Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рубакин николай александрович как библиограф. Николай александрович рубакин

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).


Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Никола́й Алекса́ндрович Руба́кин (1862-1946) - русский книговед , библиограф , популяризатор науки и писатель .

Детство

Родился в купеческой семье, отец его был городским головой в Ораниенбауме .

Учёба

Его сын, профессор Александр Николаевич Рубакин , писал:

В 1948 году в Москву в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина была перевезена вся библиотека отца, которую он завещал советскому народу. В Ленинской библиотеке она занимает целых полэтажа книгохранилища и значится под литерами «Фонд Рб» - вся она стоит там целиком как памятник его мысли и творчества. По ней изучают его систему классификации книг и знаний. Все книжные богатства, накопленные отцом, вернулись советскому народу. Урна с прахом Николая Александровича Рубакина была перевезена из Лозанны в Москву в 1948 году и погребена на Новодевичьем кладбище, у Стены старых большевиков, на кладбище, где погребены лучшие русские люди, ученые и писатели, артисты, музыканты, художники. Скромная каменная урна, стоящая на уступе в стене древнего русского монастыря, имеет вид печати, лежащей на каменной книге, на которой выгравированы слова: «Да здравствует книга - могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость!» - девиз, которому Рубакин был верен всю свою жизнь .

Основные достижения

Заслуги Н. А. Рубакина - ученого и писателя - были признаны и в Российской империи, и за рубежом, и в Советской России (в частности, он имел положительные отзывы от самого В. И. Ленина - за рекомендательный указатель «Среди книг» ). Его литературное и научное наследие огромно: 280 книг и брошюр, свыше 350 журнальных публикаций.

Библиопсихология

Создатель библиопсихологии - науки о восприятии текста . Автор книги «Психология читателя и книги». Разрабатывал идеи Эмиля Эннекена , автора «Эстопсихологии ». Его идеи широко используются в психолингвистике .

Научные сочинения

«Россия в цифрах» была написана на основе обобщения материалов Всероссийской переписи населения 1897 г., по признанию специалистов, - одной из самых удачно осуществленных в истории России. При Советской власти не переиздавалась .

  • Рубакин Н. А. Письма к читателям о самообразовании. (1913)
  • Рубакин Н. А. О сбережении сил и времени в деле самообразования. (1914)
  • Рубакин Н. А. Практика самообразования. (1914)
  • Рубакин Н. А. Среди книг. (не закончено), (1911-15)
  • Рубакин Н. А. Введение в библиологическую психологию (на французском языке). (1922)
  • Рубакин Н. А. Что такое библиологическая психология? (1924)
  • Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. (1928)
  • Рубакин Н. А. Среди шахтеров. Рассказ. (с илл. С. Т. Кравченко). - Киев: Художественная литература, 1958.
  • Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием. Составитель сборника Т. К. Крук. - М.: Советская Россия, 1962.
  • Рубакин Н. А. Избранное, 2 тома. (Вступительная статья Б. А. Смирновой. Реальный комментарий А. А. Беловицкой. - М.: Книга, 1975. - Труды отечественных книговедов)
  • Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. - М.: Всесоюзная книжная палата, 1977. - 230 с.

Литературные произведения и научно-популярные работы

  • Рубакин Н. А. «Из мира науки и из истории мысли»,
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о друзьях человечества»
  • Рубакин Н. А. «Испытания д-ра Исаака»
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о великих и грозных явлениях природы» (4 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Вода» (4 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о делах в царстве животных» (2 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о Западной Сибири» (2 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о подвигах человеческого ума»,
  • Рубакин Н. А. «Приключения двух кораблей» (2 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Чудо на море» (2 изд.)
  • Рубакин Н. А. «Что есть на небе? Рассказ об устройстве Вселенной»
  • Рубакин Н. А. «Вещество и его тайны. Как построена Вселенная из различных веществ»
  • Урна с прахом Николая Рубакина некоторое время перед захоронением в Москве стояла на полке в Библиотеке имени В. И. Ленина между книгами его собрания.
  • Существует мнение, что призрак коллекционера обитает в РГБ на этаже, где хранятся книги его фонда.
  • Н. А. Рубакин прочитал 250 тысяч книг.

Память

В 1967 году в честь библиографа были переименованы и объединены в единую улицу Рубакина 2-я Нижняя и Колхозная улицы в Ломоносове.

Напишите отзыв о статье "Рубакин, Николай Александрович"

Примечания

Библиография

  • Рубакин А. Н. . - М.: «Молодая гвардия», 1967; 1979. - биографическая книга из серии ЖЗЛ , написанная его сыном.
  • Рубакин А. Н. Николай Александрович Рубакин // «Советская библиография». Вып. 45. М., 1957.
  • Рубакин А. Н. Среди книг // «Знамя», 1964, № 4.
  • Айзенберг А. Я. Виднейший теоретик и практик самообразования (к выходу в свет «Избранного» Н. А. Рубакина) // «Советская педагогика», 1976, № 7, с. 141-143.
  • Арефьева Е. П. Вопросы теории и практики библиотековедения в трудах Н. А. Рубакина. Автореферат кандидатской диссертации. М, 1965.
  • Арефьева Е. П. Н. А. Рубакин как собиратель и его библиотеки в Советском Союзе // «Книга», сборник VIII, изд. Всесоюзной книжной палаты. М., 1963.
  • Иванова Л. М., Сидорова А. Б., Чарушникова М. В. Архив Н. А. Рубакина. Письмо В. А. Карпинского к Н. А. Рубакину // «Записки отдела рукописей» Гос. библиотеки имени В. И. Ленина. Вып. 26. 1963.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, 48.
  • Мавричева К. Г. Н. А. Рубакин - выдающийся пропагандист книги // «Советская библиография». Вып. 45. М., 1957.
  • Мавричева К. Г. Н.А. Рубакин (1862-1946). - М .: Книга , 1972. - 176 с. - (Деятели книги). - 6 000 экз. (обл.)
  • Осовцев С. Человек, обогативший русскую культуру // «Нева», 1959, № 12.
  • Разгон Л. В. Последний энциклопедист // Живой голос науки: Сб. М., «Детская литература», 1970.
  • Разгон Л. Последний энциклопедист // Пути в незнаемое: Сб. М., «Советский писатель», 1964.
  • Разгон Л. Под шифром «Рб». М., «Знание», 1966.
  • Разгон Л. Не только история // «В мире книг», 1976, № 12.
  • Сницаренко И. А., Балашова Л. П., Чарушникова М. В., Волкова Э. П., Сидорова А. В., Гапочко Л. В. Из архива Н. А. Рубакина // «Записки отдела рукописей» Гос. библиотеки имени В. И. Ленина. Вып. 25, 1962.
  • Сорокин Ю. А. Почему живут и умирают книги ?: Библиопсихологические и этнокультурологические сюжеты. - Самара: Самар. гуманит. акад. , 1999-112 с. - ISBN 5-86465-024-2
  • Сорокин Ю. А. Смысловое восприятие текста и библиопсихология // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979.
  • Фомина З. А. Из неопубликованных писем Г. В. Плеханова к Н. А. Рубакину.
  • Фонотов Г. П. Общественно-политическое значение рецензии В. И. Ленина на книгу Н. А. Рубакина «Среди книг» // «Советская библиография», 1960.
  • Черников И. Без воскресений и каникул // «Неделя», 1962, № 28.
  • Яновский-Максимов Н. Наследие Н. А. Рубакина // «Вопросы литературы», 1959, № 12.
  • Яновский-Максимов Н. Сердцу дорогие приметы. М. «Просвещение», 1972.
  • Из переписки А. С. Новикова-Прибоя с Н. А. Рубакиным // «Новый мир», 1959, № 8.

Ссылки

  • на Peoples.ru

Отрывок, характеризующий Рубакин, Николай Александрович

Сущности приходили ко мне днём и ночью, молодые и старые, мужские и женские, и все просили помочь им говорить с их дочерью, сыном, мужем, женой, отцом, матерью, сестрой… Это продолжалось нескончаемым потоком, пока, под конец, я не почувствовала, что у меня нет больше сил. Я не знала, что, входя с ними в контакт, я должна была обязательно закрываться своей (к тому же, очень сильной!) защитой, а не открываться эмоционально, как водопад, постепенно отдавая им всю свою жизненную силу, которую тогда ещё, к сожалению, я не знала, как восполнять.
Очень скоро я буквально не имела сил двигаться и слегла в постель... Когда мама пригласила нашего врача, Дану, проверить, что же такое снова со мной стряслось, та сказала, что это у меня «временная потеря сил от физического переутомления»… Я не сказала никому ничего, хотя прекрасно знала настоящую причину этого «переутомления». И как делала уже давно, просто честно глотала любое лекарство, которое прописала мне моя двоюродная сестра, и, отлежавшись в постели около недели, опять была готова на свои очередные «подвиги»…
Я давно поняла, что искренние попытки объяснений того, что по-настоящему со мной происходило, не давали мне ничего, кроме головной боли и усиления постоянного наблюдения за мной моих бабушки и мамы. А в этом, честно говоря, я не находила никакого удовольствия...
Моё долгое «общение» с сущностями умерших в очередной раз «перевернуло» мой и так уже достаточно необычный, мир. Я не могла забыть того нескончаемого потока глубокого людского отчаяния и горечи, и всячески пыталась найти хоть какой-нибудь способ им помочь. Но дни шли, а я так ничего и не смогла придумать в одиночку, кроме, как опять же – действовать тем же способом, только уже намного осторожнее тратя на это свою жизненную силу. Но так как относиться спокойно к происходящему я никак не могла, то всё же продолжала выходить на контакты и пыталась помочь, как могла, всем отчаявшимся в их беспомощности душам.
Правда, иногда бывали и забавные, почти что смешные случаи, об одном из которых мне хотелось здесь рассказать...

На дворе был серый пасмурный день. Низкие набрякшие водой свинцовые тучи еле-еле тащились по небу, грозясь в любой момент разразиться «водопадным» ливнем. В комнате было душно, не хотелось ничем заниматься, только лежать, уставившись в «никуда» и ни о чём не думать… Но дело в том, что именно не думать-то я никогда и не умела, даже тогда, когда честно пыталась расслабиться или отдыхать. Поэтому я сидела в своём излюбленном папином кресле и пыталась прогнать своё «муторное» настроение чтением одной из своих любимых «положительных» книг.
Через какое-то время я почувствовала чужое присутствие и мысленно приготовилась встречать нового «гостя»… Но вместо привычного мягкого ветерка меня почти что приклеило к спинке кресла, а мою книжку швырнуло на пол. Я очень удивилась такому неожиданному бурному проявлению чувств, но решила подождать и посмотреть, что же будет дальше. В комнате появился «взъерошенный» мужчина, который, не поздоровавшись и не назвавшись (что обычно делали все остальные), сразу же потребовал, чтобы я «немедленно пошла с ним», потому что я ему «срочно нужна»… Он был настолько взвинченным и «кипящим», что меня это чуть ли не рассмешило. Никакой грустью или болью, как это бывало с остальными, тут и не пахло. Я попыталась собраться, чтобы выглядеть как можно более серьёзно и спокойно спросила:
– А почему вы думаете, что я с вами куда-то пойду?
– Ты что, ничего не понимаешь? Я мёртвый!!! – заорал в моём мозге его голос.
– Ну, почему не понимаю, я прекрасно знаю, откуда вы, но это ещё совершенно не значит, что вы имеете право мне грубить – спокойно ответила я. – Как я понимаю, в помощи нуждаетесь вы, а не я, поэтому будет лучше, если вы постараетесь быть немножко повежливее.
На мужчину мои слова произвели впечатление разорвавшейся гранаты... Казалось, что он сам сейчас же взорвётся. Я подумала, что при жизни он наверняка был очень избалованным судьбой человеком или просто имел совершенно жуткий характер.
– Ты не имеешь права мне отказать! Больше меня никто не слышит!!! – опять заорал он.
Книги в комнате закружились вихрем и дружно шлёпнулись на пол. Казалось, что внутри этого странного человека бушует тайфун. Но тут уж я тоже возмутилась и медленно произнесла:
– Если вы сейчас же не успокоитесь, я уйду с контакта, а вы можете дальше бунтовать в одиночку, если это доставляет вам такое большое удовольствие.
Мужчина явно удивился, но чуть-чуть «остыл». Было впечатление, что он не привык, чтобы ему не подчинялись немедленно, как только он «изъявлял» любое своё желание. Я никогда не любила людей этого типа – ни тогда, ни когда стала взрослым человеком. Меня всегда возмущало хамство, даже если, как в данном случае, оно исходило от мёртвого...
Мой буйный гость вроде бы успокоился и уже более нормальным голосом спросил, хочу ли я ему помочь? Я сказала, что да, если он обещает себя нормально вести. Тогда он сказал, что ему совершенно необходимо поговорить со своей женой, и что он не уйдёт (с земли) пока он не сможет до неё «достучаться». Я наивно подумала, что это один из тех вариантов, когда муж очень любил свою жену (несмотря на то, как ни дико это выглядело по отношению к нему) и решила помочь, даже если он мне и очень не нравился. Мы договорились, что он вернётся ко мне на завтра, когда я буду не дома и я попробую сделать для него всё, что смогу.
На следующий день я с самого утра чувствовала его сумасшедшее (иначе назвать не могу) присутствие. Я мысленно посылала ему сигнал, что я не могу торопить события и выйду из дома, когда смогу, чтобы не вызывать лишних вопросов у своих домашних. Но, не тут то было... Мой новый знакомый был опять совершенно нестерпимым, видимо возможность ещё раз поговорить со своей женой делала его просто невменяемым. Тогда я решила поторопить события и отвязаться от него, как можно скорее. Обычно в помощи я никому старалась не отказывать, поэтому не отказала и этой странной, взбалмошной сущности. Я сказала бабушке, что хочу пройтись и вышла на двор.
– Ну что ж, ведите, – мысленно сказала я своему спутнику.
Мы шли около десяти минут. Его дом оказался на параллельной улице, совсем недалеко от нас, но этого человека я почему-то совершенно не помнила, хотя вроде бы знала всех своих соседей. Я спросила, как давно он умер? Он сказал, что уже десять лет (!!!)… Это было совершенно невозможно, и по моему понятию это было слишком давно!
– Но как вы можете до сих пор здесь находиться? – ошарашено спросила я.
– Я же тебе сказал – я не уйду пока не поговорю с ней! – раздражённо ответил он.
Что-то здесь было не так, но я никак не могла понять – что. Из всех моих умерших «гостей» ни один не находился здесь, на земле, так долго. Возможно, я была не права, и этот странный человек так любил свою жену, что никак не решался её покинуть?.. Хотя, если честно, в это мне верилось почему-то с большим трудом. Ну, не тянул он никак на «вечно-влюблённого рыцаря», даже с большой натяжкой… Мы подошли к дому… и тут я вдруг почувствовала, что мой незнакомец оробел.
– Ну что, пойдёмте? – спросила я.
– Ты же не знаешь, как меня зовут – пробормотал он.
– Об этом вы должны были подумать ещё в начале, – ответила я.
Тут вдруг у меня в памяти как будто открылась какая-то дверца – я вспомнила, что я знала об этих соседях…
Это был довольно-таки «известный» своими странностями (в которые верила во всей нашей округе, по-моему, только я одна) дом. Среди соседей ходили слухи, что хозяйка видимо не совсем нормальная, так как она постоянно рассказывала какие-то «дикие» истории с летающими в воздухе предметами, самопишущими ручками, привидениями, и т.д. и т.п.... (очень хорошо похожие вещи показаны в фильме «Привидение», который я увидела уже много лет спустя).
Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
– Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
– Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
– Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
– Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
– Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала:
– Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет...

Никола́й Алекса́ндрович Руба́кин ( -) - русский книговед , библиограф , популяризатор науки и писатель .

Биография

Родился в купеческой семье, его отец, Александр Иосифович Рубакин (1830-1896), был городским головой в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов).

Сотрудничал с издательницей Александрой Калмыковой .

Его сын, профессор Александр Николаевич Рубакин , писал:

В 1948 году в Москву в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина была перевезена вся библиотека отца, которую он завещал советскому народу. В Ленинской библиотеке она занимает целых полэтажа книгохранилища и значится под литерами «Фонд Рб» - вся она стоит там целиком как памятник его мысли и творчества. По ней изучают его систему классификации книг и знаний. Все книжные богатства, накопленные отцом, вернулись советскому народу. Урна с прахом Николая Александровича Рубакина была перевезена из Лозанны в Москву в 1948 году и погребена на Новодевичьем кладбище, у Стены старых большевиков, на кладбище, где погребены лучшие русские люди, ученые и писатели, артисты, музыканты, художники. Скромная каменная урна, стоящая на уступе в стене древнего русского монастыря, имеет вид печати, лежащей на каменной книге, на которой выгравированы слова: «Да здравствует книга - могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость!» - девиз, которому Рубакин был верен всю свою жизнь .

Видео по теме

Основные достижения

Заслуги Н. А. Рубакина - ученого и писателя - были признаны и в Российской империи, и за рубежом, и в Советской России (в частности, он имел положительные отзывы от самого В. И. Ленина - за рекомендательный указатель «Среди книг» ). Его литературное и научное наследие огромно: 280 книг и брошюр, свыше 350 журнальных публикаций.

Библиопсихология

Создатель библиопсихологии - науки о восприятии текста . Автор книги «Психология читателя и книги». Разрабатывал идеи Эмиля Эннекена , автора «Эстопсихологии ». Его идеи широко используются в психолингвистике .

Научные сочинения

«Россия в цифрах» была написана на основе обобщения материалов Всероссийской переписи населения 1897 г., по признанию специалистов, - одной из самых удачно осуществленных в истории России. Переиздана в 2009 году .

  • Рубакин Н. А. Письма к читателям о самообразовании. (1913)
  • Рубакин Н. А. О сбережении сил и времени в деле самообразования. (1914)
  • Рубакин Н. А. Практика самообразования. (1914)
  • Рубакин Н. А. Среди книг. (не закончено), (1911-15)
  • Рубакин Н. А. Введение в библиологическую психологию (на французском языке). (1922)
  • Рубакин Н. А. Что такое библиологическая психология? (1924)
  • Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. (1928)
  • Рубакин Н. А. Среди шахтеров. Рассказ. (с илл. С. Т. Кравченко). - Киев: Художественная литература, 1958.
  • Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием. Составитель сборника Т. К. Крук. - М.: Советская Россия, 1962.
  • Рубакин Н. А. Избранное, 2 тома. (Вступительная статья Б. А. Смирновой. Реальный комментарий А. А. Беловицкой. - М.: Книга, 1975. - Труды отечественных книговедов)
  • Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. - М.: Всесоюзная книжная палата, 1977. - 230 с.
Литературные произведения и научно-популярные работы
  • Рубакин Н. А. «Из мира науки и из истории мысли» ,
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о друзьях человечества»
  • Рубакин Н. А. «Испытания д-ра Исаака»
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о великих и грозных явлениях природы» (4 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Вода» (4 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о делах в царстве животных» (2 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о Западной Сибири» (2 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Рассказы о подвигах человеческого ума» ,
  • Рубакин Н. А. «Приключения двух кораблей» (2 изд.),
  • Рубакин Н. А. «Чудо на море» (2 изд.)
  • Рубакин Н. А. «Что есть на небе? Рассказ об устройстве Вселенной»
  • Рубакин Н. А. «Вещество и его тайны. Как построена Вселенная из различных веществ»
  • Рубакін Н. Про походженє та розвиток мов, або Як і коли народи навчились розмовляти кожний своєю мовою / Н. Рубакін; зукраїнізував П. К. – New York: Голос Правди, 1918. – 48 с.

Память

  • В 1967 году в честь библиографа были переименованы и объединены в единую улицу Рубакина 2-я Нижняя и Колхозная улицы в Ломоносове.
  • Центральная библиотека Ломоносовского района (г. Ломоносов, ул. Швейцарская, д. 14) носит имя Н. А. Рубакина.
  • В ноябре 2016 года в городе Ломоносов установлен памятный знак Н. А. Рубакину. Автор знака - скульптор, художник, почетный гражданин города Ломоносов - Николай Карлыханов.

Примечания

Литература

  • Рубакин А. Н. Рубакин. Лоцман книжного моря . - М.: «Молодая гвардия», 1967; 1979. - биографическая книга из серии ЖЗЛ , написанная его сыном.
  • Рубакин А. Н. Николай Александрович Рубакин // «Советская библиография». Вып. 45. М., 1957.
  • Рубакин А. Н. Среди книг // «Знамя», 1964, № 4.
  • Айзенберг А. Я. Виднейший теоретик и практик самообразования (к выходу в свет «Избранного» Н. А. Рубакина) // «Советская педагогика», 1976, № 7, с. 141-143.
  • Арефьева Е. П. Вопросы теории и практики библиотековедения в трудах Н. А. Рубакина. Автореферат кандидатской диссертации. М, 1965.
  • Арефьева Е. П. Н. А. Рубакин как собиратель и его библиотеки в Советском Союзе // «Книга», сборник VIII, изд. Всесоюзной книжной палаты. М., 1963.
  • Иванова Л. М., Сидорова А. Б., Чарушникова М. В. Архив Н. А. Рубакина. Письмо В. А. Карпинского к Н. А. Рубакину // «Записки отдела рукописей» Гос. библиотеки имени В. И. Ленина. Вып. 26. 1963.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, 48.
  • Мавричева К. Г. Н. А. Рубакин - выдающийся пропагандист книги // «Советская библиография». Вып. 45. М., 1957.
  • Мавричева К. Г. Н.А. Рубакин (1862-1946). - М. : Книга , 1972. - 176 с. - (Деятели книги). - 6 000 экз. (обл.)
  • Осовцев С. Человек, обогативший русскую культуру // «Нева», 1959, № 12.
  • Разгон Л. В. Последний энциклопедист // Живой голос науки: Сб. М., «Детская литература», 1970.
  • Разгон Л. Последний энциклопедист // Пути в незнаемое: Сб. М., «Советский писатель», 1964.
  • Разгон Л. Под шифром «Рб». М., «Знание», 1966.
  • Разгон Л. Не только история // «В мире книг», 1976, № 12.
  • Сницаренко И. А., Балашова Л. П., Чарушникова М. В., Волкова Э. П., Сидорова А. В., Гапочко Л. В. Из архива Н. А. Рубакина // «Записки отдела рукописей» Гос. библиотеки имени В. И. Ленина. Вып. 25, 1962.

«Да здравствует книга - могущественнейшее
орудие борьбы за истину и справедливость!»

Надпись на могиле Н.А. Рубакина в Москве

Русский библиограф, популяризатор науки и писатель, активно разрабатывал задачи пропаганды книг и чтения, вопросы самообразования.

В 13 лет Николай Рубакин стал издавать рукописный журнал «Стрела», а в 16 лет - напечатал первую статью в журнале «Детское чтение».

Окончил естественный, историко-филологический и юридический факультеты Петербургского университета.

«В 1880 году Рубакин познакомился с философией Огюста Конта и его «религией человечества» и сразу им увлёкся. Увлечение Контом он сохранил до конца своих дней и был, вероятно, последним «континианцем» на свете. Его особенно прельстила классификация наук по Конту и принцип энциклопедичности образования. Поэтому, поступив в 1880 году в Петербургский университет, он решил учиться сразу на всех трёх факультетах. Он поступил на естественный факультет, так как там изучали «точные науки», основу всех наук, по Конту , но одновременно посещал лекции двух других факультетов и проходил их курсы. Кроме того, Рубакин, стал доставать лекции крупных учёных - профессоров других университетов (Чупрова, Буслаева, Веселовского и т. д.). Как он сам пишет, «за 5 лет я одолел все три факультета систематически. Вместе с ним, по его словам, тоже по три факультета, окончили и его товарищи по университету, впоследствии известные учёные - химик В. И. Вернадский , ботаник и географ А. Н. Краснов, физик И. П. Лебедев, историк И. М. Гревс».

Рубакин А.Н., Рубакин (Лоцман книжного моря), М., «Молодая гвардия», 1967 г., с.15.

Ещё будучи студентом, открыл в 1888 году платную публичную библиотеку в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Большая Подъяческая (бывшая Морская Мастерская) дом 31, в основе которой было 6000 книг из собрания его матери. В этом же доме и жила семья Рубакиных. Позже фонд вырос до 57 000 томов.

Эта библиотека стала базой для воскресных рабочих школ, которые получали книги принципиально бесплатно . Но, проведя специальное исследование, Н.А. Рубакин выяснил: большинство книг, увы, непонятно народу. В 1889 году он составил «Программу по исследованию литературы для народа»

За антиправительствественные выступления Н.А. Рубакин дважды подвергался аресту и высылке из столицы.

С 1908 года и до конца своих дней Н.А. Рубакин жил в Швейцарии, где также создал публичную библиотеку, содержащую, в том числе и нелегальную литературу. Библиотека пополнялась и за счёт даров учёных, писателей и журналистов. Основные требования владельца к читателям библиотеки: бережное обращение и возвращение взятых книг.

Общение с читателями библиотеки привело Н. А. Рубакина к убеждению о существовании различных типов читателей, которые он описал, заложив основы библиопсихологии, которая, по его мнению, «есть наука о социальном и психологическом воздействии книги».

«И правда, что значит быть образованным? Это значит прежде всего знать и понимать возможно шире, глубже и разностороннее жизнь как в отдельных её проявлениях, так и во всем целом, самого себя и всё окружающее как в его прошлом, в его истории, так и в настоящем, а насколько возможно, и в будущем.
Но знать и понимать жизнь для человека действительно образованного - этого ещё недостаточно. Есть нечто особенно важное и необходимое для каждого из нас и для человечества в его целом.
Это нечто - творчество, способность к работе созидания, к инициативе, к переделке окружающей жизни. Человек во время процесса своей жизни не может не вносить в неё кое-чего своего, не может не изменять, не дополнять её, не переделывать, не творить, не разрушать.
Какие же переделки и изменения должен он вносить в жизнь? Что и в каком направлении творить и разрушать? Какие задачи себе и другим поставить? К каким целям и идеалам стремиться?
На все эти вопросы всякий мыслящий человек тоже не может не искать ответов, к тому же возможно определённых, точных, глубоких и ясных.
Это тоже одна из насущнейших задач образования - и именно образования общего - одинаково необходимого и важного для всех людей. В тот же круг естественно входит ещё одна не менее важная задача - умение действовать, творить, проводить свое в жизнь - задача чисто практическая, прикладная, но ею-то и измеряется не только истинность предыдущих двух, но и их справедливость, т. е. их нравственное значение, их житейская сила, их жизненный смысл.
Усвойте определённый, законченный круг возможно точных знаний; определите цели вашей жизни, ваших стремлений, вашей работы, научитесь осуществлять их как в целом, так и в мелочах, на практике, и в вашей личной и в общественной жизни - таковы задачи образования. Таковы задачи общего образования, т. е. такого, которое необходимо для всякого человека, кто бы он ни был, и во всяком случае - для огромнейшего большинства людей. Всякий, кто желает жить мало-мальски человеческой жизнью, кто стремится углублять, расширять, украшать её, делать её и возвышеннее и напряженнее, в отличие от жизни общественных болот и лесов, не может не стремиться к общему образованию, не может не желать сделать из себя нечто большее, нечто лучшее, чем то, что он теперь представляет собой.
Общее образование - цель очень многих и многих людей в настоящее время. Во имя блага, как личного, так и общественного, всячески надо помогать тому, чтобы эта цель сделалась целью всех, - помогать всеми возможными способами распространению общего образования...»

Рубакин Н.А., Книжные богатства, их изучение и распространение / Библиологическая психология, М., «Академический проект»; «Трикста», 2006 г., с. 429.

Критерием ценности научно-популярной книги исследователь считал не объём знаний, а степень её влияние на читателя, или: «Не учить, а образовывать!».

Незадолго до смерти Н.А. Рубакин составил таблицу: прочитано - 250 000 книг; создано - 49 больших научных работ; собрано - 230 000 книг; составлено и разослано - 15 000 программ по самообразованию; опубликовано - более 350 статей в 115 периодических изданиях.

В юности и старости он собрал две большие библиотеки (около 100 000 томов каждая), которые передал в дар общественным учреждениям России.

Николай Александрович Рубакин (1(13) июля 1862, Ораниенбаум - 23 ноября 1946, Лозанна) - русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель.

Родился в купеческой семье, отец его был городским головой в Ораниенбауме.

Чтение только начало, творчество жизни - вот цель.

Рубакин Николай Александрович

Окончил Петербургский университет, пройдя курс обучения одновременно на трех факультетах - естественном, историко-филологическом и юридическом, и посвятил себя той идейной издательско-библиотечной деятельности, которая составляет одну из наиболее характерных черт русского народолюбия конца XIX века.

В качестве члена и секретаря комитета грамотности, Н.А. Рубакин был в числе первых, положивших начало оживлению этого долго дремавшего учреждения. Ему же принадлежит инициатива учреждения при педагогическом музее особого отдела для самообразования.

В качестве руководителя издательских фирм О.Н. Поповой, И.Д. Сытина и товарищества «Издатель», Рубакин много сделал для проведения в народную массу и в публику хорошего и серьезного чтения.

Потребности читающей публики Рубакин изучал систематически, составив сначала «Программу по исследованию литературы для народа» (1889), а затем вступив в обширную корреспонденцию с лицами, отозвавшимися на программу. В связи с другими исследованиями русского книжного и библиотечного дела, это дало Рубакину материал для чрезвычайно интересных докладов и статей, изданных отдельно под заглавием: «Этюды о русской читающей публике».

Н.А. Рубакин - участник русской революции 1905-1907 гг. С 1907 г. жил в Швейцарии, где собрал уникальную русскую библиотеку, постоянно пополнявшуюся книгами, выходившими в России.

Скончался в 1946 г. в Лозанне и был похоронен в Москве. Согласно завещанию, его уникальная библиотека была передана России и составляет фонд «Рб» в Российской государственной библиотеке в Москве.

Заслуги Н.А. Рубакина - ученого и писателя - были признаны и в Российской империи, и за рубежом, и в Советской России (в частности, он имел положительные отзывы от самого В.И. Ленина - за рекомендательный указатель «Среди книг»). Его литературное и научное наследие огромно: 280 книг и брошюр, свыше 350 журнальных публикаций.

Создатель библиопсихологии - науки о восприятии текста. Автор книги «Психология читателя и книги». Разрабатывал идеи Эмиля Эннекена, автора «Эстопсихологии». Его идеи широко используются в психолингвистике.

Николай Александрович Рубакин - фото

Николай Александрович Рубакин - цитаты

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

(1862 - 1946)

Выдающийся русский писатель-популяризатор, книговед, библиограф, теоретик и практик библиотечного дела, которого Лев Разгон в своей книге о Н.А. Рубакине назвал “последним энциклопедистом”, родился 1 (13) июля в г. Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов).
С 1875 года он жил в Санкт-Петербурге, где в 1887 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В университете он слушал одновременно еще и курсы на юридическом и историко-филологическом факультетах.

В 1875 году его мать Л.Т. Рубакина открыла в Петербурге публичную библиотеку, где Н.А. Рубакин работал библиотекарем, а с 1892 года стал ее руководителем. Библиотека Н.А. Рубакина была одной из лучших общедоступных библиотек Петербурга по количеству и качеству фонда. Для Н.А. Рубакина она была “лабораторией для изучения читателей”.

В 1900 году при библиотеке был организован “Передвижной музей” учебных пособий, снабжавший ими воскресные школы и народные библиотеки. В помещении музея Н.А. Рубакин читал свои публичные лекции для рабочих.

После окончания университета Н.А. Рубакин работал на бумажной фабрике своего отца, однако карьера предпринимателя его не привлекала и в 1893 году он целиком переключается на писательскую и издательскую деятельность, т. е. стал “частным ученым”, как их именовали в официальных переписях.

Полученные в университете разносторонние научные знания позволили Н.А. Рубакину начать активную деятельность популяризатора научных знаний. Об энциклопедичное™ его познаний можно судить по тематике написанных им в те годы научно-популярных книг: география; астрономия; биология; история человечества, науки и техники; статистика; языкознание; законодательство; педагогика и др.

Его научно-популярные книги издавались Санкт-Петербургским комитетом грамотности, издательствами “Посредник” и И.Д. Сытина, в которых он служил. Его книги публиковались в серии “Народы и страны. Географическая библиотека” издательства П.П. Гершунина, сотрудником которого он был, а также издательствами “Прометей”, “Просвещение”, “Донская речь” и др.

Научно-популярные брошюры Н.А. Рубакина были рассчитаны на читателей, испытывавших потребности в самообразовании, были написаны простым и ясным языком. За свою жизнь он написал 280 научно-популярных книг общим тиражом свыше 20 млн. экземпляров. Многие из них переиздавались, были переведены на 28 языков.

Наряду с научно-популярными книгами Н.А. Рубакин писал и брошюры политического содержания под псевдонимом Сергей Некрасов. 28 его брошюр были изданы нелегально, конфисковывались и уничтожались.

За свои политические взгляды (Н.А. Рубакин был близок к партии эсеров), его неоднократно подвергали ссылкам, а в 1907 году ему пришлось тыю эмигрировать в Швейцарию.

сред отъездом за границу он подарил свою библиотеку Петербургскому отделу Всероссийской лиги образования (130 тыс. томов). С собой он увез 7 тыс. книг, которые послужили основой собранной им ценнейшей библиотеки (почти 100 тыс. томов), которую он завещал Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), где она составляет особый фонд - “фонд Рб”.

Умер Н.А. Рубакин в Лозанне 23 ноября 1946 года. По его завещанию его прах был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

Круг научных интересов Н.А. Рубакина был необычайно широк: теория и практика библиотечного дела и библиографии; изучение читателя и книги; проблемы самообразования и самообразовательного чтения; разработка библиологической психологии и др.

Научно-популярная деятельность не была для Н.А. Рубакина самоцелью. Он был, как он сам себя называл, “фанатиком и практиком самообразования”. Свою цель он видел в том, чтобы помочь просвещению народа с помощью самообразовательного чтения.

Н.А. Рубакин подготовил и опубликовал ряд пособий в помощь занимающимся самообразованием, которые во многом не потеряли своего значения и в наши дни. Среди них особо следует отметить его “Письма читателям о самообразовании” и “Практика самообразования”. Сборник работ Н.А. Рубакина “Как заниматься самообразованием” был переиздан в 1962 году, а указанные выше работы вошли в “Избранное” Н.А. Рубакина (1945 п).

Н.А. Рубакин вел переписку с читателями, давал им советы по самообразованию, составлял индивидуальные программы чтения. За свою жизнь он был в переписке более чем с 20000 читателей, составил для них свыше 15 тысяч индивидуальных программ чтения и самообразования.

Крупнейшей работой в помощь самообразованию и комплектованию фондов общедоступных библиотек, наиболее прославившей Н.А. Рубакина, был его капитальный труд “Среди книг” (1-е изд. в 1906 г.; 2-е - в 3 т. -1911 - 1915 гг.), подобного которому не было в мировой библиографии. По определению Н.А. Рубакина эта книга представляла собой “обзор русских книжных богатств”. Это библиографическое пособие отражало “библиотечное ядро” общедоступной библиотеки начала XX века.

Теорию “библиотечного ядра” Н.А. Рубакин впервые сформулировал еще в 1893 году в докладе “Книжное оскудение” в Вольном экономическом обществе. Под “библиотечным ядром” он понимал тот минимум литературы, который необходим каждой общедоступной библиотеке. По своему составу это “ядро” должно быть “книжным отражением Вселенной”, т. е. представлять собой тот круг книг для самообразования читателей, тот “минимум”, который необходим каждому человеку для понимания этой Вселенной.

Он критиковал те публичные библиотеки, фонды которых находятся в полной зависимости от вкусов “читающей публики”. Он подчеркивал, что “приспособление библиотеки к низшим вкусам публики” - смерть для библиотеки. Библиотека, - по его представлению, - должна быть “могущественным орудием просвещения”.

Разумеется, конкретный состав “библиотечного ядра”, предложенный Н.А. Рубакиным в его библиографическом пособии “Среди книг”, во многом отличен от современного, но сама идея “библиотечного ядра” и сегодня должна лежать в основе формирования фондов общедоступных библиотек. Насколько фонд конкретной библиотеки действительно является “отражением Вселенной”, или отражает “низшие вкусы читающей публики”, зависит престиж современной библиотеки в глазах ее читателей.

Н.А. Рубакин был крупнейшим в России исследователем читателя и чтения. Еще в 1889 году он опубликовал “Опыт программы для исследования литературы для народа”, а в 1895 году в издательстве О.Н. Поповой вышел его капитальный труд “Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения”.
С этого первого исследования начинается активная теоретическая и практическая деятельность Н.А. Рубакина по изучению книги, читателя и чтения. Он считал, что это изучение должно осуществляться, прежде всего “в самих очагах чтения” - в библиотеках, поскольку “нет места более удобного для изучения русского читателя”. Библиотеку он характеризовал как “маленькую наблюдательную станцию”, а ведущим методом считал “экспериментальное изучение читательства”.

Эта активная деятельность по социологическому и психологическому изучению читателя и чтения привела его в дальнейшем к разработке библиологической психологии - нового направления психологической науки, направленного на изучение психологии книги и ее автора, читателя и чтения в их взаимодействии и взаимовлиянии.

В 1921 году Н.А. Рубакин издал в Париже на французском языке двухтомный труд “Введение в библиологическую психологию”. В 1928 году на русском языке была опубликована в Москве его работа “Психология читателя и книги”, переизданная в 1977 году, в которой излагались основы библиопсихологии. В Швейцарии в 1928 году он основал Международный институт библиопсихологии, директором которого был до своей смерти.

В конце 20-х - начале 30-х годов работы Н.А. Рубакина стали предметом резких нападок со стороны советских критиков, а его библиопсихология была объявлена идеалистической теорией. К переоценке теоретического наследия Н.А. Рубакина советские психологи и библиотековеды вернулись лишь в конце 60-х - начале 70-х годов.

В связи с разработкой проблем самообразования Н.А. Рубакин рассматривал и библиотеку, видя в ней “общественное орудие самообразования”. Им были обоснованы те принципы организации библиотечного дела, на которые библиотекари и сегодня опираются в своей деятельности по обслуживанию читателей.

В 1907 году он опубликовал работу “Основные задачи библиотечного дела”, в которой дал впечатляющую характеристику его состояния в дореволюционной России и предложил меры по развитию библиотечного дела в стране. Н.А. Рубакин определял библиотеку как “орудие общества в борьбе за лучшее будущее”. Ее главную задачу он видел в том, чтобы “возможно большее количество возможно лучших книг могло проникнуть в возможно широкий круг читателей”.

Демократизация библиотечного дела заключается, по его мнению, в сближении книги с читателем. Библиотека должна быть “органом распространения книги”, “наступательного действия книг на читателя”.
Н.А. Рубакин ратовал за общедоступность библиотек для всего населения. Поэтому библиотеки должны облегчать читателям доступ к книгам. Нужно, чтобы они “сами шли к читателю, а не ждали, когда читатель придет к ним”. Он решительно выступал против платы за пользование библиотекой и залогов, что, - как подчеркивал Н.А. Рубакин, - не столько пополняет денежные средства библиотеки, сколько сужает круг пользующихся ею.

В библиотечном обслуживании населения Н.А. Рубакин большое значение придавал взаимодействию библиотек. Он призывал библиотеки проникнуться “чувством солидарности и сознанием, что они служат одному и тому же божеству”, т. е. читателю.

Большое значение придавал Н.А. Рубакин развитию общественных начал в библиотечном деле. Он писал по этому поводу: “Библиотечное дело - это вовсе не маленькое культурное дело, это дело широкое и общественное... Настоящее библиотечное дело может быть сделано только общественными усилиями”. В связи с этим он считал, что общедоступная библиотека должна быть организована так, чтобы ее хозяином действительно было само население.

Важнейшим принципом библиотечной работы он считал “индивидуализацию чтения”, под которой понимал рекомендацию конкретному читателю той книги, которая наиболее ему подходит по уровню общеобразовательной подготовки и по его психологическим особенностям.

В связи с этим он подчеркивал важность изучения в библиотеках не только интересов и потребностей конкретного читателя, но и его индивидуальных психологических особенностей. Библиотекарю важно выяснить, “каким складом ума, памяти, эмоций, настроения, какими стремлениями, какой подготовкой и разными другими особенностями” должен обладать читатель, чтобы понять и усвоить содержание книги.

Н.А. Рубакин неоднократно подчеркивал активную роль библиотекаря. Эту активность он видел в том, чтобы “внедрять хорошую, честную книгу”, заинтересовать книгой, облегчить читателю доступ к книгам и их выбор. Для этого библиотека должна расширять свою деятельность, “подчинить влиянию библиотеки возможно широкий район”, “изучать читающую публику, присматриваться к этой самой публике, ее нуждам, интересам, потребностям и стремления, ... изучать ту среду, в которой и для которой существует библиотека”.

По его мнению, библиотекарь должен предоставлять читателю “самый широкий простор в выборе материала для чтения”, ничем не стесняя читательского выбора, “в высшей степени бережно относиться к личности каждого читателя... раскрывать перед читателем кругозор, развертывать перед ним широкие перспективы, указывать ему длинные ряды лучших книг. Дело самого читателя решать - пользоваться ему или не пользоваться этими указаниями, читать или не читать рекомендуемые книги”.

В то же время оставляя за читателем полную свободу выбора объектов чтения, он подчеркивал необходимость влияния библиотекаря на этот выбор. Библиотекарь не может быть “простой машинкой для выдачи и разноски книг”. Он должен “сознательно работать над распространением лучших книг” и не приспосабливаться к “низшим вкусам публики”.

Роль библиотекаря заключается в том, чтобы повышать уровень читательской культуры и, прежде всего, прививать читателям умение выбирать литературу для чтения “сознательно, целесообразно, с экономией времени и сил”.

Библиотека, - по определению Н.А. Рубакина, - “нравственно обязана давать читающей-толпе не только книги, но и знание книг, и помогать выбору их, указывая по мере возможности, даже самый порядок чтения.

Прошло более 100 лет с тех пор, когда Н.А. Рубакин излагал свои взгляды на библиотечное дело и роль библиотекаря. Однако когда читаешь его труды, поражаешься, насколько они созвучны современности, тем задачам, которые стоят сегодня перед общедоступными библиотеками.

Многие его высказывания о социальной роли и функциях общедоступной библиотеки, о ее общедоступности, о приближении библиотечного обслуживания к населению и его активном участии в работе библиотеки, об активном характере общения библиотекаря с читателями, о принципах формирования библиотечного фонда и др. не потеряли своего значения и в наши дни и являются выдающимся вкладом Н.А. Рубакина в отечественное библиотековедение.

Виртуальны выставка

Библиография

Научно-популярные издания Н.А. Рубакина из фонда Центральной библиотеки Ломоносовского муниципального района

1. Рубакин Н.А. Дедушка Время: Новогодняя сказка, рассказанная Книжным Червяком.- М.: Издание Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов Р.,С.,К. и К.депутатов,1918.-46 с.

2. Рубакин Н.А. Великий инквизитор.(Под гнетом времени).. -Буэнос Айрес: Издание Федерации Рос.Раб.Организаций Ю.Америки,1925.-122 с.:ил.

3. Рубакин Н.А. История русской земли.- М.: Издательство Всероссийск Центрального исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов,1919.-200 с. ,с рисунками. 4. Рубакин Н.А. Как и когда разные народы научились говорить каждый на своем языке М. :Изд.Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов,1918.-30с

5. Рубакин Н.А. Как и с какой целью читать книги.- М.: Книгоиздательство «Земля и Воля »,1918.-32с.

6. Рубакин Н.А. Как люди научились летать и как летают по воздуху: Популярные рассказы о воздухоплавании для семьи и школы.- М. :Издательство Всероссийского

Центрального исполнительного комитета Советов Р.,С.,К.и К.депутатов,1919.-140 с., со многими рисунками в тексте.

7. Рубакин Н.А. Кораллы и люди.Старинное сказание из жизни далекого Востока /Изд. 3.е Е.Д.Трауцкой.-С.-Петербург:Склад издания: Книжн.Скл. «Провинция».Спб.

Екатерининская, 4,1909.-32 с.

8. Рубакин Н.А. На плавающих льдинах по Ледовитому океану:Рассказ о борьбе с природой в северных полярных странах. -М.: Издание Всероссийского Центрального комитета Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов,1919.-88 с. ,с рисунками.

9. Рубакин Н.А. Помогайте вольной печати.-Женева,1903.-24 с. 10. Рубакин Н.А. Приключения стране рабства.Рассказы о жаркой стране.- Петроград: Издательство Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов,1919.-110с.,ил.

11. Рубакин Н.А. Птичьи гнезда: Рассказы об искусстве в мире животных.- СПб. :Книг-во «Прометей»1909.-134 с.;37 рисунков.-(Популярная библиотека).

12. Рубакин Н.А.Путешествия на край света.- М.: Издательство Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов рабочих,крестьянских, Казачьих и красноармейских депутатов,1919.-112 с., с рисунками.

13. Рубакин Н.А. Рассказы о горах.- СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение»,1896.-150 с.; с 53 рисунками.

14. Рубакин Н.А. Рассказы о подвигах человеческого ума и о чудесах науки.- М. :Изд-во Всероссийского Центрального исполнительного комитета советов рабочих крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов,1919.-88 с.

15. Рубакин Н.А. Тайны чисел и как они раскрываются: Что такое математика? ее суть и значение: Научно- популярные лекции для самообучения и публичных чтений.№32.-Нью-Йорк: Издание «ASSOCIATION PRESS»,б/г.-32с.-(Жизнь и книга).

16. Рубакин Н.А. Что такое библиологическая психология?.-Л.:Колос,1924.-64 с.

17. Рубакин Н.А. Рассказы о делах в царстве животных:с рисунками. /Н.А. Рубакин РСФСР.-Москва -М.: Издательство Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов Р. ,С. ,К.,и К.Депутатов,1919.-100 с.: ил.

18. Рубакин А. Город Книга стихов -2-е изд.-Париж,1927.-64с.

Уважаемые читатели и коллеги! Пройдя по ссылке Вы можете посмотреть документальный фильм "В поисках Рубакина" (2012) (Пароль для входа: 12Roub20)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога