Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Духовная жизнь в 20 е годы презентация.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ.

  • 1.Борьба с неграмотностью.
  • 2. Власть и интеллигенция.
  • 3.Партийный контроль.
  • 4.»Сменовеховство».
  • 5.Большевики и церковь.
  • Павлова Анеля Васильевна
  • Учитель истории
  • МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка
Главные задачи культурной революции:
  • ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.
  • ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.
«Долой неграмотность!»
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Народное образование.
  • 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
  • В основу положен принцип бесплатного обучения.
  • Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне
  • Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении".
  • К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.
  • С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.
  • 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др
  • За границей оказались:
  • Понижение духовно-интеллектуального уровня
«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...»
  • Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)
Остались на Родине
  • В.И.Вернадский
  • К.Э.Циолковский
  • Н.Е.Жуковский
  • И.П.Павлов
  • Н.И.Вавилов
  • В.М.Бехтерев
  • К.А.Тимирязев
  • Н.Д.Зелинский
Остались на Родине
  • М. Волошин
  • А. Ахматова
  • Н. Гумилев
  • В. Маяковский
  • М. Булгаков
  • В. Мейерхольд
  • и др.
«Сменовеховство»
  • идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.
  • Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
  • Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
«Сменовеховство» (результаты)
  • А.Н.Толстой
  • С.С.Прокофьев
  • М.Горький
  • М.Цветаева
  • А.И.Куприн
  • Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.
  • Возвратились на Родину:
  • Отношение большевиков:
Классовой подход к культуре
  • Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
  • 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).
  • 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
  • 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г.
  • Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
  • Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Большевики и церковь.
  • 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.
  • 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.
  • 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.
  • Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций.
  • Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
  • Повсеместное закрытие храмов;
  • Конфискация имущества церкви для революционных нужд;
  • Аресты священнослужителей;
  • Лишение их избирательных прав;
  • Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
  • http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796
  • http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html
  • http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007
  • http://www.xumuk.ru/bse/993.html
  • http://literra.ru/2006/10/
  • http://mp3slovo.com/list2_13_5.html
  • http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253
  • http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html
  • Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века
  • М., «Просвещение», 2008г.
  • Интернет- ресурсы:

Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.
Противоречивость, неоднозначность духовных и культурных процессов в пе­риод перехода от «военно-коммунисти­ческих» способов хозяйствования к но­вой экономической политике. Некото­рые элементы духовной свободы в пери­од нэпа и гонения на видных российских ученых. Эмиграция добровольная и принудительная. «Философский паро­ход» 1922 г. - высылка из страны изве­стных философов, историков, экономи­стов, социологов. Негативные послед­ствия этой административной акции для интеллектуального и духовного развития страны.
«Великий перелом» в экономике страны, переход к административно-ко­мандной системе и отражение этих про­цессов в духовной и культурной жизни народа. Изменение образа жизни, ду­ховных традиций в городе и деревне. Рост населения городов. Трудовой энту­зиазм, порыв масс к созиданию новой жизни. Строительство заводов, фабрик, дорог, электростанций, шахт, городов и унификация взглядов, сознания людей.
Крестьянский уклад, быт российской деревни в условиях принудительной коллективизации. Разрушение нрав­ственных устоев и семейных традиций. Изменение трудовой этики крестьян­ства. Формирование новых нравствен­ных ориентиров.
Советская власть и церковь. Разнуз­данное безбожие в официальной идеоло­гии. Закрытие церквей. Преследование за религиозную деятельность. Судебные процессы над священнослужителями. Судьба патриарха Тихона. Разрушение храма Христа Спасителя (1931) и других церковных сооружений - удар по ду­ховным основам и историческим тради­циям народа.
Массированная пропаганда неиз­бежности классовой борьбы - началь­ный элемент культурной революции, постулат, внедряемый в сознание обще­ства. Изменения в области народного об­разования, успехи в ликвидации негра­мотности и массового просвещения на­рода. Развитие высшей школы, измене­ние ее состава.

Успехи в области науки: Н. И. Вави­лов, А. Л. Чижевский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, И. П. Павлов и др. Идеи космизма, ноосферы в трудах В. И. Вернадского, Н. К. Рериха. Разгром ряда научных направлений. Воздей­ствие на общественное сознание «Крат­кого курса ВКП (б)» . Формирование но­вых поведенческих стереотипов. Судь­бы российских ученых в условиях тота­литарного режима.

Противоречивые процессы в разви­тии литературы и искусства. Прекра­щение деятельности Пролеткульта и РАППа. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художест­венных организаций» (1932). Создание творческих союзов, установление над ними жесткого партийного контроля.

Власть и писатель: М. Горький, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. А. Бул­гаков, А. П. Платонов, Е. И. Замятин, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов и др. - раз­личие их судеб.

Многообразие форм развития духов­ной и культурной жизни в стране и воз­никшая в начале 30-х гг. тенденция к унификации и подчиненности культуры идеологическим установкам. Влияние политических процессов и репрессий на общественное сознание, морально-нравственные устои личности. Человек в системе ценностей нового общества: духовные интересы, потребности. Фено­мены массового сознания. Роль комсо­мола в формировании духовного облика молодежи.

Изменения в жизни и сознании наро­дов национальных окраин. Достижения и утраты в развитии их духовности и культуры.

Общественные деятели и писатели Запада (Р. Роллан, Л. Фейхтвангер, А. Жид) и другие современники о духов­ной жизни, развитии экономики и куль­туры в СССР: противоречивые оценки, споры, разногласия. Современные дис­куссии об успехах и потерях в духовной и культурной жизни страны в 20-30-е гг

Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. В.И. Ленин, определяя главных врагов социалистической революции, помимо прочих называл также неграмотность населения России.

В 1918 г. началась перестройка народного образования. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР". В основу этого документа были положены самые передовые для того времени идеи как русских, так и зарубежных педагогов. Новая советская школа была бесплатной, в ней внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка. Впрочем, иногда педагогические поиски того времени переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялась урочная система, задания на дом, учебники, отметки.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. "О правилах приема в высшие учебные заведения" преимущество при поступлении в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах создавались рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так начала создаваться советская интеллигенция.

Власть и интеллигенция. В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры "серебряного века". Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х годов за границей оказались многие виднейшие мастера культуры (И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и многие другие). Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на о. Капри (Италия). Однако не все избрали участь эмигрантов. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжали творить в традициях русского инакомыслия - А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков.

Большевики, придя к власти, стремилась привлечь к тесному сотрудничеству ученых, особенно тех, кто тем или иным образом способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание. Им обеспечивались более сносные, по сравнению с другими слоями населения, условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это вовсе не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков. Среди них мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К. А. Тимирязева и др.

Начало партийного контроля над духовной жизнью. После окончания гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики стали все более активно брать духовную жизнь страны под свой контроль. В августе 1921 г. газеты опубликовали сенсационный материал о разоблачении так называемой Петроградской боевой организации, которая якобы готовила "кровавый переворот". Активными участниками этой организации была объявлена группа известных российских ученых и деятелей культуры. Хотя следствие велось наспех и не располагало убедительными доказательствами виновности арестованных, некоторые из них были приговорены к смертной казни. Среди расстрелянных значились знаменитый ученый-химик профессор М. М. Тихвинский и крупнейший русский поэт Н. С. Гумилев.

В конце августа 1922 г. советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых - гордость не только российской, но и мировой науки. В числе высланных были философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились уезжать из России. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет - Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились не угодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Тем не менее вплоть до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры большевистских вождей мешали им выработать единую линию в области идеологии. С укреплением позиций И. В. Сталина партия "поворачивается лицом к культуре". В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". Она положила начало идеологизации и партийному диктату в отношении художественного творчества. Выступая перед интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей "идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии". Началось упразднение художественного разномыслия.

Большевики и церковь. Большевики поставили перед собой цель воспитать "нового человека", достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование личности, что во все времена являлось прерогативой церкви. Поэтому борьба с религией была обусловлена не только атеистическими воззрениями большевиков, но и их стремлением убрать опасного конкурента из духовной сферы жизни общества.

Первым актом устранения церкви из общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались "для революционных нужд". Священнослужителей подвергали арестам и отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами.

Главой Русской Православной Церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме. Когда в 1921 г. в Поволжье разразился страшный голод, патриарх Тихон обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи развернул активную деятельность, подняв на борьбу с голодом всю верующую Россию.

Большевистские лидеры не могли смириться с тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г. Совнарком издал декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета в некоторых местах вылилось в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало массовый протест, в течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Ленин решил использовать эти события для нанесения церкви решающего удара.

В апреле-мае 1922 г. в Москве и в июле - в Петрограде были организованы шумные судебные процессы над церковными деятелями. Несколько священнослужителей - епископов и митрополитов - приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал "Безбожник". После смерти Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр в 1926 г. был выслан на Соловки.

Начало "нового" искусства. Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявляла о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой, социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Для этого они создавали специальные художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Был создан Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В нем начинали свою творческую деятельность будущие светила советского искусства: кинорежиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др. Проповедуя идею "чистой" пролетарской культуры, пролеткультовцы призывали выбросить "на свалку истории" все культурные достижения прошлого.

В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Поэтому все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось "идеологически вредным".

Появились писатели нового поколения, участники революции и гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Э. Бабеля ("Конармия"), А. С. Серафимовича ("Железный поток"), К. А. Тренева ("Любовь Яровая"), М. А. Шолохова ("Донские рассказы"), Д. А. Фурманова ("Чапаев") были талантливы, отражали настроения народа. Литература с их помощью спускалась с заоблачных вершин "чистого" искусства, становилась более доступной для понимания широких масс.

Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Коммунистам, захватившим власть, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появились талантливые мастера этого жанра - В. Н. Дени, Д. С. Моор. В это же время в изобразительном искусстве возникли самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала Ассоциация художников революционной России (АХРР). В своей декларации "ахрровцы" объявили, что гражданским долгом каждого мастера является "художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве". Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова.

Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее "городов будущего", в стиле которых преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение "Башня III Интернационала", заложившее основы современного индустриального дизайна.

Продолжал развиваться кинематограф. В 20-х гг. в историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", "Октябрь", положившие начало освоению революционной темы в этом виде искусства.

Октябрьская революция (полное официальное название в СССР - Великая Октябрьская социалистическая революция) - одно из крупнейших политических событий в истории человечества, повлиявшее на всю историю XX века, этап русской революции, произошедший в России в октябре 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25-26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры.

Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции: для одних это национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне, отставанию от прочих современных государств и установлению в России тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи); для других - величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития, ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году скорее спасшее её от катастрофы. Между этими крайними точками зрения есть и широкий спектр промежуточных. С этим событием также связано много исторических мифов.

В контексте общегосударственной ситуации октябрьских дней захват власти в России большевиками не был неизбежен, неизбежным его сделали конкретные ошибки Правительства, которое имелo все возможности его предотвратить, однако не сделало этого, пребывая в уверенности, что это выступление большевиков гарантированно ожидает та же участь, что и в июльские дни.

Среди врагов революции В. И. Ленин называл неграмотность.

В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны... 5. Обучающимся грамоте... рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы.

30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основу были положены передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: из школы убирались парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции.

Власть и интеллигенция .

В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.

Не все избрали участь эмигрантов. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия. Многим казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидающие силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. Октябрьская революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б.М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков. Назовем среди них основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, растениевода К. А. Тимирязева и др.

Партийный контроль над духовной жизнью.

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали все активнее контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс над некоей Петроградской боевой организацией. Ее активными участниками были объявлены известные российские ученые и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе ученый-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилев.

В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 ученых и деятелей культуры, среди которых были выдающиеся философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, JI. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Не разделяя идеологических установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет - Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Однако до 1925 г. культура развивалась в условиях относительной духовной свободы. Бурные внутрипартийные споры мешали выработать единую линию в области культуры. С укреплением позиций Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. была принята резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Так, Н. И. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии ».

После Октябрьской революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн ее граждан - офицеры, солдаты, представители всех сословий и профессий. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно и считали ее падение неизбежным. Но были и те, кто иначе смотрел на происходившее в стране.

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник статей «Смена вех». В революции, принявшей форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», его авторы увидели глубокие корни. Большевикам, считали они, удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление русской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью, которая неизбежно придет к восстановлению буржуазно-демократических порядков. В нэпе они увидели подтверждение правильности своих выводов. Главный идеолог сторонников примирения с большевиками - «сменовеховства» - Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

«Сменовеховство» с удовлетворением и даже с облегчением восприняла часть интеллигенции, оставшаяся на родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их, ибо они могли почувствовать себя сопричастными делу воссоздания России. Подобные настроения способствовали возвращению многих людей из эмиграции на родину. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее, в 30-е гг., приехали в Россию С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн.

«Сменовеховство» устраивало и лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой - освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.

Большевики и церковь.

Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместно стали закрываться храмы и монастыри. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме.

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение...

Когда в 1921 г. в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию.

В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабеж церковного имущества. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви.

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

В апреле - мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Усилилась антирелигиозная пропаганда, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Принявший патриаршие обязанности митрополит Петр был выслан на Соловки.

Начало «нового искусства».

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявлял о себе Пролеткульт - литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», ее руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренева («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Веселого («Россия, кровью умытая»).

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. Зощенко, романом И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. Маяковского «Клоп», «Баня». Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката, появлялись талантливые мастера этого жанра - В. Дени («Банда»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помогите!»). Особое место занимала новая форма агитационного искусства - «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В. Маяковский.

Возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали ее члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла свое воплощение в работах И. И. Бродского, А М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Д. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник - орудие пролетариата. 1905 год».

Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложившую основы современного индустриального дизайна.

В историю мирового кино вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.

С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.

Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.

Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима

В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.

Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.

Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.

С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.

Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.

Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.

Русское зарубежье

В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.

Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.

Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально - экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога