Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Можно ли вернуть ссср? Кто и зачем хочет вернуться в ссср Кто хочет вернуть ссср.

Сегодня очень серьёзный материал.

Для начала, клятвенно пообещаю вам то, что в следующей серьёзной статье я обязательно буду ругать нынешнюю власть:) Её есть за что сильно критиковать, при условии, что перед этим из аудитории будут удалены все прозападные грантоеды, для чьих ушей такая правда не предназначена.

Но сегодня о другом, не менее важном - попытка понять, а что же именно потеряли те, кто со слезами вспоминает советскую молодость.

Держитесь. Будет жестко.

Однажды я заметил, что большинство тех, кто сегодня требует вернуться в СССР, по возрасту примерно соответствует последнему поколению советских комсомольцев. Тех самых "стражей ценностей революции", которые и должны были первыми нести в жизнь идеалы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Это поколение людей, начавших свою карьеру во времена застоя и перестройки.

Почему-то многие забыли, что именно это поколение вошло в пик своей деловой активности в то время, которое мы зовём "лихими 90-ми". У этого поколения, хозяев 90-х годов, была какая-то общая управленческая проблема - маленький горизонт планирования при отсутствии выстроенных процессов и методологии . Они жили одним днём - от получки до получки, от поставки до поставки, от одного валютного транша до другого. "Сегодня к нам приедет мешок контрабандных джинсов Levi"s, мы его загоним, а завтра посмотрим что будет ". И вот как-то так во всём.

Я конечно понимаю, что гибкость и умение подстраиваться под среду - это иногда круто. Но эти же умудрялись отказываться от системности и планирования совсем, как будто это какой-то страшный грех. У них даже есть очень характерное словечко - "договорняк ". Это когда всё, на чем основана твоя увереность в завтрашнем дне - это устный уговор с таким же раздолбаем, как ты, который просуществует до тех пор, пока "жизнь не изменится " (а изменится она внезапно и прямо сегодня вечером).

Тут, как на зло, где-то на фоне мелькают портреты Сталина и Берии и контраст вот этих поздне-комсомольских управленческих ужимок со сталинско-бериевскими масштабными генпланами. На этот контраст больно было смотреть. Больно и самим же вчерашним комсомольцам, которые старательно вымарывали и замазывали грязью эти две фамилии отовсюду, где только о них могли вспомнить.

Первое, что пропало с крушением советского строя - это именно планирование и методология . Всё остальное прожило чуть дольше или намного дольше, а вот именно системность ушла с первых минут воцарения "реформаторов" на броневике перед "Белым домом".

Мне начинает казаться, что эти вечные комсомольцы требуют вернуть СССР, потому что там был Госплан и Госстандарт в качестве пряника (и Госконтроль с ОБХСС в качестве кнута).

Эти структуры в сумме позволяли космомольским раздолбаям не иметь собственного горизонта планирования, а значит - не нести ответственности за конечный результат. Не формулировать смыслов, не ставить себе задач, работать как получится.

Причем, если их спросить, а почему они так жили, то окажется, что онижедети, они не виноваты, это жизнь вдруг стала такая непредсказуемая. Но кто еще её делает предсказуемой, если не те, кто в ней живёт?

Нынешний государственный строй, каким он БУДЕТ (надеюсь) в ближайшие хх лет, очень густо замешан на методологиях и стандартах (чаще всего, западного происхождения по причине отсутствия своих) и требует, чтобы каждый худенький-бедненький менеджеришка имел генеральный план развития того, что у него в подчинении, и за этот план нёс персональную ответственность перед государством или руководством. То есть - сам парился и за то, чтобы сформулировать смысл своей деятельности, и за то, чтобы этому плану потом соответствовать.

Мы наблюдаем ренессанс идеи долгосрочного планирования и систематизации. Еще не сталинских масштабов, но - дай Бог - придем и к таким.

Сегодня в любой нормальной крупной организации, имеющей хотя бы 10-летнюю историю выживания на рынке, скорее всего, есть отдел методологии и стандартов. А если это организация, связанная с информационными технологиями и разработкой ПО, то он там есть просто обязательно - это норма отрасли. И если туда придет лихой казачок с предложениями в стиле "а давайте сейчас сделаем как получится, а завтра будь что будет", то на него посмотрят, как на идиота и выгонят оттуда.

Это движение к планированию и стандартам пришло к нам сегодня с Запада, но не сам Запад его изобрёл - они осмыслили часть опыта СССР и признали его полезным. Это Сталинская методичка, о неоспоримой пользе которой нам напомнили наши же соперники. Они своим меркантильно-буржуазным умишком однажды взяли и подсчитали, что это, оказывается, еще и выгодно!

Только с горизонтом планирования в десятилетие (не меньше) можно строить Крымские мосты, организовывать Олимпиады и побеждать в Сирии. На такие горизонты сегодня рассчитаны госкорпорации, госпроекты, в ту же сторону медленно, но верно, движется вся система. Тем, кто не может сегодня тащить лямку долгосрочного планирования и мобилизовываться на игру вдолгую, сегодня просто не доверят этих госзаказов, а это значит, что они сядут на кухне без денег и работы.

И тут на сцену выходят бывшие комсомольцы со своим горизонтом в несколько дней, договорняком и блатом. Куда они при такой системе пойдут? В марсианскую впадину, куда Гагарин не летал. Их сегодняшний потолок - это нестратегический бизнесишка на несколько десятков душ... Причем, даже за эти души надо нести ответственность с горизонтом плана не менее года, закладывать резервирование денег на отпуска, обеспечивать отказоустойчивость сервисов, не допускать кассового разрыва и т.п. И даже одно это вызывает у "коммерсов" стон и плач египетский.

Это вам не украсть состав нефти в Башкирии и продать его в Польшу по оффшорной схеме, обозвав всё это крутой коммерческой сделкой.

У нас даже в обычной жизни простого рабочего человека так получается - чтобы жить более-менее хорошо, сегодня надо учиться самому планировать бюджет надолго и заставлять себя следовать плану. Контролировать риски, учитывать возможный форс-мажор и на него откладывать.

Если человек начинает жить от зарплаты до зарплаты (как типичный позднесоветский рабочий и инженер), то это прямая дорога в микрокредитные забегаловки и банкротство физических лиц. А вспомните, как государство ЗАСТАВИЛО законом водителей иметь страховой полис гражданской ответственности под угрозой запрета эксплуатации автомобиля, потому что иначе гарантировать наличие у граждан денег на неотложную компенсацию ущерба было невозможно. Граждане планировали на три дня вперёд и в этих планах никогда не было возможности повредить чужую машину...

И тут начинается: верните нам срочно СССР!

Всех кто был воспитан "госпланом", персональная ответственность за план и результат очень сильно парит - они требуют вернуть "стабильность и социальную справедливость", под которой на практике понимается требование к государству централизованно планировать (и делать) за всех и давать "простым рабочим" возможность думать только на три дня вперёд.

А как бы они сегодня пели, если бы некий "Сталин" потребовал от них персональной ответственности за выполнение длинного плана в несколько лет под угрозой ссылки в лагеря? А ведь первая версия Советского Союза встала на ноги именно на таких методах...

Нет, товарищи. Советский Союз второй версии будет, но он не будет раем для мещан-раздолбаев, прикрывающихся комсомольским билетом, мечтающих о новой машине и импортных джинсах, но не способных их купить из-за собственного же раздолбайства.

Он состоится тогда, когда и министр, и простой рабочий на сборочной линии достигнут того "дзена", что не смогут ни по каким личным причинам сорвать генеральный план, т.к. у них от этого лично будет болеть что-то в районе души.

Вы спрашивали, какую страну я хочу для своих детей. Вот такую.

Вот теперь ко всеобщей радости пойду думать, как я в следующий раз буду ругать нынешнюю власть.

Оригинал взят у mgsupgs в Снова о жизни в СССР

Давеча общался в отпуску с одной молодой женщиной, ну как кому, а мне 35 - летние молодыми кажутся, пичаль. И ляпнуло милое создание, что если-бы не перестройка то отдыхало-бы оно не в 4-х звездах в Италии, а как минимум в 5 -ти и в Монте Карло. Я поинтересовался не внебрачная ли она дочь члена ЦК, и заметил, что и это не гарантирует Монтов с Карлами, скорее санаторий совмина в Крыму... Девушек обиделся, впрочем в силу множества причин мне и так ничего не светило...:))

Короче автор этих строк периодически обнаруживает, что есть люди, которые гораздо моложе его. То есть, он воспринимает их как обычных людей, но вдруг выясняется, что эти люди не знают и не понимают очевидных для автора вещей. Например, они не жили в СССР и потому могут рассуждать о нем очень специфично.


Ностальгия по СССР кажется автору настолько противоестественной, особенно у тех, кто там не жил, что он не удержался от написания настоящей заметки. Кроме того, автору постоянно попадаются персонажи, которые застали СССР в лучшем случае в бессознательном возрасте, но которые бегают по интернетам и доказывают «с цифрами в руках», как там было хорошо. Сам автор цифрам никогда не верит, потому что на любую цифру найдется другая цифра, но многие-то еще верят…
В общем, я решил написать об СССР, таким, как его я его помню. Тем более, что многое из того, что мы имеем сегодня, самым непосредственным образом происходит от типично советских реалий и привычек. И тем еще более, что об СССР, оказывается, мало что известно. Мне как-то попались люди, которые не знали, что в СССР не было выборов. Так что есть повод задуматься.

Писать о Советском Союзе в терминах тоталитаризма, массовых репрессий, империализма и т. п. бессмысленно, так они чересчур затасканы и потому им никто не верит. Писать в сотый раз об обреченности социализма тоже не хочется. Поэтому я решил просто описать и прокомментировать некоторые стороны жизни, типичные для советского человека.

Скажу сразу, я никогда не был диссидентом (может просто не успел), происхожу из обеспеченной по тем меркам советской семьи, в Советском Союзе прошли, что называется, мои лучшие годы и я о них совершенно не жалею. И совершенно не жалею о том, что Советский Союз развалился.

Очереди

Когда вспоминают СССР, то почему-то чаще всего вспоминают об очередях. Современному человеку это кажется не очень большим затруднением, мол, можно и постоять, чему тут возмущаться? Рассказчики об очередях почему-то забывают добавить, что очередь была верным признаком того, что в магазине что-то «дают», что-то «выбросили». То есть, нормальное, обычное состояние магазина без очереди — это отсутствие товара, хоть сколько-нибудь достойного обмена на денежные знаки. Вообще говоря, в СССР были какие-то «категории снабжения», согласно которым устанавливался ассортимент и качество завозимых продуктов. Эти категории были предметом торга и борьбы среди бюрократов. Один мой приятель, родом из Твери, попав в Киев, был потрясен вывеской «мясо» на магазине.

Блат

Советский человек снабжался по блату. В магазинах ничего не было, но в холодильниках все было. Блат был высоким искусством прямого обмена. В нем все обменивалось на все — должности, связи, знакомства, продукты питания, доступ к тем или иным благам, тем или иным людям и.п. Блат отличался от «спекуляции», так как товары по блату отпускались, как правило, по номинальным ценам, оплатой была взаимная услуга либо сама возможность такой услуги. Однако, разумеется, это не считалось оплатой, это было «честно». Блат считался приличным, а «спекуляция» — нет.

Сакральные продукты питания

В СССР было много малообъяснимых «фишек». Одной из них был сакральный хлеб. Вокруг хлеба существовала постоянная истерика. Его нужно было есть и нельзя было выбросить. Если учитель увидел, что ты выбросил корку хлеба, был скандал. Хлеб был неотъемлемой частью советской пропаганды. Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром для меня до сих пор жестко ассоциируется с комбайнами, бороздящими бескрайние поля. Эта картинка была заставкой программы «Время», которую все смотрели каждый день. Думаю, что партия и правительство чувствовали, что наличие хлеба является своего рода границами общественного договора. Для советского человека, пережившего несколько больших и малых голодоморов, наличие хлеба было лакмусовой бумажкой стабильности ситуации. Если хлеба не было, то это означало, что уже всё. Поэтому хлеб был. В хлебном на нынешнем Майдане висели два лозунга. Первый «Буде мир — буде хліб», второй «Буде хліб- буде пісня». Никогда не мог понять их смысла.

Книги

Советские люди с гордостью называли себя самой читающей нацией. Наверное это так, если учесть, сколько книг у них было «на душу населения». Поскольку книгоиздание жестко цензурировалось, советский человек имел весьма малый выбор того, что было дозволено читать. Поэтому он стремился максимально запастись любым чтением впрок. Какой бы ни была цензура, книги открывали советскому человеку иные миры, далекие от окружающей его тупости. Поэтому советские люди любили книги. Мой двоюродный дед был немаленьким человеком на ЮЗЖД, и потому обладал несметными богатствами в виде сочинений Жюля Верна, Майн Рида и т. п. Иногда удавалось что-то выпросить. Стишок «не шарь по полкам жадным взглядом, здесь книги не даются на дом» хорошо отражает отношения вокруг книг.

В книжных магазинах продавались «произведения советских авторов», то есть макулатура. Книги, которые можно было читать, распределялись. Была популярна форма подписки на полное собрание сочинений, распределялись не отдельные книги, а подписки. Точно также распределялись подписки на газеты и журналы. Подразделению трудящихся (например, «на отдел», «на цех») выдавалось несколько подписок и они уже сами их распределяли между собой, как правило, вытягивая бумажки из шапки. Газеты вроде «Правды» или «Труда» обычно шли в нагрузку. Чем выше была ваша должность, тем больше вам позволялось вольностей в чтении. Простой инженер вряд ли имел шансы получить подписку на журнал «Вокруг света». Точно так же, партия поощряла и пролетариев.

То, что советские люди понемногу разбирались во всем на свете, связано с их способом чтения. Выиграл подписку на «Науку и жизнь» — поневоле станешь специалистом в термоядерном синтезе.

Деньги

Часто говорят о бескорыстии и немеркантильности советского человека. Это неудивительно, ведь денег в СССР не было. Деньги не зарабатывали, их получали. Зарплата называлась получкой, которая устанавливалась тарифной сеткой, а не результатами труда. Конечно, хорошо было получать больше, чем меньше, но гораздо важнее было иметь разрешение потратить свои деньги. Уже упомянутая выше подписка, разумеется была не бесплатна. Но доступ к ней был важнее этих денег. Точно так же «получали» жилье, автомобили, дачи и т. п. В зависимости от характера вашей деятельности, вам полагались те или иные льготы в очереди на квартиру, машину и т. п. Борьба за льготы (то есть, право получить без очереди или раньше других) была весьма нешуточной.

Было довольно много людей, особенно среди тогдашней молодежи, которые «уезжали на заработки». Обычно, ехали куда-нибудь в Сибирь и тому подобные места. Партия и правительство оплачивали работу там значительно выше средней полосы, кроме того, она считалась пролетарской, то есть, классово правильной. Думаю, что эти люди ехали также и «за запахом тайги», то есть подальше от маразма, поближе к реальному делу. Интересно, что на вырученные деньги купить им было особо нечего. Машину можно было купить с рук, но рынок был невелик. Квартиру можно было обменять. Придумывались невероятно сложные схемы, чтобы «обменять квартиру с доплатой». Жилищный вопрос стоял крайне остро.

Знаменитая «бесплатная медицина» тоже имела свои степени допуска. Считалось (и, видимо, были причины), что ведомственная медицина лучше, а еще лучше четвертое управление. Предметом торговли «по блату» был допуск к услугам этой медицины. В санаториях и больницах ЦК можно было встретить людей самых разных сословий, которых там, по идее, быть не должно.

Воровство

Советский Союз категорически проигрывал в гонке технологий. Поэтому он был лидером в промышленном шпионаже. Воровали вооружения, ЭВМ, станки и т. п. Воровали даже книги. Чужое стремились выдать за свое. Вот, например, гениальный мультфильм «Винни Пух и все, все». В нем нет Кенги, Тигры и главное — мальчика с ненашим именем Кристофер Робин. Там действуют зверушки средней полосы России (кроме разве что ослика, но он, в общем, тоже не экзотика для многонационального СССР). Великий актер Леонов, озвучивавший Винни-Пуха, вспоминал, что первоначально эти персонажи должны были быть, но потом, «кто надо» сказал, что «не надо». В титрах написано что-то вроде «по книге Александра Милна». А кто такой этот Милн? Наверное, какой-то одесский еврей.

Государство воровало у других государств, а люди в СССР воровали у государства. Это называлось «принести с работы» и воровством не считалось.

Производство

Советский человек ходил на работу. Ему платили за то, что он туда ходит. Суть его работы — производства — состояла в выполнении плана. Владимир Буковский рассказывал, как он молодым человеком работал на заводе. После того, как мастер выдал задание точить какую-то деталь, Буковский начал ее точить. Однако, когда мастер ушел, бывалые работники остановили юного энтузиаста В конце рабочего дня они пошли на склад, взяли оттуда готовых деталей «согласно норме» и предъявили их мастеру. При всей утрированности этой истории, она точно отражает суть просиходившего.

Думаю, что именно отсюда наше понимание предпринимательства, как своего рода выполнения плана. Мы считаем, что предприятию все равно — что и как оно делает и продает и что оно заинтересовано лишь в том, чтобы «содрать как можно больше бабок». Мы не верим в конкуренцию. Люди, даже молодые, рассуждают об этом как типичные совки. Они начисто игнорируют существование потребителя продукции, и то, что именно он своими деньгами не только оценивает качество работы, но и вообще делает возможным ее существование.

Криминал

Когда советский человек подрастал, (примерно с 5-6 класса средней школы) он с удивлением обнаруживал, что находится в абсолютно враждебном мире, который никак не отражается в кино и на телевидении. Это был мир хулиганов, отбиравших мелочь у младших, массовых побоищ двор на двор, улица на улицу и т. п. В нем были свои правила, радикально отличающиеся от официально пропагандируемых. С некоторого возраста свободное передвижение по городу становилось проблематичным. Нужно было знать пароли и уметь правильно себя вести. В Киеве сказать, что ты живешь «на Тампере» было равносильно отмазке от драки. Правда, желательно было кого-то там знать, на всякий случай. Как говорил мой знакомый «жителями этой улицы отсижены тысячелетия». Так оно и было. Учитывая, что в СССР половина страны отсидела в тюрьме, блатной жаргон был (и остается) законной частью обычной лексики. Точно так же так называемый «шансон», именуемый тогда «блатняк», имеет происхождение из тех времен, когда домашний магнитофон стал массово доступен. «Блатняк» слушали все — от профессора до гопника. Так что ничего нового и особо упаднического в нем нет. Это старая добрая советская традиция.

Криминальный возраст заканчивался где-то лет в 20- 25. Старших не трограли.

Когда в конце 80-х начался «разгул преступности», он начался не просто так. Почва для него была давно готова. Этот «разгул» уже существовал в СССР в виде молодежных банд. «Старый» криминал (то есть «настоящие» бандиты и воры) не имел к этому почти никакого отношения. Разгул 90-х обеспечили «спортсмены», рекрутировавшие «пацанов» из уличных банд. Именно они были «беспредельщиками».

Железный занавес

За границу советскому человеку было нельзя. Он мог с трудом попасть в «страны народной демократии» и с очень большим трудом в страны «загнивающего капитализма». Для таких поездок людей отбирали очень тщательно. Многие верили, что тамошнее изобилие специально организовывают к их приезду. Заграницу ездили группами, в группе всегда был агент КГБ.

Политика

О внутренней политике не было известно ничего. Отец слушал «голоса», но там тоже все было непонятно. Советологи занимались тем, что оценивали будущие перспективы советской политики на основе расстановки членов политбюро на трибуне Мавзолея. Это было примерно то же самое, что наша нынешняя политическая аналитика в популярных газетах и ток-шоу. Поэтому все живо интересовались международной политикой. Война где-то заграницей была для советского человека радостным событием, она сильно оживляла жизнь. Советский человек с большим интересом следил как там иракцы истребляют иранцев и наоборот.

В СССР были выборы из одного кандидата. Как так? А вот так. Вообще мало кто знал, когда и куда эти выборы проводятся. Избирательной кампании не было (разве что принудительное собрание по встрече с кандидатом). Почему-то на выборы все ходили с самого раннего утра, часов с шести. Включались громкоговорители с патриотическими песнями, все шли на участок, стояли там в очереди, заходили в буфет (под выборы что-то выбрасывали) и шли домой. Почему нельзя было пойти на выборы днем или вечером — непонятно. В армии в день выборов не было подъема. Дневальному запрещалось орать «подъем!». Рядовой состав вставал самостоятельно и офигев от добровольности происходящего, шел голосовать. Без строя. В общем — цирк.

Режим дня

Жизнь советского человека регламентировал производственный процесс (с девяти до шести) и телевидение работало под этот процесс. Придя в себя после работы, советский человек смотрел программу «Время», где ему объясняли, что к чему. Во времена позднего СССР после программы время показывали художественный фильм. До программы «Время» тоже были какие-то передачи, но их никто никогда не смотрел. В субботу и воскресенье советский человек мог отойти от советской реальности посмотрев «Утреннюю почту», «Клуб кинопутешественников», «В мире животных» и «Международную панораму» (смотрится потому, что в конце могут с вероятностью около 5% показать в течении 10 секунд какую-нибудь группу с комментариями «посмотрите, какая гадость»). Так же были «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» (где-то раз в месяц) для которых фестиваль итальянской попсы в Сан-Ремо был выдающимся событием современности. Для детей существовали вечерние сказки. Их смотрели потому, что в конце был мультик. Сказка без мультика считалась западлом. Большие коммунистические события (вроде съездов КПСС) были трагедией, так как задолго до них, во время них и еще долго после их окончания телевидение работало в ущерб всему остальному.

Кстати, о мультиках. Вам сейчас продают диски с рекламой «добрые советские мультфильмы». Ага. Это вы других не видели, которые не с диска.

Элита

Самыми уважаемыми людьми в СССР были люди, находящиеся на конечном этапе распределения — работники ножа и топора (мясники), продавцы и прочие труженики торговли. Очень ценились профессии, имеющие дело с трудноучитываемой наличностью, например, приемщики пустых бутылок и официанты. Определить степень уважаемости было легко, было всего три признака — хрусталь, ковры и книги (позже к ним добавился автомобиль). Чем больше этого добра в доме, тем уважаемей человек. «Товаровед, обувной отдел, как простой инженер…»

Демонстрации

Советский человек ходил на демонстрации. На демонстрации шли колоннами. Колонны формировали предприятия. Нужно было пройти вдоль трибуны, с которой смотрело и махало ручкой местное начальство. Все это дело комментировалось онлайн через громкоговорители. Когда ваше предприятие проходило мимо трибуны, комментатор говорил «а вот идут такие-то сякие-то!» Далее шел некий текст о ваших достижениях и все кричали «ура!». Несмотря на то, что демонстрации были довольно нудными в плане организации, их все равно любили. Это был такой советский карнавал — шарики, знамена, оркестры.

Гости

Советский человек любил ходить в гости. Праздников было мало, а гости — это такой спонтанный праздник. Правы те, кто говорит, что «советские люди были искреннее». Это верно в том смысле, что они были более невинными. Секса у них не было, насилия, якобы, тоже и времени -вагон, включая рабочее время. Веселились от души.

Дачи

Советский человек был хомяком. Он все тащил в дом. Он всегда находился в состоянии заготовки всего — продуктов питания, вещей, книг и т. п. Он твердо знал, что верить никому нельзя ни секунды и всегда нужно быть готовым ко всему. При этом он мог совершенно искренне орать «ура!» на демонстрациях и верить в «ленинской строй». На деле, сам не осознавая, он ему никогда не верил. Когда партия и правительство начали выделять (какие хорошие и ёмкие определения, черт возьми!) людям дачные участки, советский человек не превратил их в места отдыха. Там сразу появилась картошка и помещения для хранения всякого хлама, который советский человек тащил в дом всю свою жизнь. Когда СССР не стало и когда картошку проще стало покупать в магазине, он все равно не угомонился. Он никому не верит.

Америка

Официально Америка считалась главным врагом СССР. Однако, советские люди скорее уважали Америку (и Запад в целом) и видели в ней достойного противника. Бытового антиамериканизма, которым мы сейчас поражены, не было. Во время англо-аргентинской войны преподаватели «тактики родов войск» с восхищением рассказывали о действиях английского десанта. А потопленный агрентинский крейсер преподаватель называл «ПуэблО», с ударением на последнем слоге. Все хихикали, а он делал вид, что так и надо.

Вещи

Леониду Ильичу приходит письмо от ветеранов. «Дорогой Леонид Ильич! Все у нас хорошо, только вот язычок на водке перестали делать, очень неудобно открывать». «И зачем тут язычок?» — подумал Леонид Ильич, откручивая крышку на бутлке водки.

Дешевая водка закрывалась крышкой из какого-то легкого металла. Первоначально крышка снабжалась язычком, потянув за который, можно было ее открыть. Потом язычок перестали делать и откупоривание бутылки стало довольно мучительным. Как и пользование вообще любым советским предметом. Крышки с резьбой были на водке, которая шла на экспорт.

Более всего ценились импортные вещи. Считалось, что они качественные. Прибалты здесь имели явное преимущество со своей латиницей. Их товары воспринимались как импорт. Целофановые кулечки, особенно импортные, не выкидывали, а стирали. Они были не только тарой, но и несли большую эстетическую нагрузку.

Бытовые вещи были сделаны с каким-то отвращением и ненавистью ко всему живому. Однажды, уже где-то в 2000-х, мне попалось довольно много таких вещей — всяких там расчесок и пр. и я испытал настоящий шок, увидев, насколько они неудобны и корявы. Китайские пластмасски, которые сегодня продаются в переходах — просто шедевры дизайна, синергетики и фен-шуя.

Один мой приятель сказал как-то другому приятелю, ныне известному журналисту: «ты — сказал он, — отвратителен отвратительнсотью советского плюшевого медведя». Он знал, о чем говорит.

Собрания

«Рабинович, почему вы не были на последнем собрании?» «Если бы я знал, что это последнее собрание, я бы обязательно пришел».Советский человек постоянно участвовал в каких-то собраниях. Собрания были частью «советской демократии». Как правило, на них утверждались заранее принятые решения. Собрания не любили не столько за потерю времени, сколько за лицемерие. Прежде чем принять решение, нужно было слушать занудные выступления, часто абсолютно лживые. Сидящие в зале знали, что реальные факты совсем не таковы. Для системы собрания были способом выявления «врагов народа». Происходящее было настолько лживым, что, в принципе любой человек с нормальной психикой и хоть каким-то самоуважением рано или поздно начинал буянить. Обычно такие люди стремились к простым локальным улучшениям, лежащим в рамках здравого смысла. Они не покушались на наш ленинский строй. Но, в итоге, дело обычно заканчивалось тем, что такой правдолюб, в лучшем случае, спивался.

Интересно, что люди в системе понимали, что без «пассионариев» им трудно обойтись. Самой избитой темой советского кино на «производственную тему» была борьба такого вот правдолюба-новатора с закостенелым директором. Однако, система была сильнее людей и работала по своим правилам.

Думаю, наш нынешний мир «как бы» и «на самом деле» происходит от советских собраний. Оттуда же наше какое-то иррациональное недоверие к решениям, принятым коллегиально.

Новый год

Новый год был единственным несоветским праздником в году. На новый год готовили все самые лучшие номера эстрады, фильмы и т. п. В Новый год советскому человеку разрешалось побыть просто человеком. Поэтому новый год все так любили. Было за что. Вы сейчас подумали об одном фильме и я о нем подумал. Там совершенная правда.

Коммунизм

Нельзя сказать, что советский человек «не верил в коммунизм». Просто после того, как случился 80-й год, в котором он должен был наступить, согласно обещаниям Хрущева, коммунизм исчез из бытового обихода. Он, скорее, стал предметом для интеллектуального оправдания правдолюбства. «Вот Ленин тут писал, что должно быть так. А у вас тут что?» Многие диссиденты начинали именно таким образом. Ваш покорный слуга в поисках истины тоже начитался Ленина и вдруг понял, что он редкий урод. Если бы совок не развалился, уж не знаю, что бы со мной было.

Преподаватель по «марксистско-ленинской философии» как-то спросил на семинаре «а что будет после коммунизма?» Этот простой вопрос как-то никому не приходил в голову. Для тех, кто не знаком с марксизмом, скажу, что он основан на «диалектическом материализме», который видит развитие бесконечным. Однако, его политическая доктрина считает коммунизм последней и окончательной стадией развития общества. Неувязочка выходит. Лет за 30 до того за такой вопрос пошел бы наш преподаватель в лагеря…

Искусство

Говорят, что в СССР было развито «высокое» искусство, например, балет, о котором пел Высоцкий. Однако, его мало кто видел и мало кто им интересовался. «Кина» было немного и оно по большей части было очень плохое. Были французские и для эстетов — итальянские фильмы. Причины — сильные коммунистические партии и правительства в практически братских некоторое время, Франции и Италии. В Югославии, кстати, тоже был социализм, но с югославами был конфликт, поэтому ихних фильмов и вещей у нас не было. Разумеется, не было и китайских вещей. Китайцы тоже были врагами. Старожили с умилением вспоминали китайские термосы сталинских времен.

Высоко было развито искусство иносказаний. Был целый жанр фильмов, спектаклей на основе, скажем, Шекспира. В них работала бригада очень хороших актеров и работали они от души. Еще был жанр фильма-сказки. Многие из них были скорее для взрослых, чем для детей. Эти фильмы обладали той высокой наивностью, которой обладает, скажем, первое поколение сериала «Стар трек».

Когда в перестройку стало можно не говорить иносказаниями, все тут же попытались «резать правду-матку». Однако, ничего, кроме убожества, из этого не вышло. Советский человек так и не понял сам себя.

Спорт

Официально в СССР не было профессионального спорта. Но, понятно, что советские «любители» на практике были профессионалами. Это позволяло им получать много медалей на олимпиадах. Комментаторы всегда подчеркивали факт «любительства», особенно, когда наши выигрывали, скажем в хоккей у сборной Канады. Канадцы именовались не иначе, как «канадские профессионалы». Спорт зависел от мнения генеральных секретарей. Говорят, что Брежнев любил хоккей. Поэтому его «развивали». Кто там из них любил фигурное катание не знаю, но оно тоже имело большой успех.

Мифология

Нынешние ностальгаторы по СССР ностальгируют в основном по эпохе Брежнева. Для тех, кто думает, что в СССР был порядок, скажу, что брежневские времена самими участниками событий воспринимались как отсутствие порядка.

В Советском Союзе эпохи Брежнева уже не было командной экономики в ее сталинской версии. Такая экономика была крайне затратной — половина страны работала в лагерях, другая ее охраняла, и главное, стало непонятно, а зачем это все? При Брежневе мировая революция и прочее как-то отошли на задний план и коммунистам захотелось пожить обычной жизнью.

В общем, производство было плановое, но составление планов и тем более их выполнение было сложным процессом, который шел и сверху вниз и снизу вверх. Все это было сплошным торгом и конфликтом между бюрократами. Поэтому считалось, что порядка больше нет. Считалось, что порядок был при Сталине. Ленин был таким «исусиком», як то кажуть — свята людина, а вот Сталин — тот был настоящий реальный пацан.

Другим мифом было миф о месте, где всё знают и месте, где всё работает, как надо. Таким местом считалось КГБ и разного рода секретные производства. У нас есть такие приборы, но мы вам о них не расскажем. Совок развалился еще и потому, что разрушился этот миф. Когда гласность сделала ясным и общедоступным тот факт, что таких мест нет, совок исчез.

Капитализм считался настолько плохим, что просто нету сил. Непонятно, как там вообще жили люди. Я точно установил, что все, чье детство прошло в Советском Союзе были уверены, что живут в самой лучшей стране, потому, что «там» точно жить нельзя. Это говорилось совершенно искренне. Помню, детьми мы как-то нашли иностранную пустую банку типа из-под консервов на которой был изображен пухлый счастливый младенец. Мы были уверены, что это консервы на для младенцев, а из младенцев. Капитализм…

Жулики

Жуликов было немного. У людей в жизни было мало выбора и потому частным лицам обманывать их было особенно не на чем. Поэтому те жулики, которые были, были гениями. Двум персонажам нужно точно поставить памятники. Первый придумал несуществующую государственную контору, получал на нее деньги из бюджета, увольнял и нанимал работников и так несколько лет до расстрела. Второй брал взятки за поступление в ВУЗ. Поступления он не обещал, он просто говорил, что постарается. Если ребенок не поступал, он возвращал деньги. Человек, превративший теорию вероятности в источник дохода засулживает памятника.

Развал

Когда коммунистическая партия решила, что целью ее существования является «неуклонная забота о всевозрастающих потребностях советского народа», СССР был обречен.

В 1982 году, после своего визита в СССР, президент Института Катона Эдвард Крейн писал: «Советское общество, судя по всему, разваливается изнутри. Если мы сможем избежать конфронтации с Советами в ближайшие 20 лет, их система рухнет под тяжестью собственной бюрократии».

про презервативы

медицина была источником физической боли. Зубы лечили без наркоза, гланды, и, как говорят, аборты, были без наркоза. Аборты были потому, что презервативы были тоже источником боли. Они назывались "изделие номер 2". Презервативы продавались в аптеках, спросить их считалось чем-то постыдным, все равно, что признаться, что ты чем-то заболел. Бедствия на почве сексуального невежества достигли таких масштабов, что в самом позднем СССР даже начались разговоры о "половом воспитании" и вроде бы выпускались даже какие-то пособия.

Образование

В СССР была система принудительного образования. Каждый должен был закончить как минимум 8 классов. Дальше можно было идти работать или доучится рабочей специальности в ПТУ (помоги тупому устроится). Далее можно было закончить 10 классов и поступить в техникум или институт. техникум позволял работать на низших инженерных должностях, а институт позволял занимать высшие инженерные должности или младшие научные. Далее можно было закончить аспирантуру и защитить сначала кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Это позволяло занимать высшие должности в научной среде. В среде технической интеллигенции считалось непрестижным если чадо не поступало в ВУЗ. И шла бойкая торговля правом поступления через систему блата. Существовали профессиональные, социальные и национальные ограничения и льготы на поступление в ВУЗ.

Отдых.

Отдых в СССР был трудным делом. Во-первых, время отпуска определяло начальство. В демократичных коллективах разыгрывалось право отгулять отпуск летом. В отличие от зарплат (они были выше у рабочих) инженерный состав получал больший отпуск (24 рабочих дня). Еще большие отпуска имели преподаватели, военные из тяжелых условий службы (подводники...) и работники тяжелых и находящихся в тяжелых условиях производств (работники Крайнего Севера...). Во-вторых, поехать куда-нибудь можно было летом или в худшем случае в межсезонье. Зимрй делать было абсолютно нечего. Из-за этого летом возможные места престижного отдыха (Сочи, Крым) превращались в банку шпрот. Невозможно было снять жилье (частный сектор — неофициально), поесть — столовые и рестораны переполнены, позагорать — пляжи заполнены до отказа. Некоторым счастливчикам доставались путевки в санатории и дома отдыха. В основном там отдыхало различных уровней ркководство, но часть доставалась и простым людям. Особенной удачей было получить профсоюзную путевку, стоимость которой составляла примерно 20% от обычной. Многие пытались отдыхать в теплых республиках Кавказа и Средней Азии. Очень популярным видом отдыха был туризм. Люди с рюкзаками ходили буквально везде (кроме запретных зон).

Старость

Старость в СССР была сравнительно обеспечена. Пенсионная система обеспечивала достойные выплаты, пенсионеры пользовались льготами. Впрочем так было не всегда, а только в брежневские годы. Работала система медицинского обслуживания. Лекарства (Самые простые) стоили копейки. Чуть что более редкое - опять дефицит.. Да и медицина была далеко не самой лучшей, но другой не было. В больницы стариков старше 70 старались не класть - они портили статистику, но за небольшую мзду - клали и даже вылечивали.

Несколько лет назад фейсбук-юзер по имени Альберт Толоконников написал гениальный текст, который нужно обязательно прочитать всем фанатам — особенно тем, кто хочет туда вернуться. Альберт написал практически готовый мануал, как это можно практически осуществить — и рецепт оказался достоаточно простым)

Итак, вот рецепт от Альберта: «Вернуться в СССР можно достаточно просто:

1 Устраиваетесь на работу в любой умирающий НИИ.

2 Отключаете интернет и мобильные телефоны, оставляете на телевизоре только Первый канал Российского телевидения.

3 Заменяете туалетную бумагу газетами.

4 Для пропитания покупаете докторскую колбасу хорошего качества, хлеб, молоко, морскую капусту в консервах, бутылку недорогой водки, сырок плавленный, макароны и чай самого плохого качества, пиво разводите водой, овощи только гнилые, из фруктов только яблоки.

5 Перед покупкой чего либо, для имитации очереди, просто постойте перед магазином от 20 до 2000 минут.

6 Если есть возможность, то можно найти и чинить жигули-"копейку". На работу только в трамвае.

7 Качественную одежду не носить. Обувь должна всегда промокать.

8 Зубы попросить лечить без обезболивающего.

9 И самое главное это ощущение бессмысленности и бесконечной тоски. Если удастся его воспроизвести то будет почти полное погружение в СССР. Собственно, всем молодым кретинам, защищающим то чего они не знают и никогда не видели, очень рекомендую устраивать такие эксперименты несколько раз в год.»

Вот такой рецепт "возврата назад в СССР" предложил Альберт Толоконников. Как вам такое, что скажете, действенный рецепт? Хотели бы вернуться в такой

Я в силу возраста застал «поздний Совок» – 70-80-е – начало 90-х. Отлично помню и шамкавшего Брежнева, и невнятно промелькнувшего Черненко, и столь же быстро мелькнувшего Андропова, и, конечно же, Михаила Сергеевича, к которому я отношусь хорошо хотя бы за то, что именно он сказал тогдашнему министру обороны Язову: «Всех студентов – в учебные аудитории!», благодаря чему я дембельнулся, прослужив только год из положенных двух.

Я никогда не был сторонником Совка: даже будучи школьником, я всегда потихоньку нонконформил – слушал Русскую службу Би-Би-Си на коротких волнах (кстати, в 91-м году, во время ГКЧП, именно по бибисихе я узнавал всю актуальную информацию – жив ли Горбачёв, что с ним и т.д.), пришивал на свою первую джинсовую куртку самодельную (нарисованную несмываемыми фломастерами) нашивку в виде американского флага, читал серого цвета самиздатовскую ксерокопию отпечатанного на машинке романа «Мастер и Маргарита» и т.д. Причём всё это совершенно не мешало мне быть председателем совета отряда (пионерским лидером класса) и позже – секретарём комсомольской организации класса (комсомольским лидером класса): никто с меня «за идеологию» никогда ничего не спрашивал, хотя я своих воззрений никогда особо не скрывал.

И я, и мои одноклассники вполне открыто ходили по школе с самодельными значками, на которых красовались логотипы наших любимых «тяжёлых» групп – AC/DC, Rainbow, Judas Priest, Scorpions и т.д. Никто с нас их не срывал, ничего такого даже близко не было. Ко мне только докопалась однажды училка по истории и обществоведению (она же – секретарь партийной организации школы) из-за Rainbow: лого этого коллектива, если кто не знает, выполнено готическим шрифтом, и она долго «пытала» меня, не увлёкся ли я фашизмом, не интересуюсь ли я Гитлером и прочую муть.

Да, с товарами народного потребления был полный звездец. Если ты не хотел ходить в резиновых калошах фабрики «Красный треугольник», добыть что-нибудь стоящее без связей было практически нереально (разве что случайно «урвать», когда «выбросят» в каком-нибудь мазаге какие-нибудь чешские ЦЕБО, отстояв за ними бешенячую ночную очередь с номерком своей очереди, написанном на ладони). Но если у тебя были нужные знакомства, то, прикупив себе банальные «томисы», ты автоматически становился «королём района».)))))))) А уж про «адики» я вообще молчу! «Кто носит кроссы Adidas, тому любая баба даст!» – утверждал народный фольклор того времени, и я бы не сказал, что это было сильным преувеличением.)))))

Музыку я всегда слушал ту, которую хотел. В том числе рок. В том числе западный рок. В том числе тяжёлый рок. Да, официально «Мелодия» таких пластинок не выпускала, но на «пятаке» (стихийном месте встреч меломанов по выходным дням) можно было достать всё что угодно (правда, как правило, с опозданием в один год; так, чтобы год в год – это было очень редко). Я сам буржуйскую «пластмассу» не покупал (смысла не было: у меня был самый простенький отечественный вертак), но благодаря друзьям у меня на магнитофоне всегда были «первые дубли» (что тогда, на фоне 5-6-х перезаписей, особенно ценилось).

Да, купить хорошую западную аудиотехнику, извернувшись, было можно: через магазин «Берёзка», торговавший не за рубли, а за чеки Внешпосылторга. Продавались эти чеки (разумеется, нелегально!) по тому же курсу, что и баксы – 1:3 примерно (а «марковки» – марки ФРГ – помню, были дешевле: где-то 1:1,5 примерно; а самым дорогим был английский фунт: он стоил почти два доллара – 1,8 где-то). Понятно, что за валютные операции светила «бабочка» (статья 88 УК СССР), и некоторые мои знакомые по ней таки сели.

Возможно, кто-то скажет: «Я не хочу приобретать обычные джинсы или музыкальный проигрыватель такой ценой! Я хочу просто пойти и купить это всё свободно в магазине, как сейчас!» – «Согласен, – отвечу я. – Но приобрести их сейчас ты можешь только в том случае, если у тебя есть деньги на это. А деньги у тебя есть, если ты работаешь на нормальной работе. А нормальную работу ещё нужно уметь получить». – «Для того, чтобы получить нормальную работу, нужно приложить усилия, – возможно, возразит мне дальше мой оппонент. – Нужно получить нормальное образование, нужно самому заниматься самообразованием, нужно уметь быть ответственным, дисциплинированным, чётко выполнять поставленные задачи, уметь работать команде и т.д. И тогда всего можно добиться!» – «Вот именно! – снова соглашусь я. – Это – твоя сегодняшняя плата за твои джинсы и кроссовки. А тогда была другая. Просто другая. Но тоже была».

Поэтому сказать, что сейчас – рай, а тогда был ад, я не могу. Сказать, что сейчас – ад, а тогда был рай, я тоже не могу. И тогда, и сейчас – это некий баланс на границе рая и ада, причём составляющие в том и в другом случае – абсолютно разные. Сейчас (к слову о работе!), чтобы пробиться на нормальную должность, нужно либо землю грызть, либо иметь всё те же «связи». А в Совке все заборы были обвешаны объявлениями «Требуются!». Тебе государевы люди давали, сцк, квартиру (никто не бомжевал!), находили нормальную работу (позволяющую не умереть с голоду и приобретать необходимые вещи) – причём она автоматически была «белой», с оплачиваемым отпуском и больничным, бесплатными профсоюзными путёвками на юг – для всех работников, а не только для начальства (мы с мамой скатались однажды по одной такой в Сочи) и прочими плюшками, о которых я сейчас вспоминаю с милой ностальгией.

Причём разговоры, что все хлебные места были заняты разными мажорами – это не совсем так. Да, дипломатами, скорее всего, становились сынки этих самых дипломатов – мажорство цвело пышным цветом. Но социальные лифты худо-бедно работали – это факт. Все руководители горкомов/обкомов, директора заводов и магазинов – сами все из крестьянских семей, не по наследству свои должности получившие. Если ты хоть что-то мог, хоть что-то толковое умел – тебя тут же замечали и «двигали» и по профессиональной, и по партийной линии. Ещё в младших классах, если ты активничал, тебя подмечала ШКИПА – Школа комсомольского и пионерского актива. И понеслась! Тебя начинали воспринимать всерьёз, независимо от того, кто твои родители, сколько у тебя денег и т.д. Каков бы ни был режим, ему всегда нужны умные, умеющие работать люди. И спрос на толковых, инициативных людей был и в Совке.

Если дальше говорить о школьной жизни (которую я и вёл в те годы, собственно), то для детей и подростков работала хренова туча кружков и секций: хочешь – делай радиоуправляемые модельки самолётов и кораблей, хочешь – занимайся спортом, рисуй, музицируй, плавай в бассейнах, ходи в турпоходы. Всё было бесплатно. Я, помню, ходил в радиотехнический кружок: хотел спаять сам себе цветомузыку. Не спаял, конечно, но какие-то простенькие схемки на транзисторах делал, да. Мои друзья по двору ходили на теннис, волейбол, бокс. Карате официально не преподавалось, но неофициально – да. А у моего друга Олега был самиздатовский самоучитель по этому вожделенному боевому искусству, так что отличия йокогери-кикоми от ура-маваши я знал ещё в школьные годы.))))) Нунчаки мы тоже себе делали сами – из ручек для швабр, продававшихся в любом хозмаге.))))))

В одном из домов нашего двора была так называемая комната школьника – кто-нибудь из малолеток, хаящих сейчас Совок, хотя бы знает, что это? Это было помещение на первом этаже, где для младших школьников были игрушки, а для более старших – конструкторы, выжигатели по дереву, лобзики по фанере. Туда можно было придти (совершенно бесплатно, и документов никто никаких не спрашивал) и заниматься, чем тебе угодно – играть, что-то мастерить, смотреть телевизор, стоявший в углу. Придти можно было свободно, в любое время, и уйти так же свободно – это была просто такая детско-подростковая территория, где можно было беспрепятственно тусить (говоря современным языком), а взрослые просто следили, чтобы не было бардака.

В соседнем дворе была детская библиотека. В неё даже не обязательно было записываться – можно было просто придти и сидеть в читальном зале, листая подшивки журналов. Мне нравились «Юный натуралист», «Юный техник» (в последнем публиковались секреты фокусов, которыми я увлекался). В «Ровеснике», «Пульсе», «Сельской молодёжи» и некоторых других иногда печатались новости про рок-группы и их фотки. Я никогда не занимался библиотечным вандализмом, но всегда примечал, в каком номере что есть, чтобы потом раздобыть себе аналогичный.

В центре города была музыкальная библиотека: в ней можно было слушать винил, причём не только «мелодиевский» – попадались и польские пласты, и чешские, «Балкантон», разумеется. А наши братья по соцлагерю, как известно, были более либеральны в издании западного музла. Поэтому иногда можно было набрести в каталоге и на что-то стоящее. Да, в эту библиотеку нужно было записаться. Но при этом никаких документов с тебя не спрашивали, можно было назвать любые имя и фамилию.

И всё это – не считая всяких «официальных» молодёжных мероприятий: спортивных соревнований, летних лагерей (ни разу не был, но, говорят, там можно было играть в ковбоев и индейцев))))), самодеятельных школьных дискотек (назывались они целомудренно – «вечера отдыха»), для которых школа закупала нехилую по тем временам светоаудиоаппаратуру (причём не на деньги родителей, а за госсчёт!).

В вуз я поступал сам. Никакого «блата», никаких репетиторов. Просто пришёл, подал документы, потом сдал экзамены и убедился, что прошёл. Родители в этот процесс вообще никак не вмешивались: я им только сообщал оценки экзаменационные и конечный результат, разумеется. Поэтому все разговоры о том, что получить качественное высшее образование могли только представители «илиты», а «норот» сидел без «вышки» – это просто чушь! Я скажу больше: если бы не советская власть, то вряд ли у моей мамы, родившейся в деревне Рогачёвка, было бы высшее образование! А скорее всего, было бы как у бабушки – три класса церковно-приходской школы. Фамилию умеешь написать – и хватит! Вдумайтесь сами: каков бы ни был Ленин, одной из первых задач, стоящих перед новой республикой, он поставил ОБРАЗОВАНИЕ – ликбез. Чтобы все – даже самые зачуханные крестьяне – смогли не просто научиться писать, читать, а получить при желании любое образование – хоть степень! Ну кто – скажите, кто?! – из настоящих тиранов будет заниматься просвещением подвластного ему народа?! А?! Да никто! Для тирана выгодно держать народ в темноте. А тут – наоборот: учись, пожалуйста! Вот школы, вот библиотеки, вот музеи, вот театры – развивайся! Я, опять же, вовсе не сторонник идеализации личности того же Ленина, но отрицать его гигантский вклад в просвещение лапотной Рассеюшки – ну просто несправедливо, я считаю.

Ну, я уж не говорю про всякие мелкие приметы эпохи типа советского пломбира. М-м-м… Я отлично помню этот вкус. И все современные рекламные завлекалочки – «Тот самый!» – это жалкая пародия на тот самый .

Или, допустим, сливочное масло. Оно было всего двух видов – «Крестьянское» и «Бутербродное». «Крестьянское» было реально вкусным (по вкусу оно похоже на сегодняшние всякие премиум-лакшери по 400 рублей за пачку), а «Бутербродное» – это как сейчас всё остальное.

Или, скажем, герб страны. Советский герб мне нравился куда больше, чем современный российский. Стяг цвета кр-р-рови (об этом все знали с детского сада), Серп (определённо, которым Зевс оскопил своего отца Кроноса, чтобы тот не мог больше зачать наследников)))), Молот (Мьёльнир Тора, вне всяких сомнений)))))), Пентаграмма, колосья пшеницы, Земля в лучах Солнца – мощные, красивые символы! А сейчас? Эх…

Одним словом, я не склонен смотреть на Совок сквозь розовые очки. Но и мазать всё сплошь чёрной краской было бы тоже неправильно. Сейчас свои плюсы и минусы, тогда были свои. Вернуться в тот Совок я, пожалуй, не хотел бы. Но в целом социалистический подход мне не претит. Вон, шведы строят свой «шведский социализм» и не жужжат. Может, и нам пора начать двигаться в сторону какого-то конструктива, а не только разрушения?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Скачать презентацию про италию
Презентация на тему
Расширение ареала цивилизации