Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Богодухновенность библии. Понятие "боговдохновенности" священного писания

Владимир Дегтярев

Осознание богодухновенности Писания очень важно для правильного отношения к Библии, потому что с богодухновенностью непосредственно связаны многие другие вопросы, такие, как достоверность, безошибочность и абсолютный авторитет Священного Писания. Для нас важно знать передает ли нам Библия слова Бога в точности? Были ли авторы книг Библии лишь «секретарями», которые механически и без осмысливания записывали на бумагу все то, что диктовал им Бог? Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для каждого христианина, и поэтому необходимо коснуться этой темы. Основой рассуждений будет служить сама Библия, так как она неоднократно заявляет, что является богодухновеннной, то есть данной нам от Бога книгой.

А. Понятие богодухновенности.

Богодухновенность Священного Писания указывает на сверхъестественное руководство Духа Святого над авторами всех книг Библии так, что они, используя свои личные качества и способности, составляли и записывали безошибочно Божье откровение человеческими словами. О богодухновенности, в полной мере, мы можем говорить лишь только по отношению к тексту записанному авторами в оригинальных манускриптах Писания. Таким образом, каждая из шестидесяти шести канонических книг Библии являются результатом божественного вдохновения в равной мере (2 Тим. 3:16). Буквальная или дословная богодухновенность относится к каждому слову в Писании в той грамматической форме, в которой оно находятся в тексте (Гал. 3:16). Переводы, даже весьма точные и совершенные, уже не являются богодухновенными, иначе тогда необходимо было бы признать и переводчиков Библии, наравне с авторами Библии, «святыми Божьими людьми, которые были движимы Духом Святым».

Говоря об этой теме, вначале необходимо указать на несколько важных элементов помогающих правильно понять, что такое богодухновенность. Во-первых, богодухновенность включает в себя божественное участие. Это значит, что Бог Дух Святой контролировал работу авторов во время написания текста Священного Писания. Поэтому мы можем утверждать, что слова Писания являются Божьими словами (Ис.8:1). Во-вторых, немаловажно участие и человека в этой работе. Читая разные книги Библии, невозможно не заметить, что авторы Священного Писания писали те или иные книги в соответствии с их личными стилями написания и индивидуальностью. Они не были лишь пассивными стенографистами, которые пишут под диктовку, а людьми, активно участвующими в составлении текста. Авторы книг Библии, несомненно, внесли большой вклад в составление Священного Писания. Каждая книга Библии в этом смысле является литературным произведением того или иного автора, так как мы видим их исторические исследования, богословские размышления, литературный стиль и так далее. Важно подчеркнуть, исходя из всего содержания Библии, что авторы не добавили в Библию ничего от себя лично, что не соответствовало бы тому, что пожелал записать туда Бог. Поэтому Библия — полностью творение Божье. Это видно из понимания самих авторов, что они говорят и пишут то, что им велено самим Богом (Иер. 1:7; Иез. 2:7). Результатом такой удивительной и сверхъестественной совместной работы стало передача Божьей истины без ошибок.

Б. Библейское учение о богодухновенности.

1. Отношение Христа к Библии.

Нет более убедительного доказательства богодухновенности Библии, чем отношение Христа к Священному Писанию. Исследуя Его жизнь, мы можем видеть, что богодухновенность всего Писания, была подтверждена Христом. Цитируя Ветхий Завет во время Своего служения, Христос, таким образом, подтвердил его истинность и богодухновенность. В Евангелие от Матфея 5:17-18, Он утверждает, что ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Используя слово закон в стихе 17, Христос употребляет его по отношению ко всему Ветхому Завету. В Евангелии от Луки 24:44, Христос напоминает ученикам, что надлежит, то есть должно исполниться всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Христос, также, подтвердил богодухновенность и истинность Ветхого Завета, указывая на достоверность событий описанных в Ветхом Завете, таких как сотворение мира и человека (Мф. 19:4), историю потопа (Лк. 17:26-27), разрушения Содома и Гоморры (Лк. 17:28-29), жены Лота (Лк. 17:32), пророка Ионы (Мф. 12:40-41) и Неемана Сириянина (Лк. 4:27). Он неоднократно подчеркивал, что Дух Святой контролировал то, что писали авторы Ветхого Завета (Мр. 12:36-37) и поэтому то, что они записали, является истинной и подлежит исполнению (Лк. 4:17-21; Мф. 24:15). Более того,

Христос признал деление книг Ветхого Завета на Закон, Пророков и Псалмы, которое существовало на том момент (Лук. 24:44) и таким образом подтвердил то, что Он признает весь Ветхий Завет Божьим Словом или Писанием.

Моисей, Иеремия, Давид, а также другие авторы Ветхого Завета утверждают, что они получили непосредственное повеление от Бога записать все сказанное им Богом (Исх. 17:14; Иер. 30:2; 2 Цар. 23:2).

Авторы Нового Завета также приводят доказательства богодухновенности как Ветхого, так и Нового Заветов. Так, например, апостол Павел осознавал, что он говорит и пишет по поручению Божью (1 Кор. 2:13; 1 Фес. 2:13). В первом Послании к Тимофею 5:18, Павел заявляет: «Ибо Писание говорит» и затем цитирует ссылки из Ветхого и Нового Заветов (Вт. 25:4 Лк. 10:7), таким образом, в ранней мере относя к Писанию как Ветхий так и Новый Заветы. Этим Павел подтверждает то, что Новый Завет вдохновен Богом в такой же мере, как и Ветхий. Также известное утверждение Павла из второго Послания к Тимофею 3:16 указывает на то, что абсолютно все Писание вдохновлено Богом.

Апостол Петр также осознавал богодухновенности Библии (2 Пет 1:20-21). Его учение относительно Священного Писания полностью согласуется с учением апостола Павла. Петр подчеркивает, что Писания не являются результатом действий человеческой воли и таланта, а результатом сверхъестественной силы и действий Духа Святого. Так же, как и Павел, Петр подтверждает то, что Писание имеет божественное происхождение. Более того, и это важно отметить, апостол Петр относится к написанному Павлом, с таким же авторитетом, как в целом к Священному Писанию, то есть ставит труды апостола Павла на один уровень с Библией (2 Пет. 3:15-16). Апостол Иоанн также осознавал, что он передает людям богодухновенное слово (Ин. 21:24; Откр. 1:1-3; 21:5).

4. Дословная или буквальная богодухновенность Писания.

Дословная, то есть буквальная богодухновенность подтверждена сами Христом (Мф. 5:18; Ин. 6:63; 12:48; 14:10; 17:8). Это значит, что каждое слово, каждый знак в оригинальных библейских манускриптах, были записаны под непосредственным руководством и с ведома Духа Святого. Авторы Священного Писания также осознавали, что каждое слово, которое они говорят и записывают, дано им от Бога. Об этом пишут и говорят Моисей (Исх. 4:10-12; 34:27), Валаам (Чис. 22:38; 23:12-16), Давид (2 Цар. 23:2), Соломон (Пр. 30:6), Иеремия (Иер. 1:7; 36:1-2), Захария (Зах. 7:7-8) и Павел (1 Кор. 2:13).

В. Ложные взгляды на доктрину о богодухновенности.

Доктрина о богодухновенности Писания, как и любое другое библейское учение, подвергалось критике и сомнениям. Возникали проблемы с объяснением того, как Библия может, с одной стороны, полностью быть вдохновленной Богом, а с другой — каждая ее книга несет на себе печать индивидуальности автора, его стиля, словарного запаса. Далее мы рассмотрим некоторые ложные подходы к учению о богодухновенности Библии.

1. Природное или естественное вдохновение.

Приверженцы этой идеи считают, что авторы Библии были просто гениальными людьми и не нуждались в помощи свыше для написания книг Священного Писания. Они учат, что Библия задумана и написана ими, а не Богом. Она, по их мнению, ничем в принципе не отличается от других гениальных творений человеческого разума. При таком подходе к Писанию, ни о какой её непогрешимости и речи быть не может, так как даже самое гениальное произведение человека не застраховано от ошибок человеческого разума.

2. Мистическое вдохновение.

В соответствии с этой точкой зрения, авторы, которые писали Библию, были не просто гениальные люди, а они были исполнены Духом и водимы Духом, как и любой христианин. Это конечно шаг вперед по сравнению с теорией естественного откровения, но приверженцы этой идеи также считают, что всякий благочестивый христианин, просвещенный Духом Святым, таким образом, может быть автором Священного Писания, и поэтому любая книга, написанная христианским автором, может быть приравнена к Библии. На основании этого, тогда можно также заявить, что Библия это не законченная книга. Это, конечно же противоречит Писанию, которое прямо утверждает, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). А так же в книге Откровение звучит достаточно убедительное заявление и предостережение, что Библия полностью закончена и гибельной опасности подвергают себя те, кто желает что-то туда добавить (Откр. 22:18-17).

3. «Частичная» богодухновенность.

Согласно этой теории, некоторые части Библии являются богодухновенными, а некоторые нет. Обычно богодухновенными признаются те части Библии, в которых рассказывается о том, что само по себе человечество узнать не смогло бы. Например, история о сотворении мира или библейские пророчества. А описания исторических событий, по мнению тех, кто стоит на такой позиции, не нуждаются в богодухновенности, поскольку есть и другие документы подтверждающие это событие. Поэтому авторы Библии, по их мнению, могли пользоваться историческими документами, и в таком случае не нуждались в особом Божьем водительстве. Современная разновидность этой теории утверждает, что Библия богодухновенна лишь «в своей цели». Цель Библии — наше спасение, поэтому в тех местах, где Библия указывает нам путь ко спасению, она богодухновенна, в остальных нет. Но разве учение Библии о спасении не основано на исторических фактах? Как может быть доктрина отделена от истории? Например, повествование о рождестве Христа от девы Марии содержит в себе и историческое повествование и доктрину. Как может быть Библия верной в одной части и неверной в другой. Такой подход противоречит Библии, которая утверждает, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16).

4. Богодухновенность идей.

Приверженцы этой теории считают, что богодухновенными являются только идеи Библии, а не её слова. Те, кто стоят на таких позициях утверждают, что Бог дал основную идею тому или иному автору, который затем изложил Божьи идеи своими собственными словами. Поэтому в Библии могут быть ошибки, так как набор слов для передачи Божественной идеи был предоставлен автору, не контролировался Богом и автор записывал только то, что он смог запомнить. Но это также противоречит Библии, которая утверждает, что Бог бодрствует над Своим Словом и Он побуждал пророков передавать Его слово в точности (Числа 23:12; Иер. 1:12).

