Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему нужна молитва. Почему надо молиться

Петр Дейнека

Библия, Слово Божие, дает много доводов того, почему мы должны молиться. Но все же многие люди не думают, что это так важно или необходимо — ставить молитву на первое место в духовной жизни. Есть много христиан, которые зависят от переживаний, образования, работы, усилий, активности, программ, но упускают из виду самую главную особенность в христианской жизни — молитву. Некоторые редко молятся, а другие — только тогда, когда у них есть на то побуждение. Мы не должны только тогда молиться, когда бываем в молитвенном настроении, но, согласно Слову Божию, молитва должна занимать постоянное и регулярное время в нашей жизни. Это наше духовное дыхание и жизнь. Мы не можем иметь полный мир в нашем сердце без молитвы.

Христос нуждался в молитве, и мы должны молиться
В Евангелии мы читаем: "И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один" (Матф. 14:23). Подумайте только! Иисус Христос, Сын Божий, молился и много беседовал наедине со Своим Небесным Отцом. Если Сын Божий молился, насколько более мы должны молиться нашему Отцу Небесному! Иисус взошел на гору помолиться наедине. Каждый из нас может уединиться для молитвы. Важно для каждого христианина найти такое место, где никто не может побеспокоить, и излить там свое сердце пред Богом.

Далее мы читаем: "Но Он уходил в пустынные места и молился" (Лук. 5:16). Иисус удалялся от всех, чтобы молиться наедине, без помех. Если Иисус придавал такое значение уединенной молитве, то и мы также должны находить тихое место, где бы действительно смогли провести время в молитве.

Почему молиться? Потому что без молитвы мы не можем иметь здоровую духовную жизнь, также как и наше физическое тело не может обходиться без пищи. В наше время так много слабых духовно христиан по той причине, что у них недостаток в молитве. Они не имеют радости, благословения, силы, победы и желания служить Господу. Если вы не сделаете молитву постоянной привычкой в вашей жизни, то не будете иметь духовной силы. Если вы не имеете общения с Богом чрез молитву, вам будет трудно преодолевать физические и духовные испытания и искушения в жизни. Христос — наш пример в этом отношении. Он много времени уделял молитве, и мы должны молиться так же.

Христос ожидает от каждого из нас, чтобы мы были молящимися детьми. Молитва необходима. Я надеюсь, что Бог коснется вашего сердца, чтобы вы увидели пример Христа и научились много молиться.

Христос повелел нам молиться
Прежде чем Иисус вознесся на небо, Он оставил одну из Своих величайших заповедей. "Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Матф. 9:38). Христос повелел Своим ученикам молиться: "Итак молите…" Христос также повелевает и нам молиться. Не все христиане могут ехать куда-то за океан, проповедывать, играть, петь или жертвовать большие суммы денег, но, слава Богу, мы все можем молиться! Мы должны повиноваться Его повелению.

В наши дни мало молятся за миссионерские поля. Ведь Христос повелел нам не только молиться, но молиться так, чтобы работники были посланы на ниву Его. Это такая часть миссионерской работы, в которой мы все можем принимать участие. Мы можем вымолить больше миссионеров из наших семей и из наших церквей. Миссионерская церковь является молящейся церковью и если она молящаяся, то также и дающая церковь. Одна обязанность, в которой каждый христианин, без исключения, может и должен участвовать — это молитва. Христос ожидает, чтобы вы и я молились.

Иисус сказал: "…должно всегда молиться и не унывать" (Лук. 18:1). Мы не только должны отрывать часть времени из нашего занятого дня для молитвы, но должны молиться духом в течение всего дня. Когда мы имеем такое постоянное общение с Богом в молитве, то бываем более сильными духовно. Это не только повеление или ответственность, которую мы имеем от Христа, но, слава Богу, что возможность молиться — это наша привилегия, радость и благословение.

Молились ли вы сегодня о погибших душах, за тех, которые в нужде и за тех, которые служат словом Божиим? Ожидаете ли вы получить награду в небесах? Ожидаете ли вы иметь сияющие звезды в ваших венцах? Если вы этого ожидаете, то будьте верны в молитве. Награду получат не только те, которые проповедуют Евангелие, но каждый, кто молится за проповедующих, миссионеров, евангелистов, работников над отдельными людьми, учителей воскресной школы, за евангельских музыкантов и других служителей Божиих. Пусть повеление Господа побудит вас молиться больше, нежели вы это делали прежде! Ожидайте великого от Бога и больше трудитесь для Него!

Молитесь непрестанно
Нам сказано в 1 Фес. 5:17: "Непрестанно молитесь." Это не значит, что мы должны быть все время на коленах, но это означает, что мы должны быть в духе молитвы независимо от того, где находимся или что делаем. Когда наш ум занят молитвой, мы имеем постоянное, близкое общение с Богом, имеем ум Христов и знаем волю Божию для каждого обстоятельства жизни. В 1 Цар. 12:23 написано: "Я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас…" Мы узнаем из Слова Божия, что грех — не молиться. Боже, сохрани меня от греха… не молящийся человек грешит тем, что он не молится. А как много сегодня исповедующих христианство, которые не видят необходимости и важности молитвы.

Когда покойный Павел Рейдер, хорошо известный пастор и евангелист, проводил Библейские конференции в Лейк Харбор (Мичиган), он приглашал меня, чтоб я руководил молитвенными собраниями и других привлекал к молитве. Брат Рейдер знал, что ввиду того, что много людей приходило на эти собрания, Господь может призвать сотни молодых людей на дело Божие в разные страны. А также нужно было много молиться о духовном пробуждении и о большой нужде в средствах для дела Божия. Жизни многих из тех людей, которые приходили на молитву, были изменены духовно, когда они увидели большую нужду в молитве для их собственной жизни, а также необходимость молиться за успех Библейской конференции.

Павел Рейдер проводил Библейскую конференцию также и в Сидар Лейк (Индиана), где он часто объявлял только для братьев молитвенные собрания в лесу. Мы имели чудное время молитвы и вдохновения, когда встречались с Богом между деревьями. Брат Рейдер был большим мужем молитвы. Он знал, что молитва необходима, чтобы собрания совершили должное действие и чтобы призыв духовный коснулся сердец.

Когда Иисус был на земле, Он сказал своим ученикам, чтобы они бодрствовали и молились.

"Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: "посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там." И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: "душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною." И отошед немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты." И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: "так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Матф. 26:36-41).

Когда Иисус ощущал большую тяжесть на сердце в Его последние дни на земле, Он взял трех из Своих учеников с Собой молиться. Он оставил их на время и отошел дальше в сад, чтобы молиться наедине. Для Иисуса было большим разочарованием найти Своих последователей спящими, когда Он вернулся. Он сказал им опять: "Бодрствуйте и молитесь" и снова вернулся в сад для молитвы. Но когда Он опять вернулся, то "находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели."

Многие верующие сегодня спят духовно, не имея в сердце бремени молитвы за других. Поэтому мы часто имеем так мало пробуждения, радости, благословения и миссионерского откровения свыше. Многие сегодня не желают быть пробуждены духовно или побуждены делать что-либо для Бога. Библия говорит, что без откровения свыше народ необуздан. Если мы будем продолжать мало молиться, то наше откровение свыше будет оставаться маленьким и мы немного совершим для Бога. Мы должны находить время для молитвы и обрести сознание необходимости совершать дело Божие, чтобы Он мог употребить нас по-новому и чтобы мы могли видеть великие дела, совершенные для Него.

Зачем молиться? Чтобы не впасть в искушение. Так много люди сегодня не могут противостоять искушениям потому, что они не бодрствуют и не молятся. Бог может избавить каждого от искушения, если только человек пребывает в молитве, в постоянном подчинении Богу и Его воле. Некоторые люди считают очень трудным делом видеть нужду в постоянной молитве. Библия говорит: "Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4:7). Когда наша жизнь постоянно отдается Богу в молитве, Он обещал дать нам силу противостоять диаволу так, что он убежит от нас.

О, да поможет нам Господь молиться ревностно, как Христос молился, чтобы мы были всегда духовными, сильными и возрастающими в благодати Господа нашего Иисуса Христа.

Посредством молитвы мы беседуем с Богом
Мы имеем чудную привилегию беседовать с Богом чрез молитву. Отцу нравится, кода мы говорим с Ним. Как отцу и матери приятно, когда их дети приходят к ним, говоря об их любви и нуждах, также нашему Отцу Небесному приятно, когда мы приходим к Нему с нашими радостями, горем, заботами и всем, что у нас лежит на сердце. Бог дал нам чудное обещание в Иеремии 33:3, где Он сказал: "Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь." Подумайте только! Бог предлагает нам воззвать к Нему, так же как если бы хороший наш друг пригласил нас на беседу или чтобы мы позвонили ему, когда будем в нужде. Разве это не чудесно? Бог сказал, что Он не только ответит, но покажет нам великое и недоступное, чего мы не знаем. Бог имеет много благословений и побед в запасе для тех, кто избирает время, чтобы беседовать с Ним.

Христос сказал следующее тем, кто будет уделять время для разговора с Богом во имя Его: "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Иоан. 14:14). Бог обещал отвечать. В этом обещании есть условие, что мы должны уделять время, чтобы просить во имя Иисуса. Легко говорить с теми, кого мы очень любим. Никто не принуждает вас к этому; вы делаете это охотно и радостно. Мы должны приходить к Богу с еще большей радостью, потому что имеем привилегию беседовать с Ним. Он наш лучший Друг; Он понимает нас во всем; Он знает каждую трудность, которую мы переживаем. Он сказал: "Не оставлю тебя и не покину тебя." Мы надеемся, что вы знаете Христа, как вашего лучшего Друга из всех друзей и Господа господ. Мы не имеем силы сами в себе, не можем быть духовными, полагаясь только на образование, опыт, нашу личность или прошедшие добрые дела. Мы должны всецело зависеть от Святого Духа, чтобы быть женами и мужьями Божьими.

Многим людям нравится говорить о больших молитвенных собраниях, на которых они когда-то переживали великие благословения. Но сегодня они слишком заняты, чтобы найти время для таких же переживаний. Мы не зависим от хорошей пищи, которую ели несколько лет тому назад, для наших физических сил сегодня. Мы должны есть каждый день, чтобы получать необходимые силы. Так же Бог желает, чтобы мы уделяли время для беседы с Ним каждый день. Великие мужи Божии, которых мы знаем и которых Бог особенно выделял для Своего дела, были великими мужами молитвы. Вы также можете знать Бога и быть выделяемы Им так, как никогда прежде. Начните уделять больше времени для бесед с Господом; в любое время дня или ночи вы можете быть в духе молитвы, ходя спокойно перед Богом.

В моих путешествиях вокруг света я видел много богов, сделанных руками человеческими. Эти боги — предметы поклонения и молитвы многих миллионов людей, которые поклоняются идолам и молятся мертвым богам. И все же многие из них верны в своих молитвах. Хотя они живут в темноте и грехе, погибшие и слепые духовно, но так преданы и посвящены своим богам, что оставляют в стыде многих христиан. Мы верим, что надо посылать миссионеров, чтобы сказать тем людям благую весть о живом Христе, Который слышит молитвы и отвечает им, но делая это, мы должны проверить нашу собственную жизнь, чтобы видеть, как много преданности, веры и упования имеем на живого Бога. Иисус сказал: "…ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 16:5). Совершенно ясно, что без Божьей помощи мы не сможем ничего совершить для Него. Сознавая это, мы вынуждены все более и более зависеть от Божьих ответов на наши молитвы о нуждах и проблемах, с которыми встречаемся, и о помощи, чтобы разрешить эти проблемы. Мы знаем, что только живой и истинный Бог отвечает на молитвы. Только Он один может помочь. И так как мы верим, что Он отвечает на молитвы, то приходим к Нему с верой.

Как христиане, доверяем ли мы истинному Богу, уделяя время беседе с нашим Господом в молитве? Любим ли Его достаточно, чтобы желать быть с Ним в постоянном общении чрез наши молитвы?

Когда мы приходим к Нему, Он не только желает слышать о наших нуждах, проблемах и просьбах, но также заслуживает нашего поклонения и славословия. Он желает получить это от нас посредством нашей хвалы и благодарности, направленной к Нему. Анна служила Богу день и ночь, поклоняясь Ему в своих молитвах. "Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Луки 2:37). Так как Бог сотворил эту великую вселенную и всех людей в ней и так как Он имеет контроль над всеми делами всех наций и всех людей, Он желает слышать хвалу и благодарение от Своих детей, которые видят Его любовь к ним в том, что Он сотворил их, спасает их и направляет их жизни мудростью Его воли. Бог хочет слышать нашу любовь, славословие и почитание Его, когда мы приходим в молитвах, с глубокой и благодарной оценкой всего того, что Он делает и сделал для нас. Анна служила и угождала Богу в течение многих лет, уделяя время, чтобы поклоняться, почитать и благодарить Его в своих молитвах. Давид так же часто поклонялся Богу в молитвах, как мы видим в его псалмах. Бог может употребить каждого чрез молитву. Я верю, что Бог не только еще ожидает мужчин и женщин, чрез которых Он может производить более активное служение среди людей, но Он ожидает и таких, которые уделили бы время, чтобы уединиться и служить Ему посредством своей благодарности и поклонения. Вы также можете быть воином молитвы. Это чудное дело: говорить Господу, что мы любим Его, благодарить Его за спасение наших душ, за благословения, за помощь и удовлетворение наших нужд, благодарить также за все Его милости и благости, которые Он посылает на всех людей. Это Ему угодно, потому что показывает, что мы любим Его. Мы должны постоянно благодарить Бога за всю Его доброту и заботу о нас и всех Его детях.

Мы должны ходатайствовать за других чрез наши молитвы
"Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков; за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу" (1 Тим. 2:1-3). Богу угодно, чтобы мы молились не только друг за друга, как братья во Христе, но также и за вождей и за всех, кто имеет власть в правительстве нашей страны. Я боюсь, что иногда мы не молимся достаточно за начальствующих нашей страны. На меня произвела большое впечатление, во время моего посещения города Вашингтона (столичный город Соединенных Штатов), молитвенная конференция, на которой присутствовал президент Айзенхауер и многие верующие сенаторы, конгрессмены, губернаторы и судьи; они молились, ища волю Божию и помощь в руководстве своей страны. Были сказаны также и проповеди на духовные темы. Я верю, что Бог благословляет Америку, потому что многие молятся.

Мы так должны молиться друг за друга, как об этом сказано в послании Иакова 5:16: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." Праведный человек — это духовный человек, который ходит с Богом и имеет единство и общение с нашим Господом Иисусом Христом; молитва такого человека много может. Этот стих говорит нам, что мы должны молиться друг за друга также и в связи с нашими физическими нуждами. Бог может коснуться нашего тела, когда мы молимся, чтобы Его воля была над нами.

Ап. Павел пишет: "Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2). Господь ожидает, чтобы мы молились и заботились друг о друге. Когда мы молимся за других, Он благословляет нас. Некоторые люди привыкли молиться только за себя. Однажды я слышал свидетельство человека, который говорил с сокрушенным сердцем. У него была маленькая дочь. Молясь, он упоминал только свою жену и себя. Но однажды утром, когда он молился за жену и за себя, их маленькая дочь Мария, которой было только пять лет, подошла к нему и, обняв его, попросила:

— Папа, скажи Господу, чтобы Он благословил Марию тоже.

Он заплакал и просил у Бога прощения, что молился только за себя и за свою жену.

Очень важно родителям молиться за своих детей, Сегодня есть много неспасенных детей, потому что родители не молились за них и с ними с детства. Часто бывает, кода дети вырастут, оставят дом и станут жить своей собственной жизнью, вдали от Бога, тогда родители начинают плакать и сокрушаться, что их дети не спасены. Как важно иметь семейный алтарь, где вы молитесь со своими детьми вместе, прежде чем дети вырастают и оставляют дом! Дети также должны всегда молиться с родителями и за родителей. Слово Божие повелевает нам молиться друг за друга.

Как моя жена и я благодарны Богу за то, что мы всегда находили семейное молитвенное время с самого начала нашей совместной жизни. Конечно, Бог нас благословил. Наши трое детей спасены, посвятили свои жизни Богу, приготовились к духовной работе и теперь служат Ему на соответствующих полях. Мы хотели бы поощрить всех родителей, чтобы они молились за своих детей. Мужья и жены должны начать молиться вместе с самого начала брачной жизни, чтобы Бог руководил и благословлял их новую жизнь и их дом. Бог должен иметь первое место в жизни каждого христианина. Иисус говорит: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам" (Матф. 6:33).

Самуил сказал Израилю, чтобы собрались все вместе и он будет молиться за народ (1 Цар. 7). Самуил был озабочен вопросом о своих братьях и очень желал молиться за них, чтобы воля Божья была совершена. Мы также должны желать и быть счастливыми молиться за тех, кто в нужде.

Чрез молитву наши нужды восполняются
"Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:16). Господь говорит нам, чтобы приходили к Нему смело, без боязни, без сомнений, без колебаний, дабы Он мог помочь нам во время нашей нужды. Это приглашение открыто каждому христианину на всяком месте и во всякое время дня или ночи. В этом Новозаветном веке мы имеем новый и живой путь доступа к Богу. Для нашего поклонения Ему больше не требуется приносить жертвы или выполнять разные обряды. Мы теперь священники Божьи ради того, что Христос совершил для нас; и как Его священники и дети, мы можем приходить к Нему во всякое время и на всяком месте, когда имеем нужду. Это — Божье желание. Это — наша привилегия и возможность приходить к Нему.

Об этом же Иисус сказал: "Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят" вам; ибо всякий просящий получает и ищущий находит, и стучащему отворят" (Матф. 7:7-8). Господь предложил нам просить, искать и стучать чрез молитву. Это так же, как когда мы теряем что-нибудь, то решаем искать, пока найдем; так и в нашей молитве мы должны просить и стучать, пока наши нужды не будут исполнены по Его воле.

Когда я принял Иисуса Христа, как Своего личного Спасителя в "Церкви Муди" (Чикаго) в 1930 г., я просил Бога сделать меня воином молитвы. Я мало знал о ней, но все же начал молиться. Благодарю Бога, что во время всех этих прошедших лет Он давал мне большое желание молиться и я находил в молитве большое ободрение и удовлетворение моих нужд. Прежде чем Славянское Евангельское Общество было основано в 1934 году, мы провели много времени в молитве и посте, думая о том, как Бог поведет нас и поможет в всех нуждах такого великого дела. Господь услышал наши молитвы, дал направление моей жизни, начал эту миссионерскую организацию и сотворил большие чудеса. Много молитвы — много благословений и победы!

Молодые люди! Ищете ли вы волю Божью для вашей жизни? Если вы просите Бога в молитве, чтобы Он указал вам Свою волю, и решили поставить Его на первое место в вашей жизни, то Он обещал, что Его Дух истины будет направлять вас на всякую правду. Он будет отвечать на ваши молитвы и приведет вас на то место, где желает, чтобы вы были. По мере того, как вы будете продолжать молиться и взирать на Него во всех случаях вашей жизни, Он поможет во всех нуждах на вашем пути и даст вам самую счастливую жизнь. Я нашел в моей собственной жизни, что это истинно так. Я лично убежден, что много молиться — насущная необходимость для христианина.

Молитва – бесценный дар человеку. Только начав молиться, мы открываем перед собой совершенно другое измерение жизни и начинаем постигать основополагающие истины. Данное издание отличается своими исключительными практичностью и полезностью. В него вошли все ключевые темы, касающиеся православной молитвы, и главные молитвы православия. Вы узнаете, для чего и как нужно молиться, как и почему действует молитва.

Из серии: Религия. Православная вера для начинающих (Эксмо)

* * *

компанией ЛитРес .

Для чего нужно молиться?

Бог присутствует в нашей жизни везде и во всем. И хотя Бог – Творец всего сущего, часто на пути человека к Богу возникают различные преграды, преодолеть которые можно с помощью молитвы.

Обращаясь с молитвой к Богу, мы поверяем ему свои печали и радости, просим о чем-то. Но при этом мы всегда должны помнить: Бог лучше знает, что нам нужно.

Молитва точно есть главное дело. Она и есть путь наш к Богу; все прочее – помогательные к тому средства.

Святитель Феофан Затворник

Возникает вопрос: если Господь и так знает, что нам необходимо, то для чего человеку молиться? Да, очень часто мы обращаемся к Богу именно с просьбами. Но при этом важно понять, что молимся мы не для того, чтобы что-то выпросить у Бога, а для того, чтобы быть с Ним. Бог – не фон нашей жизни, не средство решения проблем в наших повседневных делах. Молитвой человек исполняет первую заповедь Иисуса Христа:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10, 27).

Мы должны молиться для того, чтобы приблизиться к Нему , быть с Ним, ощущать постоянно Его присутствие, Его благодать. А для этого нужно постоянно обращаться к Богу – просить благословения, благодарить, испрашивать совета, как поступить. При этом не нужно забывать то, что уже говорилось – слова произносить не языком, а сердцем.

Что такое молитва?

Можно сказать, что молитва – это индикатор нашей духовной жизни. Ею, как лакмусовой бумажкой, проверяется, по тому ли пути мы идем, правильно ли поступаем. Мы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми к тому, чтобы исполнять Божию волю , даже если она противоречит нашей. Бог лучше нас знает, что нам нужно. Поэтому нужно с благодарностью и смирением принимать Его волю.

Вот как сказал о молитве святитель Феофан Затворник: «Не всякое, однако ж, совершение молитвы или молитвословие есть молитва… Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу… Вся забота наша должна быть о том, чтоб во время наших молитвословий… сердце не было пусто, а в нем качествовало какое-либо чувство, к Богу устремленное. Когда есть сии чувства, молитвословие наше есть молитва, а когда нет, – оно не есть еще молитва».

Через молитву мы приближаемся к Богу. Расстояние между нами и Господом огромно и приближение к Нему определяется отношением грешника к Богу. Иногда мы чувствуем, что между нами и Богом как будто стоит стена. Но нужно понимать, что эту стену выстроили мы сами своими грехами, неблаговидными поступками. Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него , Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его. Если мы идем к Богу с любовью к Нему, осуждая свои

грехи, раскаиваясь в них, если мы любим Бога больше, чем окружающее благополучие, тогда Он открыт для нас, и расстояние между Ним и нами сокращается. Если же человек не в состоянии преодолеть свою гордыню, тщеславные помыслы, если он самоуверен и не отличается смирением, то расстояние, отделяющее человека от Бога, становится бесконечным.

Истинная молитва состоит в том, чтобы обратить к Богу свои ум и сердце. В Евангелии сказано, что истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, а «в духе и истине» (Ин. 4, 23).

Какие бывают молитвы?

О чем бы мы ни просили Господа, обращаясь к Нему, сначала нужно покаяться в своих грехах, а потом уже просить о чем-либо.

В молитвах мы благодарим Бога: за то, что Он оберегал нас ночью, во время сна, благодарим за помощь в делах, при трапезах – за то, что Он дал нам пищу, перед сном благодарим за прошедший день. Когда в нашей жизни все обстоит хорошо, все получается, мы также благодарим Господа.

Такие молитвы называются благодарственными , а такое молитвословие – благодарением .


Воскресший Иисус. Витраж XV в.


Человек грешен, его вина перед Богом велика. Поэтому он постоянно должен молиться о прощении своих грехов, а также грехов других людей. Такие молитвы называются покаянными . Любая просительная молитва начинается с покаяния.

Если человеку плохо, если в его жизни случаются неприятности, огорчения, если пришло горе, он снова взывает к Богу о помощи. В такие моменты мы просим Бо га не оставлять нас, утешить нас, помочь нам. Особенно сильна молитва за близких – родственников или друзей. «И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу» , – говорил преподобный Серафим Вырицкий. Когда мы о чем-то просим Бога, мы возносим Ему просительную молитву, само же молитвословие называется прошением .


* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться (В. А. Измайлов, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Верующие утверждают, что нужно неустанно и усердно молиться Богу о спасении своей души. И не только своей.

Сразу небольшое отступление по поводу "не своей" души. Зачем верующие молятся за здравие? За упокой понятно - чтобы душа умершего попала в рай. А за здравие? Ведь должно быть наоборот: чем меньше человек проживет, тем меньше успеет нагрешить. А чем меньше он нагрешит, тем легче ему будет попасть в рай. Поэтому молиться за здравие, как это не парадоксально, не имеет смысла.

Непонятно также, зачем верующему человеку обращаться к врачу. Зачем лечиться, зачем делать операции, зачем прибегать к медицинским технологиям или фармакологии? Ведь верующий должен безусловно полагаться на силу молитвы. А дальше - на все воля бога. Кроме того, если бог представляется верующему настолько прекрасным существом, а момент встречи с ним - таким желанным, зачем его оттягивать?

Но это к слову. А теперь вернемся к молитвам.

Что такое по сути молитва? Бесконечное повторение не всегда понятных слов и надежда, что бог услышит твое бормотание и изменит свои планы насчет твоей жизни. Если он всезнающий и всемогущий, то он и так в курсе всех жизненных событий, он уже все расписал, по полкам расставил, он так решил. А ты уговариваешь его изменить решение. Но, если он его изменит, значит, он либо не всеведающий, либо изначально знал, что ты к нему обратишься, а он свое решение изменит. Тогда почему сразу не изменил? Зачем ждал, всемилостивый, когда человеку станет плохо, и он обратится к богу?

Я все время недоумевал, зачем же нужно это делать так регулярно? Потом прочитал Библию и понял. Ответ кроется в Евангелии от Луки. Вот что там говорится.

В одну из своих встреч с учениками Иисус поведал о том, что необходимо постоянно молиться, а также о том, почему Бог спасает не сразу. Но не напрямую, а, как обычно, в своей любимой манере. То есть в виде притчи.

Вот был в городе один судья. Безбожный и бессовестный тип. А к нему ходила одна вдова. Но заниматься ее делами судье не хотелось, и он, как мог, тянул время. Но вдова не отставала и в конце концов так достала судью, что тот все-таки взялся за ее дело. Вот так же и Бог поможет только в том случае, если к нему регулярно взывать. А лучше не просто взывать, а вопить, да еще день и ночь. Интересно, когда другими делами заниматься?

Чтобы никто не подумал, что я все это выдумал, процитирую первоисточник. Итак, Евангелие от Луки, глава 18.

18.1. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

18.2. говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

18.3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

18.4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

Для чего нужно молиться
Когда нужно молиться
Какие бывают молитвы

Для чего нужно молиться.

Нужно непрестанно и неусыпно бдеть на страже сердца своего. Если и зародится в уме какая-либо греховная мысль (от них невозможно уберечься), но если не примем ее к сердцу и не соизволим к ней пожеланием, пролетит она, как ветер, пролетит и не воротится. Для сего потребна молитва искренняя, сердечная, сыновняя молитва к Богу. Прп. Варнава Гефсиманский

Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно – во всю жизнь, это – тайный помысл его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение... Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Одного только настоятельно и неотступно ищи (в молитве), чтобы не отпасть от Бога. Прп. Максим Исповедник

Как ангелы всегда пред лицем Бога, так и нам надо стараться. Они приносят жертву хвалы, а мы – сокрушения. Свт. Феофан Затворник

Молитвою мы отмаливаем грехи свои. Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать – что нам полезно и что вредно. Закон Божий

Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас (Лк. 18, 7), т.е. не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения, что нужно нам утомиться, увидеть нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе.
Молитва, как беседа с Богом, сама собою – высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, – и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Кто непрестанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнется: а если бы это и случилось, то не падет совершенно. Ибо молитва есть благочестивое понуждение Бога. Прп. Иоанн Лествичник

Хотя Бог знает наши нужды, но молитва нужна для очищения и просвещения нашей души. Хорошо стоять на солнце: и тепло, и светло, – так и на молитвах пред Богом – нашим духовным Солнцем, и согреваешься, и просвещаешься. Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Свт. Игнатий Брянчанинов

Молитва – духовный барометр и термометр... Барометр определяет, как тяжел или легок воздух, и молитва показывает, насколько высоко хладен дух наш в его общении к Богу. Свт. Феофан Затворник

Молитвою пророк заградил уста львов, и три отрока угасили пещь огненную. Прп. Серафим Саровский

Пред начинанием всякого дела приноси молитву Богу, привлекай благословение Божие на дела твои, и ею суди дела твои: помышление о молитве останавливает от дел, противных заповедям.
Кто пред всяким делом и словом обращается молитвою к Богу о вразумлении, помощи и благословении, тот совершает жительство свое как бы под взорами Бога, под Его руководством. Навык к такому поведению удобен; ничего нет быстрее ума, сказал Великий Варсонофий, ничего нет удобнее, как возводить, при всякой встречающейся нужде, ум к Богу.
Свт. Игнатий Брянчанинов

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего и ее удобнее всего всякому исправлять. Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся... Она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете, сил нет этого исполнить; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность – и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику. Прп. Серафим Саровский

Некоторому старцу дана была благодать видеть сокровенное. Он сказывал: я видел в общежительном монастыре, что один из братий занимался в келлии умною (Иисусовою) молитвою, а пришедший демон стоял вне келлии. Доколе брат занимался умною молитвою, демон не мог войти в келлию; но только что брат перестал заниматься ею, – демон вошел. «Отечник»

Попущение демонам искушать нас необходимо для нашего преуспеяния: противодействуя нашей молитве, они вынуждают нас изучиться особенно искусному употреблению этого меча. Мечом молитвы сокрушается огненный меч херувима, стерегущего путь к древу жизни, и победитель соделывается причастником живота вечного. Свт. Игнатий Брянчанинов

Враг, зная благость Божию и силу молитв, всячески старается отвратить нас от молитвы, или во время молитвы рассеивает ум наш, запинает нас разными страстями и пристрастиями житейскими. Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Молитва усвояет человека Богу. С невыразимой завистию и ненавистию взирают на ее действие падшие ангелы, перешедшие падением от усвоения Богу к страшной, безумной вражде к Нему. Разнообразными искушениями они стараются поколебать молящегося, отвратить от спасительнейшего подвига, исторгнуть у него то преуспеяние и блаженство, которое без сомнения доставятся подвигом. А потому желающий посвятить себя упражнению молитвою должен благовременно приготовиться к скорбям, чтоб не приходить в недоумение и смущение, когда они постигнут его, чтоб мужественно противостать им силою веры и терпения. Прп. Нил Синайский

Все виды бесовской прелести... возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние. Свт. Игнатий Брянчанинов

Покаяние – лестница, возводящая нас туда, откуда ниспали. Прп. Ефрем Сирин

Грех – это рана, покаяние – лекарство. Свт. Иоанн Златоуст

Надо омываться от грязи, а молитва есть омовение от духовной грязи, т. е. от грехов, особенно – слезная. Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Христос поручился за нас на условии покаяния: отвергающий покаяние отвергает Спасителя. Прп. Марк Подвижник

Первое обнаружение, первое движение покаяния – плач сердца. Это – молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.
Молитва заповедана Господом, так как и покаяние. Конец молитвы, так как и покаяния, указан один: вход в Царство Небесное, в Царство Божие, которое – внутри нас. Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное (Мф. 4, 17).
Свт. Игнатий Брянчанинов

Поспешим сеять слезы покаяния, чтобы пожать радость спасения. Блж. Августин

Не медли, грешник, обратиться ко Господу, чтобы вместо милости Божией не дознать на себе Суда Божия. Свт. Тихон Задонский

Тот, Кто обещал прощение во грехах кающемуся, не обещал согрешающему завтрашнего дня. Свт. Григорий Двоеслов

Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение. Прп. Амвросий Оптинский

Ныне время благоприятное каяться и плакать о грехах, молиться, творить добро всем; но в будущем веке все это прекратится. Свт. Тихон Задонский

Когда нужно молиться.

Когда и как долго следует молиться? Апостол Павел говорит: "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5:17). Святитель Григорий Богослов пишет: "Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать". В идеале вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой.
Многие беды, скорби и несчастья происходят именно оттого, что люди забывают о Боге. Есть ведь и среди преступников люди верующие, но в момент совершения преступления они не думают о Боге. Трудно представить себе человека, который пошел бы на убийство или воровство с мыслью о всевидящем Боге, от Которого никакое зло нельзя скрыть. И всякий грех совершается человеком именно тогда, когда он о Боге не помнит.
Большинство людей не способно молиться в течение всего дня, поэтому нужно находить какое-то время, пусть даже краткое, чтобы вспоминать о Боге.
Утром вы просыпаетесь с мыслью о том, что предстоит сделать в этот день. Прежде чем вы начнете работать и погрузитесь в неизбежную суету, посвятите хотя бы несколько минут Богу. Встаньте перед Богом и скажите: "Господи, Ты дал мне этот день, помоги мне провести era без греха, без порока, сохрани меня от всякого зла и несчастья". И призовите благословение Божие на начинающийся день.
В течение всего дня старайтесь почаще вспоминать о Боге. Если вам плохо, обратитесь к Нему с молитвой: "Господи, мне плохо, помоги мне". Если вам хорошо, скажите Богу: "Господи, слава Тебе, благодарю Тебя за эту радость". Если вы волнуетесь о ком-то, скажите Богу: "Господи, я беспокоюсь о нем, мне больно за него, помоги ему". И так в течение всего дня – что бы с вами ни происходило, обращайте это в молитву.
Когда день подойдет к концу, и вы будете готовиться ко сну, вспомните прошедший день, поблагодарите Бога за все хорошее, что произошло, и принесите покаяние за все те недостойные поступки и грехи, которые вы в этот день совершили. Попросите у Бога помощи и благословения на предстоящую ночь. Если вы научитесь так молиться в течение каждого дня, вы скоро заметите, насколько более полновесной будет вся ваша жизнь.
Часто люди оправдывают свое нежелание молиться тем, что они слишком заняты, перегружены делами. Да, многие из нас живут в таком ритме, в каком не жили люди древности. Иногда нам приходится в течение дня делать множество дел. Но в жизни всегда есть какие-то паузы. Например, мы стоим на остановке и ждем трамвая – три-пять минут. Едем в метро – двадцать-тридцать минут, набираем телефонный номер и слышим гудки – "занято" – еще несколько минут. Используем хотя бы эти паузы для молитвы, пусть они не будут потерянным временем.

Какие бывают молитвы.

Мы пробуждаемся от сна и благодарим Господа за то, что Он сохранил нас в ночи, благодарим по окончании дела за помощь, после вкушения пищи – за то, что Он дал нам ее, а вечером, отходя ко сну, возносим слова благодарности за проведенный день. Мы благодарим и славим Господа, когда все в нашей жизни обстоит благополучно. – Такие молитвы называются благодарственными, а само молитвословие благодарением.

В огорчениях, неприятностях, горестях и скорбях усиливается наша молитва. Слезы – частые спутники ее. Мы взываем к Господу, просим о помощи. Просим не оставить нас в горести, а наставить и утешить. А как важна и необходима молитва, когда несчастье случается с нашими близкими – родственниками или друзьями. Преподобный Серафим Вырицкий, великий молитвенник и святой говорил: "И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу".

Молитвы, в которых мы просим Господа о чем-то, называются просительными, а само молитвословие называется прошением.

Человек постоянно согрешает, провиняется перед Богом. Поэтому должен молиться о прощении, каяться в совершенных им грехах.

Такие молитвы называются покаянными. О чем бы мы ни просили Господа, обращаясь к Нему, сначала нужно покаяться, а потом уже просить о наших нуждах. То есть любая просительная молитва начинается с покаяния.

Приступая к молитве, надо примириться с теми, кого обидел, кому причинил зло, а потом уже со вниманием и благоговением встать на молитву. Потому что, как мы будем просить что-нибудь у Бога, имея нечистое сердце, как будем просить о прощении, если сами не простили своему ближнему даже малых обид?

По предметам апостол различает четыре вида молитв: молитвы, моления, прошения, благодарения (1 Тим. 2, 1). Молитва есть моление или умаливание о грехах, когда кто, пришедши в сокрушение о содеянных им настоящих или прошедших грехах, испрашивает прощения в них; моление бывает, когда кто, молясь, что-либо приносит или обещает Богу, говоря: «я то и то сделаю, только ущедри, Господи!»; прошение бывает, когда, находясь в горячности духа, возсылаем молитвы за других, о тех, кого мы любим, или о мире всего мира; благодарение – когда ум приносит Богу благодарность и славословие, вспоминая прошедшие благодеяния Божии, или видя настоящие, или прозревая, какие в будущем уготовал Бог блага любящим Его. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин

Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, во что одеться, чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными.
Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения – каяться. Такие молитвы называются покаянными.
Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться, и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.
Закон Божий

Что значит поемое часто в церкви Господи, помилуй? Это вопль виновного и осужденного на казнь, просящего помилования. Мы все повинны вечному проклятию и вечному огню за свои бесчисленные грехи, и только благодать Господа Иисуса Христа, ходатайствующего о нас пред Отцем небесным, спасает нас от вечного наказания... Это вопль кающегося и изъявляющего твердое намерение исправиться и начать новую жизнь, подобающую христианину. Это вопль грешника кающегося, который готов сам миловать других, как безмерно помилованный и милуемый Богом, Судиею дел его. Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Господи, благослови!

Эту молитву произносим мы при начале каждого дела.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: «Слава Богу» (или, как еще принято: «Слава Тебе, Господи!»). Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милость к нам.

Боже, будь милостив ко мне, грешному.

Это молитва мытаря (сборщика податей), покаявшегося в своих грехах и получившего прощение, как видно из притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).

Иди мытаревым путем, и спасешься... Прп. Амвросий Оптинский

Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Молитва эта называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Поэтому эта молитва – самая главная молитва из всех.

Всевозможно старайся о том, чтобы славился чрез тебя Отец твой, Иже есть на небесех. Прп. Антоний Великий

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Исключительно важное значение Церковь придает Молитве Иисусовой... Монашествующие должны повторять ее постоянно, а живущим в миру предлагается пользоваться ею для отражения всякого дурного движения души и при совершении всякого ответственного дела. Православный катехизис

Молитва Иисусова – это общее дело у человеков с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию... нет иного такого оружия, которое бы более ее посекало бесов; она опаляет их, как огонь попаляет терние. Эта молитва, как огонь, разжигает всего человека и приносит ему невыразимую радость и веселие, так что он от радости и сладости забывает об этой жизни и все в веке сем считает за сор и пепел. Прп. Паисий Величковский

Лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою, потому что только Он, один Господь, яко Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства. Прп. Исихий

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Молитву эту (ангельскую песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое») нужно читать три раза в честь трех Лиц Святой Троицы.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва эта – просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно. Слова: «имене Твоего ради» относятся опять ко всем трем Лицам Святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то и имя у Него одно, а поэтому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».

Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

– Почему?

– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога