Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как правильно читать библию и с чего начать. С чего начать читать библию

Святитель Тихон Задонский, писавший в 18 веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: "Если бы ты получил письмо от царя земного, разве бы ты не читал его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем". И дальше он говорит: "Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним". Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом.

Через 200 лет после слов святителя Тихона, Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос Московское заявление, подписанное также и делегатами Англиканской Церкви достойно суммирует суть православного взгляда на Библию: "Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и Божественно-вдохновлены, и человечески-выражены. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям, в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка. Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании".

Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания, во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви, в-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе, в-четвертых, наше чтение должно быть личным.

Чтение Библии с послушанием

Итак, прежде всего, читая Священное Писание, мы должны внимать в духе послушания. И святитель Тихон, и Московская конференция 1976 г. оба подчеркивают божественное происхождение Библии Священное Писание - это письмо человеку от Бога. Сам Христос обращается к тебе Священное.

Писание - свидетельство Бога о Самом Себе. Оно выражает Слово Божие на нашем человеческом языке Оно вдохновление Богом. Поскольку Сам Бог говорит с тобой посредством Библии, твой ответ должен быть ответом послушания и восприимчивого внимания. Когда мы читаем, мы должны быть открыты Святому Духу.

Но, будучи Богом вдохновленной, Библия в то же время человечески выражена. Это целая библиотека различных книг, написанных в разное время и разными лицами. Каждая книга Библии отражает облик эпохи, в которую она была написана, и особенности воззрений автора. Ибо Бог ничего не изволит делать в отдельности от людей: благодать Божия действует в гармонии с человеческой свободой, Бог не упраздняет нашей личности, но восполняет и совершенствует ее. Так и с написанием Боговдохновленных книг Ветхого и Нового Заветов. Авторы их не были просто пассивным орудием, стенографическим прибором, записывавшим чьи-то слова. Каждый автор Священного Писания вносит в свой труд собственный человеческий талант. Параллельно с божественными аспектами в Священном Писании присутствует и человеческий аспект. Мы должны ценить и то, и другое.

Каждое из Евангелий, например, имеет свои характерные особенности. Святой Евангелист Матфей более подчеркивает значение Христа для иудеев, уделяя при этом особое внимание Царствию Небесному. Святой Евангелист Марк приводит яркие подробности служения Христа, Его попечения о людях, отсутствующие у других. Святой Евангелист Лука выражает всеобъемлющую сторону любви Христовой, Его бесконечное сострадание, распространяющееся в равной степени и на иудея, и на язычника. У святого Евангелиста Иоанна встречается более внутрь-обращенное отношение ко Христу; при этом особо оттеняется божественный свет и пребывание Божие в верующих. Следует в полной мере наслаждаться этой живительной многогранностью Библии и изучать ее.

Поскольку Священное Писание является, таким образом, словом Божиим, переданным на человеческом языке, при изучении Библии допускается добросовестное исследование ее. Осваивая человеческий аспект Библии, мы можем в полной мере использовать данный нам Господом Богом разум. Православная Церковь не исключает научного обсуждения вопросов исторического возникновения и авторств книг Библии.

Однако наряду с этими человеческими подробностями, мы не смеем терять из вида Божественность Священного Писания. Это не просто книги, созданные рядом земных авторов. Мы слышим в Священном Писании не просто обыкновенные человеческие слова, отличающиеся большей или меньшей степенью мастерства и проницательности, а вечное, нерукотворное Слово Самого Бога, божественное Слово спасения. Следовательно обращаясь к Библии, мы обращаемся, не просто из любопытства, с целью получить информацию. Мы обращаемся к Библии с конкретным вопросом, каждый с личным вопросом о самом себе: "Как мне спастись?"

Священное Писание, будучи Божиим словом спасения на человеческом языке, должно пробуждать в нас чувство трепета. Кажется ли тебе иногда, читая или слушая, что все это сделалось слишком знакомым? Не стала ли Библия для тебя в чем-то скучной? Постоянно следует очищать душу, чтобы не отупело восприятие, и в изумлении, новыми глазами смотреть на то, что Господь раскрывает перед нами.

Некоторое время тому назад я видел сон, который отчетливо запомнился мне. Я снова был в том доме, где в детстве прожил три года в школе-интернате. Во сне сперва я проходил через комнаты мне уже знакомые. Затем спутник, водивший меня по зданию, привел меня в другие, которых я никогда раньше не видел - просторные, красивые, полные света. Наконец мы вошли в маленькую часовню с мерцающими свечами и темно-золотистыми мозаиками.

Во сне я сказал своему спутнику: "Как странно, ведь я жил здесь три года, но никогда не знал о существовании этих комнат". А он мне ответил: "А ведь всегда так бывает".

Я проснулся... И что же - это был сон.

Должно испытывать по отношению к Библии именно тот трепет, то ожидание, удивление и радость перед чудом, которые я испытал во сне. В Священном Писании много комнат, в которые мы не входили еще никогда. В нем еще предстоит обнаружить много глубины и величия. Это сознание ощущения чудесного есть необходимый элемент нашего отзывчивого послушания.

Если послушание означает трепет, оно также означает и слушание. Таково первоначальное значение этого слова как в греческом, так и латинском языках

Студентом, я бывало, слушал по радио одну многосерийную юмористическую передачу. В одном эпизоде, помнится, звонит телефон и герой протягивает руку, чтобы снять трубку. "Алло, - говорит он, - алло, алло". Громкость его голоса нарастает: "Кто говорит?". Голос на другом конце: "Это ты говоришь". "А - отвечает он, - то-то я подумал, что голос знакомый". И он кладет трубку.

К сожалению, это притча о том, что слишком часто случается и с нами. Мы лучше говорим, чем слушаем. Мы слышим звук собственного голоса, но не останавливаемся, чтобы расслышать голос собеседника. Итак при чтении Библии первое требование: умолкнуть и - слушать, внимать с послушанием.

Когда мы входим в православный храм, расписанный в традиционном стиле, и смотрим по направлению алтаря, на восток, то видим там, в апсиде, Матерь Божию с воздетыми к небу руками. Так было принято в прежние древние библейские времена (и сегодня так возносят руки священники Православной Церкви) - так и мы должны внутренне настроиться при чтении Священного Писания с руками невидимо воздетыми к небу. Читая Библию, следует уподобиться Преблагословенной Деве Марии, ибо Она - в высшей степени Та, Кто слушает. В день Благовещения Она послушно внимает Архангелу и отвечает "Да будет Мне по слову твоему" (Лк.1:38). Она не смогла бы принять и носить Бога Слова во чреве, если бы прежде того не внимала Слову Божию в сердце Своем. После поклонения пастухов новорожденному Иисусу, о Ней говорится: "А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" (Лк.2:19). И когда Пресвятая Лева находит Иисуса во храме, еще раз говорится: "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лк.2:51). Та же потребность подчеркивается в последних словах Матери Божией, которые сообщает нам Священное Писание, словах сказанных на браке в Кане Галилейской: "Что скажет Он вам, то сделайте" (Ин.2:5); Она завещает это слугам и - всем нам.

Во всех этих случаях Преблагословенная Дева Мария является отображением, живым образом Библейской Христианки. Мы должны уподобиться Ей, слушая Слово Божие, размышляя над ним, сохраняя все в наших сердцах и соблюдая все, что Господь Иисус Христос говорит нам. Когда говорит Бог, следует внимать с послушанием.

Понимание Библии через Церковь

Во-вторых, как сказано в заявлении Московской коференции, "мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви". Наш подход к Библии должен быть не только исполненным послушания, но и церковным.

Именно Церковь говорит нам, из чего состоит Священное Писание. Та или иная книга не потому является частью Священного Писания, что существуют доказательства относительно ее авторства и года написания. Если бы вдруг было доказано, например, что четвертое Евангелие на самом деле написано не святым Евангелистом Иоанном, любимейшим учеником Господа Иисуса Христа, это не изменило бы того факта, что мы, православные, признаем четвертое Евангелие как часть Священного Писания. Почему? Потому что Евангелие от Иоанна принято Церковью и в Церкви.

Именно Церковь говорит нам, что есть Священное Писание, равно как и именно Церковь говорит нам, как должно понимать Священное Писание. Встретившись с эфиоплянином, читавшим Ветхий Завет на своей колеснице, святой апостол Филипп спросил его: "Разумеешь ли, что читаешь?" И эфиоплянин ответил: "Как могу разуметь, если кто не наставит меня?" (Деян.8:30-31). Все мы находимся в состоянии этого эфиоплянина. Слова Священного Писания не всегда понятны без объяснения Бог обращается прямо к сердцу каждого из нас, когда мы читаем Библию: чтение Священного Писания, как говорит святитель Тихон, - это личный разговор каждого из нас со Христом. Но мы также нуждаемся в руководстве. И наша путеводительница - Мать-Церковь. Мы полностью используем собственный разум при содействии благодати Святого Духа; в полной мере используем открытия современных исследователей Библии, но всегда подчиняем частное мнение - свое ли собственное или мнение ученых - соборному многовековому опыту Святой Церкви.

Суть этой православной точки зрения отражена в вопросе к оглашенному в чине принятия его в лоно Церкви. В русской практике: "Признаешь ли, что Священное Писание должно приниматься и истолковываться в согласии с верой, переданной нам Святыми Отцами, которую Мать наша, Святая Православная Церковь, всегда хранила и хранит поныне?"

Чтение Библии должно носить личный характер, но при этом мы не должны ощущать себя изолированными друг от друга, единицами, христианами-одиночками. Мы читаем как члены семьи, семьи Вселенской Православной Церкви. Читая Священное Писание, мы говорим не "я", но "мы". Мы читаем, пребывая в общении со всеми другими членами Тела Христова во всех частях мира и во всех временах. Мерилом понимания смысла Священного Писания является разум Церкви. Библия - книга Святой Церкви.

С чего же следует начать, чтобы обнаружить учение Церкви? Первым шагом следует выяснить как Священное Писание используется в Богослужении. Как, в частности, выбираются библейские чтения к различным праздникам? Мы должны также обратиться к творениям Святых Отцов Церкви и принять во внимание то, как они толкуют Библию. Чтение Священного Писания православными носит, таким образом, и литургический, и святоотеческий характер.

В качестве примера того, в чем состоит литургический метод толкования Священного Писания, руководствуясь тем, как оно используется во время церковных праздников, давайте рассмотрим паремии - чтения из Ветхого Завета, полагающиеся на вечерне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля по гражданскому календарю). Их три: 1) из книги Бытия, 28:10-17 - сон Иакова о лестнице, восходящей от земли до неба; 2) из книги пророка Иезекииля, 43:27 - 44:4 - видение пророком иерусалимского святилища с закрытыми вратами, через которые никто, кроме князя, не может пройти; 3) из книги Притчей, 9:1-11 - начиная со словами: "Премудрость построила себе дом".

Все эти ветхозаветные тексты, выбранные для служб 25 марта (7 апреля) и прочих богородичных праздников, следует понимать как пророчества о воплощении Господа Иисуса Христа от Девы. Пресвятая Дева Мария - лестница Иакова, давшая плоть Богу воплощенному, вошедшему в наш человеческий мир. Пресвятая Дева Мария - врата затворенные; Она, единственная из женщин, которая зачала в девстве и пребывала Непорочной. Пресвятая Дева Мария - тот дом, который Христос "Божия Премудрость" (1Кор.1:24), приемлет как жилище. Если проследить таким образом как подобраны чтения для различных праздников, мы раскрываем многогранность библейского толкования, через сопоставление образов и примеров, которые совсем не очевидны при первом чтении.

Возьмем в качестве другого примера вечерню Великой Субботы, бывшую много веков назад первой частью пасхального всенощного бдения. В ней не менее 15-ти чтений из Ветхого Завета. К великому сожалению, в очень многих храмах большинство из них опускается, и поэтому народ Божий лишен возможности насытиться Библейским их смыслом. Эти 15 паремий, следуя одна за другой, раскрывают перед нами весь план священной истории, выявляя в то же самое время глубокий смысл воскресения Христова. Первое из чтений - из книги Бытия, 1:1-13 - повествует о первых трех днях Творения. Воскресение Христово - это новое Творение. Четвертое чтение - вся книга святого пророка Ионы, в которой описывается, как пророк три дня был во чреве кита, что предвосхищает тридневное воскресение Христово (сравните: Мф.12:40). В шестом чтении рассказывается о переходе израильтян через Красное море (Исх.13:20 - 15:19), которое предвещает новый пасхальный переход Христа от смерти к жизни (ср 1Кор.5:7, 10:1-4). Последнее чтение - повествование о трех святых отроках брошенных в печь, раскаленную огнем (Дан.3), еще один прообраз восстания Христа из гроба.

Таков эффект соборного чтения Священного Писания в Церкви и вместе с Церковью. Изучая Ветхий Завет параллельно с литургикой Святой Церкви и прибегая к творениям Святых Отцов, мы повсюду обнаруживаем все новые путеводящие знаки, ведущие нас к познанию великих таинств окружающих Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Читая Ветхий Завет в сопоставлении с Новым и Новый в сопоставлении с Ветхим (на что и указывает наш церковный календарь) мы открываем единство Священного Писания.

В приходских кружках по изучению Библии полезно назначить кому-то особое занятие: разузнать в какие праздники читается за богослужением определенный отрывок из Ветхого или Нового Завета. Затем можно вместе обсудить, по каким причинам был выбран именно этот отрывок. Другим членам группы можно дать задание по трудам Святых Отцов Церкви, пользуясь в первую очередь проповедями и поучениями св. Иоанна Златоуста. Но следует помнить, что понадобится проявить усердие в поисках, прежде чем найдется то, что ищете. Святые Отцы Церкви обращались к людям иного времени, и читать их надо с умением вникнуть в их эпоху. Протоиерей Георгий Флоровский бывало говорил, что современным православным необходимо обрести святоотеческий образ мыслей. А чтобы этого достичь, мы должны проникнуть глубже поверхностного понимания слов Святых Отцов - в самую суть их внутреннего смысла.

Душа Библии - Христос

Третья особенность нашего чтения Библии состоит в том, что центром его должен стать Христос. Если на Московской коференции 1976 г. говорилось, что "Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым", - то в чем же можем мы обнаружить эти единство и нераздельность? В личности Христа Он - связующая нить, проходящая через все Священное Писание, от первого стиха до последнего. Мы уже упоминали о том, как возникают пророчества о Христе на страницах Ветхого Завета. Был у меня в школе учитель истории любивший подводить итоги словами: "Все взаимосвязано". Это правило отлично подходит к изучению Священного Писания. Ищите взаимосвязывающие, повторяющиеся аккорды и постепенно раскроется все. Часто западные критические исследования Священного Писания применяют методологию анализа, при котором каждая книга разбивается на различные исходные единицы. Связь между ними разрушается и Библия сводится ко множеству первоначальных составных частей. Нам же необходимо увидеть как разнородность, так и целостность Священного Писания, - всеобъемлющее завершение наравне с расщепленными первоисточниками. Православные в целом предпочитают скорее синтетический, нежели аналитический метод исследования. Священное Писание рассматривается нами как единое целое, в котором постоянное присутствие Христа является постоянным связующим началом.

Мы всегда ищем точек соприкосновения между Ветхим Заветом и Новым и находим их во Иисусе Христе. В православии придается особое значение "типологическому" методу истолкования построенному на различии прообразов Христа, событий и символов предвещающих все стороны Его земной жизни и проповеди, на протяжении всего Ветхого Завета. Ярким примером этого является Мельхиседек, царь Селимский, "священник Бога Всевышнего", который поднес Аврааму хлеб и вино (Быт.14:18) и который рассматривается как прообраз Христа не только Святыми Отцами Церкви, но уже и в самом Новом Завете Его апостолами (Евр.5:6; 7:1). Другим примером (как мы уже видели) может послужить Ветхозаветная Пасха предвозвещающая Новую: избавление Израиля от фараона на Красном море предвосхищающее наше избавление от греха смертью и Воскресением Спасителя. Таков метод истолкования, который нам следует применять ко всей Библии. Почему, например, во второй половине Великого Поста в чтениях Ветхого Завета из Книги Бытия занимает такое важное место личность праведного Иосифа? Почему на Страстной неделе читаем мы Книгу св. праведного Иова? Потому что и Иосиф, и Иов - невинные страдальцы, и в своем долготерпении прообразы Господа Иисуса Христа, Чьи невинные страдания на Кресте Церковь готовится в те дни прославлять. "Все взаимосвязано".

Протоиерей Александр Шмеман определяет христианином того человека, который везде, куда бы ни поглядел, видит Господа Иисуса Христа и радуется Ему. Это можно сказать в особенности о христианине, знающем Библию. Именно он, куда бы ни поглядел, видит Христа на каждой странице Священного Писания.

Чтение Святой Библии - сугубо личный процесс

Словами раннего писателя-аскета восточного христианства св. подвижника Марка, "смиренный в мыслях и занимающийся духовным деланием, будет, читая Библию, все относить к самому себе, а не к своему ближнему". Мы, как православные христиане, должны во всем Священном Писании стремиться отнести его слова к себе лично. Следует спрашивать не просто: "Что это означает?", но: "Что это означает для меня?" Священное Писание - это личный разговор между Спасителем и мною: Господь Иисус Христос говорит со мной, а я отвечаю. Это четвертый критерий правильного чтения Библии.

Мне следует смотреть на все повествования Священного Писания как на часть своей собственной личной жизни. Кто такой Адам? Имя "Адам" означает "человек", и поэтому рассказ о падении Адама в Книге Бытия - это рассказ также и обо мне Адам - это я. Это мне говорит Бог "Адам, где ты?" (Быт.3:9). Мы часто спрашиваем: "А где же Бог?" Но в действительности более существенен тот вопрос, который Бог в лице Адама задает каждому из нас: "Где ты?"

Когда, в рассказе о зависти Каина к Авелю, мы читаем слова Божии к Каину: "Где Авель, брат твой?" (Быт.4:9), они обращены к каждому из нас. Кто такой Каин? Это - я. И Бог спрашивает Каина в каждом из нас: "Где брат твой?" Путь к Богу лежит через любовь к другим людям, и иного пути нет.

Отрекаясь от брата, я принимаю вместо образа Божия печать Каина (Быт.4:15) и отрекаюсь тем самым от своего человеческого естества.

Чтение Священного Писания можно разделить на три ступени. Во-первых, воспринимать Священное Писание как священную историю, историю мира от его сотворения, историю избранного народа, историю Бога Воплощенного в Палестине, историю "великих деяний" после сошествия Святого Духа на апостолов. То христианство, о котором говорит Библия, это не идеология, не философская теория, но историческая религия.

Затем сделаем второй шаг. История, изложенная в Библии, - история конкретных отдельных личностей. Мы видим, как Бог являет Себя в определенные времена и в определенных местах, вступая в беседу с отдельными лицами. Он обращается к каждому по имени. Перед нами восстают конкретно-индивидуальные призывы, исходящие от Бога к Аврааму, Моисею и Давиду, к Ревекке и Руфи, к Исайю и пророкам, а затем - к Пресвятой Деве Марии и апостолам. Мы видим как Божественное действие в истории сосредоточивается на отдельных личностях и их судьбах. Любовь Божия объемлет всю вселенную, но Он все же выбирает определенный уголок земли, определенное время и определенную Матерь для Своего божественного воплощения.

Мы должны, таким образом, как можно полнее ощутить во всех подробностях те особые обстоятельства в которых протекают Божии деяния согласно Священному Писанию. Человек, любящий Библию, любит хронологические и географические детали. Православные ревностно почитают Святую Землю, те места, где Сам Христос жил и учил, умер и воскрес. Наилучший путь более глубоко вникнуть в то, что ты читаешь в Священном Писании, - предпринять паломничество в Иерусалим и Галилею. Походи там, где ходил Господь Иисус Христос. Спустись к Мертвому морю, посиди в одиночестве на камнях, проникнись тем, чем был окружен Господь Иисус Христос в течение сорока дней Своего поста в пустыне. Испей воды из колодца, у которого Он беседовал с самарянкой. Пойди вечером в Гефсиманский сад, посиди в темноте под древними оливковыми деревьями и посмотри на светящиеся за равниной огни города. В полной мере переживи конкретную реальность этой исторической местности и унеси пережитое с собою, храня его в памяти при ежедневном чтении Священного Писания.

Затем стоит третий шаг. Пережив библейскую историю во всех ее особенностях и житейских подробностях, мы должны отнести ее непосредственно к себе. Следует сказать себе: "Все эти места и события - не просто нечто отдаленное и давнее, но часть и моего собственного личного сближения с Господом Иисусом Христом. Я как бы становлюсь частью этих событий, этих повествований".

Предательство, например, часть биографии каждого. Разве ты не предавал других когда-нибудь в своей жизни, разве ты не знаешь, что такое быть преданным, и разве память об этих минутах не оставляет навсегда шрамы на твоей, на каждой душе? Значит, читая о том, как святой апостол Петр предал - отрекся от Господа Иисуса Христа и был прощен после Его Воскресении, ты можешь видеть себя на месте каждого из участников этих событий. Представь себе, что пережили сразу после предательства как апостол Петр, так и Господь Иисус Христос, раздели их чувства и сделай их своими Я - Петр; могу ли я в подобной ситуации уподобиться также и Господу Иисусу Христу? Размышляя таким образом над путем к примирению, видя, как воскресший Христос, с любовью и снисхождением возвращает Петра в ряды Своих друзей, видя, как Петр, со своей стороны, имеет мужество принять восстановление их отношений, спроси себя: насколько я похож на Христа по отношению к тем, кто предал меня? И после своих актов предательства способен ли я принять прощение от других, способен ли я простить себя?

Или приведем как другой пример святую Марию Магдалину. Вижу ли я себя в ней? Найдется ли у меня та щедрость, непосредственность, тот порыв любви, которые она проявила, пролив драгоценное миро из алебастрового сосуда на ноги Господа Иисуса Христа? "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много". Или я робок, мелочен, всегда сдерживаюсь, никогда не отдаюсь ничему вполне - ни плохому, ни хорошему? По словам отцов-пустынников: "Лучше грешник, сознающий свой грех и кающийся в нем, чем не грешивший, возомнивший о своей праведности".

Достиг ли я смелости святой Марии Магдалины, ее постоянства и преданности, проявившихся, когда она пошла помазать тело Господа Иисуса Христа во гробе (Ин.20:1)? Слышу ли я, как воскресший Спаситель зовет меня по имени, как ее позвал, и взываю ли я "Учитель" - с ее простотою и полной самоотверженностью (Ин.20:16)?

Читая Священное Писание таким образом - с послушанием, как члены Святой Церкви, находя в нем Господа Иисуса Христа повсюду, воспринимая все как часть своей собственной жизни, - мы сможем сколько-то ощутить многогранность и глубину Святой Библии. И все же нас никогда не покинет чувство, что мы всего лишь начали изучать Святую Библию. Мы похожи на человека, выплывающего на маленькой лодочке в безбрежный океан.

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Евангелие от Иоанна. Глава 8, стих 32).

Перед многими людьми, открывающими для себя богатство Православия, возникает вопрос: «Какие же книги может читать христианин, чему мы должны уделить основное внимание»? Конечно же, на первом месте для христианина стоит Священное Писание – Библия, которая является ни чем иным, как сверхъестественным откровением Бога о Самом Себе и о Своем отношении к миру и человеку, Словом Божиим.

Само слово Библия – греческое и означает «книги». Действительно, Библия представляет сборник, собрание различных книг, написанных различными людьми в разное время. Этот сборник разделяется на две большие части – Ветхий, то есть древний, и Новый Завет. Ветхий Завет был написан до Рождества Христова и рассказывает о подготовке мира и человечества к пришествию Бога во плоти. Новый Завет повествует о спасительном служении Господа нашего Иисуса Христа и о первых годах жизни святой Церкви. Все эти книги объединены воедино лишь по одной отличительной черте, по одному признаку – богодухновенности. Критерием включения той или иной книги религиозного содержания в канон, в состав Библии были ни древность, ни имя автора, но лишь признание всей Церковью ее книгой, написанной под непосредственным влиянием Святого Духа. Церковь, будучи хранительницей благодати Святого Духа, всегда чувствовала идентичность собственной харизмы, благодати с Духом, вдохновлявшим составителя той или иной библейской книги, и именно это становилось поводом для включения книги в состав Священного Писания, которое окончательно сформировалось лишь в начале IV века.

В Церкви всегда существовало уважительное отношение к Священному Писанию и чтение библейских книг было одним из основных моментов богослужения. И сейчас чтение Евангелия – рассказа о спасительном служении, крестном подвиге и воскресении Христа Спасителя воспринимается как один из самых значимых моментов Литургии. Но, к сожалению, немногие наши современники могут ежедневно бывать на всех уставных богослужениях, совершаемых в монастырских и соборных храмах. Да и не во всех приходских храмах существует реальная возможность для совершения ежедневного продолжительного богослужения. И потому каждый христианин должен самостоятельно дома читать Священное Писание. К огромному счастью, Библия есть сейчас почти в каждом доме, достать ее не представляет никакой трудности. Но, к сожалению, многие, называющие себя православными, не утруждаются изучением Слова Божия. Можно с ужасом констатировать тот факт, что люди, стоящие за церковной оградой, лучше знают Библию, чем те, к кому она непосредственно обращена. Именно таким людям хочется напомнить завет святителя Игнатия Брянчанинова, согласно которому каждый христианин должен ежедневно, а не от случая к случаю, читать по одной главе из Евангелия и по две главы из Посланий апостольских, начиная с Книги Деяний и заканчивая Книгой Откровение.

Многие могут возразить: мы начинали читать, но ничего не поняли. Действительно, сразу понять Священное Писание бывает нелегко, но трудности должны не останавливать нас, а наоборот – еще более подстегивать к изучению. Можно воспользоваться святоотеческими комментариями или толкованиями авторитетных богословов, внимательнее вчитаться в текст Библии – и многое станет более понятным и доступным. Конечно же, предваряйте чтение Слова Божия обращением к Господу, молитвой о том, чтобы Бог помог постичь прочитанное. Идеальным вариантом является чтение молитвы «Царю Небесный», которая и обращена к Святому Духу – великому Автору всей Библии.

При первом обращении к Священному Писанию лучше начинать чтение не с Ветхого Завета, а с Нового, и, думаю, именно с Евангелий. Для первого ознакомления можно предложить Евангелие по апостолу Луке как более полное и изложенное в хронологическом порядке или Евангелие по святому апостолу Марку как самое маленькое по объему.

Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь

Просмотрено (301) раз

Цель чтения Библии - познание воли Божией

Открывая Библию каждый из нас надеется найти самый главный ответ на самый главный вопрос «Как мне спастись?»

«При чтении Евангелия, - говорит еп. Игнатий (Брянчанинов), - не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину.

Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это Книга Жизни, и надо читать ее жизнию.

Раскрывая для чтения книгу - Св. Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Бог открыл свою волю ничтожной пылинке - человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля - в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, насколько нужно тебе быть осторожным, благоразумным. Не играй своей участью вечною!»

Важно отметить, что когда у верующего еще не сформировалось христианское мировоззрение (попросту для новоначального) углубляться в изучение исторических подробностей создания Библии, читать тр ды по библейской критике совсем не полезно. Такой человек, за недостатком опыта и знаний, может не правильно истолковать полученную информацию. Чтобы такого не произошло необходимо сначала читать только Священное Писание, все возникшие вопросы задавать священнику, можно записаться в группу изучения Библии в вашем приходе и т.п.

Отметим, что святые отцы никогда не говорили о пользе безграмотности, они сами были высокообразованными людьми (свт. Василий Великий, прп. Симеон Новый Богослов и др.).

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) говорит следующее: «Поскольку Священное Писание является, таким образом, словом Божиим, переданным на человеческом языке, при изучении Библии допускается добросовестное исследование ее. Осваивая человеческий аспект Библии, мы можем в полной мере использовать данный нам Господом Богом разум. Православная Церковь не исключает научного обсуждения вопросов исторического возникновения и авторств книг Библии.

Однако наряду с этими человеческими подробностями, мы не смеем терять из вида Божественность Священного Писания. Это не просто книги, созданные рядом земных авторов. Мы слышим в Священном Писании не просто обыкновенные человеческие слова, отличающиеся большей или меньшей степенью мастерства и проницательности, а вечное, нерукотворное Слово Самого Бога, божественное Слово спасения. Следовательно, обращаясь к Библии, мы обращаемся, не просто из любопытства, с целью получить информацию. Мы обращаемся к Библии с конкретным вопросом, каждый с личным вопросом о самом себе: «Как мне спастись?».

Каким должно быть настроение при чтении Библии

«Как читаем и перечитываем мы строки дорогого нам лица, говорит свт. Тихон Задонский, - останавливаясь над каждым словом, вдумываясь в него и услаждаясь им, обращая мысли и чувства свои к тому, от кого письмо, - так следует читать и Слово Божие: с благоговейным вниманием и детскою любовью, отбросив всякое сомнение и все заботы житейские, вознося свой ум и сердце к Тому, Который в отеческом попечении о нас «послал нам Слово, чтобы исцелить нас» (Пс. 106:20)»

«Читай Евангелие, - заповедует еп. Игнатий (Брянчанинов), - с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испускает луч жизни. Пренебрежение жизни - смерть!»

О чтении Библии как личном процессе

Святой Марк Подвижник говорит следующее о чтении Библии: «Смиренный в мыслях и занимающийся духовным деланием, будет, читая Библию, все относить к самому себе, а не к своему ближнему».

Мы тоже должны, по мере сил, пользоваться этим советом. Митрополит Каллист так объясняет такой совет: «Кто такой Адам? Имя «Адам» означает «человек», и поэтому рассказ о падении Адама в Книге Бытия - это рассказ также и обо мне Адам - это я. Это мне говорит Бог «Адам, где ты?» (Быт.3:9). Мы часто спрашиваем: «А где же Бог?» Но в действительности более существенен тот вопрос, который Бог в лице Адама задает каждому из нас: «Где ты?»».

Каждый христианин должен пережить всю библейскую историю, попытаться применить к себе библейские ситуации, задуматься об их смысле и значении для себя.

Важное замечание дает митрополит Каллист: «Чтение Библии должно носить личный характер, но при этом мы не должны ощущать себя изолированными друг от друга, единицами, христианами-одиночками. Мы читаем как члены семьи, семьи Вселенской Православной Церкви. Читая Священное Писание, мы говорим не «я», но «мы». Мы читаем, пребывая в общении со всеми другими членами Тела Христова во всех частях мира и во всех временах. Мерилом понимания смысла Священного Писания является разум Церкви. Библия - книга Святой Церкви».

В Церкви считается истинным только то, что принято всей полнотой Церкви. В этом процессе участвуют все епископы, митрополиты, патриарх, люди, которых сам Господь призвал на служение и так как в Церкви на земле действует благодать Духа Святаго, то общецерковное решение не может быть ошибочным. Поэтому, при чтении Библии очень важно соотносить свое мнение с общецерковным мнением и придерживаться последнего.

Центр Библии - Христос

Центром христианства является Христос. Мы говорим «Христос воскрес!» - и это благая весть, которая является центром жизни христианина, отвечая «Воистину воскрес!» - исповедуем свою веру. Мы подтверждаем, что действительно в определенное историческое время жил Иисус Назарянин, который был непорочно зачат и рожден от Девы, учил, страдал, умер и воскрес. А воскреснуть, т.е. победить смерть не может никто, кроме Подателя жизни, кроме истинного Бога. Христос принес самое главное на землю - Себя. Он показал каждому человеку значение его самого для Бога, несравнимую ценность человека для Бога. Читая Библию мы должны это осознавать и видеть там Христа.

Протоиерей Александр Шмеман определяет христианином того человека, который везде, куда бы ни поглядел, видит Господа Иисуса Христа и радуется Ему. Это можно сказать в особенности о христианине, знающем Библию. Именно он, куда бы ни поглядел, видит Христа на каждой странице Священного Писания.

Об исполнении Слова Божия

Все чтение Библии заключается в двух целях: в узнавании воли Божией и потом воплощении воли Божией в жизнь.

«Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

«Нет никакой пользы, - пишет святитель Т хон Задонский, - читать и не делать того, чему книга (Св. Писание) учит. Если волю не будешь исправлять, то от чтения злейший будешь, нежели был».

Поэтому когда христианин узнал из Библии что-либо и уяснил себе это верно, то ему необходимо это сразу воплощать в жизнь.

Заключение

К чтению Библии необходимо подготовиться: взять благословение у священника, помолиться, привести свои мысли и чувства в спокойное состояние и приготовиться к разговору с Богом.

Во время чтения необходимо быть очень внимательным, не отвлекаться, стараться все прочитанное осмыслить, понять смысл, попытаться применить к своей жизни. Много читать за один раз не следует, т.к. можно упустить из виду что-то важное. Если возникают вопросы во время чтения, не стремиться только самому находить ответы, а советоваться со священником.

Всегда помнить, что Библия нужна нам как средство для спасения нашей души, ведь в ней содержится воля Божия. Познать которую, мы и стремимся, читая Библию.

Господь наш Иисус Христос спас всех людей и каждого лично. Мы должны думать, что Христос показал каждому из нас, кто мы есть на самом деле. Поэтому христианин читающий Библию и ищет волю Божию, а потом стремиться ее выполнить.

Чтобы не сбиться с правильного пути или не отчаяться каждый христианин не должен самостоятельно читать Библию, а только под руководством опытного наставника (духовника или священника).

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 7.
Как нужно читать Библию

У людей довольно часто возникают весьма странные идеи о том, как нужно читать Библию. Одни относятся к ней, словно это какой-то талисман или амулет. Они открывают книгу наобум и читают первый попавшийся им на глаза текст, будучи уверенными в том, что Бог разговаривает с ними именно так.

Другие поступают в этом случае так, словно Библия - это подобие «шведского» стола, когда выхватывают кусок текста в одном, затем в другом месте и пытаются таким образом найти в них пищу для размышления.

Третьи, повинуясь строгому чувству долга, считают, что они непременно должны начать с самого начала и прочитать каждое слово Священного Писания от Бытия до Откровения.

Такие подходы к чтению Библии оставляют желать много лучшего.

Нельзя отрицать, что молитвенно - т. е. с предшествующей выбору молитвой выбранные наугад весьма ценные тексты иногда могут принести внезапное и весьма необходимое благословение страждущей душе. Но такой метод вряд ли следует рекомендовать для полного и обогащающего понимания Библии. Это может даже привести к непредвиденным умозаключениям, когда беззаботный любитель выборочного чтения может перескочить резко от «Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8) до «Иди, и ты поступай так же» (Лук. 10:37).

Конечно, перескакивание от одного любимого текста к другому лучше, чем когда не читают Библию вообще, но и это весьма поверхностный подход. Пастырский псалом (Пс. 22) на самом деле несет утешение; прекрасно также описание Исаии о пришествии Мессии (гл. 53); попытки Иисуса утешить Своих учеников (Иоанна 14) очень трогательны; рассуждения Павла о любви (1 Кор. 13) - это несравненная литературная жемчужина нравственного учения,

но не следует ограничивать свое представление о Божественной цели Библии, продолжая читать одни и те же места. Это все равно, что жить в прекрасном маленьком саду и никогда не заглянуть за пределы забора, на усеянный цветами луг, возвышающиеся холмы и горы со снеговыми шапками. Ведь вся эта красота находится за его пределами!

Что касается систематического чтения, начиная от Быт. 1:1 до Откр. 22:21 - многие ревностные христиане в виде благочестивого упражнения совершают это ежегодно, воспроизводя в памяти содержание Библии. Для тех, кто уже хорошо знаком с Библией, такое рвение заслуживает всяческой похвалы, но новичку, быть может, не стоит быть столь ревностным читателем. Многие, успешно прочитав Бытие и Исход, постоянно «вязнут» на книге Левит или Второзаконие. Но даже, если они сумеют преодолеть эти трудные книги, то почти наверняка сдадутся к тому времени, когда подойдут к книгам Иезекииля, Даниила или же малых пророков.

Ниже мы приводим несколько советов, которые помогут вам получить удовлетворение от чтения Библии и убедиться в том, какая это по сути прекрасная и чудесная книга:

1. Начинайте чтение с самых простых книг - таких, как Евангелие от Марка. Прочтите его до конца. У вас это не займет много времени, не больше часа.

Здесь помещены самые первые записи о жизни и смерти Иисуса Христа, о которых рассказали очевидцы. Многие встречающиеся здесь ссылки на апостола Петра заставляют предположить, что значительная информация была представлена самим «великим рыболовом», что делает это повествование еще более значимым.

Евангелие от Марка очень динамично, и в процессе постижения текста вы убедитесь, что это не такое сложное чтение. Оно введет вас не только в Новый Завет, но также укажет на основные факторы христианской веры.

2. Затем прочитайте Евангелие от Матфея. Эта книга была написана несколько лет спустя после написания Евангелия от Марка и повторяет ее многие детали. Кроме того, в нем приводится большая часть поучений Иисуса, которые Марк в своем сочинении опустил.

Матфей приводит шесть проповедей Иисуса, причем первой по важности и наиболее всем нам знакомой является Нагорная проповедь. В ней мы находим блаженства, «золотое правило» и молитву Господню.

Во второй проповеди рассказывается о том, как нужно благовествовать (гл. 10); третья (гл. 13) касается Царства Небесного, о чем повествуется в притчах или небольших рассказах; а четвертая (гл. 18) говорит о прощении и смирении.

Пятая проповедь (гл. 23) содержит обличение в адрес фарисеев за их лицемерие; а шестая (гл. 24 и 25) - пророчество о разрушении Иерусалима и конце мира.

Эти шесть проповедей рисуют яркую картину прекрасной вести Иисуса, которую Он провозгласил равно как народу того времени, так и нам с вами.

3. Затем прочитайте Евангелие, составленное Лукой, которого называли первым церковным историком из-за его особого внимания к таким важным деталям, как имя римского императора и год его правления, который восседал на троне, когда Иоанн Креститель начал проповедовать (Лк. 3:1).

Явный интерес Луки к медицине свидетельствует о его гуманном подходе ко многим вопросам, что, несомненно, стало причиной, побудившей его записать притчи о добром самарянине, блудном сыне, о богаче и Лазаре.

После завершения чтения Евангелия от Луки, - а на это у вас не уйдет больше полутора часов, - ваше понимание истинного величия Иисуса еще более возрастет.

4. Теперь приступайте к чтению Евангелия от Иоанна, которое сильно отличается от всех остальных, но в некоторых своих аспектах - в частности, по своей красоте - оно превосходит их. Евангелие от Иоанна было написано по крайней мере полстолетия спустя после Евангелия от Луки, и за это время произошли многие изменения. Два поколения выросли с тех пор, как Иисус принял смерть на кресте. Христианская церковь утвердилась несмотря на многие страдания и лишения, и Иоанн побужден был записать для ее ободрения свои бесценные воспоминания об Иисусе.

Прочитав все четыре Евангелия, вы обретете самое замечательное введение в Библию. Вы получите достаточную подготовку для того, чтобы приступить к чтению книги Деяния апостолов, историю Луки о раннехристианской церкви, или же, если хотите, начинайте с Бытия, с начала трагедии, вызванной грехом, развязкой которой стала Голгофа. Вы можете выбрать один из многих советов прочтения Библии - по своему усмотрению.

5. Обратите внимание на библейские истории. Их сотни, охватывающих поразительное разнообразие тем. Многие годы. я рассказывал библейские истории детям. Изучая эти истории и пересказывая их детям на простом, доступном для них языке, я обнаружил, что Библия - это просто завораживающая книга. Она притягивает к себе, как магнит. Вы можете сами убедиться в этом.

6. Обратите внимание на биографии. Их в Библии немало. В отличие от многих биографических произведений мира, в ней представлено все - как хорошие, так и плохие черты описываемых персонажей.

Можно сконцентрировать свое внимание на Иосифе и прочитать все, что сказано о нем, начиная от рождения первенца Рахили до того счастливого дня, когда фараон вручил судьбу Египта в его руки (см. Быт. 37-50 главы).

Затем прочтите биографию Моисея, этого великого освободителя евреев, и проследите за его удивительной судьбой с того дня, когда мать положила его в тростниковую корзинку и опустила в воды реки Нил, и до того момента, когда он стоял на горе Синай и разговаривал с Богом «лицом к лицу». Книга Исход 1:20, 24; 31-35 главы и Числа с 10 по 27 главы осветят основные этапы этой истории.

История об Иисусе Навине заставит вас поволноваться от победы его в первой битве с амаликитянами (Исх. 17:9) и до захвата Иерихона, Гая и, наконец, всей Палестины (Ис. Нав. 1-24 главы).

Читая рассказ о Давиде, вы, несомненно, испытаете наслаждение. С момента его появления на страницах Библии как невинного мальчика-пастушка и до последней волнующей речи умирающего царя Израильского. Эта история не оставит вас равнодушными. Между прочим, это - самая пространная биография в Ветхом Завете, которая занимает 13-ю часть всего объема книги. Большая ее часть находится в Первой книге Царств (гл. 19-31), во всей Второй книге Царств, а также в первой и во второй главах Третьей книги Царств.

Если вы захотите узнать больше о Соломоне, этом великом царе, который славился своей мудростью, обратитесь к первым одиннадцати главам Третьей книги Царств.

Илия - еще одна выдающаяся личность, с которой вы непременно захотите познакомится. Он вместе со своим преемником Елисеем был выдающимся израильским пророком девятого столетия до Р. Хр. Как немногие, они научились использовать Божью силу. Они сводили огонь с небес, воскрешали мертвых и творили самые разнообразные чудеса (см. от 17 главы Третьей книги Царств, до 13 главы Четвертой книги Царств).

В Новом Завете одной из наиболее выдающихся биографий, кроме истории об Иисусе и незначительных отрывочных описаний Его учеников, является биография Павла. Он вступает на сцену в Деян. 7:58 в качестве официального представителя синедриона при побивании камнями Стефана, а уже в восьмой главе становится центром нашего внимания и остается на этом месте до последнего стиха книги. Его три миссионерских путешествия описаны очень подробно; в них он стремится донести весть о Христе в Иерусалиме, Дамаске, Антиохии, Тарсе, Афинах, Коринфе, Филиппах, Ефесе и Риме. Он был величайшим миссионером, провозглашавшим благовествование в первом столетии по Р. Хр. И рассказ о нем вы, конечно, не должны пропустить.

7. Другой весьма полезный подход к Библии - рассматривать ее как своеобразную библиотеку, в которой посредством чтения вы можете найти много различных тем для изучения. Для этой цели необходима хорошая Симфония.

Возможно, вы пожелаете более подробно познакомиться с темой о молитве. Заглянув в Симфонию, вы найдете сотни мест, где применяется это слово или же его эквиваленты.

Пред вами предстанут имена людей, которые молились, вы узнаете причины их молитв и результаты моления. В ходе такого исследования вы поймете причину, почему и когда, в каком случае Бог отвечает на молитвы.

Еще одна важная тема: вера. Что же это такое? Насколько Бог ценит ее и почему? Какова ее важность в христианской жизни? Библия даст ответы на все эти вопросы.

Послушание и непослушание - еще одна тема, которая освещается многими библейскими примерами; любовь и ненависть, верность и измена, алчность и щедрость, справедливость и несправедливость, радость и печаль - все эти темы достойны самого пристального внимания.

Вам захочется понять милость и справедливость Божию, важность закона и благодати, награду праведных и возмездие нечестивым.

Еще одна воистину захватывающая тема - тема пророчества. В Библии их очень много. В ней записаны самые разнообразные виды пророчеств, рассказывается, как мы сами убедимся чуть позже, даже об их исполнении. Ничто иное не в силах так укрепить наше доверие к Библии, как исполнение предсказаний ее пророчеств.

Если вы - человек практический, то обратитесь к научным фактам, которые наглядно доказывают, что Библия намного опережала современные исследования. Вот лишь несколько примеров:

а). «Он... повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Только в 1530 году Коперником был обнаружен факт, что наша земля находится в «подвешенном» состоянии в пространстве.

б). «Ибо Он презирает до концов земли... Когда Он ветру полагал вес» (Иов 28:24, 25). Только в 1630 году Галилей пришел к выводу, что воздух обладает весом.

в). «Ибо душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17:14). Только в 1615 году Уильям Гарвей открыл функцию крови в организме человека.

г). «И тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Лишь недавно ученым стало известно, что глобальное разрушение возможно благодаря ядерному распаду, хотя Бог, конечно, может использовать и иной метод, чтобы привести историю земли к ее «огненному» концу.

Если вы чувствуете, что не успели завершить какое-то исследование и подвести под ним черту за один раз, продолжайте чтение до тех пор, пока не найдете ответ на ту мысль, которая вас беспокоит.

Без всяких колебаний подчеркивайте важные фразы в Библии, если считаете это необходимым. Аккуратное подчеркивание текстов карандашами различных цветов приносит многим большую пользу.

Можно сказать еще очень много по поводу того, как следует читать Библию, ибо этот предмет поистине неисчерпаем. Но самое важное здесь - не метод и не план, а тот дух, то расположение, в котором вы приступаете к чтению. Если вы подходите к Библии с критическим настроем, готовые выискивать всевозможные грехи и неточности, то ни к чему хорошему это не приведет. С другой стороны, если вы будете читать ее с молитвой в сердце, обращаясь к Богу за руководством и благословением, то вы найдете в ней не только неиссякаемый источник мудрости и радости, но также и «источник воды, текущий в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Проверьте ваше знание Библии

(вопросы к первому разделу книги)

Ответьте на следующие вопросы и проверьте правильность ответов по тексту.

1. Каковы основные различия между Ветхим и Новым Заветом?

2. Как долго составлялась Библия? Сколько писателей принимали участие в ее написании?

3. Какой самый старый и полный манускрипт Библии, существующий до сих пор?

4. На какой язык впервые был переведен Новый Завет? Когда это произошло?

5. Когда был осуществлен первый перевод Библии на английский язык? Кто это сделал?

6. Какие археологические раскопки пролили свет на иудейское вторжение в Палестину под руководством Иисуса Навина?

7. Какие существуют доказательства, что обычный человек мог писать и читать за 1000 лет до Р. Хр.?

8. Лишается ли Библия своей силы и влияния при ее переводе на иностранный язык?

9. Кто был самым известным «городским» евангелистом - миссионером городов в первом столетии по Р. X.?

10. Приведите четыре примера, доказывающие, что Библия шла впереди современных научных исследований.

— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?

— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.

Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.

— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?

— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.

— Чем вызвано такое разночтение?

— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?

— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека...

— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?

— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4-5).

— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?

— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15-20 минут, чтобы прочитать одну-две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано...

— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми...

— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.

— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?

— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.

— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?

— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.

— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском)...

— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.

— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?

— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.

— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?

— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц