Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Деятельность как способ существования человека общества. Деятельность – способ существования людей

В процессе своей жизни человек всегда действует. Он изучает окружающий мир, создает условия для своего существования, учится новому. Попробуем найти ответ на этот вопрос и кратко изучим тему 10 класса «Деятельность - способ существования человека».

Деятельность человека

И люди, и животные постоянно действуют, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт :

  • Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
  • Направлена на получение результата, продукта деятельности;
  • В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир;
  • Человек постоянно контактирует с другими людьми.

Потребность

Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей.
Они подразделяются на группы:

  • естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
  • социальные (труд, творчество, общение);
  • духовные (познание мира, самовыражение).

Психологи (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что полного удовлетворения потребностей человек достичь не может. Это хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «Золотая рыбка»: старуха, получив новое корыто, захотела избу, а затем терем, и желаний у нее появлялось все больше.

Деятельность человека имеет спланированный характер.

  • цель

Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть.

  • средства

Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.

  • результат

Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Мотив

Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.

Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.

Виды деятельности

Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы :

  • по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
  • по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
  • по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
  • по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
  • по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
  • по степени оригинальности и внедрению нового: шаблонная и творческая.

Личность и деятельность

В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности.
В науке их принято выделять три:

  • игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр);
  • учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность);
  • труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага)

На всех этих этапах происходит также общение - непременный атрибут человеческой жизни.

Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человег живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу,одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой , музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание тoгo, чего нет в природе. Деятельности человека присущи такие черты, как coзнательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. вo-втopыx, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно coвершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об opyдийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий eгo мир и caмoгo себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности .

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их мoгyт нaзывать врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе , воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По- другому их называют дyховными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости.) потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИЯ

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нoвoгo здания - предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определенные пpoдукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения , знания caмoгo человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Eгo побуждают к этому мотивы. «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человeк»,- объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.

Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет caмoyтвердиться. В то же время один и тот же мотив может вecти к разной деятельности. Например, стремясь caмoyтвepдиться в своем коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким- либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, кoмпозиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются eгo потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, про ведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что дeятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в peальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся peзультат деятельности оказывается беднее или богаче нaчального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те вpeмeна земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкpeтноисторическом характере.

МНОГООБРА3ИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества . Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, С общественным прогрессом, то выделяют npoepeccивную или реакционную направленность деятельности, а тaкже созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим обще культурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны цeлей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную. монотонную деятельность, которая выполняется cтpoгo по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще вceгo отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «твоpчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая дeятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твоpчества мoгут найти место в любой деятельности. И чем мeнее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме тoгo, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны гoсударственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие ocновные виды деятельности людей. Во-первых, это иера: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Вo-втopыx, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ocновнoгo вида деятельности людей выделяют общение - ycтановление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений , мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внyтренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, coздаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. она возникает на основе внешней и через нее реализуется. это важно учитывать при paccмoтрении связи деятельности и сознания.

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством .

В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

Принято условно различать три вида деятельности : практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.

Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.

Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.

Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на

1) практическую и духовную деятельность или

2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).

В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общени е предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию . Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.

Конспект урока по обществознанию 10 класс

подготовила Османова Леся Петровна

Тема урока: Деятельность – способ существования людей

Цель:

- образовательная: дать представление о деятельности человека и ее многообразии;

- развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь;

- воспитательная: воспитание ответственности и долга и уважения к человеку.

Тип урока : комбинированный.

Х о д у р о к а

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний.

    В чем состоит сущность мировоззрения?

    Почему мировоззрение нередко называют стрежнем духовного мира личности?

    Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

    Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?

    В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

III . Изучение нового материала.

Класс делится на группы.

З а д а н и е. Каждая группа показывает выполнение какой-либо работы (копать, стрелять, рисовать, кидать камни, разговаривать, строгать брусок, вбивать гвозди и т. д.).

– Что вы делали?

– Зачем вы это делали?

– Можем ли мы жить и ничего не делать?

– Осознаем ли мы то, что делаем?

– Отличается ли деятельность человека от «деятельности» животных?

– Присуща ли деятельность животным?

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.

Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.

Структура деятельности

З а д а н и е.Объяснить каждый из структурных элементов деятельности.

З а д а н и е. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.

Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что не является творением природы, – культуру.

– Что является мотивом деятельности человека?

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.

З а д а н и е. Назовите известные вам потребности. Прочитав текст с. 47, объясните приведенные в учебнике виды потребностей. Выпишите их.

Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

З а д а н и е. Заполнить таблицу:

деятельность

мотив деятельности

Учащиеся записывают свои потребности, определяют, что они будут делать для их осуществления и каков у них побудительный мотив.

Потребность удовлетворяется через благо.

Благо – некоторый материальный или нематериальный объект, позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.

З а д а н и е. Приведите примеры, какие блага вы знаете.

Потребности у людей в основе своей схожи, но вот набор благ, удовлетворяющих ту или иную потребность, различен. Он обусловлен как особенностями самой личности, так и спецификой тех общественных отношений, в которые она вступает.

З а д а н и е. Запишите все свои потребности и набор благ, которые удовлетворят эту потребность.

Блага, призванные удовлетворить мои потребности

Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий.

Помимо потребностей существенное влияние на деятельность человека оказывают интересы.

Интерес – это некий результат, который, по мнению отдельного человека или сообщества, принесет ему (им) пользу.

– Как интересы влияют на взаимодействие людей в обществе?

Важное значение для изучения человеческой деятельности имеет такая категория, как ценность.

Ценность – это свойство того или иного явления, предмета удовлетворять определенные потребности, соответствовать определенным интересам.

– Какие бывают ценности? (духовные и материальные, индивидуальные и коллективные).

В систему ценностей человека и общества входят представления о добре, благе, зле, счастье, смысле жизни, здоровье, семье.

Руководствуясь этими представлениями, мы ставим цели, определяем средства, добиваемся нужного результата, т. е. осуществляем деятельность.

II. Закрепление изученного.

1) Как связаны деятельность и целеполагание?

2) Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?

3) каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?

4) Что побуждает человека к деятельности?

5) Каковы основные виды потребностей?

6) Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?

7) Что такое благо? Как связаны потребности и блага?

8) В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека?

Домашнее задание: § 5 Документ с.53 вопросы и задания к документу 1-3 с.54

Человек - субъект общественно-исторической деятельности, субъект культуры. Человек по своей природе представляет собой целостную биосоциальную систему. Человек способен понятийно мыслить, создавать орудия труда и инструменты, быть носителем нравственности.

Индивид - (от лат. individuum – неделимый). В древнегреческой философии термин «индивидуум» означал «атом». В классической и современной философии, индивид означает отдельный, единичный. Отдельный представитель той или иной социальной совокупности. Индивид как отдельный представитель человеческого рода рассматривается вне его антропологических характеристик.

Личность - индивид как субъект общественной жизни, деятельности и общения. Личность выступает субъектом своих потребностей, способностей, интересов. В личности преодолевается конфликт между внутренним миром и внешним (социальным) миром, который существует в индивидуальности. В своей самореализации личность непрестанно преодолевает этот конфликт. Личность - основное условие развития и обновления общественной жизни.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека (индивида). Индивидуальность содержит то особенное, что качественно отличает одного человека от другого. Индивидуальность представляет собой целостную характеристику человека в самобытном многообразии его свойств - темперамента, характера, способностей. Индивидуальность способна преодолеть свою «атомарность» как индивида и самореализоваться в обществе.

Человек отличается от животного мира тем, что создает мир культуры. Способом включения человека в мир культуры выступает деятельность.

Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Деятельность включает целесообразное изменение и преобразование внешнего мира в интересах людей. Деятельность содержит цель, средства и результат. Неотъемлемой характеристикой деятельности выступает сознание человека. Деятельность представляет собой способ самореализации человека. Деятельность охватывает разнообразные формы активности человека. Сюда можно отнести экономическую деятельность, политическую деятельность, культурную деятельность. С помощью деятельности даются характеристики различных сфер жизни человека. Например, умственная деятельность, физическая деятельность.

Способность к целеполаганию - важная особенность человека как разумного существа. Целеполагание – элемент человеческой деятельности, характеризующий мыслительные процессы и предметную деятельность человека. Целеполагание тесно связано с целесообразностью. Целесообразность представляет собой соответствие явления определенному состоянию, модель которого представлена в качестве цели. Целесообразность содержит в себе ценности. Целесообразность имеет ярко выраженный антропологический смысл. Понимание целесообразности сложилось в донаучный период - в религии. Представление о мире, созданном богом распространялось так же и на природу. Мир был создан в результате воплощения замысла бога. С развитием науки и философии, в эпоху Нового Времени, в религиозной концепции выявлены противоречия. Целью обладает так же и природа, развитие которой происходит вне божественного влияния. С возникновением социальной философии противоречия в понимании целесообразности были преодолены. В общественной деятельности человека целесообразность несет в себе как субъективный элемент (деятельность самого человека), так и социальный, общественный - объективный элемент (деятельность общества в целом). Цель - результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Результат, как правило, моделируется, создается мышлением, сознанием человека.


Целеполагание выражает активную сторону сознания, определяет способ и характер действий человека. Целеполагание представляет сознательный выбор, на основе тех возможностей, которые существуют в реальности. Следовательно, целеполагание тесно связано с творчеством и свободой человека. Выбор цели - творческий процесс, в которой человек обладает свободой выбора. Он выбирает между несколькими возможностями, чтобы только одну из них воплотить в действительность.

Сущность деятельности как непосредственно человеческой формы активности является творчество. Творчество - деятельность, порождающая новое. В результате творческой деятельности создаются новые объекты, предметы. В результате творчества формируются новые схемы поведения и общения. Творчество рассматривается в двух аспектах: в психологическом и философском. В психологии исследуется психологический механизм творчества. Философия осмысляет сущность творчества. В различные эпохи тема творчества выдвигала на первый план тот или иной его аспект. В древних обществах творчество рассматривалось как занятие избранного числа людей - вождей, старейшин, жрецов. Особый интерес к творчеству возникает в философии Нового времени. В этот период бурно развивается промышленность, а вместе с ней происходит модернизация техники, науки, искусства, образования, быта. Творчество связано с идеей прогресса. Поэтому актуальным становится изобретательская деятельность и инновации. Творчество трактуется как сугубо личностный процесс, которому невозможно задать стандарт или эталон. Переосмысление роли человека в обществе и в истории способствуют формированию новых проблем в понимании творчества.

Не всякая деятельность носит творческий характер. То новое, что создает человек в области художественной деятельности не связано с логической работой сознания, возникает случайно. По мысли А. Бергсона - творчество связано с работой интуиции. Творчество носит иррациональный характер. Интуиция - от. лат. intuition – пристально смотрю). Одна из способностей постижения окружающего мира вне рационального доказательства. Интуиция основывается на непосредственном познании, которое не требует логических доказательств. В процессе интуитивного познания не осознаются приемы познания и признаки следуя которым делается вывод.

Исследования интуиции показывают, что работе интуиции предшествует деятельность сознания. Интуиция как бы добавляет к законам логики процессы протекающие во внутренней жизни человека – чувства, эмоции, переживания.

Творчество отличает человека от животного мира. Что же является причиной, источником творчества? Согласно биологической точке зрения, человек для того чтобы выжить в окружающем мире прибегает к созидательной деятельности, к творчеству. С помощью творчества человек компенсирует свою биологическую недостаточность. Впервые идея о человеке как «недоразвитом существе» была высказана в философии Просвещения. Именно в этот период формируется философия истории. И. Гердеру принадлежат первые высказывания о сущности истории. Гердер первый из философов высказывает идею о сущности человека. В CC веке идею о биологической недостаточности человека развивает голландский ученый Л. Болька. Представители философской антропологии А. Гелен, Г. Плеснер утверждают, что человек, существо, практически лишенное инстинктов, человек - «недостаточное существо», «не определившееся животное». Животные и биологические процессы в человеке оказались не завершенными. Человек - существо, слабо «закрепленное» в окружающем мире. Человек компенсирует свою незавершенность творчеством. Человек - существо, открытое миру. Согласно Г. Плеснеру, человек, как и животное наделен биологической организацией. Однако, человек, в отличии от животного, обладает знанием о своей природе. Он рефлексирует (осмысляет) по поводу своей природы. Тем самым человек переступает свою биологическую природу, дистанцируется от нее. Не переставая познавать себя, человек, начинает существовать как бы «вне себя» («другой самого себя»). Человек - существо экс-центрическое. Компенсируя свою «искусственную естественность», человек творит культуру, создает культурное пространство вокруг себя.

Опираясь на исследования Л. Болька, Гелен полагает, что обезьяна, в процессе своего развития способна быстро преодолеть свои эмбриональные свойства. Обезьяна в процессе своего развития способна быстро преодолеть свою недоразвитость. Человек, в своем развитии мало отличается от эмбриона, он растет, изменяясь лишь физически. Человек не обладает волосяным покровом, у него слабо развито чувство самосохранения. Человек не обладает биологическими органами нападения. Гелен утверждает: « В противоположность всем высшим млекопитающим, человек морфологически определяется главным образом через недостатки, которые в строгом биологическом смысле в зависимости от обстоятельств, следует обозначать как неприспособленность, неспециализированность, примитивность; т.е. его нужно определять как недоразвитое существо».1

«Биологическая недостаточность» человека привела к тому, что человек становиться действующим существом, его определяющей характеристикой становится деятельность. Способом существования человека становится свобода деятельности, способствующая расширению возможности творить. Согласно В. Батищеву, способность к творчеству заложена в самой материальной, трудовой деятельности человека.

Философия о человеке

Историческая эпоха философии Что такое человек?
Античность Микрокосмос
Душа + тело Душа есть проявление идеи (Платон) Душа - это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
Новое время Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
ХХ в. Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)

Деятельность человека порождает другой процесс, по своей природе противоречащий задачам творчества - отчуждение. Отчуждение - общественный процесс, в котором продукты труда человека превращаются в независимую, самостоятельную силу, которая становится враждебной человеку. Об отчуждении упоминал Гегель в своей работе «Феноменология духа». Процесс отчуждения, непосредственно связанный с повседневной жизнью человека был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Маркс подверг критике идеалистическую онтологию Гегеля. Маркс поставил в центр своих онтологических исследований «необратимый исторический процесс повседневной социальной жизни». Основу ее составляет труд. Существование человека восходит к формированию, организации и осуществлению труда. Во главу угла Маркс ставит не духовный труд, а материальную практику. Согласно Марксу, материальная практика органично связана с сознательной целенаправленностью труда. Исследуя учение Маркса, Д. Лукач, утверждал, что Маркс попытался выявить единство трех сфер бытия человека: неорганической, органической и общественной.

Отчуждение рассматривается в учении о свободе и творчестве Н. А.. Бердяева. Учение Бердяева основывается на его представление о реальности: миром правят два начала. Первое - свобода, дух, личность. Другое начало - необходимость, мир, объект. Эти два начала взаимодействуют между собой. По причине первородного греха, над человеком довлеет мировая необходимость, человек порабощен внешними и процессами и временем. В следствии этого возникает отчуждение человека от объективного мира. Объективный мир подавляет свободу человека, развивает его приспособленческие потребности и интересы. Развитие научно-технического прогресса способствует все большему отчуждению человека от общества и от самого себя. Объективный мир, по мнению Н. Бердяева, лишен духовности и свободы. Данный процесс может остановить только творчество. Творчество способно преодолеть отчуждение. Творческая личность открыта внешнему миру, она включает мир в себя, творит мир благодаря свободе.

Творчество, согласно Н. Бердяеву - выражение свободы, преображение внешнего, объективного мира, перевод объективного мира в мир духовной культуры. Смысл творчества - в искоренении отчуждения. По мнению Н. Бердяева, свобода - глубинная, сущностная характеристика человека. Вне свободы человек не способен реализовать намеченные цели, добиться позитивного результата. Человеческое начало в человеке формируется в процессе обретения им духовной свободы.

Свобода - способность человека к деятельности, соответствующей его способностям, желаниям, интересам, в ходе которой человек добивается поставленной им цели. Свобода дает возможность человеку овладевать условиями и обстоятельствами своего бытия. Свобода дает возможность самореализации, самоопределения, выбора своих поступков. Реализация свободы прямо зависит от культурно-исторических условий существования человека. Понятие свободы тесно связано с такими понятиями как необходимость, отчуждение, ответственность. В традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе такая взаимосвязь понималась следующим образом:

§ традиционное общество - свобода означает принадлежность касте, группе, семье. Противоположностью свободы выступала зависимость от законов других каст, групп, семей.

§ индустриальное общество - свобода - юридическая и экономическая свобода. Правовое распоряжение своим имуществом, своими средствами и следовательно своей личностью.

§ Постиндустриальное (современное) общество - свобода понимается как соответствие самостоятельности действий и поведение человека с разнообразием культурных, социальных и технологических сфер жизни. Человек способен контролировать отчуждение в сферах власти, экономики, информации.

Человек являясь свободным существом способен к самореализации. Способами самореализации являются: труд, общественная деятельность, нравственная сфера. Движущей силой человеческой деятельности выступают потребности и интересы. Потребности - необходимость чего- либо для поддержания жизнедеятельности человека. Потребности делятся на биологические и социальные. Биологические потребности обусловлены обменом веществ, который является необходимым условием существования организма. Социальные потребности порождены обществом. Это – потребность в труде, потребность в общении. Социальные потребности зависят от уровня развития общества. Потребности так же могут быть индивидуальными и общественными. Индивидуальные потребности связаны с реализацией особенностей той или иной личности. Общественные потребности связаны с поддержанием социальных условий деятельности. Сделаем вывод: потребности - одна из основ человеческой жизнедеятельности, побудительный мотив к деятельности. Обществу на том или ином этапе его развития соответствует определенный уровень развития потребностей.

Интерес - форма осознания потребностей. Интерес представляет собой внутреннюю движущую силу деятельности. Интерес – (от лат. interest – имеет значение, важно). Реальная причина деятельности, выступающая следствием непосредственных побуждений(мотивов, намерений, идей). Интересы различаются по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные; по направленности: экономические, политические, духовные; по степени осознанности: стихийные, организованные; по степени осуществления: реальные, мнимые. Интересы реализуются в обществе. Поэтому они представляют собой систему, иерархию интересов.

Основными элементами человеческой деятельности являются следующие:

1. Субъект деятельности . Отдельный человек (индивид) или группа людей, а так же общество в целом - носитель деятельности. Он должен обладать знаниями, навыками, умениями, мотивами деятельности.

2. Объект деятельности. Предмет на который направлена активность человека. Объект деятельности может быть материальным, идеальным. К объектам деятельности относится и «вторая природа» - сфера деятельности, созданная усилиями человека с помощью инструментов деятельности. Побудительная причина деятельности - не произвол, волюнтаристские мотивы, а интересы общества в целом.

3. Цель деятельности . Соответствие деятельности идеальной или материальной модели, которая рассматривается в качестве цели. Цель деятельности бывает конкретной и абстрактной. Конкретная цель деятельности – непосредственная деятельность человека. Абстрактная цель деятельности - стремление или идеал, ради которого совершается деятельность. Конкретная и абстрактная цели деятельности составляют субъективную цель. Под объективной целью понимается сверхъестественная цель бытия: бог или природная необходимость. Цель человеческая деятельности была впервые изучена Сократом. Философ поставил вопрос об иерахии целей. Сократ различал частную цель поступка и общую цель - та которая обосновывает его.

4 . Средства деятельности . Средством деятельности выступают материальные и идеальные предметы. Материальные средства – орудия и инструменты. Примером идеальных средств деятельности может выступать научное исследование. Оно включает мысленные модели объектов, математические средства описания.

5. Метод деятельности . Метод - (от греч. meqodoz - путь исследования, познания). Способ обоснования знания. Метод деятельности включает совокупность приемов и операций практического освоения действительности. Приемы практической деятельности, согласно методу, должны сообразовываться с законами действительности. Метод как упорядочение деятельности способствует достижению цели.

6 . Результат деятельности. Результатом деятельности является продукт деятельности, полученный в результате тех или иных усилий. Результат деятельности может не совпадать с поставленной целью. Человек в достижении своих целей использует различные средства. Немецкий философ Г. Гегель в своей «Науке логики» вывел закономерность в отношении целей и результатов. Согласно этой закономерности конечная цель представляет собой цель движения Мирового Разума. В соответствии с этим возвышенные цели не могут быть достигнуты низменными средствами.

В отношении целей, средств и результатов деятельности прослеживается двойственный характер человеческой деятельности. Деятельность в своем содержании представляет собой единство идеализации и реализации.

Одним из современных вариантов учения о человеке как о действующем существе является философия прагматизма. Истоки такой трактовки человека присутствуют в марксизме. Ключевое положение марксизма: человек преобразовывает мир с помощью труда, формирует мир по своему усмотрению. Это положение содержит в себе три составляющие:

А) учение о материалистическом революционном процессе, оказывающий решающее воздействие на человека;

Б) учение о свободе человека;

В) учение о свободе как о практическом действии, преобразовывающим мир.

Основная идея марксистской концепции - динамический характер отношения человека к миру и к обществу. Эта идея заимствована Марксом у Гегеля. Маркс переосмысляет ее. Развивается не идея, а реальный мир, с помощью практики. Впоследствии идею динамизма перенимают другие прагматические концепции. Согласно этой позиции Маркса, отрицается вневременная сущность человека, человек трактуется как историческое существо. Маркс так же отрицает механицизм и натурализм в трактовке человека. Человек находится во власти практики, которая принципиальным образом отличается от механистической трактовки взаимодействия человека и природы. Практика обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизнедеятельности человека. Практика представляет собой способ хозяйственной деятельности. Религия, философия, мораль, искусство, наука - надстройки, базис которой находится в экономических отношениях.

В антропологической концепции К. Маркса, описание которой дано в его ранних работах («Философско-экономические рукописи 1844 года» и др.), уделено большое внимание отдельному человеку. Маркс рассматривает человека с экзистенциальной точки зрения. Сюда можно отнести идею отчуждения в капиталистической системе. По мысли Маркса, человек обречен на гибель в противоречивой реальности капитализма.

В результате человеку угрожает тенденция лишиться своей свободы, независимости по отношению к государству, церкви, организациям. Они используют насильственные приемы, оказывают давление на жизнь конкретного человека. Осознание этих противоречий и борьба против них (против частной собственности) должна увенчаться индивидуальной свободой человека. Добиться свободы человек может благодаря практике. Маркс утверждает: «философы доныне лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Свобода должна обрести свое практическое выражение. Человек – деятельно существо, способное изменить себя и окружающий мир. Человек сознательно, с помощью труда, формирует самого себя, покоряет мир практически (технически).

Развитие практической деятельности способствуют тому, что культурная, духовная настройка функционирует самостоятельно независимо от экономической жизни. Исторический прогресс позволит культуре получить автономию от других сфер жизни. Таким образом не только экономика, но и достижения культуры воздействуют на историю. «Человек творит историю» - утверждает К. Маркс. Историю творит не отдельный индивид, а общество. Исторический процесс является интерсубъективным. Эту идею развивают представители американского прагматизма: Ч. Пирс, Джемс, Дьюи. Согласно Джемсу, действительность предоставляет человеку безграничные возможности для действия. Действительность является динамической и изменчивой. Мир находится в постоянном обновлении. Мир плюралистичен. Он представляет собой «мультиуниверсум».

Человек, по Джемсу, существо, которое так же непрестанно изменяется. У человека не заранее заданной сущности. Над ним не довлеют никакие объективные законы. Свобода - основное определение человека. Согласно Дьюи, история - поток событий. Человек находится в центре такого потока. Человек должен противоборствовать историческому процессу. Победить в таком противостоянии человек может только с помощью эффективных инструментов, которые он применяет в практическом действии. Задача человека - активная творческая деятельность. Человек должен реализовать свои возможности. Концепция человека, разработанная Дьюи, является прагматистски-инструменталистской. Ее основное понятие - понятие действия. Человек в своей жизнедеятельности включен в социальные отношения. Поэтому практические действия носят интерсубъективный характер.

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством .

В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

Принято условно различать три вида деятельности : практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.

Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.

Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.

Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на

1) практическую и духовную деятельность или

2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).

В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общени е предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию . Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога