Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ознакомление с окружающим миром тема дикие животные. Занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром "дикие и домашние животные"

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Дикие животные»

Подготовила:

Педагог дополнительного образования,

Ладынская Н.А.

Липецк- 2016

Цель: научить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилища, еда).

2.Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».

3. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие:

1. Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание.

Воспитывающие :

1.Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и бережное отношение к животным.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Оборудование:

Техническое оснащение:

    компьютер;

    мультимедийный проектор, экран.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением диких животных.

Предметные картинки.

Конверт с письмом.

Игрушка белочка.

1. Организационный момент.

Педагог:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку.

Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к вам придет на занятие.

Кто по елкам скачет ловко

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?

Правильно, это белка. А вот и она. А что это у нее в руке? Какое - то письмо.

Педагог читает его:

«Срочно приходите,

Срочно помогите.

Нас волшебник напугал.

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мя есть.

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, помогите.

И нас срочно помирите. «Жители леса».

2. Педагог:

Ребята, скажите, а кто же это - жители леса? Назовите.

Дети перечисляют животных.

Педагог: А как называют животных, которые живут в лесу?

Ответы детей: Дикие, лесные.

Педагог: А почему?

Ответы детей: Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах.

Педагог: Ребята, можем мы им помочь?

Ответы детей.

Педагог: Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

1, 2, 3, 4, 5 - в лес идем зверей спасать. Звучит музыка - пение птиц.

Вот мы с вами и в лесу.

3. Дидактическая игра. «Угадай по описанию».

Педагог:

Ребята, мы пришли в лес. Посмотрите, на лесной полянке растут не грибы, а лежат белые карточки. Интересно, а что скажет белочка?

Педагог от имени Белочки:

Это волшебные карточки. Злой волшебник заколдовал наших лесных жителей… Теперь в лесу тихо и грустно. Если вы выполните задания и отгадаете загадки волшебника, то колдовство постепенно исчезнет.

Как только догадаетесь, кто это, карточку можно будет перевернуть.

Злой, голодный, серый (волк);

Маленький, длинноухий, серый или белый (заяц);

Рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса);

Большой, неуклюжий, косолапый (медведь);

Маленький, колючий, серый (еж).

По мере называния открываются предметные картинки и появляются животные.

Педагог : Вот, белочка, дети назвали лесных зверей.

Педагог от имени Белочки:

Вот спасибо, ребятки, отгадали все загадки. Скоро в нашем лесу снова наступит веселье!

Педагог : А теперь, ребята мы присядем на лесные пенечки и назовем детенышей животных.

4. Пальчиковая гимнастика.

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

А кого из лесных зверей мы не назвали? (ежонка).

5. Стихотворение. «Есть у каждого свой дом».

Педагог:

Белочка, а Полина хочет рассказать тебе стихотворение.

У лисы в лесу глухом,

Есть нора - надежный дом.

Под кустами еж колючий,

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

6. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Педагог: Ребята, Белочка хочет узнать, а знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

Ответы детей.

Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове.

А есть ли дом у зайца?

Ответы детей: нет, он прячется под кустами.

Педагог от имени Белки:

А где живу я, - знаете?

Ответы детей: в дупле.

7. Дидактическая игра «Кто, что любит».

Ребята, волшебник заколдовал зверей так, что они забыли, что им есть и что им пить. Давайте поможем им. Вы ведь знаете, чем питаются дикие животные.

На столах у вас лежат предметные картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите, какое животное любит это есть.

Предметные картинки: малина, мед, шишки, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава.

Дети:

Заяц любит морковку, капусту.

Белка - орешки, грибы.

Еж любит грибы, яблоки.

Медведь - мед, ягоды.

Педагог от имени Белочки: Спасибо, ребята, спасли вы зверей, не дали умереть от голода.

Я хочу вам показать, как звери передвигаются.

Физкультминутка «Кто как передвигается».

Жарким днем лесной тропой,

Звери шли на водопой.

За мамой лисицей крался лисенок.

За мамой ежихой катился ежонок.

За мамой медведицей шел медвежонок.

За мамою белкой скакали бельчата.

За мамой зайчихой косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

8. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Педагог от имени Белочки: Ребята, я хочу с вами поиграть, я называю начало предложения, вам нужно его закончить, называя противоположное по смыслу слово.

Заяц зимой белый, а летом …

У зайца хвост короткий, а уши …

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а лиса в …

Лиса хитрая, а заяц…

Заяц пушистый, а еж…

Педагог от имени Белочки :

Молодцы, ребята, справились с заданием.

9. Дидактическая игра. «Четвертый лишний».

Педагог от имени Белочки: Злой волшебник всех зверей перепутал. Помогите узнать, кто же здесь лишний.

Лиса, медведь, заяц, дятел.

Волк, еж, конь, лиса.

Заяц, слон, медведь, белка.

Ежонок, медведица, зайчонок, лисенок.

Курица, белка, еж, лиса.

10. Педагог от имени Белочки:

Ребята, расскажите теперь про диких животных, чтобы злой волшебник не смог их больше заколдовать. Вспомните, чем питаются, где живут, какие части тела есть у них, как называются их детеныши.

1-2 ребенка выбирают животное и описывают его.

Белка - дикое животное. У нее пушистый хвост. Она живет в дупле. Запасает на зиму грибы, орехи. У нее есть бельчата.

Волк - дикое животное. У него есть голова, 4 лапы. Туловище его покрыто серой шерстью. У него большие, острые зубы, длинный серый хвост. У волка есть волчата. Живут они в логове.

Аналогично описываются остальные животные.

Белочка благодарит детей за помощь и предлагает им угощение - грибочки. Дети благодарят белочку за угощение.

Педагог:

А нам с вами пора возвращаться в наш Центр. Скажем волшебные слова.

1, 2, 3, 4, 5 - в Центр мы пришли опять.

Нина Сайгина
НОД Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»

Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов »

Программное содержание :

Расширить интерес детей к объектам природы, расширить кругозор и представление детей об изменениях в жизни зверей осенью; обогащать словарь детей.

Воспитывать любознательность

Предварительная работа :Рассматривание карточек для занятий в д/с и дома «Расскажите детям» диких животных ) Чтение и обсуждение

Сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек» , ,

Е. Чарушин «Олениха с оленятами» , «Лосиха с лосенком» , «Рысь»

Дидактические игры «Чья морда, лапы, хвост» , «Скажи со словом много» Чтение и обсуждение

Сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек» , «Про зайца – длинные уши, короткий хвост» ,

Е. Чарушин «Олениха с оленятами» , «Лосиха с лосенком» , «Рысь»

Заучивание стихов «Зайка» В. И. Мирясов

Материалы. Слайды «Дикие животные » ,картинки из серии «Дикие животные »

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель : - Сядет тот, кто правильно ответит.

Воспитатель :- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый? Заяц

Воспитатель :- Бурый, косолапый, неуклюжий? Медведь

Воспитатель :- Серый, злой, голодный? (как догадались) Волк

Воспитатель :- Хитрая, рыжая, ловкая? Лиса

Воспитатель :- Проворная, запасливая, рыжая или серая? (Белка)

Воспитатель :- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала(. Еж)

Воспитатель :- - аккуратный, трудолюбивый. (Барсук)

Похож он на свинью,но с клыками (кабан)

Моет в речке свою пищу,чтоб была она почище

А чистюля тот …Енот

Не нужны нам топоры

Мы строители … бобры

Не боюсь в лесу врага

Есть копыта и рога. лось

2. Основная часть.

Воспитатель :- Как их всех можно назвать, одним словом?

Дети :- Животные .

Воспитатель :- Почему?

Дети :- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.

Воспитатель :- Где живут эти животные ?

Дети :- В лесу

Воспитатель :- Как они называются?

Дети :- Дикие животные

Воспитатель :- Почему их так называют?

Дети :- Сами себе добывают пищу

Воспитатель :- А как еще по-другому их называют?

Дети :- Звери

Воспитатель :- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа поздней осенью, говорили о Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.

Воспитатель

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом.

(Белка)

Воспитатель : - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?

Дети : - Дупло

Воспитатель : - Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Воспитатель : - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Воспитатель : - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Дети :- Заяц.

Воспитатель : - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?

Дети :- Серого

Воспитатель : - А к зиме постепенно белеет : сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)

А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

Воспитатель : - А как заяц себе домик устраивает?

Воспитатель : - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать : обгладывать кору упавших деревьев.

Воспитатель : - Послушайте и отгадайте, чей это голос?

Дети : - Это лиса

Воспитатель : - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Воспитатель : - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.

Воспитатель : - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.

Воспитатель : - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.

Воспитатель : - Послушайте еще один голос.

Воспитатель : - Кто это?

Дети :- Волк.

Воспитатель : - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.

Воспитатель : - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?

Дети : – В логове

Воспитатель : - Но есть еще интересные дикие животные , о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?

Вот так звери

Нор не роют

Но зато плотины строят

Все они одеты в шубы

Инструмент не пилы-зубы

Воспитатель : - Жилище у бобров называется так интересно - хатка

Воспитатель : - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.

Воспитатель : - А как называют детенышей бобра?

Дети : - Бобрята.

Воспитатель : - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного , посмотрите на слайд, вы его узнаете.

Воспитатель : - Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистоплотные животные . Питаются они насекомыми, личинками, червяками.

Воспитатель : - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного .

Воспитатель : - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.

Воспитатель : - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?

Дети :- Они служат для обороны от хищников.

Воспитатель : - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?

Дети :- Копыта

Воспитатель : - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Воспитатель : - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

Воспитатель : - А почему?

Воспитатель : - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит : устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.

Воспитатель : - А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа

Физминутка. Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть .

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку .

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Д/и «Кто лишний?»

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса - мелкими животными .

2) медведь, белка, ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка - нет

3) волк, заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк - нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге

Д/и «Подбери признаки»

Посмотрите на картинки и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?

Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.

Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.

Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.

«Подбери действия»

медведь – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.

Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,

Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает

– Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду) .

Молодцы! А вы умеете составлять загадки?

Скажи наоборот.

Упражнение " Закончи предложение. "

Медведь большой, а заяц … (маленький)

У волка хвост длинный, а у медведя … (короткий)

Белка слабая, а волк … (сильный)

Д/и «Кто,где живет?»

Где живет медведь? Берлога чья?

Где живет лиса? Нора чья?

Где живет белка? Дупло чье?

Где живет волк? Логово чье?

Воспитатель :- О ком мы сегодня говорили?

Почему их называют дикими ?

А кто зимой впадает в спячку?

Назовите жилище диких животных ?

Что интересного вы еще узнали?

Разделы: Работа с дошкольниками

Ход занятия

Дети сидят за партами.

Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы с вами пойдем на экскурсию в необычный музей. А что такое - музей? Какие бывают музеи для чего люди ходят в них?

Я буду вашим экскурсоводом. Кто такой экскурсовод?

Перед тем как отправиться в музей, давайте вспомним, как там надо себя вести.

Правильно, надо внимательно слушать экскурсовода и отвечать только тогда, когда он задает вопросы и самим задавать вопросы.

Перед тем как отправиться на экскурсию, давайте отметим на горе знаний наш уровень подготовленности. Как вы думаете, где мы находимся и почему именно здесь?

Да, мы уже не в самом начале пути познаний, вы уже узнали много интересного и продвинулись на ступень вперед, но нам еще предстоит узнать и открыть для себя много новых знаний. И в конце занятия мы с вами посмотрим, сделали ли мы новые открытия и продвинулись ли вперед. Хотите ли вы подняться еще выше?

На стене оформлены материалы по 3 залам:

1 зал: Северный полюс – картина;

2 зал: Тундра – кроссворд;

3 зал: Тайга – смешанный лес (перевернутые картинки с изображением животных – отгадки).

Сейчас встали и прошли за мной в наш необычный музей.

Посмотрите, какой необычный зал. Здесь висит только одна картина. Внимательно осмотрите ее и скажите, куда мы попали? (В Арктику, на Северный полюс).

Но, если мы попали на Северный полюс, то, какое несоответствие есть в картине? (Художник перепутал места обитания бурого медведя и оленя).

А почему эти животные не могут здесь жить? (Круглый год зимой и летом холодно. Здесь ледяная пустыня: нет растений и эти животные не приспособлены здесь жить: мех, окраска, пища).

Какие животные обитают в Арктике?

Так, что же надо иметь животным на Северном полюсе, чтобы выжить?

Закрепить надпись “Северный полюс” и картинки с этими зверями на Северном полюсе (делает учитель).

Ребята, давайте вспомним, а где мы с вами живем?

Правильно, на Крайнем севере, в зоне тундры.

А знаете ли вы, какие животные у нас обитают, вот это мы с вами сейчас и проверим.

Посмотрите, что это такое у нас здесь висит? (кроссворд: волк, олень, песец, заяц)

Назовите этих зверей.

На какие две группы можно разделить этих зверей и почему. Чем они отличаются друг от друга? (травоядные и хищники).

Скажите, так чем отличается зона тундры от Арктики?

Хоть у нас и вечная мерзлота и верхний слой земли очень небольшой, но, тем не менее, у нас все равно есть растительность и поэтому животных становится больше: есть не только хищники, но и травоядные.

А каких еще вы знаете зверей, которые обитают у нас на Крайнем Севере?

Некоторые из них занесены в Красную книгу. Какие? Что это за книга, кто может объяснить?

Вот послушайте стихотворение:

Их осталось очень мало,

Трудно выжить им сейчас,

Смотрят со страниц и просят

Защитите, люди, нас.

Давайте поместим этих зверей в их климатическую зону. (учитель прикрепляет название зоны, дети – картинки).

А теперь, чтобы узнать в какой зал мы с вами пришли, надо отгадать загадки:

По снегу петляла -
Следы заметала.
И скрылась плутовка в чащобе лесной,
Охотник угнаться не мог за …

Ох, мохнатый, ох, большой
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жует,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …

С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.

Трав копытами касаясь,
Ходит по полю красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (лось).

Молодцы! А сейчас будут загадки-обманки, будьте внимательны.

Клубком свернулся, ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий …

В чаще, голову задрав,
Воет с голоду …

После каждой загадки ответы переворачиваются.

Посмотрите, сколько зверей у нас появилось. Как вы думаете, где они живут и почему их так много? (В тайге и смешанных лесах: там, где теплее, много растений, пищи).

Давайте поместим их на карту: туда, где они живут. (учитель - название зоны, дети - картинки).

А сейчас я хочу предложить вам игру, которая называется: “Отгадай-ка”. Вам надо подумать, вспомнить повадки зверей и изобразить какое-нибудь животное. Один будет показывать, но перед этим мне на ушко скажет, кого он хочет изобразить, а остальные отгадывать. 5-6 человек.

Молодцы, как вы хорошо показали этих животных. А теперь все изобразите зайчика. И сейчас все зайчики будут заниматься зарядкой.

Физкультминутка.

Зайки белые сидят и ушами шевелят,
Вот так, вот так, - и ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть,
Надо лапки им погреть.
Вот так, вот так, - надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять,
Надо зайкам поскакать.
Вот так, вот так, -
Надо зайкам поскакать.

Наша экскурсия закончилась, но занятие еще продолжается. Вам понравилось в музее? Что нового вы узнали, а что повторили?

На доске схематическое изображение животных: хищники, травоядные, всеядные.

Прошли, сели за парты.

Посмотрите, у вас на партах лежат картинки с изображением разных животных. Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

Ваша задача:

1 ряду – надо найти хищников

2 ряду – найти травоядных

3 ряду – всеядных

(белка, еж, медведь)

Проверим.

Какие животные у нас хищники?

Какие животные - травоядные?

Какие животные - всеядные?

И объясните почему.

Что вы открыли нового для себя. Что вас удивило? О чем хотите рассказать маме и папе.

Как вы думаете, мы продвинулись вперед по горе знаний?

Но посмотрите, как нам еще далеко надо идти вперед, как много всего надо будет узнать. Что для этого надо сделать?

Для этого надо будет много заниматься не только в школе, но и дома, надо читать книги, ходить в музеи, библиотеки. И с каждым открытием, новым знанием мы будем продвигаться все дальше и дальше по дороге к вершине “горы знаний”.

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 45 комбинированного вида Кировского района Санкт - Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Дикие животные наших лесов"

Воспитатель: Осипова С.А.

январь
2015

Цели:
1. Учить детей воспринимать на слух образное содержание рассказа "Как зайчонку маму искали";
2. Закрепить знание детей о диких животных;
3. Обогащать словарный запас детей по лексической теме.

Образовательные задачи:
1) активизировать словарный запас по теме "Дикие животные";
2) учить отвечать на вопросы полными ответами;
3) учить согласовывать в роде, числе, падеже;

Коррекционные задачи:
1) способствовать развитию слухового внимания;
2) способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;
3) способствовать развитию логического мышления;

Воспитательные задачи:
1) стремиться воспитывать уважение детей друг к другу;
2) стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:
1. Картинки с изображением диких животных,
2. маски диких животных,
3. загадки про диких животных,
4. картина медведя (отдельные части тела).

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.
Вспомним наше правило:
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.

2. Сюрпризный момент "Письмо".
В: Ребята сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла конверт, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте отгадаем её, может, тогда узнаем от кого оно.

Это что за мужичок
Сел у дуба на сучок?
Невелик, да деловит,
Зря нисколько не сидит:
Он без молотка, без рук
По стволу стучит: тук-тук.
Трещинку в коре найдет -
Длинный нос в нее сует,
Вытащит за спинку
Всякую личинку.
Мужичок тот не простой -
Это доктор наш лесной.

Д: Дятел
В: Ну вот теперь мы знаем от кого это письмо. Прочитаем его?
Д: Да
В: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, была метель. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста. А чтобы найти животных, отгадайте загадки:
1. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
3. Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
4. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)
5. Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
В: Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных?
Д: Дикие животные.
В: Животных мы с вами нашли, а помните, в письме дятел говорил, что метель занесла все их домики, поможем отыскать их?
Д: Да.

3. Игра: "Кто, где живет?"

В: Соединим линией дикого животного с его жилищем.
Д: Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.
В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Но у нас еще есть задания от дятла:

4. Игра "Собери животное"

В: Когда дятел летел к нам с письмом, он нёс рисунок животного, но помните была метель, сильный ветер разбросал все части рисунка, давайте найдем и соберем их.
Д: Это медвежья голова. Это медвежье ухо. Это медвежье туловище. Это медвежьи передние лапы. Это медвежьи задние лапы. Это медвежий хвост.
В: Какое животное у нас получилось?
Д: Медведь.
В: Молодцы, справились. Теперь пора отдохнуть.

5. Физминутка "Дикие животные"

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)
В: Ребята смотрите, мы с вами оказались, на сказочной полянке. Давайте присядем и послушаем сказку от дятла.

6. Сказка: "Как зайчонку маму искали"

В: Однажды дятел в лесу услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных, чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – "Мама! Мама!"
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
– Что случилось? Ты потерялся?
– Да я потерял маму.
– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?
– Нет,– горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.
– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
– Нет,– продолжал плакать малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.
– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?
– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?
– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?
– Моя мама самая красивая!
– Знаем, знаем, – загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы. И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!

В: Дети, а вы узнали этого малыша?
Д: Это зайчонок.
В: Расскажите, какая у него мама?
Д: У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные.
В: Какие животные предлагали стать его мамой?
Д: Белчиха, ежиха, лисица, медведица.
В: А вы рады, что зайчонок нашел свою маму?
Д: Да.
В: мы с вами нашли зайчонку маму, давайте и другим лесным малышам отыщем их мам. Но прежде чем мы их отыщем, давайте поиграем с пальчиками.

7.Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки (стучать кулачками по столу)
Лисичке – сестричке,
Волчице, ежихе,
Мишки косолапому,
Заиньке усатому. (Загибать пальцы на каждого животного, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)

8.Игра: " Найди маму".

В: На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша. Вы должны обвести изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке.

9. Игра "Чем бы мы угостили животных?"
(Дети раздают диким животным те продукты, которыми они питаются)

10. Итог занятия.
Молодцы вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые вам
предложил дятел в своем письме.
Дома нарисуйте, пожалуйста, любое дикое животное для нашего стенда «Юный эколог», а родителей попросите вам помочь.

Разделы: Работа с дошкольниками

Занятие охватывает большой объем программного материала по теме “Дикие животные”, а также знакомит детей с дикими животными Кемеровской области. Занятие построено с учетом возрастных особенностей дошкольников, в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний дошкольников и спланировать дальнейшую работу.

Дикие животные нашего края

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель занятия : обобщить знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные

  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным
  • Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность

Развивающие

  • Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;
  • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат т.д.).

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
  • Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;
  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
  • Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмакова “Медведь”, А. Блок “Зайчик”.
  • Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
  • Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.
  • Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Иллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей.

Список литературы:

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.
  2. Волина В. Праздник Букваря. М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  3. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.
  4. Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002.
  5. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
  6. Степанов В.А. Природа родного Кузбасса,

Интернет ресурсы:

  1. gsmnet.ru/logzhiv/logzhiv110.htm
  2. http://www.twirpx.com/file/618203/
  3. http://lik-kuzbassa.narod.ru/liki-zemli-kuzneckoy.htm

Ход занятия

Часть I

Введение

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о диких животных. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Серенькая, маленькая,
хвост как шило. (Мышь)

С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
знайте, дети, это…(Лось).

Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (Кабан).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

– Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

– О животных.

– Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

Часть II

Рассказы детей о диких животных

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру “Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.

Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.

Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

План

    Название животного.

    Что умеет делать?

    Чем питается?

    Как называют его детёнышей?

    Как называется его жилище.

Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Часть III

Рассказ воспитателя

Животные нашей Кемеровской области

Сегодня на занятии пойдёт разговор о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях, о животных, которые обитали в нашей Кемеровской области много миллионов лет назад, какими они были.

В Кемеровской области из крупных диких животных обитают лось и марал, косуля сибирская и северный олень. Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, рысь и рассомаха.

Есть в нашей области место на берегу реки Кии – единственное в нашей стране “кладбище динозавров”. В окрестностях села Шестаково на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 миллионов лет назад. Здесь был найден скелет динозавра, которого нарекли “пситтакозавр сибирикус”. Это небольшой двухметровый динозавр с необычной формой головы и клювом, как у попугая. Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной. Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клена, дуба и грецкого ореха. Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра. В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Часть IV

Заключение

Воспитатель:

– Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?