5. Божественная диктовка.

В соответствии с этой точкой зрения Бог буквально диктовал каждое слово Писания и автор, как секретарь, пассивно, часто не осмысливая, записывал их. Это понимание сводит Библию до уровня Корана, который по арабской традиции был продиктован с небес. Хотя некоторые части Библии и были продиктованы непосредственно Богом (Исх. 20:1), тем не менее, мы видим в книгах Библии различие стилей лексикона, что говорит о том, что авторы различных книг Библии не были лишь пассивными проводниками Божьей истины. Но Дух Святой сверхъестественным образом контролировал работу богодухновенных авторов, помогая им и используя их личные творческие способности, в точности записывать Божье Слово.

Г. Некоторые выводы из учения о богодухновенности Библии.

Во-первых, богодухновенность не подразумевает механическую диктовку, или машинальное написание текста Священного Писания человеком, или какой-либо процесс отключения разума автора во время написания книг Библии. Божий контроль не значил физическое или психологическое воздействие для подавления воли человека, а скорее наоборот усиление его способностей и помощь в точной передаче библейской истины. И, во вторых, тот факт, что, вдохновляя авторов книг, Бог не влиял на их стиль написания, манеру изложения не значит, что Его контроль был не совершенным или что они могли исказить истину, которую должны были передать в процессе написания Библии.

Владимир Дегтярев, Основы Христианского Богословия. (DMin Диссертация), Украина, Запорожье 2007 г.

иерей
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • прот. Александр Мень
  • епископ
  • А. Фокин
  • Богодухнове́нность (или Боговдохновенность) – богословский термин, указывающий на то, что Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека.

    Учение о Боговдохновенности Священного Писания встречается уже в Ветхом Завете. В нем ясно выражена мысль о действии Духа Божьего в пророках (; ; ; и др., и мн. др.). В учение о Боговдохновенности выразил Сам Спаситель, указав, что Давид по вдохновению (ἐν πνεύματι - в Духе) называет Его Господом () (в Евангелии от Марка: ἐν τῷ πνεύματι τῷ ἁγίῳ - Духом Святым (буквально - в Духе Святом) ()).

    Учение о Боговдохновенности подробно раскрывают апостолы и, прежде всего, Петр и Павел. Апостол Петр говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (). Апостол Павел учит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ().

    Богодухновенность и вербализм

    Утверждение Богочеловеческой природы Священного Писания означает отрицание вербализма – представлений о том, что Писание продиктовано свыше «слово в слово» и непогрешимо по букве, а не по духу.

    Понятия «Боговдохновенность», при правильном его восприятии, и «вербализм» несовместимы.

    Священное Писание – результат (совместного) действия Бога и человека. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума, как думают сторонники вербализма), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму.

    Вербализм противоречит самому Священному Писанию, полагающему основание духовной жизни в живом соединении с Богом через веру в Иисуса Христа, а не в преклонении перед мертвой буквой текста. Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ().

    Библия написана богодухновенно. Соответственно Священное Писание уникально, потому что его авторами были люди, находившиеся под особым Божественным влиянием. Библейское боговдохновение – мистический акт, полностью сохраняющий индивидуальные черты человека. Возникает текст, который (в аспекте авторства) является и Божественным, и человеческим. (Поэтому за православной литургией чтение Евангелия начинается упоминанием об авторе-человеке, а завершается благодарением автора-Бога.) Вот почему библейские книги называются священными. Вот почему они прочитываются иначе, чем человеческие книги.

    Верещагин Е.М.

    Прот. Григорий Дьяченко на основании многих источников выделил и подробно раскрыл восемь признаков богодухновенности Свящ. Писания. Их описание в его книге занимает более 22 страниц в первом томе его «Полной христианской хрестоматии» Опыт катехизической хрестоматии. В 3 т. Т.1. Уроки и примеры христианской веры: систематический сборник. Сост. прот. Григорий Дьяченко. Единецко-Бричанская епархия, 2004. С. 107-129..

    Первый признак - высота Богооткровенного учения - состоит в том, что истины Богооткровенного учения «…превышают силы разума человеческого и не могли быть изобретены им» Там же. С. 108.. «То, чего ум человеческий в состоянии был достигнуть собственными силами, уже достигнуто было античным дохристианским миром.

    Второй признак - чистота Богоокровенного учения. Истины этого учения «…чужды всякого обмана, лжи и неправды» Опыт катехизической хрестоматии. В 3 т. Т.1. Уроки …С. 108., чужды языческих и человеческих понятий о Боге, недостойных Бога. Только они также содержат единственное истинное понятие о человеке.

    Третий признак - пророчества. Пророчество есть «…определенное предведение и предсказание будущих совершенно случайных событий, которые ни сами в себе, ни в своих сокровенных причинах, не могли быть предусмотрены из настоящего и с несомненной достоверностью предсказаны неким ограниченным существом, а только по откровению всеведущего Существа могли быть сообщены кому-либо из людей» Там же. С. 110.. Сам Спаситель указывал на Свои предсказания будущего, как на признак, по которому Его ученики могли убедиться в Его Божественном достоинстве (Ин. 13:19; 14:29). По примеру Спасителя апостолы в исполнении их в лице Христа видели самое сильное доказательство той же истины.

    Четвертый признак - чудеса. Чудо - это событие, противоречащее законам природы, совершенное сверхъестественным действием Божественного всемогущества «…и, по своей цели, в отношении к людям способствующее достижению их религиозно-нравственных интересов» Там же. С. 114.

    Пятый признак - могущественное действие слова Божия на сердца людей.

    Шестой признак - чудесное распространение христианской веры, несмотря на все препятствия со стороны неверовавших иудеев и языческого мира.

    Седьмой признак - благотворное влияние слова Божия на человечество: на государственную жизнь, семейную и личную. Римское право, которое легло в основу всех европейских государств, было составлено святым имп. Юстинианом. С распространением христианства в Европе в европейских странах государственными законами были запрещены гладиаторские бои, совершавшиеся ради развлечения публики, безнравственные представления и многое другое, противоречащее христианской нравственности и разрушающее общественную и личную нравственность.

    В Новое и Новейшее время, когда в Европе христианство стало вытесняться или подменяться еретическими учениями, жестокость, неправда и безнравственность снова стали узакониваться государствами. В личной жизни христиане отличались от язычников и иудеев милосердием и самоотверженной любовью, что с удивлением отмечали сами язычники.

    О влиянии слова Божия на человека ап. Павел сказал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). В толковании на эти слова свт. Феофан Затворник пишет, что слово Божие живо потому, что оно «…не звук только, как наше слово, не внешняя только оболочка, в которую мы облекаем понятия, чтобы сделать их как бы видимыми и себе самим, и другим, но как выражение живой, вечной истины имеет в себе внутреннюю живую силу…» Жизнь и труды святого апостола Павла. Толкование апостольских Посланий святителем Феофаном Затворником./ Сост. Свящ. Н.Рудинский. М.: «Правило веры», 2002. С. 625.

    Восьмой признак - чудесные действия христианства в людях. Христианские святые совершали подвиги, превосходящие естественные силы человека, чудеса, изрекали пророчества, являли невероятное самоотвержение и совершенную любовь к Богу и людям.

    Препятствием к действию слова Божия в наших душах являются леность и небрежение к слушанию его, ожесточение сердец, житейские попечения и наслаждения - словом, отсутствие усердия к слышанию слова Божия и исполнению его (притча о семени - Мф. Гл. 13).

    Выкладываю свою лекцию, составленную на основе бесед священномученика Даниила Сысоева и некоторых других православных источников. Во Славу Божию!

    Во имя Иисуса, Бога Милостивого, Милосердного!

    Что является откровением Бога, является ли им Священное Писание или откровением Бога является Коран, является главнейшим вопросом, разделяющим две мировые религии. Если мы принимаем Библию, мы не можем принять Коран, и наоборот. Несовместимо содержание двух этих текстов, каждый из которых претендует на то, чтобы быть Словом Бога, сотворившего мир из ничего, из не сущего.

    История создания Библии.

    Библия создавалась как книга завета, договора. Т.е. Бог сотворил человека достаточно вменяемым, чтобы он мог заключить с ним завет, союз. Это ключевая мысль и ВЗ и НЗ. Бог не считает нас просто рабами, Он считает нас вполне способными слушать Творца, откликаться на Его повеления или не откликаться и не слушать.
    В Библии Бог общается напрямую с человеком, даже без посредства Писания в христианстве это происходит и сегодня. Откровение не ограничивается только библейскими текстами. Были времена, когда библейских текстов не было, на завет между Богом и человеком был (Ной, Авраам). Поэтому даже в случае уничтожения библейских текстов, Завет с Богом не будет разорван. Мы знаем, что и в конце времен, когда не будет нужды в библейских текстах, завет с Богом, тоже будет существовать.
    Библия написана 30 авторами (земледельцами, рыбаками, пастухами, пророками, судьями, царями, врачами), на 3 языках и на 3 континентах в течение 1500 лет, но при чтении она воспринимается как единая Книга. Перед читателем разворачивается единая драма искупления: от потерянного рая до рая возвращенного, от творения мира до его завершения. При этом практически все книги объединены одним мотивом – обещанием и пришествием Мессии. Ветхий Завет говорит о Христе грядущем, а Новый завет говорит о Христе пришедшем. Первым человеком грех вошел в мир, и Христом мир спасен.
    От Адама до Моисея не было священных текстов. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Своё и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом и апостолы вначале распространяли веру и утверждали Церковь Христа. Книгами не все могут пользоваться, а преданием - все (в этом также состоит необходимость св. Предания). Библия как текст появляется, чтобы не спутать два вида преданий (человеческое и божественное). Она была кодифицирована Духом Святым как высшая каноническая часть Предания (2Фес.2:15). По Библии проверяется все Откровение, никакая часть Предания, противоречащая Библии, не может быть Словом Божием.

    Что такое боговдохновенность для апостольских христиан?

    При изучении Священного Писания необходимо иметь в виду, что оно имеет две стороны - Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в том, что Священное Писание заключает в себе Богооткровенную Истину (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог. Бог вдохновляет авторов священных книг, влагает в их сознание определенное догматическое и нравственное содержание. «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2Цар.23:2) - восклицает царь и пророк Давид. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»(2Пет.1:21).
    Личная самостоятельность человека при этом не устраняется (Лк. 1, 1-3). Вечная, неизменная Истина выражена на языке людей, принадлежавших к определенной культуре. Библейские книги значительно разнятся и по стилю, и по языку, передавая яркие индивидуальные особенности их авторов.

    Необходимо сказать несколько слов о неправильном понимании богодухновенности.

    1. Дело написания священных книг всецело усвояется человеку, а действие Духа Святого ограничивается лишь тем, что Он гарантированно предохраняет автора от возможных еретических заблуждений.

    Фактически такое понимание ведет к отрицанию богодухновенности как таковой, ибо со стороны своего содержания священные книги оказываются произведениями чисто человеческими, а деятельность Святого Духа сводится к своего рода духовной цензуре, которая "не пропускает" никаких ложных мнений.

    2. Противоположная крайность выражается в отрицании за человеком вообще всякой свободы, и авторы священных книг рассматриваются как некие автоматы, механически выполняющие волю всецело владеющего ими Божества.

    Каковы объективные критерии, истинной боговдохновенности? Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Все это можно видеть из св. Писания. Исходя из этих божественных атрибутов, мы можем представить объективные признаки Слова Божия. Важно также уточнить, что под Богом в Коране и в Библии, подразумевается Творец. Без этого атрибута говорить просто не о чем. Много текстов, претендующих на откровение неких богов и духов, но их не имеет смысла обсуждать: «боги, не сотворившие неба и земли, исчезнут». Блаватская, Алистер Кроули, Ричард Бах…Одно дело претендовать на истину, а другое дело ее являть собой.
    Какой религиозный текст может считаться откровением Бога и как его отличить от человеческого творчества или вдохновения диавола? Церковь представляет следующие признаки того, что учение откровения Божия и св. Писание есть истинное слово Божие:

    1. Высоту этого учения, свидетельствующую о том, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим;

    Библейское учение невыводимо из человеческого разума, данных человеческого опыта. В Библии содержатся нетривиальные, нечеловеческие суждения, вещи, которые не наблюдаются в обычном порядке, не выводятся из данных опыта, предыдущей религиозной жизни человечества: учения о Боге Троице или о Боговоплощении, догмат творения из ничего, искупление кровью Христовой, учение о преображении вселенной. Между христианским учением и духовным опытом дохристианского человечества нет плавного перехода, между ними - разрыв, который может быть объяснен только непосредственным вмешательством Бога, новым этапом Божественного Откровения.
    Мы отличаем, что сделано человеком и что сделано природой. Нечеловеческие вещи в Библии говорят о том, что источник нечеловеческий. АНЕКДОТ – Молящийся араб и издевающийся француз: следы верблюда ночью: эти следы оставил не человек.

    2. Чистоту этого учения, показывающую, что оно произошло от чистейшего ума Божия;

    Высочайшая нравственная планка, которая должна и может принадлежать только всеблагому Богу, естественно Он не может давать не благих законов. Бог праведен, Он не может давать неправедных законов. Бог милостив, Он не может давать жестоких законов. Иначе это не будет словом Божиим.
    Ни в одной языческой религии нет учения о любви к врагам. Христос, единственный из всех основателей религий, кто нравственно безупречен. Этических аргументов против Библии нет в отличие от других «священных» книг.
    Нелицеприятие Бога Библии: у Него должна быть одна мерка ко всем.
    Библия никому не выгодна: богатым (Мих.6:12, Лк.6:24, Мф.19:23, Иак.5:1), бедным (Исх.23:1-3), духовенству (1Цар.2:12-17, Иер.26:4-9, Иез.22:26), царям (история Нувухадоносора, Давид не имел права на убийство и прелюбодеяние, Пс.2:10-12). Раз Библия не подходит никому, кроме святых, т.е. тех, кто поступает по воле Бога, значит дал ее некто святой.
    Нравственные нормы обоих заветов постепенно выращивают человека и доходят до вершины в Евангелии.
    Требования Св.Писания одобряется совестью людей именно потому, что Источник Библии тот же, что источник нашей совести – это Бог. Но совесть может расти, а может деградировать. Совесть – то, что человек должен делать.
    Библия полностью отвечает всем этим признакам чистоты. А Коран с нашей точки зрения не выдерживает никакого сравнения со Священным Писанием. Для нас возмутительно и оскорбительно:
    - требование второго выхода замуж, если женщина хочет вернуться к своему бывшему мужу,
    - огромное количество призывов к насилию.
    - лицеприятие Корана: почему пророк имеет привилегии, которые не имеют другие люди.
    Таким образом, мы видим, что нравственные планка Корана гораздо ниже, чем библейские нормы, которые им предшествовали и были автору Корана известны. Поэтому Коран, с нашей точки зрения, Словом Божием не является.

    3. Пророчества;

    Автор Библии находится над временем, Он предсказывает, что произойдет в будущем, т.е. Он вечное существо*. Бог предлагает проверить Себя. «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне [все] с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее» (Ис.44:6-7). 1000 буквально сбывшихся библейских пророчеств (333 сбылись на Христе) это подтверждают.
    Наибольший интерес представляют пророчества, которые исполнились значительно позднее, чем был написан Новый Завет, например,.
    - В день пророка Даниила гибель Садама Хусейна, пытавшегося восстановить Вавилон (Ис.13:19-22), мерзость запустения.
    - рассеивание евреев по всей земле (Зах.7:14),
    - Прославление во всех родах Пресвятой Богоодицы (Лк.1:48),
    - Проповедь Евангелия всем народам (Мф.28:19-20).
    - Насильственное возвращение израильтян в свою землю, постоянная резня, которая там происходит (Вт.28-29),
    - Прор. Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего человеческий разум не мог даже помыслить, и через несколько сот лет после этого Господь наш Иисус Христос родился от Пресв. Девы Марии. Это пророчество было словом Бога всеведущего, а исполнение пророчества - делом Бога всемогущего. Поэтому ев. Матфей, повествуя о рождении Христа, приводит пророчество Исаии: “А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог” (Мф 1:22-23).

    В Коране сбывшихся пророчеств нет. Искл. «римляне были разбиты, но через несколько лет они победят» ср. после окончании бури настанет штиль. Соответственно это не божественный текст.

    Есть в Библии предсказание о пророке Муххамаде. Но не то, на которые любят ссылаться мусульмане, для обоснования своей миссии, «о Пришествии Параклита (Святого Духа)», Который действительно явился в мир спустя пятьдесят дней после воскресения Христа. Мухаммед не является Параклитом (Утешителем), он никого не утешил, а скорее стал виновником великого кровопролития. Он не дух, а плоть. И потому слова Евангелия от Иоанна (главы 14-16) относятся не к нему. Тут вообще первый вопрос: если Писание искажено, то как можно на него ссылаться? Предсказание о Мухаммеде только такое "восстанут лжехристы и лжепророки" (Мф.24:23-24). Никакого нового Откровения после того, как Сам Бог стал Человеком не было и не могло быть (см. послание к Евреям 1).

    4. Чудеса;

    Авторы Библии творили чудеса, т.е. они были свидетелями того, что в них действовала божественная жизнь, сила Божия. Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Самый яркий пример Божьего чуда – творение мира из не сущего признается сначала в Библии, а потом уже в Коране. Но только в Библии есть засвидетельствованные чудеса творения**:
    - Изгнание демонов, проявляется в исправлении жизни, перестает не только рычать, но восстанавливается способность разума.
    - Чудо воскресения мертвых нет в других религиях. Оно не воспроизводимо никем и никогда. 10 воскресений: пр. Илия, пр.Елисей отрока, кости Елисея, НЗ: дочь Иаира сына Наинской вдовы, Лазаря, Сам воскрес, Петр Тавифу, Павел упавшего Ефтихия, мертвые в гробах в момент Распятия.
    - Творения недостающих органов: исцеление слепорожденного, ухо стражника (облегчение людям).
    - Изменение природы веществ: воды в кровь, воды в вино, умножение хлебов.
    Чудеса творения являются признаком истинного слова Божия. Кто творит истинные чудеса, тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и причастен Св. Духу. Такой человек говорит только истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, через него говорит слово Божие. Сам Господь Иисус Христос творил чудеса, которые являлись свидетельством Его Божественного посланничества: “Дела, которые Отец дал мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня” (Ин 5:36).

    5. Могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие, свойственное только Божией силе***.

    а) Могущественное действие христианского учения можно видеть на примере двенадцати апостолов, избранных из людей бедных, неучёных, невысокого общественного положения, однако этим учением они победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства.

    б) Действие слова Божия на человека. Возможно, это наиболее убедительное свидетельство о богодухновенном достоинстве Священного Писания, ибо огромное множество людей различных национальностей, разного звания, образования и состояния под воздействием Слова Божия самым решительным образом изменили свою жизнь, всецело посвятив себя служению Богу. Библейское учение, как в Ветхом так и в Новом завете, обращено к людям разных национальностей.

    в) Верность до смерти. Пример – массовое распространение христианства во время гонений. Библейские пророки, апостолы, святые мученики христианства своей смертью доказали истинность Слова Божия. Пример с о.Даниилом Сысоевым. Библия и сейчас имеет божественную силу. Мы знаем случаи, когда через простое возложение текста Писания люди исцелялись. Божественная сила соприсуща библейскому тексту.

    г) Этот пункт легко проверить, аргумент основан на эксперименте. Не верите, что Библия – Слово Божие, сами попробуйте. Помолитесь, почитайте. Много случаев, когда Бог через Библию открывал Свою волю.

    Вывод: «Фундамент религии не текст, а тот, с кем общаются адепты этой религии. Язычники общаются с демонами, а потому их религия ложная. Христиане общаются непосредственно с Богом, а потому их религия - истина. Ислам не общается лично с Богом, даже сам Мухамед не видел Творца. А раз так, то эта религия ложная. Тем более, что Мухаммед не подтвердил ничем своего мнимого посланничества. Он не оставил ни одного сбывшегося пророчества (несбывшихся было несколько). Он никого не воскресил и не исцелил, а лишь навязывал свою веру силой. Его заповеди гораздо ниже евангельских, да и сам Мухаммед, живший с 9-летней девочкой, грабивший караваны, убивший целое племя своих врагов, не брезговавший обманом и заказными убийствами, никак не может служить образцом праведности». Самый внимательный и непредвзятый взгляд показывает, что именно Библия является неповрежденным Словом Бога, которое сохранилось, ибо сохраняет его Сам Бог всемогущий и сама мысль, что Библия может быть искажена является противной представлению о всемогуществе Бога. С другой стороны, мы считаем, что Муххамед является лжепророком и его Писание является ложным. Человек, который говорит от имени Бога, но не соответствует библейским нормам, не может быть истинным пророком Бога.

    Другие критерии:

    1) Сама Библия утверждает свою боговдохновенность: 1. Что говорит Библия (Пс.2:7), то говорит Бог (Евр.1:5). Что говорит Бог (Быт.12:3), то говорит Библия (Галл.3:8). 2. а также 2 Тим.3:16; 3. Слова «Так сказал Господь» упоминаются в Библии 2500 раз. Только в двух книгах не упоминается имя Бога (Песнь песней и Есфирь);

    2) Практическая мудрость Библии: как стать счастливым в быту, семье, в труде, как ладить с окружающими;

    3) Свидетельства Иисуса Христа, уникальной исторической личности, Ее Божественный авторитет - «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф.4:4). Вечность - «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:17,18). Безошибочность – «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание» (Иоан.10:35).

    4) Точность в вопросах науки (Иов.26:7, Ис.40:22), ранние знания о гигиене.

    5) Религиозный плагиат, который начался с учения гностиков, стремившихся подделать свои оккультные тексты под Евангелия христиан, продолжая Кораном, т.н. Евангелием от Варнавы 15 века, книгой мормонов, современных оккультных откровений, ни одно из которых не может обойтись без украденной библейской цитаты. Покажем на примере Корана. Сам Мухаммад не считал Писания искаженными, а напротив в Коране (2 Сура) отсылал христиан и иудеев к их же книгам в качестве свидетельства. Если бы Писания были с его точки зрения искажены, то он не мог бы ссылаться на них, как на авторитет. Еще за II века до рождения Мухаммеда текст Библии был таким же как и сейчас. А значит, его возражения против Библии - это одновременно возражения против Корана. Все рассказы мусульман о поздних вставках - не более чем выдумка, за которую придется отвечать перед Богом.

    6) Литературное превосходство книг Библии над другими книгами человечества. Именно Библия цитируется, на ее сюжеты пишутся картины, снимаются фильмы.

    **************************************** ************

    *Пророчества

    Деятельность библейских пророков несовместима ни с какой личной корыстью. Согласно Библии, только в чистейшую душу может войти дух премудрости (Книги притч, Соломон). Ощущая себя служителями одного только Бога, пророки вынуждены пророчествовать даже в ущерб себе, (как, например, пророк Иеремия, когда он предсказывал разрушение Иерусалима и плен богоизбранного народа).

    Есть предвидение каких-то событий. Но предвидеть события будущего с определенной степенью вероятности может всякий человек, обладающий научными знаниями, жизненным опытом и интуицией (прогноз погоды). Человек может сделать прогноз, указать тенденции развития. Языческие предсказания имеют своим источником мир падших духов и также могут сбываться.

    Безвозвратная гибель галилейских городов, осужденных Спасителем (Мф. 11, 21-24)

    Описание в какой-либо книге чудес само по себе, естественно, не может убедить в ее богодухновенном достоинстве. В других книгах речь идет о Чудесах управления - могут делать люди, ангелы и бесы. Пример: - исцеление от болезней. Творческие обмены: Один бес меняется на другого. Пример: кодирование от пьянства. Человек прекращает пить, но становиться страшным гордецом или развивается жуткая депрессия, вплоть до самоубийства. В обычной жизни: скандал, звонок по телефону, ласково говорит. Если не восстанавливается здравый смысл, если человек не исправляет свою жизнь, не начинает жить по воле Божией – реального изгнания бесов не состоялось.
    - Гипноз животных: чудо волхвов со змеями.
    - Расщепление месяца в Коране, которое не видели люди, которые не были его адептами. Мухаммед оказывался творить чудеса. Поэтому Коран мы не признаем откровением Бога.

    В отношении к чудесам обнаруживается принципиальная разница между Библией и языческими мифами. Назначение чудес - удивить, поразить воображение человека. Отказавшись сойти с Креста, когда это предлагали Ему иудеи (Мф. 27, 40-42), Господь отверг чудо как средство убеждения. Чудеса Христовы - не принудительные доказательства, а свидетельства, которые, будучи обращены к сердцу и совести человека, не уничтожают его внутренней свободы:"дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне" (Ин. 5, 36). Критерии от Бога ли чудо: ведет ли к исполнению заповедей, соответствует ли воли Божией, ведет ли к покаянию. Таким образом, для Священного Писания важен не сам факт чуда, а его смысл, внутреннее содержание, ибо каждое чудо есть откровение Божие, явление "Царствия Божия, пришедшего в силе" (Мк. 9, 1).

    Важность чудес: «Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лук.7:20-23)

    ***Могущественное распространение

    Нигде не сказано, что Адам был белым или черным. Бог обещал Аврааму: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:18).
    Бог говорит народу завета: «Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами. И сделали все сыны Израилевы: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали» (Исх.12:48-50).
    Молитва мудрого царя Соломона также показательна: «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, - ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, - и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил»(3Цар.8:41-43).
    Бог устами пророка Исайи: «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других» (Ис.56:7,8).
    Пророчество об Иисусе Христе: «Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:5-7).
    Христос дает заповедь нести Евангелие всем народам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:19,20).Апостол Павел: «Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим.3:29,30).

    Что касается апостола Павла, то надо заметить, что атака мусульман против него бьет мимо цели. Все те вещи, которые не нравяться мусульманам в христианстве, есть не только у Павла, но и у Иоанна, и у Петра, и в Евангелии. Что же касается высказываний вашего оппонента о книге Деяний и об апостолах Петре и Павле, то все это называется клеветой. В юриспунденции и в жизни действует презумция невиновности, и все эти утверждения об убийстве Анании являются лишь злонамеренной клеветой, тем паче, что других источников об этом событии, кроме книги Деяний, не существует. Все светские историки признают Луку одним из наиболее аккуратных историков Древнего мира, и его повествования даже в мелочах подтверждаются археологией. Так что вам не надо эти теории опровергать, а надо лишь сказать: "где доказательства вашей лжи?" А если их нет, то надо каждый раз констатировать: "поздравляю вас, господин, соврамши".

    Понятие о богодухновенности. Термин «богодухновенность» (θεόπνευστος [феóпнеустос]) встречается в Библиитолько в 2 Тим.3:16 («Всё Писание богодухновенно…»). Называя Священное Писание богодухновенным, св. ап. Павел излагает общую веру ветхозаветной и новозаветной Церкви в то, что Ветхий Завет был написан под особым вдохновением от Святого Духа (ср. Мф.22:43). Эту же мысль утверждает и св. ап. Пётр: «…Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет.1:21).

    В Ветхом Завете мысль о содействии пророкам Духа Божия в их проповеди выражена достаточно ясно. Например, Господь говорил пророку Моисею: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх.4:12). Подобным образом и другие пророки утверждали, что они говорят от лица Бога Его слова. Пророк и псалмопевец Давид восклицал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар.23:2) . Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил, что Давид пророчествовал Святым Духом (Мк.12:36). То же самое сказано о Давиде в книге Деяний (1:16; 4:25).

    Относительно природы богодухновенности существовало и существует несколько точек зрения:

    -Механистическое понимание или вербализм (от латинского verbum - «слово»), то есть представление о том, что Писание продиктовано Богом и записано слово в слово . В этом случае истинным автором Библии является сам Бог, а человек механически записывает Его речь. Однако Бог никогда не уничтожает свободу и личность человека.

    -Психологическое понимание. Если вербализм минимизирует участие человека в передаче Божественного Откровения, то психологическое понимание низводит Божественное участие к вдохновению, подобному поэтическому . В этом случае Библия становится не Словом Божиим, а чисто человеческим трудом. Однако никакое человеческое вдохновение или интуиция не сможет открыть будущее.

    -Традиционное понимание предполагает неразрывное взаимодействиеволи Божественной и человеческой. Это взаимодействие подобно действию благодати Божией в симфонии с человеческой волей в деле спасения человека.

    -Человеческая сторона Священного Писания проявляется в тех литературных формах, которыми пользовались писатели Библии. По словам блаж. Августина (354-430 гг.), Бог «через человека говорит по-человечески» (О Граде Божием, ХVII, 6). Блаж. Иероним Стридонский (342-419/420 гг.) писал, что «Иеремия кажется грубым в сравнении с Исайей и Осией» (Толк. на Ис.), а свят. Григорий Двоеслов (ок. 540-604 гг.) отмечал, что «красотою стиля Исайя превзошёл всех пророков». В этих отрывках важна мысль о том, что Слово Божие записано в соответствии с индивидуальными особенностями автора , которые ярко проявляются во многих библейских книгах. Однако, несмотря на все особенности авторов, невозможно в Писании найти границу, где кончалось бы Слово Божие, и начиналась бы слово человеческое. Каждое слово в Библии запечатлено Святым Духом.


    Главным свидетельством того, что Библия не только слово человеческое, но и слово Божие, являются пророчества, одни из которых уже исполнились, а другие исполнятся только в будущем. Поэтому Библию можно назвать книгой Богочеловеческой.

    Таким образом, богодухновенность можно определить как особое воздействие Святого Духа на личность писателя, благодаря которому автор, при полном сохранении всех своих сил и при их деятельном проявлении, соответственно целям Домостроительства спасения человека, записывал Слово Божие на конкретном языке, в определённых культурных условиях и в конкретной исторической обстановке, с тем, чтобы по возможности полнее раскрыть Божественное Откровение для народа Божия.

    Конечно, нужно понимать, что в процессе переписывания библейских книг в текст могли вкрасться ошибки. Однако это не противоречит учению о богодухновенности. Автографы библейских книг были богодухновенны, и переписчики старались максимально сохранить текст от описок, особенно в тех местах, где излагались вероучительные истины.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
    Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
    Как вылечить атипичную депрессию