Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каких случаях обращаться к дионисию суздальскому. Диони́сий Суздальский

Дионисий (в мире Давид), архиепископ суздальский, митрополит московский и всея России, причтенный к лику святых (память его празднуется 15 октября и 26 июня), родился около 1300 г. в пределах киевских, но кто были его родители и где они жили, точно не известно. Постригшись в Киево-Печерском монастыре и рукоположенный в иеромонахи, Дионисий ушел к Нижнему Новгороду и в «трех поприщах» от него основал в 1330 г. Печерскую обитель с храмом во имя Вознесения Господня. В этом монастыре Дионисий был сперва игуменом, а затем архимандритом. Обитель приобрела всеобщее уважение, сделалась «училищем христианской веры и благочестия», и в ней считалось до 900 иноков.

В 1371 г. Дионисий был хиротонисан в епископа суздальского и нижегородского, а в 1375 г., при избиении нижегородцами послов Мамая, ему пришлось много поработать для умиротворения смуты. Через три года после этого скончался св. митрополит Алексий и в русской церкви настали сильные замешательства.

Великий князь Димитрий Иоаннович желал возвести на митрополичий престол своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Михаила (которого называли Митяем), но духовенство противилось желанию великого князя. Дионисий также протестовал против поставления Михаила без санкции Константинопольского патриарха и, приехав в Москву, не явился с поклоном к нареченному митрополиту.

Когда Михаил послал ему за это выговор, то Дионисий пришел к нему и сказал: «Ты присылал сказать мне, что ты мой начальник, но ты мне нисколько не начальник; не мне к тебе, но тебе ко мне надлежало прийти с поклоном: я епископ, а ты поп, но кто больше - епископ или поп?» Михаил ответил угрозой «сделать из Дионисия меньше чем попа», а затем, как говорит летописец, «многа брань бысть и молва промеж их». Дионисий решился идти в Константинополь, чтобы самому добиваться митрополии, но великий князь приказал схватить его и посадить в заключение. Однако Дионисий «преухитрил» великого князя: дав обещание не ездить в Константинополь и выпущенный на поруки прп. Сергия Радонежского, он вскоре из Нижнего Новгорода бежал Волгой в Константинополь, чем причинил много бед и неприятностей св. Сергию. Тогда же отправился в Константинополь и Михаил, но в пути умер. Посвящения на русскую митрополию добился подкупом переяславский архимандрит Пимен, бывший в свите Михаила, но великий князь отослал его в Чухлому. В то же время кандидатом на московскую кафедру выступил киевский митрополит Киприан, но и его домогательства не были успешны. Дионисий вернулся в 1383 г. с саном архиепископа и в следующем году был послан великим князем в Константинополь «управления ради митрополии русския». Патриарх низложил Пимена и, нарекши Дионисия митрополитом, отправил с ним в Москву двух греческих митрополитов для доставления его на кафедру. Но по дороге, по проискам Киприана, Дионисий был схвачен в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем и заточен в тюрьму, где и умер 15 октября 1385 года. Дионисий между прочим много сделал в борьбе против стригольников.

, святитель

Из любви к уединению, с благословения настоятеля, Дионисий удалился на север России. На берегу Волги, ниже Нижнего Новгорода , святой выкопал себе пещеру и поселился в ней. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия, около года, основал монастырь . Обширным знанием правил веры и строгой подвижнической жизнью приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем "мужа кроткого, рассудительного, знающего Священное Писание , учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем ."

Под его руководством воспитывались преподобный Евфимий Суздальский , преподобный Макарий Желтоводский .

Годы его святительского служения падают на знаменательное время - Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника - стрела задела лишь епископскую мантию. В году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись , вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.

Святитель был ревностным борцом за чистоту Православия. Он много сделал в борьбе против ереси стригольников .

Есть основания полагать, что поездка Дионисия была связана с заключением в году московско-литовского соглашения, по которому Литовский великий князь Владислав (Ягайло) обязался принять православие и жениться на дочери великого князя Димитрия Донского. Очевидно, в связи с этим соглашением было принято решение о ликвидации установившегося в году раздела Киевской митрополии на московскую часть, которой управлял митрополит Пимен, и литовскую во главе с митрополитом Киприаном . Предполагалось, что во главе воссоединившейся общерусской митрополии должен был встать Дионисий.

В году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом "митрополитом на Русь". Но, по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира (Василия) Ольгердовича , так как к этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договоренность о занятии митрополичьей кафедры Дионисием. Литовские князья были недовольны тем, что князь московский изгнал из Москвы Киприана, поставленного по настоянию литовского великого князя Ольгерда в митрополиты всей Руси. Дионисий был обвинен в том, что поехал в Константинополь "без повеления" литовских князей

Дионисий, архиепископ суздальский

Святой, архиепископ суздальский, † в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево-Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников, выкопал себе пещеру в пяти верстах от Нижнего Новгорода и этим положил основание Нижегородскому Печорскому монастырю. Строгость жизни побуждала многих искать его руководства и подвизаться под его началом. Из учеников его известны Евфимий Суздальский, Макарий Унженский и Павел Высокий. Митрополит св. Алексей, лично знавший св. Д., почтил его саном епископа суздальского, в 1374 г., а по смерти св. Алексея препод. Сергий Радонежский указывал вел. кн. Димитрию Ивановичу Донскому избрать св. Д. на митрополию. Но вел. кн. желал видеть митрополитом в Москве своего любимца, придворного священника Митяя (Михаила). На соборе, созванном по этому поводу, Д. противился избранию Митяя, который угрожал своими руками спороть у него скрижали с мантии, т. е. лишить его сана. По поводу этой распри и ради других церковных дел Д. задумал поездку в Константинополь, к патриарху. Вел. князь, по просьбе своего любимца, решился воспрепятствовать этой поездке и посадил Д. в заточение. Освобожденный по просьбе препод. Сергия Радонежского и отданный ему на поруки, св. Д. все-таки бежал в Константинополь, несмотря на свое обещание не делать этого. Этим он, по выражению летописца, причинил себе "поношение и негодование", а своему святому поручителю - много бед и неприятностей. Патриарх Нил почтил Д. саном архиепископа. Из Константинополя Д. выслал два списка с образа Одигитрии, для Суздальского и Нижегородского соборов, и многие мощи святых. От патриарха он привез грамоту против новгородских стригольников и был в Новгороде по делу этих еретиков. В 1382 г. он был уже в Суздале и в Нижнем. Так как Димитрий Иванович Донской был недоволен митрополитом Пименом, приобретшим от патриарха сан обманом, после внезапной смерти Митяя, то теперь он желал видеть митрополитом в Москве св. Д. и с этой целью отправил его в Константинополь, откуда Д., в сане митрополита, предпринял в 1383 г. обратный путь в Москву. Но литовский князь Владимир Ольгердович, недовольный тем, что кн. московский изгнал из Москвы Киприана, по его желанию поставленного в митрополиты всей Руси, заточил Д. в тюрьму, где он и пробыл до смерти. Он погребен в Киеве, в Антониевой, или в Феодосиевой, пещере.

{Брокгауз}

Дионисий, архиепископ Суздальский

(Давид) -святитель, архиепископ Суздальский.

Родился около 1300 года в Киевской губернии.

Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре. Затем удалился из монастыря и поселился один в выкопанной им самим пещере на берегу реки Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Здесь он подвизался в полном безмолвии. К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня, где он был игуменом, а затем архимандритом. Эта обитель сделалась "училищем христианской веры и благочестия". В ней насчитывалось до 900 иноков.

Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнью отец Дионисий приобрел всеобщее уважение. Современники видели в нем "мужа кроткого, рассудительного, знающего Священного Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем".

Учениками архимандрита Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский († 1404, память 1/14 апреля и 4/17 июля) и Макарий Желтоводский, Унженский († 1444, память 25 июля/7 августа).

В 1352 году отец Дионисий послал двенадцать человек из своей братии в "верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит" для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году архимандрит Дионисий постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие "болярины: жены, и вдовицы, и девицы".

В 1374 году Дионисий за добродетельную жизнь и образованность был хиротонисан во епископа Суздальского и Нижегородского святителем Алексием, митрополитом Московским.

Годы его святительского служения совпали со знаменательным временем - Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в преосвященного Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника - стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению, и возможно под редакцией, преосвященного Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.

После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию Донскому избрать на митрополичью кафедру епископа Дионисия. Но великий князь пожелал поставить митрополитом своего духовника архимандрита Новоспасского монастыря Михаила (Митяя).

Святитель Дионисий смело выступил против намерения великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно.

Архимандрит Михаил (Митяй) вынужден был ехать в Константинополь. Он был озлоблен и угрожал, что по возвращении не оставит Дионисия даже священником. Но по дороге в Константинополь архимандрит Митяй скончался.

В 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников.

В Константинополе святитель Дионисий пробыл более года. На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Константинопольский Нил, называя святителя "воистину Божиим и духовным человеком", писал, что сам видел его "пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина". Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери - Одигитрии, потом часть Животворящего древа и "страсти Христовы", т. е. частицы орудий, которыми мучили Спасителя.

Константинопольский патриарх высоко оценил достоинства святителя Дионисия, и в 1382 году возвел его в сан архиепископа и наградил многокрестной фелонью.

После несчастной смерти Митяя святитель Дионисий, пользуясь расположением патриарха, мог бы испросить себе сан митрополита, но он не искал земной славы.

Вернувшись на Русь, святитель ездил во Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении Русской митрополией.

Убедившись в достоинствах святителя Дионисия (после смены двух митрополитов), великий князь пожелал, наконец, видеть его на митрополичьей кафедре.

В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом "митрополитом на Русь". Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию Киевского князя Владимира Ольгердовича, который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь Киевский, подражая ему, задерживает преосвященного Дионисия.

Святитель Дионисий скончался в заключении 15 октября 1385 года. Погребен святитель в "киевской печере великого Антония".

26 июня память святителя празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван "преподобным чудотворцем".

Труды:

Грамота Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. - СПб., 1880, т. 6; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. (Памятники XI-XV вв.), № 24, с.205-210; № 25, стб. 211-228.

Поучение против псковско-новгородских стригольников // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. - М.; Л., 1955, с. 236-243.

Литература:

Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. - М., 1884-1885, т. 6, с. 488-507. Лавров. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский и митрополит всея России. Нижний Новгород, 1892.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886, т. 4, с. 173-74,111-112,150,154,194. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 186-188. прим. 22. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1902-1904, т. 2. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. - 6-е изд. - Киев и СПб., 1881, с. 154. Полное собрание Житий святых Православной Греко-Российской Церкви // Под редакцией Е. Поселянина. - СПб., б. г., (приложение к журналу "Русский паломник".) - 1908, июнь, с. 151.

Макарий (Миролюбов), иеромонах. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. - М., 1850, с. 15-28.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 3, 654.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 531-534. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 510.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 75-82, № 71. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. - М., 1903-1911; 1908; 1916; 1916, доп. т. 2, с. 387, прим. 1. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 18.

Троицкий Патерик. - Сергиев Посад, 1896, с. 53-57.

Православный собеседник. - Казань, 1866, март, с. 209; апрель, с. 239-250. Исторический вестник. - 1890, ноябрь, с. 489-490.

Русский архив. - 1904, кн. 2, № 8, с. 604.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13, 44.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 4, с. 1092,1094. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 744, 745. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. - СПб., 1900- 1905, т. 8, с. 534.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 6, с. 422-423.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Дионисий, архиепископ суздальский" в других словарях:

    Святой, архиепископ суздальский, умер в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский - Дионисий (ум. 15 X 1385 г.) – архиепископ Суздальский и Нижегородский, автор грамоты, инициатор и возможный участник создания Летописи Лаврентьевской. Московский летописец характеризует Д. как «мужа... хитра, премудра, разумна, промышлена же и… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Архиепископ Евфросин Архиепископ Суздальский, Калужский и Тарусский до 1394 года Архиепископ Суздальский, Нижегородский и Городецкий 1386 25 марта 1406 … Википедия

    Архиепископ Стефан Архиепископ Суздальский и Юрьевский 1666 2 июля 1679 Преемник: Маркелл … Википедия

    Архиепископ Галактион архиепископ Суздальский, Тарусский, Калужский и Шуйский 1594 2 июля 1609 Предшественник: Иона … Википедия

    Архиепископ Софроний Архиепископ Суздальский и Тарусский 5 октября 1634 1653 Предшественник: Иосиф (Курцевич) … Википедия

Святой Дионисий Суздальский, чудотворец, основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
память 9 июля, 28 октября

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в миру Давид, был пострижеником Киево-Печерской обители, откуда с местным благословением - иконой Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием - прибыл на Волгу. Недалеко от Нижнего Новгорода святой Дионисий выкопал пещеру и подвизался в полном безмолвии.

К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня. Учениками святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский (память 1 апреля) и Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля).

В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в "верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит" для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие "болярины: жены, и вдовицы, и девицы".

В 1374 году святой Дионисий был удостоен епископского сана. Годы его святительского служения падают на знаменательное время - Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника - стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.

В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника - печально известного архимандрита Митяя.

В том же 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания.

Патриарх Нил, называя святителя "воистину Божиим и духовным человеком", писал, что сам видел его "пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина". Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери - Одигитрии.

В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа. Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении русской митрополией. В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом "митрополитом на Русь".

Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года. Погребен святитель в "киевской печере великого Антония". 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру.
В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван "преподобным чудотворцем".

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в миру Давид, был пострижеником Киево-Печерской обители, откуда с местным благословением - иконой Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием - прибыл на Волгу. Недалеко от Нижнего Новгорода святой Дионисий выкопал пещеру и подвизался в полном безмолвии. К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня. Учениками святого Дионисия были (память 1 апреля) и (память 25 июля). В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в "верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит" для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель святого Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году святой постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие "болярины: жены, и вдовицы, и девицы".

В 1374 году святой Дионисий был удостоен епископского сана. Годы его святительского служения падают на знаменательное время - Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Но Господь хранил Своего избранника - стрела задела лишь епископскую мантию. В 1377 году по благословению и, возможно, под редакцией святителя Дионисия иноком Лаврентием была составлена знаменитая Лаврентьевская летопись, вдохновлявшая Русь на освободительную борьбу.

В 1379 году, оберегая честь первосвятительской кафедры, святитель Дионисий, один из всех епископов, собранных в Москве по повелению князя, выступил против избрания в митрополиты княжеского ставленника - печально известного архимандрита Митяя.

В том же 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя "воистину Божиим и духовным человеком", писал, что сам видел его "пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина". Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери - Одигитрии. В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа. Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении русской митрополией. В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом "митрополитом на Русь". Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года. Погребен святитель в "киевской печере великого Антония". 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван "преподобным чудотворцем".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога