Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Николай II: биография в портретах. Николай Второй

Картины, гравюры и журнальные иллюстрации про Романовых и их невест, императоров и великих князей с княгинями. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше -- у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории -- давайте оценим детали.

Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого.

А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул).
В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в "новой" России все равно очень медленно). Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры.
И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике.

Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.

Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.
Рекомендую смотреть при увеличении -- тогда видно много деталей, например, что дамы все с модными высокими прическами-фонтанжами.



Кстати, существует предположение, что это не документальное изображение, а вымысел гравёра о том, как эта свадьба могла бы выглядеть (по ссылке большая интересная статья).

Фрагмент гравюры
«Под первым балдахином»: в центре — Петр I; слева от него: вице-адмирал К.И. Крюйс («в отцовом месте»), кораблестроитель («Бас») И.М. Головин («в братнем месте»), справа — командующий гребным флотом контр-адмирал И.Ф. Боцис («в отцовом месте»), корабельный мастер Ф.М. Скляев («в братнем месте»), «Аглинской Посол Витварт» и «Польской Министр Граф Фицтум», стоит «Маршал» свадьбы А.Д.Меншиков; «против Его Царского Величества» — сенатор граф И.А. Мусин-Пушкин; слева — СЛ. Рагузинский; справа — «Графа Фицтума племянник Лось», Б.И. Прозоровский, Р.В. Брюс, М.П. Гагарин.

Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал.

Но из истории романовских свадеб в искусстве еще и вот такое можно привести в пример.

Медаль в память свадьбы царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты Христины Софии принцессы Брауншвейг-Люнебурга в Торгау. 1711. ГЭ

Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило.

Петр III и Екатерина Великая

Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано.

Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины.

Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ

В Одессе есть вариант картины, где невесту нарядили поярче.

Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже.
Зато!
Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.

Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. (Фото не оч. удачное, много желтизны)

Как-то вот так оно смотрелось в комплекте со всем остальным

Неизв. худ. Ок. 1758

Вот реплика платья, сделанная театральными реквизиторами. Обратите внимание что сбоку оно почти плоское. Добавлены утраченые кружевные рукава и другие детали (фото мое).

Ой, извините, есть еще такая картинка по теме -- школа гравёров оставалась крепкой.

Григорий Качалов. Фейерверк на Неве по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745. ГЭ

А это на родине невесты был праздник.

Фейерверк сожженный в Цербсте по случаю бракосочетания великаго князя Петра Феодоровича с великою княжною Екатериной Алексеевной

Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это.

Это -- собственноручный мой коллаж из анонима и Рокотова.

Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам не ведомо опять.

Медаль на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича. 1773. ГЭ

‎В полнощи светлый юг сияет,
Течет живее в сердце кровь,
И осень, как весна, вливает
Наталье с Павлом в грудь любовь.‎
(Державин)

Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный жанр... Или из Европы завести.

Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ

Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г.
Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс).

Александр I и Елизавета Алексеевна

Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую.
И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием. Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод -- переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна.

Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ.


Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к. Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг.

Это я не знаю откуда повтор, но тут детали различимей

Такое ощущение, что фейерверки рисовать для них было намного интересней. Ну действительно, царственные особы вот они все время тут, на глазах маячат, а огонечки когда еще увидишь.

Фейерверк по случаю бракосочетания великаго князя Александра Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной.


Медаль на бракосочетание Александра Павловича. 1793. ГЭ.

Александр II и Мария Александровна

Но вот наконец наступил полноценный "викторианский" XIX век с его страстью к тщательному запечатлению семейственного. Почему в таких условиях не рисовали цесаревича Александра (II) в 1840 и Марию Александровну -- не понимаю.

Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна.

Раз все такое черно-белое и бедное пока, берем венчания великих князей и княжон, на безрыбье.
Ну и тоже интересно.

Свадьба великого князя Михаила Николаевича и Цецилии Баденской. 1857.
Журнальная (?) иллюстрация. Кажется, это самое раннее изображение непосредственно церемонии, которое мне удалось найти.


Церемония в этот раз, как и на большинстве последующих иллюстрациях, происходит в дворцовой церкви Зимнего дворца.

Александр III и Дагмар
Они женились еще при жизни отца-императора.

Приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и праздников, балов и похорон.

Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ

В композиции несколько последовательных эпизодов бракосочетания.

Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович - герцог Лейхтенбергский.

Фрагменты

В центральной части листа Александр II и императрица Мария Александровна.

Правее, в нижней части листа, изображены придворные дамы, члены Синода, хор певчих-мальчиков. В честь невесты и ее датских родственников император, великие князья, наследные принцы, генералы в мундирах с перекинутой через правое плечо голубой лентой (отличительный знак датской формы).

А вот другая картинка, попроще, из "История царствования императора Александра II в картинах".

Н. Богданов. Бракосочетание великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны.

Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную (венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для великих князей, которых развелось бесчисленно. Большевики продали ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в американском Hillwood Museum.

Свадебные фотографии, где новобрачные позируют вдвоем, легко опознать именно по ней, обычно она стоит вторым рядом за диадемой невесты.

Самые скучные в моей подборки чб рисунки -- это на самом деле cover-story 19 века.

«Всемирная иллюстрация» (1874. Т. 12, 21 сентября (№299). Бракосочетание великого князя Владимира Александровича с дочерью великого герцога Мекленбург-Шверинского Марией Павловной. Царский кортеж на парадной лестнице в Зимнем дворце. Рисунок К. Брожа

Они же, на неск. минут пораньше.

Но слава богу, для семейного архива Романовы все-таки заказывали цветное.

Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 1874.
С английским принцем было сначала православное венчание.



Потом англиканское

Свадьба великого князя Константина Николаевича и принцессы Елизаветы Маврикиевны. 1884.

Свадьба великого князя Петра Николаевича и Милицы Черногорской в 1889 в Петергофе.
Они женятся не в Зимнем, потому что рангом пониже, им можно.

Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны в 1884 году




Вот это кстати написал Афанасий Фет:

"На бракосочетание Великого князя Павла Александровича и Великой княгини Александры Георгиевны"

Не воспевай, не славословь
Великокняжеской порфиры, —
Поведай первую любовь
И возвести струнами лиры:

Кто сердце девы молодой
Впервые трепетать заставил?
Не ты ли, витязь удалой,
Красавец, царский конник, Павел? ()

Михай Зичи. Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III, в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.

деталь

К.О. Брож. Рисунок тушью на ту же тему. Эрмитаж
(подготовительный к созданию журнальной иллюстрации)

Никки и Аликс

Они женились, когда Николай уже стал императором.

Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры Федоровны». 1894. ГРМ

Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого почти мастера, датчанина Туксена.

Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭ


Слева направо - король Кристиан IX Датский, императрица Мария Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна, Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел. кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский.

Фрагмент

Кстати, напоминаю, что несмотря на то, что (по слухам) показывает нам фильм "Матильда", венчание Николая на царство и венчание его с невестой происходило не одновременно (и без обмороков). Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы.

В британской королевской коллекции есть повторение картины Туксена (потому что Виктория -- бабушка невесты). Рядом открытка (?) или журнальная репродукция с этой картины (кладу для комплекта).


А еще в Эрмитаже сохранилось подвенечное платье Аликс. Да, талия у немецких принцесс уже не та, что в 18 веке...

А потом все кончилось.

Брак Николая II и Александры Федоровны называют святым. Последние в истории России император и императрица пронесли свои чувства через все испытания и невзгоды.

5 лет ожидания

Любовь к Александре Федоровне, а тогда еще принцессе гессенской Алисе, была первой любовью Николая II. Чувство это родилось в нем еще до совершеннолетия - в 16 лет, и будущий царь разглядел жену в Алисе, которой было еще меньше - 12! Родные принцессы еще называли свою малышку Sunny, то есть "Солнышко", а Николай уже думал о свадьбе. «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться», - писал Николай в своем дневнике. Пять лет он ждал воли Божьей на этот брак, пять лет смиренно молился, просил "взрослых" и писал дневник, на первой странице которого была фотография его Алисы. Позже он напишет ей: "Спаситель сказал нам: "Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог". Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в православную веру и дать мне её в жёны".
Вода камень точит и прорывает плотину родительского "нет". Через пять лет влюбленные женятся, чтобы быть вместе до самой смерти.

Простота привычек

Несмотря на высоту положения, выше которого и быть не может, император и императрица вели вполне простую жизнь, стараясь не предаваться излишествам и воспитывая детей в строгости. Они были убеждены, что все лишнее только развращает, что это "от лукавого". Известно, что Николай предпочитал щи и кашу изысканным французским блюдам, а вместо дорогого вина мог выпить обычную русскую водку. Император запросто купался в озере вместе с другими мужчинами, не делая из своей особы и своего тела чего-то секретного.
А поведение Александры Федоровны во время войны известно многим - она закончила курсы сестер милосердия и вместе с дочерьми работала санитаркой в госпитале. Злые языки то и дело обсуждали это: то они говорили, что такая простота снизит авторитет царской семьи, то - что императрица ненавидит русских и помогает немецким солдатам. Ни одна царица на Руси еще не была медицинской сестрой. А деятельность Александры и ее дочерей в госпитале не прекращалась с раннего утра до поздней ночи.
Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами - словом, с любым человеком. Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и гордиться своим положением не должно.

Байдарочные походы

Царская семья обычно представляется в торжественной обстановке, при исполнении обязанностей руководителей страны. Но жить только так нельзя, и еще сложнее в таких условиях сохранить и укрепить семью. Императора, императрицу и их детей можно представить и... в байдарочном походе. Страсть к байдаркам была у Николая II с детства, первую байдарку родители подарили цесаревичу в 13 лет. О любви к воде знали многие родственники будущего монарха, и Николай II часто на дни рождения получал в качестве подарка лодку или байдарку.
Александра, с ее больными ногами (заставлявшими ее с ранних лет усаживаться на время в инвалидную коляску), видя страсть супруга, радостно разделяла ее. И хотя долгое нахождение в холодной воде было ей противопоказано, она периодически составляла компанию любимому мужу. Мемуаристы, например, упоминают о ее четырехкилометровом походе на байдарке по финским шхерам.

Благотворительность

Мастерские, школы, больницы, тюрьмы - всем этим занималась императрица Александра с первых же лет замужества. Ее собственное состояние было небольшим, и для проведения благотворительных акций ей приходилось сокращать личные расходы. Во время голода 1898 года Александра дала на борьбу с ним 50 тысяч рублей из своих личных средств - это восьмая часть годового дохода семьи.
Живя в Крыму, государыня принимала горячее участие в судьбе туберкулезных больных, приехавших лечиться в Крым. Она перестроила санатории, снабдив их всеми усовершенствованиями - на свои личные деньги.
Говорят, императрица Александра была прирожденной сестрой милосердия, и раненые были счастливы, когда она посещала их. Солдаты и офицеры часто просили ее быть с ними во время тяжелых перевязок и операций, говоря, что “не так страшно”, когда государыня рядом.

Дома призрения для падших девушек, дома трудолюбия, школа народного искусства...
«Августейшая Семья не ограничивалась денежной помощью, но жертвовала и Своими личными трудами, - свидетельствует инок Серафим (Кузнецов) в своей книге. - Сколько руками Царицы и Дочерей было вышито церковных воздухов, покровов и других вещей, рассылаемых военным, монастырским и бедным церквам. Мне лично приходилось видеть эти царские подарки и иметь даже у себя в далекой пустынной обители».

Законы семейного взаимопонимания

Дневники и письма царской семьи становятся все более популярны в России и за ее границами. Молодые пары ищут в них рецептов сохранения крепкой и счастливой семьи. И, надо сказать, находят. Вот некоторые цитаты:
"Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Брак - это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле. После заключения брака главнейшие обязанности мужа и жены - жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Каждый до конца своей жизни несет ответственность за счастье и высшее благо другого".
"Венец любви - это тишина".
"Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым".

Подарки друг другу

Маленькие и большие подарки друг другу были важной частью семейного быта Романовых. В одном из своих дневников императрица Александра пишет: "Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб".
Записки императрицы - не теория, а ее ежедневная жизнь. Она любила делать Николаю и детям сюрпризы по самым разным поводам, и Николай ценил и разделял эту традицию. Пожалуй, самым известным и традиционным подарком в их доме были яйца Фаберже на Пасху.
Одно из самых трогательных и красивых яиц - "клеверное". На его ажурном ободке помещено изображение Императорской короны, дата "1902" и монограмма Императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. А внутри - драгоценный четырехлистник с 4-мя портретами царских дочерей: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Это яйцо - символ счастливого брака Николая II и Александры Федоровны, ведь четырехлистный клевер, который так редко можно найти в природе - обещание счастья. Да и само яйцо символично: это и Пасха, и вечное рождение, и семья, и Вселенная, и вера в появление наследника.

Медовый месяц длиной в 23 года

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже... день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной теплое письмо: "В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…" После стольких лет совместной жизни императрица признавалась в письмах, что целует подушку Николая, когда его нет рядом, а Николай по-прежнему становился застенчив, как юноша, если они встречались после долгой разлуки.
Не зря иные современники с некоторой завистью говорили: "Их медовый месяц длился 23 года…"
В день же венчания Аликс записала в дневнике Николая: "Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно".

20 апреля 1894 года состоялась помолвка Николая II. Его отец Александр III долго противился этому событию, но, наконец, уже на смертном одре дал согласие на брак сына с принцессой Гессенской Алисой, впоследствии нареченной Александрой Федоровной. Мария Молчанова вспоминает историю любви последней российской императорской четы.

Александра Федоровна (в девичестве принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась в 1872 году в Дармштадте — столице маленького немецкого герцогства Гессенского. Мать ее умерла в тридцать пять лет. Шестилетнюю Аликс, младшую в большой семье, забрала на воспитание бабушка — знаменитая английская королева Виктория. За светлый характер английский двор прозвал белокурую девочку Санни (Солнышко).

Николай II влюбился в Алису в 16 лет и ждал 5 лет заключения брака


В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию: ее сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола — шестнадцатилетний Николай — влюбился в нее с первого взгляда. Молодые люди, состоящие к тому же в довольно близком родстве (по отцу принцессы они — троюродные брат и сестра), сразу прониклись взаимной симпатией. Но только через пять лет семнадцатилетняя Аликс вновь появилась при русском дворе.

Алиса Гессенская в детстве

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток: «Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты — наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти». Через полтора года после этого разговора Николай записал в свой дневник: «Всё в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее». Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. Впрочем, когда позднее Виктория познакомилась с цесаревичем Николаем, тот произвел на нее очень хорошее впечатление, и мнение английской правительницы изменилось. Сама же Алиса имела основания полагать, что начавшийся роман с наследником русского престола может иметь благоприятные для неё последствия. Вернувшись в Англию, принцесса принимается изучать русский язык, знакомится с русской литературой и даже ведёт продолжительные беседы со священником русской посольской церкви в Лондоне.


Николай II и Александра Федоровна

В 1893 году Александр III серьёзно заболел. Тут и встал опасный для престолонаследия вопрос — будущий государь не женат. Николай Александрович же категорически заявил, что он выберет себе невесту только по любви, а не по династическим соображениям. При посредничестве великого князя Михаила Николаевича согласие императора на брак сына с принцессой Алисой было получено.


Однако Мария Федоровна плохо скрывала недовольство по поводу неудачного, на её взгляд, выбора наследника. То обстоятельство, что принцесса Гессенская вступила в русскую императорскую семью в скорбные дни страданий умиравшего Александра III, вероятно, ещё больше настроило Марию Федоровну против новой государыни.


Николай Александрович Романов на спине у греческого принца Николая

В апреле 1894 года Николай отправился в Кобург на свадьбу брата Аликс — Эрни. И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни — день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит». 14 ноября 1894 года — день долгожданной свадьбы. В свадебную ночь Аликс записала в дневнике Николая: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно…» После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней».


Венчание Николая II и Александры Федоровны

Обычно жены русских наследников престола долгое время находились на вторых ролях. Таким образом, они успевали тщательно изучить нравы общества, которым им придётся управлять, успевали сориентироваться в своих симпатиях и антипатиях, а главное, успевали приобрести необходимых друзей и помощников. Александре Федоровне в этом смысле не повезло. Она взошла на престол, что называется, попав с корабля на бал: не понимая чужой ей жизни, не умея разобраться в сложных интригах императорского двора. До болезненности замкнутая, Александра Федоровна словно являла собой противоположный образец приветливой вдовствующей императрицы — она, напротив, производила впечатление надменной, холодной немки, с пренебрежением относящейся к своим подданным.

Во время голода Александра отдала 50 тыс. руб. из своих личных средств


Смущение, неизменно охватывающее царицу при общении с незнакомыми людьми, препятствовало установлению простых, непринуждённых отношений с представителями высшего света, которые ей были жизненно необходимы. Александра Федоровна совершенно не умела покорять сердца своих подданных, даже те, кто были готовы преклоняться перед членами императорской семьи, не получали повода для этого. Так, например, в женских институтах, Александра Федоровна не могла выдавить из себя ни одного приветливого слова. Это тем более бросалось в глаза, так как бывшая императрица Мария Федоровна умела вызвать в институтках непринуждённое к себе отношение, переходящее в восторженную любовь к носителям царской власти.


Императорская чета на яхте «Штандарт»

Вмешательство царицы в дела государственного правления проявилось далеко не сразу после её свадьбы. Александру Федоровну вполне устраивала традиционная роль хранительницы домашнего очага, роль женщины возле мужчины, занятого трудным, серьёзным делом. Николай II, человек по натуре домашний, для которого власть представлялась скорее обузой, чем способом самореализации, радовался любой возможности забыть в семейной обстановке о своих государственных заботах и с удовольствием предавался тем мелким домашним интересам, к которым имел природную склонность. Тревога и смятение охватили царствующую чету ещё тогда, когда императрица с какой-то роковой последовательностью начала рожать девочек. Против этого наваждения нельзя было ничего сделать, но Александра Федоровна, усвоившая своё предназначение королевы, восприняла отсутствие наследника как своего рода кару небесную. На этой почве у неё, особы крайне впечатлительной и нервной, развился патологический мистицизм. Теперь любой шаг самого Николая Александровича сверялся с тем или иным небесным знамением, причём государственная политика незаметно переплелась с деторождением.


Супруги после рождения наследника

Влияние царицы на мужа усиливалось и тем значительнее оно становилось, чем дальше отодвигался срок появления наследника. Ко двору был приглашён французский шарлатан Филипп, который сумел убедить Александру Федоровну в том, что он в состоянии обеспечить ей, путём внушения, мужское потомство, и она вообразила себя беременной и чувствовала все физические симптомы этого состояния. Лишь после нескольких месяцев так называемой ложной беременности, весьма редко наблюдаемой, государыня согласилась на освидетельствование врачом, который и установил истину. Но самое главное несчастье состояло в том, что шарлатан получил через царицу возможность влиять на государственные дела. Один из ближайших помощников Николая II записал в 1902 году в своём дневнике: «Филипп внушает государю, что ему не нужно иных советчиков, кроме представителей высших духовных, небесных сил, с коими он, Филипп, ставит его в сношение. Отсюда нетерпимость какого-либо противоречия и полный абсолютизм, выражающийся подчас абсурдом».


Семья Романовых и английская королева Виктория

Филиппа всё-таки удалось выдворить из страны, ибо Департамент полиции через своего агента в Париже разыскал неоспоримые свидетельства жульничества французского подданного. А вскоре последовало и долгожданное чудо — на свет появился наследник Алексей. Однако рождение сына не принесло умиротворения в царскую семью.

После заключения брака обязанности супругов — отдать друг за друга жизнь


Ребёнок страдал ужасной наследственной болезнью — гемофилией, хотя его болезнь держалась в государственном секрете. Дети царственной семьи Романовых — Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник цесаревич Алексей — были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети. Даже Алексею, которому каждое падение грозило мучительной болезнью и даже смертью сменили постельный режим на обычный ради того, чтобы он обрел мужество и другие качества, необходимые наследнику престола.


Императрица Александра Федоровна с дочерьми за рукоделием

По свидетельству современников, императрица была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский (более длительный) богослужебный устав. Комната Царицы во дворце представляла собой соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами.


Император и Императрица читают телеграммы с пожеланиями выздоровления цесаревичу Алексею

Во время первой мировой войны распускались слухи, что Александра Федоровна отстаивала интересы Германии. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов распространялись германским генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Федоровны в каких-либо преступлениях.

4 (27) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание российского императора Николая II и будущей императрицы Александры Феодоровны.

Этот брак не был формальностью, для супругов он стал важной составляющей смысла их жизни. Об этом можно с уверенностью утверждать, читая размышления Александры Федоровны о браке и семье, в которых отразился её глубокий опыт любви и страдания.

Редкой семье выпадает столько испытаний, сколько выпало семье Романовых. Наветы врагов, предательство близких людей, тяжелая болезнь своего ребёнка – не все семьи выдерживают такой натиск судьбы. Но последний российский император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна смело встречали все эти трудности, которые с лихвой выпали на их долю, и хранили верность друг другу до самого конца.

Почему их брак называли уникальным

В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию: ее сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола – шестнадцатилетний Николай – влюбился в нее с первого взгляда. Но только через пять лет семнадцатилетняя Аликс, которая приехала к сестре Элле, вновь появилась при русском дворе.

В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток:

«Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти».

Александр III и его семья. Слева Николай II

Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. Впрочем, когда позднее мудрая Виктория познакомилась с цесаревичем Николаем, тот произвел на нее очень хорошее впечатление, и мнение английской правительницы изменилось.

Жених и невеста испытывали друг к другу нежные и искренние чувства. Это было редкостью в семьях королевских и императорских династий – браки у них, как правило, совершались по расчёту. Поэтому молодая пара производила особенное впечатление, которое успокоило даже противников их свадьбы. «Дай Бог, чтобы Николай и Алиса жили счастливо», – думали родственники, когда молодожёны торжественно клялись друг другу в вечной верности.

После венчания с Александрой – такое имя Алисе дали после крещения в Православной церкви – испытания Николая не закончились. Александр Третий перед смертью завещал сыну:

«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны — Илья Репин

Николай исполнял этот завет, и первые годы брака протекли спокойно и счастливо. У супругов родились четыре дочери. Но царю нужен был наследник. Когда Александра, наконец, родила мальчика, Николай был на седьмом небе от счастья. Однако скоро его радость омрачилась – врачи обнаружили, что у маленького Алексея гемофилИя.

Эта болезнь делает оболочку артерий настолько хрупкой, что любой ушиб или порез вызывает разрыв сосудов и может привести к самому печальному исходу.

Носителем гена гемофилии была Александра, но Николай никогда её ни в чём не обвинял. Ему и в голову не приходила мысль выбрать другую женщину, чтобы она родила ему здорового наследника. Нарушить святость брака, предать любимого человека – это казалось невероятным и Николаю, и Александре.

Начало двадцатого века захлестнуло Россию войнами, и Николай часто и надолго покидал дом. Александра каждый день отправляла мужу письма, чтобы он не печалился вдалеке от семьи. Всего уцелело около шестисот писем. Заглянув в любое из них, можно ощутить неземные тепло и любовь, которые согревали Николая и Александру. «Молиться за тебя - моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ», – писала мужу Александра. Даже спустя двадцать лет после свадьбы она ласково называла его «Мой мальчик, мой солнечный свет», а её дневниковые записи поражают глубиной понимания брака.

Когда Николай подписал отречение от трона и отправился в ссылку, верная жена поехала с ним. Их союз был испытан годами брака, клеветой придворных, изменой армейских генералов, и всё выдержал. Романовы знали, что их ждёт впереди, и даже имели возможность уехать заграницу, но не сделали этого.

Во время ссылки над ними издевались большевики, но они сохраняли спокойствие и достоинство, чем поражали своих тюремщиков. Дети находились рядом с родителями, наравне разделяя с ними все тяготы заключения, и каждый день ожидая смерти. Они не жаловались. В их дневниках того периода можно встретить такие записи: «Господи, помоги нам!» Позже в бумагах старшей дочери Романовых – великой княгини Ольги нашли стихотворение, которое завершалось такими строчками:

А у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

Рука об руку Николай и Александра с детьми встретили свою гибель в Екатеринбурге. В 2000 году их прославили в лике святых Православной церкви. На иконах Романовых чаще всего изображают вместе, всей семьёй. Много лет назад, в день свадьбы, императрица Александра Фёдоровна написала в дневнике: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно…». И её мечта сбылась.

Интересные факты о браке Николая II с Александрой Федоровной
1. простота привычек

Несмотря на высоту положения, выше которого и быть не может, император и императрица вели вполне простую жизнь, стараясь не предаваться излишествам и воспитывая детей в строгости. Они были убеждены, что все лишнее только развращает, что это «от лукавого». Известно, что Николай предпочитал щи и кашу изысканным французским блюдам, а вместо дорогого вина мог выпить обычную русскую водку. Император запросто купался в озере вместе с другими мужчинами, не делая из своей особы и своего тела чего-то секретного.

А поведение Александры Федоровны во время войны известно многим — она закончила курсы сестер милосердия и вместе с дочерьми работала санитаркой в госпитале. Злые языки то и дело обсуждали это: то они говорили, что такая простота снизит авторитет царской семьи, то — что императрица ненавидит русских и помогает немецким солдатам. Ни одна царица на Руси еще не была медицинской сестрой. А деятельность Александры и ее дочерей в госпитале не прекращалась с раннего утра до поздней ночи.

Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами — словом, с любым человеком. Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и гордиться своим положением не должно.

2. благотворительность

Мастерские, школы, больницы, тюрьмы — всем этим занималась императрица Александра с первых же лет замужества. Ее собственное состояние было небольшим, и для проведения благотворительных акций ей приходилось сокращать личные расходы. Во время голода 1898 года Александра дала на борьбу с ним 50 тысяч рублей из своих личных средств - это восьмая часть годового дохода семьи.

Находясь в Крыму, государыня принимала горячее участие в судьбе туберкулезных больных, приехавших лечиться в Крым. Она перестроила санатории, снабдив их всеми усовершенствованиями — на свои личные деньги.

Говорят, императрица Александра была прирожденной сестрой милосердия, и раненые были счастливы, когда она посещала их. Солдаты и офицеры часто просили ее быть с ними во время тяжелых перевязок и операций, говоря, что “не так страшно”, когда государыня рядом.

Дома призрения для падших девушек, дома трудолюбия, школа народного искусства… «Августейшая Семья не ограничивалась денежной помощью, но жертвовала и Своими личными трудами, - свидетельствует инок Серафим (Кузнецов) в своей книге. - Сколько руками Царицы и Дочерей было вышито церковных воздухов, покровов и других вещей, рассылаемых военным, монастырским и бедным церквам. Мне лично приходилось видеть эти царские подарки и иметь даже у себя в далекой пустынной обители».


Медицинский персонал и раненые в Царскосельском дворцовом лазарете. Во втором ряду сидят слева направо: вел. княжны Анастасия Николаевна, Мария Николаевна, Ольга Николаевна, императрица Александра Федоровна, вел. княжна Татьяна Николаевна. Царское Село. 1915
3. законы семейного взаимопонимания

Дневники и письма царской семьи становятся все более популярны в России и за ее границами. Молодые пары ищут в них рецептов сохранения крепкой и счастливой семьи. И, надо сказать, находят. Вот некоторые цитаты:

«Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Брак — это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле. После заключения брака главнейшие обязанности мужа и жены — жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Брак — это соединение двух половинок в единое целое. Каждый до конца своей жизни несет ответственность за счастье и высшее благо другого».

«Венец любви — это тишина».

«Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым».

4. медовый месяц длиной в 23 года

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже… день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной теплое письмо:

«В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»

После стольких лет совместной жизни императрица признавалась в письмах, что целует подушку Николая, когда его нет рядом, а Николай по-прежнему становился застенчив, как юноша, если они встречались после долгой разлуки.

Не зря иные современники с некоторой завистью говорили: «Их медовый месяц длился 23 года…»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Последняя свадьба монархов России - свадьба Николая II и принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрисы Гессен-Дармштадтской, крещеной под именем Александры Федоровны - состоялась 26 ноября (14 ноября по старому стилю) 1894 года. В силу определенных обстоятельств она не была пышной и шикарной: после свадьбы не было никаких балов и молодожены не отправились в традиционное свадебное путешествие. Все было предельно скромно, по меркам такого события в императорском Доме Романовых.

Лауритс Тукс Венчание Николая II и Александры Федоровны, студийный вариант 1895

В 1892 году в своем дневнике будущий Николай II записал: "Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться... ". Мечты-мечтами, а до венчания и свадьбы пришлось и родителей Николая уламывать, чтобы те одобрили этот брак, и саму невесту уговаривать, т.к. она категорически не желала менять свое вероисповедание.

Наконец 8 апреля 1894 года состоялась помолвка Николая и Аликс. 20 октября 1894 года в Ливадии скончался император Александр III, 21 октября Аликс приняла православие с именем Александры Федоровны. Похороны покойного Александра III прошли в Петропавловском соборе 7 ноября и страна погрузилась в траур на целый год. На год отложили и свадьбу. Но все же решили ускорить процесс и официально укрепить положение Александры в России. Выбрали день, который по религиозным правилам давал некоторое послабление - 14 ноября. Это был день Рождения императрицы Марии Федоровны.

Репин И.Е. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны 1894

И так 14 ноября 1894 года состоялась наконец долгожданная свадьба. Венчание Николая и Александры прошло в Соборе Спаса Нерукотворного Зимнего дворца (Большая церковь Зимнего дворца). Храм имел свои святыни: икону Спаса Нерукотворного, золотые кресты-мощевики, частицы Тернового венца, ризы Христа, а также Животворящего древа. Также в нем находились уникальные вещи, собранные императорами Российского государства. Это были подаренный Мальтийским орденом Павлу I святыни – ковчег с частью ризы Господа, десница Иоанна Крестителя, икона Филемской Божией Матери, которую написал, по легенде, сам апостол Лука, а также ряд удивительных икон из коллекции рода Романовых и старинное Острожское Евангелие. На данный момент богослужения в храме происходят по особому расписанию, с учетом музейного статуса помещения.

Гау Э. Большая церковь Зимнего дворца 1874


Лауритс Тукс Венчание Николая II и Александры Федоровны в церкви Зимнего дворца 1895


Ну а теперь слово писателям, живо повествующим о том, как происходило венчание, а вернее о том, как выглядели жених и невеста на этой церемонии.

Анри Труайя "Николай II" : "Утром 14 ноября Николай облачился в красный мундир гусарского полковника с золоченым галуном на плече. На Александре было платье из белого шелка, расшитое серебряными цветами, и мантия из золотой парчи, шлейф которой несли пять камергеров, а голову ее венчала императорская диадема, украшенная бриллиантами. В этом убранстве она блистала хрупкой и чистой красотой. Высокая, с правильными чертами, с прямым изящным носиком, серо-синими глазами, мечтательная, с густыми, ниспадавшими на лоб золотистыми волосами, новобрачная выступала грациозно и величаво, но при этом каждое мгновение заливалась краской, точно застигнутый на месте преступления ребенок. Ослепленный любовью Николай называет ее «sunny» – «солнышко». "

Бриллиантовая венчальная корона Дома Романовых



Грег Кинг "Императрица Александра Федоровна" : "Ее свадебное платье было великолепным творением; наряд был настолько запутанным, что потребовалось почти час для Александры, чтобы его одеть. Ее чулки были из кружева, туфли украшены изысканной вышивкой. Платье состояло из нескольких юбок: жесткой нижней и широкой верхней, особого кроя, открывающей еще одну юбку из серебряной ткани с оторочкой мехом. Красивое низкое декольте открывало шею и плечи, а платье с короткими рукавами имело палантин с горностаевыми краями. Лиф был скреплен бриллиантами, которые сверкали при каждом движении. Александра носила золотую императорскую мантию, окаймленную горностаем. Эти одежды были настолько тяжелы, что четыре человека должны были помочь ей нести их. Волосы у невесты были зачесаны назад, чтобы подчеркнуть ее изящную шею и плечи. Сбоку были прикреплены локоны. На голове были тиара в виде кокошника из бриллиантов и брачная корона Дома Романовых. На платье был целый ряд алмазных брошей и цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, украшенная драгоценными камнями. На шее - нитка жемчуга. Все эти драгоценности и тиара были свадебными подарками покойного царя, стоимостью около 300 тысяч рублей (150 000$). Кроме того на невесте были тяжелые бриллиантовые серьги, колье и через платье красная лента ордена Святой Екатерины. "

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога