Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое анамнез в медицине примеры. Что представляет собой схема сбора анамнеза и какие данный считаются наиболее важными? Сбор сведений о жизни детей старшего возраста

Анамнез (anamnesis; греч. anamnē sis воспоминание) - совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. А. как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного .

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Используя анамнестический метод, врач обязан следовать правилам деонтологии (см. Деонтология медицинская ). Во время сбора А. должно быть достигнуто взаимопонимание и доверие между врачом и больным, гарантирована врачебная тайна. Сбор А. проводится в отсутствие других больных. Необходимо вначале выслушать самого больного - все, что он считает необходимым сообщить врачу, а затем задавать вопросы, не навязывая при этом свою характеристику симптомов и не подсказывая возможный ход развития болезни. Важно добиться получения достоверных сведений, что возможно при адекватном отношении больного к своей болезни. Иногда со стороны больного возможны диссимуляция, аггравация или симуляция; от опыта врача зависит умение распознать эти отклонения, выяснить их мотивацию. При обследовании больных, находящихся в крайне тяжелом или бессознательном состоянии, а также глухонемых используют сведения, получаемые от родственников больного и других знающих его лиц. В случае онкологического, венерического заболевания, туберкулеза, а также при экспертном обследовании А. обязательно дополняется данными медицинской документации.

Основные разделы анамнеза - А. болезни и А. жизни, каждый из них собирается по определенному плану.

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам (аллергия, боли в грудной клетке, острый живот и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного ощущение уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность А. оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать им желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось лечение, его результаты, наличие реакций на лекарства.

А. жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности,

режим и питание беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли беременность в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и рост; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял грудь в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены докорм, прикорм, витамины; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; сон, его особенность и продолжительность; прогулки, закаливание; когда прорезались первые зубы и порядок их прорезывания. А. обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая А. жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы поведение дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась туберкулиновая проба и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные А. уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на воспоминания больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный А. и объективный А., каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной,

находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, конфабуляции и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на период полового созревания, юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и генез заболевания. Следует осторожно относиться к данным А. о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез. Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Anamnesis vitae (анамнез жизни) - это информация о жизни индивида, которая позволяет понять некоторые особенности организм, а также имеет важное значение для установления характера патологии и выяснения факторов ее возникновения. Доктор собирает сведения об истории жизни больного путем его опроса, следуя определенному плану.

План сбора информации о жизни больного

Рассмотрим на схематичном примере, как написать анамнез жизни. Все сведения, полученные от больного, вносятся в историю болезни в определенном порядке, включающего несколько обязательных для заполнения разделов.

Биографические данные:

  • место рождения - имеет особое значение, так как в некоторых районах распространены конкретные заболевания;
  • в каком возрасте были родители, когда родился пациент;
  • как протекала беременность - использование медикаментов в период вынашивания, перенесенные инфекционные болезни, угроза выкидыша и т. п.;
  • родоразрешение - степень доношенности, какой по счету ребенок в семье и от каких родов;
  • естественное, смешанной или искусственное вскармливание;
  • условия жизни в детском и подростковом возрасте - регион, жилищные условия, семейные обстоятельства, питание;
  • физическое и умственное развитие - какие особенности;
  • половая зрелость - время наступления;
  • факторы, которые послужили причиной патологии и условия, влияющие на течение и исход болезни - неполноценное питание, плохой уход, нарушение санитарных норм, слабое физическое развитие и др.

Перенесенные инфекции:

  • дифтерия, ветряная оспа, скарлатина, краснуха, корь, паротит, их клиника и наличие последствий;
  • простудные болезни;
  • врожденные инфекционные заболевания и хронические очаги инфекции (например, кариес, гайморит), кроме того, выясняется были ли выезды в страны, неблагополучные по эпидобстановке.

Сведения о ранее перенесенных заболеваниях.

Данные о работе на вредных производствах.

Пагубные пристрастия - токсикомания, алкоголизм, табакокурение, наркомания.

Семейно-наследственный анамнез - выясняют ближайших родственников. Например, если в семье присутствует больной туберкулезом, то есть вероятность инфицирования всех членов семьи. Кроме того, выявляется предрасположенность к фенотипическим заболеваниям. При имеющихся наследственных патологиях, которые передаются каждому новому поколению, выясняют вид носительства и степень выраженности гена, а также тип наследования.

Аллергоанамнез - есть ли аллергия у пациента или его родственников на медикаменты, продукты и др.

Каждый раздел описывается доктором подробно.

Сбор сведений о жизни

Приводя пример анамнеза жизни ребенка, стоит заметить, что он имеет некоторые особенности, которые связаны с его возрастом. Задача доктора очень подробно расспросить мать малыша о следующих периодах:

  • пренатальный - внутриутробное развитие;
  • интранатальный - от начала родов до рождения;
  • ранний постнатальный - от рождения до самостоятельного кормления;
  • сведения о жизни в младенчестве.

Важны все мельчайшие подробности, которые указывают, как осуществлялось развитие малютки. Проанализировать все вышеперечисленные этапы развития особенно важно при написании истории болезни. На примере анамнеза жизни малышей до трехлетнего возраста рассмотрим, какая еще собирается информация:

  • об особенностях воспитания;
  • о заболеваниях, которые малыш перенес в раннем возрасте, а также о наследственных патологиях;
  • бытовые условия, в которых растет и развивается ребенок;
  • вскармливание - искусственное, естественное или смешанное;
  • какие прививки были сделаны и реакция на них;
  • эпидемиологическая обстановка.

Сбор сведений о жизни детей раннего возраста

Пример анамнеза жизни ребенка раннего возраста:

  • Какой по счету ребенок и от какой беременности. Описываются все предыдущие и указываются чем закончились.
  • Течение беременности - были ли токсикозы, как проявлялись. Наличие хронических заболеваний, перенесенные инфекции, профвредности у матери, лечение в условиях стационара, прием лекарственных средств.
  • Питание и режим дня во время ожидания малютки. Была ли женщина в декретном отпуске.
  • Продолжительность и осложнения при родах, а также: когда и как закричал малыш, вес, рост, когда приложили к груди первый раз и как часто прикладывали, как сосал, на какие сутки выписали домой и вес при выписке.
  • Развитие в первые три года жизни - физическое, статики и моторики, психическое.
  • Поведение малыша в домашней и незнакомой обстановке. Отношение к окружающим его взрослым и детям.
  • Продолжительность сна.
  • Вид вскармливания, режим кормления, сроки прикормов. Рацион к началу заболевания.
  • Назначался ли витамин D и когда.
  • Когда появился первый зуб, как прорезывались другие и в каком порядке. Количество зубов к концу первого года жизни.
  • Какие и когда были операции, заболевания.
  • Вакцинация - какие прививки и реакция на них. Манту и результат.
  • Аллергические реакции.
  • Инфекционные контакты.

Сбор сведений о жизни детей старшего возраста

Пример анамнеза жизни ребенка 12 лет и старше:

  • По счету какое дитя в семье.
  • Развитие в раннем детстве.
  • Поведение в домашней обстановке и коллективе. Школьная успеваемость, склонность к каким учебным предметам имеет.
  • Пагубные пристрастия.
  • Перенесенные оперативные вмешательства и болезни.
  • Вакцинопрофилактика.
  • Аллергоанамнез.
  • Инфекционные контакты.

Семейный анамнез

Выше рассмотрены примеры анамнеза жизни ребенка в разном возрасте. Однако к ним относится и сбор сведений о семье. Доктор выясняет следующую информацию:

  • Возраст и информация из паспорта обоих родителей.
  • Состояние здоровья официальных опекунов и близких родственников с обеих сторон.
  • Наличие в семье инфекционных, онкологических, психических, аллергических, нервных, эндокринных патологий.
  • Вредные привычки родителей - табакокурение, алкоголизм.
  • Профессиональные вредности.
  • Составляется генеалогическая карта. Объем этого исследования определяет доктор.

Некоторые особенности заполнения истории болезни

История болезни ребенка ведется с начала поступления пациента в учреждение здравоохранение стационарного типа. Это так называемый протокол обследования больного ребенка. В котором отражены основные виды исследований, заключения специалистов, предварительный, основной, дифференциальный и окончательный диагноз, различные сведения о больном, в том числе и анамнез жизни ребенка. Пример заполнения этой части истории болезни выглядит следующим образом. Информация для этого раздела есть в направлении, оформленном в поликлиническом учреждении, выписке из амбулаторной карты малыша или истории развития ребенка, в записях доктора при поступлении в стационар, где отражены результаты первичного осмотра. Для сбора анамнеза жизни малыша до трех лет доктор опрашивает его родителей:

  • Количество беременностей, чем закончились, состояние здоровья и возраст детей. Если есть умершие, то выясняется причина смерти и возраст.
  • Антенатальный период - состояние здоровья будущей мамочки в период вынашивания малыша, перенесенные болезни, фармакотерапия.
  • Течение родов - преждевременные, срочные, их длительность, осложнения.
  • Реакция малютки - когда закричал, громкий или слабый крик.
  • Вес и рост при рождении.
  • Когда приложили новорожденного к груди, как сосал, как взял грудь.
  • На какие сутки мать с малышом были выписаны. Масса тела малютки при выписке.
  • Болезни в период новорожденности.
  • Развитие: физическое в первый год жизни, статики и моторики, психическое.
  • Вскармливание, частота кормления грудью. С какого возраста введен прикорм. Характер питания к моменту настоящей болезни.
  • Когда появились первые зубы, их количество к началу второго года жизни.
  • Перенесенные заболевания, операции, травмы, осложнения и последствия.
  • Прививки, указывается возраст, когда была проведена вакцинация и реакция на ее введение.
  • Наличие аллергии.
  • Инфекционные контакты.

Пример анамнеза жизни пациента старше трех лет:

  • По счету какой ребенок в семье.
  • Развитие в раннем детстве.
  • Поведенческие характеристики.
  • Перенесенные болезни, травмы, операции.
  • Вакцинопрофилактика и туберкулиновые пробы.
  • Аллергические реакции.
  • Инфекционные контакты.

Пример анамнеза жизни в терапии

При сборе сведений у индивида с подозрением на патологию почек обращают внимание на следующую информацию:

  • Утоняются факторы риска возникновения патологии почек - длительное проживание в неотапливаемом помещении, регулярные переохлаждения, работа на сквозняке или на улице.
  • Перенесенные заболевания половой сферы, сахарный диабет, туберкулез.
  • Выясняется, не связана ли работа с подъемом тяжестей, длительной ходьбой, ездой, так как это негативно отражается на течении болезней почек и провоцирует приступы почечной колики.
  • Наследственность - были ли аномалии почек, амилоидоз, мочекаменная болезнь у родственников. Интересуются у женщин о беременности, т. к. она может быть провокатором нефропатии или обострения хронической патологии.

Сведения о больном стоматологического профиля

Анамнез жизни пациента для врача имеет важное значение, так как он позволяет с большей достоверностью оценить настоящее состояние больного и сделать прогноз терапии. Пример анамнеза жизни больного, поступившего в стоматологическую хирургию:

  • Доктор опрашивает индивида об условиях быта, отдыха, труда, рационе, физической нагрузке.
  • Сведения о здоровье родителей.
  • Течение беременности и родоразрешения.
  • Вредные привычки.
  • Наследственные патологии в части врожденных пороков челюстно-лицевой области.
  • Развитие в детстве, вид вскармливания, перенесенные инфекционные и другие заболевания, результаты терапии.
  • Учитывается акушерский анамнез.
  • Перенесенные заболевания, их течение, лечение и исход также учитываются.

При получении информации о семейном анамнезе анализируется наличие у родственников аутоиммунных и аллергических патологий, опухолей злокачественного течения, психических расстройств, сифилиса, туберкулеза.

Заполнение медицинской документации

Сбор анамнеза или по-другому опрос пациента начинается с вопросов, которые необходимы для заполнения истории болезни. На примере анамнеза жизни рассмотрим, какие сведения интересуют доктора:

  • Некоторые сведения биографии о больном.
  • Перенесенные в течение предыдущих периодов жизни заболевания.
  • Пагубные пристрастия.
  • Наследственные факторы.

Во всех из вышеперечисленных пунктов доктора будут интересовать те вопросы, которые непосредственно связаны с настоящим патологическим процессом. Поэтому в зависимости от профиля заболевания перечень вопросов может отличаться.

Схема сбора анамнеза

Благодаря четко разработанной схеме, каждый доктор при составлении истории болезни может воспользоваться примером анамнеза жизни взрослого:

  • Где родился.
  • Возраст родителей в момент рождения.
  • Характер протекания беременности.
  • Информация о родах.
  • Тип вскармливания.
  • Перморбидные состояния: рахит, гипотрофия и др.
  • Физическое и умственное развитие.
  • Сроки полового созревания.
  • Причины, в результате которых возникла болезнь, условия, влияющие на ее течение, и исход.
  • Детские инфекционные заболевания.
  • Частота простудных болезней.
  • Врожденные патологии, в том числе и инфекционные.
  • Условия труда и наличие профессиональной вредности.
  • Вредные пристрастия.
  • Самочувствие близкой родни.

Сведения о жизни пациентов мужского пола

Какие вопросы при опросе доктор задает сильной половине человечества, рассмотрим на примере анамнеза жизни мужчины. План сбора информации для оформления истории болезни:

  • Жизнеописание - место и год рождения, в какой семье родился, какой по счету ребенок, как развивался и рос.
  • Образование.
  • Служба в армии, участие в боевых действиях.
  • Находился ли в местах лишения свободы.
  • Имеются ли интимные проблемы.
  • Семейное положение.
  • Трудовой анамнез - с какого возраста и где начал трудовую деятельность, условия и режим работы, ночные смены, профессиональные вредности.
  • Жилищные условия, сколько человек проживает вместе.
  • Нахождение в неблагоприятных по экологии местностях.
  • Рацион, режим питания.
  • Пагубные пристрастия - с какого возраста курит, употребляет спиртосодержащие напитки или их подделки и в каком количестве, прием наркотических, токсических веществ.
  • Заболевания, которые были диагностированы ранее, травмы, контузии, операции и ранения перечисляются в хронологическом порядке и с указанием возраста, когда они были. А также описывается длительность лечения, наличие осложнений. Если переливалась кровь или ее компоненты, то описывают была ли реакция на эту процедуру.
  • Вакцинопрофилактика - какие прививки сделаны, когда, дата последней. Перенесенные инфекционные, венерические болезни, туберкулез, гепатит.
  • Была ли аллергия и на какой аллерген, сезонность в случае ее наличия.

  • Информация по листкам временной нетрудоспособности, их продолжительности за текущий год. Имеется ли инвалидность и какой группы, ее причина и дата установления.
  • Самочувствие близкой родни. Имеется ли отягощенная наследственность, наличие онкологической, сердечно-сосудистой, эндокринной патологии, психических заболеваний, алкоголизма. Наличие в анамнезе попыток суицида, нарушения психического здоровья, туберкулеза или сифилиса.
  • Пример анамнеза жизни эпидемиологический - возможный источник инфекции, путь заражения, иммунный статус. Выявляются контакты с инфекционными больными. Пребывание в эпидемически неблагополучной местности. Участие в охоте на диких животных, уход за ними и контакт.
  • Половой анамнез - случайные связи, отсутствие защищенного секса, частота смены партнеров. Венерические и инфекционные патологии у партнеров.
  • Использовались ли при лечении методы нетрадиционной медицины, иглорефлексотерапия, тибетская медицина, лечение у знахарей и шаманов, эффективность такого альтернативного метода лечения.

Пример анамнеза жизни женщины

Сбор сведения о жизни женщины имеет некоторые особенности, собирается по схеме:

  • Жизнеописание, начиная с младенчества.
  • Патологические состояния, которыми переболел индивид, начиная с детства, в том числе психические, венерические, онкологические, вирусные, нервные, эндокринные.
  • Операции и травмы.
  • Гинекологический анамнез - сколько было беременностей, родоразрешений, абортов, когда начались месячные, их регулярность, дата последней менструации, время, когда начался климакс.
  • Наличие аллергии и тип аллергена.
  • Было ли нахождение на больничном листе в течение текущего года, их длительность, есть ли инвалидность и по какому заболеванию.
  • Были ли переливания крови и когда, причина.
  • Семейное положение.
  • Условия трудовой деятельности и быта.
  • Вредные привычки - прием спиртосодержащих напитков, наркотиков, табакокурение.
  • Наследственные патологии.

Как видно на этом примере, анамнез жизни женщины охватывает более широкий круг вопросов.

Заключение

Анамнез жизни - это своего рода история заболевания, дающая социально-биологическую характеристику индивиду. Результатом его анализа является постановка диагноза, а также прогноз. В нем содержится информация и о трудовой деятельности, и об условиях проживания. И если они происходят в неблагоприятной, в экологическом плане, регионе или в инфекционном очаге, то это поможет доктору быстрее определиться с диагнозом и выявить воздействие негативных факторов (стрессовых, химических и др.) на организм индивида. Врача в первую очередь будут интересовать сведения, которые каким-либо образом связаны с развитием болезни. Например, работа на вредном производстве снижает устойчивость организма индивида и существенно ослабляет иммунную систему. Таким образом, анамнез жизни позволяет оценить индивидуальные особенности организма, что несомненно важно для выбора методов терапии и профилактики осложнений.

Называют сбор сведений о жизни и болезни полученных путем опроса от самого пациента, близких родственников или хорошо знающих его людей. Сам термин произошел от греческого слова anamnesis — воспоминание. Данные, полученные врачом о развитии заболевания, жизни пациента, перенесенных болезнях и операциях, течении предыдущих беременностей, хронических и наследственных заболеваниях, возможных реакциях аллергического характера это виды анамнеза.

Одно из основных методов диагностических исследований, применяемый во всех отраслях медицины. При некоторых заболеваниях после сбора анамнеза и осмотра пациента можно поставить диагноз без дополнительных методов исследования.

Это важно! От того как точно врач выяснит все возможные сведения и самого стиля беседы зависит точность поставленного диагноза, качество и длительность лечения, психологическая совместимость врача с пациентом.

Классификация анамнеза

Выделяют два основных раздела анамнеза: (anamnesis vitae) и (anamnesis morbi). Рассмотрим каждый раздел подробнее.

Сбор анамнеза болезни

Сведения о начале болезни и ее течении врач может получить при первом опросе пациента в момент его обращения в поликлинику или поступления в стационар. Опрос пациента ведется по определенной схеме, основы которой были разработаны еще Захарьиным. Для постановки предварительного диагноза необходимо выяснить:

  • Паспортные данные пациента (ФИО, возраст, адрес, место работы).
  • Время появления первых симптомов заболевания (оно может варьироваться от нескольких часов до нескольких лет при хронических болезнях).
  • Остро или постепенно началась болезнь
  • С какими событиями и факторами связывает человек начало заболевания.
  • Что предпринималось (обращался ли к врачу, принимал ли лекарства, если да, то какие).
  • При остром заболевании выясняется точное время появления первых жалоб. При хроническом — часто ли бывают обострения и как они протекают.
  • При поступлении в стационар в истории болезни указывается как и когда поступил пациент и кем направлен.

Сбор анамнеза жизни

Анамнезом жизни называются сведения, которые характеризуют психическое и физическое состояние больного, социальное и профессиональное положение, наличие наследственных и приобретенных патологий. Объем получаемых сведений зависит от условий оказания медицинской помощи — при неотложных ситуациях собирается информация, которая может помочь в диагностировании заболевания и оказании первой помощи.

Выделяют следующие виды анамнеза жизни:

    1. Для оценки развития пациента в детском возрасте — выясняют особенности развития в раннем детском возрасте, в каком возрасте он начал ходить в школу, как давалась учеба, посещал ли спортивные секции или занимался в других кружках.
    2. Эндемический анамнез — зная место рождения и этническую принадлежность и получив информацию об экскурсионных и деловых поездках и проживании в некоторых регионах можно заподозрить наличие эндемических болезней (таких как малярия, например).
    3. — условия и место проживания человека, активный или пассивный образ жизни он ведет, имеет ли вредные привычки и какие.
    4. Анамнез питания — поможет определиться с характером и объемом пищи, употребляемой пациентом, рационом и режимом питания. Такие сведения приобретают большую важность при заболеваниях пищеварительного тракта и ожирении.
    5. Климатический анамнез — для определения этого вида истории жизни выясняют, в каких местностях проживал или бывал человек, насколько были длинны периоды пребывания в определенных местностях.
    6. Профессиональный анамнез — состоит из сведений обо всех видах и местах работы, службе в вооруженных силах, обо всех профессиях, возрасте начала трудовой деятельности, о наличии инвалидности и причинах ее получения. Необходимо выяснить режим рабочего дня, узнать обо всех профессиональных вредностях (физических, бактериологических, химических), о том соблюдаются ли санитарные нормы в рабочих помещениях. Уточнить, не связывает ли пациент появление заболевания с трудовыми нагрузками и условиями. У людей пожилого возраста выяснить принимали ли они участие во второй мировой войне, давно ли находятся на пенсии, работают или нет, уточнить занимаются ли общественной деятельностью.
    7. Сведения о перенесенных инфекционных и хронических болезнях, травмах, операциях, ранениях и контузиях. Необходимы сведения о всех заболеваниях перенесенных с раннего детского возраста в хронологическом порядке. Узнав все о болезнях, которыми ранее болел человек, можно определить возможную связь существующего заболевания с ранее перенесенными.
    8. Акушерский анамнез помогает выяснить репродуктивные особенности женщины. Для этого собираются сведения обо всех предыдущих беременностях и их результатах, начале первых менструаций и половой жизни. Иногда, в течение беременности впервые диагностируются скрытые хронические заболевания, ранее не проявляющиеся.
    9. — говорит обо всех перенесенных гинекологических заболеваниях и их лечении (консервативном и хирургическом).
    10. — определяет наличие аллергических реакций организма у самого пациента и его кровных родственников. Выясняют аллерген и клинические проявления, появляющиеся при контакте с ним. При наличии реакции сенсибилизации на медикаментозные препараты уточняют, на какие лекарственные вещества и какими симптомами она проявляется (фармакологический анамнез).
    11. Генеалогический (семейный)анамнез — определяет роль наследственности в развитии болезни, для этого выясняют причину и возраст смерти близких родственников в различных поколениях, а также какими заболеваниями они страдали. Уточняют, есть ли сходные заболевания у родителей и их родственников с обеих сторон.
    12. Страховой анамнез (клинико-экспертный) — наличие страхового полиса, срок и длительность последнего заболевания с оформлением больничного листа (за последний год).

Анамнез жизни ребенка собирается со слов родителей, некоторые вопросы задаются лично ребенку школьного и дошкольного возраста, но его ответы следует оценивать очень осторожно. Выясняя анамнез ребенка, следует узнать какой он по счету в семье, как развивался в раннем возрасте, как учится и общается со сверстниками. Помимо этого выясняется все о прививках и туберкулиновых пробах, а также о возможном контакте с возбудителями инфекционных заболеваний.

Анамнез жизни больных с расстройствами психики влияние расстройств психики на сознание определяют подразделение анамнеза жизни такого пациента на два вида: субъективный и объективный.

анамнез

Анамнез - совокупность сведений, получаемых при расспросе больного и используемых для установления диагноза, выбора лечения и определения прогноза заболевания. Если больной находится в тяжелом или бессознательном состоянии, анамнез собирают путем расспроса его родственников и окружающих лиц. Собирание анамнеза предшествует объективному исследованию. Такая последовательность целесообразна, так как позволяет установить контакт с больным, что чрезвычайно важно для дальнейшего исследования и лечения, и определить план дальнейшего исследования.

Несмотря на развитие инструментальных и лабораторных методов диагностики, собирание анамнеза имеет большое значение для выявления начальных форм заболевания.

Анамнез болезни должен помочь установить характер начала болезни (острое или постепенное), ее дальнейшее течение (прогрессирующее, ослабевающее или прерывистое) и проведенное ранее лечение.

Анамнез жизни должен содержать те особенности биографии больного и условий его жизни, которые могли явиться причиной развития настоящего заболевания. Следует выяснить, какие заболевания перенес больной в прошлом, так как настоящее заболевание может быть осложнением или обострением перенесенного в прошлом заболевания. Необходимо уточнить реакцию больного на проводившееся лечение (непереносимость тех или иных лекарственных средств). Поскольку социальная среда оказывает определенное влияние на возникновение заболевания, при собирании анамнез должно быть уделено внимание выяснению материально-бытовых условий во все возрастные периоды жизни обследуемого, условий труда и отдыха. Необходимо выяснить наличие вредных привычек: курение (количество выкуриваемых папирос в день) и употребление алкоголя (количество, частота).

Выясняют данные о наличии сходного заболевания у родственников с указанием степени родства и количества здоровых и больных родственников. Частота какой-либо болезни у родственников сама по себе еще не говорит о патогенетическом значении наследственного предрасположения в происхождении данного заболевания, так как последнее может вызываться соответствующими одинаковыми внешними условиями жизни.

Эпидемиологический анамнез включает совокупность сведений о больном, коллективе, в котором он работает, и территории, где могло произойти заражение. Эти сведения используют для постановки диагноза инфекционного заболевания, выяснения источников инфекции и выработки мероприятий, препятствующих ее дальнейшему распространению. Сбор эпидемиологического анамнеза осуществляют как в инфекционной больнице, так и при эпидемиологическом обследовании очага, к которому привлекают средних медработников. Результаты эпидемиологического анамнеза заносят в историю болезни и форму № 171 - карту эпидемиологического обследования.

Анамнез у детей. Анамнестические сведения о детях собирают путем опроса родителей, иногда людей, ухаживающих за ребенком. Нельзя исключить опроса и самого ребенка (школьного и даже дошкольного возраста). Анамнез у детей имеет некоторые особенности. Четко собранный анамнез помогает установлению диагноза, дает представление о больном ребенке в целом и позволяет выявить индивидуальные особенности реакций его организма на окружающую среду и болезнь.

В общем анамнез следует уточнить, как протекала беременность , чем болела мать в различные периоды беременности, характер ее труда, питания и материально-бытовые условия.

О периоде новорожденности необходимо получить следующие сведения: какие были роды (быстрые или затяжные); закричал ли ребенок сразу после рождения или после принятых мер (похлопывание и т. д.); родился ребенок в срок или недоношенным и какова причина преждевременных родов; каков вес ребенка при рождении; когда приложен к груди, сразу ли взял грудь, как сосал: когда отпала пуповина , как заживала пупочная ранка; была ли желтуха , когда она появилась и сколько времени продолжалась; когда выписан ребенок из родильного дома; каковы бытовые условия и индивидуальный гигиенический режим ребенка.

Данным о вскармливании ребенка на первом году жизни в анамнезе должно принадлежать значительное место. Выясняют характер вскармливания ребенка с момента рождения (грудное и т. д.), когда началось прикармливание и чем (если раньше срока, то чем это вызвано), когда ребенок был отнят от груди, частота кормления. Давались ли витамины , соки, рыбий жир.

При выяснении хода развития ребенка следует уточнить, как шла прибавка веса, когда ребенок начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, когда появились первые зубы , сколько их было к году, когда начал понимать и говорить.

Важное место в анамнезе ребенка занимают вопросы здоровья семьи и наследственности. При этом надо стремиться собрать сведения о возможно большем числе родственников. Особое внимание должно быть обращено на выявление повторных случаев одного и того же заболевания в данной семье.

Необходимо уточнить в последовательном порядке, чем ребенок болел, как переносил инфекционные заболевания, где и чем лечился, каков результат лечения. Для детей школьного возраста необходимо выяснить реакцию на трудовой режим в школе. Важно иметь сведения о прививках, когда и какие делались и как их перенес ребенок.

В анамнезе настоящего заболевания выясняют, как возникло заболевание, что ему предшествовало, когда обратились впервые к врачу, какое лечение проводилось и т. д.

Представляет собой совокупность данных, которые были получены от самого пациента и его родственников при проведении медицинского обследования. Сбор анамнеза считается неотъемлемым этапом осмотра и консультации пациента. Схема сбора анамнеза помогает врачу правильно провести опрос, подобрать подходящее лечение и меры профилактики болезни. Иногда анамнез дает возможность точной постановки диагноза без дополнительных обследований.

Как проводится сбор данных

Методика сбора анамнеза имеется перечень конкретных вопросов о перенесенных ранее патологиях, оперативных вмешательствах, о полученных травмах, информации о начале и течение заболевания, о наследственности, о реакциях гиперчувствительности и условиях проживания больного.

Это важно!

Хорошо известно, что психологический настрой влияет на скорость прогрессирования заболевания и результаты проведения лечения. От того, каким образом пройдет беседа, зависит психологическая сопоставимость врача и пациента.

В медицинской науке был разработан специальный план сбор данных истории заболевания:

  • Ощущения и жалобы пациента.
  • Симптомы заболевания.
  • Анамнез жизнедеятельности больного — особенности жизни, которые могли стать причиной формирования патологии, условия работы и отдыха.
  • Анамнез наследственности — имелись ли подобные патологии у ближайших родственников пациента, в какой степени родства находятся эти люди.

Это важно!

Как правило, для конкретных болезней имеются конкретные жалобы. В связи с этим, врач должен из всего разнообразия признаков установить основные и задавать больному наводящие вопросы об этих признаках и их прогрессировании.

Например, когда пациента жалуется на боль в области живота, необходимо уточнить её локализацию, версию развития, присутствие дополнительных признаков, таких как тошнота с рвотой, нарушение стула и т.д.

Схема сбора анамнеза

  1. Указываются данные о больном.
  2. По каким причинам, и в какой ситуации больной был направлен на консультацию.
  3. История развития присутствующей патологии:
    • Информация о симптомах болезни, описание связи между проявлениями и соматическими отклонениями, социальными и психологическими нарушениями.
    • Влияние развивающейся болезни на работоспособность пациента, взаимоотношения с окружающими его людьми.
    • Сопутствующая бессонница, потеря аппетита и полового влечения.
    • Лечение, которое ранее применялось другими врачами.
  4. Сбор данных семейного анамнеза:
    • Отец — его возраст, состояние здоровья, трудовая деятельность и характер отношений с пациентом.
    • Мать — те же данные, что и об отце.
    • Родные сестры и братья пациента — имена, возрастная группа, семейное положение, работа, личностная характеристика, психические патологии и характер отношений с пациентом.
    • Социальное положение семьи пациента, а именно условия его проживания.
    • Психические болезни семьи — психические расстройства, алкоголизм, эпилепсия и другие неврологические патологии.
  5. Сбор данных :
    • Развитие в раннем детском возрасте: болезни матери при беременности и при родах, задержки развития, разлука с родителями и последствия разлуки.
    • Здоровье в детском возрасте: тяжелые патологии, особенно болезни центральной нервной системы.
    • Нервная нестабильность в детском возрасте: фобии, раздражительность, застенчивость, странные пищевые пристрастия, заикания, хождение во сне, недержание мочи по ночам, кошмары.
    • Школа: возраст поступления в школу и её окончания, тип школы, успешность обучения, достижения в спорте и других областях, построение отношений со сверстниками и учителями.
    • Образование после школы.
    • Работа: список мест трудовой деятельности и причины их смены, материальный достаток, удовлетворенность местом работы на момент обследования.
    • Военная служба и участие в военных действиях: продвижения и награды, дисциплинарные нарушения, прохождение службы за границей.
    • Данные о цикле менструации у женщин: возраст первой менструации, психологическое отношение к ней, регулярность менструаций, объем выделений, ПМС, возраст менопаузы и развитие дополнительных симптомов, дата последней менструации.
    • Данные о супружеской жизни: возраст бракосочетания, длительность знакомства с супругой или супругом, предшествующие связи.
    • Данные о половой жизни: отношение пациента к сексу, сексуальные отношения в настоящее время, применение контрацептивов, наличие детей, их имена. Пол и возрастная группа.
  6. Социальное положение пациента на данный момент времени: условия проживания, состав семьи и материальные проблемы.
  7. Ранее перенесенные патологии, операции и травмы.
  8. Ранее перенесенные психические патологии: природа их формирования, длительность и характер протекания, результаты лечения.
  9. Характеристика личности пациента:
    • Связи пациента: наличие и количество друзей, их половая принадлежность, степень близости отношений, построение отношений с руководством и сослуживцами.
    • Организация досуга: хобби и интересы, членство в клубах и различных обществах.
    • Преобладающее настроение пациента: беспокойство, тревога, бодрость, оптимизм, пессимизм, самоуверенность или самоуничижение, неустойчивость или стабильность, возможность держать себя под контролем.
    • Характер пациента: замкнутый, обидчивый, нерешительный, ревнивый, злопамятный, раздражительный, эгоистичный, импульсивный, неуверенный в себе, требовательный, суетливый, пунктуальный, аккуратный, педантичный.
    • Взгляды и принципы пациента: религиозные и моральные, отношение к собственному здоровью.
    • Вредные пристрастия: вредная пища, курение, алкоголь или наркотики.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в