение с претендентом на мировое первенство было, конечно, лестно для Ботвинника. Но он, к счастью, рано научился критически оценивать свою игру и свои возможности. "Привычка анализировать объективно весьма важна для совершенствования шахматиста. Несомненно, это и содействовало моим успехам в ближайшие годы", - вспоминал Ботвинник.

Коллективизация, индустриализация и "шахматизация" всей страны происходили одновременно. Последняя была наиболее удачной и самой безболезненной. Она нуждалась в "своем Стаханове", в своем символе. Комсомолец Михаил Ботвинник заслуженно стал правофланговым в многочисленной армии советских шахматистов. Его отличали честность, убежденность и принципиальность, а также знание своей миссии - принести Родине звание чемпиона мира!

Успехи Ботвинника в чемпионатах страны, ничья в матче с чешским гроссмейстером Сало Флором (1933), победа на международных турнирах в Москве и Ноттингеме (1936) выдвинули его в число первых соискателей шахматной короны.

Имя Ботвинника знала вся страна. Шахматы в СССР становились не только самым популярным видом спорта, но и высокоценимой отраслью культуры. Вслед за лидером выдвигается целая когорта сильных молодых мастеров, готовых к мировым сражениям - Николай Рюмин, Владимир Алаторцев, Илья Кан, Вячеслав Рагозин, Всеволод Раузер, Сергей Белавенец. Западные корифеи шахматной мысли единодушно признают, что будущее процветание шахмат - за Советской Россией.

"Шахматы в СССР полны энергии, юношеского пыла, творческой мысли и веры в неисчерпаемость истины и красоты", - восторженно писал еще в 1924 году Эмануил Ласкер.

В третьем номере журнала "Шахматы в СССР" за 1935 год была напечатана статья Капабланки "СССР принадлежит первое место в мире". Она начиналась словами: "Если говорить о прогрессе шахматного движения за последние 10 лет в мировом масштабе, то этот прогресс должен быть отнесен всецело за счет Советского Союза.

Стремление правительства СССР сделать шахматы средством поднятия культуры дало такие результаты, которые никоим образом не

могли быть достигнуты в других странах. Естественно поэтому, что в настоящее время СССР в шахматном отношении принадлежит первое место в мире".

Александр Алехин, в отличие от двух предшественников наблюдавший за прогрессом шахмат на Родине со стороны, констатируя блестящую игру Ботвинника на турнире чемпионов в Ноттингеме, признал: "Замечтальный успех наиболее выдающегося из молодых шахматистов - Ботвинника, чемпиона Советского Союза, - не явился неожиданностью. Его достижение в Ноттингеме подтверждает, что он является наиболее вероятным кандидатом на звание чемпиона мира. Я лично считаю, что он имеет все шансы, чтобы стать чемпионом мира в ближайшие годы. Помимо огромного таланта, он обладает всеми спортивными качествами, которые имеют решающее значение для успеха, - бесстрашием, выдержкой, точным чутьем для оценки положения и, наконец, молодостью".

Но Ботвинник обладал также бесценным талантом систематизировать и анализировать накопленный опыт поколений. Одним из первых в эти годы он продемонстрировал научный подход к шахматной борьбе, стал примером и образцом в этом направлении для отечественных шахматистов. В 1939 году опубликовал в сборнике партий 11-го чемпионата страны (где он вновь в третий раз стал победителем) статью "Лично о себе и моих методах подготовки к состязаниям. Турнирный режим". В ней Ботвинник откровенно поведал шахматному миру о своей творческой лаборатории, о спортивном режиме, о системе тренировки, о постижении искусства анализа. Это был необычный и смелый шаг, но несомненно в традициях отечественной шахматной школы.

Ведь и Петров, и Чигорин, и Алехин считали своим долгом выступать с работами, в которых излагали свое творческое кредо и взгляды на прогресс шахматного искусства в стране и мире. Вспомним петровский учебник шахматной игры (1824), где 30-летний первый русский мастер давал советы и наставления молодым игрокам. Или поистине героический для своего времени поступок 33-летнего Михаила Чигорина, который в феврале 1883 года ушел с государственной службы и первым в России выбрал путь шахматного профессионала, посвятив себя шахматной журналистике и выступлениям в международных и Всероссийских турнирах (Именно он стал первым представителем российских шахмат, сыгравшим матч на первенство мира!). Чигорин непоколебимо верил в процветание шахматной мысли в России.

Вспомним также блестящие литературные работы Александра Алехина "Мои лучшие партии" и "На пути к высшим шахматным достижениям".

Михаил Ботвинник следовал их примеру. Его книги о матче с Флором, матч-реванше Алехин-Эйве, матч-турнире на звание абсолютного чемпиона СССР свидетельствовали о его готовности к борьбе за мировое первенство.

Война помешала скорому достижению этой цели. То были трудные годы для страны, для семьи, для самого Ботвинника. Но он твердо верил - придет долгожданный час победы, а вместе с ним и час решающего сражения за право стать первым в шахматном мире. Из-за океана поступали скорбные известия о смерти Эмануила Ласкера (1941) и Хосе Рауля Капабланки (1942), из Европы - о метаниях Алехина, оказавшегося на оккупированной фашистами территории.

Ботвинник, понимая свой гражданский долг, старался внести свою лепту в победу. Работая сотрудником высоковольтной лаборатории на Урале, он предложил оригинальный проект "прыгающего танка" и получил авторское свидетельство на "приспособление к танку для осуществления прыжка".

II. ПОБЕДА, КОТОРУЮ ЖДАЛИ

Как показала последовавшая вскоре "пятилетка успехов" М.М.Ботвинника (1943-1947), ознаменовавшаяся его победами на турнире в Свердловске (1943), чемпионате Москвы (1943/44), первенствах СССР (1944, 1945), радио-матче СССР-США (1945) и международных турнирах в Гронингене (1946) и Москве (1947), он подошел во всеоружии к главному состязанию своей жизни - матчу-турниру на первенство мира 1948 года. А его более чем убедительная победа в этом историческом соревновании, в котором Ботвинник превзошел всех четырех соперников - Василия Смыслова, Пауля Кереса, Самюэля Решевского и Макса Эйве, - была воспринята в мире не только как победа шахматного гения Ботвинника, но и как торжество советской шахматной школы. Последнее подчеркивал в своих выступлениях и сам М.М.Ботвинник. В вышедшей в 1951 году работе "Советская шахматная школа" он делится своими мыслями о закономерности выхода представителей отечественной шахматной школы на передовые в мире позиции. Приводим отдельные фрагменты из этой работы.

"Советская шахматная школа не была выдумана и провозглашена -

наши мастера создавали ее на базе чигоринской школы в огне турнирной борьбы.

Какие творческие черты советские шахматисты унаследовали от таких великих мастеров как Чигорин и Алехин? Чтобы не быть превратно понятыми, скажем, что мы, конечно, изучали партии и таких шахматистов как Нимцович и Рубинштейн, Ласкер и Капабланка, и других мастеров, но наибольшее влияние на развитие советской шахматной школы оказали Чигорин и Алехин.

От Чигорина мы восприняли ряд дебютных идей... и стремление к инициативе. В основном мы стремимся к инициативе, атаке, а в обороне - к контрнаступлению.

У Алехина советские шахматисты восприняли боевые качества шахматного мастера... У него можно учиться психологическому подходу к шахматной партии и, пожалуй, творческой самокритике. Мы учились у Алехина и искусству подготовки.

В чем состоят характерные черты нашей школы? Прежде всего следует отметить научный подход к шахматам.

Советские мастера рассматривают шахматы как часть человеческой культуры, а это приводит к серьезному, вдумчивому отношению к шахматам и критическому отношению к своей работе. Поэтому советские мастера неустанно ищут нового, прокладывая новые пути в области теории и практики шахмат.

В актив советским шахматистам нужно отнести разработку методов подготовки. Как отмечалось уже ранее, у Алехина (а также и у Ласкера) были свои методы подготовки, но они не были опубликованы. В Советском Союзе разработанная система подготовки является общим достоянием, и можно полагать, что большинство мастеров СССР ее применяет, когда готовится к соревнованиям.

Основа этой системы состоит в дебютной подготовке, в спортивной тренировке, в умелом устранении тех или иных творческих недостатков; сюда входят и вопросы, связанные с турнирным режимом.

Система подготовки является, вероятно, основным достижением советских мастеров в области теории шахмат и наиболее грозным оружием наших мастеров..."

В самом Ботвиннике аккумулировались лучшие черты советской шахматной школы. В то же время эта школа воплотила в себе многие провозглашенные им приоритеты.

"На шахматном фронте без перемен", - говорили, перефразируя известное выражение, современники Ботвинника в течение 15 лет его чемпионства (1948-57, 1958-60, 1961-63). Дважды возвращал он себе титул сильнейшего, за один год после поражения перевоплощаясь настолько, что его соперники оказывались не в состоянии с ним бороться. В отличие от них ему не было ведомо чувство эйфории.

III. ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ ВЕЛИКОГО УЧИТЕЛЯ

За последние 50 послевоенных лет лишь трое шахматистов, участвовавших в решающем поединке за звание чемпиона мира, не были воспитанниками советской шахматной школы - это Роберт Фишер, Найджел Шорт и Виши Ананд, а победил лишь американский гроссмейстер. Но все трое дружно признают себя ее учениками!

"Глас народа священен", - сказал Сенека Старший. Глас народа назвал Ботвинника еще при жизни Патриархом советской шахматной школы. Его авторитет был непоколебим, а к его мнению прислушивались даже идейные враги. На партию с мэтром настраивались как на "последний бой", одевая парадные костюмы и приводя в свидетели исторического события самых близких родных и лучших друзей. Когда ему исполнилось 60, он нашел в себе мужество сказать "Хватит!" - и перестал участвовать в соревнованиях. Свой опыт и знания передавал ученикам. Среди них "великие ученики" - Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Владимир Крамник. Подобная преемственность поколений и передача опыта - еще одна замечательная черта, присущая отечественной шахматной школе. Так становится все более очевидной роль Ботвинника и в нынешних успехах шахматного искусства в нашей стране.

Основополагающим в своей педагогической деятельности Ботвинник считал принцип приучения к самостоятельности. И воплощение этого принципа в жизнь стало характерным для всех его лет на учительской ниве. Любопытно, что первыми "примерными" шахматными учениками 25-летнего Ботвинника стали ученые, с которыми он занимался в середине 1930-х годов в "комнате Дон Кихота" ленинградского Дома ученых. Вскоре его подопечными стали юные шахматисты высокой квалификации, и Аничков дворец "превратился" в Дворец пионеров. "Занимались мы по воскресеньям, - вспоминал Ботвинник, - раз в две недели (человек 10-12) - один у демонстрационной доски докладывал, другие слушали и критиковали. Разгорались дискуссии, атмосфера бывала накаленной... К каждому слушателю подход был индивидуальный".

Одним из его учеников был будущий претендент на мировое первенство Марк Тайманов. Он с благодарностью вспоминал учителя и его

метод: "Упор делался на широту и точность анализа, обстоятельность,

а главное - на самостоятельность выводов. Ботвинник требовал от своих учеников тщательного и критического разбора сыгранных ими

турнирных партий. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, как это

было мудро!"

В середине 1960-х годов в Москве спортивным обществом "Труд" была организована шахматная школа одаренных юных шахматистов, и ее первым руководителем стал Ботвинник. Три раза в год во время каникул двадцать юношей из разных городов страны приезжали для занятий в этой школе. Среди его учеников были Анатолий Карпов из уральского города Златоуста, Юрий Балашов из города Шадринска, Наум Рашковский из Караганды, Юрий Разуваев из Москвы. Все они стали международными гроссмейстерами, а Карпов - чемпионом мира.

Ботвинник всегда напоминал юным шахматистам, что шахматы - это не только борьба умов, но и борьба нервов. "Часто побеждает тот, - писал он, обращаясь к молодежи, - у кого больше выдержки, кто не теряется в трудных положениях, сохраняет самообладание до конца партии, у кого сильнее воля". Ботвинник не советовал играть "без передышки", турнир за турниром.

"Чтобы играть успешно, нужно испытывать шахматный голод", - считал он. И нередко говорил ученикам: "Не играйте много, оставляйте время, чтобы думать о шахматах".

Ветеран шахмат учил ребят самостоятельно мыслить, работать, анализировать.

Наиболее ярким представителем новой волны юных шахматных талантов 1970-х годов в школе Ботвинника были будущий 13-й чемпион мира Гарри Каспаров и целая когорта будущих гроссмейстеров и претендентов. В их числе С.Долматов, А.Юсупов, Л.Псахис, А.Харитонов, Я.Эльвест, Э.Розенталис, А.Соколов, С.Ионов, А.Ненашев, Е.Ахмыловская, Н.Иоселиани, Л.Зайцева. Около 40 лет прошло с момента первых учительских опытов Ботвинника, но его метод оставался прежним и продолжал приносить прекрасные плоды. "Убежден, - подчеркнул Гарри Каспаров в 1985 году, после завоевания им звания чемпиона мира, - что пять лет, проведенных в школе Ботвинника (1973-78), сыграли решающую роль в моем формировании как шахматиста и определили путь дальнейшего совершенствования".

Ботвинник и советская шахматная школа. В различных вариантах такое "соседство" стало привычным и о нем можно найти высказывания многих гроссмейстеров и чемпионов мира. Вот некоторые из них.

М.Таль . Экс-чемпион мира, доктор технических наук М.Ботвинник считает, что шахматы - это наука. У нашей шахматной школы научный подход к шахматам. И именно при научном подходе очень большое значение имеют домашняя подготовка, психологический момент, огромная техника, исключительная сила воли. Синтез всего этого и есть то, что Ботвинник внес в золотой фонд шахмат.

Т.Петросян . Все мы считаем себя учениками признанного лидера советских шахмат Михаила Моисеевича Ботвинника. И последующее поколение будет учиться на его партиях.

Б.Спасский . Михаил Моисеевич - наш патриарх, шахматный академик. Играть с ним очень трудно, но поучительно. И если при совместном анализе он скажет: "Вы, батенька, избрали не тот план", не пытайтесь с ним спорить - он изрек истину в первой инстанции.

Сам Ботвинник был прежде всего политической, государственной фигурой. Объявив себя создателем советской шахматной школы, он обязан был стать чемпионом мира и стал им. Ботвинник - убежденный коммунист-государственник. Правда, я был дружен с ним некоторое время и знал, что внешне сухой, он в действительности был человеком отзывчивым и теплым.

Р.Фишер . Наиболее сильное впечатление в Ботвиннике на меня произвела его самодисциплина. Он стал школой того, как избегать поверхностности. Я нахожусь также под впечатлением его самообладания и железной логики.

А.Карпов . Следующим (после Стейница) изменением, намеченным Алехиным, но внедренным и развитым Ботвинником, стал научный подход к шахматам.

Ботвинник положил начало серьезному спортивному подходу к шахматам. Что это означает?... Ужесточение борьбы требовало от шахматистов особой подготовки, чтобы переносить небывалые раньше физические и нервные нагрузки.

Г.Каспаров . Мое шахматное мировоззрение во многом складывалось под влиянием экс-чемпиона мира Михаила Моисеевича Ботвинника. Особенно важным, на мой взгляд, явилось усвоение главной "аксиомы" Михаила Моисеевича о необходимости постоянной аналитической работы, прежде всего тщательного анализа своих партий. Неукоснительно следуя этому правилу, с годами я отчетливо осознал, что именно здесь заложен фундамент непрерывного роста шахматного мастерства.

И еще одно интересное признание, на этот раз голландского гроссмейстера Яна Тимана, сделанное им в возрасте 23-х лет: "Я считаю себя учеником советской шахматной школы... Мой главный "путеводитель" - Ботвинник, с его научным подходом к шахматам, глубоким проникновением в тайны позиции, умением навязать партнеру свою манеру игры".

Заслуженные гроссмейстеры и юные 9-летние чемпионы мира, чемпионы Москвы и Европы, спортсмены, музыканты, чиновники, взрослые и дети – такого калейдоскопа любителей шахмат не принимала у себя даже видавшая виды Госуарственная Третьяковская галерея, в которой отмечала свое 80-летие шахматная школа им. М.М. Ботвинника Московского Дворца Пионеров. Юбиляров – учеников и преподавателей - пришли поздравить представители Министерства культуры и Министерства образования РФ, Департамента образования города Москвы, маститые гроссмейстеры, знаменитые эксперты и просто поклонники шахмат.

Президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов в своей приветственной речи отметил, что за прошедшие 8 десятилетий школа Ботвинника воспитала более 50-ти международных гроссмейстеров. Юрий Авербах, Александра Костенюк, Артур Юсупов, Марк Дворецкий, Александр Никитин, Евгений Васюков - имена этих выдающихся воспитанников школы вписаны в мировую историю шахмат.

Организаторы праздника предоставили гостям возможность пообщаться с сильнейшим тренерским составом школы – с чемпионами мира Александрой Оболенцевой и Ильей Маковеевым, с вице–чемпионкой Европы Маргаритой Зверевой, с чемпионом России Арамом Ерицяном, с 5-кратной чемпионкой Москвы Еленой Бадзгарадзе и юными чемпионами Москвы Расулом Ражбадиновым и Александрой Шведовой.

В рамках сеанса одновременной игры - 2 гроссмейстера против 30 учащихся школы – блиц-турнир провели ведущие игроки сборной России по шахматам. А перед турниром прошел праздничный концерт, на котором выступили детские коллективы Московского Дворца Пионеров (МДП): хор Ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева, Театр Юного Москвича, Театр Моды, Студия спортивного танца и другие.

На юбилей школы приехали заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов, президент Российской шахматной федерации Андрей Филатов, супруга выдающегося международного шахматного эксперта и арбитра Владимира Яковлевича Дворковича Галина Дворкович, дочь Михаила Ботвинника Ольга Михайловна.

Александр Журавский отметил: «Я вижу в Школе Ботвинника и государственную, и личную составляющие. Блестящая шахматная школа Советского Союза не пропала с развалом, а восстановилась и продолжает массово готовить чемпионов и просто умных, талантливых граждан. Школа Ботвинника Московского Дворца Пионеров – яркий тому пример. И как отец, я горд, что мой сын занимается именно в ней».

Огромной популярностью у журналистов заслуженно пользовался воспитанник школы, 9-летний Чемпион Мира Илья Маковеев. Слегка смущаясь, юный чемпион раздавал интервью и расказывал, что в шахматы его привел папа, а школа Ботвиннка «дала мне все».

Генеральный директор МДП Андрей Шашков отметил, что уникальный, крупнейший в Европе детский образовательный комплекс – Московский Дворец Пионеров – в этом году также отмечает 80-летний юбилей. «Москвичам от 6 до 18 лет Дворец дает возможность творческого развития и учебно-исследовательской деятельности в области науки и культуры, технического, художественного и социального творчества, информационных технологий, экологии, этнографии, физической культуры и спорта» - подчеркнул Андрей Шашков.

СПРАВКА:

Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества основан в 1936 году и располагается в современном комплексе на Воробьёвых горах.

Это крупнейшее многопрофильное государственное учреждение в системе национального дополнительного образования. В его исследовательских лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях, творческих коллективах, группах развития, кружках для детей и родителей занимается около 30 тысяч человек. Во Дворце работают почти 1,5 тыс. учебных групп и коллективов по 10 образовательным направленностям, обучение в более 93 % из них -бесплатное. Общение детей и педагогов происходит не только в учебных аудиториях, но и на научно-практических конференциях, в поисковых и фольклорных экспедициях, в профильных лагерях, в туристских походах, экскурсиях и слетах по всей территории России и за рубежом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Скачать презентацию про италию
Презентация на тему
Расширение ареала цивилизации