Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Представители науки первой половины 19 века. Наука и образование первой половины XIX в: система образования, развитие наук

Просвещение

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях. Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах. В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников. Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).

Наука и техника

В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс. Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы. В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 г. начало работать Русское географическое общество, В 1839 г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.



Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии. Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге. Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский). Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.

Литература и искусство в первой половине 19 века

Литература

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи". Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера. Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе. Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

Театр

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра. С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Музыка

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.


Гуманитарные науки. История. Николай Михайлович Карамзин (). Первый русский историк.


Николай Михайлович Карамзин. Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н.М.Карамзин, создавший «Историю государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 году. «История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». А. С. Пушкин.


Точные науки. Математика. Николай Иванович Лобачевский (). Великий русский математик.










Борис Семенович Якоби году Якоби сделал своё самое замечательное открытие, а именно открыл гальванопластику. Гальванопластика – это способ покрывания предметов тонким металлическим слоем посредством электролиза, употребляемый для получения отпечатков, копий. Картина, сделанная методом гальванопластики


Естественные науки. Физика. Василий Владимирович Петров (). Русский физик.














Естественные науки. Химия. Николай Николаевич Зинин (). Русский химик.






Павел Петрович Аносов. В начале 1840-х годов в Златоусте он получил булатный узор литую булатную сталь, из которой были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии. Златоустовский металлургический завод, где работал П.П.Аносов







Российские путешественники. И.Ф.Крузенштерн(1770 – 1846) и Ю.Ф.Лисянский ()






Российская система образования в первой половине XIX в. претерпела значительные изменения, была значительно усовершенствована и улучшена. Появилось разделение учебных заведений на начальные, средние и высшие, было построено много новых школ, училищ, гимназий и университетов. Кроме того, в это время активно развивалась отечественная наука. Совершенствовались российская биология, геология и астрономия. На развитие образования и науки большое влияние оказало книгопечатание, которые в первой половине XIX в. начало набирать силы в Российской империи. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Также начало века стало временем открытия целого ряда новых учебных заведений. Это был Царскосельский лицей (рис. 2), открытый в 1811 г. Кроме того, были открыты новые университеты: Дерптский (рис. 3), Харьковский, Виленский, Санкт-Петербургский (рис. 4) и Казанский.

Рис. 2. Царскосельский лицей ()

Рис. 3. Дерптский университет ()

Рис. 4. Санкт-Петербургский университет ()

Во второй четверти XIX в. изменилось отношение государства к нуждам образования. Если ранее во главу угла ставилась универсальность образования, то теперь государство требовало от учебных заведений, чтобы они обращали свое внимание на вопросы нравственности и религиозное воспитание подрастающего поколения.

Типы школ в данное время сохранились прежними, но во времена правления Николая I (рис. 5) они получили свой сословный статус. Так, одноклассные приходские училища предназначались для социальных низов. В них преподавались такие предметы, как закон Божий, арифметика, грамота. В уездных училищах, где обучение проходило три года, могли учиться дети купцов, ремесленников, мещан. В них изучались такие предметы, как география, история, геометрия помимо русского языка и арифметики. Дети дворян, чиновников и купцов первой гильдии обучались семь лет в гимназиях.

Рис. 5. Николай I - российский император ()

Число училищ беспрестанно росло. Если к началу XIX в. их было 158, то к середине примерно по 130 было в каждой губернии Российской империи. Особенно успешно в этот период развивались специализированные училища и вузы. Это объяснялось тем, что выпускников подобных заведений с большей охотой и привилегиями принимали на работу в соответствующие министерства.

Большую роль в развитии науки и образования в России в первой половине XIX в. сыграло то, что в стране в это время издавалось большое количество книг. Так, издательство А.Ф. Смирдина (рис. 6) выпустило до 70 собраний сочинений крупнейших российских авторов, причем книги этого издательства были доступны всем слоям российского общества. Кроме того, усилиями губернских дворян практически в каждом городе появились библиотеки (рис. 7) - это достижение 1830-1840 гг.

Рис. 6. А.Ф. Смирдин - российский книгоиздатель ()

Рис. 7. Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге ()

Совершенствование системы образования в России в первой половине XIX в. дало мощный импульс развитию наук. Это время было периодом накопления и систематизации новых знаний. Российские биологи и зоологи в это время создали прекрасные коллекции флоры и фауны Сибири, Дальнего Востока, русской Америки. В 1812 г. был создан Крымский ботанический сад (рис. 8), ставший на долгие десятилетия одним из центров отечественной ботаники.

Рис. 8. Крымский ботанический сад ()

Систематический характер приобрели геологические исследования. Они охватили всю Сибирь, Забайкалье, территории Кавказа. Н.И Кашаров в первой половине XIX в. издал первый геологический атлас европейской части России. Еще геологи достигли важного открытия: они определили, что Земля существует уже длительный период и претерпела за это время значительные изменения.

В 1839 г. была построена Пулковская обсерватория (рис. 9). Так, государство оказало неоценимую помощь российским астрономам. Это дало мощный импульс развитию астрономии.

Рис. 9. Пулковская обсерватория ()

Таким образом, первая половина XIX в. - это рывок в отечественном образовании и науке, время их активного развития.

Список литературы

  1. Грэхэм, Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Милютин А.О. 7 научных прорывов России и еще 42 открытия, о которых нужно знать / Милютин, А. О., Болушевский, С. В.. - М.: Эксмо, 2011.
  5. Островский Э.В. История и философия науки. - М: Юнити, 2007.
  6. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. - М.:ИИЕТ, 2010.
  1. Countries.ru ().
  2. Yaklass.ru ().
  3. Studopedia.org ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о развитии образования в первой половине XIX в. Какие изменения произошли с российским образованием в это время?
  2. Как развивалась российская наука в первой половине XIX в.?
  3. Что дало мощный толчок развитию образования и науки в первой половине XIX в.? Почему именно этот фактор был определяющим?

ВОПРОС

ОБРАЗОВАНИЕ

В царствование Александра I значительно увеличилось число высших учебных заведений. Были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский университеты. Развивалось высшее специальное образование. Инженерные кадры готовились в Институте путей сообщения и Горном институте в Петербурге, Московском высшем техническом училище. Возникли лицеи −− средние гуманитарные учебные заведения, самыми известными из которых являлись Демидовский и Царскосельский.

Гимназии по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Однако к 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. Дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Бежавшие из Франции в эпоху революции или оставшиеся в России после Отечественной войны гувернеры воспитали целое поколение русских дворян. Системы начального народного образования в России не было.

В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской им­перии» и «Устав учебных заведений, подведомственных университе­там». В соответствии с ними вводилась новая система народного образо­вания и управления учебными заведениями.

В основу системы были положены три принципа:

Бесплатность
- бессословность (кроме крепостных крестьян),
- преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включа­ла в себя:

1) Приходские училища - 1 год обучения;
2) Уездные училища - 2 года:
3) Гимназии в губерниях - 4 года;
4) Университеты – 5-7 лет.

При Николае I начались гонения на университеты, запрет философии, усиление сословности образования и цензурного контроля. В рамках реализации консервативной политики его правительства сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования: приходские школы −− для государственных крестьян, уездные училища −−для купеческих детей и прочих городских обывателей, кадетские училища −− для подготовки офицеров, гимназии −− для детей дворянства и чиновничества. Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Императорское училище правоведения, Технологический и Константиновский межевой институты, Архитектурное училище, Лазаревский институт восточных языков, Киевский университет.



Однако в целом развитие образования не отвечало потребностям экономического развития. Оно носило сословный характер, доступ в высшие и средние учебные заведения для представителей непривилегированных сословий был затруднен. С началом промышленного переворота ощущался острый недостаток квалифицированных кадров. Неслучайным стало привлечение иностранных специалистов к работе на российских фабриках и заводах.

Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты "Великой армии" пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II . Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать "добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек".

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Русская наука в первой половине XIX в. достигла значительных успехов во многих областях знаний. В 1826 г. выдающийся русский математик Н. И. Лобачевский, ректор Казанского университета, создал «неевклидову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя.

В 1839 г. была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Ее директор В. Я. Струве обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, механике, медицине, химии, физике. Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики, создал первый в мире электроход, испытанный на Неве в 1839 г. Е. и М. Черепановы построили в 1834 г. первый паровоз, который подвозил руду по железной дороге длиной около 3 км на заводе Демидова.

П. Л. Шиллинг открыл в 1816 г. первую российскую литографию, в 1832 г. установил первый электромагнитный телеграф в Петербурге. Н. И. Пирогов, основоположник русской военно-полевой хирургии, создал атлас топографической анатомии, А. М. Филомафитский проводил экспериментальные работы в области переливания крови. Н. Н. Зинин, профессор Казанского университета, осуществил синтез анилина −− органического красителя для текстильной промышленности.

В. В. Петров, профессор Медико-хирургической академии, исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Русский металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

Мировое значение имели географические открытия русских ученых. В 1803–1806 гг. было предпринято первое русское кругосветное плавание на приобретенных в Великобритании небольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Одним из руководителей экспедиции являлся Н. П. Резанов, дипломат, предприниматель. Исследователи изучили острова Тихого океана, Китай, Японию, Сахалин и Камчатку, составили подробные карты наблюдаемых мест. Лисянский собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

В 1819 г. в ходе кругосветного путешествия на шлюпах «Восток» и «Мирный», мало приспособленных к полярным условиям, экспедиция М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена открыла Антарктиду.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские острова. Головнин, оказавшийся в японском плену, составил записки о трехлетнем пребывании в этой стране, которые познакомили русское общество с жизнью японцев. Ученик Головнина Ф. П. Литке исследовал в 1820-х гг. Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского. Он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а в 1849–1855 гг. возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура и доказал, что Сахалин −−остров.

Изображение Сахалина до экспедиции Г. И. Невельского (слева) и после исследований (справа)

Развитие русской истории в первой половине XIX в. связано с именами Н. М. Карамзина, Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева. В 1804 г. по инициативе А. Л. Шлецера при Московском университете было основано Общество истории и древностей российских для изучения и публикации летописей и древних актов.

Проблемы русского языка обсуждались в основанном в 1811 г. при Московском университете Обществе любителей российской словесности. Оно занялось разработкой правил и норм русского литературного и разговорного языка, соотношения в нем иностранных слов, неологизмов и архаизмов. Проблема обрела актуальность, так как аристократия говорила преимущественно на французском языке, а простые русские люди хранили традиции церковнославянского языка. Н. М. Карамзин предлагал «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Литератор А. С. Шишков представлял в Обществе противоположную точку зрения: он считал нужным ориентироваться на книжно-славянский язык. Среди опубликованных трудов общества были «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Песни, собранные П. В. Киреевским».

В становление современного русского языка большой вклад внес А. С. Пушкин. Большую роль в этом сыграли также «Практическая русская грамматика» Н. И. Греча и первый «Словарь Российской академии».

Укреплению связи между литературой и книготорговлей способствовала деятельность русского издателя А. Ф. Смирдина, основавшего серию «Библиотека для чтения». Он снизил стоимость книг и сделал их широко доступными для покупателей.

В 1814 г. появилась первая библиотека для широкой публики −− Императорская публичная библиотека, основу которой составило польское книжное собрание. Библиотека быстро превратилась в центр культурной жизни столицы. В 1831 г. в Петербурге начал работу Румянцевский музей, названный по имени собирателя первоначальной коллекции канцлера Н. П. Румянцева.

Таким образом, общей тенденцией этого периода являлась растущая демократизация культуры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой