Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как абу зарр аль гифари принял ислам. Абу бакр - отец благочестия

Пророк Мухаммад (с.г.в.) опирался в своей деятельности на помощь большого числа сподвижников. Однако это стало возможным только с течением времени, когда ислам усилиями самых первых мусульман по-настоящему окреп и стал стремительно распространяться.

Активнейшим деятелем той поры был Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), которого наряду с этим можно считать первым взрослым мужчиной-мусульманином (после самого Мухаммада, с.г.в.). Его настоящее имя – Абдулла, но есть и другой вариант – Атик, т.е. «освобождённый от мучений». Второе имя ему было дано после прижизненного известия, пообещавшего ему прямое попадание в Рай. Прозвище Абу Бакр – «отец целомудрия» – закрепилось за этой исторической личностью благодаря Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.). Ас-Сиддик, в свою очередь, переводится как «утверждающий правильность». Такого эпитета он был удостоен за крепкую и безукоснительную веру в действительность пророческой миссии своего соратника.

Биография Абу Бакра

Родился Ас-Сиддик в 572 году (по Милади). Уже до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) он входил в число наиболее уважаемых мекканцев благодаря своей успешной предпринимательской деятельности. Кроме того, люди зачастую обращались к Абу Бакру как к третейскому судье, поскольку тот умел справедливо разрешать самые запутанные, сложные споры. Его честность и нравственность стали фундаментом прочной дружбы с Посланником Аллаха (с.г.в.). Собственно, именно ему посчастливилось стать одним из первых людей, кому Милость миров Мухаммад (с.г.в.) поведал о своей миссии.

Согласно различным источникам, Абу Бакр (р.а.) является либо первым взрослым мужчиной, принявшим ислам (Али ибн Абу Талиб, р.а., стал мусульманином в 10-летнем возрасте – прим. IslamGlobal ), либо вторым (после Зайда ибн Хариса, р.а.). Практически сразу после произнесения шахады он стал использовать своё влияние и богатство на пользу религии, выкупая рабов, ставших мусульманами, и освобождая их. Кроме того, Абу Бакр (р.а.) своим чутким и исключительно уважительным отношением к окружающим сподвигнул впоследствии принять религию Аллаха известных людей, сделавших для ислама много полезного – Усмана ибн Аффана (р.а.), Тальху ибн Убайдиллаха (р.а.), Саада ибн Абу Ваккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа и других.

Достоинства первого праведного халифа

Об особом статусе ас-Сиддика (р.а.) говорит хотя бы то обстоятельство, что именно он стал первым руководителем мусульманского халифата после ухода в мир иной Пророка Мухаммада (с.г.в). Вопрос занятия этого поста спустя годы заметно политизировался, эпопеей чего стал религиозный раскол на . В этой связи приведём некоторые доводы, которые объяснят, почему статус Абу Бакра (р.а.) столь высок.

1. В Благородном Коране имеется упоминание его личности Самим Творцом:

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах – с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый» (9:40)

Здесь приводится отсылка к известной истории переселения мусульман из Мекки в Медину. Посланника Всевышнего (с.г.в.) в пути сопровождал именно Абу Бакр (р.а.). Стремясь уберечь свои жизни от преследователей, они спрятались внутри горы, куда впоследствии пришли мекканские язычники. Оба были практически на волоске от обнаружения и смерти, но в самый опасный момент произошло чудо: мекканцы обратили внимание на паутину на входе в пещеру и решили, что раз так, в неё никто не мог недавно войти, и продолжили свои поиски в иных местах. 2. В другой части Корана также фактически упоминается Абу Бакр (р.а.):

«ОтдалЁн будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворён» (92:17-21)

Кто ещё из числа людей может похвастаться столь высокой честью быть упомянутым в тексте Священной Книги? 3. В хадисах также имеется большое количество свидетельств о высоком статусе ас-Сиддика (р.а.). Как-то раз к Пророку (с.г.в.) пришла женщина. Перед уходом она спросила, к кому обращаться в следующий раз, если к тому времени сам Мухаммад (с.г.в.) уже покинет сей мир. Он ответил: «Если не сможешь найти меня, то обращайся к Абу Бакру» (Бухари). А в другом достоверном изречении говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) охарактеризовал Абу Бакра (р.а.) как своего самого близкого в плане дружбы человека. 4. Али ибн Абу Талиб (р.а.) назвал первого праведного халифа лучшим среди мусульман после Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о чём упоминается в сборниках того же Бухари и Муслима. 5. Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.) был готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения Пророка (с.г.в.), тратил большие денежные суммы на освобождение своих единоверцев от . Кроме того, он породнился с Мухаммадом (с.г.в.), сначала отдав на воспитание свою дочь Айшу (р.а.), а потом выдав её за него замуж. Жизненный путь одной из самых важных в истории ислама персон прервался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Медине, рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.).

Есть известный хадис, в котором упоминаются имена 10 сподвижников, которым был обещан рай еще при их жизни. Мы хотим начать серию статей, в которых расскажем самые интересные факты из жизни этих благородных сподвижников. И первым из них является наиболее близкий по нраву и характеру к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) - сподвижник Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Это человек, к которому Аллах обратился со словами: "Я доволен им, а доволен ли он Мною? "

1) Настоящее имя Абу Бакра – Абдулла ибн Усман ибн Амир Кааб ибн Саад ибн Мурра ат-Тайми

Абу Бакр имел прекрасный лик, благодаря которому Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и назвал его Абу Бакром, что значит "отец целомудрия" . Согласно словам Али, одного из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и будущего четвертого халифа, имя Абу Бакр было дано ему по велению Самого Всевышнего и поэтому является основным. Кроме этого, Абу Бакра называли Атик, что означает "освобожденный (от огня)" . Это имя Абу Бакр получил после того, как ему было объявлено, что он войдет в Рай.

Имя "Сыддык", переводимое как "подтверждающий правоту", Абу Бакр получил благодаря своей искренней и глубокой убежденности в правоте и правдивости Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это имя окончательно закрепилось за ним после события, получившего название "аль-исра’ валь-мирадж" – ночного путешествия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и его Вознесения ко Всевышнему. В то время как другие отрицали действительность этой истории и называли пророка лжецом, Абу Бакр сразу подтвердил истинность его слов:

"Поистине, Посланник Господа говорит правду. И если он скажет, что Всевышний вознес его на Седьмое Небо, я поверю ему!"

2) Абу Бакр первым принял ислам и привел в религию лучших из людей

Абу Бакр был первым из взрослых мужчин, принявших ислам. Он не просто сам уверовал, но и призывал остальных к Исламу. Посредством его даавата мусульманами стали лучшие из людей: Усман бин Аффан, Тальха, Зубайр, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда, да будет Аллах доволен всеми ими.

3) Абу Бакр пожертвовал все свое имущество на пути Аллаха

Абу Бакр был одним из богатых людей Мекки. Согласно некоторым источникам, ко времени принятия Ислама его состояние равнялось сорока тысячам дирхамов. В последующем все эти средства были полностью израсходованы им на пути Аллаха. Он выкупал и освобождал рабов, принявших Ислам и испытывавших по этой причине притеснения и издевательства со стороны хозяев-многобожников. В числе выкупленных и освобожденных им рабов были Билял, Амир ибн Фухейра, Зунейра, Умм Убейс и другие.

Его готовность жертвовать на пути Аллаха хорошо демонстрирует следующий хадис.

Второй халиф Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) рассказал следующую историю: "В одно время Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам собрать деньги для проведения необходимого мероприятия. Тогда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра в благом деле. Я пересчитал все имущество и отнес его половину Пророку. Тогда он спросил: "Что ты оставил своей семье?" "Половину того, что здесь", – ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принеся с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк задал ему тот же вопрос. Тот ответил: "Я оставил им Всевышнего Господа и Посланника Его". Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра..."

Этот великий человек, который был одним из самых богатых людей Мекки до прихода ислама и правителем мусульман после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после себя в качестве наследства оставил одну верблюдицу, парадную накидку для встречи гостей и сосуд для верблюжьего молока.

4) Абу Бакр готов был отдать не только свое имущество, но и жизнь.

Абу Бакр бесстрашно сражался в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях, а также был знаменосцем в битве при Табуке.

Но свое бесстрашие и готовность отдать жизнь за любимого пророка и его миссию, он доказывал не только на войне, но и в повседневной жизни.

Однажды, Абу Бакр увидел, как возле Каабы жители Мекки окружили Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и начали публично избивать его. Абу Бакр, не задумываясь ни на минуту, ринулся в гущу толпы и встал между Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и нападавшими. В итоге он был избит до потери сознания. Побои были настолько сильными, что родная мать не смогла узнать его. И когда Абу Бакр пришел в себя, первое, что он произнес было: “Где Мухаммад?”

Во время хижры пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к Абу Бакру и попросил сопровождать его во время переселения. Абу Бакр заплакал от счастья. Для него это было самой большой милостью, хотя данное путешествие было очень опасным и рискованным, ведь жители Мекки мечтали убить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Далее во время переселения, как вы знаете, Пророк вместе с Абу Бакром спрятались в пещере Савр. Поскольку посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был очень уставшим, он заснул, положив свою голову на колени Абу Бакра. В это время скорпион начал подкрадываться к ним. Заметив его, Абу Бакр подставил свою ногу, чтобы защитить сон Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Несмотря на то, что укус был очень болезненным, Абу Бакр не шелохнулся, но от боли из его глаз невольно потекли слезы, которые попали на лицо посланника Аллаха. Проснувшись и узнав о случившемся, он своей слюной протер место укуса, и рана тут же зажила.

Только лишь эти примеры доказывают бесконечную верность и любовь Абу Бакра.

5) Абу Бакр - самый любимый из людей для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также сильно любил Абу Бакра. Об этом говорится в известном хадисе:

«Кто-то обратился с вопросом: «Посол Аллаха, кого среди людей ты любишь сильнее прочих?» Он ответил: «Аишу.» Этот же некто переспросил: «А среди мужчин?» И тот сказал: «Ее отца.»

Даже во время своей последней проповеди в мечети, увидев слезы на глазах у Абу Бакра, почувствовавшего приближающуюся смерть пророка, отметил его достоинства:

“Поистине, нет среди людей такого, кто сделал бы для меня больше, чем Абу Бакр бин Абу Кухафа (не жалевший) ради меня ни самого себя, ни своего имущества! Если бы пришлось мне выбирать ближайшего друга из людей, то я обязательно выбрал бы Абу Бакра, но близость в Исламе лучше (этого). Закройте же после меня каждую дверь в этой мечети, кроме двери Абу Бакра!”» (Бухари)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) настолько сильно доверял Абу Бакру, что еще при своей жизни, когда по причине болезни не был в состоянии вести молитву, попросил Абу Бакра быть имамом в молитве.

6) Абу Бакр хотел счастья Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) больше, чем своего.

Одним из ярких доказательств любви и верности Абу Бакра является рассказ, в котором говорится о том, что в день принятия ислама отцом Абу Бакра, благородный сподвижник сильно плакал. Это были не слезы счастья, а слезы сожаления о том, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не испытал это прекрасное чувство радости, когда твой близкий человек принимает ислам. Ведь дядя пророка Абу Талиб так и умер в неверии, хотя посланник Аллаха до последней минуты просил его произнести шахаду. Такая участь родного дяди очень сильно печалила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) .

7) Абу Бакр еще при жизни получил приветствие от Аллаха.

И еще одна очень интересная история, связанная с Абу Бакром. Ибн Умар сообщает:

"Однажды Пророк сидел, беседуя со своими сподвижниками. Возле него в одной длинной рубахе из грубой ткани, концы которой были закреплены колючками, сидел Абу Бакр. В этот момент спустился ангел Джабраил (Гавриил) и, обратившись к Пророку с приветствием от Господа, спросил: "Что это за грубая и дешевая одежда, скрепленная колючками, на Абу Бакре?"

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "О Джабраил, этот человек до открытия Мекки для Ислама потратил все свое имущество на пути Господа".

Джабраил сказал: "Передай этому человеку приветствие от Господа и скажи ему: "Всевышний спрашивает тебя о том, доволен ли ты Господом, оказавшись в столь бедственном положении, или нет?"

Абу Бакр, заплакав, ответил: "Как я могу обижаться на Господа? Конечно же я доволен Им, я доволен Им!"

8) Абу Бакр простил убийцу своего сына.

Во время битвы при Таифе был ранен сын Абу Бакра, Абдулла. Через сорок дней он скончался. Великий сподвижник был сильно опечален смертью сына. Однако, когда к нему пришел с признанием сам убийца, уже принявший Ислам, Абу Бакр сказал ему:

"Хвала Всевышнему Господу, Который твоими руками сделал моего сына обитателем Рая [, ибо он погиб, сражаясь за слово Господне]. И хвала Господу, Который смертью моего сына спас тебя от Ада [, так как если не ты его, то он бы убил тебя и ты бы погиб неверным, а сейчас ты принял истинную веру по милости Господа]".

9) Абу Бакр остановил вероотступничество и распространил ислам до земель Персии и Византии

Как рассказывает Ибн Аббас, сразу после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в народе начались тревога и волнение. Люди не могли поверить в смерть пророка. Абу Бакр же, вознеся хвалу Всевышнему, сказал: "Кто из вас поклонялся Мухаммаду, то пусть знает, что Мухаммад умер. Кто же поклонялся Всевышнему Богу, знайте – Всевышний Вечен, Его не постигает смерть".

После этого он зачитал аят:

"Не является Мухаммад [никем иным], кроме как Пророком. И, поистине, были и до него пророки. И если умрет он или будет убит, то вы оставите свою веру? Кто сделает это, тот никоим образом не навредит; Всевышнему. Поистине, Аллах вознаградит благодарных"

(Коран, 3:144).

Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) оказались в замешательстве, казалось, они слышали этот аят впервые, хотя он был им известен. В дополнение к сказанному Абу Бакр привел другой аят:

"Поистине, ты умрешь, и они умрут" (Коран, 39:30).

По словам Умара, только после этого он осознал, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) умер.

В это нелегкое время он был избран правителем мусульман. Он взял на себя эту нелегкую ношу и делал все возможное, чтобы придерживаться пути Аллаха. Он занял жёсткую, бескомпромиссную позицию в отношении вероотступничества. После победы над ними Абу Бакр устремил внимание за пределы Аравийского полуострова, желая распространить религию Аллаха. Командующим персидским фронтом он назначил Халида бин Уалида, а на византийском фронте он назначил Абу Убайду Амира бин аль-Джарраха, да будет доволен ими Аллах. Первым великим сражением стала битва при Ярмуке, посредством которой Аллах помог мусульманам завоевать земли византийцев и то, что за ними.

Основная характеристика

ИМЯ АБУ (Әбу)

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ АБУ

Происхождение имени (арабское, семитское, мусульманское, тюркское, татарское, казахское)

Общая характеристика имени «Абу»

Имя «Абу» имеет арабское происхождение и означает «отец». Используется как самостоятельное имя и как часть сложносоставного. В арабских странах частица «абу» используется как нисходящее отчества для перворождённого сына, тогда как слово «ибн» является восходящим отчеством. Мужчина с именем Абу - амбициозная личность, склонная к широким жестам. При этом носители имени Абу деятельны и с большим энтузиазмом приступают к новым делам.

Абу в семье

В юности Абу может быть довольно влюбчивым и отличается непостоянством чувств. В отношениях с женщинами Абу часто проявляет себя как натура эгоистичная и скупая на эмоции, поэтому женщина, которая хочет построить с ним крепкую семью, должна научиться вовремя отходить на второй план и подстраиваться под мужа. Впрочем, жена прощает Абу его эгоцентризм, поскольку в остальном он - отличный семьянин, заботливый и надежный. Для Абу благосостояние семьи часто выходит на первый план. Абу может быть строгим и временами даже суровым отцом, но дети беспрекословно слушаются и уважают его.

Абу в делах , в социуме

Абу умеет обращаться с деньгами. Выбирая профессию, он обычно реализует свою детскую любовь к точным наукам и научному подходу. Из Абу получится неплохой инженер, проектировщик, научный сотрудник, преподаватель с научной степенью, юрист, программист. Кроме того, есть шанс, что Абу выстроит успешную карьеру в силовых структурах: в полиции, в управлениях уголовного розыска, в армейских подразделениях. Абу из тех мужчин, что методично, пункт за пунктом осуществляют юношеские планы, реализуясь во взрослой жизни и постигая все премудрости избранной специальности, становясь мастером своего дела.

Характеристика для детей

Абу в детстве

Отвага - отличительная черта мальчика по имени Абу. Увлекаясь, Абу способен на неоправданный риск, поэтому взрослым важно его контролировать. Абу стремится как можно скорее стать взрослым. Этот мальчик изо всех сил сдерживает слезы, потому что папа сказал ему однажды, что мужчины не плачут. Зачастую учеба в школе не представляет для Абу особых сложностей. Мальчик чувствует себя среди одноклассников и учителей довольно свободно и раскованно, ему нравится атмосфера конкуренции и Абу постарается не упустить шанс доказать, что способен на многое. Часто серьезно увлекается спортом, завоевывая награды на всевозможных турнирах и в состязаниях силы и ловкости.

1. Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, воспитывался в Куфе в богатой, благочестивой и знатной семье и, скорее всего, являлся единственным сыном у своих родителей. Его отец торговал шёлком в своей лавке в Куфе, которая перешла по наследству к сыну после его смерти. Подобно некоторым другим образованным и праведным людям он ещё в детстве выучил наизусть Коран. Скорее всего, он не учился ни у кого из ученых и не посещал их кружков, а сидел в лавке своего отца, пока не повстречался с аш-Ша‘би, ученым из числа последователей. Эта встреча открыла имаму, да помилует его Аллах Всевышний, путь к великому благу.

2. Когда ему исполнилось 16 лет, отец взял его с собой в Мекку и Медину для совершения хаджа и посещения могилы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его мечети.

3. Постижение наук началось для него с изучения основ религии и дискуссий с безбожниками и впавшими в заблуждение. С этой целью он более двадцати семи раз приезжал в Басру, где вёл споры, защищая шариат от всего сомнительного и того, с чем хотели его связать заблудшие. Это продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не приобрёл большую известность, хотя было ему всего лишь 20 лет. С этого времени в мечети Куфы стал собираться кружок его учеников, которые занимались изучением таких наук.

4. Поскольку Аллаху было угодно привести самого Абу Ханифу, да помилует его Аллах Всевышний, а вместе с ним и всех мусульман к великому благу, имам занялся изучением фикха. О причине этого упоминается в сообщении Зуфара, передавшего, что он слышал, как Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«Я занимался каламом, пока не приобрёл большую известность. Однажды, когда мы сидели поблизости от кружка Хаммада бин Абу Сулеймана, ко мне подошла какая-то женщина и сказала: “Один человек, у которого есть жена, хочет развестись с ней в соответствии с сунной. Сколько раз он должен давать ей развод?” Я велел ей спросить об этом Хаммада, а потом вернуться и обо всём рассказать мне. Она задала этот вопрос Хаммаду и он сказал: “Он должен дать ей развод один раз после завершения месячных и не вступать с ней в половую связь. Затем ему следует подождать завершения ещё двух менструальных циклов так, чтобы вместе с первым циклом всего прошло три, и после того, как она совершит полное омовение, ей можно будет выходить замуж за другого”. Выслушав его, женщина вернулась и передала слова Хаммада мне, а я сказал: “Нет мне нужды в каламе”, после чего взял свои сандалии, подсел к Хаммаду и стал слушать вопросы, которые он разбирал, запоминая его слова. На следующий день он занимался теми же вопросами, которые я запомнил, тогда как его ученики ошибались, и он сказал: “Пусть не садится в центре круга рядом со мной никто, кроме Абу Ханифы”»

О том, как Абу Ханифа относился к своему шейху Хаммаду

С тех пор Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, неотступно следовал за своим шейхом Хаммадом, который обучал его фикху до тех пор, пока он благодаря своей памяти и воспитанности не превзошёл своих сверстников и тех, кто присоединился к кружку шейха раньше него, благодаря чему шейх приблизил его к себе и стал сажать Абу Ханифу в центре круга. Его отношение к шейху было достойно удивления. Так, например, он приходил к дому шейха и ждал у дверей, пока тот не выходил на молитву или по какому-нибудь делу, после чего Абу Ханифа начинал задавать ему вопросы и сопровождал его. Когда шейх выходил по своим делам, он прислуживал ему, а когда Абу Ханифа сидел у себя дома, он даже не протягивал ноги в сторону дома своего шейха Хаммада, когда же Абу Ханифа молился, то обращался к Аллаху с мольбами за своего шейха и его родителей.

В таком положении он провёл восемнадцать лет вплоть до самой смерти Хаммада, да помилует его Аллах Всевышний, а после его смерти ученики шейха приняли единодушное решение, что шейха Хаммада заменит Абу Ханифа, и дальше они будут учиться у него, и он стал лучшим преемником прекрасного предшественника.

Шейхи имама Абу Ханифы, да помилует их всех Аллах Всевышний

У имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний, было очень много шейхов. Некоторые из них перечислены ниже:

1. Ибрахим бин Мухаммад аль Мунташир аль Куфи.

2. Ибрахим бин Йазид ан Наха‘и аль Куфи.

3. Исма‘ил бин Хаммад бин Абу Сулейман аль Куфи.

4. Аййуб ас Сихтийани аль Басри.

5. Абу Хинд аль Харис бин ‘Абд ар Рахман аль Хамадани аль Куфи.

6. Раби‘а бин ‘Абд ар Рахман аль Мадани.

7. Салим бин ‘Абдуллах бин ‘Умар бин аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах.

О том, как он формулировал вопросы для иджтихада и записывал их

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, разработал свой метод формулирования вопросов для иджтихада, который заключался в следующем. Встречаясь со своими учениками, он предлагал знающим из их числа рассмотреть тот или иной вопрос; при этом каждый должен был представить свои доводы и привести необходимые, по его мнению, аргументы в поддержку своей точки зрения. После этого Абу Ханифа комментировал высказывания своих учеников, подкрепляя их ссылками на Коран и сунну или доводы разума и одобряя суждения тех, кто находил правильное решение, и иногда для формулирования одного такого вопроса требовалось несколько дней. Такое обучение носило свободный характер, мнения всех присутствующих выслушивались с должным уважением, а обсуждение давало пищу умам учеников и вместе с тем подчёркивало познания и достоинство учителя, и после того, как подобным методом решался тот или иной вопрос из области фикха, его было затруднительно подвергнуть критике, не говоря уже об объявлении вынесенного решения недействительным, а выводит на правильный путь и приводит к благу только Аллах.

Иджтихад — деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.

Аль Муваффак аль Макки сказал:

«Разрабатывая положения своего мазхаба , Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, советовался со своими учениками и последователями и не действовал исключительно по собственному усмотрению. Он занимался иджтихадом, проявляя исключительную искренность по отношению к Аллаху, Его посланнику и всем верующим в целом. Рассматривая вопрос за вопросом, он всесторонне обсуждал каждый из них, выслушивал мнения своих последователей, высказывался сам и проводил в дискуссиях с ними по месяцу и более, пока не определялся с тем или иным суждением окончательно, после чего всё это записывал кади Абу Йусуф . Если же какой либо вопрос представлялся Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, трудным, он говорил своим последователям: “Причина лишь в том, что я совершил какой-нибудь грех”, и начинал просить Аллаха о прощении, а иногда принимался молиться, благодаря чему он находил решение, а потом говорил: “Надеюсь, что моё покаяние принято”. Узнав об этом, аль Фудайл бин ‘Иййад разрыдался, а потом сказал: “Это потому что грехов у него мало, а прочие не придают этому значения!”».

Мазхаб — богословско-правовая школа;
Абу Юсуф — один из наиболее выдающихся учеников и последователей имама Абу Ханифы.

Наиболее выдающиеся ученики Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний

Аллах Всевышний почтил имама ещё и тем, что по воле Его у Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний, были великие ученики, вместе с которыми имам решал вопросы и разрабатывал основоположения фикха, что позволяло ему избегать ошибок в тех случаях, когда он был близок к их совершению.

В жизнеописании Йахйи бин Закарийи бин Абу Заида, которое приводится в книге шейха ‘Абд аль Кадира аль Кураши под названием “Аль джавахир аль мудийа”, сообщается, что Асад бин аль Фурат сказал:

«Последователей Абу Ханифы, которые делали записи, насчитывалось 40 человек, а к числу десяти наиболее заметных относились Абу Йусуф, Зуфар, Дауд ат Та’и, Асад бин ‘Амр, Йусуф бин Халид ас Самти и Йахйа бин Закарийа».

Шейх Ахмад аль Макки аль Хорезми упоминал о том, что передатчиков слов имама из числа крупных улемов насчитывалось 730 человек, каждый из которых являлся шейхом мусульман, и все эти люди передавали его слова и хадисы, передававшиеся имамом, в разных краях земли.

Об уважении Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний, к своим ученикам, и о том, как он побуждал людей к поискам знания

Передают со слов ас Саймари, что кади Шурайк сказал: “Абу Ханифа подолгу молчал, помногу размышлял, внимательно рассматривал вопросы фикха, прекрасно владел тонкими методами исследований и не требовал никакой платы за обучение. Если ученик был беден, он содержал на свои средства и самого ученика, и его семью, а когда обучение завершалось, говорил: “Познав дозволенное и запретное, ты обрёл самое большое богатство”. Он отличался большим умом и мало спорил с ними”.

В своей книге о достоинствах Абу Ханифы аль Кардари сообщает, что Абу Йусуф, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«Я занимался изучением хадисов, но денег у меня было мало. Когда я находился у имама Абу Ханифы, ко мне пришёл мой отец и сказал мне: “О, сынок, не равняйся с ним, ибо он человек опытный, а ты нуждаешься в нём!”. И тогда я решил подчиниться отцу и перестал уделять поискам знания так много времени. Хватившись меня, имам стал расспрашивать обо мне, а, когда увидел меня, спросил: “Что заставило тебя покинуть нас?” Я ответил: “Поиски заработка”, а когда люди вернулись, и я хотел уйти, он дал мне кошелёк с сотней дирхемов и сказал: “Расходуй эти деньги, а когда они закончатся, дай мне знать и не покидай этот кружок”. Через некоторое время он дал мне ещё сто дирхемов, и каждый раз, как деньги заканчивались, он давал мне ещё, будто ему сообщали о том, что они были израсходованы, хотя я ничего ему не говорил, и так продолжалось до тех пор, пока я не узнал всё, к познанию чего стремился. Да будет награда Аллаха ему прекрасной и да простит Он его!».

В этой книге приводится также следующий рассказ:

«Аль Хасан бин Зийад, неотступно следовавший за имамом, был беден, а его отец говорил ему: “У нас есть дочери, а сына, кроме тебя, нет, так займись же ими”. Узнав об этом, имам выделил ему необходимые средства и сказал: “Занимайся фикхом, ибо, поистине, мне никогда не приходилось видеть нуждающегося факиха”».

Сообщается, что Шакик бин Ибрахим сказал:

«Как-то раз Абу Ханифа сказал Ибрахиму бин Адхаму: “О Ибрахим, тебе была дарована способность заниматься поклонением, так не забывай же о знании, ибо, поистине, знание стоит во главе поклонения и является его основой”».

Сообщается, что Абу Йусуф сказал:

«Как-то раз после утренней молитвы Абу Ханифе стали задавать разные вопросы, а он отвечал на них. Кто-то из присутствовавших сказал: “Прежде в такое время считалось нежелательным говорить о чём бы то ни было, кроме благого”. На это Абу Ханифа сказал: “А есть ли благо более великое, чем это? Ведь когда говорят, что одно является дозволенным, а другое запретным, это удаляет людей от грехов, а когда в мешке заканчиваются дорожные припасы, его хозяин начинает голодать”. Для того, чтобы обрести знание, необходимо понимание, и иногда бывает так, что передающий знание сам не является факихом, но какую пользу может принести лекарство тому, кто его не знает?».

Абу Раджа аль Харави сказал:

«Я слышал, как Абу Ханифа, да помилует его Аллах всевышний, сказал: “Человек, стремящийся к изучению хадисов, но не способный к размышлению, подобен аптекарю, собирающему лекарства, но остающемуся в неведении о том, для чего они нужны, до тех пор, пока не приходит врач”».

Сообщается, что Мухаммад бин Шуджа‘ аль Марвази сказал:

«Однажды, когда аль Фадль находился у Абу Ханифы, имам спросил его: “К кому ходит твой сын Мухаммад?”. Тот ответил: “Он ходит к разным мухаддисам и записывает то, что они говорят”. Абу Ханифа сказал: “Приведи его ко мне, чтобы я посмотрел, чего он достиг”. Когда аль Фадль привёл сына, Абу Ханифа стал мягко говорить с ним, велел ему подойти поближе и спросил: “О, Мухаммад, к кому ты ходишь и чьи слова записываешь?”. Тот ответил на вопрос имама, который увидел у него книгу и сказал: “Дай мне её”, и юноша сделал это. Имам открыл её, увидел, что на первой странице там написано: “Ребёнок, рождённый вне брака, является наихудшим из троих”, и спросил: «О, Мухаммад, что означают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Ребёнок, рождённый вне брака, является наихудшим из троих”?”. Тот ответил: “Он таков, как сказано об этом в хадисе”. Услышав это, имам воскликнул: “Поистине, мы принадлежим Аллаху! Ты приписал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нечто недопустимое и непозволительное, ибо эти слова противоречат Книге Аллаха Всевышнего и сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и являются несправедливыми! Аллах Всевышний сказал: “Каждый человек (станет) заложником того, что он приобретал” (Завернувшийся, 38). Всевышний также сказал: “ … чтобы воздал Он творившим дурное за то, что они делали …” (Звезда, 31). Всевышний также сказал: “ … и (награда достанется) человеку лишь за то, что он делал …’’ (Звезда, 39). Всевышний также сказал: “И обнаружат они (там записи обо всём), что они делали, и никого не обидит Господь твой” (Пещера, 49). Всевышний также сказал: “И установим Мы справедливые весы в День воскресения, и не будет обижен никто и ни в чём …” (Пророки, 47). Всевышний также сказал: “Мы не поступали с ними несправедливо, — это они были несправедливы [к самим себе] (совершая при жизни грехи, проявляли несправедливость по отношению к себе самим)” (Украшения, 76). Всевышний также сказал: “Ему (уготована награда за) то, что он приобрёл (благодеяния, за которые обещана награда), и против него (обернётся) то, что он приобрёл (дурное, что влечет за собой наказание)” (Корова, 286). Всевышний также сказал: “Если творите вы добро, то творите его для себя, а если совершаете дурное, то (во вред) себе же” (Ночное путешествие, 7). Всевышний также сказал: “ … и никто не понесёт бремени (грехов) другого” (Скот, 164), и можно привести другие подобные аяты, а сказавший то, что повторил ты, идёт наперекор сказанному в Коране и говорит об обязательности наказания за грех, совершённый другим, но слова его несправедливы!” Тогда аль Фадль спросил его: “Так что же это означает, да помилует тебя Аллах?”. В ответ ему Абу Ханифа сказал: “Мы считаем, что касается это лишь такого внебрачного ребёнка, который станет совершать не только прелюбодеяния, как и его родители, но и другие дурные дела наподобие убийства, воровства и так далее. Говорят также, что будет он худшим из троих в том случае, если совершённое его родителями ограничится только прелюбодеянием, а он впадёт в неверие. И поскольку неверие хуже прелюбодеяния, то говорят, что он является худшим из троих”. Выслушав его аль Фадль бин ‘Атийа сказал: “Это и есть знание!” – а потом спросил своего сына Мухаммада: “Ты слышал?”. Что же касается Абу Ханифы, то он сказал: “О, Мухаммад, если человек хочет изучать хадисы, но не стремится к изучению их толкования и познанию их смысла, усилия его пропадут даром, и это принесёт ему вред”, и после этого Мухаммад бин аль Фадль стал часто приходить к Абу Ханифе».

Сообщается, что Макки бин Ибрахим, один из шейхов аль Бухари, сказал:

«Я занимался торговлей, и имам сказал мне: “Торговля без знания портит взаимоотношения между людьми”, а потом он наставлял меня, пока я не обрёл знание. И с тех пор каждый раз как я вспоминаю имама и его слова во время своих молитв, я обращаюсь к Аллаху с мольбами даровать ему благо, ибо благодаря ему предо мной открылись врата знания».

Необходимость полностью посвятить себя приобретению знания

Имам Абу Ханифа сказал своему лучшему ученику Абу Йусуфу, да помилует Аллах Всевышний их обоих: “Прежде всего, займись поисками знания, затем – приобретением дозволенного богатства, а затем – поисками жены, ибо, поистине, если сначала ты вместо поисков знания займёшься приобретением богатства, то не сможешь искать знание. Богатство будет побуждать тебя покупать рабынь и невольников, и ты погрязнешь в делах мира дольнего”. Затем имам сказал ему: “А когда ты приобретёшь богатство, займись делами брака и обращайся со своей женой так, как я тебе говорил. Кроме того, тебе следует страшиться Аллаха Всевышнего, возвращать доверенное, проявлять искренность по отношению ко всем людям (указывая им пути к тому, что принесет им пользу в мире вечном и в земной жизни), и не относиться к ним с пренебрежением. Уважай их, поменьше общайся с ними, если только сами они не будут стремиться к общению с тобой, а при встречах с ними разбирай вопросы фикха, и тогда интересующиеся этим займутся постижением знания, а те, которые этим не интересуются, станут чуждаться тебя и при этом они не будут ни сердиться на тебя, ни окружать тебя”.

О том, как имам обучал и воспитывал своих учеников.

Абу Сулейман аль Джузджани сказал:

«Аллах облегчил для Абу Ханифы постижение фикха, и он хорошо разбирался в его тонкостях. Когда имам разбирал со своими последователями тот или иной вопрос, они много и громко говорили, касаясь различных областей знания, тогда как Абу Ханифа хранил молчание. Когда же Абу Ханифа начинал объяснять то, что они обсуждали, все умолкали, и казалось, будто в собрании никого нет, несмотря на то, что там находились знатоки фикха и известные учёные. Как-то раз Абу Ханифа говорил, а все присутствующие хранили молчание, когда же он закончил говорить, один из них сказал: “Слава Тому, Кто заставил всех внимательно слушать тебя!”».

Абу Сулейман также сказал: “Абу Ханифа был удивительным человеком, а его слова не желал слушать только тот, кто не способен его понять ”.

Как-то раз Суфйан бин ‘Уйайна, проходивший мимо мечети, где находился Абу Ханифа со своими последователями, услышал громкие голоса и сказал: “О Абу Ханифа, это мечеть, и здесь не следует повышать голос”, на что имам ответил: “Оставь их, ибо иначе фикх им не постичь”.

«Как то раз дождливым днём мы вместе с другими последователями имама, среди которых были Дауд ат Та’и, ‘Афийа аль Ауди, аль Касим бин Ма‘н аль Мас‘уди, Хафс бин Гийас ан Наха‘и, Вукай‘ бин аль Джаррах, Малик бин Мугаввиль, Зуфар бин аль Хузайль и другие, собрались у Абу Ханифы, да помилует его Аллах Всевышний, который вышел нам навстречу и сказал: “Вы принесли радость моему сердцу и развеяли его печаль. Я оседлал для вас фикх и взнуздал его, а вы можете сесть на него верхом, если пожелаете. И я стал причиной тому, что люди ходят за вами следом, ожидая, когда вы что-нибудь скажете, и подчинил вам их. Нет среди вас никого, кто не годился бы на должность судьи, а десять человек из вас могут стать учителями судей. Я прошу вас ради Аллаха и того великого знания, которое Он вам даровал, не допускайте унижения этого знания!. Если кто-нибудь из вас подвергнется испытанию и ему предложат должность судьи, но он будет знать, что есть у него недостаток, который Аллах скрыл от прочих Своих рабов, пусть помнит, что нельзя ему быть судьёй, и не станет благим удел его; если же внутренне он является таким же, как и внешне, то он может быть судьёй и удел его будет благим. И если необходимость заставит его стать судьёй, пусть ни в коем случае не отделяет себя от людей, и посещает общие молитвы, и перед каждой молитвой спрашивает, не нужно ли чего кому-нибудь, а после вечерней молитвы спрашивает об этом по три раза и только потом уходит домой. Если же он заболеет и не сможет исполнять свои обязанности, он не должен будет получать своё содержание за время болезни”».

Прекрасное предостережение от тщеславия

Сообщается, что Фадль бин Ганим сказал:

«Когда Абу Йусуф заболел, имам неоднократно навещал его. Как-то раз, увидев, что больной находится в тяжёлом состоянии, Абу Ханифа сказал: “Я надеялся, что после моей смерти ты заменишь меня для мусульман, и, поистине, с твоей смертью исчезнет из мира много знания!”. После этого выздоровевший Абу Йусуф стал придерживаться очень высокого мнения о себе и собрал в своей мечети кружок людей, которые записывали его слова. Узнав об этом, имам послал к нему человека и велел ему спросить Абу Йусуфа: “Что ты скажешь о белильщике тканей, который сначала не желает признавать, что какая-либо вещь принадлежит другому, а потом приносит отбеленную вещь владельцу и требует плату?”. И имам сказал: «И если он ответит: “Ему следует заплатить”, скажи: “Ты ошибся”, если же он ответит: “Не следует”, тоже скажи: “Ты ошибся”». Этот человек всё так и сделал, после чего Абу Йусуф немедленно явился к Абу Ханифе, который сказал ему: “Ты пришёл не иначе как из-за вопроса о белильщике. Преславен Аллах! Человек, который говорит о религии и собирает учеников, но не может правильно ответить на один из вопросов, касающихся оплаты, достоин удивления!”. Тогда Абу Йусуф попросил: “Научи меня”, а Абу Ханифа сказал: “Если он отбеливал до отказа, заплатить следует, потому что он отбеливал для владельца, если же он отбеливал после, то платить не следует, потому что он делал это для себя”. Затем имам сказал: “Пусть оплакивает себя человек, считающий, что ему больше нечему учиться”».

Каждый урок должен проводить учитель

Ученики не должны обучать друг друга и никто, кроме учителей, не может привить им любовь к знанию.

Однажды Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, сказали: “В этой мечети собираются люди, изучающие фикх”. Он спросил: “Есть ли у них старший?” Ему ответили: “Нет”, и тогда он сказал: “Они никогда ничему не научатся, ибо они могут допустить ошибку, но не узнают о ней, и будут идти против истины, считая, что поступают хорошо”.

Об искренности в знании, стремлении к выявлению истины и сбережению времени

Сообщается, что Йахйа бин Шайбан, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«Однажды Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, увидевший, что его сын Хаммад ведёт с некоторыми из учеников имама спор по вопросам калама, запретил им заниматься этим, а когда они сказали ему: “Мы видели, как сам ты вёл такие споры, которые запрещаешь вести нам”, имам, да помилует его Аллах Всевышний, ответил: “Мы вели споры так осторожно, будто на головах у нас сидели птицы, ибо боялись, что наш товарищ допустит ошибку, а вы ведёте споры, желая, чтобы ваш товарищ ошибся, а тот, кто желает этого, желает, чтобы товарищ его впал в неверие”».

Сообщается, что Йазид бин аль Кумайт сказал:

«Как-то раз, когда имам вёл спор с каким-то человеком, этот человек сказал: “Побойся Аллаха!” Услышав эти слова, имам помрачнел, задрожал, опустил голову и сказал: “О, брат мой, да воздаст тебе Аллах благом! Больше всего люди нуждаются в том, кто напоминал бы им об Аллахе Всевышнем в такие моменты, когда они восхищаются собой, говоря о знании, чтобы они совершали свои дела ради Аллаха. Знай, что, когда бы ни говорил я о том, что касается знания, я всегда помнил о том, что Аллах потребует у меня ответа, и я всегда стремился к спасению”».

Сообщается, что Абу Шихаб аль Ханнат сказал:

«Я слышал, как Абу Ханифа сказал: “Приобретавший знание ради мира этого будет лишён благодати знания, которое не утвердится в его сердце и никому не принесёт пользы. Для того же, кто приобретал знание ради религии, оно станет благословенным и утвердится в его сердце, а те, кто будет учиться у него, получат пользу благодаря его знанию”».

Имам почитал знание и знал ему цену

Сообщается, что Исма‘ил бин Хаммад бин Абу Ханифа сказал: «“Когда сын Абу Ханифы научился хорошо читать суру “Аль Фатиха”, он подарил его учителю пятьсот дирхемов”. В своей книге, известной под названием “Аль Камиль” Ибн Джаббара добавляет к этому, что учитель спросил: “За что мне прислали это?”. А потом к этому учителю пришёл сам Абу Ханифа, который извинился перед ним и сказал: “О такой то, не считай малым то, чему ты научил моего сына, ибо, клянусь Аллахом, если бы имели мы больше, то отдали бы тебе и это из почтения к Корану!”».

О необходимости проявления адаба, уважения к знанию

Сообщается, что имам Малик, да помилует его Аллах Всевышний, передавал хадисы только после того, как совершал полное омовение, умащался благовониями и одевал свои лучшие одежды. Кроме того, ради сохранения знания и из уважения к хадисам он не давал фетвы, когда находился в пути.

Многие мухаддисы также не передавали хадисы, находясь в пути, но занимались этим только во время специальных встреч, не допуская на них тех, кто делал что-либо неподобающее.

Сообщается, что ‘Абд аль ‘Азиз бин Муслим сказал:

«В своё время я встретил в Мине Абу Ханифу, да помилует его Аллах Всевышний, приветствовал его и попросил передать мне тот хадис, где говорится о коровьем молоке. Услышав мои слова, он воскликнул: “Преславен Аллах! Стремление заставляет их пренебрегать приличиями! Знанию присущи достоинство и величие, но стремящийся к знанию не умеет вести себя! Подожди с тем, что тебе нужно, до завтра”. На следующий день я пришёл слишком рано, и он опять ничего не передал мне, а потом я занялся чем-то другим, а этот хадис так и не услышал».

Знание даруется тем, кто к нему стремится

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, увещевал своих учеников лишь время от времени, опасаясь, что его наставления могут наскучить им. Сообщается, что Мусавир бин аль Варрак сказал:

«Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: “Не говори о фикхе с тем, кто не желает постичь его, ибо в противном случае ты только доставишь мучения и этому человеку, и другим своим собеседникам. Не возвращайся к разговору с тем, кто станет перебивать тебя, ибо такой человек лишён любви к знанию и мало воспитан”. И имам часто говорил: “Коран есть слово Аллаха, выше которого тебе не подняться”».

Запрет утверждать что-либо без обладания знаниями

Аллах Всевышний сказал: “И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!” (Ночное путешествие, 36).
Сообщается, что одному человеку разбили голову, а когда во сне у него произошла поллюция, его товарищи посоветовали ему совершить полное омовение, и он совершил его и умер. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Они погубили его, да поразит их Аллах! Почему же они не спросили, если сами не знали? Поистине, средство исцеления болезни можно найти с помощью вопросов”.

Сообщается, что Абу Йусуф, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«Однажды, когда я слушал Абу Ханифу, кто то спросил его: “Кто достойнее: ‘Алькама или аль Асвад?” на что он дал такой ответ: “Клянусь Аллахом, положение моё таково, что из уважения к ним я не могу даже называть их имена без обращения к Аллаху с мольбами и просьбами о прощении для них, так как же могу я отдавать кому-нибудь из них предпочтение?!”. Абу Ханифа сказал: «Пренебрегает самим собой и своей религией тот, кто говорит о знании, считая, что Аллах Всевышний не спросит его: “Что же говорил ты о религии Аллаха Всевышнего?”». А потом Абу Йусуф сказал: “Абу Ханифа стал преемником тех, кто жил прежде, но, клянусь Аллахом, не оставил он после себя на земле подобного себе!”».

Заключение

Таким был этот великий учёный, факих факихов мусульманской общины и величайший имам Абу Ханифа ан Ну‘ман бин Сабит, да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им. Он был истинным знатоком фикха и хадисов, и выделялся среди всех своим поклонением, благочестием, достойным нравом, воспитанностью, полезными знаниями и искренним желанием передать его людям.

Сколь прекрасным примером служил Абу Ханифа, да помилует его Всевышний Аллах, и каким прекрасным имамом он был! Да помилует его Всевышний Аллах, и да будет Он доволен им, и да возвысит Он его в раю под знаменем Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, вместе с Пророками, правдивейшими, павшими за веру и праведниками! Амин!

Абу Зарр Аль Гифари — один из самых известных сподвижников Пророка Мух аммада. Абу Зарр был очень богобоязненным, аскетичным и искренним. Известно, что Абу Зарр был абсолютно равнодушным к мирским радостям. Сам Посланник Аллаhа хвалил его за правдивость и читал ему ду‘а. Абу Зарр передал множество хадисов Пророка.

Имя Абу Зарр ему дали после того, как он принял Ислам, а до этого его звали Джундуб ибн Джанада. Вот история о том, как Абу Зарр принял Ислам.

В те времена путь из Мекки в другие города пролегал через долину У аддан. В этой долине жило племя Гифар, которое существовало за счет дани с торговых караванов курайшитов, идущих в сторону Шама. А также гифарийцы занимались разбоем в случае, если караваны отказывались выполнять их условия. Джундуб ибн Джанада был выходцем из этого народа. Однако от своих соплеменников он отличался отвагой, острым умом и проницательностью. Ему было тяжело жить среди язычников и особо тягостное впечатление на него производили идолы, которым поклонялся его народ. Сердце Абу Зарра было опечалено тем, что его племя пребывает в заблуждении, и он с нетерпением ждал появления нового Пророка, который наполнит истиной сердца людей и выведет их из тьмы невежества.

Однажды до Абу Зарра дошли слухи о том, что в Мекке появился человек, называющий себя Пророком. Услышав это, он тотчас попросил своего брата Аниса отправиться в Мекку и узнать о нем. Он просил брата внимательно послушать, что говорит тот человек, и пересказать все ему. Анис отправился в Мекку и встретился там с Пророком. Он послушал его призыв и вернулся к Абу Зарру, который с нетерпением ждал брата с вестями из Мекки. Абу Зарр с большим интересом расспрашивал о новом Пророке, вслушиваясь в каждое слово своего брата. Анис сказал: «Я нашел того человека [о котором ты говорил]. Он призывает к высокой культуре. Его речь прекрасна, но это не поэзия». Абу Зарр спросил его: «А что о нём говорят люди?» Анис ответил: «Некоторые говорят, что он колдун, прорицатель и поэт». Абу Зарр воскликнул: «Клянусь, ты не оправдал моих ожиданий! Не сможешь ли ты присмотреть за моим семейством, пока я съезжу сам познакомиться с ним?» Анис ответил: «Да, но будь осторожен с жителями Мекки — они преследуют тех, кто связывается с ним».

На следующий же день Абу Зарр взял немного провизии и воды и отправился в путь, чтобы лично встретиться с Пророком и самому все разузнать. Прибыв в Мекку, он решил проявлять осторожность, так как если местные жители узнают цель его приезда, то его жизнь будет в опасности. До его слуха дошли разговоры о том, что делают мекканцы с каждым, кто захочет последовать за Пророком Мух аммадом. И Абу Зарр не стал открыто расспрашивать о Посланнике Аллаhа, поскольку он не местный и не может знать наверняка, на кого попадет — на сторонника Пророка или на его противника.

Когда наступила ночь, Абу Зарр расположился на ночлег в мечети «Аль-Харам». Когда он укладывался спать, мимо него проходил ‘Али ибн Абу Талиб. Заметив, что перед ним не местный житель, а приезжий, он предложил ему ночлег в своем доме. Абу Зарр согласился и переночевал у него, а наутро взял свои вещи и вернулся в мечеть. При этом ни ‘Али, ни Абу Зарр друг друга ни о чём не спрашивали. Следующий день Абу Зарр провел в мечети, но так и не увидел Пророка. Поздним вечером, когда он вновь решил остаться на ночь в мечети, мимо него опять прошел ‘Али и мысленно удивился: «Неужели этот путник все еще не нашел себе пристанища?» и вновь предложил ему ночлег. Не зная, можно ли доверять друг другу, они снова оба молчали.

Когда же настала третья ночь, то ‘Али все-таки спросил незнакомца: «Не расскажешь ли ты мне, зачем приехал в Мекку?» Тот ответил: «В Мекку я прибыл издалека, чтобы встретиться с новым Пророком и услышать, к чему он призывает». Тогда на лице ‘Али засияла улыбка, и он произнес: «Клянусь Всевышним, что он — Посланник Аллаhа!» и стал описывать его самые прекрасные и совершенные качества. После этого ‘Али сказал: «Когда наступит утро, иди за мной. Если я обнаружу опасность для тебя, то остановлюсь, будто набираю воду [это будет знак для тебя, что дальше идти опасно]. Когда же я продолжу путь, то следуй за мной, пока не войдёшь туда, куда войду я». Сердце Абу Зарра всю ночь было в волнении от предстоящей встречи. Он желал как можно скорее увидеть Пророка Мух аммада и услышать Откровение, которое он получает.

Утром ‘Али и его гость отправились в дом Посланника Аллаhа. Абу Зарр следовал за ‘Али, пока они не вошли к Пророку. Наконец Абу Зарр увидел Пророка и, услышав его призыв, тотчас принял Ислам, произнеся Исламские свидетельства.

Потом Абу Зарр рассказал Пророку о себе — о том, что он из племени Гифар. Посланник Аллаhа был удивлен, зная, что это за племя, где и за счет чего оно живет, и что им не было известно о появлении Пророка.

Воистину, Аллаh дает истинный путь тому, кому хочет. Абу Зарр жил в окружении язычников, промышляющих разбоем, вдали от той местности, где появился Пророк, но Всевышний даровал ему путь Истины.

Когда язычники-курайшиты узнали, что Абу Зарр принял Ислам, то напали на него. Они стали сильно избивать его, но, несмотря на сильную боль, Абу Зарр терпел и уповал на Аллаhа. Они продолжали избивать его до тех пор, пока он не потерял сознание. Тогда ему на помощь пришел дядя Пророка Мухаммада Аль-Аббас и успел спасти его от смерти, найдя мудрый выход из положения. Он обратился к неверующим со словами: «О, курайшиты! Вы — торговцы, и ваш путь лежит через долину У аддан, в которой живут люди из племени Гифар. Человек, которого вы хотите убить, из их племени. Если они узнают об этом, то закроют вам дорогу». После этих слов они оставили его.

Абу Зарр вернулся к своему народу и призывал его к Исламу. И благодаря Абу Зарру люди из его племени один за другим стали принимать Ислам. Но он не остановился на этом и стал ради Аллаhа призывать к Исламу и другие племена, надеясь на вознаграждение от Всевышнего.

Пусть Аллаh дарует милость этому великому сподвижнику Пророка!

Вам может понравится

Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

“Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

“Ислам основывается на пяти Столпах:

  1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
  2. Совершение пятикратного Намаза
  3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
  4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
  5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

“Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

О переселении Пророка Ибра hи ма, мир Ему, в территорию Шама (в Палестину)

Народ Пророка Ибра hи ма, мир Ему, по-прежнему упорствовал в своем неверии. Уверовало из них только небольшое количество людей. Тогда, видя, что люди не внемлют Его призыву и упорно не хотят принимать Веру, Пророк Ибра hи м, мир Ему, решил уехать в другую местность, где Он смог бы беспрепятственно поклоняться Аллаhу и призывать людей к Исламу. Может быть, там люди откликнутся на Его призыв и примут Веру, признав, что только Аллаh – Единственный Создатель, Которому принадлежит Власть над всем.

В Священном К ур`ане сказано (Сура «Ас С а ффа т», Аят 99):

﴿ وَقَالَ إِنِّي ذَاهِبٌ إِلَى رَبِّي سَيَهْدِينِ

Это означает: «Пророк Ибра hи м, мир Ему, сказал, [переселяясь от неверующего народа]: «Я направляюсь туда, куда Мой Господь повелел мне идти, [то есть, в территорию Шама], где смогу беспрепятственно поклоняться Всевышнему Аллаhу».

А также в других Аятах К ур`ана сказано о Пророке Ибра hи ме (Сура «Аль-‘Анкабу т», Аяты 26-27):

﴿ فَآمَنَ لَهُ لُوطٌ وَقَالَ إِنِّي مُهَاجِرٌ إِلَى رَبِّي إِنَّهُ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ وَجَعَلْنَا فِي ذُرِّيَّتِهِ النُّبُوَّةَ وَالْكِتَابَ وَءَاتَيْنَاهُ أَجْرَهُ فِي الدُّنْيَا وَإِنَّهُ فِي الآخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ

Это означает: «Пророк Лут был верующим, как и другие Пророки, и Он первым признал Ибра hи ма, мир Ему, как Пророка, когда увидел, что огонь не навредил Ему. Пророк Ибра hи м сказал: «Я переселяюсь туда, куда повелел мне Мой Господь [в территорию Шама]. Воистину, Аллаh сохранит меня от врагов, и Он знает обо всем». Аллаh даровал Ибра hи му [сына] Исхак а и [внука] Я‘ку ба, и даровал потомкам Ибра hи ма Пророчество и Небесные Писания. Аллаh дал Ибра hи му особенность в этой жизни [так как мусульмане очень часто восхваляют Его, читая ду‘а ` и з икры], и на Том Свете Он будет в Раю».

Пророк Ибра hи м, мир Ему, выполняя Повеление Всевышнего, переехал вместе со своей женой Сарой и племянником Лут ом на благословенную землю Шама.

Аллаh Всевышний сказал в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия `», Аяты 71-73):

﴿ وَنَجَّيْنَاهُ وَلُوطًا إِلَى الأَرْضِ الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا لِلْعَالَمِينَ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ نَافِلَةً وَكُلاًّّ جَعَلْنَا صَالِحِينَ X وَجَعَلْنَاهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا وَأَوْحَيْنَا إِلَيْهِمْ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ وَإِقَامَ الصَّلاةِ وَإِيتَاءَ الزَّكَاةِ وَكَانُواْ لَنَا عَابِدِينَ

Это означает: «По Повелению Аллаhа Пророк Ибра hи м и Лут переселились на особую, благословенную территорию [Шам]. Аллаh даровал Пророку Ибра hи му благочестивых потомков, среди них – Исхак а и Я‘ку ба. Они были Пророками, ведущими людей путем Истины, как им повелел Всевышний. Аллаh повелел Им через Откровение совершать благие дела – выполнять Намаз, давать Закят. Они поклонялись только Аллаhу Всевышнему».

_________________________________________

Шам – это территория Сирии, Ливана, Палестины, Иордании.

Лут был сыном брата Ибра hи ма, мир Им.

Народ Пророка Ибра һи ма решил отомстить Ему за то, что Он разбил их идолов и этим показал ничтожество этих идолов. После того, как Пророк Ибра hи м победил в споре с Нумрудом, представив ему неопровержимые умственные доказательства, Нумруд со своими подчиненными решили сжечь Его в огне, и так наказать Его.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аят 97):

﴿

Это означает: а hи ма в огонь»».

А также сказано в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия `», Аят 68):

﴿ قَالُواْ حَرِّقُوهُ وَٱنصُرُواْ ءَالِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ

Это означает: «Нумруд сказал: «Сожгите его в огне и отомстите вашим идолам, если вы хотите, чтобы идолы победили».

Неверующие начали готовить костер для Пророка Ибра һи ма, собирая отовсюду дрова. Так они хотели отомстить Ему за своих идолов, которых обожествляли. Их ненависть к Пророку Ибра һи му и жажда мести была настолько сильной, что даже больные женщины давали обет собрать дрова для этого костра, если выздоровеют.

После того, как было собрано огромное количество дров, неверующие выкопали глубокую яму и сложили в нее дрова. Затем они разожгли костер. Вспыхнуло яркое пламя и стало разгораться с необыкновенной силой. Вверх взлетали огромные искры, подобно которым еще никогда не было. Огонь был настолько сильным, что люди никак не могли даже подойти к нему и бросить в него Пророка Ибра hи ма. Тогда они соорудили катапульту, чтобы забросить Его в огонь издалека. Неверующие связали Ему руки и положили на чашу катапульты. Пророк Ибра hи м, мир Ему, сильно уповал на Своего Создателя, и когда Его бросили в огонь, Он произнес такие слова:

«حَسْبُنَا اللهُ وَنِعْمَ الوَكِيْل»

Это означает: «Наше упование – на Аллаhа, только Он дарует защиту от вреда». Передал Аль-Бухарий от Ибн ‘Абба са.

По Воле Аллаhа огонь не сжег Пророка Ибра hи ма, мир Ему, и даже Его одежда осталась целой, так как огонь не создает сжигание, а это создает Аллаh.

В Священном К я `», Аят 69):

﴿ قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ

Это означает: «Аллаh сделал так, что огонь стал прохладным для Ибра hи ма и не сжег Его».

По Воле Аллаhа, этот сильный огонь был прохладным и безопасным для Пророка Ибра hи ма, мир Ему. Некоторые ученые говорили, что огонь сжег только веревки, связывавшие Его руки. Некоторые ученые-саляфиты передали, что в тот момент перед Пророком Ибра hи мом появился Ангел Джабра `и ль, мир Ему, и спросил: «О, Ибра hи м, нужна ли тебе какая-нибудь помощь?» На что Пророк Ибра hи м, уповая на Всемогущего Творца, ответил: «Я не нуждаюсь в тебе».

После того, как потухло пламя этого огромного костра и рассеялся дым, люди увидели, что Пророк Ибра hи м жив и здоров, и что огонь нисколько не повредил Ему. Так они увидели Чудо своими глазами. Но, даже, несмотря на это, они по-прежнему остались в своем заблуждении и не уверовали в Пророка Ибра hи ма, мир Ему.

Аллаh не дал неверующим победить. Они хотели отомстить за своих идолов, но в результате сами потерпели поражение.

В Священном К ур`ане сказано (Сура «Аль-Анбия `», Аят 70):

﴿ وَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَخْسَرِينَ

Это означает: «Неверующие хотели наказать Ибра hи ма, а вместо этого они сами получили мучительное наказание от Аллаhа».

А также сказано в К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 97-98):

﴿ قَالُواْ ٱبْنُواْ لَهُ بُنْيَانًا فَأَلْقُوهُ فِي الْجَحِيمِ فَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَسْفَلِينَ

Это означает: «Нумруд сказал: «Постройте катапульту, и бросьте с нее Ибра hи ма в огонь». Неверующие хотели сжечь Ибра hи ма, чтобы остановить Его призыв. Но в результате они потерпели неудачу, а Пророк Ибра hи м был спасен».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц