Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Софисты и софистика сущность релятивизма кратко. Учение софистов


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Возникновение софистики

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V веке до н. э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености.

Софисты - «учителя мудрости» - учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все что угодно и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

Платон в трактате «Горгии» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть «мастер убеждения».

Софисты: Протагор, Горгий и Продик

Протагор (ок. 480-ок. 410 гг. до н. э.) наиболее полно выразил суть воззрений софистов. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления, и обосновал равенство свободных людей.

Горгий (ок. 483-375 гг. до н. э.), выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Например, мы считали человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься.

Продик (470-460 гг. до н. э.) проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, то есть различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях. Продика считал своим учителем Сократ, особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.

Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика. .....................................

Софисты

Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" - мудрецы, учителя мудрости).

В V в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений - народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, - породило потребность в подготовке людей, владевших искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, способных свободно ориентироваться в различных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломатической практики. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей - мастера красноречия, юристы, дипломаты - становились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специально научные области, а также значение, которое в глазах образованных людей греческого Запада успела в V в. до н.э. получить философия с ее вопросами о началах вещей, о мире и его возникновении, привело к тому, что эти новые преподаватели обычно не только учили технике политической и юридической деятельности, но и связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.

Как философское течение софисты не представляют вполне однородного явления. Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором и его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, - и несуществующих - в том, что они не существуют». Софисты -объективные идеалисты.

Старшая группа софистов. В развитии софистики различаются старшая и младшая группы софистов. К старшей группе относятся Протагор (481-413), Горгий, Гриппий и Продик. Учение Протагора сложились на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.


Младшая группа софистов. В учениях младших софистов (IV в. до н. э.), о которых сохранились крайне скудные данные, особенно выделяются их эстетические и социальные идеи. Так, Ликофрон и Алкидамант вступили против перегородок между социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть вымысел, а Алкидамант - что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Антифонт не только развил материалистическое объяснение первоначал природы и происхождение ее тел и элементов, но пытался также критиковать явления культуры, отстаивая преимущества природы над установлениями культуры и над искусством.

Протагор (Protagoras, 480–411 до н.э.)

Протагор происходил из Абдер (берег Фракии), как и Демокрит, и был его слушателем. Протагор приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в нескольких греческих городах, в частности, в Сицилии и Италии.

Протагор первым открыто назвал себя софистом.

Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

1)вне человеческого сознания ничего не существует;

2)нет ничего раз и навсегда данного;

3)что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

4)если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

5)вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);

6)окружающий мир относителен;

7)объективное (истинное) познание недостижимо;

8)существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к борам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

Другой известный представитель софистской школы – Горгий.

Горгий (ок. 483-373 до н. э.)

Горгий наиболее вероятно, был учеником Эмпедокла, а также знаком с учением элеатов и взглядами Демокрита. И хотя он несколько раз бывал в Афинах, большую часть своей жизни прожил в Лариссе и Фессалии.

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки - серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, - «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне.

Он является виднейшим сторонником релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. Как свидетельствует Секст Эмпирик, в сочинении «О не-сущем, или о природе» Горгий последовательно приводит три тезиса.

Первый: ничего не существует; второй: если что-то и существует, его нельзя познать; третий: если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов. Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит, собственно, в принятии определенной предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору.

Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе, или о не существующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата - «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо - то необъяснимо для другого».

Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами:

1. Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из несущего ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его вообще нет. (Также Горгий ведет рассуждение, о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное).

2. Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера.

3. Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет.

Горгий также был одним из учителей Антисфена - основателя школы киников.

Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.

Среди софистов выделяются группы так называемых:

старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

Младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Для софистов характерно:

критическое отношение к окружающей действительности;

Стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.



любое знание есть добро;

любое зло, порок совершается от незнания.

"Сократические школы" - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:

Академия Платона; школа киников; киренская школа; лигарская школа; элидо-эритрийская школа.

Философское учение Аристотеля.Учение об идеях Платона.

Универсальная научно-философская система, созданная великим греческим ученым- Аристотелем из Стагиры явилась синтезом всех достижений греческой науки предшествовавшего периода.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, объекта, достигаемом путем соединения дедукции и индукции:

1. Знание о каждом отдельном свойстве объекта должно быть приобретено из опыта;

2. Убеждение в том, что это свойство – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы – категорическим силлогизмом.

В своих работах Аристотель выделял 10 категорий, состав которых со временем изменялся. Это: сущность – количество – качество – отношение– место – время – положение– обладание– действование–страдание. Главной категорией является сущность.

Учение Платона об идее и ее значение.Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же.

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".

Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики».

Эпикуреизм. Основал эту философскую школу Эпикур (342-271 до н. э.). Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий.Цель Эпикура - помочь разобраться человеку в том, как следует жить. Он задумывается над вопросом о счастье человека и находит его в наслаждении. Цель счастливой жизни - в душевном спокойствии, в «безмятежности души (атараксии). Эпикур имеет в виду такое душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей - и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.

Скептицизм основан Пирроном (IV в. до н.э.). Скептицизм просуществовал вплоть до III века н. э. Скептики одно время стояли во главе платоновской Академии. Видный представитель позднего скептицизма - Секст Эмпирик. Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых- смерть (абсолютный покой), также являются идеалом для скептиков. Главный противник человека, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание - разрушительная сила. Всякие утверждения и отрицания вредны. Тот, кто хочет достигнуть счастья, стремится ответить на следующие вопросы: из чего состоят вещи, как к ним относиться, какую выгоду мы получим от этого. На первый вопрос ответ невозможен. Ответом на второй вопрос будет воздержание от всяких суждений о вещах. В результате мы достигнем основной «выгоды» - покоя, таков ответ на третий вопрос. Надо просто отдаться жизни, «следовать жизни без мнения», надо отказаться от философии.

Стоицизм возник в конце IV века до н. э. и просуществовал до III века н. э.Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца- апатия (от греч. - отсутствие страданий, бесстрастие). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму. Он не должен радоваться тому, чему радуются все, и не должен печалиться по поводу утраты имущества, болезни, даже собственной смерти. Идеал мудреца для стоиков - Сократ, спокойно принявший собственную смерть. Если мудрец не может упорядочить жизненный хаос, он должен добровольно уйти из жизни. Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие не должно нарушать стоическую апатию. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободного принятия решения. Не во власти человека отменить смертный приговор, но он может выслушать его достойно. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель, в этом он становится подобным Богу – логосу.

Классический период развития Античной философии начинается философской деятельностью софистов. Главной философской проблемой становится проблема человека.

Слово «софист» (от греч. «софия» - мудрость) первоначально означало первоначально «мудрец», «изобретатель». Со второй половины IY в. до н.э. начинает обозначать особый тип философа, философа-профессионала, учителя философии. Новый тип философа появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, благодаря потребности в общем и политическом образовании, порожденной развитием политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной культуры. В условиях демократии политическая образованность, опыт и мастерство в публичных выступлениях, на судах начинает цениться чрезвычайно высоко. В соответствии с общественной потребностью появляются и учителя этого искусства. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали самые необычные воззрения.

Софисты жили в бурную эпоху: войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовледельческой демократии и наоборот. В этих условиях хотелось понять, в чем состоит отличие специфически человеческого от природного. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистски-антропологоческая тенденция в философии - человек является субъектом познания. Родоначальниками этой тенденции были софисты и Сократ. Именно с их деятельности начинается переход от философии как любви к мудрости вообще к философии в подлинном смысле этого слова, философии, понимаемой как осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии.

Софисты мало внимания уделяют исследованию законов природы, первоначал мира. Их интересы: проблемы мышления человека, связи мышления и языка, отношений личности и общества, познания, логики.

Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий. Логическая доказуемость чего-либо считалась у них основным свойством истины. Доказать - значит убедить, уговорить. Софисты считали, что доказать можно все, что угодно. Все, что требуется доказать в тех или иных обстоятельствах. Главное условие для этого - логически правильно построить систему доказательств. Софисты учили искусству убеждать красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное - искусству опровергать суждения противной стороны. Софисты были «практическими» философами, и все остальные проблемы интересовали их лишь в той мере, в какой они могли быть использованы в жизненной практике.


Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480 - 410 гг.до н.э.), Горий (480 - 380 гг.до н.э.) и др.

Горий считал, что если бы бытие существовало вне человека, то человек не мог бы иметь о нем никакого знания, а если бы и имел таковое, то не мог бы его выразить. Человек только в себе самом может найти истину.

Эту же мысль Протагор сформулировал так: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». У Протагора речь идет об относительности всего существующего, в том числе об относительности знания. «О всякой вещи есть два мнения, противоположные друг другу», - учил Протагор. И можно с успехом отстаивать любое из этих мнений. Следовательно, критерием, мерой истинности утверждения, следует считать интересы конкретного человека или какого-то сообщества. «Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь для тебя». Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Поэтому софисты отрицали существование в обществе обычаев, традиций.

Сократ

Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) в начальный период своего творчества был учеником софистов, а в последствии – их критиком и оппонентом. Главные идеи Сократа дошли до нас, главным образом, в изложении его ученика – Платона.

Взгляды Сократа во многом отличаются от взглядов философов натурфилософского периода. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. Само понятие общего, родового было открыто им в рассуждениях о прекрасном.

Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей, но каждая вещь прекрасна по своему. Поэтому, если прекрасное связать с одной из них, то другая вещь уже не будет прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее. Это общее и есть прекрасное как таковое. Это их общая идея, их смысл (эйдос). Так была открыта категория общего, родового.

Общее Сократ отнес к миру ума, т.к. общее не может быть обнаружено чувствами. Таким образом была заложена основа идеализма.

Сократ считал, что при объяснении мира событий, мира отдельных вещей и явлений надо начинать с общего. Такая точка зрения преобладает в современном миропонимании, однако во времена Сократа это было новым.

Сократ не останавливается на констатации значений идей, он стремится познать закономерности их упорядочивания. Он приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости.

Область морали, этических знаний является для Сократа самой важной. Он задается вопросом: что такое добродетель? И приходит к выводу, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию.

Сократ связывает нравственность с разумом, что дает основание считать его этику рационалистической. Введение в этику разумного начала имело прогрессивное значение для развития философии.

Сократ впервые в истории философии обратился к природе нравственности человека. Он занимался, прежде всего, определением понятий добра, зла, справедливости, любви, т.е. того, что составляет суть души человека. Отсюда – его стремление к познанию человека как общественно значимой личности.

Сократ впервые поставил в центр философии проблему человека как морального существа. Тем самым он совершил переворот в предмете философствования. Со времен Сократа предметом философии становятся проблемы человека, его внутреннее содержание, его Я, его мораль. Именно эти проблемы становятся для философии центральными и самыми важными.

Сократ считал, что философия – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но жизнь Сократ понимает как искусство, а для совершенства в искусстве необходимо его знание, поэтому необходимо вначале решить вопрос о сущности знания. Сократ считает, что познание – главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания человек приходит к объективным общезначимым истинам, познанию добра и красоты, блага, человеческого счастья.

Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей или их признаков. Знание, по Сократу, - это понятие о предмете и достигается оно посредством определения понятия.

Как приобрести знание? Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического, или диалектика. Этот метод состоит из двух этапов – иронии и майевтики (рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат, признается: «Я знаю, что ничего не знаю». Однако, обсуждение различных мнений позволяет достичь появления новых мыслей, идей – это и есть этап рождения новой идеи, нового понятия (майевтика).

По Сократу, диалектическое исследование предмета есть прежде всего определение понятия об этом предмете. Говоря о диалектике Сократа, чаще всего имеют в виду метод изложения мысли в устной форме и рождения новой мысли в ходе беседы, спора. Диалектика как метод познания сохранила свое значение до наших дней. Обмен мнениями, диалог, дискуссия являются важнейшим способом получения нового знания, понимания степени ограниченности своих знаний.

Философия, по Сократу, - это исследование сложного явления нравственной жизни, способное привести к определению понятия об этом явлении, точнее говоря, определению его сущности.

Во все эпохи развивался по похожему принципу: на смену всяким универсальным моделям приходят учения, которые резко восстают против всяческой метафизики и ссылаются на ограниченность сознания и познания. За Декартом и Лейбницем пришел за материалистами девятнадцатого века и Гегелем - позитивисты. В Древней Греции, колыбели всех наук, и философии в частности, такие ситуации были постоянными. Одна школа критиковала и опровергала другую, а потом наоборот. Однако нашлись люди, предложившие оригинальное решение всех споров: если все философские школы противоречат в теориях друг другу, то, может быть, все их «факты» и «аргументы» являются всего лишь «мнениями»? Ведь на самом-то деле никто не видел ни Сущего, ни Бога-Творца, ни конечности или бесконечности бытия. Софистика - это как раз и есть та самая «пилюля» против бесконечных философских войн.

Кто такие софисты?

Наиболее известными представителями данной школы являлись Протагор, Антифонт, Гиппий, Горгий, Продик, Ликофрон. Софистика - это система, которая нацелена на преподавание добродетели, мудрости, ораторского искусства и основ менеджмента. Из современных деятелей очень близко к ней стоит Античная софистика являлась первой системой, которую представляли так называемые «продавцы знаний», которые привнесли новаторский тип отношений между обучаемыми и обучающим - взаимовыгодное равноправное общение и отношение.

Чем занимались представители данной философской школы?

Софисты обучали убеждать людей, мыслить самостоятельно и были связаны с возникновением демократии во многих городах Греции. Они провозгласили основополагающий принцип равенства людей между собой, выдвинули теории и концепции, которые в итоге заложили фундамент для строительства современных отношений в сфере права и государственного управления. Софистика - это основа для психологии, научной филологии, логики, теорий происхождения религий.

Что означает термин «софист»?

Софистика - это философская школа, которая получила распространение в Древней Греции. Данное учение основали ученые из греческого полиса Афины примерно во второй половине пятого века до нашей эры. Сам термин «софист» переводится с греческого как «мудрец». Так называли профессиональных преподавателей, обучавших людей ораторскому искусству. К сожалению, сочинения отцов-основателей являются фактически полностью утраченными, до наших дней практически ничего не дошло. Однако с помощью косвенных сведений удалось установить, что эта каста философов не пыталась создать цельную систему образования и знаний. Они не придавали никакого значения систематизации обучения. Цель софистов была одна - обучить учеников полемизировать и дискуссировать. Именно поэтому считается, что классическая софистика в философии - это учение, направленное на риторику.

«Старшие» софисты

Исходя из исторической последовательности, можно говорить о существовании двух течений - «старших» и «младших» философов софизма. «Старшие» (Горгий, Протагор, Антифонт) софисты являлись исследователями проблематики этики, политики, права, государства. Релятивизм Протагора, который утверждал, что «человек - мера вещей», привнес в данную школу отрицание истины в ее объективном виде. Согласно представлениям «старших» софистов, материя - изменчива и текуча, а так как она является таковой, то восприятие преобразуется и изменяется постоянно. Отсюда следует, что истинная сущность явлений скрывается самой материей, объективно представить которую не представляется возможным, поэтому рассуждать о ней можно как угодно. Античная софистика «старших» носит абсолютно субъективный характер и постулирует относительность познаний и знания. У всех авторов данного течения прослеживается идея о том, что бытие само по себе не существует, так как познания о нем нельзя объективно передать другим.

«Младшие» софисты

У «младших» представителей данной философской школы, к которым относят Крития, Алкидама, Ликофрона, Полемона, Гипподама и Фразимаха, софистика - это «жонглирование» понятиями и терминами, применение фальшивых приемов, которые бы доказывали одновременно и ложь и истину. В греческом языке слово «софизм» означает «хитрость», что выражается в деятельности последователей этого учения как применение словесных ухищрений, которые вводят в заблуждение. Широкое распространение получили ложные аргументы, основанные на нарушении логики.

Методологический принцип софизмов

Что такое софистика с точки зрения ее применения? Популярным методом является «учетверение», когда нарушается принцип силлогизма о том, что должно быть не более трех терминов. Отсюда и создается ложное рассуждение, в котором используется нетождественность внешне схожих понятий. К примеру: «Вор не хочет покупать ничего ненужного. Приобретение чего-то хорошего - это благое дело. Следовательно, вор жаждет сделать благое дело». Также популярный метод - это собирательный средний термин, когда в силлогическом умозаключении нарушается распределение терминов по объему. Например: дипломаты - это люди, некоторые люди играют на скрипке, все дипломаты играют на скрипке.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: