Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Абу Бакр ас-Сыддик – первый праведный халиф. Краткая биография из жизни Абу Ханифы

Абу Бакр ас-Сиддик

(ум. в 13/634)
ближайший сподвижник и друг пророка Мухаммада, выдающийся общественный и политический деятель, первый Праведный халиф. Пророк называл его Абдуллой, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Он роисходил из племени Тайм. Его отца звали Абу Хулафа Осман, а мать - Умм аль-Хайр Сальма. Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю свою оставшуюся жизнь посвятил его идеалам. Он родился за два года до года Слона (572 г.). Он был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканью. На этом деле приобрел большое состояние в 40 000 дирхем (арабская серебреная монета), которое полностью потратил на нужды мусульманской общины. Абу Бакр был близким другом пророка Мухаммада и не расставался с ним на протяжении всей своей жизни. При решении многих жизненно важных проблем пророк часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем пророка». Они были почти ровесниками. С самого начала пророчества Мухаммада, Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда пророк объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение (См. Исра и Мирадж), Абу Бакр первым объявил, что он верит каждому слову Мухаммада, за что тот назвал его ас-Сиддиком (верным). Находясь в Мекке, Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины. Он занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал у язычников невольников, которые подвергались с их стороны мучениям. В числе этих невольников были Билал, Хаббаб, Лубайна, Абу Фукайха, Амир и другие. После начала гонений на мусульман в Мекке, пророк Мухаммад решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда отправилась значительная часть мусульман. Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных лидеров Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство и они вместе вернулись в Мекку. Вернувшись в город, Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил свою активную деятельность, чем вызвал неодобрение Ибн Дукунны. Поэтому он отказался от его покровительства. Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада началась знаменитая хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул пророк Мухаммад, который выехал в направлении Медины вместе с Абу Бакром. Они вместе находились в пещере Саур, где укрылись от преследовавших их язычников. Этот эпизод жизни Абу Бакра нашел отражение в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: “Не печалься, ведь Аллах с нами”» (9: 40). После прибытия в Медину, пророк Мухаммад породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. В этом городе Абу Бакр продолжил свою активную деятельность и участвовал во всех важных делах общины. Он, вместе с пророком и другими мусульманами, закладывал основы первой в истории мусульманской государственности. Абу Бакр принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. Абу Бакр был настолько предан идеалам Ислама, что в битве при Бадре бился со своим родным сыном Абд ар-Рахманом, который остался язычником и выступил против мусульман. В конце жизни, пророк Мухаммад, по состоянию здоровья, не мог возглавлять коллективные молитвы. Поэтому он поручил их проведение Абу Бакру. Именно это обстоятельство стало одним из решающих при выборе Абу Бакра первым Праведным халифом, так как руководство в Божественном деле (молитве), которое было передано ему пророком, означало руководство и земными делами. После смерти пророка Мухаммада в 11/632 году, ансары (мединские мусульмане) были обеспокоены дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства и срочно собрались на месте собрания (сакифе) мекканской семьи Бану Саида. В основном это были хазраджиты, составлявшие большинство ансаров. Они единогласно выступили за выдвижение халифом своего лидера Саада ибн Убады. Узнав о собрании ансаров в сакифе Бану Саида, Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда. В результате дебатов, им удалось убедить ансаров в том, что мухаджиры (мекканские мусульмане) также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан. Тогда ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано пророком Мухаммадом. Тогда, взявший слово Абу Бакр, выразив свое удовлетворение дебатами выдвинул кандидатуру Омара ибн Хаттаба в качестве халифа. Однако, в ответной речи Омар и Абу Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника пророка. Они напомнили ему о том, что именно он был спутником пророка в пещере Саур и подвергал свою жизнь опасности ради него. Они еще раз напомнили ему о том, что именно его пророк назначил руководить коллективной молитвой в тот момент, когда сам он был не в состоянии это сделать. Сказав это, Омар взял за руку Абу Бакра и присягнул ему на верность в качестве халифа. Вслед за ним это сделали Усайд ибн Худайр и Башир ибн Саад. Затем Абу Бакру присягнули все присутствующие. Таким образом, 12 Раби (I) 11 года хиджры Абу Бакр был избран первым Праведным халифом. На второй день после своего избрания, халиф Абу Бакр принял присягу со стороны народа в мечети Медины. Что же касается Саада Убады, то, чуть позже, и он присягнул халифу, а затем отправился в Сирию, где погиб в одном из сражений. Несмотря на то, что Абу Бакр был халифом всего лишь 2 года, 3 месяца и 10 дней, ему удалось сделать такие решительные шаги в деле укрепления религии и мусульманской государственности, что значение и роль этого человека в истории Ислама невозможно переоценить. Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа, было сохранение и укрепление мусульманской государственности. Сразу после его избрания халифом, активизировались силы, которые были заинтересованы в развале Халифата. В основном эти действия исходили от различных лидеров племен, которые хотели вернуть Аравию в то состояние племенной раздробленности, которое было в доисламский период. Они также не желали подчиняться центральной власти и платить в казну государства налоги, отказавшись от уплаты закята. Однако уплата закята была одной из основ исламской веры, исполнение которой обязательно для всех мусульман. Поэтому сепаратистские действия некоторых арабских племен были расценены как вероотступничество (ридда). Более того, в различных областях Аравии активизировалась деятельность таких лжепророков, как Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Несмотря на всю сложность политической обстановки в государстве, халиф Абу Бакр с самого начала своего правления занял самую решительную позицию в борьбе с вероотступниками. Отказавшись даже от самых малейших уступок, он начал с ними войну. В результате решительных действий, все вероотступники были разгромлены. Халифат снова стал единым и сильным государством, способным отразить любую внешнюю агрессию. Успех в войнах с вероотступниками позволил мусульманам начать военные действия в Ираке и Сирии против персидских и византийских войск, которые не желали усиления мусульманского государства и активно поддерживали вероотступников. С этого времени начались первые мусульманские завоевания. Мусульманская армия разгромила в Ираке персов. В самом конце правления Абу Бакра войска Халифата на сирийском направлении подошли к реке Ярмук, где началась крупная и судьбоносная для всей дальнейшей истории битва с крупными силами Византийской империи. В самый разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о кончине Абу Бакра. Он был похоронен возле могилы пророка Мухаммада. Перед смертью, он завещал пост главы государства Омару ибн Хаттабу, который и стал после него вторым Праведным халифом. Будучи халифом, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. Согласно его завещанию, пятая часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть была поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну. Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу. Он поручил Зейду ибн Сабиту - одному из секретарей пророка Мухаммада, проделать эту работу. Собранный экземпляр Корана был отправлен к жене пророка Хафсе, где хранился до периода правления третьего Праведного халифа Османа, который создал комиссию, во главе с тем же Зейдом ибн Сабитом, для окончательной редакции Корана и размножению его экземпляров.

Абу Умара Салима ибн Мухаммада аль-Газзи

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи и прощения. Мы прибегаем к Аллаху от дурных наваждений наших душ и грешных дел. Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет с этого пути Аллах. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник.

Я хочу вкратце рассказать о человеке, который за небольшой отрезок времени по изволению Аллаха смог завоевать сердца тысяча мусульман, стать их наставником и любимцем и который до сих пор остался в сердцах как человек, указавший им истинный путь и Единобожие. Мне легко и приятно писать об этом брате по вере, так как знал его лично на протяжении многих лет, и я не сомневаюсь в том, что многие братья мусульмане с удовольствием хотели бы упоминать о нашем наставнике-Шейх Салиме с лучшей стороны. Прежде всего, хотел бы указать краткую биографию Абу Умара Салима аль-Газзи.

Краткая биография Абу Умара Салима аль-Гази

Как он сам о себе нам рассказывал, он родился в 1965 году в г. Газа (Палестина). В 1982 году он окончил там среднюю школу. Его родители, да хранит их Аллах, уделяли большое внимание тому, чтобы он с раннего детства заучивал Священный Коран и получал религиозные знания. Этому способствовала и соборная мечеть того района, в которой постоянно организовывались лекции и уроки. Он неизменно посещал занятия по правилам чтения Корана, тафсиру, заучиванию аятов, а также уроки по исламскому вероубеждению. Когда Салим учился в средней школе его учитель, которого звали М. аль-Кану‘, да хранит его Аллах, уделял ему особое внимание на уроках арабского языка и занятиях по исламской мысли. После окончания средней школы он уже знал наизусть пятнадцать частей Священного Корана вместе с простым толкованием его аятов. Затем он поступил в Исламский университет Газы, однако по причине материальных и политических трудностей решил оставить учебу и поработать в течение нескольких месяцев, а уже потом поступить в какой-либо зарубежный ВУЗ.

Между тем, этот период его жизни растянулся на три года, в течение которых он усердно работал и учился. При содействии Всевышнего Аллаха ему представилась возможность получать знания по единобожию у его же родственника, шейха Мухаммада ‘Аджура, да хранит его Всевышний Аллах, и через него познакомился с другими учеными призыва Ахлю-с-Сунна, в том же городе, в городе Хан-Юниса, как шейх Абу Абдуллах аль-Мисри, шейх ат-Таийя, шейх Адел Нассар, шайх аль-Мадхун и другие. Наш брат Салим поехал несколько раз в Иерусалим чтобы получать знание от его ученых.

Шейх Мухаммад был из окружения и близких учеников шейха Салима Шурраба, да смилостивится над ним Аллах, который являлся крупным богословом, преподавателем Исламского университета Медины и основателем ее филиал Газы.

В то время он учился с большим старанием, тщательно изучал книги и посещал занятия разных шейхов в Газе и соседних городах. В частности, он обучался у таких богословов, как Хан-Юнис и Рафах. Кроме того, он постоянно контактировал с шейхом М. ‘Аджуром, который оказывал ему неоценимую помощь в понимании многих вопросов исламского вероучения. Он довольно часто пересматривал правовые вопросы (фикх), которых придерживались ученые мухаддисов и четырех мазхабов. В целом же изучался основы фикха согласно мазхабу имама аш-Шафи‘и.
В это время он познакомился со многими выдающимися людьми, имена которых стали известны позже. Он слушал лекции шейха Ахмада Ясина, да смилостивится над ним Аллах и да примет его как одного из мучеников, а также доктора Фатхи Шикаки, да будет милостив к нему Всевышний Аллах. Он часто принимал участие в диспутах и блуждал между этими течениями, пока Всемогущий и Великий Аллах не открыл ему глаза и не наставил на путь наших праведных предшественников. Он убедился в том, что истинная религия – это то, с чем пришла Книга Аллаха, то, что принес Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и то, как понимали Коран и Сунну благородные сподвижники и их последователи. И тогда он стал тщательно изучать шариатские доказательства из Корана и Сунны, претворять их в жизнь и следовать по пути сподвижников. Также он осознал необходимость изучения идеологии и вероубеждения тех групп, которые противоречат приверженцам Сунны (Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа).

Благодаря помощи Всевышнего Аллаха он еще в детстве прочитал книгу «Сады праведных» имама ан-Навави до того, как достиг шестнадцатилетнего возраста, после чего изучил «Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслим, почти когда слушает хадис знает его в аль-Бухари и Муслиме или нет, а затем толкование Корана (тафсир) Ибн Кясира. Это были первые книги, которые помогли ему понять истину. Здесь необходимо отметить, что он в то время не очень хорошо разбирался в цепочках передатчиков хадисов (иснад) и в именах их рассказчиков, однако он с особым тщанием читал сам текст хадисов (матн).

У него появилась любовь к приобретению книг, и он стал откладывать часть заработанных средств на покупки тех из них, которые ему советовали люди, имевшие знания о религии.

Даже когда он приехал к нам сюда в Баку, мы видели столько книг приобрел, все время читал, проверял, и для себя писал. Всегда поручил студентам исламских и арабских университетов купить ему книги. У нас и библиотеке Академии наук читал книги, которые еще их не изданы. Еще не говорить об институте рукописи.

Однажды, находясь в библиотеке соборной мечети, он увидел небольшую книгу Насир ад-Дина аль-Албани, в которой приводилось сто слабых хадисов. Он одолжил эту книгу, и она ему очень понравилась, несмотря на то, что многие из упомянутых в ней терминов он и не знал. Тогда он начал изучать терминологию хадисов. В приобретении этих знаний ему оказал большую помощь шейх Мухаммад ‘Аджур, а также те студенты, которые обучались в мечети Шам‘а. Потом на этих занятиях они начали читать книгу «Фикх ас-Сунна», да будет милостив Аллах к ее автору, а затем великую книгу имама аш-Шаукани «Найль аль-Аутар».

После этого как шейх Аджур разрешил нашему наставнику начал читать проповеди в мечети Шам‘а, и пятничные хутбы, а также проводил занятия в своем доме для членов своей семьи и жителей того квартала.

Как он нам рассказывал удалял большое внимание также в изучении книгу солнца имамов Мухаммада ибн Хузаймы да будет милостив к нему Аллаха «ат-Таухид и исбат сифат ар-Рабб», почти он ее знал наизусть.
Затем, по воле Всевышнего Аллаха, ему было суждено уехать учиться к нам в Советский Союз. Он стал просить Аллаха помочь ему принять наилучшее решение и начал советоваться с учеными и студентами (туллаб аль-‘ильм). Они посоветовали ему согласиться и поехать на учебу в СССР. Кроме того, они порекомендовали ему взять с собой толкование Корана (тафсир) Ибн Кясира, а также книги «Задуль-Ма‘ад», «Сады праведных» и «Китаб ат-Таухид». Помимо этого они напомнили ему о том, что необходимо совершить эту поездку для получения мирских знаний с тем намерением, дабы принести пользу Исламу и мусульманам, чтобы он, по мере своих возможностей, призывал людей к религии Аллаха и сам открыто придерживался Его предписаний.
И, действительно, Аллах предначертал так, что он в 1986 году поступил в один из университетов Азербайджана, и именно в этой республике начался его путь призыва людей к Исламу и их наставления на истинный путь.

Абу Умар Салим аль-Газзи в Азербайджане

Деятельность Шейх Салима в Азербайджане я бы хотел указать в 15 основных пунктах:

1. Организация и проведения призыва среди студентов арабов

Как он приехал, искал если есть знающие студенты из Ахлю-с-Сунна, и по милости Аллах познакомился он с отличником аспирантом Абу Халид Муна из Набулься, и потом у узнал Имада и Мунима из Ансар ас-Сунна из Судана, и все вместе они читали книги аль-Альбни как «Силсилят аль-Ахадис ад-Дайфа», «ас-Сахиха», и «ат-Тавассуль». Также наш брат начал собирать студентов-арабов в молитвенной комнате общежития института, где и стали проводить занятия. Так продолжалось более десяти лет. Это помогло сотням студентов-арабов, возвращавшихся к себе на родину, начать призывать к единобожию, о котором раньше, возможно, они даже и не слыхали. Алжир, Йемен, Иордания, Палестина… Студенты, приезжавшие из этих стран, благодарили своего брата Салима за очищение своего вероубеждения, а также за то, что он помог им в изучении Сунны и побуждал их следовать ей. Мы слушали кассеты, лекции к этим студентам и понимали, что Шейх Салим не только объясняет им основы религии, но также указывает им на ответственность перед народом Азербайджана, большинство которых не знали свою религию. Тогда немало студентов-арабов изучив вероубеждение стали призывать других. Так начиналась школа призыва арабов, над которым руководил сам Шейх Салим и этот призыв дал пользу не только тем же арабам студентам, но и окружающим их людям. Так как знания местных людей о своей вере были очень скудными и поверхностными.

2. Выпуск первого в Баку шариатского журнала «Аль-Истикама»

Прочитав этот журнал в то время многие исламские богословы выразили свое одобрение. Более того, издание журнала способствовало тому, что они стали приезжать из Саудовской Аравии, Кувейта и Эмиратов для ознакомления с новой для них страной. Это было полезным для обеих сторон. Даже к нам приезжали уважаемые студенты шейха Мукбила аль-Вадии, да помилует его Аллах, также из студентов Шейх Салима к нему поехали для продолжения учебы.

3. Призыв в различных регионах Азербайджана

Он ездил по всей стране – по городам и деревням – призывая людей к религии Аллаха, ведь так поступали наши ученые, которые встречались с большим количеством людей, чтобы обучать их Исламу и призывать к Аллаху. Естественно, на этом пути на их долю выпадали различные испытания, однако они проявляли терпение и довольство предопределением Аллаха. Можно сказать, что Шейх Салим посетил почти все основные регионы страны и с каждым годом все больше и больше увеличивались количества мусульман и все чаще люди приглашали его к себе для получения Исламских знаний и общению с эрудированным и мудрым человеком. При призыве нас всегда поражало как Шейх Салим прекрасно знал этот народ, его обычаи, психологию, проблемы. Знания русского языка достаточно на высоком уровне, применяя мудрость и нравственные ценности при призыве делали его любимцем и уважаемым учителем. Даже в конфликтных ситуациях он мог искусно решить проблему и превратить ненависть в любовь.

Помню один из многих эпизодов произошедшим с ним при призыве. Кто-то настроил определенных людей против Шейх Салима, говоря что он не уважает наши обычаи и не признает их. Вначале они сразу спросили Шейх Салима о том, что как по вашему можно ли посещать пир (могилы, где поклонялись невежды)? Когда они задавали вопрос я увидел в их глазах ненависть, и они ждали ответ Шейх Салима и готовы были потом яростно изгнать его оттуда. Когда они задали свой вопрос, я про себя подумал («интересно как ответит наш Шейх», так как большинство там посещали пиры и я боялся что невозможно будет избежать конфликта). Но по воле Всевышнего Аллаха посмотрите как мудро начал говорить Шейх Салим: «Уважаемый, вы как хотите чтобы я ответил: по шариату или по вашим обычаям. Вас что больше всего интересует как этот вопрос по Исламу или как?» Они сказали: «Конечно по Исламу, ведь мы же мусульмане». Шейх Салим сказал: «Вы согласны с тем что Коран является главным источником Ислама?» Они сказали «Да, конечно, эта же Книга Аллаха!» Шейх Салим сказал: «Прекрасно, принесите мне Коран и читайте вслух то, что я скажу вам оттуда» Они принесли Коран и стали читать те аяты из Корана, на что указывал Шейх Салим. Когда они сами своими глазами увидели все доказательства из Корана, они смягчились и в конце обняли Шейх Салима и сказали: «Надо благодарить Аллаха, потому что он послал нам этого человека, а то мы совершали бы самый великий грех. Мы хотим чтобы Шейх часто приходил к нам и рассказывал бы об Исламе». Альхамдулиллах, воцарилась прекрасная атмосфера и я еще раз понял насколько нужно знать и уметь мудро донести истину людям.

Азербайджан как и все остальные республики остро нуждался в Исламской литературе. Слава Всевышнему, что именно под руководством Шейх Салима начали выпускаться десятки книг, которые четко просвещали народ про Единобожие, основы Ислама, о важности следовании достоверной Сунне, про жизнь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников, да будет доволен ими Аллах, про ученых Ислама и т.д. Особое значение имели книги Единобожия и намаза на различных языках (русский, азербайджанский и лезгинский) С помощью этих книг люди начали изучать истинную религию без нововведений, молитву пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и достоверную Сунну.

5. Организация и проведения летних лагерей для получения Исламских знаний

На мой взгляд мусульманские лагеря под руководством Шейх Салима имело большое значение при приобретении Исламских знаний. Нужно отметить, что он не только там преподавал нам Ислам, но и сам усердно получал знания, читал много книг и общался с известными учеными. Туда приезжали такие ученые, как Хусайн аль-Ауайша, да хранит его Аллах, один из учеников шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, аль-Валид ибн Сайф ан-Наср да хранит его Аллах, и многие другие богословы из Александрии и Каира. Он также встречался с шейхом ‘Абд ар-Рахманом ‘Абд аль-Халиком, и посещал его уроки в Дубае, тогда еще ученые не писали о его отклонении. Также он общался с богословом Али Хашшаном – одним из первых учеников шейха аль-Альбани – когда тот был в Узбекистане, всегда Шейх Салим звонил ему и задавал различные вопросы по Шариату. Спустя годы, благодаря содействию Аллаха, он увиделся с ним в Эмиратах и извлек огромную пользу из его уроков, поскольку он часто приезжал к ним из Катара.

6. Лекции по Исламу в высших учебных заведениях

Стоит отметить тот факт что Шейх Салим мог говорить про Ислам учитывая уровень слушателей. Хорошо помню лекцию Шейх Салима в Техническом университете, где он перед многими учеными и студентами научно на высоком уровне объяснял им различные вопросы Ислама. При его лекциях все его слушали молча и внимательно. Он мог управлять над аудиторией и создать интерес к лекции. Этому была причина его хорошие знания по Исламу, грамотная речь, примеры из разных источников касающееся темы. Мы гордились, что у нас есть такой шейх, который достойно представляет Ислам в глазах ученых из разных отраслей.

7. Встречи и беседы по Исламу с представителями науки и интеллигенции

Находясь в Баку Шейх Салим встречался при мне с представителями науки и интеллигенции. При встрече с академиком Р. М. Юсифли был очень интересный диспут про поклонение и в конце академик поблагодарил Шейх Салима за полезные знания в области Ислама и обещал ему тщательно изучать Ислам. А профессор А. Мусаев признался мне, что после беседы с Шейх Салимом он получил моральное удовольствие и признал его грамотным мусульманином и добавил, что нам именно нужны такие ученые.

8. Руководство при построении мечетей и организации в них Исламских уроков

Мусульман, которые последовали призыву последовали призыву к Сунне становилось все больше, и Шейх Салим, по милости Аллаха, содействовал в открытии нескольких медресе и десятки мечетей по всей стране. Он сам лично и его ученики призывали в этих мечетях к Исламу, так, как указывал нам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), без искажений и строгим соблюдением Единобожия. Призыв охватывал всю страну, и мечети вскоре заполнялись полностью верующими. Люди начали понимать, что такое чистый Ислам и насколько он прост.

9. Пятничные хутьбы Шейх Салима

По личной просьбе председателя исторической Лезгинской мечети (12 век по миладу) Шейх Салим был в ней имамом-хатыбом в течение двух лет. Спустя некоторое время молящихся в мечети стало так много, что им буквально не хватало места для совершения намаза. До сих пор мусульмане пересматривают на видео пленках и используют эти полезные, актуальные и содержательные хутьбы для получения знаний. Хутьбы охватывали и вопросы убеждения, историю Ислама, применение в жизнь Сунну пророка (да благословит его Аллах и приветствует), права женщин в Исламе, большие и малые грехи, нравственность и много других актуальных тем. Эти хутбы доходили до всех мусульман Азербайджана и даже до остальных в соседних государств Необходимо было задуматься о постройке новой мечети, что, благодаря Аллаху, и это удалось осуществить. В результате, эта мечеть стала светочем, озаряющим путь к знаниям, являясь венцом его предыдущей деятельности.

10. Подготовка студентов к Мединскому университету помощь им в учебе

У Шейх Салима было немало непосредственных учеников, которые отличались своими стремлениями к знаниям и усердностью, ставшие впоследствии выпускниками Исламского университета Медины. Они старательно обучались арабскому языку и единобожию. Причиной милости Аллаха, в результате которой вышеперечисленные братья поступили в Мединский Университет, было, во-первых, содействие и помощь Аллаха, а во-вторых, основы арабского языка и единобожия, которые они изучали под личным руководством шейх Салима. Впоследствии эти студенты окончили Мединский университет и успешно занимаются призывом к Исламу. Но и сейчас они часто общаются со своим наставником и принимают его ценные советы.

11. Борьба на научной основе против различных течений и защита их от опасных убеждений

Несмотря на плодотворный призыв Шейх Салима это все больше раздражало членов различных течений и взглядов, которые давно отошли от пути Ахлю-с-Сунна валь джама. Мы мусульмане впервые ознакомились научно от Шейх Салима с такими убеждениями и течениями как матуридизм, хабашизм, ашариты, рафидиты, суфизм, джабариты, гадариты, хавариджи и т.д. Основательные уроки и достаточные доказательства из Корана и Сунны прояснили нам очень много полезного для защиты от них. Выпускались по этим темам многочисленные кассеты и книги и в разных дискуссиях шейх Салим всегда был на высоте. Я считаю причиной этому помощь Аллаха и нахождении его на пути, который основывается на Коран, Сунну Пророка, жизнь сподвижников, ученых и всех наших предшественников, которые были на истинном пути. Прошу Аллаха для нас и для брата Шейх Салима, чтобы мы никогда не заблуждались и не сошли с истинного пути.

12. Выпуск различных средств (аудио, видео кассет, СД и т.д) при призыве в Ислам

Призыв велся Шейх Салимом различными способами, также учитывая современные средства. Выпускались много различных аудио и видео кассет, СД и т.д по важнейшим вопросам Ислама и это все выходило за рамки страны и имело большое значение среди мусульман других стран. Все эти средства делались на достаточно высоком уровне и отличались качеством и это придавало эффективности при призыве.

13. Координация между верующими и создание братской атмосферы среди них

Нужно особо указать на то, что при Шейх Салиме среди братьев всегда присутствовала братская атмосфера, крепкие связи и дружба. Конечно, я не имею в виду, что сейчас при других требующих знания людей, усердствующих на Пути Аллаха шейхов в Азербайджане среди нас мусульман только вражда и ненависть. Нет, просто тогда (при Салиме) это особо чувствовалось для нас… И на тот момент, для только начинающих мусульман это было особо важным иметь такого наставника, за что хвала лишь Аллаху. Безусловно Шейх Салим играл существенную роль при этом как наш старший брат и знаток религии Ислам и мы всегда прислушивались к нему и советовались с ним по многим вопросам. Мы могли в трудные моменты жизни обращаться к нему и он всегда оказывал нам братскую помощь. Особо хочу отметить простоту при общении с братьями и это послужило здравым началом отношений между многими мусульманами.

14.Обучение методологии в призыве к Исламу

Мусульмане получали от Шейх Салима не только знания по Исламу, но также они брали пример как призывать людей к Исламу, обучать их вопросам веры, получать неустанно знания и следовать Сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Можно сказать, что Шейх Салим поставил свою школу где обучал он всем тонкостям призыва среди разных слоев общества.

15. Взаимоотношения между верующими из других стран

Деятельность Шейх Салима в Азербайджане и плоды этого призыва донеслись по многим странам. Приходили немало мусульман в Баку и задавали свои вопросы, советовались по разным проблемам и делились с ним своими проблемами. Они всегда с восхищением рассказывали про встречи с Шейх Салимом своим братьям. Прекрасное владение русским языком позволяло ему общаться со многими мусульманами бывших стран Советского Союза. Будучи сам в одной из этих стран встретился с одним уважаемым ученым по Исламу. Тот спросил меня: «У кого ты обучался Исламу?» Я ответил: «У Шейх Салима» Он сказал: «Он действительно достойный учитель и наставник и это милость Аллаха вам, что у вас такой Шейх. Ибо он знает истину и правильно объясняет народу. Да хранит его Аллах!» Мне было очень приятно, что о нем так отзывались.

Мусульман, которые последовали призыву Шейх Салима и его единомышленников, становилось все больше и больше, а это не могло тревожить определенные власти в стране.

Итак наступил день, когда призыв к «Ля иляха илля-Ллах» (нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха) и Сунне пугали авторитетов, думали может они потеряют доходы от «святых». Им не оставалось ничего иного, кроме как поступить подобно соплеменникам пророка Лута, которые сказали: «Прогоните семью Лута из вашего селения. Воистину, эти люди хотят очиститься» (сура «ан-Намль», аят 56). Его «грех» состоял лишь в том, что через единобожие он и многие вместе с ними очистились от многобожия. Это было в 1998 году. Таким образом, он прожил в Азербайджане 12 лет, приехав в эту республику в 1986 году.

И наш брат Абу Умар до сих не одного плохого слова в адрес нашей власти не сказал, потому что он не следует прихотям и эмоциям, все трудности выносил ради Аллаха, потому что он убежден, в том, что все это происходило за его призыв к единобожию и Сунне.

После этого он уехал в ОАЭ и стал посещать уроки и беседы, собрания и встречи происходившие в библиотеке шейха ‘Абдуллаха ибн Халафа ас-Сабта, да хранит его Всевышний Аллах. Он занимался в его великолепной библиотеке, богатой многочисленными книгами и рукописями, более двух лет. В ней читал труды исламских богословов, проводил исследовательскую работу, а также знакомился со студентами, учеными и шейхами, которые приходили туда. Кроме того, в библиотеке часто проводились уроки и лекции по различным исламским наукам.

Затем он отправился на Украину для получения докторской степени. В этой стране прожил более двух лет. Живя на Украине, увидел, что там находится очень много студентов-арабов и украинцев, которые остро нуждаются в Сунне и ее защите от религиозных нововведений. Он посчитал необходимым исполнить свой долг по защите единобожия и Сунны. Он стал руководить коллективным намазом в молельне и был имамом во время молитвы-таравих в месяц Рамадан. При этом следует отметить, что именно в Киеве ему было предначертано выучить наизусть весь Коран. Кроме того, он проводил уроки, как для мужчин, так и для женщин, в результате чего люди стали разбираться в Сунне и возвысилось слово единобожия. Однако это не могло понравиться сторонникам религиозных нововведений и многобожникам. Они не могли стерпеть этого и делали все возможное, чтобы изгнать его оттуда, обращаясь со своими жалобами к властям. Он защитил свою докторскую диссертацию на тему «международная уголовная ответственность индивидов за преступление геноцида» и уехал к себе домой в сектор Газа.

После этого он вернулся в ОАЭ, где, благодаря Аллаху, смог продолжить свою научную деятельность и академические исследования в области шариата и права.
Здесь же он встретился с некоторыми учениками великого шейха аль-Албани. Помимо шейха ас-Сабта, там были шейх Мухаммад ‘Али ат-Туфи, шейх аль-Гаммари, шейх аль-Халяби, а также некоторые ученики (мухаддис) Мукбила аль-Вади‘и, как его друг и земляк шейх Субхи Кишта, с которым он уже давно имел с ним отношения когда шейх Кишта жил с целью даваата в Ташкенте.
Также он повстречался и беседовал с Абу Исхаком аль-Хувайни, еще одним из учеников шейха аль-Албани. Кроме того, посещал все лекции Шуайба аль-Арнаута.
Аллах даровал ему возможность посетить во время хаджа несколько уроков великого ученого, шейха Ибн ‘Усаймина в Мекке в 1417 году хиджры. Также он посещал занятия шейха ‘Абд аль-Мухсина аль-‘Аббада и его сына ‘Абд ар-Раззака во время хаджа в 1426 году. И так продолжается почти ежегодно во время хаджа или Умры.

Что касается его вклада в просвещение русскоязычных мусульман, то он был вдохновителем и редактором смыслового перевода Священного Корана на русский язык, над которым работал наш брат его ученик Эльмир Кулиев. Кроме того, он редактировал перевод тафсира имама ас-Са‘ди, который недавно был полностью опубликован, а также перевод таких книг, как «Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует», «Атрибуты Всевышнего Аллаха» (он написал к ней предисловие), «Поиск приближения к Аллаху: его правила и виды», «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует» и многие другие. Написал книгу, обсуждая и осуждая актуальную проблему, «Тяжкие последствия взрывов и самоубийства».

Мы просим Всевышнего и Всеславного Аллаха, оказать нам и нашему шейху содействие в том, чтобы он и дальше мог возвышать Его религию и жить в соответствии с Сунной Его возлюбленного раба Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до того самого Дня, когда мы встречаемся с Ним.
Это, если говорить вкратце.

Он часто нам говорил: «Я простой мусульманин, который по мере своих сил и возможностей призывает к истине. Я не говорю, что являюсь муджтахидом. Нет, я лишь следую тем шариатским доказательствам, которые нахожу в Коране и Сунне, пользуясь знаниями прошлых и современных имамов и ученых.»

Также часто говорил: «Нужно уважать ученых, нельзя унизить одних насчет других, прощать их ошибки, потому что они все равно вознагражденные, а мы это узнаём, когда будем понимать Коран и Сунну и арабский язык, тогда будем их больше уважать».

«Знание – это мое средство, доказательство – это моя цель, а довольство Аллаха – это мое стремление и моя надежда.»

«Знающий человек – это не тот, кто много знает и говорит, а тот, кто по причине своих знаний становится более богобоязненным.»

В этой связи мне очень нравится одно высказывание имама аш-Шафи‘и, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, который сказал: «Мне бы хотелось, чтобы люди пользовались этими знаниями, не вспоминая обо мне».

«Мы старались распространять единобожие и Сунну, и наша заслуга заключается лишь в их передаче».

В заключение я обращаюсь с мольбой к Аллаху ниспослать мир и благословения нашему господину Мухаммаду и членам его семьи!

Пером доктора Абу Зияд Сафарбек, да простит его Аллах
05.07.2010

Рассылка в WhatsApp

Абу Талиб

политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Краткая биография

Абу́-ль-Ха́сан ‘Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известный как (араб. علي بن أبي طالب‎, [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib]; 17 марта 599 - 24 января 661) - политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»).

Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599-600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком и представителем мужского пола принявшим ислам. На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его. Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда и отвлёк их внимание. Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя. Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха ». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али.

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. В этом сражении Али получил 16 ран. Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.

Али и первые халифы

Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али - его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла, должны принять Али как его мавла. Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти.

Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров, чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар, Абу Бакр, Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров. Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон Пророка. Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Сада ибн Убаду, но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают бо́льшими правами на наследование его власти. При избрании нового главы общины только три сподвижника (Абу Зарр аль-Гифари, аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать. Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана.

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман, Саад ибн Абу Ваккас, аз-Зубайр, Тальха и Абдуррахман ибн Ауф) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абдуррахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры.

  • По версии аль-Мисвара ибн Махрама, племянника Абдуррахмана ибн Ауфа, избрание проходило следующим образом. Абдуррахман обратился к каждому из претендентов с вопросом, кого бы они выбрали, если не изберут их самих. Али, аз-Зубайр и Саад указали на Усмана, а Усман - на Али. Необходимо теперь было прийти к общему мнению. Абдуррахман, собрав всех претендентов, сказал: «Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане» . Взяв руку Али, он спросил его: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?» . Али сделал оговорку: «О боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил» . Когда с этим же вопросом Абдуррахман обратился к Усману, то то ответил утвердительно без всяких оговорок. Затем Абдуррахман возгласил: «О боже. Слушай и свидетельствуй. О боже, возлагаю то, что лежало на моей шее, на шею Усмана!» .
  • Согласно сведениям, исходящих от Амра ибн Маймуна аль-Азди, переговоры проходили не столь успешно, как это было описано аль-Мисваром. Дядя пророка Мухаммеда и Али - Аббас в самом начале говорил Али, что Саад ибн Абу Ваккас не пойдёт против своего двоюродного брата Абдуррахмана ибн Ауфа, а последний - свояк Усмана. Он предрекал, что либо Усман выберет Абдуррахмана, либо наоборот, что сами выборщики подчинятся авторитету Абдуррахмана ибн Ауфа.
  • Иначе эти события изложены у Ибн Маймуна, пересказывающего со слов информатора-куфийца. По этой версии до Али и Усмана Абдуррахман ибн Ауф призвал аз-Зубайра и Саада ибн Абу Ваккаса и обратился к ним с вопросом, кого из потомком Абд-Манафа (то есть Али или Усмана) они выбирают. Аз-Зубайр высказался за Али. Саад ибн Абу Ваккас сказал, что он был бы за Абдуррахмана, но если делать выбор между теми двоими, то он за Али. На следующий день Абдуррахман ибн Ауф, собрав ансаров, мухаджиров и военачальников, обратился к ним за их мнением. Аммар ибн Ясир, один из самых известных сподвижников пророка Мухаммада, высказался в поддержку Али. За ним эту точку зрения подхватили аль-Микдад, Ибн Абу Сарх и Абдуллах ибн Абу Рабиа. После того, как Абдуррахман ибн Ауф объявил халифом Усмана, Али обвинил его в пристрастности. Между аль-Микдадом и Абдуррахманом ибн Ауфом произошёл спор.

Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов, который после его убийства начнёт войну против Али.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь Пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и Трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Гражданская война в Халифате

Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Однако наместник Сирии и родственник Усмана - Муавия отказался присягать новому халифу как человеку (как он считал), запятнавшему себя связью с убийцами халифа Усмана. Он выставил в Дамасской мечети окровавленную рубашку Усмана и обрубленные пальцы его жены Наилы. Отказался признать Али халифом также полководец Саад ибн Абу Ваккас.

Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша, недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.

Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Айюб аль-Ансари, Аммар ибн Ясир, Кайс ибн Са"д. Тальха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Тальхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша, отчего это сражение получило название «битва верблюда». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Аишей рухнуло на землю. Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров.

Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Али вызвал Муавию на поединок, но тот вместо себя отправил мавлу, переодев его в свои одежды. Ничего не подозревавший Али вышел на поединок и убил мавлу. Своим поступком Муавия продемонстрировал трусость. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии. Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли Убайдуллаха ибн Умара (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зуль-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдуллах ибн Будайл. Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас, предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек.

Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами.

Гибель

Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов (Ибн Сад аль-Багдади; аль-Балазури; аль-Мубаррад; аль-Масуди; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы. Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных).

В ночь на 22 января 661 года три заговорщика, в том числе Ибн Мулджам, остались в соборной мечети Куфы среди множества остававшихся там до утренней молитвы. На рассвете Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети. Ибн Мулджам и один из сообщников бросились на халифа с криком: «Суд принадлежит Аллаху, а не тебе, Али, и не твоим людям с мечами!» Сообщник промахнулся, в то время как Ибн Мулджам нанёс Али смертельное ранение отравленным кинжалом. Сообщникам удалось бежать, а Ибн Мулджама схватили и подвели к халифу. Али сказал: «Душу за душу, если умру, то убейте, а если останусь, то сам разберусь с ним» . Что касается Муавии и аль-Аса, то им удалось избежать смерти. Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа, которого хариджитский убийца принял за него.

Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему младшему брату, сыну его жены, имя которой Ханафия. После этого он составил завещание и продолжал повторять шахаду и имя Аллаха до последней минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких, Али давал наставления и оставил завещание для мусульман. Вечером 23 января, в ночь на 24-е рамадана халиф Али ибн Абу Талиб скончался. Айша, узнав о смерти Али, откликнулась стихотворной строкой:

Посох брошен, и достигнута цель,
и рад возвращению путник.

На упрёк дочери Абу Салама, Зейнаб: «Как ты можешь говорить такое об Али при его превосходстве и достоинстве?» - Айша с усмешкой ответила: «Когда я забуду об этом - напомни мне» .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф.

После смерти

Мученичество Али ибн АбИ Талиб - Сопряжение: Юсеф Абдинежад - (Yousef Abdinejad)

Враги называли Али «Абу Тураб» («Отцом праха», или правильнее «пыльный», «обсыпанный пылью»). Происхождение этого прозвища связано с одним мусульманским преданием, согласно которому Али, чем-то сильно опечаленный, сидел в пыли. Это увидел пророк Мухаммед, который проходил мимо. Любя давать своим друзьями шутливые прозвища, он будто бы воскликнул «Вставай, о Абутураб!». Сторонники Омейядов называли шиитов презрительно абутураби «последователи обсыпанного пылью». Согласно одной версии, имя дано пророком Мухаммедом и имеет позитивное толкование. Сообщается, что перед смертью в 664 году Амр ибн аль-Ас признал свои грехи и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али. Пришедший к власти Муавия основал династию Омейядов, которая находилась у власти в халифате почти 90 лет. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и Муавии. Есть известия, что омейядский халиф Умар II, правивший в 717-720 годах, запретил проклинать Али во время пятничного богослужения в мечетях, но Бартольд замечает, что сведения о проклинании Али имеются и после смерти Умара II, и заключает:

Если при последних Омейядах государи уже отказались от этих проклятий, не соответствовавших больше общему настроению, то вполне возможно, что в отдалённых провинциях прежний обычай продолжал соблюдаться. Такие народные произведения, как роман об Абу Муслиме, исходят из предположения, что память «Абу-Тураба» продолжали проклинать в мечетях вплоть до падения династии Омейядов, хотя в то время не все уже помнили, что Абу Тураб и Али - одно и то же лицо.

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али. Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме, неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости.

Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул сеги-дери Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али»). На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510-1511 годах, Али восхвалялся:

Призови Али, проявителя чудес,

Ты найдёшь его себе опорой в печали.
Вся забота и горе исчезнут
С твоим покровительством, о Али, о Али, о Али!

Семья и потомки

Жёны и дети

  • 1-я жена, Фатима:
    • Хасан
    • Хусейн
    • Умм Кульсум бинт Али
    • Зайнаб бинт Али
  • 2-я жена, Хаула, дочь Кайса аль-Ханафи:
    • Мухаммад
  • 3-я жена, Умм аль-Бинайн, дочь аль-Махла аль-Килаби:
    • Аббас аль-Акбар
    • Абдуллах
    • Усман аль-Акбар
    • Джафар аль-Акбар
  • 4-я жена, ас-Сахба умм Хабиб, дочь Рабиа ат-Таглиби:
    • Амр ал-Акбар
  • 5-я жена, Лайла, дочь Масуда ат-Тамими:
    • Абу Бакр
    • Убайдаллах
  • 6-я жена, Асма, дочь Умайса аль-Хасамия:
  • 7-я жена, Умама, дочь Абуль-Аса ибн ар-Рабиа:
    • Мухаммад аль-Асгap
  • От других жен:
    • Джафар аль-Асгар
    • Мухаммад аль-Аусат
    • Аббас аль-Асгар
    • Умар аль-Асгар
    • Усман аль-Асгар

Потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию, их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был попечителем (вали ), Джибриль - хатибом, ангелы - свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай. В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан, Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зейнаб.

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара.

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Йазида I. Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Праправнук Али от Хасана - Идрис I основал город в Фес (ныне Марокко), став родоначальником династии Идрисидов, правившей на западе Северной Африке до X века.

Потомками Мухаммада от его дочери Фатимы и Али считали себя династия Фатимидов, правившая в Египте.

Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сеидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-Дин происходил в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима, приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна.

Память

  • Город Хайдарабад - административный центр 29-го штата Индии Телангана - носит имя халифа Али, известного под прозвищем Хайдар.
  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет, одноимённая станция метро и шоссе
  • В Тегеране существует Музей имама Али.
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али.
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиба.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али.
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али». Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Пятничная мечеть Али ибн Абу Талиб, Бузовна (Азербайджан)

Мечеть имама Али, Гамбург (Германия)

Энциклопедия имама Али


Имя и родословная

Выдающегося ученого, хафиза, моря знаний, мухадиса и факиха, имама Аль-Аджурри звали Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн АбдуЛлах Аль-Аджурри аль-Багдади. Он происходил из близлежащего к Багдаду села Аль-Аджурр, которое на сегодняшний день осталось лишь в виде руин, как об этом упомянул Якут аль-Хамави .

Рождение и приобретение знаний

Как уже было сказано, имам родился в селе Аль-Аджур близ Багдада. Источники не указывают точную дату рождения имама, однако есть единогласное мнение относительно даты его смерти. Исходя из этого, а также из возраста имама при его смерти, можно вывести примерную дату рождения Аль-Аджурри. Одна из версий гласит, что возраст имама при его смерти составлял около 93 лет. Следовательно, примерной датой его рождения будет 264 год по хиджре. Также есть версия, что он родился в 280 году. Однако, точно утверждать о достоверности этих дат не возможно.

С ранних лет Абу Бакр аль-Аджурри начал приобретать знания в области хадиса и других шариатских наук в своем родном селе. После окончания учебы в селе он переселился в Багдад, где продолжил обучение. В начале он обучался у таких шейхов, как шейх Ибрахим аль-Кашши , АбдуЛлах ибн Хасан ибн Аби Шуайб, Муса ибн Ибрахим аль-Хаммаль и другие. Они стали его основными шейхами.
После переезда в Багдад он продолжил свой путь знаний и обучался у самых великих мухаддисов и шейхов своего времени. Среди них Абу Мухаммад Яхья ибн Са’ид аль-Хами .

В Багдаде он обучался, а в последствии и преподавал до 330 года хиджры, после чего переехал Мекку, где провел, обучаясь и обучая, около 30 лет. Там он и покинул этот мир.

Его шейхи

Абу Муслим Ибрахим ибн АбдуЛЛах аль-Кашши или аль-Каджи (ум. 292)

Абу-ль Аббас Ахмад ибн Умар ибн Муса аль-Каттан (ум. 304)

Абу Шуайб аль-Хаддани

Абу Халифа аль-Фадль ибн Хаббаб

Аль-Хафиз Абу Саид аль-Муфаддыль ибн Хаббаб аль-Джунди (ум. 308)

Харун ибн Юсуф ибн Зияд

Касим ибн Закарийа аль-Багдади (ум. 305)

Абу Бакр ибн Аби Дауд ибн Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани (ум. 316)

Джаафар ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Фирьяби ат-Турки (ум. 301)

Помимо всех вышеупомянутых шейхов имам Абу Бакр аль-Аджурри обучался у многих других признанных ученых своего времени, перечислить которых в одной статье будет сложно.

Его ученики

Хафиз Абу Нуайм Ахмад ибн АбдуЛЛах аль-Исбахани (ум. 404), автор книги «Хилья».

Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн аль-Муфаддыль аль-Каттан

Абу-ль Хасан аль-Хаммами

Абду-р-Рахман ибн Умар ибн ан-Нуххас

Али ибн Ахмад аль-Мук’ри

Махмуд ибн Умар аль-‘Акбари

Абу-ль Касым Абду-ль Малик ибн Мухаммад ибн АбдуЛЛах ин Башран аль-Багдади (ум. 403)

Слова ученых о нем

Имам Аз-Захаби сказал о нем: «Имам, мухаддис, предводитель, шейх почтенной мечети аль-Харам. Он был правдивым, благим, поклоняющимся Аллаху и следующим сунне посланника Аллаха». А также он сказал о нем в книге «Аль-Улювв»: «Аль-Аджурри был асаритом с хорошими произведениями».

Сказал Ибн аль-Муфлих аль-Ханбали: «Он был из факихов и больших ученых».

Ас-Суюты сказал о нем: «Он был знающим (алимом), практикующим свои знания, следующим сунне посланника Аллаха, религиозным, заслуживающим доверия».

Сказал Якут аль-Хамави : «Он был заслуживающим доверия, составил много произведений, преподавал в Багдаде, а потом переехал в Мекку, где жил до своей смерти».

Сказал Ан-Надим : «Он был одним из праведных, поклоняющихся рабов Аллаха. Он был из тех, кто поселился в Мекке».

Аль-Хатыб сказал: «Аль-Аджурри был правдивым, заслуживающим доверия, религиозным. Он составил много трудов».

Его произведения

Аль-арбаина фи-ль хадис. Сборник хадисов.

Ахбару Умар ибн Абду-ль Азиз

Ахляку хамаляти-ль Кур’ан

Ахкаму н-ниса

Ахляку-ль уляма

Аш-Шариа. Его блестящий труд по акиде праведных предшественников (ас-саляфу с-салих).

Аль-Гураба мина-ль муъминин

Адабу н-нуфус

Мухтасару-ль фикх

Ан-Насыха

Тахриму ан-нарди уа ш-шатрандж

Фарду-ль ильм

Его смерть

Исламские ученые и историки единогласны в том, что смерть величайшего ученого исламской уммы, факиха, мухаддиса, хафиза, предводителя ученых своего времени, Абу Бакра аль-Аджурри приходится на 360 год по хиджре. Всевышний Аллах забрал его душу в досточтимой Мекке, в пятницу, первого числа месяца аль-мухаррам. Похоронен имам был там же, в городе Мекка.

Да воздаст Аллах благом от Ислама и всех мусульман имаму Абу Бакру аль-Аджурри и сделает его наследие полезным для всех мусульман!


Фото: Ropi / Zuma / Globallookpress.com

Будущий халиф Ибрагим Аввад Ибрагим аль-Бадри родился в иракском городе Самарра, к северу от Багдада, в 1971 году. Власть в стране тогда принадлежала панарабской секуляристской партии левого толка «Баас».

Отец Ибрагима, Аввад, активно участвовал в религиозной жизни общины и преподавал в местной мечети. Именно там его сын сделал первые шаги в качестве богослова: он собирал соседских мальчишек, и они вместе читали Коран.

Баасисты не поощряли активное распространение религии, но и не боролись с ней. Некоторые родственники Ибрагима даже вступили в ряды правящей партии. Два дяди будущего халифа работали в спецслужбах президента Саддама Хусейна; один из его братьев был офицером саддамовской армии, а другой брат погиб на ирако-иранской войне. Сам Ибрагим к началу конфликта был слишком молод, чтобы принять в нем участие.

С 1993 года иракский лидер начал «кампанию по возврату к вере»: в стране закрывались ночные клубы, запрещалось публичное употребление алкоголя, ограниченно вводились нормы шариата (например, за воровство стали рубить руки).

Когда пришло время определяться с высшим образованием, Ибрагим аль-Бадри попытался поступить в Багдадский университет на юридический факультет, но его подвели плохое знание английского и неважные оценки. В результате он пошел на богословский факультет, а потом поступил в Университет исламских наук, где получил степень магистра по кираатам (школам публичной декламации Корана).

Во время обучения в магистратуре по настоянию дяди Ибрагим вступил в ряды «Братьев-мусульман». Эта наднациональная исламистская организация выступала за создание религиозных исламских государств, однако в большинстве стран ее последователи избрали осторожную тактику и не поддерживали вооруженную борьбу с властями. Аль-Бадри такие идеи казались слишком мягкими - он называл их последователей людьми слов, а не дела, и будущий халиф быстро примкнул к наиболее радикальным членам организации.

Получив степень магистра в 2000 году, аль-Бадри поселился в маленькой квартире в бедном районе Багдада, рядом с мечетью. За четыре года он успел сменить двух жен и стать отцом шестерых детей.

В 2004 году аль-Бадри арестовали американцы - он зашел в гости к другу, находившемуся в розыске. Будущий халиф попал в фильтрационный лагерь «Кэмп Букка», где оккупационная администрация содержала подозрительных иракцев. Им не запрещали отправлять религиозные ритуалы, и этим будущий халиф умело пользовался: читал лекции о религии, проводил пятничные молитвы и давал пленникам наставления в соответствии со своим толкованием ислама.

Заключенные рассказывали, что «Кэмп Букка» превратился в настоящую академию джихадизма. «Обучи его, внуши идеологию и укажи дальнейший путь, чтобы на момент освобождения он стал полыхающим пламенем», - так описал один из бывших зэков стратегию исламских богословов внутри фильтрационного лагеря по отношению к каждому новоприбывшему.

После выхода на свободу аль-Бадри связался с людьми «Аль-Каиды в Ираке», которые посоветовали ему перебираться в Дамаск. В сирийской столице у него была возможность, помимо работы на террористов, закончить диссертацию. Тогда в рядах джихадистов начался конфликт, который привел к трансформации иракской ветви «Аль-Каиды» в жестокое «Исламское государство Ирак». Аль-Бадри назначили руководителем религиозного направления в иракских «провинциях» организации. Территории у халифата тогда не было, поэтому в основном Ибрагим занимался разработкой пропагандистской стратегии и следил, чтобы боевики четко исполняли религиозные предписания.

В марте 2007 года он вернулся в Багдад, где защитил диссертацию и стал доктором корановедения. Его научный успех привлек внимание тогдашнего лидера «Исламского государства Ирак» Абу Айюба аль-Масри, и тот сделал аль-Бадри главой Шариатского комитета - то есть ответственным за всю религиозную работу террористической организации.

В 2013-м группировка начала участвовать в боевых действиях на территории Сирии и изменила название на «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а после блицкрига лета 2014-го сократила его до «Исламского государства». Тогда же Аввад Ибрагим аль-Бадри объявил себя халифом, окончательно превратившись в Абу Бакра аль-Багдади.

За голову Абу Бакра аль-Багдади американские власти обещают 10 миллионов долларов: на принадлежащем Госдепартаменту сайте rewardsforjustice он назван псевдонимом Абу Дуа. Несмотря на то что в денежном эквиваленте лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири оценен почти в два раза дороже, после смерти Осамы бен Ладена именно самопровозглашенный халиф и главарь ИГ Абу Бакр считается сегодня «террористом номер один».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога